автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Городская среда Оренбурга XVIII - ХХ вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Свирина, Наталья Валентиновна
Введение.
Глава 1. Начальный этап формирования Оренбурга.
1.1.Оренбург в системе городов Урала.
1.2,Оренбург - крепость ХУШ века.
Глава П. Развитие городской среды Оренбурга в XIX - начале XX веков
2.1.Расцвет архитектуры Оренбурга 1-й половины XIX века.
2.2.0ренбург 2-й половины XIX века. Архитектура и монументальное искусство
2,З.Оренбург рубежа XIХ-ХХ веков.
2.4.Характеристика дореволюционного облика
Оренбурга.
Глава Ш. Трансформация облика Оренбурга в советское время.
3.1.Революционные перемены в городе 1920-х - начала 1930-х годов.
3.2.Эволюция архитектурного облика Оренбурга в годы советской власти.
З.З.Памятники и монументальная живопись
Оренбурга.
Глава 1У. На новом этапе - поиск дальнейших путей.
Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Свирина, Наталья Валентиновна
В процессе развития цивилизации человек создал для себя обширную и многосложную систему культуры - "вторую природу", сосуществующую с природной средой. Город можно рассматривать как существенный компонент этой рукотворной «второй природы». Он растет и обновляется, сохраняя при этом устойчивость основных компонентов. Именно это делает город произведением ряда исторических эпох.
При этом происходят продиктованные ходом времени и сменой политических курсов утраты и приобретения в архитектуре и монументальном искусстве, они составляют значимую часть эстетического и духовного содержания города.
В основу настоящего исследования положено историческое развитие города Оренбурга - одного из важнейших южноуральских центров страны.
Актуальность диссертации обусловлена как малоизученностью темы и отсутствием фундаментальных исследований по проблеме архитектурно-художественного облика Оренбурга и его градостроительной ситуации, так и необходимостью закрепления имеющегося опыта в реставрации и охране памятников городской застройки. Задача, поставленная в данной диссертации, представляется также весьма актуальной в контексте изучения истории искусства различных культурных очагов России.
Цель исследования. Показать и проанализировать процесс становления и трансформации архитектурно-художественного облика Оренбуга со времени его основания до наших дней.
Задачи исследования
1. Охарактеризовать основные этапы сложения архитектурнохудожественного облика Оренбурга.
2.Выявить комплекс причин исторического и географического характера, определивших специфику архитектурно-планировочной структуры Оренбурга.
3. Охарактеризовать градообразующие особенности оренбургской архитектуры ХУШ-Х1Х вв.
4. Провести типологическую классификацию и анализ главных оренбургских памятников архитектуры и монументального искусства.
5. Изучить характер столичных, региональных и азиатских влияний на застройку и стилистику архитектуры Оренбурга.
6. На основе документальных и изобразительных материалов и стилистического анализа провести атрибуцию отдельных памятников.
7. Дать представление об оренбургском монументальном искусстве XX столетия; рассмотреть произведения монументальной скульптуры и живописи Оренбурга в контексте городской среды.
Метод исследования. В основу работы положены комплексный и сравнительно-исторический методы исследования историко-архивного, иконографического и натурного материала, что позволило рассмотреть городскую среду Оренбурга как своеобразное явление местной художественной культуры.
Предмет исследования. В круг изучения вошли произведения архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и декоративного искусства Оренбурга. Автор опирался на архивные источники и натурное исследование сохранившихся и новых сооружений и памятников. В процессе работы над диссертацией собран и систематизирован изобразительный материал, касающийся рассматриваемых в диссертации проблем. Хронологические границы исследования - П четверть ХУШ -конец XX вв.
Научная новизна исследования связана с проблематикой, заявленной в работе, и введением в научный оборот объема ранее не изученных архивных материалов и исследований, посвященных Оренбургу. Диссертантом было выявлено большое количество объектов архитектуры и монументального искусства города, которые анализируются и осмысливаются в данном исследовании впервые.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на конференциях в Российской Академии художеств (Десятые Алпатовские чтения), в Оренбургском государственном институте искусств. Отдельные темы были разработаны и опубликованы в виде статей в различных научных изданиях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний к тексту, а также приложения, содержащего обширный иллюстративный материал по теме исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Городская среда Оренбурга XVIII - ХХ вв."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации на основе обширного фактического материала установлены этапы формирования и развития художественного облика Оренбурга, определена специфика его градостроительной структуры, проанализированы основные памятники, а также прослежен характер эволюции городской среды, естественный ход развития которой был прерван в 1917 году.
