автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Государственная политика Франции в области культуры в 1960 - 70-е годы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Государственная политика Франции в области культуры в 1960 - 70-е годы"
На правах рукописи
Можина Валерия Александровна
Государственная политика Франции в области культуры в 1960-70-е годы
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (Новая и новейшая история)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
«-и
005042385
Брянск -2012
' о ад
005042385
Работа выполнена на кафедре всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Научный руководитель
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Орловского государственного университета» Гелла Тамара Николаевна
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Арзаканян Марина Цолаковна
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Курского государственного университета» Селиванов Игорь Николаевич
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Орловский
государственный институт искусств н культуры»
Защита состоится «28» мая 2012 г. в 10:00 часов на заседании Диссертационного совета ДМ 212.020.02 при Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского по адресу: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14, корп. 2, ауд. 320.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Автореферат разослан « » апреля 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета, Сергей Викторович Артамошин
доктор исторических наук, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы связана с растущей ролью политики в области культуры на современном этапе развития общества. Культурная политика государства в целом нацелена на защиту, сохранение и развитие национального культурного достояния и вовлечение в культурный процесс широких слоев населения. Изменения, происходящие под влияние глобализационных процессов в культурной сфере, распространение феномена массовой культуры и субкультур становятся вызовами для государства. Выявление истоков взаимодействия государства и культуры, определение и уточнение влияния государственной политики на культурную сферу приобретают на современном этапе развития общества актуальное звучание. Пример Франции дает нам возможность исследовать зарождение современных форм государственного участия в культурных вопросах.
Основы государственной политики в области культуры в современной Франции были заложены в первые два десятилетия существования Пятой республики, но и сегодня многие ее результаты находят свое воплощение в различных сферах культурной жизни французов. В этой связи важным для исследования представляется анализ конкретных культурно-политических реформ, проведенных во Франции в 60-70-х гг. XX в., их исторических причин и рассмотрение проблемы эффективности государственного вмешательства в область культуры. Опыт французской культурной политики, в частности, ее региональные аспекты, политика децентрализации культуры, небезынтересен и для современной России, которая стоит перед необходимостью поиска оптимальных путей развития культурной сферы.
Культурная политика развитых европейских стран находится в центре исследования многих ученых. Франция не стала исключением, однако многие проблемы, например влияние взглядов общественных и политических деятелей на формирование культурно-политического курса Франции в рассматриваемый период, роль децентрализации в культурной политике, а также проблемы отраслей политики в области культуры 1970-х гг., остаются не до конца исследованными как в отечественной, так и в зарубежной историографии, в связи с чем существует необходимость восполнить этот пробел.
Объектом исследования диссертации является внутренняя полтика Пятой республики во Франции в 1960-70-е гг., предметом исследования - государственная политика Франции в области культуры в указанный период.
Хронологические рамки диссертационного исследования определяются важнейшими событиями в истории культурной политики Франции. В качестве нижней границы исследования определены 1958-59 гг., год провозглашения Пятой республики и год основания Министерства культуры Пятой республики, от которого берет свой отсчет культурная политика во Франции в строгом понимании данного термина. За верхнюю границу принят 1981 г., время прихода к власти левого блока, кардинально изменившего основные направления культурной политики. Вместе с тем, для анализа предпосылок учреждения Министерства культуры в 1959 г., в
первом параграфе первой главы приведен краткий анализ основных направлений политики в области культуры во Франции до 1959 г.
Изученность темы. Историческая литература, в которой в той или иной степени были изучены вопросы культурной политики Франции, достаточно разнообразна. Данная проблематика рассматривается французскими историками, при этом, в зарубежной историографии можно выделить несколько направлений исследования, ставящих во главу угла тот или иной аспект изучения политики в области культуры.
Известным специалистом в области государственной культурной политики является Паскаль Ори, который, будучи руководителем Национального секретариата по культуре партии социалистов, одним из первых начал изучение культурной политики Франции на рубеже 1970-80-х гг. В его работах звучит важнейшая мысль о связи политики Народного фронта и политики Министерства А. Мальро. Ори выявляет общее и особенное в их деятельности, уточняет аспекты преемственности в политике Министерства культуры в 1960-е гг.. Монографии Ори «Культурно-просветительская работа в свое время», «Французская культурная авантюра» и ряд других1 внесли большой вклад в изучение истории культурной политики во Франции.
Крупнейшим специалистом по истории культурной политики Франции является Филипп Пуарье. Его исследования, опубликованные в 1990 — 2000-х гг.,2 носят глубокий аналитический характер, в тоже время основаны на богатом фактическом материале. В своих работах он анализирует культурную политику с момента основания Министерства Пятой республики вплоть до её современного состояния, однако Пуарье свойственно не достаточно критически рассматривать деятельность Министерства.
Автором большого количества интересных исследований стал Жан-Пьер Риу. Этот учёный приводит анализ организации управления культурой Пятой республики на разных уровнях3. Работы Риу по культурной политике являются достаточно глубокими и взвешенными.
Весьма полно изучают связь культурной сферы с политическими проблемами Франции Ж.-М.Джиан, В.Дюбуа, Ш.-Л.Фулона4. В их монографиях представлен
1 Oiy P., Simonot M. L'action culturelle dans son temps. L'action culturelle dans sa société, Bourges : Maison de la culture de Bourges, 1983,127 p.; Ory P. La Belle illusion, Paris: Pion, 1994,158 p.; Ory P. L'aventure culturelle française. 19451989, Paris: Flammarion, 1989, 242 p. ; Ory P. L'entre-deux-Mai. Histoire culturelle de la France. Mai 1968. Mai 1981, Paris: Seuil, 1983,282 p.;; Ory P. Les politiques culturelles // Le livre en campagnes, bibliothèques départementales enjeu, Boing-en-Bresse: Association des directeurs des bibliothèques départementales de prêt, 1996. P.64-73
2 Poirrier Ph. Le ministère de la Culture 1959-2009 : quel bilan ? Quelles orientations 7 // Les Cahiers français, janvier-février 2009, №348. P. 3-8; Poirrier Ph. L'Etat et la Culture en France au XXe siècle, Paris: Le Livre de Poche, 2009; Pointer Ph. Société et culture en France depuis 1945, Paris: Seuil, 1998,96 p.
3 Rioux J.-P. L'évolution des interventions de l'Eiat dans le domaine des affaires culturelles // Les СаЫепз fiançais, mars-avril 1993, №260. P. 12-17; Rioux J.-P. L'impératif culturel//L'Histoire, avril 1991, №143. P. 52-60; Rioux J.-P. Pour une histoire globale des politiques culturelles municipales // Les Cahiers de ГШТР, septembre 1990, №16. P. 5-10; Rioux J.-P. Une nouvelle conception de l'Etat face à la culture II Tetart Ph. (dir.) Georges Pompidou, l'homme de culture, Paris: Editions du Centre Pompidou, 1995. P. 61-66
4Djian J.-M La politique culturelle, Paris: Le Monde Editions- Marabout, 1996, 282 p.; Djian J.-M. Politique d'innovation culturelle et vie associative : le Fonds d'intervention culturelle // Les Cahiers de l'animation, décembre 1983, №43. P.25-42; Dubois V. Action culturelle / action sociale : les limites d'une frontière // Revue française des affaires sociales, avril-juin 1994, №2. P. 27-42; Dubois V. La politique culturelle : genèse d'une catégorie d'intervention publique, Paris: Belin, 1999;
взвешенный анализ развития культурной политики при Пятой республике и её современного состояния. В то же время, данные исследователи не всегда прослеживают влияние идей и мнений творческого сообщества на позицию государства.
Юридический взгляд на проблемы культурной политики Франции представляют исследования Андре-Юбера Менара5. Монографии Менара дают возможность лучше понять многие аспекты законодательства Франции в области культуры, однако в них не достает исторического подхода.
Среди исследований, также отличающихся большой глубиной, но рассматривающих преимущественно какой-либо один аспект культурной политики Франции, отметим работы Ф. Бенаму (экономические проблемы), С. Жюнга (социалисты и культурная политика), Ж.-М. Ленио (культурной наследие), М. Сен-Пюльжан (управление и музыкальная политика), Э. Уаллона (демократизация)6.
Из работ, посвященных культурной политике 1960-х годов, выделяются исследования Ж.Клер, М.Мело, Г.Монье, М.Неттера, Р.Предаля, Ж.-М.Тобелем7. Проблемы политики 1970-х гг. отражены в исследованиях Ж.-Ф.Шоссон, Э.Луае, Ж.Перре, Ж.-М.Понтье, Ф.Тюрио8. Общей тенденцией является тот факт, что в работах по шестидесятым годам, наиболее распространены положительные оценки культурно-политических реформ, при этом в статьях по семидесятым годам преобладает критическое видение, недооценка некоторых важных шагов, предпринятых Министерством культуры, в первую очередь, в области децентрализации.
Dubois V. Politiques culturelles et polémiques médiatiques. Lectures croisées en guise d'introduction // Politix, travaux de sciences politiques, décembre 1993, №24. P. 5-19; Dubois V.(dir.), Poinïer Ph. (avec la collaboration) Politiques locales et enjeux culturels : les clochers d'une querelle, XIX-XX siècles, Paris: La Documentation française -CHMC, 1998,456 p.; Foulon Ch.-L. André maltaux, ministre d'Etat et le ministre des Affaires culturelles de 1959 à 1969 II De Gaulle et Malraux, Paris: Pion, 1987. P.221-240 ; Foulon Ch-L. Des Beaux-Arts aux Affaires Culturelles (1959-1969). Les entourages d'André Malraux // Vingtième siècle, revue d'histoire, 1990, №28. P. 29-40;; Foulon Ch.-L. L'Etat et le gouvernement des Affaires culturelles de 1959 à 1969 // Les Cahiers français, mars-avril 1993, №260. P. 18-33
5 Mesnard A.-H. L'action culturelle des pouvoirs publics, Paris: Librairie de droit et de jurisprudence, 1969, 548 p.; Mesnard A.-R La politique culturelle de l'Etat, Paris: PUF, 1974, 128 p.; Mesnard A.-II. Droit et politique de la culture, Paris: PUF, 1990,487 p.
