автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Граница
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бахтызин, Александр Михайлович
ВВЕДЕНИЕ С.
ГЛАВА I. ГРАНИЦА В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ С.
§ 1. Природа и сущность границы в классической философской С. 13 традиции
§ 2. Граница в философии экзистенциализма С.
ГЛАВА И. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
ДИАЛЕКТИКИ ГРАНИЦЫ С.
ГЛАВА III. ОТ ОГРАНИЧЕНИЯ К ГРАНИЧНОМУ БЫТИЮ С.
§ 1. Архетип границы в стратегиях человеческой деятельности С.
§2. Граничные формы бытия современной культуры С.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Бахтызин, Александр Михайлович
Минувшее столетие оказалось на редкость богатым радикальными изменениями - разного рода открытиями и достижениями, революциями и катастрофами во всех областях человеческой жизнедеятельности. Историческое движение достигло некоего предела, рубежа, на линии которого развернулись бурные драматические события. Пристальному вниманию исследователей предстала специфическая "область" реальности: кризисные состояния, ~ пограничные зоны взаимодействия различных систем, предельная неустойчивость и относительность. Политический экстремизм, терроризм, религиозный фанатизм, маргинальные субкультуры, творчество на грани безумия и другие проявления крайностей человеческой неустроенности в мире требуют для адекватного осмысления не просто конкретных знаний тех или иных наук, но целостного философского раскрытия их сущностного единства. Сквозным понятием всех вышеназванных проблем и, одновременно, нейтральным (безоценочным) по отношению к какой-либо сложившейся системе взглядов выступает, на наш взгляд, понятие границы.
Граница и все, что так или иначе связано с ней, находит воплощение в различных теоретических построениях. Непосредственное обнаружение этого понятия как фиксированного слова в языке философии мало к чему приводит, так как употребление его оказывается настолько широким и разноплановым, что представляется трудным, если вообще возможным, очертить четкую сферу его применения. О границе говорят как о крайнем пределе чего-либо, как о мере, норме или запрете, как о размежевывающей черте, простом различии или же, наоборот, как о единстве противоположностей; границу прилагают к пространственной и временной характеристике материального мира, к физическим и математическим объектам, к человеческому существованию и бытию вообще, к естественно-природным процессам и идеальной сфере и т.д.
Неоднозначность и, в то же время, содержательная универсальность этого понятия обнаруживается на каждом шагу, свидетельством чему служит возросший интерес к нему не только в гуманитарных, но и в естественнонаучных областях знания. Граница оказалась средоточием серьезнейших научных затруднений, как в практическом, так и в теоретическом ее рассмотрении, принципиально проблематичной зоной всей человеческой деятельности, скрывающей в своих смысловых структурах бесконечное многообразие интерпретаций.
С проблемой границы связано обострившееся в последнее время внимание к интеграции научного знания, попытки создания целостной картины мира. Широкое распространение получают общенаучные понятия, иной раз без должного эвристического истолкования.
Граница всегда присутствует как в бытии, так и в познании. Ограниченность есть также принципиальная характеристика всей человеческой деятельности. Однако в имеющейся философской литературе эта специфическая "область" действительности остается малоизученной. Несмотря на усилившийся за последние десятилетия интерес к граничной тематике в различных областях философского знания, философская мысль пока не располагает обобщенным пониманием природы границы.
Современное мировое сообщество, переживающее состояние перманентного кризиса, характеризуется, с одной стороны, нарастающей глобализацией, с другой - поляризацией культурного пространства. Поэтому для современной философской мысли крайне важно обращение к вопросам, сама постановка которых подвигла бы к решению возникающих проблем и поиску человеческой общности.
Степепь разработанности проблемы. Интерес различных сфер гуманитарного знания к граничной проблематике находит свое выражение в самых разнородных концепциях и идеях, освещенных в научной литературе. Так уж сложилось, что она принадлежит к кругу тех вопросов, которые постоянно воспроизводятся во всей истории философии, и каждый философ так или иначе сталкивается с ней. Но, несмотря на это, до сих пор статус границы остается неопределенным. В связи с этим открывается насущная необходимость, во-первых, тематизации проблемы границы, и, во-вторых, исследования границы как понятия и феномена именно с философской -обобщенной, универсальной и критической - позиции. Имеющийся арсенал теоретических разработок, связанных с граничной тематикой, представляет собой сложную полифонию интерпретаций главной проблемы: что такое граница?
Поэтому особое место в настоящем исследовании занимают работы тех философов, у которых обращение к границе как самостоятельной и сложившейся проблеме философии носит принципиальный характер. К ним относятся труды Г.В.Ф.Гегеля, Х.Плесснера, Г.Зиммеля, К.Ясперса, Дж.Серля, С.С.Хоружего, Д.В.Пивоварова, Б.Г.Соколова, М.В.Антипова, С.П.Гурина,
B.Л.Каганского, Г.Тер-Абрамяна. В сочинениях этих авторов тема границы выписывается особенно отчетливо, что позволяет проследить их смысловое .единство и опереться на достигнутые в них результаты.
Также необходимо отметить тех авторов, которые так или иначе способствовали формированию и конкретизации граничной проблематики в философии. Это Филолай, Демокрит, Парменид, Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Плотин, Прокл, Бл.Августин, Гр.Нисский, Дионисий Ареопагит, Ф.Аквинский, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц, И.Кант, Ф.Шеллинг, И.Г.Фихте, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, А.Камю, И.Хейзинга, М.Бубер, В.Библер, Ж.Деррида, М.Фуко, П.Флоренский,
C.Булгаков, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, П.П.Гайденко, А.И.Уемов, Г.Шушунашвили, В.В.Бибихин, В.А.Подорога, Б.В.Марков, М.Н.Эпштейн, Г.Л.Тульчинский, Д.М.Федяев, С.Л.Катречко, Д.В.Котелевский, О.Медведева. Каждый из них обращался к понятию границы как к некоему объяснительному принципу, концептуальному посреднику в разработке многообразной тематики. Именно наличие разнообразия использования этого понятия в философских построениях при несомненной их связности и цельности позволяет говорить о состоятельности философской проблемы границы.
