автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Государственная политика по отношению к русской православной церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Сахарова, Людмила Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Киров
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Государственная политика по отношению к русской православной церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Сахарова, Людмила Геннадьевна

Введение.с .3

Глава I. Перройка политики мных органов вли в отношении к Ркой прававной церкви (июнь 1941- 1943 гг.) 29

1.1.Политика мных влей в отношении Ркой прававной церкви в начальный период войны29

1.2.Изменение приоритетов в пропагандистской работе местных властных структур по отношению к православной церкви.с .47

1.3.ановление официальных отношений между органами вли и церковью 60

Глава II. Углублениеязей мных органов влиРкой прававной церковью (1944-май 1945 гг.)78

2.1.Деятельнь мных уполномоченных Совета по делам Ркой прававной церкви 8 0

2.2.Политика открытия церквей 98

2.3.Надзор мных органов гдавенной безопи над церковью 115

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Сахарова, Людмила Геннадьевна

Актуальность исследования обусловлена либерализацией государственной политики по отношению к религии в последние полтора десятилетия российской истории, возрастающим сотрудничеством государственных и религиозных организаций. Государством признаны возможность сосуществования и равенство всех религий и вероисповеданий. В статье 28 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, говорится: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания.».1

В религиозном плане в России центральное место занимает Русская православная церковь. В настоящее время ведется поиск направлений, форм и методов работы по развитию сотрудничества государственных органов и православной церкви. Государственной Думой 19 сентября 1997 года был принят федеральный закон « О свободе совести и о религиозных объединениях», который регулирует деятельность религиозных объединений и определяет порядок контроля за соблюдением российского 2 законодательства по отношению к религии.

Критическое осмысление предшествующих государственно-церковных взаимоотношений позволяет высшим органам государственной власти проводить наиболее сбалансированную и взвешенную политику по отношению к Русской православной церкви и другим конфессиям. Необходимо анализировать опыт не только центральных

Конституция РФ-М., 1997.-С.12.

2 О свободе совести и о религиозных объединениях.// Российская газета,-1997.-1 октября. органов власти, но и местных административных структур, участвовавших в осуществлении церковной политики государства. История России имеет много положительных примеров сотрудничества государства и Русской православной церкви по решению различных социальных проблем.

Рубеж ХХ-ХХ1 веков ознаменовался важными историческими датами. К ним относятся 1000-летие крещения Руси, 2000 лет от Рождества Христова и 55 лет Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Эти события обострили интерес исследователей к военной и христианской истории России. Проблемы патриотической деятельности Русской православной церкви и изменения государственной политики в отношении к церкви в 1941 -1945 годах имеют непреходящее научно-практическое значение.

Представляется актуальным исследование эволюции государственной политики по отношению к церкви, поиск возможностей, путей и пределов церковногосударственного сотрудничества в деле разгрома фашизма и выявление роли местных властей и церкви в этих сложных процессах.

Важность поднятой научной проблемы напрямую связана с процессом возрождения патриотических и национальных традиций русского народа. Совсем недавно тема государственно-церковных взаимоотношений в годы Великой Отечественной войны была закрытой страницей отечественной истории.

Хронологические рамки исследования охватывают период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Данный период является самостоятельным в истории государства и Русской православной церкви. За это время государственная политика в отношении Русской православной церкви переживает два этапа своего развития.

Для первого этапа ( с июня 1941 до конца 1943 года) характерна перестройка этой государственной политики, поиск способов и путей сотрудничества с церковью для организации защиты отечества. На втором этапе ( 1944-май 1945 гг.) происходит законодательное закрепление разносторонних связей государства и церкви во имя достижения общей цели - разгрома врага.

В основу диссертации была положена периодизация истории Великой Отечественной войны, соответствующая двум этапам развития государственной политики в отношении к православной церкви в военный период.

Первый период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 -1943 гг.) начался поражениями и отступлением Красной армии в 1941-1942 гг. Над Горьковской и Кировской областями тоже нависала реальная опасность захвата и оккупации немцами. По плану «Барбаросса» один из крупнейших промышленных центров, город Горький, фашисты планировали захватить уже во второй половине сентября 1941 года.1

Анализ внутренней политики государства первых месяцев войны показывает, что угроза порабощения привела к необходимости объединения всех сил на борьбу с врагом, заставила изменить политику и по отношению к Книга памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г г.- Нижний Новгород, 1994.-С. 10-11.

Русской православной церкви. Слабеет атеистическая работа, уменьшается антирелигиозная пропаганда, в крупных населенных пунктах открываются храмы. С другой стороны церковь усиливает патриотическое воспитание верующих, проводит акции по сбору пожертвований для армии, раненых и сирот. Учащаются контакты представителей государства и церкви. Перестройка церковной политики государства в сторону либерализации оказала положительное влияние на организацию трудового фронта в тылу и формирование положительного мнения у союзников по антигитлеровской ■ коалиции по поводу соблюдения в СССР демократических прав и свобод. Была заложена основа перехода к качественно новому этапу церковно-государственных связей.

Во второй период Великой Отечественной войны (1944-9 мая 1945 гг.) происходит освобождение Советского Союза и стран Восточной Европы от фашизма, борьба с врагом заканчивается. Новая ситуация на фронтах войны, необходимость налаживания международных отношений, а также укрепления социальной стабильности внутри страны потребовали от Советского государства более тесного, постоянного и многостороннего сотрудничества с Русской православной церковью, более теплого отношения к ней. Во второй половине войны Советская власть оформляет правовую базу функционирования Русской православной церкви. Церковь официально признается государством помощником в решении многих общественных проблем. Довоенная политика полного отделения церкви от государства остается пока в истории. Безусловно: уступки церкви со стороны государства в годы войны имели тактический, временный, компромиссный характер, государство по-прежнему предвзято относилось к религии и верующим. Не действовали демократические принципы свободы совести, деятельность церкви строго контролировалась государством в центре и на местах, а правоохранительные органы вели борьбу с верующими, настроенными оппозиционно к Советской и патриаршей власти. Тем не менее, на втором этапе войны происходит расширение связей государства с церковью, усиливается их совместная работа по оказанию помощи фронту и тылу, число действующих храмов растет, а массовая атеистическая работа значительно сокращается.

Территориальные рамки исследования включают Горьковскую и Кировскую области - крупные, тыловые административно-территориальные единицы.

Горьковская область занимала площадь 74,8тыс. кв.км. и имела численность населения в 1939 году 3 565 ООО человек .1 Она играла важную роль по снабжению фронта вооружением. К концу войны предприятия Горьковской области давали 37% всех выпускаемых в стране танков, 11,3 % самолетов, 12,8 % орудий и большое число автомобилей и радиостанций.2

В Кировской области, занимавшей к началу войны площадь 121,4 тыс. кв. км., проживало 2 318 8 00 человек. За годы Великои Отечественной воины промышленный потенциал области значительно возрос. Тогда были построены шинный завод Наркомата резиновой

1 Горьковской области 50 лет. Статистический сборник. - Горький, I979.-C.5.

2 ГОПА НО. Ф.З, Оп.1, Д.5316, JT.23,24 ; книга памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 г r.-T.l.-Нижний Новгород, 1994.-С.339. 200 лет Вятской губернии,- Киров, 1996.-с.26. промышленности, завод. № 7 52 Наркомата химической промышленности, завод №6080 Наркомата боеприпасов и многие другие оборонные предприятия.1 В городе Кирове и районах области размещалось большое число эвакуированных предприятий и учреждений. Большая часть их продукции предназначалась для фронта.

На территории этих областей в годы Великой Отечественной войны существовали две епархии русской православной церкви - Горьковская .и Кировская.

В начальный период Великой Отечественной войны здесь действовало 6-10 храмов. Их число, по сравнению с 1917 годом, сократилось в Горьковской области 180-190 раз, в Кировской - в 60-65 раз. Церкви неравномерно размещались по территории областей. На огромных пространствах северной части обеих областей не было действующих церквей.2

Большие потери понесли епархии и в кадрах священнослужителей в предвоенные годы репрессий и антирелигиозной борьбы. К концу Великой Отечественной войны в связи с потеплением в государственной церковной политике численность действующих церквей увеличилось. В Горьковской области имелось 22 действующие церкви и 3 6 церквей функционировало в Кировской области. В обеих епархиях велась патриотическая работа среди населения на протяжении всего . периода Великой Отечественной войны. Верующие оказали огромную материальную поддержку фронту. Горьковская епархия была, лидером в стране по

1 Война в памяти народной .Кировская область в Великой Отечественной войне. - Киров, 1995.-С.68.

