автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Городские ремесла Галичины и Волыни XVI-XVII веков

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Голод, Игорь Васильевич
  • Ученая cтепень:
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Городские ремесла Галичины и Волыни XVI-XVII веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Городские ремесла Галичины и Волыни XVI-XVII веков"

РГРГ0СУ'МРСТВЕННЬ,Й комитет по высшей школе

г» о ин российской федерации

_ „.,,, санкт-петербургское высшее - 7 (художественно-промышленное училище им. в. и. мухиной

На правах рукописи удк: 745/09/47.74/.

ГОЛОД Игорь Васильевич

ГОРОДСКИЕ РЕМЕСЛА ГАЛИЧИНЫ И ВОЛЫНИ XVI—XVII веков

(Исследование процессов историко-художественного развития)

17.00.05 —декоративное и прикладное искусство

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

санкт-петербург 1993

Работа выполнена в Санкт-Петербургском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной.

Научный руководитель —

кандидат искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств России МЯМЛИН И. Г.

Официальные оппоненты:

Доктор искусствоведения, член-корреспондент АХ России БИРЮКОВА Н. Ю. кандидат искусствоведения, доцент ТКАНКО 3. А.

Ведущая организация — Институт народоведения АН Украины (Львов-ское отделение).

Заншта диссертации состоится «с<» 1993 г.

вна заседании специализированного совета К 664.56.01 при Санкт-Петербургском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной по адресу: 192028, Санкт-Петербург, Соляной пер., 13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПВХПУ.

Просим Вас принять участие в защите н направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан «¿т?^» 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета /ГУ

кандидат искусствоведения Н. П. ВАЛЬКОВА

Актуальность В предлагаемой работе предпринята попыт-

ка провести детальное исследование историко-художественного развития городских ремесел Западной Украины эпохи СредневековьяйЗыбор диссертационной теми обусловлен несколькими факторами? В культуре большинства европейских стран, в том-числе, и Украины? городское ремесло, сыграло чрезвычайно важную роль;» формируя и организационно объединяя з течение длительного периода мастеров практически всех видов художественного творчества.* Особенно плодотворным бы* до участие городских ремесленников в.развитии декоративно-прикладь ного искусства, лучшие образцы которого органично сочетает характерные черты ремесленного т ворчества - утилитарнуи направленность и высокие художественные достоинства.'

Заметное,' особенной последние годы, оживленна общественного и научного интереса к отечественной истории выдвигает на первый план проблемы возрождения не только угасших центров национальной художественной культуры, но. также исторически сложившихся форм, творчества, среди которых длительное время первенствовала форма . городской ремесленной организации." Выбор темы определен. и. приклад«-ными задачами, возникавшими в русле проблемы ".экология культуры":1 на состоянии многих памятников средневекового ремесла все.больше сказывается разрушительный фактор времени, в связи о чем особую актуальность приобретает вопросы их атрибуции и реставрации.'1 .

Для украинского искусствоведения особенно остро стоит проблема исследования городского ремесла.отдельных регионов,' в частности - Западной Украины. Трудная историческая судьба западноукраин« ских земель стала причиной невосполнимой утраты целого ряда взда»-ющихся памятников художественного ремесла и многих исторических существовавших ремесленно- культурных связей." именно оживленные

^онтакты в синтезе с этническим своеобразием* древним генезисом городов способствовали формированию в Западной Украине самобытных традиций городского ремесла.-

Актуальность предпринимаемого исследования определена и постепенно происходившим изменением общественных и научных взглядов на критерии художественной ценности ремесла,* вследствии чего многие его виды и целые периоды развития не получили должного признания и теоретического освещения. Неизвестными продолжают оставаться имена большинства ремесле ннико ^украинцев;- плодотворно работавших в период иноземного господства. Далеко не всегда верная атри-. буция уцелевших, чаще всего анонимных ремесленных изделий, затруд^ няет их атрибуцию и выявление исторических художественных центров.'

Имевшиеся в научном обороте теоретические издания не дают полного представления об историко-худокественных процессах развития городских ремесел Западной Украины, рассматриваемых в.данной работе." До настоящего времени художественные особенности ремесленного производства не укладывались в существующие теоретические схемы развития украинской культуры, -не выделялись как целостное и вполне самоценное художественное явление и потому часто обходились вниманием в искусствоведческих трудах.

Начало отечественного исследования за падноукраинского ремесла следует отнести к последней четверти XIX века. В 1870-х годах публикуется ряд статей видного украинского ученого' В.Антоновича о ремесленной и заводской промышленности Юго-Западной Руси. В 1880 году в Женеве выходит в свет исторический очерк С.Додо-'линского " Ремесла фабрики на Украине", который можно считать одной из первых попыток реконструкции истории развития украинского/в той числе и западноукраинского/ городского ремесла. Последовавшие в конце Х1Х-первых десятилетиях XX века работы

украинских и российских ученых И. АбрамоваНЗЛристава? О.Кудринского, ШКлименкоД1Лришкевича,! М»Слабченко и других подтвердили изначальный приоритет исторической и, отчасти? этно* графической наук в исследовании дайной проблемы .' Особого внимания заслуживает небольшая монография ВЛичинского." Нариси истории украйнськой промысловости" /Львов» 1936 га1/» .в которой талантлию использована методика комплексного анализа истории украинского ремесла.