Историко-социологический аспект границы в различных срезах разрабатывали Д.Фрезер, Э.Дюркгейм, В.Вундт, Ф.Барт, П.И.Кушнер. В частности, в социологии граница выступает как особый фактор общественной жизни, оказывающий влияние на адаптацию субъекта в современных условиях (например, в концепции У.Бека "общество риска").
В лоне культурологических изысканий понятие границы использовалось в связи с проблемой диалогичности в работах М.М.Бахтина, В.Библера, М.Бубера; структуралистский мотив в анализ границы внес Ю.М.Лотман, понимающий ее как раздел смысловых пространств, И.Хейзинга рассматривал внутренние и внешние границы игровой деятельности как конституирующие моменты культуры.
Тема границы стала особенно популярной в современной психологии. В качестве структурообразующего элемента человеческой психики граница была представлена в психоаналитических учениях З.Фрейда и К.Г.Юнга. Большой резонанс получило обоснование границы как мотивационного фактора у К.Роджерса, В.А.Петровского, Е.И.Кузьминой, В.Т.Кудрявцева, а также в работах А.С.Шарова.
Несмотря на столь широкий научный охват и своеобразную популярность граничной проблематики в современных исследованиях, в целом, степень изученности самой сущности границы оставляет желать лучшего, что связано с изначальной парадоксальностью границы. Она не есть объект в точном значении термина, поэтому вопрос о том, что есть граница органично связан с другим вопросом: как она существует, в каком смысле граница обладает бытием. Поскольку же не будучи явно представленной в форме объекта, она, тем не менее, ощущается, переживается и осмысливается, - выявление ее сущности невозможно без всестороннего исследования проблемы рефлексии по поводу границы - философской и нефилософской. Органичное единство этих трех вопросов определило формулировку темы границы в диссертационном исследовании: бытие, сущность, рефлексия. Таким образом, центральной или главной проблемой данной работы является вопрос о том, что есть граница.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении сущностных характеристик границы.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить базисные философские версии бытия и сущности границы.
2. Обосновать необходимость и правомерность герменевтического подхода в выявлении сущности границы.
3. Построить интерпретационную модель понятия границы, позволяющую развернуть его основные смысловые константы.
4. Раскрыть архетипические основания функциональности границы.
5. Продемонстрировать стратегические возможности границы в человеческой деятельности.
6. Выявить характерные особенности преломления граничной проблематики в современной культуре.
Методологическая база диссертационного исследования включает в себя два различных, но взаимодополняемых фундаментальных метода философии: диалектический и герменевтический. Если первый обусловлен неустранимой противоречивостью сущности границы, то второй метод вызван принципиальными затруднениями понимания и разнообразия интерпретаций данного понятия. Диалектика границы есть ее смысловая данность, пренебречь которой не представляется возможным. Однако применение в анализе этого понятия строго диалектических принципов: историзма, восхождения от абстрактного к конкретному, движения от целого к части, системности и т.д. -оказывается уже недостаточным, поскольку, во-первых, оно уже было основательно проработано Г.В.Ф.Гегелем, А.Ф.Лосевым и др., во-вторых, оно не решает некоторых частных проблем!
Неискоренимая парадоксальность, проблема референции, а также отсутствие определенного смыслового поля понятия обусловили необходимость применения именно герменевтического метода в анализе границы. В связи с этим были применены некоторые известные герменевтике принципы: языковой репрезентации, укорененности в традиции, событийности понимания и структурообразования смысла. В этом подходе базовыми источниками явились некоторые положения учений В.Дильтея, Г.-Г.Гадамера, К.-О.Апеля, П.Рикера.
Теоретическую основу диссертации составили различные источники, прямо либо косвенно затрагивающие поставленную проблему. Их можно представить соответственно избранной авторами области исследования.
Была использована литература, посвященная онтологическому осмыслению границы (Филолай, Платон, Аристотель, Плотин, Прокл, Бл. Августин, Д.Бруно, Б.Спиноза, Р.Декарт, Г.В.Лейбниц, Дж.Серль,
B.В.Бибихин, Д.В.Пивоваров, Д.М.Федяев, Б.Г.Соколов).
Теоретической базой исследования послужили также работы, относящиеся к гносеологическому аспекту осмысления границы (Ф.Аквинский, Н.Кузанский, Д.Юм, И.Кант, Ф.Шеллинг, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, С.Булгаков, П.Флоренский, В.Л.Каганский, М.В.Антипов).
Также были востребованы труды философов, проводящих социальные и антропологические изыскания границы (Х.Плесснер, М.Шелер, И.Хейзинга,
C.С. Хоружий, С.П.Гурин, Г.Тер-Абрамян).
Опорой диссертации явились работы, посвященные проблемам человеческого бытия, экзистенциальной сущности границы (Ф.Ницше, Г.Зиммель, К.Ясперс, М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, Г.Марсель, О.Ф.Больнов, М.Бубер, Э.Ю.Соловьев, Г.Иванченко, А.Б.Демидов).
Во многом автору помогли частнонаучные источники, а также исследования, проводимые на стыке гуманитарного и естественнонаучного знания, в которых разрабатывались отдельные вопросы, касающиеся проблем предела и бесконечности, дискретности и континуальности, прерывности и непрерывности, структуры и системности и т.п. (П.П.Гайденко, И.Пригожин, Г.Вейль, А.Н.Аверьянов, О.С.Разумовский и др.).
