автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Городская развлекательная культура пореформенной Москвы

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Сариева, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Городская развлекательная культура пореформенной Москвы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Сариева, Елена Анатольевна

Введение.

Глава I. Зимние развлечения москвичей

Описание Москвы

Театр.

Клубы.

Салоны, кружки, общества.

Манеж, балаганы, цирк.

Танцевальные залы.

Глава II. Трактиры и рестораны

Трактиры.

Рестораны.

Цыганские хоры.

Русские хоры.

Глава III. Летние развлечения

1. Городские увеселительные сады.

Первые увеселительные сады.

Эрмитаж:».

2. Загородные увеселения.

Петровский парк.

Сокольники.

Марьина роща.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Сариева, Елена Анатольевна

В истории России 60-80-е годы XIX века, занимают особое место. Освобождение крестьян и законодательство первого периода царствования Александра II открыли эпоху глубоких сдвигов в экономике и политике, необратимых, глубоких перемен в различных сторонах русской жизни. Они сопровождались бурным ростом городов, изменениями в мировоззрении и психологии людей, и, разумеется, влекли за собой социальные и культурно-бытовые преобразования. Яркую обрисовку этой эпохи дал известный публицист Н.В. Шелгунов. В своих воспоминаниях "Из прошлого к настоящему» он писал: "С 1860 года начинается как бы иной "период" в работе общественной мысли. Работа эта не представляла особенной трудности, потому что ее программа была очень проста и заключалась в одном слове "свобода". Внизу освобождались крестьяне от крепостного права, вверху освобождалась интеллигенция от служилого государства и от старых московских понятий. И более великого момента как этот переход от идеи крепостного и служилого государства к идее государства свободного, - в нашей истории не было, да, пожалуй, и не будет. Мы просто стремились к простору, и каждый освобождался, где и как он мог и от чего ему было нужно. Идея свободы, охватившая всех, проникала повсюду, и совершалось действительно что-то небывалое и невиданное".1

Для нашего исследования особенно важно появление целых групп новых людей, порожденных эпохой "великих реформ", получивших относительную свободу и возможность участвовать в общественной жизни. Новых людей, которые сдвинулись с привычных мест, пустились в предприятия, а то и в аферы, судорожно стремясь попасть в новую жизненную колею. Предпринимательская энергия крестьян, беспоместных дворян, вышедших в

1 Шелгунов Н.В. Воспоминания. -М-Пг., 1923. С.113. отставку офицеров, не стесненная рамками крепостничества, разливается по стране быстро и повсеместно. Господствующее положение в публичной жизни отвоевывают именно они - новоявленные буржуа, получившие возможность развернуться экономически.

В 60-х годах XIX века начинается невиданный до сих пор рост городского населения. Благодаря пришлым жителям население Москвы с начала 60-х годов до конца 70-х годов увеличивается почти вдвое, в Петербурге - более чем на треть. "Бурный рост городов заставляет приобщаться к культуре, литературе, искусству все большее количество народа. И это изменяет статус всей культурной жизни, включая традиционные искусства, ломая вековые формы их существования",1- пишет исследователь истоков массовой культуры Н.М. Зоркая. Другими словами: тысячи теперь могут пользоваться тем, что ранее было доступно лишь нескольким сотням людей, принадлежащих к верхушке общества. Возникает новая реальность, с которой искусство неизбежно вынуждено считаться. Музыка, живопись, архитектура, театр впервые максимально открыты, более того, сознательно нацелены на доступность каждому.

Большое влияние происходящих изменений, бесспорно, испытала и зрелищная развлекательная культура. Городские развлечения, существовавшие всегда, до середины XIX века по форме, как правило, копировали сельские традиционные празднества с их строгой регламентацией, обрядностью и т.д. Размывание сословных перегородок привело к тому, что состав горожан, желающих развлекаться расширился за счет представителей разных сословий, многих местностей и национальностей. Таким образом, демократизация городских развлечений - основная черта рассматриваемой эпохи.

