автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Генезис социализма как всемирный процесс: соотношение формационного и цивилизационного

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Фисун, Александр Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Харьков
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Генезис социализма как всемирный процесс: соотношение формационного и цивилизационного'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Генезис социализма как всемирный процесс: соотношение формационного и цивилизационного"

харьковский ордена трудового красного знамени и ордена дружбы народов государственный университет

на правах рукописи фисун Александр Анатольевич

генезис социализма как всемирный процесс: с00тн0шшв

«ормашюнного й цйшизмщонного 09.00.02 - теория научного социализма и комиунизиа

А 1 1 о р о | в ре *

диссс.ргации на соиокавиэ ученой степени кандидата философских яауя

Харьков - 1990

Диссертация выполнена на кафедре политологии и теории социализма Харьковского ордена Трудового Красного Знамени и ордена ДрукСы народов государственного университета

Научный руководитель - доктор философских «аук,

профессор ЫАМАЯУЙ ¿.Д.

Официальные оппонент - доктор философских наук, ведущий

научный сотрудник ЮШМКИН И.М.

. '(Иноздху* ии^вду народах эконоииче-окшс и политических исследований АН ССС£, г.Иосвда)

доктор экономических наук, доцент Гршгаисо А.А. (Харысовокнй государственный . ункверонтеа)

?<эд}и!4я оргамаацип - Институт философии АН УССР

8ащкта состоится •¿т* аРй&ЗЬ^эь0 г. в 15.00 час. на вааадавхк опециаиаированном^оаега Н 068.31.09 в Харьковской государственно»! университете (31007?, г.Харьков, пл.Дзервин-ского, ауд. 3/83).

С диссертацией можно ознакомиться а Центральной научной библиотеке Харьковского госуниваромгета.

Автореферат разослан рэо г.

У-аиыК оокротрпь специализированного совета

Я.Н.Даниско

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Драматическая судьба социалистической идеи вовлекла в центр обсуждения проблему генезиса социализма в современном чира. Ео актуальность объясняется несколькими обстоятельствами, наиболее значимые среди которых следующие.

Во-первых, эю правде всего го, что традиционная схема современного мира и песта социализма в ном уке на в состоянии, принципиально не может теоретически объяснить и интерпретировать современную действительность Новые факт, тенденции социальной практики не вписываются з рамки существующей схемы. Это определяет настоятельную потребность в создании новой парадигмы социализма, коренном пореооиыолошш механизма его появления и существования в современном цирв.

Во-вторых, плодотворное тооротиио-практическое осмысление целей и задач роЕОлрцконной лоросгроПг«, репенпе вопросов, откуда.« куда ыы идон, что и как сладуег пероотрэивать, возмокно лишь на основе помещения та в общий всемирный контекст исторического развития чоловочзства.

В-третьих, существует насущная потребность осмысления новых реалий современного иира, ого азашаосвязаниооти и противоречивости, тенденций и. перспектив, человеческой цивилизации в целой. Ибо познание как целостности современного нира, так и его многомерности, будет неполным,'да и, наверное, новозиояныи без обращения к проблематике множественности фора реализации социалистической идеи, их прошлого м настоящего бытия, закономерности их изменений.

В-четвертых, важность данной проблема заключается и в том, что их исследование проливает дополнитздышИ свет нэ проблему исторических пределов марксизма, тех исходных логических посылок, которые были положены классиками в основу, анализа.

Степень разработанности проблемы. Проблема диалектики всемирного процесса генезиса социализма относится к числу таких тем, которые в прошлом подвергались значительным искажениям и упрощениям. Схоиа двухцветного черно-белого иира не предполагала обращения к многомерной диалектике далеко но линейного процеоса всемирной реализации социалистической здеи. Несмотря

