автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Гротеск и его разновидности

  • Год: 1978
  • Автор научной работы: Шапошникова, Ольга Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Диссертация по филологии на тему 'Гротеск и его разновидности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шапошникова, Ольга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава X ПОНЯТИЕ О ГРОТЕСКЕ

I ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ.

П ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ.

Глава П ОСНОШЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ГРОТЕСКА.

I СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ГРОТЕСКА.ЮЗ

П КОМИЧЕСКОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ В ГРОТЕСКЕ.

Ш МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ И ГРОТЕСК.

 

Введение диссертации1978 год, автореферат по филологии, Шапошникова, Ольга Владимировна

В советском литературоведении последних десятилетий возрастает внимание к явлениям художественной условности. Возобновился интерес к одному из распространенных видов условности - гротеску. В 50-е годы начался новый период в его изучении после активного обсуждения вопросов гротескного стиля в 20-е годы, после резкого снижения интереса к гротеску и даже частоты употребления этого термина в 30-е и 40-е годы. В настоящее время о гротеске пишут эстетики, теоретики литературы, исследователи всех периодов развития литературы и искусства, то есть специалисты самых разных профилей. Однако большинство авторов исходит из какой-либо традиционной точки зрения на гротеск, сложившейся на протяжении двухвековой истории его изучения, или из своего понимания гротеска, основанного на частном материале конкретного исследования. Между тем теоретическая проверка авторитетных высказываний о сущности этого явления, выработка с новых позиций, с учетом всего предшествующего опыта, по возможности точного представления о нем становятся назревшей необходимостью. Зачастую противоречивость подходов к определению понятия гротеска ведет к излишней многозначности и предметной широте его толкования, что имеет место даже в энциклопедических изданиях*. Все это делает постановку проблемы гротеска в общепонятийном плане особенно актуальной.

Большая советская энциклопедия, т.13. М,, "Сов.энциклопедия", 1952, стр.21; Краткая литературная энцикплопедия, т,2. М., "Оов.энциклопедия", 1964, стр.401: Большая советская энцикло-- » -----------~ лдия , 1972, стр.354. 4

КНИГАМ MEET \

Теоретическая нечеткость, существование расширительных трактовок термина "гротеск" вызвали стремление ограничить область его применения, проявившееся в работах А.С.Бушмина, Д.П.Николаева"1*. Ряд других авторов также осуществляет довольно последовательный, но в том или ином аспекте уязвимый подход к понятию о гротеска в литературе . Б целом теоретическая разработка данной проблемы пока представляется недостаточной. Не вполне проясненными остаются вопросы стилевого своеобразия гротеска, его отличий от других видов условности, его функций в художественном произведении; времени возникновения гротескной образности; содержательных возможностей конкретных проявлений гротеска в разные периоды истории литературы. Создается необходимость обобщающего теоретического исследования гротеска, рассмотрения данного художественного явления в системе близких и смежных понятий, в кругу явлений, непосредственно от него зависимых и обусловливающих возникновение гротескной образности как в плане организации отдельного произведения, так и в плане закономерностей литературного процесса.

Теоретический подход к проблеме гротеска в диссертации направляется на решение двух основных задач: во-первых, определить

1Бушмин A.C. К вопросу о гиперболе и гротеске в сатире Щедрина, - В кн.: Вопросы советской литературы, Jfc 5. М.-Л., Изд-во'АН СССР, 1957; Николаев Д. Границы гротеска. - "Вопросы литературы", 1968, Ji 4; он же. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., "Худож.лит.", 1977 и др.

См.: Пинский Л. Смех Рабле. - В его кн.: Реализм эпохи Возрождения. М., ГЙХЛ, 1961; Кулешов В.И. Гротеск Гоголя и "фантазм" Гофмана. - В его кн.: Литературные связи России и западной Европы в XIX веке. Изд-во МГУ, 1965; Дубашинский И.А. "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта. М., "Высшая школа", 1969: Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М., "Худож.лит.", 1974, стр.78—79. отличительные признаки гротеока, общие для всех его проявлений, во-вторых, выделить разновидности гротескной образности.

Для решения первой поставленной задачи в первой главе диссертации предусматривается критическое рассмотрение ведущих направлений исследования гротеска, расширительных трактовок этого понятия и причин его многозначности. С целью определения специфических признаков гротеска намечается изучение истории заимствования термина из области изобразительного искусства и анализ соотношений понятия "гротеск" с близкими и смежными понятиями, с такими, как ".условность", "правдоподобие", "фантастика", и другими.