6BenhamouF. L'économie de la culture, Paris: La Découverte, 1996,118p.; BenliamouF. Fondements et limites de al notion de mission de service public en matière culturelle // Siences de la société, octobre 1997, №42. P.59-74; Jung C. Le parti socialiste et l'action culturelle, Institut d'études politiques de Paris: 1987,126 p.; Jung C. Le projet culturel socialiste avant 1981, Paris: Centre de recherches administratives de la FNSP, 1987, 24 p.; Leniaud J.-M. L'Utopie française. Essai sur le patrimoine, Paris: Ed Mengrès, 1992, 181 p.; Saint-Pulgent M Le syndrome de l'opéra, Paris: Robert Laffont, 1991, 359 p.; Saint-Pulgent M. La gouvernement de la culture, Paris: Gallimard, 1999, 378 p. ; Wallon E. La démocratisation culturelle, un horison d'action // Les Cahiers fiançais, janvier-février 2009, №348, p. 79-86
7 Claire J. Malraux. L'art et la culture // Commentaire, hivers 1986-1987, №36. P. 721-726; Melot M Les nouveaux habits du patrimoine // Les Cahiers français, janvier-février 2009, №348. P. 74-79; Monnier G. Georges Pompidou : l'amateur d'art, l'homme d'Etat et l'actualité artistique // Tetart Ph. (dir.) Georges Pompidou, l'homme de culture, Paris: Editions du Centre Pompidou, 1995. P. 45-52; Netter M. Approche d'une politique culturelle en France II Communications, 1969, №14. P.39-48; Prédal R. Le cinéma français depuis 1945, Paris: Nathan, 1991, 568 p.; Tobelem J.-M. Une gestion nouvelle des musées II Les Cahiers français, janvier-février 2009, .№348. P. 64-69
8 Chosson J.-F. Les politiques publiques et la question du développement culturel // Hermès, 1996, №20. P. 59-664; Loyer E. La politique culturelle sous Valéry Giscard d'Estaing (1974-1981) // Les Cahiers français, mars-avril 1993, №260. P. 34-43; Perret J., Saez G. Institutions et vie culturelles, Paris: La Documentation française, 1996, 152 p.; Pontier J.-M., Ricci J.-C., Boudon J. Droit de la culture, Paris: Dalloz, 1990,594 p.; Thuriot F. Les aides au spectacle vivant // Les Cahiers français, janvier-février 2009, №348. P. 51-58
Анализ развития культурной политики в Пятой республике в целом, представленный в работах Ж.Клюзель, Л.Кормери, М.Гозер, К.Жильбера, О.Жирара, Г.Моннье, П.Мулинье, Э.Ритэна, Р.Риззардо9, глубок, однако с рядом оценок деятельности Министерства культуры данными авторами можно не согласиться.
Исследования по региональной культурной политике во Франции начали проводиться с 1980-х гг. в Гренобле (группа Г. Саэза) и Бордо (Ф.Шазель). В многочисленных работах этих исследователей рассматривается проблема роли регионов в культурной политике Франции, они базируются на весьма интересном фактическом материале, однако большое его количество связано с политикой, проводившейся в регионах Рона-Альпы и Аквитания10.
Из работ, освещающих феномен участия муниципальных властей в культурной политике, выделяются исследования Ж.-П.Огюстен, П.Балейно, О.Казнав1 . В указанных работах представлен большой диапазон мнений о политике децентрализации, общей тенденцией является опора на контекст конкретных городов, что дает возможность представить большой фактический материал, но не позволяет оценить процесс на государственном уровне.
Различные аспекты истории Франции периода Пятой республики нашли своё отражение в работах отечественных авторов. Вопросы политической борьбы были освещены в исследованиях В.И. Антюхиной-Московченко, М.Ц. Арзаканян, Н.Н. Наумовой, Г.Н. Новикова, В.Н. Чернеги, опубликованных в 1970-90-х гг. , в которых рассмотрены идейные концепции правых политических партий Пятой республики, в которых можно выявить особенности их отношения к вопросам культуры.
9
Cluzel J. Les pouvoirs publics et la transmission de la culture, Paris: LGDJ, 1984, 183 p.; Cormery L. Art & @rt №2 Des Présidents de la V-e République et la Politique Culturelle. Paris: Carrefours télématiques avec l'aide de l'Université Paris 7 -Denis Diderot, 240 p.; Gauzère M Politiques culturelles : l'élan // Meniere L. (dir.) Bilan de la France, Paris: Hachette, 1993. P. 235-248; Gilbert C. Culture, terre de mission// Silex, 1982, №22. P.31-35; Girard A. Les politiques culturelles d'André Malraux à Jack Lang: ruptures et continuités, histoire d'une modernisation // Hermès, 1996, №20. P. 27-41; Monnier G. L'art et ses institutions en France. De la Révolution à nos jours, Paris: Gallimard, 1995,462 p.; MoulinierP. Les politiques ppubliques delà culture en France, Paris: PUF, 1999, 124 p.; Ritaine E. Les stratèges de la culture, Paris: Presses de FNSP, 1983, 189 p. ; Rizzardo R. Populisme et politique culturelle// Vingtième siècle, revue d'histoire, octobre-décembre 1997, №56. P. 99-104
10 Saez G. Les collectivités territoriales et la culture // Les Cahiers ftançaisJanvier-févTier 2009, №348. P. 8-14 Saez. G. Modernisations et coiporatísmes dans la politique culturelle française // Colas D. (dir.) L'Etat et les corporatismes, Pans: PUF, 1988. P. 91-107; Saez G. Renouveau et crise de l'action culturelle, Symposium de Burgos, 3-7 juillet 1979,12 p.; Saez G. Vers la fin de l'Etat culturel? // Revue française de l'administration publicque, janvier-mars 1993, №65. P. 63-72; Chazel F. (dir.) Pratiques culturelles et politiques de la culture, Talence : Maison des sciences de l'homme d'Aquitaine, 1987,194 p.
1 Augustin J.-P., Latouche D. (dir.) Lieux culturels et contextes de villes, Bordeaux, Maison des sciences de l'homme d'Aquitaine, 1998, 212 p. ; Baleynaud P. La culture : l'oubliée de la décentralisation ? // Revue du droit public et de la science politique en France et à l'étranger, janvier-fevrier 1991, №1. P. 149-195; Cazenave O. Les politiques culturelles locales : pour une nouvelle carte culturelle de la France ? // La Décentralisation en France, Paris: La Découverte - Institut de la décentralisation, 1996. P. 263-272
12 Антюхина-Московченко В.И. Шарль де Голль// Новая и новейшая история. 1971. № 3. С. 74-94; Её же. Шарль деГолльУ Новая и новейшая история. 1971. №4. С. 91-106; Ее же. Шарль де Голль'/Новая и новейшая история. 1971. № 5. С. 62-84; Её же. Шарль де Голль// Новая и новейшая история. 1971. № 6. С. 86-112; Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. М.: 1990; Её же. Генерал де Голль на пути к власти. М.: 2001; Её же. Шарль де Голль// Вопросы истории. 1991. № 2-3. С. 86-112; Новиков Г.Н. Два этюда о де Голле и голлизме. Иркутск, 2001; Наумова H.H. Голлизм в оппозиции. Партия «Объединение французского народа» в политической жизни IV республики. М: 1991; Новиков Г.Н. Голлизм после деГолля. Идейная и социально-политическая эволюция. 1969-1981. М.: 1984; Его же. Де Голль, голлисты и голлизм// Новая и новейшая история. 1990. № 3. С. 37-52; Чернега В.Н. Образование Союза за французскую демократию (1974-1978) // Французский ежегодник, 1980, М.: 1982. С, 42-60; Чернега В.Н. Франция в период между президентскими выборами 1974 и 1981 г.г.,М, 1981.
Работы В.В. Согрина, В.П.Смирнова, Д.В.Шмелёва13, анализирующие особенности политических взглядов В. Жискар Д'Эстена и французских либералов, помогли глубже понять причины изменения культурно-политического курса в 1970-х гг.
Обзор политического развития Франции в XX в. представлен в работах В.П.Смирнова «Новейшая история Франции 1918-1975» и «Франция в XX веке»14 и М.Ц. Арзаканян «Политическая история Франции XX века»15. В данных публикациях прослеживается история изменения политических режимов во Франции, выявляются основные направления их политики. Указанные работы дают возможность понять место культурной политики в истории Франции в XX веке.
Среди работ, в которых непосредственно освещается культурно-политический аспект режима Пятой республики, необходимо выделить статью М.ЦЛрзаканян «Андре Мальро», в которой помимо интересных биографических данных дается оценка деятельности Мальро на посту министра культуры и рассматриваются факторы, повлиявшие на формирование его мировоззрения.
В 2001 г. была защищена диссертация Ю.А.Толстых «Андре Мальро и голлизм»16. В ней были исследованы влияние идеологии голлизма на воззрения А.Мальро, прослежен его творческий и политический путь. Хотя деятельности Мальро как министра культуры уделено достаточно внимания, вопросы культурной политики Франции 1960-х гг. в работе рассмотрены не полностью.
Коллективная монография «Франция. В поисках новых путей» под редакцией Ю.И. Рубинского17, изданная в 2007 г., посвящена внешне- и внутреннеполитическим, экономическим аспектам жизни Франции и её общественной жизни, однако вопросам культурной жизни в ней уделено небольшое внимание.
В ряде статей, опубликованных в конце 1990-х - 2000 гг., изучается непосредственно культурной политики Франции. Среди них выделяются статьи Г. Вовк и Е. Яценко19. В работах Е Яценко рассматриваются основные направления регулирования культурной политики во Франции, затрагивается региональный компонент, что было действительно важно при анализе функционирования горизонтального уровня управления культурой во Франции.
13 Шмелев Д.В. Валери Жискар д'Эстен н жискардизм в политической жизни Франции (1974-1981). Казань, 2004,395 е.; Либерализм Запада XVII XX века / Под ред. В.В. Согрина. М., 1995.; Французский либерализм в прошлом и настоящем/Ога. ред. В.П. Смирнов. М., 2001; Смирнов В.П. Франция в XX веке, М., 2001.
