автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Стилевые течения в советской драматургии 20-30-х годов: романтика. Гротеск
Полный текст автореферата диссертации по теме "Стилевые течения в советской драматургии 20-30-х годов: романтика. Гротеск"
) 9 0 г 9 'б1
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕППНЛ II ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫ« ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет Д 113.08.08
Па правах рукоппеп УДК 882.09
ЛЫСЕНКО София Алексеевпа
СТИЛЕВЫЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
20-30-х ГОДОВ: РОМАНТИКА. ГРОТЕСК.
Специальность 10.01.02 — советская многонациональная литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации па соискание ученой степени доктора филологических наук
Москва 1989
Работа выполнена в Белорусском ордена Трудового Краспо-го Знамени государственном университете имени В. И. Ленина.
Официальные оппоненты:
доктор филологических паук, , профессор САВЧЕНКО М. М.
доктор филологических наук, старший научный сотрудник ЗАЛЕССКАЯ Л. И.
Ведущая организация: Ипститут литературы пмепи Я. Ку-палы АН БССР.
Защита состоится «..........~........... 1990 года в час.
на заседании специализированного совета Д 113.08.08 по при^ суждению ученой степени доктора филологических наук при Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Лешша (Москва, улица М. Пироговская, д. 1, фнлоло^ гнческий факультет).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ имени В. И. Лешша. (Адрес инстнта: 119435, Москва, Г-435, Малая Пироговская, 1 МГПИ имени В. И. Ленина).
Автореферат разослан «............»..............................1989 г.
доктор филологических паук, профессор ЛЮБАРЕВА Е. П.
Ученый секретарь специализированного совета
Е. В. НИКОЛАЕВА
« .1'- В эпоху гласности художественное творчество, литература ■•' >.играит ваяНейпуп роль в формировании сознания нации, актиэи- I г;"'Тзац(т интеллектуального и духовного потенциала стран!'. Про-—^ЧевсЬ уйкор^ия гуманистических ценностей не возможен без глубокого проникновения в суть явления, тсательного осмысления проиедаих и текущих художественных процессов.
Вьгаеизлокенное определяет актуальность избранной темы,-которая предусматривает изучение стиля, так как в нем, как з характерной совокупности устойчивых элементов формы и содержа-, ния, проявляется специфика литературы как особого рода общественного сознания.
Современное представление о стиле не составляет единой теории, не существует еще однозначного определения его сущнос-ти{ проблема стиля остается дискуссионной.
Рассмотрев его понимание и определение рядом советских исследователей, мы убедились, что в настоящее время болылинст-. во ученых соглаиается с тем, что стиль это не только содержа- , пие. и форма вместе, не только конкретное единство средств, тематики, идей, которые объединяются и определяются мировоззрением художника, особенностями исторической эпохи, а своеобразное, движущееся, диалектическое единство содержания и -формы.
Стилевые особенности проявляются в идейно-художественном содержании, в характере персонажей, пафосе, ритме, языковых средствах, в системе образных деталей. Все это и "создает" ' ■ стиль, который выракаеГ "духовный облик", "духовную пидивиду-- альность" (К.Маркс). Он не постоянная данность, а всегда два-, яение, процесс-, зависимый от творческой личности и от духа вре~ 'пени» Трудно определить те мосты й лия:г.гперехода, по которым идеи, мысли и чувства, вообще психологические явления "переливаются" в их непосредственное, образное оформление. Это- одно из чудес искусства, в котором огромное значение имесот фантазия и интуиция художника, его опыт и опыт предшественников, разнообразие проявления самой жизни и человеческих характеров.
Опыт художественной литературы дай! богатевший материал-,, подтвергдающий, что стилевые начала в произведениях могут вступать в самые разнообразные корреляции1» Границы между стилевыми-тенденциями подвижны- и часто услоБет, Это. разные грани' худоае-
ственпого познания жизни, отраяагаше' разнообразие отношений между человеком и обществом, духовными стремлениями личности и социг.льишш обстоятельствами, с которых взаимоотношения "объективного" и "субъективного" очень слоюш. И все же практически неповторимый, индивидуальный стиль художника образуется из доминантного преобладания в контексте произведения "типизирующего" начала (речь идет о преобладании стилевой художественной тенденции). Стили с разными ориентацнями нередко вступают в такие взаимоотношения, когда могут сливаться. Секрет их слияния кроется в особенностях таланта писателя, его мироощущения и тех целей, которые он ставит перед собой.
Худоянкки, объединенные в одном стилевом течении, сохраняя типологическую общность, имеют свое неповторимое в стиле, свою индивидуальность; они своеобразны в творческом воспроизведении действительности.
Современное состояние науки позволяет рассматривать много -числекнис £ор;.!ы образного освоения действительности, диМсренци-ровачне подходить к изучению явлений литературы, научные анализы произведении сочетать с Еклдачеивем их в общую ¡¡дейно-эстетическув систему литературного процесса. Исследователи подоили к теоретическим обобщениям, к характеристике отдельных стилевых течений главным образом в прозе к пооэпк. и тем не менее в ряде работ отмечено, что в советском литературоведении, теории литературы и критике еще недостаточно освещается проблема стиля,'а минуя ее, невозможно в полном виде представит» пути развития и богатство советской многонациональной литературы.
Актуальность темы .диссертации диктуется необходимостью сбраце-нкя к тем аспектам теории стилей, которые требупт дальнейшего изучения, типологического подхода к анализу стилевых тенденций в со -ветской драматургии. В диссертации рассмотрена романтическое и условно-гротескное стилевые течения в контексте литературного процесса 20-ЗС-х годов, в диалектике традиций и новаторства.
Цель работы состоит в исследовании двух стилевых течений в советской драматургии - романтического и условно-гротескпого с точки зрения репепия в них кардинальных литературоведческих проблем метода и стиля» а такисе в утверждении мысли о том* что идейно-эиоцио-
!
нальнад выразительность стиля - внутреннее свойство проиэпеде-'ния, показатель художественного мастерства, что обилие тяор -ческих личностей в советской литературе - ее богатство и од!:н из источников развития.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи: осветить некоторые вопросы методологии романтики, теоретичес -кие предпосылки изучения гротеска, внутри каждого стилевого течения выделить ведущие черты, рассмотреть принципы типизации, формы и функции романтики и гротеска, эволюцию изучаемых стилей, определить их роль и место в советской литературе.
Материалом исследования послукиди пьесы русских, украинских и белорусских драматургов 20-30-х годов. Анализ произведений был бы неполним без привленения архивных материалов, а также дости -ясеиий советской литературоведческой науки, без широкого круга монографий и статей зарубежных исследователей.
Методологическая основа. Анализ драматических произведений невозможен без правильной методологической предпосылки, принцип которой четко сформулировал В.И.Ленин: "Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в кассе или громадном разнообразии борющихся мнений, -самое важное, чтобы подойти к атому вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в исто-, рии возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"?
Теоретической и методологической основой диссертации пэслу-:я!лк труди классиков марксизма-ленинизма. В работе используются выводы и решения, содержащиеся в программных материалах XXУП
1. Сидоров К. О стилевом многообразии современной советской
литературы. -Ы.:3нание, 1977,-0.13.
2. Ленин В.И. О государстве// Поли.собр.со».-т«39.-С.67.
■""Съезда КПСС, XIX Всесоюзной Партийно!» конференции, Пленумов Центрального Комитета КПСС и других партийных и правительственных документов о культурной строительстве и развитии со -ветской многонациональной литературы.
Автор диссертации опирается в своем изыскании на основные пслохения советского литературоведения по. общим проблемам теории литературы социалистического реализма - Д.Маркова, А.иетчег.ко, А.Овчаренко, Б.Сучкова» А.Иезуитова и др.» на тру- ■ ды по истории советской литературы,, театра, искусства,по про- • блемам литературного стиля.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервУе в литературоведении изучаются романтическое и условно-гротескное стилевые течения в советской драматургии 20-30-х годов и проелекиваптся некоторые закономерности их развития и эволюции, систематизируются теоретические' аспекты романтики и гротеска, разрабатывается типология стилей, доказывается, что многие стилевые новации 20-30-х годов имеют не только литературно-эстетическое, но и идеологическое объяснение.
Впервые вводятся в научный обиход труды по теории гротеска некоторых зарубежных литературоведов Германии» Франции и Англии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что' его результаты и выводы могут быть'использованы при чтении вузовского курса по истории советской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по драматургии.
