автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Савельева, Юлия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Савельева, Юлия Владимировна

Введение

Глава первая. Публичные развлечения и городская музыка

§ 1. Музыкально-зрелищные формы развлечений и их органицация —

§2. Уличное музицирование

§ 3. Зрелища, концерты, "вокзалы" в общественных садах

§ 4. Праздники, танцы и музыка в трактирных заведениях

§ 5. Балы, маскарады, "музыкально-театральные автоматы" в клубах и частных домах

§6. "Развлекательные программы" в концертных залах и театрах

Глава вторая. Патриотические праздники, народные гулянья и их музыкальное оформление

§ 1. Типологические особенности общественных праздников --------------------------------------------------------г

§ 2. Столичные торжества в честь победы в Отечественной войне 1812 года и патриотическая музыка

§ 3. Городские народные гулянья и их сценические версии

Глава третья. Популярная музыка города в песенниках и инструментальных сборниках

§ 1. Песенник и его структура

§ 2. Танцы и песни в инструментальных аранжировках

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Савельева, Юлия Владимировна

В последние годы исследование российской празднично-развлекательной культуры вызывает особый интерес ученых различных областей науки - культурологов, социологов, этнографов, историков театра и музыки. В сфере изучения традиций зрелищного искусства, форм досуга, деятельности увеселительных заведений до сих пор остается много "белых пятен" фактологического характера. Одним из наименее разработанных разделов отечественного музыкознания является история развития городской популярной музыки в контексте общественных праздников и развлечений. Таким образом, реконструкция музыкальных форм празднично-развлекательной культуры города, предпринятая в данной работе, представляется весьма актуальной. В "проблемное поле" исследования входит целый ряд существенных вопросов, связанных с выявлением музыкальной специфики публичных развлечений и массовых праздников, восстановлением в их структуре концертных программ, жанров популярной музыки, имен композиторов и исполнителей, определением художественных вкусов широкого круга городского населения, особенностей репертуарной политики. Решение этих вопросов позволяет воссоздать живые фрагменты музыкальной празднично-развлекательной картины прошлого.

Указанная проблематика рассматривается в диссертации в рамках городского пространства Петербурга первой трети XIX века - эпохи интенсивного развития празднично-развлекательной культуры. В различных зонах города - на улицах, площадях, в садах, трактирах, клубах, частных домах, концертных и театральных залах закреплялись старые и возникали новые музыкально-зрелищные формы развлечений, органично вписывавшиеся в "установленный порядок". В этот период в Петербурге были широко распространены народные гулянья, устраивались торжества в честь победы в Отечественной войне 1812 года, процветали национальные дивертисменты и концерты смешанного типа, необычайной популярностью пользовался военно-патриотический репертуар, "простонародные", "российские" песни и модные европейские танцы.

Причин достаточно высокого уровня развития городских музыкально-зрелищных форм развлечений в рассматриваемый период несколько. Во-первых, историческая ситуация начала XIX столетия отмечена "суровыми днями павловского режима", когда все люди "развлекались" осторожно, общественные гулянья прекратились, в частных домах строго преследовались некоторые танцы, например, "вальсон" (278: 135), были сокращены полковые оркестры (203: 295). Во-вторых, личность императора Александра I, его политические взгляды, идеалы, отношение к искусству в первые годы его царствования несомненно стали своего рода залогом новой общественной жизни, в которой возвращались блестящие дни лучших екатерининских времен: "Лишь только миновал придворный траур, закипели забавы всякого рода: вечеринки, балы, танцевальные и музыкальные собрания. Все веселилось и танцевало. Государь не участвовал в шумных удовольствиях, но допускал и поощрял их" (85: 8). В эти годы император и сам еще был молод, поэтому для него "публичные развлечения имели некоторую заманчивость" (59, 2: 48). К тому же, например, он лично содействовал успеху театра, "вникая, подобно Екатерине II, во всевозможные театральные вопросы и значительные и нередко ничтожные" (259: 57). В частности, появление в начале XIX века плеяды талантливых сценических деятелей связывали с результатом забот именно Александра I. Третьей предпосылкой расцвета городской развлекательной культуры послужили события Отечественной войны 1812 года, победа в которой явилась мощным стимулом к устройству разнообразных "викториальных" торжеств, балов, зрелищных музыкально-театральных постановок и т. п.

Первая треть XIX века отличается монолитностью, единообразием празднично-развлекательной картины, в которой во многом продолжались традиции предыдущего столетия. Отметим, что смена увеселительных форм происходила постепенно и непрерывно, поэтому несмотря на потрясения, происходившие в общественной жизни России начала XIX века (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 14 декабря 1825 г.), только с 1830-х годов публичные развлечения с музыкой начали обновляться и видоизменяться.

