автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Гуманистическая сущность просветительских воззрений Хамзы (дореволюционный период)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Насридинов, Абдуллажон
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Гуманистическая сущность просветительских воззрений Хамзы (дореволюционный период)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гуманистическая сущность просветительских воззрений Хамзы (дореволюционный период)"



N ЛКЛДЕЛ\ИЯ НЛУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА им. И. М. Л\УЛШНОВА

На правах рукописи

НАСРИДИНОВ АБДУЛЛАЖОН

Гуманистическая сущность просветительских воззрений Хамзы (дореволюционный период)

09.00.03 — История философии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ташкент — 1993

Работа выполнена на института текстильной Ю. Лхунбабаева.

кафедре и легкой

философии Ташкентского промышленности имени

Научный руководитель: — доктор философских наук,

член-корреспондент АН РУз., профессор САРАТОВ Д\. Б. •

Официальные оппоненты: — доктор философских наук,

профессор ВЛХИДОВ X. Г1.

— кандидат философских наук ШАРИПОВ Л. Д.

Ведущая организация: Ташкентский архитектурно-строительный институт

Защита состоится «ДЗ » ¿ е^т^р^у 1^93 г. в час.

на заседании специализированного совета Д 015.03.22. по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Институте философии и права им. И. М. Мумпнова АН Республики Узбекистан по адресу: 700170, Ташкент, ул. Мумпнова, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, Ташкент, ул. Мумипова, дом 13).

Автореферат разослан « » (/^'¿¿/¿"^¡-у 1993 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, доктор философских наук, профессор

Аликулов X.

о

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

!

Актуальность темы. Всестороннее обновление нашего общества необходимо связано с коренным преобразованием общественного сознания, предполагающим глубокие изменения в нашем осмыслении и оценках не только современных социально-политических и духовных процессов, но и прошлой истории. Обращение к духовным истокам обретает еще большую значимость в условиях все более эффективной реализации суверенитета и самоопределения наших народов, роста их национального самосознания.

Негативные явления, вызванные утверждением административно-бюрократической, жестко централизованной системы, догматизм - в теории и практике обусловили извращенное толкование многих общественно-исторических и духовных явлений прошлого. В настоящее время наряду с новаторским осмыслением идей современности уделяется большее внимание объективному исследованию культурного наследия, национальных традиций наших народов, раскрытии ° подлинной сути тех культурно-философских течений, которым ранее не давались адекватная интерпретация оценка. •

Для реализации этих задач важное.значение имеют дальнейшее углубление и' развитие теоретикА-мвтодологических принципов исследования общественно-исторических процессов соа^юйенчэсти, которые помогают по-новому (¡тавить и изучать .'проблемы духовного развития прошлого.

Презде всего следует отметить, что в нштей историко-философской литературе до недавнего времени ряд вопросов освещался с несостоятельных методологических позиций, что зачастую приводило к их искаженному толкованию, к тому, что замалчивались и игнорировались многие проблемы и явления духовной жизни.

В частности, мало уделялось внимания духовным аспектам национальной консолидг'тш, идеологического обеспечения дореволюционных национально-освободительны^ движений ? Туру.э^^яне, проблемам формирования и развития национального самосознания.

С позиции новых подходов особую значимость обретает исследование духовных процессов в Туркестане начала XX в. и предреволюционного периода, в частности богатого и сложного дороволя-ционного идейного наследия Х-^чзы Хаккызаде Ниязи. В связи с вышеизложенным тема данного исследования нам представляется актуальной по ряду причин.

Во-первых, йот "у, что современная переломная эпоха, с необходимостью порождая революционное сознание, фактически вызывает философскую революцию, коренную ломку устоявшихся представлений, в чем проявляется общность с духовными процессами в тот период, когда зкил и тве ил Хамза. Во-вторых, Хамза как просветитель представляет для нас особый интерес, ибо он в специфически национальном духе осознавал и пропагандировал гуманистические идеалы, столь необходимые обществу всегда, а в период острых социальных напряжений особенно, идеи национального развития, самосознания и консолидации. В-третьих, по тому интересу, который представляет сегодня особое отношение Хамзы к религии, в котором пчшло свое выражение взаимоотношение религиозной идеологии с просветительской и национально-освободительной идеологией. Е-чотвертих, в услооиях острого дефицита духовности Хамза интересен нам сво'.кн духовно-нравственными побуждениями и установками, п которых реализовалась и сама неординарная личность Хамзы. В-пятых,тем, что поэт, будучи просветителем, поборником идеи проссстительства, был активным пропагандистом и реформатором народного образования, страстным ревнителем национальной культуры, общечеловеческих ценностей в делом. . •

Актуальность данного исследования определяется не только тем, что оно идет от Хамзы к современности, но и в обратном плане, когда встает необходимость, исходя из специфики времени,его потребностей,целенаправленно идти к личности и мировоззрению выдающегося поэта, исследовать некоторые остающиеся до сих пор неизученными либо искаженно освещавшиеся в прошлом философские аспекты его творческого наследия.

Степень разработанности проблемы. Значительная часть исследований творческого наследия Хамзы принадлежит нашим ученым-литературоведам. Одним из первых исследователей его литературного ■гворчестиа стал Затти Хусейн1. Впоследствии литературоведческими аспектами изучения его произведений занимались -). С.Султанов^, Л .К.К.-.юмэв^, А.Еабаханов^ и другие, которые внесли существенный

1. Хусейн С. Хамза >|акимзода. Хаёти ва фаолняти. - Тошкент, 1?<-Ю.

Т.. !■ нуп Ю. Халк сапьаткори. Хамза ;;аёти ва ижоди хакида. -'Гнусит, 1909, а также ряд последующих дополненных'изданий »и. узО »кскон и русском л.зыкгх. о. К" гк,-й А. Хамза. - Топжсит, 1939. . А'г-очгмоз Л. ¡улчза (-винр ва дгауитурр!. - Тошкент, 1954.

вклад в комплектацию и издание произведений Хамзк, их текстологический и проблемно-литсрчгуроведческиЯ анализ. Крутп.л достижением узбекских литературоведов явился ей.од а свет "Ночного собрат;. сочинений Хаизы Хакимэаде Кг.ярч"*, ¡¡оданио которого, к сожалению, ранее искусственно тормозилось. Большое значение дли дальнейшего развертывания всестороннего изучения духовного наследия Хамзы имеют многие литературоведческие стать:; последнего времени, имеющие важный проблемно-постаноьочкый характер^.

