автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Грузинская православная церковь в процессе демократизации общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Грузинская православная церковь в процессе демократизации общества"
тбилисский гссударсшишй университзт имени иванэ дашжвшш
На правах рукописи
ЗУЕИАШВШШ 3ypaö ГворгиэвЕЧ
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕГКОЗЬ В ПРОЦЕССЕ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
09.00.06 - Научный атадзы, история ралитии я атеизма
АВТОРЕФЕРАТ диссергацЕЧ на соисканиа учапой степени кандидата фшюсолскнх наук
Тбилиси.- 1990
Работа выполнена на кафедро философии Грузинского технического университета.
Научные руководители - доктор философских наук, профессор В.А.ГАГОИДЗЕ, кандидат философских наук, доцент ГОГОЕЕРИШВИЛИ З.Г.
Официальные оппоненты -доктор философских наук,
профессор кадаедарийвшш В.И., конладат философских наук, доцент шавши б. а.
¿едувдя организация - кафздра философии Тбилисского государственного педагогического института иностранных ягыксь имели И.Чавчазадзз.
Защита диссертации состоится " Р/. " 1990
- )/ п
года з /С' " часов на заседании, специализированного совета К 057.03.20 в Тбилисском государственном университете по адресу: 380028, г.ТбЕлжси,цр.й.Чавчавадзе,1.
С дассертагией можно ознакомиться внаучной библиотек« Тбилисского государственного университета.
Автореферат разослав " У.1' т М'А^г ^~71390 года.
Ученьй секретарь специализированного совета, л кандидат философских наук р>.11 Р.ИЛ
- I -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. Протекагпдаэ а наавЗ «ране социально-псишгЕчееглб процессы о ецз большей очевидностью выявили кризисное положение, создаьпееся во всех сферах аизня. Переотройка поставила на повестку дня необходимость нового отношения к социальным а полятлческим. авлестям, их обнов-лодного осинсленяя.
Прогекащие в'стране процесса коснулась и такой сфери, гак религия, в частности, .религиозных организаций и религиозности верупцих. Это проявляется как 0 огивлении религиозности верувдлх я деятельности церкви,гак и в отношения государства п Коммунистической партии к религии и церкви, в частности, радикальное изменении проводимой ими политики. Процесс деиофатшащш коснулся всех действующих в падей стране религии и религиозных организаций. Религиозные организация подучила возмогность широко развернуть работу в духовной, национальной,культурной,политической и иных сферах. Подобная деятельность религиозных организаций имеет своп историчеокнэ и напиовадьннэ корни и традиции. Научное изучение глубоких и серьезных процессов, протекапцях в-деятельности религиозных организаций, в религиозности верующих,имеет как теоретическое, так и практическое значение. Изучение деятельности грузинской церкви с позиции новой обстановки еще нз проводилось. Иизнно втии ж обусловлен зкбор в качестве гена псследозакия такой проблема, клкоеой является грузинская православная церковь в процессе демократизации общества.
Укоренение административно-командной системы в с$ер& '
~ г ~
управления оказало отрицательное влияние И:на релягаояну® сферу. Насильственное защитив церквей, ограничения в выполнении религиозных ритуалов счизалясь укоренением массового атеизма в стране. Результаты всего этого проявлялись в нале вриыя. Курс перестройки, демонетизации общественной ж&гви г гласности, проводимые после апрельского (1285 г.) Пленума ЦК КПСС,новый подход к свободе совести полностьм выявлю ошибки, допущенные з отношении к религии и церкзи. М. С. Горбачев на встрече с патриархам Московской и Всея Русх Пшде-нои (ныне пскойвым) оплетал,что "ш в полной мере восстанавливаем се(йас ленинские принципы отноызняя к религии, церяви, аеруадим. Отнесение -к церкви,верупциы долхво определяться интересами укрепления единства всех трудяцяхся, всего народа.
Мы ясно видам в со глуйину наших мировоззренческих различи!, но вместе с тем реалистически учитываем существувдую ситуацию. Верупцшг - это советское ладя, трудшушея, патриот те. Перестройка, демонетизация,гласность касаются них, причем сдоигаа,без всяких 01раякченейв*. Такое радикальное игмененяе курса по отношению к религии к церкви позволят грузинской пзрквк (как я всем другам религиозным организациям) иаксяыально выявить свои политические, национальные, нравственно-воспитательные и др. возмсяшоотн.
