автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Философия науки С.Н. Булгакова

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Калинина, Валентина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Диссертация по философии на тему 'Философия науки С.Н. Булгакова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия науки С.Н. Булгакова"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

743

КАЛИНИНА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА

Философия науки С.Н. Булгакова

Специальность 09.00 08 - философия науки и техники

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург 2007 г.

003058749

Работа выполнена на кафедре философии Санкт-Петербургского госу дарственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им В И Ульянове (Ленина)

Научный руководитель заслуженный деятель науки РФ

доктор философских наук профессор Котенко Виталий Павлова

Официальные оппоненты

доктор философских наук, профессор Пукшанский Борис Яковлева

доктор философских наук, профессор Игнатьева Ирина Федоровнг

Ведущая организация Балтийский государственный технический

университет «Военмех» им Д Ф Устинове

Защита состоится « » c-¿{J*ít^L 2007 года в часов на заседании

диссертационного совета Д 212 232 03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Санкт-Петербургском государ ственном университете по адресу 199034, Санкт-Петербург, ВО, Менделев-ская линия, д 5, философский факультет, ауд /5х/

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им М Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан « Сь/угСиЛ 2007 i

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

ГП Любимов

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования

В современном обществе наблюдается тенденция повышения интереса к фундаментальным и прикладным наукам, способным решать существующие актуальные вопросы, возникающие в различных сферах жизнедеятельности людей В самой науке происходят интенсивные процессы интеграции, следствием которых стало обращение ученых различных областей к философии науки Современные разработки ученых в различных областях науки во всем мире, в том числе и в России, требуют философского осмысления Становление новой естественнонаучной картины мира поднимает методологические проблемы, решение которых возможно в рамках философии науки

В научной литературе слабо освещен исторический аспект русской философии науки, методологические проблемы ее анализа, в частности, при рассмотрении концепций философии науки русских философов конца XIX -начала XX вв Выдающимся представителем этого периода философии является С Н Булгаков Обращение диссертанта к концепции философии науки этого мыслителя будет способствовать более детальному освещению истории философии науки в России Это актуально в свете дискуссий, имеющих место в мировом научном сообществе в настоящее время по вопросу о существовании собственно философии науки в России в XX веке и в более ранние периоды истории российской философии и науки Данное исследование служит доказательством в пользу существования в России в начале XX века философии науки с присущими ей определенными национальными особенностями, что вполне естественно для любой философии

Диссертация имеет научную ценность еще и в том смысле, что, как и любая научная работа, носящая отчасти историософский характер, воспроизводит идеи, умозаключения, концептуальные выводы мыслителей прошлого столетия и, тем самым, позволяет на основе предшествующего опыта опосредованно влиять на современную ситуацию в науке Появляется возможность корректировать эту ситуацию с учетом накопленного опыта Идеи Булгакова в области философии науки, концептуально изложенные в данном

3

исследовании, могут, как нам представляется, выступать в качестве базы или вспомогательного материала при разработке способов решения и собственно решения актуальных вопросов философии науки

Серьезное и глубокое освоение незаслуженно забытого в советский период наследия — творчества русских мыслителей «серебряного века» является сегодня одной из важнейших и актуальных задач философской и общественно-социальной науки в России Рубеж XIX - XX вв, будучи одним из наиболее значимых периодов российской культуры, характеризуется, в частности, духовным обновлением в русской философии и научной революцией, сформировавшей новую естественнонаучную картину мира и ознаменовавшей переход к неклассической науке Русские мыслители предлагали свои оригинальные решения вопросов взаимосвязи науки, религии и философии, тем самым частично удовлетворяя социальные запросы своей эпохи В настоящее время в России происходит ренессанс религиозных взглядов В связи с этим с новой остротой встают проблемы взаимоотношений философии, религии и науки Для уточнения и частичного разрешения проблем правомерным будет обращение к историко-философскому наследию, в частности, к русской религиозной философии и к творчеству С Н Булгакова — крупного философа и богослова, обладавшего синтетическим мировоззрением, в котором уникальным образом сочетались философия, религия и наука

Русская философия науки характеризуется гуманистической и этической направленностью Она акцентирует внимание на аксиологическом и этическом аспектах научного исследования, способствует решению проблемы гуманизации науки, что имеет особое значение, учитывая последние достижения в области естественных наук Новую волну актуальности на сегодняшний день переживают непреходяще важные в науке проблемы происхождения мира, возникновения материи, разума, а также сравнительно новые, имеющие четко выраженный этический аспект - клонирования живых существ, в частности, человека, правомерность эвтаназии и ряд других Эти вопросы нуждаются не только в естественнонаучном, но и в этическом, и в философском осмыслениях Произведения Булгакова пронизывает общая идея совершенствования всех

4

сторон личной и общественной жизни людей, опосредованно он касается вышеперечисленной проблематики Мыслитель не только рассматривает данные вопросы, но и способствуют правильному формулированию новых, которые могут стать актуальными в ближайшем будущем

Степень изученности проблемы

Наследие С Н Булгакова включает в себя 28 томов оригинальных исследований, более 180 статей по философским, богословским и экономическим вопросам Характерно, что С Н Булгаков как философ специально рассматривается только в русскоязычной литературе В западноевропейской же литературе основной упор приходится на характеристику его как религиозного мыслителя, либо его имя упоминается в связи с проблемой судеб русской интеллигенции Из русскоязычной зарубежной литературы проблемы философии С Н Булгакова рассматриваются в труде JIА Зандера, монографии В В Зеньковского, работах Н О Лосского и Г В Флоровского Среди зарубежных работ, частично посвященных философским вопросам творчества С Н Булгакова, следует отметить монографии К Наумова, Ф Помпера Различные аспекты философии СН Булгакова рассматриваются в статьях таких авторов, как A Nichols, A Baker, J Cook Wilson и др

В России творчество философа в советский период рассматривалось главным образом в свете критических высказываний под знаком «классовой борьбы» Данная традиция возводится еще к В И Ленину и его ближайшему окружению Показательными в этом отношении являются статьи Л И Аксельрод, AB Луначарского и др Подобные работы, фактически, положили начало негативно-пристрастному отношению к философии С Н Булгакова, перекочевавшему позднее в советскую марксистскую литературу Идеологические воззрения, господствовавшие в советский период, не позволили должным образом глубоко проанализировать наследие философа Как правило, его имя упоминалось при рассмотрении таких направлений как «легальный марксизм» и либерализм Естественно, что философские и научные проблемы в этих работах менее выражены, чем политические, хотя и занимают определенное

5

место В связи с этим значительный интерес представляет монография В А Кувакина «Религиозная философия в России» (1980) Изучением философского творчества Булгакова в советский период занимались различные исследователи социополитические вопросы рассматривали Н А Балашова, А В Востриков, К С Синютина, JIВ Шариков, К Ф Шацилло, религиозный аспект получил отражение в работах А П Забранюка, В А Малинина, С Н Савельева, Н С Семеккина, О П Целиковой, А Б Черткова, философский вклад Булгакова в опубликование сборника «Вехи» исследовали В Н Дуденков, А И Черных

В последние годы в связи с возросшим интересом к изучению русской философии, философии науки и доступностью ранее закрытых источников появились интересные публикации, посвященные личности Булгакова (И Б Роднянская, В М Лысак), выделению исторических этапов его творчества (В Н Акулинин, В В Сапов), статьи, касающиеся переписки Булгакова (В И Кейдан, М А Колеров, М А Рашковская, В Б Рашковский), раскрывающие его религиозно-философские взгляды (И И Евлампиев, Б В Емельянов, С С Хоружий) Также написано несколько диссертаций, посвященных различным аспектам творчества С Н Булгакова религиозному (Б Н Яблонский, Е И Хохлова, О Ю Ролдугина, А В Щавелев), историософскому (ДА Крылов, И А Треушников, ГФ Гараева), социально-экономическому (И В Зиновьев, В В Гаврилов, В С Бобрышев), антропологическому (А Ф Управителев), философии языка (Ю В Зартайская)

Проблемы философии науки С Н Булгакова непосредственно рассматривают В П Котенко и Р В Федоров в работе «Философия науки и техники в русской философской мысли» (1999) Но в целом, с точки зрения потребностей философии науки, необходимо признать, что работу по изучению наследия С Н Булгакова и других российских мыслителей в данном контексте еще предстоит проделать Изучая творческое наследие С Н Булгакова, а также критическую литературу, диссертант пришел к заключению, что его исследование будет правомерно

Объект и предмет исследования

Объектом данного научного исследования выступает философия науки Предметом исследования в диссертации является концепция философии науки С Н Булгакова

