автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Грыгир Тютюнник, Василий Шукшин: проблемно-художественное сопоставление

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Козачок, Ярослав Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Грыгир Тютюнник, Василий Шукшин: проблемно-художественное сопоставление'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Грыгир Тютюнник, Василий Шукшин: проблемно-художественное сопоставление"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

КИЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ни. Т. Г. ШЕВЧЕНКО

На лравах рукописи

КОЗАЧОК Ярослав Викторович

УДК 82.091-883 002

Грыгир Тютюнник, Василий Шукшин: проблемно-художественное сопоставление

Специальность — 10.01.02 Литература народов СССР

(советский период)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

КИЕВ—1991

Работа выполнена на кафедре украинской литераруры Киевского государственного педагогического института им.М.П.Дра-гоыанова.-

Научный руководитель

Официальные оппоненты

доктор филологических.наук, профессор Р.Т. Громяк

доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института литературы им.Т.Г.Шевченко АН УССР ; Г.И.Сивокинь

кандидат филологических наук, доцент С.Г. Барабыз - Кировоградский государственный педагогический институт им.А.С.Пуп-кика. .

Ведущая организация - Дрогобычский государственный

педагогически Л. институт им. И.П. Франко./кафедра у!фа-инской литературы/.

Защита состоится г. в ^^ ч&о.Л

на заседании специализированного совета Д.068.18.10 по защите диссертации по присеоеии: ученой степени кандидата фнлологачес-ких наук при Раевском государственном университете иы.Т.Г.Сев-чзнкс /252030, Киев-1? бульвар Шевченко, 14/.; '

С диссертацией можно оанакомитьег. в библиотеке Киевского государственного университета им» Т.Т.Шевче^жо, ул.Владижр-. екая, 50.

Автореферат разослан «'М « 1591 г_

Ученый секретарь —............

специализированного сом!*: I./ Ьш^ип ^ . Л.В.ГТЗДЯК

- 2 -

Актуальность теш. Духовное обновление общества, необходимость нравственного очищения, появление :buj болео обширной, ра-nao не известной информации, мощных массивов литературы, в частности такой, которая создавалась в условиях демократических свобод, выдвинули необходимость новой творческой концепции в литературоведении, свободной от социалыск оценок искусства, фантомов классовости, партийности, ссцреали?ма с его догматической формучой интернационального духа и социалистического содер-гапия.

Воэгмкла потребность осмысления историко-литературного процесса в одной национальной литература в контексте представлений о движении шровой литературы, а понимания творчества отдельного писателя через выявление контекста национальной литературы. Обостряется ориентация на потребность современного литературоведения в широком комплексном исследовании субъективных факторов освоения действительности.

В значительной мере оти процессы находят свое начало а 60-70-х год:.х. 3 условиях относительной свободы остро ощутилось несоответствие между желаемым и действительностью. Именно тогда воашкает противостояние двух иог^ных потоков, приведшее к концу века к разрупеиию тоталитарных условий существования общества. С одной сторош достигли апогея фантомы так навиваемого социап диетического образа яязни 9 его нивелированием личности, ря.'ру-пганием извечных нравственных понятий и этических норм. С другой вследствие относительной духовной свободы в жизни и искусстве начинаются процессы осмысления человеческой личности в непосредственной связи с окружающим миром.

Общество насилия и фальши, з котором единственными носи, толами затравленной правды были ¡.иллионы обманутых, не давало оснований для радости и оптимизма.. Поникая это, именно пкелт«;• ли шестидесятых годов пытаются по мере возможности переакг.е mi-ровать внимание с офчциезнгтх обиих идей на нелегкие уелоы-.к жизни простого чело'века-тружоника. Без всестороннего ос:, деления развития украинской прозы 60-70-х годов, цены моральной и творческой, "которую заплатили И. Чевдей за книгу "БерезовиЛ снег? Е. Гуцало за повесть "Мертвая зона", Б. Лрозц зя роман "Катастрофа", Р. Иванычук за роман "Мальвы" Гркрир Титпыпл;, Валерий Шевчук, Я. Драч, В. Кордун к другие писали, vai .!■> сможем реально оценить и сегодняшнюю творчеспуп ситу: *цию и

не оценим с надлежащей полнотой развитие украинской литературы вообще"*. .

Выше указанные'факторы в значительной мере определили объект исследования. 11м является малая проза Григора Тютюнника и Василия Шукшина. Независимо друг от друга они избрали творческим ориентиром правду о нелегкой жизни человека, писали и жили в согласии с совестью. Критика давно сравнивает их в русле привычной традиции влияния, называя Грнгора Тютюнника украинским Шукшиным. Более глубокое сопоставление / ня социально-психологических, эстетических уровнях/ позволяет выдвинуть гипотезу о поверхностности таких оценок, об отличии творческого стиля писателей, глубокой национальной основе талантов, инвар;;антносту художественного осмысления жизни, богатстве осмысления яизненных конфликтов, полнота и разнообразии образов и ситуаций.

Цель и задачи диссертационного исследования состоят в том, чтобы определить: _

- сходство концепций мира и человека, возникшее не уровне идеологии, мировоззрения и в большой мере определившее близость художественных моделей мира писателей; ■

- единство пафоса и эмоционального звучания, которое зависит от личностей худоагликов слова, особенностей психики, темпера-манта, талайта;

- связь на уровне образных систем, художественных структур произведений}

- своеобразие художественной шг.еерпр<;тации проблемы корвль-ного конфликта Грнгором Гютюнникси и Василием Шукшиным.

В таком аспекте творчество Грнгора Тютюнника и Василия-Шукшина рассматривается впервые, что дает основание говорить?) нови з н е данного исследования.