Узбекские философы давно подключились к изучению философских проблзм творческого наследия Хамзы. О.гпн не порьмх историко-философских анализов творческого наследим Хаизи Счл проведен ■ в трудах И.М.Мукинова^, что обусловило их обобцо!!"о-с;:сге:;,■!•:'; характер и общзпроблемный подход к исследованию воззрений зы. В соответствии с возможностями науки того времени исследователе» был сделан крупный паг в историко-философском изучении наследия мыслителя. Первое специальное изучение рг.да ого фпло-софск"х аспектов прозодится в работе У.Б.Базарова"1, а тагаго в кандидатской диссертации Х.У.Умарова^. В этих трудах объектом главного интереса авторов выступает по существу послереволюционное творчество Хамзы. В монографии Х.П.Вахидова® в контеко,-общего анализа просветительства в Узбекистане специальное пп-ыание уделяется и философско-прссветительски:.: воззрения:.! Уо-мэи. Однако в целом следует отметить, что и в литературс&дческой, и в историко-философской науке находгти свое отражение многие методологически несостоятельные стороны прежнего подхода к нзуче-нию общественных явлений. Поэтому в трудах некоторых историков философии не только замалчивался , но и искажался ряд существенных аспектов дореволюционного творчества Хамзы, которым и было уделено особое внимание з данном диссертационном исследовании .

1. Хамза.Тула асарлар тупдами.Еек тсмлик.-Тоикент,1936-Т239.

2. Данный статьям особое внимание уделяется по ходу диссертаци-

1эес;>-

, 1904;

его кг. лз истории развития общественно-философской мысли в Узбекистане в конце XIX г. начала XX вв. - Ташкент, 15135 и др.

4. Бозоров У.Б. Хамза ккодинииг гоЯвий асослари.» Т;ике;к?,КбО.

5. Умаров Х.У. Из истории борьбы в Узбекистане псстлз религии и ислама:Дисс....канд.филос.наук. - Титпсенг, 1Эо?..

6. Еахидов Х.И. Просветительская ; деология ъ Туркестане. - Тй.-^-кент, 1979.

Целью настоящего исследования является историко-философский анализ гуманистической сущности просветительских воззренлй Хам-зы Хакимзаде Ниязи, кощэптуально-системная интерпретация малоисследованных философских аспектов его дореволюционного творчества в контексте соотношения общечеловеческих и национальных духавкмс ценностей.

Исходя из этого, решал- ?ь следующие койкриные задачи:

1. Комплексный анализ с позиций современной интерпретации многих исторических, социально-экономических и духовных процессов в дореволюционном Туркес: не как основных факторов формирования к развития просветительской концепции Хамзы.

2. Выявление гуманистической сущности его доревилюцислнцх просветительс .их воззрений в контексте общефилософских основ творчества. ' .

3. Анализ проблем, человека, нации и национального самосознания в системе его просветительских взглядов.

4. Рассмотрение места и роли исламской религии в формировании и развития его мировоззрения. '

5. Исследование отношения Хаызы к наукэ л знаниям в ходе дореволюционной эволюции его.просзетител :ких воззрений.

6. Проблемно-категориалыый анализ этических аспектов его просветительства.

Методологические осмосы и'источники.•Методологической основой данного исследования стали теоретико-концептуальные достижения -современной историко-философской науки, основные прлнцнпм новой интерпретации ряда аспектов.общественно-исторических и духовных процессор прошлого с позиции объективного анализа и современного творческого^подхода к трудам теоретиков историко-философского процесса.

Теоретическими источниками нашей работы стали исследования в области хамзаведения и общих проблс:; истории философии. Источниковедческой основой исследования послужили творческое наследие Хам--!, его многогранные произведения, часть которых впервые ■ подвергается историко-философскому анализу.

Научная новизна состоит в следующем:

I. В контексте общего анализа обпственно-псторической и духовной обстановки в Туркестане конца XIX и качала XX вв. рассматривается в плане влияния на развитие духовной жизни ф

просветительства ряд ее малоисследованных аспектов, такие как особенности колонизаторской политики царской России, духовно-религиозный фактор, развертывание национально-освободительных движений и др.

2. В этом аспекте фдается новая историко-философская интерпретация значения раскрытых ранее, а также таких малоисследованных идейных источниког, как джадидк^м, национальный, религиозный и др. факторы в эволюции мировоззренческих взглядов Хамэы.

3. С этих позиций"раскрывается гуманистическая сущность дореволюционных просветительских воззрений Хам;.,, анаризирует-мая в свете диалектики общечеловеческих и национальных духов-

-ных ценностей, с учетом новых аспектов проблемы чех века в его творчестве.

4. На основе анализа малоисследованных в философском плане материалов творчества Хамзы дается системно-категориальная интерпретация его взглядов на проблемы человека, нации, нацио--> нального самопознания и национальной консолидации, раскрывается их гуманистическая сущность.

5. Проведено исследование роли религии в мировоззренческой эволюции Хамзы, его' стремления на основе религиозно-сбнив-ленческих тенденций исполье вать интегрирующий духовни-нразст-венный потенциал религии в контексте своих лросвегГ?1тельских целей и национальной консолидации.

6. Выявлены место и роль науки и просвещения в его просветительской концепции, в духовно-нравственном совершенствовании личь ,сти и общественной жизни.

7. Показано, что проблемно-категориальное содержание этических взглядов Хамэы выступает как неотъемлемый компонент его просветисгльской концепции, как важное средство реализации ее гуманистической супчости.

Научно-пр"ктическая значимость работы состоит прежде всего в том, что предпринятая в нейЧюпытка нового, на наш взгляд, более адекватного переосмысления ряда аспектов духовного наследия Хамэы Хакимзаде Ниязи призвана по возможности способство вать процессу дальнейшей реализации современных более объективных подходов к прошлым духовным ценностям, в частности тем, что заложены а творчестве этого крупного деятеля культуры.

На нал взгляд, данное исследование отражает тот позитивный процесс в нь.ц'ей историко-философской литературе, который связан со стремлением ликвидировать те искусственно созданные "белые пятна", одним из ярких примеров которых являлось игнорирование определенных материалов из едейного наследия Хамзы, не укладывающихся в официальные версии его мировоззренческих позиций. Данное исследование, предпринятое с позиции новых подходов и будучи основано на ранее непубликовавшихся материалах, призвано в той или иной степени содействовать ликвидации одного из таких "белых пятен".