Цель и задачи исследования

Цель данного научного исследования - выявить и систематизировать взгляды С Н Булгакова по проблемам философии науки, опираясь на современную методологию, реконструировать его концепцию философии науки Цель диссертации была достигнута путем решения следующих задач

1) определение социокультурных предпосылок формирования философии науки С Н Булгакова,

2) выявление философских оснований концепции С Н Булгакова,

3) исследование естественнонаучных источников концепции философии науки С Н Булгакова,

4) анализ специфики взглядов С Н Булгакова на философию науки,

5) раскрытие сущности феномена науки,

6) раскрытие содержания концепции науки С Н Булгакова,

7) определение места и роли концепции философии науки С Н Булгакова Положения, выносимые на защиту

1) Социокультурными предпосылками концепции науки С Н Булгакова стали религиозное воспитание, университетское образование, политическая деятельность мыслителя, экономическое развитие страны, исторические процессы в России и в мире, социальный статус и окружение, национально-патриотическую ориентированность философа

2) Философскими основаниями концепции С Н Булгакова являются принципы диалектики, философские принципы, лежащие в основе неклассического естествознания, а также сложная эклектическая совокупность философских идей и принципов марксизма, идеализма и религиозной философии, обеспечивших эвристику научного поиска

3) Естественнонаучными источниками концепции философии науки СН Булгакова послужили открытия в области классического естествознания

7

XVII — XIX вв , заложившие основы механической и электромагнитной картин мира, а также естественнонаучные факты и исследования начала XX века

4) Философия науки рассматривается Булгаковым в двух аспектах — как часть философии знания, изучающая данность науки и методы, и как часть философской антропологии

5) Сущность феномена науки, по С Н Булгакову, заключается в интеллектуальном постижении мира как хозяйства, в понимании науки как части мирового хозяйства и как деятельности Софии, осуществляющейся посредством человека по восстановлению мироздания

6) Содержание концепции науки С Н Булгакова включает в себя осмысление оснований, рассмотрение структуры науки, элементами которой выступают научное знание, научная деятельность, методология, язык науки, научные революции, обнаружение взаимосвязи и взаимной детерминации науки и других сфер духовной жизни общества (религии, философии, морали, искусства), анализ функций науки (познавательной, преобразовательной, социальной)

7) Концепция философии науки С Н Булгакова является результатом оригинального видения русским мыслителем проблем науки, занимает важное место в числе философских концепций науки в России в начале XX века, вносит вклад в развитие философии науки в целом

Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в следующих положениях

1) впервые в рамках философии науки выявлены и всесторонне проанализированы основы философских воззрений С Н Булгакова на науку социокультурные предпосылки, философские основания и естественнонаучные источники философии науки С Н Булгакова,

2) реконструировано и комплексно представлено видение Булгаковым феномена науки, ее сущности, структуры, взаимосвязи с другими сферами духовной жизни, функций науки,

3) содержание концепции философии науки С Н Булгакова выявляется на основе компаративистского подхода с учетом методологии, структуры и содержания современной науки,

4) проанализирована трансформация взглядов С Н Булгакова на науку и философию науки в процессе его творческой эволюции,

5) концепция философии науки С Н Булгакова представлена на основе охвата философского, научного, религиозного наследия мыслителя

Методология и источники исследования

В качестве методологических принципов в настоящем исследовании были использованы принципы единства исторического и логического, развития, детерминизма, системности, компаративистский подход При изложении материала применялись биографический и тематический подходы Биографический подход помог проследить философскую, духовную эволюцию взглядов мыслителя в контексте исторической эпохи Тогда как тематический подход четко ограничил рамки критико-аналитической работы, что, безусловно, повлияло на динамику излагаемого материала Это особенно важно, если учесть, что многие идеи высказывались С Н Булгаковым на протяжсении длительного времени и позднее пересматривались им на новом этапе собственной творческой эволюции

Основными источниками исследования стали произведения, статьи, рецензии и письма самого С Н Булгакова, а также воспоминания его современников В источниковедческую базу диссертации вошли положения и выводы российских и зарубежных философов и науковедов, посвященные творчеству С Н Булгакова и российской философии науки в целом В работе были использованы различные философские трактаты, науковедческие исследования, монографии и статьи по истории и философии науки

Научно-теоретическая значимость работы

Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование в области философии науки позволяет более полноценно отразить историческое развитие российской философии науки и философии науки в целом, что, в свою очередь, способствует становлению современных

9

философской и научной картин мира Перспективный аспект изучения философии науки Булгакова заключается и в том, что оно дает возможность выявить логику ассимиляции идеалов и норм научного дискурса, способствует открытию новых поворотов в развитии научной реальности, осуществлению поиска новых моделей развития истории науки и философии науки Практическая значимость результатов исследования Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности использования их при изучении русской философской и общественной мысли, в научной и педагогической работе при чтении лекций, проведении практических занятий по философии, а также в рамках курсов по истории и философии науки для аспирантов и магистров, специальных курсов по русской религиозной философии Апробация диссертации

Различные аспекты диссертации выносились на обсуждение автором на научно-практических конференциях в 2004 - 2006 гт в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ», в ходе работы круглых столов на семинарах по философским проблемам в СПбГУ, на ежегодных конференциях в рамках «Дней Санкт-Петербургской философии»

Диссертация обсуждена на кафедре философии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и рекомендована к защите

Отдельные положения диссертационного исследования отражены в публикациях соискателя общим объемом 1,6 п л Структура диссертационной работы

Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности в историко-философской литературе, формулируются цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, методология и источники

10

исследования, научная новизна, практическая и теоретическая значимость работы, структура исследования

В первой главе «Основы философско-научных воззрений С Н. Булгакова» рассматриваются социокультурные предпосылки формирования философии науки С Н Булгакова, а также философские основания и естественнонаучные источники его концепции философии науки

В первом параграфе «Социокультурные предпосылки формирования концепции философии науки С.Н Булгакова» анализируется влияние исторического контекста, социальной среды, культурной ситуации в обществе на формирование взглядов С Н Булгакова в области философии науки

Диссертант, исследуя социокультурные предпосылки формирования концепции философии науки С Н Булгакова, считает, что такой подход способствует рассмотрению последней как системного явления, позволяет увидеть картину ее развития многомерно

Для того чтобы лучше понять творческий путь этого выдающегося мыслителя, соискатель обращается к историческим условиям формирования его мировоззрения Основы религиозного воззрения Сергея Николаевича Булгакова (1871 - 1944 гт) на мир были заложены в раннем детстве и стали основной доминантой его творчества в зрелые годы Нормы и ценности православия, привитые Булгакову в процессе религиозного семейного воспитания, стали важной социокультурной предпосылкой его философско-научной деятельности Содержание концепции философии науки, понимание целей деятельности научного сообщества, этики ученого, представление о софийности процесса познания, безусловно, в определенной степени детерминировано этим социокультурным фактором

После религиозного кризиса в биографии философа наступает длительный период атеистического материализма Идеи формирования справедливого общества в России, примата общественного над индивидуальным выступают в роли социокультурных предпосылок его концепции философии науки Наука понимается как общественный трудовой процесс, субъектом которого является все человечество

При осмыслении социокультурных предпосылок концепции философии науки Булгакова диссертант акцентирует внимание на экономическом развитии страны и прогрессе в сфере производства, которые являлись главным источником развития онтологических моделей в структуре научной картины мира Потребность общества в качественно новом этапе развития страны обусловливали развитие философии науки в целом, в том числе, актуальность и необходимость возникновения концепции философии науки Булгакова

Производство у Булгакова является одной из самых важных хозяйственных функций в концепции хозяйства, развиваемой им в книге «Философия хозяйства» (1912) Мыслитель, будучи на протяжении длительного времени марксистом по убеждениям, связывает развитие социальных и естественных наук не просто с природой, а с природой, вовлеченной в человеческую практику, в производство Производство может влиять на развитие науки непосредственным образом и при помощи различного рода технических конструкций, которые выступают в качестве исходной базы научного анализа и теоретических построений Производство побуждает науку решать определенные технические задачи Практическое применение научных знаний стимулирует развитие теоретических построений и дает пищу для философии науки Соискатель раскрывает важный аспект философии науки Булгакова — взаимоотношение науки и общества — взаимную детерминацию наука детерминирована социальными процессами и наоборот

По мнению диссертанта, важной социокультурной предпосылкой формирования философско-научной концепции стала также для Булгакова его политическая деятельность С Н Булгаков был видным политиком, депутатом II Государственной Думы В разные периоды Булгаков находился под влиянием различных политических течений Политические процессы, имевшие место в российском обществе начала XX века, оказали значительное влияние на формирование концепции философии науки Булгакова Это выразилось в серьезном внимании, которое мыслитель уделил социологии, политическим наукам, анализу их внутренней структуры, методологии, взаимодействия с другими типами знания, рассмотрению их места и роли в системе общественных