Изучение музыкальных форм и жанров петербургской празднично-развлекательной культуры первой трети XIX века во многом затруднено обилием пестрого фактологического материала, рассредоточенного по различным библиотечным фондам и архивохранилищам, нуждающегося в систематизации; необходимостью реконструировать исторические формы развлечений и праздников; а также редкими, поверхностными сведениями о музыке в структуре общественного досуга, содержащимися в различных источниках этого периода.

Избранный ракурс исследования позволяет сформировать более широкий взгляд на историю городской музыкальной культуры в целом, дополняя ее новыми научными фактами и историческими сюжетами, обогащающими сложившееся представление о формах бытования музыки в городе.

Степень изученности темы.

Круг научных трудов, непосредственно связанных с проблемой, заявленной в диссертации, весьма ограничен. В большинстве случаев в работах отечественных историков музыки освещены вопросы, касающиеся становления национальной композиторской школы, истории концертно-театральной жизни, характеристики музыкальных жанров. Чаще всего, данные сведения о музыке не включены в контекст изучения празднично-развлекательной культуры города.

Исходя из основной идеи диссертационной работы, необходимо выделить труды, представляющие интерес с методологической точки зрения. Общие проблемы изучения городской празднично-развлекательной культуры разрабатывались в исследованиях А.Ф.Некрыловой ("Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища", 1988), А.Мартен

Фюжье ("Элегантная жизнь или как возник "Весь Париж", 1998),

A.С.Котлярчуком ("Праздничная культура в городах России и Белоруссии ХУП века: официальные церемонии и крестьянская обрядность, 1999), Е.А.Сариевой "Городская развлекательная культура пореформенной Москвы" (2000), а также в сборниках под редакцией Е.В.Дукова: "Урбанизация и развлекательная культура" (1991), "У истоков развлекательной культуры России Нового времени XVIII - XIX века" (1996), "Развлекательная культура России XVIII-XIX вв." (2000).

К "музыке города", "музыке праздников", "к жанрам городской популярной музыки" в различных исторических и пространственных рамках обращались Г.И.Мозер в очерках "Музыка средневекового города" (переведена на русский язык Б.В.Асафьевым, 1927), Ж.Тьерсо в монографии "Песни и празднества французской революции" (перевод К.Жихаревой, редакция А.С.Рабиновича, 1933); Т.АЩербакова ("Музыка быта и русская профессиональная музыкальная культура XIX века", 1989);

B.Д.Конен ("Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX в.", 1994).

В последние десятилетия XX века появился ряд отечественных работ, раскрывающих указанную проблематику на конкретном историческом материале. Среди них: "Пение, звоны, ритуал. Топография церковно-музыкальной культуры Петербурга" И.А.Чудиновой (1994), научные статьи - "Опера и салон в Петербурге конца XVIII - первой трети XIX века" Н.АОгарковой (1996), "Русская музыка второй половины XVIII века в контексте ритуалов и церемониалов, праздников и развлечений" А.В.Лебедевой-Емелиной и Е.М.Левашева (2000), "Бальные танцы и оперная музыка XIX века" Н.А.Рыжковой (2000), "Музыкальный лубок в России конца XVIII - начала XIX века" Т.Щербаковой (2000).

В связи с отсутствием фундаментальных исследований, в которых "праздник", "развлечение" и "музыка" в Петербурге анализируются как центральные категории, основопологающее значение имеют труды, содержащие информацию справочно-обобщающего и источниковедческого характера. Особым событием для специалистов, изучающих музыкальную культуру Петербурга, стало издание энциклопедического словаря "Музыкальный Петербург. XVIII век" (под редакцией А.Л.Порфирьевой. Т.1: В 5-ти книгах, 1996 - 2002), работ И.Ф.Петровской "Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге. 1801-1917. Энциклопедия." (1999), "Концертная жизнь Петербурга, музыка в общественном и домашнем быту. 1801 - 1859" (2000). Данные материалы позволяют уточнить многие биографические, историко-краеведческие и социологические нюансы, связанные с функционированием музыки в петербургской культуре.

Задача воссоздания различных форм развлечений и праздников потребовала изучения исторических очерков знатоков "старины", описывавших быт столичного города XIX столетия: М.И.Пыляева, Г.Т.Полилова-Северцева, И.Н.Божерянова, А.Бахтиарова, И.Генслера, П.Н.Столпянского. Важные сведения о русских "простонародных" праздниках, обрядах, традициях народа представлены в трудах И.Снегирева (1837) и А.В.Терещенко (1847). В связи с обращением к истории петербургских увеселений привлечены работы Л.Н.Семеновой "Общественные развлечения в Петербурге в первой половине XVIII века" (1982), А.М.Конечного (1989, 1996, 1997), его же материалы к библиографии "Быт и зрелищная культура Санкт-Петербурга-Петрограда

XVIII - начала XX века" (1997), комментарии к изданиям "Петербургские балаганы" (2000), "Прогулки по Невскому проспекту в первой половине

XIX века" (2000); а также аналогичные искания Ю.Алянского в работах "Веселящийся Петербург" (1993) и "Увеселительные заведения старого Петербурга" (1996). Попытка обобщения и типологизация петербургской праздничной культуры на протяжении XVIII - начала XX века предпринята в монографии Е.Э.Келлер "Праздничная культура Петербурга" (2001).