Материалом диссертационного исследования являются рассказы Грнгора Тютюнника и- Василия Шукшина, глазная тема которых - ■ деформация личности в несоотватствухицих нравственным нормам общественных условиях. В них писатели фиксируют разнообразные . Проявления утраты человеком собственного достоинства, когда

1.Пригорницький Юр1й. Служ'АЫ i при слуху вання//Авторитет: л1-; терат/ра i критика в час перебудови. -К., 1989. -С. 10.

- А-

яеланив материального комфорта становится сильнее моральных устоев.- Внимание писателей привлекают ситуации, в которых лично-з сть под влиянием создаваемых и распространяемых коллективных мифов утрачивает самостоятельное мышление, суверенитет в выбора. В рассказах ярко звучит мотив духовного насилия, тотальной манипуляции человеческой личностью. Писатели отражают мир в контекста бытия, а не исторических событий, пусть даяе и значительных, подымают вопроси "вечные" - о смысле человеческого бытия, об отнопениях индивидуума с миром, человечеством,историей.

Методологической основой исследования является принцип историзма, который сложился в теоретико-литературных концепциях ьедгтацихся представителей научно-эстетической мысли XX века.

В диссертации широко использованы литературно-критические работы утфакнеких, русских ученых, исследования литературоведов; различные типы подходов, аналитических процедур при анализа художественного произведения.

; Гарантом нахождения истины била единая современная методологическая система целостного критического анализа, которая ■ ' на монистической основе историзма вмещает в себя традиционные . и ноше, рациональные и интуитивные, точные и гуманитарные, интерпретационные и оценочные подходы.

В реферированном исследовании используются историко-гене-тичоекнй» сравнительно-исторический, типологический методы анализа литературных явлений

Раскрывал связи творчества Григора Тютюнника и Василия Шукшина с жизнью соответствующей эпохи, историко-генетическоо изучение дс,ло возмокнссть показать движение литературы, сиену 'одних' явлений другими, их взаимодействие и внутренние» противоречивость, идейные и эстетические искания, историческую наследственность литературного развитие.

Сравнительно-исторический метод способствовал более глубокому изучении отношений между представителями двух братских литератур, которые проявились во влияниях и заимствованиях в освещении ими обусловленной общности.

,'.-.' ' Не игнорируя.описанием факторов сугубо внешнего характера» разлитых форм связи между разнонациональными пиоател"-' ми, в диссертационном исследовании обособляются тз творческий» контакты, которые стали фактором роста литератур, их

- 5 -

идейного, худогестпен:-:ого обогащен ¡я. При этом существенным является не только уяснение того, как литературные связи, усвоение художественного опыта другого ьарода входят в процесс исторического развития той или другой национальной литературы, а и анализ тех особенностей .¿того процосса, которые обуславливают характер ее межнациональных контактов.'

Теоретическое и практическое значение работы определяется ее актуальностью и новизной. Диссертация способствует выявлению существенных моментов развития украинской и русской малой прозы 70-х годов, более глубокому изучению особенностей и закономерностей этого процесса.

Материалы исследования могут быть использовали при чтении курса истории украинской, русской литературы, литературы нарол дэв СССР в средней и высшей школе; при разработке спецкурсов и спецсеминаров; создании учебгиков и пособий для учителей и сту-денгоз-фшгологов; при написании курсовых к дипломных работ.

Апробация работы. Основные положения работы и результаты, исследования сообщались в выступлениях и докладах на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава Тернопольского пединститута им. Я. Галана /1986,1989,1920/, на республиканской научной конференции молодых ученых л Институте литературы им. Т.Г. Шевченко АН УССР /1К31//, на научно-практи- . ческой конференции "Воплощение--результатов исследований молодых . ученых в реализацию реформы средней и перестройки Еысшей школы" /Кировоград,1988/, на международкой конференции, посвященной . Н0-лет:ш со дня роадения В. Г'натвка /Тернополь, 1991/.

Отдельные разделы и вся диссертация обсзодались .на заседе-' ниях кафедры украинской литературы Киевского государственного педагогического института им. М. Драгоманова. ■ . ' ■

Матери,'ялы диссертационного исследования нашли стралвгае в 7 публикациях, исходные данные.которых представлены в конце автореферата.

Структура работы. Диссертация состоит из Еведения, дпух разделов, выводов и библиографии. ,'.'.

Содержание работы.. Во в веде нк и обосновывается актуальность и новизна избранной теш, совещается.урорень ее нау-; хюния, определяются цель ,1 зздачи, объект я материал исследования, сообщается основной науяшй результат, мотивируются мето-дслогия и методике анализа, иракт11ческое.:значение работа.

В первом разделе "Инвариантная художественная концепция мира и человека в малой прозе ¡'ригора Тютюнника и Василия Шукшина" исследуется, как кадцый из писателей посредством образов, ситуаций, деталей вариативно раскрывает стойку» инвариантную художественную концепцию. При этоь' оба с присущими им индивидуальным видением, стилем, мышлением создают художественный мир с новой, невиданной ранее стороны, раскрывают инвариантную концепцию мира и человека.

В рачках возможного предпринята попытка обособить как черты» типологического подобия, гак и различие творческой манеры художников, обусловленное нз столько кивым многообразием человеческих характеров, сколько разницей авторского взгляда на человека, окружение, бытие.

Аккумулируя'все увиденное л пережитое, писатель освежает его своим миропониманием, реализует потом в художественных образах, и типических ситуациях. Чтобы изображаемое стало декларацией содержания человеческой жизнедеятельности и человечески;; переживаний, писатель, как утверждал И. Франко, "должен расшевелить все свое духовное существо, расстрогать свое чувство, напрячь воображение, одним словом,/.../ должен сам но только в действительности, но ег;е и второй раз, репродуктивно, б своей дуиб пережить все то, что хочет вылить в поэтическом произведении, пережить наиболее полно, чтобы пережитое могло вылиться в слова, наиболее соответствующе действительному переживанию"*.

