автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Гуманистические идеи в общественных воззрениях акынов-мыслителей XIX - еачала ХХ вв.

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Мамадалиев, Абдыррахим Калыкович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Бишкек
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Гуманистические идеи в общественных воззрениях акынов-мыслителей XIX - еачала ХХ вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гуманистические идеи в общественных воззрениях акынов-мыслителей XIX - еачала ХХ вв."

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Институт философии и права УДК 113 (043.03.) На правах рукописи

Мамадалиев Абдырахим Калыкович

Гуманистические идеи в общественных воззрениях

акынов-мыслителей XIX - начала XX вв.

Специальность: 09.00.03 - История философии

Автореферат

диссертации на сопскапие ученой степени кандидата философских наук

Бишкек-2004

Работа выполнена па кафедре философии и гуманитарных наук Жалалабатского государственного университета

Научный руководитель:

доктор философских наук, Заслуженный работник образования Кыргызской Республики, профессор Ниязалиев Ш.М

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Акмолдоева Ш.Б. кандидат философских наук, доцент Саралаев Н.К.

Ведущая организация: кафедра философии и общественных наук

Кыргызского Государственного университета строительства, транспорта и архитектуры.

Защита состоится « / У » 2004 года в 12.00 часов на заседании

Диссертационного совета Д. 09.04.258 по защите докторских (кандидатских) диссертаций в Институте философии и права Национальной академии наук Кыргызской Республики (соучредитель: Ошский государственный университет) по адресу: 720071, г. Бишкек, проспект Чуй, 265-а.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке НЛН Кыргызской Республики (720071, г. Бишкек, проспект Чуй, 265-а)

Автореферат разослан « » ^ ^ _: 2004 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, доктор философских наук, профессор Д.Ж.Жумагулов

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Проблема человека и гуманизма во все времена исторического развития занимала важное место. Особенно сейчас она приобрела актуальный характер в связи с угрозой ядерной войны, ухудшением экологической ситуации, учащением во всем мире террористических, религиозно-экстремистских и фундаменталистских вылазок. Человеческий фактор играет важную роль в решении многих экономических, социально-политических, духовно-нравственных и идейно-воспитательных вопросов. В этой связи большое значение имеют изучение и анализ идейных истоков гуманизма, проблем человека в богатом духовном наследии мыслителей предыдущих эпох.

С обретением независимости Кыргызстана открылись широкие возможности для социального, экономического, культурного и духовного развития общества: «...приобретение независимости явилось собой не простую механическую передачу власти из одних рук в другие, а весьма сложный, неоднозначный, даже болезненный процесс перехода из одного качества в другое. В этом контексте достаточно сложными явлениями характеризуются также и кардинальные изменения, произошедшие в сознании и психологии людей, в основной массе народ активно откликнулся на проводимые социально-экономические и политические реформы, а это главное, поскольку именно народ является основным двигателем исторического процесса и прогресса»1, - говорил Президент Кыргызстана Л.Акаев.

Выявление и раскрытие идейных истоков гуманистических идей в кыргызской общественной мысли поможет лучше и глубже узнать философские и этические воззрения мыслителей-акынов. И самое главное, изучение и анализ гуманистических идей прошлого способствует воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, человеколюбия, преданности родной земле, усиливает интерес к духовному наследию кыргызского народа.

Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях философов Центральной Азии, зачастую освещаются лишь отдельные аспекты гуманистических идей данного региона. Так, в трудах С.У. Сатыбековой, М.К. Арипова, А.ИасриддинОва и других анализируются гуманистические воззрения отдельных мыслителей Центральной Азии. В работе Б.Д. Аунасова изучается гуманистическая традиция в духовной культуре казахского народа.

Что же касается конкретно ученых-философов Кыргызстана, то ими проделана' большая работа по изучению становления общественно-философской и этической мысли в Кыргызстане. В этом плане научные труды, опубликованные до распада СССР, сыграли свою положительную роль в изучении богатого духовного наследия и мировоззрения кыргызских мыслителей. Труды А. Ллтмышбаева, Б. Аманалиева, М.К. Абдылдасва, Д.И. Койчу.манова, Ж. Джанибекова, И.И. Имаевой, О. Козубаева, Г. Таджиевой, А.И. Нарынбаева, А. Бекбосва, Ш.Б. Акмоддоевой и другие исследования, опубликованные в период Союза, разумеется, не могли полностью и объективно раскрыть проблему, прежде всего, по причине жесткой идеологической цензуры, которая не могла приемлить плюрализм взглядов. Более того, в силу атеистической политики СССР философские и этические идеи, присутствующие в произведениях

1 Полное наименование трудов авторов перечисленных в автореферате отражено нами в списке литературы диссертации

устного народного творчества и в творчестве- мыслителсй-акьшов, связанные так или иначе с религией, оценивались предвзято, а их гуманистические воззрения противопоставлялись религиозным.

Лишь с обретением независимости в Кыргызстане возродился повышенный интерес людей к своему духовному наследию, появились ряд интересных исследований и диссертационных работ, посвященных истории общественной, философской, социально-политической и этической мысли кыргызского народа. В трудах философов Кыргызстана прослеживаются новые подходы к анализу философской мысли прошлого, объективно освещаются общественные и гуманистические воззрения акынов-мыслителей предыдущих эпох. Особенно это касается роли и места ислама в общественной жизни рассматриваемого периода.

Однако, переосмысление и более тщательное изучение трудов перечисленных выше показывает, что гуманистические идеи в общественных воззрениях Молдо Кылы-ча, Тоголока Молдо, Токтогула и других ярких мыслителей до сих пор специально не изучались с должной, как нам представляется, скрупулезностью и глубиной в нашей историко-философской литературе. Тем не менее, ученые, занимавшиеся изучением историей общественно-философской мысли Кыргызстана, множество раз отмечали наличие гуманистических идей в устном народном творчестве, в особенности - в эпосе «Манас», а также в мировоззрении акынов-мыслитслей Х1Х-ХХ вв.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование и анализ гуманистических идей в общественных воззрениях таких акынов-мыслитслей, как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Тоголок Молдо и Токтогул, и показ их значения для современности. Для реализации этой цели необходимо было решить следующие задачи:

- показать значимость самого изучения духовного и гуманистического наследия в условиях транзитного периода;

- выявить идейные истоки и предпосылки, а также философские основы мировоззрения акынов-мыслитслсй;

- изучить сквозную идею гуманизма и человеколюбия, отраженные в эпосе «Манас»;

- показать саму гуманистическую сущность ислама;

- проанализировать отношение Молдо Кылыча и других акынов-мыслителей к религии;

- раскрыть гуманистическую направленность социально-политических и этических . воззрений Молдо Кылыча, Тоголока Молдо, Токтогула и других акынов-мыслителей.

Методология и источники исследования. Теоретической и методологической основой диссертаций являются принципы диалектики, историзма, преемственности и объективности, новейшие труды философов Кыргызстана и сопредельных с ним стран по методологии историко-философского исследования.

Источниковедческой базой диссертации послужили материалы устного народного поэтическое творчество кыргызов, и в особенности - эпос «Манас», труды историков Кыргызстана, произведения акынов-мыслигелей и другие источники.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

- по сути, одним из первых в отечественной философской мысли предпринята попытка специального и комплексного исследования гуманистических идей общественных воззрений целого ряда акынов-мыслителей прошлого;

- в систематизированном виде выявлена и описана гуманистическая традиция духовного наследия кыргызского народа;

- с философских позиций изучена проблема человека в устном народном творчестве, главным образом в эпосе «Манас»;

- раскрыты специфические моменты гуманистических идей в творчестве Молдо Кылыча, Тоголока Молдо, Токтогула и других акынов;

- изучено место ислама в творческом наследии акынов-мыслителей и их отношения к нему;

- на основе устного народного творчества, а также творчества акынов-мыслителей в системно-комплексном виде изучены проблемы человека и человеческого бытия, его социальный статус, понимания патриотизма трудолюбия, сущности знания, добра и зла, справедливости и человеколюбия, а также проанализирована критика акынами-мыслителями асоциальных проступков и действий;

- показаны роль и значение прогрессивных идей прошлого в духовном развитии современного общества и воспитании будущих поколений.