Актуальность проблемы обусловлена и тем,что в издаваемой до сегодняшнего дня в напей республике литературе дея-
I. Встреча Генеральаого севретаря ЦК КПСС М.С.Гсрбачева с Еатрвдрхом ¿¡ооновским к всея Руси Пименом и членами Скода русской ирявослоавнай церкви.-Ираьда,1968,1 пая,
* ±¿4
- з -
тельность 1Т?уч ¿некой церкви оценивалась в основной со старых идеологических я политических позиций. Грузинская церковь (и вообяз все религии) рассматривалась только лишь как объект 1фитика. Учитывая отмеченное,представляется необходимым осуществление объективной,научной оценки деятельности грузинской церкви, что народу с научной цеяносш-я имеет а национальное значение.
Как отмечалось в коллэетивкоа письма ("УЗти от догм?), опубликованном в газете "Правда",сведения уполномоченного по делам религии о численности веруЭДюс в наасЗ «рано яе соответствовали действительности. На самой деле верувддх гораздо больпе*. Точно так ае, следуя получений! сверху указаниям, гсназалясь и занижались результата конкретно-ссцголсгяческнг исследований, чт&бы прсцент религиозности не оказался вноокзи. Реольноз пологенне сознательно гззра-щалось. Учитнзая все это, адагнистрирование церкви следует запенить научным исследованием, более глубоким изучениеа протекающих процессов. Проведенное наии исследование представляет собоЗ составнуа часть этой^больпоЗ задачи.
Данная проблема актуальна и потому,что после установления Советской власти как в Советской Союзе в целом, гак г Грузии, невзирая на пров<?глашенну» декретов свободу совести, в отношении к религиозный организациям,включая и грузинскую церковь,якели шето серьезныз ошибки.факты адкиниира-тизного гнета, необоснованные ограничения деятельности
I. С.АБерннцзв,А.Адаыовач.Т.Заслазскея, Раупгнбах,У2та от - доги.- "Правда",1988,17 игая,й 169
~ * *
церкви и религиозной деятельности верувдих. Если.еодной стороны, протекал процесс секуляризации общества,то,с другой сторона, усиливался наши на религии я церковь, осуществлялись рецрессяи ш> отаавэнню к вер/ssm в духовным лицам. Сегодня процесс демонетизации я задача обеспечения права веруодшс на удовлетворение своих религиозных потребностей,а таете права религиозных организаций разворцчквать сьоо работу в различных сферах жизни, с необходимостью тро-буах объективной оценки ошибок, допущенных в этой сфере на протякениа 70-ти лет. Католикос-патриарх всея Грузии Илья П в своей пасхальной эпистолье оценил результаты ад-кингсгративного отношения к юркав в течение 70-тн лет
• сдедуяцш образен: "К сокалешш, дроялке годы надо-гилн на вапе мышление пвча» механизма п сиходогич е ского разрушения. Он ставил себе целью изгнать из сущности человека Бога, дабы завязь ею место. Поэтому в се, что подчинялось откаченному принципу,для идеология было неприемлемым. Ее нуаны быхя деимфатия, добавь, свобода .истина. Отрицание веры в интеллекта обусловило вручение вдравоззреявя и обвд-человечесЕИх идеалов; вместо свечи воцарилась тешота, вместо любви - ненависть, вместо звания - кевехэство,вместо Бога- безбожие. Нравственность а духовность настолько пали под гнетом мертасрожденной идеологии, настолько источались я обесцветились,что превратили человека в весьма опасную будудегск мавину, автомат". Только научное исследование позволят адекватно оценить репрессия по отаонеыю к ралиггозгш органязац»ям на протяжение срсйдеюшх 70-та лет.
Адтуагыюсть проблеш ставе? ems более очевидной,если учгтнвать.что в процессе пвоестройки и демократиэацЕв,ыного-ipsssas деятельность грузинской церкви далеко на ограничиваемся чисто духовгцчй Енгярпсе»'п;скело можно сказать,что она гее более теспо. увязывается о протекявдтш в Грузии сопьально-Еоеттическмге и культурными явлениями. Грузинская церковь в своей деятельности отводи? большое ив сто проблема гз)Лодеги,д9ког,раФэтасШ1,зкологячес5Ем,культурпыи, нравственным,просветительским и ттр.вопросам; Все это требует научного осмысления в целом взаикотноиеЕяй религии как фа нома на веры со всеми этиии явлениями.