на ею, в работах целого ряда исследователей били предприняты серьезные попытки исследования различных аспектов данной проблематики. В четности, это исследования таких ученых как Л.И. Абалкин, С.Л.Агаев, В.А.Аыбарцумов, Э.Л.Араб-Оглы, Ф.М.Бурлацкий, А.П.Бутенко, Г.Г.Водолазов, А.И.Волков. Г.Г.Дилигенский, 1 Б.К.Капустин, И.М.Клямкин, Ю.А.Красин, И.К.Пантин, Е.Г.Плиыак, А.С.Ципко, Г.Х.Шахназаров и других. В то же время следует отметить и выделить то обстоятельство, что исследование генезиса социализма во всемирной истории невозможно без "выхода" в дру-' гие дисциплины гуманитарного знания, поиска наработок, способных придать новые, нетрадиционные ракурсы исследованию пройдены, исущессвйть в конечном итоге ее более полную и объемную разработку. Тем более, что специалисты различных наук - историки, культурологи, политологи, востоковеды, акономисты-меж;^народники достигли в определенной степени существенных результатов в познании целого ряда аспектов настоящего и прошлого развития человечества. В этой связи можно выделить следующие направления. ¿о-первых, aso исследования закономерностей становления, „развития и смени общественно-экономических формаций М.А.Барга, В.А.Вазелина, Е.ЫДукова, В.Ж.Келле, Ы.Я.Ковальзона, Б.Ф.Поршнева, Н.А.Симонии,.Е.Б.Черняка. Во-вторых, это исторический анализ специфических особенностей капиталистического развития рэосии П.А.Волобуева, И.Я.Гефтера, И.Ф.Гиндина, К.Н. Тараовского, В.Г.Хороса. В-третьих, это критический анализ пя-тичленной схемы формационного развития человечества в свете особенностей исторического развития стран Востока Л.С.Васильева, В.П.Илшечкииа, Ю.1кСемвнова,Н.Б.Твр-Акопяна и других. В-штвертых, эхо исследования экономики современного капитализма С.Ершова, ¿.Любимова« Г.Пирогова, Б. Попова, П.Хвойника, вЛ.Ше:и'иса и других. В-пятых, его разработка различных аспектов развития культуры и цивилизации С.С.Аверинцева, Э.А.Баллера, Jt.М.Баткина,iM.ll.Бахтина, В.С.Библера, Г.С.Гудожника, З.С.Мар-каряйа, Б.а.Межуева, Л.И.Новиковой, Г.С.Подоранца, В.И.Толстых и других. Интеграция до'.гижений выделенных направлений в современную теорию социализма, несомненно, является одкей из актуальных задач ее сегодняшнего развития, более того, есть одна из необходимых предпосылок формирования ее новой парадигмы.

Ч

Цель и задачи исследования. Практическая потребность и дальнейшей разработке проблемы генезиса социализма, современный уровень ее исследования позволяет определить основную цель диссертации. Она состоит в sou, чтобы способствовать осуществлению комплексного социально-философского (привлекая достижения сыеашых дисциплин)'анализа диалектического процесса генезиса социализма во всемирном иаситабе, выявлении сквозь призму соотношения формационных и цивиляаационных аспектов этого процесса общего механизма его реализации.

. Определение главной цели исследования обусловило необходимость решения ряда взаимосвязанных задач, вымокающих из сформулированных выше вопрооов. В чиоло этих вадач входят следующие:

- обратившись к наследию основоположников теории нвучного социализыа, выявить концептуальный сиысл логико-теорегического обоснования аароадения и развития' ооциаяизца го всемирной ыао-атабо! " . ■ ■ '

- лроанализировать соотношение логико-теоретической и реально-исторической модели всемирного генезиса социализма;

- исследовать маршруты, фораы, темпын основные закономерности реально-исторического кехашгана генезиса социализиа, проследить диалектику этого всемирного процеооа; .

- осмыслить специ$и[ч7 развитая реального советского общества, особенно в контексте особенностей Октябрьокого выбора 191? г.;

- дать трактовку основных тенденцай и особенностей реализации социалистических идей всовреиенном вира в целой. ■

Научная новизна диссертационного исследования овязана с уточнением особенностей реально-исторического процесса генезиса социализиа во всемирном маоштабе'.чанализом взаимоотношения его формационных и цивилизацийиных аспектов.'

Ооновные результаты исследования, которые обладают научной новизной и выносятся на защиту, заключаются-в следующей:

I. Предложена и исследована такая концептуальная.модель механизма' пространственно-временного развертывания социализма во всемирном масштабе, которая; • ;

- обосновывает генезис социализма в качестве принципиально всемирного, а но локально-регионального процесса в котором встроены неравномерность и асинхронность, ускорение ритма и взаимовлияния обществ в ходе исторического движения;

5

- показывает, что мнокест.&енность форм реализации социалистической идеи, многомерность всемирного процесса генезиса ..определяется и диктуется взаимоотношением порядке и общим темпом форыа-ционнь'Х и цивилизационных изменения в кизни тех или иных конкретных обществ;

- выявляет диалектику генезиса социализма и специфику его исторического призвания не только в предельно-развитых ("классических")! но и в более поздних вторичных и третичных эшелонах капиталистического развития;

- характеризует социализм на как универсальную и одинаковую "панацеи", а как конкретный» в кандом случав существенно различный способ всеобщего разрешения специфических противоречии того или иного ешелока капиталистического развития.

