автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Сулейманова, Юлия Фаритовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Оренбург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии"

На правах рукописи

СУЛЕЙМАНОВА Юлия Фаритовна

Государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии (1744-1905)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

17 ОКТ 200

Екатеринбург - 2013

005534981

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Любичанковский Сергей

Валентинович

Официальные оппоненты:

Тихонов Андрей Константинович -

доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет», профессор кафедры Истории России и краеведения Старостин Алексей Николаевич -кандидат исторических наук, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», заместитель заведующего кафедрой теологии.

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Поволжская

государственная социально-

гуманитарная академия»

Защита состоится «3» декабря 2013 г. в 14.30. часов на заседании диссертационного совета Д 212.285.16 на базе ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» по адресу: 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина 51, зал Ученого совета, комн. 248.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина».

Автореферат разослан « »_2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор исторических наук, доцент Л. Н. Мазур

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Многовековая история развития, расширения и распространения российской государственности на новые территории далека ещё от полной ясности и определенности оценок и характеристик. Более того, в наши дни в общественном сознании наметилась тенденция рассматривать прошлое российской государственности с позиций конфронтационности.

Оренбургская губерния, охватывавшая при учреждении своими границами весь Южный Урал, являлась ярко выраженным поликонфессиональным регионом Российской империи, на территории которого проживали представители десятков этносов и практически всех мировых религий. От других регионов империи его отличала сравнительная «молодость», что обеспечивало трансляцию на него опыта, выработанного властью во взаимодействии с другими инокультурными регионами страны, в первую очередь, Среднего Поволжья.

Изучение опыта этноконфессионального развития таких областей, как Оренбургская губерния, помогает глубже понять историю многоконфессиональной империи в целом, позволяет выявить те определяющие общественные приоритеты развития, которые в дальнейшем наметили общие тенденции развития Оренбургского края.

Объектом исследования являются государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии в 1744-1905 гг., предметом - эволюция государственно-исламских отношений на территории Оренбургской губернии в 1744-1905 гг. Под государственно-исламскими отношениями в науке понимается исторически обусловленный процесс взаимосвязи государственных органов и мусульманских организаций, сообществ в системе общественной жизни. В Российской империи названный комплекс отношений включал в себя три основные составляющие: христианизация и исламизация; реисламизация

новокрещеных и реакция государства на нее; интеграция мусульман в общее правовое и административное пространство империи1. В диссертации прослежена реализация всех трех указанных составляющих государственно-исламских отношений в исследуемом регионе.

Хронологические рамки исследования охватывают время с 1740-х гг. до 1905 г. Нижняя граница определяется двумя событиями - учреждением в 1740 г. Новокрещенской конторы, осуществлявшей активную политику распространения православия на юго-восточных окраинах империи, а также непосредственно созданием в 1744 г. Оренбургской губернии как отдельной административной единицы, на которую сразу же была распространена компетенция Новокрещенской конторы. Верхняя хронологическая рамка определена Высочайшим указом Сенату от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», который основательно поменял всю межконфессиональную ситуацию в Российской империи2.

Территориальные рамки охватывают в географическом плане ЮжноУральский регион, в административном - Оренбургскую губернию.

Степень изученности проблемы Анализ историографии по изучаемой проблематике позволяет выделить три крупных периода в отечественной науке: дореволюционный, советский и современный.

Для работ дореволюционного периода характерно оправдание курса и методов политики правительства в регионе. Присутствующая в исследованиях критика была связана с недостаточной эффективностью некоторых применявшихся методов христианизации и внедрения русского языка в процесс подготовки мусульманского духовенства, а не сути самих этих процессов. Во многом это было связано с цензурными ограничениями в условиях господствующего положения Русской Православной церкви3. Работы данного

1 Герейханов Г.П. Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность: социально-философский анализ: автореф. дис.... д.ф.н. - М-, 2006. - С.2-3.

2 ПСЗ-З. Т. 25.- СПб., 1908. - С. 258.

3 Ильминский Н.И. О количестве печатавшихся в Казани магометанских книг и о школе для детей крещенных татар // Православное обозрение. - 1866. Т. 19. - № 2 - С.45-56; Остроумов Н.П. Коран и прогресс Ташкент, 1901 - 45с.; Остроумов Н.П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае //

4

этапа характеризуются, главным образом, научными трудами в формате наблюдений (более или менее аналитических) за повседневной жизнью «инородческого» населения, в рамках которых были высказаны суждения и по уровню развития ислама среди отдельных народов, населявших Оренбургскую губернию - казахов, татар, башкир. Фактически, эти труды посвящены не государственно-исламским отношениям, а этнографии населения региона.4

Среди профессиональных историков, занимающихся интересующейся нас проблематикой, можно выделить В.Н. Витевского, Н.А.Чернавского.5 В.Н. Витевский отмечает, прежде всего, цивилизаторскую роль Русской православной церкви в Оренбургском крае. H.A. Чернавский подчеркивает, что «политика веротерпимости и даже покровительства исламу - особенно пагубно отразилась на киргизах, которых Российское правительство через ислам хотело привлечь к России. Россия навязала казахам ислам и на протяжении определенного периода омусульманила их.

В советский период сложился однозначный, заданный «сверху» стереотип, в соответствии с идеями критики этноконфессиональной политики Российской империи. Свою окончательную, устоявшуюся формулировку в советской исторической науке эта позиция обрела к середине 1960-х гг., когда в Советской исторической энциклопедии было записано, что царская Россия была «тюрьмой народов», реакционное самодержавие систематически угнетало все конфессии, кроме православной, однако при этом представители ислама также являлись сторонниками реакционных взглядов, лидеры российского мусульманства стояли на пути социального прогресса6.

Журнал министерства народного просвещения. - 1906,- № 2 - С.67-73.; Никольский Н. Религиозно-нравственное состояние инородцев Приволжья // Инородческое обозрение Приложений к журн. «Православный собеседник». - 1912. декабрь. Кн.1. - С112-126. Остроумов Н.П. К истории мусульманского общеобразовательного движения в XIX и XX столетиях // Мир ислама. - 1913. Т.2. Вып. 5 - С.23-37.; Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань, 1916 - 102 е.;

4 См., например: Рынков П.И. История Оренбургская. 1730 - 1750 гг. Оренбург, 1895 - 234 е.; Его же. Топография Оренб. губернии. Оренбург, [887 - 211 е.;

5 Витевский В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года.- Казань, 1891 - 404 е.; Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. Труды Оренбургской Ученой Архивной Комиссии. Вып. VII. - Оренбург, 1900.-124с.

6 Советская историческая энциклопедия. - М., 1965. Т. 6. - С. 338.

В 1920-1940-е гг. появились первые публикации на эту тему - сначала в газете, а затем и в журнале «Жизнь национальностей». Это были брошюры и книжки научно-популярного характера, авторы которых в первую очередь разоблачали «классовый характер» ислама и «антинародную деятельность» представителей мусульманского духовенства7. Эта тенденция наиболее четко прослеживалась в работах Л. А. Климовича. В 1936 г. вышел его труд «Ислам в царской России. Очерки»8. Л.А. Климович отдельно останавливался на таких проблемах, как «отношение русского военно-феодального империализма к мусульманским религиозным организациям в различных районах и в разные периоды; реакционная роль мусульманского духовенства в национально-освободительной борьбы; причины возникновения мусульманского сектантства в условиях русского самодержавия, социальный характер джадидизма.

В постсталинский период (1950-е - 1980-е гг.), в условиях некоторого

переосмысления жестко заданных установок «Краткого курса ВКП(б)»,

появляются новые работы по истории мусульманских регионов России9. М.В.

Кабузан в своих работах подчеркнул, что взаимодействие русского и

10

инородческого населения носили преимущественно мирныи характер .