В послевоенный период исследование было внааь продолжено историками./ АвНеотеренко,' С.Билецким; В.*йнкиным,' 0".* Компану дАышко, Я/Исаевичем и другими /;* Главное внимание уделялось отдельным историческим центрам ремесла;1 например,- Львову; что подтвердила монография ЯЛСися / Львов»4.1968 г.."/» осветившая исто рип львовских ремесел с ХШ по XIX векЯ Существенным вкладом стали крупные монографии российских ученых Б.гРыбакова " Ееиас-ло древней Руси" / М.у 1948 г./ и М"Яизо миров а " Древнеруоовие города" / И*, 1956 г./.

В 1950-1960-х годах на Украине публикуется ряд монографий^ в которых уже с позиций искусствоведения.уделяется определенное внимание вопросам средневекового ремесла? Среди них следует выделить шзститомную " Историю.украйвськаго мистецтва1! /К.,1966'-. 72 гг./ и "Нариси з Историй украйнського декоративно-прикладного мистецтва" / Львов» 1969 г.-/. Авторским коллективом последней / Н.Запаско^ Молтовским,' В.Рпжанкивсгаш» А.'Будзаком5?Ей<!отвйь ко и другими / был сформулирован важный вывод:; городское ремесло стало главный фактором расцвета.украинского декоративно-приклад» кого искусства эпод и феодализма.*

В последуощие десятилетия в украинском искусствознании преобладала сложившаяся ранее практика-косвенного рассмотрения вопросов

ремесленного творчества посредством включения их в обобщающие или посвященные отдельным видам искусства труда. Так, в.области художественной обработки металла ингервоувщую нас проблему частично поднимали П.Жолтовский, ВЛвдоренко, ИЛ1етренко. СЯЗоньковская, в области художественного ткачества и одежды - Е. Матекко,С.Сидорович,

A.Еук, Я»Запаско, Г.'Стельмащук. Изделия гончарного и стеклоделательного ремесел.анализирогоалк К.-Мусиекко, 3«'Рожанкивский, Ю.'Латук,

ф* Латрякова» О.Тодованик, О.Голуйац. Иа немногих исследований,посвященных. художественной обрабогке дерева» ценную информацию содержат работы МЗДрагана, В.Свенцицкой, АЖудэана, И ."Се нив а.

В историческом и искусствоведческом аспектах ремесла Западной Украины частично освещались в исследованиях зодчества /СЖессокозым,

B.'Вуйциком, ГЯ1огвином, Л^иляевой,' ПЛЗрченко/ живописи / ПЛзелецким, В.'Свенцицкой, В.'Овсейчуксм/. скульптуры / Ю.Нельговским,4 ВЛюбчзн-ко/.4 книжной гравяры / Я.Запаско, Д.СаедовикомЛ' Дополнением существующего теоретического материала являются работы последних лет;- монография этнографа ¡Э.Гошко о ремеслах в торговле Украинских Карпат

/ Львов, 1991 г./ и .диссертации.-- З.Тканко о народном костюме Укра» инской Подолии / М.,1990 г./; р.-Шмагало о гончарных прсмыслах Украины /Мо, 1993 г.'/.

Значительное место занимают работы польских авторов, для которых интерес к украинскому декоративно-прикладному искусству / "штуке вжитковой"/ сиал традиционным еще в конце XIX векг.В плане данного исследования неиболее.значительными являются труды ВЛозинско-го, К.'Бадецкого, ЛЯаревичовой, А.Тузовского, Я.'Барткевича, К.Буч-кобско.го, М.Ковальчука, Б.Шатвинского, в которых приводятся интересные данные о состоянии западноукрайнекого ремесла'- преимущественно на базе отдельных видов и центров. Вместе с тем целый ряд положений уже не отвечает современному состоянии науки и требует их корректировки.1

Таким образом, анализ историографии подтверждает, что в ук». раинскои и зарубежном .искусствоведении фундаментальных работ специального характера, посвященных исследованию за падноукраинских городских ремесел пока нет.1 С цельо пополнения источниковедческой базы в диссертации широко использовались древнерусские летописи, иноземные хроники и грамоты,, городские книги, ремесленно» црховая документация, арж£ы городских православных братств,судебные акты,' ревизионные списки и другие юридические источники ХУ-ХУТД веков.' Привлекалась также иностранная мемуаристика ХУП-XIX веков, не-утратившая своей .актуальности.' В процессе работы ц муз.ейных фондах рсущестэлялся анализ имеющихся каталогов,'.в которых лишь частично указаны произведения средневекового1 городского ремесла,' требующие профессиональной атрибуции^

Исходя из сложившейся.проблемной ситуации, является воссоздание целостной картины.историка«*художественного. развития городских ремесел Западной Украины эпохи Средневековья; детализация и анализ происходивших, в нем. процессов.'

В связи с поставленной целью основные задачи исследования заключаются в.рассмотрении и анализе i .

, - историко-культурных и .этнических предпосылок, а также условий развития городских ремесел Западной Украины^

- истоков ремесленного творчества,1 его, основных видов^приро-ды украинской ремесленной организации, средневековой методы проа фессиональнойхудожественной подготовки мастеров;

i - художественных особенностей городских ремрсел в плане преемственности традиций, восприимчивости к стилистическим новшествам, взаимосвязи с сельскими ремеслами и промыслами; .

