автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Грузинская народная драма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Грузинская народная драма"
РГЗ о
• ; ' ' ШДШ13 вд шаш Инотвтуг грузинской лятарагуры амоаа Шота Руставзлз
• На нравах рлсотгааа. . ЧЕВДЗЗ Глзо Владшаровач
ГРУЗИНСКАЯ НАРОДШЯ ДРАМА 10.01.10 - фольклор
дасЕРТщюнкий вютнж
по защпгз дааоортацаи ва ооиаиание учаной отелена доктора фвлояогичеоиих на?к ,
Тбилиан ^ 193Ц
Труд вытолкан в Институте грузинской нитературы имени Е.Руставели * ~
ОИЦШЬЩЗ ОППОНЕНГН:
I. Глонти A.J¡^ - дохгор филологических наук, профессор, ' . . : ваолуедкный ваятель науки Грузинской Республики;
, 2. Дойндзв Г*А. - доктор фиподогичзсквдс наук; 3. Даагодвиивкли Т.1.- - .доктор фидояогичаскгос наук.
Задита диссертеция состоится " п 199У г.
Р. 10.01 С 10-5 да заседании специализированного научного Совета при Институт© 'грузинской литературы имени Ш.Густавел!
■ Ознакомиться с диссертацией коено в библиотеке Института по адресу: Тбилиси. ул.М.Костава, 5
9 Г4
Диссертационный вестник разослан " "_Ц_199Чг
Учешй секретарь специализированного Совета, /л & кандидат филологических И.Аняроникашпили
• - 3 - • ■ • ОЫЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА
Грузинский фольклор обладав* богатым драматургическим репертуаром. Наблюдение над материалом показало, что неродная , драма явяяетоя веоьма олояанм словэонш феноменом, корна кого-рого следует искать в отдаленная эпохах, •
Актуальность тема определяется там обстоятельством, что ) иародаая драма, как одна вэ старейших разновидностей устного народного творчества, непременно требует надлежащего научного углубления, так как сегодня почтн не имеем такой последэватель-иоаги знания о народной драма, как это можно сказать о сказка, народном стихе, других ааирах устной оловоаности.
Целью представленного диссертационного труда является представление широкого спектра, вопросов автора» я тоорна народной драмы и на основа зналязэ конкретных фактов картвельского 'фольклорного материала показать родовые приметы, жанровые особенности драмы, как канра олоаесного иакуоства.
В труде подчеркивай!оя то обстоятельотво, что драма, до становления разновадностьв художественной оловвоноота, прошла длинный синкретичный творческий, многовековой, многоступенчатый путь и на хороводческой стадия образовалась, как .самостоятельный вад.
- В диссертационной труяе выделяются два вида народного драматического творчества - синкретическая драма г дрема, представляющая художественную разновидность, .
Источниками исследования является записанный в девямаддатом и двадцатом веках материал, - , • ■
Некоторые образцы записаны автором э процессе специальной палевой работа г раэних тголкях Грузив; иопользовянн ташГ.архпй-
иы0 данные, преамущеотвеано необнвруяеннне памятники. В качеот-', ье • сравнительного материала привлечены матераады некоторых древнейших народов (древнеегипетский "Камзяь Шабзка", япокоше ; Ногдрашт и другие).
1В труде ваоотряется внимание на то обстоятельство, что нако-ю|)ые памятника, принята» в грузинской фольхлораотикв, ранее считавшиеся проазведввгяш того или иного каара, авторш признаются ее произведения оинкретячеакой драмы ("Надури"» "Итиблури" и другие словеоаые о бра асы, такго тексты оплакивания, - в част-' иоЬуя л друга©), '
| Научной новизяоЦ труд« является то, что она представляет одну из первая попыток моногра$ячоокого взучевая грузинской народной драмы. В нем по-новому раскрывается в авалнзируетоя со-отвгтотвуащий обширный ыатераал устной оловеснооти. Доказываетоя, что грУБИНокая народная драма прошла долтиэ синкретические ступне зарождения, развития, рушения хорового сзшсрагйзма в приобретения ДрзяГоЙ образа худоааствешой разноЕйдноотк.
, В труде впервые• выделяется целый ряд образцов драма, которвд раерабатаны "хронологически". "Хронология" опирается ав сохранен вую в текстах архаяку. Новизной считается уотааовлаяне путей перехода от синкретической драмы к т.а. "худоЕоетвбняоЯ" драме,
К научной новизне опелует ответа примененянй в работе оря--гянадшй подход к фольклорному синкретизму. В установлении ешь-кремчеокого характера фольклора общеизвестна васлуга А.Вэое-
V " , . 1 • 1
ловокогэ. Кот ока. фольклорных миров оа узрел именно в синкре- .
* - ■ . - 1'' 1й8Мв, Опираясь на эту теорию, й диссертация оригинально виявля-
шгеннкретичеокие отношеяяя, подразумеваемое оиякретяческог со-глвооваяие о искуоотвоы трудовях, ритуальво-церемошшльпых, битовых дзйотваЛ, чю я подготовило почву для архатиот дрэт -
которое впоследствии стало аотоком художеагвэняогв феномена
! ' ■ • } драма. \
В труде впервяв дается квалификация дрвин. О этой цеяьп проанализированы соответствующие образца народной трагедии, комедия и собственно драмы. ;
Научной новизной дяооартациокного труда язляетоя.а го, чяо рпецяально иаоледуетая вущаоогь грузинского (сванского) двоЗня-ка бохаогаа и«куоат.на (музе) - архангела пения ("1згралвш Тар-глезер"). II®пае здесь оомыодяегся как иакуоатю (огих-пенио, развлечение, драшгвческа-театральнов эрелице)» Выдвигается и ' анализируется устнословесшая и книжная аоменклатура грузинской драш: "¿Згерап (драма), "Симгера" (комедая), "Годеба" (траГэдия), "Саыгерло" иво га для пения (сцежа), "Сягялвзли" (театр), . "Ицхобри" (хора), "Мимоснтквав" (диалог), "Сашоба" (представление), "Мвмгера" (артист) а т.д. Прадетаялязт аятерео также попытка уточнения национального слова-понятия драми, какш является мангрельвков "Мото-Шии" (дословно - "будто прав", по оодернаяиЬ - рэосказ, который разкгрывалвя публично). Там же разобраны памятники "Ыого-Ыапа". ;
С цалыз решения поставленной проблемы слячевц памятники дра^. мы древнейшая культурных народностей и образцы грузинской драыы, что позволяет сделать вывод, что грузинская народная драма проявляет типологическую близость к драматическим памятникам древаих отран (Греция, Египет, Индия, Япония), Установлен структурно-композиционный архаизм грузинской оловеоной дрзщ, кроме того указы-■ вается, что в Грузия существует а документальный факт,, подтвори- ' дающий правдивость вышесказанного. Это документ - траэлвтскзя серебрянная чаша ХУ взка до нашей эры,- о изображением архетзна грузинской хороводческой драмы. Приводятся письменные овадатйльйт-
ва jдраматачоска-«ватральных зрелищ У-Н веков - "Сошшо-ОЕхиоба", раесаатраваитоя данные Фрагыентального в полемачао-, кого характера, подтверждающие оущзотвованив древнейшх .традиции драматического творчества в давней Грузии.
: На ввучнуи новизну претендует г то обстоятельство, что в ' : даесорзгагдаоннсш труде по-аному пересматривается воззрения ио- . следователей "Поэтика* Араототеля; выаказано ынеаяа, что пря исследовании трагедий следует праыгмать во внимание фольклорное прбааховденив драиы (трагедии), на что чаато не обращают внимания последователя "Поэтика". Здесь se, впервые в грузинокой
■ фолыаористеке, нриводатоя я анализируется теоретический"кодека" дрймы, созданный индейцами в первых веках до нашей эры - "Натня-шаотра^, Ео сравнении о "Поэтикой" Аристотеля, этот памятник раоаиатразается, как одно из значительных явлений в типблогичоа-koÉî ксследаваниа драмы.
; i В. работа впервые в воде гея в научный оборот целой ряд образцов народной драмы.
! -Киосертацаонанй труд ймёег я пракинчаокое назначение. Он отеват своей далью подготовить научное яздзняе памятников гру-заШокоЙ .народной дроыа, .которое своим типологическим архаввмом, aostaxol, возвшёнвым содврляваем ооздает так наэываемув базу J- наблюдений, над народной драмой для крупномасштабного оомыолпва-нйЯ йогорга .драма. Кроме того, работа вместе о ооответотвутщ»-
■ на'фольклорными памятниками ио&ес составить отдельную главу "Грузинская. народная драма" - программ общеобразвателышх школ е ВУЗ-оз Грузия, ■■.".'• -V
! .. Диооертацаоввэя работа 'может быть иопользовэна я как ооно-в« опециального куроа на соответствующих факультетах.
Апробация п а б о т ц: Почта вое глава дяооерта-циа в разное врем бьет прочтены на заседаниях Отделения фольклора Института грузинской литература имени Ш.РуатавеЛа АН фузии, ца республиканских конференциях фольвлорпотов (напечатали в вида тезаоов); издана отдельной монографией - "Грузинояая народная дрзма" ("Ганатлеба", 1987 г.); отдельна« гласи была опубликованы в различных научных сборниках (ем.приложение, сппоок).
Анализ а обобщенно накопленного мучного материала о драме требует соответствующую методологачэокув основу. В данном ■ случае исходной точкой считают накопленный вгукой богатый опит по ааучеаав этой- разнородности ала разновидности фольклора; труд з основной опирается аа достижения грузинских фольклористов, а также русской фольклористика. В вооледовании акцент переносится на тексты (варианты), характер аопожненая памятников я на сущность драмы. В работа применяется враваатсльно-аоторачеоки!' метод наследования. Иностранные памятники ангпчоского периода сличены с грузинскими драмами, отделявдеая порой тысячелетиями,но несмотря на это дается возможность уотановать зэмэтау» типологическую рртяну. Сравнение конкретннх фактов выявляет древнейшие поэтические пласты грузинских памятников (Ч'онадпрс", "Апса-тя", "Монадкре Чорла", "Аэдранис Пэрхули", "Бвиздо Лобжанидзе" и др.), чем подтверждается а архаичность традиция.