2 ГАНО 1 .Ф.3074,Оп.1,Д.3228,Л.9; Секретарю областного комитета ВКП(б) - тов. Лукьянову. // Война в памяти народной. Кировская область в годы Великой Отечественной войны. - Киров, 1995.-С.71.

3 ГА РФ. Ф. 6991, Оп.2, Д. 12, Л.б ; Д. 16, Л.1, Д.22, Л.63, 67, 68 ; Д.35, Л. 16-25; ГАНО 1. Ф. 3074, Оп.1, Д.3228, Л.9 . сбору средств на различные патриотические цели. Церквями области к 1 октября 1944 года было собрано 9 32 4 7 00 рублей ( около 3 % от общей суммы, собранной жителями области на этот период).1

Степень изученности темы В целом отечественная и зарубежная историография по проблеме политики Советского государства в отношении к Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны находится в стадии формирования.

Отечественную историографию XX века прошла в своём развитии два этапа:

Первый этап охватывает советский период с начала 1940-х годов до второй половины 1980-х годов - начала перестройки политической, общественной, и экономической жизни страны. Второй этап - вторая половина 1980-х годов-начало 1990-х годов постсоветский период развития.

На первом этапе отечественные исследования создавались в условиях жесткого идеологического диктата КПСС по отношению к исторической науке. Приоритетной была атеистическая направленность исследований. Вклад церкви в победу над фашизмом либо замалчивался, либо ставился в заслугу Советскому государству.

Второй период связан с демократизацией жизни в Российской Федерации. Со второй половины 1980-х годов значительно расширяется и углубляется тематика исследований. Широкая гласность сняла гриф секретности с данной проблемы, привлекла к ней интерес ученых, дала ГА РФ. Ф. 6991, Оп.2, Д.17, JI.37 ; Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории. (1941-1945 гг.- Книга З.-Нижний Новгород, 1995.-С.315-316. им большую свободу. Оценка церковной политики государства становится более объективной, а роль церкви в годы войны исследуется более основательно.

Уже во время войны появились первые работы, посвященные деятельности Русской православной церкви. Одной из них стала книга «Правда о религии в России», в которой содержится ряд свидетельств о материальной и духовной поддержке фронта тыловыми и оккупированными епархиями. В 194 3 году был издан сборник церковных документов «Русская православная церковь и Великая Отечественная война».1

После войны опубликованы биографические издания о деятельности патриархов Сергия (Страгородского)и о

Алексия (Симанского). В них говорится о подвижнической деятельности патриархов в военные годы, приводятся речи их выступлений, проповедей на патриотические темы, высоко оценена их заслуга в деле налаживания государственно-церковных взаимоотношений .

Ценность этих изданий в том, что они положили начало историографии и созданию источниковой базы проблемы.

В СССР долгое время не выходили работы научно-исследовательского плана по проблеме государственной церковной политики в годы Великой Отечественной войны из-за новой послевоенной волны атеистической политики в 50-е-70-е годы. Советские историки отмечали, что, несмотря на ослабление атеистической работы в годы войны, государство принимало меры по налаживанию

1 Правда о религии в России. - М.: Изд-во Московской патриархии, 1942 ; Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. - М.,1943.

2 Патриарх Сергий и его духовное наследство. - М.,1947; Алекий, патриарх Московский и всея Руси. Слова и речи, послания , обращения , доклады и статьи. -М.,1948. антирелигиозной пропаганды. При этом они ссылались на принятое в 194 4 году постановление ЦК ВКП (б) «Об организации научно-просветительской пропаганды».

В советские годы часто проводились конференции и круглые столы, на которых обсуждались содержание, формы и методы атеистической работы.1

В 7 0-е~80-е годы за рубежом выходит ряд работ, посвященных исследуемой проблеме. Их автор -правозащитник, священнослужитель Глеб Якунин. Статья «В служении культу» написана в 7 0-е годы, а в СССР была опубликована лишь в 198 9 году. Его книга «Трагедия русской церкви.1917-1945.» была издана в Париже.2

Известный публицист утверждает, что изменение отношения государства к Русской православной церкви в сторону потепления произошло в пропагандистско-политических целях. Особенно, по его мнению, это касалось политики открытия церквей, направленной на привлечение симпатий верующих к властям. Автор выделяет две причины изменения государственной церковной политики в годы Великой Отечественной войны: использование международного авторитета Русской православной церкви в деле установления контактов Советского Союза со странами антигитлеровской коалиции и возросшее влияние церкви на усиление патриотизма среди верующего населения страны.

Г. Якунин резко критикует вмешательство государства во все церковные дела, соглашательскую политику

1 Митин М.Б.О содержании и задачах научно-атеистической пропаганды в современных условиях./УНаука и религия. Сборник стенограмм, лекций, прочитанных на Всесоюзном совещании-семинаре по научно-атеистическим вопросам. - М.,1957.-С.8 ; Популярные лекции по атеизму .Под ред.В.А.Карпушина.-М.,1965.

2 Якунин Г. В служении культу .//На пути к свободе совести. Сост. Фурман Д.Е. и о. Марк (Смирнов).-М., 1989.-С. 171-206 ; Трагедия Русской церкви. 1917-1945.-Париж,1977. руководства Русской православной церкви и деятельность патриарха Алексия, который «награждает» И. Сталина такими эпитетами, как: «верховный вождь», «верховный вождь русского народа», «великий и мудрый вождь» и.т.п.1 Эту же точку зрения разделяет другой историк Русской церкви - В. Степанов (Русак). Свои критические выводы исследователи подтверждают большим количеством примеров и статистических данных, касающихся функционирования церкви в военный период. На наш взгляд, их работы не имеют объективного характера, так как не отражают позитивные стороны государственно церковных контактов военной поры.

V ' В 80-е годы в связи с перестроечными процессами в

§1 о J советском обществе отношение к Русской православной церкви начинает постепенно изменяется. На XXVII съезде КПСС,(1986 год), было осторожно заявлено: « Партия Ч)" использует средства воздействия для широкого распространения научно - материалистического миропонимания, для преодоления религиозных л предрассудков, не допуская оскорбления чувств з верующих».

Во второй половине 8 0-х годов появляется большое а ^число трудов по истории атеизма в СССР, в которых . Прослеживается более лояльное отношение к верующим^4) ./• ^ V 4—'—------у

Впервые отмечается и патриотическая позиция Русской

Ь- V Ч v ^ / \ •—- „ „ 4

К православно1^церкви) в годы Великой Отечественной войны.

1 Якунин Г. В служении культу.-С.172-173.

2 Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения,- Том 3. - М., 1993.-С. 18-20.

3 Материалы ХХУ11 съезда КПСС. - М.,1986,-С.165.

4 Атеизм в СССР: становление и развитие .-М., 1986.-С.73 ; История и теория атеизма.-М.,1987.-С.408 ; Гордненко Н. С. Основы научного атеизма. - М.,1988.-С.257 и др:

Заслуги Русской православной церкви учеными ij связывались с политикой государства в отношении к религии, которая предусматривает соблюдение свободы совести и участие верующих во всех государственных делах. В работах историков периода перестройки наиболее распространенной стала следующая оценка политики партии в отношении к церкви в военное время: «Героизм Советского народа в борьбе с фашизмом показал истинность линии партии, направленной на союз верующих и неверующих для достижения идеального коммунизма.»1

В то же время появляются работы, написанные на местном материале. Особенности реализации государственной церковной долитики в Горьковской

И/^аЛ IС. м £ !''М- с " С. j '.' ut1 '><.'-£области затронуты в исследовании С.М. Малиновкина. Он дает свою оценку политике государства по отношению к религии в военное время: «Зарубежные фальсификаторы распространили миф о том, что якобы в годы войны атеизм в нашей стране потерпел поражение. и началось религиозное обновление воюющей России. В годы войны религиозность верующих несколько оживилась. На это повлияла патриотическая позиция церкви. В годы войны служители церкви, сначала в Горьком и Харькове, а затем во всей стране проводили среди верующих сбор добровольных пожертвований на нужды фронта. Рост о религиозности не превышал отход от религии.» В о обобщающем труде «История Горьковской области» дается общая характеристика подвига горьковчан на фронте и в

1 Атеизм в СССР: становление и развитие.-М.,1986.-С.73. " Малиновкин С.М. От религии к атеизму.-Горький,1987.-С.91-92. Тюрина А.И.,Федоров В.Д.,Чемоданов JI.A. История Горьковской области.-Горький,1989. тылу в годы Великой Отечественной войны и не уделяется внимание такому аспекту, как материальная помощь фронту Горьковской епархией,- которая была огромной по сравнению с другими регионами страны.