В этот период региональная историография пополнилась трудами, выполненными местными профессиональными историками в рамках классового подхода к анализу исторической действительности. Названный подход обусловил особое внимание к освободительной борьбе, проходившей на территории Оренбургского края.

7 Климович Л. Классовая сущность ислама // Антирелигиозник. - 1927. - № I - С. 25-30; Смирнов H. Классовая база ислама в Крыму // Воинствующий атеизм. - [931. - август-сент. (№8-9) - С.23-34; Таспер А. Апологетика колонизаторской политики царизма // Новый Восток. - 1930. - № 28.- С.56-62.

8 Климович Л. Ислам в царской России. Очерки. - М., 1936. - 287 с.

9 История Дагестана. Т. 1- М., 1968 - 341с.; История Казахской ССР. Т. 1-2. - Алма-Ата, 1975 - 235с.; История Киргизии. Т. 1.-Фрунзе, 1963-290 е.; История Молдавской ССР. т. 1-2. - Кишинев,1965-431 е.; История народов Северного Кавказа (конец XV1I1 в. - 1917 г.). Т. 1-2. - М., 1988 - 299 е.; История таджикского народа. Т. 2/2. - М., 1964 -451с.; История Татарии в материалах и документах. - М., 1937-321с.; История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). - Казань, 1968 - 278 е.; История Татарской АССР. - Казань, 1955. - 412с.; История Туркменской ССР. Т. 2/2. - Ашхабад, 1957 - 321с : История Узбекской ССР. Т. 2,-Ташкент, 1968. -351с.

10 Кабузан В.М. Народы России в XVIII веке: численность и этнический состав. - М., 1990. - С.251

С. Ф. Ташкин, А. П. Чулошников, А. Н Усманов отрицательно оценили этносоциальную и конфессиональную политику правительства". В 1956 г. были изданы «Очерки по истории Башкирской АССР» под редакцией А.П. Смирнова. Авторский коллектив называет мероприятия правительства в 30-е годы XVIII века по христианизации Южного Урала «новым колониальным наступлением». Таким образом, авторы советского периода в целом оценивают политику правительства на Южном Урале как «национально - колониальную». В то же время они всячески пытаются подчеркнуть прогрессивную роль присоединения новых территорий, и прежде всего для местного мусульманского населения.

Важно отметить, что при всех названных идеологических перекосах и заданной направленности в исследованиях советского периода был собран богатейший фактический материал.

На современном этапе (с начала 1990-х гг.), когда отечественная наука стала развиваться в условиях методологического плюрализма и активного общения с зарубежными коллегами, а общественная обстановка стала характеризоваться обострением межконфессиональных противоречий, внимание к истории государственно-исламских отношений в России активизировалось. Историческая наука пополнилась работами таких авторов как А.А.Алов, Н.Г.Владимиров, многочисленными трудами Д.Ю. Арапова, Е. Ермакова, Д. Мисульского, Г.Г. Косача, P.P. Ланда, А.Б. Юнусова и др.12

11 Ташкин С. Ф. Инородцы Поволжско - Приуральского края и Сибири. - Оренбург, 1921. - 272 е.; Чулошников А.П. Восстание 1755 года в Башкирии. - М. - Л., 1940 - 111с.; Очерки по истории Башкирской АССР. Т.1. -Уфа, 1956.-303 с.

12Алов A.A., Владимиров Н.Г. Ислам в России. - М., 1996 - 122с.; Арапов Д.Ю. Ислам в системе государственного законодательства Российской империи // Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы. - М., 1999 - С. 89-96; Его же. Мусульманское дворянство в Российской империи // Мусульмане. - 1999. - № 2-3 - С. 56-68; Его же. Неправославные религии в системе управления российской империи // Государственное управление: история и современность. - М., 1997 - С.88-96; Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии // Восточный сборник. - М., 1993. - №1 - С.12-18; Косач Г.Г. Город на стыке двух континентов. Оренбургское татарское меньшинство и государство. - М., 1998 - 148 е.; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995 - 345с.; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. - Уфа, 1999. -352с.

Первоначально оценки государственно-исламских отношений появлялись в исследованиях, чья основная задача была связана с анализом национальной, а не конфессиональной политики.

Так, B.C. Дякин в статье о национальной политике российского правительства в XIX - начале XX в.13 фактически проанализировал не только национальную, но и конфессиональную политику империи. Его основной вывод заключался в том, что в силу разных причин к 1917 г. потерпели неудачу и официально-охранительная, и «имперско-либеральная» линии в «мусульманском вопросе».14 Одной из первых в современной историографии работ, специально посвященной государственно-исламским отношениям в России, является исследование Р.Г. Ланды15. Он рассмотрел взаимоотношения русского народа и т.н. «российского мусульманского мира» за весь исторический период их взаимодействия. В 2002 г. вышла книга известного ученого, государственного и политического деятеля Р.Г. Абдулатипова, в которой рассматриваются проблемы теории и исторической практики ислама в России.16 Автор считает, что в истории Российского государства постоянно наблюдаются «перепады» в отношении к исламу и к правам мусульман.17

Одним из наиболее крупных современных специалистов по проблеме государственно-исламских отношений в России является профессор Д.Ю. Арапов, защитивший докторскую диссертацию по данной проблематике в 2005 г.18 В своей работе автор пришел к выводу, что власть, хотя и ставила перед собой в качестве задачи-максимум создать в стране единую нацию на базе русского этноса, вместе с тем относилась к этой задаче скорее как к мечте, чем как к реальной цели. Важной вехой современной историографии стала докторская диссертация А.К. Тихонова «Католики, мусульмане и иудеи

13 Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XIX века) II Вопросы истории. -1995. - № 9. - С. 130-141.

14Там же. - С. 141.

15Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995.- 345с.

16 Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. - М., 2002. - 317 с.

17 Абдулатипов Р.Г. - Указ. соч. - С. 128.

18 Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало XX вв.): автореф. дис. д.и.н. М., 2005. - 53с.

Российской империи в последней четверти XVIII - начале XX вв.»" и его одноименная монография, выдержавшая уже два издания20. В ней особое место уделено анализу отношений Центра с мусульманским населением, показаны сложности взаимоотношений между государственными органами и мусульманскими общинами (на материалах преимущественно Поволжья). И.К. Загидуллин в 2007 году издал монографию в которой выделены политико-религиозные и социально-общественные аспекты адаптации мечетей в имперское политико-административное пространство. Исследование имеет важное значение для выяснения конкретно-исторических механизмов включения ислама в единое социокультурное пространство империи.21

Таким образом, проблема государственно-исламских отношений прочно вошла в сферу интересов исторической науки. Ведущую роль в научной организации процесса многостороннего изучения государственно-конфессиональных отношений на территории Оренбургской области играет профессор В.В. Амелин, являющийся в настоящее время директором НИИ истории и этнографии Южного Урала. Среди авторов, уделивших большое внимание миссионерской деятельности Оренбургской епархии среди мусульман губернии, также следует отметить М.Н. Ефименко22. C.B. Любичанковский уделил внимание анализу региональных аспектов политики самодержавия по отношению к отдельным категориям мусульман Оренбургского края в XVIII веке23, а также проанализировал

14 Тихонов А.К. Политика российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в.: автореф. дис... д.и.н. - СПб., 2007 - 53с.

20 Тихонов А.К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII — начале XX в. - 2-е изд., испр. и доп.— СПб., 2008.—368с.

21 Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: мечета в европейской части России и Сибири. Казань, 2007.-416с.

22 Ефименко М.Н. Система религиозного традиционализма в Южно - Уральском регионе // Этнопанорама. -2002. - №3-4,- С. 94 - 99.; Ефименко М.Н. Религия. Традиция. Общество. Опыт социально - философского анализа российского регионального развития. - Оренбург, 2001. - 296с.; Ефименко М.Н. Актуальные вопросы истории религий Оренбуржья //Вестник ОГУ. - 2012. -№5. - С. 115-120.

