автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Колесникова, Ирина Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия"

На правах рукописи

КОЛЕСНИКОВА Ирина Валерьевна

ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ И ПОГРАНИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

09.00.01 - онтология и теория познания

1 7 ДЕК 2009

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Магнитогорск - 2009

003489387

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Научный руководитель - Максимов Александр Михайлович-доктор

философских наук, доц., профессор и зав. кафедрой философии ГОУ ВПО «Оренбургского государственного аграрного университета», г. Оренбург.

Официальные оппоненты: Федяев Дмитрий Михайлович — доктор

философских наук, профессор, проректор по научной работе ГОУ ВПО «Омского государственного педагогического университета», г. Омск;

Завьялова Галина Ивановна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии ГОУ ВПО «Оренбургского государственного университета», г. Оренбург.

Ведущая организация - ГОУ ВПО «Уральский государственный

университет им. A.M. Горького»

Защита состоится 25 декабря 2009 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.112.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» по адресу: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 114, ауд. 211.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет».

Автореферат разослан «2.2.» ноября 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук, —^

профессор ^ «< )-—-- Е.В.Дегтярев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема границы актуальна для каждого поколения, поскольку затрагивает различные аспекты человеческого бытия. Но особую значимость она обретает в переходное время, когда рвется «историческая нить», рушатся сложившиеся связи, формируется новая система ценностей.

К сожалению, современное общество не позволяет человеку в полной мере реализовывать свои возможности. Не все люди готовы и способны принять новую систему ценностей как в силу своих индивидуальных особенностей, так и по причине происходящих в обществе изменений.

В современном обществе слишком много зыбкого, нестабильного, бюрократический аппарат по-прежнему занят преимущественно реализацией своих целей, значима роль финансовой олигархии. Это способствует тому, что границы человеческого бытия становятся неустойчивыми.

Пониманию сути данных проблем способствует философское исследование границ. Понятие «граница» является «кристаллом» диалектики, раскрывающим взаимоотношения внешнего и внутреннего, своего и иного, конечного и бесконечного и др. Оно тесно сопряжено с категориями: «мера», «предел», «середина», «межа», «теперь», «место», «точка», «линия», «единое» и др.

Понятие «граница», рассматриваемое в философском контексте, полезно для выявления специфики различных философских учений, точек их соприкосновения и линий водораздела. Примененное к сфере человеческих отношений, оно позволяет выявить границы человеческого бытия, понять свободу человека как многоступенчатый процесс, обусловленный множеством выборов и действий.

Человек сегодня должен научиться отличать поверхностные символы от значимых, опирающихся на фундаментальные ценности. Чтобы «снять» возникшее отчужденное состояние между отдельными индивидами и обществом, необходимо пересмотреть сложившиеся ценности и символы. При этом не следует забывать, что многое, возникающее вновь, становится общезначимым и способствует упрочению границ человеческого бытия.

Степень разработанности проблемы. Проблема границы обнаруживает себя в античной и средневековой философии, философии Нового и Новейшего времени. Однако наибольшую степень разработанности она получает в немецкой классической философии и философии экзистенциализма.

В античной философии проблема границы находит свое отражение в рассуждениях о мере, пределе, середине, конечном и бесконечном и т.п.,

в учениях о динамизме вещей (Анаксимандр, Гераклит), о числах (пифагорейцы) и т.п. Протагор и Горгий в центр философской рефлексии поставили вопросы пограничных состояний человека. Гиппий и Антифонт описали антитетический характер границ. Сократ стремился определить границы человеческого бытия. В философии Платона и Аристотеля граница представлена как середина, предел, соединяющий и разъединяющий противоположности.

В средневековой философии граница исследуется при рассмотрении многих проблем человека: души, смерти, бессмертия (Филон, Тациан, Теофил). Ориген и Фома Аквинский используют понятие «граница» для понимания сути вещей. Августин обращается к данной категории при рассмотрении соотношения добра и зла, а также диалектики «двух градов».

И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, JI. Фейербах значительно расширяют проблемное поле границ. И. Кант, исследуя априорные синтетические суждения, диалектические противоположности, наполняет эти понятия новым содержанием. Он определяет границы чистого и практического разума, а также способы выявления этих границ. И.Г. Фихте с помощью понятия «граница» исследует духовную реальность. Философия границы Ф.В.Й. Шеллинга согласует два противоположных учения: натурфилософию и трансцендентальный идеализм. JI. Фейербах концентрирует внимание на исследовании внутренних границ человеческого бытия.

Наиболее существенный вклад в понимание границы внес Г.В.Ф. Гегель. Данное понятие исследуется им многомерно и глубоко, оно помогает осветить диалектику конечного и бесконечного, внутреннего и внешнего, своего и иного, освоенного и отчужденного.

В философии Новейшего времени понятие «граница» широко используется в учениях о пределах человеческого бытия (Э. Гуссерль,

A. Камю, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и др.), о межличностных взаимоотношениях (М. Хайдеггер, А. Сервера Эспиноза). Представитель «философии жизни» А. Бергсон, противопоставляя инстинкт и интеллект, стремится расширить границы человеческого бытия. X. Ортега-и-Гассет исследует границы человеческого бытия через достижения и результаты жизненного процесса становления. М. Фуко рассматривает границы между языком, «привязанностью к смерти Бога» и сексуальностью.

Феномен границы находит отражение и в русской философии, помогает осознать пределы бытия, глубины внутренней духовной жизни, неразрывную связь человека с Богом (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, СЛ. Франк и др.). JI. Шестов, Н.С. Гумилев показывают, что граница проявляет себя между различными альтернативами.

B.И.Красиков, следуя религиозной традиции, заостряет внимание на

том, что границы могут иметь и трансцендентальный характер. Обращенность философов-антиномистов (С.Н. Булгаков, Э. Фромм) к феномену «граница» помогает понять, что познание проблемно, исследование различных парных категорий раскрывает разный опыт, связи и отношения. Н. Элиас исследует границы между индивидом и обществом. Философы-психоаналитики (3. Фрейд, К.Г. Юнг) обращают внимание на то, что существуют границы, хотя и зыбкие, между чувствами и мышлением человека.

Д.В. Пивоваров подразделяет границы на пространственные и временные, внешние и внутренние, количественные и качественные и т.д. Понятие границы используется многими авторами при описании многомерности, неопределенности свободы (В. Виндельбанд, Н.И. Козлов, А.М. Максимов, Л.А. Мясникова, Г.П. Федоров).

Существенный вклад в понимание обусловленности смысла жизни пограничным бытием человека внесли А. Бергсон, Ф.М. Достоевский, Е. Дюринг, К.Н. Любутин, А.И. Солженицын, Ю.Ш. Стрелец, Л.Н. Толстой, E.H. Трубецкой, С.Л. Франк, В. Франкл и др.

Различные аспекты взаимоотношений категорий «граница», «свобода», «необходимость» нашли отражение в работах П.А. Гольбаха, А.Г. Маслоу, Э. Мунье, Б. Спинозы, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра и др.

Между тем, отдельные пограничные проблемы человеческого бытия остаются недостаточно изученными. Требует своего объяснения парадоксальность границ. Назрела потребность расширить изучение границы как мерной категории, исследовать категориальный аппарат, помогающий раскрыть содержание данного феномена.

Объект исследования - феномен и понятие границы.

Предмет исследования - проблема границы и специфика пограничного бытия человека.

Цель исследования - разработка авторской онтологической концепции границы применительно к пограничному бытию человека.

В соответствии с целью и особенностями предмета исследования определены следующие задачи:

- исследовать становление проблемы границы в западноевропейской философии, определить категориальный аппарат, характеризующий пограничное бытие человека;

- раскрыть онтологию границ, их многомерность и противоречивость;

- рассмотреть ограничение свободы необходимостью и показать, что граница есть подлинная вотчина свободы;

- выявить роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентаций.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования явились

диалектические принципы единства исторического и логического, материального и духовного, своего и иного, внутреннего и внешнего, методы сравнительного анализа, антиномий и альтернатив.