Аналогичная ситуация в освещении проблемы в 50-80-е годы сложилась и в Кировской области. В литературе, посвященной важным проблемам Великой Отечественной войны, основное внимание уделяется общему вкладу кировчан в дело победы, и нет даже упоминания о патриотической деятельности церкви и верующих.1

Таким образом, на первом, советском этапе развития ■ /. г '■' ■'" ■.' " ' ■' с 'it etc &t' историография отличалась в основном ^ атеистической направленностью. Большее внимание уделялось советскому государству, как гаранту соблюдения принципа свободы совести и меньше внимания отводилось патриотической позиции верующих и духовенства. В зарубежных изданиях давалась более полная оценка заслуг Русской православной церкви в разгроме фашизма. В советское время начался процесс становления историографии, накапливались факты, намечались контуры изучения государственной церковной политики в годы Великой Отечественной войны.

Второй период историографии начинается с подготовки к празднованию в 1988-1990 годах 1000-летия крещения Руси, а празднование 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в 1995

1 Очерки истории Кировской области. Науч. ред. Эмаусского А.В., Кирюхиной Е.И. - Киров : Волго-Вятское книжное издательство, 1972 ; История города Кирова. Под ред. Эмаусского А.В., Кирюхиной Е.И.Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1974; Хрестоматия по истории Кировской области. Под ред. Эмаусского А.В., Кирюхиной Е.И.- Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. году значительно усилило внимание ученых к данной теме. Новый период отличается свободой исторических исследований, независимостью их от политической конъюнктуры, широкой документальной базой.

В нашей стране и за рубежом появляются труды, целиком посвященные проблеме отношений государства и церкви. В работах В.А. Алексеева, М.И. Одинцова, В. Цыпина в основном говорится о путях развития этих отношений в 1943-1945 годах.1 Исследователи вводят в научный оборот большое число новых архивных материалов, уделяют внимание патриотической и организаторской деятельности церковного руководства. Канадский историк Д. В. Поспеловский пишет о патриотической позиции

Л 0

1 Русской православной церкви, раскрывает международные причины, заставившие советское руководство поити на

V' t t v \ rj контакты с ней. Несколько преувеличены, по нашему лО-' ч мнению, его выводы о самостоятельности церкви в военное

С 2

•> . время. Г ' ч'\ В 90-е годы был защищен ряд диссертаций по истории взаимоотношений государства и церкви в период Великой Отечественной войны.3

О.Ю. Васильева останавливается на причинах изменения государственной политики в отношении к

1 .Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. -М.: Политиздат, 1991 ; Одинцов М. И. Государство и церковь : история взаимоотношений. - М.: РАУ, 1991 ; Государство и церковь в России. - М.- Прогресс, 1994 ;Цыпин В. История Русской православной церкви. 1917-1990.-М.: Хроника, 1994.

2 Поспеловский В.Д. Русская православная церковь в XX веке ,-М.: Пропилеи, 1995. Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской православной церквив период Великой Отечественной войны. Дис. канд ист. наук.-м.,1990 ;Горбатов А.В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области. Дис. канд. ист. наук.-Кемерово,1996 ;Гущина А.В. Эволюция отношений государства и Русской православной церкви в годы Великой отечественной войны. 1941-1945 г г. Дис. канд. ист. наук.-М„ 19996 ; Чумаченко Т.А. Советское государство и Русская православная церковь: история взаимоотношений, 1940-е-первая половина 1950-хгодов. Дис. канд ист. наук.-М.-1995 ; Шимон И.Я. Русская православная церковь в период Великой Отечественной войны.1941-1945 гг. Дис. докт. ист. наук,-М., 1956 ; Шкаровский М.В. Русская православная церковь и религиозная политика Советского государства 1939-1964 г г. Дис. докт. ист. наук.-С.Пб.,1996; Якунин В. За веру и отечество.-Самара,1995. церкви, на основных её направлениях, на патриотической деятельности Русской православной церкви. В диссертационных исследованиях Т.А. Чумаченко и М.В. Шкаровского раскрываются не только особенности государственно-церковных взаимоотношений, но и дается оценка методов и форм работы, которые использовало государство при формировании церковной политики. Ученые прослеживают тенденции развития государственно-церковных взаимоотношений в военный и послевоенный периоды в общегосударственном масштабе, но рассмотрению особенностей взаимоотношений государства и церкви на начальном этапе войны и на местном региональном уровне уделяется мало внимания.

Самое фундаментальное исследование данной проблемы проведено в докторской диссертации И.Я. Шимона. Ученый приводит множество примеров, •отражающих патриотическую деятельность церкви . и реализацию государственной политики в отношении к религии в некоторых регионах страны. Его работа отличается многоплановостью поднятых проблем, широтой и убедительностью аргументации. В ней прослеживается стремление дать объективный анализ событий без излишней политизации и идеологической конъюнктуры.

Труды В. Якунина и А. В. Гущиной носят обобщающий характер. В них рассматриваются главные события в истории государственно-церковных взаимоотношений в военный период.

Проблему патриотической деятельности различных епархий страны поднимает М.А. Вылцан. Его статья содержит немало ярких примеров из жизни верующих различных епархий, в том числе Горьковской и Кировской, в военный период. Он обращает внимание на глубокие религиозные чувства, сохранившиеся в деревне.1

На втором этапе развития историографии начинается исследование государственной политики по отношению к церкви и на региональном уровне.

Одной из первых стала статья А. И. Перелыгина.2 Он обобщает в ней вклад верующих Орловской области в дело Победы и раскрывает смысл государственной политики по отношению к церкви на ранее оккупированной территории данного региона.

Диссертация В. А. Горбатова написана на материалах Кемеровской области. Здесь исследуются взаимоотношения Русской православной церкви с государственными и партийными структурами, правоохранительными органами. Однако, автор начинает своё исследование с сентября 1943 года и главное внимание отводит рассмотрению событий 50-60-х годов.

Церковная политика властей Горьковской и Кировской областей изучена слабо. Диссертационные исследования и монографические работы по этим регионам отсутствуют. Имеющиеся научные статьи и другие издания освещают данную проблему фрагментарно.

В Нижегородской области к 50-летию Победы над фашизмом прошла научная конференция. В докладах В. Мошкова и JI.M. Добролюбовой, В.Н. Самусь анализируется Вылцан М.А. Приказ и проповедь: способы мобилизации ресурсов деревнив годы войны./Ютечественная история,- 1995.-ЖЗ.-С.69-80. ПерелыгинА.И. Русская православная церковь на Орловщине в годы Великой Отечественной войны.//Отечественная история.-1995.-№4.-С.126-136.

J Горбатов А.В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области, 1943-1969 г.г.-Дис. канд ист. наук.-М.,1996. материальная помощь фронту верующих и духовенства Горьковской епархии.1

Управление Федеральной службы безопасности по Кировской области к 50-летию Победы в войне также провело научно-практическую конференцию. На ней рассматривались вопросы помощи церкви в формировании патриотических настроений у народа, борьба органов

НКВД с группами верующих, распространявших среди 2 населения пораженческие и антисоветские настроения.

В заключительном томе «Книги памяти Кировской области» также отмечена патриотическая деятельность местной епархии по духовной и материальной поддержке з воинов и тружеников тыла.

