автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему: Государственно-конфессиональные отношения в современной России
Полный текст автореферата диссертации по теме "Государственно-конфессиональные отношения в современной России"
005016392
На правах рукописи
Гончарук Алексей Геннадьевич
ГОСУДАРСТВЕШЮ-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Специальность 09.00.14 — философия религии и религиоведение
Г\Л
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
6 иі.Ч.і /.иіі
Москва - 2012
005016392
Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
доктор философских наук, доцент Семедов Семед Абакасвич, Албакова Фатима Юсуповна,
доктор философских наук, профессор кафедры философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В .Ломоносова Сметанниа Татьяна Александровна -кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина.
Ведущая организация: Российский университет дружбы народов
Защита состоится «24» мая 2012 г. В 1$.00 час. на заседании диссертационного совета Д 504.001.11 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д. 84, учебный корпус, ауд. З^Д
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХ и ГС.
Автореферат диссертации разослан «24» апреля 2012 г.
Учёный секретарь диссертационного совета (—-^-С^СС*^ Семедов С.А.
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. На постсоветском, современном этапе своего развития, Россия подошла к осознанию необходимости формирования и развития концепции государственно-конфессиональных отношений, которая регулировала бы деятельность государства и религиозных объединений. Важное место в этом процессе занимает проблема совершенствования законодательства в данной сфере. В целях реализации эффективной государственной политики взаимодействия органов государственной власти и религиозных объединений необходима сбалансированная, основанная на равенстве религиозных объединений перед законом, концепция государственно-конфессиональных отношений в стране.
Российская Федерация, начиная с конца XX столетия, начинает претерпевать значительные изменения во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной и религиозной. После семидесятилетнего периода борьбы с религией, «духовная составляющая» постепенно начинает занимать всё более и более важную роль в жизни россиян. Государству приходится реагировать на новые вызовы времени. Власть постепенно начинает осознавать, что она не в состоянии самостоятельно справиться с определёнными проблемами общества, которые требуют безотлагательного решения для его сохранения и стабильного развития. В частности, и государственные мужи, и научные круги и духовные лидеры уже признают, что в социальной сфере, где речь идёт о нравственном состояния общества, а также в вопросах реабилитации алко- и наркозависимых, церковь здесь справляется с наибольшим успехом. Существуют и другие пласты современной общественной жизни, в которых религиозные
организации, хотя и отделены от государства, сотрудничают с последним1.
События, произошедшие за последние два десятилетия в нашей стране, свидетельствуют о том, что сфера межнациональных и религиозных отношений оказывается наиболее чувствительной к происходящим политическим и социально-экономическим изменениям. Принципы коренным образом изменившихся общественных отношений привели к тому, что в значительной степени возросло религиозно-этническое самосознание народов, а этноконфессиональный фактор стал играть значительную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала, прежде всего, демократизация общественной жизни, формирование свободы мысли и волеизъявления, а также создание открытого российского информационного пространства.
Без решения актуальных проблем в сфере государственно-конфессиональных отношений наша страна будет тормозить своё развитие, а игнорирование их может отбросить нас ещё на несколько десятков лет от цивилизованного пути развития (как это уже было в советском историческом прошлом России). Особенно это актуально для стабильного развития регионов, т. к. именно там происходит наибольшее количество правонарушений в данной сфере. Удалённость от федерального «центра» позволяет чиновникам творить произвол, избирательно подходить к сотрудничеству с религиозными организациями, а зачастую и применять «репрессивную» тактику к неугодным, или так называемым «нетрадиционным» конфессиям. Всё это грубо
1 Основы социальной концепции Русской православной церкви. - М., 2000; Социальная поэтом протестантских Церквей России. - М., 2009,
нарушает права верующих и противоречит букве и духу Основного закона нашей страны.
Выбор диссертантом Нижегородской области в качестве объекта исследования специфики государственно-конфессиональных отношений неслучаен. Нижегородский край издревле славится своим конфессиональным разнообразием. Сильные корни здесь имеют православие, старообрядческая традиция и ислам. Не первое десятилетие отсчитывают и различные направления протестантизма.
Наиболее всего Нижегородская земля известна русскому человеку как место духовного подвига Серафима Саровского, который приобрёл особое значение для православных верующих после его канонизации в 1903 г. Важное духовное влияние на православных верующих имеет также ряд нижегородских монастырей, среди которых особое место занимает Серафимо-Дивеевский. В соответствии с отчётом Святейшего Синода за 1901 г., в первой половине XX в. в Нижегородской губернии насчитывалось 1310 действующих православных храмов, часовен и молитвенных домов, 26 монастырей2.
Родина организованного старообрядчества - Заволжье, Керженские леса Нижегородского края. На нижегородчине родился протопоп Аввакум, здесь в течение столетий сохранялось старообрядческое «древлее благочестие». В начале XX в. в Нижнем Новгороде прошёл ряд важных старообрядческих всероссийских собраний.
Не последнее место в Нижегородском крае традиционно занимает и ислам. Ислам на нижегородчине имеет давнюю
2Верноподданнейший отчётобер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1901 г. — СПб., 1905. Приложение. -С. 7.
градацию, так как здесь, начиная с X века, проживают башкиры и татары, официально исповедующие ислам3. Стоит отметить, что первый съезд Союза Мусульман России в 1906 г. состоялся именно в Нижнем Новгороде. Здесь же прошёл и третий съезд Организации. В 1817 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие первой мечети, совпавшее по времени с открытием Нижегородской ярмарки. Затем, в 1915 г. в губернском центре открылась Соборная мечеть. Центральный орган управления мусульман Нижегородчины - Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО) (создано в 1993 г.).