Тексты драм анализируется с локальной точки зреаая, пря помощи сравнительно-исторического метода» что дает возможность сравнить памятник одного региона о образцом другого, отнакать контуры, установить праобразность (приблизительно), подготовить
осногу для реконструкции« памятника, чго в поолздегвая облегчает
' - • •
ш!ял!!3 произведения. , . / v ' ■'
Структура диссертаций обусловлена.оаобенноатьп изучаемой
проблемы. Валвдствив этого вступительная чаогь представлена 1 сравнительно широким планом: предисловие, вотупление, воторвя изучения народной драмы, народ - о драматических традициях. Далее сладувг ооновяые частя работы: восемь глав, подглавы, заключение. Перечень использованной литературы представлен в онооках. ■ .
основное соддшниа груда
! ■ Во вогущенив укавываетоя на актуальнооть наследуемой проблемы, определяется ооновная честь труда, дается обзор специальной литературы {.грузинской, иаоотранной), дается оценка воззрений отдельных исследователей народной драмы, раосматрива-етря та методологическая основа, на которую опирается автор, равъясняэтся ожидаемые практические результаты и т.д.
Первая глава - "Синкретизм труяа и творчества", - поовящэнч изучения йзрэдыиа драматического творчества. Выдвигается соображение, соглаоно которой корня "всех поздних типов" искусства находятся в утилитарно-хозяйственных процессах, в магическо-обрп-довых ритуалах, в бытовых и хороводческшс дэЗотвйях. И наротвн драма прошла долгай синкретический путь становления: зачатия, прорастания к развития. Путь этот автору предоставляется следующим образом: синкретизм труда в творчвотвз (где подготавливает-с . оя почва для вароадеаия драш, возникновения т.н. аграрно-синк-ретической драш, создания переходной ступени от аграрно-оинкре-тической драш я "культивированной"); синкретизм верования и творчества (возникновение магическо-мастериэльных и обрядоньгх драм); битовые церемониалы и синкретизм гворчеотва (основу битовых драм); зюроводческпА синкретизм (т.е. первоначальны? синкретизм искусства, ео время которого проявляется некоторая сз-
- -
ыобытность драмн, как вида искусства; ое становление как хосо-водчеокой драмн). И, наконец - разрушение хорового овннротизма в усовершенствования драмы, т.е. образование драш в разновидность художественной словесности.
В этой глава рассматривается самая рэнаяя отрасль человеческого труда - охотнр.чеотво я сливиаяоя с ней синкрэтнчооки особенность первоначального вокусотва. Еольпоа, место уделяется земледельческому труду, как самой интенсивной отрасли хозяйственной деятельности, которая лае? значительный материал для выявления синкретического едаястЕэ труда а искусства и в частности, пояока основ народной дракн.
В этой овязи рассматривается петрографический уникум, най,-денный в Цаляском районе - наскальный рисунок сцены охоты, подтверждающий существование охотническоЁ драмц на ранней отулна жизни грузинского народа,
Заостряется внимание на способности охотника превращения, во время охоты в другого оутэотва ("Схвэдкцева"). На оонове анализа конкретных пряайров указнваатся на ваюкя охотническоН драмн. Такими "образцами" драма признан« Рачинско-Сванскае Т.итвла".
Рассмотрение "сцен" охоты показывает, что вдаоь не прекращается охотн;'.ко-дрэматйческий акт "превращения в зверя". Для достижения успеха в охоте люди на удовлетворялись проявлением ловкости, умелости, лаконичноатв, изотеретвоа подряяанм теуку и поведении зверя непосредственно во время охоты.Для внрабо$кн •указенчнх танков оня готовились, тренировались зараяев! брали чучело зверя пли лепили 56 облик а проводили "охоту". Это была имитация охоты, так называемая "ре.петипия", что, оямо ообйй, приближалась к охоте, как « какому-то представлении..А'»то во „
своей отороны указывает на существование двух ступеней драма-тачеокого действия: первое - "принимать лацо зверя", "превратиться в другое существо", i.e. акг преобразования непосредственно во время охоты и второе - особая постановка ("репетиция") оцеДы охоты.
Образцовыми памятниками ашнкретичеокой (аграрной) драмы в диссертации приводится ряд фольклорных произведений, относящих-.
: г ,
оя к раоноввдйоагям земледельческого труда: "Надури", "Мамитади", "Хедявавйба", "Агидэля" '(обор винограда), "Мтяблури", в которых: опмнзаотоя впечатлительные картавы - зрелища-трудя. В диссертаций указывается, что коллективный труд-врелище- аарод распределяет по каким-то "оцеинчеоким* действиям: I действие - "1е.ч~ цамоаакрави", П действие - "Цвродвя", Ш действие - "Шакцоула", Т/ 'дейотвие - "Элаоа*, В шздоы дейотвии, состоящем из движений и последовательного музнкально-вербального тешм выдел-яютоя- поэтический диалог, шуточные "иаира", внраэительяость, пластика а т.д., ооздаодее впечатление проведения в поле зрелищного действа^, постановки драма тпчеокой картины.
j Подобйша тившчаШ характеризуется "Маматади4, "Ытпблуре-бо\ "Хэдхвавебп" и др. Кавдьй из них рассматривается в отдельности.
; В этой частя диссертационного груда особо выделяется под-глава - "Переходные отупеяи аграрно-синкретической драмы". В переходных ступенях в данном случае драмы подразумевайся попытки отделения искусства от трудовых процессов. Рассматриваются три памятника (saMca девятнадцатого-двадцатого веков) "Кучхли!;", "Огемала" (иоатвеннаа) (запи'оп Тепцова) и записанная нами "Дзп?-1-теоуля" '(Кобулетская) .Во воех. трех памятниках труд и драматическое творчество олиты синкретически, но явно чувствуется я
,.....■'■ - Ц - ...... -
самобытность драматического акта, обособленноать дййогвяй, выразительность, ярко выраженный словесный диалог (менее музыкальный), своеобразная "монополая" иокуоства над трудовом процессом. Акцент переносится и на то, что в действии постепенно начинает господствовать вербальио-драматическай момент и подготавливается почва для драмы, как художественного феномена.
Здеоь же исследуется диалог, как таковой. Разбираются ха-, рактерные для синкретической драма формы диалога, которые в I основном являются музыкально-словесными (Тецого! ла", "Орбуаи", антимония) и характеризуются только сказом и словодродолжензем (без изменения вербально-музыкальной фразы), а не конкретным целенаправленным еловообменом. На переходной отупевя развития драмы наследственный ора«,. -ювопрвдлояенвв участников действия, уступает место процессу \ заговора о? другого лица". Участника коллективного труда разговаривает от "лица" влюбленной пары, т.е. вырадзет речь влюбленных. В этом отношения образцовым очи-тается лазская надури "Геиамо". Это уже качественная новязяа, - деЗотвие (труд) происходит "выражением чужой речи*1. Те же ' явления замечаются в кобулетаках а мегрельских "издура".
Во второй глава рассматривается "оинкретвзы верования 'а искусства", установлены особенности магической, «артериальной и обрядовой драмц.
При рассмотрении магической драмы внимание сосредотачивается на то обстоятельство, что идея магической драмы строатоя на • первобытной вере, что она питается не только эмпирачеоким прозрением окруудющэй среды, но а, в основном, ми$олого-$лнтбстачеок1>м познание*. мира. Еоли раньше патердаьное- ЛИЦО ямы» (типового)" чрясгч=к , переноойд аз каяна, ила леийл наподобие -действительного, то оо временем прчроднн* сила и явления для' йиа постепенно
Потеряли змпиричааки-реальное оодаргсание п отали фантаотичео- ' кймп образами, кар в человеческом понятии подчинился фантасте-; че'скому видению. Об втом свидетельствуют древнейшие памятники изобразительного иокуоотва. Когда человек действительный мир и его силы воспринял в оверхеогеотвзнной форме, природным оилам ои приписал несуществующие, нереальные качества. Небу, леоу, воде придал фянтаотичеокое, но вое же антропоморфное лицо. Этим он распространяя фантази» на фактическую действительность, создавал новую воображаемую дейотвительность, чи уже г овей ; время являлось в какой-то черв творческим актом, а поэтому и эстетическим явлением в определенном смысле. Придание человеком оверхеотественннх качеотв, силам природы и обусловило поклонничество, этим силам, а поклонничеотво требует ритуальных действий, церемониалов, которые преимущественно проходят по принципу по-, дражания, уподобления, аналогий - "подобный рождает себе подобного".
• Б труде представлены непосредственные подражания - аналогии и промежуточные подраканая -г аналогии, Непосредственным называется' деЁствао, отражающее непосредственное исполнение оупрукеокого акта, кай" эта лррисходило например в Лечхумн, во время "Босло-ба"; промежуточным считается такое деяние, когда происходит симуляция те?с ке оупружеских отношений, - игра, что уже похож? на превращение. Подраяаная-ан8логиям8 первоначально начинается магическая драма.
В диссертационном груде рассматриваются охотничья магйчео-кай драма, землевладельческая нагичеокая драма, магичвйко-драма-таческие деяния, связанные о животноводством, внутрипронынленнш магические действия. Охотничья драна до достижения совершенства, прошла тр* ступени: ступень превращения в другое.существо ("прев
ращение в аверл"), слагай о охотничьим процеасш, драматичеокяо действия, предохотначья тренировка ("репетиция охоты") а магическая имитация - инсценировка охотн. В труде акцентируются образцы охотничьей драмы "Датвяс моквла" а "Вепхвао датиреба".