14 Смирнов В.П. Новейшая история Франции 1918-1975, М.; Высшая школа, 1979,376 с.
15 Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции в XX в., М.: Высшая школа, 2003,156 с.
6 Толстых Ю А. Андре Мальро и голлизм: автореф. дис. канд. ист. наук.; Челябинск, 2001.
Франция в поисках новых путей (общ. ред. Рубинский Ю.И.), М: Весь мир, 2007,621 с.
Вовк Г. Время уличных представлений // Обсерватория культуры 2007, №6, С.43-46; Вовк Г. Меценатство во Франции // Обсерватория культуры 2005, №З.С.42^18; Вовк Г. Французские учреждения культуры зарубежом // Обсерватория культуры 2007, № 1 .С.44-49
19
Яценко Н. Франция: новые шаги по демократизации культуры //Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб.- Вьш.10.-М.: 1999; Яценко Е. Франция. Региональные дирекции по делам культуры // Обсерватория культуры 2006, №6. С.54-56
Особый интерес представляли статьи Г. Вовк, отличающиеся не только информативностью, но и глубиной анализа. Данный автор опубликовал работы по широкому спектру вопросов, связанных с французской культурой в различных её проявлениях, её регулированием, экономическими проблемами, вопросами внешней культурной политики, современными тенденциями развития культурной политики на национальном уровне. Г. Вовк отмечает и особенности нового этапа культурной жизни Франции, уделяя внимание и позиции нового французского руководства по проблемам культуры. Однако в работах указанных авторов мало внимания обращается на исторический аспект изучения культурной политики, не рассматриваются общие тенденции её развития.
Ценными при изучении культурной политики Франции и её реформирования, проблем формирования регионального компонента политики оказались публикации в журналах «Панорама культурной жизни зарубежных стран»20, «Культура в современном мире»21, «Обсерватория культуры»22, «Культура»23. В рамках рассмотрения проблемы финансирования культуры, которая особенно остро встает в политике Франции в 1970-е гг., полезными были аналитические публикации журналов «Материальная база сферы культуры»24 и «Культура в современном мире»25.
Таким образом, отечественными и зарубежными авторами был изучен ряд проблем, связанных с вопросами истории культурной политики Франции в 1960-70-е гг. Эти работы позволяют получить общие представления о политике Франции в области культуры в указанный период. Однако ряд вопросов, связанных с конкретными направлениями политики и ролью децентрализации в государственном культурно-политическом курсе, требует более всестороннего и углубленного изучения, попытка которого предпринята в данном диссертационном исследовании.
Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем анализе государственной культурной политики Пятой республики в первые два десятилетия её существования. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
20 Культура Франции // Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб.- Вып.7-8.-М.: 2000; Некоторые проблемы развитая локальных и национальных культурных политик во Франции // Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб.- Вып.4.-М.: 2000; Проблемы демократизации культуры во Франции // Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб.- Вып.7-8.-М: 2003; Франция. Развитие процессов децентрализации в культуре //Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб.- Вып.5-6.-М.: 2ООО.
21 Общественная поддержка культуры во Франции, Германии, Норвегии и Канаде// Культура в современном мире: Инф. сб.- Вып. 5,- М.: 2002.; Эволюция культурной деятельности французов с 1973 по 1997 гг. // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решение: Вып.4.-М: 2000.
22 Социальные и социокультурные центры во Франции // Обсерватория культуры 2008, №3. С.52-53; Франция. В пространстве искусства и культурной жизни // Обсерватория культуры 2006, №3. С.3-5
23 Ваксберг А. Во Франции назревает реформа в культурной политике // Культура 2007, №28 (июль).
24 Культурная политика и культурные практики в оценках российских и европейских администраторов и менеджеров культуры // Материальная база сферы культуры: Инф. сб.- Вып. 3,- М: 1999. С.28-63
Культурная политика и экономические проблемы культуры зарубежных стран // Культура в современном мире: Инф. сб.-Вып. 1.-М.: 1999. С.48-64
анализ тенденций государственной культурной политики предшествующих режимов и уточнение влияния их наследия на основные направления культурной политики Пятой республики;
- рассмотрение и сопоставление позиций основных политических партий по вопросам культурный политики в изучаемый период времени;
- исследование реформ, проведенных в культурной сфере в 1960-70-х гг., а также причин их эффективности или неэффективности, анализ основных проблем, с которыми столкнулось Министерство при проведении реформ;
- сравнительный анализ государственного культурно-политического курса в 1960-е и в 1970-е гг., выявление новых тенденций в политике и причин их появления;
рассмотрение регионального и муниципального компонентов культурной политики Франции в указанный период и выяснение их основных особенностей;
- изучение реакции общества и, в особенности, творческих кругов на государственную политику в области культуры в исследуемый период;
- уточнение роли отдельных политических и общественных деятелей, находившихся в государственном руководстве и управлявших Министерством, на формирование культурно-политического курса Франции в 1960-70-е гг.
Источннковую базу исследования составили различные по содержанию и характеру источники, которые можно разделить на следующие группы:
1. Первую группу использованных источников составили законодательные акты Пятой республики, регламентирующие функционирование Министерства культуры, а также отдельные отрасли культурной политики. Для изучения официальных документов неоценимым ресурсом стал недавно созданный правительством Франции интернет-портал Ье§1&апсе.Ооиу, где собраны тексты всего действующего законодательства Франции и различные государственные документы прошлых лет (в оцифрованных версиях «Журналь офисьель»). Важнейшими являются Декрет 1959 г. о создании Министерства культуры, Декрет 1964 г. об учреждении Генерального реестра культурного наследия, Закон 1967 г. о реставрации памятников26.
Среди официальных документов большой интерес для исследования представляют доклады различных комиссий Министерства культуры27. Для
26 Décret n°59-889 du 24 juillet 1959 portant organisation du Ministère chargé des affaires culturelles (M. Malraux) // Legifianœ.Gouv[^ekTpoiiHbiii pecypc]URL: http://mvw.legifKUKS.gouv.frjopdf7c»nmTOiv5o^ 19590726&numTexte=&pageDebut=07413&pageFiiï=flaia обращения: 31.05.11; Décret n°64-203 du 4 mars 1964 Inventaire général des monuments et des richesses artistiques de ls France // Légitrance.Gouv Рлектронный ресурс] URL: http://www.legifrance.gouv.fr/rechTexte.do7reprise4 rue&fàstReqId=1089206783&page=l Дата обращения: 06.07.11; Loi de programme n° 67-1174 relative à la restauration de monuments historiques et à la protection des sites Légifhmce.Gouv [Электронный ресурс] URL: http://www.legifrarKe.gouv.fiyjopdf7œnm»n/jo_p^
12856&pageFin= Дата обращения: 06.07.11
27 Rigaud J. Les relations culturelles extérieures (rapport au ministre des affaires étrangères), Paris: La Documentation
française, 1979, 112 p.; Musique pour tous. Réalisations et perspectives d'une politique musicale, Paris: La Documentation française, 1973, 96 p.; De Certeau M. Des espaces et des pratiques // Pratiques culturelles des français, Paris: Ministères des Affaires culturelles, SER, 1974, p. 169-175; Garriou A. La lecture publique en France (rapport du groupe d'études), Paris: La Documentation française, 1972,47 p. Giordan H. Démocratie culturelle et droit à la différence (rapport au ministre de la culture), Paris: La Documentation française, 1982,108 p. ; La politique culturelle delà France (rapport du Conseil de l'Europe), Paris: La
изучения конкретных направлений культурной политики были также полезны информационные брошюры Министерства культуры, с информацией по отдельным направлениям деятельности (музеи, кино, музыка и т.п.)28.
2. Ко второй группе источников относятся речи, программные заявления, выступления в печати президентов и министров Франции, работников Министерства культуры, занимавших ведущие позиции в определении культурно-политического курса
Для изучения политики 1960-х гг. наиболее важными оказались выступления в Национальной ассамблее министра культуры Андре Мальро (полные тексты размещены на официальном сайте Национальной ассамблеи)29, в которых он не просто защищал расходные статьи бюджета своего Министерства, но и развёрнуто представлял основные направления его политики. Большой интерес представляют взгляды Гаэтана Пикона, историка культуры, сподвижника Андре Мальро. По статье «Эстетическое суждение и время», а также по отрывкам выступлений, приведенных в сборнике политических речей «Культурная политика в дебатах»30 удалось проследить его культурно-политические взгляды и выяснить их отличие от идей Мальро.
Среди публикаций, также отражающих культурно-политические реалии шестидесятых годов, стоит отметить статьи сотрудников Министерства культуры А. Бернара и П.-Э. Тушара31, а также выступления и книгу театрального деятеля Ж. Вилара . Для исследования предпосылок создания Министерства культуры Пятой республики особенно важны были выступления в печати выдающегося деятеля театральной децентрализации 1950-х гг. Жанны Лоран и руководителя службы по делам молодёжи Робера Брише33.
Documentation française, 1988,394 p.; Puaux P. Rapport sur les étblissements culturels (rapport au ministre de la Culture), Paris: La Documentation française, 1982, 103 p.; Quenien M. Pour une nouvelle politique du patromoine : rappor au ministre de la Culture, Paris: La Documentation française, 1982, 139 p.; Queyranne J.-J. Les régions et la décentralisation culturelle ; les conventions de développement culturel régional (rapport au ministre de la Culture), Paris: La Documentation française, 1982,108 p.; Rigaud J. Pour une refondation de la politique culturelle : repport au ministre de la Culture, Paris: La Documentation française, 1996,201 p.; Rizzardo R., Moulinier P. (avec la collaboration) La décentralisation culturelle : rapport au ministre de la Culture, Paris: La Documentation française, 1991,129 p.