В концепции человека, которую выдвинула советская литература, главное место принадлежит проблеме связи личности о широкой традицией национального быта народа. 3 прозе Григора Тютюнника, Василия Шукшина, 3. Белова, В. Астафьева, Ч. Айтматова все больше и больше внимания уделяотся новым взаимоотношениям, новому человеку. Естественно, чъо в художественно:'! трактовке нового че -ловека центр тяхести был перенесен на вопросы, как и чел новый человек связан с многовековыми национальными, психологическими, этническими, этическими, иными культурными традициями. И пшго-килось, что человек, который игнорирует их, лишает себя ночш, корней, национально нивелируется, ибо моральные ценности, пь согретые теплом "родного", воспринимаются только рационально. Такая рациональность быстро порождает моральный релятивизм

I. Франко 1ван. 1а сексет1в поетичног творчосп//?1б.х;н'ы п>о-рЬ: В 50 т. - К., 1981. -Т.31. -С.45. .

и нигилизм.

Отдаленность от родной, естественной среды ведет к разрыву с национальными традициями, и обычаями, к утрате всего доброго,мудрого, красивого в человеке. Так философски утверждает Грыгир Тютюнник в рассказе "Оддавалк Катрю".

Огромный вред об^ствегаюй морали нанесла антирелигиозная > пропаганда, узаконенная правительством З.И.Ленина и продолженная его последователями. 3 рассказе Василия Шукшина "Крепкий . мужик" нашло реальное воплощение то время, когда по всему Советскому Союзу разрушались историко-культурные памятники, уничтожались церкви. Бригадир Иуркгин Николай Сергеевич решил раару-шть церковь для строительства собственного свинарника. Акт-вандализма совершг лея на глазах всей деревни. С симпатией и сочувственной грустью обрисован™ защиткики церкЕИ, трогательные в своем бескорыстном идеализма, незащищенные перед тйми, кто так бездумно разрушал старый мир "до основанья".

Поступок, который Шурыгин считал героическим, достойным памяти следующих поколений, поразил всё село. Случилось что-то страшное, непонятное в своей бесчеловечности» за что "герой" ...■ до.гтжен заплатить сполна, йиесто паляти и славы даже родная мать проклинает Шурыгина. Ведь церковь давно стала частою этнокуль-тура, она помогала преодолевать отчуждение между ¿вдьми, способствовала их единению, оцухотЬо!>яла Бремя, пространство, ь-кото-' ром сущеетгует человек. На все, что окружает человека, Еасялий . , Шукшин смотрит кек на храм бытия, как на создание духа, поэтому . и рассказ имеет подтекст, который девает реалии земного бытия одухотворенными. ..

Разращение села, а о ним и христианских достоинств крестьянина /сочувствия, ¡.тилосердйя, добра/ осуществлялось советской властью целенаправленно, последовательно, различт-ш способами: красным террором, раскулачиванием,•искусственным голодомором, насильной коллективизацией. Нацеливая свои взглады на глубины духа и чувства современников, 'оба писателя- дали свои варианты-жизни общества, пытглись ответить на многочисленше непростые вопросы: каков он, современный человек? вэлик ли его нравственный потенциал? не упрщено ли его представление о .себе и лю-д.та, о прошлом и настоящем .- об истории? задумывается ли он о будущем?. оицодявт ли о'.'ветственностг перед ним^ перед близ?' кими и даг.ек'/.ш покзлвнкк.»!? ■ '' . " • •' . '../:.

Рбиыше и (^"ожга^е.теш Гру™Р ;Тк)Т:оштк и Васири''! И<пш1ин

ли воплотить в судьбе одного порсонада. Одержимые стремлением к правде, оба писателя отдавали предпочтение теме морального кризиса общества и личности. К огромным психологическим и нравственным потерям приводила, например, служба в армии. Трагедия утраченного поколения, деморализующее влияние армии ярко изображены в рассказе ГрИгора Тютюнника "Вуточка".

Сыновья крестьянки по прозвищу Зуточка остались на месте службы, Кенились, отвыкли от сельской жизни, забыли мать, язык. Домой приехали не из сочувствия к ослепшей матери, а по телеграмме .Да и недолго грустят, увидев беспомощную мать.

На пытаясь последовательно описывать и объяснять каядое движение души, каадый элемент внутренней жизни, Тютюниик находит и художественно воспроизводит основу, до /ми нанту внутренней жизни гзроеч, передает главный эмоциональный тон, психологический настрой персонажа, воспроизводит знутренниЯ.мир не аналитически, а синтетически. Он обходит стадию расчлененности психики, сразу воспроизводя ее'во всей целостности.

Исследуя человека в самых разнообразных проявлениях его ин-: дивндуалькых особенностей, Грыгир Тюткшгик, Василий Шукшин питаются передать его психологические и моральное состояние, те ка- • . частва, которые выявляют индивидуальное в общественном, вычла-няют из общего, ибо дчя осознания себя общественной личностью, общественно ответственным нербходимо быть еще эмоционально причастным к общественному, морально уязвимым и духовно неспокойным . за то, что происходит вокруг.

Мал ал проза Григора Тютюншка и Василия Шукшина - весомое доказательство углубленного художественного понимания внутренних человеческих первооснов общественного функционирования современников, их психологии, темперамента и той вечно изменчивой, зсегда индивидуальной вспышки человеческой неповтор1:.,;ос--ти} которая дарит литературе духовное бессмертие,

В реферированном разделе предпринята попытка исследовать то, как преломляется концепция человека.в худояестьен:тых образах, какими художественными средства!«; достигается ее воп.ю.це-ще, .Мало понимать эту концепцию в философском, соцнально-нси« хологическом плане. Главное - гармонично ли соединяются худи-. ■ явственное видение писателя, идейно-эстетическая атмосфер1. " иы-• ранении той концепции человека, которая формировала^ т:сзтзлом, литературой на основе философских,социально-этически--' и пглегь-

- G -

чееких взглядов эпохи. Основанная Fia общественно-политических и эстетически/ взглядах художника, концепция человека и мира воплощается чаще всего в художестьенном характере, в образе отдельного героя.