Одной из наиболее сложных проблем, решаемых в диссертации, является выявление музыкального материала, включенного в структуру того или иного городского зрелища. Ценную информацию в области изучения общих вопросов по истории русской музыки XVIII - XIX веков содержат работы Н.Ф.Финдейзена ("Музыка в русской общественной жизни начала XIX века", 1899-1900, "Музыка и театр в эпоху Отечественной войны", 1912), Т.Ливановой ("Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом", 1952 -1953), Ю.В.Келдыша ("Русская музыка XVIII века", 1965), М.Н.Щербаковой ("Музыка в русской драме. 1756- первая половина XIX века", 1997), М.Г.Долгушиной ("Камерная вокальная музыка Петербурга первой трети XIX века", 1995), капитальный труд "История русской музыки" в десяти томах под редакцией Ю.В.Келдыша, О.Е.Левашевой и А.И.Кандинского (Т. 2-5. 1984-1988).

В процессе поиска нотных изданий существенную помощь оказали каталоги русских нотных изданий XIX века О.Г.Охляковской (1967), И.В.Брежневой, Г.В.Карминской, Э.Б.Рассиной (1990), сборник "Нотные издания в музыкальной жизни России" (под редакцией И.Ф.Безутловой, 1999), а также исследования Б.Вольмана ("Русские нотные издания XIX -начала XX веков", 1970), Ф.Э.Пуртова ("Немецкие нотоиздатели Санкт-Петербурга конца XVIII - первой четверти XIX века", 2000).

Описание рукописных и старопечатных песенников и инструментальных сборников вызвало необходимость обращения к работам Н.Н.Трубицына ("О народной поэзии в общественном и литературном обиходе первой трети XIX в.", 1912), М.И. Позднеева ("Рукописные песенники XVII - XVIII вв.", 1996), О.Е.Левашевой ("Развитие жанра "российской песни", 1984 [172], "Камерная инструментальная музыка", 1985 [171]), Ю.В. Келдыша ("Песня в рукописных сборниках", 1984 [143]), Л.М. Бутира ("Русский рукописный сборник инструментальной музыки конца XVIII в. из собрания Титова", 1984 [48]), М.А. Лобанова ("Сборник И.Д.Герстенберга и Ф.А.Дитмара", 1996 [185], "Сборник В.Ф.Трутовского", 1999 [184]), Н.А.Огарковой ("Сборник Ф.Мейера"[233], 1998, "Российская песня", 1999 [232]),

Е.Е.Васильевой, В.А. Лапина ("Сборник Н.А.Львова и И. Прача", 1998 [53], "Русская народная песня", 1999 [54]), а также к переизданиям сборников: "Трутовский В.Ф. Собрание русских простых песен с нотами" и "Собрание народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач" ( ред., вступ. ст. В.Беляева, 1953, 1955), издание Б.Вольмана "Русские песни XVIII века: Песенник И.Д.Герстенберга и Ф.А.Дитмара" (1958), "Сборник Ф.Мейера" (под ред. О.Е.Левашовой, 1972 [171]), "Рукописный песенник с голосами, положенными на ноты XVIII века" (Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Кн.5. 2002 [293] ).

В связи с анализом некоторых зрелищных представлений привлечены работы о музыкальном театре К.А.Скальковского (1882), В.Светлова (1901-1902, 1911), А.А.Плещеева (1906, 1908), В.Всеволодского-Гернгросса (1912), А.С.Рабиновича (1948), Ю.И.Слонимского (1948, 1958), А.А.Гозенпуда (1959, 1969, 1992), В.Красовской (1958), Г.Карлинской-Скудиной (1960), К.Голейзовского (1964), Ю.А.Бахрушина (1965), Н.Губкиной (1999).

Несмотря на обширный круг трудов, посвященных русской музыкальной культуре начала XIX века, проблема изучения "музыкального компонента" в структуре петербургских развлечений и праздников остается открытой. Анализ литературы свидетельствует о существовании лишь отдельных публикаций, косвенно затрагивающих интересующую нас проблематику, что и обосновывает необходимость специального исследования.

Предметом исследования является изучение механизмов функционирования городской популярной музыки в структуре различных зрелищных форм празднично-развлекательной культуры Петербурга первой трети XIX века (на улицах, площадях, в садах, трактирах, клубах, частных домах, концертных залах, театрах).

Основная цель настоящей работы - историческая реконструкция характерных форм публичных развлечений и праздников и их музыкального оформления.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи.