Апробация научных результатов. Главы исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедр русской советской литературы Белорусского государственного университета им.З.П. Ленина и 1,псковского государственного педагогического института им.В.И.Ленина. Доклады и сообщения по теме были сделаны на научных конференциях по проблемам теории и истории белорусской и русской литератур (Минск, 1967), межвузовской конференции, посвященной ЮО-летив со дня рождения Ы.Горького (Минск,1968), республиканской конференции "Тыпалог1я I узиемадзеяннё славян-ск1х моу I лЗтаратур" (Минск, 1973), всесоюзной конференции "Проблемы взаимодействия литературных направлений" (Днепропетровск, 1974),третьей республиканской конференции "Тыпалог1я снавянск1х моу I узаемадзеянне славяиск!х моу I л1таратури
¡-{Минск, 1977), республиканской научной конференции "Слрииссея-зн -л лзаимодействия худохествэнннх кульгур народов СССР и Киргизская литература" (Фрунзе, 19-78), республиканскоП конференции "Братство народов - братство литератур" (Баку, 19Ш), всеооюз- . ных леоновских конференциях (Носкга,198^,1989). ■ • Структура и объем работ». Диссертация состоит иэ введения, • раздела "Романтика борьбы и созидания", содержа!5его два гяапн, -"К вопросу о методологии романтики" и "Романтическое течение в советской драматургии 20-30-х годов", раздела "Гротеску имение-» го глави: "К теории гротеска" и "Условно-гротескное стилевое течение в советской драматургии 20-30-х годов", а такге Заключения.
Основной текст сочинения составляет 378 стр., список использованной литературы - 587 наименований. Общий объем печатной продукции по теме - 28 печ.листов.
Основное содержание работы.
-Во введении обосновывается актуальность теми диссертации, определяются проблема исследования, его цели и -задачи, говорится о, принципах подхода к изучении стилевнх тенденций.
В первой главе "К вопросу л методологии романтики" обращено внимание на существенный вклад в разработку проблемы романтизма К.Маркса и Ф.Энгельса, рассматривающих во многих своих трудах социально-исторические условия его появления, эстетическую сущность и природу (Письма из Вупперталл) Ф.Энгельса, его же статья "Эрнст №ориц Арндт", отзшз К.Маркса о драме Гете "Гец фон Берли-. хинген" в письме к Лассалго от 19 апреля 1859 г.), и подчеркнуто, что к изучении романтизма основоположники марксизма подходили дифференцированно1 замечали его разнообразие и многоветвистость,. 'при оценке творчества художников учитывали конкретно социалышв обстоятельства и критерии, видели в прогрессивном романтизме мощные потенции художественного обновления (Гейне,- ранний Гервег, -Фрейлиграт среднего периода), правдивого отражения действительности и борьбу за утверждение художественной правды не считали монополией одного лишь реализма.
Глассовый эквивалент романтизма волновал Плеханова. Романтическая трактовка личности,по его убеждении, не опираете» на познания объективных законов. В подходе к романтизму (во и-яя утверждения реалистических принципов) он допускал и преуве.'птч'егогя, и серЬ'
- б -
розную недооценку его возможностей. Однако, тщательно анализируя творчество французских романистов,. Плеханов признал, что исходны« моментом возникновения романтизма как метода или школы является наличие таких обстоятельств, при которых художник находится в непримиримом противоречии с действительностью. Большее значение он придавал мечте. >4
Для нас особую значимость имеет понимание романтизма в его историко-философском, экономическом'и эстетическом,значении в трудах Б.И.Ленина "Что такое"друзья народа" и как они воюют против социал-демократов", "Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г.Струве", "К характеристике экономического романтизма. Сисмонди и наши отечественные еисмондисты", " От какого наследства мы отказываемся?", "Что делать?" и другие. Ленин проявлял глубокий интерес к романтизму как к эстетической категории. Об этом свидетельствует увлечение творчеством револю-. ционных романтиков, высокая оценка произведений Гюго, Ренуара, музыки Шопена,.Листа, Бетховена. В высказываниях Ленина мы нахо-ди1г превосходные мысли о ценности мечты как стимула преобразования ыира. Он принципиально размежевывал реакционный и революционный романтизм и сыграл ведущую роль в Нормировании мировоззрения и творческого метода М.Горького.
Ленинский принцип партийности, теорий)'отражения, мысли об использовании классического наследия - все это подвело прочную базу,под величественное здание социалистической эстетики, служило и служит вернейшим ориентиром в развитии советской литературы, в .том числе и революционной романтики. Глубокие суждения о романтике высказаны А.В.Луначарским. Подступы к этой проблеме утверждается в его стетье "Основы позитивной эстетики" (1903), в которой особое значение придается идеалу художника и борьбе за его достижение. В статье "К вопросу об оценке" (1906)- он екделяет в истории искусства классический и романтический периоды и объясняет их повторным моментом в общественной жизни. Отдельные свои мысли он дополнил в статье "Романтики" (1928).
работе "Мещанство и индивидуализм" (1505) Луначарский, полемизируя с Ивановым -Разумником по поводу "мещанства" и 'противо-.поставляя ему "прекрасную красоту и внутреннюю согласованность пролетариата и его предвозвестников", выдвинул требование исторически конкретного подхода к явлениям философии и искусства и покь-
рал его в анализе ранних видов романтизма. Характерным признаком романтизма, считает он, является неудовлетворенность действительным, порыв к идеалу. Несколько позже рождение романтического метода Луначарский будет связывать не только с неудовлетворенностью общественным строем, не только с наличием "буй- . ного" я "тоскливого" порыва к идеалу", но и с. наличием ниспровергавшего бунтарского начала.
Проблема романтизма в высказываниях Горького - одна из центральных. К ней он обращался в разные годы. Романтизм для него не существовал как единое течение . •
Эстетические взгляды воплотились в творчестве. Никто из писателей до него не смог создать романтического образа активно- , го, бесстрашного гуманиста, Человека с большой буквы, который, будучи одним из коллектива "сильных и смелых людей", оказавшихся в тяжелейиих условиях, сознательно поставил целью жизни организовать своих собратьев для борьбы. Историзм Горького включает широкий социалистический идеал, веру в революционную силу пролетариата как передового класса общества. В образе положительного героя он крупным планом выделяет автивное начало, его способность оказывать действенное «лияние на ход жизни} ои развивает идею создания героического искусства, романтику которого связывает с марксистским пониманием роли личности в истории.
Огромной заслугой марксистско-ленинской критики и М. Горького было то, что они уже до Октября показали закономерность появления нового типа революционного романтизма, опирающегося на пролетарское освободительное движение и определенного М.Горьким как "социальный романтизм", выявили исторические,классовые 'корни различных романтических течений эпохи, ориентацию передовых художников на нового романтического героя, представителя народных масс. В эстетике Горького идея синтеза реализма и романтизма в рождающемся искусстве социалистического реализма становится одной из ведущих, а "прикрашиваете" понимается не как отрыв от жизнИ) а как ее романтизация, т.е. как отображе-. кие героических сторон действительности и героических характеров, имеющих глубокое идейпо-фичософское и социальное значение,. В первой главе показано также понимание романтизма • А,Блоком ("О романтизме") и определены хе задачи,_ которые он
¡-возлагал на героический театр» \
! В работе подчеркнуто, что в практике 2'0-3'С-х годов наблюдалось несоответствие эстетической теории прояеткультов-цев, капостовцев и рапповцев творческой практике писателей, явно недооценивалось значение мечты и идеалов в художествен-, ном методе. Так, романтическая литература виделась игн* кале синоним идеализма, способ бегства от кизии, символ бурзеуаз1-ноП опасности и- реакции, а борьба стилей уподоблялась классовой борьбе (А.Богданов, М.Селпвановский, И.Иоффе, Л.Авербах и др.). Чувствовалась слабая разработанность специфики искусства, игнорировались или полностью отрицались равные стили, кроме реалистического (по терминологии 20-30: годов дкалектико-цатериалистического).
Неоценимую роль в пропаганде романтики в эти годы сыграли ¡¿.Горький,. А.Луначарский, материалы Первого Всесоюзного съезда советских писателей, к 30-40 годам - Л.Фадеев.
В статьях "0-х годов Горьки!) более настойчиво, нежели ранее, высказывает мысль о том, что художник должен не только изображать прошлое и настоящее, но и предугадывать будущее; он связывает воплощение героической темы1 с созданием реалистических характеров, окрыленных романтикой' борьбы и созиданлг., а революционную романтику считает одтга из отличительных качеств метода социалистического реализма' (любопытна в этом отношении горьковская правка проекта доклада ■ А.Толстого "О свободе творчества").
А.Луначарский в статье. "Романтика на советской сцеп«?" не только призывал нисколько не бояться романтики, но и' довольно успешно определил её сущность (т.II - С.135-136).'
Несмотря на то, что многие художники романтического . стилевого течения через различные принципы типизации глубоко раскрывали диалектическуп взаимосвязь субъективности с объективными процессами действительности, никто сейчас не станет отрицать того, что "...почти вплоть до 50-х годов недооценивались возможности, таящиеся в романтизме, его способность к трансформации под влиянием новой действительности, научно-материалистического мировоззрения', способность к сиигезу с реализмом1^
I. Метченко А. Социалистический реализм, расширяющиеся' возможности и теоретические споры //0ктябрь-.197б.-М.-С.17Б.
- 3 50-е годи первые статьи о нем появились в газетах (Л, Дружинин, А.Адамович, Л.Кассиль). В 1953 г. С.Шесуяов в статье "К вопросу о реализме $ романтизме в творческом методе"' напомнил! "Надо различать понятия романтика и романтический метод". Л..Новиченко в книге-"О богатстве литературн"(Х959) указал на слабость разработки проблемы стиля. Зту не мысль он повторил В статье "О многообразии форм и стилей в литературе социалис-. тичеокого реализма" (1959).