Стясозь разработяяноотя проблвмы. Историческое изучение грузинской церкви началось со второй половины XII века, когда усилилось движение за восстеновлоние ее автокефалии, возникла необходимость составления истории грузинской церкви*. На рубежа ЛХ-ХХ веков был выполнен целый ряд изданий, посвященных вопросам незаконности упразднения автокефалии грузинской церкви я необходимости во всссгаковлаяия^; шо-гесгво материалов по вопросам царкоЕной истории Грузил содержится в трудах таких классиков,как С.Дканашя,И,Дхава:си-лзилп^.Бердзеншпвилк, К.Кекелвдзе и др.
X. Дгазахишвшш М.Г. Грузинские обители вне Грузии. Тифя., 1889; Иоселиани П.Л. Краткая история грузинской церкви. Саб. ,1943. Кариоь К. Краткий очбрк истории грузинскоц церкви и экзархата за ¿IX столетие. Тлфл. ,ISul;Ki:pME а.А.ДввЕаддативзковаа борьба лравославной 1рузив с исламом, Тифлис,1883.
2. Илья П. Пасхальная эпдетолия - газета "Яихерагурули Сакартавдо", 1930, 20 апреля,^ 16 {¿744)
- б -
Вопросы истории грузинского религиозно-философского
мышления освепдевы в делом ряде значительных исследований^.
Вопросам ветеран грузинское церкви,места г роли церкви в
истории Грузил,ее национальной и культурной деятельности
о
посвящены труды Д.Гегеовдзе и М.Хуцгштшш,в которых использованы многочисленные источники и документа. Авторами проведена значительная работа ини высоко оценена .историческая роль грузинской церкви. Однако они все-таки выполнены в условиях политического диктате, и постольку они не имели возможности дать полную оценку исторической деятельности грузинской церкви.
На протяжении 70-тч лет после советизации Грузии по вопросам положения и деятельности грузинской огрета был выполнен цачый ряд диссертаций: Д.Гегевддзо {докторская), Т.Пандааквдзе ,И.1Ъорбелвдзе,Д.Тактаюшзиди,Г.Папуашвшш, К.Кобадзе в дрЛ Сегодняшней деятельности грузинской церкви
Х.Жордааия Ф.Краткле истооические евденяя об автокефалии ■ грузинской шркви. Кутаис,I905. Дурново Я.Н.Мутный источ-зег. или по поводу речи Г.Пуришкевича в Государственной
ёуме по делам грузинской церкви,Ы. ,1909. Шкояар.архиеп. б автокефалии 1рузинской церкви.Правда об автокефалии грузинского православия.Кутало,1905.
"'Нщбадзе Ш. История грузине кой философии, с.1-Тбилиси,
З.Гегешидзе Д.В. Современное грузинское православие:аволо-
• ция социально-политической ориентации, м.1982, Авердер, докт. -философ. наук.Гиорбеладзе Я.Д. Экуменизм и грузинская православная церковь. Тб. 1978. авторе®, канд. дас. »КаЕДелапви-ли А.К.Атеистические взгляды Ника Николадзе,Тб198б. авторсф. кан.дис. .Квеселава И.С.Борьба за преодоление вредных пережитков прошлого в ГрузииД61379.азторай.канд.дкс. Ломщгае Б. Г. Атеистический характер марке, -члзаий. понимания человека.Тб. ДЭ8Э,авторе$.канд.диссерт.
- 7 -
та гае посвящен ряд работ^. Несмотря на то,что все эти работы значительны,целый ряд проблем сегодняшнего дня требует осмысления и оценки с позиции протекающих ныне в<. стране позиций. Невзирая на многочисленность литературы,посвященной деятельности хрузянскоЗ церкви,цзлыЗ ряд гфеблем остается неизученный. В частности, оценка репрессия по отношение к церкви и религии в первые годы советизации с современных
позиций, анализ я ссыкслснse многогранно! деятельности сего* • < *
дняшзез грузинской церкви я пр.
Использованные источники. Исследование опирается на важнейшие источники истории Грузии и истсрии грузинской церкви: "Картдис цховреба", "Мокдеваи Картлисая", труды классиков истории Грузил, сведения иностранных путешественников о Грузин, исторические документы, документы XIX века - акты,собранные археографической комиссией Кавказа, отчеты Общества восстановления православного христианства на Кавказе;широко использована партийный архив Грузинского филиала Института марксизма-ленинизма (фонд 14),издания грузинской церкви -"Джвари вазиса", "Сагзiccveтквело фебулеби", рождественские и паехагънне глистолия патриарха Ильи П и т.д.