Изучение процесса становления архитектурного облика Оренбурга позволило сделать вывод о непрерывной "включенности" города в единый стилевой поток русского искусства.
Получив "образцовую" планировку в соответствии с новыми, выработанными петровской эпохой правилами регулярности, Оренбург был сформирован как военная крепость и центр меновой торговли с азиатами на южных рубежах Урала. Во второй половине ХУШ в. в его культовом зодчестве нашли отражение черты петровско-елизаветинского барокко. На протяжении первой половины XIX в. господствовал классицизм, у истоков которого в Оренбурге стоял М.П.Малахов - впоследствии глава архитектурной школы классицизма всего горного Урала, создавший в городе ряд интересных и значительных сооружений. Атрибуция некоторых построек Малахова уточняется автором. На фоне монополии классицизма в архитектуру Оренбурга были привнесены романтические тенденции, ярким выразителем которых стал построенный по проекту А.П.Брюллова уникальный архитектурный ансамбль Караван-сарая.
Во второй половине XIX в. широкое распространение получает "эклектика", особенно ее "промышленный" вариант - "кирпичный стиль", идеально подходящий дла сурового резко-континентального климата Оренбурга. Значительнейшим проявлением "исторической" ипостаси эклектики в городе явилось возведение грандиозного русско-византийского Казанского кафедрального собора, кардинально повлиявшего на облик Оренбурга, объединив в качестве центральной площади "старый" и новый" город. В создании образов иконостасов собора принимал участие В.Е.Маковский. Атрибуция икон и алтарных картин Маковского также уточняется автором.
1910-е годы отмечены в Оренбурге расцветом модерна, давшим немало ярких образцов стиля, а также отдельными проявлениями неоклассицизма.
Та же синхронность с общей линией развития архитектурно-художественных направлений прослеживается после 1917 года. Особое внимание в диссертации уделяется воссозданному по архивным источникам процессу уничтожения в городе храмов, в том числе Казанского собора, что проложило жесткий водораздел между прошлым и настоящим обликом Оренбурга.
В советское время в городе получают развитие различные виды и жанры монументального искусства: в соответствии с планом монументальной пропаганды появляются первые памятники и мемориалы, позже - мемориальные ансамбли, посвященные событиям Великой Отечественной войны, в 70-80-е годы складывается самобытная школа монументальной живописи.
В диссертации рассматривается также современный этап развития городской среды Оренбурга, отмечаются его основные пути и направления.
Наряду с общностью стилевых тенденций Оренбурга были выявлены специфические черты местной художественной традиции, определяемые региональной принадлежностью Оренбурга как уральского центра. Это военно-крепостной характер многих ранних сооружений ХУШ в., влияние азиатской культуры на формы и декор ряда сооружений, широкое использование чугунного художественного литья и кованных изделий, особые хронологические рамки и темпы развития архитектурных и художественных стилей. Сама эволюция архитектуры дореволюционного Оренбурга, проходя в общем русле развития русской архитектуры, испытывала, однако, и сильное влияние местных художественных приемов.
Это привело к тому, что облик сохранившейся застройки характеризуется сочетанием европейских и азиатских архитектурных традиций. Буквально в каждом стилистическом направлении /исключая разве что постройки классицизма и ампира/, можно отыскать мусульманские мотивы. Иногда они являются определяющими в композиции здания, но чаще присутствуют в элементах декоративного оформления фасадов. Это касается орнаментальных деталей /арок, пилястр, капителей и пр./, различных башенок, "шатров", куполов, шпилей, парапетных тумб с вазонами, металлических решеток и др.
Индустриализация строительства привела к значительному упрощению архитектурных форм, к исчезновению сложного декора, насыщенного эмоциональным и национальным содержанием, и - в конечном итоге - к обезличиванию и "обесчеловечеванию" городского пейзажа. Изучение богатого и разнообразного архитектурного и художественного наследия Оренбурга могло бы оказать практическую помощь архитекторам и художникам при создании композиций, отмеченных признаками «местного колорита».
Выявленное в исследовании большое количество памятников монументального искусства Оренбурга позволило восстановить значительную часть биографии оренбургского искусства XX столетия и осмыслить его духовное и художественное значение. Связь монументального со всей культурой и идеологией своего времени сказалась в претворении им значимых духовных закономерностей, определяющих облик ушедшей эпохи, придавая этой сфере творчества более объективный, по сравнению с другими видами искусства характер.