В 60-.70-О годы были опубликованы труди по романтике, в . которых обобщен значительный фактический материал, сделано немало метких наблюдений, высказаны верные суждения по конкретным вопросам его истории, своеобразии важнейших видов, индивидуальных выражений романтического стиля в творчестве отдельных прозаиков и позтов. Появились монографий, в которых отражено серьезное стремление сочетать исторический подход с теоретическим -; в изучении романтики й представлен научный опыт целых коллективов, например, ценна инициатива казанских литературоведов, издавших несколько сборников. Плодотворны результаты дискуссий на страницах журнала ''Вопросы литературы" (1963-1964).
Заслуживает особого внимания книга Л.Егоровой "О романтическом течении в советской прозе" (1966), в которой не только впервые выделено романтическое стилевое течение в прозе, но и исследованы его особенности на примере так называемых "малых яанров", предпринята попытка установить генетическую связь этого течения советской литературы с классическим романтизмом, подчеркнуто общее и разное в них. О русском романтизме прошлого автор монографии говорит только как о "художественном методе! "Теоретический'аспект" книги заключается в доказательстве мысли о постепенном, но неуклонном усилении реалистической основы романтического повествования*
В конце 60-х годов появилось стремление некоторых критиков обосновать право на существование в советской литературе двух творческих методов - реалистического и романтического» Не разделили их точку зрения Л.Новиченко, Б.Сучков, Д.Марков| В.Озеров, Г.Ломидзе, Б.Бялик, И.Стебун и многие другие» заявив, что "развитие советской литературы не дает основания для выделения какой-то романтической эпохи, независящей о.т оеновких
(эстетических положений метода социалистического реализма, что это сумет понятие социалистического реализма", разрушает коллективно выработанное нашим литературоведением представление об этом методе как об очень многогранном, способном получать различное стилевое выражение.
Исследование романтического течения в советской поэзии . провела Е.Люйарева ("Советская романтическая поэзия", 1961? 2-е дополн.1973). Поникая термин'"романтизм" в значении типа творчества и термин "романтика" в значении эмоционального пафоса, сн*. характеризует общие способности романтического творчества, классические традиции и то новое, что внесла в эту область советская литература. В комплексе типичных для романтизма черт главной, по ее мнение, является характер воплощения идеала, среди других - типах героя, преобладание авторского чувства, степень деформации.
Ан.Дремов обратил внимание на серьезное и актуальное значение проблемы романтической типизации (статья "Романтическая типизация','1571), а Г.Поспелов - ка кноголикость термина "романтизм" ("Проблемы исторического развития литературы",1972).
Отчетливосты) методологических предпосылок отличается книга Л.Залесской "О романтическом течении в советской литера-, туре'} 1973, в которой рассмотрено своеобразие романтического течения ка примере произведений советской многонациональной литературы, убедительно показано, что поскольку общая направ-лелкость воплоцаегоя в единстве коммунистического идеала, то и романтизм советской литературы не может существовать как особый метод социалистического реализма.
Значительный интерес для филолога, учителя и студента представляет книга И.Дубровиной "Романтика в художествзнном произведении" (1976), в которой обращено внимание на единство двух сторон романтики, ка неразрывность в ней выражения субъек-ткьного начала и воплощения высокой цели, мечтаний, т.е. образ в ромапике двуедин, в нем неразрывное целое лиризма и идеала. Революционная романтика, подчеркнуто в книге, - составная часть метода социалистического реализма.
Арк.Элышсвич, говоря о многообразии стилевых течений в
[советской литературе, всей логиков свое*! книге "Лиризм.Экс-пресскя»Гротеск" (1975) спорит с логной концепцией "реализма без берегов" и выступает против безбрежного романтизма или экспрессионизма; романтическое искусство он относит к "субъективному" типу мышления. В монографии "Горизонты и вертикали" (1984) этим же исследователем высказаны правильные суждения по поводу того, что принципы типизации оказывают свое решающее влияние на с'феру стиля и ■'через него на все выразительные компоненты повествования. Но спорным остается его утверждение, что типизация присуща лишь реализму (а не в тех или иных видах и формах всем прогрессивным методам и направлениям в литературе).
В научный обиход в 60-80-е годы вошли труды по вопросам типологии социалистического реализма С.Петрова, З.йваноза, А.Мегченко, С.Асадуллаева, Г.Андреева, И.Волкова, Л.Иезуигова, ДЛ'аркова. Их работы представляют принципиальный интерес самим стремлением сочетать исторический и-теоретический подход в изучении романтики, так как конкретно-историческая обусловленность • единственный способ, который мокет обеспечить освещение ее двух функций - романтики кок одного из отличительных признаков метода социалистического реализма и как стилеобразующего фактора.
В главе "Романтическое течение в советской- драматургии 20-30-х годов говорится о том, что уже на раннем этапе развития советской драматургии романтическое течение во многом выразило особенности советской литературы и способствовало её дальнейшему обогащению. "Романтика была рождена верой в могущество человека, освободившегося от уз скверны собственнического мира. Она 'была человечна, хотя в ней не было реального человека, ей- была присуща устремленность в завтрашний день человечества,, который казался таким близким". Она базировалась на воспоминаниях о самоотверженной борьбе за власть Советов, борьбе с контрреволюцией и внешней интервенцией, на героических страницах прошлого, которое могло "входить в будущее" и выражать связь времен.
В этой части работы рассмотрены народные празднества, театрализованные суды* первые пьесы, родидаеся. под знаком героичес-
Иепенко А.И. Социалистически* реализм на современном ятапв// Актуальные проблемы социалистического реализма.-
'кой патетики кассовых движений, б которых eise не было изображения драмы человеческой индивидуальности, сна заменялась изображением исторической судьбы народа. Одно из почетных мест среди этих произведений занимает "Иистеркя - буфЦ> в которой пафос, напряжение, революционность, масштабность времени и художественное воображение автора велц.к образности космических масштабов, а это требовало пересмотра всех выразительных средств, качественного сдвига s структуре произведения.
20-е годы отличались интенсивное«*» творческих дерзаний. С этим связано героическое прочтение старого itötfpa мелодрамы, г которой видели в то время искусство резких со'ЦЯйЛЬййх ftöSt-растов, внутренней динамичности, сжоциойальиой окрашенност'й (келодрами Б.Голубка, В.ЗГшшгеа, "Старый мир", Ю.Юрьйна "Король в лохмотьях", А.Файко "Озеро Люль", Я.Мамонтова "А^е -¡Ta"ila", Б.Ромашова "Федька - есаул", А.Луначарского "Медвежья свадьба", "Поджигатели" ж др.)» С новым преломлением фольклорной традиции - мятежпм: я героическим, со сплавом традиционной образности, социальной и национальной конкретизации личности встречаемся в народной драме белорусского драматурга Е.Мирови-ча "йашека"(1922). ОбрйЭ' романтического героя, обращение к обрядам, танцам, песенное йачало помогли не только подчеркнуть легендарность происходящего, создать поэтическую атмосферу/ Я0 и передать национальной' яблорит среди,• в котррой действую? персонажи".
Специфика драматургии 20-х годов искала мйсийаЯя'ые формы воплощения самых значительных событий прошлого, которые перекликались с современностью (А.Локтев "Спартак",- Б.Курийец "Спартак", А.Глоба "Стенька Разин", Ю.Юрьйн "Оплошный зык"', В.Каменскип "Стелька Разин")* Первые советские исторические драмы еще липены подлинного- историзма, а положительный герой в них предстает как романтизированный революционер, фактически;. изъятый из конкретных условий места и времени, стоящий на много выше своих соратников и только в самых общих чертах исторически обусловленный.
Однако, важно то, что эти трагедии обращены к народным восстаниям, выдающимся лицам и отмечены поисками новых романтически окрашенных форм.
Обращаясь к историко-революционным сюжетам, А.Луначарский поднимал проблемы, созвучные современности. Я освещении событий далекого -прошлого он пошел по пути изображения не людской массы, а выдающейся личности. Герои его исторических драм озарены геро-ико-романтическим идеалом, им присуща действенно-эмоциональная активность. Искания Луначарского в жанре оптимистической трагедии плодотворно сказались в пьесах "Оливер Кромвель", "Фома КсЦ-панелла" и "Освобожденный Дон Кихот" - произведениях философского направления, в которых дано возвышение подвигов выдающихся . революционеров прошлого, трагедия которых обусловлена классовой, социальной природой. Особенно созвучной времени гражданской войны была трилогия "Фома Кампанелла" ("Народ", "Герцог", "Солнце"*), утверждающая идейную близость и преемственность гуманизма мыслителя ии великого революционера-утописта. Наиболее полно романтическая концепция выражена в деяниях Кампанеллы, который прозрел, раньше и больше других, а-потому в условиях начала ХУЛ века испытал "огромное горе от огромного ума'1, в изображении эпохи гозрои-денияв лиро-возвншенннх тонах, в описании любви, как самого прекрасного проявления человечеческой натуры, природы, созвучной настроению человека. Драматург оперирует крупными характерами, страсти его героев напряжены до предела, в его пьесах нет полутонов.