12

отношений Изменения в социальном положении и в мироощущении в связи с революцией 1917 г и принятием священства в 1918 г повлияли на отношение Булгакова к науке Его высказывания в адрес науки в этот период становятся более радикальными и пессимистичными С точки зрения соискателя, это было отражением общего пессимистического настроя Булгакова в этот период общественных и личностных потрясений

Дружба С.Н Булгакова с НА Бердяевым, П А Флоренским, Е А Трубецким, многочисленные знакомства с представителями интеллектуальной элиты способствовали формированию его мировоззрения и оказывали взаимное влияние на умы мыслителей Социальное окружение выступает в качестве социокультурной предпосылки его концепции философии науки

Во все периоды творчества Булгакова принципы национализма,

патриотизма и гуманизма выступали, полагает диссертант, как социокультурные

предпосылки философско-научной деятельности Булгакова

Научная работа, творческий поиск невозможны без учета такой

социокультурной предпосылки как моральные нормы научной деятельности В

начале XX века в науке возросло значение моральных критериев Жизнь

человека постулируется Булгаковым как высшая ценность

Во втором параграфе первой главы «Философские основания концепции

философии науки С.Н. Булгакова» анализируются истоки его философских

воззрений, исследуются философские основания его концепции

Под философскими основаниями науки диссертант понимает совокупность

идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические,

гносеологические и методологические принципы научного познания

Соискатель выделяет две группы философских оснований концепции

С.Н Булгакова онтологические и эпистемологические В качестве

онтологических оснований концепции философии науки Булгакова диссертант

рассматривает принципы диалектики принцип универсальной связи явлений,

единства противоположностей и развития через диалектические отрицания При

построении своей концепции Булгаков использует также принципы историзма,

13

системности Философскими основаниями его концепции наряду с принципом системности выступают принципы структурированности, целостности

В своей концепции философии науки он при описании физических явлений опирается на принцип единства противоположностей и принцип изменчивости При осмыслении феномена материи Булгаков учитывает в самом общем смысле философский принцип единства, а именно единство основных видов материи — вещества и поля, принцип единства материи и силы (использованный М Фарадеем для объяснения электромагнитной теории), принцип единства материального и идеального в контексте человеческого бытия

Важным основанием концепции философии науки Булгакова является принцип детерминизма В понимании Булгаковым сущности причино-следственной связи присутствуют признание реальности вероятностей, статистическая детерминация случайности, что характерно для неклассического естествознания

Диссертант использует распространенное в современной литературе выделение следующих периодов творческой эволюции С Н Булгакова легальный марксизм (1896 - 1900 гт), переходный период (1901 — 1903 гг), религиозно-философский период (1904 - начало 1920-х гг), богословский (с начала 20-х гг ) На каждом этапе своего творчества Булгаков мыслил в рамках определенной философской парадигмы Поэтому философскими основаниями его концепции стали в различные периоды его творчества основополагающие принципы марксизма, идеализма и религиозной философии На раннем этапе творческой эволюции С Н Булгакова философскими основаниями его концепции философии науки стали принципы марксизма Принципы материалистического понимания истории, социального детерминизма используются в качестве онтологических оснований его концепции науки и философии науки, принцип научного объективизма является одним из эпистемологических оснований его концепции

Формирование Булгакова как философа ознаменовалось повышенным интересом к немецкой классической философии, в частности, к философии

Ф Шеллинга, И Канта, и к русской религиозной философии, в том числе, к воззрениям Вл Соловьева, П А Флоренского

Сильное влияние на Булгакова оказала концепция трансцендентального идеализма Шеллинга Булгаков заимствует у Шеллинга принципы тождества, натурализма, мистицизма и использует их при осмыслении феномена науки в трактовке немецкого философа, о чем свидетельствуют обширные цитаты из его произведений Понимание важности роли субъекта научного познания, человека, было обусловлено влиянием философии Шеллинга и Вл Соловьева на мировоззрение Булгакова Важно отметить антропологизм и антропоцентризм как философские основания философии науки Булгакова

Некоторые идеи русской религиозной философии вошли в число онтологических оснований концепции философии науки С Н Булгакова, например, принцип всеединства, органической взаимосвязи предметов и явлений реального мира, воспринятый мыслителем от Вл Соловьева Под влиянием идей Вл Соловьева и П А Флоренского важным принципом философии науки Булгакова стал принцип софийности мира Онтологическим философским основанием науки в концепции Булгакова выступает принцип эсхатологизма Наука, как и человеческая история, для мыслителя конечна

Влияние русской религиозной философии и немецкой классической философии выявляется при исследовании эпистемологических оснований концепции Булгакова, например, в наделении науки определенной долей иррациональности К эпистемологическим философским основаниям концепции философии науки С Н Булгакова, считает соискатель, следует отнести принципы рационализма, критичности, синтетичности, трансценденталыюсти, антиномизма Этими принципами мыслитель стал руководствоваться под влиянием идей И Канта Критицизм Канта дал Булгакову общий план для его концепции философии науки Задачу философской критики Булгаков видел, прежде всего, в том, чтобы разбить «наивный догматизм» и, поставив его под вопрос, сделать предметом особого исследования Диссертант считает, что на исследуемую концепцию философии науки оказали также влияние идеи

оилософии Марбургской школы, воздействие которой на свое мировоззрение Булгаков неоднократно отмечал

Эпистемологическими основаниями науки становятся у Булгакова диалектические принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, а также принцип эмпирической проверяемости, основной для естественных наук

В третьем параграфе первой главы «Естественнонаучные источники формирования концепции философии науки С.Н. Булгакова» рассматриваются «стественнонаучные открытия, факты, на которых основывается концепция философии науки С Н Булгакова

Диссертант показывает, что одним из основных естественнонаучных источников концепции философии науки Булгакова стало открытие электромагнитного поля М Фарадеем и Дж Максвеллом Открытие альтернативного веществу вида материи дало богатый материал для философского осмысления ее сущности, что нашло свое отражение в концепции философии науки Булгакова Философ жил в эпоху крупнейших научных открытий А Эйнштейна, М Планка, Н Бора, В Гейзенберга, Э Шредингера Они стимулировали разработку философско-научной концепции Булгакова Целитель был свидетелем зарождения квантово-полевой картины мира и г.ытался внести свой философский вклад в ее формирование В России XIX — XX вв естествознание шагнуло вперед благодаря открытиям выдающихся ученых-естествоиспытателей, работавших в Академии наук, в университетах, в лабораториях промышленных предприятий Булгаков был знаком с открытиями Д И Менделеева, И П Павлова, А.С Попова, естественнонаучными р сследованиями П А Флоренского и многих других своих современников

Естественнонаучными источниками концепции философии науки Булгакова стали открытия в области физики и астрономии XVII - XVIII вв И Ньютона, Г. Галилея, П С Лапласа, И Канта, заложившие основы механистической картины мира Булгаков дает философское резюме научным открытиям, оперирует эмпирическими фактами и выводами естественнонаучных теорий, конструктивно их критикует

Связующим звеном между философскими концепциями и научными проблемами и представлениями традиционно выступают логика и математика Булгаков приводит воззрения выдающихся математиков, в частности А Пуанкаре, обращается к постулатам неевклидовых геометрий Н И Лобачевского и Г Ф Б Римана

Можно сделать вывод, что глубокое знание истории науки, понимание сущности естественнонаучных открытий, знакомство с современными ему данными естественных наук, с актуальными в его время проблемами естествознания, позволили Булгакову, являвшемуся современником ряда глобальных естественнонаучных открытий, философски осмыслить происходящие в науке трансформации и сформировать свое концептуальное видение проблем философии науки

Во второй главе «Сущность и содержание концепции философии науки С.Н. Булгакова» рассматривается специфика взглядов мыслителя на науку и философию науки, структура, классификация, функции науки, видение Булгаковым взаимосвязи науки с другими формами духовного освоения мира

В первом параграфе второй главы «Понятие феномена науки и философии науки» диссертант раскрывает понимание Булгаковым сущности науки и философии науки Мыслитель определяет науку как трудовой процесс, направленный на производство идеальных ценностей - знаний, по разным причинам нужных или полезных для человека Соискатель показывает, что рассмотрение феномена науки у Булгакова структурировано Анализ науки русский философ начинает с выявления ее онтологического статуса определения понятия «наука», выявления смысла ее бытия, ее сущности Мыслитель считает науку частью мирового хозяйства Он рассматривает ее как деятельность, как процесс интеллектуального производства и более широко — как способ человеческого существования. Наука является у Булгакова одновременно и социальным, и гносеологическим феноменом Генезис научных идей видится мыслителю сквозь призму учения о Софии - Премудрости Божией Будучи единством natura naturalis и natura naturata, человек, творя, воспроизводит предвечные идеи, образующие идеальный организм Божественной Софии Таким