2. Обоонована идея выделения двух универсальных путей переходе к новому способу производства,реализующих себя в том числе и при переходе к социализму - ото путь "прорыва" и путь синтеза, сочленение которых во лсоуирно^ масштабе и придает качество поступательности и прееыотвевнооти течению всемирно-исторического* процесоа. ПерЕОиачальнцй "прорыв" вместе с последующим синтезом предотамяот ейбой на случайность, на исключение из правил, а универсальную закономерность, всеобщий способ первоначального возникновения и последующего развертывания любого опоооба производство (азиатского, античного, феодального, капиталистического). Всемирна!] процооо. генезиоа социализма не ооотавляет никакого.цегешешш изэтого вовобьяго правила, а, напротив, полвоош> подтверждает его.

3. Выдвинула и ергумештпровэня идея о том, что если в абот-рактно-логической модели всемирного геноаиса социализма порядок цивилизацнонных и формациояннх изменений синхронизирован, • всеобщим образом совпадает, го в роально-иоторической модели постоянно происходит ишзоровя, перестановка мостами по отношению друг к другу, взаимораэброо в ту или йпуа сторону. С одной стороны, первоначальное возникновение нового способа производства происходит при такой диверсии, что форыационные изменения предшествуют циг;лцзациошг'1. С другой отороны, переход к новому общеогву ведущего евона "отарой" формации такне происходит при инверсии, нб такой, чтоцявшшационный переход в нем

- б

происходит задолго до полного завершения перехода фооыационного.

Деформации на пути движения к социализму рассмотрены как регрессивная метаморфоза, своеобразная инволюция, "обратное развитие", что имеет предпосылками специфику как "позднего" капиталистического, так и всего докапиталистического развития России, нас!упает при попытке перепрыгнуть через схапы необходимого инверсионного двияения, наложить абстрактно-логическую схо'у '•классического" развития на иной форыационно-цивилизаци-онвый контекст.

5. Покапано, что общей закономерностью реализецни социалистической тенденции в странах, не исчерпавяих полностью задачи капиталистической ступени развития, является.такое инверсионное движение, которое довоссоздает необходимые цивилизациоюш (материальные и культурные) предпосылки нового строя. Получило дополнительную аргументацию обоснование необходимости осуществления перехода к многоукладной рыночной экономика, демократической политической системе, кхоядение вашей отраны в общий контекст мировой цивилизации.

Методологические и общетеоретические основы диссертации. Методологическая основа диссертационного исследования определяется коренными принципами материалистической диалектики, политэкономии и теории научного социализма.» разработанными основоположниками и представителями творческого марксизма. В процесоо исследования диссертант опирался на реаупьтатипереосиыслзния и преодоления догматической трактовки га учения, происходящего после 1985 года в работах широкого круга советских филооофоз, экономистов специалистов по теории социализма.

Теоретическая и научно-прятеичеокап значимость исследования состоит в том, что его,результата споооботвуют оформлению предпосылок для более.специальных доследований, лева^их в русле разработки новой парадигмы развития социализма в современном мире. На основе выводов и теоретически:: обобщений, содержащихся в диоейртации, актуализируется ряд еще не осмысленных до конца проблем стратегии обновления современного общества, определяются подходы к -лх постановке и линии их политического решения.'.

Обоснованные в диссертации трактовки процессов всемирного

?

генезиса социализма* по?!oseй»Ш о специфике реализации историче ского приазания социализма, подходы к проблеме многомерности современного процеоса реализации социалистической идеи, осмысление прошлого и настоящего советского общества, роли и места . Октября 1917 года и ряда других могут быть исдользсшаны в процессе преподавания общественной теории. .