Цели и задачи исследования. Кногогранная деятельность грузинской церкви о нынешних позиций (деидеологизации и деползтизацза) еще по являлась объектом исследования.Псэтоау
I. Л.Гегеицдзе.1фитика идеологии праьослазия.ТйилдслДЭ'.'Б. Д.Гегеивдзе.цодерказм в деятельности современной грузинской цервви,Тбилиси,1ЭЗЗ; Д.Гегепвдзе.Грузинское православие и современность. Тбилиси,1Э76; Т.Ыандаитадзе.Современная кеяедета- и религия.Тбилиси,IS78; Т.ЦяягггЕЗДзе. Црааославае.Тбилиси,IS86.
рябота преследует конкретнуо сель - установить я осмыслить аоложенже грузинской церкви а характер ее деятельности в современных условиях.
Из составленной цеди ватекают следу адие задачи:
. показать положительную роль грузинской цзрквн в истории страны, различна* сферах царковной и светской хгзнв;
- отразить характер я основное направление деятельности грузинской церкви в Ш зеке, в условиях утраты автокефалии;
- проанализировать и надлежащий образом, по-новому оценить факты репрессий по отношения к ц?рквз в первые годы советизации,показать отрицательные соцязльаш.залатическйе и нразствепные результаты эхах явлений;
- показать характер в основные направления деятельности гоузинсхой церкви в слохннх условиях послевоенных дет;
- проанализировать социально-политические позиция грузинской церкви в условиях перестройки, ее участие в различных сферах общественной ж духовной жизни;
- яокагать ьесто и роль хрузлЕской церкви в духовной длани нации, вревственном воспитании населения.
Научная новизда исследования заключается в концептуально« обосновании следующих положена!.
- Исторический анаша деятедьяэстг хрузиаекой церкви показал ,что хрувзнское православно, дейотвущие за рубеаом монастырские кошлоксы,созданная внутри страны ыонастурская сгстеад,духовная литература, грузинское богослозье.Духовная академия заполнили гфайве больсуо роль в развитии грузинской культура,духовной жизни гругиасюго народа.
- 9 -
- Грузинская церковь выяолшыш огромнув роль в борьбе против ыусулыгансют завоевателей, способствуя национальной консолидации л сохранении национального самосознания, быта в куЛМур!1.
- 3 истории грузинской церкви одним пз самих олояных периодов следует считать ИХ век. Весаотря на упрездЕетгнэ (насшасгвепное) автокефалия,грузянскоэ духовенство я в условиях экзархата активно продолжало свои исторические тра-дашиа.еелг экзархат проводил-ленив правительственногосинодального Кантора,то духовенство активно работало с пасгаоЗ, занижалось крезстзенно-восютательной деятельностью.
- Необходимо оценить противоцерковную каксагаз,проводимую в наяей стране, в том числе и Друзей, в первые годц советизации, репрессии по отншешпз к церкви я духовенству. Изучение и анализ этих явлений показали,что этой борьбой против церкви, обернувшейся в конечном итого борьбой с ве-рущики лвдьми, было совершенно большое зло. Никак нельзя согласиться с проводимой в атеистической литературе течкой зрения о тем,якобы В йтот период церковь и духовенство занимались аи народной деятельяссгьп. Как религиозное,гак и анткрелигиозное движение следует оценить с нозьх.еэгодняз-них позиций.
- Б центра деятельности грузинской церкви (в после-военный период) стояли вопросы сохранения и так весьма незначительного числа действувдпх церквей,обеспечения церкви , кадрейи, активного участия в мзддународзнх церкезяых сг-яошекиях,утепления релитазаости среда грузинского народа и т.д.
- 10 -
- Курс демократизация и гласности,радикальнов изменение позиции вартии и государства но отношению к религии и церкви в корне перестроили деятельность церкви, наметили перед ней новые задачи и перспективы . Следует разграничить, с одной стороьы, отношение самой церкви к перестройке и демократизации и,с другой стороны, деятельность церкви, направленную на восстановление церквей .активное участие в политической и духовной жизни страны,вовлечение в нравственное воспитание молодежи и пр.
- в условиях демонетизации и гласности выполнение научных исследований независимо от политического диктата, осмысление в нов ом 'свете истории и современного положения церкви оттаивает перед церковью огромные перспективы в выявлении своих возможностей.
Теоретической к методологической основой диссертационного исследования послужили традиции грузинского религиозно-философского мышления, укоренившаяся в грузинских исторических источниках точка зрения о месте и роли грузинской церкви в истории 1рузиыского народа, новое законодательство "О свободе совести и религиозных организациях".
Политический и партийный плюрализм позволяет беспристрастно охарактеризовать и оценить роль и место религии и. церкви в жизни общества. Нами был использован кетод историзма исследования.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его отдельные положения, а также полученный материал могут быть использованы при преподавании курсов истории рели-'гйи,история 1£узиа, докторами Общества "Знания" при лекцион-
- и -
ной работе с населением. Работа будет также полезна всей тек,кто интересуется вопросами история Грузии и грузинской церяэвыз.
