автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Государственная политика как фактор эволюции мусульманской художественной культуры Тюменского региона
Полный текст автореферата диссертации по теме "Государственная политика как фактор эволюции мусульманской художественной культуры Тюменского региона"
На правах рукописи
Бортникова Юлия Александровна
Государственная политика как фактор эволюции мусульманской художественной культуры Тюменского региона (1773 - 1991 гг.)
07.00.02 - Отечественная история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Кемерово-2014 2 7 НОЯ 2014
005555701
005555701
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет»
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ доктор исторических наук Ярков Александр Павлович
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
Кокоулин Владислав Геннадьевич, доктор исторических наук, профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», кафедра истории России, профессор
Маслюженко Денис Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», исторический факультет, декан
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный университет»
Защита состоится «Х5~» 2014 г. в <4-С часов на заседании
диссертационного совета Д.212.088.08, созданного на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Кемеровского государственного университета http://www.kemsu.ru/pages/about dissov 4 index
Автореферат разослан « » Л0 2014 г. Ученый секретарь
диссертационного совета
Ермоленко Любовь Николаевна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется возрастающим интересом общества к исламу. В условиях межконфессиональных противоречий особенно важным является изучение опыта мирного сосуществования мусульман с представителями иных религий. В условиях современной политической жизни России и европейской демократии назрел ряд вопросов, вызванных радикальными вариантами ислама: о соотношении свободы вероисповеданий и степени ее ограничения; о возможности отступления от принципа равенства религий, о приоритете государственных и общественных интересов при разрешении межконфессиональных противоречий, и пр. Так как художественная культура является внешней формой выражения религиозных верований и отражает систему ценностей, взглядов и мировоззренческих установок, то через нее представляется возможным рассмотреть опыт государственного регулирования ислама на примере Тюменского региона, который исторически отличался не только национальной и религиозной толерантностью, но и успешным межконфессиональным взаимодействием.
Степень изученности проблемы. В историографии проблемы можно выделить три этапа: дореволюционный, советский и современный.
Историография дореволюционного периода началась с работ, появившихся в годы правления Екатерины II. Для реализации конфессиональной политики в Западной Сибири требовалось знание культуры населяющих ее этносов, — так появились работы И. Г. Георги, Г. Ф. Миллера, И. П. Фалька1. В XIX в. исследования были продолжены К. Ельницким, П. С. Палласом, И. Н. Юшковым, Н. М. Ядринцевым,
'Миллер Г.Ф. Описание сибирского царства и всех происшедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской державе по сии времена: [в 5 т.]. СПб., 1787; Falk H. J. Р. Beyträge zur Topographischen Kenntnis des Russischen Reiches, Bd. 1-3. St.-Petersburg, 1785 - 1786 и др.
Шапп Ж. д'Отрошем.2 Заслугой перечисленных авторов является накопление эмпирического материала, но, в то же время, в их работах присутствует недооценка мусульманской культуры: в частности, никто из них не выразил сожаления по поводу разрушенных архитектурных объектов, не усомнился в справедливости действий императорской власти в отношении ислама, мусульман и их искусства.
В XIX в. отдельные исследователи дали более взвешенную оценку российской государственной политике в сфере исламской культуры. Так, Н. А. Фирсов был убежден, что политика эта определялась корыстью, желанием увеличить прибыль казны за счет магометан3. Иной позиции придерживался Г. Ибрагимов. В монографии «Звезда Востока», изданной за границей, он дал анализ русификаторских стремлений России, сделав акцент на политико-идеологических основах взаимоотношений государства и уммы4.
На втором, советском, этапе историографии (1917 — 1991 гт.) объективному изучению государственной политики в сфере исламской культуры препятствовала идеология, поэтому исследования имели исключительно искусствоведческую или культурологическую направленность. В этот период началось изучение культуры татар Поволжья5, но авторы старались не затрагивать религиозный аспект. Первые
гЕльницкий К. Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России: этнографические очерки. СПб., 1895; Паллас П. С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской императорской Академии наук. СПб., 1786; Юшков И. Н. Сибирские татары. Тобольск, 1861; Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб., 1891; Фальк И. П. Записки Путешествия Академика Фалька / Полное собрание ученых и путешественников по России. Т. 6. СПб., 1824;
3 Фирсов Н. А. Положение инородцев северо-восточной России и в Московском государстве. Казань, 1866.
"ИбраЬимов Г. Дэуре Галэм II Китапны басмага эзерлэде Ф. Эхмэтова-Урманче. Мехэррир Б. Агишев. Темэн, 2007.
5Дульский П. М. Искусство Казанских татар. М.,1925; Воробьев Н. И., Валеев Ф. X. Народное прикладное искусство татар Поволжья. М.: Наука, 1964; Суслова С. В. Женские украшения казанских татар середины XIX - начала XX в. М.: Наука, 1980; Валеева-Сулейманова Г. Ф. Монументально-декоративное искусство Советской Татарии. Казань, 1984; Червонная С. М. Искусство Татарии. М., 1987 и др.
работы (С. В. Иванов, В. В. Храмова, А. А. Попов6), посвященные художественному творчеству западносибирских татар, появились только в 1950-е гг. Рассматривая культуру мусульман, авторы, как было принято, не упоминают об исламе: искусство рассматривается в рамках «пережитков» шаманизма. Основная часть научных исследований по истории и культуре сибирских татар была опубликована в 1970-е - 1980-е гг.: работы Ф. Т. Валеева, Н. А. Томилова (создавших соответствующие школы в Казани и Омске), Д. М. Исхакова и др.7. Авторы анализировали элементы традиционной культуры, обходя этноконфессиональные и политические аспекты.
В продолжение охарактеризованных этапов историография проблемы развивалась от накопления материала на первом этапе до создания монографических исследований на втором, однако вне поля зрения ученых неизменно оставалась государственная политика в сфере ислама и присущей его носителям художественной культуры.
Начало третьего этапа в историографии было положено распадом СССР, что привело к росту этнического самосознания и исчезновению идеологических преград в науке. Исследователи, между тем, ограничились опубликованием фактов разрушения мечетей и объектов погребальной архитектуры; ими отмечалось также сходство мечетей с православными церквями8. Особенности развития ислама в условиях православного характера Российского государства отражены в работах Д. Ю. Арапова,
'Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX вв. М.; Л., 1954; Попов А. А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX- первой четверти XX вв. // СМАЭ. Т. 16. М.; Л., 1955; Храмова В. В. Западносибирские татары // Народы Сибири. Этнографические очерки. М.; Л.: Наука, 1956.
7Валеев Ф.Т. Западносибирские татары во второй половине XIX - начале XX вв. Казань, 1980; Томилов Н. А. К истории головных уборов сибирских татар // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978 и др.