21 Любичанковский C.B. Политика генерал-губернатора O.A. Игельстрома по отношению к казахам (результаты контент-анализа документов госсовета, 1787-1790 гг.) // Человеческий капитал. - М., 2012. - №8. - С.132-135; Любичанковский C.B. Вхождение башкирских земель в состав России в современной историографии // Клио. Журнал для ученых. - СПб., 2013. - №1. - С. 120-122.

конфессиональную составляющую строительства Российской империи в пореформенный период24.

Таким образом, в сфере наших научных интересов историческая наука прошла противоречивый путь развития. На сегодняшний день, в условиях методологической свободы и наличия многообразия фактического материала, проблема государственно-исламских отношений переместилась в центр внимания историков. Исследование данной проблематики необходимо для объективного осмысления противоречивости, неоднозначности и сложности (с учетом региональной специфики) исторического пути формирования Российской империи. По отношению к Оренбургской губернии такая задача пока не решена. Настоящее диссертационное исследование посвящено ее решению.

Зарубежная историография также уделила внимание интересующей нас проблеме. Ее становление пришлось на годы «холодной войны». А.Беннигсен и его ученики А.Рорлич, Е. Фишер, Е. Алворс и др. в 1960-1980-е гг. рассмотрели в исторической ретроспективе положение татар Поволжья, а также и других тюркских народов СССР, доказывая их постоянное угнетенное состояние в составе сначала Российского, а затем и Советского государства25. На современном этапе в западной историографии также произошло некоторое переосмысление этой тематики. В частности, в работах Пола Верта указано, что миссионерская деятельность в Поволжье достаточно часто являлась инициативой священников, а не спланированной правительственной политикой26.

24 Любичанковский C.B. Современная историческая мысль о евразийских принципах организации Российской

империи // Наследие Л.Н. Гумилева и современная евразийская интеграция. Труды IX Евразийского научного форума, поев. 100-летию со дня рождения Льва Николаевича Гумилева. - Астана, 2012. - 625с. - С.274-278; Lyubichankovskiy S. Local Administration in the Reform Era and After: Mechanisms of Authority and their Efficacy in Russia // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. - USA, 2012. - Vol.13, № 4 (Fall 2012). - P.861-875. 2Î Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay C.Les mouvements nationaux chez les musulmans de Russie avant 1920, Paris, 1960; Rorlich Azade-Ayse. The Volga Tatars: a profile in national resilient, Stanford, 1986; Fischer A. The Crimean Tatars, Stanford, 1987; Allworth E. ed. Tatars of Crimea. Their struggle for survival. Durham, 1988; CarTère D'Encausse Hélène. Islam and the Russian Empire. Reform and Revolution in Central Asia. Berkley: University of California Press, 1988.

26 Werth Paul. Subjects for Empire: Orthodox Mission and Imperial Governance in the Volga-Kama Region, 18251881. Ph.D. diss. University of Michigan, 1996.

Исходя из представленного нами анализа этапов историографии проблемы целью диссертационного исследования является изучение эволюции государственно-исламских отношений на территории Оренбургской губернии (1744 - 1905).

Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:

- изучить государственную политику христианизации и исламизации в регионе в ХУШ-Х1Х вв. с целью выделения хронологических этапов в ее развитии;

- выяснить причины и динамику процесса реисламизации жителей Оренбургской губернии в исследуемый период;

рассмотреть культурно-религиозную группу «новокрещеных» мусульман региона как объект дальнейшей христианизации;

- проанализировать механизмы интеграции мусульман в общее административное пространство Оренбургской губернии.

Характеристика источниковой базы исследования. Целевые установки исследования определили необходимость обращения к достаточно большому кругу исторических источников как опубликованных, так и неопубликованных. С учетом видовой классификации использованные источники можно подразделить на следующие группы: 1) нормативно-правовые акты; 2) источники справочно-статистического характера; 3) материалы официального делопроизводства; 4) документы личного характера.

Нормативно-правовые акты. В данную группу входят законы Российской империи, регулировавшие положение мусульман империи: Свод законов Российской империи, Уголовное Уложение, Уложение о наказаниях.27 Кроме Свода законов Российской империи к исследованию было привлечено и Полное собрание законов Российской империи - в тех случаях, когда поиск

27 Свод законов РИ. - Т.Н. СПб, 1890. - С.13. Свод законов уголовных.4.1.Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. - 1885. - С.37-40. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года. Изд.9. -СПб , 1898.-С.211-213

законодательных актов было удобнее осуществлять по году их издания.28 Также к этой группе источников относятся подзаконные акты нормативно-правовые акты - циркулярные письма и распоряжения Оренбургского магометанского духовного собрания.29

Источники справочно-статистического характера. Источники этой группы имеют официальный характер и содержат справочный, статистический, как правило, цифровой материал - в основном по таким аспектам изучаемой темы как численность и география расселения мусульманского населения на территории Оренбургской губернии, объемы финансирования строительства мечетей для мусульман, количественный состав мусульманского духовенства. В XVIII - первой половине XIX вв. по-прежнему преобладали учетные системы. . Статистика, как правило, была представлена, различными приложениями к губернаторским отчетам, а также документами для военных

30

нужд.

Делопроизводственная документация. Документы 821-го фонда Российского государственного исторического архива освещают проблемы «магометанского» исповедания. Основные рассматриваемые в документах вопросы: борьба с панисламизмом и пантюркизмом, контроль и управление духовными делами мусульманского населения различных регионов России, вопросы «перекрещивания», введение русского языка в исламское богослужение и др. В фонде содержатся ежегодные или специальные отчеты и доклады министра внутренних дел, оренбургского генерал-губернатора, оренбургских гражданских губернаторов и руководителей региональных жандармских и полицейских структур. Особый интерес представляют циркуляры по «мусульманскому вопросу», которые поступали из центра на

28 ПСЗ РИ Собрание первое, 1802-1803. -СПб.. 1830. Т.27, с.392. (№20548). ПСЗ РИ. Собрание второе, 1834. Спб., 1835, т.9. Отделение I.e. 827-828 (№7351)., ПСЗ РИ. Собрание второе, 1836, - СПб., 1837, т.11. Отделение I.e. 47(№8780)

29 Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского Магометанского Духовного собрания. 1836-1905. - Уфа, 1905, В память столетия Оренбургского Магометанского Духовного собрания; зарожденного в городе Уфе. - Уфа, 1891.

10 Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба. Оренбургская губерния, - Оренбург, 1868 - 320с.

региональный уровень за подписью министров или директоров департаментов. Делопроизводственная документация была извлечена также из местных архивохранилищ (Государственный архив Оренбургской области, Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан) и представляет собой, чаще всего, переписку между местными и центральными органами государственной власти по вопросам урегулирования «мусульманского вопроса», прошения новокрещеных в адрес местной администрации и ответы властей на них. В общей сложности автором были использованы документы 19 фондов из трех федеральных и двух региональных архивов.

Источники личного происхождения. Данная группа источников позволяет проследить неофициальную позицию современников. К их числу следует отнести письма казанского исламоведа и педагога Н.И. Ильминского к К.И. Победоносцеву за 1882-1891 гг.31 Особо следует подчеркнуть уникальность описаний мусульманских земель Поволжья, Уральского края, сделанных путешественниками М. Невзоровым и Я. Потоцким во второй половине XVIII— XIX вв.32 Они обратили внимание на особенности религиозного и бытового поведения мусульман. В 90-е годы XIX века были изданы воспоминания А. 3. Валиди о противостоянии мусульман Средней Азии и царской администрации33.