В исследованиях Ю.А. Перчикова, Г.Г. Загвоздкина, Л.Г. Сахаровой дается общая оценка государственно-церковных отношений военные годы.4

Молодой нижегородский' исследователь И. Макаров впервые провел историографический обзор изданий о патриотической деятельности Русской православной церкви в военный период. Однако, он анализировал только литературу, появившуюся в 1990-е годы .5

Мошков В., Добролюбова J1.M. Русская православная церковь и Великая Отечественная война.//Горьковская область в Великой Отечественной войне: взгляд через 50 лет. Материалы научно-практической конфеенции.-Нижний Новгород, 1995.-С.208-212 ; Самусь В.Н. Помощь Русской православной церкви фронту.// Там же.-С.192-194. Миклин А.Н. Деятельность Русской православной церкви и Истинно православной церкви в годы Великой Отечественной войны и др. // Война в памяти народной. Кировская область в годы Великой Отечественной войны. - Киров, 1995.

J Козлов П.Е. Сотворение победы. Заключительный ХУ1 том Книги памяти Кировской области,- Киров, 1995.-С.509-510.

4 Загвоздкин Г.Г. Цена победы- Киров, 1991 ; Откуда мы родом?//История. Энциклопедия земли Вятской. -Киров, 1995 : Загвоздкин Г.Г., Сахарова Л.Г. Об отношениях церкви и государства в годы Великой Отечественной войны.// Российский исторический журнал.-1999.-№ 2.-С.62-64; Перчиков Ю.А. Из истории Русской православной церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны.//Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Материалы международной научной конференции.-Т. 1 .-Киров, 1996.-С.383-386.

5 Макаров И.В.Проблемы изучения патриотической деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны в отечественной историографии//Наука молодых: проблемы, поиски и решения.-Арзамас,1999.-С.76

Таким образом, с конца 8 0-х годов значительно расширилось число публикаций по 'исследуемой проблеме. Увеличилась география исследований. Появились первые попытки исследования малоизученных проблем. Для новейшей историографии характерны более объективный подход, стремление выявить достоинства и недостатки в государственно-церковных отношениях военного времени. Весь этот задел является хорошей'базой для воссоздания достаточно полной картины государственно-церковных контактов в военные годы. Но для исследователей осталось еще большое поле деятельности. Почти не исследованы отношения государства к Русской православной церкви в начальный период войны в большинстве областей советского тыла. Мало изучено отношение государства к оппозиционным Советской и патриаршей власти течениям Русской православной церкви, связи финансовых и правоохранительных структур с церковью.

Проведенный историографический обзор свидетельствует, что государственная церковная политика в годы Великой Отечественной войны остается малоизученной проблемой. В данном диссертационном исследовании делается попытка в определенной мере восполнить существующие пробелы современной историографии.

Цель исследования - комплексно изучить содержание и основные направления политики местных органов власти по отношению к Русской православной церкви в Горьковской и Кировской областях, её развитие от начала до конца Великой Отечественной войны.

В соответствии с. целью работы ставится ряд конкретных задач исследования:

1.Выявить смысл и причины перестройки церковной политики органов власти Горьковской и Кировской областей в годы Великой Отечественной войны. Показать эволюцию этой политики от довоенной изоляции церкви к установлению официальных отношений. с нею. Исследовать степень изученности данной проблемы.

2. Раскрыть содержание, каналы и результаты сотрудничества местных органов власти и епархий в годы Великой Отечественной войны.

3.Показать систему контроля местных властных структур за деятельностью Русской православной церкви и оппозиционных ей течений в военных условиях.

4.Обобщить вклад местных епархий. в дело разгрома фашизма.

5. Обобщить накопленный опыт реализации государственной церковной политики, сформулировать соответствующие практические рекомендации на основе результатов исследования.

Решение этих задач потребовало использования широкого круга исторических источников.

Первую группу исторических источников представляют опубликованные документы и материалы, речи и статьи деятелей государства -и Русской православной церкви, местных руководителей власти и церкви. Они представлены в сборниках: « Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов.» (М.,1943), «Патриарх Сергий и его духовное наследство» (М.,1947), «Алексий, патриарх Московский и всея Руси.

Слова и речи, послания, обращения, доклады и статьи.» (М.,1948). Содержащиеся в этих сборниках документы дают возможность проследить изменение государственной политики по отношению к религии на всем протяжении Великой Отечественной войны, а также эволюцию позиции 'Русской православной церкви. Некоторые документы содержат статистические сведения о сборе средств на нужды обороны и другие цели, о количестве действующих храмов, о числе верующих.

Картину настроений народа и его жизни в годы войны можно проследить по документам, опубликованным в общесоюзных, областных и зарубежных сборниках.1

Позиция Горьковской и Кировской организаций ВКП (б) и ЦК ВКП(б)отражена в сборниках документов, изданных в р

60-70-е годы. Здесь отражены планы ВКП(б) по организации культурно-просветительской работы среди населения, которая являлась противовесом влиянию церкви на трудящихся.

Ко второй группе источников относятся региональные статистические сборники и энциклопедические издания, в которых имеются данные о численности населения (сельского и городского), об итогах атеистической работы в СССР в 20-30-е годы, о материальной помощи жителей областей фронту. Хотя следует отметить, что

Война в памяти народной. Кировская область в годы Великой Отечественной войны.Документы и материалы.-Киров, 1995 ; Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории. (1941-1945 г.г.) Книга З.-Нижний Новгород, 1995 ; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференциях и пленумов ЦК. 8-е издание.-М., 1974; Подвиг тыла: документы, материалы газет, и радио военных лет, дневники, письма,воспоминания.-М., 1970; Русская православная церковь в советское время (1917-1991 г.г.) в 2-х томах. - М„ 1995 ; Только документы. - М.,1970 ; P. Hautman, G .Striker. Die Orthodohe Kirhe in Rusland. Dokumente ihrer Geschichte . (860-1980). Gottingen: Vanderhoek 8 Ruprecht 1988 2 Горьковская партийная организация в годы Великой отечественной войны 1941-1945 г.г.: Сборник документов. -Горький , 1975 ;Кировская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов.-Киров,1961 ; КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференциях и пленумах ЦК.8-е издание. -Т.6.-М.,1974. данных, касающихся деятельности. Русской православной церкви в советский период, в этих сборниках не содержится.1

Третью группу источников составляют периодические издания - центральные- и местные газеты и журналы. В диссертации использованы материалы центральной газеты «Правда» и областных газет «Горьковская коммуна» и «Кировская правда». Пресса военного времени отражала политику государства по отношению к Русской православной церкви, освещала контакты советского руководства с церковью- в центре и на местах. Материалы газет позволяют проследить динамику изменений государственно-церковной политики. В районных газетах, которые выходили в Горьковской и Кировской областях в военные годы, не уделяется внимания контактам государства и церкви. В них большое место отводится освещению ситуации на- фронте, самоотверженному труду о рабочих и колхозников.

Для исследования привлечены- также документальные материалы, опубликованные в современных журналах:

•о

Отечественная история» и «Исторический архив».

Четвертую и основную группу источников составили неопубликованные архивные материалы. В ходе подготовки диссертации изучено десять фондов в восьми центральных и местных архивах. Документы и материалы извлечены из

1 Горьковской области 50 лет. Статистический сборник. - Горький, 1978 ; Великая Отечественная война. Энциклопедия. - М.,1985 ; 200 лет вятской губернии. Статистический сборник. - Киров, 1996 . " «Арзамасская правда»; «Рабочая Балахна» ; «Кулебакский метапист» ; «Лукояновский колхозник» ; «Кировская искра» и др.- июнь 1941-май 1945г.

J Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны.( 1943-1945 г.г.)Под. ред. Одинцова М.И.// Отечественные архивы.-1995.-№ 2,3 .-С.41-70; Достойный сын земли Нижегородской. Материалы к биографии патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Под ред.Одинцова М.И.// Исторический архив.-1999.-№ 6.-C. 161 -195. центральных архивов - Российского государственного социально-политического архива (РГАСПИ) и

Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) в г. Москве и в их региональных отделениях Государственного архива Нижегородской области (ГАН01), Государственного общественно - политический архива Нижегородской области (ГОПА НО) , Арзамасского территориального архива Нижегородской области (ГАНО 2), Государственного архива Кировской области (ГАКО), Центра документации новейшей истории Кировской области (ЦДНИ КО) , Архива Управления Федеральной службы безопасности по Кировской области. Архивные материалы в большинстве случаев вводятся в научный оборот впервые.