Апробация работы. Ооновные положения и выводы диссертационного исследования излагались в выступлении на научной конференции "Концептуальные проблемы социалистического обновления" (Харьков, 1990 г.); в теоретических сообщениях на методологических семинарах кафедры политологии и теории социализма Харьковского гооувивероиета, кафедры философии и социологии Харьковокого института инженеров транспорта, использовались в процеосе проведения занятий по куроу теорииооциализма. По теме диссертации опубликовано четыре научные отатьи. .

Структура работы. Диосвриция ооотоит из введения, пяти разделов, заключения и опиокалитературы.

. 0GH0BH0S СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обооковывается актуальность темы диссертации, характеризуем отепень научной разработанности проблемы, определяются цель, задачи, научная аовиана и практическая значимо оть исследования.

Первый рвадед - "Революционное обновление социализма: крах теории млн в» проблвыатиаация?" - носи» характер предваряющего постановку и рассмотрение проблемы генезиса социализма во всемирном масштабе и, в хо жеаремя, намечающего проблемно-полеыи-чеокий ряд всего иооледовавня.

Иоходныы пунктом при зтрм поолужнло обращение к вопросу о , мере ссциадиотичнооти тех или иных обществ. Замыкается ли переход х социализму охранами лиаь так называемого "реального социализма"? Какова ооциальио-акоиомичвокая и формационная природа последних? Что в атом олучаа атрибутируется в качестве "социализма"? И неужели "мировую оиотемуооциалиэма" снео вихрь 1989-1990 годов?

Ключ к решению этих вопросов, по мнения диссертанта, видится в коренном переосмыслении механизма появления социализма и его сущесг80вания в современном мире.

8

Социализм в принципе невозможно понять вне контекста логики двинения всемирно-исторического процесса, отсекая его от приводящего к его рождению движония всемирной истории. В связи с этим автор обратился к основным моментам логико-теоретического анализа генезиса социализма в ходе движения и разрешения преды-сторических г.цтагонпзмов, к основным ступеням сняти. последних.

Уарксов анализ логики движения антагонизмов предыстории, вычленения ступеней их последовательного разрешения основывается на логически "предельной" развитии капиталистического способа производства, реализующегося не локальным, а всекярно-историчв-ским образом. Мир при этом равномерно и синхронно прев-

ращается в единое капиталистически-производящее общество. Пере, ход к коммунистическому обществу на этой основе (логически, более или менее одновременен во всемирном масштабе. В атом смысле социализм как первая фаза развитая коммунистического общества выведен Марксом из "предельно" развитое капитализма именно как модель всемирно-послекапиталнстичеокого (идущего на смену -капиталисту только во всемирной масштабе) развития галовзчесг- -на. И его всемирно-историческое призвание состоит в разр лении и реализации того» чего в принципе (во всемирном, а не лг-чаль-ном масштабе) не иохе? сделать никакой самый "предельно" развитый и "чистый" капитализм.

Если необходимые цивилизационш» (иахернальные а культурные) предпосылки вознч'.-новеняу нового общества создаются в ходе его предысторичесхого развития (составляя историческое и логическое призвание капиталистического спсооба производства), то необходимые цивилизационные предпосылхм ивастюшЕИи конмуь.зшь по К.Каркоу, могут быть создану лииь в ходе его собственного развитие (что и образует логичес'й смысл вычленения социализма).

Однако мвникает вопрос о том, насколько "точно" и "обязательно" реализуется абстрактно-логическая здедь пространственно-временного развертывания к отрицания капитализма в реа^ном историческом процессе. Ведь в последнем "не сущесг уют", "отсутствуют" те (мысленное) допущения, которые были попользованы в логико-георетнческс и анализе капиталиотичпского опоообв про изводства. Более того, реально-которичвоксму лроцвосу двиввнчр

человеческой истории внутренне присуща не синхронная одно-Си един'4-) временность, а напротив, неравномерность и асинх-ронность, убыстрение ритма течения. Поэтому и происходи? определенное расхождение ритма абстрактно-логического и реально-исторического развертывания (в пространстве и во времени) .капиталистического, производства.

Второй раздел - "От Парков к Ленину: где прорвется "цепь"?" - анализирузт поворот их мысли к исследованию диалектики всемирного генезиса социализме в контексте неравномерности и асин-хронаости, ускорения ритма и ашедонированности капиталистического развития. На основе этого анализа делается вывод о том, что начало возможности движения к социализму постепенно все больяе ими связывалось не о центром "буржуазгэго организма" (как;в логической схеме), а о его "конечностями", что наиболее "выпоило" проявилось в зпоху современного В.И Данину империализма.