Апробация работы. Результата работы посс.'.'атриваллсь на заседаниях кафедры философии Грузинского технического университета, яафздри религиоведения я этики Тбилисского государственного университета. Основные положения работы отражены в двух статьях и тезисах.
• • Г *
Структура и объем работы., Диссертация состоят из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, изложенных на 160-ти машинописных страницах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБСТН
Во введении обоснована актуальность исследуемой том, представлен обзор связанной с темой литературы, определены цель и задачи исследования, показаны его научная новизна, теоретическая п практическая значимость.
Первая глава - "этапы развития грузинской православной церкви"- состоит из двух парахрафов.В.первом параграфе-"Оснозные набавления деятельности грузинской православной церкви" - показаны место и роль трузинской церкви в развитии грузинской культуры, консолидации грузинского народа в условиях средневековой Грузии.
Грузинская церковь является апостольской, к уже этот момент отводит ей особое место как в международных церковных отношениях,так н в сфера нацЕокальноЁ проблематики. В Грузии христианство начинает проникать узе с первого зека,
- 12 -
о четвертого же века оно становится государственной религией. Начиная с этого времени,на протяжении всей истории Грузии эволюция грузинской церкви протекала в тесной связи с материальной .духовной и политической жизнью грузинского народа. Утверждение христианства выполнило большую роль в преодоление персидского маздеизма,в укоренении которого была весьиа заинтересована Персия. За религиозными интересами Персии, как обычно, скрывались ее политические интересы, порабощение Грузии и ее окончательная ассимиляция. В подобных условиях массовое укоренение хриотианства в Грузди и его объявление государственное религией имело ухе существенное значение .идя сохранения национальной самобытности грузинского народа. Принятие этой религии означало установление более тесных и добрых отношений с Византией,а также имело большое значение и в последующие века - в борьбе против завоевателей и для национального спасения. Это так и должно было быть,поскольку в Груздя уже о 1У века редк-гиоззые .национальные, культурные я политически факторы были тесно взаимосвязаны. Начиная с У века,возникают религиозные связи грузинского духовенства о важнейшими христианскими центрами,в Иерусалиме, Антиохии,Грецля и других местах открываются грузяаехпе монастцрн.в которых жиля и работали грузинское богословы. Они являлись представителями Грузии в этих странах, иалажевая с шши связи; во-вторых, они переводили на грузинский язык христианскую ралигаоз-нул я философскую литературу,причащая тем самым хрузин к высокой культура западного дара, в этих монастырских центрах молодежь подготавливали к теологической в философской
■ - 13
деятельности. Именно подобная подготовка позволила труэин-оеой церлзи успешо бороться с еретическими дапгешшиа «про-ртрттуми в христианскую дер&саь в 7-71 зezsx 1 ( нгсторяааь-тво,арианство,м0е0$яггтств0 и т.д.) и охватившими всю Зизгз-тта тех времен. В жизни грузинской церкви болызое значение имела такие явления, как условное решаете цробл-загц аконоо'ор-цев,прибытие в Грузию сирийских отцов к раззертнваяие в стране пирокого церковаосои ионастарского стрсительстэа. Подчеркнуто,что 1рузннскому народу свойственно внутреннее духовное стреылеше в этой религии. Именно поэтому в Грузии христианство вышло га чисто вероиспаведашше рамки, став яаадонально-вероисповедалыии .нравственным я хультурно-просвейиельсшм феномене»». Эта религия за относительно короткое время превратилась в национальное вероисповедание грузин. Именно здесь следует искать причина того,что гру-зган стойко защищали свой национальный, духовный феномен. Именно подобная религиозная и национальная духовная сила, стойкость обусловила то,что в условиях трехсотлетнего господства арабов завоеватели не суаели обратить грузин в мусульманство.
Прэаде всего следует подчеркнуть значение действующ« за пределами Грузшс монастырей. ДеЯствутвде ьерубежоы многочисленные транш сами по ce<íe быта показателями того,ста сильна бнла политические в духовно-церковчна контакт« Грузия со странами, в котернх действовали • «ояастнрсгае комплекса или отдельные конаспязл. Здесь икеди место сблихееке с восточной и западной культу?ежи .гяубиянсе постнзенке ах религиозного а философского мшленяя а ого развзтзе з
оригинальном грузинской направлении.Античное мышление и его неоплатонилеское направление грузинские мыслители возвели на нозув высоту, творчески увязав его с грузинским национальный духе:; и дсдитическь;:-.:» интересами. Религиозная, геолого-фклософсяая & церковная деятельность в единстве,как одно целое, составляв основу цаухад а грузинской самобытной культуры.