Научная новизна исследования.

1. Осуществлен авторский анализ становления проблемы границы в западноевропейской философии.

2. Разработана онтологическая концепция границы применительно к пограничному бытию человека.

3. Выявлены и определены фундаментальные интенции смысложизненных ориентации человека.

4. Предложена авторская трактовка свободы как самоограничения человека.

5. Конкретизированы представления о многомерности и противоречивости границ.

6. Доказано, что существенную роль в формировании смысложизненных ориентации человека играют не только пограничные ситуации, но также и пограничные отношения, и пограничные состояния.

Научно-практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в философском осмыслении феномена границы и пограничных отношений человеческого бытия. Комплексный анализ данной проблемы позволил понять многомерность, многогранность, противоречивость, специфичность как самого термина «граница», так и бытийной сферы человека, что будет способствовать дальнейшему развитию соответствующих разделов онтологии.

Практическое применение материалов диссертационного исследования возможно при обучении студентов по курсам «Философия», «Онтология и теория познания», а также при разработке соответствующих спецкурсов.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации докладывались автором на заседаниях кафедры философии и религиоведения Оренбургского государственного педагогического университета, кафедры философии Оренбургского государственного аграрного университета, кафедры философской антропологии Оренбургского государственного университета, кафедры философии Магнитогорского государственного университета. Отдельные выводы и положения диссертационной работы были изложены на молодежной студенческой научно-практической конференции (Оренбург, апрель 2003 г.); на Международной научно-практической конференции «Философия: вызов современности», посвященной 40-летию философского факультета Уральского государственного университета им. A.M. Горького (Екатеринбург, 1-7 сентября 2005 г.); на

Всероссийской научно-практической конференции «Человек: горизонты духовного развития», посвященной памяти доктора философских наук В.А. Андрусенко (Оренбург, 30 октября 2009 г.).

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Исследование изложено на 0 страницах, библиография представлена 13?- источниками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются тема и актуальность исследования, излагается степень разработанности проблемы, определяются предмет и объект исследования, формируются цель и задачи диссертационной работы, характеризуется теоретико-методологическая основа исследования, аргументируются научная новизна и научно-практическая значимость диссертации.

Первая глава - «Граница как онтологическая проблема» -посвящена исследованию феномена границы в западноевропейской философии, выявлению категорий и методов, позволяющих раскрыть онтологию границы, ее многомерность и противоречивость.

В первом параграфе - «Становление проблемы границы в западноевропейской философии» - показано, что проблема границы обнаруживает себя через анализ различных философских категорий. Так, в рассуждениях Архилоха, Феогнита, Солона за мерой, чертой, серединой, пределом просматриваются границы человеческого бытия. Находит свое отражение проблема границы и в философских воззрениях досократиков. В частности, при рассмотрении ими первоначал мира (Анаксимандр, Гераклит), в учении о числах (Пифагор). Проблема границы обнаруживает себя в рассуждениях софистов о пограничных состояниях человека. Проблема прослеживается и через анализ категорий «добродетель» (Сократ), «период», «противоположность», «круг» (Платон), «содержание», «форма», «материальное», «идеальное», «пространство», «место» (Аристотель).

Проблема границы обнаруживает себя и в средневековой философии при осмыслении не только теологических вопросов, но и многих проблем бытия человека, его души, смерти, бессмертия. Проявляет она себя и в мире вещей, их включенности в существующий миропорядок, при рассмотрении добра и зла, познания истины, духа и иных сущностей в учениях Филона Александрийского, Тациана, Оригена, Аврелия Августина, Северина Боэция, Фомы Аквинского. Характерной особенностью данной эпохи стало то, что как в религиозной, так и философской литературе смысложизненные

пограничные особенности бытия преимущественно определяются Богом и приобщенностью к нему человека. Исследование феномена границ показало, что Средневековье - это не эпоха застоя и стагнации, а время глубоких социально-исторических и духовных перемен.

Наиболее полно проблема границы отражена в немецкой классической философии. И. Кант, в частности, стремится определить границы человеческого познания посредством обращения к априорно-синтетическим суждениям и исследованию противоположностей: необходимого и случайного, формы и содержания, единого и многого и др. Согласно Канту, человеческий разум имеет свои границы и не всегда может ответить на существующие и возникающие вопросы метафизики, поскольку для этого ему обязательно нужно преодолеть собственные пределы. Ограниченность эмпирического опыта порождает противоречия, которые Кант именует антиномиями чистого разума.

Находит свое отражение феномен границы и в трансцендентальном идеализме И.Г. Фихте, согласно учению которого сознание возникает одновременно с осознанием границы. Сознание не знает самое себя до тех пор, пока не столкнулось с преградой, пока его лучи не отразились от некой «поверхности». В этой связи A.B. Лукьянов правомерно отмечает, что фихтевский трансцендентальный субъект - «это "гипостазированное общественное сознание", то есть не общественное сознание в собственном смысле слова, а сверхчеловеческий дух, в границах которого "Я" и "не-Я" существуют в качестве нерасчлененной целостности»1. Анализ философии Фихте показывает, что пограничные состояния являются неотъемлемым свойством человеческого существования, а «Я» и «не-Я», представляющие единство противоположностей, ограничивают друг друга.

Существенный вклад в понимание границы вносит исследование Ф.В.Й. Шеллингом проблем самопознания, миропознания и богопознания, которые поэтапно расширяют границы познавательной деятельности от натурфилософии к философии тождества, трансцендентальному идеализму. Его трансцендентная философия, по сути, призвана ликвидировать противоречия границы между истиной в познании и реальностью в волении, то есть между теоретическим и практическим разумом. Являясь продолжателем философских идей Фихте, Шеллинг принципиально иначе понимает субъект познания и границы его бытия. Согласно Шеллингу, человеку как самопознающему субъекту предшествует длительный период его бессознательного природного развития. В рамках этого процесса осуществляется переход от границ бессознательного к сознательному. Объединяя природу и дух,

1 Лукьянов, А. В. Философия Иоганна Гоглиба Фихте / А. В. Лукьянов. - Оренбург, 1997.-С. 168.

философ формирует такое пограничное пространство, которое включает в себя принцип полярности (любое явление природы есть результат взаимодействия противоположно направленных сил) и принцип развития (природа не только продукт, но и деятельность субъекта). Человеку же для того, чтобы стать по-настоящему свободным, необходимо понять смысл происходящего, научиться разумно выстраивать логическую цепь событий и явлений. Осуществление разумности в мире требует от человека предельно точного выполнения этических норм. В своем стремлении быть целостным и единым с этим миром человек вынужден одновременно реализовываться в разных пограничных отношениях. Шеллинг пишет: «Все многообразие мира возникает только благодаря различным границам, внутри которых действует положительное»1.

Характеризуя философию Шеллинга в целом, следует отметить, что она есть философия границы, согласующая два противоположных учения: натурфилософию и трансцендентальный идеализм: Единым основанием этой философии выступает абсолютное тождество субъекта и объекта, природы и духа, представленных в виде двух порядков одного и того же непрерывного процесса. Философия Шеллинга выступает связующим звеном между субъективным идеализмом Фихте и объективным идеализмом Гегеля и имеет в своей основе абсолютный разум и сверхчувственную волю. Она обусловливает существование как рационального, так и иррационального.

Наиболее существенный вклад в понимание проблемы границы внес Г.В.Ф. Гегель. Проблему границы он рассматривал через призму рефлексивного сознания, через анализ сторон границы: конечного и бесконечного, положительного и отрицательного, внутреннего и внешнего и др. Философ показывает, что граница проявляет себя как опосредование между нечто и иным, как предел, который следует переступить. Границы устанавливаются, укрепляются, изменяются. Гегель различает количественные и качественные границы, показывает, чем граница отличается от определенности. Понятие «граница» в философии Гегеля исследуется многомерно и глубоко: объединяя, граница одновременно и разъединяет божественное и человеческое, духовное и материальное.

Вносит определенный вклад в понимание границы и Л. Фейербах, хотя он и ставит перед человечеством задачу преодолеть границы между Богом и человеком, а именно: свести сверхчеловеческую сущность Бога к человеческой.