отличительных черт и- тенденций.развития городских ремесел Западной Украины, их места в системе украинского декоративно-при-

т-кладного искусства;

данных о городских мастерах, их уточнении и систематизации;

- процессов формирования местной ремесленной терминологии;

- взаимосвязей западкоукраинского ремесла с культурой и искусством других стран , роли л развитии художественной культуры последующих исторических периодов.

Предметом исследования определены процессы историко-художест^ веиного развития эападноукраинских городских ремесел сред| евеково-го периода, непосредственным объектом - памятники ремесленного творчества / архитектурные объекты и произведения декоративно-прикладного искусства из музейных собраний / заладноукраинских городов, а.также материалы и.фотодокументы из архивов Киева,Петербурга, Перемыиля, Вроцслава.

Границы исследования. Территориальный ареал определен историческими западиоукраинскими ж млями Галичиной и Волынью / применительно к современной карте Европы - Львовская, Тернопольская,Ива-но-ФранкоБСкая, Черновицкая, Ривненская, частично Житомирская области Украины, а такзце земли Жешувского, Перемышльского и частично Краковского воеводств Польши /, издревле связанными общностью историко-культурного развития и обладающими самобытным этносом. Вклад Галичины и Волыни в формирование украинского городского ремесла является наиболее характерным для всестороннего освещения исследуемых вопросов.

Хронологические рамки охватывают ХУ1-ХУП века - период наиболее показательный в художественном развити ремесел , расцвет которых пришелся на ХУ1-периую половину ХУП веков и разворачивался на фоке бурного прогресса архитектуры и искусства Западной Украины, именуемого / в синтезе с развитием просветительства,литература, книгопечатания/ эпохой украинского национально-культурного возррж-

-декия.

Предметно исследование ограничено несколькими видами ремесла - строительством, деревообработкой, гончарстзом истеклоделием, ткачеством и портняжничеством, металлообработкой - традиционными для исследуемого региона.

Иетсаологичесгай_дсновой исследования избран принцип историзма в изучении искусства и системный подход к материалу, в соответствии с чем ламятники городского ремесла рассматривались на междисциплинарном - ксторико-источниковедческом, искусствоведческом и этнографическом - уровне.,

22£!Ш§2_!!22'42Н2 исследования определяется целью и задачами, так как попытка целостного, монографического характера, освещения историко-художестаенного развития городских ремесел Галичины и Волыни осуществляется впервые. Помимо основных искусствоведческих во~ просов, рассматривается этимология ремесленных терминов, обобщаются и систематизируются малоизвестные данные о городских мастерах, уточнаются географическая и этнографическая карты ремесленных центров»

и перспектива практического приманенид. ре-» зультатов работы заклинаются в их актуальности при решении художественно-теоретических и общенаучных проблем, разработке программ по истории украинского искусства, введении в научный оборот ранее неизвестных памятников ремесленного творчества ХУ1-ХУП веков и сведений о мастерах. Ряд выводов может использоватюя в музейной практике, а весь материал - при педагогической деятельности.

Лп£обация_£аботы. Основные положения диссертации были рассмотрены в нескольких докладах на научных-конференциях /Львов: 1989, 1991, 1992,1993 годы; Николаев: 1992 год/, статьях,практической

лекционной.работе.

Структура к.объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, -заключения, библиографического указателя.литературы. В отдельные тома воыи словарь мастеров и словарь терминов / приложение I /, а такие альбом иллюстраций / приложение 2 /, включающий 256 фотографий и 3 графических рисунка.

Во введении дается критический обзор литературы по теме данного исследования, определяются его источники, намечается круг нерешенных вопросов, выявляются актуальность, диссертационной темы, обозначаются цель и основные задачи работы, аргументируется выбор методики.

Глава Г.-

городских ремёсел Галичины и_Волыни.

, Зарождение и' дальнейшее развитие галицко-волынского ремесла неразрывно .связаны с историей украинского народа, а также,в.силу целого ряда объективных факторов, с историей соседних стран. Расцвет ремесленного творчества, наметившийся в ХУЬ-первой половине ХУП века», не мог быть результатом кратковременного процесса, а подготавливался в-течение длительного периода, обусловленный как истоками, так и специфическими условиями формирований городской культуры Западной Украины,' Исходя из этого, в трех разделах главы анализируются исторические, социо-культурные и этнические фактор ры, способствовавшие .становлению западнаукраинских ремесел.'

.В первом разделу -" Ремесла в процессе_формирования теорито-рии и генезиса городов "- рассматриваются этапы становления ремесел. Древнейший представлен рядом археологических культур - лен-

цвдьской? трипильской', лужицкой» Высоцкой^1 ■ Черняховской - в недрах которых с 1У тыо^ до н.'э»1 по У ст; н.'эУформировались земляное; глинобитное и деревянное строительство, гончарство/ткачество;» металлообработка," стеклоделиэ и другие виды ремесел,' Художественные уровень наиболее полно раскрывает скульптурная пластика? резной камень; культовый металл, декоративная роспись и» безусловно.;' орнамент;' выполнявший важную роль связующего звен.а между утилитарными и художественными видами ремесленной продукции*