17

образом, наука в своем онтологическом основании оказывается софийной Это возможно только благодаря причастности человека к обоим мирам, Софии и эмпирии Согласно Булгакову, наука и другие проявления хозяйства есть не что иное, как деятельность Софии, осуществляющаяся посредством человека по восстановлению мироздания Восстановление мироздания - окончательная цель хозяйства в целом, и науки - в частности, но уже выходящая за их узкие пределы Эта цель задает ориентиры движению, развитию, прогрессу науки

Важным гносеологическим вопросом для Булгакова является вопрос об истинности научного знания, о самой возможности существования истины Философ отказывает науке в возможности постижения абсолютной истины -Логоса мира Как онтологически, так и гносеологически наука причастна к Софии, мировой мудрости, и своей реальной конечной целью имеет обнаружение софийности мира, идеальная цель - создание системы цельного знания

Определенное внимание соискатель уделяет анализу взглядов Булгакова на аксиологический аспект науки Булгаков считает, что основой прогресса, в том числе и научного, служит нравственная свобода человеческой личности и ее абсолютная ценность, разум, правящий миром и историей, и, в конечном счете, нравственный миропорядок В свою очередь, наука должна способствовать совершенствованию личности, наука самоценна

Философия науки является у Булгакова, с одной стороны, частью философии знания Философская рефлексия осуществляется уже по поводу свершившегося факта знания С другой стороны, Булгаков определяет философию науки как отдел философской антропологии Диссертант раскрывает понимание Булгаковым науки и философии науки как атрибутов и орудий человека, которые субъект создает для тех или иных задач Наука и философия науки антропологичны Научные знания, религия, метафизическое мышление не составляют какую-то последовательность в процессе познания Они существуют одновременно и отвечают основным духовным потребностям человека Жизнь, человек порождают науку Для философского осмысления науки нужно обратиться к пониманию человека

Диссертант делает вывод о специфичности видения Булгаковым феномена науки, оригинальности его концепции философии науки

Во втором параграфе второй главы «Структура и классификация науки» соискатель исследует структуру науки и классификацию наук в концепции Булгакова В качестве структурных элементов науки Булгаков выделяет научную деятельность, научное знание, методологию науки, язык науки, научные революции В число компонентов научной деятельности входят субъект и объект науки, соответственно, человек и окружающий его мир Они занимают центральное место в структуре науки и философии науки Булгакова Являясь представителем неклассического этапа развития науки, философ отстаивает один из его основных постулатов - включенность субъекта в процесс познания Исходя из тезиса о единстве субъекта и объекта, Булгаков понимает знание как результат их взаимосвязи Мыслитель приходит к идее единого знающего субъекта — Мировой Души, под которой он подразумевает Софию -Божественную мудрость Человечество познает окружающий его мир, сливаясь с ним в процессе познания Истинное знание, считает Булгаков, возможно только через единение субъекта и объекта в процессе научной деятельности

Исходной посылкой для анализа научной деятельности следует считать соотнесенность научного знания с истиной Булгаков исходит из того факта, что специализация наук приводит к дроблению истины на множество частных, которые даже несовместимы друг с другом В этом случае встает вопрос, нужна ли наука вообще? Ответить на него можно лишь с помощью философского анализа

Обращаясь к анализу Булгаковым истории гносеологии, диссертант рассматривает концепции, которые находятся в поле зрения мыслителя рационалистко-дедуктивную, эмпиристско-индуктивную и выступающую в качестве альтернативной им - концепцию познания Канта Булгаков использует их при рассмотрении вопросов методологии науки

Важным элементом структуры науки Булгакова является язык науки, о котором мыслитель рассуждает как о самом могучем орудии культуры, в котором запечатлевается душа нации Диссертант анализирует видение

19

Булгаковым проблем языка науки и философии науки, а также обращает внимание на специфику и оригинальность терминологии самого философа

Булгаков рассматривает несколько примеров научных революций, в частности, глобальных революции в XVII в, приведшей к формированию механической картины мира и революции в начале XIX в , когда сформировалась глектромагнитная картина мира Он исследует также частнонаучные революции II области математики, связанные с открытиями Р Декарта, ПС Лапласа, Л Пуанкаре, в области физики - с именами И. Ньютона, М Фарадея и Дж Максвелла, астрономии — Н Коперника, Г Галилея, И Канта, в геометрии -Н И Лобачевского, Г Ф Б Римана, и др.

Решение проблемы классификации наук, в силу все возрастающей с пециализации научного знания, представляется Булгакову весьма сложным Он утверждает, что растущая специализация есть закон развития науки Научный же синтез всех наук в одну единую науку — это утопия Наука не может существовать без эмпирии Сущность же последней — множественна Обращаясь I истории науки, Булгаков критикует классификации О Конта и Г Спенсера

В целом, Булгаков делит науки на позитивные (естественные, точные) и социальные В рамках социальных наук, Булгаков выделяет науки о культуре

Науки объединяются, считает Булгаков, формально-логическими приемами образования понятий, своим «методизмом» Науки объединяются и за счет единства своего трансцендентального субъекта — человечества, и своего субстрата - жизни Так как в основу классификации наук у Булгакова положена методология наук, то науки не только объединяются посредством методологии, ь о и отличаются своими специфическими методами исследования

Диссертант делает вывод, что структурные компоненты науки, выделяемые Булгаковым, и классификация наук частично совпадают с представлением о структуре и классификации в современной науке Степень разработанности и глубина исследования различных компонентов науки неравномерны

В третьем параграфе второй главы «Наука и другие формы духовного освоения мира» соискатель анализирует понимание Булгаковым проблем

20

взаимосвязи науки и других форм духовного освоения мира — философии, религии, политики, права, морали, искусства

Различие между наукой и философией, полагает Булгаков, заключается не в объекте исследования, а в методах Наука склонна к детализации, а философия к интеграции знания Мифотворческий характер философии отличает ее от науки Мыслитель считает справедливым противопоставлять философию и науку как два разных направления мышления и познания С другой стороны, Булгаков отмечает их сходство в вопросе генезиса — обе порождены греховной расщепленностью бытия и не способны познать абсолютную истину, они лишь частично постигают софийность бытия

В контексте рассмотрения вопроса о взаимосвязи науки и философии мыслитель рассуждает и о философии науки как отдельной отрасли познания, уже одним своим существованием доказывающей наличие этой взаимосвязи Специфика науки, по Булгакову, заключается в том, что наука спрашивает об условиях чувственного бытия, философия - об условиях науки, отсюда и возникает, собственно, философия науки

Между наукой и религией Булгаков видит много различий онтологического, гносеологического, методологического характера Но мыслитель считает неправильным полностью противопоставлять эти два мировоззрения, если речь идет об одном человеке, ученом, исследователе Булгаков употребляет термин «научное благочестие» для характеристики верующего ученого Последнее словосочетание мыслится им как алогическое, что само по себе означает для Булгакова близость к высшему проявлению истины - Логосу

Этические проблемы науки Булгаков относит к эсхатологии хозяйства Не этика служит для него основой решения проблем философии науки, напротив, автор хочет логически вывести этику из основных положений его концепции философии науки Наука есть явление нравственного мира Знание и исполнение нравственных предписаний являются для мыслителя залогом истинного прогресса в научной и других сферах человеческой деятельности Одной из

таких сфер является искусство Булгаков выступает за христианское творчество, возникающее в лоне церкви Наука и искусство объединяются у Булгакова своей общей преобразовательной функцией София открывается в мире как красота, которая есть ощутимая софийность мира Потому искусство непосредственнее, нежели философия и наука, знает Софию Если религия есть прямое самосвидетельство и самодоказательство Бога, то именно искусство, полагает Булгаков, понимаемое как красота, есть самодоказательство Софии.