1 Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч. В 2 т. Т. 1 - М., 1987. - С. 105.

В постклассической философии проблема границы широко используется в учениях о пределах человеческого бытия. Основатель феноменологии Э. Гуссерль полагает: для того чтобы познать реальность без малейших погрешностей, нужно выйти за ее пределы. Если человек не способен это осуществить, то достоверно познать мир он не сможет никогда. Грань между предельным и запредельным бытием проводят и философы-экзистенциалисты (А.Камю, Ж.П.Сартр и др.). Анализ их философских воззрений показывает, что проблема границы раскрывается через обращение к категориям «страх», «страдание», «экзистенциональное переживание», «пограничная ситуация», «предел», «диалектика», «трансценденция», «свобода» и другие категории. Исследование данной проблемы проясняет специфику иррациональной философии, помогая, в частности, понять, каким путем К. Ясперс ведет человека через неудачи, катастрофы, «пограничные ситуации» и пределы к Богу, моральной ответственности. Философский анализ работ М. Хайдеггера и А. Серверы Эспинозы свидетельствует о том, что актуализировать свои потенции, проецировать себя вовне человек может через преодоление своих пределов и границ. Проблема границы в творчестве М. Фуко обнаруживает себя при анализе языка, «привязанности к смерти Бога», сексуальности. С помощью категории «граница» философ анализирует мир культуры и стремится сделать его богаче.

Исследование границы в западноевропейской философии позволяет сделать вывод о том, что разнообразные жизненные противоречия находят в данном феномене свое отражение. Наличие же множества философских концепций помогает нам выявлять эти противоречия и способствовать их разрешению.

Во втором параграфе - «Многомерность и противоречивость границ» - исследуются онтологические характеристики границы. При рассмотрении данной проблемы мы опирались на определения границы, меры (Д.В. Пивоваров, В.Е. Кемеров, A.A. Грицанов, А.Ф. Лосев), проведенные исследования категорий (ИЛ. Лойфман, В.В. Ким, Г.В.Ф. Гегель, П.А. Плютто, Д.В. Пивоваров, К.Г. Юнг, 3. Фрейд, ВЛ. Нагевичене), методы, используемые при анализировании границ (Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк).

Сравнительный анализ понятий «граница» и «мера» показал, что мера обозначает границы, в пределах которых целое сохраняет самотождественность. Но это не застывшая самотождественность, она содержит в себе противоположности, которые предполагают многообразные отношения между частями целого. Именно граница выступает единством противоположностей потенциального и актуального, доброго и злого, своего и чужого, любви и ненависти и т.п. К тому же она отражает взаимосвязь между различными сущностями,

выступая межой. К примеру, любовь и ненависть - две полярности, являющиеся постоянными спутницами друг друга. Границы их бытия подвижны, амбивалентны и расплывчаты. При стечении благоприятных обстоятельств ненависть с легкостью переходит в любовь, а любовь превращается в ненависть.

Границы парадоксальны. С одной стороны, граница обособляет, порождает неповторимость и своеобразие мира. С другой стороны, граница дарит окружающей реальности возможность сделать шаг к обновлению и совершенствованию. Все основательные и значимые жизненные процессы находят свое отражение в границах. Многомерность и противоречивость данных процессов помогает нам понять диалектика. Диалектическое осмысление границ происходит, в первую очередь, через анализ парных категорий, который раскрывает их внутренние, многомерные по своей сути отношения между собой, показывает, что диалектическое единство полярностей немыслимо без взаимного пограничного контакта, без согласующихся моментов и сторон взаимопроникновения. Моменты порождения одного другим, перехода одного в другое, появления и преобразования новых качеств отражают и формируют многомерность границ. Все противополагаемые процессы и явления в той или иной степени характеризуют границу как ту основу, которая определяет их качественные состояния. Взаимопроникновение парных категорий превращается в некий симбиоз, содержащий в себе пограничную множественность, сохраняющий общие черты каждого из элементов пары, которые, самообогащаясь и обрастая новыми свойствами, стремятся к реальному всеобъемлющему единству. Например, категории анализа и синтеза отражают процесс постижения сущности предметов, осмысления противоречий, нахождения границ их взаимодействия. Анализ и синтез выступают в качестве категориальной пары, которая позволяет обрести надежную методологическую основу для понимания многомерности границ.

Философские категории тождества и различия отражают взаимосвязь единства и множественности, свидетельствуют о том, что всякая вещь является внутри себя единством тождества и различия, она принципиально неодномерна, в ней сочетаются конечность и бесконечность, скрытость и видимость, прерывность и непрерывность. Диалектическая многомерность границ не мыслится без взаимосвязи категорий отдельного - многого, абсолютного - относительного, количества - качества, необходимости — случайности, сущности -явления, рассматриваемых через призму их взаимопроникновения и взаимоотрицания. Граница - посредник между множеством противоположных категорий, и хотя момент их взаимоперехода зачастую трудноуловим, данные противоположности именно на границе уравновешивают друг друга и позволяют человеку через пограничные

отношения, состояния и ситуации обрести смысл собственного существования, познать новые основания своего бытия, обнаружить скрытые способности и определить жизненные приоритеты.

В работе показано, что толкование границы как многомерной категории может оказать существенную помощь при рассмотрении широкого круга философских вопросов, будет способствовать целостному пониманию мира, восприятию его посредством иных точек зрения.

Поможет нам понять многомерность, многогранность человека, парадоксальность, противоречивость его бытия метод антиномий, заимствованный из области научного познания. Исследуя различные парные категории, антиномисты заостряют внимание на том, что в них отражаются опыт, связи, мироотношения, отдельные грани бытия, что познание проблемно, а возможности человека в познании целого ограничены. Человек страдает от двойственности, разорванности, поскольку в границы его бытия включены противоположности самого разного порядка. В то же время антиномизм является прекрасным основанием устойчивости, незыблемости человеческого бытия. Он учит принимать мир таким, какой он есть. Данный метод показывает, что границы свободы столь широки, что позволяют ей удерживать одновременно бесчисленное множество антиномий. Он «проливает новый свет» на проблему границы, показывает, что мир многомерен и противоположности имеют одинаковое право на существование. Он «охлаждает» рациональное мышление в постижении целого, развенчивает мифы о том, что диалектическая логика все заранее предвидит.

В рамках систем других ценностей происходит резкое изменение границ, и для объяснения данных процессов следует обращаться к иным методам. Так, положение дел в современной России можно значительно прояснить, обратившись к методу альтернатив, который отражает не только негативные процессы, имеющие место в жизни, но и подтверждает многогранность, многомерность человеческого бытия, поскольку в своей жизни мы в большинстве случаев руководствуемся не готовыми решениями, а выбираем между имеющимися альтернативами.

Исследуя ту или иную теорию, мы обычно сопоставляем ее с иными учениями и зачастую обнаруживаем, что они выступают альтернативами по отношению друг к другу. Таковыми являются марксизм и христианство, учение Гегеля и экзистенциализм и др. При сопоставлении этих учений на границах взаимодействия мы получаем новое знание, которое вряд ли можно получить при изучении каждого из них по отдельности. В данном случае именно благодаря методу альтернатив мы расширяем границы нашего знания, границы наших возможностей.

В одних случаях границы изменчивы, подвижны, пластичны, в других — постоянны. Так, человеку на протяжении жизненного пути в той или иной мере приходится преодолевать рубежи, раздвигать границы неизведанного, а иногда открывать новое в уже, казалось бы, известном. Человек в какой-то мере безграничен. Благодаря новейшим средствам компьютеризации, видеокоммуникации, он имеет возможность пересекать пространственно-временные границы. Тем не менее, расширение границ определенного бытия может иметь и трансцендентный характер.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что границы многомерны и противоречивы, а их осмысление значительно расширяет горизонты мировидения, способствует пониманию различных философских проблем.

Во второй главе - «Пограничные особенности человеческого бытия» - основное внимание уделено исследованию роли и значения границ в реализации человеческой свободы и анализу смысложизненных пограничных проявлений человеческого бытия.