'Алишина X. Ч. Ономастикой сибирских татар (по материалам Тюменской области). Ч. 1. Тюмень, 1999; Кабдулвахитов К. Б. Мечети и мусульманские организации Тюменской области. Информационный справочник. Тюмень: ООО «Печатник», 2011 и др.
Д. Д. Азаматова, А. Р. Абдрашитовой, В. Г. Кокоулина, А. Р. Рахматуллиной, В. П. Клюевой, Д. Н. Маслюженко, А. Н. Старостина, Е. А. Шершневой, А. П. Яркова и др.9. Можно согласиться с выводами Д. Ю. Арапова, который утверждает, что российская власть, начиная с Екатерины II, старалась «устроить нечто вроде «Русской исламской церкви» наподобие православия»10. Показательно, что на третьем этапе отсутствуют работы, характеризующие государственную политику как некое «зло» и главный фактор, препятствующий развитию мусульманской культуры.
В историографии изучаемой нами проблемы на данном этапе сформировалось несколько тенденций: 1) появились труды, характеризующие особенности сибирского ислама, что способствовало пониманию специфики мусульманской художественной культуры и роли государства в ее регламентировании11; 2) началось активное комплексное изучение мусульманских народов региона, что позволило оценить роль этносов в формировании искусства и их позицию по отношению к государственной политике12; 3) был поднят вопрос о религиозной
9Азаматов Д. Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII - XIX вв. Уфа: Гилем, 1996; Кокоулин В. Г., Рахматуллина А. Р. Ислам в России (XVIII - XXI века). Новосибирск, 2008; Маслюженко Д. Н. Некоторые аспекты повседневной жизни Кучумовичей в Московском государстве осенью 1598 - зимой 1599 года (по делопроизводственным документам) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия История. Вып.44. 2011. № 9. С.14-19; Шершнева Е. А. Положение мусульманских общин Томской 1убернии в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.: дис... канд. ист. наук. Барнаул, 2013 и др.
10Арапов Д. Ю. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. С. 20.
"Влияние ислама на культуру народов Сибири: материалы научно-практической конференции, посвященной 600-летию ислама в Сибири. Тюмень, 1998; Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири. Коллективная монография / А. П. Ярков (ред.), И. Б. Гарифуллин, Г. Л. Файзрахманов и др. Тюмень: Колесо, 2007; Ярков А. П., Гарифуллин И. Б., Пачежерцев Н. И. Ислам на территории Тюменской области: коллективная монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013; Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2004.
Сибирские татары: материалы I Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Омск: Изд-во ОмГУ, 1998; Казахи России: история и современность: материалы международной научно-практической конференции. Омск: Изд-во ОмГУ, 2010; Валеев Ф. Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань: Татарское книжное изд-во, 1993; Валеев Ф. Т., Томилов Н. А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск: Наука, 1996; Гарифуллин И. Б. Очерки истории татарского населения Тюменской области. Тюмень: Тюменский издательский дом, 2000; Файзрахманов Г. Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX века). Казань: Изд-во «Фэн», 2002 и др.
составляющей в региональной и этнической культурах, появились новые исследования культурологического и искусствоведческого характера13.
Анализ историографии на протяжении трех этапов показывает, что до сих пор остается не исследованной не только государственная политика в сфере мусульманского искусства, но и оно само как исторический феномен. Требуют рассмотрения все аспекты проблемы: от нормативной базы и влияния социально-экономических факторов до выявления вообще не изученных особенностей каллиграфии и декоративно-прикладного искусства региона.
Цель исследования - проанализировать государственную политику в сфере мусульманской художественной культуры в 1773 — 1991 гг. Задачи исследования:
— раскрыть исторические предпосылки и содержание культурной реформы 1773 г.;
— проанализировать развитие нормативной базы в сфере мусульманской художественной культуры;
— охарактеризовать основные направления государственной политики по христианизации мусульманского искусства в 1773 — 1917 гг. и его деисламизации в 1917-1991 гг.;
— исследовать роль местного сообщества в создании и сохранении объектов культурного наследия мусульман;
"Шамсутов Р. И. Искусство татарского шамаиля: дис... канд. искусствов. М., 2000; Валеева-Сулеймалова Г. Ф. Общенациональное, региональное и локальное в традиционной культуре сибирских татар // Тюркские народы: материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 2002; Суслова С. В. Сибиро-татарская коллекция ювелирных украшений в фондах ТГИАМЗ: опыт историко-генегтического анализа // Тюркские народы: материалы. V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск, 2002; Сезева Н. И. Тюменский ковер. М.: Интербук-Бизнес, 2009; Диянова А. М. Культурное наследие сибирских татар в деятельности музеев Западной Сибири на современном этапе: дис... канд. культурологии. Кемерово, 2012 и др.
- выявить влияние государственной политики на эволюцию основных составляющих мусульманской художественной культуры Тюменского региона: архитектуры, каллиграфии и декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования - реализация государственной политики в сфере мусульманской художественной культуры на территории Тюменского региона. Под мусульманской художественной культурой («исламским искусством», в узком смысле термина14) понимаются имеющие религиозный компонент изобразительное искусство (каллиграфия, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись, графика) и архитектура мусульманских этносов.
Предмет исследования - государственная политика в сфере мусульманской художественной культуры, включающая деятельность государственных органов, а также комплекс мер правового характера, направленных на регулирование (в том числе христианизацию) мусульманского искусства в дореволюционный период и его деисламизацию
— в советский период. Под христианизацией искусства понимается унификация мусульманских архитектурных объектов, предметов культа и арабской каллиграфии в соответствии с образцами и типологией православного искусства. Под деисламизацией понимается государственный курс, направленный на разрушение в искусстве религиозного компонента и развитие национального.
Хронологические рамки исследования. Начальная дата (1773 г.) связана с принятием Екатериной II Указа «О терпимости всех вероисповеданий...»15, который превратил ислам из «гонимой» религии в «терпимую» и содействовал распространению в регионе мусульманского искусства и архитектуры. Конечная дата (1991 г.) обусловлена распадом
"Под искусством в широком смысле понимаются и иные его виды: театральное, музыкальное и пр.
15ПСЗРИ. Изд-е 1-е., 1770 - 1774 гг. Т.19. № 13996. СПб., 1830. С. 775 - 776.
СССР, изменением идеологических ориентиров и созданием Тюменского мухтасибата. Это вызвало появление принципиально новых образцов в мусульманском искусстве, не характерных для предыдущих периодов.
Территориальные границы исследования охватывают юг современной Тюменской области (Тюменская область без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). Именно здесь располагались столицы Сибирского ханства, Тюменского княжества (ханства) и центры их улусов: Ц(Ч)инги-Тура, Кызыл-Тура, Искер (Кашлык) и др., которые в определенной мере являлись центрами распространения ислама. На этой территории, исторически отнесенной к «мусульманским», исламское искусство проявилось более полно, ярко и многогранно, чем в иных частях Сибири. Рассматриваемый регион - самая северная в мире историческая зона распространения ислама. Особенности культурного развития региона и конфессионального сообщества обусловили благоприятные условия для проведения реформы 1773 г.