1 Зоркая Н.М. На рубеже столетий. - М., 1976. С.8.

Новая экономическая реальность, связанная с развитием рынка, повелительно диктовала поиск новых форм развлечений, заимствования западных образцов. На коммерческой основе рождались новые увеселительные предприятия. Они оказывались в постоянной конкуренции друг с другом, что давало простор и благодатную почву для предприимчивых людей. Их начинания не всегда оказывались удачными.

Характерной чертой эпохи стал наплыв в Россию иностранцев - увеселителей и актеров, приезжавших сюда на заработки. Иностранные артисты импортировали развлекательную продукцию, новые жанры, стили, направления. Все привнесенное впитывалось, отбиралось, перерабатывался весь этот разнообразный материал, приспосабливался к вкусам потребителя, в то же время формировал его вкусы и влиял на них, приучая к новым, неизвестным России зрелищам и развлечениям.

Рестораны, увеселительные сады, танцевальные залы и кафешантаны стремились удовлетворить все возрастающую и неудержимую тягу масс к веселому, небудничному, откровенно развлекательному искусству. С этой новой системой развлечений Россия войдет в XX век.

Сегодня, когда зрелищная развлекательная культура привлекает все большее число исследователей - литературоведов, культурологов, социологов, театроведов, особенно остро чувствуется нехватка специального исследования, целиком посвященного становлению и развитию городских развлечений в пореформенные годы. Кроме того, ощущается и недостаток материала, введенного в научный обиход, его распыленность по разным изданиям, отсутствие систематизации. В задачу автора входили не только поиск новых материалов, но и систематизация уже имеющихся, что позволило бы реконструировать основные развлечения, которыми заполнялся досуг среднего горожанина в пореформенной Москве.

Разнообразие условий, складывавшихся на огромной территории России, заставили ограничиться рамками одного города - второй столицы России - Москвы. Выбор Москвы обусловлен тем, что именно она на протяжении всего постпетровского периода выступала как своего рода форпост традиционной русской культуры, выставленный на пути западных влияний, идущих из Петербурга. Процессы скрещивания, «диффузия» западных и отечественных культурных традиций во второй столице традиционно протекали очень интенсивно. Именно этим обстоятельством был обусловлен выбор пространственного ареала исследования.

Объектом диссертационного исследования является сценическое развлекательное искусство пореформенной Москвы как область, где происходило взаимодействие различных по своему генезису культурных форм. Автор проводит реконструкцию развлечений в клубах, салонах, кружках, на гуляниях в Манеже, в танцевальных залах, в трактирах и ресторанах, в увеселительных садах и парках.

Актуальность работы обусловлена не только постоянно растущим интересом к культурным традициям прошлого. Проблема происхождения того или иного явления жизни и искусства, исторической памяти занимает сегодня многих среди тех, кто стремится осмыслить специфику историко-культурного пути России. Исследование городских развлечений (особенно публичных сценических) позволяет проследить как, заимствуя и трансформируя западные образцы, отечественная культура выявляет свой характер, обнажает свои архетипы.

Автор ставит своей целью - провести культурно-историческую и искусствоведческую реконструкцию существовавших и возникающих новых форм сценической развлекательной культуры; выявить и описать на различных образцах их стилевые и жанровые особенности.

Задачи работы - зафиксировать основные формы существования публичной развлекательной культуры Москвы, содержание программ увеселительных заведений и их функции, судьбу первых антреприз в этой области художественной деятельности, появившихся здесь «звезд».

Научная новизна диссертации определяется тем, что она является первым специальным исследованием, в котором реконструируются основные городские развлечения Москвы в пореформенный период на основе малоизученного и еще не систематизировавшегося материала прессы, мемуаров, дневников.

