автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Гражданское общество в Нигерии

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Оконкво, Обиора Фрэнсис
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Гражданское общество в Нигерии'

Текст диссертации на тему "Гражданское общество в Нигерии"

/

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ РАН

На правах рукописи

ОКОНКВО Обиора Фрэнсис (Нигерия)

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В НИГЕРИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Специальность 23.00.02. - Политические институты и процессы

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель: л доктор исторических наук

Д'

В (\. ,

Хорос Владимир Георгиевич

Москва - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................ 4

Глава I. НИГЕРИЯ: КРАТКИЙ ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ИСТОРИИ................................................................................ 21

Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В НИГЕРИИ: КОНКРЕТНЫЕ АСПЕКТЫ............................ 56

2.1. Политические партии........................................................... 56

2.1.1. Движение нигерийской молодежи....................................... 58

2.1.2. Формирование политических партий в Нигерии............... 60

2.1.3. Группа действия (ГД)................................................. 64

2.1.4. Северный народный конгресс (СНК).................................. 65

2.1.5. Политические партии Второй республики......................... 69

2.1.6. Псевдопартии периода Третьей республики...................... 75

2.1.7. Политические партии в процессе создания

Четвертой республики......................................................... 76

2.2. Предпринимательские группы.............................................. 90

2.3. Профессиональные союзы..................................................... 93

2.4. Религиозные ассоциации...................................................... 101

2.5. Неформальные организации................................................. 104

2.5.1. Женские организации. Их роль как политических объединений и групп давления.......................................... 104

2.5.2. Творческие объединения.................................................... 113

2.6. Армия и общество. Проблемы перехода к

гражданскому правлению................................................... 117

2.6.1. Армия и общество............................................................ 117

2.6.2. Проблемы перехода к гражданскому правлению........... 125

Глава III. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ГРАЖДАНСКОЕ

ОБЩЕСТВО......................................................................... 140

3.1. Теоретический аспект......................................................... 140

3.2. Исторический аспект........................................................... 142

3.3. Политизация трибализма.................................................... 146

3.4. Межэтническая борьба за политическую власть................ 149

3.5. Политика и национальные меньшинства............................ 152

3.6. Политика и межэтническая социально-

экономическая конкуренция................................................. 157

3.7. Этническое насилие............................................................... 161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. На пути к гражданскому обществу.......................... 166

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 178

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Пожалуй, не будет преувеличением констатировать, что тема гражданского общества в мировой литературе сегодня как бы обрела новое дыхание. Ряд исследователей связывают это с кризисом бывшей социалистической системы и появлением постсоциалистических государств в Центральной и Восточной Европе, на территории СНГ и в других регионах. Эти общества и государства пережили стремительную ломку прежних институтов власти и оказались перед задачей построения новых политических структур, в том числе создания гражданского общества. А последнее, как свидетельствует мировой опыт, является органической основой политической демократии.

Безусловно, события конца 80-х - начала 90-х гг. в социалистическом мире стимулировали обращение к проблеме гражданского общества. Но это обстоятельство, как представляется автору диссертации, не является единственной причиной актуальности данной темы. Так, в современной западной литературе раздаются голоса, что процесс глобализации, характерный для постиндустриальной стадии мировой модернизации, "размывает" гражданское общество в странах Запада1; что гражданское общество в развитых регионах уступило место "массовому обществу" с чисто формальными, безличными связями между людьми2. Отсюда потребность в оценке (или переоценке)

> R. Dahrendorf. Economic Opportunity, Civil Society and Political Liberty. [S.I.], UN Research Institute for Social Development, March 1995, p. 11.

> Cm. A. Seligman. The Idea of Civil Society. N.Y.: , 1992.

классической модели гражданского общества, сформировавшейся на Западе; в выяснении того, насколько она жизнеспособна в изменившихся исторических условиях.

Что же касается незападного мира, прежде всего так называемых развивающихся стран (хотя, разумеется, сегодня мы уже не можем говорить о едином "третьем мире"), то в них формирование гражданского общества еще только происходит, причем далеко не везде успешно. Это особенно относится к странам Африканского континента.