Методология исследования включает теорию модернизации, цивилизационный подход, а также теорию прогрессивного циклического развития искусства. Теория модернизации позволила рассмотреть государственную политику поэтапно, в условиях перехода общества от традиционного типа к индустриальному: с конца XVI в. до 1773 г. отношение к исламу и исламскому искусству было как к «гонимым», с 1773 г. - как к «терпимым», с 1905 г. - «формально равным», с конца 1920-х гг. - «запрещенным», а с 1991 г. - «свободным». Цивилизационный подход дал возможность исследовать мусульманскую художественную культуру как претерпевающую воздействие «вызовов внешней среды», т. е. государственной политики. Исламское искусство Тюменского региона, будучи частью мировой культуры ислама, эволюционизировало в соответствии с четырьмя стадиями, характерными для цивилизаций, в том
числе для арабо-мусульманской: 1) «возникновение» в XIII - XV вв., 2) «рост» (развитие) во второй половине XVI в. (что соответствовало так называемому «мусульманскому Ренессансу»16); 3) «надлом» конце в XVI в.; 4) начавшийся «распад» в XVII - первой половине XVIII в. С 1773 г. цикл возобновился: «возникновение» и «рост» ознаменовались созданием обновленного варианта мусульманской художественной культуры в рамках ее христианизации, а «надлом» и «распад» были связаны с политикой деисламизации искусства в советский период. С начала 1990-х гг. начался новый цикл: в регионе идет процесс формирования («возникновения») нового, нормативного, варианта мусульманского искусства, что соответствует второму этапу «мусульманского Ренессанса»17. Согласно теории прогрессивного циклического развития искусства, в процессе эволюции искусство периодически «отдыхает», что происходит во времена насильственного разрушения культуры; затем оно выходит на новый виток развития и достигает расцвета. В этой связи советский период был временем «отдыха» мусульманского искусства, что обусловило его подъем на современном этапе.
Принципы исследования. Принцип общего и особенного позволил проанализировать государственную политику в сфере мусульманского искусства в условиях специфики региона, с учетом нормативной базы, особенностей этнического состава и т. д. Применение принципа историзма сделало возможным рассмотрение художественной культуры через мировоззрение людей той эпохи, в которой она формировалась и развивалась. Принцип объективности позволил многоаспектно исследовать государственную политику.
1бТермин означает расцвет мусульманского искусства и его распространение в мире в результате завоевательной и культурной политики султана Османской империи Сулеймана Великолепного в середине XVI в.
17 Малашенко А. В. Ислам в России. Некоторые итоги религиозного Ренессанса // Россия и мусульманский мир. 2005. № 12.
Методы исследования. Сравнительно-исторический метод дал возможность выявить общее и особенное в культурной политике государства в целом и на территории региона в частности; сравнить политико-идеологические условия развития искусства мусульманской и христианской конфессий; проследить государственную политику в сфере мусульманского искусства на каждом из исторических этапов. Ретроспективный метод позволил рассмотреть исторические предпосылки формирования мусульманского искусства региона. С помощью метода актуализации удалось оценить роль и значение исламской культуры в жизни страны и региона и важность государственной политики для регулирования этноконфессиональных и культурных процессов. С применением метода синхронизации проанализирована государственная политика в отношении художественной культуры отдельных мусульманских групп региона (сибирских бухарцев, сибирских татар и т. д.) в определенный исторический период, в одинаковых социально-экономических и политических условиях.
Источники исследования делятся на пять основных групп.
Первая группа - нормативные акты (законы, указы, декреты, постановления и др.). К ним относятся отдельные статьи Соборного Уложения, указы Б. Годунова, Петра I, Елизаветы Петровны, а начиная с правления Екатерины II - статьи Наказа Уложенной Комиссии, императорские указы и законодательные положения. Они устанавливали общие направления в развитии мусульманского искусства. В частности, Строительный Устав закрепил требования к внешнему облику мечетей и их архитектурные образцы (в том числе отдельно для Сибири); Законы о состояниях отразили правила оформления метрических книг для магометан (в них содержались арабские каллиграфические тексты).
В отдельную группу источников выделены нормы шариата, которые делятся на три вида: 1) Санкционированные государством предписания,
возникшие на основе адата (обычая): они регулировали оборот различного рода вещей, в том числе имеющих художественную ценность. Анализ адата позволяет понять, как нормы, связанные с искусством, понимались уммой: в качестве закона или традиции, как рекомендательные или обязательные и пр. 2) Фетва (мнения) Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС), хранящаяся в фондах Центрального исторического архива Республики Башкорстостан. Будучи нормативной по содержанию, фетва по вопросам искусства не противоречила православным основам Российского государства и носила исключительно разрешающий, а не запрещающий характер. 3) Фирманы ОМДС, которые ориентировали исламскую культуру на православные образцы и были обязательны для уммы.
В советский период нормативная база по рассматриваемой теме сократилась. Циркуляры ОМДС больше не издавались, но продолжилась практика фирманов и фетвы, которые стали отражать потребности Советского государства. Сохранение некоторых объектов культурного наследия было возможно в рамках законодательства об охране памятников архитектуры и искусства (узаконения и распоряжения Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР, декреты советской власти, постановления и распоряжения Совета Министров РСФСР, Министерства культуры СССР и РСФСР). Специальные законодательные акты, запрещавшие или разрешавшие исламское искусство, больше не принимались, а регулирование этой сферы проводилось исключительно в общем русле этноконфессиональной политики государства.
Вторая группа - делопроизводственная документация (отчеты, переписка, решения), часть из которых опубликована, а часть содержится в 22 фондах четырех государственных архивов России: Центрального исторического архива Республики Башкорстостан (ЦИАРБ), Государственного архива Тюменской области (БГУТО ГАТО),
Государственного архива социально-политической истории Тюменской области (БГУТО ГАСПИТО) и Государственного архива в г. Тобольске. (БГУТОГА в г.Тобольске). В рамках данного исследования делопроизводственные материалы можно разделить на две подгруппы.
1) Документы, непосредственно характеризующие политику в сфере мусульманского искусства. Из фонда И-295 ЦИА РБ использован комплекс документов, отражающих позицию представителей государственной власти и мусульман. Материалы фондов БГУТО ГАТО, БГУТО ГАСПИТО и БГУТО ГА в г.Тобольске позволили охарактеризовать условия формирования и развития мусульманского искусства: это документы о строительстве мечетей в Тюменском уезде, протоколы об утверждении проектов культовых учреждений, решения партийных органов о сносе минаретов, переписка о работе Дома народного творчества, организации художественных выставок и т. д. Данный вид источников нередко отражает тенденциозность и субъективный взгляд авторов, поэтому их использование потребовало критического анализа.