Дело в том, что неравномерность развития капитализма во все-мг чом масштабе приводит в образованию на стыке (зоне взаимодействия) центра и периферии мирового капиталистического развития так называемых "слабых звеньев". В них формируется особый и своеобразный тип "поздг го* ("неклассическоп") среднеразвитого капитализма, конополистическая стадия в "позднем" кап^/аиизме наступает до полного исчерпания задач "предп-капи-талисгического этапа, обеспечивающего врвдпь'еылочные структурно-экономические и цмвюшзацмонно-кулмурные. сдвиги. Именно придавленность (в Германия, Австро-Венгрии, Италии, Испании) или вообще неразвитость в Роосии) самоорганизующегося гражданского обметва определяет вбирание его функций полуфеодальной надстройкой, что приводит к формированию особого военво-Фб^да-льного типа ¿апйгадизма (в его "аападных" и "восточных" акцентуациях); ; .: '•'.;'•.' .

Сущностная (капитэлкстически-частнохозяЯстввнная) природа военно-феедального капитализма настолько деформирована и усечена , что она неизбёжйо "сумет' рамки своего и.ниилизатороко-прсо^разовательного.погашшала. Гражданское общество и само-' деятельные- начала настолько неразвиты, что делают непрочной и неустойчивой .любую юрламентскогдейократичес'кув -структуру flo-

этому такой капитализм в принципе ае монет сделать то, что монет (и делает) органичный, пгшокровный "клаосаческий" капитализм. Реализуя цивилизаторской миссии аналогично последнему ему попросту "не по силам". В атом состоит их принципиальная разница.

Возникает потребность альтернативного опоооба решения тех проблем, которые в принципе должны реиатьоя собственно капитализмом, но которые в силу специфических особенностей развития последнего "неклаооичеониы" капитализмом решены быть не.могут. Альтернативный "вмеотокапигглиоть.еский" (И.М.Клямкин) социализм прежде чем "доделать" то, что в примипе не может оделать "предельно"-раавигый капитализм "клдсрического" типа (как зто вытекзет из ого логического призвания), должен доделать и то, что недоделывает (и в принципе не может доделать; военно-феодальный тип капитализма.

. В третьем разделе - "Инверсионный путь к социализму; обретение второго дыхания" - анализируются особенности реализации социалистической идеи в на: т» стране в прошлом и наотоящем.

Так как вовнно-фоодальний капитализм не в состоянии выполнить "программу" нормального "классического" капитализма по преобразовании материальных и социокультурных основ общества» то ' отсюда проистек: от возможность и нообходимость "иного перехода к созданию основных посылок цивилизации, чем во воех остальных западноевропейских государствах"1. Состоит она в инверсии (перестановка) логического порядка формационнах и цивилиэационных преобразований. Если абстрактно-логическая схема, основывающая: ся на предельно-развитых образцах, предполагает совершение социального переворота и начало" перехода к социализму после созревания (и достижения определенной,зрелости) цивилиэационных (материальных и культурных) предпосылок, то специфика "слабых звеньев" состоит в необходимости, как альтернативного выхода из "тупика" развития, "вынесения" комплекса материально-культурных преобразований за ракки формациовно-капитадистического. развития (проведение их не до. е после выхода из последнего).

В ходе такой инверсии (перестановки) "обычного историческо-

* Ленин В.И. О нашей революции //Полв.сс^р.соч.- Т.45.-С.379.

го порядка" формирований гивилиаационных предпосылок возникновения социализма происходи уже не в ранках капитализма (как предусмотрено в логической модели), а в рамках уже социалистического исторического движения. Инверсионное развитие призвано завершить цивилизационную трансформацию общества. Такое развитие по овоему оолэржани» является (для данной страны) уже пос-лэкапиталиотическим.а вначит, в той к.-.-и иной степени,социалистическим развитием. Специфика состоит лишь в том, что это "до-классичеокое" послекапиталестичеокое развитие. "Неклассический" капитализм рождает и "неклаосичеокий" социализм. Ибо он может появиться из "неклассичеокого" капитализма ливь после того,когда последний более или менее исчерпает овой (в нашем случав,небогатый) цивилизационни-преобразовательный потенциал. Разница соотоит лишь в том, что "неклаосичвскийп капитализм,в противоположность "классическому1*,исчерпывает себя уже на старте,сущ-ностно неразвиввись.Такой род капитализма ооциалкэм рождает вместо оебя- и это не случайностью закономерность "неклассической" траектории общественной эволюции,о такой же "необратимостью процеосё природы",как и в "классическом" случае,порождающей переход к посткапиталистическому развитию,но уже в "неклас-сичвском* варианте. Как и в логической схеме,инверсионный социализм выступает всеобщим способом разреш чкя противоречий капитализм а, но только не "предаг'но"раззитого (как в "классической варианте),а "неразвивмегося". Принципиальное единство состоят в одинаковости "овхрета" выхода за формацяонные ¡¡редели капитализме - исчерпание потенций саморазвития того и другого.