Таким образом, для достижения поставленных целей и задач исследования существует необходимая и достаточная источниковая база. Важно, что ряд источников вводится в научный оборот впервые. Вовлечение данного комплекса материалов позволяет объективно и всесторонне рассмотреть содержание государственно-исламских отношений на территории Оренбургской губернии в исследуемый период.

31 Письма Николая Ивановича Ильминского. (Письма Н.И. Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву). - Казань, 1895 -221 с.

"Невзоров М. Путешествие в Казань, Вятку, Оренбург в 1800 г.- М, 1803 - 231с.; Потоцкий Я. Путешествие в Астраханские и Кавказские степи (1797 - 1798 гг.); глава из книги историка //Новый журнал. 1997. - № 1,- С.34-47.

" Валиди А. 3. Воспоминания. Кн. 2. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. - Уфа, 1998.- 234с.

13

Методологическая основа исследования базируется на принципах историзма, объективности, развития. Принцип историзма позволил учесть специфику времени и места реализации государственно-исламских отношений. Следование принципу объективности позволило избежать невнимания к каким-либо фактам, связанным с содержанием и формой осуществления религиозной политики по отношению к мусульманам на территории Оренбургской губернии, обнаруженных в источниках. Принцип развития позволил рассмотреть особенности развития государственно-исламских отношений в исследуемый период в их динамике.

Остановимся подробнее на основных специально-исторических методах, использованных в исследовании - историко-генетическом и историко-сравнительном. Так, историко-генетический метод проявляется в исследовании генезиса процессов и механизмов реализации государственно-исламских отношений на территории Оренбургской губернии. В рамках данного метода также достаточно широко использовались и количественные показатели - такие как численность мусульманского населения на территории Оренбургской губернии, количество приходов, мечетей и представителей духовенства при них. В исследовании широко использован историко-сравнительный метод. Конфессиональная политика в регионе систематически подвергалась сравнению - во-первых, во времени (сравнение периодов на протяжении изучаемого времени); во-вторых, в пространстве (сравнение положения мусульман и политики по отношению к ним в Оренбургской губернии и в других регионах империи, а также с ситуацией, складывавшейся в империи в целом). Это позволило выявить региональную специфику реализации государственно-исламских отношений и поместить ее в общеимперский контекст.

Научная новизна исследования. Впервые комплексно рассмотрена

эволюция государственно-исламских отношений на территории Оренбургской

губернии в период с момента ее основания в 1744 г. и до принятия указа о

веротерпимости в 1905 г. В работе установлены и обобщены данные о

14

характере и динамике процессов христианизации, исламизации и реисламизации в крае, прослежена эволюция подходов оренбургской региональной администрации к борьбе против реисламизации новокрещенов, изучена степень интеграции мусульман в общегубернское правовое и административное пространство в сфере исламской молитвы, семейно-брачных отношений, принятия решений на мещанских сходах.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. На территории Оренбургской губернии политика христианизации прошла три этапа: 1)1744-1763 гг. - массовая и насильственная христианизация; 2)1763-1773 гг. - смягчение насильственного характера христианизации; 3) 1773-1905 гг. - выборочная христианизация, основанная на соблюдении принципа условной веротерпимости. Христианизация на территории Оренбургской губернии была свернута более последовательно, чем в соседнем Среднем Поволжье.

2. Оренбургская администрация на систематической основе удовлетворяла спрос казахских жителей Оренбургской губернии на мулл. За период с 1791 по 1865 гг. их численность выросла в 39 раз (с 19 до 733 чел.). Такая политика администрации объяснялась желанием через представителей высшего духовенства укрепить позиции российского правительства не только в казахской степи, но и в Средней Азии.

3. В XIX веке на территории Оренбургской губернии оформился процесс реисламизации, то есть перехода крещеных «бывших мусульман» обратно в ислам. Причинами реисламизации являлись: совместное проживание «крещеных инородцев» с мусульманами; невнимание местного православного духовенства к нуждам «новокрещеной» паствы; незнание «инородцами» русского языка; пропаганда местного мусульманского духовенства.

4. Одним из эффективных методов борьбы с процессом реисламизации стало отлучение от собственного имущества «отпавших от православия», которое достигло больших размеров на территории

Оренбургской губернии. Данная методика способствовала сохранению православной паствы «де-юре».

5. Общины новокрещеных в Оренбургской губернии представляли собой переходную форму между исламом и православием, что делало их объектом дальнейшей христианизации для государства и для мусульманского руководства - реисламизации.

6. В течение XIX в. Оренбургское магометанское духовное собрание способствовало интеграции мусульман в российское общество. Губернские чиновники выступали важным административным звеном между ОМДС и мусульманским населением, поскольку государство «привязало» процессуальное разрешение спора в области мусульманского семейного права к деятельности местных органов власти.

Научно-практическая значимость исследования определяется возможностью применения его выводов и результатов для дальнейшей проработки многоаспектной проблемы развития взаимоотношений центральной и местной власти с представителями ислама. Зафиксированный опыт взаимодействия властных структур с мусульманами на территории Оренбургской губернии может быть учтен при реализации современной конфессиональной политики как в Урало-Поволжском регионе, так и в пределах Российской Федерации в целом.

Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли

апробацию на 9 Международных, Всероссийских и региональных научных

конференциях. Основное содержание диссертации нашло отражение в 20

научной публикации автора общим объемом 5 пл., в том числе 4-х статьях в

четырех периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства

образования и науки РФ для публикации основных результатов кандидатских и

докторских диссертаций по направлению «История». Выявление источниковой

базы настоящего исследования было проведено в том числе в рамках участия в

гранте РГНФ № 12-31-01281 «Оренбургский край - трансграничный и

поликультурный регион Российской империи»: научный (академический)

16

сборник документов по истории Оренбургского края в дореволюционный период» (научный руководитель проф. C.B. Любичанковский). Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры Российской истории Оренбургского государственного педагогического университета. Исследование на тему диссертации одержало победу в Конкурсе на соискание премий Губернатора Оренбургской области для талантливой молодежи в 2012 г.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во Введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет, поставлены цель и задачи, раскрыты хронологические и территориальные рамки диссертационного исследования, дана характеристика источников, представлена историография проблемы, показана теоретико-методологическая база и научная новизна работы.

В первой главе «Государственная политика по христианизации и исламизации на территории Оренбургской губернии» анализируются особенности процессов христианизации и исламизации, проводимых государственной властью на территории Оренбургской губернии.

Первый параграф «Реализация политики христианизации мусульман в Оренбургской губернии» посвящен анализу особенностей процесса перехода инородцев в православие. На первоначальном этапе отношение российского правительства к его мусульманским подданным, безусловно, во многом определялось религией.

Законодательство Российской империи, касающееся своих подданных

мусульманского вероисповедания, с одной стороны, характеризовалось

фундаментальной установкой на мотивирование их к переходу в христианство,

в первую очередь, в православие. С другой стороны, нельзя не увидеть

17

эволюцию взглядов законодателя на формы и методы этого мотивирования, колеблющиеся от жестких и прямолинейных угроз, имевших место в праве XVIII века, до достаточно гибкой и завуалированной системы поощрений, характерной для второй половины XIX века. Христианизация как элемент государственно-исламских отношений развивалась в рамках меняющегося правового поля.