Научная новизна и положения, выносимые на защиту:
1. Установлено, что в истории философской мысли базисными версиями сущности границы являются метафизическая, предметно-атрибутивная и логико-гносеологическая. Показано, каким образом философия экзистенциализма раскрывает экспрессию границы как феномена, определяющего граничность человеческого существования в осмыслении ситуации, коммуникации и проекта. Обнаружена преемственность осмысления границы в классической философии и философии экзистенциализма.
2. Разработана методологическая база изучения границы. Доказано, что герменевтический подход в исследовании понятия границы представляет понятие как элементарную форму понимания, основную символико-смысловую единицу текста, что позволяет раскрыть парадоксы границы, решить проблему референции посредством различия реального и виртуального контекстов, а также структурировать различные текстовые репрезентации границы.
3. Построена интерпретационная модель понятия границы. Установлено, что динамический аспект смыслообразования данного понятия в языке философии выражен в классической и экзистенциалистской традициях, а статический аспект описания смысловой структуры понятия содержит в явной и скрытой формах такие смысловые константы границы, как: топологический, демаркационный, нормативный, телеологический, провокационный, агонический, трансгрессивный.
4. Показано, что граница является архетипическим образованием, имплицирующим структурообразующие мотивы сознания. Актуализируя человеческую деятельность, архетип границы выступает в качестве скрытого механизма ее организации и метарегулятива. Феномен границы представлен в стратегиях человеческой деятельности: полагание, удержание и преодоление, — универсальное значение которых раскрывает функциональность границ в любой процедуре ограничения.
5. Проведен анализ граничных форм бытия современной культуры. Тенденция перехода от процедур ограничения к граничным состояниям, заложенная в постмодернистском принципе ацентризма и методе деконструкции, способствует формированию таких феноменов современной культуры, как маргинальность, экстрим, виртуальность и глобализм, которые носят характер парадоксальной определенности.
Научно-теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в следующем: во-первых, материалы исследования содержат теоретические представления о некоторых сущностных характеристиках и проявлениях границы, которые могут способствовать решению частнонаучных и практических проблем; во-вторых, проведенная работа по осмыслению перехода от стратегий ограничения к граничным формам бытия современной культуры позволяет по-новому взглянуть на основания некоторых социальных коллизий; в-третьих, результаты исследования могут быть использованы для обогащения учебных программ в методологическом плане, а также при подготовке спецкурсов по онтологии и теории познания, философской антропологии и герменевтике, социологии и культурологии.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования дважды обсуждались на межвузовском аспирантском семинаре кафедры философии ОмГПУ, излагались в ряде статей и тезисов, а также докладывались автором и рассматривались в ходе работы различных конференций: на международной научно-практической конференции молодых ученых "Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы" (СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 2002); межвузовской научной конференции "Реальность. Человек. Культура" (ОмГПУ, Омск, 2002); международной коференции молодых ученых "Ломоносов-2004" (МГУ, Москва, 2004); международной научно-практической конференции "Герменевтика в гуманитарном знании" (Невский институт языка и культуры, г. Санкт-Петербург, 2004); VII молодежной конференции "Путь Востока" по теме "Культурная, этническая и религиозная идентичность"
СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 2004). Автор принимал участие в проведении 3-й Летней молодежной научной школы "Платонополис: философское антиковедение как междисциплинарный синтез философских, исторических и филологических исследований" (СПбГУ, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, 2003), является победителем конкурса 2003 года на соискание грантов для поддержки научно-исследовательской работы аспирантов высших учебных заведений Минобразования России по теме "Феномен границы в человеческой деятельности" (шифр гранта: А 03-1. 1-296). Отдельные результаты исследования использовались для подготовки спецкурсов: "Проблема человека в философии ХХ-го века", "Философия в контексте современности", а также "Философская герменевтика", прочитанного на философском факультете Омского государственного педагогического университета.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 177 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Библиография включает 281 наименование на русском, латинском, английском и немецком языках.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Граница"
Выводы по третьей главе:
Граница является архетипическим образованием, имплицирующим структурообразующие мотивы сознания. Актуализируя человеческую деятельность, архетип границы выступает в качестве скрытого механизма ее организации и метарегулятива. Феномен границы представлен в стратегиях человеческой деятельности: полагание, удержание и преодоление, -универсальное значение которых раскрывает функциональность границ в любой процедуре ограничения.
Тенденция перехода от процедур ограничения к граничным состояниям, заложенная в постмодернистском принципе ацентризма и методе деконструкции, способствует формированию таких граничных форм бытия современной культуры, как маргинальность, экстрим, виртуальность и глобализм, которые носят характер парадоксальной определенности.
157
Заключение
Проведенное диссертационное исследование, посвященное выявлению сущности границы и ее роли в человеческом бытии, является одной из первых попыток тематизации границы как философской проблемы. Проблема границы в философии есть проблема смысловая, требующая определенного методологического обоснования. Герменевтический подход к решению этой проблемы позволил рассмотреть понятие как элементарную форму понимания, раскрыть парадоксы границы, решить проблему референции посредством различия реального и виртуального контекстов, а также структурировать различные текстовые репрезентации границы.
Сконструирована интерпретационная модель понятия границы посредством выявления синтагматического и парадигматического планов ее рассмотрения. Синтагматический план выражен в закрепленном традицией акте трансляции смысла, имеющем своим источником определенные версии понимания и толкования границы. В классической философской традиции граница понимается в качестве самой сущности либо в связи с ней, что вытекает из метафизической, предметно-атрибутивной и логико-гносеологической версии ее толкования. Традиция экзистенциализма раскрывает экспрессию границы в качестве противоречивого определения самого человеческого существования, а также в осмыслении ситуации, коммуникации и проекта. Установлена преемственность этих традиций.