В первом параграфе - «Граница как подлинная вотчина человеческой свободы и ограничение свободы необходимостью» -проведен анализ проблемы свободы и ограничения ее необходимостью.

Рассматривая различные пограничные проявления человеческой свободы, мы исходим из того, что свобода каждого «нечто» беднее всеобщей свободы, ибо соотносится с нею как часть с целым, конечное с бесконечным. Состояния единения человека с бесконечным имеют место в жизни. Они фиксируют их целостность, гармонию. Но это лишь миг свободы, который не может быть, к сожалению, продолжительным, а тем более — вечным, в силу того, что сами по себе границы человеческого бытия принципиально неустойчивы, подвижны, изменчивы. Выстроенная же иерархия внутренних и внешних связей, ценностных ориентации личности позволяет ей реализовать свою свободу в рамках определенных границ. Если рассматривать индивидов - членов того или иного общества - во взаимоотношениях (группах, стратах, классах и т.д.), идя от «единства малой величины» к «единству большой величины», то можно прослеживать феномен свободы в границах того или иного общества как целого. Характеризуя взаимосвязи индивида и общества, мы обращаемся к работам В.И. Вернадского, А.Д. Урсула и стремимся показать, что границы их бытия определяются либо самостью человеческого «Я», его свободой, либо внешней средой, либо их взаимодействием.

Если индивид выбирает для себя границу ложного сознания, то он моментально становится несвободным, зависимым от иного, от большинства. При этом несвободным может стать не только отдельный человек, но и то или иное общество.

Мы исходим из понимания того, что свобода - это процесс, в границах которого происходит самоопределение человека. Опираясь, в первую очередь, на работы Г.В.Ф. Гегеля, мы рассматриваем свободу, взятую со стороны атрибутов освоения и добровольного отчуждения. Сравнив данные типы (проявления) свободы, приходим к выводу, что свобода проявляется и реализуется именно в пограничном бытии, хотя в чистом виде ни одной из вышеописанных свобод не существует.

Свобода возникает в моментах перехода от внутреннего к внешнему и обратно. При этом свобода включает в себя и внутреннее, и внешнее, правда, в большей или меньшей степени в зависимости от выбора, совершаемого человеком. Внутренняя свобода характеризуется стремлением человека к независимости, обособленности. Внешняя же, напротив, предполагает сильное влияние социума, она проявляется через распредмечивание, впитывание информации, стремление обойти «иное». Но граница, разделяющая их, условна. Условна также граница между активной и пассивной свободой. Пассивная свобода связана со стремлением человека освободиться от «иного», требует от него огромных усилий и представляет собой разновидность активной свободы.

В свободе сконцентрирован огромный мир человеческих возможностей. И переход от «своего» к «иному» не всегда осуществляется как переход от лучшего к худшему, в жизни все случается и наоборот. Так, например, А.Г. Маслоу определяет выход за пределы худшего и стремление к лучшему как трансцендентирование. Он полагает, что переступить порог обыденности помогает человеку и стремление к гармонии. Обретение гармонии предполагает появление новых границ бытия. В этих новых границах свобода выступает как своеобразное творчество жизни. Но на пути к свободе человека подстерегают и другие опасности. В растущей и обретенной возможности самостоятельности выбора, в готовности опираться на самого себя у человека необычайно расширяется диапазон действий, появляется больше свободы и самостоятельности, границы его бытия укрепляются. Одновременно мы можем наблюдать и побочный эффект, связанный с возникновением новых отношений между людьми, в границах которых проявляются тенденции, ведущие к разделению и обособлению. Состояние свободы может вдруг обернуться несвободой, зависимостью. Границы между этими противоположными состояниями очень зыбкие, и всего лишь один неверный шаг может «накрыть человечество с головой». Так, в современном мире особую значимость обретает проблема определения границ личной безопасности, наличия «зоны безопасной свободы», которая регулируется государством через свод законов, систему сдержек и противовесов.

Другой не менее важной проблемой, помогающей осмыслить границы человеческой свободы, является проблема ограничения свободы необходимостью. Анализ философской мысли дает исследователю обильный материал для выявления как отдельных свойств, так и существенных характеристик отдельных свойств процесса ограничения свободы необходимостью. Важными источниками онтологической информации в данном случае представляются разнообразные концепции свободы. Так, представители персонализма (H.A. Бердяев, Э. Мунье) развивают идеи о человеке как существе, живущем в условиях необходимости и самоопределяющемся в бытии посредством преодоления тех ограничений, которые необходимость накладывает на его свободу. Существенно иные идеи относительно ограничения свободы необходимостью свойственны философам пантеистической (Б. Спиноза) и материалистической (П.А. Гольбах) ориентации. Так, материалисты полагают материю основой и субстанцией всей действительности, необходимость - выражением объективных связей материального мира. В концепциях такого рода свобода есть действие, однозначно сообразуемое с необходимостью, и вопрос о преодолимое™ границ, которые лимитируют проявление человеческой свободы, оказывается бессмысленным.

Еще один вариант трактовки вопроса об ограничении свободы необходимостью предлагают представители экзистенциализма (М. Хайдеггер и др.), которые мыслят человека как существо свободное и считают, что выбор формирует человека вне зависимости от каких-либо обстоятельств, а естественной, самоочевидной границей свободы человека является его смерть как концентрированное выражение необходимости. Однако экзистенциалисты полагают, что сама по себе необходимость никоим образом не ограничивает свободы. В роли источника ограничений свободы необходимость выступает лишь в той мере, в которой сам человек воспринимает ее как нечто, ограничивающее его собственную свободу.

Исследование показало, что концепции свободы не сводятся только к их персоналистским, материалистским и экзистенциалистским вариантам. Современная философия плюралистична. В ней имеют место концепции, которые по одним признакам близки к уже рассмотренным, а по другим - существенно расходятся с ними. Обращение к содержанию некоторых из этих концепций позволяет найти множество вариантов ответов на вопросы о мере ограничения свободы необходимостью, об особенностях характера и сфере развертывания этого процесса. Так, анализ концепции свободы Ф.В.Й. Шеллинга показал, что в ее рамках ограничение свободы человека необходимостью рассматривается как процесс, зеркально отображающий содержание процесса становления свободы как таковой.

Необходимость и свобода, по его утверждению, «заключены друг в друге как единая сущность, которая являет себя той или другой, только будучи рассмотрена с разных сторон; сама по себе она - свобода, формально - необходимость»1. В концепции B.C. Соловьева вопрос об ограничении свободы необходимостью предстает как вопрос о зависимости частного бытия от всецелого.

Богатый материал для понимания проблемы ограничения свободы необходимостью предоставляет концепция свободы И. Канта, согласно учению которого в человеческой природе сочетаются два начала, в связи с чем человек одновременно принадлежит миру «природы» и миру «свободы». Первый из этих миров всецело подчиняется естественной необходимости, второй же существует по своим законам.

Довольно оригинальную концепцию ограничения свободы необходимостью прописывает А. Шопенгауэр. Свобода в этой концепции представляет собой отсутствие всяких преград или помех2, иначе говоря - границ. Необходимым же является все то, что следует из данного достаточного основания.

В рамках концепции В. Франкла человеческая свобода также ограничена необходимостью. Границы человеческой свободы, задаваемые необходимостью, являются для индивида границами, скрывающими его подлинно человеческое существование, которое находит свое отражение в выборе человека.

Согласно С.А. Левицкому, свобода представляет собой условие возможности творческой деятельности. Отвергая любые акцентированные варианты детерминизма и индетерминизма, философ высказывает мысль о том, что «кошмар "железной необходимости" является продуктом самовнушения разума, начавшего мыслить, но не возвысившегося до истинного понимания сущности свободы и до истинного понимания условного характера закона причинности»3.

Исследование показало, что граница выступает необходимым условием проявления человеческой свободы, ее подлинной вотчиной. Ориентация на диалектическое видение проблем свободы и границы позволила нам установить, что в ходе своей реализации свобода неизбежно ограничивается необходимостью.