Взаимосвязь науки и политики Булгаков иллюстрирует на примере социализма, который возник как теоретический конструкт на стыке социальных и политических наук, а затем реализовался на практике Анализ социализма как учения приводит Булгакова к теологизации всего марксизма

Можно сделать вывод, что соотношение науки и других форм духовного освоения мира Булгаков рассматривает как гармоничное сочетание всех форм духовного освоения мира, которое обеспечивает прогресс в материальной и духовной культуре общества Стержнем научного и любого другого прогресса, согласно Булгакову, является религиозная вера, которая придает смысл и задает вектор развития человечества

В четвертом параграфе «Функции науки» широкое видение Булгаковым функций науки диссертант сводит к трем основным функциям, выделяемым в современной науке — познавательной, преобразовательной и социальной, но при этом наполняет их специфически булгаковским пониманием Познавательная функция науки заключается в выработке и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности Познавательная функция, отмечает Булгаков, непосредственно нужна для обработки понятий опыта Реальная функция науки, с точки зрения мыслителя, состоит в том, чтобы быть ответом на вопрос жизни, предшествующий науке Науке отказано в полноценном постижении Логоса мира Все это частично компрометирует познавательную функцию науки

Булгаков вскрывает преобразовательную функцию науки, которая состоит

в восстановлении единства natura naturans и natura naturata Наука — порождение

жизни, а цель жизни - победить смерть Поддерживать в мире жизнь и вести

22

непрестанную борьбу со смертью — главная задача человеческой деятельности, в том числе, и научной В рамках преобразовательной деятельности Булгаков выделяет организаторскую функцию науки Мыслитель полагает, что наука дифференцирует материю, устанавливает закономерности и тем самым создает порядок из хаоса Наука идеально организует мир как объект

Булгаков указывает на социальную функцию науки и говорит о механизме социального воздействия науки, техники и технологии на общество Это воздействие осуществляется, прежде всего, через производительность труда, через специализацию средств труда и путем реализации трудовых функций человека с помощью технических средств Наука как часть хозяйства стремится перерасти себя, стать культурой, стать не только научным и техническим овладением мира, но и проникнуть во все остальные сферы освоения мира И здесь познавательная и преобразовательная функции науки органически соединяются с социальной Выделяет Булгаков и проблему детерминации самой науки социумом

Осмысление функций науки Булгаковым в рамках его концепции философии науки имеет непреходящую ценность, так как способствует углублению нашего понимания феномена науки и обогащает содержание философии науки

Резюмируя изложенное во второй главе диссертации, соискатель делает вывод о том, что философское осмысление проблем науки Булгаковым многогранно, весьма специфично и этим ценно Оно носит четко выраженный концептуальный характер, представляет собой целостный, глубокий научно-философский анализ феномена науки

В заключении диссертант делает вывод о том, что Булгаковым разработана оригинальная концепция философии науки, которая имеет социокультурные предпосылки, философские основания и естественнонаучную базу Соискатель полагает, что на протяжении творческого пути Булгакова понимание сущности феномена науки и сама концепция философии науки частично видоизменялись Эти трансформации отражают научно-философский поиск мыслителя, обусловленный в значительной степени сменой научной

23

картины мира Частое возвращение к проблематике философии науки, ее уточнение, углубление свидетельствуют об осознании Булгаковым значимости отого раздела философии и его заинтересованности в данном вопросе Внимание Булгакова привлекают, прежде всего, проблемы оснований науки, пзаимодействия философии и научной деятельности, науки и религии Концепция философии науки Булгакова делает сильный акцент на £ ксиологическом аспекте науки Наука оказывается включенной в мировой процесс борьбы жизни со смертью, средством человека для преодоления хаоса и госстановления порядка и гармонии мира

Проведенный ретроспективный анализ философии науки С Н Булгакова способствует более глубокому пониманию и уяснению ценности философского i аследия начала XX века для развития науки

Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в следующих публикациях

1 Калинина В В Основные проблемы философии науки С Н Булгакова // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ», серия «Гуманитарные науки», вып 2 2005 С 58-63 (Статья, объем 0,5 п л ),

2 Калинина В В Социальная детерминация философии науки // №вестия СПбГЭТУ «ЛЭТИ», серия «Гуманитарные науки» Вып 2 2004 С 4249. (Статья, объем 0,5 п л ),

3 Калинина В В Понятие субстанции в рационализме Декарта, Спинозы, Лейбница компаративистский подход // Современная наука проблемы и дискуссии — компаративистский подход Материалы научной конференции СПб, 27 - 28 января, 2005 г - СПб , 2005 С 92 - 95. (Тезисы, объем 0,2 п л),

4 Калинина В.В. Учение о языке в философии С Н Булгакова // VI Международная научная конференция Информация — Коммуникация -Общество (ИКО - 2005) Тезисы докладов и выступлений СПб, 15-16 ноября, 2Э05 г.-СПб,2005 С 87-89 (Тезисы,объем0,2п л.),

5 Калинина В В Философия науки Н.А Бердяева // Дни Петербургской философии 2003 Материалы круглых столов Философия науки и техники - СПб . Изд-во СПбГУ, 2004 С 96-97 (Тезисы, объем 0,2 п л )

Подписано в печать 12 04 07 Формат 60*84 1/16 Бумага офсетная Печать офсетная Печ л 1,5 Тираж 100 экз Заказ 18

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Издательства СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

Издательство СПбГЭТУ "ЛЭТИ" 197376, С-Петербург, ул Проф Попова, 5

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Калинина, Валентина Васильевна

Введение.

Глава 1. Основы философско-научных воззрений С.Н. Булгакова.

1.1. Социокультурные предпосылки формирования концепции философии науки С.Н. Булгакова.

1.2. Философские основания концепции философии науки

С.Н. Булгакова.

1.3. Естественнонаучные источники формирования концепции философии науки С.Н. Булгакова.

Глава 2. Сущность и содержание концепции философии науки

С.Н. Булгакова.

2.1 Понятие феномена науки и философии науки.

2.2 Структура и классификация науки.

2.3 Наука и другие формы духовного освоения мира.

2.4 Функции науки.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Калинина, Валентина Васильевна

Актуальность темы исследования

В современном обществе наблюдается тенденция повышения интереса к фундаментальным и прикладным наукам, способным решать существующие актуальные вопросы, возникающие в различных сферах жизнедеятельности людей. В самой науке происходят интенсивные процессы интеграции, следствием которых стало обращение ученых различных областей к философии науки. Современные разработки ученых в различных областях науки во всем мире, в том числе и в России, требуют философского осмысления. Становление новой естественнонаучной картины мира поднимает методологические проблемы, решение которых возможно в рамках философии науки.

В научной литературе слабо освещен исторический аспект русской философии науки, методологические проблемы ее анализа, в частности, при рассмотрении концепций философии науки русских философов конца XIX -начала XX вв. Выдающимся представителем этого периода философии является С.Н. Булгаков. Обращение диссертанта к концепции философии науки этого мыслителя будет способствовать более детальному освещению истории философии науки в России. Это актуально в свете дискуссий, имеющих место в мировом научном сообществе в настоящее время по вопросу о существовании собственно философии науки в России в XX веке и в более ранние периоды истории российской философии и науки. Данное исследование служит доказательством в пользу существования в России в начале XX века философии науки с присущими ей определенными национальными особенностями, что вполне естественно для любой философии.

Диссертация имеет научную ценность еще и в том смысле, что, как и любая научная работа, носящая отчасти историософский характер, воспроизводит идеи, умозаключения, концептуальные выводы мыслителей прошлого столетия и, тем самым, позволяет на основе предшествующего опыта опосредованно влиять на современную ситуацию в науке. Появляется возможность корректировать эту ситуацию с учетом накопленного опыта. Идеи Булгакова в области философии науки, концептуально изложенные в данном исследовании, могут, как нам представляется, выступать в качестве базы или вспомогательного материала при разработке и решении актуальных вопросов философии науки.

Серьезное и глубокое освоение незаслуженно забытого в советский период наследия - творчества русских мыслителей «серебряного века» является сегодня одной из важнейших и актуальных задач философской и общественно-социальной науки в России. Рубеж XIX - XX вв., будучи одним из наиболее значимых периодов российской культуры, характеризуется, в частности, духовным обновлением в русской философии и научной революцией, сформировавшей новую естественнонаучную картину мира и ознаменовавшей переход к неклассической науке. Русские мыслители предлагали свои оригинальные решения вопросов взаимосвязи науки, религии и философии, тем самым частично удовлетворяя социальные запросы своей эпохи. В настоящее время в России происходит ренессанс религиозных взглядов. В связи с этим с новой остротой встают проблемы взаимоотношений философии, религии и науки. Для уточнения и частичного разрешения проблем правомерным будет обращение к историко-философскому наследию, в частности, к русской религиозной философии и к творчеству С.Н. Булгакова - крупного философа и богослова, обладавшего синтетическим мировоззрением, в котором уникальным образом сочетались философия, религия и наука.

Русская философия науки характеризуется гуманистической и этической направленностью. Она акцентирует внимание на аксиологическом и этическом аспектах научного исследования, способствует решению проблемы гуманизации науки, что имеет особое значение, учитывая последние достижения в области естественных наук. Новую волну актуальности на сегодняшний день переживают непреходяще важные в науке проблемы происхождения мира, возникновения материи, разума, а также сравнительно новые, имеющие четко выраженный этический аспект - клонирования живых существ, в частности, человека, правомерность эвтаназии и ряд других. Эти вопросы нуждаются не только в естественнонаучном, но и в этическом, и в философском осмыслениях. Произведения Булгакова пронизывает общая идея совершенствования всех сторон личной и общественной жизни людей, опосредованно он касается вышеперечисленной проблематики. Мыслитель не только рассматривает сложные мировоззренческие вопросы, но и способствуют правильному формулированию новых, которые могут стать актуальными в ближайшем будущем.