Как известно, воякое драматическое явление включает в оебе превращение, исполнение рои. При рассмотрении вышеуказанных памятников объясняется, что магическая драма отллчоетоя от аг-рарно-утилитарных драматических действий. Здесь дело имеем но с реально происходящие процессом - непосредственным превращением, а о промежуточный, непрямым актом. Идея драмы "Датвио. мотала" заключается в магическом воздействии на зверя о целью его легкого овладения, путем имитации-инсценировки. На передней плане: "Действующие лица - исполнитель рола охотника а исполнитель роли медведя, действие (имитация борьбы охотника я медведя), ыаока (на парня, одетого в медвежье чучело), оловеоные возгласы. А в "Еепхвио датиреба" элементы драма более заметны: охотники, которые тодько-что вернулись о дичыо, как бы вдруг отключаются от реального быта, а как артиотн-иополнктелп, выстраиваются вокруг убитого тигра, превращаются в плакальщиков. Каждому отведено свое место и текст преподносится в виде одинарного диалога. Здесь, в отличие от "Ьатвяа ыоквла"," чувотвуетвя отражение бытовой реальности в магическом ракурса, что перенесено на зверя и происходит фактически в виде оплакивания человека.
Магическая драма синкретична настолько, неокольцо опа включена в ритуолышй церемониал, имеет утилитарную нагрузку (овладеть зверем) и ее эотетическая сторона не акцептируется.
Особо выделяется магическая .драма земледелия, поскольку земледелие своей масштабностью дает еозмояяосгь более углубиться в синкретическом выявлении труда и искусства аз этом участке.
Образцом земледельческой магической драмы считается известное '
1
народное зрелища - "Даэароба". В труде приводится описание памятника, подчеркнуты вкоеооуары драмы, материал оличаетоя с фаликаческими действиями, посвящеашпш празднику Диониса, и одёлано заключение, ЧЮ оба праздника посвящены божеству и, пЬ принципу аналогии ("подобный роадает себе подобного") от бо-нэства требует соответствующих действий. Действия в обоих случаях фэликическае, оловэоная фактура нецензурна. Дело имеем с вйоцешровкой-отражэнием. Б "Лазароба" подтверждаем следующие драмамчеокио факторы: действия, исполнители-персонажи, мотив неряяивания-украшиваная персонаже*!, маска ("изуродование лица"), диалогическая речь, зритель, дающий стимул исполнительскому з$$ек\гу и т.д.
' В диссертации соответствующее место уделяетоя Празднику Бослоба", как иагическоЙ драме, связанной с животноводством. "Ёослоба" - это комплексный народный церемониал, посвященный божеству - хранителю кавотных. В нем мы видим магически-обрядовые в зрелищные действия,• влившиеся о бытовой реальностью и драмагаческ^й словесноотЫО.Дэйотвиэ прояоходпт у очега, перед ужиной. Окот от своего жилища "видят" имитацию супружеских отношения, которая сопровождается обрядово-ыагаческим диалогом. Разагравветая сексуальный акт. Цель действия - завоевать оерд-цв боиествэ, чтобы меаду животными произошло тохачтоимежду супругами, в.этим способствовать размножению окота и семейному благополучию, ¿¡олв в "Лазарева" внимание преимущественно уделяется диалогу, здеоь слово и действие "пользуются" равным правом. В "Лазароба" диалог является ди$ирамбо-патетическим, где на выделялся вопросно-ответный момент-В "БослаГа", аиз.юг правда имеет магпческув нагрузку, но он очень близок к обнчноП разговорной речи. Чувствуется, что диетическое слово
от хорового переходит к ступени диалога.
Образцом внутридромышленноЗ магической драмы в работе представлено ыегрельоков народное вовогодвее деяние "Хехуддоба", которое исполняется в кузнице и словами и деяниями отражало куз-нечеотво: имитацию ковка, отрогааия, молитву авятому Соломону.
На пути развития народной драш валсную роль сыграла обрядовая драма. В грузинской фольклористика накопился достаточный соответствующий материал. В диссертации значительный отрезок уделяется этому впечатлительному участку драматического творчества. Из богатого репертуара обрядовой драмы ввимание заоотрено на типичном, выделится два вида обрядовой драмы - календарная и не календарная. Характерной чертой парного считаем мифологическое, духовное содержание ритуального действия, второго -гражданский, бытовой,- хозяйственный характер. Образцом календарной обрядовой драмы сванскоа новогоднее действие "Зомха",которое рассматривается в соответствии с новогодними церемониалами других краев, установлен драматический характер действия (диалог, выразительность меота, народная "режиссура", персона-жи-испоянителп и т.д.). Из репертуара некзлендзрной обрядовой Драмы наследована свадьба. Изучены народные свадебные дейотвия типа пьес: месхетско-даавахетская "Саничари", адкарское "Ьада-ко" и "встреча с зятем", ингилойская "Иончроба" и другие. Кая-дая из этих драм носит комедийный характер.
В диссертации выделяется один пз участков обрядовой драж-плач, как исток народной трагедии. Установлены равные грузинские понятия трагедии - "Годеба", ":.1откма". Их, как канровнх явлений, обусловливает беда, горэ, несчастье, вызванное смертью. Так-се указывается, что "Мотив" (причитание) являетоя выражением словесного творчества излишней радости, возбуждения, В при-
, ... - 16 -• читаная оплакивают не только умершего, о причитанием обращаются иногда и к извым. Для иллюотрацйи автор приводит причитания Придона об Автандиле, вызванное радостью встречи ("Витязь в тигровой шкуре"). По каким признакам считается причитание драмой трагического жанра? В труде даетоя такой ответ: I. Причитание является словеано-музыкальной речью публичного йсполненпя. 2. Во время его исполнения происходит антифоничеа-ков прикосновение, вшштае = вызов партнёра, что речи придает характер диалога.3. Текст причитания обладает утонченной, красноречивой, возвышенной речью. 4,Несмотря на экспромтно-имитационный характер, оно строится на традиционном тексте в произносится публично. 5. Учтены моменты образного мышления (жео^ы, мимика, движение, пластика и др.). В диссертации рассмотрены отдельные памятники причитания, кап маленькие трагедии: хевсурское "Адзрахеба", гурийский "Хмит тирили", имеретинские "Гамотарилн", мегрельокий "Твалуа" и др. Классическим образцом ".аяра причитания рассматривается тушский "Далай" -уникум грузинской Доэтико-драизтпчесдоЛ гении.
В числе. обрядовой драш заслуживают внимания миотерические дейотвия. Особенно отмечается ованская "Гвтаебата корцанеба" и мегрельская "Ия-патонеби", где богослунительный церемониал представлен, как действие полное эотетизмвм о атрибутами драмы, с соответствующей вербальной частью.
В третьей главе рассматривается вопрос о "бытовых церемониалах и оивкретизме искусства". Отмечается, что в обрядовых синкретических действиях выдвинулись бытовые сцены. В гру.'шге-ком фольклоре существуют "чяото" бытовые церемониалы, в которых явно видна |актура драмы. Останавливаемся на двух памяти;!-
ках - ованокий "Иахв шио арчева" ихевскнй "Саман оаяуди",
Выбор махвш (главы -Хеш) является публично-зрелищным действием. Наблюдение над материалом дает возммсяооть заключить, что оно бытовое документальное представление, в которых действуют лица - "персонажи", для действия которых специально выбирают площадь - Свапа. Чувствуется гладкий, впечатлительный диалог, штрихи жестикуляции, реквизиты. Следует отметить, что действие происходит "от лида говорящего". Одним словом, битовые моменты оомысливаются драматвческо-оишфетпчесюша картинами.
Более масштабным кажется представление "Саман сакудп". Это противоположный церемониал места, узаконенной в быту горцев, идея которого - прекращение братоубийотва, установление мира и укрепление обороноспособности страны. "Саман-сакуди", в отличии от вышерасомотренаых синкретических драм, своим возвышенным смыалом, впечатлительной речью оставляет впечатление полноценного художественного памятника. Незабываемые образы создают исполнители - Гага, Мебука, .предводитель, представители враждующих сторон. Возвышена и картина поломка орукия а закапывания в землю, чтобы отныне поставить точку воякой врзаде мозду братьями. - ■
Четвертая глава полностьо посвящается непосредственно "первоначальному синкретизму искусства", который в основном представлен хороводческям отроем. Пояоняется, что я хороводчеоннй строЗ со своим содержанием и целепоотановкой является магическим, об-, рядович и, в какой-то степени,явлением мнстерического характере. •. То обстоятельство, что оно не сливается с каким-либо трудоЕНМ процессом или обрядовым церемониалом, придает ему самобытность. Ета самобытность обуславливается несколькими факторам«, на них выделяются: архитектоническая фактура, ммрико-рвтмачеокая ■■
оистема, музыкально-словесная и хореографическая утонченность, о иополнятельскиЯ уровень, ясность образного мышления. По этим качествам его можно считать шагом вперед, по-оравненис с трудовыми, магическо-обрядовыми, бытовыми действиями. Хороводческий строй -..это синкретическая сущнооть пока еще неотделимых отраслей иокусотва, где на протяжении тысячелетия на основе органического олидния о первобытным "эстетическим законом" развиваются архнтивн художественного творчества (иокусотва): музыка, песня-танец, словесность, живопись (маска) и др. Поэтому хороводческий строй является Своаобразным драматическим явлением в широком свдоле этого слова. В нем подразумевается общность всех кудожеотвеано-эотетических ныоансов, раооказа, напева, звука, олова, ^разы, предмета, движения, переметенного со зрелищными действиями» Но поскольку драма, как разновидность, имеет свое конкретное лицо, в хороводчеоком строе обязательно угадывается процеоо ее культивирования. В диссертации приводятся несколько образцов хороводческой драш ("Корцилио сямгера", "Ыагла мтас ыодга", "Амиран", "Калтацаоба", "Перхиса", "Цинамдзгола", "Иаво Курыао", "Чечвио нади" и др.), анализ которых показал, что в хороводческ'йм строе за первоначальным однохоровым действием последовало двухоровое действие, более активное действие обеих сторон, хоровой (речетативныЯ) сказ-ответ, фразы-повторения,
и
в таете ответ хором, ответно-вопросная форма и возникновение главного явления словесного искусства - рассказа, сюжета.То-есть на хороводческой стадии действия проявились основные черты драмы - активное действие, диалог, рассказ, который характеризуется только общностью. А индивидуальные,начала (сказптоль, корифей) пока еще не видны.