С У века внутри страны отмечается широкое строительство монастырей. Мсыасхыра стали обательв не только отшельников, но и мощными теологическими, и просветительским очагами. Вокруг монастч?е2 возникали поселения, иодасхкри ге превратились в очаги культуры и просвещения. Разбросанные по все£ стране монаспфи создавали единый мощный церковно-сросветительскиЕ и фон , сдуягап'кГ; укрепле-
ния среди грузин ^фисхианстьа,воспитания к укрепления христианской нравственности,любви к Родине.
Анализ истории церковного а иокасифсасго строительства в Грузии позволяет сделать весы» вагине внзоды, которым в истории грузинской обществешой мысли не уделялось надлежащего внимания. Известно,что в Грузии с X века начинается борьба за объединение страны, увенчанная Давидом Агмашене-бели (вступил на престол в 1С6Э году).Здесь следует подчерк-' вуть то обстоятельство,что политическому объединению Грузии,
борьбе га таксе объединение предшествовало церковно-яонастыр-с-кое движение - строительство. Политическому движению предшествовало огромное религиозно-идеологическое движение.Оно предварительно создало своего рода почву для политического
объединение страны.
В работе проведена мысль о той,что каждая историческая эпоха ставилс. перед церковью своеобразные задачи, требуя от нее решения новых,неведомых ранее проблем. В борьбе против местной языческой культуры, персидского маздеизма, арабского кусулыдзнства,господства монгол грузинская церковь всегда была с народом, в сложных исторических обстоятельствах церкви приходилось решать различные рэлиг.озно-политические, нравственно- культурные и пр.проблемы. Начиная с ХУ века перед грузинской церковью в условиях феодальной раздробленности,персидской экпансии я исламской политики встали козне проблемы,что продолжалось до конца ХУЛ зека.
Во втором параграфе .первой главы - "Грузинская церковь в условиях присоединения Грузин к России" - показаны положение грузинской церкви и деятельности духЛгнесгва после присоединения Грузия к России. Отмечено,что по распоряжению Российской синодальной конторы в 1811.году были упразднены автокефалия грузинской церкви и должность патриарха, и грузинская церковь стала экзархатом русской церкви. Начиная с зтого временя и до 1918 года еа управляли 5кзархн, назначенные русской перковпю . Подобная акция противоречила иездународаым церковным отношениям. Не в лучшим положении находилась'и русская церковь,ее управлял не патриарх,а государственная синодальная контора,во главе которой стоял оберпрокурор-свотсксз лицо.
Невзирая на то,что з ПХ векэ в Грузии отмылось много духовных и светских училищ,гимназий и пр.,з целом церковь
- 16 -
утратила традиционный национальный облик,в результате чего паства о мала о? церкви, храмы опустели. Сдаако даже в сталь сложных условиях духовенство грузинской церкви пытались развернуть среда населения определенную духовно-нравственную деятельность,сохранить религиозную веру. Отмечено,что грузинское духовенство никогда не прекращало борьбу за восстановление утраченной автокефалии церкив. Это двиаание стало особенно интенсивный в конца ИХ и начале IX веков. Утраченная автокефалия грузинской церкви била восстановлена лишь в £918 году.
Во второй глава диссертации - "Грузинская церковь в условиях административно-командной системы управления" -
рассмотрено и проанализировано взаимоотношение Советской шщсти и религиозных организаций.
в Отношение к религиозных организациям (включая и грузинскую церковь) тал место здаанисграгкалый хнэт.Приняпй Ревкомом 1рузаг 15 ацреля 1921 года декрет "Об отделении церкви от государства и школ от серкаи* предоставлял грая-данам свободу вероисповедания. В данном отношении декрет предоставлял сдинаковыз права (и ставал в равные условия) как веруиаиы.зак и неверущим. В действительности да,наоборот, религия и церковь стали объектом гонения,репрессий.
2сли ь первые годы советизации партия оценивала деятельность церкви как антиреволыдоннуа п антинародную и постольку широким фронтом боролась с ней,то в послевоенные годы борьба с религиями во всех звеньях партийных организаций стала своего рода самоцелью. В 1923 году в течение нескольких изсяцэе в республике была закрыта большая честь дей-
- 17 -
ствувдих церквей и монастырей. По отноазкию к духовным лицам в некоторых местах применяли физическое насилие,экономические а политические сан кади.