Грыгир Тютюнник, Василий Шукшин, удивляя и раздражая критиков странностью, кетипичностью художественных характеров, пытались понять внутренний мир современника, исследуя обойденные литературой, далекие от исторических свершений окраины и простых людей, на первый взгляд не причастных непосредственно к социально значимым явлениям.

Большинство персонажей Еасилия Шукшина и Григара Тютюнника не отличаются особой социальной.акгивностью. Они углубляют понимание социально-моральных обстоятельств, которые формируют характер героя, существенно дополняют художественную картину . ' определяющей для современной литература тенденции - исследование той личности, которая изменяет.и формирует обстоятельства, делает их'человечными, красивыми. Герои Грыгора Тютюнника и Василия Шукшина отличаются непосредственностью в отношениях, здравым смыслом, который присущ главным образом людям честным, работящим, откровенным, хотя и не лишенным изъянов.

У веселого и уступчивого Никона Христофоровичп-/"Дядько ......

Hhkîh"/ иногда вселяется "демон ртрицания", и. тогда он - что ни говори, - все.будет не по нем. Е^ш Кравчина изтза слишком ' : , горячего•борща поднимает такой шум, что на-другом конце села . слышно, как "у Кравчини о<51даютьп /одноименный' рассказ/. Сзмка Рысь /"Мастер"/ - непревзойденней плотник, готовый безвозмездно отремонтировать церковь -."гордость дгсского народа", чтобы она стояла еще триста лет, "радов;ла глаз и душу". v.o реализовать этот замысел.ему не удается, .Гушевногс порыва Семки не разделяет ни областное начальство, m, "специалисты из Москвы.

Д. Иванов, характеризуя ; героэв насилия Еугаина, справедливо пользуется эпитетами с тремя "не": неудовлетворенные," небезразличные, несознательные. Саня Ермолаев, /"Обида"/, 'Зеня Эяблицкий /"¡/ой зять украл машину дров"/, Костя Худяков /"/"руги игрига и забав"/, Зоя С-лородина /"Пьедестал"/» Макет} .криков : /"Серую"/ - пытаются отстоять справедливость и.достои.г.отво,; ;; но это им не удается.. Чу\акояатыегерои 1^ыгора'Т^тюн;;ика и. Василия 'Шукшина ire укладывались ,в общепринятую 'схему тик; нлзц^а-. емого соцреа-нэма, поэтому часто крк гикц называли Их "неполког:

ценными героями современности". РлссмЕтрилпл го или иное произведение,-' очи 'рукогодились обг»кми npe;ieT.iBie!i.-f:-r* ой обяяптэль-ном богатстве социальных сьлэей и от.'тог.изний, которые будто-би должны быть приаТущи герою, ыгроатеиу и ьолютапвецуся к сп!(:>ч-лкстичэском обз;зстве. А их писатели ;;« мг.ялк а хизми. Попт-";, очень редко воссоздают а5стр,ч:'.'.чг,т; соцу^.ы'ул сроду и отдают предпочтение кокярзткой бытовой или сЬестгз-пи'! ситуации, не зсегда соалададцей с представлениям!.' о ikoo'u т1ац.;е:,*а"шм.

Пороки самого общества породили ¡сладяхыуа в свсой с/т-остн систему нрагственных цепксптой.' ?.то поихдегл к Грыгпр Т"т--гг и Насилие Шухгкн и стхгч на путь .рогл^нчч '.п sroíi с::сте;.и и лучших традициях свои-: национлльнътх.' литорглур, Грягир Тютлин::к шдел реальные потребности сельсклй жизни с ее трудностей, невозможностью труда на земле, недоверием к ижииатирному •/оэяй-ггвоЕанью. Он считал, что литература должна призывать чел<" пека к прекрасному, но не воспемть ■идеального rjpo.-.

Внимательное отношение к челпзеку, у,:ешв усидеть за его иногда чудаковатыми поступкам, ксх^пцейся грубостью ;,o6pyri и чу-ткув душу, 'зеданяе понять глубинные ■ ::откв*г поведения гс-рсе я и

■ определяют гуманистическую сущность копэй -проз:'! Грагора Тютюн-гг:кл. К добру я красоте тятутп- :: герои '^си.-ия Шукшина, но гс'о о:п» чувствуют лувеяикй дискоv¿-орт, ку.-ъмютцч? кэ пряжей::«' гото. poro згкгч^ивается иногда .трагически:. Причина з^есь.-в ¡.tópwbintx

деформациях,- которое,.'роди-жись и утз?ргг:'аг;<сь--з городе, переходят з се ло -бивший моиччй - оплот a^opopcf.- '«о'ралр.

Йконо«кческие реТо;>:.си бО-?0-.ч' годов цегоустромлзтю ууврлв-лялк село. Грагир Тюгпкчик оцздч. кд'-первчх-и'-немногих переосш-

■ ог.р.ет сущность -яолл^ктаЕизадяк,. ее' гомлыого влияния н< судьбы •лчдеР и положение села q. делом. /"Kó-/3Ta"/. ".у.туачыгость лр^бхрм . объясняется жестокой -борьбой,/-которую пар-кг!гю-зд:.з<1Ш<;^р'1ТИБиал

система вела против своего народа, ;.'особэчко протиа творческой . интеллигенции. Эта система создав.?па писгл/ду послушж.'-дис--цкпгинирован'дах и Гфзд^н-шх исполнителей..'