Методологической основой исследования является проблемно-исторический подход к интересующим диссертанта явлениям, связанный с опытом и традициями российской и зарубежной театроведческой науки. Существенное влияние на методологию настоящего исследования оказали труды по истории эстрады и развлекательной культуре Отдела массовых жанров сценического искусства Государственного института искусствознания1, а также монографии и статьи Е.В. Дукова, Н.М. Зоркой, М.И. Туровской, H.A. Хренова и других исследователей, посвященные различным сторонам городской массовой культуры.

Естественно, в рамках диссертации невозможно охватить и подробно описать весь спектр развлечений, включая академические концерты, любительские кружки, любительские театры, развлечения, устраиваемые для рабочих на фабриках и заводах. За пределами нашего исследования остались увеселения городской площади, цирк и театр, поскольку, на наш взгляд, они достаточно

1 Урбанизация и развлекательная культура. -М., 1991.; У истоков развлекательной культуры Нового времени. XVIII-XIX века. - М.,1996.; Развлекательная культура России. XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории. - Спб., 2000. детально и серьезно рассмотрены в специальных научных исследованиях. Салоны, клубы, кружки, увеселения Манежа, трактиры, увеселительные сады, парки, танцевальные залы выбраны как наиболее популярные и типичные виды развлечений. Они дают возможность показать сосуществование и постепенный переход от старых, испытанных развлечений, к новым, далеким от патриархальности, адаптированным иногда к сомнительным вкусам потребителей. Естественно, автор обращает внимание на малоизученные формы развлечений и отводит им больше места на страницах работы.

Говоря о состоянии исследуемой проблемы, нельзя не отметить тот факт, что круг литературных источников, непосредственно связанных с темой нашего исследования, весьма невелик. Диссертантом широко использовались монографии Ю.А. Дмитриева «Михаил Лентовский» (М., 1978) и «Цирк в России. От истоков до 1917 года» (М.,1977), его статья «Гуляния и другие формы массовых зрелищ», книга Е.М. Кузнецова по истории дореволюционной эстрады «Из прошлого русской эстрады» (М.,1956); исследование М.О. Янковского становления оперетты «Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР» (М-Л.,1937) и некоторые другие.

Близкими по предмету изучения и по материалу стали исследования народных гуляний и городского фольклора А.Ф. Некрыловой, Н.М. Зоркой, Г.С. Островского, А.Г. Левинсона. Богатый материал дали автору - вышедшая в 1996 году книга Ю.Л. Алянского «Увеселительные заведения старого Петербурга» (Спб., 1996), книга Т.А. Щербаковой о цыганском творчестве в России. Автор опирался также на материалы и исследования из других областей искусствознания, социологии, эстетики, которые позволили определить место изучаемых им явлений в контексте времени и культурного фона в целом. В первую очередь, это работы общеэстетического, культурно-исторического характера -Д.И. Лихачева «Поэтика садов», диссертация И.А. Стекловой «Феномен увеселительных садов в формировании культурной среды Петербурга-Петрограда» (М., 1991), книга М.Ю. Лотмана «Беседы о русской культуре», а также его статьи разных лет «Блок и народная культура города», ««Человек природы» в русской литературе XIX века и «цыганская тема» у Блока» (совместно с З.Г. Минц).

Работа состоит из - введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается быт пореформенной Москвы, культурный и экономический фон, на котором шло становление и развитие общественных развлечений. Автор обращает особое внимание на то, что в отношении к развлечениям, эволюции развлекательной культуры, исторической смене ее форм находят отражение изменения, происходящие в экономической и духовной жизни русского общества, и наоборот, существует обратное влияние развлечений на художественное сознание целого поколения. В первом главе уделяется внимание зимним увеселениям москвичей разных сословий. Во второй главе автор рассматривает развлечения в трактирах и ресторанах, которые были круглогодичными.

Третья глава диссертации целиком посвящена летним гуляниям москвичей, которые функционировали весь период (в отличие от летних гуляний, приуроченных к календарным церковным праздникам) - увеселительным садам и паркам. В первом параграфе рассмотрены городские московские увеселительные сады, во втором - загородные.