Ministère de la Culture. Les musées, Paris: La Documentation française, 1991, 158 p.; Ministère de la Culture. Le cinéma Paris: La Documentation française, 1992, 199 p.; Ministère de la Culture. Le patrimoine. Paris: La Documentation française, 1992,213 p.; Ministère de la Culture. La musique. Paris: La Documentation française, 1992,171 p.; Ministère de la Culture. Les archives. Paris: La Documentation française, 1993,118 p.
Например, Malraux A. Présentation du budget des affaires culturelles 17 novembre 1959 // l'Assemblée nationale [Электронный ресурс] URL : htty://ww.assemblee-naliom^e.fr/M^
обращения: 06.09.11; Malraux A. Présentation du budget des affaires culturelles 5 novembre 1960 // l'Assemblée nationale [Электронный ресурс] URL : http://wmv.assemblee-nationale.Miistoire/andre-malraiix/discours/tnalraux_5i»vl960.asp Дата обращения: 06.09.11
30 Picon G. La culture et l'Etat (extraits de la conférenece pronocée à Béthune le 19 janvier 1960) // La Politique culturelle en débat (Anthologie, 1955-2005), Paris: La Documentation française - CHMC, 2006, p.43-45; Picon G. Le jugement esthétique et le temps // Revue d'esthétique,1955 №8. P. 135-156
Touchard P.-A. Théâtre, ferment de la culture populaire // Signes des temps, 9 septembre 1959; Bernard A. Réflexion sur la politique culturelle // Revue de la Défense nationale, juin 1969. P. 941 -961
Vilar J. Allocution d'ouverture des Rencontes d'Avignon 20 juillet 1964 // La Naissance des politiques culturelles et les rencontres d'Avignon (1964-1970), Paris: La Documentation française - CHMC, 1997. P. 57-60; Vilar J. Le théâtre, service public, Paris: 1975,562 p.
33 Brichet R. Pour un ministère des Arts // Cahiers de la République, décembre 1956. P. 78-92; Laurent J. La République et les Beaux Arts // La Politique culturelle en débat (Anthologie, 1955-2005), Paris: La Documentation ftançaise -CHMC, 2006. P. 33-38
Для изучения политики семидесятых годов знаковыми являются выступления президента Жоржа Помпиду и министров культуры Жака Дюамеля и Мориса Дрюона, а также генерального секретаря по культурным вопросам Мишеля Ги34.
Весьма богатый материал для исследования представляют выпущенные сборники «Культурная политика в дебатах», «Создание Министерства культуры 1959-1969. Элементы для исследования», «Элементы административной истории», «Беседы о наследии», «Аппарат культурно-просветительской работы» и др., где содержатся наиболее важные для понимания логики развития французской культурной политики отрывки выступлений и министерских документов35.
3. Третью группу источников составляют материалы французских периодических изданий, повествующие о культурно-политических реформах, излагающие мнение об этих реформах различных политических деятелей и политических сил, описывающие важнейшие культурные события эпохи и роль Министерства культуры в них. Были изучены публикации в газетах и журналах «Ле Монд», «Ле Фигаро», «Л'Эрмес», «Пари Матч», «Тэмуан», «Фютюрибль», «Коментэр», «Парадокс», «Галери» (Галерея, сад Искусств), «Девелопман культюрэль» (Культурное развитие)36.
4. Важным дополнением к политическим выступлениям, статьям и законам стали социологические данные о культурных практиках и участии в культурной жизни рядовых французов, составившие четвертую группу источников. Были использованы данные опросов из работ крупнейших французский социологов Жоффра Дюмазедье и Оливье Донна, посвященных
34 Pompidou G. Déclarations sur l'art et l'architecture // La politique culturelle en débat Anthologie 1955-2005, Paris: CHMC/La Documentation française,2006. P. 69-70; Duhamel J. Extraits du discours prononcé à la première conférence des ministres européens de la Culture, Helsinki, 9 juin 1972// La Politique culturelle en débat (Anthologie, 1955-2005), Paris: La Documentation française - CHMC, 2006. P. 66-6; Druon M. Extraits du discours budgétaire à l'Assemblée nationale, le 9 novembre 1973 // La Politique culturelle en débat (Anthologie, 1955-2005), Paris: La Documentation française - CHMC, 2006. P.72-75 Guy M. Mon bilan de festivalier (propos recueillis par E. Santy) // Provençale 7 août 1975; Guy M. L'Etat et la Culture en l'an 2000 // La Politique culturelle en débat (Anthologie, 1955-2005), Paris: La Documentation française - CHMC, 2006. P. 78-80; Michel Guy : la fin d'un rêve // le Monde 29 août 1976
35 La Politique culturelle en débat (Anthologie, 1955-2005), Paris: La Documentation française - CHMC, 2006,212 p.; Poujol G. La création du ministère des Affaires culturelles, 1959-1969. Eléments pour la recherche, Paris: Ministère de la Culture -DEP, 1993,208 p; Dubois V. Institutions et politiques culturelles locales : éléments pour une recherche socio-historique, Paris: La Documentaiton française - CHMC, 1996,70 p; Entretiens du Patrimoine. Science et conscience du patrimoine, Paris: Editions du Patrimoine, 2000,420 p. ;Genet-RouffiacN. Elements d'histoire administrative. Ministère de la Culture. 1959-1996, Paris: La Documentation française - Comité d'histoire du ministère de la culture, 1997, 150 p.; Ion J., Miège B., Roux A.-N. L'Appareil d'action culturelle, Paris: Editions Universitaires, 1974,298 p.
36 Chanssebourg A. Du budget à l'Assemblée nationale. Culture : des ambitions, mais des moyens réduits // Le Monde 5 novembre 1975 ; Dandrei L. Entretien avec Michel Guy, Secrétaire d'Etat à la Culture // Le Monde, 28 juin 1974; Dandrei L. La culture en un an (entretien avec Michel Guy) // Le Monde 14 juin 1975; Dandrei L. Redonner l'initiative à Paris (entretien avec Michel Guy) // Le Monde 30 mai 1974; Nourry Ph. Inventaire à l'heure de la passation des pouvoirs. Michel Guy : l'étoffe et l'accroc // Le Figaro 28 août 1976; Nourry Ph. Sept mois après sa nomination, le secrétaire d'Etat à la Culture fait le point Michel Guy, un dilettante en action // Le Figaro 9 janvier 1975; Guy M. Une culture pour chacun // L'Express 5 janvier 1976; Guy M. Je ne suis là que pour défendre la liberté de la création (propos recueillis par H. Chapier) // Le Quotidien de Paris: 17 décembre 1974; Guy M. Michel Guy, Secrétaire d'Etat à la Culture fait la point//Galerie, jardin des Arts, mars 1975, №145. P. 3234; Michel Guy, la culture en questions // Paradoxes, juin 1975, №8. P.91-108; Hoog E. Culture: trouver le lieu et la formule // Témoins, 1995 №5. P.39-41; Lang J. Le signe du succès // Commentaire, hivers 1989-1990, №48. P. 710-712; Girard A. Industries culturelles // Futuribles, septembre-octobre 1978. P.597-605; Schnapper D. De l'Etat-providence à la démocratie culturelle // Commentaire, hiver 1994-1995, №65. P. 889-895; Schnapper D. Quelques réflexions de profane sur l'Etat culturelle providence culturel // Hermès 1996, №20. P. 49-58; Toutes les pratiques culturelles se valent-elles? // Hermès 1996, №20; Vingt ans de politique culturelle // Développement culturel, octobre 1975, №42
культурным практикам французов37. Полезными оказались и критические выступления социологов относительно влияния политики Министерства культуры на способы проведения досуга во французском обществе38. Большую ценность представляет книга социолога Ф.Урфалино «Изобретение культурной политики» , которая кроме чисто социологических данных содержит ряд ценнейших документов, доступ к которым либо очень затруднен, либо вообще невозможен (например, записи неизданных публичных выступлений Г.Пикона).
5. Пятую группу источников составили воспоминания сотрудников Министерства культуры, занимавших важные посты в 1960-70-е гг., Э.Бьязини, А.Олло, П.Муано, Ж. Риго40. В диссертационном исследовании были также использованы мемуары президентов Ш. де Голля и В.Жискар Д'Эстена41, однако следует заметить, что в них вопросам культуры уделяется совсем небольшое внимание.
Особенно интересными источниками следует признать критические статьи и книги деятелей культуры и общественных деятелей Ж.Дюбюффе, Ж.Дюранто, М. Фюмароли и др.42, где выражается недовольство некоторыми аспектами государственной политики, её методами, ставится под сомнение необходимость государственного вмешательства в принципе.
Привлечение источников разного характера позволило всесторонне изучить культурную политику 1960-70-х годов и оценить проведенные в то время реформы наиболее объективно.
Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании культурной политики периода шестидесятых-семидесятых годов как времени, когда закладывались основы культурной политики Франции. Культурно-
37 Donnai О. Démocratiosalion culturelle, la fin d'un mythe // Esprit, mars-avril 1991, №171. P. 65-82; Donnât O. Les Français face à la culture, Paris: La Découverte, 1994, 369 p.; Donnât O., Cogneau D. Les pratiques culturelles des Français. 19731989, Paris: La Découverte- la Documentation ftançaise, 1990,285 p.; Dumazedier J. Décentralisation et pouvoir culturel // Pour, 1979, №64. P.73-81; Duniazedier J. Nous devons préparer l'avenir // l'Expansion de la recherche scientifique , décembre 1964, №21. P. 17-22; Dumazedier J. Planification et développement culturel : réflexions d'un sociologue sur l'expérience française d'André Malraux à Jack Lang (1959-1985) // Girard A. (dir.) Economie et Culture, vol. 2, Culture en devenir et volonté publique, Paris: La Documentation ftançaise, 1988. P. 33^18
38 Ancel P., Pessin A. Les non-publics, les arts en réceptions, Paris: l,'Harmattan, 2004, 87 p.; Ait, médiation, société. Médiateurs culturels : témoinages et investigation en France, Dijon, Les Presse du Réel, 1996, 332 p.; Blum S. Vie culturelle et pouvoirs publics, Paris: La Documentation française, 1972, 253 p.; Bourricauld F. L'individualisme institutionnel, Paris: Presse Universitaires de France, 1971, 351 p.; Bourdieu P. Les musées et leur publics // l'Expansion de la recherche scientifique, décembre 1964, №21. P. 26-28
" UrfalinoPh. L'invention de la politique culturelle, Paris: CHMC - la Documentation française, 1996,361 p.