Многочисленны и разнообразны в Нижегородской области религиозные организации и объединения протестантского направления. Протестанты в регионе представлены, в основном, четырьмя крупнейшими централизованными религиозными организациями: Российский объединённый союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Российская Церковь христиан веры евангельской, Российский Союз евангельских христиан - баптистов и Волго-Вятское объединение Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. В области присутствую местные религиозные организации и группы лютеран, баптистов, пятидесятников, харизматов и адвентистов.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью развития и дальнейшего совершенствования государственной концепции в сфере государственно-конфессиональных отношений. Это включает в себя совершенствование и выработку механизма реализации данной
3ВагаловаФ. Мусульманская община Поволжья: прошлое и настоящее (опыт Нижегородской области) // Общее и особенное в региональной культуре Нижегородского края. Материалы международной научной конференции (16-17 июня 1997 г.). Часть П. - Н. Новгород, 1997.
концепции с учётом многообразия этно-конфессиональной палитры современного российского общества и региональной специфики.
Степень научной разработанности проблемы. Сфера государственно-конфессиональных отношений приобретает в XXI в. всё большую актуальность. Разрешение религиозных конфликтов, проблемы религиозной нетерпимости и экстремизма, всё чаще становится сферой пристального внимания как западных политических деятелей и представителей научных кругов, так и российских. Концепция свободы совести и вероисповедания со времён Реформации оказалась «движущим локомотивом» для европейских государств на их пути к политическому, экономическому и социальному прогрессу. Изучение заявленной проблематики соответственно должно происходить в пределах взаимопроникновения таких дисциплин как политология, юриспруденция, социология, религиоведение, история, психология и др.
Стоит отметить, что в постперестроечный период российского государства начинает расширяться интерес власти и общества к оптимизации взаимоотношений между государством и религиозными организациями и объединениями. Поиском взаимоприемлемой модели таких отношений в своих работах занимаются Михайлов Г.А., Симонов И., Одинцов М.И. и др.
Применительно к исследованиям в области свободы совести и вероисповедания можно отметить работы Придворова H.A. и Тихоновой Е.В. «Институт свободы совести и свободы вероисповеданий в праве современной России»; Пчелинцева A.B. «Свобода религии и права верующих»; сборники: «Прикладная конфликтология для журналистов», «Законодательство о свободе совести и правоприменительная
практика», «Основы религиоведческой экспертизы», журнал «Государство, религия, церковь в России и за рубежом».
Значительную помощь религиоведам, юристам и самим религиозным объединениям оказывают подготовленные Адвокатским бюро «Славянский правовой центр» полное собрание нормативных правовых актов и судебной практики о религиозных объединениях, свободе совести и вероисповедания «Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза» и первый научно-практический Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», составленный группой авторов под общей редакцией Р.В. Маранова. Также достойны внимания книги Бюро «Защита прав религиозных организаций при проведении проверок», «В помощь бухгалтеру религиозной организации» и др.
Стоит отметить значительный труд сотрудников Московского центра Карнеги и Института Европы РАИ по составлению трёхтомного издания «Атлас современной религиозной жизни России», вышедшего в 2005 г (отв. ред. М. Бурдо и С. Филатов).
Из исследователей, работающих в области религии и права, можно привести Залужного А.Г., Кудрявцева А.И., Пчелинцева A.B., Ряховского В.В., Себенцова А.Е., Симкина JI.C., Смыслову Е.А. и некоторых других.
Теоретическими вопросами отношений государства и конфессий в своих работах занимались такие российские исследователи, как Волков В.Н., Красиков A.A., Колодный А.Н., Лопаткин P.A., Митрохин М.П., Мчедлов М.П., Никитина А.Г., Овсиенко Ф.Г., Нуруллаев A.A., Семедов С.А., Трофимчук H.A. и др.
К разработке методологии исследования государственно-конфессиональных отношений обращались учёные ГараджаВ.И., Гордиенко Н.С., Клибанов А.И., Кобецкий В.Д., Курочкин П.К., Митрохин JI.H., Мчедлов М.П., Новиков М.П., Пивоваров В.Г., Яблоков И.Н. и др.
Среди зарубежных специалистов можно выделить следующих: работы экспертов в сфере свободы вероисповедания Д. Дэвиса, Э. Сьюэлла, которые рассматривали свободу совести и вероисповедания в России через призму международных договоров и международного права, немецкого экономиста и социолога М. Вебера и других.
Авторы, обращавшиеся к рассмотрению отношений государства и конфессий со стороны теоретико-методологической проблематики: Н. Демерафа (NJ. Demerath), В. Дюка (V. Dyke), Т. Джелена (T.G. Jelen), Дж. Манза (J. Manza), H. Райта (N. Wright) и других.
Особое место стоит уделить авторам, исследовавшим особенности развития государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области, среди которых: Гусева Ю.Н., ЕсиповГ.В., Идрисов И.Ю., Кузнецов Е.В., ЛандаР.Г., Мухетдинов Д.В., Никольский И.М., Рудаков C.B., Сенюткин С.Б., Сенюткина О.Н., Хайретдинов Д. и др.
Приведённые данные о российских юристах-религиоведах, их научных исследованиях и практических результатах показывают, что религиозное правоведение уже сейчас можно рассматривать как вполне сложившееся самостоятельное научное направление в религиоведении.
Тем не менее, несмотря на наличие широкого круга российских и иностранных специалистов, работающих в области исследования взаимоотношений власти и конфессий, диссертант
считает тему развития и выстраивания отношений государства и религиозных объединений в отечественной науке до конца неразработанной.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении специфики государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне на современном этапе их развития (на примере Нижегородской области).
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Раскрыть основные принципы развития и формирования государственно-конфессиональных отношений в современной России (с 90-х годов XX века и по настоящее врет);
2. Проанализировать правовую ситуацию и выявить существующие пробелы законодательства в реализации государственно-конфессиональной отношений;
3. Выявить специфику окружной (ПФО), региональной и муниципальной конфессиональной политики по отношению к религиозным организациям и объединениям в Нижегородской области;
4. Определить пути и способы оптимизации выстраивания государственно-конфессиональных отношений на окружном, региональном и муниципальном уровне в Нижегородской области.
Объект исследования - сфера государственно-конфессиональных отношений на современном этапе развития в Российской Федерации.