Наконец, высокохудожественные формы, в которые облекалось идейное содержание творчества Хамзы, его нравственно-гуманистические устремления, своими истоками уходящие в глубокие национальные традиции, особенно понятны народу. Вот почему дореволюционное наследие Хамзы становится в современных условиях достаточно эффективным средством идейно-нравственного воспитания.

Выводы и положения диссертационного исследования могут быть использованы в вузовских курсах истории об^ественно-фило-софской мысли Востока, Центральной Азии, в спецкурсах по истории культуры, а также в воспитательной работе среди молодежи.

Апробация диссертации. Основные положения работы апробированы в ряде публикаций по теме, доложены на научно-теоретических конференциях с опубликованием тезисов выступлений, а также использованы в нашей ¿практической педагогической деятельности в ТИТЛП.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка испрльзованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность тем: , цели и задачи исследования, раскрываются степень разработанности проблемы, методологические основы и источники, научная новизна и научно-практическая значимость работы.

Первая глава - "Общественно-политические и социокультур>-нис предпосылки формирования с развития просветительских взглядов Хаизы". В гервом параграфе - "Общественно-исторические

предпосылки формирования мировоззрения Хчмзы" показывается, что для объективного и более полного осмысления обществсини-истори-ческих и духовных процессов э Туркестана второй половины XXX и начрча XX вв. необходимо прежде все^о попытаться понять поп-рос о завоевании Туркестана Россией во всой сложности к противоречивости его влияния на жизнь народов региона. "Лр^ссздк-нение Средней Азии к России было пасильсгзенным колониальном актом, завоеванием, мало чем отличавшимся ст колониальных ¿а-воеваний других' стран. Оно было грабительским по свое-лу характеру и устанавливало в Средней Азии типн^чыЛ колониальный режим, отличавшийся, праЕда, некоторыми особенностями. Рооеил в конца XIX в. превратилась з "иорьму народов", и ^рздщш Л-ия была ее частью.

Еместе с тем, признавая все зло, которое Россия принесен в Среднюю Азию, имея в виду прежде всего ликзидяцн-о суверенитета независимых узбекских ханств, нельзя в то же время ко признать прогрессивных последствий присоединения Средней Азии к России, выразившихся в довольно значительных положительных изменениях в крае""''.

. В налей исторической литературе долгое время господствовал упрощенно-односторонний подход к истолкованию и оценкам проблемы- "присоединения Средней Азии к России" и "ирогрзсс:«л~ ных последствий", что, в свою очередь, также способствовало однозначлои и крайне схематизированной интерпретации духовно-идеологических процессов.

Важным следствием завоевания этого региона со стороны России явилось постепенное вовлечение его в процесс капиталистического развития, однако.это происходило крайне медленно и слабыми темпами, что объяснялось прежде всего относительно низким уровнем развития капитг. изма в самой метрополии.

Одним из объективных последствий постепенного вовкзченип Туркестана в процесс капиталистического развития явился росг промшленныл предприятий, связанных, однако, преимущественно с первичной обработкой сырья.

Это обусловлисалс общую отсталость Туркестана даже по сравнению с теми странами Востока, КО TOpU8 ОК&ЗЫБДЛИСЬ В С^'-Сро

I Хидоятов Г.А, Моя родная история, - Ташкент, 1990. С.265.

колониального ареала более развитых европейских стран либо в »"эй или иной форме находились под их влиянием. .

Обострение противоречий социально-экономического развития, кризис феодальной системы, нарастание недовольства условиями колониального .режима, развитие революционной ситуации в самой России, развитие освободительных движений в странах колониального Востока - все это с самого начала способствовало все бо-лео ш"рокому развертыванию национально-освободительной борьбы в Туркестане.

Наиболее ярко националь"о-освободительне.я направленность народ ах. выступлений, их антиколониальная сухость проявилась в "мардикерском восстан"и", которое обрело характер подлинно всенародног движения..

Другим подлекацим пересмотру и уточнению аспектом проблемы является вопрос о'роли местной буржуазии в национально-освободительном движении, о ее отношении к нему. Исходя кз а,эиса о ее слабости и трусливости, делался вывод о реакционно^ роли местной буржуазии в национально-освободительном движении.

Следует, на наш взгляд, пересмотреть также роль Февральской роволеции 1917 г. и-России, которр-ч сыграла большую стиму-'' лпрующую роль в развитии борьбы народов Туркестана за свою национальную независимость и суверенитет.

Бее эти факторы обусловили то, что лучшие представите, -л ■' народов Туркестана прежде всего в лице' их просветителей все настоятельнее пытались осмыслить пути борьбы против отживших социально-экономических отношений, за социальную справедливость, за демократические преобразования,.национальное самоопределение и суверенитет своих народов.

Второй параграф - "ДухоЕныа истоки и основное этапы идейно-творческой эволюции Хемзы в дореволюционный период". Не останавливаясь подробно н' известных аспектах данной проблемы, в работе более обстоятельно рассматриваются ее малоисследованные стороны. Просветительская идеология в Туркестане после завоевания региона Россией формировалась и развивалась прежде всего р контексте преемственности прогрессивных идей и просветительских устремлений таких мыслителей, как Фараби, Ибн Оина, Беруин и др., представите;1Й классической литературы Ахмада Нссави, Навои, Лутфи, Еедиля, Машраба, Турды, Мах-мура, Гульхани и др., устного народного творчества, в таГуе

передовой культуры других народов*. 3 работе ь.илизируются некоторые моменты характеристики этих идейных источников, которые либо извращались, либо игнорировались а нашей литературе.

Важным идейным источником является просветительская идеология и передовая общественно-политическая мысль стран зарубежного Востока, которым у нас уделялось недостаточное внимание. Особое влияние на духоячую обстанов- у в Туркестане и ¿Ь все* регион® оказали труды Джемал уд-дина Аль-Афга"ни и его единоиыплекника Муха; меда Абдо.

Одна из малоосвещенкых в нашей литературе проблем явилась та большая роль, которую сыграл в развитии прос-етительстза, особенно ддадидизла, во эеех мусульманских регионах Россия просветитель Исмаил Гаспринский, который, в частности, отмечал, что "мусульманские общества кногих азиатских центров далеко опередили общества русских мусульман, что под владычеством Англии в Индии зародилась и развивалась знечитэльная туземная литература', печать, которая служит интересам прогресл"".