Враждебное отношение к религиозным организациям приобретает еще более интенсивный характер з годя политических репрессий. Гякув борьбу в сфере религии и д<зрязл проводил "Совз воинствующего безбоага"*, имеющий свои ячейки во всех районах,а иногда даже селах. Представители ячеек Сопза воинствующего бззбсяия даае физически уничтожили многие церковные ярамы.
Грузинская церковь, верущие на мостах виракалл с'ольиог недовольств«» к возмущение по поводу закрытия в их селах храмов я монастырей и превращения их а клубы, библиотеки, склады. Уже II мая 1923 г. заседание Президиума Центрального комитета КП Грузия установило признать необходимым открытие церквей таи.гдо зажатие происходило Еспраки желании населения*. Тем не менее больиинстзо aarpuaix храмса так а не была отбыты. 3 работе детально показана конкретные факты, свцдетельстзуадае о том,какими методами вмензм народа забивались церкви. Различные социальные груцпы засоления - воруящге, неверующа,члещ партия к комсомола, молодежь,псгшше леди, зенщины и пр. выявляли раслетпоо отношение к насильственному заманю царяаэй а монастырей, фактам вритоснеяля и гонения духовных лиц.
, I. Партийный ерхзв 1^узшского филиала Института
иарксигма-ленингзма,фонд i4,02eci> 1,дедо 53С,5.?,74,
- 18 -
Если просмотреть отношение КПСС и советского правительства к религии с церкви ее истекшие семь десятилетий,то на первый взгляд мопсе! показаться,что оно сохраняло неизменный , раз и навсегда установленный,разработанный характер. На самом se деле фактически в своей конкретной форме, на каждом заачитальаэм »тане оно носило спецзфяческна характер. В рабоге представлено множество фактов, додтвергдптетх 02-меченнов.
За административно-командным отношением к религии и церкви аоаладоаалл далеко не хорошие результаты. Ияогда понимание религии извращалось настолько,что она отовдест-плялась с буржуазной идеологией, антасоветизмоы, классовыми врахаш. Подобное отношение нанесло огромный урсн духсв-зсщ шру вдей. деду лх гушаааацеи, способствовало воз-Енкновенда духовного дефицита в нашем обществе. Помимо sтоге, это означало отказ от культурного наследия. Религия, деркавЕые здрамы, религиозные праздника - культурные ценности, которые на протяжении всей истории имели z определенные исторако-познвательние,нравственно-воспитательные и эстетические фукспии. Проводимые по охнешеншз к ним репрессии лишили общества атих больших ценностей.
Трегьг главе дассвртакви - Чрузинская церковь в условиях демократззадии общества* - состоя? их двух параграфов. В нервом параграфе - "Оснсянш направления деятельности грузинской церкви в современных условиях- проанализированы сснавяыз стороны инопяранной деятельности грузинской ц?огвв. Отмечено, что хркстаазс/яэ церкви Востока в
каздой о^ане и среда каждого народа приобретала национальную специфику. Православие в Грузии такзе приобрело грузинский национальный облик. Произопло взаимопроникновение (взаимослиянве) православия и грузинской национальной культуры, грузинское национальное сознание интериоризировало христиан скул религиозную веру и нравственные нормы. Подобное взаииовоплощение само по себе сыграло большую роль в защите и развитии грузинского языка,культуры и бита в различные периоды истории Грузии.
В условиях протекающей сегодня в стране демократизации, принятия нового закона о религиозных организациях деятельность религиозных организаций, включая грузинскую церковь, стала более активной и многосторонней.
Деятельность грузинской церкви в новых условиях з основной развернулась по следущим направлениям: чисто религиозно-церковное, ыеддународно-церковзоз, национально-культурное и нравственное, социальное и политическое и т.д. Грузинская церковь и сегодня пытается внести определенный вклад а развитие национальной кулътурн, нравственное оздоровление нации. Подчеркнуто,что Грузил всегда характернасва.гась преданностью христианскому вероисповедании, стойкой верой,монастырскими традиции,которые,однако, никогда нз перерастали в религиозный фанатизм. Исходя аз этого, институт монастыря в истории церкви служил преимущественно национальным интересам.
Национальная концепция а деятельность грузинской церкви били обусловлены историческим проллым саыого грузинского
- го -
народа и цеарви. Црочныы взаимоиерегазяением религиозных и яатдаокадшнтс интересов и факторов овдуег объяснить то,что в проповедях деятелей грузинской церкви ,есдя в одном случае о ядчества основы единства церхе* внотупае!1 национальная целостность, то в другом же случае . наоборот, религиозное единство является оснозай и определяющим фактором национального единою«.