Анализ ряда доминирующих научных теорий относительно природы восточнославянского города позволил выделить ремесло в разряд, главных факторов процесса городообразования на территории Галичины и. Волыни, начало которого восходит к УП-УШ вв.ТС наиболее древним городам, в которых развивалось ремесло принадлежит Волынь;: Черве'н, Пор> Владимир-Волынский; Галич;'Луцк, Белз.Перемышль, Санок-» Ярослав и дру

Особенно плодотворным для развития эападноукраинских ремесел стал древнерусский период« Археологами доказано, что на значительной территории,! образовавшегося в 1199 году Галицко-Волынского княжества активно функционировали монументальное зодчество; гончарство и стеклоделие,' бронзовое и медное литье» кузнечное дело» ювелирная обрасотка золота, серебра, янтаря, кости, резьба па де« камню, узорное ткачество и. т.д. Сформулирован важный вывод о тому что ¡стел развития городского ремесла являлась неотъемлемым компо--нентом государственной политики галяцко-волынских князей: территориально расширялась сеть ремесленных центров, формировались артели городских мастеров, приглашались талантливые ремесленники из раззоренных.нонголо-татарами русских княжеств, а- также из ближнего зарубежья.

Во второй половине Х1У века в ремеслах Галичины и Волыни

Происходят аущественные изменения. Меняется жизненный уклад городов,' многие из которых начинают управляться.на основе Магдебурге-кого права / Львов о 1356 г^, Луцк с 1432 г.-, Кременец с 1438 г* и т.-д.У.1 Местное ремесло переводится на цеховув форму организации, приобретая все её специфические черты - структуру, иерархию, систему подготовки мастеров и т.п. Происходят процессы укрепления традиционных и формирований новых его видов.1 По данным проанализированных источников установлено, что в городах Галичины и Волыни количество ремесленных специальностей исчислялось 133 наименованиями, а во Львове оно доходило до 200*

Показательно, что Львов / ведущий ремесленный центр ХУ-ХУП веков на данной тзрритории / Луцк, Броды, Кременец, Острог и другие города становились средоточиями торговли ремесленной продукции,которая активно вовлекалась я международный торговый оборот.* Роль ремесел раскрывается также на примере зарождения западноукра-инских местечек, соединявших, в ХУ1-ХУП веках черты городского и сельского укладов} Многие из них становятся центрами определенных видов ремесла, например, Лотелич - гончарства, Броды - художественного ткачества, Горохов - производства шпалер и т.д.'

Существенную роль в становлении городского ремесла Галичины и Волыни сыграли этнос и культура западноукраинского региона.Анализу которых посвящен вто£ой_£аз5ел - " Особентсти^стооико-^ни-

ГЧ/шчина и Волынь являются сочетанием целого ряда самобытных этнозов, среди которых выделяются Прекарпатье, Карпаты, Буковина, Локутье, Волынь, Полесье. Природко-георрафические условия способствовали концентрации на их территории определенных видов материалъно-'художсственко-го производства. Так население Волыни и Полесья / основные этно-группы - волыняне, полешукк, литвины,тутейаш /, богатых льном и

г.оношей издревле культивировало ткачество полотна и сопутствовавшие ему вышивку и художественное тканье. В лесистых местностях Галицкого Прикарпатья и Карпат / этногрмты - гуцулы,: бойки;лемки, буковинцы, покутяне / доминировали обработка дерева,а благодаря развитому овцеводству - обработка шерсти, фактор прочной сырьевой базы лежал в основе прогресса и других ремесел - гончарства, стеклоделия, обработки камня и металла.

Не менее важным был фактор полиэтничности галицко-волынского городского ремесла, объединявшего; помимо коренного украинского населения, выходцев из многих стран Запада и Востока. Таким образом формировался своеобразный интернациональный характер западно-украинской городской культуры ХУ1-ХУП веков.

Культурный подъем в городах Галичины и Волыни в исследуемый период основывался на идеях возрождения национальных духовных основ и активной адаптации новшеств западноевропейской ренессанской культуры. Ремесла, охватывавшие различные сферы городской жизни» играли виднув роль в этом движении. Поэтому в разделе выделяются и анализируется такие факторы западноукраинской городской культуры, как традиционность форм, обосновывается в историко-художест-веннок аспекте роль Церкви в развитии, ремесел и формиразэнии таких специфических явлений, как ктиторство и православные братства, обосновывается значение ремесел и ремесленников в развитии украинской науки, литературы, книгопечатания.

В третьем раздела - " организационно-структурные ^аспекты и формиров_ание__пра| есс^оналшо-осудожественного уровня ремесел" _ освещается особая сфера функшонирования ремесленных организаций, определявшаяся задачами профессионально-технического и худо-жествеЕшо-образилательного- порядка. Городские ремесла Галичины и Волыни, начиная со второй половины XIX века, формировались соот-

гветственно общехарактерным для Западной Европы тенденция« развития цехового ремесла. Однако} в процессе исследования выявлен ряд специфических местных черт, которые проявлялись прежде всего в провинциальной культурной среде Западной Украины.' Так, на примере волынсккх: местечек Степени? Барестечка, Кобрина анализируются архаические черты цеховой иерархии; обрядности, терминологии? системы наказаний за производственный брак и т.п.-.Особо отмечается значение древнерусских ремесленных объединений, традиции которых сохранялись даже в ХУ1-ХУП веках в таких традиционных ремеслах, как гончарство'? плотничество,- кузнечество.1

Основное .внимание было уделено вопросам формирования художественного уровня городских мастеров;1 Установлено, что художественная подготовка, наряду с задачами профессионально-технического образования, занимала значительное место в системе средневекового ремесла. Диализ так называемых " шедевров " / показательных изделий/, содержания.и методики проведения в цехах !' мастерских экзаменов" подтвердил, что характерный для западно^краинских городов 171» первой половины ХУП веков подъём художественной культуры самым непосредственным образом сказался.на традиционной для большинства ремесел поэтапной / ученик-подмастерье-мастер / схеме профессио» нального образования.'