В парадигматическом плане рассмотрения понятия границы выражен статичный аспект описания его смысловой структуры, которая в явной и скрытой формах эксплицирует диалектическое основание границы посредством обнаружения смысловых констант: топологического, демаркационного, нормативного, телеологического, провокационного, агонического и трансгрессивного.
Выработанная интерпретационная модель позволяет определить архетипическую сущность границы через анализ структурообразующих мотивов мифологического сознания. Актуализируя человеческую деятельность, архетип границы выступает в качестве скрытого механизма ее организации и метарегулятива, способствует формированию стратегий человеческой деятельности: полагания, удержания и преодоления, -универсальное значение которых раскрывает функциональность границ в любой процедуре ограничения.
Тенденция перехода от процедур ограничения к граничным состояниям, заложенная в постмодернистском принципе ацентризма и методе деконструкции, во многом объясняет природу таких граничных форм современной культуры, как маргинальность, экстрим, виртуальность и глобализм.
В целом, проведенное исследование представляет собой попытку философского обобщения проблемы границы, систематизацию возможных ракурсов ее дальнейшего рассмотрения. Необходимость уточнения результатов данной работы, а также разработка частнонаучных аспектов проблематики границы в отдельных естественнонаучных и гуманитарных дисциплинах открывают далекий горизонт в исследовательской деятельности.
159
Список научной литературыБахтызин, Александр Михайлович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абдулин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания. — Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 2000. - 60 с.
2. Августин Блаженный. Исповедь // URL: http://www.lib.ru/HRISTIAN/ AWRELIJ/ispowed.txt.
3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. -287 с.
4. Агудов В.В. Количество, качество, структура // Вопросы философии. — 1967.-№ 1.-С. 59-68.
5. Антипов М.В. Принцип ограниченности. Новосибирск: Изд-во Сиб отд. РАН, 1999.-444 с.
6. Антология мировой философии. В 4т. М.: Мысль, 1970. - Т.2. — 776 с.
7. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 1976. - Т.1. - 550 с.
8. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 1978. - Т.2. - 687с.
9. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. - 527 с.
10. Афонасин Е.В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск: Изд-во НИИ мат.-информ. основ обучения, 1997. - 127 с.
11. Ахизер А.С. Катастрофа // Ахизер А.С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Новосибирск, 1998. - Т.2. Теория и методология. - С. 220-222.
12. Ашимова В.А. Ситуативное определение человеческого бытия: классическая и неклассическая парадигмы: Дис. . канд. филос. наук. -Екатеринбург, 2000. 143 с.
13. Бажутина Н.С. Методологические проблемы структурной организации смыслов в тексте: Дис. . канд. филос. наук: Новосибирск, 2003. - 138 с.
14. Балабошко А. Диалог Платона "Филеб" // URL: http:// dasein.narod.ru/ works/students/baloboshko.htm.
15. Батай Ж. Запрет и трансгрессия // URL:http://vispir.narod.ru/bataj2.htm.
16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424 с.
17. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.
18. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 302 с.
19. Белоусов В.А., Демичев А.В. Гармония: противоречие, связь. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1991. 189 с.
20. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 607 с.
21. Бибихин В.В. Мир // URL: http:// www.philosophy.ru/ library/katr/ bibihinmir.html.
22. Бибихин В.В. Слово и событие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 280 с.
23. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Языки славянской культуры, 2002. -416с.
24. Библер B.C. Бытие на грани // Век ХХ-ый и мир. М., 1989. - № 7. - С. 16 -21.
25. Биммель В. Мартин Хайдеггер, сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Челябинск: Урал LTD, 1998. - 288 с.
26. Бланшо М. Опыт-предел // Танатография Эроса. СПб., 1994. - С. 63-78.
27. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - 394с.
28. Боас Ф. Ум первобытного человека. — М., Д.: Госиздат РСФСР, 1926. 153 с.
29. Богин Г.И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику // URL: http://www/auditorium.ru/books/5/.
30. Богомолов С.А. Аргументы Зенона Элейского при свете учения об актуальной бесконечности. Петроград: Сенатская типография, 1915. - 42 с.
31. Богослов Гр. Слово 38 (На Богоявление или на Рождество Спасителя) // URL: http://www.portal-credo.ru/site/print.php.
32. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999. - 224 с.
33. Брегадзе А.А. Понимание // Перспективы человека в глобализирующемся мире СПб.: Санкт-Петерб. филос. общ-во, 2003. - С. 21-31.
34. Буджолд JI.M. Границы бесконечности. М.: ACT, 1995. - 395 с.
35. Ванд Л.Э., Муратова А.С. Генеалогия культуры и веры: зримое и тайное. -М.: Рудомино, 2000. 522 с.
36. Васильев Н.А. Воображаемая логика: Избранные труды. М.: Наука, 1989. -263 с.
37. Васильева Т. Путь к Платону: Любовь к мудрости, или мудрость любви // , URL: http://anthropology.rinet.ru/old/library/platon5.htm.
38. Васильева Т.В. Афинская школа философии. М.: Наука, 1985. - 161 с.
39. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. -Мн.: Харвест, 2001. 480 с.
40. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 287 с.
41. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт V-ro изд. 1899 г. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1991. - 1370с.
42. Веселова С.Б. Семь вопросов пользователя к сетевому телематическому киберполису // URL: http://anthropology.rU/ni/texts/veselova/seven.html#n2b.
43. Виндельбанд В. История философии. Киев: Ника - Центр, 1997. - 560с.
44. Ворончихин А.С., Санникова О.В. Диалектика процесса взаимодействия: от элементарного к целостному. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. — 117 с.
45. Гагарин А. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От античности до Нового времени. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.-372 с.
46. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. 367 с.