Во втором параграфе - «Роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентации» - показано, что пограничное бытие является неотъемлемым атрибутом человеческой

1 Шеллинг, Ф. В. Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах (Предуведомление). 1809 / Ф. В. Й. Шеллинг И Сочинения. В 2 т. Т.2. - М., 1989. - С. 130-131.

2 См.: Шопенгауэр, А. О свободе вопи I А. Шопенгауэр II Свобода воли и нравственность. - М., 1992. - С. 46.

3 Левицкий, С. А. Трагедия свободы / С. А. Левицкий. - М., 1993. - С. 75.

жизнедеятельности. Особенность пограничного бытия заключается в том, что оно играет существенную роль в формировании его смысложизненных ориентации, позволяет человеку отделить себя от иного, определить прочность, подвижность границ своего существования и понять свою неразрывную связь с иным, необходимость соприкосновения с ним и последующего изменения самого себя. Пограничные особенности бытия человека проявляются, в частности, через пограничные отношения, состояния и ситуации. Исходя из анализа исследуемой проблемы и рассматривая ее в контексте жизнедеятельности человека, мы понимаем пограничные отношения как отношения, которые ограничивают не только взаимосвязи между людьми, но и их взаимодействие с окружающим миром. Пограничное состояние - это качественная определенность бытия человека, характеризующая направленность его действий, придающая им устойчивость, осмысленность в рамках сложившихся границ. Пограничная ситуация - это момент выбора и переоценки ценностей. Сам термин «пограничная ситуация» был введен К. Ясперсом в работе «Психология мировоззрения» и впоследствии получил широкое распространение. Анализ экзистенциальной философии свидетельствует о том, что она внесла существенный вклад в понимание пограничного бытия человека, помогла осознать роль случая в жизни, хрупкость, конечность существования индивидов, значимость пограничных проявлений для формирования смысложизненных ориентации человека. Однако опыт философского анализа показывает, что пограничные проявления находят отражение не только в сфере иррационального, но и требуют глубокого осмысления на рациональном уровне.

Пограничные отношения, состояния, ситуации являются атрибутами бытия человека, которые помогают ему расширить границы познания самого себя, определить смысл и цель собственного существования, своего предназначения в этом мире.

Исследование показало, что на формирование смысложизненных ориентаций человека влияют здоровье, страдание и боль (Плотин), вопросы смерти и бессмертия (М. Монтень, Е. Дюринг, Л.А. Мясникова), проблемы взаимоотношения человека с Богом (Филон Александрийский, персоналисты и др.). А в самом содержании понятия «смысл» просматриваются пограничные отношения, состояния, ситуации.

В работе показано, что переходное время обладает большой значимостью в жизнедеятельности человека. Оно содержит в себе накопившиеся противоречия, которые, как правило, снимаются в определенных пограничных ситуациях. Наступившее же устойчивое состояние также имеет свои временные границы, и, как правило, через определенное время ситуация вновь повторяется. И хотя наше время,

безусловно, отличается от разрушительных, трагических сталинских лет, но и оно небезоблачно. Стремительность, многомерность и парадоксальность современной жизни порой не позволяют человеку остановиться, чтобы осмыслить жизненные пограничные ситуации и отделить «зерна от плевел». Такие реалии «съедают» человека, ограничивают и обезличивают его, доводят до животного существования. К тому же сама по себе жизнь человека состоит из множества проблем, отравляющих ее, большинство из которых по прошествии времени будут казаться мелкими и незначительными, и, подводя итог на границе своего земного существования, человек о них даже не вспомнит. Однако стремление подняться над обыденностью, как показывает E.H. Трубецкой, - цель, понятная и доступная не каждому. Она желанна для тех, кто всем своим существом тянется к ней, видит в ней истинный смысл собственного бытия. Ориентация человека на обретение смысла жизни посредством соединения земли и неба проявляется в воззрениях Ф.М. Достоевского, J1.H. Толстого, H.A. Бердяева.

Исследование роли пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентаций позволило выделить и иные интенции: гармонично соотноситься с высшими мирами (В.И. Моисеев, О.Н. Моисеева, Ин-СукЧа), находить смысл жизни в самой жизни, в сфере индивидуального (С.Л. Франк, Л.А. Мясникова, К.Н. Любутин, Д.В. Пивоваров), в обусловленности пограничного бытия человека внешними факторами (Е. Дюринг, X. Ортега-и-Гассет).

А. Бергсон, в отличие от вышеназванных авторов, ищет сферу возвышенного, смысложизненные ориентации человека в самой жизни. Он видит смысл жизни в вышедшем из начального импульса жизненном потоке, который постоянно преодолевает определенные пограничные ситуации во многом благодаря интуиции. Обнаруживаются смысложизненные ориентации человека в сфере человеческого «Я» (С.Л. Франк), проявляются и в рамках метакибернетики жизни, в предметную сферу которой, в отличие от кибернетики, включены сознание, логика и смысл живых систем (Г.П. Юрьев).

Разнонаправленность предложенных интенций свидетельствует о многомерности, противоречивости и многогранности человеческого бытия. Анализ пограничных особенностей человеческого бытия показывает, что смысложизненные ориентации человека обусловлены пограничными отношениями, состояниями и ситуациями. Данные пограничные проявления обнаруживают себя на уровнях общего, особенного и единичного, взаимодействуют между собой и выступают в роли некоего механизма, формирующего различные смыслы. Причем этот процесс осуществляется преимущественно в духовном

существовании жизни отдельного индивида в те моменты жизни, когда решается его собственная судьба.

В заключении диссертации сформулированы выводы и намечены направления и перспективы дальнейшей разработки проблемных вопросов, обнаруженных в процессе исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Колесникова, И. В. Постнеклассическая философия о пограничных проблемах человеческого бытия / И. В. Колесникова // Человек и его социальное существование : коллектив, моногр. / под ред. И. А. Беляева,. А. М. Максимова ; Оренбург, гос. аграр. ун-та. -Оренбург: ОГАУ, 2007. - С. 24-33.

2. Колесникова, И. В. Проблема границы и пограничные отношения человеческого бытия / И. В. Колесникова // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. - 2006. - № 13. - С. 13. - (Перечень ВАК).

3. Колесникова, И. В. Роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентаций / И. В. Колесникова // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. - 2009. - № 11. - С. 136-141. - (Перечень ВАК).

4. Колесникова, И. В. Взаимопроникновение идеализма и марксизма в философии H.A. Бердяева / И. В. Колесникова // Религия и общество : судьбы людей и народов : материалы молодеж.-студ. науч.-практ. конф. / Оренбург, гос. аграр. ун-т. - Оренбург : ОГАУ, 2003. -С. 99-102.

5. Колесникова, И. В. Границы и их роль в жизни человека и общества / И. В. Колесникова // Философия. Культура. Гуманизм : история и современность : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Оренбург, гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2006. - С. 193-196.

6. Колесникова, И. В. Диалектическая противоречивость границ / И. В. Колесникова // История и философия науки : сб. науч. ст. / под ред. М. Н. Ефименко ; Оренбург, гос. пед. ун-т. - Оренбург : ОГПУ, 2006.-Вып. 6.-С. 112-125.

7. Колесникова, И. В. Диалектическая многомерность границ / И. В. Колесникова // Человек : горизонты духовного развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И. А. Беляева. -Оренбург: Агентство ПРЕССА, 2009. - С. 19-28.

8. Колесникова, И. В. Многогранность свободы человека / А. М. Максимов, И. В. Колесникова // Философия : вызов современности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. ун-т. -Екатеринбург: УрГУ, 2005. - С. 89-92.

КОЛЕСНИКОВА Ирина Валерьевна

ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ И ПОГРАНИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

09.00.01 - онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Подписано в печать 20.11.2009 г. Гарнитура «Times New Roman». Усл. печ. л. 1,0 Тираж 100 экз. Заказ 85

Типография ГУ «Региональный центр развития образования» 460000, г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 5

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Колесникова, Ирина Валерьевна

Введение.