Теоретическая и практическая ценность диссертации. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что она поможет, как мы считаем, восполнить' пробел, который существует в истории общественно-философской мысли Кыргызстана. Она поможет переосмыслить и по-новому подходить к гуманистическим ценностям различных периодов истории кыргызского народа и послужит толчком к исследованию специфических черт ее развития.

Положения и выводы, выдвинутые в диссертации, могут служить основой для дальнейших исследований прошлого наследия народа, анализа малоизученных аспектов истории гуманистической мысли Кыргызстана.

Выводы и положения диссертации могут быть использованы и при разработке методологических принципов исследования истории общественной и философской мысли кыргызского парода, в создании специальных курсов и учебных пособий по истории философии. Результаты исследования можно применить в курсах по истории общественно-философской мысли Кыргызстана, истории культуры, социологии и этике, духовности и т.д. Выводы и положения должны стать полезными при ознакомлении широкого круга читателей с богатым духовным и гуманистическим наследием кыргызского народа, а также при проведении воспитательных работ. Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В условиях проводимых радикальных реформ в экономической, социально-политической областях особое значение приобретает исторический опыт народа, его гуманистические традиции и религиозные формы верования, в которых в наиболее концентрированном виде содержатся нравственный и духовный опыт конкретного этноса.

2. Эпос «Манас», а также произведения видных акынов-заманистов и акынов-демократов насыщены гуманистическими идеями, в которых сосредоточен не только духовный опыт кыргызского народа, но и его многовековые чаяния. Отсюда, изучение этого опыта, безусловно, может привести несомненным практическим результатам в условиях трансформационного и дезориентированного в своих ценностях и устремлениях общества.

3. Уже в эпосе «Манас» ярко и ясно отражены не только приверженность наших предков к религиозным по своей сути и форме взглядам на действительность - они не могли быть другими - но и приверженность именно к исламским канонам и дог-

мам, хотя, разумеется, изрядно «приправленным» более древними формами религиозности.

4. Обращение к истокам своей истории и культуры (несмотря на современное скачкообразное и все ускоряющееся развитие науки и техники), не следует расценивать как попытку бегства от действительности или нежелание входить в будущее, наоборот - поскольку невозможно постигнуть настоящее без знания своего прошлого как и нельзя рассчитывать на достойное будущее без знания того, что ты есть по своей сути - как попытку и желание сделать вхождение в предстоящее время менее болезненным и ущербным для прошлого, исторической памяти народа.

5. В религиозных формах восприятия действительности, в частности - в исламе, присутствует духовный опыт одного или множества народов, и пренебрежение религиозными традициями, по сути, означает пренебрежение и духовным наследием.

6. В условиях противостояния б. СССР (в основу идеологии которой был заложен воинствующий атеизм) мировой системе и отрицание религиозных форм восприятия действительности не могли не привести к искажению представлений о предшествующем духовном опыте народов, входивших в единое образование - Советский Союз, что не могло не привести к тенденциозному, далекому от объективной оценки истолкованию мировоззрения и творчества акынов-заманистов и отдельных акынов-мыслителей, в основе мировосприятия которых лежал гуманизм.

. 7. Несправедливо и безнравственно рассматривать (как это было принято в СССР), взгляды и творчество видных акынов-заманистов как исключительно консервативные и реакционные, либо только как конструктивные, по крайней мере в современном понимании прогресса. Но в силу гуманистического характера следует их считать вполне позитивными, следовательно, приемлемыми для настоящего времени во многих своих аспектах.

8. Взгляды акынов-демократов Токтогула, Тоголока Молдо и Барпы Ллыкулова, . несмотря на то, что в своих произведениях они часто и резко изобличали представителей духовенства, тем не менее, было бы' неправомерно и ошибочно считать их атеистами. Более объективное и всестороннее, непредвзятое изучение их творчества дает нам основания думать, что они тоже верили в Бога, следовательно не были абсолютными атеистами, хотя в своих взглядах на природу придерживались, как сейчас принято говорить, наивного материализма.

9. Воспитание будущего поколения в суверенном Кыргызстане в духе патриотизма и честного служения отечеству невозможно без опоры на идеи гуманизма и предшествующий богатый Духовный опыт народа, что само'по себе побуждает нас с особой серьезностью и ответственностью вновь и вновь обращаться к нашему прошлому, творениям кыргызского духа и мыслителей, таких как Калыгул, Дрстанбек, Моддо Кылыч, Токтогул, Тоголок Молдо и бесценная сокровищница мировой культуры эпос «Манас». ., , , . Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были

, опубликованы в виде научных статей (см. список опубликованных работ в автореферате на стр. 22) и в выступлениях на научно-теоретических конференциях и семинарах: «Улуттук идеология жана кыргыз рухий доолотунун кайра жаралышы» (Ош, 1999); «Кыргыз философиясынын актуалдуу проблемалары» (Ош, 2001), Международная научно-теоретическая конференция-«Кыргызская государственность и проблемы межкультурного диалога» (Ош , 17-18 апреля 2003 г); Межрегиональное сотрудничество в профессиональном образовании стран Центральной Азии и Закавказья» (г.Токмок, 20-21 мая 2003 г); на ежегодных Республиканских научно-

теоретических конференциях проводимых Институтом философии и право HAH KP «Современность философские и правовые проблемы» ( Бишкек,2002,2003);

Материалы и результаты исследования апробировались также при чтении лекций и проведении семинарских занятий по проблемам истории философской мысли кыргызского народа для студентов 1ЖАГУ и профессионального образования г.Жалалабата.

Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии и гуманитарных паук Жалалабатского государственного университета; также обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании отделов гносеологии и социальной экологии, теории и истории философии, эстетики и этики, кафедры философии Института философии и права HAH KP

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации - 157 страниц.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы исследования, показана степень разработанности проблемы, определены цель и задачи, предмет и объект, методологические и теоретические основы исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость.

В первой главе - «Духовное наследие Кыргызстана и идейные истоки гуманистических воззрений акынов-мыслителей» — рассматриваются общие проблемы, связанные с духовным наследием и особенностями развития i-уманистической мысли в Кыргызстане, а также гуманистические идеи в эпосе «Маиас» и их значение для настоящего времени.

С обретением независимости перед кыргызским народом открылись безмерные перспективы развития своей национальной культуры, по-новому, с позиций историзма переосмыслить и исследовать свое духовное наследие, социокультурное прошлое народа. Поэтому, в настоящем у народа наблюдается все возрастающий интерес к своему прошлому, к изучению кладовой духовности, растет самосознание масс, патриотические чувства и чувство ответственности за традиции, обычаи и исторические достижения предков.

Изучение духовного наследия требует диалектического подхода к историческим событиям и явлениям, соблюдения принципа историзма, логичности, соотношения единичного, особенного и общего, проведения сравнительного анализа общественных воззрений мыслителей, учета социально-экономической и политической обстановки, состояния культуры каждого исторического периода. При этом не следует говорить только о положительных сторонах истории народа, а объективно освещать «темные» стороны своей истории. В связи с этим нельзя не согласиться со мнением Ч. Айтматова, который утверждает: «Плохая ли, хорошая ли, у каждого народа своя история, свое прошлое. И поэтому было бы непростительно перед другими народами человечества скрывать плохое и выпячивать только хорошее, раскрашивать свою историю ' различными косметическими красками, склеивать ее из разных и, что нелепо, неподходящих друг другу кусков. Ведь все равно каждое новое поколение будет сравнивать свою жизнь с периодами расцвета, подъема и упадка в других странах, или же, найдя причины этих явлений, поставит себе цель не повторять в будущем ошибок и найти

правильное направление». По убеждению писателя, не следует бросаться из крайности в крайность, а создавать правдивую историю, которая отвечала бы современным требованиям. Это в одинаковой степени касается и истории общественной и философской, социально-политической и этической мысли народов Центральной Азии, в том числе Кыргызстана.