Говоря о процессе христианизации на территории Оренбургской губернии, следует подчеркнуть, что она происходила в условиях постоянного изменения этноконфессионального состава региона. На территории Оренбургской губернии крещение осуществлялось в соответствии с указом от 21 января 1745 года. «Инородцам», пожелавшим принять крещение, «давалось наставление в вере, чтобы они твердо знали каноны и разврату не придавались». Все желающие креститься должны были «принести доношение» о желании принять православие в близлежащую крепость, либо непосредственно в Оренбургское духовное правление. Несмотря на различные попытки распространения православия: льготы, принимающим христианство, ужесточение законодательства в отношении мусульман, все же влияние православия в исламской среде было недостаточно сильным. Некоторые из новокрещеных переходили обратно в ислам. За первые два десятилетия существования губернии (1745-1763) было переведено в новокрещены 67%, то есть более двух третей всех крестившихся мусульман за более чем 70-летний период с 1745 по 1819 гг. С 1786 г., когда был принят указ Екатерины II о веротерпимости, доля новых новокрещеных составила вообще только 5% за 33 года (с 1786 по 1819 гг.). В абсолютных показателях за период с 1745 по 1819 гг. в Оренбургской губернии были крещены в православие 2825 чел.

Таким образом, под влиянием объективных обстоятельств политика массовой христианизации, реализуемая в империи, в том числе и на территории Оренбургской губернии, была постепенно свернута. Дальнейшая христианизация, проводимая с конца XVIII века, носила уже «точечный» характер.

Во втором параграфе «Политика исламизации казахов региона»

изучен процесс исламизации казахской степи в той ее части, которая относилась к Оренбургской губернии. Важнейшей особенностью Оренбургской губернии являлся ее пограничный характер по отношению к казахским степям и необходимость интеграции принятых в подданство казахов в общероссийскую социально-политическую систему. Решение этой задачи было невозможно без учета их конфессиональной принадлежности.

На уровне высшего руководства государства было принято решение интегрировать казахское население степи в российские общественные отношения на основе ислама. Главными проводниками интеграции казахов в российское общество являлось мусульманское духовенство российского Урало-Поволжья, в том числе Оренбургской губернии, к которой в административном плане и относились казахи Младшего жуза. Оно должно было наладить взаимоотношения как с казахской знатью, так и с рядовыми кочевниками. По указу императрицы Екатерины II от 2 мая 1783 г. в казахских жузах началось активное строительство храмовых комплексов мусульман - мечетей, которые открывались за счет государства. Постройка мечетей осуществлялась не только в степи, но и вдоль всех пограничных линий. Мусульманское духовенство знакомило казахов с мусульманской догматикой, религиозными обрядами, нормами. Особенностью Оренбургской губернии являлось то обстоятельство, что на ее территории вплоть до 1860-х гг. проводилась, наряду с политикой христианизации, и политика исламизации - в отношении казахов, составлявших, в разное время, от 12% жителей Оренбургского края в 1796 г. до 24% жителей в Оренбургской губернии в 1897 г.

Во второй главе «Реисламизация жителей Оренбургской губернии и борьба с ней» рассматривается динамика численности реисламизированных жителей Оренбургской губернии, а также методы борьбы с этим явлением.

Первый параграф «Причины и динамика процесса реисламизации

жителей Оренбургской губернии» посвящен анализу причин приводивших к

переходу новокрещенных в ислам, а также изучению динамики численности

19

реисламизированных жителей губернии. Несмотря на существовавшие льготы для новокрешенных, в XIX веке на территории Оренбургской губернии оформился процесс, обратный христианизации - процесс перехода крещеных мусульман обратно в ислам. Этот процесс затронул как «старокрещеных», так и «новокрещеных». Наиболее заметной эта тенденция была среди татарского населения губернии. Это было связано с тем, что и насильно крещенных среди них, по оценкам исследователей, было гораздо больше. Динамика процесса реисламизации в Оренбургской губернии только нарастала. Судя по опубликованным исследованиям, в империи в целом также шел аналогичный процесс. В частности, известно, что в 1905 году, после принятия соответствующего указа о веротерпимости, сразу более 20 тысяч бывших мусульман снова перешли в ислам. Можно выделить целый ряд причин наличия стабильного процесса реисламизации на территории Оренбургской губернии: совместное проживание «крещеных иноверцев» с мусульманами, слабая миссионерская деятельность РПЦ, незнание «инородцами» русского языка и отсутствие или недостаточное количество русских школ. Также важной причиной являлась и религиозная пропаганда местного мусульманского духовенства. В общей сложности за весь XIX век в ислам перешло 8715 жителей губернии.

Динамика процесса реисламизации в Оренбургской губернии на протяжении XIX века только нарастала. Судя по опубликованным исследованиям, в империи в целом также шел аналогичный процесс.

Второй параграф «"Новокрешеные" мусульмане как особая

культурно-религиозная группа и объект дальнейшей христианизации»

посвящен изучению «новокрещенных» как особой культурно-религиозной

группы. Документы показывают, что данная группа имела очень сложные

религиозные взгляды, в которых присутствовали и мусульманские, и

православные компоненты, и даже черты домонотеистических, языческих

верований. Естественно, что у новокрещеных не только сохранились остатки

20

традиционных этнических и исламских представлений, но и появились православные религиозные традиции. Однако зачастую признаки православия у новокрещеных общин, находившихся на территории Оренбургской губернии, сводились лишь к формальному следованию православному обряду. Об этом говорили как путешественники и этнографы, проезжающие через села новокрещен, так и отчеты православных священников-миссионеров. Причинами такой ситуации были как насильственный характер крещения (особенно характерный для 1740-1750-х гг.), так и нежелание самих новокрещеных полностью отказаться от веками сложившейся системы взглядов.

В первую очередь была воспринята культура православного праздника. Кроме этого, конечно, соблюдались основные христианские таинства — крещение, брак и похороны. Новокрещеные активно посещали церковь в дни религиозных праздников, впрочем, видимо, не придавая этим действиям глубокого религиозного значения. Общины новокрещеных в Оренбургской губернии представляли собой сложный социокультурный феномен, порожденный и процессом христианизации, и предшествующей мусульманской и домусульманской этнической традицией. Новокрещеные являлись скорее переходной формой между исламом и православием, нежели собственно православными, поэтому для государства они являлись объектом дальнейшей христианизации, особенно в условиях активизации исламского миссионерства. С введением «системы Ильминского» успехи в дальнейшей христианизации новокрещеных на территории Оренбургской губернии стали более видимыми и глубокими.

В третьей главе «Реализация механизмов интеграции мусульман в общее административное пространство Оренбургской губернии»

осуществлен анализ тех элементов государственной политики, направленной на

интеграцию мусульман в общее имперской пространство, которые не

подвергались специальному анализу, а именно - вопрос о взаимодействии

власти и мусульманского духовенства в сфере молитвы и семейно-брачных

21

отношений, а также проблема полноценной интеграции мусульман в состав мещанских общин региона. Оба этих аспекта затрагивают рутинную жизнь рядовых мусульман, и определение трудностей процессов интеграции на этом уровне является наиболее ярким показателем в оценке государственно-исламских отношений в целом.

Первый параграф «Взаимодействие региональной администрации и руководства мусульманских общин» посвящен анализу взаимоотношений местных властных структур с руководством мусульманских общин. Важнейшей задачей властей Российской империи и существенной составляющей государственно-исламских отношений являлась интеграция мусульманских подданных в общее административное пространство страны. Отношения между местной властью и Духовным Собранием складывались достаточно непросто. Взаимодействие руководства ОМДС с руководством Оренбургского края являлось достаточно сложным и конфликтным на протяжении всего XIX века, о чем красноречиво свидетельствуют споры о статусе муфтия и создаваемые в недрах региональной администрации проекты по ограничению позиций мусульманского духовенства в крае. Основываясь на архивных материалах, касающихся семейных споров, можно констатировать, что в Оренбургской губернии в мусульманском приходе (махапле), когда возникала проблема в семейной жизни, муж, жена или их доверенное лицо обращались с жалобой к местному имаму, который пытался урегулировать спор. При этом каждый мусульманин был приписан к определенному приходу и, таким образом, находился под контролем имама этого прихода. Местные государственные учреждения не только помогали ОМДС в процессе урегулирования семейных споров, но также несли ответственность за ряд дел, которые должны были решаться в соответствии с российскими законами. ОМДС часто сообщали истцам, чтобы те обращались в гражданские инстанции.