Глава 1. Граница как онтологическая проблема

1.1 Становление проблемы границы в западноевропейской философии

1.2 Многомерность и противоречивость границ.

Глава 2. Пограничные особенности человеческого бытия

2.1. Граница как подлинная вотчина человеческой свободы и ограничение свободы необходимостью

2.2 Роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентаций

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Колесникова, Ирина Валерьевна

Актуальность темы исследования. Проблема границы актуальна для каждого поколения, поскольку затрагивает различные аспекты человеческого бытия. Но особую значимость она обретает в переходное время, когда рвется «историческая нить», рушатся сложившиеся связи, формируется новая система ценностей.

К сожалению, современное общество не позволяет человеку в полной мере реализовывать свои возможности. Не все люди готовы и способны принять новую систему ценностей как в силу своих индивидуальных особенностей, так и по причине происходящих в обществе изменений.

В современном обществе слишком много зыбкого, нестабильного, бюрократический аппарат по-прежнему занят преимущественно реализацией своих целей, значима роль финансовой олигархии. Это способствует тому, что границы человеческого бытия становятся неустойчивыми.

Пониманию сути данных проблем способствует философское исследование границ. Понятие «граница» является «кристаллом» диалектики, раскрывающим взаимоотношения внешнего и внутреннего, своего и иного, конечного и бесконечного и др. Оно тесно сопряжено с категориями: «мера», «предел», «середина», «межа», «теперь», «место», «точка», «линия», «единое» и др.

Понятие «граница», рассматриваемое в философском контексте, полезно для выявления специфики различных философских учений, точек их соприкосновения и линий водораздела. Примененное к сфере человеческих отношений, оно позволяет выявить границы человеческого бытия, понять свободу человека как многоступенчатый процесс, обусловленный множеством выборов и действий.

Человек сегодня должен научиться отличать поверхностные символы от значимых, опирающихся на фундаментальные ценности. Чтобы «снять» возникшее отчужденное состояние между отдельными индивидами и обществом, необходимо пересмотреть сложившиеся ценности и символы. При этом не следует забывать, что многое, возникающее вновь, становится общезначимым, выражает планетаризацию человеческого сознания, способствует упрочению границ его бытия.

Степень разработанности проблемы. Проблема границы обнаруживает себя в античной и средневековой философии, философии Нового и Новейшего времени. Однако наибольшую степень разработанности она получает в немецкой классической философии и философии экзистенциализма.

В античной философии проблема границы находит свое отражение в рассуждениях о мере, пределе, середине, конечном и бесконечном и др., в учениях о динамизме вещей (Анаксимандр, Гераклит), о числах (пифагорейцы) и т.п. Протагор и Горгий в центр философской рефлексии поставили вопросы пограничных состояний человека. Гиппий и Антифонт описали антитетический характер границ. Сократ стремился определить границы человеческого бытия. В философии Платона и Аристотеля граница представлена как середина, предел, соединяющий и разъединяющий противоположности.

В средневековой философии граница исследуется при рассмотрении многих проблем человека: души, смерти, бессмертия (Филон, Тациан, Теофил). Ориген и Фома Аквинский используют понятие «граница» для понимания сути вещей. Августин обращается к данной категории при рассмотрении соотношения добра и зла, а так же диалектики «двух градов».

И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах значительно расширяют проблемное поле границ. И. Кант, исследуя априорные синтетические суждения, диалектические противоположности, наполняет эти понятия новым содержанием. Он определяет границы чистого и практического разума, а также способы выявления этих границ.

И. Г. Фихте с помощью понятия «граница» исследует духовную реальность. Философия границы Ф. В. Й. Шеллинга согласует два противоположных учения: натурфилософию и трансцендентальный идеализм. Л. Фейербах концентрирует внимание на исследовании внутренних границ человеческого бытия.

Наиболее существенный вклад в понимание границы внес Г. В. Ф. Гегель. Данное понятие исследуется им многомерно и глубоко, оно помогает осветить диалектику конечного и бесконечного, внутреннего и внешнего, своего и иного, освоенного и отчужденного.

В философии Новейшего времени понятие «граница» широко используется в учениях о пределах человеческого бытия (Э. Гуссерль, А. Камю, Ж. П. Сартр, К. Ясперс и другие), о межличностных взаимоотношениях (М. Хайдеггер, А. Сервера Эспиноза). Представитель «философии жизни» А. Бергсон, противопоставляя инстинкт и интеллект, стремится расширить границы человеческого бытия. X. Ортега-и-Гассет исследует границы человеческого бытия через достижения и результаты жизненного процесса становления. М. Фуко рассматривает границы между языком, «привязанностью к смерти Бога» и сексуальностью.

Феномен границы находит отражение и в русской философии, помогает осознать пределы бытия, глубины внутренней духовной жизни, неразрывную связь человека с Богом (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др.)- Л. Шестов, Н. С. Гумилев показывают, что граница проявляет себя между различными альтернативами. В. И. Красиков, следуя религиозной традиции, заостряет внимание на том, что границы могут иметь и трансцендентальный характер.

Обращенность философов-антиномистов (С. Н. Булгаков, Э. Фромм) к феномену «граница» помогает понять, что познание проблемно, исследование различных парных категорий раскрывает разный опыт, связи и отношения. Н. Элиас исследует границы между индивидом и обществом. Философы-психоаналитики (3. Фрейд, К. Г. Юнг) обращают внимание на то, что существуют границы, хотя и зыбкие между чувс1вами и мышлением человека

Д. В. Пивоваров подразделяет границы на пространственные и временные, внешние и внутренние, количественные и качественные и т.д. Понятие границы используется многими авторами при описании многомерности, неопределенности свободы (В. Виндельбанд, Н. И. Козлов, А. М. Максимов, Л. А. Мясникова, Г. П. Федоров).

Существенный вклад в понимание обусловленности смысла жизни пограничным бытием человека внесли А. Бергсон, Ф. М. Достоевский, Е. Дюринг, К. Н. Любутин, А. И. Солженицын, Ю. Ш. Стрелец, Л. Н. Толстой, Е. II. Трубецкой, С. Л. Франк, В. Франкл и др.

Различные аспекты взаимоотношений категорий «граница», «свобода», «необходимость» нашли отражение в работах П. А Гольбаха, А. Г. Маслоу, Э. Мунье, Б. Спинозы, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра и др.

Между тем, отдельные пограничные проблемы человеческого бытия остаются недостаточно изученными. Требует своего объяснения парадоксальность границ. Назрела потребность расширить изучение границы как мерной категории, исследован* категориальный аппарат, помогающий раскрыть содержание данного феномена. Объект исследования - феномен и понятие границы. Предмет исследования — проблема границы и специфика пограничного бытия человека.

Цель исследования — разработка авторской онтологической концепции границы применительно к пограничному бытию человека.

В соответствии с целью и особенностями предмета исследования определены следующие задачи:

- исследовать становление проблемы границы в западноевропейской философии, определить категориальный аппарат, характеризующий пограничное бытие человека;

- раскрыть онтологию границ, их многомерность и противоречивость;

- рассмотреть ограничение свободы необходимостью и показать, что граница есть подлинная вотчина свободы;

- выявить роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентаций.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования явились диалектические принципы единства исторического и логического, материального и духовного, своего и иного, внутреннего и внешнего, методы сравнительного анализа, антиномий и альтернатив.

Научная новизна исследования.

1. Осуществлен авторский анализ становления проблемы границы в западноевропейской философии.

2. Разработана онтологическая концепция границы применительно к пограничному бытию человека.

3. Выявлены и определены фундаментальные интенции смысложизненных ориентаций человека.

4. Предложена авторская трактовка свободы как самоограничения человека.

5. Конкретизированы представления о многомерности и противоречивости границ.

6. Доказано, что существенную роль в формировании смысложизненных ориентаций человека играют не только пограничные ситуации, но и также пограничные отношения, и пограничные состояния.