Среди наиболее древних и развитых отиечается методика подготовки городских строителей» соединявшая обучение практическим приемам, основам проектирования, макетирования и графического изображениям Особенно сложным было задание для претендентов.в мастера, которые совмещали строительную и скульптурную практику? Помимо скульптурного изобрааншя». они выполняли сложный графический проект архитектурного фасада / ратуши или собора /, изобиловавшего скульптурно-декоративными деталями^" Подобная практика

-- 14 -

существовала» Например; во льзовском цехе Плотникову Которые де* монстрировали / по дананм 16*1 г./ умение " вявать сруб" и чертить план задания0«?

Высокохудожественен« изделия представляли в ХУ1-ХУП веках аа суд цеховых старшин / цехыисгров / ремесленники практически.всех цехов: столяры «« столы? сундуки-искрыаи". "гданьские" шкафц^укра-шенные декором? токари * деревянные кубки "итальянские работыиУ жестянщики - фигурные фонари? ткачи « узорные скатерти и рушники? Весьма интересен пример сочетания практической к теоретической форм экзаменации/ бытовавших в цехе львовских портных ХУ1-пер-вой половины ХУП веков,* После демонстрации изделий собственной работы претенденты в мастера в устной форме подтверждали знание видов тканей, фурнитуры,' особенностей кроя церковной и светской одеж^И

Установлено," что отдельные виды показательных изделий заимствовались галицко-волынскими мастерами из опыта.западноевропейского ремесла / Германии»-' Чехии1, Галл а иди и,' франции/.4 Вместе о тем? в практике провинциальных цехов Западной Украины длительное время сохранялись традиции, бытовавшие в системе профессиональной под* готовки сельских промыслов^ Например; гончары местечка Потелича подтверждали свое мастерство изготовлением большой глиняной око» вороды и мисок,1 Основным требованием к таким изделиям были качество / добротный замес глины," огнеупорность; водонепроницаемость и т.п.1/ и функциональность, а художественный уровень раскрывался преимущественно совершенством формы.

Вышеизложенные соображения позволили определить; что зарождение и развитие галицко-волынских ремесел тесно взаимосвязано о процессами формирования территории и городов западноукраинского региона, а тате с историко-культурным воздействием других стран;*

Группу специфических процессов составляли; этническое,национальное и религиозное самоопределение ремесленников,участие городских мастрров в решении религиозных межконфессионных проблем /православные братства /, а также формирование организационного, технического и художественного уровней ремесленного творчества.

Глава 2. Анализ городских ремесел ХУ1-ХУП веков ВщУ, центры, мастера.

Период ХУ1-первой половины ХУП веков стал наиболее плодо-

(Й с л .

тзорным в развитии городских ремесел Галичикы и Волыни. „ )С-

с. / Л>

Одним из наиболее ярких проявлений художественного уровня городского ремесла Галичины и Волыни стала ювелирная обработка металла-"золотарство".Проведенный анализ данных о деятельности ювелирных цехов Львова, Перемышля, Рогатина,Луцка свидетельствуют, что в ряде главных показателей развития этого ремесла были расширение ассортимента продукции / разнообразная серебрян-ная. и золоченная посуда, украшения, аксессуары одежды, драгоценное оружие, предметы быта / и совершенствование ювелирных техник / гравировка, чеканка, чернение, эмальерство, инкрустация и др./.

Состав "золотарских" цехов.складывался , преимущественно, из немецких и польских мастеров. Однако, самобытную группу составляли ювелиры-армяне, в творчестве которых сочетались черты восточного и западноевропейского искусства. Деятельность украинских мастеров поддерживала, прежде всего, православная Церковь и гордские православные братства, поэтому, значительную часть 'сохранившихся памятников укр инского ювелирного металла ХУ1-Х7П вв.составляют предмета церковного обихода.

I5-a

Mo техническим причинам из reitera выпала страница,восполняемая

данной вставкой/_

Материал главы подтверждает, что ремесленное творчество составило неотъемлемую часть культурного прогресса Западной Украины. В проанализированных видах ремесла наиболее полно отразились процессы образования новых ремесленных центров,, формирования интернационального состава мастеров, художественного обогащения продукции.

Строительное ремесло /Раздел 2.1./ было представлено рядом профессии - архитектурной,, камешзицкой, камнерезной, керамико-скульптур-ной - в которых прослеживались общехарактерные для ренессансного искусства тенденции. Так, видную роль играла зодчие-иностранцы из Италии, Швейцарии. Франции, и шесте с тем формировалась группа местных архитекторов ДЛоддесный из Львова, Я.Грендыш из Перемышля, В.Хочин-ский из Дрогобыча и др./. Существенное значение имела модернизация камешщщной и керамико-сгроительной профессий, а также развитие скульптуры, наделявшей сакральные и светские здания художественной привлекательностью1 /Львов, Жовква, Дрогобыч/.