Вторая глава диссертации посвящается выделению разновидностей гротеска. Предложенные современной теорией принципы его типологии требуют конкретизации и уточнения. Основные недостатки в этой области состоят в номинативном определении разновидностей ^ ном учете его соотношений с компонентами стиля,

В связи с этим избранными параметрами типологии гротеска в диссертации являются стилевые проявления, конкретные связи с кате- ^ гориями комического и трагического, с типами авторского мировоззрения.

В качестве материала исследования привлекаются произведения античности как образцы зароздения гротескных форм в литературе ^ (комедии Аристофана, "Золотой осел" Апулея), наиболее характерные гротескные произведения Ренессанса ("Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле), Просвещения ("Путешествия Гулливера" Свифта), романтизма (повести Гофмана), критического реализма (повести Гоголя, "История одного города" Щедрина). Кроме того, с учетом стилеобкатегориями, с явлениями творческого процесса разующей роли творческого метода затронуты столь несхожие авторы, как Пушкин, Достоевский, Маяковский, Кафка, Ионеско* Выбор материала исследования обусловлен стремлением учесть многообразие формальных и содержательных свойств гротеска и проследить пути его развития. Ориентация на наиболее характерные гротескные произведения была продиктована необходимостью понятийного уточнения типологических свойств гротеска. Наряду с этим отмечаются факты переходного характера, совмещающие разные типы фантастики: мифологическая и гротескная образность в "Золотом осле" *Муля, легендная и гротескная фантастика в "Фаусте" Гете, в "йеобычайШс приключениях Петера Шлемиля" Шамиссо. Это дает возможность наметить пути изучения гротеска в широком плане и по V возможности максимально осветить разнообразие его проявлений. % Отсутствие национального единства в привлеченном материале объясняется историей гротескного стиля, вершины которого достигались в разных европейских литературах. ^

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Гротеск и его разновидности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным итогом предпринятого исследования можно назвать попытку систематизировать понятийный аппарат литературоведения относительно проблемы гротеска. С этой цель© в первой главе выявлены основные стилевые признаки данного вида образности, которые усматриваются в особом качестве изобразительности и соотнесенности фантастических конструкций с художественным правдоподобием в системе произведения. Во второй главе диссертации выделяются конкретные стилевые разновидности гротеска в соответствии с его функциональной нагрузкой (гротеск как способ типизации и как способ построения образа), формальным уровнем проявления (гротеск словесный, предаетный, гротеск в сюжете, особенности композиции гротескного образа и произведения, типы мотивировок фантастики) и его ролью в системе художественных средств произведения (эпизодический гротеск, гротеск как доминанта стиля произведения). Определяются также основные содержательно-типологические особенности гротескной образности в связи с категориями комического (виды внешнего и обобщающего комизма в гротеске), трагического и с типами авторского мировоззрения (зависимость гротескных форм от миропонимания или мироощущения).

Возможны другие аспекты изучения гротеска и, соответственно, иные пути выделения его разновидностей. Не вполне изучены его связи с различными категориями эствтжш^ (прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, драматическое). Другое направление исследования - определение степени обобщенности гротескного образа и типов его соотношений с фактами реальной действительности. Намеченное разграничение символического и аллегорического гротеска может быть продолжено. Возможна особая система степеней обобщенности фантастических и гротескных образов, которая обнаруживается хотя бы в их сопоставлении с образами правдоподобными, причем имеющими как те же, так и другие значения. Неизученную область представляют особенности гротеска в разных родах (эпос, лирика, драма) и жанрах литературы (тяготение гротеска к "нравоописательным" жанрам).

Теоретический интерес может представлять исследование конкретных связей гротеска с другими разновидностями условности в сои левых системах отдельных произведений, творчества отдельных писателей или на другом фиксированном материале.

Необходимо выяснить пути и причины обращения разных писателей к гротеску, а также их отхода от условных способов изображения. Особую актуальность эти стилевые проблемы приобретают в связи с сопоставительным анализом творчества писателей социалистического реализма и модернизма, с детальным изучением противоположных методов и мировоззрений, определяющих содержательную специфику средств художественной условности.