Предмет исследования - особенности государственно-конфессиональных отношений региональной и муниципальной власти с религиозными организациями и объединениям в Нижегородской области.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на работах ведущих зарубежных и российских политологов, религиоведов, юристов, философов, социологов, историков. В работе используются структурнофункционалышй и системный методы исследования, определяющих основные тенденции развития концепции государственной политики по отношению к религиозным организациям и объединениям как составной части политической системы современной России.
При разработке исследуемой темы диссертантом широко использовались положения и выводы, представленные в трудах таких российских учёных, как Васильева О.Ю., Трофимчук H.A., Одинцов М.И., Шахов М.О., Подопригоры P.A. и др., которые внесли значительный вклад в разработку категориального аппарата, а также в методологию исследования в сфере государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Вместе с тем, при исследовании данной проблематики диссертантом применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, функциональный и логический анализ, сравнения и прогнозирования, а также методы политологического исследования. В настоящей работе используются принципы сравнительной, исторической и структурно-функциональной методологии, помогающие избежать исследователю субъективистского подхода к разрабатываемым проблемам.
В качестве дополнительных методов исследования были использованы: интервьюирование, наблюдение, анализ документов, что помогло изучить и обобщить накопленный материал в сфере государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области.
Эмпирическая база исследования состоит из международных норм и документов по правам человека и свободе совести, Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, иных нормативно-правовых актов, составляющих правовой фундамент государственно-конфессиональной политики России.
В источниковую базу были включены материалы круглых столов, дискуссий, теоретических и методологических разработок отечественных и зарубежных авторов по проблемам свободы совести и принципов государственной политики по отношению к религиозным организациям и объединениям. Данные социологических исследований, публикации в периодической печати и информации новостных агентств также вошли в её состав. Научная новизна диссертационного исследования:
1. Определены особенности регионального аспекта государственно-конфессиональных отношений.
2. Предложено введение независимого федерального органа Уполномоченного по вопросам совести, вероисповедания и религиозным объединениям в Российской Федерации с полномочиями экспертизы проектов федеральных законодательных актов на вопрос ущемления прав верующих и религиозных объединений.
3. Для обеспечения законности и единообразия в реализации государственных полномочий Уполномоченным по вопросам совести в РФ считаем
целесообразным учреждение аппаратов региональных Уполномоченных по вопросам совести в РФ.
4. Дана характеристика руководителей окружной, региональной и муниципальной власти Нижегородской области в части их религиозных предпочтений и выявлена специфика реализации ими властных полномочий в отношениях с религиозными объединениями региона.
5. Представлен полный современный конфессиональный портрет Нижегородской области; дана информация о начале деятельности религиозных объединений, их руководителях, местах проведения ими культовых собраний.
6. Данная работа входит в число первых диссертационных исследований, посвящённых анализу современного состояния государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Государственно-конфессиональные отношения представляют собой особый, специфический вид деятельности государственных органов власти, направленный на реализацию многогранного спектра прав человека в сфере свободы совести и вероисповедания, в рамках существующего отечественного законодательства, а также стандартов и норм международного права.
2. Следствием коренного изменения отношения государства к религии и церкви в современной истории России явилось новое правовое решение религиозного вопроса. Положения Конституции Российской Федерации, касающиеся прав граждан на свободу совести, федеральные законы «О свободе
вероисповеданий» (1990 г.) и «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), ряд других законодательных актов, вывели государственно-конфессиональные отношения на уровень международных правовых норм и ныне полностью соответствуют обязательствам, принятым на себя нашей страной в связи с подписанием целого ряда международно-правовых документов, начиная с «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.).
3. Неоднозначность ряда положений современного законодательства в сфере свободы совести порождает проблемы в области правоприменительной практики, в частности, федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Данное обстоятельство, как обосновывается в исследовании, также свидетельствует о необходимости повысить уровень законодательного регулирования института свободы совести в современной России.
4. Необходимость регулирования взаимодействия государства и конфессий обусловлена тем, что данная сфера общественных отношений характеризуется рядом противоречивых тенденций, С одной стороны, демократические преобразования способствовали развитию института свободы совести и религиозной свободы в России, с другой - появились негативные тенденции. Они выражаются в отсутствии традиции соблюдения законности, неукоренённости в общественном сознании демократических ценностей и свобод; ранжирование религиозных организаций и стремление так называемых «традиционных» вероисповеданий закрепить за собой особый, привилегированный статус.
5. Отсутствие федерального «центра» в качестве единой государственной структуры по выработке и реализации конфессиональной политики влечёт её «раздробленность» на
местах, вводит в диссонанс федеральную и региональные законодательные базы, поощряет «личностный» подход при осуществлении государственными служащими своих должностных полномочий в сфере государственно-конфессиональных отношений. Зачастую это даёт явный крен в сторону сотрудничества государственных и муниципальных органов власти с определённой конфессией и игнорированием, а подчас и «репрессивном» поведении властей по отношению к другим конфессиям, незащищённость граждан при реализации ими своих прав в сфере свободы совести.
6. Дальнейшими шагами по совершенствованию ситуации, а также её практической реализации в сфере государственно-конфессиональных отношений в современной России, по мнению диссертанта, должны стать:
а) необходимость создания федерального «центра» -органа государственной власти по выработке государственно-конфессиональной политики, с правом законодательной инициативы и возможности экспертизы проектов законодательных актов на стадии их принятия на их соответствие нормам международного права в сфере свободы совести;
б) приведение регионального законодательства в сфере свободы совести в соответствие с федеральным, его совершенствование и приведение в соответствие с международными стандартами и нормами;
в) проведение периодических семинаров и тренингов для государственных и муниципальных служащих с целью повышения их квалификации в сфере государственно-конфессиональных отношений, введение в учреждениях высшего профессионального образования предмета «Религиозное правоведение».