1. определить спектр музыкально-зрелищных форм развлечений в Петербурге и классифицировать их;

2. раскрыть общие принципы организации публичных мероприятий, ориентируясь на изучение следующих параметров: время и место их проведения, правительственный контроль и цезура, реклама, принцип ценообразования;

3. дать характеристику каждой из форм развлечений, выделяя основные элементы структуры, музыкальную специфику, а также анализируя концертные программы и наиболее популярные сочинения;

4. изучить столичные торжества в честь победы в Отечественной войне 1812 года и особенности их музыкального оформления на основе анализа различных форм празднования, акцентируя внимание на типичных патриотических жанрах;

5. рассмотреть городские народные гулянья и охарактеризовать "бытовую", "сценарно-литературную" и "музыкально-театральную" формы существования "гуляний" в культурном поле Петербурга;

6. установить круг имен композиторов, исполнительские составы и их профессиональный уровень, музыкальные вкусы массовой аудитории, общую репертуарную направленность в сфере досуга;

7. выявить круг жанров популярной песенно-танцевальной музыки в процессе изучения рукописей и старопечатных изданий (песенников и инструментальных сборников);

8. обобщить фактологический материал, касающийся функционирования музыки в городских "празднично-развлекательных институциях", и определить ее место и значение в культуре Петербурга первой трети XIX века.

Методологическая основа исследования.

Избранная тема тесно соприкасается с различными научно-исследовательскими областями, поэтому к ее изучению были привлечены труды не только крупных российских музыковедов, но и театро- и балетоведов, историков, этнографов, литературоведов и культурологов. Таким образом, теоретико-методологической основой диссертации послужили работы Н.Финдейзена, Б.В.Асафьева, Ю.Келдыша, А.А.Гозенпуда, В.И.Музалевского, Т.Н.Ливановой, О.Е.Левашевой, Б.Вольмана, Т.А.Щербаковой, А.А.Банина, В.Всеволодского-Гернгросса, Л.Гроссмана, Л.Я.Гуревича, Ю.А.Бахрушина, В.Красовской, Г.Карлинской-Скудиной, Ю.И.Слонимского, Ю.М.Лотмана, Д.С.Лихачева, А.Ф.Некрыловой, Е.Э.Келлер, А.М.Конечного, И.Ф.Петровской.

Методы исследования.

В диссертации использованы историко-источниковедческий и музыкально-аналитический методы исследования. Применение историко-источниковедческого метода обусловлено основной целью работы и связано с поиском фактологического материала, конкретизирующего различные стороны предмета исследования. Применение музыкально-аналитического метода работы связано с исследованием круга специальных вопросов, касающихся репертуара, концертных программ, нотных рукописей и изданий, анализа различных жанров песенно-танцевальной музыки и средств музыкальной выразительности.

Источниковедческой базой диссертации являются. 1. архивные (рукописные и печатные) документы.

- афиши и уведомления Дирекции императорских театров первой трети XIX века ( РГИА, ф.497, оп.1 и ГЗ РНБ), в собрании которых найдена информация о дивертисментах, интермедиях, патриотических концертах, цирковых и других зрелищных представлениях и увеселениях. Благодаря изучению данных рекламных текстов сложилось представление об общей панораме столичных развлечений, выстроилась их хронологическая картина и были систематизированы сведения о датах и местах проведения, именах композиторов, балетмейстеров, декораторов и исполнителей; - личные дела "о службе", "увольнении", "объявлении благодарности" К.Кавоса, Ф.Антонолини, Д.Даль'Окка, М.Тушинского, А.Вагнера, С.Давыдова, Р.Зотова, И.Вальберха, П.Огюста, Ш.Дидло, П.Гонзаго, А.Кондратьева (РГИА, ф. 497, оп.1; оп.97/2121), в которых содержатся контракты, документы о должностных обязанностях, аттестаты, послужные списки, предписания и указы конторы императорских театров. Эти архивные материалы позволили прояснить некоторые стороны кадровой политики Дирекции театров. Кроме того в них зафиксированы биографические вехи в судьбах композиторов, балетмейстеров, музыкантов и театральных деятелей;

- либретто, допущенные к представлению цензурой, и недатированные сценарные проекты дивертисментов и интермедий на сюжет народных гуляний (ОРК СПбТБ). Изучение этих текстов дает возможность не только "увидеть" процесс перерождения "бытовых" гуляний в "театральные", но и выявить особенности менталитета и музыкальные предпочтения представителей различных слоев населения;

- нотные рукописные сборники (ОР РНБ), ф.550 (ОСРК), ф. 1021 (ЕМП);

- текстовые рукописи (ОР РНБ), ф. 816 (архив Н.Ф.Финдейзена), ф. 1110 (архив В.И.Музалевского).