Попытка "кирепрыгнутв" ««pes необходимый avan инверсионного раавимя, отремленяе "кратким в^тем" ввести "социалистические* формы труда и производства неизбежно ведет (ибо отсутствуют необходимые цивилизационные предпосылки) к регенерирование докапиталистических форм, инволюционное метаморфозе,регреооии к докапиталистическим хозяйственным и политическим укладам.

Стратегия обновления советского общеох^а на современном ата-ле в этом контексте представляет ообоЖ воавращенне на путь ии-веровонного развития, «о г современных условиях предстамяет политически осознаваемый м регулируемый переход к многокомпонентной экономическоМ к политиеокой оистемв, вотроейкой ( а

но отчувденной) во всемирное развитие человеческой цивилизации.

В четвертом разделе - "Прорыв" и инвероия: исключение из правил или универсальная закономерность?" - предпринята попытка реконструкции общего механизма мекформационных подходов с учетом неравномерности и асинхронности, ускорения ритма развития всемирно-исторического развития и взаимовлияния обществ в ходе него.

Диссертант пришел к выводу о том, что ''прорыв" к новой формации в средне-слабом звене традиционного споооба производства - это не случайность, не исключение из правил, ^ универсальная закономерность, всеобщий способ первоначального возникновения и'последующего развертывания любого способа производства (азиатского, античного, феодального, капиталистического). Рене^ио социализма не составляет никакого исключения из этого всеобщего правила, а напротив, полностью подтверждает его.

Если первоначальное возникновение нового способа производства всегда происходит через "прорыв" •среднего" звен-з способа производства предшествующего, то ведущей силой, "пружиной" дат ' льнейшего ыежформационного перехода становится общественный синтез, "диалог" и взаимодействие различных звеньев и кустов всемирно-исторического развития. Дело в то^, что "прорыв1' (во все-ыирно-истиричоскои плане) обеспечивает как бы функцию "отрыва", "отпочкования" от традиционных мрумур, знаменует собой переход к иным принципам развития вообще. В этом смысле он несет необходимую (и выпадающую именно ему) функцию "разрыва" с традиционностью. Таков всвнйрно-исторнчбокнй смысл "прорыва"-"от-г почкования" "азиатских" обществ от обществ первобытных, античных - ох азиатских, феодальных - от ангичняс, буржуазных - от средневековых.

Но только из одного "прорыва" переход ох одного витка развития к другому в принципе состоять не может. Н' не состоит. Де-, ло а том, что переход к новому витцу фориацибнного развития всегда еще состоит и в выполнении задачи "передачи" всех накопленных человечеством общецивилизационных достижений. Синтез как раз и обеспечивает эту (другую, Оборотную и не менее важную) сторону перехода - сторону континуитета, преемственности и непрерывности всемирно-исторического процесса.

Поэтому именно & ходе общественного синтеза прсиихидит накопление, воспроизводство и, что самое важное, трансляция, передача накопленного человечеством культурных, духовных, трудовых, технико-производственных, научных и общесоциальных достижений.

Так обеопечнвается единство во всемирно-историческом процессе логики "онятия" (и восхождения ох форм более низких к более высшим) я<логики "диалога", когда вое что создано человечеством на всех ступенях своего развития, не становится менее значимым, не теряет овоей актуальности, а,напротив, вливается в общий потенциал общечеловеческой цивилизации.

Следовательно, воли абстрактно-логическая модель перехода от одного способа производства к другому исходит из той (мысленной) посылки, что форыационкая и цивилизэционная трансформация общеотва полноотыо между собой совпадает, то реально-исто-ричеокая модель исходит иа раооинхрониаации фонационных и ци-вилизациови« переходов по отвЬвввйю друг к другу.