В этой последуощей чаоти показано разрушение хорового, синкретизма. От хорового строя отделяется полустрой, который замечался уже в трудовом процессе ("Надури"), Выделение в хоре полустроя способствовало появлению в коллективе, личности индивидуального оказителя - исполнителя, с чего и нечияаетоя новый этап в историческом развитии словесной культура.
В представленных материалах трудового магически-обрядового и хорового отроя первоначальными авторамг-яополничелями музн-калыю-словесных речей являютоя хори,-иными словами на арене "коллективный сказитель". Первое время он действует в однохоро-вом строе о одивардым оловом, потом в двухоровом составе - двусторонним оловом подустроя, т.е. индивидуальные напала сказителя растворены в коллективном сказителе. Отличаем ступени, где выявляются однохоровой "коллективный сказитель" и дзухоровой "коллективный сказитель". На этих впоследствии появляется эка*>_ промтный сочинптель-оказитель, который постепенно становится ведущим, принимает лицо исполнителя главной роли в драме. Отныне шлифуется а слово. Действия развиваются тек, что в гюлу-строях появляются и собственные сказителя и олопеояо-музикаль-ннй диалог проводится уя:е не между хорами, а «ежду индивидами, т.е. подготавливается почва сказителя - "действующему липу оказания", сказителю-сочинителю мелодии, сказителю-вйдуцому действия (который придает тон), сказителю-исполнителю (артисту, певцу), сказителп-персоиаку драмы.
Это значит, что хороводческий строй способствовал появлении главной черты дремы, как одной из разновидностей худо,гест репной олопосростд. По осмояшти вышесказанного в работе отчсчрртоя: Л.тп 'шисать процессы-коллективного труда , битовые-цереноняч-
лы, миотерические дейотвия и хороводческий отрой о точной по- ■
1
ожедовательноотью, то можно определить: начинающего (оказите-ля), цродол&ателя-иополнителя (ответчика),исполнительское место, движения и наряды исполнителей, текст действующих (слово, фразу-, стих) и т.д. Вследствие этого, несмотря на техническое вмешательство, можно реконструировать фольклорный памятник, кбторый авторош'иывнуетоя оишдретической драмой. А это значит, ч$о драматическое творчество, по шенгда автора начинается там, где подготовилась почва-для эстетически упорядоченных действий, узаконенных традициями (трудовые процессы, ритуалы, церемониалы, хороводы)" (стр.236-237).
В диссертации перечислены те элементы народной драмы, которые возникли на основании оиикретпчеоких отношений и, определила архнтип драмы: архитектонику, композиционные контуры, диалоги, монологи, сюжеты, ыир персонажеД, ремарку, маску, импуль-оы образного мышления и т.д.
Развитая, завершенная ступень синкретической драмы, - это драма, предотавляющая художественный феномен. Об этом идет речь в пятой главе диссертации - "Драма, - как род художественной словесности".
В отдельных главах диссертационного труда неоднократно указано, что на определенной ступени развития быта в синкретно-драматических зрелищах постепенно начинает возникать "художест-венно-зрзыатические начала". В названной главе автор старается представить особенности и разнородности драмы. Ставится вопрос: чем отличается санкретичеокоя драма от "художественного", драма-тичзского творчества? Разница во-первых, состоит в тон, что синкретическая драма - пто одно целое. Панорамное зрелшце Г,1нэ^"г "малгигади", "дазаробэ", свадьба",, "джароба", новн£ год,
хороводческяе церемониалы и г.д.), а драма, как художеотаенное явление, это зародившееся в народных зрелищах, а возникшее и постепенно культивированное художественно-эстетическое явление, которое в синкретических действия« приобретает признака пьесы и, высвободившись от синкретико-утвлираряой "монополии'*, продолжает оамостоятельное развитие, В синкретической драме дело имеем о олицетворением, о неопознанными, сверхъестественными силами (божество, культ), а в "художественной" драме, как в явлении искусства, оживают чувотвательно-конкретнае персонажи,
В диссертации подчеркивается то обстоятельство, что в синкретической драм? словесная чаать не доминирует, она воспринимается в единстве о музыкально-хореографической фактурой. В драме, как в единице искусства, вместо праеча фразы и приема -продолжения, выделяется диалог - "разговор в стихах", который представляет собой, уже обычную разговорную речь. Его цель заключается не в выпрашивании добра у Всевышнего (утилитаризм) или в благодетельствовании, в эстетическом воздействии на чело-ка (зрителя). Если раньше мы дело имели с аграрно-хозяйотвенной, магически-обрядовой, хороводо-драматическими действиями, на последующем этапе действия, возникшие на их базе "установились? как театральное искусство" (ВЛСогетншвилн), произошло их высвобождение от культа, т.е.^художественное зарождение" (Веселовскай). Вместе с высвобождением от культа, в действиях заметно возникновение повествовательного фольклора (Ыелетпиокяй), и этим начинается отраслевая дифференциация драмы, выделяются драмы разных • видов; в частности, такие, как панто^минная, музыкальная, хореографическая, кукольная, о также драматическая поэзая-. Они вое вмеоте подготовили почву для спеця{:ичеакой разновидности драмы -словесной драмы. В диссертационной работе последовательно рос-
смогрвваются вое вышеуказанные разновидности драмы.
Выявляется внесенный в формирование словеоной драмы вклад . каждой развовидноотЧ^. В этом отношении заслуживает внимания "музыкальная драма", в частности, ее конкретные памятники -мегрельское "Барашв Мергеля", кобулетское "Шаарша дадага", хев-сурокое "Шемгероба" и овааское "Щаара", в которых доминирует музыкальная сторона, но тон которой определяет слово (стих). Тоже оамое можно оказать и.о памятниках хореографической драмы ("Калтацаоба", "Чагуна", '"Зецас викав" и другие).
, В данной главе важное место отводится "драматической поэзии". Здесь по отдельности представляется и разбираетоя драматическое стихотворение, драматическая баллада и драматическая поэма.
• Драматическое стихотворение отнесено к тем поэтическим единицам, которые отличаются сценической композицией, архитектоникой, диалогическим текстом, т.е. к таким, как например, "Ситквио.моч-ра", "Китхва-мигаба", "Кепия", "Лексит нирза" (меврзль'окое), спор в стахах (гурийское), капия=откумалу (лазское) и т.д.
Подобные композиции содержатся в драматических балладах, в которых драматизм проявляется теми же признаками, как в драмата-' ческом стихе, но здеоь, стих,по словам В.Котетишвили,является 'исполненными действиями", длинным и сюлетнкм, который характеризуется изложением маленького рассказа. Классическим примером сказанного объявляется баллада-трагедия "Сизмари". В качестве драматических баллад рассматриваются а такие фольклорные памятники, как "Иецхварис сиквдили", "Пплао цхена", '"'гвделис сизмари" и друга е. В диссертации акцент переносится на "Ыецхварис сиквдили", как на типичном образце; выделяются такие составные чаоти, как диалог, рассказ, пролог, исполнительский характер.
В диссертации особое внимание уделяется народно-драматической поэме. Это эпи]:ческое стихотворение для "исполнения в действиях". В качестве образцов приводятся сочинения; распространенные в виде "Кал-важиаяоба", "Важика да Хварамз?, "Рогов Шечерди ерт цама", а также "Джему", памятник* построенный на социальных отношениях.
В диссертации дается подробный анализ драматической поэмы "Гоеов шечерди эрт цама", на примерз которой показана специфика драматической поэмы.
В последней и глэвно!) части диссертации, в шестой главе -"Словесная драма", подытоживаются результата исследования, излагается оуть словесной драмы.
Для установления народной драмы, как разновидной самобытности препятствием является то обстоятельство, что затрудняется отделение друг от друга народной драны и народного театра. В целях рядах учебников по фольклористике народная драча отождествляется с народным театром, что, естественно, требует разграничения. Иногда к народной драме подходят приемами литературной драмы, и ото естественно приводит к желаемым результатам, хотя следует отметить и то, что ошибочным было бы и отрицание взаимности народной драмы и нарооного театра, а также, народной драмы и литературной драмы, поскольку эти явления искусства друг с другом связаны органически.
В диссертации рассмотрена проемы ело гадской лр.зны, даны попытки установления ее специфика. Согласно весьма обдай дефиниции драмы, она означает действие. 1>ез действия не существует художественного произведения вообие, в частности, не существует эпике. Б рассказе, романе, сказке, в сказсниях деГ.отвпе преподносится ~,рззо;:. Дра-атяческоэ дзЛствгл является более реальной.
Здесь вместе о действиями, преподнесенными фразой, наличествуют действия совместно с зрелищными импульсами. Ораза а зрелище здесь сливаются воединно. В драме действие является зримой , • ■ (легко заметной), живым процессом, в рроза - нет, поэтому обязательным специфическим признанием нормальной драмы автор считает зримое словесно-зрелищное действие. •
В диссертации специально подчеркивается то обстоятельство, что драматическое сочинение, является и музыкальным произведением. Это такое искусство, которое требует публичного исполнения. Исполнение дня драмы, пак й для музыкального произведения, является фэркой существования. Народная Драма без исполнения осталаоь бы в плоскости памяти, или-же перенесенной на бумагу. Сказку, стихотворение, оказание можно записать, прочесть и воспринять, как произведение искусства, чтение записей народной драмы также неэффективно, как и чтение нот без исполнения.,
В итоге, реализация действия публичным исполнением является специфической особенноствднародной драмы.