Воссоздание целостной картины архитектурной и художественной жизни Оренбурга, охватывающей три столетия его существования, убеждает в разнообразии и ценности художественного наследия города, изучение и освоение которого помогают устранить диспропорцию в исследованиях об уральском искусстве.
Список научной литературыСвирина, Наталья Валентиновна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией, т. 1-5. Спб., 1841-1875.
2. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Дополнения, т. 1-12. Спб., 1846-1875.
3. Государственный архив Оренбургской области /ГАОО/.
4. Центр документации новейшей истории Оренбургской области /ЦДНИ ОО/.
5. А лекторов А. История Оренбургской губернии. Оренбург, 1883.
6. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960.
7. Алферов Н.С., Лотарева P.M. Пути развития архитектурно-планировочных структур городов Урала // Тр. Свердл. архитект. ин-та. Сб. 9.
8. Арсеньев К.И. Статистические очерки России. Спб., 1848.
9. Архитектура второй половины ХУШ начала XIX вв. // Всеобщая история архитектуры / Под общ. ред. Н.Я.Колли и др. Т. 6. М., 1968.
10. Архитектурная энциклопедия под ред. П.Барановского. М., 1911.11 .Бартенев И.А. Русский интерьер ХУШ XIX вв. Л., 1977.
11. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX в. Л., 1984.
12. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М., 1986.
13. Беккер А.Ю., Щенков A.C. Современная городская среда и архитектурное наследие. М., 1986.
14. Берсенева A.A. Городские усадьбы Екатеринбурга // Урал. 1973. № 10.
15. Бондаренко И.А. Идеальная композиция древнерусского города // Архитектура мира: Материалы научной конференции «Запад Восток: искусство композиции в истории архитектуры». Вып. 5. М., 1996.
16. Бондаренко И.А. Иерархическая структура древнерусского города /в реализации идеи «вечной гармонии»/ // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Сост. Т.В.Степугина. М., 1996.
17. Бондаренко И.А. Образ памятника и дух времени. К вопросу о научных реконструкциях и творческих стилизациях. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
18. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
19. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. Спб., 1997.
20. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX начала XX века. М., 1971.
21. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990.
22. Бубнов E.H. Русское деревянное зодчество Урала. М., 1988.
23. Бунин A.B., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. В 2-х т. М, 1979.
24. Буторов A.B. Каким был Храм // Юный художник. 1996. № 6.
25. Буторов A.B. Храм Христа Спасителя. История строительства и разрушения. М., 1992.
26. Валериус С.С. Скульптура нового мира. Проблемные очерки. М., 1970.
27. Весновский В.А. Весь Екатеринбург: Справочник. Екатеринбург, 1903.
28. Виноградов В.А. Смысл архитектурного наследия. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
29. Витевский В.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Т. 1 -5. Казань, 1887 1897.
30. Власюк А.И. Архитектура второй половины ХУШ в. // История русской архитектуры. 2-е изд., 1956.
31. Власюк А.И. Архитектура России. // Всеобщая история архитектуры, Т. 10, гл. 1.М., 1972.
32. Власюк А.И. О своеобразии архитектуры русских провинциальных городов в 1840-е 1910-е годы // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983.
33. Власюк А.И., Харламова A.M. Архитектура второй половины ХУШ и начала XIX в. // Всеобщая история архитектуры / Под общ. ред. Н.Я.Колли и др. Т. 6, ч. 1. М., 1968.
34. Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура 1960-1980 годов. М., 1984.
35. Выборный В.Н. Этика воссоздания «памятников» архитектуры. Градостроительный аспект. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
36. Геннин В.И. Описание уральских и сибирских заводов. М., 1937.
37. Гераскин Н. Гостиные дворы в каменном зодчестве ХУШ в., в русском классицизме и ампире. М., б.г.
38. Гидеон 3. Пространство, время, архитектура. М., 1960.
39. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. М., 1924.
40. Глазычев В. 210 строк про самоценность // Декоративное искусство СССР. 1976. № п.
41. Глазычев В Л. Поэтика городской среды // Эстетическая выразительность города. М., 1986.
42. Глен В. По Уралу и его заводам. М.; JL, 1928.