Из числа деревообрабатывающих ремесел /Раздел 2.2./ внделены профессии плотников,, оондареа, токарей, тележников, ситников, корзинщиков. Особое внимание уделено ремеслу столяров и резчиков Львова, Жовквы, Буска, Луцка, Рогатина, которые определяли художественный уровань городской деревообработки. В мебельном производства заметным было расширение ассортимента z арсенала конструктивно-художественных приемов, а резное дерево, прежде всего сакральное, раскрывает совершенствование декоративно-композиционных черт. Анализируется также уникальное ремесло строителей речных деревянных судов, которое сосредотачивалось по берегам рек Днестр, Буг, Сан.

Гончарство и стеклоделие /Раздел 2.З./ ХУ1-ХШ веков характерно совершенствованием технологии и художественных приемов производства. Наиболее традиционным в городском гончарства оставалось изготовление глиняной посуды, обогащаемое инвариантностью форы , внедрением цветных глазурей и новых техник росписи. К ярким явлениям занадноукраин-ской керамики принадлежало производство печных кахель /Львов, Йоте-лич, Жсвква, Луцк, Острог/, в форме и орнаментации которых отразились как традиции украинского гончарства, так. и достижения западноевропейской строительной керамики. В городском стеклоделии выделились два основных направления - производство оконного стекла и .художественное оформление посуды роспись», эмалями, гравировкой, позолотой. Среди наиболее оживленных центров галицко-волннского стеклоделия следует' отметить Львов, Броды, Золочев, Сокаль, Калуш, Луцк, Кременец, что; подтверждается данными о мастерах и выпускавшейся продукции.

Ткацкие и. одежные ремесла /Раздел 2.4./ в городах Западной Украины была представлены наиболее многочисленной группой мастеров.' В тка-чеегзэ,наряду с традиционным производств«»полотна и. шерстяных тканей активно развивались ковроделие /Брода, Львов,Корец. Сатанов/, производство шалер /Горохов/, шелка /Лагодов, Унев, Золочев/, влатоткан-ных материй /Станислав, Броды/. Особое внимание уделено роли греческих и армянских ткачей /Корфияскийг Мадяарский, Стамовский/, а также рола, западноукраинского ткачества в развитии отдельных видов этого ремесла в Беларуси„ Воссии и Польше. Состояние одежных ремесел проанализировано на примере профессий портных, шапочников, поясников, рукавичников , окорняков, сапожников, которые,следуя традициям конкретной местности /Куликов, Унев, Самбор,. Ксломыя, Жидичия, 0лыка/ использовали определенные приемы конструктивного и цветового решения костила.

Э металлообработке /Раздел» 2.5./ устойчивые позиции; сохраняли кузнецы, слесари, мечкики, жестянщики, котельника. Вахнйз роль принадлежала литейщикам /Львов,, Дубно, Острог/ колоколов, пушеж,, металлических скульптурных саркофагов, а такжа посуды и светильников.

/шлее по тексту стр.15, со строки 10 -"Одним из наиболее ямах..." а т.д./.

' В разделе иллсстрирувтся и анализируются, например, малоизвестные произведения волынских ювелиров - оклад иконы Покрова Богородицы из.села Боблы, Туринского района, оклад Евангелия 16101611 гг. из села Костюхновка, Луцкого района, серебрянный потир Х7П в. из Луцка и ряд других. Выявляются также международные связи галицко-волынских мастеров, налаженные в ХУ1-ХУШ вв.о Германией, Россией, Турцией, Англией и другими странами;'

Таким образом, представленный материал подтверждает высказанное ранее утверждение о том, что в период ХУ1-первой половине ХУП вв. стал свидетельством наивысшего подъема городского ремесла Западной Украины, как вполне самоценного историко-культурного и художественного явления.-

Гдава 3 . Художественные особенности городских ремесел Галичины и Волыни;

Из разнообразия существующих подходов к выявлению художественных особенностей средневекового ремесла в диссертации избран сравнительный анализ традиций и новаторства^ что и определило обособление двух разделов.

Цервый. -" Преемственность традиций".- освещает наиболее устойчивые художественные черты ремесленного творчества; свойственные исследуемому региону.' В хронологическом плане выделяются ран-неславянский и древнерусский периоды формирования украинской городской культуры, в рамках которых происходило сложение технологических, формообразующих и художественных приемов ремесленного творчества,- В ряду наиболее традиционных отмечена техника деревянного зодчества, представленная в ХУ1-ХУП вв.- такими памятни-