В диссертационном труде одним из решающих признаков качественности драмы признзется драматическое слово, без которой и говорить излишне о словесной драме. Чем отличается слово драмы от лирико-эпического слова? Эпика обусловлена повествование!.!, дрема - диалогом, репликой, ремаркой. Слово, используемое в драме, содержит импульсы, вызывает в исполнителе жест, мимику, изменчивость тональности голоса, соответствующе движения.
■Ъ процессе установления специфики драмы подчеркиваются.и ' другие признаки: переустановка действия, публичность, отношения исполнителя и зрителя.-ото последнее в' диссертации рассматривается на цолтом уровне , так как содержание народной драмы 'В качество исполнения с'самого начала во многом-зависело- от зрителя.
Неодинаковая функция возлагается на зрителя народной драмы И зрителя литературной драмы. На всех ступенях развития народной драмы хорошо видно, что зритель--- активный участник действия -зрелища. Он своим оуфлеротвом всерда придавал и придает тон г.в-.;:;.. ролнительокой эффективности, делу обработки и шлифовки текста.
Зритель каким-то образом соучастник творения народной драмы,он создает импровизированные моменты. Зритель, часто не отделяется от демонстрирования драмы. Названные моменты при исполнении литературной драмы не доминируют.
Словесная драма отличается поэтико-жанровыми особенностями. Об этом говорится в подглаве работы - "Поэтические особенности народной драмы". Поэтика народной драмы создавалась на протяжении длительною периода. Она возникла в синкретических зрелищах и развйвалэоь на последующих ступенях дремы. В диссертации проводится мысль об установлении того, какой должно была Снагь о самого начала структура, композиционное строение, дяалого-монолога-ческая структура словесной драмы. Обязательно заглядывать в глубину народного творчества, искать параллели между древнейлими и новозаписанными памятниками. Такие поиски обязательны, но создает препятствие то обстоятельство, что грузинские фольклорные записи имеем лияь только с девятнадцатого века, и для сравнения о ними древнейших фиксированных памятников народного репертуара нет. Единственный выход, лишь частично прояснивший ггот вопрос, это сравнение памятников грузинской народной драмы с дрвввсКтки иностранными образцами драмы и при помощи сравнительно-историчсс-кого метода, приблизительно, восстановление первоначальной типологической и структурно-композиционно;! картины народной драмы. Первая попытка этого дается в предлагаемой дпгозг.гацлц, если но праг.'еа во вникание единственны:; о луча:'; - орввгвняя грузинского
хороводческого строя с гречеокой трагедией (Д.Джанелидзе, Народные начала грузинского театра, 1948. стр. 197). В диссертационном труде анализируется древнеегипетский памятник "Надпись Шабакского к-мня", который з грузинский научный оборот вводится впервые. Для сравнения приводятся также древнегреческие и японс;-кае примеры.
"Надпись Шабакского камня", которая внесена в сборник Г.Иуккера (Sie ро£ i't i л с ße Leßrte von mempf!^,
A&ß. olei pteu-ЛЛ. ocUoL. Wha • , ße^ которую изучил грузинский исследователь Ш'.Хведелйдзе (Кавказско-восточный сборник, У1-1900, стр.20), является уникумом, точнее, вариантом драматургического образца древнейшего мира. Ото модель архаической драмы, которая несмотря на текстуальные недостатки, может сыграть роль первоисточника как материала в сравнительных наследованиях. ij диссертации полностью приводится грузинский переврд памятника и оценки, высказанные исследователями (Г.Цун-кер, Г.^ермен, ИДведелидзе, .Трестед). диссертан, опираясь на соображения указанных исследователе;!, пытается выявить древ-шейж'о типологическое псрволицо дремы. Автор диссертационного . труда в древнейшей египетской драме обнаружил несколько штрихов, которые создают ядро драмы. Uro обращение, слово ведущего, повествование, персонал. Обращение похоке на односторонний диалог, чувствуется и "сценические указ-лш»" (К.оете). одесь дил-кно быть, Vau пройдена стакая хорового действия, тук хоровая часть не Действует, зато чувствуется какая-то "¡'»алогическая часть", а такте обычный для антично:: щами а ген - один и'з основных феноменов драмы, Хотя персонажи дрсаа (ГеСи, Гарус, Сета) не спорят мв*ДУ собой, но в обращениях главного героя Гебы и в его поваде-няи чувствуются элементы беспокойства, спора, внутренней борьбы
•(агона), тут-ке читаются отблески эпизодов, характерные для греческой драмы. В драматическом организме прочно сидит речь рассказчика, которая, видно, раньше считалась функцией хора, древнеегипетская драма, которая является образцом 3000 летней давности, не перегружена ритуальными и церемониальными пластами. Паямтник является типологическим архатипом драмы, в частности, словесной драмы. В диссертации поясняется, что в развитии словесной драмы следует выделить две ступени: первая - когда главной .движущей силой драмы является хор и второе, когда "хоровая чаоть" драмы постепенно слабеет, тускнеет, в конце концов исчезает ("Надпись Шебекского камня" должна означать вторую ступень). ¡.!еото хоровой части занимает "диалогическая частв" индивидов (сказателей).
В диссертации допущена предпосылка. 3 труде дается оппспиач архатектонико-композпиионной модели архаической драмы и создант■ ся база для его сравнения с со мятникам;! грузинской словесно;'! драмы. Ко мнению диссертанта, архптип драмы создают следующие компоненты: хор, корифене (ведущий), парадос (пролог), эпилог, агон, чередование эпизодов, стасшлы, повествование, парабаза, на BTopoiî ступени модель несколько ограничена, пэ компонентов драмы на передний план выдвигается повествование (сияет), пролог, корирэво (артист), диалог, агон, хор, эпилог. Us видны стасамы; Эпизоды изменены "выходами"; ограничена хоровая часть и т.д.
Подобные структуры замечаются у потоков драматического творчества других древних народов. Иртктгли сличения - гравч^ип!, драматических памятников разных народов, разумзэтоя, пмечт ого* грахдаяатвз;:яесть. 6 длеевртзцг.оптк труде сп'.щ-ально почрззиа кортчкв эзэккютроязнвД дрезнеявоиско;: п провз^гроческоЯ
которой посвятили свои исследования австрийский ученый А.Леокий, японские исследователи Дзе.иаро Ток в Ринсио Такебе. Результаты их исследований подытожил Ал.Алзксидзе в своем труде "Вопросы 1 анаичной драны" (Обозреватель, 6-9, 1972); выяснилось, что в японских но-драмвх наподобие греческих драм, такке ныделяатся типологически близкие драматические компоненты. Ь диссертации рассмотрены вопрооы взаимоотношения названных компонентов. После этих методологических предпосылок в диссертации даетс/j картина сравнения архитипов грузинской и иностранных драм. Ври сравне- ; нии были использованы конкретные сочинения {древнегреческие, грузинские), подробно исследованы те аналогичные композиционные штрихи-мотивы, при помочи которых выявилась типологическая близость драм, созданных разными народами в разные эпохи.
Грузинская драма - "Метхвар Маре" до наших дней сохранила ■ компоненты, подобные античной драме:
I. Ьпизод - встреча охотника и волка, который начинается ; прологом (парадос). Хор сообщает пениеá, что счастливый охотник в ложбине столкнется с полком, который, оказывается, похи-' тил младенца. Начинается диалог между охотником и волком. lop ; поет о том, как отобрал охотник у химика ройенка.
И Ьпазод - встреча охотника с Даля, потерявшее младенца, ¿налог между охотников и богине!:, чему следует партия (песня) хора о Дали - как она своими золотыми косами помогло подняться на скалу оперва своему ребенку," а поток охотнику. Здесь же по- • является бог - Апсат. ,-а этом 11 эпизод заканчивается. . ;
IL эпизод - диалог потерн (Дали) и Ana эта. Хор поет о том, , что Дали показывает Anca ту охотника, спрятег.жго в тург.еЕ - шерсти.
1У эпизод - диалог между Апсатои; и охотником.
В финале ожидается эксодос (эпилог). Он сохранен во второй драме - "Монадире Чорла" - Святой Гиоргий награкдрет турами охотника (Чорла), которого наказала дали. Действие кончается пением хора. Хор благословит охотника.
В диссертации .сравнивается АРама совершенно нового парном "Зъиаьа ЛобасаниЛзе" с античными памятниками. Тысячелетия отделяют "Звиада Лобжанкдзе" от древнеегипетского, древнегреческого, древнеяпонского драматического творчества, но налицо 'прочность традиции первоисточников драматургического творчества. "Свяад Лобжанг.дзе" построена, приблизительно законами античной драмы. В драма новыми являются тема (Истребление Арешпдзе), идея, исторические персонажи, стих и т.д. Архаичес-
ки смотрится только строение сочинения, модель, строй драмы, что я обусловливает пролог, эпилог, эпизоды. Не видны только отасимн и просол - экйолос.
В грузинском £ольклоре существуют памятники, в частности, "Амиранис Перхуля", где выявляются другие компоненты драмы. Например, отношения хора и кори^евса, диалог пррго/о и второго кори.ровса и т.д. Дело в том, что горс^евсы исполняют ролл и не представляют самих себя. Первый кори^евс представляет Амнряна, второ;; - Дева. В драме "Амиранио пзрхунй' отчетливо зиднн ступени развития, - кори£ево не подчкнязтея хору, четко предстаплева "диалогическая часть", чувствуется и огон.