В заключении данного исследования автор подводит итоги. Кроме того, к диссертации прилагается список использованной литературы и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Городская развлекательная культура пореформенной Москвы"

Заключение

Как показал анализ, в рассматриваемый период развлечения стали важным и необходимым социальным механизмом для разрушения замкнутости дворянского и купеческого быта, для постепенного преодоления барьера между «высшей» и «низшей» сословными культурами. В изучаемую эпоху начинается активный процесс смыкания ранее обособленных сословных культур. Элементы дворянской развлекательной культуры (концерты, дивертисменты, салоны, балы, любительские кружки и т.д.) постепенно осваиваются культурой городской.

Традиционный досуг, сельские празднества и обряды при переходе в городскую среду теряют свою актуальность. Поиск новых форм существования и досуга в условиях городской среды коренится в коммуникативных потребностях пришлых городских жителей. Процесс урбанизации приводит к рождению новых, функционирующих круглый год форм развлекательной культуры, пришедших на смену календарным празднествам и гуляниям. Таким образом, новые развлечения города были признаками продолжающего упадка традиционной сельской культуры и все большего вхождения средних и низших слоев в городскую жизнь.

Развитие новых жанров и развлекательных форм городской культуры прослеживается от развлечений в балаганах, в увеселительных садах, публичных зрелищ, а также развлечений в трактирах - программах русских и цыганских хоров. При этом сохраняются календарные и чисто народные гуляния, которые приобретают новые черты.

Таким образом, городская культура постепенно формируется из двух пластов - культуры «дворянской» и культуры «низовой».

В Западной Европе процессы урбанизации, индустриализации и развития рынка начались значительно раньше, поэтому

143 индустрия развлечений уже имела устойчивые традиции. Не случайно, расширение круга увеселительных предприятий в России, находящихся в условиях жесткой конкуренции, рост разнообразия коммерческих развлекательных форм досуга проходили под влиянием и при участии иностранных антрепренеров и гастролеров. В 50-60-х годах содержателями московских гостиниц, ресторанов, увеселительных садов, кафешантанов были, как правило, иностранцы. В 70-х годах ситуация начинает меняться. Наряду с иностранцами появляются русские антрепренеры, как им казалось, лучше разбирающиеся в нравах и вкусах «своей» публики.

Российская развлекательная культура остро ощущала нехватку артистов. Новые поколения российских артистов разных жанров явно ориентировались на западные развлекательные формы - в первую очередь, кафешантан. Несмотря на засилье шансонеток, во всех увеселительных местах не исчезал русский дух: до конца столетия в программах остаются любимые москвичами русские и цыганские хоры.

Как показал анализ, рассматриваемый нами период в истории городской развлекательной культуры имеет особое значение, поскольку именно в этот период шло зарождение форм и жанров, характерных для последующей эпохи - эпохи массового искусства.

 

Список научной литературыСариева, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. A.B. Театральные курьезы и заметки // Развлечение. -М., 1868. №19. С.170.

2. A.-V. Московская жизнь // Голос. -Спб., 1866. №123. С.2.

3. Акилов П. Театрально-критические курьезы и заметки // Развлечение. -М., 1871. №19. С.304.

4. Акилов П. Театральные заметки // Развлечение. -М., 1873. №34. С.139.

5. Акилов П. Театральные заметки // Развлечение. -М., 1874. №27. С.27-28.

6. Акилов П. Театральные заметки // Развлечение. -М., 1874. №31. С.95.

7. Акилов П. Театральные заметки // Развлечение. -М., 1874. №33. С.125.

8. Арабески // Московские ведомости. -М., 1873. №78 от 29 марта. С.4.

9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М., 1965.

10. Белоусов И.А. Ушедшая Москва // Московская старина. -М., 1989.

11. П.Богатырев П.И. Московская старина // Ушедшая Москва. -М., "Московский рабочий". 1964

12. Бурдиян Л.И. Православная мысль о развлечении // Развлекательная культура России XVIII-XIX в.в. -Спб., 2000.