В связи со всем вышесказанным в настоящее время особую значимость приобретает исследование идей гуманизма в общественной мысли Кыргызстана. Гуманизм -понятие обширное, включающее в себя человеколюбие, уважение его достоинства, любовь к своей Родине, стремление к счастью, свободе, справедливости. Гуманизм предполагает борьбу за новые человеческие отношения, признает человека как высшую ценность, ратует за социальную справедливость и прогресс.

Идеи гуманизма, проблема человека были характерны и для мыслителей средневекового мусульманского Востока, названным Восточным Ренессансом, эпохой Возрождения Востока. В 1Х-ХУ вв. в Центральной Азии и других сопредельных мусульманских странах наблюдается интенсивное развитие науки и культуры. Появляются крупные ученые, поэты, творившие в различных областях науки и искусства. К ним, в частности, относятся Хорезми, Фергани, Закария Рази, аль-Кинди, Фараби, Ибн-Сина, Беруни, Омар Хайям, Махмуд Кашгари, Ю.Баласагуни, Ибн Рушд, Ибн Халдун, Улугбек, Навои, Джами и многие другие. Своими трудами они развивали естественные и гуманитарные пауки, особенно — математику, астрономию, геологию, медицину, философию, этику, педагогику и др.

Одной из особенностей гуманизма той прошлой эпохи является то, что он не проявляется в «чистом виде». Гуманизм, точнее, развитие гуманизма в обществе зависит от социально-экономических условий, от деятельности правителей, от наличия определенного комплекса благоприятных условий и т.д. Без них гуманизм остается пустым словом, характеристикой жизни только отдельных людей, а не широких слоев общества. Такой гуманизм, естественно, не может стать основой, движущей силой общественного прогресса.

Другая особенность гуманизма - его связь с этикой, с нравственными достоинствами людей. Гуманизм обретает реальность в социально-политической деятельности, воплощается в моральном сознании, становится основной цслеполагания в качестве особого типа мировоззрения. Безусловно, до обретения Кыргызстаном независимости гуманизм в общественных науках трактовался с позиции марксисткой идеологии, связывался с классами и классовой борьбой, с пролетарской революцией. Естественно, это пагубным образом отразилось на научно-исследовательских работах. Религия была объявлена «опиумом для народа», антиподом науки и культуры, противопоставлялась гуманизму, общественному прогрессу, оценивалась как совокупность религиозных догм, неизменных на всех этапах исторического развития человеческого общества, и т.д. Так, восхваляя атеистический характер гуманизма социалистического строя, академик М.Б.Митин отмечал: «Гуманизм Маркса атеистический, конкретный, революционный, короче говоря, реальный гуманизм». Таким образом, в советское время полностью игнорировались роль и место религии в обществе, негативно оценивалось ее значение в культурной и духовной жизни общества..

Естественно, в научных исследованиях того периода гуманизм полностью противопоставлялся исламу, его основные положения, содержащие в Коране и хадисах, истолковывались односторонне, с позиции марксистской идеологии и атеизма. Нравственные и морально-этические ценности и принципы Корана, идеи человеколюбия, равенства и справедливости, милосердие, правдивость, взаимопомощь, честность,

скромность, уважение к старшим, родителям и другие моменты объявлялись абстрактными, не реальными, устаревшими, не отвечающими современным требованиям.

Как показывает общечеловеческий опыт, без использования достижений предыдущих эпох нельзя представить движению вперед, социальный и нравственный прогресс. Каждая нация старалась использовать веками созданные достижения в области культуры. Преемственность, т.е. использование всего положительного, прогрессивного, общечеловеческого происходило не только в религии, но и в других областях науки и культуры, в частности, медицине, астрономии, философии, этике, педагогике, политике и т.д. Коран, используя общечеловеческие нравственные нормы из других религией - буддизма и христианства - из сокровищницы народной мудрости, в дальнейшем способствовал их распространению среди мусульман. Правила и нормы морали глубоко укоренились в сознании и во взаимоотношениях людей, составили их духовность, привили им положительные нравственные качества, сохраняли их от безнравственных, антиобщественных поступков. С течением времени под воздействием социально-экономических и политических изменений и обществе сами общечеловеческие нормы (под воздействием изменившихся условий) изменились, приобрели новое содержание.

Характер влияния и распространения ислама среди кыргызов, ведущих в прошлом кочевой образ жизни, отличаются от соседних народов Узбекистана и Таджикистана. Кыргызы намного позже приняли ислам, нежели узбеки и таджики.

В результате исследований ученые нашей республики постсоветского периода, в большинстве своем пришли к мнению, что все же массовое распространение ислама среди населения Кыргызстана приходится к ХУ1-ХУП вв. Кроме того, распространение ислама, степень влияния на сознание кыргызского народа, его история и современное состояние религиозности населения еще в достаточной мере не исследованы. Правомерен Ж. Ракишев, утверждая, что «фактически не изучена и роль ислама в духовной жизни общества».

Следует также сказать, что после обретения независимости, с усилением демократизации общества, роста самосознания людей, с возрастанием интереса к своему духовному наследию, народ постепенно начинает понимать положительную роль ислама в жизни общества. «Кыргызы, - отмечает Л. Акаев, - в сравнении с сопредельными народами исламскую религию приняли позже. Они, приняв ислам, вовлеклись в еще один круг человеческой цивилизации, при этом не только переняли каноны ислама, но и приобщились к знаниям, художественному опыту».

В исследованиях ученых-философов Кыргызстана до недавнего времени при анализе исламской религии и религиозных воззрений акынов-мыслителей наблюдается атеистический, по сути, односторонний подход к их наследию. Исследователи интерпретируют религию и ее влияние на общественную и философскую мысль только с негативной стороны, не видя в ней положительных моментов.

В настоящем происходит переоценка ценностей, переосмысление истории и на основе нового типа мышления и новых подходов рассматриваются нравственные ценности, творческое наследие акынов-мыслителей, их отношение к религии, гуманистическим идеалом прошлого.

Не следуют забывать, что ислам не только состоит из совокупности религиозных неизменных догм, он является неотъемлемой частью культуры. В Коране, шариате и хадисах содержатся иолитико-правовые, морально-этические нормы, понятия и принципы, идеи гуманизма и человеколюбия. Ислам на протяжении длительного исторического времени способствовал развитию духовности, культуры, пауки. Он выполнял

воспитательную функцию, людей удерживал от совершения антиобщественных, аморальных и безнравственных поступков и погому при изучении религии и степени ее влияния на общественную мысль Кыргызстана немаловажно учесть эти аспекты, ибо в начале третьего, тысячелетия обществоведы все больше и глубже начинают понимать роль и местр ислама в духовной жизни общества, его воспитательное значение.

Вообще историю общественной и философской мысли народов Центральной Азии, в том числе Кыргызстана невозможно объективно исследовать, не изучая, при этом, историю ислама. Тем более, начиная с XVI в. в Кыргызстане общественная и гуманистическая мысль разбивается в тесной связи с исламом. К тому же, изучение и освоение духовного наследия, общественных и философских ценностей прошлого в кон. тексте гуманизма способствует, на наш взгляд, воспитанию подрастающего поколения в духе человеколюбия, патриотизма, уважения и гордости за свое прошлое, формирование в.их сознание национальных и общечеловеческих ценностей. ~

Идеи гуманизма, значение которых трудно переоценить, безусловно, содержатся и в произведениях устного народного творчества, составляющим одну из важнейших духовных основ кыргызского народа. В связи .с этим, изучение и переосмысление произведений устного народного творчества приобретает особую актуальность. Кыргызский народ обладает богатым фольклором, прекрасными образцами устного народного творчества.