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Результаты проведённого исследования могут быть полезны при анализе государственно-конфессиональных отношений как на федеральном, так и региональном уровнях, повышении эффективности механизмов её реализации, а также расширении методологических и теоретических принципов исследования в данной сфере. Они также могут быть использованы в деятельности законодательных органов государственной власти, в осуществлении своих функций государственными и муниципальными служащими, при чтении курсов по религиоведению, политологии, философии, государственному управлению и других дисциплин, затрагивающих государственно-конфессиональные отношения.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях автора общим объёмом 1,0 п.л.
Структура диссертадионной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
II. Основное содержание диссертадионной работы
Во введении обосновывается актуальность избранной темы диссертации, показывается её теоретическая и практическая значимость, необходимость анализа и экспертной оценки текущего состояния государственно-конфессиональных отношений в современной России. Показано, что в условиях изменяющейся политической, социальной, экономической и правовой ситуации в переломный период нашего государства эпохи конца 90-х годов прошлого столетия актуальность в урегулировании отношений государства и различных вероисповеданий значительно возросла.
Духовные, нравственные и ментальные свободы, пришедшие после семидесятилетнего «застоя» в обществе, стали активно «прорываться» наружу. Всё это необратимо привело к изменению существующего советского законодательства в религиозной сфере, а также радикальной смены политико-правовой мысли в области регулирования данной сферы общественных отношений. Назрела необходимость в выстраивании «конструктивного диалога» не только с Русской Православной церковью, но и со всем конфессиональным спектром страны.
Анализируя степень разработанности исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе, определяется объект, предмет, цели и задачи, теоретико-методологические основы исследования. Показывается научная новизна диссертационного исследования, обосновывается необходимость рассмотрения специфики регулирования государственно-конфессиональных отношений «на местах», то есть в регионах и муниципалитетах (в частности, в Нижегородской области). Выдвигается основная гипотеза исследования и положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования, представляется её апробация.
В первой главе «Этапы зарождения и развития концепции «свободы совести» в историческом процессе мирового государственного строительства» проведён анализ зарождения и развития принципа «свободы совести» в философской и политической мысли стран западноевропейских государств, который принял впоследствии юридическое закрепление в конституциях ряда государств, нормах международного, а также внутреннего права этих стран.
В параграфе первом «Историко-философский анализ формирования концепции «свободы совести» в западной правовой культуре» выявлено, что «рубежным» в актуальности философского осмысления вопроса свободы вероисповедания, как одного из основополагающего права свободного человека является период зарождения протестантизма в Европе. Идейными основателями принципа свободы вероисповедания времён Реформации, которая принесла освобождение от догматического и политического давления католической церкви, явились М. Лютер и Ж. Кальвин4.
Принцип религиозной свободы в качестве основания нового государства был воспринят и утвердился первыми пилигримами Соединённых Штатов Америки. Период XVI-XVII вв. был характерен зарождающейся волной свободомыслия и веротерпимости в Европе. В частности, идеей освобождения от «пут» Англиканской церкви были «одержимы» и первые поселенцы в США с Британских островов. Дальнейшими источниками религиозной свободы в европейской культуре стали идеи свободомыслия английских и французских философов ХУП-ХУШ вв., прежде всего Дж. Локка, Дж. Мильтона, Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, проповедующих идеи рационализма и юридического позитивизма. Это стало основанием и американской традиции, заложенной в Конституции Соединённых Штатов (1787 г.) и в Билле о правах (1791 г.).
У многих мыслителей ХУИ-Х\Ш1 вв., особенно в философии Просвещения, проводится идея права религиозной свободы как естественного и неотчуждаемого. Далее, значительное
4Лютер М. Избранные произведения. - СПб., 1994.
развитие получает идея веротерпимости в связи с разработкой представлений о независимости разума от веры и о субъективности истины и необходимости внутреннего принятия убеждений, из которых логически следовало неприятие принуждения в делах веры и тем более преследования за убеждения.
Кульминацией рационализма XVIII в. в Европе становятся философские идеи И. Канта. Принципиальной чертой кантовского рационализма было то, что он отводил отдельное жизненное пространство для религии, которая в системе Канта выступала опорой этики. Развитие изучения неевропейских религий придало более широкую перспективу дискуссиям о природе религии, что сказалось в трудах других философов, правоведов и государственных деятелей.
Таким образом, исходя из анализа развития идеи религиозной свободы и её правового закрепления, делается вывод о том, что эволюция права религиозной свободы предполагает ряд этапов, начиная с утверждения идеи веротерпимости. Терпимость предполагает существование конфессионального государства с господствующей религией и признание других вероисповеданий терпимыми. Постепенно в результате признания за терпимыми религиями всех публичных прав и разрешения публичного отправления богослужения веротерпимость в европейских странах преобразуется в религиозную свободу, предусматривающую право не исповедовать никакой религии, право определяться и менять свои убеждения согласно велениям только своей совести и право внешнего проявления содержания своего религиозного или нерелигиозного самоопределения.
В параграфе втором «Изменение политико-правовой концепции российского государства в сфере государственно-конфессиональных отношений в постсоветский период»
проведён сравнительный анализ ситуации с правами свободы совести в советской России и в её постсоветский период. В связи с тем, что регулирование взаимоотношений государства и религиозных организаций невозможно вне правового поля, диссертант счёл необходимым обратиться к проблематике правового регулирования данной сферы общественных отношений.
В параграфе отражены основные международные документы и правовые акты, закрепляющие в себе основополагающие права и свободы человека, в частности, нормы о свободе совести и вероисповеданий. Проводится анализ развития правовой мысли в области государственно-конфессиональных отношений в советском и современном российском законодательстве. С принятием законов СССР «О свободе совести и религиозных организациях» (01.10.1990) и РСФСР «О свободе вероисповеданий» (25.10.1990) религиозные объединения стали полноправными субъектами права. Отмечается, что Закон РСФСР получил оценку либерального и демократичного закона Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В докладе, подготовленном для ПАСЕ, Закон РСФСР назван «самым прогрессивным законом о свободе совести за всю историю России»5.