Очевидно, для грузинской Hapomoi: драмы Сила характернз архитектонике, ко.чпозгшкя, езготяоя очоваглссть зргзвчеоко!-пра.гн.
D это." же главе дпссертацг.оягого труда п.-стопдепа проЛлакп гягоря - нэч;:-ал:'ЛГ0 = артиста.
Исходной точкой драмы был хор. В хоре выделялся начинающий (корявей). На определенном этапе развития хоровой пеони зародилось действие, что является основным элементом драмы; корифей (ведущим-начинающим был первоначально автор (предшественник драматурга), который в слиянии с хором должен был "ставать" ' дейотвае хора, сначала так, чтобы не было видно его вклада и , весь его "творческий потенциал" сливался с коллективными (хоровыми) деяниями. Потом наступил этап отделения начинающего и в "постановке" действия хора становится необходимым проявление мастерства индивида. В хоре этим индивидом был только начинающий (автор), т.е. в авторе (начипаицем-корифе) зародился артист, мы получили индивида-феномена, отделенного от хора, т.е. автора-артиста. В античьоИ драматургии такой личностью считается Теспид, который,,создавая свои Трагедии, сам же выступал артистом в собв ственных трагедиях.
Внутренняя качественная эволюция драш потребовала ответчика-исполнителя,т.е. второго артиста. Этот второй артист был уже не автор. В драме появилась вторая личность, которой было поручено только исполнение роли. Получился исполнитель самостоятельного типа - "настоящий", независимый артист.
Этот процесс показан во ъоеобщсй истории развития античной драмы. То же самое замечается в материалах грузинской драмы. Мы, в этом отношении дело имеем в каком-то роде о оригинальность«). Начинающий-исполнитель в начале смотрятся вроде-бы в слиянии с корифеем ("Лмирзнис перхули"), потом он под диктовку корифея и-хора начинает пополнять роль без слов, пантомимически (для иллюстрации этого голого:,чгя в диссертации специально рассмотрены памятники грузинской городиоК дрощ - "Лаэароба", "Датвобка", "Тугвигте", "Шавлего"). А не следующем .оггпе артист "заговори-
иэетоя", он из беословгсного исполнения переходит яа "словесные дейотвия" ("Дзабрале"). Наконец он Армируется в том понятии, каков приемлем для сегодняшнего драматического искусства.
Проведены гппологичеокге параллели. Няпиопэлыше драим тургч-ческие "структуры" доказывают, что развитие грузинокой дремы является органической часть« мирового творческого процесса.
В диооертэции подчеркивается то обстоятельство, что грузинской словесной драме, гражданственность придает поэтика, которая в своем фокусе охватывает художественные даяние многообразных зрелищных явлений - особенно, пантомимических, музыкальных, хореографических дрэм и основные качества драматической поэзии и "словаоные действия" представляют зрелища кяк движущую салу, торгвнйчеокоЗ общности fакторов драм!/, то проявляется в эстетической ¡ункнионалыюсти действия (ви'зсто обрядово-утитш-тчрного назначения, осязательной для синкретической дрями), тшавг.п образам (вместо приролчнх сил и дя^лрзмбп-рптузлммгч характера культбохеотва), 9nmK«-p93rep9p4w дня юг»-тощгогч (вм°ото хоровых вертяЯ я яврйэльно-орягорин* от»<>гов сг.ажт«-ле1); здесь ке подрчзум,1?!,яг«,я порпстловчнае п посгрс^тше вя coteте действие, сцевпччпкая ц8Лэичлря|м«шость сл"вэ, пчпртяп-зационное преобразование, здоитон'Ш'Нозт^ речи, внешняя и чнут-реяпвя ясяояякгчлкжяе преобразования, а гакгз tornees тоачеп-ция (ячзото содержания обряцових ч культоолуженпч) и corma ль-ное оо"нсл9ВИ9 дейстэпя. Обогасрнчоз таг.ог слеилрикой зрзллчрт уче не похояе яя сиЕгретпчэскяе дчЛотвпч я является родом дудо-ярствечно!' словесности.
Ü дг.спертзг'яи поолзяумо«! гя-шнеки гртгито«яст8 народа с3 тррдеггп, ко-лдяя и собственно драпы.
- 32 - .........
Генетические корна грузинской народной трагедии, как указано вша, зародились в трудовых процессах (Нтиблуреби), в траурных обрядовых церемониалах в ДОСТИГЛИ ХУАОУестве,ИНОГО С/ОЭер-ШЕ-НС-таа в хороэодческах дайогваях. Большинство памятников, народной трагедии хороводческого исполнения. Некоторые относятся к циклу "воспоминаний" ("Цосагонари"). При подборе словесной трагедии критерий один - памятник прошел обрядовую (траурную) отадаю и ему придается эстетическая ценность, необходимая для художественного произведения.
Автор диссертация к словесным драмам относит те памятники, которые грузинские фольклористы очитают трагедиями, например, сванские "Аслзн Мурза", "Бирыузела", "Джаращдук да Аидархав" и другие. 3 труде исследован памятник типичной драмы "Джаращдук да Авдзрхан", В названном оочинении выделены типологические компоненты: эпизоды, пролог-эпилог, текст ведущего, обращение, диалог, монолог. Подчеркиваема некоторая ре„пшисцевция еги« пзтского "Шайакского камня", что выражается б том, что в текста высказываниями сказателя отмечается а выделяется "диалогическая часть".
Автор диссертации специально заостряет внимание на главной фигуре драмы - ведущего (сказитель, корифей) повествования, который в названной трагедии начинает, продолжает и заканчивает действие. Он заменяет хор, а это указывает на то, что в данном случае в драме хор является пройденной стадией. Поэтому в произведении на видно "хоровой частя". В труде указывается,что сказитель-начинающий синкретической драмы от сказителя - начинающего словесной драмы отличается функцией в отношении к генеральной лш.ии действия. -В сказителе синкретической драмы собрмны функции автора сказчтеля, исполнителя. Он а чтив-
- 33 -
)шй учаотник диалога. В оловеоыой драме сказитель является конкратшм лицом, роль его иэ мзоитабна, он не вкдачаетая в '■ диалог персонажей я выступает в ролл "пояснителя". Исследователи (А.ЛГэоки, А.Алексидзе) главным комповеитом драга очитэот термин "пояснатель". Это обстоятельство хороио чувствуется в "Джаравдук и Ащдархане".
В дяасертационно.ч труде такими трагедиями автор считает "Бегал", "Гиваргала", "Вицбал и Мацбил" и другие, драматичен-Кая модель которых почти т^ге, что "Джаращдук и Авдархана", ; ордержание также социально-трагическое.
Словесная драма, как художественно-словесный ряд, достигла совершенства в комедийном яяяре. В этом отношении в грузинокой фольклорнстпце имеется достаточный материал. Еще со времен Аристофане задачей комедии считалось "вызвать смех". В грузинкой действительности ¡мировые штрихи комедии выявились еще в Трудовом сиччрэпэмз (лазское "надури"), а в обрлдово-оинкре-тичесжих зрелищах у«е дело имеем о культивированными сцечзчч ("Палпко", "Хумзрп", "Дззбрале", "Калтзцаоба", "Датвобпя" * т.п.), которые подготовили почву словесной комедии как токовой.
В диос-зртацйи подчеркивается то обстоятельство, что после высвобождения дрзми от синкретической клетки, в жанровом развитии прослеживается дав главных периода - начальная стадия п развитая ступень, К начальному периоду комедии отнооятоя пэмяг-никя, которые по драматическому строение оставляют впечатление совершенства, во с точки зрения персонажного'пира представляет оАик той ступени, когда в искусств'! еке не фигурировал челогег, В тачпх памятниках действия приписывались животным и птипяч, чаче як маокем. В репертуаре развитого периода (вторая отупэнъ) у*э вчдгя ч°пиэк со свочмк отреегч'/га и п?режлвэш:ч'де.
'В диооертвциа по этому порядку разложены а рассмотрена образцы комедии, что дает возможность взглянуть каким-то хронологическим взглядом на историю грузинской народной комедии.
В диооертации в виде типичных памятников приведено в ио-одедовано неоколько образцов, которые сгруппированы в трех частях. Первая, когда в роли персонахой доминирует животные » ; птицы ("Коробая", "Шинкобия"), вторая - животные а лддн вмеоте ("Берикаоба"), и третья - только люди ("Ачи-баба", "Кееноба" и другие).
Образцом первого (начального) периода народной комедии аз-' тор считает "Коробия", которая сохранилась только в детоких ( играх, lio мнение Э.Тейлора, в детоких играх представлены древ-; нейшие ступени истории детского поколения человечества. По мнению ¡'.Плеханова, детские игры театрально представляют жизнь ; взрослых. "Коробия" сегодня считается совершенной фольклорной ■ пьесой, которая сохранила пережитка древних зрелищ (олицетво- i р'ение божественной птицы, ворожптельные деяния для обезврежу- ; вания хищной1 птицы).
; На первоначальной стадии это зрилкще было обрядовым действием, теперь оно художественное сочинение, народная комедия, ' которая имеет сюжет, персонажей (наседку; ястреба, цыплят) и делится на неоколько картин. £ тексте комические ситуации менее ощутимы, если не принять во внимание обман ястреба. Произведение комедийным можно считать только по тому обстоятельству, что исполнителями ролей наседки, ястреба и цыплят являются люди, j Они разговаривают голосом иаоедки, ястреба и цыплят, что соз- í дает кочиам "речи", «сполнулели не только голосом подражают . : птацам (ция, ция, чу, изкн), но и движениями. Это уже является подражание» речи и поведения. Значит, "Коробия" является дра-
мой подражательного характера. Именно в подражании состоит оуть комизма сочинения. Прдражание, обычно, считается малым драматическим жанром, но как видим, оно, окэз'нвэгтая, имеет Еирокоо попращо.