В произведениях устного народного творчества зафиксированы важнейшие стороны материальной и духовной жизни народа. По убеждению Н.И. Кравцова и С.Г. Лазутина «... фольклор развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, чувство формы, ритма и языка. В силу этого он имеет большое значение для развития всех видов профессионального искусства, литературы, музыки, театра. Творчество многих великих писателей и композиторов тесно связано с народной поэзией. Для фольклора характерно раскрытие прекрасного в природе человека и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность».

Другая особенность устного народного творчества состоит в том, что в нем воплотились различным образом все формы общественного сознания: философии, морали, религии, искусства, экономики, политики, науки, эстетики и т.п. Но наиболее специ-. фической особенностью фольклора является то, что он стихийно отражает действительность, внутреннюю сущность общественного бытия, поскольку само устное народное творчество является формой стихийно-практического освоения действительности, т.е. оно отражает объективный мир на уровне практического сознания. В процессе долгого исторического развития общества в стихийном мировоззрении народа накапливаются своеобразные элементы философского мышления. Таким образом, можно сказать, не погрешив против истины, что устное народное творчество влияло философскую рефлексию на всей протяжении се развития, т.е. начиная с древности кончая настоящим временем.

Устное народное творчество кыргызского народа, произведения фольклора всегда содержали в себе гуманистические идеи, идеи добра и патриотизма, милосердия и уважения к старшим, героизма и др. В них отражены думы, чаяния и мечты народа о лучшем порядке, идеальном правителе, счастье и благополучии народа. Поскольку, кыргызский народ в прошлом не имел своей письменности, по крайней мере развитой, то у них по сравнению с соседними народами сильно развиты различные жанры устного народного творчества: эпос, сказка, поэма, предание, поговорка, пословица, сти-хй назидания, афоризмы, притчи и др.

Так, народ на протяжении длительного исторического периода создавал множества! произведения устного народного творчества. К ним можно отнести «Жаныл-Мырза», «Кедейкан», «Эр-Тошгук», «Кожожаш», «Курманбек», «Мендирман», «Эр Табылды», «Жаныш и Байыщ» и многие другие произведения устного творчества, которые несут в себе мудрость народа, национальные и общечеловеческие идеи и безусловно содержат гуманистические идеи.

Особое место в кыргызской культуре занимает эпос «Манас» - самое объемное поэтическое творение народа и вершина духовной культуры мирового сообщества. Ученые и писатели, занимавшиеся изучением фольклора, все без исключения отмечали наличие в нем гуманистических идей. «Манас» в условиях отсутствия письменности выступал интегрирующим началом духовной культуры. К эпосу обращаются историки, этнографы, философы, искусствоведы, культурологи и другие и находят все новые и новые этико-эстетические и гуманистические идеи.

В эпосе «Манас» освещена многовековая история, бьгг и традиции кыргызов, дается • историческая динамика развития общсствснно-философской, этической и гуманистической мысли, отражена связь времен и поколений, опыт и мудрость отцов. В эпосе центральное место занимает человек со всеми его переживаниями, нравственными и гуманистическими качествами, его взаимоотношения с людьми, и проникнут духом человеколюбия, патриотизма, взаимопомощи, милосердия. По убеждению Г.М. Тад-жиевой, вместе с тем в эпосе «звучит глубокая тревога за разрушение человеческого в человеке и вера в силу человека, противостоящего жестокорти и насилию. Идея милосердия, неукротимый гуманистический порыв к укреплению доверия и братства, взаимопонимания между пародами, венчающие эпос это и есть тот самый неугасимый, жизнеутверждающий свет мудрости наших поколений».

Действительно, для кыргызского народа эпос «Манас» является выразителем его гуманистической сущности, сокровищницей мудрости, философских и общественных воззрений. Подчеркивая благородную направленность «Манаса» О. Козубаев отмечает, что. «в "Манасе", как и в других эпических произведениях, необычайно богато представлены этические воззрения народа, который, не имея сложившейся теоретической системы социальных взглядов, выражает свои думы и чаяния в форме этических идей, моральных ценностей, нравственных оценок, одобрения или порицания поступков и т.д. Социальные идеалы народа в эпосе выражаются через мысли о борьбе добра и зла, справедливости и несправедливости». Следовательно, гуманистические идеи в фольклорных произведениях кыргызов выражены в форме социально-политических и этических идей через художественные условности.

По своему содержанию и объему, своей внутренней сути эпос «Манас»' является мировым гуманистическим творением, его простое человеческая основа предопределила вековечность и непрерывную актуальность самого эпоса. ;..

В эпосе «Манас» представлена, помимо всего, гуманистическая философия взаимоотношений между людьми, с соседями и враждующими, с иноверцами, и побежденными и т.д. С другой стороны, нельзя забывать и о том, что «Манас» является результатом коллективного творчества многих поколений певцов-сказителей-манасчи: Каждый поэт-сказитель «Манаса» вносил в эпос свои новые мотивы, вводил новые эпизоды, откликаясь таким образом на современные ему события. С течением времени, видоизменяясь и расширяясь, цикл песен о богатыре Манасе превратился в своеобразную историческую энциклопедию поэтических представлений народа.

'В эпосе, наряду с мусульманским культом, речь идет и о доисламских верованиях кыргызов, таких, как тотемистические представления, шаманский культ, культ умер-

ших и предков, культ природы и др. Там же имеются сведения о вере кыргызов в чудодейственные свойства вещей, животных, поклонение небу, земле, реке, огню, белому цвету, гадании по бараньей лопатке и др., являющиеся элементами верований первобытнообщинного строя, т.е. в нем ислам тесно перекликается с доисламскими, древними верованиями.

Выдающийся сказитель-манасчи Сагымбай Оразбаков жил и творил в Х1Х-ХХ веках, когда ислам полностью утвердился в сознании и образе жизни кыргызского народа. Естественно, он в своих вариантах исходил из реалий своего времени, учитывал политические события, роль и место религии в общественной и культурной жизни Кыргызстана. Поэтому в варианте С. Оразбакова особое место уделяется исламу, нежели христианству и буддизму. Но, мы далеки от идеализации роли ислама в жизни кыргызского народа и в своем исследовании мы лишь исходим из варианта С. Оразбакова и на его основе постараемся объективно показать роль и место ислама в жизни кыргызов.

В «Манасе» мусульманство и подверженные ему пользуются особым уважением: в нем почти не находим пренебрежительного отношения к исламу, так же как отсутствует критика его догм. Глубинное ознакомление с «Манасом» убеждает нас в том, что . ислам был объединяющей силой кыргызов в его борьбе с внешним врагом, способствовал единению различных кыргызских племен вокруг хана и батыра-великодушного Манаса.

В эпосс многие герои изображаются как истинные мусульмане, выполняющие все предписания Корана и религиозные обряды. Одна из них Алтынай, мать Алмамбета, представлена как истинная мусульманка. Или в сказании описывается обряд бракосочетания на основе законов шариата, например обручальный ритуал Алмамбета с Ару-ке.

Краткий анализ отношения к религии в «Манасе» наводит нас на мысль о том, что сказитель был хорошо знаком с исламскими традициями и обрядами. Несмотря на проведение атеистической политики в СССР, жестокое преследование духовенства и религиозных деятелей, сказитель отразил истинное лицо мусульманизации кыргызского общества, тем самым подчеркивая гуманистическое и воспитательное значение ислама. Как справедливо отмечает И.Молдобасв: «Таким образом, согласно эпосу "Манас", кыргызы были знакомы со всеми мировыми религиями, что подтверждается данными других источников. Безусловно, что к началу XX в. кыргызы были мусульманами, ни у кого не вызывает сомнения. Все это получило отражение не только в эпосе, но и в целом в устном творчестве кыргызов».