Рассмотрен Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г., который регулирует сферу государственно-конфессиональных отношений в России в настоящее время. Особенностью закона «О свободе совести» 1997 г. является наличие преамбулы, которая выделяет «традиционные» для России религии, с указанием на особую роль православия в
5 Резолюция ПАСЕ от 22.06.2005 № 1455 «О выполнении обязанностей и обязательств РФ» и Рекомендация № 1710 (2005).
истории нашей страны. Вместе с этим, подчёркивается уважительное отношение к исламу, буддизму, иудаизму, а также другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В исследовании диссертант считает необходимым отстоять историческую справедливость. Преамбула Закона никоим образом не упоминает протестантизм в качестве традиционной конфессии России. Впервые протестанты в России появились ещё в XVI веке. Это были «бизнесмены» того времени, в основном из Германии и Скандинавии (лютеране), посещавшие Россию по приглашению властей. Первым это сделал в 1524 г. Великий князь Иван III. Во времена Ивана IV приглашения иностранцев в Россию стало обычной практикой. Во второй половине XVI в. в России появились и реформаты6.
Закон «О свободе совести» 1997 г. вызвал в среде учёных, специалистов и практикующих юристов в сфере государственно-конфессиональных отношений неоднозначную реакцию. К наиболее уязвимым местам Закона чаще всего относят подмену и смешение ключевых понятий «свобода совести» и «свобода вероисповеданий», а также преамбулу закона, хотя и не носящую нормативного характера, но подталкивающую правоприменителя к идее разделения религий на «традиционные» и «нетрадиционные». Однако, стоит отметить, что существуют и защитники Закона, обосновывающие свою позицию тем, что закон не возлагает никаких преференций какой-либо из крупнейших конфессий и «уравнивает» все религиозные объединения в правовом поле.
6Информационно-аналитический портал Русская идеология. Протестантизм в России. URL: http://russidea.rchgi.spb.ni/i deasinrussia/religideas/index.php? ELEMENT ID=316S (дата обращения: 10.01.2012).
Одним из принципиальных отличий действующего Закона от Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» является усложнение процедуры обретения религиозным объединением статуса юридического лица и соответствующей правоспособности. Концепцию регулирования Законом данного вопроса можно изложить примерно следующим образом. Реализация основных прав и свобод человека и гражданина, требующая предоставления возможности объединяться и действовать в соответствии со своими убеждениями, не получая на это никакой специальной санкции государства, может осуществляться в рамках религиозной группы.
Во второй главе «Особенности развития государственно-конфессиональных отношений на
региональном уровне (на примере Нижегородской области)» представлен современный религиозный портрет региона, выявлена специфика развития государственно-конфессиональных отношений через призму личностных черт, качеств и характеристик муниципальных и региональных руководителей региона. Рассмотрена проблематика так называемых «трёх центров» принятия решений (муниципального, регионального, окружного) по вопросам взаимодействия власти и религиозных организаций в Нижегородской области.
В параграфе первом «Современный религиозный портрет Нижегородской области (зарегистрированные и незарегистрированные религиозные организации и объединения, группы, общества)» автором предлагается детальное описание действующих в регионе религиозных объединений и групп, включая атеистические и языческие сообщества. Полученная в ходе личных встреч, интервьюирования, исследования источников в периодической печати, научной краеведческой литературы и архивных данных информация
помогла создать современный религиозный портрет Нижегородской области.
Нижегородский регион принадлежит к числу субъектов Российской Федерации с многоэтничным и поликонфессионалышм составом населения. В этой связи, успешное развитие межнациональных и межконфессиональных отношений имеют для области одно из первостепенных значений. От характера этих отношений во многом будет зависеть стабильность в как в самом регионе, так и в России в целом.
Диссертантом произведена группировка религиозных организаций по конфессиональному признаку, их принадлежности к централизованным религиозным объединениям. Описаны присутствующие религиозные организации и объединения в области. Представлены сведения о начале образования религиозных организаций региона, их руководителях, конфессиональной принадлежности, социальном служении, приведены контактные данные. Всего в Нижегородской области (по состоянию на 01.10.2011 г.) зарегистрирована 591 религиозная организация7.
Муниципальное образование Нижний Новгород и Нижегородская область объединяют на своей территории порядка 100 народов, народностей, этносов и этнических групп. Несмотря на поликонфессиональный состав населения, в Нижегородской области традиционно сохраняются идеи межэтнического и религиозного диалога, мира и согласия. В регионе действует более 30 национально-культурных объединений, выполняющих роль
7По данным официального сайта Главного Управления министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области. URL: http:/Avww.minjust-nn.ru/?id=7S7 (дата обращения: 10.01.2012).
своеобразного культурного центра, способствующего поддержанию дружбы и дальнейшему развитию национальной культуры и духовности. Наряду с национально-культурными в Нижегородской области в настоящее время действует более 550 религиозных организаций, обусловливающих поликонфессиональность населения8. Нижегородская область по количеству зарегистрированных религиозных организаций заметно превосходит аналогичные показатели в большинстве субъектов Российской Федерации.
В параграфе втором «Специфика развития взаимоотношений окружной, региональной и муниципальной власти с религиозными организациями и объединениями в Нижегородской области» через оценку личностного мировоззрения и религиозных предпочтений руководителей того или иного уровня власти выявляется специфика взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями области. Исследуется реализация властных полномочий окружных (ПФО), региональных и муниципальных руководителей Нижегородской области в сфере государственно-конфессиональных отношений. Выявляется проблематика «децентрализации» принятия решений при формировании политики в сфере государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне. Показана взаимосвязь между личными религиозными предпочтениями представителей власти и их деятельностью на выборных и замещаемых должностях государственной и муниципальной
"Вестник Правительства Нижегородской области. Рекомендации для органов местного самоуправления по организации взаимодействия в этно-конфессиональной сфере - Н. Новгород, 2008. - С. 64-65.
службы по отношению к различным конфессиям, присутствующим в регионе.