Освобождение Африки от колониальной зависимости произошло позже других регионов - лишь с конца 50-х - начала 60-х годов. Задачи обеспечения независимого развития столкнулись здесь со многими трудностями - экономическими, социальными, политическими, конфессиональными, этническими, культурными. Многие африканские страны принадлежат к числу наименее развитых, а кризисные процессы в той или иной степени характерны для подавляющей части их. Это относится не только к государственной сфере, но и к общественной жизни. Поэтому тема гражданского общества для африканцев является в высшей степени актуальной. От того, найдут ли африканские общества в себе силы переломить тенденцию экономической стагнации, создать нормальные условия демократического правопорядка, погасить этнические конфликты и т.п., зависит будущее Африки на пороге третьего тысячелетия.

Задачи исследования. Тема гражданского общества решается в диссертации применительно к одной из африканских стран - Нигерии, гражданином которой является автор. Задачи исследования выглядят следующим образом:

• обобщить имеющуюся научную литературу применительно к теме исследования;

• показать проблемы становления гражданского общества в Нигерии на фоне ее политической истории;

• выделить отдельные элементы или блоки гражданского общества в нигерийском контексте и рассмотреть их конкретные аспекты;

• указать на специфику политического строительства в Нигерии, связанную с военными режимами и периодическими поисками перехода к гражданскому правлению;

• особо рассмотреть роль трибализма и этнических конфликтов как существенного препятствия к достижению национального и политического единства;

• наметить возможные перспективы формирования гражданского общества и политической демократизации в Нигерии.

Методология. Диссертант исходит из того понимания гражданского общества, которое отражено в российской литературе: это - система независимых или относительно независимых от государства общественных институтов и отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, обеспечения частных интересов и потребностей3. Данная дефиниция представляется вполне схватывающей сущностные признаки феномена гражданского общества и вместе с тем достаточно гибкой для того, чтобы применять ее к различным национальным и региональным средам.

3 См. К.С. Гаджиев. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. - "Вопросы философии", 1991, №7, с. 30; В.Г. Хорос. Гражданское общество: общие подходы. - "МЭиМО", 1995, №11, с. 52-53.

Классическая модель гражданского общества, как известно, сложилась на Западе. Она основана на трех взаимосвязанных между собой принципах: Частная собственность, Личность и Право как основная форма обеспечения ее интересов. По мере экспансии Запада вовне эта модель, вместе с другими структурами западной цивилизации, стала переноситься в другие регионы мира. Но там она попадала в иные социально-культурные условия, что приводило к значительным ее модификациям в зависимости от местных исторических традиций.

Таким образом, если исходить из широкого понимания гражданского общества как комплекса самодеятельных организаций социума помимо государства и в каких-то случаях вопреки государству, то при подходе к незападным регионам необходимо учитывать два основных момента: с одной стороны, воздействия западной модели гражданского общества, с другой стороны, специфики местных условий, которые придавали формам гражданского общества в других странах (Японии, Индии, латиноамериканских государствах и т.д.) немалые особенности4. Сказанное относится и к изучению процессов становления гражданского общества в африканских странах.

Следуя указанным установкам, мы попытаемся сочетать теоретический анализ (модель и структура гражданского общества, его воздействие на политические процессы, взаимоотношения с государством и пр.) с конкретными аспектами формирования гражданского общества в Нигерии во второй половине нашего столетия.

4 Подробнее см. Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. М.: УРСС, 1998.