Движение драмы 20-х годов - это история многообразных исканий в сфере содержания и формы, обогащение принципов типизации» В этой связи особый интерес представляет пьеса украинского драматурга И.Кочерги "Алмазный кернов" (1927), характеризующаяся-романтическим 'восприятием исторических событий, влюбленностью в окружающий мир мужества. При анализе пьесы обращено внимание на лиризм и образ "алмазного жернова" - многогранного- гс одухотворен*-ного символа, обретающего в произведении разную функциональную роль.
Б 20-е годы в советском литературоведении недооценивались и романтика и внутренние импульсы художника.*- все в искусстве выводилось из воздействия внешних факторов-..
I. Рукопись опубликована в "Литературном наследство";--!.?, г Наука, 1982.-Т.93.
- № -
"Вульгарный соииологвз^ривел к тому, что психологизм нередко рассматривался как очаг пассивности и созерцательности. Однако истинные художники предпринимали усиленные попытки измените "конфликтные напряжения", овладеть 'новым миром, запечатлеть формы социального бытия, в психологическом плане раскрыть характеры и обстоятельства. От идеального героя, стоящего над народом, советская романтическая драматургия шла к образу живого героя современнее™.
Человек-труженик, познающий объективные процессы истории, активно участвующий в них и переделывающий оамого себя, - таков герой драмы й.Днипровского "Любовь и дым" (1925). Уверенность, сила, оптимизи, мечтательность - рот те черты, которыми драматург наделяет своих персонажей. У него тонкая и осторожная манера письма, временами с уклоном к лиризму, автор больше поэт, негели драматург) он воспевает своих героев, наделяет их экспрессивными монологами, фразу дробит на эмоционаЛьно-взрывчатые куски.
Многообразие искусства 20-х годов рождалось на глубоко жизненно? основе, в зависимости от творческой индивидуальности художника, его мировоззрения и опыта, мироощущения и характера, эмоциональной направленности* В отличие от романтизма (как метода) у писателей, принадлежащих к романтическому стилевому течению субъективность становится способом познания объективных закономерностей независимой от драматурга реальности, развивающейся по своим историческим законам, сложный и прекрасный духовный мир позволяет их героям возвыпение над бытом.
С драматургией значительной социальной проблематики и художественной зрелости встречаемся мы в исторической драме И.Кочерги "Свадьба Свички" (193Р), впечатляющей не только своим сюжетом, нравственной цельностью героев, но и героической романтикой. Движение сюжета в ней определяется не эволюцией психологического облика персонажей, а ситуациями и обстоятельствами, в которых проявляется сущность социальной борьбы киевских рсмесленников против притеснений литовских магнатов, против введенного ими запрета зажигать свет в домах, против всей 5 8одаль»:ой системы. Пьеса И.Кочерги представляет собой
(сплав реалистического изображения эпохи и характеров с романтический началом, выявляющемся в концепции личности, принципах, типизации, звучании монологов. Содержание символов, скрытое под метафорической тканью, является мускулом произведения, служит действию но только в переделах одного эпизода, но и помогает развитию всего сюжета, способствует эмоциоиальио-целостному восприятию произведения. Символы имеют земной, оптимистический характер.
Излюбленным поэтическим способом фиксации внимания на особо важном явлении у Кочерги является повтор. Ритм в "Свадьбе Свички", лирические ремарки, хор в третьем действии, песенная ■ стихия вносят в жизнь героев одухотворенное начало, придают монологам и репликам ощутимость и задушевность. 3 пьесе драма-' тизм поднимается до уровня синтеза субъективно-лиричного и эпического восприятия действительности. Одновременно с процессом интегрирования романтического и эпического начал! в произведении углубляется историзм. Наследуя традиции Леси Украинки, которую всегда интересовали освободительные темы (поэмы "Старая сказка", "На руинах", фантастическая драма "Осенняя сказка", драматический этюд "3 доме труда, в краю пезоли"), Кочерга представил жизнь конкретного человека в тесной связи с судьбой народа.
Интересно задумана экспериментальная драма М.Кулиша "Патетическая соната" (1930-1931), в которой рассмотрены проблемы "история и человек", рождение новых общественных отношений в процессе борьбы за Советскую власть, осмысливается драматизм: -духовного обновления человека под влиянием Октябрьской революции. Героическое, вобрав в себя лирическое начало, оказалось , "очеловеченным" в пьесе. Эмоциональный заряд в разных.модификациях сопутствует всем этапам развития сюжета. Основное "эстети-че'ское"настроение "Патетической сонаты" связано с образом Илька' Юти, страдающего от несправедливости и социального неравенства. Б центре драмы М.Кулипа герой, который ведет все действие пьесы, задуманной как монодрама» Монологами-исповедями, эмоциями,перз-; хиваниями, его судьбой"освещен весь ход событий в произведении.
Однако принцип лирической романтизации достигается и дру- : гими средствами: вводится сон-видение и художественные .радвор-
"кутые ремарки; действие в драме связано со словами и музыкой, : находящимися в органическом единстве. Драма Кулиша написана в ритме и архитектонике "Патетической сонаты" Бетховена. Войдя в безбрежный мир хоипозитора, драматург в его возвышенной -сонате услышал и тоску по гармоническому миру, и призыв к прямому действию, продиктованный революцией. Как вспоминает Алиев Ксснек, Вс.Вишневский во время репетиций "Патетической сонаты" Кул:ша в Камерном театре тщательнейшим образом всматривался в драматургию этой пьесы, понимая, что никому не дано игнорировать предшествующий опыт. И Еместе с тем, он искал такой формы для. своих произведений, которая позволила бы ему осочетать-з них субъективность с историзмом, реалистическую конкретность с романтической экрыленностью, эмоциональность о эпичностью, публицистичность с философской глубиной. Его зрелось мышления, художественное мастерство, природа романтичности наиболее полно сказались в "Оптимистической трагедии" (1932-1933), произведении новаторском, поднимающем вечные проблемы жизни и смерти в ноеом ракурсе - революционной романтики и социалистического оптимиЕма; он стремился показать людей, которые являлись бы образцом человеческой красоты: общественной активности, мужества. Б произведении привлекают монументальность и глубокие г.нлосогспие обобщения, символика, лишенная абстрактности ("полк в белом"), пате'^о-романтические монологи Ведущих и Старшин, призывающих задуматься над смыслом жизни., ритм, инверсии, драматическая стихия, внедренная в публицистику, патетическая ■ композиции как наиболее органическая форма произведения, основным признаком которой оказывается непрестанное "исступление", непрестанный "выход из себя" - непрестанный скачок из качества з качество.
Романтическое течение 30-х годов представлено талантливыми творческими индивидуальностями. Достаточно вспомнить кинедря-' уа,тур?ив к фильмы "поэта экрана" А.Довженко ("Артенал", "Земля", "Щорс").
Глубокий.драматизм, революционный накал и патетика присущи трагедии А.Корнейчука "Гибель эскадры" (1933), в котор.ой но-эмоциоиальная тональность идет от романтики и героики самой-'
Идея бессмертия как основа трагедии обрела реальное вы-' ражение в творчестве украинского драматурга Ю.Яновского. Романтик, влюбленный в героику легендарных подвигов советского Народа, событиям гражданской войны посвящает "Думу о Британ-ке")1937). Умело сочетая свое субъективное восприятие происходящего с объективной оценкой событчП, он стремился показать ' закономерность и типичность героического.характера в годи гражданской войны. Высокие порывы героев окрашены Яновским в лирические тона, опоэтизированы. О реальных событиях и явле- , ниях он умеет рассказать с необычной взволнованностью. У былин и дум взаимствовал автор величественно-неторопливый ритм и описательность для первых действий. В последней редакции "Думы о Британке" есть художественная монументальность событий, поэтическое обобщение, есть "жизнь человеческого духа", скульптурная выпуклость образов.