Богатый, недавно рассекреченный материал по теме диссертации содержится в фондах Горьковского областного исполнительного комитета депутатов трудящихся (Ф.3074,ГАНО 1), Горьковского областного комитета ВКП (б)(Ф.З, ГОПА НО), Арзамасского районного исполнительного комитета депутатов трудящихся ( Ф.550, ГАНО 2),Кировского областного комитета депутатов трудящихся (Ф.1269,ГАКО), Кировского областного комитета ВКП (б) ( Ф.1290, ЦДНИ КО).

Документы фонда Центрального Комитета ВКП (б) (Ф.17,РГАСПИ) позволили выявить содержание политики партии и государства по отношению к Русской православной церкви на протяжении всей войны.

Материалы фонда Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР (Ф.6991, ГА РФ) дали возможность показать реализацию и государственной и церковной политики на местах. В фонде имеются отчеты уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР за 1943-1945 годы.

В архиве Управления Федеральной службы безопасности по Кировской области- (Су-3078, 7814, 9215, 10914, 11110, 11109, 11421) хранятся сведения о надзоре органов НКВД за деятельностью • Русской православной церкви и оппозиционных Советской и патриаршей власти православных течений, сведения о мерах, принятых к верующим, нарушавшим советское законодательство.

Архивные фонды имеют богатые пласты документов, которые можно разделить на три группы по их содержанию.

Первую группу представляют постановления центральных советских и церковных органов по вопросам жизнедеятельности церкви.

Вторая группа включает деловую переписку местных уполномоченных, церковнослужителей и верующих с вышестоящими инстанциями. Это - сводки, докладные записки и отчеты, уголовные дела-верующих и т. д.

Третья группа документов представлена заявлениями, просьбами и жалобами верующих по вопросам открытия и работы церквей, нарушения законов местными властями и чиновниками.

В последние годы расширяется доступ исследователей к фондам архивов, увеличивается -объем рассекреченных архивных документов, но все же остается немало описей и дел с пометкой « не выдается». Ограничен допуск к архивам прокуратуры и Федеральной службы безопасности, в центре и на местах. Диссертанту не удалось поработать в архиве У ФСБ по Горьковской области.

В четвертую группу источников вошли мемуары, воспоминания, интервью и анкеты. Диссертантом проведено интервьюирование и анкетирование ряда участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла Горьковской и Кировской областях. Полученные данные иллюстрируют многие аспекты изучаемой проблемы. Важным дополнением стали воспоминания жителей Кировской области о войне, собранные вятским историком В.А. Берлинских.1

Отсутствие доступа к ряду документов, бессистемность и неточность данных в отчетах уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви затрудняли работу исследователя. Все же в диссертации использован достаточно широкий круг источников, которые обеспечили достаточно полную и аргументированную базу для изучения проблемы.

Объектом исследования выступают партийные и советские органы власти, органы государственной безопасности общественные организации, епархии Русской православной церкви и объединения Истинно православной церкви, действовавшие на территории Горьковской и Кировской областей в изучаемый период.

Предметом исследования являются политические, социально-экономические и правовые аспекты государственной политики местных органов власти по отношению к Русской православной церкви в 1941-1945 годах, её практическая организация и достигнутые результаты.

1 Берлинских В. Война в памяти народной. - Киров: Вятка, 1996.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности. Принцип историзма требует конкретного, всестороннего изучения событий в их последовательном развитии и исследование влияния событий на общий ход истории. Принцип объективности требует учета всех факторов, влияющих на ход исторического события, анализа разных точек зрения участников, свидетелей и исследователей этого события, максимального устранения из процесса исторического изучения субъективных установок самого автора и политической конъюнктуры.

Автором диссертации использованы следующие методы исследования: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, логический метод и метод классификации. Кроме научных и исторических методов познания, применялся и эмпирический метод: анкетирование, беседы, интервьюирование участников и свидетелей военных событий. Научные принципы и обе группы методов исследования в совокупности позволили воссоздать научную, объективную картину изучаемого аспекта истории.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является первой попыткой комплексного анализа государственной политики по отношению к Русской православной церкви за весь период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на примере двух крупных тыловых регионов страны. Предыдущие исследования практически не касались государственной церковной политики в первый период Великой Отечественной войны. На материалах Горьковской и

Кировской областей эта проблема до сих пор была только поставлена и подробно не изучалась.

Кроме того, диссертантом исследована система контроля местных органов власти за деятельностью Русской православной церкви и ее оппозиционных течений, показано позитивное и негативное в деятельности местных органов власти по отношению к церкви, обобщен вклад верующих в дело разгрома фашизма. Исследуется диалектика и обобщается опыт церковной политики различных властных структур.

Наряду с Русской православной церковью в диссертации впервые изучается деятельность крупного оппозиционного течения Русской православной церкви, именуемого Истинно православной церковью. В исследовании дается оценка деятельности партийной пропаганды и агитации по формированию нового отношения государства и общества к религии.

Особое место отводится рассмотрению патриотической деятельности Горьковской и Кировской епархий, так как именно эта работа стала одной из главных причин потепления государственной церковной политики в военные годы.

Практическая значимость диссертации обусловлена актуальностью поднятой темы, её близостью к современным проблемам налаживания сотрудничества между государством и Русской православной церковью, необходимостью возрождения духовного наследия России и исторических традиций российского народа.

Полученные результаты исследования дают определенный материал для дальнейших научных обобщений. Они могут быть использованы в. непосредственной деятельности современных властных и церковных структур, средств массовой информации, в преподавании истории России в школе и в вузе.

Апробация исследования. Основные положения исследования обсуждались на кафедре истории России Вятского государственного технического университета, Арзамасского государственного педагогического института имени А.П. Гайдара и 5 всероссийских и региональных научно-практических конференциях: в г. Арзамасе Нижегородской области в 1998- 2000 годах, в г. Нижнем Новгороде в октябре 1999 года, в г. Вологде на научном форуме в феврале 2000 года. Материалы исследования использованы в работе со студентами.

Основные результаты диссертации опубликованы в 7 научных работах общим объемом 2,5 печатных листа.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Государственная политика по отношению к русской православной церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."

Выводы по главе IX:

1. Советское государство на завершающем этапе Великой Отечественной войны принимает помощь Русской православной церкви с целью решения сложных 'проблем внутри- и внешнеполитического плана. Деятельность Русской православной церкви осуществляется целиком под контролем органов центральной, местной власти и НКВД.

2. На местах окончательно утверждается институт уполномоченных Совета по делам ' Русской православной церкви при СНК СССР. Они должны были курировать все вопросы жизнедеятельности Русской православной церкви в соответствии с общей религиозной политикой государства. Они должны были обладать полными сведениями о состоянии дел в епархии на подконтрольной территории, ориентироваться в ' массе заявлений и ходатайств по поводу открытия церквей, чтобы 'принять решение, удовлетворяющее просьбы верующей части населения и не противоречащие законодательству. Местные уполномоченные Совета по делам Русской православной церкви подвергали контролю выполнение церковью государственного заказа по расширению патриотической работы и вмешивались в связи с' этим в богослужебную деятельность церкви.

3. В рамках демонстрации на международной арене соблюдения демократического принципа свободы совести и возможности объединения верующих вокруг официальной церкви, которую легче контролировать, государство начинает политику открытия церквей. На территории Горьковской и Кировской областей местные власти придерживались принципа открытия 1-2 церквей на район. К концу войны во многих районах была возобновлена работа церквей, на территории северных районов обеих областей действующие церкви практически отсутствовали, так как не было пустующих церковных зданий , активности верующих в подаче ходатайств по этому вопросу и существовало разнообразие православных течений и сект.

4. Оппозиционная деятельность православных верующих, как патриаршей ориентации, так и. истинно православных христиан, пресекалась. Контроль над настроениями в среде верующих осуществляли органы НКВД.

Строгие меры наказания применялись к тем, кто распространял слухи пораженческого и антисоветского характера. За военный период было ликвидировано несколько групп, причисляющих себя к Истинной православной церкви. Преследованиям подвергались бывшие священники, занимавшиеся нелегальной богослужебной деятельностью на территории данных областей и создающие при этом благоприятную среду для распространения нежелательных в военное время провокационных слухов.