2. периодические издания XIX века (ГЗ, РЖФ, МФ РНБ):

Санктпетербургские ведомости"(объявления о маскарадах, концертах, продаже инструментов и нот, частных занятиях и т. д.), "Русский инвалид" (описания патриотических торжеств и благотворительных мероприятий), "Северная почта" (описания парадов, праздников, гуляний), "Отечественные записки" (о гуляньях, фехтовальных турнирах и концертах, праздниках в Петергофе), "Исторический вестник" (публикация воспоминаний), "Северный архив" (о ярмарках), "Русская старина" (театральные воспоминания), "Вестник Европы" и "Русский архив" (заметки о маскарадах, танцах, балете), "Военный журнал" (подробности походов и военных событий). Периодка стала бесценным источником информации об исторических реалиях столичной жизни;

3. мемуарная литература XIX века представлена записками и воспоминаниями Ю.Арнольда, Р.М.Зотова, Ф.В.Булгарина, Ф.Ф.Вигеля, Н.И.Греча, Д.Благово, В.Бурьянова, Д.Н.Свербеева, П.П.Свиньина, М.А.Корсини, В.В.Селиванова, Н.П.Брусилова;

4. справочники-путеводители, панорамы, медико-топографические описания Петербурга XIX века - Ф.Шредера (1820), Г.Л.Аттенгофена (1820), А.П.Башуцкого (1834), И.Пушкарева (1839-1841), А.Н.Греча (1846, 1851), А.П.Червякова (1865), В.О.Михневича (1874), В.К.Симанского (1884), Г.Знакомого (1891).

Большую помощь вспомогательного, поискового характера оказали справочники и библиографические материалы. Наряду со словарями Г.Римана, Ф.Брокгауза и И.Ефрона, Г.Бернандта, А.А.Гозенпуда были привлечены "Музыкальная библиография русской периодической печати XIX в." Т.Н.Ливановой (I960, 1963), библиографический указатель "История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях" (19771978), "Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII-начала XX века"(1983), "Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге. 1801-1917.Энциклопедия" (1999) и "Концертная жизнь Петербурга, музыка в общественном и домашнем быту.1801-1859." (2000) И.Ф.Петровской, "Быт и зрелищная культура Санкт-Петербурга-Петрограда. XVIII - начало XX века. Материалы к библиографии" А.М.Конечного (1997), а также каталог "Русские нотные издания XIX века" (составитель О.Г.Охляковская, 1967), "Русская народная музыка. Нотографический указатель (1776-1973)" (составители

Д.Бацер, Б.Рабинович, 1981), "Памятники музыкального искусства. Отечественные нотные издания первой половины XIX века. Сводный каталог" (составители И.В.Брежнева, Г.В.Карминская, Э.Б.Рассина, 1990), энциклопедический словарь "Музыкальный Петербург. XVIII век" (1996, 1998, 1999).

Научная новизна. Данная диссертационная работа является первым специальным исследованием, в котором изучаются особенности функционирования музыки в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века. В диссертации разработана классификация музыкально-зрелищных форм публичных развлечений, типология городских общественных праздников; определена специфика их музыкального оформления; произведен анализ текстовых песенников и сборников инструментального типа, посредством которых выявлен популярный "репертуар города".

В научный оборот введены ранее не опубликованные архивные печатные и рукописные документы [афиши и уведомления о зрелищах и "увеселениях", личные дела музыкантов, либретто дивертисментов и интермедий], а также нотные рукописи и старопечатные издания.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской музыкальной культуры, специального курса "Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века" и рекомендованы студентам, аспирантам, преподавателям, интересующимся вопросами изучения городской музыки. Систематизированная в работе информация, основные теоретические выводы, круг архивных источников и справочно-библиографические материалы могут послужить основой для новых исследований по истории музыкальной культуры Петербурга. Диссертация может стать практически полезным пособием для реконструкции исторических форм праздников и увеселений в современных условиях.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Празднично-развлекательная культура Петербурга первой трети XIX века вбирала в себя живописный ряд музыкально-зрелищных представлений и концертных программ. В различных местах городского пространства устраивались уличные концерты иностранных музыкантов во главе с шарманщиками и тирольскими певцами, площадные народные увеселения с любимыми "простонародными" песнями; концерты и "вокзалы" в общественных садах; трактирные праздники с европейскими танцами, русскими хороводами, роговыми оркестрами и цыганскими хорами; клубные балы, маскарады, "музыкально-театральные автоматы"; викториальные застолья с военной музыкой, патриотические представления; дивертисменты на сюжет гуляний; концерты с "фехтовальными упражнениями", "живыми картинами" и декламацией в концертных залах и театрах. Таким образом, четко обозначились основные места проведения праздников и развлечений в городе: улица, площадь, сад, трактир, клуб, концертный зал и театр. Представленные музыкально-зрелищные формы городской празднично-развлекательной культуры были типичны для рассматриваемого исторического периода и распространены в различных слоях столичного общества.