В романтическом ключе "одним духом в двенадцать дней" была написана драма ¿.Афиногенова "Салют,Испания»" (1936-1937), родившаяся в результате горячего желания творчески отозваться на героическую борьбу испанского Народй против фашистских" мятежников. Критика отмечала отказ драма!урга'„от разностороннего раскрытия внутреннего мира героев и некоторый схематизм, но видела и неоспоримые ее достоинства - умение передать атмосферу героической борьбы, политической-страстности, горячего эмоционального накала. ДраматиЧескйй Строй драмы создает-, ся многими компонентами, включая ремарки, диалоги, насыщенные 'афоризмами, патетику, музыкальное оформление, яркие контрасты, ритм дс?с"вия и **д. Отношением к атмосфере напряженных сражений, к политической борьбе "Салют,Испания!" близка к произведениям зарубежной драматургии ЗО-х годов - "Вийтовкй Тересн Каррар" (151'7) Б.Брехта и ""ать" (1938) Карела Чапека. Их роднит интернационализм и революционно-романтический пафос, тема борьбы с ■■'лсизмом и проблема материнства.
По пторой главе лается не только анализ произведений ро-мантичеексг драматургии, но и приведены многочисленные примеры' то^о, как романтика вхо.дут составной частью г> реалистические произведения: в драме белорусского драматурга ЕЛ&ровича
Кастусь Калинопский" (1923), "Красных цветах Белоруссии"(1£>2^) В.Горбацевича, в классических произведениях ("Любовь Яровая" К.Тренева, "Бронепоезд 1*1-69" Вс.Иванова, "Разлом" Б.Яавренева'], в "Платоне Кречете" (193%) А.Корнейчука? без романтики невозможно представить творчество реалиста и аналитика Н.Погодина ("Таил", "Мой друг", "Поэма о топоре": романтическая устремленность, "крилатая образность" ощущаются в художественной палитре-погодииокой Лешшианы), пьесы К.Крапивы("Конец дружбы", "Партизаны" и др;). Романтика и романтическое начало в советской ли- ' тературо, отпечено во многих исследованиях, выступают в двух Функциях и соответственно обладает двумя формами выражения, проявляющимися внутри метода социалистического реализма.
Во-пгрсых, она утвердилась в качестве одной из разновидностей в многообразии художественных форм социалистического реализма и присуща советской литературе на всех этапах ее развития. Она никогда не выступала в роли самостоятельного романтического метода собственной идейно-философской концепцией, так как общая направленность всей многонациональной советской", литературы воплощается в единстве коммунистического идеала.
Вторая форма романтического потенциала проявляется тогда, , когда он "выступает-сравнительно самостоятельно, автономно,приобретает новое качество функцию системообразующего фактора, • формирует романтический стиль или романтическое стилевое течение. Оно базируется на*материале самой действительности, стиле-образном художественном видении и отражении жизни, так и на прогрессивных традициях романтического метода старого романтизма"?.
• Романтическая стилевая линия в советской драматургии увеличивается,' развивается и видоизменяется соответственно требованиям и характеру времени.
I. Асадуллаев С,Г. Горький и проблемы типологии //Учен.зап.
Азербайджанского ун-та.Сер.яа. и лит. - 1986.- Ж?.-с.б&-61
В 30-е годи в романтической драматургии увеличивается удельный вес реалистического начала, а вследствие этого наблюдается тенденция к интеграции личности и характера. Происходит своеобразный сплав реализма и романтики. Тогда произведения, особенно в своих формах обобщения, обновляются, трансформируются. Все чаще встречается размывание одной художест- ' венной системы другой, происходит "проникновение" одного вида образности в другой.
30-е годы были не только ненастными, отмеченными репрессиями, расстрелами, гнетом страха, но рядом с патологией времени текла неодолимая жизнь, со своими красками, со своим пм/ пульсом, со своими надеждами.
И драматурги в поисках возвышенного идеала, активного творческого начала увидели высшую красоту, красоту народной борьбы, подвига и великих свершений на пути к построению нового общества.
Патетически-экспрессивное восприятие действительности, акцент на духовное начало.в жизни человека, ничего общего не имеющего с благодушием и умилением, утверждение передового в' борьбе с низменным, лиризм, страстность, без которой "никогда" не было и не может быть совершено ничего великого"(Гегель), романтика, согретая великим идеалом и устремленная под знак "осуществимости", творческое использование символики, часто связанной с фольклором, масштабность событий, метафоричность, музыкальная композиция и другие приемы вошли составной частью в многогранную палитру драматургии 20-30-х годов. Эти художественные средства присущи и другим стилевым течениям, но при романтической типизации они играют более важную роль.
Романтика в произведениях 20-30-х годов предупреждала реализм от бытописания, натурализма и приземления, делала его более одухотворенным, требовала духовного усилии, умственного и душевного "подключения" к высокому пиру мысли и порына.
Раздел "Гротеск" начинается главой "К теории гротеска" (по счету третьей). П ней говорится о той, что углубленный интерес литературоведения к.условным формам искусства закономерно диктует необходимость исследовать это явление.
-Но для того, чтобы четко осознатр < современный уровень науч-1-1 ных представлений в области изучения гротеска, рассмагривает-ся эволюция его понимания в советском и зарубежном литературоведении.
Первым в России обратил внимание на двойственную природу этого вида условности В.Г.Белинский.
Содержательной представляется нам статья Вс. Мейерхольда "Бадаган" (1912), автор которой связал гротеск с различными эстетическими категориями.
После победы Октября почти все ведущие представители формальной школы писали о яркой и броской его выразительности, но рассмотреть его природу, дать определение так и не смогли. Глубоко и в единстве формальные уровни образности рассматривались в трудах В»Виноградова ("Эволюция русского натурализма". Гоголь и Достоевский", "Опыт лингвистического анализа петербургской поэмы "Двойник"), в книге Л.Слонимского "Техника комического у Гоголя"("Г923), неизменны?.! спутником комического в творчестве Гоголя автор этой работы считает "комизм абсурдных умозаключений".
Любопытны наблюдения Я.Зунделовича над гротеском в статье "Поэтика гротеска: К вопросу о характере гоголевского творчества" (1925), в исследовании З'.Ефимовой "Начальный период литературной деятельности .Вельтмана" (1927), в работе В.Гипш-уса "Люди и куклы в сатире Салтыкова-Щедрина" (1926) понятие гротеска связано с мотивом "куклы", т.е. мотивом "овергвленич", или"механизации.
Н.Берковский в книге "Текущая литература" (1930), анализируя "Зависть" Ю.Одеши и произведения БЛаяковского, обращает внимание на реалистический гротеск.
5 30-40-е, годы и в самом начале 5&-х годов за исследование гротеска почти не бралиоь, а если это и случалось, то,_ как правило, к нему относились с подозрением, искали идейную уязвимость, считая явлением явно враждебным реальному. ..
В 1953 году П.Выходцевьм и Л.Ершовым было высказано мнение, что самое глубокое отражение социальных противоречий в сатире достигается приемами гротеска, фантастики и гиперболы.
Р.Крюков, оценивая современную политическую карикатуру, пришел к выводу, что гротескными можно считать те образы, в которых иносказания выражоны черед причудливо-фантастические соединения несоединимого в хиЗни ("О гротеске в советской
'"сатирической карикётуре", 1959)<
ПЬ мнеШш Г.ИЕаккна ("СтИль пол!?йчно1 поээП Шенченка" (1961) { ^анМбйческий образ гротеска - это всегда синтетической с4рйейй6». 1рёб^{о1чее от чйт&тейй определенных выводов, ло-' {"йческой и ассоциативной "увяЗКи" ее. составных элементов.
Коренным образом изменив Отнопение к гротеску Н.Недсщк-ёин ("Очерки истории искусства;"1958), утвептдая, что реалистическое искусство во многих случаях прибегает к различишь Нормам фантастики и гротеска как средству преувеличениязаостре-йия образа, в целях наиболее полного выявления его типичности.-Г.-Недошивина не только поддержал ^¿Бор'ез, но к предпринял пс-ЙМ*'*у Ограничить область использования гротеска.
60-70-е годы - качественно новый этап в изучении этого ЯвЯбШЙ* НёрИод отменен появлением целого ряда талантливых трудов; Й.-ЙййС'кий ("Рёализм эпохи Возрождения" (1961)у А.Буимин ("Сатира! Сйлтыкова-^одрика" (1969), Е.Еокусаев ("Революционная сатина Салтыкова-Щедрина" (1963). В книге Н.Бахтина "Творчестве1 ?о!бле и народная культура Средневековья и Ренессанса" (1965) пр'й' исследовании творчества Рабле выделен гротесковий реализм, прт кЬтором все высокое, духовное, идеально переведено в материаЖ('о-телесное начало. Радостный карнавальный смех гротескной' реализма ¡¿.Бахтин противопоставляет искусству отрицательному,- Йёсмещемуся. •
и.Ианн ("О гротеске й литературе", 1966) освещает историй термина "гротеск?, конкретизирует понятие ''преувеличение" в применении к гротеску,- подчёркивает, что гротескный принцип типизации, начав складываться еще в античные времена* одеряал Победы в эпоху ЗозрйгДёкйя{ й завершило е£о формирование - но-£>$6 время - прёя^ё1 ёсё'гб рбмЗпти'зм' и критический реализм. По ёУб1 основу гротеска Составляет прежде всего алогизм.