Таким образом, сложные условия Великой

Отечественной войны послужили причиной уступок атеистического государства церкви. Несмотря на жесткий контроль со стороны государства , была восстановлена деятельность православных приходов во многих регионах страны. Государство пошло на юридическое закрепление позиций Русской православной церкви, восстановление её структуры управления и дало относительную свободу в решении вопросов внутрицерковной жизни.

В отличие от непримиримой борьбы государства с религией и церковью в 1920-е 1930-е годы, ставившей целью полный отказ от неё, в военное время был сделан положительный шаг по возрождению Русской православной церкви и ее традиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Все дальше уходит история Великой Отечественной войны, но изучение причин победы Советского Союза в этой трудной схватке остается актуальным вопросом в исторической науке. Несмотря на атеистическую сущность Советская власть сумела оценить и использовать авторитет Русской православной церкви в борьбе с врагом. Церковь на фронте и в тылу стала мощной силой консолидирующей духовные и материальные возможности защитников Отечества.

Политика местных властей в отношении к Русской православной церкви строилась на основе государственной политики, но имела свою специфику на различных этапах войн и существенно отличалась от довоенной, сугубо антицерковной политики.

В первой половине Великой Отечественной войны в стране начался процесс пассивного сотрудничества j государства и церкви, была прекращена антирелигиозная пропаганда, но (Официальные отношения между ними были / установлены лишь с сентября 1943 года. Тем не менее, в

Горьковской и Кировской областях местные власти все настойчивее ставят вопрос о необходимости использовании рычагов церкви для объединения тружеников тыла, о возможности лучшего контроля за деятельностью и настроениями большого числа верующих. В первые годы войны в этом плане местные власти Горьковской и Кировской областей делают ряд уступок церкви, не дожидаясь рекомендаций от вышестоящих инстанций. Открываются церкви в густонаселенных районах. Верующие получают возможность беспрепятственно посещать храмы и участвовать в церковной жизни. Расширяется деятельность церкви по оказанию моральной и материальной поддержки воюющего народа.

С момента нападения фашистов на нашу страну Горьковская и Кировская епархии поддержали патриотические призывы высшего церковного и государственного руководства. Они развернули широкомасштабную работу по воспитанию у народа патриотических чувств по вовлечению его в трудовую деятельность и сбор материальных пожертвований на нужды фронта. Горьковская епархия, несмотря на малое число действующих церквей, стала лидером в масштабе страны по объему оказанной материальной помощи фронту: Она собрала около 9 324 700 рублей.

HCjvpe'uir,; поп^оп? и?-,т, уг.рр'лщк г . .j-.y гГ: : 1 гз аойне •. • " '.'• .ветског"* ''о.

1 с -/'ХреПЛТ-'-/'У ('•-.;!■" ■•••!0.' . 'ОйС'МЛ г; hOCTK !■ вооружени,-; ,ri'с- ':<■■ , .я. р--■■■■ ;--<t|jicj

СОБС1СТ::ОГО ЮС '■.■-■■ . •■■ Р^С" ■ ■ "'.у П-НОЙ

В сентябре 194 3 года государство создает 'систему центральных и официальных местных органов, призванных осуществлять связи с церковью и контролировать её деятельность, ими стали Советы по делам Русской православной церкви и их уполномоченные на местах. Восстанавливается управление 'Русской православной церковью во главе с законно избранным патриархом Сергием (Страгородским), определяется порядок открытия церквей и имущественное положение церкви.

Репрессированные ранее священники получают возможность возобновить богослужебную деятельность.

Все же структура церковных учреждений в Горьковской и Кировской областях возрождалась довольно медленно. Сказывалось разорение церквей в 20-30-е годы, занятость церковных зданий хозяйственными предприятиями и учреждениями, десятилетие атеистической работы, зависимость церкви от местных властей в решении большинства вопросов ее деятельности и сильные позиции таких православных течений, как старообрядчество и Истинная православная церковь.

Несмотря на это во время Великой Отечественной войны Горьковская и Кировская епархии смогли частично возместить потери, нанесенные за два предшествующих десятилетия борьбы государства с религией. Выросло число действующих церквей. В Горьковской области почти в 4 раза, в Кировской - в 5-6 раз. Люди получили, возможность свободно выражать свои религиозные чувства, получать информацию о деятельности церкви через государственные и церковные издания. В условиях войны направленность богослужений и проповедей приняла антифашистский характер. Они прививали любовь к родной земле, людям и Отечеству.

Таким образом, государство, изменив политику в отношении к Русской православной церкви в сторону смягчения, достигло ряда целей: определенной стабилизации общества, укрепления патриотического духа людей, объединения всех сил государства и общества для достижения победы над фашизмом в 194 5 году.

Хотя существенного изменения позиции государства в отношении религии не произошло. Органами пропаганды и агитации была разработана новая система более мягких методов борьбы с «религиозными предрассудками и церковью», основанная на пропаганде научных знаний и работе культурно-просветительских учреждений.

Процесс либерализации отношения государства к церкви сопровождался скрытой жесткой политикой контроля государства за всеми сторонами функционирования церкви и репрессий по отношению верующих, настроенных оппозиционно к Советской власти. Репрессии опирались на советское законодательство военного времени. Чаще всего причинами привлечения к уголовной ответственности служило распространение верующими провокационных слухов, призывы к саботированию хозяйственных мероприятий Советской власти и службы в армии. Эта политика проводилась в целях недопущения расширения влияния церкви на народ и пресечения оппозиционных взглядов по отношению к Советской власти внутри действующей во многом в интересах государственной власти Русской православной церкви.

На основе проведенного исследования можно определить ряд уроков и практических рекомендаций:

1.Конфронтация не дает желаемых результатов. Только в единстве действий государства, церкви и других общественных институтов можно решить многие проблемы общественного развития. Военный опыт государственно-церковных контактов лучшее тому подтверждение.

2.Учитывая богатый исторический опыт и значение Русской православной церкви в деле консолидации российского общества, следует шире привлекать её возможности к решению насущных светских проблем заботы о воинах, детях, инвалидах, заключенных, путем создания постоянно действующих государственно-церковных комитетов и организаций, что способствовало бы нравственному оздоровлению российского общества.

3.Для морального и материального стимулирования гуманистической направленности деятельности церкви и местных органов власти целесообразно учредить независимые специальные фонды, которые создавались бы на паритетных началах самой церковью и государственными органами.

4. Опыт сотрудничества государства и церкви в годы борьбы с фашизмом следует шире использовать при

Л ' подготовке учебников, пособий в педагогической и просветительской практике.

Реализация этих и других мер стала бы наглядным подтверждением реального осуществления социальной политики, о которой заботятся ныне многие политические партии и движения.

 

Список научной литературыСахарова, Людмила Геннадьевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. История СССР в документах и иллюстрациях. 1917-1971г.г.М.: Политиздат, 1973.- С. 398.

2. Кировская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны: Сборник документов. -Киров: Кировское книжное издательство, 1961.-376.

3. КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференциях и пленумах

4. ЦК.- 8-е издание. -Т.6.-. М .: 1974.-Том 6.- 507 с.

5. Правда о религии в России. М.: Изд-во Московской патриархии, 1943.- 111 с.

6. Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М.: Изд-во Московской патриархии, 1943.-100 с.

7. Русская православная церковь в советское время (1917-1991 г.г.). Том 2. -М.: Пропилеи,-1994,- 462 с.

8. Сборник документов и материалов по истории СССР советского периода ( 1917-1958 г.г.). Под. Ред. Волкова И.М.- М.: МГУ, 1966.-621 с.

9. ЫО.Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952.- М.: Юридическая литература, 1953.- 463 с.

10. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР: 1938-1975.-Том 2.-М.: Известия, 1975.- 716 с.

11. Хрестоматия по истории Кировской области. Под ред. Эмаусского А.В., Кирюхиной Е.И.- Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1982. -192 с.

12. Неопубликованные источники.

13. Государственный архив Российской Федерации ( ГАРФ)

14. Опись 2, Д 68. Опись 2 Д. 186.

15. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)1. Ф. 17: ЦК ВКП (б).

16. Опись125, Д. 93. Опись125, Д. 167. Опись 125, Д.242.

17. Государственный архив Нижегородской области (ГАНО 1)

18. Ф. 3074: Исполнительный комитет Горьковского областного Советадепутатов трудящихся.1. Опись 1, Д.2732.1. Опись 1, Д.2922.1. Опись 1,Д.3065.1. Опись 1, Д.3228.

19. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПА НО)

20. Ф.З: Горьковский обком ВКП (б) ( КПСС).1. Опись 1,Д.2169.1. Опись 1, Д.2177.1. Опись 1, Д.2398.1. Опись 1, Д.2442.1. Опись 1, Д.2788.1. Опись 1, Д.2794.1. Опись 1, Д.3307.

21. Арзамасский территориальный архив Нижегородской области ( ГАНО 2)

22. Ф.550: Арзамасский районный Совет депутатов трудящихся.1. Опись 1,Д.93.1. Опись 5,Д.47.1. Опись 5, Д.73.1. Опись 5, Д.80.

23. Ф.26: Арзамасское духовное училище. Опись 1,д.93.

24. Государственный архив Кировской области (ГАКО)

25. Центр документов новейшей истории Кировской области (ЦДНИ КО)

26. Ф.1290: Кировский обком ВКП (б) (КПСС).1. Опись 7, Д.137.1. Опись 8, Д.67.1. Опись 8, Д. 157.1. Опись 8, Д.158.1. Опись 10, Д.36.1. ОписьЮ, Д.143.1. Опись 10, Д.3192.1. Опись 13, Д.255.

27. Архив у ФСБ по Кировской области.

28. Су-3708. Су-7814. Су-9215. Су-10914. Су-11110. Су-11109. Су-11421.

29. З.Статистические источники

30. Великая Отечественная война 1941-1945 . Энциклопедия. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1985.- 508. с.

31. Горьковской области 50 лет. Статистический сборник. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1978. - 201 с.

32. Двести лет Вятской губернии. Статистический сборник. Киров: Кировский областной комитет государственной статистики,1996. - 458 с.

33. Народное хозяйство Горьковской области за 50 лет. 1917-1967. Статистический сборник. Горький: Волго-Вятское книжное издательство.-244 с.4. Периодическая печать

34. Журнал Московской патриархии. Орган Русской православной церкви. 1943,1944, 1945.

35. Правда. Орган ЦК ВКП (б) и Московского комитета ВКП (б).

36. Горьковская коммуна. Орган Горьковского обкома и горкома ВКП(б).

37. С 1951 года Горьковская правда)

38. Кировская правда. Орган Кировского областного и городского комитетов ВКП (б), областного и городского комитетов депутатов. трудящихся.

39. ЛИТЕРАТУРА И ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 5. Диссертационные исследования.

40. Засильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны. Дис. канд. ист. наук. М., 1990,- 163 с.

41. Горбатов А.В. Церковно- государственные взаимоотношения в Кемеровской области, 1943-1969. Дис. канд. ист. наук.- Кемерово, 1996.171 с.

42. Гущина А.В. Эволюция отношений государства и Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны. 1941.1945г.г. Дис. канд. ист. наук. М., 1996,- 140 с.

43. Чумаченко Т.А. Советское государство и Русская православная церковь : история взаимоотношений , 1940 е первая половина 1950г.г. Дис. канд. ист. наук.- М., 1994.- 175 с.

44. Шимон И.Я. Отношения Советского государства и Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны. 1941 -1945г.г Дис. докт ист. наук.- М., 1995.- 427 с.

45. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и религиозная политика Советского государства в 1939-1964 г.г. Дис. докт ист.наук.- С.-Пб.,1996.- 508 с.6. Литература.

46. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, -398 с.

47. Алексеев В.А. Неожиданный диалог. О встрече Сталина с руководством Православной церкви. // Агитатор.- 1989-№ 6.-С.41-44.

48. Алексий, патриарх Московский и всея Руси. Слова и речи. М.: Изд-во Московской патриархии, 1948.- 246 с.

49. Анастасий. Православие и государство: история и современность.// Свобода совести в СССР: социальные гарантии.- Казань, 1989.-С.8-11.

50. Андрианов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание.-М.Политиздат, 1981.-64 с.

51. Антонова О. Храмы победы.// Наука и религия.-1995 №5, - С.44-45.

52. Атеизм в СССР: становление и развитие. М.:Мысль,1986.-238 с.

53. Атеистический словарь. Под ред. Новикова М.П.-М.: Политиздат, 1986.-512с.

54. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность. Симферополь: Таврия, 1991,- 120 с.

55. Барменков А.Н. Свобода совести в СССР.- 2- е издание. М.: Мысль, 1986.- 226 с.

56. Бенедиктов М.А., Бенедиктова М.Е. Архивы МВД-НКВД о гонениях на церковь.// Историческая наука и архивы. Тезисы докладов на научно-практической конференции 19-20 октября 1993 года. Нижний Новгород: Нижполиграф, 1993 .-С. 163-165.1993

57. Берлинских В. Народ на войне. -Киров: Вятка, 1996.-336 с.

58. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.: Политиздат, 1990,- 301 с.

59. Бесов А. Дрейфующая цивилизация. // Родина.-1999.-№4.-С. 12-17.

60. Брауде Д. Враг без маски. О классовой сущности религиозных организаций Нижегородского края. Материалы для безбожной учебы. -Нижний Новгород: Краеведческое отделение, 1931 .-80 с.

61. Бугай Н. Ф. Погружены и отправлены к местам поселений . (JI. Берия И. Сталину).// История СССР.- № 1. С.155.

62. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 х томах.- Т.2.- М.: Международные отношения, 1994.- 632 с.

63. Васильева О.Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 г.г. // Вопросы истории. 1994.- № 4.- С.35-46.

64. Васильева О., Кношевский П. Тайная вечеря ( об отношениях государства к церкви в годы Великой Отечественной войны). // Ленинградская панорама 1991.- № 6.- С.10, 28, 29.

65. Варичев Е С Православная церковь . История и социальная сущность. -М.: Изд-во Советская Россия, 1982.-190.

66. Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. М.: Политиздат, 1984.-403 с.

67. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М.: Прогресс, 1992,- 190 с.

68. Вепрева Л.С. Архив У ФСБ как источник краеведческой информации. // Война в памяти народной. Кировская область в годы Великой Отечественной войны. 1941- 1945. Киров , 1995.- С.50-52.

69. Война в памяти народной. Кировская область в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945г.г.- Киров : Триада, 1995.- 80 с.

70. Вронская Дж., Чугуев К. Кто есть кто в России и бывшем СССР.( Перевод с англ.). М.: Терра, 1994.- 484 с.

71. Вылцан М.А. Приказ и проповедь: способы мобилизации ресурсов деревни в годы войны. // Отечественная история .-1995.- № 3. С. 69-80.

72. Ганичев В. Церковь против Гитлера. // Литературная Россия. 1995.-№ 13.-С.10.

73. Гордиенко Н. С. Эволюция русского православия. 20 е-80-е г.г. XX столетия. М.: Знание, 1984. - 64 с.

74. Гордиенко Н.С. Основы научного атеизма. М.: Просвещение, 1988,304 с.

75. Гордун С. Русская православная церковь в период с 1943 по 1970г. // Журнал Московской Патриархии. 1993. - № 1 .- С.34-44; № 2.- С.11-24.

76. Гордун С. Русская православная церковь при святейших Патриархах Сергии и Алексии. // Вестник христианского движения. Париж- Н. Йорк-Москва.-1990,- С. 82-142.

77. Горьковская область в Великой Отечественной войне: взгляд через 50 лет.- Нижний Новгород, 1995. 256 с.

78. Горьковчане в Великой Отечественной войне. 1941-1945. Сборник.-Горький:Волго-Вятское книжное издательство, 1970.

79. Григорьян М.М. Курс лекций по истории атеизма. М. Мысль, 1974.309 с.

80. Дамаскин ( иеромонах). Мученики, исповедники и подвижники благочестия русской православной церкви XX столетия. Тверь, Булат.-1992.-236 с.