Во второй главе - «Гуманистическая сущность общественных воззрений акынов-мыслителей» - рассматриваваются особенности проявления гуманистических идей в творческом наследии акынов-заманистов Калыгула и Арстанбека, проблемы . человека в общественных воззрениях Молдо Кылыча и Тоголока Молдо, а также гуманиситические идеи Токтогула.

Яркие представители народного творчества ХГХ в. - Калыгул, Арстанбек и Молдо Кылыч - жили й творили тогда, когда в обществе усиливались противоречия, господствовали патриархально-феодальные отношения, зачастую происходили межплеменные стычки и столкновения. Их период жизнедеятельности характеризуется еще и тем, что в начале ХГХ века Кокандское ханство завоевало Кыргызстан, что спрсобст-вовало усилению эксплуатации народа со стороны местных баев-манапов и Коканд-ским ханством.

К их времени относится и присоединение Кыргызстана к России. Следует сказать, что этот вопрос до обретения независимости отечественными учеными истолковывалась однозначно, а именно как добровольное присоединение Кыргызстана к России. После же обретения суверенитета в некоторых исследованиях появляется более точный, на наш взгляд, и объективный подход к процессу насильственного присоединения Кыргызстана к России. С этой точки зрения обращает на себя внимание мнение С.М. Мукасова, который считает, что «процесс присоединения Кыргызстана к России был не только длительным и трудным, но и противоречивым, неоднозначным. Он не носил абсолютно добровольного характера, т.е. если южные провинции приняли подданство России в основном насильственным путем, военной силой, то присоединение северных кыргызов к России носило относительно добровольный характер».

Одним из ярких представителей XIX века, внесшим свой весомый вклад в развитие общественной мысли Кыргызстана является Калыгул Байуулу. Следует сказать, что до недавнего времени считалось, что чуть ли не единственным произведением акына является поэма «Тар заман» («Эпоха безысходности»). Но в опубликованном в 1994 г. сборнике «Арстанбек» были включены найденные другие произведения мыслителя. В опубликованном в 1990 г. сборнике произведений кыргызских акынов-мыслителей были включены произведение «Тар заман» и «Ырлар» («Песни») Арстанбека и многие исследователи отмечают схожесть и идейную близость произведений «Акыр заман» («Судный день») и «Тар заман» («Эпоха безысходности») Арстанбека.

К сожалению, творческое наследие акынов-заманистов во многих исследованиях кыргызских ученых Советского периода, в силу атеистической политики и марксистской идеологии, объявлялись реакционными и консервативными, их мировоззрению противопоставлялось мировоззрения акынов-демократов. На самом же деле акыны-заманисты так же, как и акыны-демократы Токтогул, Тоголок Молдо, Барпы Алыку-лов, в своих произведениях отражали реальную действительность, сложную и противоречивую политическую и культурную жизнь своего времени. Поэтому нам представляется неправомерным противопоставление «заманистов» и «демократов» друг другу, одних из них считать «реакционным», других - прогрессивными. Правильнее будет рассматривать их как следствие единого процесса миропонимания.

Анализируя мировоззрение акынов-заманистов, С.М. Мукасов отмечает, что «в своих произведениях акыны-заманисты дали в целом правдивую, объективную картину жизни народа, изменений, происходивших в быту, во взаимоотношениях и мировосприятии людей. Противоречивость воззрений этих мыслителей, несомненно, была отражением объективного противоречия реалий присоединения Кыргызстана к России, т.е. противоречивость самой эпохи, в которую они жили, определяла известную антирусскую направленность и одновременно апологитичность их мировоззренческих идей; этим объясняется и религиозные, эсхатологические мотивы, тенденции во взглядах акынов-заманистов».

При анализе мировоззрения акынов-заманистов, на наш взгляд, следует так же учитывать положительную, гуманистическую и морально-этическую роль ислама в формировании общественных воззрений самих акынов.

Калыгул в своих терме, санатах и иасыятах говорил о человеке, воспевал его лучшие свойства, восхвалял добрых, мудрых людей, приносящих пользу обществу и окружающим людям, критиковал пороки феодального общества, низменные и аморальные поступки людей, приносящие только вред и горе людям. Он сторонник приобретения людьми знания и оно, по его мнению, является высшим достоинством человека, украшает его, соответственно критикует невежественных людей. Другой положитель-

ной чертой мировоззрения акына-мыслителя является то, что он высшим достоинством человека считает разум. Таким образом, изучение и анализ творческого наследия Калыгула свидетельствует о том, что он был гуманистом своего времени, выражал . думы и чаяния своего народа.

Его последователь Лрстанбек испытал влияние Калыгула, особенно это видно в его произведении «Тар заман» («Трудное время»). Он также, как и Калыгул, выражает свое недовольство временем, которое приносит только печаль и горе для бедняков. В «Тар заманс» проявляется и глубокий гуманизм мыслителя ибо в центре его произведения стоит человек, который беспощадно эксплуатируется господствующей верхушкой. Он сопереживает за свой народ, ищет пути спасения от голода и нищеты, не зная правильных путей выхода из тяжелого положения впадает в пессимизм. Арстанбек хорошо знал жизнь народа, сам разделял с детства их горе и нищенскую жизнь. Воочию увидев произвол и деспотизм царских колонизаторов по отношению к простым людям, тяжело переживал за них, близко воспринимал всяческую несправедливость и зло со стороны сильных мира сего.

Акын ищет пути избавления от подобной тяжелой жизни, тоскует о прошлом, восхваляет его. Вообще многие акыны, недовольные своим временем, восхваляли патриархальное общество, считали его справедливым, а время его существования «золотым веком». В этом обществе нет эксплуатации человека человеком и все равны, нет богатых и бедных и он говорит о счастливой жизни родоплеменного общества: потому Арстанбек поначалу предлагал о необходимости присоединения Кыргызстана к Каш-гарии, но потом отказывается от этой мысли. В конце концов, акын был вынужден считаться с реальной действительностью и был настоящим патриотом своего народа, ради его благополучия готовил себя на любые жертвы. Именно из этих побуждений . поэт меняет свое отношение к русским, в надежде на то, что те все же гуманно и справедливо будут обращаться с народом, с пониманием будут относиться к их нуждам и запросам. В песне «Сары орус султан болгону» («Когда султаном стал русский») он восхваляет героизм русского народа и перечисляет ряд его достоинств.

В своих терме, санатах и песнях мыслитель выражает также свое отношение к современным общественным и социально-политическим явлениям. Он критикует аморальные, безнравственные, антиобщественные поступки людей, самих людей, склонных к таким поступкам, к которым относятся воры, ростовщики, несправедливые и жестокие ханы, тираны и деспоты. Это и есть явное проявления человеколюбия и гуманности мыслителя.

Резюмируя все сказанное о гуманистических воззрениях Калыгула и Арстанбека, следует подчеркнуть одну немаловажную деталь, они обе исповедовали ислам, хорошо знали религиозные правила, были знакомы с нравственными поучениями шариата и их влиянии среди народа. По нашему убеждению, акыны, как передовые мыслители своего времени, не пропагандировали религиозно-мистические и аскетический идеи, отрешения от посюстороннего мира, активно занимались насущными проблемами реальной жизни, религию же использовали для улучшения жизни простого народа, для борьбы против произвола, тирании, жестокости, насилия и несправедливости ма-напов, ханов, иноземных захватчиков, для выражения своих гуманистических идей. Потому, но убеждению акынов-заманистов, религия является одним из средств нравственности и воспитания.