$ «бйбГрафии Арк.Эльяшевича "ЛиризЛ.ЭкспреСсия.Гротеск" (¿97!э)! ¿спариваются односторонние жёсткие формулы,- в неистори- ■ ч'е'скя'е оценки и толкования стилей, заслуживаю^ внимания те страницы, где речь идет об экспрессивном' гротеске, уходящем корнями к "Истории одного города" Салтыкова-ОГедрина, драматургии Сухова-Кобылипа,- прозе Лескова.
В третьей главе оцениваются "смеховый мир" Древней Руси" (1976) Д.Лихачева и А. Панченко, статьи А.Гуревича о гротеске в латинской литературе и книга "Проблемы средневековой культуры" (1981), монография Д.Николаева "Сатира Щедрина и реалистический гротеск" (1977), в которой предложено считать чертой гротескного образа фантастику в ее прямом проявлении. Важны замечания автора о структуре и сущности гротеска, мысли о том, что гротеск не только "совместим" с реализмом, но именно в реализме достигает расцвета.
Содержательностью отличается труд В.Силюнаса "Испанская драма XX века" (1980), отдельные главы которого посвящены изучению гротеска, книга Ю.Манна "Реализм Гоголя и проблемы гротеска", работы по творчеству И.Е.Салтыкова-Щедрина, В.Маяковского, статья 0.Шапошниковой "Гротеск и художественная условность", монографии Т.Аскарова "Эстетическая природа условности", Ф.И.Белецкого "Условные формы изображения в украинской советской литературе" и А.Михайловой "О художественной условности".
Не претендуя на исчерпанность, мы останавливаемся на некоторых наиболее важных трудах зарубежных литературоведов -В.КаЙзера "Гротеск в живописи и поэзии" (ФРГ), А.Клейбора "Гротеск в английской литературе" (Англия), А.Хайдэика "Гротеск и абсурд в современной дреме" (ГДР), Ф.Барапа "Гротеск" (Франция), Ф.Томссна""Гротеск". Средство выражения критики" (Англия), Зандиге, Хольгера "Немецкая драматургия гротеска на'рубеже Х1Х--ХХ в.в." (#РГ). В указанных работах, определилось два направления в изучении гротеска: выявление, содержательно-» психологических функций, запечатлевших современный западный мир, а второе - ограничивается изучением формально-содериа-тельннх признаков гротеска в литературе предшествующих эпох. Вседствие этого социальная, нравственная и эстетическая сущность гротеска остается непроясненной до конца. Однако, следует отметить, что зарубежными/исследователями собран значительный материал по истории гротеска«
Советские литературозеды доказали, что обращение к такой вторичной условности как гротеск родилось из потребности само-
|То реализма и в недрах реализма как убедительное его завоева-( ние. Б диссертации рассмотрен не только смысл гротеска, но его эволюция, виды: реалистический - успешно использованный Гойя, Рабле, Т.Смоллетом, Н.Гоголем, Т.Еевченко, М.Салтыков-Щедриным, Л.Андреевым ("Конь в сенате"), Б.Брехтом, В. Маяковским,И.Эрен-бургом, М.Булгаковым, Е.Шварцем, А.Цакаенком и другими; в нем допускаются нарушения элементарно-следственных связей во имя выявления более существенных, глубоких, ускользающих от нашего внимания; романтический - в 'жизнь героев вторгалось тоже нечто странное, но такого рода сюжетные мотивировки" выражали религиозно-идеалистическое представление автора об окружающей действительности... Мотивированность социальная подменялась мотивированностью мистической"* (Новалйс, Ф.Шлегель).
Деформация и другие условные Формы (субъективные символы, притча, миф, т.п.) могут служить созданию не только художественных ценностей, глубоко содержательных идейных произведений, но и для выражения антиЪстетического и антигуманного начала.
Понятые как произвольное разрушение формы, они приводят в конечном итоге к разрушению синтетичности и жизненности образов, извращению событий, т.е. модернистскому псевдоноваторству, которое принижает искусство.
Советская литература вмещает в себя все богатство художественных приемов и стилей, служащих гуманистическим идеалам и способствующих воспитаний в челоьеке оптимистического мировоззрения веры в его способность противостоять злу и насилии. Среди этих разных форм условностей в ней должное место занимает и гротеск (сатирический, комедийны!?, трагический, философский и т.д.) как вид творческого и художественного мышления, стиль и прием. 'Впитав в себя традиции реалистического гротеска прошлых веков и культуру, он не только устоял перед лицом вреиени, но благодаря гуманистическому характеру творчества советских писателей нашел свое дальнейшее развитие.
I. Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск.-И.: Худож.литер.,1977.-С.315.
- ?Л -
Состояние методологии его изучения было связано ср становлением общей марксистско-ленинское методологии, утверждающейся в 20-е годы в сложной драматической борьбе идей. Одной ич . ррлнукших проблем,' связанной с фактором субъективного порядка,-следует считать постановку вопроса о самом существовании сатиры и различных форм условностей в советской литературе, Уже в 1920 году Луначарский подвергает критике идею отмирания сатиры в советское время ("Будем смеяться"), право на возмож -ность сатирического изображения жизни- он утверждает в статье • "Автор еще живых героев" (1929), посвященной А.С.Грибоедову, Он был глубоко убежден я том, что формы художественной условности не только допустимы, но к необходимы в литературе, что црщщяпы сатирической типизации допускают такую деформацию, при которой предмет укрупняется, а изображение становится более впечатляющим и усиливающим реакцию зрителя (читателя),";
Отношение 1!.Горького £ сатире опиралось на широкое понимание путей развития нсеого искусства, его социальной природы и воспитательных задач. Сатира рассматривалась и" как определенный- способ выявления жизненных противоречий, свойственных реализму вообще, а-реализму норого типа - тем более, что она и при'социализме остается формой познания жизни, раскрытия общественных противоречий. Горький "был глубоко убежден, .что диапазон сатирика-может быть необычайно широк.
Подлинный новатор театра, неутомимей откротатедь нового ' ■К.С.Станиславский в споре о Е,Вахтанговым о гротеок« не только'выступил против формалистических тенденций в театре и живописи 20-х годов, лженоваторства, холодной стилизации аамрт давлевцей театральности, биомеханики и "выверю? в искусстве", но V. ратовал за содержательность реалистического гротеска,
3 любом случае обращение советских писателей к реалистическому гротеску (важны при этом меры и границы уолоьяоотц) служит решении вполне реальных задач,'разработке и исследованию глубинных пластов негативных оторон жизни - осуждению пассивности,-Эгоизма, мещанства, показуху, бездуховности, что в купе составляет опаснуй сущность эгоцентризма» И особенно велика его роль .в борьбе с проявлениями внешних реах-
I циояйш: сил. Словом, нет сфер, запрещенные в сатйр'е и гротедке, ' то'Л1бйсг подход к ним должен быть освящен высокой этической и яргз'ствейной идеей.
• К<ак, реализм не только допускает, но и активно использует зЯбрвчиую условность, внутренне оправданную реалистическим ЖЭДтекстом, условность, которая отмечена сознательным, перед- ■ "
Демонстративным нарушением художественного правдоподобия. Уеяшяость, которая способно, создать художественный мир,-пред-с?£ШУяииП собой "модель" реальности.
3 главе "Условно-гротескное стилевое течение в советской драма^ргии 20-30-х годов "отмечено, что в характере самого времени вежкой' ломки, революционных преобразований после Октября была предрасположенность к гротеску и гиперболе, кроне того, существовали и историко-литературные предпосылки: традиции Гоголя, Шевченко, Салтыкова-Щедрина', Сухова-Кобылина, Л.Андреева, и других*
Гротеск был направлен' не' только против натурализма и ека-демизмау но и' помогал показу жизни" под новым неожиданным углом, являлся' не только "мощным" оружием разрушения" (А.И.Герцен) морального1 уничтожения противника, но и утверждения социалистического' идеала;,. ибо во всяком разоблачении, подчеркивал ВЛ'^Леп'ИУ,. должно присутствовать положительное начало. Причуд-лото-гротескный мирг ощущавший самую тесную' связь со своим временем', у*е в ранней' советской сатирической комедии и комедии-памфлетб открывал' новые з «Щй>о нал ь н о-з с т е тйЧ'е с кие и стилевые возможности*
После Октября' изменй'ЛН'си- ф'уййЦйи сатирической' литературы. Если "сатира прошлого в лучшу своих проявлениях ставила вопрос о необходимости' уничтожения' существующего строя, то наша сатпра - "великий санитар",' очйщйющйй'' жи'йое существо" - советское общество"1 от всего т'ог'о, что' меиал'о продвижению вперед. '
Сатирическая комедия в своем' Ф'ормйуотшм шла По двум ' главным направлениям: конкретно-бытовому й: условно-гротескио-«У-__ ■ •
I. Озмитель Е.К..Революционная сатира Октября,- $рунзе:Нактеп.
1966.-С.19.