"Коробия" интересная народная комедия, которая отображает начальную стадию оловесной драмы.
Развитую стадию грузшской народной комедии представляют популярные памятники менгрельского фольклорного быта "11:мнкп'бил' я "Ачи-баба", в этой последней уже участвуют люди.
В иогории развития народной комедии, в частности, грузам-> кой фольклорной драмы, значительную роль сыграла "Берикаоба"-1. Она является плодотворным очагом оценичесжой фольклорной (ело-вёоной) импровизации. Из "Поэтики" Аристотеля изяяотно, что "поскольку талант подражания дан ним природой... постольку тп. которые о самого иачплз не скрывали зто учение, постепенно раявнли первые поэтические рмпровязппи«... Ночйл» трагедии, ТЧК, К9К конидии - импровнзлция".
"Б^рикг обо" со своими импровиязпипчп во многом повлрчг.я на совершенны?! комедийный жанр. Она ополобеттюлала сочинении, отшли^овэнйг, культивнрорячич напорной пцрик -- "(¡чберинч)". рпп ■питанию и выведение на публичную арчиу нг-родин* ярторор-лрчмч» тургоя ч исполнителей ("Ьчраки"), создан;® драматургической вародвоЯ музыки "Берпяули'1 (даже янработчлч оп?П''«льну|> КОТОРУЮ Н9ЯЫР9ЛЧ "берИГУЛИ" ) , упрочнипп TpTRtlpn НЯГПЗНО« P9RI5-?-сурн (ЗрОЛЯЦРМ руководиЯВ В рчэвоо в1''?'!я ряянне Л"ДП, - "..ertt-яц HHíi нтчреи", е^ь'1, "берпковедуцип", онч оппедитт почт.
J) jljlv;шешдзе. Н^рзпняе начала i туринского театра, гшу.
ватствующах исполнителе!!, обращались, давали предложения кого . и что сделать бернкацд). Кроме вышеперечисленных комедийных худоаествеаыо-астетвчесяЕх слов-понятий драматические традиции Берикаоба выработали словз-выракеная, которые обладают эстета-, ко-познавзтельной силой в истории грузинской драмы и являмоя отблеском теоретического масленая. Такими считаются: "Сахнова", "Ыруд-сныгера", "Чваиада", "Мацикари" а другие,
Верики обладали и определенным иг)анеитшш восприятием, обобщения образа. На одном представлении присутствовал царь ИраклиЕ. Оказывается еыу очень понравилось предотав^еиае и он сказал Берике: "Кто ты такой?" Берика ответил" "Я тог!" Царь опять спросил: "Кто ты?" "Я этот!" - ответил. Царь третий раз спросил: "Кто же ты?" а Берика опять ответил: "Я и тот и этот"*.
Интерео вызывает берико-комсдийная драма "Ачк-бабз", . В "Мв-бабе" дело имев: со сценой - пацхой (избой), сокрытой листьями. Ставит плотину и древнегреческое "сканз" на мегрельских зрелищных должно быть типологическим отражением древ-' нейишх драматически-театральных традиций, чем еще раз подчеркивается тр обстоятельство, что грузинская народная драка весьма архаична.
Эволюционные сдвиги в развитии драмы чувствуется в тзкйх . образцах, как например, "..'.амао-чвено", "Анцердзп", "Цспкобери", • "Кру", "Езтонебис даткреба", Эти и другие перечисленные здесь '■ пьесы стоят уже не развитой ступени по сравнении о такими драме-ми" кчв "дятвобпя", "Туг зиме", "Калтациобя" и другие, которые наполнены первобытность*) язычества.
; Надо ответить, что р развитии нацяояалыюго на родного театре » дракн значительную соль сн грана "л-рикаоба". Поэтому в кнкн-
I) Та^-лэ
ной и живой народной речи считают синонимами слопа-понятпя "Берикаобя" я "Комедия" (Д.Джанелчдзе).
Развития грузинской народной драмы значительно опосоОстяот • ло и древнейшее народное зрелище - кэрнпнал "Кееиобэ", котпро? евгп« искусством наряда, традицией иппользопчния реквизитов, масками, исполнительским мчстерстрок, обогатило художественный -инвентарь драматического перевоплощения. Он яе передал народной драче богатый опыт ситуационного комизма, но поскольку Кееноба было только импровизационным зрелищем, которое не имело никакого текста и словяоноЯ речи, постольку при рассмотрена оловесноЯ драмы (комедии) пэ обходим стороной.
В драме постепенно иччш'ярт нареотать битовые и соцпчльччч мотивы. Создаются комедии, построении? на конфликтах муча и женч, невестки я свекрова, вдовы и цворянлча: "Цаалдчдпмтчлиа-ня", "Т8вш°аахулч ноля" (заглавие уог.орное), "Д*эм»" к другп».
Ектоввд «отирн неровной дря»н или t-тлда, что я
внраззясоь в начрвнннх пьепх. Ксчтм ептгеппч (",:</ачу"), . налчшй коччз'д (вевастлз п^итроря-згоп п^оел что чо
вет кур), чоьппя рт»а (^рязз, окятчтеп чрмоуиэЯ wtiutn»-»?mrr^, *01«аэм поподенря ( "£, • •т'т"*}. Зтя обстоятельства зз'<?ча -"ч;ь п » епчгфетгггеско'" др?мч (Талого", "лтаери", "Сангччрв"), no ppeof obi тарактэриэуртоя хуло*;я^твэнпоП агабйльвпзтыв.
Дар^чэл врэмя (комегпя) веччс лрвэй тчпр. яя^пт
ярелппио» теорюетто ч отарзэтчя не -""Зедн.з^ь «го. И д'-'петгт^и"':' ут^ляетея вяатсчпя я соврекишич образца» нчрз'гв»'! т:о«*ляи,
кото?«;; внч!чч«т п'п'>г'3о п««?тяго? "ï'i'km дае?n.n,sn?fi4'' (кчсарряи Дуня), йгр одпч •rr'îjîpi'CBvy го''лрпЧ. JÎp'.!ne'reB"er!i) vJlcroviT!? и яопогттпч: язгь Л'-'-я, а?тгря îfrxv, owr ipr«, .ш»иг nr*.»
дп т,а е е о 7 г ^ , го^отяе1-1'?:'';"*, г!оеэди, ji"1"1^,! " то(';'тп"п.
- за -
В данном тексте хорошо видна интересная драматическая фак- : тура, впечатлительный в живой типаж.
"Лукас даоанлавеба" явно говорит о непрерывной линии града-; ции народного драматургического творчества, о ее жизнеспособности.
Некую трудность'создает поиск памятников собственно драмы., Собственно драмой следует считать такие сочинения, которые характеризует па]юс трагедии (без напряжения) и комедийное веселье. Она представляется,, если так можно сказать, как средняя' жанровая величина между трагедией и комедией. Памятники собственно драмы не должны характеризоваться на крайними переживаниями, на нелишним комизмом.
Типичным образцом сойствешю драмы принято считать тушское драматическое зрелище "Двдебио гакцева"^. В народной драма действуют первая мать, ее сын, невестка, вторая мать, ее сын, невестка, а такке судья.
Исполнение этой драмы имеет длительаув историю. Она связана о язцчеокшд праздником "Атекгенобз" и в ней используется древнейший метод наказания виновника - сажать виновника на осла.
"Дедебас гакцчва" в жанровом отноленли считается собственно драмрй, это обусловлено следую'»»»! обстоятельстваояздесь драматической является у ко заглавие - "¿еда с х-акцева". Основной па£ос памятника строится на жалости и сочувствии к мамам и на том отчаянии, что вызвано бездушие» невесток и инертностью сыновей.
Не смешна, а плачевна оача судебная сцена, диалоги тоже 1 не создают смеипой атиоезмрн. Серьезен к справедлив (а не смешен) приговор судьи. - 1) а.Ьаманадзе. Ьопроса нароциоЯ др«ш, 1961, стр.52 ;
; По архитектонике "Дедебнс гакцеза" - отшлифованное произведение. Лаконична, гибка и целеустремлен {.а речь персонажей. Чувствуется специфическая особенность народной драмы - творческое Iединс'твпо исполнителя и зрителя. На виду ремарка, реквизиты, драматическо-зрелищнне ситуации (побег, сопротивление, сажание. сыновей на осла).
XXX
Анализ основных аспектов зарождения, возникновения и культивирования фольклорной драмы показал, что этот род грузинского народного творчестве прошел долгий эволюционный путь и овоим назначением о раннего периода приобрел как социально-утилитарную, так и художественно-эстетическую ценность.
Наконец, надо подчеркнуть то обстоятальотво, что исслодопп ние народной драма нельзя вести изолчропаино. Она сволтл псторр ческичи норня'.'й, зтчпзмп ра?вптяп ч "0!">pti?30IS8 - разработке" (культивирование'!), во всем плрвплегте? со ncsavn рязнов-'^чо^ тгчй словесности (лирикой, эпосом) и п кчулым фольклор
ним жанром. Поэтому вполне естественно, в дг.ссортяцлп, ¡пряду " исследованием дрямы, впал вопрос наблюдения зч общегольклор-нн.чя проблема™. Вчгиш два вопроса - "песня-пенае" л "сказртечт-'
В труде акцентуируется, что синкретизм искусства выявилеч не только в зрзлегвднх процессах и действиях, но и в лингвистических феноменах. В трудя отгельной главой внеоэич о?ово-ювятп-1 "Мгерэ" ("пение"). Нало отметить, что' атт привои ззяктчгею-в ялел ученый мирового значения Нико ftepp. Он отметил: "Что касается гляголэ "п.?ть", палеочтологическа оя восходят, как но, не к "репу" да и не я "лгчпю", например, птичьему, а к комплексному зняченнп "пляозть-теть^-пграть"'''.