47. Гадамер Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба»). СПб.: С.-Петерб. Филос. общ-во, 2000. - 256 с.
48. Гадамер Г-.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-699 с.
49. Гайденко В.П. Понятие беспредельного и его связь с проблемой времени (на материале философии пифагорейцев и Платона): Автореф. дис. . канд. филос. наук. — М., 1970. 16 с.
50. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс. Традиция, 2003. - 528 с.
51. Гайденко П.П. Проблема единого и многого и ее решение Платоном // URL: http://www.philosophy.ru/library/gaid/gaid.html.
52. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. 495 с.
53. Гараканидзе И.И. Интерпретация пифагорейских фрагментов на основе филологического анализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Тбилиси, 1985. -24 с.
54. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. - 479 с.
55. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль,1999. - 1072с.
56. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М.: Мысль, 1974. - Т. 1.Наука логики. - 452 с.
57. Герменевтика: история и современность. М.: Мысль, 1985. - 303 с.
58. Гиренок Ф.И. Культура как виртуальность: событие и смысл // Виртуальные реальности / Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. Под. ред. Р.Г.Яновского и Н.А.Носова. М., 1998. - 212 с.
59. Глядков В.А. Логос. Кн. I: Античная философия в мировой философской мысли; Кн. И: Натурфилософская модель бытия. - М.: Институт философии РАН, 2002. - 259 с.
60. Говорунов А.В. Человек в ситуации виртуальной реальности // URL: http://anthropology.ru/ru/text/govorun/virt.html.
61. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, Изд. дом «Техника - молодежи», 1996. - 320 с.
62. Граница и опыт границы в художественном языке: Материалы междисциплинарного научного семинара (2001-2002гг.) и русско-немецкойнаучной конференции. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003. -348 с.
63. Границы науки. М.: Изд-во РАН Института философии, 2000. - 276 с.
64. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. - 416 с.
65. Турин С.П. Маргинальная антропология // URL: htpp://anthropology.ru/ ru/texts/gurin/marigin.html.
66. Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Посткриптум), Как избежать разговора: денегации. — Минск: Экономопресс, 2001. 320с.
67. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985. - 192 с.
68. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1955. - 4т.
69. Дамаский Диадох О первых началах. СПб.: РХГИ, 2000. - 1072 с.
70. Даниленко В.Н., Шилов Ю.А. Начала цивилизации: Космогония первобытного общества. Праистория России. - М.: Деловая книга, 1999. - 376 с.
71. Данилова Е.И. Диалектика конечного и бесконечного в творчестве: Дис. . канд. филос. наук: Магнитогорск, 1999. - 128 с.
72. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950. - 272 с.
73. Делез Ж. Логика смысла. // URL: htpp://filosof.historic.ru/ books/ item/fOO/sOO/zOOOO 170/.
74. Демидов А.Б.Феномены человеческого бытия. Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999. - 180 с.
75. Джан Р.Г., Данн Б.Д. Границы реальности: Роль сознания в физическом мире. -М., 1995.-287 с.
76. Диалектическая логика. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 296 с.
77. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб: Глаголъ, 1994. - 370 с.
78. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 248 с.
79. Доддс Е.Р. Греки и иррациональное. М. - СПб.: Московский философский фонд, Университетская книга, Культурная инициатива, 2000. — 318с.
80. Досократики. Мн.: Харвест, 1999. - 784с.
81. Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, 2000. - 288 с.
82. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988. — 176с.
83. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса. М.: АСМ, 1993. - 383 с.
84. Жикаренцев В.В. Жизнь без границ: Строение и Законы Дуальной Вселенной. СПб.: Диля, 2003. - 192 с.
85. Жмудь Л.Я. Наука, философия, религия в раннем пифагореизме. СПб.: Изд-во ВГК, 1994.-376 с.
86. Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. - 352 с.
87. Закон единства противоположностей / М.А.Парнюк, Е.Н.Причепий, В.В.Кизима и др. Киев: Наукова думка, 1991.-456 с.
88. Земсков В.Б. Одноликий Янус. Пограничная эпоха пограничное сознание // Общественные науки и современность. - №6. - С. 132-139.
89. Зиммель Г. Избранное. В 2 т.- М.: Юрист, 1996. Т. 2. Созерцание жизни. -607 с.
90. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. - 320 с.
91. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. В 2 т. М.: ТОО «РАРОГЪ», 1993.-448 с.
92. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.-253 с.
93. Иорданский В. Хаос и гармония М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1982. - 343 с.
94. Ишкова М.А. Представленность границы своих возможностей в сознании субъекта. Пути исследования / Исследоват. Центр семьи и детства РАО. М., 1997. - 19 с. - Деп. В ИТОП РАО 24.03.97. - С.20-97.
95. Ишкова М.А. Феномен границы в детерминации активности ребенка. Дис. . канд. психол. наук. -М., 1998. 140 с.
96. Каганский B.JI. Граница как позиция и предмет понимания // URL: http: //www.inme.ru/previous/kaganski/Gr-reft.html.
97. Каганский B.JI. Этюды о границах // Мир психологии. 1999. - №4 (20). -С. 103-116.
98. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.-415 с.
99. Канетти Э. Превращение. // Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. 544 с. - С.483 - 503.
100. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Тайм-аут, 1993. - 478 с.
101. Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Чоро, 1994. - Т.2. - 429 с.
102. Кант И. Собрание сочинений: В 8 т. -М.: Чоро, 1994. -Т.8. 718 с.
103. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - 709 с.
104. Кантор К.М. Четвертый виток истории // Вопросы философии. 1996. - № 8.- С. 8-19.
105. Касавин И.Т. К понятию предельного опыта // URL: http://www.PHILOSOPHY.ru/ iphras/ library/ ruspaper/KASSAVl.htm.