40 Holleau A. La politique culturelle française, Paris: FNSP, 1976, 394 p.; Moinot P. Tous comptes faits, Paris: Editions Quai Voltaire, 1993, 291 p.; Renard J. L'Elan culturel : la France en mouvement, Paris: PUF, 1987; Rigaud J. L'Exception culturelle. Culture et pouvoirs sous la V République, Paris: Grasset, 1995; Rigaud J. Libre culture. Le débat, Paris: Gallimard, 1990, 115 p.; Souvenirs d'Emile Biasini // Amitiés Internationales André Malraux [Электронный ресурс] URL: http://vvww.andrem^mux.conVimages/stories/ILS_OOT_ECraT/NoticeBiasiniCALLUAL^M.pdf Дата обращения: 06.09.11 ; Témoignages (sur André Malruax) // Fondation Charles de Gaulle (Электронный ресурс] URL: http://vvww.charles-de-gaulle.org/page^-homma/dossiers-theimtiques/les-actem^e-b^ andre-malraux....php?searchresult=l&sstring=malraux Дата обращения: 06.09.11
41 Голль Ш де. Военные мемуары: Спасение 1944-1946 / Перевод с фр. Ионова И. В., Литвинов Д.Д., Щедров А.И. М.: 2004, 799 с. Его же. На острие шпаги, М.: Европа, 2006, 240 е.; Жискар Д'Эстен В. Власть и жнзнь, М: Меящуна|*>дные отношения, 1990,318 с.
Dubuffet J. Asphyxiante culture, Paris: Jean-Jaques Pauvert éditeur, 1968, rééd, Paris: Minuit, 1986, Duranteau J. Où en est la culture populaire ? ( série d'articles) // Combat, 11-19 juin 1960 ; Finkielkraut A. La Défaite de la pensée, Paris: Gallimard, 1987; Fumaroli M. L'Etat culturel. Essai sur une religion moderne, Paris: Editions de Fallois, 1991; Schneider M. La Comédie de la Culture, Paris: le Seuil, 1993,214 p.
политические преобразования Министерства рассматриваются в контексте особенностей культуры и общественных трансформаций того времени. В работе дается анализ культурной политики Пятой республики как сложного феномена, уточняется, в какой степени она была продуктом своего времени, детищем людей, находившихся у власти, и на сколько она унаследовала тенденции управления культурой, присущие предыдущим режимам. В работе был привлечен ряд опубликованных документов и материалов периодических изданий, ранее не использовавшихся исследователями. На основе изучения разносторонних документальных материалов в диссертации предпринята попытка преодолеть узость подхода многих исследований, в которых делается упор исключительно на каком-либо одном аспекте культурной политики в ущерб другим.
Методологической основой диссертации стали принципы историзма и объективности. В соответствии с принципом историзма, тема исследования рассматривается в своем развитии, приоритет отдается выявлению качественных изменений в культурной политике, происходивших в 1960-70- е гг. Принцип объективности дал возможность изучить исследуемый объект с разных сторон, непредвзято оценить культурно-политические реформы во Франции, проводившиеся в изучаемый период.
При анализе различных аспектов культурной политики первых двух десятилетий Пятой республики использовались следующие методы исторического исследования: историко-генетический, с помощью которого последовательно рассматриваются факты и выявляются причинно-следственные связи исторического развития государственного вмешательства в культурную сферу; историко-сравнительный, позволивший сопоставить выступления по культурно-политическим вопросам политических, общественных, творческих деятелей; историко-системный, который дал возможность проследить разработку комплекса культурно-политических мер в 1960-1970-х гг.
Практическое значение диссертации состоит в возможности использования исследованного материала в научной и педагогической деятельности. Выводы и материалы работы могут быть применены для создания спецкурсов по новейшей истории Франции, а также для разработки спецсеминаров по культурологии и страноведению. Кроме того, материалы диссертации могут применяться для дальнейшей научной разработки широкого круга вопросов, связанных с французской и европейской культурной политикой второй половины XX века, историей культуры Франции, позициями политических партий Франции по вопросам культуры, изменениями в культурной жизни европейского общества в 1960-70-х гг.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были отражены в публикациях автора в научных журналах Орловского, Брянского и Смоленского государственных университетов. Выводы, сделанные в результате исследования, обсуждались на заседаниях кафедры всеобщей истории Орловского государственного университета.
Структура. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его объект, предмет, цели и задачи, хронологические рамки, научная новизна, методологические подходы к исследуемой проблеме, содержится историографический обзор и характеристика источниковой базы.
Первая глава «Становление Министерства культуры в конце 1950-х — 1960-х годов» посвящена анализу процесса формирования культурной политики в первое десятилетие существования Пятой республики.
В первом параграфе «Исторические и идеологические предпосылки создания Министерства культуры Пятой республики» рассматривается эволюция политики французского государства в области культуры до 1958 г. и идеи общественных деятелей относительно вмешательства государства в культурную сферу.
К моменту создания Министерства культуры в 1959г. во Франции был накоплен достаточный объем культурно-политических идей. Государство имело опыт управления культурной сферой, сложился ряд традиций в данной области (государство как меценат культуры, связь культуры со сферой образования, элитарность искусства), возникло понятие культурного наследия. Активная политика в культурной сфере проводилась в период Народного фронта, когда был поставлен вопрос о популяризации культуры среди значительных слоев населения, которая становится также объектом общественного интереса и участия.
В 1950-х гг. представители культурной общественности и аппарата управления культурой (Ж.Вилар, Ж.Лоран, Р.Брише) выдвигали идею создания отдельного крупного органа, которого в тот период не существовало, который должен был заниматься исключительно вопросами культурной политики, а также формирования планомерного культурно-политического курса.
Второй параграф «Эра Андре Мальро (1959-1969)» посвящен анализу процесса создания Министерства культуры и реформ первого министра культуры Андре Мальро.
Основной задачей Министерства культуры, учрежденного в 1959г., стало обеспечение доступа наибольшего числа французов к шедеврам мировой культуры. Первым министром был назначен писатель Андре Мальро, друг и соратник Ш. де Голля.
Министерство предприняло ряд крупных реформ для осуществления поставленной задачи. Крупнейший проект был предложен министерством на ниве охраны культурного наследия: создание Генерального реестра культурных памятников и наследия Франции. Была продолжена реформа театра, начатая при Четвертой республике. Согласно «плану Ландовски» было начато улучшение ¡музыкальной инфраструктуры в провинции.
Несмотря на большое количество проблем, стоит признать первое десятилетие деятельности Министерства достаточно успешным. Министерство справилось с вопросом разделения полномочий с Министерством образования, а также с нехваткой кадров, но периодически испытывало финансовые проблемы. Десятилетие пребывания Андре Мальро на министерском посту можно смело назвать точкой отсчета для французской культурной политики.
Министр не оставался в стороне от культурной жизни общества, выступая в защиту смелых культурных проектов. Однако на фоне изменяющегося культурного контекста, возникновения массовой культуры и недовольства молодого поколения обществом потребления меры Мальро не находят понимания со сторонниками «новой волны», в первую очередь, кинематографистов. «Красный май» 1968 г. был ознаменован выступлениями творческих деятелей с критикой общества и политики Мальро. Первое десятилетие культурной политики Пятой республики завершилось в 1969 г. уходом Мальро с поста министра.
Вторая глава «Культурная политика Франции в семидесятые годы XX века» рассматривает основные направления политики в области культуры в указанный период, анализирует причины произошедших изменений.
В первом параграфе «Новые черты культурной политики Франции» представлено исследование новых тенденций в культурной политике в семидесятые годы. На культурно-политической арене появляются новые силы, приобретающие значительный вес. Заметно возросла роль президента. Шестидесятые прошли под знаком личности министра Андре Мальро, президент де Голль полностью полагавшийся на него в вопросах культуры значительной роли в определении культурно-политического курса не играл. С приходом к власти Ж.Помпиду, ситуация кардинально изменилась: фигура президента становится ключевой не только для определения направлений политики, но и для решения конкретных вопросов. Президент являлся активным участником культурно-политического процесса, источником новых культурных инициатив. Практика президентского вмешательства закрепляется при Жискар Д'Эстене, и можно говорить о вхождении сферы культуры в сферу исключительных полномочий президента.
Начинают более активно участвовать в культурной политике и политические партии. Социалисты подвергают критике сложившуюся систему, предлагая собственную программу. Работу по культурной тематике в партии возглавляет будущий министр культуры Жак Ланг. Критика в адрес Министерства звучит и со стороны интеллектуалов и людей, близких к культурной сфере, - Ф.Жансона, М. де Серто, Ф.Буррико и др.. Они считают политику государства в области культуры безуспешной и мало легитимной. Среднестатистический француз, по их мнению, остается «не-публикой».
Второй параграф «Политика реформ в сфере культуры в 1970-е годы» посвящен анализу деятельности Министерства культуры в указанный период и характеристике изменений, произошедших в культурной политике в те годы.
Семидесятые годы не были отмечены кардинальными реформами в области культуры. Политика носила характер поступательного движения,
постепенно начиная ориентироваться на проблемы массовой культуры и информационного общества. Реформы проходили постепенно и затрагивали отдельные стороны культурной жизни. Эта тенденция была обусловлена изменениями в культурной жизни общества и политическими процессами: частая смена руководителя Министерства, неоднократные изменения министерских полномочий, временное понижение Министерства до Секретариата, недостаток финансирования. Следствием министерской чехарды стало и отсутствие ярких реформаторов уровня Андре Мальро у руля Министерства. Из политиков, занимавших министерских пост в 1970-х гг., наиболее четкую и своеобразную политику проводили Жак Дюамель, имевший яркое видение культурно-политического процесса, однако не нашедшего поддержки собственному курсу у президента, и Мишель Ги, также проводивший модернизаторский курс в течение своего не слишком долгого мандата в Секретариате культуры.