13. Вальц К.Ф. Шестьдесят пять лет в театре. -Л., 1928.

14. Вигель Ф. Воспоминания. Т.4. М., 1866.

15. Волинадо. Городская хроника // Развлечение. М., 1862. №2. С.27.

16. Герцен А.И. Дневник 1842-1845. Собр. соч. в 30-ти тт. М., 1954.

17. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. БРК. М, 1997.

18. Гоголь Н.В. Петербургские записки 1836 года // Москва в произведениях русских писателей. М-Л., 1947.

19. Голицын В.М. Москва и ее жители 50-х годов XIX столетия // Московский журнал. -М., 1991. №9.

20. Голицын В.М. Театр и зрители // Московская старина. -М., 1989.

21. Горбунов И.Ф. Поли. собр. соч. в 2-х тт. -Спб., 1904.

22. Гурьянов И.Г. Москва, или Исторический путеводитель. -М., 1831.

23. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х тт. -М., 1989.

24. Дмитриев Ю.А. Михаил Лентовский. -М., 1978.

25. Дмитриев Ю.А. Цирк в России. От истоков до 1917 года. -М., 1977.

26. Дорошевич В.М. Старая театральная Москва. -Пг-М., 1923.

27. Забелин И. Московские сады в XVII столетии. -М., 1856.

28. Загоскин М.Н. Москва и москвичи. -Спб.-М., 1899.

29. Зеленин Д. Очерки русской мифологии. -П.,1916.

30. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. М., 1976.31 .История русского драматического театра в 7-ми тт. -М., 1980.

31. Из Москвы // Голос. -Спб., 1872. №149. С.З.

32. Из общественной жизни // Развлечение. -М., 1865. №10. С.158.

33. Каменецкая E.H. Общественные садовые насаждения города Москвы. -М., 1896.

34. Катин. Заметки о московской жизни // Развлечение. -М., 1862. №31. С.71.

35. Катин. Заметки о московской жизни // Развлечение. -М., 1862. №33. С.93.

36. Кириченко Е.И. Архитектура // Русская культура 2-ой половины XIX века. Картина мира. -М., 1991.

37. Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра // Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. -М., 1983.

38. Корреспондент. Московский вестник // Пантеон. Спб., 1854. Сент. Кн.IX. С.8.

39. Кр. Отголоски // Театральная газета. -М., 1876. №35 от 11 августа. С. 163.

40. Крот. Обзор зрелищ и увеселений // Развлечение. -М., 1884. №10. С.192.

41. Кто куда едет на дачу // Развлечение. М., 1889. №19. С.9.

42. Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. -М., 1958.

43. Кугель А.Р. Листья с дерева. -Л., "Время". 1926.

44. К. Фельетон//Развлечение. -М., 1883. .№29. С.460.

45. Лихачев Д.С. Избр. работы в 3-х тт. -Л., 1987.

46. Лотман Ю.М. Избр. статьи в 3-х тт. Таллинн., 1993.

47. Любецкий С. Московские старинные гуляния и увеселения // Москвитянин. -М.,1854. №13. С.64.

48. Любецкий С. Прогулки по Москве // Развлечение. М., 1860. №37. С.452.

49. Любецкий С. Прогулки по Москве // Развлечение. М., 1860. №6. С.70.

50. Мильский A.A. Закулисная хроника (1856-1894).-Спб., 1900.

51. Михаил Ерусланов. Нечто-кое-об-чем // Развлечение. -М., 1864. №23. С.362.

52. Михаил Ерусланов. Нечто-кое-об-чем // Развлечение. -М., 1864. №32. С. 109.

53. Москва в ее прошлом и настоящем. Вып. 10. -М., 1911.

54. Московские заметки// Голос. -Спб., 1872. №423. С.2.

55. Московские заметки // Голос. -Спб., 1873. №105. С.2.

56. Московские заметки // Голос. -Спб., 1873. №359. С.1.

57. Московские заметки // Голос. -Спб., 1874. №97. С.1.