106. Касавин И.Т. Предельный опыт. Путешествие и приключение // Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. СПб., 1999. -С. 11- 85.
107. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. М. - СПб.: Издательство РХГИ, 2000. - 320 с.
108. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. М.: Канон +, 2004. -432 с.
109. Катастрофа / Сборник статей. Сост. Козин. М.: Правда, 1990. - 46 с.
110. Катастрофическе сознание в современном мире в конце XX века: (По материалам междунар. исслед.) / Моск. Обществ. Науч. Фонд, Ин-т социологии РАН, Ун-т штата Мичиган; под ред. В.Э.Шляпентоха и др. М., 1999. - 346 с.
111. Категории "одно" и" множество" / М.А.Парнюк, и др. Киев: Наукова думка, 1992.-236 с.
112. ПЗ.Катречко С.Л.Бесконечность и теория поиска вывода // URL: http:// www.philosophy.ru/library/ksl/katr010.html.
113. Керимов В.Е. Маргинальность // Современный философский словарь. -Лондон, Франкфурт-на-майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. 1062 с. - С. 468.
114. Керни Р. Диалоги о Европе. -М.: Весь мир, 2002. 319 с.
115. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972 - 312 с.
116. Кириленко Г.Г., Коршунов A.M., Шаповалов В.Ф., Девяткин С.А. Возможности и границы познания. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 70 с.
117. Комментарии Прокла на платоновский диалог "Кратил" // AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник под ред. Р.В. Светлова и А.В. Цыба. СПб. - 2000. - Вып. 2. - С.273 - 305.
118. Конечное и бесконечное. Киев: Наукова думка, 1982. - 347 с.
119. Концепции современного естествознания. 2.4. "Дыры" в пространстве и времени // URL :http://www.PHILOSOPHY.ru/edu/ref/kse/arucev/024.html.
120. Коссак Е. Экзистециализм в философии и литературе: М.: Политиздат, 1980.-360 с.
121. Костецкий В.В. Экстаз как феномен культуры: философский анализ «трансцендентального субъекта»: Дис. . д-ра филос. наук. Тюмень, 1996. -276 с.
122. Кравец С.В. Кризис понятие и феномен: Дис. . канд. филос. наук. - М., 2001.-170 с.
123. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс - Энциклопедия, 1994.-576с.
124. Кринглен Э. Рациональное поведение в кризисных ситуациях миф // Прорыв = Breakthrough: Становление нового мышления — М.: Прогресс, 1988. -366 с.-С. 97-99.
125. Куайн Уиллард ван Орман. Вещи и их место в теориях // URL:http://www.philosophy.ru/library/quine 1. html.
126. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 192 с.
127. Кузьмина Т.А. Проблема трансценденции в современной буржуазной философии // Вопросы философии. 1972. - № 6. — С. 75 — 86.
128. Латино-русский словарь средневековых философских терминов // URL: http://antology.rchgi.spb.ru/slovar/diction.html.
129. Лебедев А.В. ТО AITEIPON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель // Вестник древней истории. 1978. - №1. - С. 39-54; № 2. - С. 43-58.
130. Лебок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека. -СПб.: Типография М.Хана, 1871. 197 с.
131. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4 т.-М.: Мысль, 1982.-Т. 1.-636 с.
132. Ленин В.И. Философские тетради // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. М.: Госполитиздат, 1963. - 782 с.
133. Леонтьев Д.А. О предмете экзистенциальной психологии // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. М.: Смысл, 2001. - С. 3 - 6.
134. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М., Советское радио, 1973. — 159 с.
135. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности: (Философские размышления о порядке и хаосе). Ростов н/Д, 1994. - 231 с.
136. Лиотар Ж.-Ф. // URL: http://anthropology.ru/ru/texts/dianova/ georgia08.html.
137. Липовая Л.П. Победа и поражение: экзистенциально-психологический анализ: Дис. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2003. - 195 с.
138. Логачева С.М. Феномен маргинальное™ в культуре: Дис. . канд. филос. наук. Воронеж, 2002. - 154 с.
139. Логический анализ языка. Семантика начала и конца. М.: Индрик, - 648 с.
140. Локк Д. Сочинения. В 3 т. М.: Мысль, 1985. -Т.1.-622 с.
141. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: ACT, 2000. -621с.
142. Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность. - М.: Мысль, 1994.-920 с.
143. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. 1992. -№ 7. - С. 64 - 76.
144. Лотман Ю.М. Культура и взрыв М.: Гнозис, изд. группа «Прогресс», 1992.-272 с.
145. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384 с.
146. Лукреций Тит Кар. О природе вещей. М.: Худож. лит., 1983. - 383 с.
147. Майданский А.Д. Логический метод Р.Декарта и Б.Спинозы. Таганрог: ТРТУ, 1998.- 124 с.
148. Малахов В. Герменевтика и традиция. Традиция, в которой мы не живем // URL:http://www.ruthenia.ru/logos/number/l 99901/1999101 .htm.
149. Мариносян Т.Э. Архетип как понятие философской антропологии: Дис. . канд. филос. наук. М., 1998. - 112 с.
150. Марков Б.В. Ориентирование на краях порядков // Стратегии ориентации в постсовременности. СПб.: Санкт-Петерб. филос. общ-во,1996. - С. 69 - 97.
151. Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. — СПб.: Алетейя, 1999.-296 с.
152. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
153. Материалистическая диалектика. В 5 т. /Под общ. ред. Ф.В.Константинова и В.Г.Марахова. М.: Мысль, 1981. - Т. 1. Объективная диалектика. - 347 с.
154. Материалистическая диалектика как научная система / Под ред. А.П.Шептулина. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 295 с.
155. Матутите К.П. Философская антропология Гельмута Плесснера: Дис. . канд. филос. наук. М., 2001. - 103 с.