В чрезвычайно пестрой, неоднородной картине празднично-развлекательной культуры, объединенной единым городским пространством, выявлены общие стороны организации: время проведения, правительственный контроль ("прошения" и "свидетельства"), рекламные тексты, принцип ценообразования. В этой сфере работала целая сеть городских организаций, учреждений и увеселительных заведений столицы, определяющее значение среди которых имели две административные структуры города - Дирекция императорских театров и Департамент полиции.

Музыка в структуре публичного развлечения занимала особое место, являясь средством создания праздничной атмосферы и выполняя различные функции. Формы ее бытования в празднично-развлекательной культуре города зависели от характера увеселения, его места проведения и исполнительской обстановки. Условно говоря, в городском пространстве функционирвала музыка - "уличная", "садово-фоновая", "трактирная", "бальная", "цирковая" и т. д.

Звуковое поле" праздничного Петербурга мозаично и разнородно. Его составлял огромный, жанрово- и стилистически разнообразный массив песенно-танцевальной музыки, включавший в себя русские и украинские народные песни и "пляски"; "российские" песни; героико-патриотические, солдатские песни и полковые марши; европейские танцы - полонезы, кадрили, экоссезы, мазурки, вальсы; "театральную" музыку - арии, ариетты, куплеты, танцы из опер, водевилей и балетных дивертисментов.

Отметим, что "музыкальный комплекс" празднично-развлекательного характера состоял преимущественно из популярных произведений, то есть музыки общедоступной, получившей известность, пользовавшейся успехом и "спросом" у широких слоев городского населения. В связи с этим важное значение приобрел процесс миграции наиболее ярких образцов песенно-танцевальной музыки в городском культурном пространстве, ее распространение и "кочевание" на профессиональных площадках города - в театрах и концертных залах, домашних и публичных формах досуга. Кроме того, популярный "репертуар города" зафиксирован в песенниках и инструментальных сборниках рассматриваемого периода. Например, некоторые "простонародные" песни, дошедшие до нашего времени и общеизвестные сегодня ("Ах! Вы сени, мои сени", "Во поле береза стояла", "Ай! Во поле липанька" и другие), исполнялись тогда на народных праздниках, включались в развлекательные программы и музыкально-театральные постановки, в том числе в национальные балетные дивертисменты Давыдова и Кавоса, на темы песен написаны вариации, их словесный и нотный тексты опубликованы в песенниках. В результате этого миграционного процесса народная песня "проживала" в урбанистической среде "различные жизни", охватывая и профессиональную и бытовую ее стороны. Другим примером могут послужить популярные оперные увертюры - продукт профессионального творчества, которые исполнялись не только непосредственно в оперном или балетном спектакле, но и в программах концертов смешанного типа (в начале 1-го и 2-го отделения), в садах и около трактиров в качестве яркой инструментальной пьесы, щедро насыщенной разнообразными темами, "узнаваемыми в народе".

В процессе изучения популярного петербургского репертуара выявлен круг наиболее часто исполняемых композиторов, среди которых имена различного творческого дарования: Моцарт, Россини, Вебер, Кауэр, Вейгль, Ромберг, Мейер, Гуммель, Керубини, Спонтини, Буальдье, Крейцер, Парис, Козловский, Кавос, Штейбельт, Антонолини, Гелинек, Лакост, Шольц, Габерцетель, Гельд, Дерфельдт, Давыдов, Кашин, Дубянский, А.Н.Титов.

Музыкально-развлекательная практика, ориентированная на зрелищность, отличалась не только полижанровостью и многонациональностью, но и разнообразием исполнительских составов, среди которых отмечены военно-духовой, "янычарский", роговый и струнно-духов ой ("бальный") оркестры, хоры цыган и русских песельников, ансамбли тирольских певцов. В той или иной музыкально-зрелищной форме развлечений и праздников задействован обширный инструментарий: шарманка, механический орган, рожок, волынка, гармоника, торбан, гитара, скрипка, контрабас, фортепиано, арфа, кларнет, валторна, труба, литавры. В празднично-развлекательной жизни столицы участвовали крепостные, военные, придворные музыканты, актеры петербургских трупп и гастролеры.

Одной из важнейших причин активного привлечения иностранных музыкантов, разнообразия исполнительских составов, жанрового и интонационного богатства музыки являлось такое свойство петербургской культуры как "национальная открытость". В результате постоянных процессов ассимиляции и трансформации музыкальная жизнь Петербурга представляла собой уникальный "сплав" отечественных и западноевропейских традиций.

Предпринятая в настоящей диссертации историческая реконструкция музыкально-зрелищных форм публичных развлечений и общественных праздников, характерных для Петербурга рассматриваемого периода, а также предлагаемая систематизация обширного фактологического материала, позволяющего воссоздать не известные ранее сюжеты, имеет важное значение для будущих разработок по истории и теории российской празднично-развлекательной культуры.