"Идеальное11 аботрамно-логичеохйе ооэпадение порядка цивили-зацнонных и форыациоаиых изменений подразумевает то, что всеобщим образом.и непосредственно (в каждом локальном звене) циви-лиавционные предпосылки воанцкковдкия -ового способа производства обраауютоя до, а щшш'аациоиные предпосылки существования - поолс формацибнного перехода в вяну. Однако асинхрон-ноохь и неравномерность воемврво-яозорнчеокого ¡ззвития приводит к разбаланоировке ритма, перестановке порядка этих изменений в тех или иных локальных звеньях, в последних поэтому образуются логичаоки ие предуо^охревше "дополнительнее" переходные периоды параллельного инверсионного развития - прото- и раннвформационного цикла.

РаннеФориаиионное развитие нового опоорба производства (ран-неавиагокоа, раннеантичное, раннефеодальное, раннекапиталисти-. ческое) происходит в случае "выиооа" (по тем или иным причинам) задач-оовдавия необходимых предпооылочных условий возникновения атого спооо'а проивводотва в его ооботвэннув фонационную историю (аа рамхи споооба прокаводотва предшествующего, в которых они логичеоки должны были создаваться). Формационный пе-

реход предшествует необходимому переходу цивилизационному, созданию не только предпосылок существования, но и предпосылок возникновения нового способа производства. Довбссоздэние последних происходит в коде логически непредусмотренной стадии циви-лизационной сублимации, (возвышения уровня цивилизационного развития), в хсдэ синтезного взаимодействия с более развитым "пе-резрелнм" старым формационным ареалом. В ходе него все пераона-чальяо возникшие в ходе "прорыва" "средних" звеньев "блоки" новых способов производства решат го задачи цивилизационной трансформации, которые принципиально не могли быть рошенн в рамках прежнего форыационного движзния.

''ротофориационное развитие нового способа производства происходит в случае "перемещения" в недра предшествующей формации задач создания не только необходимых цивилизвционных условий возникновения, но и условий существования нового способа производства. Цивилизационннй переход полностью предшествует форыа-ционноыу, последний как би "зэпаздываег". Тогда генезис иовофр-рмациониых элементов происходит в ходе фсркационной корреляции у. в оболочке старой формационности, в результате саиоотрицзвия "классической" сущности последней к фораирования сущности принципиально новой. Общество принимает своеобразное переходное состояние: это уже и но "классическое".старофориационцое развитие (ибо оно существенно подорвано принципиально иным цивили-зационнш содержанием), но и не двигшше в ранках нового способа производства. Это своеобразное проторазвитие последнего, которое нам демонстрируют все "перезрелые" фориационныз центры, • образующие ступени протоазиатского, протоантичного, прото^зода-льного и протокапиталистичоского развития.

Поэтоиу абстрактно-теоретпчесг^зя кодель сиепы способа производства, по оути, абстрагируется от пространственно-временного развертывания ненформационного перохода. В неи он предста-

а •

влен в свернутом виде, и поэтому в ней гэ существуют смешанные, переходные, синтезные форин развития. Мегфориацвонный переход происходит во всег^, звеньях одновременно и синхронко, ибо .логически допускается, что все они приняли "классическую"- сущностную форму-овоего разптпя.'

Таким образом, абстрактно-теоретическая модель исходит из

предпосылки совпадения цивилизационной и фонационной трансформации (когда в перой из них количественные изменения превращаются в качественные, качественно меняется и форма социального движения). Однако реально-исторический ход перехода в каждом звене, блоке или кусто того или иного способа производству демонстрируют нам диапазон отклонений в ту или иную сторону. Поэтому логически сжатый форнационный переход ("одновременно и сразу") раздвигается до рамок целой эпохи межформациониого "перехода, в которой существуют и взаимодействуют самые различные форцационные состояния, а у каждого способа производства, кроме собственно сущностной "классической" формы, есть еще дье пространственно разъединенные, но взаимодействующие между собой "не1'лаосичеокие" инверсионные формы ранне- и протоформа-ционного развития.