В центре деятельности грузинской церкви стоят такие еопроси,как подготовка церковных кадров,отв^итие духсшных училищ и семинарий, обе сиз ч эвие церковных изданий, у сгаьсв-деыхе свлеей и контактов с живущими га рубежом соотечественникам;!,работа с ыслодежьа.уфедлдние религиозности среди всех слоев населения, миротворческая деятельность и т.д.
Грузинская церковь э своей деятельности црвдаег боль-сое значенхс воцроса* экологии .развития национальной науки, единства верк а ваухя, С этими вопросами часто встречаемся в проповедях духовных лиц грузинской дарквн. Вместе с тем концентрация ыаиаяжя на экологических проблемах происходит на иочэе ветхозаветных традиций.
В пропоюедах сегодняшнего духовенства проводится мысль о необходимости цреодолеаш средневековой ложной точки зрения об отведении религии и науки, господствовавшей на протяжения веков. В их проповедях сегодня подчеркивается то обстоятельство,что религия я наука не противоречат друг другу,но и даже вяаямодополнявтея в творческой деятельности человека. В работе представлен анализ религиозной (теологической) оценки современного научно-технического
прогресса. Отмечено,что грузинской церкви свойственны определенные традиции позитивного отношения к наука. Примером этого является богословская деятельность известного епископа Габриэля (XIX век).
Бо втором параграфе данной главы диссертации - "Усиление нраэственно-воспитательЕнх функций грузинской церкви" -показана деятельность грузинской церкви в деле духовно-нравственного совершенствования различных слоев общества. Отмечено,что одной из главнейших функций религии на протяжение всей истории человечества являлась нравственно-воспитательная функция, неуклонно усиливающаяся по мере эволюции, развития религии. Основное содержание религиозного ученая об отношениях Бога и человека носит именно этический характер.
В работе проведена мысль о том,что грузинская церковь, ее деятели, духовные лица, богословы в своей нравственно-воспитательной деятельности,разработке конца ¡таи нравственного воспитания опирались,о одной стороны, на святые книги и богатое наследие святых отцов и богословов.религиозное-философское мышление и,а другой сторона, исходя? из нынешней условий требований.
В работе проанализированы исторические традиции нравственной деятельности грузинской церкви и богословия,некоторые стороны нравственных норы Ветхого и Нового Завотя; религиозная концепция требует от человека высокой нравственности, поскольку он является носителем Есяяотзенногс духи. Бог- совершенное добро. Человек в свои:: добрых делах долген уподобляться Бегу.
- 22 -
Причину 1физиспого солояешш, создавзегося в духовной жизни нынешнего общества, представите ли цердои усматривают в отдалении от Бога« считая,что дня преодоления такого положения необходимо восстановление отношений с Богом,целостности с Бегом. £ этой ей деле,по лх ьзеншз.ресакцуа роль должны выполнить церковь и духовенство. Именно духовное уничтогение стало наиболее опасной угрозой для современного общества. Как говорится г Евангелии "И не бсйтесь убивао-дих тело,души ае не могуьда убить; а бойтесь более того, Кто моает и душу и тело погубить в геенне" (Маоф.,10,23). £а пройденные 70 лет наибольшая урон был нанесен сменно душе. В духовнш босотьнсе&экяи ладей, повышении их нравственности определенна вклад дооша внести и церковь.
В работе обрадеао анялякие на то обсгоятальсаво.чг'о в издаваемой до ныяешего временя литература христианская и вообще* ралегиозаая нравственность оценавались односторонне. В богатейшей содержании Библии не видела каких-диоо ценных нравственных положений. Б рабрте подробно отражало ыесто нравстьеншс норм Ветхого и Нового Завета в проповедях современных богословов в представителей церкви. Религиозно-исторические трышда поставлены на сдуабу современности.
В заключении представленные основные положения.зытекаю-
кз проведанного доследования и подытомваидиэ его результата.
По томе диссертация опубликованы следуявде работы:
I. Наука, Техника .религия //'Мещшереба да техника.-Л9Я0.-
- 23 -
2. Демократизация общества я религия//Сакартве,юс яо-мунясти.- 1590.- # 12.
3. Религия а национальные отноиения.- '^тери&ты конференции "Роль религия в наднациональных отношениях.Тезисы доатадов.- Тбилиси- 1Э30.
4. Религии Дрезнего Востока и гречзско-ршасяие религии// История религии (в печати).
>