К услопно-гротескным произведениям относились пьесы с ярко п:-'ра::енннми элементами условности; гротеска, символики,' карикатуру, буффонады, маски, плаката. Они содержали в себе сатирическую остроту, боевую направленность и обнаженность социальны;; характеров. Драматическая основа их еие слаба, а глегекты сценического действия еле намечены. Упрощенность . фору, однозначность характеристик в таких произведениях оп-раедаш-.! задачами дня, агитационностью ("Приемный день Антанты" Я.'Соколовского, "Небесная механика" !.!.Рейснер).
Особое место среди первых драматических произведений занимает ".'.Ьстерия-буфф" (191&) В.Каяковского, с которой связывают расширение фронта советской комедии, круга общественных яьленкй, попадающих в поле зрения сатиры, и художественных изобразительных средств. С этой дерзкой и задорной пьесой связывают обогащение комедии не только героико-романтическим пафосом, но и реалистическими гротескными чертами при обрисовке представителей эксплуататорских классов и сатирических ситуаций. В пьесе эмоциональные и рациональные начала существуют в статичных однозначных масках, правда, не в чистом виде, а опосредованно: маски живут в мире страстей." "С одной стороны ,маска наполнена не масочным содержанием, она "тайно" оха- .. растеризована Каяковским, внутренне определена как человеческий характер. С. другой стороны,она все-таки маска, она условна, как в кукольном театре и это дает ей право на "исчерпывающее" "абсурдное" самоявление...
'' В четвертой главе дан анализ пьесы В.Волькенштейна "Опыт мистера ВЗбба" (1918), рассмотрена одноактная комедия Ф.Селезнева "Местничество героев" (1919), агит-гротеск А.Серафимовича "Именины в 1919 году" (1919) и другие произведения.
К концу гражданской войны появляются первые пьески, отражающие борьбу с недостатками в государственных учреждениях -бюрократизмом, взяточничеством, волокитой и другими("Тетушка Волокита и ее детки" Ю.Бесп&ртийного, "В некоем учреждении" Д.Германа, "В порядке боевого приказа" Деда Глаза (Тюрина Т.П.).
I. £мирнов-Несвицкий С. Зрелище необычайное: Маяковский, и '¿еагр.-Л. Искусство, 1975*-(?.41.
j-Особое место среди ранних услосно-гротескнюс произведен;;?, занимает сценарий М.Горького "Работяга Словотеков" (I92CJ, бичующий бюрократов, болтунов и лентяев. Конфликт зтого произведения построен на противоречии изображаемого явления и его социального назначения, а в гротескных речах и вгскази-ваниях ретивого администратора Словотекова ярко рнраяон "закон саморазоблачения" и абсурдного самовыявления. У И.Горького образ Оловотекова, подверженный сатирическому гротеску (способы уклонения героя от решения, его речь доведены до абсурда и фантастического идиотизма), от сцены к сцене обостряясь, плоскости реального не теряет. Н все го в нем вгра-жено невероятное, являющееся следствием отрицательных качеств и поступков Словотекова.
В згой главе речь идет об агитке - цирковом антре L'.Маяковского "Чемпионат всемирной классовой борьбы" (1920), политическом обозрении Д.Самарского "Невозвратные мечты4 (1921), пьеске Б.Романова "Банк'ет капитала" (1921), сценках ".Толкова "Господь спит" и "Господь е гостях" (1922), инсценировке Гр.Ге последнего романа Л-.Апдрсева "Дневник Сатаны" (1922).
Б пьесе Л-.Лунца "Обезьяны идут!" (1923) сталкивается разнородное, трудносовместнмое. Конфликт драмы решен условными средствами. Стиль ее насыщен диссонансами: п произведение вплетаются гротеск и буффонада, простые чудеса повседневности и символика.
i-'ожно упрекнуть авторов некоторых ранних советских произведений в несовершенстве. Однако художники обращались4» проблемам исключительно злободневный, их произведения несли заряд оптимизма и напоминали о тех трудностях, которые предстояло преодолеть. Сатирическое гротескное начало, проникнув в образы, "действо", структуру их пьес, способствовало памфлетному заострению изображаемого, противостояло назидательности, несло неожиданнее и парадоксальное."Несовершенство", "косолапость", •• "детскость" произведений этого периода защищал З.И.Лерил:"йх нужно поддерживать, писал он, - они перестанут быть косолапили н детскими, если пролетариат начнет крепко учиться художественным приемам эпохи расцвета"^
I. Цитирую по книге Луначарского A.B. О теэтрз и драматургии,- И.Искусство, 1958.-Т.I.-С.533.
• • ■ - 2Я -
Во ьуорой половине 20-х годов начинается новый атас в > развитии советской драматургии, в тон числе и сатирической, несмотря на резко отрицательное отношение к неВ рапповской критики. И связано это не только с расширением тематики, но прежде всего с углублением круга исследуемых явлений действительности, с тем, что пьесу приобретают более аналитичес- ■ кий к обобщающий характер, а конфликт их,становится все более напряженным, усложняется структура произведения и способы выражения авторской позиции. '.Этот период ознаменовался появле- ■ нкеи целого ряда драматических произведений, в которых гротеск использован как приём - Б.Ромашова "Воздушный пирог"
(1925), М.Булгакова."Зойкина квартира» (1926),"бег" (I ред. - 1928, ,^1-я - 1937); трагикомедия украинского драматурга Я.Мамонузд "Республика на колёсах" (1927), пьеса Ю.Олеш "Заговор чувств1'(1929) и другие. Во второй половине 20-х годов появилось немало условно-гротескных пьес - Н.Эрдмана "Мандат" (1924-1925), а таюке "Самоубийца" (1928), "Общество Пшик"(1925) М.Крчана, "Буржуи в аду" (1926) Д.Доля, "Багровый остров" (1927) «.Булгакова, "Шулер (1928) В.Шваркина, "Парко в аду"
(1926) И.Кочерги, "Усмирение Бадодошкнна" (1929) Л.Леонова, , "Шарманка" (1929) А.Платонова, "Выстрел" (1929) АБезыменского, "Клоп" (1928) и "Баня" (1929) В.Маяковского.
Неминуемые сложности и противоречия, возникающие в процессе воплощения в реальную жизнь новых идеалов, определили трагикомический конфликт "Народного Цалахия" (1927) украинского др'аиатурга И.Кулиша, гневную насмешку над бюрократизмом и застойностью быта в его комедии "Хулий Хурина" (1926), -оДличе-нне духовного убожества мещанства в пьесах "Так погиб Гуска" (1925), впервые опубликована в 1969г., и "Нина Иазайло"(1928). Деформируя реальность по законам условного изображения, И .-Кулиш нередко пра помощи "сюжетной гиперболы" создает гротескную модель, в которой жизненные впечатления, явления оказываются в неприветных связях, глубоко обнажающих сущность уходящего мещанства. "Пьесы Я.Мамонтова ("Республика на колесах" -СЯ),'¿.Кулиша и И.Кочерги (феерическая комедия) "Марко в аду"-составляют тип комедии, который характеризуется условной деформацией коммуникативно!* структуры драматического действия
»на уровне высказывания, восприятия (реакции) и диалога... Эти комедии по типу действия приближаются к условно-гротескны?.! пьесам В.-Маяковского".^
Основными средствами в создании гротеска на драматические штампы в "Багровой острове" (1927) Л.Булгакова является прием "пространственной экзотики", контрастной действительному пространству, деформации, "косность мышления" и "автоматизм" в живом человеке.