Степень изученности проблемы

Наследие С.Н. Булгакова включает в себя 28 томов оригинальных исследований, более 180 статей по философским, богословским и экономическим вопросам. По мнению его ученика JT.A. Зандера, «.мы имеем дело с его богословским и философским творчеством, закрепленным в его печатных (отчасти ненапечатанных) трудах и представлениях - по своему внутреннему устремлению и философскому пафосу - цельное единство, позволяющее нам говорить о его системе. С этой точки зрения его мысль должна быть изучаема вне времени и независимо от исторической обстановки; как мыслитель о. Сергий является современником великих философов и богословов прошлого, и значение его творений выясняется именно из их сопоставления с этими «вечными» вехами человеческой мысли»1. Характерно, что С.Н. Булгаков как философ специально рассматривается только в русскоязычной литературе. В западноевропейской же литературе основной упор приходится на характеристику его как религиозного мыслителя, либо его имя упоминается в связи с проблемой судеб русской интеллигенции. Из русскоязычной зарубежной литературы

1 Зандер Л.А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). В 2-х т. Т. 1. - Париж: YMCA-Press, 1948. C.1I. проблемы философии С.Н. Булгакова рассматриваются в труде JI.A. Зандера, монографии В.В. Зеньковского, работах Н.О. Лосского и Г.В. Флоровского. Среди зарубежных работ, посвященных, в частности, философским вопросам творчества С.Н. Булгакова, следует отметить монографии К. Наумова, Ф. Помпера. Различные аспекты философии С.Н. Булгакова рассматриваются в статьях таких авторов, как A. Nichols, A. Baker, J. Cook Wilson и др.

В России творчество философа в советский период рассматривалось главным образом в свете критических высказываний под знаком «классовой борьбы». Данная традиция возводится еще к В.И. Ленину и его ближайшему окружению. Показательными в этом отношении являются статьи Л.И Аксельрод, А.В. Луначарского и др. Подобные работы, фактически, положили начало негативно-пристрастному отношению к философии С.Н. Булгакова, перекочевавшему позднее в советскую марксистскую литературу. Идеологические воззрения, господствовавшие в советский период, не позволили должным образом глубоко проанализировать наследие философа. Как правило, его имя упоминалось при рассмотрении таких направлений как «легальный марксизм» и либерализм. Естественно, что философские и научные проблемы в этих работах менее выражены, чем политические, хотя и занимают определенное место. В связи с этим значительный интерес представляет монография В.А. Кувакина «Религиозная философия в России» (1980). Изучением философского творчества Булгакова в советский период занимались различные исследователи: социополитические вопросы рассматривали Н.А. Балашова,

A.В. Востриков, К.С. Синютина, Л.В. Шариков, К.Ф. Шацилло; религиозный аспект получил отражение в работах А.П. Забранюка,

B.А. Малинина, С.Н. Савельева, Н.С. Семеккина, О.П. Целиковой, А.Б. Черткова; философский вклад Булгакова в опубликование сборника «Вехи» исследовали В.Н. Дуденков, А.И. Черных.

В последние годы в связи с возросшим интересом к изучению русской философии, философии науки и доступностью ранее закрытых источников появились интересные публикации, посвященные личности Булгакова (И.Б. Роднянская, В.М. Лысак); выделению исторических этапов его творчества (В.Н. Акулинин, В.В. Сапов); статьи, касающиеся переписки Булгакова (В.И. Кейдан, М.А. Колеров, М.А. Рашковская, В.Б. Рашковский); раскрывающие его религиозно-философские взгляды (И.И. Евлампиев, Б.В. Емельянов, С.С. Хоружий). Также написано несколько диссертаций, посвященных различным аспектам творчества С.Н. Булгакова: религиозному (Б.Н. Яблонский, Е.И. Хохлова, О.Ю. Ролдугина,

A.В. Щавелев); историософскому (Д.А. Крылов, И.А. Треушников, Г.Ф. Гараева); социально-экономическому (И.В. Зиновьев, В.В. Гаврилов,

B.C. Бобрышев); антропологическому (А.Ф. Управителев); философии языка (Ю.В. Зартайская).

Проблемы философии науки С.Н. Булгакова непосредственно рассматривают В.П. Котенко и Р.В. Федоров в работе «Философия науки и техники в русской философской мысли» (1999). Но в целом, с точки зрения потребностей философии науки, необходимо признать, что работу по изучению наследия С.Н. Булгакова и других российских мыслителей в данном контексте еще предстоит проделать. Изучая творческое наследие

C.Н. Булгакова, а также критическую литературу, диссертант пришел к заключению, что его исследование будет правомерно.

Объект и предмет исследования

Объектом данного научного исследования выступает философия науки. Предметом исследования в диссертации является концепция философии науки С.Н. Булгакова.

Цель и задачи исследования

Цель данного научного исследования - выявить и систематизировать взгляды С.Н. Булгакова по проблемам философии науки, опираясь на современную методологию, реконструировать его концепцию философии науки.

Цель диссертации была достигнута путем решения следующих задач:

1) определение социокультурных предпосылок формирования философии науки С.Н. Булгакова;

2) выявление философских оснований концепции С.Н. Булгакова;

3) исследование естественнонаучных источников концепции философии науки С.Н. Булгакова;

4) анализ специфики взглядов С.Н. Булгакова на философию науки;

5) раскрытие сущности феномена науки;

6) раскрытие содержания концепции науки С.Н. Булгакова;

7) определение места и роли концепции философии науки С.Н. Булгакова.

Положения, выносимые на защиту

1) Социокультурными предпосылками концепции философии науки С.Н. Булгакова стали религиозное воспитание, университетское образование, политическая деятельность мыслителя, экономическое развитие страны, исторические процессы в России и в мире, социальный статус и окружение, национально-патриотическая ориентированность философа.

2) Философскими основаниями концепции С.Н. Булгакова являются принципы диалектики; философские принципы, лежащие в основе неклассического естествознания; а также сложная эклектическая совокупность философских идей и принципов марксизма, идеализма и религиозной философии, обеспечивших эвристику научного поиска.

3) Естественнонаучными источниками концепции философии науки С.Н. Булгакова послужили открытия в области классического естествознания XVII - XIX вв., заложившие основы механической и электромагнитной картин мира, а также естественнонаучные факты и исследования начала XX века.

4) Философия науки рассматривается Булгаковым в двух аспектах -как часть философии знания, изучающая данность науки и методы, и как часть философской антропологии.

5) Сущность феномена науки, по С.Н. Булгакову, заключается в интеллектуальном постижении мира как хозяйства, в понимании науки как части мирового хозяйства и как деятельности Софии, осуществляющейся посредством человека по восстановлению мироздания.

6) Содержание концепции науки С.Н. Булгакова включает в себя: осмысление оснований; рассмотрение структуры науки, элементами которой выступают научное знание, научная деятельность, методология, язык науки, научные революции; обнаружение взаимосвязи и взаимной детерминации науки и других сфер духовной жизни общества (религии, философии, морали, искусства); анализ функций науки (познавательной, преобразовательной, социальной).

7) Концепция философии науки С.Н. Булгакова является результатом оригинального видения русским мыслителем проблем науки; занимает важное место в числе философских концепций науки в России в начале XX века, вносит вклад в развитие философии науки в целом.

Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в следующих положениях:

1) впервые в рамках философии науки выявлены и всесторонне проанализированы основы философских воззрений С.Н. Булгакова на науку: социокультурные предпосылки, философские основания и естественнонаучные источники философии науки С.Н. Булгакова;

2) реконструировано и комплексно представлено видение Булгаковым феномена науки, ее сущности, структуры, взаимосвязи с другими сферами духовной жизни, функций науки;

3) содержание концепции философии науки С.Н. Булгакова выявляется на основе компаративистского подхода с учетом методологии, структуры и содержания современной науки;

4) проанализирована трансформация взглядов С.Н. Булгакова на науку и философию науки в процессе его творческой эволюции;

5) концепция философии науки С.Н. Булгакова представлена на основе охвата философского, научного, религиозного наследия мыслителя.