Основные направления политики остаются неизменными с шестидесятых годов. Продолжилась реализация основных отраслевых проектов: Реестра культурных памятников, «плана Ландовски», театральная децентрализация. Вместе с тем, в семидесятые годы начинается воплощение в жизнь политик в новых областях художественного творчества. Министерство идет в ногу со временем, поддерживая современное искусство. Конкретные шаги в новых сферах (например, фотография, современный танец) поначалу сопровождаются непониманием и выполняются с различной степенью успешности. В период министерских полномочий Мориса Дрюона остро поднимается вопрос цензуры в кино, запрещается ряд фильмов. Большое внимание уделялось в 1970-х гг. проблемам социальной защиты представителей творческих профессий, которые решались достаточно успешно. В целом, семидесятые годы отражают тенденцию к стабилизации культурной политики по основным направлениям. Министерство постепенно избавляется от образа нового, возможно временного, органа, обретает традиции и стиль собственного вмешательства в культурную жизнь.
В третьей главе «Децентрализация в культурной политике Франции в 1960-70-х годах» анализируются попытки преодоления Министерством культуры диспропорции между столицей и провинцией в культурной сфере в изучаемый период.
В первом параграфе «Проекты по децентрализации министерских органов в первые два десятилетия Пятой республики» прослеживается эволюция планов Министерства культуры по созданию представительств в регионах и их реализация.
1960-70-е гг. стали временем оформления основных идей децентрализации министерских полномочий, заложены основы данной политики на законодательном уровне. Первоначальный план создания региональных комитетов в начале 1960-х гг. оказался неудачным, комитетам не удалось получить достаточно полномочий для эффективной работы. К моменту отставки Мальро Министерство утвердилось в намерении заменить комитеты Дирекциями, более сильными органами. Первоначально, в силу финансовых
трудностей, создавались только посты директоров, затем и дирекции полностью. В семидесятых годах начат и удачно завершен длительный бюрократический процесс оформления практической деятельности децентрализованной сети и получения бюджетных средств. Дирекции появлялись не одновременно во всех регионах, а постепенно. Таким образом, два первых десятилетия существования Министерства обеспечили создание полноценной структуры его региональных представительств.
Параллельно с созданием региональных представительств шел процесс организации структуры, которая могла бы координировать культурную жизнь на местах и выступать в роли посредника. Из нескольких проектов был удачно воплощен в жизнь план Национальной службы художественного распространения. Новая структура не оказалась ни громоздкой, ни бюрократической, а, наоборот, реально помогала решать вопросы организации конкретных культурных мероприятий. Вместе с тем, децентрализация управления культурным наследием не оказалась столь успешной в силу небольшой заинтересованности представителей местного уровня власти.
Во втором параграфе «Создание муниципальной культурной инфраструктуры в 1960-70- е годы» рассматриваются проблемы улучшения доступа к культуре в провинции и участие Министерства культуры в данном процессе.
Создание инфраструктуры в сфере культуры на местах в 1960-70-х гг. было весьма сложным процессом. В течение первого десятилетия существования Пятой республики Министерство культуры проводило в жизнь проект домов культуры, который не оправдал себя по следующим причинам. Проект получился слишком масштабным и подразумевал координацию большого количества участников, которые, как оказалось, имели различные представления о сути деятельности домов культуры. Кроме того, комплексные учреждения культуры надо было создать в большом количестве городов, однако в результате удалось построить только несколько домов. Пришлось также урегулировать споры с Комиссариатом молодёжи, который создавал в провинции похожие учреждения культурной направленности для молодёжи. С уходом Мальро с министерского поста реформа постепенно сходит на нет.
Развитие местной культурной инфраструктуры в семидесятые годы связано с введением культурных хартий. Министерство отказалось от чрезмерно масштабной и дорогостоящей политики домов культуры. Культурные хартии заключались по конкретным вопросам, однако также подразумевали участие, как Министерства, так и территориальных властей. Политику хартий можно назвать более успешной, в связи с меньшим территориальным и отраслевым охватом, она была менее затратной и проще реализуемой. Однако, в целом же, благодаря политике Министерства культуры, в 1960-70-е гг. был сделан значительный шаг в улучшении локальной инфраструктуры в области культуры.
В заключении подводятся итоги исследования.
Первые два десятилетия Пятой республики были важнейшими для культурной политики Франции. Исследование проблемы показало, что
некоторые традиции государственного вмешательства в данной области были заложены предыдущими режимами. Было начато формирование понятия культурного наследия, констатирована необходимость «популяризации» (демократизации) культурных практик и улучшения культурной инфраструктуры на местах, поднимался вопрос о социальном обеспечении творческих работников. В работе были проанализированы воззрения на культуру отдельных государственных и творческих деятелей 1950-х гг. и их влияние на формирование политического курса уже при Пятой республике.
При рассмотрении первого десятилетия работы Министерства культуры был сделан вывод, что в шестидесятые годы в стране был осуществлен ряд реформ, положительно повлиявших на развитие культуры в целом: реализация грандиозного проекта по изучению культурного наследия, план по развитию музыкальной политики, политики в области театра и кино, меры по улучшению социальной защищенности творческих работников. Важнейшими достижениями стили приобретение административной и бюджетной автономии, а также отделение сферы культуры от сферы образования. Однако итоги реформ в области культуры 1960-х гг. нельзя назвать однозначными. Безусловно, был сформирован качественно новый государственный подход к культуре, но сложно согласиться с мнением многих зарубежных исследователей, представляющих десятилетие Мальро как время исключительно положительных изменений. Майские выступления 1968г. показали, что политика Мальро, которого в начале срока видели как министра-писателя и друга искусств, утратила поддержку в творческих кругах.
Сравнительный анализ политики первых двух десятилетий существования Министерства культуры показал, что 1970-е годы были отмечены новыми явлениями в культурно-политической жизни. Вступление на культурную' арену новых политических сил (политических партий, муниципалитетов, президента), политические изменения и усиление влияния рынка впервые бросили вызов начавшей совсем недавно, по историческим меркам, своё формирование культурной политике. Набирали силу две разноплановые тенденции: авторитарное президентское вмешательство и либерализация министерских воззрений на культуру. Важной чертой политики 1970-х гг. было усиление влияния муниципалитетов.
В ходе исследования было отмечено, что французские политические партии начинают проявлять интерес к культурной политике лишь в 1970-х гг. Для левых культура традиционно считается во Франции темой более важной. Именно программы французских социалистов и коммунистов — представителей левого крыла политического спектра - в 1970-х гг. были более проработаны относительно культурных вопросов, чем взгляды голлистов. В работе был сделан вывод о том, что левые партии делали акцент на проблемах участия в культурных практиках представителей всех общественных слоев и защиту свободы творчества. Кроме того, большое количество самих деятелей культуры поддерживало левых.
В качестве важнейшего процесса, проходящего красной нитью через всю историю французской культурной политики, в исследовании была выделена
политика децентрализации. Этот процесс подразумевал создание представительств Министерства в регионах - Региональных дирекций по культурным делам и местной инфраструктуры культуры - сети домов культуры. Создание административных органов на региональном уровне было доведено до конца лишь к концу 1970-х гг., промедления в этом процессе объясняются как внешними обстоятельствами (проблемы с финансированием), так и внутриминистерскими противоречиями.
Создание сети домов культуры в городах Франции было признано одной из важнейших инициатив по сокращению разрыва в оснащенности культурной инфраструктурой Парижа и французской провинции. Идеологически дома культуры были призваны обеспечить публике в провинции широкие возможности для встречи с прекрасным, а через это и для повышения заинтересованности населения искусством. В исследовании были выявлены причины неудач Мальро и его единомышленников с созданием домов культуры: недостаток финансирования и большие проблемы сотрудничества с муниципальными властями и руководством домов. Политика семидесятых годов в области инфраструктуры культуры выглядит более эффективной. Менее амбициозная, чем проекты Мальро, она была легче реализуема и менее затратна. В ней также прослеживается свойственный политике семидесятых принцип точечности финансирования, экономии ресурсов.
В целом, итоги первых десятилетий культурной политики во Франции можно охарактеризовать как противоречивые. С одной стороны, были проведены масштабные мероприятия в различных отраслях культуры, крупные административные реформы, появилось само понятие государственного вмешательства в культурную сферу. С другой стороны, мероприятия, направленные на привлечение наибольшего числа французов к активному участию в культурной деятельности разного рода, не принесли желаемого эффекта в ожидавшейся мере. При всех сложностях политики в традиционных сферах культуры возникали и эти дополнительные проблемы. Тем не менее, опыт французской политики 1960-70-х гг. является в большей степени положительным, ведь государство впервые всерьёз обратило внимание на сферу культуры и планомерную её поддержку.
По теме исследования опубликованы следующие работы:
Статьи в изданиях из перечня, утверждённого ВАК:
1.Можина В.А. Проблема децентрализации в культурной политике Франции в 1960-е годы // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2011. № 2. С. 276-280 (0,5 п.л.)
2. Можина В.А. Культурная политика и политические партии во Франции в конце 50-х - начале 90-х годов XX века // Ученые записки Орловского государственного университета. 2011. № 6. С. 80-87 (0,7 п.л.)
Публикации в других изданиях:
3. Можина В.А. Модернизация управления культурой во Франции при Пятой республике (период президентства Шарля де Голля) // Известия высших учебных заведений и научных организаций. Общественные науки. Сборник научных статей. 2010. Вып. 1. С. 100-106 (0,5 п.л.)
4. Можина В.А. Региональная культурная политика в современной Франции (опыт региона Шампань-Арденн) // Общество и человек. 2010. № 1. С. 124-131(0,6 п.л.)
Можина В.А.
Государственная политика Франции в области культуры в 1960-70-е годы: автореф. дне. ... канд.ист.наук.-Орел, 2012. -20с.