58. Московские известия//Москвитянин. -М., 1852. №12. С.159.

59. Некрылова А.Ф. "Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984.

60. Нескажуся. Мой дневник// Развлечение. -М., 1866. №32. С.119-120.

61. Нескажуся. Мой дневник// Развлечение. -М., 1866. №35. С.155.

62. Нескажуся. Мой дневник// Развлечение. -М., 1866. №38. С.202.

63. Не Я. Городская хроника//Развлечение. -М., 1859. № 31. С.72.

64. Не Я. Городская хроника // Развлечение. -М., 1860. № 3. С. 15.

65. Не Я. Городская хроника// Развлечение. -М., 1860. № 9. С.106.

66. Не Я. Городская хроника // Развлечение. -М., 1860. №37. С.449.

67. Не Я. Городская хроника // Развлечение. -М., 1860. №33. С.401.

68. Не Я. Городская хроника//Развлечение. -М., 1860. № 44. С.536.

69. Не Я. Городская хроника // Развлечение. М., 1961. №13. С.157-158.

70. Не Я. Городская хроника// Развлечение. М., 1961. №21. С.253.

71. Не Я. Жизнь в Москве // Зритель. -М., 1862. №32. С.157.

72. Не Я. Жизнь в Москве // Зритель. -М., 1862. №43. С.517.

73. Нифонтов А.С Москва во 2-ой половине XIX столетия. -М., 1947.

74. Никольский В.А. Старая Москва. Историко-культурный путеводитель. -Л., 1924.

75. Н.Ф-В. Московский наблюдатель /У Развлечение. -М.,1867. №23. С.363.

76. Н.Ф-В. Московский наблюдатель //Развлечение. -М.,1868. №6. С.91.

77. Н.Ф. Московский наблюдатель // Развлечение. -М., 1868. №16. С.252-253.840 воспрещении музыки в трактирных заведениях. Докл. записка о трактирных промышленниках на имя Городского Головы. Санктпетербургская городская дума. -Спб., 1867.

78. П.К. Притчи современного Эзопа /У Развлечение. -М., 1885. №13. С.265-266.

79. Покровский Д.А. Очерки Москвы // Исторический вестник. -Спб., 1893. №8. С.324.

80. По Сокольникам // Развлечение. М. 1889. №30. С.11.

81. Прыжов И. Кабак//Развлечение. -М., 1864. №6. С.91.

82. Псевдоним. Московская жизнь // Голос. -Спб., 1866. №313. С.1.

83. Путеводитель по Москве и ея окрестностям, посвященный господам приезжим, останавливающимся в гостинице. -М., 1870.

84. Путеводитель по Москве и указатель ея достопримечательностей. Сост. М.П. Захаровым. -М., 1865.

85. Пыляев М.И. Старая Москва. -Спб., 1891.

86. Пыляев М.И. Старое житье. Очерки и рассказы. Спб.,1892.

87. Развлекательная культура России. XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории. Спб., 2000.

88. Ред. По поводу бенефиса Г. Федотова // Антракт. М., 1867. С.7.

89. Россиев П.А. Артистический кружок в Москве /У Исторический вестник. Спб., 1912. №5-7.

90. Сад «Альгамбра» // Театральная газета. -М., 1876. №19 от 22 июня. С.72.

91. Свистун. Заметки свистуна//Развлечение. -М., 1863. №2. С.30-31.

92. Скавронский Н. Ушаков A.C..Очерки Москвы. -М., 1993.

93. Скавронский Н. Наши дачи // Развлечение. -М., 1866. №28. С.41.

94. Скальковский К. В театральном мире. -Спб., 1899.

95. Слонов И.А. Из жизни торговой Москвы. -М., 1914.

96. Солодов. Обзор зрелищ и увеселений // Развлечение. -М. 1884. №19. С. 376.

97. С.П. Московская жизнь // Голос. -Спб., 1863. №206. С.807.

98. С.П. Московская жизнь // Голос. -Спб., 1863. №314. С. 1241.