2) Документы, характеризующие объекты искусства, которые появились под воздействием государственной политики. Из фонда Ф. И-353 (Строительное отделение Тобольского губернского управления) БГУТО ГА в г. Тобольске использованы чертежи и описания проектов мечетей, из Ф. И-252 (Коллекция метрических книг церквей Тобольской губернии) БГУТО ГАТО проанализировано 80 метрических книг местных мечетей, заполненных с элементами каллиграфии и художественными заставками. Материалы Ф. Ф-1 (Фотофонд) БГУТО ГАТО с фотографиями мечетей советского периода позволили выяснить судьбу некоторых архитектурных памятников. Данные документы объективны в силу того, что являются первичными источниками.
Третья группа источников - статистические и справочные материалы: обзоры, отчеты, материалы переписей, которые характеризуют состав мусульманского населения региона, на основе чего было подсчитано количество личных оберегов, настенных панно, ковриков для молитвы, ювелирных украшений. Данные по численности астана (мавзолеев), мечетей, татарских и казахских деревень позволили сделать вывод о количестве мусульманских архитектурных объектов, а, следовательно, оценить масштаб реформы. Следует отметить, что использованные официальные статистические данные не всегда оказывались достоверными и потребовали перепроверки другими материалами.
Четвертая группа - источники личного происхождения: воспоминания, биографические данные, личные фотографии. Эти материалы характеризуют людей, проводивших реформу и создававших произведения искусства: личные дела «художников архитектуры» (Ф. 353 БГУТО ГА в г. Тобольске), списки благотворителей и др. Данные материалы важны для понимания вклада в развитие мусульманского искусства отдельных личностей.
Пятая группа источников - объекты материальной культуры, демонстрирующие результаты государственной политики в сфере мусульманского искусства: 1) Археологические артефакты и архитектурные объекты (мечети, астана, некрополи селений Емуртла, Голышманово, Ембаево, городов Тюмени и Тобольска, здания жилого и общественного назначения), выполненные с соблюдением исламской традиции. 2) Этнографические источники из фондов 7 музеев: Тюменский областной музейный комплекс имени И. Я. Словцова (ТОМК), включающий музей изобразительных искусств (ранее - ТМИИ), Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник (ТИАМЗ), музей-заповедник татарской истории и культуры с. Ембаево (МЗТИиК), музей археологии и этнографии
Тюменского государственного университета (МАиЭ ТюмГУ), а также народные музеи татарских селений Варвара, Янтык и Юрты Андреевские. В их фондах выявлены предметы декоративно-прикладного искусства с мусульманской символикой (посуда, украшения, одежда и пр.) или имеющие культовое назначение: шамаили (настенные панно с выдержками из Корана), намазлыки (коврики для молитвы), четки, религиозные книги и декоративно оформленные рукописи 3) Источники изобразительного характера: картины, портреты, рисунки, в том числе, на картах (работы С. Ремезова, М. Знаменского, В. Сурикова, П. Чукомина и др.). Источники пятой группы отражают соответствие (или несоответствие) представлениям власти о том, какой должна быть мусульманская художественная культура. Их анализ показывает, что государственный курс на христианизацию искусства прошел успешно, а деисламизация художественной культуры советского периода не принесла ожидаемых результатов.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые комплексно рассмотрена государственная политика в сфере мусульманского искусства и проходившая под ее воздействием эволюция исламской художественной культуры Тюменского региона. Через особенности религиозного искусства рассматривается эффективность государственной политики, направленной на сохранение этноконфессионального мира. Кроме этого, в научный оборот введен комплекс не изученных ранее архивных материалов и музейных коллекций, в том числе уточнена и исправлена интерпретация ряда музейных экспонатов.
Положения, выносимые за защиту:
1. Указ 17 июля 1773 г. «О терпимости вероисповеданий...» положил начало реформе в сфере мусульманской художественной культуры, в результате которой ее развитие было поставлено под контроль государства; содержание реформы заключалось в придании объектам мусульманской
художественной культуры характерных черт, образов и типологии, присущих православному искусству, и закреплении их в культуре мусульман в качестве «народной традиции».
2. Реализация реформы проходила на протяжении длительного исторического периода (1773 - 1917 гг.); она сопровождалась комплексом поэтапно принятых нормативно-правовых актов (часть из которых касалась непосредственно Сибири) и осуществлялась через систему светских и духовных органов управления, основным из которых было Оренбургское Магометантское Духовное Собрание.
3. Курс на христианизацию исламского искусства был частью конфессиональной политики Российской империи; в силу исторически сложившихся условий данный регион стал наиболее благоприятным местом для проведения реформы; как следствие, - преобразования здесь оказались наиболее полными, а результаты дали максимальный эффект.
4. Государственная политика советского периода в сфере мусульманской художественной культуры в основных компонентах совпадала с дореволюционной, но имела иное содержание, направленное на полную ликвидацию религиозной составляющей и развитие национального компонента, что, с одной стороны, приводило к разрушению объектов искусства, а с другой - к консервации его наиболее значимых элементов.
5. В результате целенаправленной государственной политики как дореволюционного, так и советского периодов, исламское искусство региона оказалось трансформированным и приобрело уникальные черты; они отразили специфику «народного» варианта исЯама, который сыграл немаловажную роль в обеспечении в регионе конфессионального мира.
Теоретическая значимость работы определяется исследованием государственной политики в сфере мусульманской художественной
культуры как составной части идеологически ориентированной этноконфессиональной политики России (СССР).
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы компетентными государственными органами для создания концепции межконфессиональных отношений в России, разработки программы взаимодействия власти и мусульманских организаций, выстраивания этноконфессиональной политики в Тюменской области. Фактические данные и выводы работы могут использоваться при подготовке учебных курсов по истории и культуре региона.
Апробация исследования. Материалы диссертации апробированы на 9 научно-практических конференциях регионального, всероссийского и международного уровней. Основные положения диссертации изложены в 18 научных публикациях, 4 из которых - в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации. Объем работы составляет 265 страниц. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений, глоссария, списка источников и литературы и 36 приложений.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Глава 1. Предпосылки и основные направления государственной политики в сфере исламской художественной культуры на территории Тюменского региона состоит из трех параграфов. В параграфе 1.1. Исторические предпосылки культурной реформы 1773 г. рассматриваются социально-экономические, политические и духовные факторы, повлиявшие на подготовку реформы 1773 г.
Тюменский регион был традиционно «мусульманской» территорией, так как в XIV в. здесь оформилось Сибирское княжество (в отдельные периоды - ханство), в котором проводилась политика исламизации. До
присоединения Западной Сибири к России в ней фиксировалось две волны: в конце XIV в. и начале XVI в. Если первая волна была насильственной, то вторая - мирной: она была призвана укрепить мусульманский образ жизни и распространить художественную культуру ислама. Таким образом, государство впервые попыталось установить нормы в исламском искусстве, но этот процесс не завершился в связи с гибелью Сибирского ханства.