- Г7 -

з*ами, как деревянные звонницы иотелича, Дреховау Гишина, Кове-ля? Показательно; что активное заимствование приемов украинской деревянной архитектуры было свойственно в данный период.и для каменного зодчества^.Так; композиционный прием постановки .трех куполов; наиболее характерный для деревянной церкви, творчески использовался в "братских" /. т.-е. возводимых под началом православных братств / каменных храмах;» Исходя из этого, определяется еще один важный источник традиционности городского ремесла Гали-чины и Волыни - украинское народное искусство, а также сельские ремесла и.промыслы, специфика которых оказала заметное.влияние на целый ряд исследуемых видов ремесленного творчества." Подтверждением этому явилось рассмотрение традиционных черт гончарства / формы и орнаментация посуды и кахлей/, стеклоделия / рецептура стекломассы; формообразование стеклянной посуды и оконного стекла/,' металлообработки / кузнечная продукция, литье коло.ко-ло.в; ювелирные украшения / , резное дерево, вышивка и шитье.и т;4дЯ} особую область функционирования традиций выделено сокраль-ное искусство, традиционные. черты которого,, берущие свое начало в.мастной культуре.Х1ЬХШ вь».и более ранних периодов анализируются на примере ранее-.не иллюстрировавшихся предметов церковного обихода - оклады икон и Евангелия, литургическая посуда, кресты, кадильницы,■плащаницы - из фондов музее Львова, Луцка, Дубно; Острога и др. Одним из наиболее характерных проявлений преемственности традиций в городском ремесле ХУ1-ХУП вв. являлось искусство орнамента / анализируются мотивы и техника орнаментации /, а также распространенным прием стилизации,благодаря которому древние художественные темы приобретали новое звучание.

Следовательно, совокупность проанализированных в предыду-

щих главах традиций организационного, культурного,' этнического характера и традиций художественных дает основание утверждать преемственность и непрерывность процессов развития городского ремесла Галичины и Волыни.

Во втором разделе - " Стилистические новшества и процесса их адаптации"- анализируются особенности развития художественной стилистики в творчестве западноукрайнеких ремесленников.* Господ-ствувщим в исследуемый период стал характер.ренессанского искусства, что подтверждается на призере целого ряда рассмотренных памятников .зодчества, скульптуры, художественного металла, резьбы по дереву, шитья и т.д."С целью заявления механизмов стилеобразо-зания кратко анализируются предшэствовавшие периоды романского и. готического искусства. Сопоставляется памятники западноукраинско-го искусства / храмы ГЬлИЧа, и Холма, колокола и оружие львовс-. ких мастеров, шитье католических церковных одеяний / и известные образцы романского и ФотичеоКого стилей Западной Европы.4 На основании этого выявлен ряд бообенностей стилеобразования хронологического ,. территориального, культурологического', этнического и религиозного характеров

Исследование стиЛёббразуюсдох моментов в городском ремесле позволило уточнить некоторые позиции, сложившиеся в украинском искусствознании, относительна зарождения и периодизации барочного искусства.1 Так, ростки культуры барокко стали заметными в ремесле Галичины и Волыни уже во второй поливине ХУП э.у (например, в художественном ткачестве), сопровождаемые внедрением но-' вых, близких к мануфактурным, форм производства / мастерские Бродов, Бучача,' Горохова / и художественных приемов тканья /орнаментация поясов, настенных тканей, шатров и т.п./.- Вновь под-

- 19 -

^еркивается роль стилизации, которой украинские мастера подвергали разнообразные реиинсценции западного и восточного происхождения / например, в орнаменте /, благодаря чему адаптация стилистических новаций протекала на творческом уровне, способствуя созданию новых произведений.

Таким образом, художественные особенности галицко-волынского ремесла формировались на основе тесной взаимосвязи традиционного и нового, в процессе единения и творческого противоборства культурных начал.' Среди главных проявлений художественной специфики следует отметить заимствование приемов народного искусства, передовых идей западноевропейской ренессансной культуры. Воплощением творческих поисков стали прежде всего выработка своеобразного художественного языка ремесленного творчества, соединившего функциональные и декоративные качества.изделий, а также универсальность самого мастера, который выступал в роли проектировщика и исполнителя, требовавшей высокого уровня мастерства и творческой фонтазии.

3 заключении изложены основные результаты и выводы работы. Развитие городских ремёсел Галичины и Волыни является неотъемлемой частью эволюции украинской городской культуры. Следует выделить несколько этапов этого процесса: УП-IX вв. - подготовительный период, Х-ХШ вв. - ранняя фаза / развитие ремесла древнерусского типа /, Х1У-ХУ вв. - переходный период / внедрение новых организационных форм /. ХУ1-первая прловина ХУП вв. - зрелая фаза, конец ХУП-ХУШ вв. - поздняя,

В развитии галицко-волынских ремесел происходило постепенное выделение наиболее важных процессов, из числа которых следует отделить общие ( этнический, культурный, национально-религиозный)

'и специфические / профессионально-технический, художественный, организационно-структурный /.

Образование центров ремесла происходило путем модернизации древних и оормирашия новых средоточий ремесленного творчества. В ряду последних возможно выделение таких групп: крупные центры регионального и международного значения / Львов, Перемышль,Луцк, Кремекец / и центры местного значения / местечки и небольшие города/.

Формирование профессионального состава западноукраикских ремесленников протекало в условиях активного межэтнического общения коренного украинского населения с соседними странами и народами. Результатом стал универсальный полиэтнический характер ремесел, который оказал существенное влияние я на художественный уровень ремесленной продукции. В том же ключе складывалась и местная ре-кеслениая терминология. В большинстве терминов заметна синтетическая природа словообразования, в силу которой корневая основа восточного или западного происхождения подвергалась украинской / га-1" лицко-волынской / интерпретздии.