156. Медведева О.А. Пифагорейское учение о пределе, беспредельном и числе в неоплатонизме («Платоновская теология» Прокла): Дис. . канд. филос. наук. -СПб., 2001.-205 с.
157. Медведева О.А. Предел, беспредельное и число в философии Филолая // Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. -С. 42-50.
158. Миносян A.M. Диалектика как логика. Ростов-на- Дону: Изд-во Рост, ун-та,1991.-476 с.
159. Минченко Т.П. Проблема целостности личности в условиях кризиса: Дис. . канд. филос. наук. Томск, 1994. - 147 с.
160. Митина И.В. Культурная маргинальность. Концепции и процессы: Дис. . канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 1997 136 с.
161. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского М.: Советская энциклопедия, 1990. - 2267 с.
162. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М.: Советская энциклопедия,1992.-Т. 2.-719 с.
163. Мудрагей И.С. Рациональное и иррациональное. М.: Наука, 1985. - 175 с.
164. Мучник Г. Порядок и хаос // Наука и жизнь. 1988. - № 3. - С. 68 - 75.
165. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. -М.: Политиздат, 1990. 528 с.
166. Невважай И. Д. Наука и метасознание // Метафизические исследования. Альманах. Выпуск VI. Сознание. СПб.: 1998. - С. 62 - 75.
167. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. -Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. С. 77 - 95.
168. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике XVII века. -Новосибирск: Наука, 1993. 260 с.
169. Нисский Григорий // URL: http://vvww.biblicalstudies.ru/Books/Flor4-6.html.
170. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. - Т. 2. - 864 с.
171. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Москва: Мысль, 2001. - Т. 4. -606 с.
172. Новиков А.И. Смысл: семь дихотомических признаков // URL: http://www.nature.ru/db/msg.html.
173. Новые идеи в философии. СПб., 1914. — № 12.
174. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982.-301 с.
175. Орехов С.И. Поиск виртуальной реальности. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. -184 с.
176. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Издательство «Весь мир», 2000. - 704с.
177. Павиленис Р.И. Проблема смысла. -М.: Мысль, 1983. -286 с.
178. Павленко А.Н. Бытие у своего порога (посильные размышления). М.: РАН, Ин-т философии, 1997. - 239 с.
179. Перов Ю.В. Проект философской истории философии Карла Ясперса // Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. — СПб.: Наука, 2000. 272 с.
180. Пивоваров Д.В. Граница // Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. -1341 с.-С. 213 -217.
181. Пивоваров Д.В. Основные категории онтологии: Учебное пособие. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 268 с.
182. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. М.: Мысль, 1994. - 4 т.
183. Плесснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.-368 с.
184. Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб.: Алетейя, 1995. -672 с.
185. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX XX вв. - М.: Наука, 1993. - 319 с.
186. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.
187. Полищук В.И. Мнимые и действительные меры человека // Человек и предметный мир: Тезисы докладов к Межзон. науч. симпоз. Горький, 1980. -С. 90-92.
188. Положенцева Е.В. Культурные ориентиры катастрофического сознания: Дис. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2003. - 151 с.
189. Поляков В.И. Маргинальная личность // Современная западная социология. М.: Политиздат, 1990.
190. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1974. - 487 с.
191. Прерывное и непрерывное. Киев: Наукова думка, 1983. - 312с.
192. Пригожин И. Р. Философия нестабильности //Вопросы философии. 1991. -№6.-С. 46-52.
193. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
194. Прокл. Комментарий к Первой книге «Начал» Евклида. Введение. М.: Греко-латинский кабинет, 1994. -224 с.
195. Прокл. Комментарий на "Тимей" //Прокл. Платоновская теология/ Прокл;Изд.подгот.Л.Ю.Лукомский. СПб.: РХГИ, 2001. - 623 с.
196. Прямицын В.Н. Выход из кризиса как философская проблема: Дис. . -СПб., 1993.- 194 с.
197. Пучков В.В. Граница // Человек. 1999. - № 2.'- С. 57 - 72.
198. Пучков В.В. Целое // Человек. 1999. - № 3. - С. 47 - 64.
199. Разумовский О.С. Экстремальные закономерности. Категории наибольшего и наименьшего. Новосибирск: Наука, 1998. - 347.
200. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. М.: Изд-во иностр. лит., 1957. - 555 с.
201. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук. // URL: http://www.philosophy.ru/library/ricoeur/social.html.
202. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Academia - Центр, Медиум, 1995. - 416 с.
203. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Спб.: Наука, 1997.-532 с.
204. Рохлин JI.J1. Некоторые дискуссионные вопросы в учении о пограничных состояниях // Методологические вопросы психиатрии. М., 1981. - С. 22 - 33.
205. Рыклин М.К. Маргинализм // Современная западная философия. М.: Политиздат, 1991. - 414 с.
206. Савчук В.В. Пространство архаического: Границы рефлексии: Дис. . д-ра филос. наук. СПб., 1996. - 322 с.
207. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. — М.: Республика, 2000. 639 с.
208. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Прогресс, 1994. 237 с.
209. Сартр Ж.-П. Тошнота // Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. -М.: Политиздат, 1992. 480 с.
210. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов - М.: Политиздат, 1998.-398 с.-С. 319-344.
211. Смирнов С.А. Бытие в свободе или проблема культурной идентичности в ситуации онтологического перехода // URL: htpp:// www.circle.ru/ personalia/ smirnov/exinfreed.doc.
212. Смирнов С.А. Человек перехода // URL: htpp://anthropology.ru/ ru/ texts/ smirseal/man.html.
213. Современный экзистенциализм. Критические очерки. -М.: Мысль, 1996. -567 с.
214. Соколов Б.Г. Герменевтика метафизики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. -224 с.