Рукопись-романа-М. Стзльмаха "Чотяри броди" бича цчпично от. клонена; вырёяалкЬь -главы о- голоде ISS3 годэ аз: повести A..L ii.;a-рова: "I б.уцуть люди"; подвергался/жестокой критике ро:'кш Л.Кос-- течкп ."Маруся Чурэй"Лудо:::9ствен:{уя прейду о'жизни. села Гр'-лгора • -."Йадаойника'-к .Василия Шукшина'-можно"-1считатЬ' в' это .время подвчгем.. Именно сила й. своеобразие, мало*! '-прозы Гшгопа Тютюнкика' и Búc.v-

лик 'Лукями& - специфической огш еипозти, откровенной напра-Чцониостк 'н-а »гологокознглие .и ,гуманизм. Все, что в ней изобра», тыю, рас кааано, воплоцено, - -только частично укщалг:сущность тк.шо. фо.юмогш к.-.к сопнеше я нравственные еоакохности черове-кэ. .За героем, характерами, скжетом сиц^ается авторская ртлуй-ленность .1 аоэмахчогтн познания человека, поиски путей их роа-' л:гаи,п. ь чудстзествеигоЯ системе произведения. V/ ;

Разнообразие единство иног-их литератур, .в- частности, «вор-чос1.:г\ Грнгсра Тютюнника и Ллси.чи,! Зуашина, обращает нас к во---щпсу-об исторических предпосш1«ах« кото[ме стюдаировалн вни-;.!,'«(.'!с писателей к человеку, к нравственному, социально-истсгр«<чв-

ракурса:.),присушим этому' понятию. 3 рассказах Грыгора Тю-шчи.кя у, Т&смлия Шуь'^а.'-оЕ^аетсл .формирование :и. рост- соэна-1Г1; -¡.мовйка а провесе жизнедеятельности, гволюцин психики под шшчшсы жизненного слыта. Происходи? взаишное обогащение чвчэ-! ¡;ьа скрут.:а»"1его мира., ' . ; : .. ■

Таким образом, Григ;:р Тютюнник к Василий йумпин да*» худо-г:сП1*1)лн:н:р об(-аз реально." хизии, не повторяя буквально действительности, не иллюстрируя Созд» иная г слове художественная .сонцепиля писателей стает ново Л реальность:), • -неоэдеЯ в себе оп- .• редс-леньую систему -кирз и личности. ' ■

Уо__а тор о м разделе "Моральный конфликт в проблемно-

худс:/естве'шгог.{ сопоставлен:«• малойпрозы.Грыгора Тутовника и . . Bt.cn,"/> я Шукшина рассматривается тада конфпиктов в рассказах писателей, особенности и;; характерологии,-тесная связь-личности .. с определен! ошя'исторически.«* и идейными явлениями современной писателя:,: эпохи. -. .-

Слржнос'уь и мг:игосбр11лие жп;-,1г4 способотвоЕало углублении *налитичности в •уьлрчестсв писателе!!, обро^ению.. к ценностям духовно» » нравстеен<2лг,. .про.б^ре1.'г«а.' ;:изне.н>ш опыта«. Ото отразив лось' а поискал ноъмх ¡цшеиоьУшиэаущ. способов р&зрешенш: кон-фльктоз, жанрово-стол;? этических' рсо-беяностях налей прозы аообщэ. Особое шммчгае уделяется, н'шолненкк» нравстеент-с ксифтактов социатьпо-фипософекин содержанием, органическому соединению принципов шамстичеекого и лиряко-роаантчческого изображения характеров, поискам оптимальш/х вариантов утверждения гуманистической концепции человека в ее соотношении с современностью, историей, будущим. ■ ■ .

В раздвдо-рассматриваотся рассказы и новеллы Грыгора Тютюн-иика и Насилия Шукшина, цептрЬ.тьдай, конфликт .в которых опреде-

ляетсп различием этичесч,:х ззглядое, ьоралып« устое» пессоиг-квй. Сшвтяай центр л- кю - это ситуация'выбора, испита.и-т, которое раскрывает настг>ячее"сг>дер^н:;е личности,- ткчрдость и глубину ое нравственных убетщошй.

; , В конфликте, стодкнойешш чопокска и обстоятельств, в Сорь-бе различим:: хизноншх познщ:?, щ.отлксоорстпо с.-растой, .-и ч;'-кэх внутренних исканий человека, постлапинногд .перед моралы«-'- ■ ми атьтериатипага, ярко шетупает гумс.ь::зм украинского н русс ко-. го писателей.

Эпох«* Гласностиобнаружила. к'ессст^тстиие че.ету видимостью к -сущностью.'йч>' влияние, на'':фавстсв1п>о«1.си50'огвстеио личности и народа освещает литерятурз 70-х годо;) "н основном' иносказательно".' Противоречие ке^-трад:'Цяого;;>П «•редной'.'мор.гпыа-и конъюнктурным поседением исследовали многие писатели. Попроки о;ш;и-: алI ной доте об абсолютной гчркяки личности и об'чястча о>г.', рисуют различные 'коллизии столкновений 'Внимание..литераторов прийленает круг проблем, которче еще недавно кчасонфиц';-• ровались как личностные^.к?;ейми.тись кск соцйалмг-я' измена. •' Нравстсешто-Г'тическую тему - поотопнно' сопровождал- натиск (.у--■ рчых классовых идей и страстей. 1!оо.<е <,0-х с их еерпмчными кол-• лигвлмп.рв.еол*яр»и -и"грй?длкскае»• ройн.Г,' псс.:о 20-х, .прониин.ушл классе#ал''П»?:6Ь'см^^ героизма ПеликоЯ Отечествэ1г;оР с ее чеслнха-пий.т гертиами писатели очуг тились. пород ре^ьисстью будплцнз'л дэпстгитолы'ос'л',. К;:до бчло •каЛта ковке. социальше предпосылки иззСраг-.?.еиого, новые пелхоче-■ гическио с вязи н от:'огок;ч '/ег^ау пёрсод?кгйли, основною "большие'' 1 точки э лнзга. лтодей,. не псс^упак^'ёся уровнем уяв-оезоёпнему ..'.. литераторов катери злу'