В параграфе приводится подробная характеристика руководителей и основных действующих лиц крупнейшей религиозной организации области - Нижегородской епархии Русской Православной Церкви. Описывается взаимодействие епархии с органами муниципальной и региональной власти, а также её отношения с представителями других конфессий области. Уникальность данной религиозной организации заключается в том, что РПЦ на протяжении всего времени своего существования терпеливо и целенаправленно вела работу по собиранию русского народа и единению всех народов государства российского, отражала в своих теоретических и практических установках идеи государственности, централизации власти, социальной справедливости, приоритета нравственных ценностей, высоких духовных устремлений. Особенно велика была роль РПЦ в кризисные и переломные моменты российской истории, когда от всех социальных слоёв и всех народов, составляющих наше общество, требовалось напряжение сил, жертвенность, самоограничение и подвижничество. Именно в такие периоды истории РПЦ наиболее полно реализовала свои возможности в деле объединения социальных сил, выступала идейным руководителем политики единства, побуждала к подвигу и состраданию. В Нижегородской области православие глубоко укоренено в общественной и культурной жизни, религиозности и городского и сельского населения выше, чем в большинстве других регионов. Православная традиция является частью идеологии общественного сознания, нижегородских властей, господствует она и в сознании интеллигенции. Представление о присущей Нижнему Новгороду
традиционной православной духовности поддерживается во многом авторитетным и благочестивым духовенством епархии.
Заключение содержит выводы о текущем состоянии государственно-конфессиональных отношений по стране в целом, и, в частности, о ситуации в данной сфере в Нижегородской области. Выявлена специфика взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Нижегородской области с этноконфессиональными структурами и религиозными объединениями. Определён ряд мер, направленных на улучшения качества и повышения уровня государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области.
Диссертантом также делается вывод о том, что выработка единой политико-правовой концепции, которая стала бы единым «каркасом» для выстраивания взаимоотношений государства и конфессий является весьма актуальной как для Нижегородского региона, так и для России в целом. Выработка и реализация такой концепции невозможны без единого федерального государственного органа, который бы занимался разработкой данной проблематики. В этой связи, автором видится актуальным введение института Уполномоченного по вопросам свободы совести, вероисповеданий и религиозных объединений в Российской Федерации, а также учреждение аппаратов региональных Уполномоченных по вопросам свободы совести в РФ. Определён круг вопросов, который мог бы входить в компетенцию Уполномоченного по вопросам свободы совести в РФ. Предлагается, что одной из важнейших функций данного государственного органа могла бы стать экспертиза проектов законодательных актов Российской Федерации на недопущение ущемления или умаления прав и свобод граждан в сфере свободы
совести и вероисповедания на этапе их принятия высшим законодательным органом Российской Федерации.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
Статьи в ведущих рецензируемых изданиях, определенных
ВАК:
1. Гоичарук А.Г. «История развития государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области (на примере исламской общины)» // Социология власти, 2012. №1. - 0.5 п.л.
2. Гончарук А.Г. ««Пятидесятничество на Нижегородской земле: «традиционная» религия или НРД? Краткий историко-философский анализ» // Социология власти, 2012. №2. - 0.5 п.л.
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
Государственно-конфессиональные отношения в современной России (на примере Нижегородской области)
Гончарук Алексей Геннадьевич
Научный руководитель:
Семедов Семед Абакаевич, доктор философских наук
Изготовление оригинал-макета Гончарук А.Г.
Подписано в печать 21.04.2012. Тираж 80 экз. Усл. 0,95 п.л.
Текст диссертации на тему "Государственно-конфессиональные отношения в современной России"
61 12-9/319
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
Международный институт государственной службы и управления Кафедра государственно-конфессиональных отношений
На правах рукописи
ГОНЧАРУК Алексей Геннадьевич
Государственно-конфессиональные отношения в современной России (на примере Нижегородской области)
Специальность: 09.00.14 ~ философия религии и религиоведение
Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, доцент Семедов С.А.
Москва - 2012
Оглавление
Введение
3
Глава 1. Этапы зарождения и развития концепции «свободы совести» в
§ 1. Историко-философский анализ формирования концепции «свободы
§ 2. Изменение политико-правовой концепции российского государства в сфере государственно-конфессиональных отношений в постсоветской период. 37
Глава II. Особенности развития государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне (на примере Нижегородской области).......50
§ 1. Современный религиозный портрет Нижегородской области (зарегистрированные и незарегистрированные религиозные организации и объединения, группы, общества)..................................................................................50
§ 2. Специфика развития взаимоотношений окружной, региональной и муниципальной власти с религиозными организациями и объединениями в Нижегородской области.................................................................................................85
Заключение...............................................................................................................98
Список использованных источников и литературы.........................................106
историческом процессе мирового государственного строительства
17
совести» в западной правовой культуре
17
Введение
Актуальность темы исследования. На современном, постсоветском этапе своего развития, Россия подошла к ясному осознанию необходимости формирования и развития концепции государственно-конфессиональных отношений, которая регламентировала бы деятельность государства и религиозных объединений. Важное место в этом процессе занимает проблема совершенствования законодательства в данной сфере. В целях реализации эффективной государственной политики взаимодействия органов государственной власти и религиозных объединений необходима взвешенная, основанная на равенстве религиозных объединений перед законом концепция государственно-конфессиональных отношений в стране.
Российская Федерация, начиная с конца XX столетия, начинает претерпевать значительные изменения во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной и религиозной. Религия постепенно занимает всё более и более важную роль в жизни граждан страны. Государство начинает сталкиваться с новыми вызовами времени и постепенно начинает осознавать, что оно не в состоянии самостоятельно справиться с определёнными проблемами, которые требуют безотлагательного решения для сохранения общества. В частности, научными кругами и духовными лидерами страны уже признано, что в социальной сфере, где дело касается нравственного состояния общества, а также в вопросах реабилитации алко- и наркозависимых людей, церковь справляется в этих сферах с наибольшим успехом. Существуют и другие
пласты современной общественной жизни, в которых церковь, хотя и отделена от государства, плодотворно сотрудничает с последним1.