81. Дедова Т. Шурминские святыни.//Вятский епархиальный вестник.-1998.-№1.-С.З.

82. Дегтярев Ю. Создание государственных органов по делам религии в 1943- 1944г.г.// Религия в СССР,- 1991.-№ 2.- С.4-11.

83. Дегтярев Ю. Еще раз об институте уполномоченных .// Религия в СССР.-№7.-С. 2-11.

84. Демьянов А.И. Истинно -православные христиане. Воронеж, 1977.150 с.

85. Добрынин М. Пятидесятилетие епископского служения Святейшего патриарха Алексия .// Журнал Московской патриархии. 1963.-№ 5.-С.64-74.

86. Дудырева А.В. Церковь и война: проблема источниковедения.// Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Скевера.

87. Киров:Администрация Кировской области.-T.l.-498-500.

88. За Христа пострадавшие : гонения на Русскую православную церковь 1917- 1956. Книга 1.- М.: Изд-во Свято Тихоновского православного богословского института, 1997.- 704 с.

89. Загвоздкин Г. Г. Цена Победы.- Киров.: Волго-Вятское книжное издательство, 1990.- 263 с.

90. Загвоздкин Г. Г., Сахарова Л.Г. Об отношениях церкви и государства в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945г.г.// Российский исторический журнал.-1999,- №2.-С.62-64.

91. Загвоздкин Г. Г. Откуда мы родом? // История. Энциклопедия земли Вятской.- Киров: Изд-во «Вятка»,1995.-С.393-408.

92. Зеленцов В.Д. Великая Октябрьская Социалистическая революция и церковники (по материалам Горьковской области)// Ученые записки Горьковского педагогического института. Вып.107.-Горький,1969.-С.116.

93. Иванов Ю.А. Местные власти и церковь в 1922-1941 г.г.: по материалам архивов Ивановской области. Отечественные архивы. 1996.- № 4.-С.90-94.

94. Исаев И.А., Омельченко О.Н. Историко правовые вопросы взаимотношений государства и церкви в истории России. // Сборник научных трудов Всесоюзного юридического института.- М.: ВЮЗИ, 1988.- 167 с.

95. Исаев И.А. История государства и права России. М.:Юрист,1995.-448 с.

96. История города Кирова. Науч. ред. Эмаусского А.В., Кирюхиной Е.И.Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1974.-336 с.

97. История Русской православной церкви от восстановления патриаршества до наших дней. Т.1. 1917- 1970. С.-Пб., 1997.- 482.

98. История Великой Отечественной войны Советского Союза 19411945 г.г. В 6-ти томах.- Т. 5.- М.: Политиздат, 1963.- 658 с.

99. История старообрядческой церкви. М.: Изд-во старообрядческой митрополии ,1991.-40 с.

100. Калинин В.Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. М.: Знание, 1989.- 36 с.

101. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви . В 2х томах.- М.: Терра, 1997.

102. Карпец В. Воскресенье словущее : Церковь в Годы Великой Отечественной войны. // Сибирь. № 6.- С.171-194.

103. Книга памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне.- В ХУ11 томах.-Том 1.- Нижний Новгород: Нижполиграф, 1994.-672 с.

104. Книга памяти Кировской области. В ХУ1 томах.-Том 1.-Киров: Администрация Кировской области, 1993.-470 с.

105. Козлов П.Е. Сотворение победы. Заключительный ХУ1 том книги памяти Кировской области.- Киров: Администрация Кировской области 1995. С.509-510.

106. Колескин А.Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны: Проблемы тыла и всенародной помощи фронту М.:Наука,1982.-328 с.

107. Коммисарова Э.Я. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.// Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера.- В 2-х томах.-Т.2.-Киров:Администрация Кировской области, 1996.-С.З86-390.

108. Кондаков С. Битва за Россию продолжается. Молодая гвардия .-1994.-№9.- С.136-142.

109. Кононенко В. Память блокады.// Наука и религия. 1988.-№ 5.- С.9-11.

110. Конституция Р.Ф. Официальный текст по состоянию на 1 октября 1997 года. М.; Изд-во Инфра- Норма, 1997.- 28 с.

111. Костырченко Г. Поцелуй Иуды. // Родина. 1992.-№ 1.- С.88-89.

112. Корзун М.С. Русская православная церковь . 1917-1945 г.г. Минск: Беларусь, 1987.- 111 с.

113. Королев С. Православие и Великая Отечественная война. 1941-1945г.г. // Молодая гвардия. 1990.-№ 5.- С.204-208.

114. Костин Б. За други своя. // Журнал Московской Патриархии.- 1993.- № 12.- С.24-37.

115. Крахмальникова З.А. В поисках обещанного рая. Очерки истории Русской православной церкви в XX веке. М. : Мысль, 1993.- 60 с.

116. Крестный путь Патриарха Сергия. // Отечественные архивы. -1994.-№ 9.-С.44-80.

117. Кротов JI.H. Борьба У НКВД по Кировской области с дезертирством и бандитизмом в Годы Великой Отечественной войны.// Война в памяти народной Кировская область в годы Великой Отечественной войны. 19411945. -Киров,

118. Кукушкин Ю. С.,Чистяков О.И. Очерк истории советской конституции.-М.: ИПЛ, 1987.-367 с.

119. Куроедов В.А. Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви. Вопросы истории.-1973 .-№ 9.- С.28-29.

120. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М.: Политиздат, 1981.- 263 с.

121. Куроедов В.А. Из истории взаимоотношений Советского государства и церкви.// Вопросы истории.-1973.-№9.-С.29- 34.

122. Куфакова Н.Д., Немировская Л.З. Вопросы войны и мира в Русском православном богословии.- М.: МГУ.-1989.- 88 с.

123. Малиновкин С.М. От религии к атеизму. Горький: Волго-Вятское книное издательство, 1987.- 96 с.

124. Макаров И.В. Проблемы изучения деятельности Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны в отечественной историографии. // Наука молодых : проблемы, поиски и решения. Арзамас, Изд-во АГПИ имени А. П. Гайдара, 1999.-С.76-82.

125. Миклин. А.Н. Деятельность Русской православной церкви и Истинно православной церкви в годы войны. // Война в памяти народной .-С.19-22.

126. Мозговой С.А. Религиозный фактор как один из источников победы советского народа в годы Великой Отечественной войны.// Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны .

127. Материалы круглого стола посвященного 50 летию Победы).- М,: РАГС, 1995.- С.95-101.

128. Московская патриархия. Московский патриархат .1917-1977.- М.: Изд-во Московской Патриархии, 1978.- 88 с.

129. Мошков В. ( протоирей), Добролюбова JI.M. Русская православная церковь и Великая Отечественная война. // Горьковская область в Великой Отечественной войне: взгляд через 50 лет. Нижний Новгород, 1995.- С.208-212.

130. Мусихин В.Е. Социально- психологическая атмосфера в Кировской области в годы Великой Отечественной войны. ( 1941 -1945 г.г.) // Война в памяти народной .- С.12-13

131. На пути к свободе совести. Под ред. Фурмана Д.Е., о. Марка (Смирнова).- М.: Прогресс, 1989.-496 с.

132. Никольский Н.М. История русской церкви. 4-е издание. М.: Политиздат, 1988.- 445 с.

133. Новое мышление и свобода совести. Сост. Макарцев М.В. -М.: Знание, 1989.-64 с.

134. Одинцов М.И. Другого раза не было.// Наука и религия.- 1989.-№ 2-С.8-9.

135. Одинцов М.И. Путь длиной в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству. // На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989.-С.29-72.

136. Одинцов М.И. Хождение по мукам. 1939-1954г.г. ( государственно-церковные отношения в СССР.// Наука и религия.-1990.-№ 8. С. 19-21.

137. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. М.: РАУ. 1994 .- 170 с.

138. Одинцов М.И. Крестный путь патриарха Сергия. // Наука и религия.-1997.-№ 4.- С. 16-18.

139. Пасха 1942 года. // Наука и религия.- 1995,- № 4.- С.2-4.

140. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М.: Изд-во Московской патриархии, 1942.- 335 с.

141. Патриарх Московский и всея Руси Сергий. // Журнал Московской Патриархии. 1994.-№ 5.-С.7.