Не менее видным представителем плеяды акынов-заманистов является Молдо Кы-лыч, творческое наследие которого до недавнего времени изучалось недостаточно. При этом основной упор делали на его поэму «Зар заман» («Эпоха скорби»), ибо дру-

гие его произведения не публиковались и были под запретом. Мировоззрение акына в большинстве исследований, как и мировоззрения Калыгула и Арстанбека, считалось консервативным и реакционным. Из-за отрицательного отношения к религии, Молдо Кылыча обвиняли во всех грехах и считалось, что его произведения пронизаны сплошь религиозно-мистическими идеями. В постсоветское время резко изменилось отношение к его творчеству. Один за другим стали появляться ряд интересных научных статей, сборников, диссертаций, посвященных богатому наследию поэта, стала осуществляться публикации его рукописей.

В исследованиях ученых стал прослеживаться объективный подход к реальному освещению творчества Молдо Кылыча. Ученые в своих трудах стали применять новые методологические принципы, анализировать его творчество с позиции диалектики, историзма и логичности, освобождаясь от старых, изживших методов, общественники стали переосмысливать мировоззрение Молдо Кылыча и других мыслителей, анализировать их творчество с позиции общечеловеческих ценностей и гуманизма.

Они считают его гуманистом и особо подчеркивают, что основополагающими идеями поэта являются человечность и идея гуманизма. «Молдо Кылыч является не только акыном-просветителем, но и мыслителем, реально отражавшим уровень общественного сознания современной ему эпохи - утверждает Г.Т. Ботоканова, - он был гуманистом, озабоченным судьбой своего народа. В центре мировоззрения Молдо Кылыча стоит человек. Что происходит с человеком? Почему он изменился? Эти вопросы он чаще всего задает себе. Все, что происходит с человеком, он связывает с "заманом", то есть господствующим общественным строем. Произведения Молдо Кылыча пронизаны глубокими раздумьями о происхождении мира, жизни и смерти».

Молдо Кылыч так же жил и творил в сложное время, которое совпало с упадком патриархально-феодальных отношений и постепенным переходом на капиталистический уклад. И потому в формировании общественных воззрений Молдо Кылыча большое значение имели устное народное творчество и другие кыргызские образцы фольклора. Акын испытал на себе большое влияние произведений Калыгула и Ар' станбека. Это можно проследить в его толковании идей «Акыр замана», «Тар замана» и «Зар замана». Как пишет А. Донанбаев «под мистической и эсхатологической оболочкой, как показывает исторический опыт, иногда скрывались вполне прогрессивные, даже революционные идеи».

Молдо Кылыч был правоверным мусульманином, в своих произведениях, в частности «Зар замане», где призывал всех следовать законам шариата, выполнять все исламские обряды, совершать пятикратный намаз, держать пост ураза, совершать хадж в святыню Мекку и. т.д. Он как и Калыгул и Арстанбек, в «Зар замане» говорит о наступлении «Судного дня» - «конца света», выражает свое недовольство существующим строем, произволом и беспорядками, проявляет пессимизм, не верит в улучшении жизни народа. Недовольство Молдо Кылыча исходит из реальной действительности. Акын выражает настроение и гнев народа, поэтому его реакция на социальные изменения общества представляется вполне естественной и оправданной. В то время произошли особенно большие изменения в духовно-нравственной жизни народа. Молдо Кылыч воочию видел, как рушатся нравственные нормы, еще сохранившиеся с патриархально-родового строя, глубоко укоренившиеся в сознании и взаимоотношениях людей. Такие моральные ценности прошлого, как уважение к старшим, взаимопомощь и взаимовыруч^ честность, справедливость, любовь к своей земле, человеколюбие, поклонение предкам, гостеприимство и другие общечеловеческие и гуманистические идеи привлекали его внимания. Избавление от гнета, деспотизма и тирании

Молдо Кылыч видел в возрождении былых нравственных и гуманистических ценностей. В связи с этим, М.И. Богданова пишет: «это далекое время воспевалось народными поэтами как время свободной и привольной жизни, когда якобы все в роду были равны между собой. Социальное неравенство, иасилие и эксплуатацию акыны считали порождением недавнего времени, возмездием за измену традициям предков, их религиозным законам. Возвращение на путь шариата, по их убеждению, должно было восстановить мир между людьми, заставив баев и манапов стать честными защитниками интересов народа». И мыслитель в «Зар замане» ставил в пример именно эти нравственные нормы, призывая всех овладевать ценностями прошлого.

Следует подчеркнуть, что в «Зар замане» Молдо Кылыча далеко не все идеи носят • консервативный или религиозно-мистический характер, как это было принято считать в советское время. Положительным моментом в его произведении, на наш взгляд, можно считать и то, что прошлое используется им для защиты человека, как средство предотвращения низменных, аморальных поступков, для утверждения гуманных, морально-этических свойств во взаимоотношениях людей, для восстановления забытых нравственных норм и традиций. К числу прогрессивных идей, которые он проповедовал, можно отнести бескомпромиссное бичевание бесчеловечных поступков баев, манапов, неприятие и острую критику против лицемерия, зла, воровства, обмана, а также искренние его призывы к переходу к оседлой жизни, занятию земледелием, овладению ремеслом и т.д. Отсюда, анализ общественных воззрений Молдо Кылыча приводит нас к выводу, что хотя акын был религиозным человеком, искренне верившим в догмы ислама, все же его больше интересовали земные дела, судьба реального человека, его место в общественной жизни и нравственный облик.

В целом, общечеловеческие идеи акына-мыслителя в условиях XIX века были направлены па то, чтобы избавить человека от отрицательных, аморальных и антигуманных поступков и черт, сам он был категорически против гнета и жестокости правящих кругов. Потому, этические воззрения и гуманистические идеи мыслителя не потеряли своего воспитательного значения и в наши дни.

Известный акын-демократ Тоетогул внес свой вклад в развитие общественно-философской мысли Кыргызстана. Его социалыю-политические и этические идеи пронизаны глубоким гуманизмом и общечеловеческими идеями. Токтогула волновали ' судьба народа, его переживания и мечты. В своих произведениях он отразил стремление кыргызского народа к лучшей жизни, боль и страдания людей, борьбу бедных слоев населения против зла, тирании, несправедливости и произвола. В советское время его творчество усиленно рассматривалось с классовых позиций, отдельные аспекты мировоззрения акына были сильно идеологизированы, его отношение к религии трактовалось с позиций научного атеизма.

Творческое наследие Токтогула Сатылганова всегда привлекало многих ученых, таких как А. Алтмышбаев, Б. Аманалиев, М.И. Богданова, М.К. Абдылдаев, A.A. Чу-кубаев, Н.И.Имасва и многие другие.

Ознакомление с жизныо и творчеством Токтогула Сатылганова свидетельствует о том, что мыслителя весьма волновали судьба человека, его место в жизни общества. В своих произведениях он ищет пути улучшения жизни народа, выхода из тяжелого положения, говорит о возможности достижения счастья людьми. Его песни пронизаны человеколюбием, переживаниями за судьбы людей и их будущее. Акын всю жизнь боролся за справедливость, за общечеловеческие идеалы, ненавидел баев, манапов, царских колонизаторов за их жестокость, деспотизм, угнетение неимущих людей. Он критикует судебную власть и ее конкретных представителей. По его убеждению, суды

защищают существующий строй, баев, маиапов и их интересы, при этом они обманывают бедных и обездоленных, проявляют несправедливость и беззаконие.

Важной особенностью его социально-политической мысли является то, что он не ограничивается критикой царских колонизаторов и бай-манапов, а говорит о замене существующего режима другим. Необходимо отметить, что в критике существующего строя между заманистами и демократами есть принципиальное различие. Заманисты, критикуя социальную действительность, были сторонниками восстановления и сохранения общинно-родового строя и старых обычаев, традиций прошлого, пренебрежительно относились к русской культуре и технике. Акыны-демократы тоже критиковали существующие социальные порядки, настаивая на замене их другим общественным порядком, основанным на справедливости, но, в отличие от заманистов, они призывали народ к борьбе за лучшую жизнь и верили в победу добра, с оптимизмом смотрели в будущее.