Второй параграф «Интеграция мусульман губернии в состав

городских обществ в пореформенный период» посвящен изучению степени

интегрированности мусульман губернии в состав городских обществ во второй

22

половине XIX века. Открытое активное сопротивление христианизации, отсутствие последовательной политики в отношении мусульман Оренбургской губернии, прагматические соображения власти, желавшей сохранения стабильности в регионе и за его пределами (эти процессы мы охарактеризовали в предыдущих двух главах) обусловили перенос акцентов на интеграцию мусульман в общее правовое и административное поле империи. Этот процесс получил дополнительный импульс в пореформенный период, когда целая серия реформ модернизировала социальные отношения в империи в целом, ввела новые и обновила старые управленческие структуры.

Добиться интеграции мусульман в сельских обществах в Оренбургской

губернии было достаточно сложно (по объективным причинам), поскольку сел

и деревень с совместным проживанием мусульман и православных было явное

меньшинство, мусульмане чаще жили в отдельных населенных пунктах.

Однако совершенно иная ситуация имела место в городах. Очевидно, что

мусульмане в городах Оренбургской губернии не являлись чем-то необычным

или маргинальным. Веками обе стороны - и православные, и мусульмане -

имели возможность наблюдать друг друга на улицах, торговых площадях и

рынках города, и воспринимали совместное проживание в нем как данность. В

отличие, например, от Казанской губернии - в оренбургских городах не было

ситуации раздельного существования в городах отдельных (православных и

мусульманских) мещанских общин со своими сложившимися нормами и

традициями управления. Однако практика раздельного решения дел

мусульманами и православными («татарами» и «русскими») была. Таким

образом, в пореформенный период в городах Оренбургской губернии

наблюдался процесс усиления интеграции мусульман в общегородское

административное поле, вызванное инициативой со стороны правительства.

Существовавшие традиции самоуправления как мусульманской, так и

православной общин были насильственно скорректированы в сторону

совместного общежития. Православным и мусульманам оренбургских городов

пришлось часто примирять конфликтные интересы и находить общий язык,

23

вступая в диалог. При этом позиция государства, очевидно, заключалась не в ассимиляции мусульман, а в попытке создания универсальной, внеконфессиональной городской социально-правовой структуры, которая бы обеспечила лояльность подданных и юридическую рациональность принимаемых решений.

В заключении подводятся итоги и формулируются общие выводы диссертации, которые нашли отражение в основных положениях, вынесенных на защиту.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК:

1. Сулейманова Ю.Ф. Исламский фактор и проблема укрепления

российской государственности на юго-восточной окраине империи в последней четверти XVIII века // Вестник РУДН. Серия История России. -2010. -№5. - С.165-172.

2. Сулейманова Ю.Ф. Процесс христианизации нерусских народов Оренбургского края и проблема обратного перехода в ислам в XIX веке // Научные Ведомости Белгородского государственного университета. - 2011. -Вып.17. -№1(96). Серия История. -С.145-151.

3. Сулейманова Ю.Ф. Политика царской администрации в сфере просвещения мусульман Оренбургской губернии в XVIII - XIX вв.: цели и результаты // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. -№17(136). -С.102-107.

4. Кортунов А.И., Годовова Е.В., Сулейманова Ю.Ф. К вопросу о формировании национального состава Оренбургского казачьего войска (18001835 гг.) // Человеческий капитал. - М.: «Буки Веди», 2012. - №8 (44). -С.139-145.

Другие публикации:

1. Сулейманова Ю.Ф. Государство, Русская православная церковь и другие конфессии: проблемы взаимоотношений на Южном Урале в середине XVIII

века // Православие в истории и культуре России: материалы III регион, молодежной науч.-просвет. конф. «Пасхальные чтения - 2009» (Курск, 24 апреля 2009 г.). - Курск: КГМУ, 2009. - С.410-417.

2. Сулейманова Ю.Ф. Актуальные проблемы современной историографии взаимоотношений мусульман и российской власти в XIX веке. // Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика: междунар. конф. (Оренбург, 30 марта 2010г.): сб. ст. / сост. Е.В. Годовова. - Оренбург: Агентство ПРЕССА, 2010. - С.306-311.

3. Сулейманова Ю.Ф. Взаимоотношения Российского правительства с мусульманским духовенством Оренбургской губернии в конце XVIII - XIX вв. // Историко-культурное наследие Южного Урала: опыт исследования и практика сохранения: материалы межрегион, конф. - Оренбург: ОГАУ, 2010. — С.184-190.

4. Сулейманова Ю.Ф. Политика российских властей по отношению к мусульманам на Южном Урале в 30-е-50-е годы XVIII века// Государственная национальная политика, межэтнические и этноконфессиональные отношения в Оренбуржье: проблемы формирования установок толерантного сознания: материалы межрегион, науч.-практ. конф. - Оренбург: Агентство Пресса, 2010. - С.123-127.

5. Сулейманова Ю.Ф. Особенности решения конфессионального вопроса оренбургскими губернаторами в середине 40-х - конце 60-х годов XVIII века // Аспирант, или Молодое поколение ученых о...: науч.-практ. альманах аспирантского сообщества. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - Вып.У - С.10-13.

6. Сулейманова Ю.Ф. Оренбургское мусульманское духовенство под юрисдикцией царской администрации: проблемы и результаты взаимоотношений // Платоновские чтения: материалы и доклады XVI всерос. конф. молодых историков. (Самара, 18-19 ноября 2010 г.) /отв. ред. П.С. Кабытов. - Самара: Самарский университет, 2010. - С.75-78.

7. Сулейманова Ю.Ф. Государство и мусульманское духовенство: проблемы взаимоотношений на территории Оренбургской губернии в XIX веке // Аспирант, или Молодое поколение ученых о...: науч.-практ. альманах аспирантского сообщества. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. - Вып.VI - С.16-19.

8. Сулейманова Ю.Ф. Региональная власть и мусульманское население Оренбургской губернии во второй половине XIX века // Аспирант, или Молодое поколение ученых о...: науч.-практ. альманах аспирантского сообщества-Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. - Вып.VII -С.16-20.

9. Сулейманова Ю.Ф. Мероприятия царской администрации по борьбе с переходом крещеных татар в ислам на территории Оренбургской епархии в XIX веке // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч. тр. по мат-лам междунар.заоч. науч.-практ.конф. (28 октября 2011г.) в 9 ч. - Тамбов: Изд-во Тамбов.ун-та, 2011. - 4.4. - С.120-122.

10. Сулейманова Ю.Ф.Региональная власть и мусульманское население Оренбургской губернии в XIX веке: проблемы взаимоотношений // «Белые пятна» российской и мировой истории. - М.: Аналитика Родис, 2012. -№1. -С.24-36.

11. Сулейманова Ю.Ф. Южноуральские школы «для инородцев» и проблема интеграции мусульман в состав империи (ХУШ-Х1Х вв.) // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб.статей всерос. науч. конф. «Исторический опыт этноконфессионапьного взаимодействия в Среднем Поволжье и Приуралье (XVI- начало XX вв.)». - Вып.2. - Казань: Ихлас, 2011. -С.68-71.

12. Сулейманова Ю.Ф. Становление «инородческого» образования на территории Оренбургской губернии в XIX веке // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 180-летию со дня рождения М. Акмуллы, (16 декабря 2011 г.)-Т.З.-Уфа: БГПУ, 2011. - С.303-308.