Источники. В диссертации используются прежде всего материалы и документы нигерийского происхождения. Это работы, посвященные местным культурным и политическим традициям5, различного рода исследования политической истории и политической жизни в Нигерии6, документы, связанные с деятельностью ведущих политических лидеров7, публикации избирательных кампаний8, информация, помещенная в общенациональных газетах ("Гардиан", "Трибьюн", "Конкорд") и другие материалы9, которые в течение длительного времени собирались автором в нигерийских библиотеках, Национальном институте международных проблем, штаб-квартире Национальной избирательной комиссии, Министерстве труда, Министерстве по делам женщин и других научных центрах и учреждениях. Важным источником для работы над диссертацией автору также служили личные контакты и беседы с нигерийскими политиками и общественными деятелями, часть из которых будет использована в диссертации.

s Brenda Forman a. Harrison Forman. The Land and the People of Nigeria. ; The Igbo and the Tradition of Politics. Ed. By U.D. Anyanwu a. J.C.U. Aguwa. ; h ,np. « Bola, Ige. People, Politics a. Politicians of Nigeria (1940-1979). Ibadan: Heinemann Educational Books, 1995; Anifowose, Reni. Violence a. Politics in Nigeria. Enugu: NOK Publishers (Nig.), 1995; The Quest for Democratization. (Compilation of different papers presented by experts on Military Governance and Trade Union). Ed. By Ninalowo, Adebayo. Lagos: Friederich Ebert Foundation, 1996; Obiozor, George A. The Politics of Precarious Balancing. Lagos: Nigerian Institute of Internatoinal Affairs, 1994; Nnoli, Okwudibia. Ethnic Politics in Nigeria. Enugu (Nig.): First Dimension Publishing Co.Ltd., 1978; Augustus, Adebayo. Power a. Politics. ; h «p.

i Moving Nigeria Forward to Genuine Democracy. (Compiled speeches by the Nigerian

Head of the State, General Sani Abacha); Nigeria National Interests and Foreign Policy.

An Address by the Head of the State, General Sani Abacha at a Dinner Party. Lagos,

1996.

8 The ABC of Option A4. A National Electoral Commission Publication, Lagos, 1992;

Professor Nwosu's Address to the Members of National Electoral Commission. Lagos,

1989; World Press Briefing by the Chairman of the National Electoral Commission in

Abudja, Monday 17th, June, 1996. Lagos, 1996; h zip.

9 Nigerian Women and the Challenges of Our Time. Ed. By Dora Obi Chizea a. Juliet Njoku. Lagos: Malthose Press Ltd., 1991; h ap.

Степень разработанности темы. Исследования, специально посвященного теме гражданского общества в Нигерии, в предшествующей литературе -западной, российской, африканской - до сих пор не было. Вместе с тем существует немало работ, имеющих то или иное отношение к теме настоящей диссертации - о методологических аспектах изучения гражданского общества, о политических процессах в Африке, о тех или иных сегментах гражданского общества в странах Африканского континента (политических партиях, добровольных объединениях и т.д.).

Среди этой литературы прежде всего можно выделить статьи о проблемах и перспективах гражданского общества в странах Тропической Африки. В этих работах содержатся ценные наблюдения и материал для размышлений, который оказался полезным при написании диссертации.

Рассматривая проблемы гражданского общества в Африке, известный российский африканист A.M. Васильев выступает против двух крайностей: отождествлять существующие элементы африканского гражданского общества с западными образцами - и наоборот, разделять их пропастью. В любом случае необходимо учитывать специфику "многомерного" общества в Африке с его пестротой культур, языков, рас, традиций, систем права и т.п. Специфика африканских реальностей выражается также в определенной системе общин и половозрастных союзов, иерархичности, социальной и экономической многоукладное™, сравнительно низкой вертикальной мобильности, патрон-клиентной системе отношений. Слабо выражен институт частной собственности, нет достаточно сложившейся и влиятельной буржуазной страты. Соответственно, по мнению российского ученого, трудно говорить о полноценном

развитии личности - африканец в значительной мере еще остается существом родовым, племенным, коллективным.

Государство в Африке многое унаследовало от традиций колониальной администрации и стремится контролировать общество, в том числе его самодеятельные организации. Однако при ослаблении роли государства возникает опасность хаоса как результат трибализма, постоянно действующего этно-конфессионального соперничества. Поэтому в Африке, заключает A.M. Васильев, "еще нигде нет современного гражданского общества, но есть его отдельные элементы - или органические, или имплантируемые, или имитирующие чужие образцы"10.