Разрабатывается в конце 20-х годоп в литературе и тема борьбы с бюрократизмом и карьеризмом. Примером может служить трагикомедия Л.Платонова "Шарманка" (1929), опубл.в 1988, в которой выражена давняя тема гротеска! противостояние живого и неживого» публицистическая комедия А.Безыменского "Выстрел", вобравшая традиции агитспектаклей ."Синей блузы"» У него, как и у Маяковского, "не живые лица", а "оживленные тенденции", "персонажи пьесы ходят по сцене с открытой черепной коробкой ■ и высказывают мысли, коагорне'не решились бы высказать люди в ■обычных условиях*(А.Безыменский). Соединение несоединимого создает впечатление, что в "Выстреле" среди отрицательных персонажей действуют нелюди с внутренним и внешним несоответствием. Наблюдение над характером функционирования гротеска в "Клопе", и "Бане" В.Маяковского позволяет придти к заключению, что условные образы у него выступают аккумуляторами социального зла и социальной психологии, главным приемом в раскрытии • характеров персонажа является прием "раблезианской комики% т.е. раздувание и преувеличение чувственной формы до ее предельного перевеса над сущностью создаваемых явлений. Гротеск у Маяковского сказывается не только в системе образов, но и в движении сюжета, гиперболической метафоре, саморазоблачении и взаиморазоблачении персонажей, саморекламе, маске^. деформации ситуаций.общения, в социальной мимикрии героей. Сориентированы на гротеск также локальные варианты иронии,
I. Сверб1лова Т;Г. Сатиричн1 п"эси Мая'ковського I укра!нська сатирична комед1я: Типолог1я жанру// РадяНське Л1тературо-знавство.-1984.- И 2.- С'.ЗЗ
1 ситуации сопоставляются по контрасту,каждая реплика песет I сатирический заряд, реальные 4актц, корректируется в свете условно художественного допущения, цель которого обобщающее сатирическое осмысление этого реального »'■акта,
В четвертой главе рассмотрен также и характер гротеска в драматургии ЗО-х годов: проанализирован сатирический сценарий С.ЗйзешитеПна "ХЩ" (1932) опубл. в 1977, нацеленный . против нездорового административного энтузиазма, мещанства' и низкопоклонства. Собственно сатирический материал сочета- ' етсл в нем с фантастикой, невероятным, эксцентрикой и "аттракционами'.' В работе освещается природа комического гротеска в пьесах М.Булгакова 30-х годов ("Блаженство", "Иван Васильевич"), сатирический гротеск в антифашистских произведениях Е.Цварца - "Голый король" и "Тень", в которых драматург довольно свободно распоряжается сюжетами Андерсена, меняет мотигировки, вводит новые действующие лица, создает атмосферу "сказочкой реальности", иначе говоря, "растворенности чуда", его "нормативности". Сюжеты Е.Шварца во многом экспериментальны: сцены выстроены, сконструированы, сказочность сориентирована на гротеск, который чаче всего вырастает из алогизма.
Пьеса А.Толстого "Чертов мост" (1937-1938) задумана' как памфлет, как сатира-бу£ф. В системе условных форм изображения в ней выделяется прежде всего гротеск положений. Автор подчиняет разнообразные и, казалось бы, несовместимые элементы изображения единой логике иносказания,в связи сконкретной ■ целевой установкой - разоблачением фашистского диктаторства. Котив■толстовского гротеска - раздувание и преувеличение черт и положений, вследствие чего они получают максимально впечат- ' лявщий характер. Близка по жанру и стилю к "Чертову яосту" пьеса Е.Петрова "Остров мира" (1939).
К 30-м годам гротеск эволюционирует как эстетическое явление: в нем усиливается смешение гротескной фантазии с ре-' альиостью, психологизмом и философскими элементами, усложняу ется окстема условностей. Такое развитие было плодотворным, хотя и трудным, протекавшим у каждого из драматургов по-равному.
г С годами расширилась л усложнилась проблематика пьсс, относящихся к указанному стилю, охватывая нравственно ^илосо.*скио аспекты поведения человека ч новых условиях, в них прочнее синтезировались тенденции разных стилой ;: етнрэв.
Нравственная, гуманистическая основа творчества большинства драматургов услочно-гротескного стилевого течения близка. Структура пьес, эстетический идеал, условность, экспрессия, дсторма- . ция свидетельствуют об их типологическом родстве. В ровной мере для их произведений характерна конфликтность, напряженность ситуаций, фантастически парадоксальнее оформление мира " его подвижности. Не (-оно этого единства заметно и своеобразие каждого драматурга,.иесводимв?, разумеется, к особенностям гротеска, ■ но по много;.: обуслоглснное им. Идейно-эмоциональный па^ос услов-; но-гротескно1 драматургия связан с заботой о совершенствовании общественно:1 ;:иэни, о духовно;: и нравственном обогащении личности, об улучшении человеческого бытия.
В ней реалистическая гротескная направленность создается с помощью карикатуры, маски, мотива двопничества, анекдотических ситуаций, построением интриги по принципу недоразумения, Фантастических снов, сказочных 'орм, "автоматизма"* комического "самоуничтожения", иронии, временных сдвигов, деформацией самой ситуации общения (потеря героем прав« на общение), каламбурными фигурами* фантастикой, приемом - пьеса в пьесе",'пространственно'! экзотикой, "безудержно" гиперболой", "маи::ной времени"; алогизмом и другим».
В заключении подводятся итоги исследования, обобщатся наблюдения и экводк,-сделанные в диссертации. З.этой части работе мы еще раз напоминаем о тс:.:, что романтическое и гротескно-стилевое течения в советскоГ; драматургии 20-30-х годов, пройдя сложную эволюцию р своем развитии, тесно связаны с социально-историческим процессом-страны и являются его своеобразию! эстетически:: освоением.
По теме диссертации опубликован:: следующие работы:
I» Романтика борьбы и созидания! Романтическое стилевое течение в советской драматургии 20-30-х годов.- Мкнск.'Изд'.ЕГУ, 1962.- 6,5 п.л.
2. С некоторых горькорских традициях украинской советской драматургии// 7шалог1я I Пстоэия славянск1х моу, узаемадзо-янне славянск1х л1тарат\'р,-Кинск, 1967.-0,4 п.л.
3. Пдея Октября в драматургии М.Кулиша// Нэтеоиалц межвузовской Научно" конференции по проблемам теории и истории бело- . русской и русской литератур:;.- Минск, 1967,- 0,4 п.л.
4. •Гсрбико-реполгцксн.чый пайюс украинской советской драматургии 30-х годов// Октябрь и художественная литература.-Кинск.Кэд.ЕГУ,1966.-2 п.л.
5. Горький и Нккитенко// Доклады межвузовской конференции посвяиеннсп 100-летию со дня рождения к.Гооьксго.-й1нск,Изд. Кянского пединститута ш'.Горького, 196В.-С1*,5 п.л.
6. "ср~'и к у к ранне ката съветска драматургия от 30-е годи-ни// Еэиг и литература,-България.-1970.- №4,- 1,5 п.л.
7. За правду драматического образа// ".И.Лент: и худо- . жественная литература.- МннСк, Изд.БГУ, 1971,- 1,0 п.л.
8. Героичната романтика на Рсеволод ВишнеБСКи//Еэик и литература,- България.-1973,- М.-1.0 п.л.
9.- Героическая трагедия Ю.Яновского "Дума о Британке"/'/ РеснГк ЕДУ,Серия (филология, педагогика,Фуркалистика.- 1973.-У-2.- 0,65 п.л.
10. Драматургическое наследие Я.Галана и горьковские традиции// Тезисы докладов"Тнпалог1п I узаемадзеянне славянск1х «оу I л!таратур",- Минск, 1973,- 0,4 п,л.
11. О некоторых традициях и новаторстве в драматургии Я.Галана// РеснГк БДУ, Серия1У.- 1974,- К2.- 0,5 п.л.
12. О природе романтического в советской литературе 20-30 годов// Проблемы взаимедействия литературных направлений,Иате-|иалы Всесоюзной конференции литературоведов.- Днрпропетровск*-
13.'Советская романтическая драма// Тыпалог1я славянск1х моу I узаемадзеянне славянск1х л1таратур'!.-Линек, 1974,- О.Зп.л.
14. Принципът за лирична романтизация в драмата на и.Кулиш "Патетична" соната"// Език и литература.- България,- 1976.-М.- 1,0 п.л.
15. Летопись народного подвига// Великий Октябрь и художественная литература.- Иинск, Изд.БГУ,- 1977,- 1,0 п.л,
16. Идейно-художественное своеобразие дамы И.Кочерги " "Свадьба Свички"// ЗеснХк БДУ.Серыя 1У,- 1979,- И.- 0,5 п,л.
17. Романтическая драма В.Луначарского "Фома Кампанелла"// Вясн1к БДУ.- Серыя 1У.- 1979.- И,- 0,5 п.л.
^18. Советская драматургия 20-х годов,-Минск, Изд,БГУ,-1975 • — Р- « 5 п • л •
19. Романтическая типизация в драме И,Кочерги "Алмазный жернов"// Весн1к БДУ,Серыя 1У,- 1980,- К2.- 0,5 п.л.
'20. Гротеск в советской драматургии 20-х годов// Тезисы докладов конференции "Братство народов - братство литератур".-Баку, 1980.- 0,3 п.л,
• 21. Грани героической темь; в драме Е.Ыировича "Кастусь Калиновский"// Вопросы литературы народов СССР:Киев - Одесса.-1980,- ВЫ1Т.7.- 0,6 п.л,
V 22. Гротеск в киносценарии С.Эйзенштейна ИШН"// Весн1к БДУ.-Сер.1У.- 1982.- 12.
^23. Идейно-художественное своеобразие пьесы А.ТолсЮГО . "Чертов мост"// Весн1к БДУ.- СерЛУ,- 1564,- Ю,- 0,5 П.Я.
Характеристика гротеска в антифашистских пьесах .Е.Шварца//.Веснхк БДУ.Сер.ВЧ- 1985,- 0,5 п.л,
25. О некоторых теоретических предпосылках изучения гро-теока. Рукопись депон. в ИНИОН АН СССР 25/1У-1985, Ш.235.-5,2 п.л.
(_, ¿'¡ии^