13. Сулейманова Ю.Ф. Система мусульманских школ на Южном Урале в дореформеной России // Урал индустриальный: Бакунинские чтения: материалы Десятой юбилейной всероссийской научной конференции в 2-х томах. - Т.2. - Екатеринбург: УМЦ-УПИ, 2011. - С.494-498.

14. Сулейманова Ю.Ф. Мусульманский вопрос в политике губернской администрации Оренбургского края в XIX веке // Платоновские чтения: материалы и доклады XVII всерос. конф. молодых историков (Самара, 25-26 ноября 2011 г.) /отв. ред. П.С. Кабытов. - Самара: Самарский университет,

2011. — С.148-151.

15. Сулейманова Ю.Ф. «Мусульманский вопрос» в политике Оренбургских губернаторов во второй половине XIX века // Региональное управление и проблема эффективности власти в России XVIII начале XXI века: сб.ст. всерос. науч. конф. с междунар. участием. - Оренбург: Агенство ПРЕССА,

2012. - С.257-261.

16. Сулейманова Ю.Ф. Проект преобразования системы управления мусульманами Оренбургской губернии (на материалах Российского государственного исторического архива) // Аспирант, или Молодое поколение ученых о...: науч.-практ. альманах аспирантского сообщества. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. - Вып.VIII. - С.17-20.

Подписано в печать: 01.10.2013 Тираж: 150 экз. Заказ № 978 Отпечатано в типографии «Реглет» г. Москва, Ленинградский проспект д.74 (495)790-47-77 www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии"

Федеральное государственное образовательное учреждение

04201365053

СУЛЕЙМАНОВА Юлия Фаритовна

Государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии (1744-1905)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

высшего профессионального образования «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор

С.В. ЛЮБИЧАНКОВСКИЙ

Оренбург - 2013

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Государственная политика по христианизации и исламизации на территории Оренбургской губернии...................................................................42

1.1. Реализация политики христианизации мусульман в Оренбургской губернии..................................................................................................................42

1.2. Политика исламизации казахов региона......................................................68

Глава 2. Реисламизация жителей Оренбургской губернии...............................81

и борьба с ней.........................................................................................................81

2.1. Причины и динамика процесса реисламизации жителей Оренбургской губернии..................................................................................................................81

2.2. «Новокрещеные» мусульмане как особая культурно-религиозная группа и объект дальнейшей христианизации..............................................................101

Глава 3. Реализация механизмов интеграции мусульман...............................111

в общее административное пространство Оренбургской губернии..............111

3.1. Взаимодействие региональной администрации и руководства мусульманских общин........................................................................................111

3.2. Интеграция мусульман губернии в состав городских обществ в пореформенный период......................................................................................142

Заключение...........................................................................................................159

Список использованных источников и литературы........................................165

Приложение..........................................................................................................191

Введение

Актуальность исследования. Многовековая история развития, расширения и распространения российской государственности на новые территории далека ещё от полной ясности и определенности оценок и характеристик. Более того, в наши дни в общественном сознании наметилась тенденция рассматривать прошлое российской государственности с позиций конфронтаци-онности. Распад Советского Союза повлек за собой обострение межнациональных отношений в России и обретших независимость республиках, которое выразилось в возрастающем уменьшении толерантного поведения в обществе. На сегодняшний день проблема мирного взаимодействия представителей различных конфессий сохраняется. В данном контексте обращение к проводимой государством в прошлом конфессиональной политике является особо значимым как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Включение в состав империи разнородных социокультурных элементов ставило перед властью задачу поиска оптимальных путей государственного строительства и определило его этническое, культурное и конфессиональное многообразие. В первую очередь такой подход означал необходимость работы с мусульманскими подданными империи, являвшимися основным конфессиональным меньшинством. Этот факт позволяет обосновать востребованность изучения именно государственно-исламских отношений, сложившихся в России.

Оренбургская губерния, охватывавшая при учреждении своими границами весь Южный Урал, являлась ярко выраженным поликонфессиональным регионом Российской империи, на территории которого проживали представители десятков этносов и практически всех мировых религий. От других регионов империи его отличала сравнительная «молодость», что обеспечивало трансляцию на него опыта, выработанного властью во взаимодействии с другими инокультурными регионами страны, в первую очередь, Среднего По-

волжья. В длительном и сложном процессе установления единства с этнически мозаичным южноуральским регионом происходила борьба противоречивых тенденций, сопровождавшаяся порой их драматическим взаимодействием. Начало процесса выработки «оренбургской» модели диалога культур следует отнести к XVIII веку: времени начала активной интеграции региона и определения государственной стратегии в отношении различных категорий поданных. В условиях достаточно неуверенных позиций Российского правительства в данном регионе, а также продолжительных восстаний властями была выработана прагматичная и гибкая этноконфессиональная политика. Она во многом обуславливала достаточно позитивный характер межэтнических и межконфессиональных контактов населения, обеспечивала безопасность и целостность региона.

Изучение опыта этноконфессионального развития таких областей, как Оренбургская губерния, помогает глубже понять историю многоконфессиональной империи в целом, позволяет выявить те определяющие общественные приоритеты развития, которые в дальнейшем наметили общие тенденции развития Оренбургского края. Можно констатировать относительную изученность социально-экономических и политических вопросов регионального развития и отсутствие столь же широких наработок по этноконфессио-нальной тематике. В отечественной историографии долгое время упрощали сложные и противоречивые процессы, рьяно обеляли или очерняли этнокон-фессиональную политику России, давали односторонние политические оценки межнациональных взаимоотношений и взаимовлияний. Сейчас уже не продуктивна установившаяся ранее традиция рассматривать эти отношения в рамках дихотомии «жестокое завоевание - добровольное присоединение», которая не оставляет места для широкого спектра промежуточных форм общения между народами, для глубокого понимания природы взаимодействия межконфессиональных сил притяжения и отталкивания. Это обстоятельство очень важно учитывать, занимаясь изучением чрезвычайно актуальной и по-

ка не в полной мере освещенной проблемой этноконфессиональной политики Российского правительства на Южном Урале.

Объектом исследования являются государственно-исламские отношения в Российской империи, предметом - государственно-исламские отношения на территории Оренбургской губернии в 1744-1905 гг.

В работе вводится комплекс фундаментальных понятий, которые необходимо разъяснить: государственно-исламские отношения, христианизация, реисламизация, конфессиональная политика, новокрещеные, аккультурация и ассимиляция.

В последнее десятилетие в научной литературе, в том числе на уровне диссертационных исследований, укоренился термин «государственно-исламские отношения». Под ним понимается исторически обусловленный процесс взаимосвязи государственных органов и мусульманских организаций, сообществ в системе общественной жизни. В Российской империи названный комплекс отношений включал в себя три основные составляющие: христианизация и исламизация; реисламизация новокрещеных и реакция государства на нее; интеграция мусульман в общее правовое и административное пространство империи1. В нашей диссертации прослежена реализация всех трех указанных составляющих государственно-исламских отношений в исследуемом регионе. Под христианизацией понимается государственная политика по обращению неправославных народов (в нашем случае, мусульман) в православие. Обратный процесс, связанный с переходом крещенных в православие мусульман обратно в ислам, в диссертации будем называть реисламизацией. В отличие от этого процесса, не санкционированного государством, исламизация - это государственная политика по насаждению ислама. Под новокрещеными понимаем представителей отличных от православия конфессий, принявших христианство православного образца на

1 Герейханов Г.П. Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность: социально-философский анализ: автореф. дис.... д.ф.н. -М„ 2006. -С.2-3.

протяжении жизни одного-двух поколений. Конфессиональная политика -комплекс мер государства, направленных на регламентацию положения представителей разных конфессий на территории Российской империи. Аккультурация заключается в освоении новых, заимствованных в ходе контактов с другим сообществом культурных моделей. Ассимиляция же представляет собой процесс уподобления, включения в новую общность, изменения представлений о групповой принадлежности.