Среди иных факторов, препятствовавших закреплению мусульманской художественной культуры в среде сибиряков, можно отметить следующее: 1) искусство сохраняло немало устойчивых архаичных форм, включая скульптурные изображения «прежних духов»; 2) служителям культа было трудно контролировать соблюдение исламских канонов кочевниками; 3) в оседлой среде суфизм ориентировал на аскетизм, в том числе, в искусстве; 4) развитый пушной промысел, предполагавший обязательное сохранение у шкурки очертания зверя, препятствовал формированию запретов на реалистичные изображения. Между тем, в ходе двух этапов исламизации Тюменского региона там появились объекты исламской художественной культуры (мечети, украшения, рукописи и т. д.).
После вхождения Сибири в состав России в конце XVI в. отношение государства к исламскому искусству периодически менялось, но сохранялось его неприятие как равноценного православному. Наиболее сложная ситуация наблюдалась в конце XVI - 1-й пол. XVIII в., когда шел процесс разрушения объектов мусульманской архитектуры и уничтожения предметов декоративно-прикладного искусства. Эта политика закрепилась в царских указах (1593, 1727 и 1742 гг.) и Соборном Уложении 1649 г., которые фактически ввели запрет на демонстрацию исламских верований через искусство. Только указы Екатерины II (1767 и 1769 гг.) облегчили мусульманам возможность строительства мечетей и ограничили право православных священников и официальных лиц изымать тумары (амулеты с
исламскими символами и кораническими цитатами). Императрица пошла дальше: подготовленная реформа должна была покончить со стихийным характером эволюции мусульманской художественной культуры.
В параграфе 1.2. Курс на христианизацию мусульманской художественной культуры (1773 - 1917 гг.) рассматриваются основные направления государственной политики по христианизации исламского искусства. В рамках реформы 1773 г. в Тюменском регионе появилась возможность «законсервировать» полуархаичный вариант ислама посредством распространения его «неправильного» образца, одновременно включив в мусульманское искусство некоторые христианские компоненты.
Оформились три базовые идеи государственной политики:
1. «Состояние исламского искусства должно находиться под государственным контролем». Для реализации поставленных задач в 1788 г. было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное Собрание (ОМДС), которое считалось государственным органом и осуществляло общее управление уммой. ОМДС издавало фетвы по вопросам искусства, экзаменовало мулл, давало благословение на строительство мечетей, проводило в жизнь указы Сената о введении у мусульман христианских традиций и пр. С 1773 до 1844 г. внешний вид мечетей регулировался местной светской администрацией и Главным управлением духовных дел иностранных вероисповеданий, с 1844 г. - Тобольским губернским управлением. Управление утверждало проекты мечетей и осуществляло надзор за внутренней, в том числе культовой, жизнью мусульманской общины через писарей-переводчиков, имевших в умме официальный статус. Эта практика не изменилась и после принятия в 1905 г. Указа «О свободе вероисповеданий».
2. «В окружающей среде должно доминировать православное искусство, а художественная культура ислама — ориентироваться на его
образцы». Кроме общей ориентации исламского искусства на православные каноны, государственная власть считала нормальным явлением использование мусульманами православной символики на гербах, деньгах, наградах и пр. В интерьер кабинетов администрации мусульманских общин обязательно входил портрет императора, что категорически запрещалось нормативным исламом. После многочисленных жалоб в 1840-х гт. были приняты императорские указы, согласно которым для награждения мусульман создавались специальные государственные ордена и медали без православных крестов и образов христианских святых. На уровне местной власти обязательное ношение мусульманскими старостами нагрудных знаков с православной символикой также отменялось в частном порядке по заявлению представителей администрации общин.
3. «Нельзя допустить, чтобы сибирский вариант исламского искусства менялся в сторону нормативного». Государство создавало препятствия для знакомства мусульман с мировой культурой ислама через хадж и книги. В России первый нормативный акт, разрешивший хадж (но только бухарцам), был принят лишь в 1803 г. Наиболее сложной задачей оказывалось получение разрешения на паломничество для духовных лиц, но с 1905 г. государство, наоборот, начало помогать мусульманам в организации хаджа.
При Екатерине II впервые в истории России типографским способом был издан Коран, ставший шедевром каллиграфического искусства. Украшенный по аналогии с Библией, он переиздавался 5 раз и раздавался бесплатно. При преемниках императрицы эта практика была прекращена и созданы препятствия в приобретении мусульманских книг. В конце XIX -начале XX в. на продажу литературы «магометанского содержания» необходимо было получить разрешение, которое выдавалось на основании справки из полиции о благонадежности мусульманина. С 1905 г.
мусульманские книги были приравнены к литературе на иностранных языках.
В параграфе 1.3. Политика деисламизации искусства (1917 — 1991гг.) рассматривается роль государства в разрушении религиозного компонента мусульманской культуры и усилении компонента национального. Борьба с исламским искусством началась не сразу, так как большевики первоначально рассматривали ислам как «меньшее зло» по сравнению с православием. Со 2-й пол. 1920-х гг. советская власть начала наступление на ислам. Продолжились меры, разработанные и апробированные в дореволюционный период, но им был придан крайний характер. В 1930 г. закрылись границы для совершающих хадж, было прервано поступление литературы, шамаилей, предметов религиозного прикладного искусства. Началось закрытие мечетей и уничтожение книг и рукописей, в числе которых было немало произведений каллиграфического искусства. Фактически под запрет попало использование амулетов и украшений с исламской символикой.
В государственной политике относительно мусульманского искусства прослеживалось три направления:
1) Открытый курс на искоренение религиозного компонента в художественной культуре. Во 2-й пол. 1920-х гг. мусульманское искусство, в том числе сам термин, были запрещены, а в период репрессий в Тюменском регионе погибло более 30 мулл — хранителей знаний о культуре ислама.
2) Замена религиозного компонента этническим, происходившая посредством стимулирования народного творчества. С этой целью открывались кружки изобразительного искусства, регулярно организовывались выставки. В середине 1960-х гг. в Тобольске открылся татарский Дом культуры, а в 1963 г. в Тюменском областном Доме народного творчества была специально учреждена дополнительная должность
методиста из числа представителей мусульманских народов. Несмотря на принятые меры, в Тюменском регионе акцент был сделан на произведения коренных малочисленных народов Севера, а изобразительное искусство татар и казахов осталось без должного внимания.
3) Придание всей художественной культуре политически-пропагандистской роли: предполагалось, что эта мера вытеснит религиозное искусство. С 1944 г. реализацией данной цели занимался специализированный орган - Тюменский областной отдел искусств. Между тем, мусульмане избегали рисовать реалистические по форме агитационные материалы и участвовать в кружках изобразительного искусства.