I) !1.Я,:Ч?рп. К пересчотгу ряспреачлеппя шумерского оловом,о. i
Грузинское "Цгера" ("пениэ") со своей широкой картвельской обобщенностью (овзнское "Лаграл", аегрельскоо "Бара") полностью подтверждает наблюдения Н.&арра, Диасертант, опираясь на соображения Н.Марра и других Учеанх, широкопро|дигьно ооващаат вдо-гозначиТельноеть слова "Мгера" (пение). С привлечением соответствующих книжных в фольклорных фактов, автор производит классификацию "пения" и в г ему слову дает соответствуют» квалификация : "Кгера" - самгера (£аграл-бйра)-дБет:енп0, шуи, действие; Мгера-оимгера (лаграл-бара) - игра, игра в шч, толкание ядра, игра в нарды, игра в камушки и др.); мгера-самгера (лаграл- : бвра // песня - пение) - аокуоотво (хоровод, танцы, музыка, ; пение,, песня-мелодия, артистичность, развлечение); мгера-симге-; ра (лзграл-бира)-отихотворенае. :
В диссертации указывается, что в словесности олово "Мгера"? (песня) имеет узкое и широкое понятие,. В ашроком понятии "МгераЧ (песней) называется воякий стих, который исполняется публично, / а в у «ком понятии - вто експромтыо сочиненный и тут-ке сказанный стих, как например, шзвское "Неигервеба" в хевсурскоз "Самгера". Диссертант заостряет внимание на то обстоятельство, что "Мгера" '■ (пение), кэк было указано выше, в первую очередь не только драма (трагедия, комедия); в целом оно подразумевает органическую общность отраслей первоначального (цераздробленного)вскусств8 , (песня-мелодия, танец, глузыка, словесность и т.д.), а в частности, дае основные сферы словесного искусства - стих и драму. Оно
I
выявляет и повествовательные моменты. ;
Такая интерпретация "Мгара-симгера" (песня-пение) результат ' углубления накопленного отдельны,-,т левыми ранее апробированного ■знания, алл установлен ил сути '"'гера" (пения) в диссертации ис-пользувтоя древаегруэинокие источники, архивный материал,- -
( -
С фольклористической позациа в диссертация ставится одно из клавши |юльклорастич0ских проблем - вопрос сказителя, ведущей фигуры словесности, о чем, в частности, уяе говорилось выше, ! Автор считает, что без выяснения проблемы сказителя - весьма трудно говорить о дапрах словесной лирики, драмы, эпоса, тек кэк оказятель вместе со слулателе« является органической необходимостью народного словесного искусства, В диссертации выдвигается на передний план многогранная проблематика оаави-■теля, Сказитель, международным соответствием которого считается корифей, имеет своп "биографию". Ьн функционирует, начиная о синкретических отношений, на протяжении ваего развития поэтического фольклора. Автор диссертации затрагивает отношения между хором (коллективом) и сказителем (индивидом) и считает, что во яречя раннего синкретизма (трудовые, мэгяческо-обрядовне, битовые пропесон-церемопиалн), потребность выделения сказителя (начинающего, корифея), не ауаэствОЕЗла, не была подготовлена со-отгетогвующая социальная по^аз я на «репе ц^ jo /ьимо Wi4~ feJïÎjHo г лершлачельяоэ-кэ синкретической ячейке замечался момент перераспределения функций .уезду потепцияльнш (предполагаемым) сказателем и хором, так как возможность ссчпчения ичло-дии я слов всегда была овязанэ о талантом, так называемого, "одного" человека. А хор со своей стороны создавал такие услови", что отблеск таланте индивид?, т.е. "творчество сказителя" осталось бы для поколения, как воеобпэз культурное доотвтеяпэ. Коллектив считался тег кругом, которая лмец?л в себе гее, что сочч-няля отдельные липа; повторял, пропускал черед свой "метину" п тагам путей распространял-обогащал стих, рассказ, драчатиччог.о; ел on, зочгкяпяее сгяз^телзы. На основе достаточно многсчг.слен-рргс материала, иеедчдовзнрого в диссертации, стзновптся есно.
что'"Мишели " (сказатель) наподобие "Игера" (пения), и, начиная от синкретических отношений до сегодняшней отуЕеца'-.словео- ' яого развития, прошел длинный эволюционный суть. Ео отношению : к сказителя) в диссертация рассматриваются встречные вопрооы (автор, автор-сказитель, слушатель, артист, народная режиссура и другие), ' \
В последней часта диссертации представлена общие заключения. Подчеркнуто, что врхитип народной дрзш, а в частности, грузинского драматического творчества, берет начало в синкре- : ткзме (труда и искусства, ыагическо-обрядоЕЫХ церемониалах и искусства, быта и ТЕорчества), а хороводчеокий строк прошел длительные качественные процессы кульпивирования, сближения о художественный родом и, наконец, на базе творческой дифференциации, они сформировались как пантомимическая,хореографическая, музыкальная и поэтическая драмы, которые совместно подготовили почву для словесной драмы (как таковой), т.е. народной драмы.
Начала грузинское народно:: прямы прослеживаются в далекие ' времена. Это подтверждаетсл несколькими обстоятельствами:
I, Зрзлице, изображенное на триалетскоИ саребрянной чаще ( .(что само ообо?. драматическое явленно), датируемая X/ веком до1 назеЁ эры. В это;,! зрелище сохранен архаически;! тип хоровода - ■ лряг.олияейнне действия, а также - каски.
2. Типологическая близость грузинских дра.мзтечгек?.х памятников о раннем р<п>ертуг:со:л дровнеДдег ¡¡.''¡одои, с такими, как дрзвиеегввптскае, дровнегречоскре, вровие!"в".и^окае, японские образцы.
3. Справки, теркйян, шсказавчакк П'мсчвческого характера, сохраненные в грузинских птугввчх ияточнккох У-Х1 и поелг-ду'ощих веков.
4. Широков картвельское распространение грузанекой национальной драматической номенклатуры (сванская, мегрельская, лазская). Древнейшие грузинские народные и книжные соответствия с иностранной драматически-театральной терминологией и др.
5. Сами народные драматические памятники, наблюдение над которыми выяснило, что процесс зарокдения, возникновения
а развития-культивирования народной драмы является непрерывным эволюционно-творческим потоком и художеотвенно-драмзтическиэ ■сочинения, имеющиеся сегодня, выявляет общеспеци$ичсские особенности, характерные для грузинского фольклора, творческое сосуществование пластов, отразивших далекую архаичность и современность в драматических памятниках, что дзет возможность в саеом лгмятнгкэ угадать архаичные драматические отпечатки.
Грузинская народная драна продолжает жить рядом с сор-реченныня традициями. Она не отрицает те родовые особенности, которые характерны только для народно:'; драги: живое (зрячее) зрелпкное действие, "исполнение слот? действием", целепоотзптч яоеть (идея эстетически-эмоционального воздействия), публичность, здинстао зртгзлз л ппэзгзителя (сотрудничество), имппо-вязачаоннне перевоплощения, экслрситооть и т.д., что хороша видно, как в драчэтнко-синкрэтических памятниках ("Геиа»о","0'я--мзн-сарудл", "Амчранза перхудя", "Карги ?юнадирэ", ''дзлтецио-бз", "Дзабрэле", "Далай", "Датвобия", "Тугвинте" и другие), тэк и в образцах словесной драмы ("Дг.эрзсщугс дя АзЛархан", "Коробил", "¡Пннкобпя", "Ачв-бабч", "Лукас дасапл-эве1а", "Дп-дейиа гакцева" я другие).
Гог.-ятлП1гп а'рздноД дрг»ч существуют во воех ?тногрз][¡пески« уголках Группп.
С0Д£РММ5 ДИССЕРТАЦИИ И ОСгЮВШЙ ПОДОЕ-ШН.
(жтхавашиз в сдвдталх тру'ш.
1, Грузинская народная драма (монография), Тбилиси, Танатле-ба", 1987. (15 л.). !
2. Драматические элементы в "надури", - Сборник трудов "Гру- ' зинскай фольклор", УШ, Тбилиси, "Нецниереба", 1973 (1,5 л.).
3, "Надура" - стихи - песни, - Сборник трудов "^'жшесность юго-западной Грузии, IX, Тбилиси, "йздннеребэ", 1988, (1,5 л.).
4. драматические пласты пастушьего груда -г зрелища, - Сб.тр. "Словесность южно-западной Грузия", П, - Тбилиси, "Мецнце-
; реба", 1978, (0.5 л.).
5, Драматические пласты в магических церемониалах - Сб.тр. "Эпические жанры" (Грузинский фольклор X), Тбилиси, "Иецнае-
. реба", 1981 (0,7 л.).
6. Ъонятие "Ка$ияв и ее жзнровые особенности - Сб.тр,"Структу-
■ рэ а поэтика" (Грузинский фольклор IX), Тбилиси, "Нецниереба", 1978 (0,9 л.).
тз&си шс1адов. врочтагних Щ. ШСТццд . уР-ШШШОГО каоРд.'.-ицио.цого ССЬЗТА
1. Несколько £ольклорно-драд;агаческых терминов - фольклорная координационная научная конференция, Тбилиси, 1977.
2. Слово-понятие "...гора" (пение) - Научная конференция |ольклор-
■ кого координационного совета, - Тбилиси, 19Ы.
3. Два фольклорных терм на. ("¿¡отомаиа" - драма; "Лагралаш Тарг-лезлр" - архангел песни) - Пзучная конференция фольклорного координационного совета, 19 . .
4.;' Надури "СачиЕребс" - Конференция фольклорного координацией-, ного совета, 19сб.
^оаоэ"^ »2 АО
1>^,300Бп01<,06оо>.» о^йедЭппЬ .пбо^оип 360060 ¿.»19