215. Соколов Б.Г. Культура как взгляд // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 142 - 144.
216. Соколов Б.Г. Понятие со-бытия /Метафизические исследования. Вып.1. Понимание. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при филос-ом фак-те СПбГУ. СпбГУ, Изд-во «Алетейя», 1997. - С. 13 - 17.
217. Соколов В.В. Европейская философия XV XVII веков. - М.: Высш. шк., 1996.-400 с.
218. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. - 432 с.
219. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб.: Лань, 2000. - 192 с.
220. Сулейменова Э.Д. Понятие смысла в современной лингвистике. Алма-Ата: Мектеп, 1989. - 160 с.
221. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
222. Тейлор Ч. Мультикультурализм и политика признания // URL: http://anthropology.ru/ru/texts/dianova/georgia08.html.
223. Теория познания. В 4 т. /АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1991. -Т.1. Домарксистская теория познания. — 301 с.
224. Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 387 с.
225. Тертуллиан Квинт Септимий. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994. -448 с.
226. Толстых А.В. Грядущая культура: гримасы идентичности // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С 5 - 8.
227. Томалинцев В.Н. Человек в XXI веке: Поиск на грани творчества и экстремизма. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 72 с.
228. Трансгрессивный манифест//URL: http://igitur-nv.narod.ru/manifestOl.htm.
229. Тульчинский Г. JI. Интерпретация и смысл // Интерпретация как историко-научная и методологическая проблема. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986.-205 с.-С. 33 -48.
230. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые проблемы свободы и рациональности. СПб.: Алетейя, 2002. - 677 с.
231. Уголовная ответственность за незаконное пересечение и противоправное изменение государственной границы Российской Федерации. М.: Академия ФПС России, 2001.- 132 с.
232. Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М.: Изд-во АН СССР, 1963. -184 с.
233. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М.: Прогресс, 1964.
234. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: Дис. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1998. - 138 с.
235. Федяев Д.М. Бытийный импрессионизм лирики Александра Блока. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - 98 с.
236. Федяев Д.М. Литературные формы приобщения к бытию. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.-140 с.
237. Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею // URL: http://www.pravoslavie.org/biblicalstudies/Lib/Filon/COTl.html.
238. Фихте И.Г. Сочинения. В 2 т. СПб.: Мифрил, 1993. -Т.1.-687 с.
239. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801гг. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1995. - 654 с.
240. Флоренский П. А. Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 2000. - Т. 3. - 504 с.
241. Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. М.: Наука, 1989. - Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - 576 с.
242. Фреге Г. Смысл и значение // URL: http://www.philosophy.ru/ library/ frege/02.html.
243. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Универ книга, 1997.-570 с.
244. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2002. - 452 с.
245. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. -М.: Республика, 1993.-455 с.
246. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. - 477 с.
247. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. 2003. - № 1. - С. 38 - 62.
248. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
249. Чалин М. Философия отчаяния и страха. М.: Госполитиздат, 1962. - 128 с.
250. Черников В.Г. Гегелевское понятие «граница» и диалектика пространственного развития общества // Вестник моек, ун-та. Сер. 7. философия, 1983. -№ 5. -С. 48-58.
251. Черногорцева Г.В. Сущность человека в философии экзистенциализма: Дис. . канд. филос. наук. -М., 2001. 150 с.
252. Чертков. В. П. Ядро диалектики. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 152 с.
253. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. -М.: Просвещение, 1971. 542 с.
254. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 357 с.
255. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия Л.: Наука, 1971. -240 с.
256. Шеллинг Ф.-В.-И. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг. Сочинения. В 2 т.-М.: Мысль, 1989. Т.1. - 636 с.
257. Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. М.: Высшая школа, 1973. - 271 с.
258. Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М.: Наука, 1967. - 363 с.
259. Шушанашвили Г. Граница // Философская энциклопедия. В 5 т. М.: Советская энциклопедия, 1960. - Т.1. - 504 с. - С. 402.
260. Щукин Н.Н. Границы практического в деятельности человека и категория цели // Научное познание и практика. Уфа, 1981. - С. 116 - 129.
261. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 864 с.
262. Этимологический словарь русского языка. Г.-М.: Изд-во МГУ, 1972. -Т.1. Вып. 4.-215 с.
263. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. — М:-Мир., 1987. 224 с.
264. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. - 379 с.
265. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 297 с.
266. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Ювента: Изд. фирма «Прогресс-Универс», 1995.-715 с.
267. Язык символа в «пограничной ситуации» // Сборник материалов Международной конференции «Язык образования и образование языка». — Великий Новгород: Новгородский государственный университет им.Ярослава Мудрого, 2000. С. 158 - 159.
268. Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона / Пер. с древнегреческого, вступ. ст., коммент., указат. имен Р.В.Светлова. СПб.: Алетейя, 2000.-319с.
269. Ясперс К. Введение в философию. -Мн.: Пропилеи, 2000. 192с.
270. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994 - 527с.
271. Bosworth С.Е. Misr // Encyclopedia of Islam. Leiden and NY, 1993.
272. Cicero. De legibus. I, 21 // URL: http://www.thelatinlibrary.com/ cicero/ legl.shtml.
273. Gadamer H.-G. Gesammelte Werke. Bd. 1, 2. Tubingen, 1990. Bd. 1. S. 295.
274. Grenze // Worterbuch der philosophischen Begriffe. Berlin: Verlegt bei E.S.Mittler & Sohn, 1929. - B. 2 (L - SCH). - S. 603.
275. Lane E.W. An Arabic English Lexicon. London, 1885.
276. Jaspers K. Philosophic. Berlin, Gottingen, Heidelberg: Springer - Ferlag, 1948 -S. 913.
277. Jaspers K. Psychologie der Weltanschaungen, 3 Aufl. -Berlin, 1925, S. 229.