Поставленные задачи были выполнены частично. Исламские сюжеты «зашифровывались» в орнаменты, предметы культа изменяли форму, представления о нормах в искусстве деформировались, но основное содержание художественной культуры ислама сохранилось.
Глава 2. Местное население как субъект культурной политики в сфере ислама состоит из 3 параграфов. В параграфе 2.1. Мусульмане в системе художественного образования характеризуются условия и практика художественного образования мусульман.
Обучение рисованию на профессиональной основе в дореволюционной России осуществлялось в религиозных и светских специализированных учебных заведениях. Будучи преимущественно православным, художественное образование на территории региона было представлено иконописным классом при Тобольской духовной семинарии. Создание подобных учреждений для мусульман было исключено, поскольку государство видело в них центры по пропаганде ислама, что запрещалось Сводом законов Российской империи. Светское учреждение — Академия художеств - не было закрыто для представителей ислама, но религиозные
запреты на изображения людей и животных не позволяли мусульманам получать там образование.
Искусству каллиграфии и соответствующим нормам обучали в мектебе при мечетях (их было около 100), но центром художественного образования мусульман стало открытое в 1871 г. Ембаевское медресе. Преподавателями там работали выпускники Казанского и Стамбульского университетов, а в библиотеке, насчитывавшей 2200 томов, имелись редчайшие образцы арабского каллиграфического искусства. При ОМДС действовала женская мусульманская учительская семинария, где наряду с общим образованием девушки получали знания по исламскому декоративно-прикладному искусству.
В XVIII в. рисование стало обязательным предметом в общеобразовательных учебных заведениях, что создало серьезное препятствие для поступления туда ортодоксальной части мусульманской молодежи. Только в 1913 г. на средства мусульманской общины в Тюмени открылась светская татарская школа, где обучение строилось с учетом мусульманской культуры, и рисование там отсутствовало.
С 1919 г. на базе мектебе стали создаваться светские общеобразовательные национальные школы, в обязательных программах которых предусматривалось рисование; учителя из мусульманских народов вынуждены были пройти переподготовку. До 1960-х гг. обучение рисованию в Тюменском регионе, кроме общеобразовательных школ, практиковалось в кружках изобразительного искусства при Домах культуры и Областном Доме народного творчества, где преподавали профессиональные художники. В 1967 г. в Тюмени открылась первая в области художественная школа, а через три года - Детская школа искусств № 1.
Эта политика стимулировала развитие творческого потенциала и появление талантливых представителей молодежи из числа мусульман,
ставших впоследствии архитекторами, мастерами декоративно-прикладного искусства, профессиональными и самодеятельными художниками (на международном уровне из них наиболее известны Минсалим Тимергазеев и Альфея Мухаметова). Несмотря на целенаправленную государственную политику, до 1970-х гг. число художников из мусульманских народов было незначительным, а созданные ими произведения, за редкими исключениями, не несли какого-либо «отпечатка» их этноконфессионального происхождения.
Параграф 2.2. Вклад народов и конфессий региона в развитие мусульманского искусства посвящен опыту создания объектов мусульманской архитектуры и декоративно-прикладного искусства, в том числе с привлечением христиан, которые разрабатывали проекты мечетей, выполняли работу по их украшению и пр. Основная роль, безусловно, принадлежала четырем народам, постоянно проживавшим на территории региона в течение столетий:
1) Сибирские бухарцы. Связанные генетически и культурно с Центральной Азией, они создали базу, на основе которой в Сибири возникло исламское искусство: классические орнаменты и формы мечетей, стилистика каллиграфического письма и декоративно-прикладного искусства. Соответственно, Сибирское ханство, привлекая бухарцев, использовало их творческий потенциал. Напротив, Российское государство ограничивало их в создании в Сибири собственных объектов мусульманской культуры, поначалу опасаясь усиления влияния Бухарского, Хивинского, Кокандского ханств, а впоследствии - распространения художественных традиций бухарцев.
2) Сибирские татары, сочетая тюркские и угорские этногенетические «корни», внесли обско-угорский компонент в ювелирные украшения, облик астана (орнамент «Грамоты хранителя Юрумской астана», «Тобольская
лунница») и пр. В создании таких объектов искусства государство не препятствовало.
3) Поволжско-уральские татары привнесли в регион традиции Волжской Булгарии, уходящие корнями в культуру Золотой Орды (каменная мечеть с цилиндрическим минаретом в с. Казанка, образцы ювелирных украшений с каллиграфическими надписями и др.). Им разрешалось селиться только в смешанных деревнях, во избежание распространения своей культуры.
4) Сибирским казахам - номадам с тысячелетней традицией кочевой культуры - принадлежит приоритет в создании архитектурных комплексов -некрополей-зийаратов, мечетей-юрт, а также уникальных орнаментов, отражающих влияние доисламских верований. Государство ограничивало строительство сибирскими казахами мечетей, не допускало моноконфессиональных поселений.
Независимо от этнической принадлежности, мусульмане региона содействовали развитию исламского искусства через самодеятельное творчество, общественную деятельность и благотворительность. Нормой считался процесс сооружения исламских культовых построек с участием христиан.
Параграф 2.3. Опыт сохранения культурного наследия мусульман характеризует процесс создания музейных фондов и экспозиций по истории исламской художественной культуры региона, а также практику сохранения объектов культурного наследия.
Как в дореволюционный, так и в советский период коллекции исламского искусства формировались местными жителями, этнографами и археологами. В 1878 - 1880 гг. под руководством М. С. Знаменского были проведены раскопки в окрестностях Тобольска на Чувашком мысу, а через год — на Искере. Археологические изыскания были продолжены в 1882 г. в
районе Тобольска на горе Сузгун К. М. Голодниковым. С 1910 по 1917 гг. Тобольским губернским музеем было также проведено 7 этнографических экспедиций. После установления советской власти и в 1920-е гг. продолжалось изучение культуры мусульман, и в районе Тобольска в 1921 г. даже велись археологические раскопки. В 1929 - 1930 гг. были приняты Указания Уральского отдела народного образования и областного бюро краеведения о роли музеев, которые ориентировали на создание экспозиций революционного характера. Изучение истории мусульман теперь могло осуществляться только в контексте национальной культуры.
Тем не менее, экспонаты регулярно поступали в Тобольский и Тюменский музеи (их названия менялись), однако в создаваемых там экспозициях художественная культура Сибирского ханства и мусульман почти не освещалась, а их история рассматривалась с позиций российского завоевания региона. Только в 1956 г. наступил перелом: возобновились работы этнографических экспедиций, музейные экспозиции были расширены, введены новые правила хранения художественных ценностей. Между тем, при попытке реставрации и изучения объектов архитектуры специалисты и общественность нередко встречали не только безразличие, но открытое сопротивление советских и партийных органов. Исключительно сложной задачей было открытие музеев татарской и казахской истории и культуры.