Большое внимание в данном параграфе и н^ протяжении всей работы уделяется анализу джадидизма как высшей формы просветительства б Туркестане, как наиболее яркого проявления прогрессивны:: духовных:-устремлений народов региона, национально-освободительной идеологии. При ртсм нили был учтен ряд положзниЛ последних статей узбекских литературоведов по проблемам дтедч-дизма4. В целом в работе п-называется, ч^о предшествующе,' развитие джадидизма особенно в лице одного ;>э ого основополо:зш-ков Бехбуди предстало в числе главных идейных источников формн-рова'т-'я мировоззрения Хамзы, занявшего место а ряду крупных и последовательных представителей джадидизма в Туркестане, внес-иого большой вклад в его последующее развитие.

1. Взхидо>' Х.П.Просгетительская идеология з Туркестане. С.19-21.

2. .Обстоятельный анплиз этих течений в узбекской исгср.'^о-фило-

софскоП литегатуре д&ется в книге "Хориаиг Шг.ск халклйриК;:."Г •ялгор ижтим ий-фалсафий фикрЛага тарихя очерки1'.- Тсенснт» 1971, особенно в разделах оощ^йналитического характера ■Й.Б.Баратсза и М.А.Усманова.

3. Гасцрпнсяий И. Русское мусульманство //Звезда Востока. -1991. № 4. - С.118.

4. Ом.1 Т'трза-Ахмедова П.М., Рпяидова Д.А. Джадиды: кто они? //Звезда Востока,- 1990. № 9. Они же. К изучении джадидско-го движения //Обцествснь-о науки в Узбекистане. - 1990. № 7; Эргашев Б. Джадиды: либералы или демократы? //Звезда Востока. - 1991. № 2 и др.

Для понимания и характеристики духовных процессов, происходивших в этот пор.юд б Туркестане , больиое значение имело развитие религиозной ситуации, исламской религии, что выступало одним из важны:: факторов, определявших характер и особенности многих идейны?: течений, в том число просветительской концепции Хамзы.

Следует учесть> что помимо новых подходов к религии самих представителей просветительства стали развиваться определенные тенденции обновленческого характера и со стороны части служителей религии, которые нашли свое выражение в некоторых р' чйгиоэ- • них движениях, в специальных религиозных журналах, как напри-мор, "Аль-Ислах" ("Реформа"), к сожалению, оценивавшийся у нас 1 исключительно негативно.

Все эти объективные и субъективные факторы в той или иной степени определяли основные этапы идейно-творческой эволюции Хамзы в дореволюционный период. Соглашаясь с рядом авторов -исследователей творчества Хамзы (Л.Каюмов, Ю.Султанов и др.) в разделении е. о творческого пути в целом на два основных пери- • ода (дооктябрьский и послеоктябрьский), мы вместе с тем придерживаемся мнения, что такая периодизация недостаточна для бодее полного понимания его духовной эволюции особенно в дореволюционный период. Рассмотренные нами тенденции развития взглядов и приверженностей Хамзы более четко связаны с.тремя этапами его ккзпи до Октябрьской революции. С 1904 по 19И гг. - годы учения и становления просветительской позиции Хамзы, приобщение к идеям джадидизма; о 1914 по февраль 1917 гг. - Хамза'развивает, пропагандирует и реализует просветительско-демократиче-ские идеи джадидизма через художественно-творческую, педагогическую и общественную деятельность. С февраля 1917 Хамза выступает как приверженец Февральской революции, в которой он видел осуществление многих своих просветительско-демократических идей,' с последующей эволюцией в сторону сочувствующих большевикам, что составляет тему специального исследования и не рассматривается в данной диссертации.

Основным источником, по которому можно анализировать мировоззрение Хамзы в первый период его творческой эволюции, является его "Диван", включающий в себя его ранние стихотворные произведения, написанные до 19К г. Полностью "Диван" был издан лишь в 1933 г. Как показывает его анализ, здесь Хамза развивает

традиционные Для классической восточной поэзии ток , дЗогаща-ет их новши просветительскими идеями.

Уже в этот период своей творческой деятельности Хамза обращается к идеям "джадкдизма в своей .фактическм-просвети-тельской деятельности.•

Весьма плодотворный в творческом отнесении второй период мировоззренческой эволюции Хамзы ознаменовался создаляем мпэ-гих произведений значительная часть которых,будучи весьма ваг ной для выявления его мировоззренческих позиций,опубликована лишь недавно.

3 этот период творчестве Хамсы в контексте развития выработанных мировоззренческих принципов обогащается ¿'стуглънсП общественной проблематикой.

В относительно короткий, но важный третий период дооктябрьского творчества Хамзы в тесной связи с «го предшествующими ' общественно-мировоззренческими позициями в его произведениях поднимаются проблемы возможности практического "-осуществления идей национального'развита •, национального осЕобовдепия и суверенитета, осмысления дальнейшего общественного устройства условиях свершения Февральской революция.

Вторая глава- "Сущность и основные аспекты просветительских воззрений Хамзы".

Пе^зый параграф - "К анализу, мировоззренческих основ просветительских воззрений Хамзы, отношение к религии". Хамза л г» оставил после себя специальной философской работы в привьплю!; понимании этого слова. Но в его идеях общественно-духовные процессы и их индирчдуальное ведение переплавились в единый еплвд мировоазренческо-философски*, общественно-социальны-.;, нравстагк-кых представлений о человеке, времени, в котором сн аил.

Касаясь мировоззренческих позиций Хамзы и просветителей того периода в целом, следует отметить, что в нашей литературе было принято противопоставлять просветительство и религию ли'о сводить религиозные устремления просветителей к некой непоследовательности, отступления от основных взглядов, предстазить их своего рода "данью времени".

С этих позиций анализировалось и дореволюционное творчество Хамзы*, которое представлялось противостоящим религии вс С^о,

I. Еозоров У,Б. Э^амза ижодининг гоявш! асослари... - 100-102 б.; Умаров Х.У. Из истории борьбы а Узбекистане против религии и ислама ... - С.113-123.

/

основанный чуть ли на на сознательном атеистическом мировозэро-нии. В области литературоведения уже предпринимаются, попытки пересмотреть оти позиции*.

Еще В.И.Ленин писал р тоа, что "...выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть язлен.иэ, свойственное всем народам на известной стадии их развития" .

Прежде всего следует отметить, что бскестчэнная тематика "занимает прочное место в творчестве Хамзы первого периода егэ идейно-творческой эволюции и определяет ряд ее аспектов в последующей творческой деятельности.