,::. У Г'рыгора Тптюн^икз .и .Вя.с'илия Кузина ощущается уду.вктель- . /. \ноз умение раздзйнуть , бита, посредством буде.чкцх- деталей ...подняться к высоких; проблемам к тарокому взгляду: на Езад-

,.> моотношекИя человека и мира, как.естественного, так и социального. Особое/взимание я разделе" уделяется ^характеристике необыч-V■.:■.' ности ГЕроев писателей. Грнгора Тютюкника и Васи ¿и я ■ Шукшина не.'; интересуете стандартная., уйиф/цировачна?: личность. Главное - неповторимость каждого характере,:сильные, идущие, мяту«кеск ли-, чности. Отсюда - 'ИэобрКениё но только и но столько роля чело-пека п истории, но и его интимного ?мр.!, -личностных ¡к:;.-э., П!!Й,-..эр;.'о-ностеР., Апр.г.-зируя хариг.тор. и сущность конфликта в

прозе Грих'орл Тк<твт?йка*л Василия Лукшина,- мажно констан-наличие обг.еЛ твцде: щии в поискал его ново?, формы.

Х:.к: ктер кок^яхта кардинально меняется. Вместо открытого, общественного ^онЧ'мкта проступает снутреншй. При этой раскрытие нрадстиешм/: проблем выходит да; эко з.» рамки "существующей• кс.иизнн. гчутр.! временного простора повествования. Это требует боле.-' совершенны:- средств психологического анализа путей иссле-.■'г.^аг^п внутреннего пира человека. С;:едовато преодолеть 'будничность н увидеть д: иь;уЕ;ис) сшш быта,- связанные'с изменением духовного стр_'я нашего общества. Грыгнр Тютюнник и. Василий Шуапин' зтпочллись, чтобы в быт человека вошло все лучшее, что выработалось |< духопнсй п^'-еп-'епности города и села, выражая это луягее кади'« по-схюеиу. :

Рригир Ткл-юч :ик преимущественно огарается на строгую .1 бо-глуа ^олы' -орнук/ ■"раднн.ию, поэтазирутацую и современность села, и »!стор.!Ч"СлЧ!'-- хсрнл его быта. Пр;: этом лирьзм писателя оттеняет Г;рмиг.опйние всесторонней жизни, воплощающей в себе радость оп1\Т1«пш:< ее перьозданчо* красота.

Сгиль Гртгора Твтан: нка соединяет в'себе строгую прозу и ;•.' но.г:¡:ч;оку» эй.оцпон.'ЛЫ'ость, Стиль Еа'илир Пуптша - это энергичны" лпкониам, быстрота движения, жипость диалогов, тяхело-вяты'1 разговор шй наш: се .'а. Но оба одинаково глубоко открывают 1«.;р б;л'!:и;.л и бо'.езнгт.-!:: вопросов, который волнует людей, ка-v¡f¿v^xг¡l простыми только на нергмЛ взг.вд.

Ъ иол мшисты* расснагов, как отмечалось '¡ышз, ко1фикт во-. рл1!Ь!ш."': сто .чши гннл че.' оиечнсста с жестокостью, добра со злом. Дня г«иэтяих оцг'нл. ;к.сч»пкач ь действий применяются категории "неч-'огс" порядка: честность, доброта, ьужество и т.п. Кз -ыно~ худойсее¿"зшш"? 'средств реализации конфликта анализи-р'«т<!«. наиболее х'.о^ктерши'дог. писателей: как обцие, так и ин- , динмдуа ¡ьшш. Это |очо«е'ч р ее еьязлх с-деятельностью .

человека, вниманиа к внутреннему, ш-ану ха.'мктероз героев, проя-нл.и'лй их интеллектуального и' нравственного роста, вчтеснение фабульно осноелой ситуации еитугцией ретроспективного плане.

Герои рассказов Пассия Шукшина много разшзляют о смысле е из ни, стремятся реализовать себя, изменить существующий порядок. Кх пор ти, огсш.ччзаадь, нах правило, трагически, все ке с;ул.г.т шеокс" школа" воспитания личности. Главная тема творчества. Грыгора Тююниик! - "доброта", самоотверженность и .дало-

- и -

т

сердио 'толовенвскоЛ дуги; с. склых разносбр^чах ос прогугчгяях"1. Богатой матерка» для - таклх прояилегий Грът.ф Тютянит находит з общения чаловека с природой, и зитродсь'ор^изшдек прслсдноЗ, •толтои 6о восприятия, ш духошо-гстотгл'огкоЯ це1.:пзти. Ггчним из способов обращения к духовному » творчестве обоих писателой является обращение • к теке детствч, спаягнюге воЛчоА.' • ...3 условиях гипс-ртрс^ки.и»!диви;'уси'"<!а:л?., массопой.деморализации народа ¡гак следствия гак назипзвгоП социалистической снс-те:ш, разгула насилия и беззакония такое обращеннэ к нравственному конфликту било своеобразней социально;'! и моральной "рентг геноскопивй"олределенних социальны/, и мора^ыпх ли-ени"^ у-рчк-терних человеческих тило® и шаш.юптпг^еииГ: лсе:эд' ними"'-.

'.Исследования нравственного ко'.фткт». разрешают определять умение писателей показать зависимость шгутренних художественных преобразований в литературе от динамика изменчивой действительности. Широкая панорама¿нтая для них - это не только совокупность социальных проблем, но и'"постэпенно накапливаемый нами нравственный огыт, духовная глянь народа, что постоянно обога-щается""^. '■

■В разделе прослежу,вается, как писателя ищут обобщающий о<5-раз, способ' п&норачного виде'гил шра через создание иг-циочаль-ко/ -окрагенчой агиссЛери -/ргеогшзм. "Степкхпа- любовь", "Степка" .-•'Засяяия.Еуиайна-.и- "Зав"язь", ".'олоднз. ъ"ята" Гр:л'ора Тктк.нпика/. Выбор рассказов не с^уча^ый, При общности' глазных 'уотиьоп- млеет место значительная- рг-зпица уяроор^кеикч , оришгельность . .творческой палитра писателей.-йечкое единение человека и ерэдц .' в творчестве писателей получает осЕСщочне з принципиально новом ракурсе, интерпретируется с позиций • "человеческого Таг.тора". '.'алая проза мастеров - г, то -продолжение. извечного рассказа че-• ловека о^ человеке, обо'всем, что. составляет жизнь"'*.