Подписано в печать 24.04. 2012 г. Формат 60x80 1/16 Печатается на ризографе. Бумага офсетная Гарнитура Times. Объем 1,3 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 158 Отпечатано с готового оригинал макета на полиграфической базе редакционно-издательского отдела ФГБОУ ВПО «ОГУ» 302026 г. Орел, ул. Комсомольская, 95 Тел. (486 2) 74-09-30
Текст диссертации на тему "Государственная политика Франции в области культуры в 1960 - 70-е годы"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный университет»
61 12-7/490
Можина Валерия Александровна
На правах рукописи
Государственная политика Франции в области культуры
в 1960-70-е годы
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03 - Всеобщая история (Новая и новейшая история)
Научный руководитель -
доктор исторических наук,
профессор
Гелла Т.Н.
Орел-2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................................3
Глава 1 Становление Министерства культуры
в конце 1950-х - 1960-х годов.......................................................23
§ 1.1 Исторические и идеологические предпосылки
создания Министерства культуры Пятой республики......................23
§ 1.2 Эра Андре Мальро (1959-1969)..............................................49
Глава 2 Культурная политика Франции
в семидесятые годы XX века.......................................................80
§ 2.1 Новые черты культурной политики Франции.............................80
§ 2.2 Политика реформ в сфере культуры в 1970-е годы.................101
Глава 3 Децентрализация в культурной политике
Франции в 1960-70-х годах.........................................................125
§ 3.1 Проекты по децентрализации министерских органов
в первые два десятилетия Пятой республики................................125
§ 3.2 Создание муниципальной культурной
инфраструктуры в 1960-70- е годы..............................................146
Заключение.............................................................................169
Библиография..............................................................................176
Введение
Актуальность работы связана с растущей ролью политики в области культуры на современном этапе развития общества. Культурная политика государства в целом нацелена на защиту, сохранение и развитие национального культурного достояния и вовлечение в культурный процесс широких слоев населения. Изменения, происходящие под влияние глобализационных процессов в культурной сфере, распространение феномена массовой культуры и субкультур становятся вызовами для государства. Выявление истоков взаимодействия государства и культуры, определение и уточнение влияния государственной политики на культурную сферу приобретают на современном этапе развития общества актуальное звучание. Пример Франции дает нам возможность исследовать зарождение современных форм государственного участия в культурных вопросах.
Основы государственной политики в области культуры в современной Франции были заложены в первые два десятилетия существования Пятой республики, но и сегодня многие ее результаты находят свое воплощение в различных сферах культурной жизни французов. В этой связи важным для исследования представляется анализ конкретных культурно-политических реформ, проведенных во Франции в 60-70-х гг. XX в., их исторических причин и рассмотрение проблемы эффективности государственного вмешательства в область культуры. Опыт французской культурной политики, в частности, ее региональные аспекты, политика децентрализации культуры, небезынтересен и для современной России, которая стоит перед необходимостью поиска оптимальных путей развития культурной сферы.
Культурная политика развитых европейских стран находится в центре исследования многих ученых. Франция не стала исключением, однако многие проблемы, например влияние взглядов общественных и политических деятелей на формирование культурно-политического курса Франции в рассматриваемый период, роль децентрализации в культурной политике, а также проблемы отраслей политики в области культуры 1970-х гг., остаются не до конца исследованными
как в отечественной, так и в зарубежной историографии, в связи с чем существует необходимость восполнить этот пробел.
Объектом исследования диссертации является внутренняя полтика Пятой республики во Франции в 1960-70-е гг., предметом исследования -государственная политика Франции в области культуры в указанный период.
Хронологические рамки диссертационного исследования определяются важнейшими событиями в истории культурной политики Франции. В качестве нижней границы исследования определены 1958-59 гг., год провозглашения Пятой республики и год основания Министерства культуры Пятой республики, от которого берет свой отсчет культурная политика во Франции в строгом понимании данного термина. За верхнюю границу принят 1981 г., время прихода к власти левого блока и вступления в министерские полномочия социалиста Жака Ланга, кардинально изменившего основные направления культурной политики. Вместе с тем, для того, чтобы чётко выделить предпосылки учреждения Министерства культуры в 1959 г., в первом параграфе первой главы была предпринята попытка в сжатой форме осветить важнейшие вехи истории управления культурной сферой во Франции. Основные отступления относятся к периодам Народного фронта и Четвертой республики, когда управление культурой начинает обретать институциональный статус и собственную идеологию, однако не может ещё претендовать на самостоятельность.
Изученность темы. Историческая литература, в которой в той или иной степени рассматриваются вопросы культурной политики Франции, достаточно разнообразна. Она включает в себя как общие исследования по истории Франции, так и исследования по различным аспектам культурной политики в целом. В тоже время, можно отметить недостаток исследований, посвященных отдельным сторонам государственной политики в области культуры времен Пятой республики.
Тема культурной политики Франции достаточно давно и плодотворно изучается французскими исследователями. К настоящему моменту можно
выделить даже несколько групп исследователей, которые ставят во главу угла тот или иной аспект изучения политики или определенный принцип её исследования.
Известным специалистом в области государственной культурной политики является Паскаль Ори, который, будучи руководителем Национального секретариата по культуре партии социалистов, одним из первых начал изучение культурной политики Франции на рубеже 1970-80-х гг.. Его партийной принадлежностью обоснован и круг тем, рассматриваемых автором, в частности, интерес не только к политике Пятой республики, но и к попыткам проведения культурной политики при Народном фронте. Очень важна мысль, звучащая в его работах, о связи политики Народного фронта и политики Министерства Мальро, найти общие черты и выявить тенденции, которые последнее могло перенять. Вместе с тем, нельзя не принять во внимание его партийную принадлежность, которая заставляет его сочувствовать начинаниям левых и критиковать политику правых, не всегда достаточно объективно. Среди работ Ори надо отметить монографии «Культурно-просветительская работа в свое время», «Прекрасная иллюзия», «Французская культурная авантюра», «Между маем и маем. Культурная история Франции. Май 1968. Май 1981» и ряд других1, внесших большой вклад в изучение истории культурной политики во Франции.
Крупнейшим специалистом по истории культурной политики Франции по праву является Филипп Пуарье, представитель научной школы Университета Бургундии. Его исследования, опубликованные в 1990 - 2000-х гг.,2 носят
Ory P. A la recherche d'une politique culturelle // Becker J.-J. (dir.) Crises et alternances, 1974-1995, Paris: Seuil, 211-220 p. ; Ory P., Simonot M. L'action culturelle dans son temps. L'action culturelle dans sa société, Bourges : Maison de la culture de Bourges, 1983, 127 p.; Ory P. La Belle illusion, Paris: Pion, 1994, 158 p.; Ory P. L'aventure culturelle française. 1945-1989, Paris: Flammarion, 1989, 242 p. ; Ory P. L'entre-deux-Mai. Histoire culturelle de la France. Mai 1968. Mai 1981, Paris: Seuil, 1983, 282 p.; Ory P. Le service public culturel // Ory P., Stirn B. Passé et présent des sociétés : le service public, Paris: FNSP, 1986, p. 108124; Ory P. Les politiques culturelles // Le livre en campagnes, bibliothèques départementales en jeu, Bourg-en-Bresse: Association des directeurs des bibliothèques départementales de prêt, 1996. P.64-73; Ory P. Politiques culturelles avant la lettre: trois lignes françaises de la Révolution au Front Populaire // Moulin R. Sociologie de l'Art, Paris: la Documentation française, 1986. P. 20-49; Ory P. Vers une culture démocratique, une culture nationale à son apogée et une culture partagée ? // Lequin Y. Histoire des Français, XIX-XX siècles ( tome 3), Paris: Armand Colin, 1984. P. 201-277
2
Poirrier Ph. Le ministère de la Culture 1959-2009 : quel bilan ? Quelles orientations ? // Les Cahiers français, janvier-février 2009, №348. P. 3-8; Poirrier Ph. L'Etat et la Culture en France au XXe siècle, Paris: Le Livre de Poche, 2009; Poirrier Ph. Société et culture en France depuis 1945, Paris: Seuil, 1998, 96 p. 5
глубокий аналитический характер, в тоже время основаны на богатом фактическом материале. В своих работах он анализирует культурную политику с момента основания Министерства Пятой республики вплоть до её современного состояния (переиздания его книг выходят с новыми главами, посвященными последним культурно-политическим событиям). Однако Пуарье свойственно не достаточно критически рассматривать деятельность Министерства, давать положительную оценку многим шагам Министерства.
Автором большого количества интересных монографий и исследовательских статей является Жан-Пьер Риу. Его основным предметом исследования выступает история культурной администрации и институционализации управления культурой. В статьях «Эволюция вмешательства государства в сферу культуры», «Культурный императив», «К вопросу о глобальной истории муниципальной культурной политики» и др. Риу приводит интересный анализ администрации культуры Пятой республики на разных уровнях3. Работы Риу по культурной политике являются достаточно глубокими и взвешенными.
Наиболее полно изучают культурную сферу и её связь с политическими проблемами Франции Ж.-М.Джиан4, В.Дюбуа5, Ш.-Л.Фулон6. В их монографиях
Rioux J.-P. L'évolution des interventions de l'Etat dans le domaine des affaires culturelles // Les Cahiers français, mars-avril 1993, №260. P. 12-17; Rioux J.-P. L'impératif culturel // L'Histoire, avril 1991, №143. P. 52-60; Rioux J.-P. Pour une histoire globale des politiques culturelles municipales // Les Cahiers de l'IHTP, septembre 1990, №16. P. 5-10; Rioux J.-P. Une nouvelle conception de l'Etat face à la culture // Tetart Ph. (dir.) Georges Pompidou, l'homme de culture, Paris: Editions du Centre Pompidou, 1995. P. 61-66; Rioux J.-P. André Malraux // Sirinelle J.-F. (dir.) Dictionnaire historique de la vie politique française au XX siècle, Paris: PUF, 1995. P. 609-611; Rioux J.-P. Jacques Duhamel // Sirinelle J.-F. (dir.) Dictionnaire historique de la vie politique française au XX siècle, Paris: PUF, 1995. P. 318-320
4
Djian J.-M. Le Fonds d'intervention culturelle ou l'instrument d'une politique culturelle de l'Etat en matière d'innovation, Université de Dijon, thèse de troisième cycle de science politique, 1982, 520 p.; Djian J.-M. La politique culturelle, Paris: Le Monde Editions- Marabout, 1996, 282 p.; Djian J.-M. Politique d'innovation culturelle et vie associative : le Fonds d'intervention culturelle // Les Cahiers de l'animation, décembre 1983, №43. P.25-42
Dubois V. Action culturelle / action sociale : les limites d'une frontière // Revue française des affaires sociales, avril-juin 1994, №2. P. 27-42; Dubois V. La politique culturelle : genèse d'une catégorie d'intervention publique, Paris: Belin, 1999; Dubois V. L'art et l'Etat au début de la Ille République, ou les Conditions de l'impossibilité de la mise en forme de la politique // Genèses, Sciences sociales et histoire, juin 1996, №23. P. 6-19; Dubois V. Politiques culturelles et polémiques médiatiques. Lectures croisées en guise d'introduction // Politix, travaux de sciences politiques, décembre 1993, №24. P. 5-19; Dubois V.(dir.), Poirrier Ph. (avec la collaboration) Politiques locales et enjeux culturels : les clochers d'une querelle, XIX-XX siècles, Paris: La Documentation française -CHMC, 1998, 456 p.