Методология и источники исследования

В качестве методологических принципов в настоящем исследовании были использованы принципы единства исторического и логического, развития, детерминизма, системности, компаративистский подход. При изложении материала применялись биографический и тематический подходы. Биографический подход помог проследить философскую, духовную эволюцию взглядов мыслителя в контексте исторической эпохи. Тогда как тематический подход четко ограничил рамки критико-аналитической работы, что, безусловно, повлияло на динамику излагаемого материала. Это особенно важно, если учесть, что многие идеи высказывались С.Н. Булгаковым на протяжении длительного времени и позднее пересматривались им на новом этапе собственной творческой эволюции.

Основными источниками исследования стали произведения, статьи, рецензии и письма самого С.Н. Булгакова, а также воспоминания его современников. В источниковедческую базу диссертации вошли положения и выводы российских и зарубежных философов и науковедов, посвященные творчеству С.Н. Булгакова и российской философии науки в целом. В работе были использованы различные философские трактаты, науковедческие исследования, монографии и статьи по истории и философии науки.

Научно-теоретическая значимость работы

Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что данное исследование в области философии науки позволяет более полноценно отразить историческое развитие российской философии науки и философии науки в целом, что, в свою очередь, способствует становлению современных философской и научной картин мира. Перспективный аспект изучения философии науки Булгакова заключается и в том, что оно дает возможность выявить логику ассимиляции идеалов и норм научного дискурса, способствует открытию новых поворотов в развитии научной реальности, осуществлению поиска новых моделей развития истории науки и философии науки.

Практическая значимость результатов исследования

Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности использования их при изучении русской философской и общественной мысли; в научной и педагогической работе: при чтении лекций, проведении практических занятий по философии, а также в рамках курсов по истории и философии науки для аспирантов и магистров, специальных курсов по русской религиозной философии.

Апробация диссертации

Различные аспекты диссертации выносились на обсуждение автором на научно-практических конференциях в 2004 - 2006 гг. в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ», в ходе работы круглых столов на семинарах по философским проблемам в СПбГУ, на ежегодных конференциях в рамках «Дней Санкт-Петербургской философии».

Диссертация обсуждена на кафедре философии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и рекомендована к защите.

Отдельные положения диссертационного исследования отражены в публикациях соискателя общим объемом 1,6 п. л.

Структура диссертационной работы

Структура работы обусловлена целью и основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются социокультурные, философские предпосылки формирования философии науки С.Н. Булгакова и естественнонаучные источники его концепции философии науки. В этой главе исследуются проблемы влияния исторических процессов в России и в мире, в целом, социальной среды, культурной ситуации в обществе на формирование взглядов С.Н. Булгакова в области философии науки; анализируются истоки его философских воззрений, теоретические и методологические основания его концепции философии науки. Во второй главе раскрывается сущность и содержание концепции науки и философии науки С.Н. Булгакова. В данной главе рассматривается специфика взглядов мыслителя на науку и философию науки; структура, классификация, функции самой науки, видение Булгаковым взаимосвязи науки с другими формами духовного освоения мира.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия науки С.Н. Булгакова"

Заключение

Развитие философии науки в России послужило одним из импульсов к новым научным достижениям. Философия науки создавала позитивный образ науки в общественном сознании. Этот образ способствовал вовлечению в науку новых когорт исследователей, помогал формировать новые идеалы научного образования в школах и университетах, был основой для создания новых исследовательских организаций и академических институтов.

Важно, однако, подчеркнуть, что каждый раз, когда наука воспроизводится как некое целое в работах или философа, или социолога и т. д., она предстает перед нами одновременно и в своем особом виде, целостность выражается или через особенность философии, или социологии, или истории. Философская проблематика присутствует в других исследованиях, но здесь она приобретает иную окраску. И чтобы получить ответ на вопрос, что же такое наука, надо учитывать возможность ее «воплощения» в каждый из этих образов. Наука оказывается совокупностью возможностей ее существования.

Примат эмпиризма в науках в конце XVIII - начале XIX вв. привел к возникновению надежд на то, что функции обоснования науки как социального явления и теоретического обобщения выполнит только философия. Однако их реализация, особенно в грандиозных натурфилософских системах Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, вызвала у ученых не только явно выраженный скепсис, но даже неприязнь. Вместе с тем наука стала постепенно преодолеть дефицит теоретических идей. «Буквально во всех ее областях, - пишут об этом С.В. Дятлов и В.И. Купцов, - и, прежде всего, в математике и естествознании стали появляться плодотворные научные теории, значительно расширяющие горизонты науки .» Среди ученых и

202

Философия и методология науки: Учеб. пособие / Под ред. С.В. Девятовой и др. Ч. I. - М.: ТОО «SvR-Аргус», 1994. С. 93. философов возникает стремление понять происходящие в науке процессы. Внимание их привлекают, прежде всего, проблемы оснований науки, взаимодействия философии и научной деятельности. Этими вопросами задается и предлагает способы решения в своей концепции философии науки С.Н. Булгаков.

Практическая значимость данного диссертационного исследования определяется тем, что принципы и выводы проведенного философского анализа идей Булгакова в области философии науки имеют идеологическое и мировоззренческое значения. Оно акцентирует внимание современных ученых в любых областях, прежде всего, на этике науки, безусловной значимости человека - субъекта и объекта познания, необходимости первостепенного четкого определения ценностных приоритетов. Таким образом, результаты диссертационного исследования могут быть использованы для более глубокого осмысления передовых направлений современной науки и роли ученого в процессе научного познания.

Анализ творчества С.Н. Булгакова - мыслителя начала XX века способствует трезвому восприятию исторического прошлого, которое до сих пор зачастую воспринимается иллюзорно. Когда прежние «в духе классовой борьбы» оценки мыслителей прошлого изменяются на противоположные, зачастую диктуемые современной социокультурной ситуацией, слишком восторженные, несомненно, наносится не меньший вред правильному пониманию философских идей. Во многом это связано с закономерностями развития российского общества. Переосмысливая прошлое, мы стремимся найти те ориентиры, которые позволили бы сделать ситуацию современности стабильной и предсказуемой. Разрешить, в частности, проблемы связанные со становлением новой эволюционно-синергитической картины мира. Ведь сами механизмы становления новой картины мира сходны между собой203.

Кун Т. Структура научных революций. - M.: Прогресс, 1997. С. 23.

Данное философское исследование с претензией на объективность по-новому открывает имя С.Н. Булгакова в ряду отечественных философов начала XX века. Булгаков предстает перед нами как мыслитель в области философии науки. Творчество Булгакова связано со становлением самостоятельной философской школы в России. Преодоление пробела, который появился под воздействием классового подхода в советский период истории России, принципиально для понимания роли российской философии в развитии мировой философской мысли, для понимания места и значения российской философии науки в процессе развития философии науки в целом.

Крупный исследователь творчества С.Н. Булгакова В.В. Сапов считает, что читать Булгакова нужно «без всякой скидки на «историю», читать как нашего современника - вот единственно правильный путь постижения его мысли»204. Действительно, многие идеи Булгакова актуальны и легко вписываются в картину современных дискуссий.

В последние годы усилилась так называемая гуманистическая критика науки. В развитии естественных наук представители гуманитарной культуры усматривают опасную тенденцию к дегуманизации, к разрыву с человеческими ценностями. Наука критикуется за объективизм, за присущий ей безличностный характер, оборачивающийся, как полагают, равнодушием к человеку и волнующим его проблемам, за нацеленность на решение чисто утилитарных задач, за забвение духовных интересов и ценностей. Наука обвиняется в стремлении доминировать над природой, в истощении природных ресурсов, в загрязнении окружающей среды, в использовании научных открытий в нежелательном для общества направлении.

К обвинениям в объективизме прибавляется упреки в злоупотреблении аналитическими методами, которые, как полагают критики, не позволяют науке познавать явления и процессы в их целостности. Науку упрекают в

204

Сапов В.В. С.Н. Булгаков и современность / Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Приложения. - M.: Наука. 1990. С. 382. культивировании в общественном сознании сциентистских и технократических настроений, в стремлении вызвать неуважение к гуманистической культуре, к морали и к искусству. Подобные настроения царили и в начале XX века. Они побудили Булгакова к выявлению обоснованности антинаучной аргументации.

При выдвижении требования соединить научное знание с человеческими ценностями необходимо дифференцировать различные типы ценностных представлений, по меньшей мере, различать проблему ценностей в науке в социально-этическом плане и в плане когнитивном. Булгаков осознает важность этого требования. Не отказывает Булгаков науке и в значительном элементе духовности. Наука удовлетворяет высокие духовные, мировоззренческие потребности людей в рациональном и даже в эмоциональном аспектах, удовлетворяя извечную потребность человека в познании. Булгаков справедливо говорит о том, что необходимо дополнять духовность, даваемую наукой, духовностью, порождаемой религией, искусством и иными областями человеческой деятельности для гармоничного развития человеческой личности. Специфика понимания Булгаковым роли науки в процессе познания действительности заключается в том, что научное познание мироздания является у него шагом на пути к богопознанию.