X. Гончар 0. Живописець' празди//'йотгт-"и« Грыгир. Сочинения: В ., /2;т.-- Т. 2. -К. , 1584. - С. ГЧГ

2. Дзюба I. В оборон! чэдини Г: народу// Авторитет: "хтература

1 критика-в час перебудови.-Ст&тт!,. все,1нформац1я. -К., 19с.5. -С. «50.

•3. Бучнс Д. Стилевшискания'.- излишество или необходимость?//

.Динамика стилевы* течений //Друг.са народов, -1970, г'

4. Айтматов Ч. Ответственность перед бтаущим//Вопроск дитера: туры. .-196?. -К>, -С. 74. ■ ... ■ .

. - -15 ... ■ ■ . ;; . На творчество плссте: ей а ракеле прослеживается большая дистанция, которую преодолела литература 70-х с художественной ос-ьшсленим действительности, риетирении круга проблем к вопросов, ииследогзанки человеческого бытия.

В критике давно отггечгигссь, что в творчестве исследуемых писателе!! мы сталюшаемся с фе;ю:..еноы особого рода: здесь'клеет место "этлснутостъ мига" - худояотвенныЯ принцип, который помог писателям решить проблемы битая "в споем кругу", чтоби потом транспонировать их _л мир как суз;;естведаые проблемы, псэтоыу созданные ими кирп - это аналоги национальных миров, средогоченче 'про- , блои челобечества"*.'.Яздйя проза Грыгора Тютюнника и Василия Шук-ткх, воплотивши все лучшее'из сельских нррьстаекно-этических традиций, запасе г от Kop.poaui полскительноа духовное наследи?, • которое досталось ссл.ьскбму труженику от 'прошедших поколений. Анализ худс.ме'стьепного. конфликта рассказов Григсра Тютюнни-и ваашш Шуклиш. стал тем краеугольны»-; ка-льэм,'который помог рол:,ефно очертить нравс'п.онм.'й облик' героев, раскрыть их духовный •мир. ' &1брав для себя традиционный жанр /рассказ,-новелла/, писатели создали галерею национальных сбраз.оь людей 1руда с их нраа1-стаеншш достоинства; и пороками..' "Не рнешнад эффектность поведения, не громкость фрази, а дето человека, рго »изнь, его от-ношедае к ьатери, тонарпгу, к саое.чу общестпэнному долгу - вот -что в îviapiJc мастера было определяй:^ для. оценки , человека, его настоящей гизнешюй надежности"^»'- пашей 0. Гончар.

Грнгир Тютюн; шк и ВасильШукшин были глубоко уОегдеш, что нравственкссть человека н его социммый: опыт находятся; в тесном взаимодействии, -на сумее-урует коралп вне поступков' и ■ девйФ, только они лэдяатся единственным критерием .¡флвствеииости. Декларативная моральности ''ьепрае.»леш'Hîj-'nvicrTcaaîi,.. ai -их героя».' Правда жизни* ' высокая »орелькость-^'ьорлская. система-^с-ординат, ко- . тороГ; писатели были верны гса :я:знь.. ПрАвд».. /реально огрср»ччал жизнь/,Добро /высекал моральность/, Красота/эдогественно-зстети-пеекпя завершенность иром^ведзний/ттриединос-'ь построения проиэ-

Т.-Лрутюнов Л.' НацконалылЙ мир и человак//Советскап литература-' . и мировой литературный процесс: Изображение человека.-Н., : IS72. -С. 173. '

2. Гончар О. Кивописсць празДи//Грыгар Тютытшк:Сочинеюш: .В " 2т. -К., T&ciï. -Т. I. -G." 7. .

■ ■' -•■'16 -ведений Грьгора Тютюнника и Василия Шуишкч.

В з а д л и ч е н и и исследования лодтпер-утается, что каждое из художественных роие™1,, росскотроям.-»-« в диссертации, охча-тило, в суцности.бесконечнкй матсрхял леГ^тпительности, но з«зп-сиио от того, затрагизалс ли оно проб-еиу человека, илрод.з, истории или отдельные ее' грани, которое форгароэались. в кгпцо СО-х -начале 70-х годов XX столетия.

Материал, поддатшый,.анализу, пснлтнс, не претендуй* на ьсео-хватываллий обзор и не исчерпывает многих возможностей, ноторье открылись сегодня, в эпоху ■ национал ьно-куЙтур^'-ого • воэро:<дения Украины. 3 поле зрения изучен^ попгли только некоюрье пре ль ведения Грыгора ТатюНника Василия Кувшина,- по нашему мнению, чрезвычайно существот¡не для современного .литературного процесса.

Новая творческая концепция ссвременностиобостряет проблему приндипоз развития литературы, ка которых она должна формироваться в будущем и на которые необходим опираться, перечитывал ее историю, йсторикп-литературная .крктякл. делает шагт к объективной оценке произведет!?., которые. ранее притшались безоговорочно. Е •ходе ис^ледовагия регаа'сгри.; фактором в рссмотрении и оценке многогранных концепций действительности была мера личностного, самобытного осмысле;шя мира и человека в малой проза Грыгсра Тгатюп-гака и'^асьлия Шукшин?).