43. Горловский М.А. Города Урала в первой половине XIX в. // Вопросы экономической истории и экономической географии. Свердловск, 1964.
44. Гостиный двор 1 // Литературно-краеведческий альманах. Калуга, 1995.
45. Гостиный двор 2. Калуга, 1995.
46. Гостиный двор 3. Калуга, 1995.
47. Гостиный двор 4. Калуга, 1997.
48. Гостиный двор 5. Калуга, 1997.
49. Гостиный двор 6. Оренбург, 1999.
50. Гостиный двор 7. Оренбург, 1999.
51. Гостиный двор 8. Оренбург, 2000.
52. Гостиный двор 9. Оренбург, 2000.
53. Гостиный двор 10. Оренбург, 2001.
54. Гостиный двор 11. Оренбург, 2001.
55. Грабарь И.Э. Введение в историю русского искусства: Архитектура // История русского искусства. М., б.г. Т. 1.
56. Грабар.ь И.Э., Бронштейн С.С., Гримм Г.Г. У истоков русского классицизма // История русского искусства / Под общ. ред. И.Э.Грабаря. Т. 8, кн. 1. М, 1963.
57. Город и его художественный облик. М., 1975.
58. Губернаторы Оренбургского края / Сост. Семенов В.Г., Семенова В.П. Оренбург, 1999.
59. Гуляницкий Н.Ф. Русское градостроительное искусство. В 4-х т. М., 1993.61 .Гуляницкий Н.Ф. Черты преемственности в композиции центров русских городов, перепланированных в ХУШ в. // Архитектурное наследство. Вып. 29. М., 1981.
60. Дебу И. Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии. М., 1837.
61. Дмитриев A.A. Очерки из истории губернского города Перми. Пермь, 1889.
62. Дмитриева Н. К вопросу о современном стиле в живописи // Творчество. 1958. №6.
63. Дмитриева Н. Станковизм и сонументальность // Декоративное искусство СССР. 1961, № 1.
64. Доброхотов Ф.П. Урал Северный, Средний и Южный. Спб., 1917.
65. Евсина H.A. Архитектурная теория в России второй половины ХУШ -начала XIX века. М., 1985.
66. Емельянов В., Лантратов П. Об архитектуре нашего города // Свердловск, 1946.
67. Игнатьев Р.Г. Население города Оренбурга в 1797 г. // Справочнаякнига Оренбургской губернии. Оренбург, 1871.
68. Иконников A.B. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды. М., 1985.
69. Иконников A.B. Историзм в архитектуре. М., 1997.
70. Иконников A.B. Реконструкция центров крупных городов. М., 1985.
71. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.
72. Ильин М.А. Архитектура русской усадьбы // История русского искусства / Под общ. ред. И.Э.Грабаря. Т. 6. М., 1961.
73. Ильин М.А. Архитектура русской усадьбы // История русского искусства / Под общ. ред. И.Э.Грабаря. Т. 8, кн. 1. М., 1963.
74. Ильин М.А. Воронихин А.Н. // История русского искусства / Под общ. ред. И.Э.Грабаря. Т. 8, кн. 1. М., 1963.
75. Ильин М.А. М.Ф.Казаков и его школа // История русского искусства / Под общ. ред. И.Э.Грабаря. Т. 6. М., 1961.
76. Иофа Л.В. Города Урала. Кн. 1. Феодальный период. 1472 1861. М., 1951.
77. Исторические города СССР: новое и старое / Сост. Баранов Н.В. М., 1987.
78. Исторический очерк Уральских горных заводов. Спб., 1896.
79. Калимуллин Б.Г. Караван-Сарай в Оренбурге. М., 1966.
80. Каптиков А.Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала ХУШ в. Проблема региональных школ. Свердловск, 1990.
81. Кафенгауз Б.Б. История хозяйства Демидовых в ХУШ XIX вв. М.; Л., 1949.
82. Кафенгауз Б.Б. Уральские заводы П.Демидова в ХУШ столетии // Ученые записки Московского Государственного университета. В. 87, 1946.
83. Кеппен А. Материалы для истории и статистики железной промышленности в России. Спб., 1896.
84. Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. М., 1979.
85. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX в. в России. М., 1986.
86. Кириченко Е.И. Искусство и государь Николай Павлович // Архитектура мира: Материалы научной конференции «Запад Восток: личность в истории архитектуры». Вып. 4. М., 1995.
87. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978.
88. Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. 2-е изд. М., 1997.
89. Кириченко Е.И., Щербакова Русская провинция. М., 1997.
90. Кожин Н. Русская провинциальная архитектура. Л., 1928.
91. Колонизация Оренбургского края // Древняя и Новая Россия. Т. 2, 1876.
92. Композиция в современной архитектуре. М., 1973.
93. Корбюзье Ле. Архитектура XX века. М., 1979.
94. ЮО.Короткина Е. Понятие «монументальное» в истории культуры // Советское монументальное искусство 5, 1987.
95. Красильников. Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по ландкартам Красильникова и топографии Рычкова 1755 г. Атлас. Оренбург, 1880.
96. Краткий очерк истории Челябинской области. Челябинск, 1965.
97. Крашенинникова Н.Л. Принципы регулярной планировки городов-крепостей России ХУШ века на примере Оренбурга // Архитектурное наследство. 1973. № 21.
98. Криворучко Ю.И. Архитектурно-планировочная структура и восприятие города: Автореф. дис. . канд. архит. М., 1988.
99. Кудрявцев М.П. Использование рельефа местности в русском градостроительстве на примере Москвы ХУП в. // Архитектурное наследство. 1973. №21.
100. Курбатов Ю.И. Архитектурная форма и природный ландшафт: Автореф. дис. . д-ра архит. Л., 1986.
101. Лавров В.А. Город и его общественный центр. М., 1964.
102. Лавров В.А. Творческие уроки русского градостроительства // Архитектура и строительство. 1949. № 10.
103. Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М., 1977.
104. ПО.Лахтин В.Н. Система расселения и архитектурно-планировочная структура городов Урала. М., 1977.
105. Ш.Лебедева В. Советское монументальное искусство 60-х годов. М., 1973.
106. Левшин А.И. Описание Киргиз-казачьих или Киргиз-кайсацких орд и степей. Ч. 1-3. Спб., 1832.
107. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства ч. 1-4. Спб., 1771-1805.
108. Линч К. Образ города. М., 1982.
109. Лобысевич Ф. Главные начальники Оренбургского края // Военный сборник. 1872. № 5.
110. Лукомский Г.К. Мысли о художественности городов // Зодчий. 1910. №3.
111. Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Пг., б. г. Ч. 1.
112. Мамин-Сибиряк Д.Н. От Урала до Москвы. Путевые заметки /18811882/ // Статьи и очерки. Свердловск, 1947.
113. Материалы по статистике, географии и истории Оренбургской губернии. Оренбург, 1877.
114. Михайлова М.Б. «Пенсионеры» Академии художеств и классическое наследие // Проблемы развития архитектуры Удмуртии. Ижевск, 1979.
115. Мочалова М.П. На полуденную сторону. О народных традициях в южноуральском зодчестве. Челябинск, 1978.
116. Небольсин П.И. Рассказы проезжего о странствованиях по Заволжью, Уралу и по Волге // Отечественные записки. 1852, т. 85; 1853, т. 86-88.
117. НеплюевИ.И. Записки. Спб., 1893.
118. Никулина Е.Г. «Новодел» в современной архитектуре Москвы. // Проблемы воссоздания утраченных памятников архитектуры. М., 1998.
119. Новиков В.А. Материалы для земледельческой статистики Оренбургской губернии. Оренбург, 1858.
120. Образцовые проекты в жилой застройке русских городов ХУШ XIX вв. / Сост. Белецкая Е.А. М., 1961.
121. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в ХУШ -XIX вв. М., 1984.
122. Оренбург 40-х гг. XIX столетия по описанию Ф.И.Базинера. // Труды
123. Оренбургской ученой комиссии. Вып. XI. Оренбург, 1903.
124. Оренбург / Сост. Футорянский Л.И. Челябинск, 1993.
125. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 9.
126. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 10.
127. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 16.
128. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 19.
129. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 20.
130. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 22.
131. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1886. № 23.
132. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1895. № 20.
133. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1895. № 23.
134. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1895. № 24.
135. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1898. № 15.
136. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1899. № 22.
137. Оренбургские Епархиальные Ведомости. Оренбург, 1900. № 21.
138. Оренбургский губернатор В.А.Перовский /Сост. Вертоусова Е.Г., Матвиевская Г.П., Прокофьева А.Г. Оренбург, 1999.