Научно-практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в философском осмыслении феномена границы и пограничных отношений человеческого бытия. Комплексный анализ данной проблемы позволил понять многомерность, многогранность, противоречивость, специфичность, как самого термина «граница», так и бытийной сферы человека, что будет способствовать дальнейшему развитию соответствующих разделов онтологии.

Практическое применение материалов диссертационного исследования возможно при обучении студентов по курсам «Философия», «Онтология и теория познания» а также при разработке соответствующих спецкурсов.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации докладывались автором на заседаниях кафедры философии и религиоведения Оренбургского государственного педагогического университета, кафедры философии Оренбургского государственного аграрного университета, кафедры философской антропологии Оренбургского государственного университета, кафедры философии Магнитогорского государственного университета. Отдельные выводы и положения диссертационной работы были изложены на молодежной студенческой научно-практической конференции (Оренбург, апрель 2003 г.); на Международной научно-практической конференции «Философия: вызов современности», посвященной 40-летию философского факультета Уральского государственного университета им А. М. Горького (Екатеринбург, 1-7 сентября 2005 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Человек: горизонты духовного развития», посвященной памяти доктора философских наук В. А. Андрусенко (Оренбург, 30 октября 2009 г.).

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы. Исследование изложено на 140 страницах, библиография представлена 137 источниками.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование феномена границы в западноевропейской философии позволило выявить целый ряд атрибутивных свойств границы и сущностных характеристик, определяющих ее онтологический статус.

В греческой философии феномен границы раскрывается на основе целого ряда категорий, характеризующих различные стороны социального, природного и духовного бытия. Исследование границы древнегреческими философами способствовало раскрытию специфических черт греческого духа. В философии границы нашли свое отражение противоречивость мира, динамизм вещей и явлений.

Исследование феномена границы в средневековой философии раскрывает его положительные стороны, способствует осмыслению не только теологических вопросов, но и многих проблем человека: его души, смерти, бессмертия. В средние века понятие «граница» использовалось как для понимания духовных сущностей, так и для понимания мира вещей. Данное понятие широко применялось теологами и средневековыми философами при рассмотрении взаимоотношений между философией и религией, а также для изучения противоположных категорий. Поскольку данное понятие обладает глубокой диалектической сущностью, то оно использовалось ими и как способ познания истины, души, Духа и иных сущностей.

Представители немецкой классики занимались философским осмыслением сущности и предназначения человека, исследованием его активности как познающего субъекта, а также изучением границ самого знания. В немецкой классической философии учение о границе представлено наиболее полно. Граница соединяет бытие и ничто, внутреннее и внешнее, количественное и качественное, Бога и творение и т.д. В границе есть свое и иное. В ней осуществляются переходы от субъективного к объективному или наоборот - от объективного к субъективному. Обратившись к априорным суждениям, духовной реальности, проблемам самопознания, миропознания, богопознания, немецкая классическая философия значительно расширила горизонты познания. Она позволила соотнести эмпирические факты и теоретическое познание, определить перспективы развития природной и общественной жизни.

В постклассической философии понятие «граница» широко используется в учениях о пределах человеческого бытия применительно к его внутренним переживаниям, которые раскрываются, в частности, в философии А. Камю и Ж. П. Сартра посредством привлечения категорий «страх», «страдание», «пограничная ситуация», «предел», «свобода» и др. Согласно К. Ясперсу, человек, благодаря богатому внутреннему миру, способен пересекать границы наличного бытия, а неудачи и катастрофы приводят его к некоему пограничному состоянию, в котором он может познать либо Бога, либо ничто. Глубоко упрятан человек и в философии М. Хайдеггера: во взаимоотношениях человека с иными людьми формируются границы, которые время от времени изменяются. Экзистенциальная философия раскрывает богатую палитру внутреннего мира человека.

Исследование феномена границы в западноевропейской философии показывает, что разнообразные жизненные противоречия находят в нем свое отражение. Наличие же множества философских концепций помогает нам выявлять эти противоречия и способствовать их разрешению.

Исследование данной категории с помощью различных методов позволяет понять, что граница - это мерная категория, выражающая специфическое существование противоположностей на линии водораздела. Мера обозначает границы, в пределах которых целое сохраняет самотождественность. Но это не застывшая самотождественность, она содержит в себе противоположности, которые предполагают многообразные отношения между частями целого. Граница выступает единством противоположностей потенциального и актуального, доброго и злого, своего и чужого, любви и ненависти и т.п. Выступая мерой, она отражает взаимосвязи между различными сущностями.

Границы неустойчивы, изменчивы, парадоксальны. С одной стороны, граница обособляет, порождает неповторимость и своеобразие мира. С другой стороны, граница дает окружающей реальности возможность сделать шаг к обновлению и совершенствованию.

Исследование границ показало, что всестороннее рассмотрение данной проблемы невозможно без диалектического осмысления философских парных категорий. Анализ же парных категорий раскрывает их противоречивость, внутренние, многомерные отношения между собой, согласующиеся моменты и стороны взаимопроникновения, показывает, что каждый элемент системы философских категорий содержит в себе неотъемлемое свойство, характерное как для него, так и для противоположного ему элемента.

В работе также показано, что переходы парных категорий друг в друга не могут быть одномоментными и симметричными, каждая из категорий содержит в себе свою противоположность, а их взаимопроникновение превращается в некий симбиоз, содержащий в себе пограничную множественность.

Понять противоречивость, многомерность границ человеческого бытия нам помогли методы антиномий и альтернатив, заимствованные из области научного познания. В частности, антиномизм помогает разобраться, почему мы страдаем от двойственности, разорванности, и в то же время прописывает основания устойчивости, незыблемости человеческого бытия. Обосновывая одинаковое право на существование противоположностей, он «охлаждает» рациональное мышление в постижении целого, развенчивает мифы о том, что диалектическая логика все заранее предвидит. Метод альтернатив помогает нам выявить причины резких изменений границ.

В работе мы стремились показать, что толкование границы как многомерной, противоречивой категории может оказать существенную помощь при рассмотрении многих философских вопросов, помогает человеку ориентироваться в этом мире, не терять жизненной устойчивости. Благодаря границам, человек не только может переходить из одного пограничного состояния в другое, но и одновременно пребывать во множестве миров.

В работе прослеживается понимание значения границ в становлении человеческой свободы и ограничения ее необходимостью. Через анализ персоналистских, материалистских и экзистенциалистских концепций, а также различных авторских видений данной проблемы (Ф. В. Й. Шеллинг, В. С. Соловьев, И. Кант, А. Шопенгауэр, В. Фрапкл, С. А. Левицкий) показывается, что человек - многомерное, многогранное существо, реализующее свою человеческую сущность, свою свободу в своем пограничном бытии. Свобода - это процесс, обусловленный множеством выборов и действий, в границах которого происходит самоопределение человека. Границы подвижны, изменчивы, неустойчивы. Возникновение свободы оказывается возможным в моменты перехода от внутреннего к внешнему и обратно. Свобода кратковременна, поскольку состояния тождества, единства противоположностей непродолжительны. В свободе сконцентрирован огромный мир человеческих возможностей. Стремление подняться над собой, раздвинуть свои границы помогает человеку в осознании смысла своего существования, создает предпосылки к пониманию других людей и бытия в целом. Мы не можем обладать ни абсолютной свободой, ни абсолютным рабством. Разные стороны свободы проявляются, в первую очередь, в осваивающей и отчуждающей деятельности. Поскольку человек реализует свою свободу в различных пограничных проявлениях, смотрит на себя и на окружающих с пониманием сути данного вопроса, он способен корректировать границы собственного бытия. Он с пониманием относится к переменам, происходящим в обществе, легче переживает страх и неуверенность. Благодаря этому человек в большей мере может реализовать свои сущностные силы.

Исследование проблемы границ показало, что пограничное бытие позволяет человеку отделить себя от иного, определить прочность, подвижность границ своего бытия, понять свою неразрывную связь с иным, осознать противоречивость, парадоксальность своего существования. Пограничные особенности бытия проявляются, в частности, через пограничные отношения, пограничные состояния и пограничные ситуации. Пограничные отношения мы определяем как отношения, которые ограничивают не только взаимосвязи между людьми, но и их взаимодействие с окружающим миром. Пограничное состояние мы понимаем как качественную определенность бытия человека, характеризующую направленность его действий, придающую устойчивость, осмысленность в рамках сложившихся границ. Пограничная ситуация для нас - это момент выбора и переоценки ценностей.