Религиозно-философская проблематика во многом определяет отношение Булгакова к вопросам науки и философии науки, формирует его отношение не только к проблеме познания мира в целом, но и к вопросу о возможности раскрытия его тайн с помощью науки.

Всем этапам философского пути С.Н. Булгакова свойственны широта синтеза и стремление идти до конца, соединяя идею с действием. Творчество Булгакова - яркий образец мысли русского ренессанса с его духовными поисками, метаморфозами и эклектизмом. Без деятелей духовного ренессанса начала XX века совершенно невозможно представить себе русскую философию, а значит, и русскую культуру как целостное явление.

Логика исследования объекта современной науки требует выхода за пределы отдельных наук. Для этого необходимо формирование соответствующей мировоззренческой идеологии. Объект исследования современной науки - мир как целое, о целесообразности такого осмысления говорит и Булгаков. Для исследования такого объекта требуется общенаучная методология, причем тенденция здесь такова, что общенаучные методы стремятся выйти на философский уровень. В настоящее время существуют попытки выработать единую методологию в науке, имеет место стремление к интеграции наук, но на качественно ином уровне. Науку снова «тянет» к философии.

Следует отметить, что современная философия, как и наука, находится в состоянии теоретического кризиса. Существует большое количество направлений и школ, которые исследуют с разных мировоззренческих позиций частные вопросы. Единого или нескольких больших с солидной теоретической базой философских направлений нет. В силу этого философии проблематично оказать науке методологическую и мировоззренческую поддержку. Однако из этого не следует, что в рамках философии не идет поиск решения этих проблем. Обращение к накопленному эвристическому потенциалу отечественной философии, к истории философии науки, к богатому философскому наследию оставленному нам, в частности С.Н. Булгаковым, будет способствовать решению современных проблем, как философии науки, так и самой науки.

В рамках философии и методологии науки наука и философия движутся навстречу друг другу. Появление, сначала, системного подхода, а затем, синергетики обозначило общие точки соприкосновения. Состояние современной науки совпадает с синергетической моделью бифуркационного процесса. Это позволяет сделать предположение, что в недалеком будущем наука выйдет на новый уровень освоения мира как целостного объекта и преодолеет свое сегодняшнее состояние раздробленности.

Вариант философского обоснования раздробленности современного ему научного знания, предложенный Булгаковым, представляется нам достаточно интересным, а его детальное рассмотрение весьма актуальным в свете наблюдающихся в современной науке тенденций.

Как философское направление и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, философия науки сложилась, по мнению В.П. Кохановского и др., в средине XX века. Концепция философии науки Булгакова способствовала этому процессу. Отечественные мыслители прошлого столетия, крупным представителем которых был С.Н. Булгаков, своевременно осознали важность стоящих перед ними философских задач и предложили свои варианты решения научных проблем в контексте философии.

Выявление сущности и границ предмета философии науки продолжается до настоящего времени, поэтому при определении понятия «философия науки» и ее структурно-функциональных компонентов современные ученые обращаются к истории философии науки. Процесс обнаружения проблем есть результат исторического развития данной отрасли знания и его осознания учеными. Проблемы возникают как результат невозможности объяснения тех или иных явлений и процессов с помощью имеющегося накопленного знания. Проблемы - это отражения противоречий, возникающих в ходе познания объектов научной реальности, и между процессом познания и общественно-исторической практикой. Булгаков внес свой вклад в разрешение этих противоречий. Он оказался в сходной с современными учеными ситуации, когда возникает необходимость в принципиально новом решении накопившихся научных проблем. И в этом смысле его философский опыт будет полезен нашим современникам. В основе образования проблем лежат социально-гносеологические источники, выяснение проблемного состава в содержании философии науки позволяет более отчетливо представить, что должно быть исследовано, и сделать этот процесс более организованным.

В результате проведенного исследования диссертант делает вывод о том, что С.Н. Булгаковым разработана оригинальная концепция философии науки, которая имеет конкретные социокультурные предпосылки, философские основания и естественнонаучную базу. Соискатель считает, что на протяжении творческого пути Булгакова понимание сущности философии науки, феномена науки и, следовательно, сама концепция философии науки частично видоизменялись. Эти трансформации отражают научно-философский поиск мыслителя, носят конкретно-исторический характер. Частое возвращение к проблематике философии науки, ее уточнение, углубление свидетельствуют об осознании Булгаковым значимости этого раздела философии и его заинтересованности в данном вопросе. Внимание Булгакова привлекают, прежде всего, проблемы генезиса науки, границ научного познания, взаимоотношения науки и философии, науки и религии. В концепции философии науки Булгаков делает сильный акцент на аксиологическом аспекте науки. Наука оказывается включенной в мировой процесс борьбы жизни со смертью, средством человека для преодоления хаоса и восстановления порядка и гармонии мира.

Проведенный ретроспективный анализ философии науки С.Н. Булгакова способствует более глубокому пониманию и уяснению ценности философского наследия начала XX века для развития науки.

 

Список научной литературыКалинина, Валентина Васильевна, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1. Акулинин, В.Н. С.Н. Булгаков: Библиография. Новосибирск : б. и., 1996.-66 с.

2. Акулинин, В.Н. Философское общество при Санкт-Петербургском университете (1897 1923). - Новосибирск: б. и., 1994. - 39 с.

3. Алексеев, Н.Н. Опыт построения философской системы на понятии хозяйства / С.Н. Булгаков: pro et contra. Т. 1 / Сост. И.И. Евлампиев. -СПб.: РХГИ, 2003. С. 669 - 697.

4. Асмус, В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII начало XX в. / Вступ. В.В. Соколова. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 320 с.

5. Балашова, Н А. Российский либерализм начала XX века: (Банкротство идей «Московского еженедельника»). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. -181 с.

6. Бердяев, Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). -М.: Книга, 1991.-445 с.

7. Богданов, А.А. Отзвуки минувшего. С.Н. Булгаков: pro et contra. Т. 1 / Сост. И.И. Евлампиев. СПб.: РХГИ, 2003. С. 468 - 491.

8. Бонецкая, Н.К. Русский Фауст и русский Вагнер // С.Н. Булгаков: pro et contra. Т. 1 / Сост. И.И. Евлампиев. СПб.: РХГИ, 2003. С. 854 884.

9. Бранский, В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград: Янтарный сказ, 1999. -703 с.

10. Булгаков, С.Н. Автобиографические заметки / 2-е изд. (1946) Париж: YMCA-Press, 1991.- 166 с.

11. Булгаков, С.Н. Автобиографическое / С.Н. Булгаков: pro et contra. Т. 1 / Сост. И.И. Евлампиев. СПб.: РХГИ, 2003. С. 63 - 111.

12. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество / Сост., вступ. ст., коммент. С.М. Половинкина М.: Русская книга, 1992. - 528 с.

13. Булгаков, С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. СПб: РХГИ, 1997. - 589 с.

14. Булгаков, С.Н. Догматическое обоснование культуры // Избранные статьи в 2-х тт. Т. 2. М.: Наука, 1993. Электронный ресурс.

15. Булгаков, С.Н. Из записной книжки // Вопросы философии. 1994. -№6. С. 144-147.

16. Булгаков, С.Н. Карл Маркс как религиозный тип / Булгаков С.Н. Философия хозяйства. Приложения. М.: Наука, 1990. С. 310 - 342.

17. Булгаков, С.Н. Моя Родина. Статьи. Очерки. Письма / Предисловие. И.Б. Роднянская // Новый мир. 1989. -№ 10.

18. Булгаков, С.Н. Неопубликованные письма С.Н. Булгакова к В.В. Розанову / Предисловие к публикации М.А. Колерова // Вопросы философии. 1992. - № 10. - С. 147 - 157.

19. Булгаков, С.Н. Основные проблемы теории прогресса / Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. С. 261 - 309.

20. Булгаков, С.Н. От марксизма к идеализму. Сборник статей. 1986 -1903. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1903. - 378 с.

21. Булгаков, С.Н. От марксизма к идеализму. Статьи и рецензии. 1895 -1903. / Под ред. В.В. Сапова. М.: Астрель, 2006. - 1008 с.

22. Булгаков, С.Н. Письма к СЛ. Дурылину / Предисловие и примечания. М.А. Рашковская, В.Б. Рашковский // Вопросы философии. 1990. -№ 3. - С. 156-164.

23. Булгаков, С.Н. Православие и социализм // Труды по социологии и теологии. Т. 2. М.: Наука, 1997. - 345 с.

24. Булгаков, С.Н. Размышления о национальности / Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. СПб: Издательство РХГИ, 1997. Электронный ресурс.25