В результате проведенного исследования намечен ряд вопросов для дальнейшего изучения:

- поиск и описание старопечатных нотных изданий и рукописей, прочтение нотных текстов, которое даст возможность уточнить жанровую терминологию, расширить знание исторических форм музицирования и позволит обогатить представление о целостной звуковой картине города;

- анализ традиций празднично-развлекательной культуры и изучение истории развития городской популярной музыки в Петербурге середины и конца XIX века.

 

Список научной литературыСавельева, Юлия Владимировна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: В 3 ч. М.: Музыка, 1988.

2. Алфавитный указатель к приказам по Санкт-Петербургской полиции

3. Сост. К.Бахмутов. СПб.: тип.канцел.СПб-Обер-Полиции, 1870. - 93с.

4. Альбедиль Е. Петербург двести лет тому назад. СПб.: Типолитография М.П.Фроловой, 1903. - 28 с.

5. Альбрехт Е. Прошлое и настоящее оркестра. Очерк социального положения музыкантов. СПб.: тип. Э. Гоппе, 1886. - 81с.

6. Алянский Ю. Веселящийся Петербург.(По материалам собрания Г.А.Иванова): В 4т. Т.2.- СПб.: "Прата", 1993. 273 с.

7. Алянский Ю.Увеселительные заведения старого Петербурга. -СПб.: АОЗТ "ПФ", 1996.-268 с.

8. Андреев Н. Петербургская Россия. Эпоха Александра I. СПб.: книгопечатня Шмидт, 1913. - 103 с.

9. Анелин. Из истории наших парков и садов И Наша старина. 1914.- № 6. С.256-260.

10. Анненков И.В. История лейб-гвардии Конного полка: В 4т. СПб.: тип. Имп. АН, 1849.

11. Анциферов Н.П. Быль и миф Петербурга. Пд: Брокгауз / Ефрон,1924. 85 с.

12. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Быль и миф Петербурга: Репринтное воспроизв. изд. 1922, 1923, 1924. М.: Книга, 1922. - 103 с.

13. Анцифировские чтения. Материалы и тезисы конференции. JI.: Сов. фонд культуры, Лен. отделение, 1989. - 253 с.

14. Арапов П. Летопись русского театра . СПб.: тип. И.Тиблена, 1861.- 386 с.

15. Арнольд Ю. Воспоминания: В 3 вып. М.: тип. Лисснера и Романа,1892-1893.

16. Аронсон М., Рейсер С.Литературные кружки и салоны / Ред. и предисл. Б.М.Эйхенбаума . М.: Аграф , 2001.-400 с. (Л.,1929.)

17. Асафьев Б.В. Композиторы первой половины XIX века. М.: Советский композитор, 1959. - 40 с.

18. Асафьев Б.В. Музыка в кружках русских интеллигентов 20-40-х годов // Музыкознание. Временник отдела музыки. Вып.4. Л.: Academia, 1928.-С. 5-13.

19. Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. Л.: Музыка, 1968.-317 с.

20. Аттенгофен Г.Л. Медико-топографическое описание С.-Петербургского, главного и столичного города. Пер. с нем. -СПб.: тип. АН, 1820. 432 с.

21. Багратиони-Мухранели И.Л. Бал как форма культуры // Традиционные формы досуга: История и современность. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. С.127-146.

22. Банин А. А. Русская музыка фольклорной традиции. М.: Гос. респб. центр русского фольклора, 1997. - 248 с.

23. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М.:Просвещение, 1965.- 254 с.

24. Бахтиаров А. Брюхо Петербурга. СПб.: тип. тов. "Общественная польза", 1888.-316 с.

25. Бахтиаров А. Народные гулянья на Марсовом поле // Язвы Петербурга. Л.: Лен.отд. сов.фонда культуры, 1990. - С.48-56.

26. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни. М.-Л.: Музгиз, 1951.-112 с.

27. Башуцкий А.П. Панорама Санктпетербурга.Ч.2. СПб.: тип. вдовы Плюшар с сыном, 1834. - 271с.

28. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые ( некоторые философские аспекты проблемы празднования ).-Алма-Ата: Казахстан, 1974.199 с.

29. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. -Красноярск: Красноярский ун-т, 1986. 140 с.

30. Бережков Д.И. Исторический очерк Александровского комитета о раненых. СПб.: тип. тов. М.О.Вольф, 1902. - 244 с.

31. Березин В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма: Автореф. дис. . д-ра искусствоведения: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П.И.Чайковского. М., 2000. - 41с.

32. Березовчук JI.H. Концертная жизнь в Санкт-Петербурге XVIII в. // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век: В 3 т. Т.2. СПб.: Композитор, 1998. - С.92 - 102.

33. Березовчук JI.H,, Вознесенский М.В. Маскарад // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век: В 3 т. Т.2. -СПб.: Композитор, 1998. С. 185 -189.

34. Березовчук JI.H. Янычарская музыка // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век: В 3 т. Т.З. СПб.: Композитор, 1999. - С. 312.

35. Благово Д. Рассказы бабушки: Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д.Благово. СПб.: тип. А.С.Суворина, 1885.-461 с.

36. Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. М.: тип. Лазарев, и-та вост.яз., 1864. - 225 с.

37. Богданович М. История Отечественной войны 1812 г.: В Зт. -СПб.: тип. торг. дома С.Струговщикова, 1859.

38. Божерянов И. Невский проспект. Культурно-исторический очерк С.Петербурга за два века XVIII-XIX: В 2 т. Т.2. - СПб.: изд. А.И.Вильборга, 1903. - 450 с.

39. Божерянов И.Н., Никольский В.А. Петербургская старина: Очерки и рассказы. СПб.: книжн. склад Н.И.Игнатова, 1909- 170 с.

40. Брусилов Н.П. Воспоминания // Исторический вестник. 1893. Т. 52. -№ 4. С.37-71.

41. Булгарин Ф.В. Воспоминания Фаддея Булгарина: Отрывки из виденного, слышенного и истытанного в жизни: В 6ч,- СПб.: тип. Э.Праца, 1846-1849.

42. Булгарин Ф.В. Очерки русских нравов или лицевая сторона и изнанка рода человеческого. СПб.: тип. Э.Праца, 1843. - 98 с.

43. Булгарин Ф.В. Панорамический взгляд на современное состояние театров в С.- Петербурге, или характеристические очерки театральной публики, драматических артистов и писателей Н Репертуар русского театра. 1840. Т.1. Кн.З. - С.9-29.

44. Булгарин Ф.В. Сочинения Фаддея Булгарина.: В Зч. -СПб.: Гуттенбергова тип., 1836.

45. Булгарин Ф.В. Театральные воспоминания моей юности // Пантеон русского и всех европейских театров. 1840.4.1. № 1- С.78-95.

46. Бурнашев В.П. . Из воспоминаний петербургского старожила: 1 .Аракчеев и Крестовская карусель. 2 .Четверги у Н.Н.Греча // Памятники новой русской истории. Т.2. отд.1. СПб.:тип. Майкова, 1872. С.33-102.

47. Бурьянов В. Бурнашев В.П. Прогулка с детьми по С.-Петербургу и его окрестностям: В 3 ч. СПб. тип. Гл. Управл. путей, - Ч. 1. -286 с. 4.2. - 381с. Ч.3.-249с.

48. Бутир JI.M. Роговая музыка или роговый оркестр // Музыкальный Петербург.Энциклопедический словарь. XVIII век: В 3 т. Т.З. -СПб.: Композитор, 1999. С. 19-23.

49. Бутир JI.M. Русский рукописный сборник инструментальной музыки конца XVIII в. из собрания Титова // Памятники культуры. Новые открытия. 1982. Л.: Наука, 1984. - С. 170-178.

50. Вальберх И. Из архива балетмейстера. ( Дневники. Переписка. Сценарии.) f Ред. и вступ. Статья Ю.Й.Слонимского. -М.-Л.Искусство, 1948. 191с.

51. Ванслов В. Балет как синтетическое искусство // Ванслов В. Статьи о балете. Музыкально- эстетические проблемы балета.

52. Л.: Музыка, 1980.-С. 9-20.

53. Васильев В.Н. Старинные фейерверки в России. Л.: Государственный Эрмитаж, 1960. - 58 с.

54. Васильева Е.Е., Лапин В.А. Кант // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век: В 3 т. Т.2. СПб.: Композитор, 1998. - С. 20 - 37.

55. Васильева Е.Е., Лапин В.А. Львова Н.А. и Прача И. Сборник // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век: В 3 т. Т.2. СПб.: Композитор, 1998. - С.153 - 158.

56. Васильева Е.Е., Лапин В.А. Русская народная песня// Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век: В 3 т. Т.З. СПб.: Композитор, 1999. - С.45-57.

57. Васина-Гроссман В.А.Русский классический романс XIX в. М.: АН СССР, 1956. - 352 с.

58. Великанова С.И. Гравюра К.Гампельна "Екатерингофское гулянье 1-го мая" как источник для изучения архитектуры и быта Петербурга 1820-х годов // Старый Петербург: Историко-этнографические исследования. Л.: Наука, 1982.1. С.190-200.

59. Вербное гулянье . // Отечественные записки. 1821. № 12. - С. 109110.

60. Вертков К. Русская роговая музыка. Л.-М.: Музгиз, 1948. - 82 с.

61. Вигель Ф.Ф. Записки. М.: изд. Захарова, 2000. - 590 с.

62. Висковатов А.В. Историческое обозрение лейб-гвардии Измайловского полка ( 1730-1850 ). -СПб.: тип. Гл.Управ.путей, 1851,- 330 с.

63. Витязева В.А. Каменный остров. Очерки. Л.: Лениздат, 1975,- 174 с.

64. Возвращение победоносных воинов императорской гвардии в столицу 30 июля 1814 г. . // Русский инвалид. 1814. № 61. -С.431-432.63