Философский анализ проблемы границы показал, что пограничные отношения, состояния и ситуации являются атрибутом бытия человека. Пограничное бытие находит отражение во всех значимых философских учениях, независимо от того, используют ли философы термины «граница», «пограничные ситуации» и др. или же нет. Пронизывая все сферы человеческой жизнедеятельности, пограничность бытия способствует формированию и развитию смысложизненных ориентаций человека.

Таким образом, исследование показало непреходящую актуальность проблемы границы для рассмотрения особенностей человеческого бытия. Выявлены многомерность и противоречивость границы, исследованы ее сущностные характеристики применительно к сфере жизнедеятельности человека, к обретению им смысложизненных ориентаций.

Мы надеемся, что материалы нашего диссертационного исследования вызовут профессиональный интерес у философской общественности, послужат источником для дальнейшего изучения феномена границы.

 

Список научной литературыКолесникова, Ирина Валерьевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат / Августин Блаженный. Минск : Харвест, 1999. — 1600 с.

2. Аль-Фараби, А. Философские трактаты / А. Аль-Фараби. Алма-Ата : Наука КазССР, 1970. - 429 с.

3. Анкин, Д. В. Пролегомены к семиотике философии / Д. В. Анкин. -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. 294 с.

4. Антология мировой философии. Философия древности и средневековья : в 4 т. М. : Мысль, 1969. — Т. 1, ч. 2. - 936 с.

5. Антология мировой философии: Античность / отв. Ю. Г. Хацкевич. -Минск : Харвест ; М. : ACT, 2001. 960 с.

6. Антология мировой философии: Возрождение / отв. Ю. Г. Хацкевич. -Минск : Харвест ; М. : ACT, 2001. 928 с.

7. Аристотель. О возникновении и уничтожении / Аристотель // Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1981. - Т. 3. - 613 с.

8. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Сочинения : в 4 т. М. : Мысль, 1984. - Т. 4. - 830 с.

9. Артемов, В. М. Свобода и нравственность / В. М. Артемов. М., 2007. -224 с.

10. Асмус, В. Ф. Диалектика в философии Шеллинга / В. Ф. Асмус // Избранные философские труды : в 2 т. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. -Т. 2.-446 с.

11. Ахиезер, А. С. Проблема субъекта: человек субъект / А. С. Ахиезер // Вопросы философии. - 2007. - № 12. - С. 3 - 15.

12. Баландин, Р. К. Странствующий рыцарь Истины: Жизнь, мысль и подвиг Джордано Бруно / Р. К. Баландин. М. : Дет. лит., 1988. - 240 с.

13. Бачинин, В. А. Энциклопедия философии и социологии права / В. А. Бачинин. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2006. - 1093 с.

14. Беляев, И. А. Целостность н свобода человека / И. А. Беляев, А. М. Максимов. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. -180 с.

15. Бергсон, А. Длительность и одновременность : По поводу теории Эйнштейна / А. Бергсон ; пер. с фр.. СПб. : Академия, 1923. - 154 с.

16. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон ; пер. с фр.. -Жуковский ; М. : Кучково поле, 2006. 384 с.

17. Бердяев, Н. А. Смысл творчества: опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. Харьков : Фолио; М. : ACT, 2002. - 679 с.

18. Бердяев, Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском / Н. А. Бердяев. -М. : Канон, 1999.-480 с.

19. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев, М. : ACT ; Харьков : Фолио, 2002. - 736 с.

20. Булгаков; С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения- /. С. Н. Булгаков. М. : Республика, 1994. - 415 с.

21. Венцлер, J1. Понятие «смысл жизни» в философии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого. Формальная структура и содержание / JT. Венцлер // Вопросы философии. 2007. - № 11. - С. 21 - 32.

22. Вернадский, В. И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. М. : Сов. Россия, 1989.-704 с.

23. Виндельбанд, В. О свободе воли / В. Виндельбанд // Избранное : Дух и история : пер. с нем. М. : Юрист, 1995. - 687 с.

24. Гадамер, Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. М. : Искусство, 1991. - 367 с.

25. Гаджиев, К. С. Этюды о тоске человека по вечности / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 2009. -№3.-С. 3-18.

26. Гвардини, Р. Конец Нового времени / Р. Гвардини // Феномен человека. -М. : Высшая школа, 1993.-349 с.

27. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. СПб. : Наука, 2002. -780 с.

28. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. М. : Мысль, 1974. - Т. 1 : Наука логики. - 452 с.

29. Гирин, Ю. Н. Граница и пустота: к вопросу о семиозисе пограничных культур / Ю. Н. Гирин // Вопросы философии. 2002. - № 11.1. С.85 94.

30. Гольбах, П. А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного / П. А. Гольбах // Избранные произведения : в 2 т. М. : Соцэкгиз, 1963. - Т. 1.-С. 51 - 700.

31. Гольбах, П. А. Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления / П. А. Гольбах // Избранные произведения : в 2 т. М. : Соцэкгиз, 1963. - Т. 2. - С. 83 - 545.

32. Гомперц, Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. Минск : Харвест, 1999.-752 с.

33. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль ; пер. с нем.. М. : Дом интеллектуал, книги,1999.-332 с.

34. Грив, Б. Т. Смысл жизни / Б. Т. Грив. М. : Добрая книга, 2008. - 144 с.

35. Дюринг, Е. Ценность жизни / Е. Дюринг. Минск : Харвест ; М. : ACT,2000.-336 с.

36. Евлампиев, И. И. Миф о человеке в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» / И. И. Евлампиев // Вопросы философии. 2008. - № 11. -С. 70- 83.

37. Егоров, И. А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции / И. А. Егоров // Вопросы философии. 2000. - № 3. - С. 3 - 21.

38. Жикаренцев, В. В. Жизнь без границ. Нравственный закон / В. В. Жикаренцев. СПб. : Диамант, 2001. - 240 с.

39. Зинченко, Н. И. Личная безопасность как объект социологического анализа / Н. И. Зинченко // Социс. 2007. - № 2. - С. 137 - 140.

40. Ин-Сук Ча. Мондиализация нашего дома: к философии мирной жизни / Ин-Сук Ча // Вопросы философии. 2009. - № 4. - С. 20 - 28.

41. История философии: энциклопедия. Минск : Интерпрессервис : Книжный Дом, 2002. - 1376 с.

42. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М. : Эксмо, 2008. - 736 с.

43. Кант, И. Опыт некоторых рассуждений об оптимизме / И. Кант // Метафизические начала естествознания. М. : Мысль, 1999. — С.627 - 666.

44. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. М. : Мысль, 1999.- 1472 с.

45. Категории диалектики (теоритико-методологические проблемы): цикл лекций / И. Я. Лойфман и др.. ; под общ. ред. И. Я. Лойфмана. -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. — 255 с.

46. Катуржевская, Т. Ю. Будущее в наших руках / Т. Ю. Катуржевская // Философские науки. - 2001. - № 1. - С. 43 - 54.

47. Келле, В. Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность / В. Ж. Келле // Человеческий потенциал : опыт комплексного подхода. -М., 1999.-173 с.

48. Коган, Л. А. Закон сохранения Бытия / Л. А. Коган // Вопросы философии. 2001. - № 4. - С. 56 - 69.

49. Козлов, Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье : веселая книга о свободе и нравственности / Н. И. Козлов. Дубна : Феникс ; М. : Ребус, 1994.-274 с.

50. Красиков, В. И. Явь беспокойства / В. И. Красиков. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1998. - 163 с.

51. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя, П. Юдина. М. : ГОСПОЛИТИЗДАТ, 1941.-328 с.

52. Кузанский, Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский ; пер. с лат.. СПб. : Азбука, 2001. - 320 с.53