Художественные особенности ремесленной продукции определялись сохранением традиционных и параллельным поиском качественно новых принципов, созвучных эстетическим и художественным веяниям времени. Общехарактерным для Западной Украины ХУ1-первой половины ХУП а е. стало формирование национальных черт городского ремесла, обозначившихся техническими достижениями и художественными идеями ренессансной и барочной эпох.

Значение городского ремесла Галичинл и Волыни з развитии украинской культуры и искусства заключается в том, что именно в этом регионе, на :;оне самобытного этноса, происходила апробация

передовых достижений культурного характера.' Сформировавшиеся в городах Западной Украины формы и способы ремесленного творчества заимствовались мастерами ыентрально-восточноукраинских земель; а имена галицко-волынских ремесленников-были известны далеко за пределами Украины?

Наращивание художественного потенциала городского ремесла Галичины и Волыни, вершиной которого стал-период второй половины ХУ1-первой половины ХУП вв.', происходило путем синтеза элементов формотворчества и декора, взаимосвязи и взаимообогащения различных видов ремесла / гончарства, стеклоделия, вышивки, резьбы по дереву и т.д.-применения изобразительных приёмов, характерных для живописи, графики, ваяния.'

Заключение^ Таким образом в диссертации:' I? Определены источники и характер историко-культурного развития галицко-волынского городского ремесла, а также обоснован йериод расцвета / ХУ1-первая половина ХУП вв./.*

2.' Проанализирована большая группа видов и памятников ремесленного творчества, которые являются показательными в плане данного, исследования (.часть из них впервые введена в научный оборот ).•

3. Систематизированы сведения о мастерах и ремесленной терминологии.»

Рассмотрены художественные особенности ремесел и специфика их историко-культурного формирования.' Всё это, вместе взятое, позволило автору именно так построить диссертацию - как по содержанию, так и по структуре';'

Научные пубдикрщщ и сообщения по теме диссертации-.

I. Декоративно-прикладное искусство и формирование духоанай .. культуры трудящихся западных областей Украины/ 50 лет воссоединения Западной. Украины с УССР: Тезисы докладов и сообщений респуб'Й научной конф? 27-29 сентября 1989г.1 - Львов, 1989'.*-С.' 378«3791? / На.укр? языке,- В с о авт.' с СЛЗагацким /,*

2;' Бытовые обычаи и обряды цеховых ремесленников Волыни/ Проб» лемы сохранения и возрождения народных традиций;' обычаев и обрядов: Тезисы докладов респуб,- нау чно-теорат*1 ко нф.'преподавателей1,1 сотрудников и аспирантов вузов культуры и искусства,' институтов АН Украины 12-14 ноября 1991г;* - Львов, 1991.?- С;'48«»50 /На укргязыке ./?

3.' Городское ремесло Гали чины и Волыни. ХП-первой половины ХУШ вв.' сообщение /Программа XXX научно-творч^конф^профессор^препод/ состава ЛГИДДИ 29-30 марта 1991 г,«- Львов,4 1991.- С? ¿-/На укр^язы-кв/;'.

Художественное.стеклоделие в западноукраинских городах ХУ1 -ХУП столетий / К истории.городского ремесла Украины Тезисы докладов XXXI научно-творч.'ко н$?профессор*'препод.'состава ЛГ.ИЦДИ 2 апреля 1992 -Львов;1992 /0,2 а?д-.; на укр.'языке/ в печати /}

5." Меценатская деятельность.западноукраинских городских братств в русле культурно-национального движения на Украине ХУГ-ХУП вв,-:/г Проблемы истории национального движения иа Украине /до 1917 гг*/: Тезисы докладов 2-ой Всеукраинской научно-теорет|канфЯ 8.октября 1992т/ -К.Николаев,1992.1 0.'' 32-33/ На укр.' языке.*В соавтЗ о Багацким /.'

б." Некоторые вопросы историко-художественного развития городского ремесла Галичины и Волыни ХУ1-ХУЛ вв.' /Декоративно* прикдадй ное и изобразительное искусство: История, теория^практика^Веотаик ЛГИВДИ," Вып.'З.1 - Львов, 1992 /0/5 а.л. на укр? языке, в печати /Й

7* Центры западноукраинского' художественного ткачества эпохи барокко /К исследовании процессов истори ко-художественного развития городского ремесла Галичинь и Волыни ХУ1-ХУП вв^/.-Декоративно-прикладное и изобразительное искусство: Историяутеория, практика: Вестник ЛГИЩИ* - Львов;*1993 /0£7 а'.'л.%а укрУязыке, в печа-

ти /*.

8$ Церковь и городское ремесло Украины / Львовский художественный центр ХУ1-ХУП вв'^:/: Сообвдзние/ Духовное становление украинской нации: Программа научной конф;*, посвященной, 125-летию "Проо-вмтим 24-25 февраля.1993. г." - Львов,1993 / на укр^языке/.«

9? Традиции и новаторотво в. городской ремесле Западной Украины эпохи. Средневековья / Искусство Дизайн.' История: Научные труды.' Кафедра-истории и теор;* искусства СПбВХПУЯ Саб."* 1993 / I ай? в печати/".

Подписано к печати . Заказ . Тирач /00

Формат бумаги 60x84 1/16, печ.л. Бесплатно.

ПО-3. 191104 С.-Петербург, Литейный пр., дом № оо.