Гуманизм Токтогула, его любовь к человеку, своему народу ярко проявились в его отношении к религии и духовенству. Нам известно, из истории, что мыслители Центральной Азии до Октябрьского периода не могли, да и не испытывали особого желания отрицать религию. Некоторые из них в своих произведениях осмеливались критиковать те или иные стороны религии, но их вовсс нельзя назвать атеистами. В общественных воззрениях мыслителей того времени, в том числе Кыргызстана много вольнодумных, свободолюбивых и антиклерикальных идей, разоблачающих аморальные поступки и несовместимые с религией деяния представителей духовенства. Нам представляется необоснованным, когда акынов-демократов и в особенности Токтогула в исследованиях советского периода считают атеистами.

С демократизацией общества появилась возможность объективно, с гуманистической и общечеловеческой позиции показать роль и место религии в общественных воззрениях акынов-демократов. В некоторых трудах исследователей постсоветского периода можно встретить объективный анализ свободолюбивых и антиклерикальных воззрений Токтогула. На наш взгляд, совершенно прав Ж. Ракишев, который отмечает, что «...творчество акына дооктябрьского периода не следует односторонне преувеличивать, выдавая их за выражение законченного и последовательного атеизма». Ж. Ракишев справедливо пишет о том, что в вопросе о роли и месте представителей духовенства, мулл и ишанов и разоблачении их деяний Токтогуя мог высказать смелые мысли. Иначе говоря, в мировоззрении мыслителя доминировали свободолюбивые и антиклерикальные идеи. По мнению Токтогула и других акынов-демократов, природа является материальным началом.

И ознакомление с произведениями Токтогула свидетельствует о том, что он не отвергал существование Бога. Так, он свое бегство из ссылки связывает с волей Всевышнего. А в своих произведениях он также упоминает Бога.

Тем не менее, для него реальная жизнь превыше всего, он призывает людей наслаждаться жизненными благами, вести активный образ жизни, при этом мыслитель в своих произведениях критикует мулл и ишанов, не придерживающихся правил религии и склонных ко лжи. Однако Токтогул не выступал открыто против религиозных догм, хотя его мысли о природе, строении мира, о цели жизни человека были основаны на стихийном материализме и входили в противоречие с религиозной традицией.

Что же касается антиклерикальных воззрений Токтогула, то следует напомнить, что многие поэты Востока в своих поэтических и прозаических произведениях остро критиковали шейхов, мулл, суфиев, ведущих паразитический образ жизни. Низами, Фи-зули, Джами, Навои, Машраб, Махтумкули, Бердак и другие бичевали представителей

духовенства за то, что они не придерживались правил и законов проповедуемой ими же религии, беззастенчиво нарушали их, занимались воровством, накоплением богатства за счет народа. Изобличая их, мыслители хотели направить людей на правильный путь, путь истины и истинной веры. *

Токтогул был истинным гуманистом своей эпохи. Всю жизнь думал о процветании своей страны, благополучии народа. Он переживал за будущее молодого поколения, хотел видеть их духовно развитыми, воспитанными во всех отношениях. Токтогул, в своих назиданиях, советах, наставлениях и нравоучительных стихах часто обращаясь к джигитам и юношам, призывает их с малых лет быть нравственно чистыми, благородными, образованными людьми. Отсюда, акын-мыслитель, как великий гуманист своего времени, глубоко верил в человека, в его разум, в преобразующую силу народа. В отличие.от заманистов Калыгула, Арстанбека и Молдо Кылыча он не был пессимистом, не.отчаивался в трудные минуты жизни, даже находясь в ссылке в невыносимых условиях, не потерял силу духа.

Известный акын Тоголок Молдо (1860-1942) был современником Токтогула Сатыл-ганова. В отличие от заманистов, изучение творчества которых были запрещены в Советское время, произведения акына публиковались на кыргызском, русском и на ■ других языках народов. Еще в то время был опубликован ряд трудов, посвященных философским и социально-этическим воззрениям мыслителя. Однако, эти исследование страдают, как нам представляется, некоторой односторонностью, мировоззрение Тоголока Молдо исследуется с позиций марксистской идеологии и воинствующего атеизма.

В последние 10-12 лет независимости, прослеживается более объективный подход в изучении и оценке его творческого наследия. В опубликованных научных диссертациях философские общественно-политические воззрения мыслителя освещаются по-новому, на основе диалектического и исторического подхода. Но в них специально не исследуется место человека в воззрениях акына, специально не подвергается анализу гуманистические идеи в мировоззрении Тоголока Молдо. Наша задача раскрыть гуманистическую сущность творческого наследия акына-демократа и показать их значение для современности.

Акын оставил после себя богатое наследие. Ряд его песен посвящен проблеме равноправия женщин, а также любовным темам. В большинстве произведений Тоголока Молдо в центре его внимания стоит человек, его деятельность, его взаимоотношения с другими людьми. В своем творчестве акын-демократ уделял особое место бедным слоям населения. Ему присуще забота о человеке, переживания за его судьбу. Он тяжело переживает зато, что народ подвергается насилию, притеснению и унижению со стороны власть предержащих. Акын выражает свой протест против патриархально-феодального строя, критикует несправедливость и социальное зло в таких произведе-• ниях, как «Роду Тезек-Тагай», «Плач женщины о павшем корове», «Причитание жены дехканина», «Тиранство манапов», «Наставление» и других.

В этих и других произведениях акын-демократ осуждает насилие, жестокость и произвол не только кокандских ханов, но и местных баев и манапов, бичует их отношение к простым людам.

Тоголок Молдо осуждает межродовые распри, борьбу между племенами, борьбу за власть на должность волостного. В результате кровопролитных воин убивались ни в чем не повинные люди из разных племен. Таким образом, он пытался вскрыть глубокие социальные противоречия феодального общества, основанного на неравенстве людей. Манапы и баи богатели за счет доходов трудового народа. Скотоводы и пасту-

хи за свой труд получали нищенскую зарплату. Он, как и Токтогул, смог понять сущность противоречий между угнетателями и угнетаемыми, понимая, что между ними не могут быть дружбы и согласия. Гуманизм, человечность, забота о людях, защита чести и достоинства человека особенно явственны в его произведениях, посвященных проблеме женщин-кыргызок. Эта тема освещается в «Жалобе девушки Кенже», «Девушка-беглянка», «Жалоба девушки, выданной замуж за старика», «Жалоба девушки, выданной замуж за мальчика» и др. Тоголок Молдо выступал и против унижений, бесчеловечного отношения к женщинам. По признанию исследователей его творчества, акын был страстным борцом за свободу, равноправие и счастье женщин. Во многих своих произведениях он рассказывает о тяжелой жизни девушек, бесправном их положении. Исторические факты того периода свидетельствуют о том, что баи и ма-напы относились к ним как вещам, с которой можно обращаться как заблагорассудится, не боясь при этом наказания.

В целом следует подчеркнуть, что Тоголок Молдо в своих поэтических произведениях высоко поднимает роль женщины п обществе, воспевает ее трудолюбие, верность, честность, красоту, милосердие, человеческие качества, борьбу за свою свободу и счастье. Многие идеи Тоголока Молдо о женщине не потеряли своего значения и в наши дни и могут быть полезными в воспитании молодежи в гуманистическом духе. Акын положительно относился к присоединению Кыргызстана к России. Вместе с тем он изобличал колонизаторскую сущность российского самодержавия, критиковал эксплуатацию, насилие и тиранство его представителей на кыргызской земле. С другой стороны, Россия и ее культура оказали плодотворное влияние на все стороны общественной, хозяйственной и духовной жизни тогдашнего общества.