Глава 3. Эволюция мусульманского искусства Тюменского региона в условиях государственной культурной политики включает три параграфа. В параграфе 3.1. Практика деформации исламской архитектуры
рассматривается реализация государственной политики и ее результаты в сфере мусульманского зодчества.
Исламская архитектура является наиболее действенным средством демонстрации религиозных верований. На территории региона
государственному регулированию подвергалась архитектура мечетей, минаретов и объектов погребальной архитектуры. В рамках государственной политики христианизации в 1782 г. были утверждены проекты мечетей для Сибири, регламентировавшие материал (камень) и размеры (6x6 саженей), поскольку в соответствии с общими правилами, мечеть не должна быть больше церкви, а минарет - выше колокольни. В 1829 г. утверждены новые «планы и фасады», закрепившие в Сибири шестигранную форму минарета, не характерную для ислама, но соответствующую православной колокольне и, предположительно, облику доисламских сооружений. Указ 1830 г. ориентировал и мусульманские некрополи на христианские образцы. Между тем, государство не препятствовало сохранению шестигранных мавзолеев-астана суфийских шейхов, а также многоступенчатых, имеющих корни в обско-угорской культуре, мавзолеев-сачана «великим людям». В 1844 г. были введены понятия «простой» и «богатой» (с декоративными украшениями) мечети, в соответствии с художественной типологией церквей. У мечетей и церквей также совпадала внешняя цветовая гамма и внутреннее строение (отсутствие «женских залов» и пр.). Следствием однотипности проектов было то, что на месте старой мечети возводилась такая же новая.
Мусульмане региона пытались сопротивляться внешнему соответствию мечетей церквям. На протяжении всего исследуемого периода внутреннее убранство мечетей отличалось простотой, а в начале XX в. появилась полихромная окраска минаретов. Все же инициированные государством требования к культовой архитектуре закрепились как «местная традиция» и в культуре мусульман получили объяснение климатическими, экономическими и духовными факторами. Впоследствии Строительный Устав 1900 г. разрешил возведение просторных мечетей, а Указ «О веротерпимости» 1905 г. содействовал увеличению их численности, что способствовало закреплению «традиции». Процесс был прерван в советский период, но
традиции сохранились. Показательно, что восстановление, реставрация и строительство мусульманских архитектурных объектов после 1991 г. проводились, в основном, по старым чертежам.
В параграфе 3.2. Государственное регулирование арабской каллиграфии рассматриваются этапы эволюции и особенности мусульманской каллиграфии в Тюменском регионе. Каллиграфия, будучи средством записи «Слова Аллаха», по силе религиозного воздействия на верующих уступала исламской архитектуре, так как использовалась, в основном, во внутренней жизни общины, поэтому подвергалась государственному регулированию в меньшей степени. В конце XVIII - 1-й трети XIX в. ни арабский язык, ни каллиграфическое искусство не были запрещены, но возникли предпосылки к принятию нормативных ограничений. Предметы с арабской каллиграфией (на арабском, тюрки и фарси) начали активно использоваться мусульманами, и само каллиграфическое искусство с использованием почерков насх, сульс, куфи и др. быстро распространялось. Эти предметы были импортными, однако шел процесс возникновения регионального варианта каллиграфии: существовали писцы-каллиграфы, надписи «заверялись» эпиграфическими «Печатями Пророка», на текстах появились орнаменты.
Со второй трети XIX в. началось ограничение использования арабского языка в деловой документации. В 1830-х гг. в Сибири был введен запрет на арабские записи в метрических книгах, однако закон не соблюдался, к тому же арабский с «Печатями Пророка» использовался в документации ОМДС. В 1900 г. ОМДС фактически запретило применение каллиграфических шрифтов в документах, так как тексты на русском с элементами арабской каллиграфии (лигатуры и пр.) были непонятны чиновникам. В целом на территории региона государственная политика дала эффект: на рубеже XIX XX вв. в арабских текстах использовался преимущественно простой почерк
насх, а в искусстве мусульман сложилась «традиция»: значимым сделался не только арабский язык, но и выполненные в стиле арабской каллиграфии надписи на татарском, узбекском, фарси, башкирском, русском и других языках.
В первые годы советской власти арабскую графику вновь разрешили, однако со 2-й пол. 1920-х гг. она начала искореняться вместе с предметами каллиграфического искусства. Возрождение арабской каллиграфии началось лишь в конце XX в.
В параграфе 3.3. Трансформация мусульманского декоративно-прикладного искусства рассматривается роль государства в эволюции предметов исламского культа в Тюменском регионе. Выделяется 4 вида таких предметов: 1) шамаили - настенные панно с кораническими надписями; 2) индивидуальные коврики для молитвы - намазлыки; 3) личные амулеты - тумары; 4) четки. В повседневной жизни общее число этих предметов культа достигало десятков тысяч.
В отличие от мусульманской архитектуры и арабской каллиграфии, внешний облик религиозных предметов декоративно-прикладного искусства законодательно не регулировался, поскольку: 1) они предназначались исключительно для молитвы в закрытых помещениях, что не могло оказывать религиозного воздействия на православных; 2) среди них практически не было чисто исламских, они лишь воспринимались уммой таковыми, вследствие чего не признавались властью опасными; 3) они типологически соответствовали православным атрибутам (тумар -нательному крестику, шамаиль — иконе и пр.). Задача ОМДС состояла в том, чтобы ничего не менять в сфере культового декоративно-прикладного искусства. Духовное Собрание успешно справилось с поручением власти, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие фирманов и фетвы, которые бы
запрещали религиозную скульптуру, категорически не принимаемую нормативным исламом.
Регулирование вопросов, связанных с оформлением и предназначением предметов культа, было отдано местным муллам, многие из которых не владели в достаточной степени нормативным исламом. Это вызвало трансформацию предметов декоративно-прикладного искусства, которые по внешнему облику значительно отличались даже в соседних деревнях.
На протяжении всего исследуемого периода декоративно-прикладное искусство Тюменского региона в целом имело следующие особенности: 1) широко использовались запрещенные догматическим исламом амулеты и скульптурные объекты; 2) оформление значительной части намазлыков и шамаилей отражало доисламские верования; 3) четки отличались от православных лишь количеством элементов. Эти особенности помогли мусульманскому декоративно-прикладному искусству сохраниться в советский период.
В заключении отражены основные выводы.
1. Реформа 1773 г. на территории Тюменского региона была успешно реализована, и к 1917 г. объекты и предметы мусульманской художественной культуры в целом соответствовали образцам и типологии православных.
2. Нормативная база, регламентирующая исламское искусство, постепенно расширялась, охватывая все новые сферы, - это содействовало закреплению в культуре мусульман художественных традиций, соответствующих «народному» исламу. Традиции оказались настолько сильны, что их не смогла разрушить политика советского периода, направленная на ликвидацию религиозной составляющей.