Пс "ицчи Хамзы по общерелигиозным , проблема:.! определялись, на наш взгляд, стремлением выявить,.использовать и развить определенный гуманистический потенции, заложенный в "исламской религии, в том числе общечеловеческие духовно цзпио-сти, для включения их в систему своих просвститальских воззрений . •

Б работе подвергаются обстоятельному конкретноиу анализу некоторые аспекты гуманистических ценностей Ислама, представленных в трудах Хамсы. .

Анализ стихотворного "Дивана"'Хаызы а гшачз выявления мировоззренческих основ его творчестиа в целом, просветительских' ЕоззрениЯ в тоу числе, приводит к выводу, что в нем он выступает с позиций осознания и осмыслении исламской религии км: п контексте современного ему общественного развития, так и субъективного признания ее как важной мировоззренческой подоплеки etc общего подхода к действительности, деятельности человека.

Ужо на ращ.их этапак своей творческой эволюции Хаиза отрабатывает пути и возможности использования исламского фактора в контексте попыток выявить его гуманистический потенциал для использования в целях присвоения.

В этой связи надо скагать, что следуя традициям поэзии, философии, в частности суфизма на мусульманском Востоке, Хаыза называет бога "истиной" ("хы:"). Б одном иг своих стихотворений он утоеркдает, что "место вэдзния бога" ("истины") - это сер.дцз, дула чог.овека",'псэтоиу ему, по-видимому, не представляются су-

' I. Иамажонов С. )}амза диндор 6улгйныи?//Гулистон.-1990. № 12.

Ленин В.И. ПСС. Т.4. С.228.

щественнши внешни« проя.адг;>;:л {шлгигя&вги чвлсз*ка, !.•/«*:-оа, по нему, - это проникновенно в сердцз ьде.» бокссгвл, болеет-венного добра, искреннее ссзоош'о ид?«*- челоавкпмебиа и ссоогп-дашш к лкдям.

На ¡¡аа взгляд, этот иир0Е0зэр?кч?сккР подход о-3ус.чоп:;л то, что на раннем этапе своей кдсРно-тгср-тее/ол ¡ояол^цчп Хамза обратился к суфистским мотивам и годдмцш'т:. У-.:э а сгс;-.-,; ранних газелях Хахаа неоднократно обрааас?оя к обр.-» ¿у Нансура Халладжа, ставшего одной из иаиболзв трггочгосккх ¿¡¡тур сроди представителей суфизма.

Особенно это касается. ?оп,. оса райд'^нии зеигл'л и бедственной лпбви. Однако поднимая прсбльму дз^ви кч/. оони к? важных аспектсв суфистского учения и соверлспнс г:\*г>цлы:о .-л-мзчая прежде Есего ее бокоствениуя каправлг.чксогь, сйггзс.:;с которой главные объектом ее выступает само бсдогтееичо? н.-ча--ло, т.е. Аллах, Хемза по логике самого суфизма приходит к IV-му, что- особое внимание начинает уделять субъект;; ото" л^Зм, т.е. человеку, его-духовному .лиру. С другой стороны, ьЯри'Г.е.Ъ' ся к чоловеку.Хамзу псбуждает и сама тенденция его твор'ггс;*ого раевития, которая характеризуется тесной, неразригчой со.;с1-"> с реальной жизнью, приобщенностью к жизни общества.

Отсюда ужо в первкй период творческой эзолш'и ъ ¡■иоопи Хамзы пол; 1а.г развитие тема реальной земнс-й жизни: ''Но есть много, ради чего стоит пожить в этом четырехдневном мчро1'. И дпез: "Умей ценить эту быстротечную жизнь...

Здесь он воспевает жизнь, высказывает жизнвутверждео-дио идеи, которые в определенной мере смлгавт его с суф^стс/:;,1! та-рикатом накпйандизма.

Во второй период своей творческой деятельности Хагаа, продолжая развивать многие свои прежние мировоззренческие пр:<н:рг.;и. встсет на активные просветительско-демократичвскио пс:-:;ци.ч. О.ч обогащаот свои воззрения общественно-социальной проблематккол, активно развивает просветительские идеи даадкдизма, становится одним кз крупных его представителей. В своих произведениях ото-го периода он постоянно обращается к проблемам нации, юцисналь-ного самосознания узс'окского н.чрода, ого национальной консолидации а борьб:< за просвещение нации как одного ш осьсинух

I. ){алэа. Тур.А асарлар тушили. - ТЛ. 07 б.

средств обновления и совершенствования общественной жизни, уеляет большое внимание раскрытию общественных пороков, невежества и социальной несправедливости.

На основе анализа дореволюционного творчества Хамзы как одного из ведущих представителей джадидизма в диссертации делается вывод о том, что в его основе в целом лежит мировоззрение, опирающееся на ценности реальной земр^й жизни, гуманистический потенциал, обновленческие и модернистские тенденции в Исламе, активше жизь.нные позиции самого художника слова в борьбе за общественный и духовно-нравственный прогресс, гуманизм, следование общечеловеческим и национальным духовна-нравственным ценностям, стремление обеспечить'в этом контексте национальные I тгересы своего народа.

Второй параграф ^-."Проблемы человека, нации и национального самосознания". Исходя из гипертрофированного представления о сплошной пронизанности общественных явлений'социально-классовыми мотивами, вульгарно-социологический подход исхакал подлинные воззрения просветителей, в тем числе Хамзы, по.проблеме человека, нации, национального самосознания.

Ужо в своем "Диване"-Хамза, относг сотворение человека к числу важнейших деяний Аллаха, пытается осмыслить проблему человека и с. учетом факта существования'различшх конфессий, религиозных систем, единства рода человеческого.

Важным аспектом понимания человека выступает то, что Хамза рассматривает его как с точки, зрения телесного бытия, так и нравственно-духовного. В диссертации проводится анализ ряда . признаков, с которыми связаны понятия "человек" ("инсон") и "человечность" ("иксощтт")., •

Проблема человека в просветительстве Хамзы тесно и неразрывно увязана с понятием "ыиллат", которое в конце концов вылилось в свое основное значение "нация".

Термин зародился еще б первоначальном Исламе и имел по . преимуществу значение религиозной общности людей. Уже в раннем , творчестве Хамза начинает обогаи^ть его светским содержанием.

Однако во,второй период идейно-творческой эволюции Хамза все большее значение начинает придавать проблеме "миллат" ("нация"), через которую осознавались мнагие другие конкретные вопросы общественного развития. Это в свое время послужило повоем

дом для обвинения его в национализме либо к замалчиванию и даже фальсификации его воззрений по этой проблеме.