Все проблемные места и сложные вопросы сотрудничества государства и религиозных объединений нуждаются, прежде всего, в политической воле властей, а также в юридическом регулировании государственно-конфессиональных отношений (изменение законодательства должно происходить как на федеральном, так и региональном уровне, нормативно-правовая база в данной сфере нуждается в приведении к единому «знаменателю» и т. д.).
Выбор диссертантом Нижегородской области в качестве объекта исследования специфики государственно-конфессиональных отношений в регионе не случаен. Нижегородский край издревле славится своим конфессиональным разнообразием. Здесь сильные корни имеют православие и старообрядческая традиция, уже не первое десятилетие отсчитывают различные направления протестантизма. Наиболее всего Нижегородская земля известна русскому человеку как место духовного подвига Святого Серафима Саровского, который приобрёл особое значение для православных верующих после его канонизации в 1903 г. Важное духовное влияние на православных верующих имеет также ряд нижегородских монастырей, среди которых особое место занимает Серафимо-Дивеевский. В соответствии с отчётом Святейшего Синода, в первой половине XX в. в Нижегородской губернии насчитывалось 1310 действующих православных храмов, часовен и молитвенных домов, 26 монастырей2.
1 Основы социальной Концепции Русской православной церкви. - М., 2000; и Социальная позиция протестантских
Церквей России. - М., 2009.
Заволжье, Керженские леса Нижегородского края - родина организованного старообрядчества. На Нижегородской земле родился протопоп Аввакум, здесь в течение столетий сохранялось старообрядческое «древлее благочестие». В начале XX в. в Нижнем Новгороде прошёл ряд важных старообрядческих всероссийских собраний.
Не последнее место в Нижегородском крае традиционно занимает и ислам. Ислам на Нижегородчине имеет давнюю традицию, так как здесь, начиная с X века, проживают башкиры и татары, официально исповедующие ислам3. Стоит отметить, что первый съезд Союза Мусульман России состоялся в 1906 г. именно в Нижнем Новгороде. Здесь же прошёл и третий съезд Организации.
Многочисленны и разнообразны в Нижегородской области религиозные организации протестантского направления. Протестанты в регионе представлены, в основном, четырьмя крупнейшими централизованными религиозными организациями: Российский объединённый союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Российская Церковь христиан веры евангельской, Российский Союз евангельских христиан - баптистов и Волго-Вятское объединение Церкви христиан-адвентистов седьмого дня. Всего по состоянию на 01.10.2011г. в Нижегородской области зарегистрирована 591 религиозная организация4.
Актуальность настоящего исследования также обусловлена необходимостью развития и дальнейшего совершенствования политики государства в сфере государственно-конфессиональных отношений. Это включает в себя
3 Вагапова Ф. Мусульманская община Поволжья: прошлое и настоящее (опыт Нижегородской области) // Общее и особенное в региональной культуре Нижегородского края: Матер, междунар. научн. конф. 16-17 июня 1997 г. Часть
II.-Н. Новгород, 1997.
совершенствование механизма реализации данной политики с учётом многообразия мировоззренческой и конфессиональной палитры современного российского общества.
Степень научной разработанности проблемы. Сфера государственно-конфессиональных отношений приобретает в XXI в. всё большую актуальность. Разрешение религиозных конфликтов, проблемы религиозной нетерпимости и экстремизма, всё чаще становится сферой пристального внимания как западных политических деятелей и представителей научных кругов, так и российских. Концепция свободы совести и вероисповедания со времён Реформации оказалась «движущим локомотивом» для европейских государств на их пути к политическому, экономическому и социальному прогрессу. Изучение заявленной проблематики соответственно должно происходить в пределах взаимопроникновения таких дисциплин как политология, юриспруденция, социология, религиоведение, история, психология и др.
Стоит отметить, что в постперестроечный период российского государства начинает расширяться интерес власти и общества к оптимизации взаимоотношений между государством и религиозными организациями и объединениями. Поиском взаимоприемлемой модели таких отношений в своих работах занимаются Михайлов Г.А., Симонов И.5, Одинцов М.И.6 и др.
Применительно к исследованиям в области свободы совести и вероисповедания можно отметить работы Придворова H.A. и Тихоновой Е.В. «Институт свободы совести и свободы вероисповеданий в праве современной
5 Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. - 1999. - №1. Симонов И.В. Государство и церковь: какими должны быть отношения // Религия и право. - 2001. — №3.
6 Одинцов М.И. Вероисповедные реформы в России (1985-1997) // Религия и право. - 1999. - №2. Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. - М., 2002.
России»; Пчелинцева А.В. «Свобода религии и права верующих»; сборники «Прикладная конфликтология для журналистов», «Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика», «Основы религиоведческой экспертизы», журнал «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», информационно-аналитический журнал «Религия и право».
Значительную помощь религиоведам, юристам и самим религиозным объединениям оказывают подготовленные Адвокатским бюро «Славянский правовой центр» полное собрание нормативных правовых актов и судебной практики о религиозных объединениях, свободе совести и вероисповедания «Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания.
Религиоведческая экспертиза»7 и первый научно-практический Комментарий к
£
Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» . Также достойно внимания издание Бюро «Защита прав религиозных организаций при проведении проверок» и др.
Стоит отметить значительный труд сотрудников Московского центра Карнеги и Института Европы РАН по составлению трёхтомного издания «Атлас современной религиозной жизни России», вышедшего в 2005 г. Ответственными редакторами сборника явились М. Бурдо и С. Филатов.
Из исследователей, работающих в области религии и права, можно привести Залужного А.Г., Кудрявцева А.И., Пчелинцева А.В., Ряховского В.В., Себенцова А.Е., Симкина Л.С., Смыслову Е.А. и некоторых других.
7 Сост. и общ. ред. A.B. Пчелинцева и В.В. Ряховского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006. - 848 с.