99. С.П. Московская жизнь // Голос. -Спб., 1863. №322. С. 1274.

100. С.П. Московская жизнь //Голос. -Спб., 1864. №229.С.1.

101. С.П. Московская жизнь // Голос. -Спб., 1867. №24. С.2.

102. С.П. Московская жизнь // Голос. -Спб., 1867. №30. С.1. ПО. С.П. Московская жизнь // Голос. -Спб., 1868. №167. С.2.

103. С.П. Московская жизнь // Голос. -Спб., 1868. №195. С.2.

104. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1983.

105. С.Т. Старая Москва // Петербургский дневник театрала. -Спб., 1904. №6. С.7.

106. Сын своей матери. !!! // Развлечение. -М., 1887. №50. С.2.

107. Театральная газета. -М. 1877. №57 от 17 мая. С.160.

108. Телешов Н.Д. Москва прежде // Московская старина. -М., 1989.

109. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия -2000. CD-ROM.

110. У истоков развлекательной культуры Нового времени. XVIII-XIX века. М.,1996.

111. Урбанизация и развлекательная культура. -М., 1991.

112. Устав собрания купеческих приказчиков в Москве. М., 1866.

113. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. -М., 1994.

114. Чехов А.П. Осколки московской жизни // Осколки. Спб., 1883. №29. С.4.

115. Чехов А.П. Осколки московской жизни // Осколки. -Спб.,1883. №35. С.4.

116. Чехов А.П. Осколки московской жизни // Осколки. -Спб.,1884. №31. С.4.

117. Чехов А.П. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. М., 1882.

118. Шамаро А. Действие происходит в Москве. -М., 1979.

119. Шелгунов Н.В. Воспоминания. -М-Г1г., 1923.

120. Щербакова Т.А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. -М., 1984.

121. Шухова Е.М. В зеленой тишине Москвы // Московскийжурнал. -М., 1997. №8-9. С.9.151

122. Якрин М.Н. Путеводитель по Москве и ее окрестностям. В 2-х частях. -М., 1884.

123. Я. Московский наблюдатель // Развлечение. М., 1866. №40. С. 235.

124. Я. Московский наблюдатель // Развлечение. М., 1866. №49. С. 379.

125. Янковский М.О. Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. М-Л., 1937.

126. Артистический кружок Летнее помещение сад бывший «Эрмитаж»

127. Сегодня, в пятницу 25 июня, Имеет быть большой

128. МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ И УВЕСЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР Программа: В саду Военный оркестр в 6 час. Концертный оркестр в 7 час.

129. В театре Сцены из водевиля в 1 действии: ЦЫГАНКА Участвующие: Павел Осипович Горский Оленька, его жена Платоша Пострелин Ванечка Мякишев Матрена, старая цыганка Модест, слуга1. Цыгане и цыганки

130. Действие в Москве, в квартире Горского Сцены из французской оперетты в 1 действии, муз.Оффенбаха1. РОММЕ D'API1. Distribution:1. Palasteus M-r Derame1. Gustave M-me Gilles1. Pomme сГ Api M-lle Theres

131. Г.Протасов Г-жа Вельская Г.Максимов Г.Шумахер Г-жа Рюмшина Г. Васильев1. ДЕВИРТИСМЕНТ

132. Упражнение с железным шестом и пушечным ядром, исп.-Г.Манлей

133. Digue, digue mon bon M-me Bade

134. Solo, протанцует Г.Мартене4. Triste affaire M-r Max

135. Pas de deux, про танцуют Г-жа Огарини и Г.Левинсон.1. Шато-де-Флер Беккер

136. В воскресенье 12 июня и ежедневно БОЛЬШИЕ УВЕСЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА

137. Общая программа Начало военной музыки в 6 час. Начало концертной музыки в 8 часов Начало представления в театре в 9 час.1.е отделение, в театре1. Но все то вранье2. Шико, шико3. Triste affaire4. Г voudrais etre garçon5. «Мы гуляли с подругою в роще»