Надежды на успешное формирование гражданского общества в африканских странах A.M. Васильев связывает с изменением политики Запада по отношению к Африке: его помощь должна быть направлена не на достаточно сомнительные "программы структурной адаптации" (structural adjustment programmes), рассчитанные по сути на узкий слой африканцев, а на стимулирование общественной массовой самодеятельности - экономической, политической, культурно-просветительской.

Американский политолог Д. Вудс полагает, что несмотря на отличие европейской модели гражданского общества, ряд ее элементов приложим к процессу становления гражданского общества в Африке. Автор рассматривает этот процесс главным образом через проблему политического участия.

По мнению Д. Вудса, гражданское общество в Африке развивалось по преимуществу в городах. Его основными составляющими были интеллектуа-

1» A.M. Васильев. Гражданское общество в Африке; реалии и мифы. - "Восток", М., 1995, №2, с. 16.

лы, городские средние слои (прежде всего торгово-предпринимательские круги) и религиозные ассоциации. И последующая консолидация гражданского общества в африканских странах будет связана с этими стратами населения. Вместе с тем необходимо одновременное ограничение функций государства в пользу общественных организаций. Без этого демократия в Африке не станет дееспособной11.

Немало изучала политическую жизнь и проблемы гражданского общества в Африке израильская исследовательница Наоми Хазан. Она различает два типа неформальных ассоциаций в африканских странах: 1) добровольные общества "грасс-рутс", группы по интересам (от профсоюзов до женских организаций); 2) так называемые "первичные организации" - этнические и семейные объединения. Последние особенно характерны для Африки12.

Наоми Хазан отмечает четыре основных направления складывания гражданского общества в странах Тропической Африки;

• рост неформального сектора, значение которого стало расти с середины 80-х годов, когда континент оказался поражен экономическим кризисом;

• развитие различного рода добровольных ассоциаций как следствие той же ситуации;

• появление новых элит (критически настроенные чиновники, интеллектуалы, предприниматели);

» Woods, Dwane. Civil Society in Europe and Africa: Limiting State Power Through a Public Sphere. - "African Studies Review", Atlanta, September 1992, vol.35, N2, pp. 9497. Аналогичное мнение о городских средних слоях как структурообразующих гражданское общество в Африке см. R. Falton Jr. Liberal Democracy in Africa. - "Political Science Quarterly", 1990, vol.105, N3, p. 457.

>2 Chazan, Naomi. The New Politics of Participation in Tropical Africa.- "Comparative Politics", N.Y., January 1982, vol.14, N2, pp. 172-173.

• складывание на этой основе политической оппозиции13.

Избранной в диссертации темы касается также известный английский африканист Бэзил Дэвидсон. В своей недавней книге "Бремя черного человека: Африка и проклятие нации-государства" он высказывает мнение, что гражданское общество в Африке разрушается "современным трибализмом и кли-ентелизмом", корни которых находятся в деревенских массивах. При этом он ссылается на пример Нигерии и цитирует нигерийского историка Питера Эке-ха, который считает, что "современный трибализм" возник как реакция на политику постколониального африканского государства, поскольку последнее не смогло обеспечить ни экономический прогресс, ни социальное равновесие, ни взаимопонимание между различными этносами14.

Б. Дэвидсону оппонирует угандийский автор проф. Махмуд Мамдани. Он соглашается с Дэвидсоном, что гражданское общество в Африке возникало еще в колониальный период как городское меньшинство (юристы, духовенство, учителя и т.п.). На этапе антиколониального движения эти элементы гражданского общества были в союзе с сельскими массами, но затем их пути разошлись. Вместе с тем М. Мамдани видит в деревенских слоях не только угрозу гражданскому обществу, но и его необходимый компонент - без участия сельского населения никакое гражданское общество в Африке невозможно15.

Южно-африканские исследователи Абду Маликалим Симоне и Эдгар Питере останавливаются на отношениях общества и государст