Теоретическими вопросами отношений государства и конфессий в своих работах занимались такие российские исследователи как Васильева О.Ю., Волков В.Н., Красиков A.A., Колодный А.Н., Лопаткин P.A., Митрохин М.П., Мчедлов М.П., Никитина А.Г., Овсиенко Ф.Г., Нуруллаев A.A., Семедов С.А., Трофимчук H.A.9 и др.
К разработке методологии исследования государственно-конфессиональных отношений обращались учёные ГараджаВ.И., Гордиенко Н.С., Клибанов А.И., Кобецкий В.Д., Курочкин П.К., Митрохин JI.H., Мчедлов М.П., Новиков М.П., Пивоваров В.Г., Радугин A.A., Яблоков И.Н. и др.
Среди зарубежных специалистов можно выделить следующих: работы экспертов в сфере свободы вероисповедания Д. Дэвиса, Э. Сьюэлла, которые рассматривали свободу совести и вероисповедания в России через призму международных договоров и международного права, немецкого экономиста и социолога М. Вебера и других.
Авторы, обращавшиеся к рассмотрению отношений государства и конфессий со стороны теоретико-методологической проблематики: Н. Демерафа
9 Волков Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни: дис. ...канд. философ, наук. - М.; 1992. Красиков А.Н. Религиозный фактор в политике // Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоление религиозного и этноконфессионального экстремизма. - Курган, 2000. Митрохин Л.Н. Религия и политика в российской исторической традиции // Религия и политика в посткоммунисшческой России.- М.; 1994. МитрохинЛ.Н. Христианство и политика.M.; 2003. Российская цивилизация / Под общей редакцией МчедловаМ.П. Нуруллаев A.A. Взаимовлияние религии и политики в современной России // Религия в современном обществе: история проблемы, тенденции. Материалы межд. науч.-практ. конф,- Казань, 1998. Трофимчук H.A. Государственно-церковные отношения: сущность понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции,- М.; 1999. Трофимчук H.A. Государственно-церковные отношения: проблемы и пути их решения. Исторический вестник. 2000.
(N.J. Demerath), В. Дюка (V. Dyke), Т. Джелена (T.G. Jelen), Дж. Манза (J. Manza), H. Райта (N. Wright) и других10.
Особое место стоит уделить авторам, исследовавшим особенности развития государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области, среди которых: Гусева Ю.Н., ЕсиповГ.В., ИдрисовИ.Ю., Кузнецов Е.В., ЛандаР.Г., Мухетдинов Д.В., Никольский И.М., Рудаков C.B., Сенюткин С.Б., Сенюткина О.Н., Хайтердинов Д. и др.
Приведённые данные о российских юристах-религиоведах, их научных исследованиях и практических результатах показывают, что религиозное правоведение уже сейчас можно рассматривать как вполне сложившееся самостоятельное научное направление в религиоведении.
Тем не менее, несмотря на наличие широкого круга российских и иностранных специалистов, работающих в области исследования взаимоотношений власти и конфессий, диссертант считает тему развития и выстраивания отношений государства и религиозных объединений в отечественной науке до конца не разработанной.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в выявлении специфики государственно-конфессиональных отношений на региональном уровне на современном этапе их развития (на примере Нижегородской области).
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
10 DemerathNJ. Civil society and civil religion as mutually dependent // Handbook of the Sociology of Religion. Oxford University Press. 2003. P. 348-358. Jelen T.G. and Wilcox C. Religion: The One, The Few and The Many // Religion and Politics in Comparative Perspective. Cambridge University Press. 2002. P. 1-7. Manza J. and Wright N. Religion and Political Behavior // Handbook of the Sociology of Religion. Oxford University Press. 2003. P. 297-315.
1. Раскрыть основные принципы развития и формирования государственно-конфессиональных отношений в современной России (периода после 90-х годов XX века и по настоящее время);
2. Проанализировать правовую ситуацию и выявить существующие пробелы законодательства в реализации государственно-конфессиональной отношений;
3. Выявить специфику окружной (ПФО), региональной и муниципальной конфессиональной политики по отношению к религиозным организациям и объединениям в Нижегородской области;
4. Определить пути и способы оптимизации выстраивания государственно-конфессиональных отношений на региональном и муниципальном уровне в Нижегородской области.
Объект исследования. Объектом исследования является сфера государственно-конфессиональных отношений на современном этапе развития Российской Федерации.
Предмет исследования. Предметом исследования является особенности государственно-конфессиональных отношений региональной и муниципальной власти с религиозными организациями и объединениям в Нижегородской области.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на работах ведущих зарубежных и российских политологов, религиоведов, юристов, философов, социологов, историков и представляет собой применение инструментов структурно-функционального и системного методов, определяющих основные тенденции развития концепции государственной политики по отношению к религиозным организациям и объединениям как составной части политической системы современной России.
При разработке исследуемой темы диссертантом широко использовались положения и выводы, представленные в трудах российских учёных, которые внесли значительный вклад в разработку категориального аппарата, а также в методологию исследования в сфере государственно-конфессиональных отношений в современной России, как Трофимчук H.A., Одинцов М.И., Шахов М.О., Подопригоры P.A. и других.
Вместе с тем, при исследовании данной проблематики диссертантом применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, функциональный и логический анализ, сравнения и прогнозирования, а также методы теоретической и практической политологии. В настоящей работе используются элементы сравнительной, исторической и структурно-функциональной методологии, помогающие избежать исследователю субъективистского подхода к разрабатываемым проблемам.
В качестве дополнительных методов исследования были проведены интервьюирования, наблюдения, анализ архивных документов и краеведческой литературы, что помогло изучить и обобщить накопленный материал в сфере государственно-конфессиональных отношений в Нижегородской области.
Эмпирическая база исследования состоит из международных норм и документов по правам человека и свободе совести, Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, иных нормативно-правовых актов, составляющих правовой фундамент государственно-конфессиональной политики России.
В источниковую базу были включены материалы круглых �