В работе рассматриваются некоторые признаки, с которыми Хамза связывает понятие "миллат".

Поэт стремится актуализировать и активизировать процесс консолидации народов Туркестана в "миллат" ("нацию"), видит в этом не только осуществление и дальнейшу; реализацию подлинного процесса и объективной тенденции, но и сознательно стимулируемый исторический выбор:

Возьмитесь за руки, объединитесь, жители Туркестана;

Еще до прихода жарких времен обратитесь к просвещению...*

В диссертации обстоятельно аналиэирукГгся пути 1,ацио«альной консолидации, ее средства в понимании Хамзы. По мысли Хамзы, религия обладает большим интеграционным потенциалом:

Оставим взаимные обвинения и упреки, злословие и ,5

пересуды,

Покончим со словами суннит и аиит,

Давайте все Еместе благоустраивать путь нац-ли^.

Это свидетельствует еще раз о том, что поэт,ставя целью использование религии Ислама в интересах общественного и национального развития, имел в виду не его фудаменталистскиг а по сути обновленческие формы и идей. Известно, что проблема преодоления различий между суннизмом и шиизмом выступала одной из важных задач,' которые ставили перед собой религиозные реформаторы и модернисты за рубежом.

l Хамза сознательно и целенаправленно ставил и реиал щ'^б'д-му национального самосознания народов Туркестана как эффектиз- . ного средства национальной чснсолидацш:, активизации духовного и о-бщественно-эконог'ичэского развития региона, завоевания национального суверзнитета. О

В работе рассматривается и анализируется разработка Хамзой путей и средств развития национального самосознания своего народа, которые он осмысливает на исторических прецедентах других наций.

1. Хамза. Тула асарлар тупльми. - Т.2. II-I2 б.

2. Там же.

<

След/от отмв'т-ь, что, по нему, процесс шработки нацио-надыюго сау.осоан&ния и осуществления 'национальной консолидации снясан с «поделанными социально-еконочическиыи мерами, преобразовамкянн, обращением 1? современным достижениям цивилизация, с>.мулирасак!«ы предпринимательства, промышленности, тор1'о<1ли:

Осо заняты ¡заботами осваивать ремесла, дзиьги,

товары,

(¿и ко теряем то, что имеем*.

В длимом параграфе делается вывод, что разработка проблем чоловока, нации, национальной консолидации 4« национального самосознания в аспекте художественного -творчества является одной из крупных я непреходящих заслуг Хэмзы.

Патог^г^рстиД - "Проблемы науки и просвещения". Проблема "знания", "науки1" и "Диване" Хамзы поднимается преимущест-шгнно в виде г~обяэтн "донж", "илм", которые рассматриваются и;,; ь аспекте нравственного знания, поиска путе^ нравственного сонБриеп'лсоьсник человека прежде всего через нравственные ценности Ислама, освоение наук , что впоследствии войдет '. носблодетш.! компонентом в его просветительские представления о знания/... науках, просвещении.

Начиная со второго отапа идейно-мировоззренческой оволю-!!,.:•.;( Хачса ссс бояьсо осознает тот резкий контраст, которыГ: сллБдизался иогду духогно-культурньш состоянием местных народов к народов ряда других мусульманских, тем-<Золее европейских стран.

Все более совершенствуется просветительско-джадцдская ионшшцйя Хамзы о том, что наряду о подлинными религиозными знаниями необходимо освоение современных светских знаний, куль-•¡ур-.а.'х и науччых достижений других стран, и частности Еврош, й ■:ои число России, что должно явиться одним из эффективных и действенных факторов преодоления нз только культурной и научной отсталости, но и упадка во аса/, других сферах общественно-охсномяческой жизни.

В связи с этим Хаша приходит г. выводу, что некоторые сдули о,;;: рзлигия ста.™ утрачивать нстиннуо инуяу иропозеди

?)з;-?со. Тула ■иы'рлер туда омя. - Т=?. 3? б.

и даже допускают искажение подлинной сути религии, за что сн осуждает их и высказывает пожелание о том, чтобы проповеди читались на тюркских языках, в частности на ур^екском.

' Хамза понимает, что для ссвоения современных знаний, достижения современного уровня научно-технического развития необходимо прежде всего просвещение, соответствующая постановка делч образования народа, его реформа.

По существу Хамза художественным языком говорит о ряде функций науки, знания и просвещения, п частности о дознаватель-' ной. образовательно-воспитательной и, если можно так гкразкть-ся, общественной функции, наолачение которых состой1/ е тем, что они призваны привести нацию к расцвету, к развитию си национального самосознания, к преодолению ее отставанлг. от других народов. .

Четвертый параграф - "Этические воззрения". Одним из аспектов дореволюционных воззрений Хамзы, которые подвергались искажению в нашей-литератуоо, явились его этически? взгл:\'',и.

По мысли раннего Хамоы, основными-источниками иоавеч \о»-но-этических установок человека являются религия, ь да:;'.<ои случае исламская, а также "люди мудрости", "мудрецы" как носители знания, разума, духовного начала самого человека, что означало "ризнание' божественных и рациональных основ нравственности. О

С этой точки зрения Евжка нравствечно-рогуптивния роль религии Ислама, обладающего специфическими средствами ог;п».-дения человека от зла. Хамза пытается выявить главный конто-рий, который сг.оеделяет существо гуманистического потенциала исламской религии:

Занимаясь богослужением, не доставляй никому

страдаш:Д-.

В диссертации проводится анализ основных форм и нравственных качеств, которые, согласно Хамзе, Ислам стремится привить человеку.

В нравственном совершенствовании, духовном всзш.!::№пи 'сз-ловека состоит один из основных аспектов гуманистического г:о-

I. Хамза. Тула асарчар туплямм, Т.2. 22 б.

тенпиала религии?.

Пусть из богопоклонения возникает совериенство,1

Следует.отметить, что такое покииаиие религиозно-нравственных усгавокок Пало присуще многим apotpeccuvuuu мыслителей Востока, в том 'числе Туркестана , и нашло свое отрзвевве и в классической худояественкой литературе, .особенно поэзки.

Jo второй период идейни-мировоззренческок эволюции при резко взросшем интересе Хамзы к ойшзствеяно-практическям и рациональный аспектам духовно-нравственных проблей, особенно активизировалась его просвети- :льская деятельность в сфере образований, создания и функционирования новометодных школ. Все это обусловило то,что эгкиеские и нрааственно-воспитатель-це проблемы ии ставились я решались уке на более серьезном коп-цептуал:. io-философском уровне. При этом он старается сойзао-ти определенная системный подход, в частности но проблеме определения и назначения "аг.лок" / пмораль","нраЕотвЬнвооть"/ ц целого ряда традиционных нравственных категорий.