Развитие общественно?, 'формации отличается национолыши особенностями, а гтацкон-лыкат специфика ккзки • обусловлена • социсль-.' • ними к исторически:.*.!' закономерностями бит/я. Исходя из этого, а таксе из объективней закономерности -движения худогестветмой кисли,: мы обратились к "горизонтальным эвг-зям'' литературного процесса, определяя этим- индивидуальное и национальное своеобразно это го движения. Такик путем чн-. пришли- к пониманию богатства, сложно,, сти,-противоречивости процесса, которой развивается широки:.? фронтом.

Выдвигая тез ¡о о богатстве художественных открытий, которые сделала литература 60-70-х годов и в частности Грыгкр Тютюнник и Василий Шукиин, ш исходили лрезде всего из богатства л неисчерпаемости жизненного содержания и человеческих характеров в их индивидуальных преявлежях. Бычиная инвариантная концепция мира и.человека проявляется в.малой прозе Грыгора Тютюнника и Василия Шукшина через иадивидуальное видение мира кеядым писателем, через индивидуальный своеобразный стиль их мышления.

Типологический анализ рассказов писателей, их нравственно-этической проблематики на уровне конфликта дали возможность опровергать и ныне бытуюаую оцежу влияния Шукшина на украинского но-г«.лл.югь, и значит "вторичнссти" его талпнта и места в литератур-гол пропоете 00-70-х годов.

единстве зшзненндй и художественной правды - главная черта: тиорчестна Грыгора Потишшхе ь-Василий Букшна.. Срьгнительно-ху-цоишсч'иеняий а;:члиз конкретных отдельных произведений писателей пр и:гм:.ит к гшоду, что третья шкала творческих координат /Красота/ и произведениях русского писателя несколько слабее. Сильное .1 резкое ур.е.'.и-юш'е темтоя накала первых/Правда и Добро/ логично 1,р;ше.!.о к снижении трс гьсДЛ'расота/,

Помы,ил писателе* четко определена в однеу, главном;' высмей-игш черти, несоме.стимле с '.маралью человека, они осуждают копист-' лиьость, ирипрятанпуи под мчокой счу^эния высоким целям, беспринципность, ьодаваемую за подоиздачестеэ, все формы лицемерия, лжи и ц.1г!.,31.1:л. Характеры героев, ■ как'и си.; конфликт, образешл к читателю 1:\к ьегьенной стсрмюй, .-требуя 'р^здуш*, енводев, определения собственно!', позиции. Оба писателя угпубляит понимание социально-но|,л. ыш>. абзтояте^ьстя,- которые формируют характер героя, суще--отгенко дополняют худотоствэшдоо картину ^определяющей для литера-, турч 'ЯКх годов тонде';е;ии. герои постепенно проникаются:всей, духолно!! атмосферой жизни, общественной сознательностью, их нрав-стиенлий и духовный мир в процессе общественного развития транс-формирудт позитивную анергию, способную влиять на формирование '. чувства социальной от-тстзем.' осп а себе и 'других. Эстетический эквивалент ог.ве характера*' *> о.бкэЗ эстетической атмосфере возрастает. ■ '■'■•;

Худочествеший мир Ррыг'.-р'?. Тк-тюл1:ик& и Василия Йукшн'а я'вля-ечеп. ■ общественной составной частью целсс-лгой -литературной системы современности. Без него ке^измотоо объяснить¡'сущность и характер зеего литературного процесса нннЬпидоо *р«х^екл. Поэтому "счи-. таем определение реального месте. Григора Тютюнн;:ка как представителя украинской прош а контексте 'литературы ' советской, в частности русской, которую представляет Василий Шукшин, чрезвычайно важным.

Материалы диссертационного исследования иишл.* отражение в 7 пубиикрцинх: • , ■'•..'.;■

I. Особенности художественного отралсзн«* ккэнгиноП яргш'-ч в повести В. Каверина №,Зорякока" /Л'атер1 г.»м конференцП :'ю*од::х ученкх "Актуальн! питания теорП' та i".Tcpi'< л!тератуш".-:(. АН УРСР, 1кститут л!тературя' !м_ Т.Г. 1'о.шокка.

2. Единство художественной правд?» л дао-иьноП ответственности в творчестве Грьтора Тюпониика и ррочомеше трад'.щий отечественной лктературы//Т.Г.!!'еьчеккс i Под1лтя: Тази допоп!дей Н'-у-ково-практ. конферекцП, прксвпчепоТ 17Р-р1<пш в!д дня народгён-Ri Т.Г.Шеаченка1-Ч.2.-К£мяянець-Под1:!Ьс;.к,1Й,К'Я9, березень.

3. Идейно-художостгепиш традиции наследил Т.Г.Шепченко в Творчестве Грнгора Тютю]гг.!ка//Т.Г.1'евчеако ! ззгя>ык>л:одськ» {деате.Тезн допов1де.1 та повхдоклень на областей у|л0уз1ясыг!Й •иогЛерещН, приезяченШ I75-j44wr- в1д дня народженнй Т.Г.Ког-чэнка.-Одеса, кпТтонь, ТСС9.

4. Единство дидактических целой и поспнтательных задач//Л*.*п')-:-тичсскио проблеш подготовки учительских кг дров: ТЧзтн научно-практической конференции. -Тернопол.% сентябрь, ТС€9.

5. Правда, оплаченная жизнь»' //Пробл«гми взавкодП у«р.Т/??сь-koY 1 росЩсько/ <?|т:олог1У. -ТернопШь, 1990_

6. Художественное гоплот;ени иора;;ъиогс конфликта в рассказах Грцгора Тютшняка и Василия Есенина //ЛктуальШ питания су-часно! фЬгологП. -7ер::сп2ль. 1991.

7. Проблелтс-художотге-нпое сопостаоление малой проси. Грнго-ра Тютюнника и -.Василия Шуйиана.. -К., 1991./Принято к начата в издательстве. "Вица ггко;.ая/. .