3. Государственная политика в сфере мусульманской художественной культуры обладала четкостью, логикой и проработанностью мер, вынуждая
мусульман приспосабливаться к политическим реалиям. Между тем, государство не могло регулировать индивидуальный творческий потенциал мастеров, и это содействовало появлению на территории Тюменского региона уникальных образцов мусульманской художественной культуры.
4. Сохранение исламского искусства происходило за счет усилий местного общества, причем без различия этноконфессиональной принадлежности, - именно это обстоятельство подготовило возможность соответствующих научных исследований после 1991 г.
5. Государственная политика вызвала деформацию мусульманской художественной культуры, но это содействовало появлению регионального варианта искусства, не встречающегося в других частях исламского мира.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Основное содержание диссертационной работы отражено в 18 работах общим объемом 11,74 п. л. (из них авторских 11, 34 п. л.)
Публикации в периодических изданиях из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук:
1. Бортникова, Ю. А. К вопросу о проникновении исламского искусства в Западную Сибирь в период Средневековья [Текст] / Ю. А. Бортникова // Омский научный вестник. — 2012. - № 2 (106). - С. 32 -35. (0, 8 п. л.)
2. Бортникова, Ю. А. Коран как отражение форм и образов мусульманской художественной культуры в Западной Сибири [Текст] / Ю. А. Бортникова // Омский научный вестник. - 2013. - № 5 (122). - С. 223 -226. (0, 6 п. л.).
3. Бортникова, Ю. А. Генезис пространственных форм и образов исламской архитектуры Западной Сибири в период Средневековья [Текст] / Ю. А. Бортникова, А. П. Ярков // Вестник Тюменского государственного университета - 2013. - № 2. - С. 56 - 60. (0,5 п. л., лично автором - 0, 35 п. л.)
4. Бортникова, Ю. А. Типология источников по истории мусульманского искусства (на материалах Тюменского региона) [Текст] / Ю. А.Бортникова // Вестник Тюменского государственного университета-2014. - № 2. - С. 92 - 97. (0,7 п. л.)
Статьи в научных изданиях, тезисы докладов:
5. Бортникова, Ю. А. Орнамент «Грамоты хранителя Юрумской Астана» как источник по истории исламской культуры в Сибири [Текст] / Ю. А. Бортникова // Сулеймановские чтения: Тюркское средневековье Западной Сибири в современных исследованиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. - С. 3940. (0,3 п. л.)
6. Бортникова, Ю. А. Исламское каллиграфическое искусство в Западной Сибири: из истории проблемы [Текст] / Ю. А. Бортникова // Сулеймановские чтения: Актуальные проблемы развития языка и культуры сибирских татар: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - С. 40 — 41. (0,3 п. л.)
7. Бортникова, Ю. А. Исламские манускрипты в Западной Сибири [Текст] // Ю. А. Бортникова // Вторые Чукмалдинские чтения: книга как памятник культуры: тезисы научно-практической конференции. - Тюмень: ИД «Титул», 2011. - С. 10 - 14. (0, 3 п. л.)
8. Бортникова, Ю. А. Архитектура Нижнетавдинских мечетей [Текст] // Ю. А. Бортникова // IV Нижнетавдинские чтения: материалы региональной научно-практической конференции. - Нижняя Тавда; Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - С. 32 - 35. (0, 35 п. л.)
9. Бортникова, Ю. А. О некоторых особенностях архитектурно-художественной культуры казахов юга Тюменской области [Текст] // Ю. А. Бортникова // Художественная жизнь Ишима и Приишимья: материалы научно-практической конференции. - Ишим, 2012. - С. 58 - 63. (0,4 п. л.)
10. Бортникова, Ю. А. Шамаиль сибирских татар из музея деревни Янтык [Текст] / Ю. А. Бортникова // XV Сулеймановские чтения: материалы и доклады всероссийской научно-практической конференции. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. - С. 42 - 44. (0,5 п. л.)
11. Бортникова, Ю. А. Вклад сибирских бухарцев в мусульманское искусство Тюменского региона [Текст] / Ю. А. Бортникова // Актуальные проблемы современного образования и науки: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Заводоуковск: Тюменский издательский дом, 2013. - С. 50 - 51. (0, 3 п. л.)
12. Бортникова, Ю. А. Косторезная скульптура Тобольска как синтез художественных традиций Западной Сибири [Текст] // Ю. А. Бортникова / Актуальные проблемы современного образования и науки: материалы и доклады всероссийской научно-практической конференции. — Заводоуковск: Тюменский издательский дом, 2013. - С. 45 - 47. (0, 35 п. л.)
13. Бортникова, Ю. А. Махалля в Тюменской области: из истории проблемы [Текст] / Ю. А. Бортникова // «Бичуринские чтения»: материалы региональной научно-практической конференции. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013.-С. 16-20. (0,5 п. л.)
14. Бортникова, Ю. А. Юрумская астана как памятник истории и культуры сибирских татар [Текст] / Ю. А. Бортникова // «Бичуринские чтения»: материалы региональной научно-практической конференции. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. - С. 13 - 16. (0, 4 п. л.)
15. BortniKova, J. A. Features area of Islamic culture Western Siberia during the Middle Ages (case study of architecture) [Текст] // J. A. BortniKova, A. P. Yarkov // Tyumen State University: Herald. - No. 2/2013. - History. - C. 45 - 48. (0, 5 п. л., лично автором - 0, 35 п.л.)
16. Бортникова, Ю. А. Опыт сохранения культурного наследия мусульман в истории Тюменского краеведческого музея [Текст] / Ю. А. Бортникова // Актуальные проблемы современного образования и науки: материалы международной научно-практической конференции. — Заводоуковск: Тюменский издательский дом, 2014. - С. 14 - 15. (0,35 п. л.)
17. Бортникова, Ю. А. Политика Екатерины II в сфере мусульманской художественной культуры [Текст] / Ю. А. Бортникова // Актуальные проблемы современного образования и науки: материалы международной научно-практической конференции. — Заводоуковск: Тюменский издательский дом, 2014. - С. 28 - 30. (0,4 п. л.)
Учебно-методические пособия:
18. Бортникова, Ю. А. Исламское декоративно-прикладное искусство в Западной Сибири в XVII - начале XX вв. Курс лекций и методические рекомендации для студентов специальности «Искусствоведение» [Текст] / Ю. А. Бортникова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. (4, 19 п. л.)
Подписано в печать 24.10.2014. Тираж 100 экз. Объем 1,5 уч.-изд. л. Формат бОх 84/16. Заказ 670.
Издательство Тюмшскош государственного университета 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10. Тел./факс (3452) 45-56-60; 46-27-32 E-mail: izdatelstvo@utmn.ru