Хамза выявляет ряд аспектов соотношения зьания и ьривстве.н-ности в контексте нраьстБенного соверсекотвованзя человека и его общественной зиачжюста,. что особен!" ектуально сейчас ь условиях возросшей ноши науки и. звания.

В целом особенность разработки Хамзой гтическях воззрений связана с раскрытием нравственных норм в категорий как обще1 з-ловеческих нравственных ценностей, со стремлением тесно увязать пройае^ы иравственного совершенствования человека со 'своей просветительской концепцией,

В 'заклсченчи подводятся итоги исслеДсвьния, делавтсц теоретические выводы, ва^ечавтся возноьныа направления далънейах исследований данной пройиеиагих!и.

Основное содержание диссертации получило отражение в следусгшх публикациях:

I, вориирование гуманистических идеалов Хамэы //Брошора. - Тапк^т, "Бнание" 1939. - I п.л.

Í. Хамза. Тула асаряар туплаыи. - Т.2. - 226.

гч

/

2. Боьба Хамзы за науку и просветеые в Туркестане //Сб.статей Института .философии АН СССР: Философские проблемы истории свободомыслия и атеизма. - М., 1986. - 0,3 п.л.

3. Иктерналистическое мышление творческой чнтеллегенпии / на примере Хамзы/ //Материалы республиканской научно-теоретической конференции 23-25 ноября 1989г. Насть П. - Ташкент, , 1989. - 0,3 п.л.

4. Гуманистические идеалы.Хамзы в борьбе за утве; бдение социальной справедливости //Сб.СамГУ: Некоторые проблемы формирования человека. - Самарканд. 1990. - 2 п.л. ,'

5. Хамэа с точки зрения сегодняшнего дня /Ученые института в поиске/ Науч.сборник ТИТЛП, Ташкент, 1992, 0,3 п.л. /на узб.яэ./

6. К историко-философскому анализу дореволюционного творчества о Хамзн. //Сб. Независимость и мирсфэззррние: реальность и фило/ софские проблемы возможностей развития. Материалы международной конференции 9-10 ноября 1992г. Ташкент. - Иэд-во Фан -

- 1993. 0.2.п.л.

■ о

п

А.Насти.диновнинг фалсафа фашари tiottyM дзралгзсмгидша учун

" ^ау.за^инг иаърлфатнапзашмк ^араулари;и гуааиастж модклт}. /ш:;ллэбгача бухтам даврда/ " деган мавзуда и ■} .тлган дл с с ертацияии ни нг

]}К«;ача хулосаси

Агар Турпкетовда IX асрда.айнк^са икь;илоб арафасида руй бер--гак сйёсай ^эгаралшрии миллий муота^иллик куашлоларига янгича ён-дВгйи пустая назкрадац илмий таршл ^иладиган булсак.бу давр бу-г/||гл кун учун vom ,-\тта а>,ашчт касб этадч'.Бу нарса щия ,*ткяаи-мкзда ^аЕ'ри-ллмлк поаициядан туриб ёрятилгак ёки казардан четда эл ^¿раллб, урганилкай ке-саигая ^амза ^акимзода НиозиОнинг ин^илоб-булган öoi" ва шу билан блрга мураккаб фалсафий ва изктимоий меросага "jaa тааиуцлидяр.

Слкркм-зча,/,,^. Лгёзигнлнг фаолияти ва дунёцарашига илмий объекта öajo берлш учун ^амзанинг ишуишбгача булгаи ижодики ало-6;тр дявр сифатлда олкб ургааиш зарурдир. Гап шуалаки.-.агыакй.чг ищшхобдан .олдинги фаа-чяти.ижтимоий->i aiicaüwR ¡{ьрашлари Соиет даьрида уларга'берилган сиёсяй ба^олар-п-,«атлум сабабларга кура,мое келмайди.-ТуркиСтонда ва doun;a'Осиё исл:лакатлар;:да л! аерда шаклланиб.ижтимоий фикрг'а узининг ®аол •га">с.1:ринк курсап>ан жадидчилик зрракати ^амза дунёцарашининг вдкд-

изтда асоошЧ енкллардан бирд булиб хлзмат цилди. ^амза кейин-'¡•i.-.iK ^з ннвбатяда.кадидчклж ^аракатинянг кузга куриаган намгрн-д!*глр;$дан бкра сдаратида икод цюшб, бу ^аракат тарадоётига узининг sasxu $иссасини ¡¿ушдл. Aua шу даврдаги Марказий.Осис.,а содир булгак л!гькаы.!; кьраёнларяи туиушш ва уларга холисона ба$о беришда .j кареанл оътнборга ояиш керакки, авсарият сиёсий йуналишлар, шу

■ ^амзакаиг маърифатпарварлик г^рашларя уша пайтдаги .уз^ргача ургаш.лган бир кагор икгямоиИ-тарихий ва маънавий омил-■aipnss гн.'исарл \'си§сиК-и$аисодий шароит бой иктимоий фалсафий ме-

;ч-с *'зсек классш. адабЕёяи анъаналаря ва ^оказо) дичий дунё^ара-..у, sopi лтздг. хукгйрошиа'л ва яслок диня таълимохиниаг бевосита таъ-с;:; л,\а ■lai^uiaiiüK.

Октябрь инцилоежгача булган ияодиии уч даврга бу-{.уллия: li'0-l Гиадан iöi'l Г-илгача - маърпфатпарварллк, жадвд-

■ •.:, :■■ ro'v.nt'ijns я* сш-.гчаижза. * '"йлдан ^17 «илгрча - яатимоий,

• ; --.rc.-i:«, n.iaC:!" аптачт.тпа г л:-¡'"яз.шилтг демократии, .маъри^атпар- \

• :.-j:-Hii рл »ичлан™;:рлкя аа таргвб ^аляш.

1917 «ид февраль ойлдан $амза Февраль яшртлобпнл деыокуахяк ьа и ь рнфатпарварлик гойлараня амачга ошхрувчя о;,мл сифаг'я.н к,абу.п уншгг тах офдорига а?ланади.