138. Pas de deux (Polka de Freber) dansee par

139. У aime pas les beaux hommes8. Le retour de suzon

140. Г.Лавров Г-жа Савченко M-r Emilien M-lle Pepita Г.Большаков M-lles Bereda et Goldstein M-ll Marty M-ll Marquet2.е отделение дано будет в первый раз:

141. АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ БУКА ИЛИ КТО НЕ ПЛЯСАЛ ПО ЖЕНСКОЙ ДУДКЕ Комический водевиль в 2-х действиях Участвующие: Г.Г. Воронковский, Александров, Андреев; Г-жи Николаева и Большакова.3.е отделение

142. Les Clodoches, grand quadrille parisien, danse pas M-rs West, Marius,1. M-lles Rougat et Pepita

143. Mes transformations M-r Dumoulin

144. Le second mouvement M-r Emilien4. Les Baisers M-ll Marty

145. Дуэт из "Наталки" Г-жа Савченко и Г. Лавров

146. Ca L'se demande pas M-ll Marquet7. «Как яблочко румян» Г.Большаков1. Сад Альгамбра1. В воскресенье 6-го июня

147. Программа гулянья Начало в 7 Уг часов1. Отделение 1-е в саду

148. Воздушное путешествие на туго-натянутом канате исп. Г.Мишель.

149. Хор Тирольцев под управлением Г.Гюндера

150. Тройная трапеция, исп. Г.Клер, Д-цы Елена и Аннета.

151. Концерт исполняет оркестр под управлением Г.Батифора

152. Летающий человек, исполняет Бр. Аригони15 минут антракт1. Отделение 2-е в театре1. Оркестр

153. Русские куплеты из сборника «Живая струна» Г.Яковлев

154. Tyrolienne Г.жа Мария-Вивьер

155. Юмористические куплеты «Уж мы ели, ели, ели» Г.Леонов

156. Комические куплеты «Еврей на почте» Г.Ривуар

157. Танец (Pas seul) Г-жа Стадфорд

158. Danse russe Г-жа Бланш-Бру

159. Малороссийские куплеты из «Наталки Полтавки» Г.Деркач

160. Le cornet a Piston (musique) Г-жа Магдалина

161. La danse de la marmotte Д-ца Ванда

162. Арабские прыжки исп. Братья Бени-Заид-Зук15 минут антракт Отделение 3-е в театре1. Оркестр

163. Малороссийский дуэт из «Наталки» Г-жа Данилова и Г.Деркач

164. Le guide de Г étranger Г.Ривуар

165. Романс Pauvre feuille detachee Д-ца Мария-Вивьер

166. Русские куплеты из сборника «Живая струна» Г.Леонов

167. Танец Pas de deux Г-жа Страдфорд

168. Хороший танцмейстер (danse) Г.Риго

169. Романс Pauvre feuille detachee Д-ца Ванда

170. Русские куплеты из сборника «Живая струна» Г-н Яковлев

171. Сезон 1876-1877 года СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР1. Концертный зал Ф.Бауер

172. В воскресенье 26-го, и вторник , 28-го декабря имеют быть1. ПЕРВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА

173. Состоящие из пения, чтения, музыки, рассказов, куплетов и танцев, с участием в первый раз в Москве русского народного певца1. Макарова-Юнева

174. И в первый раз прибывшей из-за границы народной Андалузской певицы1. Г-жи де-Медина

175. Соло на цитре исполнит г.Бауер

176. Новые куплеты исполнит г.Рюбак

177. Чтение и рассказы: гг. Григоровский и Леонидов

178. Оркестр под управлением г.Бауер исполнит между прочими номерами в 1-й раз:

179. Валахские народные песни Богат ультимо вальс Денег нет - полька1. Начало в 8 часов

180. По окончании музыкального отделения имеют быть танцы и т.д. (Театральная газета. -М., 1876. №155 от 22 декабря. С.647).