139. Оренбургский край. Альманах оренбургского краеведческого музея. 1994-1995.
140. Очерки истории Свердловска /Под ред. А.В.Бакунина. Свердловск, 1973.
141. Павлова А.Л. Русский стиль в церковной архитектуре XIX века: храмы соборного типа: Автореф. дис. . канд. искус. М., 2002.
142. Павловский Б.В. Искусство промышленного Урала 1700-1861: Автореф. дис. . докт. искус. М. Свердловск, 1965.
143. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства, ч. 1-3 /5 кн./. Спб., 1773-1778.
144. Памятники революционной России / Сост. Павлюченков. М., 1986.
145. Памятная книжка Оренбургской губернии на 1865 г. Оренбург, 1864.
146. Покровский И.М. Русские епархии в ХУ1-Х1Х веках, их открытие, состав и пределы. Т. 2 /ХУШ век/. Казань, 1913.
147. Пронин Е.С. Формирование городских центров. М., 1983.
148. Прянишников Н. Писатели-классики в Оренбургском крае. Чкалов, 1946.
149. Радзивиллова E.H. Планировка и застройка центров промышленных городов Урала с основания до нашего времени: Автореф. дис. . канд. арх-ры. М., 1955.
150. Райский П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу. Оренбург, 1915.
151. Раскин A.M. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989.
152. Раскин A.M. О периодизации и местных школах архитектуры классицизма на Урале // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1985.
153. Рычков Н.П. Журнал или дневные записки по разным провинциям Российского государства, 1770 г. Спб., 1772.
154. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии (1762). Оренбург,
155. Рынков П.И. История Оренбургская (1730-1753). Оренбург, 1896.
156. Славина Т.А. Константин Тон. JL, 1989.
157. Современная советская скульптура. М., 1989.
158. Стариков Ф. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска. Оренбург, 1891.
159. Столпянский П.Н. Город Оренбург. Материалы к истории и топографии города. Оренбург, 1908.
160. Стригалев А. Художник, время, среда. // Советское монументальное искусство, 73. М., 1975.
161. Сытина Т.М. Архитектура русской провинции // История русского искусства / Под общ. ред. И.Э.Грабаря. Т. 6., М., 1961.
162. Сытина Т.М. Архитектура русской провинции // История русского искусства / Под общ. ред. И.Э.Грабаря. Т. 8, кн. 1. М., 1963.
163. Терехин A.C. Архитектура Прикамья ХУ1-Х1Х вв. Пермь, 1970.
164. Терехин A.C. Пермь: Очерк архитектуры. Пермь, 1980.
165. Толстой В.П. Искусство и общество. М., 1994.
166. Толстой В.П. Монументальное искусство СССР. М., 1978.
167. Толстой В.П. Советская монументальная живопись. М., 1958.
168. Толстой В.П. У истоков советского монументального искусства 19171923 годов. М., 1983.
169. Туманик А.Г. Русский православный кафедральный храм второй половины XIX века. Новосибирск, 2000.
170. Фаворский В. О композиции // Искусство. 1933. № 1-2.
171. Фаворский В. О монументальном искусстве // Московский художник. 1958. 15 апреля.
172. Фаворский В. Первый опыт // Вопросы синтеза искусств. М., 1936.
173. Фальк И.П. Записки путешествия академика Фалька. Спб., 1824-1825, 2 т./ Полное собрание ученых путешествий по России, т. 6-7.
174. Фомин И.А. Архитектура классицизма // История русского искусства / Под общ. ред. И.Э.Грабаря. Т. 3. М., б. г.
175. Ханыков Я. Географическое обозрение Оренбургского края // Материалы для статистики Российской империи, отд. П. Спб., 1839.
176. Хомутецкий Н.Ф. Архитектура России с середины XIX в. по 1917 г. Новосибирск, 1960.
177. Хомутецкий Н.Ф. Русские зодчие и строители в развитии строительной техники. Л., 1956.
178. Челябинск. Градостроение вчера, сегодня, завтра. Челябинск, 1986.
179. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии. Уфа, 1859. 185.Чернавский Н.М. История Оренбургской Епархии в прошлом инастоящем. Оренбург, 1901.
180. Чупин Н.К. В.Н.Татищев и его первое управление уральскими заводами // Сборник статей, касающихся Пермской губернии, в. 1. Пермь, 1882.
181. Швидковский Д.О. Архитектура ближайшего будущего в контексте