Foulon Ch.-L. André malraux, ministre d'Etat et le ministre des Affaires culturelles de 1959 à 1969 // De Gaulle et Malraux, Paris: Pion, 1987. P.221-240 ; Foulon Ch.-L. Des Beaux-Arts aux Affaires Culturelles 6
изложены как проблемы зарождения культурной политики и её развития при Пятой республике, так и политики мультикультурализма социалистов, а также вопросы, касающиеся современного состояния культурной политики.
Юридический взгляд на проблемы культурной политики Франции представляют исследования Андре-Юбера Менара7. Среди его работ есть как посвященные исключительно проблемам культурного права («Право и культурная полтика»), так и затрагивающие общие вопросы истории культурной политики («Культурно-просветительская деятельность государственных властей», «Культурная политика государства»). Монографии Менара дают возможность лучше понять правовые аспекты законодательства Франции в области культуры, однако в них не достает исторического подхода.
Среди исследований, также отличающихся большой глубиной, но рассматривающих преимущественно какой-либо один аспект культурной политики Франции отметим работы Ф. Бенаму (экономические проблемы)8, С. Жюнга (социалисты и культурная политика)9, Ж.-М. Ленио (культурной наследие)10, М. Сен-Пюльжан (управление и музыкальная политика)11, Э. Уаллона (демократизация)12.
(1959-1969). Les entourages d'André Malraux // Vingtième siècle, revue d'histoire, 1990, №28. P. 29-40; Foulon Ch.-L. Des Beaux-Arts aux Affaires Culturelles. Les actes du pouvoir gaulliste et les structures du ministère de 1959 à 1969 // Administration, avril 199, №151. P. 13-18; Foulon Ch.-L. L'Etat et le gouvernement des Affaires culturelles de 1959 à 1969 // Les Cahiers français, mars-avril 1993, №260. P.18-33
Mesnard A.-H. L'action culturelle des pouvoirs publics, Paris: Librairie de droit et de jurisprudence, 1969, 548 p.; Mesnard A.-H. La politique culturelle de l'Etat, Paris: PUF, 1974, 128 p.; Mesnard A.-H. Droit
et politique de la culture, Paris: PUF, 1990, 487 p. g
Benhamou F. L'économie de la culture, Paris: La Découverte, 1996,118 p.; Benhamou F. Fondements et limites de al notion de mission de service public en matière culturelle // Siences de la société, octobre 1997, №42. P.59-74
9
Jung C. Le parti socialiste et l'action culturelle, Institut d'études politiques de Paris: 1987,126 p.; Jung C. Le projet culturel socialiste avant 1981, Paris: Centre de recherches administratives de la FNSP, 1987, 24 p.
Leniaud J.-M. L'Utopie française. Essai sur le patrimoine, Paris: Ed. Mengrès, 1992, 181 p.; Leniaud J.-M. 1970-1990 : un paysage défiguré par le règne du béton // Rouart J.-M., Fleury M. Paris menacé par le vandalisme urbain (actes du colloque), Paris: les Editions de la bouteille à la mer, 1998. P. 35-52
Saint-Pulgent M. Le syndrome de l'opéra, Paris: Robert Laffont, 1991, 359 p.; Saint-Pulgent M. La
gouvernement de la culture, Paris: Gallimard, 1999, 378 p.
12
Wallon E. La démocratisation culturelle, un horison d'action // Les Cahiers français, janvier-février 2009, №348, p. 79-86; Wallon E. Philippe Lecat // Sirinelle J.-F. (dir.) Dictionnaire historique de la vie politique française au XX siècle, Paris: PUF, 1995. P.512-513 7
Из работ, посвященных политике 1960-х годов, выделяются исследования Ж.Клер, М.Мело, Г.Монье, М.Неттера, Р.Предаля, Ж.-М.Тобелем13. Проблемы политики 1970-х гг. отражены в исследованиях Ж.-Ф.Шоссон, Э.Луае, Ж.Перре, Ж.-М.Понтье, Ф.Тюрио14. Если в исследованиях по шестидесятым годам, наиболее распространены положительные оценки культурно-политических реформ, то в статьях по семидесятым годам преобладает критическое видение, недооценка некоторых важных шагов, предпринятых Министерством культуры, в первую очередь, в области децентрализации.
Среди научных публикаций, в которых рассматривается развитие культурной политики в Пятой республике в целом, наибольший интерес представляют работы Ж.Клюзель, Л.Кормери, М.Гозер, К.Жильбера, О.Жирара, П.Гетшеля, Г.Моннье, П.Мулинье, Э.Ритэна, Р.Риззардо15. В них освещается политика в различных отраслях культуры, описаны реформы отраслевых политик, однако эти исследователи сосредотачиваются на конкретных проблемах, уделяя мало внимания обобщениям и выводам.
Исследования по региональной культурной политике во Франции начали проводиться в Центре исследования политики, администрации и территорий
13
Claire J. Malraux. L'art et la culture // Commentaire, hivers 1986-1987, №36. P. 721-726; Melot M. Les nouveaux habits du patrimoine // Les Cahiers français, janvier-février 2009, №348. P. 74-79; Monnier G. Georges Pompidou : l'amateur d'art, l'homme d'Etat et l'actualité artistique // Tetart Ph. (dir.) Georges Pompidou, l'homme de culture, Paris: Editions du Centre Pompidou, 1995. P. 45-52; Netter M. Approche d'une politique culturelle en France // Communications, 1969, №14. P.39-48; Prédal R. Le cinéma français depuis 1945, Paris: Nathan, 1991, 568 p.; Tobelem J.-M. Une gestion nouvelle des musées // Les Cahiers français, janvier-février 2009, №348. P. 64-69
14
Chosson J.-F. Les politiques publiques et la question du développement culturel // Hermès, 1996, №20. P. 59-664; Loyer E. La politique culturelle sous Valéry Giscard d'Estaing (1974-1981) // Les Cahiers français, mars-avril 1993, №260. P. 34-43; Perret J., Saez G. Institutions et vie culturelles, Paris: La Documentation française, 1996, 152 p.; Pontier J.-M., Ricci J.-C., Boudon J. Droit de la culture, Paris: Dalloz, 1990, 594 p.; Thuriot F. Les aides au spectacle vivant // Les Cahiers français, janvier-février 2009, №348. P. 51-58
Cluzel J. Les pouvoirs publics et la transmission de la culture, Paris: LGDJ, 1984, 183 p.; Cormery L. Art & @rt №2 Des Présidents de la V-e République et la Politique Culturelle. Paris: Carrefours télématiques avec l'aide de l'Université Paris 7 - Denis Diderot, 240 p.; Gauzère M. Politiques culturelles : l'élan // Meniere L. (dir.) Bilan de la France, Paris: Hachette, 1993. P. 235-248; Gilbert C. Culture, terre de mission // Silex, 1982, №22. P.31-35; Girard A. Les politiques culturelles d'André Malraux à Jack Lang : ruptures et continuités, histoire d'une modernisation // Hermès, 1996, №20. P. 27-41; Goetschel P., Loyer E. Histoire culturelle et intellectuelle de la France au XXe siècle, Paris: Armand Colin, 1994, 187 p.; Monnier G. L'art et ses institutions en France. De la Révolution à nos jours, Paris: Gallimard, 1995, 462 p.; Moulinier P. Les politiques ppubliques de la culture en France, Paris: PUF, 1999, 124 p.; Ritaine E. Les stratèges de la culture, Paris: Presses de FNSP, 1983, 189 p. ; Rizzardo R. Populisme et politique culturelle // Vingtième siècle, revue d'histoire, octobre-décembre 1997, №56. P. 99-104 8
города Гренобля в 1980-х гг. под руководством Ги Саэза. В многочисленных работах этого исследователя16 рассматривались теоретические основы культурной политики, а также культурная политика в контексте государственного управления. Исследования Центра базируются на весьма интересном фактическом материале, однако большое его количество связано с политикой, проводившейся в регионе Рона-Альпы и городе Гренобле непосредственно. Саэз внес большой вклад в разработку проблемы локальной культурной политики и участия муниципалитетов в ней.
Ещё одним крупным региональным центром исследования культурной политики является Дом наук о человеке в Аквитании, где базируется исследовательская группа под руководством Франсуа Шазеля. Данная группа занимается, в основном, также региональной проблематикой, однако была опубликована и работа по государственной культурной политике «Культурные
17
практики и политика культуры» .
Из работ, освещающих феномен участия муниципальных властей в культурной политике, выделяются исследования Ж.-П.Огюстен, П.Балейно, О.Казнав18. В указанных работах представлен большой диапазон мнений о политике децентрализации, при этом общей тенденцией является опора на контекст конкретных городов, что дает возможность представить большой фактический материал, но лишает возможности оценить процесс на государственном уровне.
Saez G. Culture et éducation populaire du Front populaire à la Libération, Paris-Lyon, DDF-ARSEC, 1995, 230 p.; Saez G. Emergence