Хронологические рамки исследования охватывают время с 1740-х гг. до 1905 г. Нижняя граница определяется двумя событиями - учреждением в 1740 г. Новокрещенской конторы, осуществлявшей активную политику распространения православия на юго-восточных окраинах империи, а также непосредственно созданием в 1744 г. Оренбургской губернии как отдельной административной единицы, на которую сразу же была распространена компетенция Новокрещенской конторы. Верхняя хронологическая рамка определена Высочайшим указом Сенату от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», который основательно переменил всё межконфессиональное положение Российской империи1. После апреля 1905 г. конфессиональная политика в империи, в том числе и государственно-исламские отношения, вступили в качественно новый этап своего развития, изучение содержания которого выходит за рамки задач настоящей диссертации.

Территориальные рамки охватывают в географическом плане Южноуральский регион, в административном - Оренбургскую губернию. На протяжении указанного хронологического периода территориальный состав и границы Оренбургской губернии менялись, однако поликонфессионального статуса она при этом не утрачивала, и мусульманский элемент сохранял свои позиции наиболее крупного религиозного меньшинства региона. В рамках исследовательской необходимости автор выходил за названные территориальные границы, привлекая для сравнения соответствующий материал по

1 ПСЗ-З. Т. 25. - СПб, 1908. - С. 258.

Казанской губернии, Уфимской губернии (выделенной в 1865 г. из состава Оренбургской) и ряду других территорий империи.

Степень изученности проблемы. Политика российского правительства по отношению к мусульманам давно попала в сферу внимания исследователей, эта проблематика имеет обширную историографию. Ее анализ позволяет выделить три крупных периода в отечественной науке, отличающихся друг от друга методологическими установками и содержанием исследуемых аспектов: дореволюционный, советский и современный. Если первый и второй периоды отличались цензурными ограничениями, то для третьего этапа характерен методологический плюрализм и активное взаимодействие с зарубежными коллегами.

В дореволюционный период ислам являясь одной из самых многочисленных по количеству адептов из нехристианских религий постоянно привлекал внимание государственной власти. В связи с Великими реформами 60-70-х гг. XIX в. объективно возник вопрос об унификации всех сторон жизни населения империи. Этой задаче были посвящены исследования того периода - миссионеров, которые разоблачали ислам и его последователей в Российской империи.1 Но в ряде работ данного периода давалась объективная картина образа жизни мусульманского населения внутренних губерний Российской империи.2 Кроме того, в указанный период в России издавались переводы известных иностранных ученых, исследовавших проблемы ислама.3 Вначале XX в. началась и монографическая разработка исламской тематики в России. В 1904-1912 гг. вышло фундаментальное исследование А.Е.

'Историческое и современное значение христианского миссионерства среди мусульман // Миссионерский противомусульманский сборник.- Казань, 1894. Вып. XX; Миропиев М.А. О положении русских инородцев. - СПб, 1901.

2 Маслов Е. О татарских мечетях в России // Эхо веков. - 1997. - № 12,- С. 213-227. (реприн. изд. 1901г.).

Вамбери Г. Культурное движение среди русских татар. - СПб, 1912; Гольдциар И. Лекции об исламе. - СПб, 1912.

Крымского, посвященное истории мусульманства.1 Появляются работы таких выдающихся специалистов, как В.В. Бартольд и С.Г. Рыбаков.2 Необходимо отметить, что внимание отечественных ученых к мусульманской проблеме получило поддержку властей. Так, на государственные средства в 1912-1914 гг. выходил ежемесячный научный журнал «Мир ислама», редактируемый академиком В.В. Бартольдом.

Однако важно отметить, что реконструкция истории государственно-исламских отношений проводилась указанными авторами исключительно на материалах Поволжья, что несколько обесценивает их значение для нашего исследования. С сущностной точки зрения, названные исследователя говорили о цивилизаторской роли империи по отношению к подданным-мусульманам. При рассмотрении христианизации нерусских народов они исходили из положения о несомненной прогрессивности распространения православия среди «иноверцев» и считали христианизацию неотъемлемой составной частью русской колонизации.

О государственной политике Российского государства по отношению к народам, исповедовавшим ислам, можно прочитать в исследованиях Н.И. Ильминского, Я.Д. Коблова, Н.П. Остроумова, Н. Никольского.3 В данных работах большое внимание уделено таким аспектам жизнедеятельности рос-

1 Крымский А.Е. История мусульманства. 2-е издание. Ч. 1-2. - М., 1904; Ч.З. М., 1912.

2 Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. - Пг., 1917; Его же. Новометодисты и старометодисты в русском мусульманстве // Мир ислама. - 1913. Т. II Вып. XII. С. 852-873; Его же Статистика мусульман в России // Мир ислама. - 1913. Т. 2. Вып. XI. С. 757-763; Бартольд В.В. Культура мусульманства. - Пг., 1908.

3 Ильминский Н.И. О количестве печатавшихся в Казани магометанских книг и о школе для детей крещенных татар // Православное обозрение. - 1866. Т. 19. №2; Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань, 1916; Остроумов Н.П. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае // Журнал министерства народного просвещения. - 1906. №2; Остроумов Н.П. Коран и прогресс Ташкент, 1901; Его же. К истории мусульманского общеобразовательного движения в XIX и XX столетиях // Мир ислама. - 1913. Т.2. Вып. 5; Никольский Н. Религиозно-нравственное состояние инородцев Приволжья // Инородческое обозрение Приложений к журн. «Православный собеседник». - 1912. декабрь. Кн.1.

сийских мусульман, как вопросы образования и обучения. В работах миссионера Д.Я. Коблова дан обзор работы мектебов и медресе. Д.Я. Коблов отмечал, что подготовка мулл-преподавателей была на особом контроле у общины, так как именно возлагались большие надежды по распространению ислама.1 Другой автор, Н.П. Остроумов, считал, что в медресе необходимо изучение русского языка. Можно констатировать, что названные дореволюционные авторы выступали по отношению к избранной им научной проблематике не только как ученые, но одновременно и как политики, как практики государственного управления, стремящиеся решить актуальную для империи проблему недопущения усиления ислама в обществе.

В целом, для работ дореволюционного периода характерно оправдание курса и методов политики правительства в регионе. Присутствующая в исследованиях критика связана с недостаточной эффективностью некоторых применявшихся методов христианизации и внедрения русского языка в процесс подготовки мусульманского духовенства, а не сути самих этих процессов. Во многом это было связано с цензурными ограничениями в условиях господствующего положения Русской Православной церкви.

В советский период сложился однозначный, заданный «сверху» стереотип, в соответствии с догматикой, разработанной на базе учения В.И. Ленина, критиковавшего этноконфессиональную политику Российской империи. Свою окончательную, устоявшуюся формулировку в советской исторической науке эта позиция обрела к середине 1960-х гг, когда в Советской исторической энциклопедии было записано, что царская Россия была «тюрьмой народов», реакционное самодержавие систематически угнетало все конфессии, кроме православной, однако при этом представители ислама также являлись сторонниками реакционных взглядов, лидеры российского мусульманства

1 Коблом Д.Я. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань, 1916. - С. 53.

2 Остроумов Н.П. Коран и прогресс. По поводу умственного пробуждения современных российских мусульман. - Ташкент, 1911. - С. 246-247.

9

стояли на пути социального прогресса1. Однако становление этой позиции прошло несколько своеобразных этапов, отличавшихся друг от друга главным образом тем, какая из частей этой формулы (реакционное самодержавие или реакционный ислам) выходила на передний план в конкретно-исторических исследованиях.

В 1920-1940-е гг. появились первые публикации на эту тематику - сначала в газете, а впоследствии в журнале «Жизнь национальностей» - органе Наро