В пятом разделе - "Социализм в современном мире: один маршрут или несколько?" - диссертант т основе предложенного механизма ывж$ориационных переходов исследует генезис социализма не только в локально-региональном, во и всемирно-историческом плаке.. '■'••';

В логической схеме социализм выступает как универсальный всемирно-исторический результат "снятия" капиталистического опособа производства во всемирном масштабе. Причем этот процесс логического "снятия" имплицитно.оодержит в себе два неразрывно связанных момента, выступает в двух смыслах: во-первых, как устранение, отрицание, а,во-вторых, как сохранение и удержание. Логика "овятия" социализмом капитализма внутренне вырастав! из "идеального" сопряжения формационного и цивили-- аационного переходе, предполагающего одновременное, и всеобщее, с одной стороны, устранение и отрицание капиталистической фо-« рмационности, а. с другой отороны, сохранение и удержание накопленного и созданного им цивилпзационного потенциала. Логически.' социализм вырастает именно в единстве этих процессов как только.и исключительно поолекапиталисгическое общество во всемирной масштабе. Но реально-историческое несовпадение порядка цкамлизациовных и форкациолных изменений приводит к прост рзиственно-вреиенному разьединению этих двух моментов "снятия", к "рассеиванию" их по различным локально-звеньевым • , ■; 16 .; !

общностям.

Если первоначальное возникновение социализма происходит в ходе локального "прорыва" капиталистической сиотеыы, реализующего преимущественно первый смысл (или момент) "снятия", то последующий генезис социализма происходит уже через преобразование и преодоление капиталистического качества в пределах самого капиталистического общества, реализуя тем самым другую не менее важную функцию "снятия" - функцию преемственности исторического движения. Следовательно, различные воемирно-иоторичео-кие моменты "снятия" реализуютоя не одновременно и вместе, а порознь.

Всемирно-историческую функцию формационного преобразования мира реализует раннесоциалистическое общество-первопроходец, в те время как функцию цивилизацвонного преобразования "Зерет на себя" во' всемирном масштабе протосоциалистическое общество в эпицентре мирового капитализма.

Именно в ходе взаимодейотвия и оинтеза локально реализовавшихся цивилизационных и формационных предпосылок (составных элементов) "снятия" капитализма, происходит универсализация этогЬ процесса во всемирном' маомтабе. Происходит "воссоединение" различных моментов ¿'.снятия", существующих г отдельности в пост"клаосическом" капиталистическом обществе и в обществе первоначального социализма ^постепенное накопление элементов социализма в каждом из них, в конечном итоге, приводит к формированию "интегрального"^цосткапиталистичеокого общества как.универсального результату, полного (в единстве воех моментов) "снятия" капитализйа'ВО всемирном мзсштабе.

Развитие социализма в современном, миро представляет собой целостный, но ветвящийся по нескольким взаимодействующим направлениям единый всемирный Процесс. Ныне социализм -'это не столько и в основном не какое-то локальное "географическое" образование (замыкающееся странами "реального социализма"), сколько единая всемирная тондэнция развития, расщепляющаяся на специфические параллельно текущие потоки в каждом звене и'каждом эшелоне капиталистического развития. Переход к социализму не ограничивается какой-то группой стран (осуществляющих его "строительство"), а реализуется во всемирном масштабе в кеско-

V 17

лышх направлениях, которые не исключают, а напротив, дополняют друг друга. Более того, он принципиально не мокет реализоваться (или Сичъ сведен) к какой-то одной своей форме, а развивается сразу по нескольким руслам только и исключительно во всемирном масштабе.

Б -заключении подводятся обобщающие итоги исследования, намечается выход к новый проблемам.

Публикации по теме диссертации.

1. Авксентьев А.Л., Фисун A.A. К вопросу об историческом призвании социализма// Вести. Харьк. ун-та.- 1987.-);? 309.-

С .8-13.

2. Ыамалуй A.A., Авксентьев А.Л., Фисун A.A. О социально-экономической природе основного противоречия социализма// Вестн. Харьк. ун-та.- 1988.- № 31?.- С.3-8.

3. Ыамалуй A.A., Фиоун A.A. Основное противоречие и конкретно-историческая форма социализма// Вестн. Харьк. ун-та.- 1989. -К> 338. С.19-28.

4. Фисун A.A. формационное и цивилизационное в генезисе социализма// Концептуальные проблемы социалистического обновления: Материалы научной конференции руководителей и слушателей методологических семинаров НИИ и вузов г.Харькова.-Харьков, 1990.- C.II-I3.