^амзаникг вш{илобгача бултан фасляяти иу яарсадаи дзлааит Со;.,а-длки.у жадидизм гояларийияг етук нгмо?эндаларядаа Сира свфатэда уг-мишнянт бой фалсафий аньанаяари ва шу зсумладан иолом дчйийяку су-фя!1лик ва янсонпарварлик таъяяможларидан кант 4ойдаяавди. Шу оялзн бирга ^ai.iaаклнг уз хал^ияяяг маънавий,ахлсрй 'га ютдаолй sepapi.-J~ тийя шлалга оширшга ь;аратилган фаол яятЕлгпт,уи;;::г лей;:ц:;л--

си ва у^кир суз со^иби булишдек ^усусиягларл бил ni yCt'yanaxîô чи^гг.." эди. Шуни хам айтш хераккя.яции утмлагача ^шзаняиг пнсои ••.•>;,!«•..(.-.! миалиШшк ва миллий онг хауядаги ^agmfoft 1/-рз!2лэрлня яа укг.а <"у со^адаги йлрик ютуцларини очи б бераага дмконяят будмагв!!. Бучт а баб швшЯ фаачяятиикзда амал килиб келгак,в^-ликха вулгзр-ооглгойо-Г;и: ёндошиш эди.

лагза кжодшшнг марказяй щешооа иятямойй тарайкиотяникт куп-гкна • пасалаларяня уз ада муявссаиакатиргон ияялм масадаскчар.Бу оса уз даврида Хамзани киллатчяликда айблашга хам сабас бу сохадагя гоялариня сохтаяштиряшга ёки эътнбсрга сжао.и ии üi.¡6 келган.

Унинг асарларлда миллат гояси уз ечимянн паллий •>-<-

падиДамзанинг фикрича,миллий бардашикна амалга ошралжви .голо:.'- „•-;. -ццнинг бир^адтируьчи потекциаяидир. ^амза Туркистоа ::алвлари блр-дамлиги масаласяни чу^ур ^ис цилган з;олда бу масал1г:а ^ая три^уэчц оь./л ииллий ояг гараздиёга- за хапцнинг уз шшшйдигики акгяашя гг..*-наня курсатиб, шу билач бирга бу халщларня из$тисодиЙ, cxöcvii ^а -лий жи^атдаи муста^кл булкишнйшг гаравидир деб ^арайди.

•^амза цатьий ишонч билаи шуни таъкидлайдики, шляиГ. онгго:.1;.' шакял'ашави ва миллий бирдамгишил1 вужудга келпшя учун ц&ълум тимоах ицтисодий замян ^агд зарурдир; Бу замин яамиятнс зодснаас' саноат.савдо, икбилармоялик ва тарагдекётнлкг боп^а o!.:i;.v;üpu е.сос::да ривожлантирлш билан ачалга ошади. •

^амза :sai.raHTir.i^r тарак^ки этетида ахло^няпг а^аи^.таиян" oijops ба^олаб, юксак ехлочпЛшшаяш.' шзспи.милляй 1.пдымят,дуь>;-вий, линий бкллмларикк у^лукияссаий ?;адриятлар аиъеяаларк б:.,тг.н у;тунлаг:увлдкр доб 1$арайд;;.

/

A. HASREDDINOV

For confering a degree of candidate of science ( philosophy )

Tne human essential of Harnza enlighten views ( prerevolutionary period ).

F"Oai the- pooitioa of approach and problem national independence, the reaearci s of spiritual process in Turkestan the

begining of XX century and j erevolutioc3ry period especielly,the rich and difficult prerevolutionary ide'al legacy of Наюая Hakim-zada Kiyazi.some still euaining unstudied,or reaairjii —-iltered

not far fi'om the past social-phylosophor aspects of his creative legacy find important meaning.

So to our mind,it is neeoesary the new approach o_ researches to prorevolutionary spiritual legacy of Hexiza,not approaching the next world-outlook position in this'cuse, The previ&uo develop of ajaddizn in different regions was ona of tho ка1п ideal 60urc»s of forr.lns Han/.a viorld-oatliok becoming one of tho maio successive representatives' of djadoidi-m in Turkestan,bringing in contribution in its following creation developing.

For understanding and characteristics of spiritual ргосеозеи, proceeding in this period in Central ¿i>ia,the developing cf religions situation,had groat inportant,which is саде forward one of the important factors, defining the character and pocularities of many ideal currents,among them cnlight world-outlook couucp-tion of UamZE 4

Tho ideal-creation evolution of HamlaVi it ciRarly oonvc ted

with thne periods of his life before the October revolution.

Угол 1904 to 1914 ears of studing and bcc-oning of enligh-

ting positions,unifing thy ideas of djaddidizm. Froa 1914 till rob: ary 191? Haa;'.a develops,propagates and defends enligbt de-nocxatic ideas of djaddidizm through artistic creutive pedagogic and social activity.

О

From 1917 Hamza appears as an adherent of February revolution,'in which he saw accompliching of his many enllght-democr«.-tic ideas.

As the analysis of prerevolutionary creation of Hamza &now him ar one of the loading representatives of ajaddidizm his world outlook positions defined oy utiiideacics, to use equally with rich phylosophical traditions of the part,among them cofistic, humanitarian potention of islamic religion,as well aa active vital position of the word artist in tho fighting for social and spiritual-moral progress of his people.

The old vulgar-sociological approaoh disturb to find out real view of Hamza on nans problem nation,national, se'f-conci-ousness,treatment of which compose one of the big,permanent merit of Hamza.

itoring the creation Of Hamza the problem "iiillat" (nation) is taking still more meanings, through many concrete problems f)

of social devel .>ing are realised. It wa3 the for accusing him

a3 a nationalist,concealing and'falcification of his view3 on .

" this problem. .

Ha studies the;.ways and means of national consolidation.

Hamza thinks that religions is also ..as great integral poter.t.ion.

Hamza conciously and purposefully put and solveii'the problem of national self-oonciousness 9f Turke^jan people as eifcctive

means of national consolidation,activeness of spiritual and social economic development of regions,the success of national sovereignty»

Due to Hamza,the formation of national self-conciousness

Lj

and realization of national consolidation ate connected with definite sociia-econoslc measures, renewal, adve3 3i.ng to modern aohhi.ovments of civil:i nation, stimuli zing enterprizin,;;,industry,

trade. q

The peculiarity of treatment L>y Hamza his ethic views ire

connected with opening moral norms and category in religions

context and toraporal knowlege as common to mankind moral values,

trying to stio" tho pioblcM of moral completeness cf ra'i with

its illuminate conception.