В творчестве и жизни Тоголока Молдо особое место занимает его отношение к религии и духовенству. Ранее официальной наукой и пропагандой Тоголок Молдо был представлен как атеист, выступавший против религии и духовенства. Думается, что его атеизм несколько преувеличен и не соответствует действительности. Тоголок Молдо в детстве учился в старой школе и получил религиозное образование. До победы Октябрьской революции мало кто из акынов осмеливался выступать против религиозных догм, это было бы опасной затеей. Трудно согласиться с мнением М. Абдыл-даева, что «во многих своих произведениях поэт разоблачает несостоятельность целого ряда положений, в частности о потустороннем мире». В качестве примера автор приводит его произведения «Жанбажты». «Телебай-тентек», «Кемчонтой», «Проделки ходжи», «Кемпир-чал» («Старик и старуха»). Ознакомление с этими произведениями свидетельствует о том, что Тоголок Молдо в них критикует в основном представителей духовенства: мулл, ходжей, ишанов и др. По нашему мнению, когда речь идет об отношении Тоголока Молдо к религии, правильнее будет говорить о свободолюбивых и антиклерикальных идеях поэта. Разумеется, стихийно-материалистические идеи, его суждения о четырех элементах как основы мироздания, о явлениях природы не совпадали с учением ислама о сотворенности мира. Но это вовсе не означает, что акын выдвигал и придерживался атеистических взглядов.

Во-первых, его произведения свидетельствуют о том, что он признавал существование Бога, хотя он не говорит о создании Богом материального мира - природы, солнца, людей, животных, гор, рек, озер, океанов, морей, земли, воздуха и т.д. В произведении «Телибай-Тентек» богач Дадан просит Аллаха, чтобы он дал ему сына, и у него, в конце концов, родится сын.

Это подтверждение того, что Тоголок Молдо верил в существование Аллаха. В поэме «Старик и старуха» акын говорит о том, что Бог никогда не принесет счастья бед-

ним. Это высказывание акына использовались некоторыми исследователями для разоблачения религиозно-схоластического учения мусульманского духовенства. На самом же деле эта мысль также лишний раз подтверждает о признании Тоголоком Молдо существования Бога. Эту же мысль подтверждал в свое время известный кыргызский ученый Б. Аманалиев: «Тоголок Молдо почитал духовное первоначало стоящим выше предметного бытия: в его представлении разнообразные стороны бытия обладали всего лишь относительной, кажущейся самостоятельностью, имели свою первопричину не в самих себе, а в высшем существе. Впоследствии он встал на позиции наивно-материалистического восприятия действительности».

В общественных воззрениях акына центральное место занимает возвеличивание человека, его лучших качеств. Среди достоинств человека, отличающий его от других живых существ, являются труд и трудолюбие. Надо сказать, акыны, и особенно Тоголок Молдо, уделяли большое внимание проблеме труда и трудолюбия.

Мы не можем согласиться с мнением некоторых ученых о том, что одной из слабых сторон мировоззрения Тоголока Молдо является его убежденность о врожденности нравственных свойств и, разумеется, пороков. В настоящее время ученые доказали наличие генетического кода в каждом человеке, т.е. каждая личность является носителем моральных свойств или пороков и болезней своих предков. Заслуга Тоголока Молдо состоит, однако, в том, что говоря о врожденных пороках, каких-либо недостатках, он не отрицает роли воспитания и обучения в нравственном совершенстве, наоборот, большое внимание он уделяет роли школы, учителя, науки в духовном росте человека, хорошо понимает, что врожденный талант также следует воспитывать.

Важной особенностью общественных воззрений акынов-демократов является то, что они в преобразовании общества, в критике существующего строя большое место • отводили роли морали, нравственных качеств людей. И, Тоголок Молдо, и Токтогул, будучи гуманистом своей эпохи, считали, что все люди равны от рождения, не только перед Богом, но и в распределении материальных благ. Так, они высоко подняли человека, думая о его благе, счастье, мечтая о справедливом обществе, где люди жили бы в достатке и благополучии.

В заключении диссертации приводятся следующие выводы проведенного исследования:

1. Непрерывное историческое становление народа, постоянно изменяющийся мир вовсе не означает отрицание предшествующего опыта, наоборот, опыт имеет непреходящую ценность, но требует вдумчивого подхода и оценок, избирательности. В трансформационных условиях коллективный исторический опыт народа приобретает еще большее значение.

2. В условиях, когда Кыргызстан строит гражданское общество, особую роль приобретает гуманистические традиции и опыт народа, выраженный, в частности, в его устном творчестве, эпосах, а также его наиболее яркими носителями - акынами-заманистами и акынами-демократами.

3. В силу ряда причин исторического и психологического порядка гуманистические начала в наиболее концентрированном виде отражены, на наш взгляд, в религиозных формах верованиях народа, данное положение верно, пожалуй, для всех народов, что же касается кыргызского народа, то в силу приверженности кыргызов исламу, в мусульманском вероучении присутствует и кыргызское национальное мировосприятие,

' вернее, через призму ислама нашло преломление и кыргызское мироощущение и мировоззрение, его нравственный, опыт, в частности, представление о гуманности.

4. Эпос «Манас» так же, как и творения видных акынов-заманистов и акынов-демократов насыщены идеями гуманистического порядка, в них сконцентрирован духовный опыт народа, его многовековые чаяния, и изучение этого опыта представляет не только сугубо теоретический интерес, но и имеет безусловную практическую ценность, особенно в условиях транзитное™ общества, когда достаточно большая его

. часть дезориентирована, предшествующий нравственный опыт народа, помогавший кыргызам в течение множества веков, может оказать нам неоценимую помощь, правда, с условием вдумчивого подхода к нему.

5. В эпосе «Манас», в его наиболее поздних вариантах вполне явственно обнаруживается приверженность кыргызов не только к религиозным формам восприятия и оценки действительности и морали, но и к исламским канонам и догмам, правда, с изрядной долей традиционного доисламского верования, что могло породить - и нередко порождало - представление о том, что кыргызы не были приверженцами ислама, в то время как кыргызы не были последователями его ортодоксальных форм.

6. Современное бурное и все более ускоряющееся развитие мировой цивилизации не обесценивает по сути предшествующий нравственно-этический опыт народа, хотя, конечно, вносит свои существенные коррективы, предъявляя новые и новые требования к нему. Но, как и тысячи лет назад, в основе нравственности народа, его этики, несмотря ни на что и вопреки всему, лежат такие фундаментальные понятия и явления реальной народной жизни, как патриотизм, чувство долга перед единоплеменниками, собственно, на них ориентирована историческая память народа, так или иначе с ними он связывает свое будущее.

7. В силу исторических причин и причин психологического порядка, а также в силу особенностей религиозного восприятия его форм, именно в ней в концентрированном виде присутствует духовный опыт, как правило, множества народов, и пренебрежительное отношение к религии неизбежно означает неуважительное на деле грубое

. отношение к народному нравственному опыту.

8. В условиях государственной идеологии воинствующего атеизма в СССР любая, даже маломальская приверженность к религиозной оценке действительности и морали оценивалась как реакционная или по меньшей мере как антинаучная, что с неизбежностью приводило, в частности, к тенденциозной и, как правило, к ошибочной оценке и истолкованию мировоззрения и творчества акынов-заманистов и акынов-демократов, в основе мировоззрения которых лежали главным образом идеи гуманистического порядка.

9. Было бы чрезвычайно неточно оценивать взгляды и творчество видных акынов-заманистов как исключительно консервативные, направленные против развития общества, даже несмотря на то, что они призвали искать решения насущных проблем с помощью средств, изъятых из прошлого, обращения к прошлому опыту, поскольку они взывали, в сущности, к гуманным началам, уважению и человеколюбию, патриотическим чувствам, честности и порядочности.

10. Несмотря на то, что Токтогул и Тоголок Молдо в своих произведениях часто и в достаточно резкой форме изобличали представителей духовенства, необоснованно и ошибочно считать их атеистами, это так же несправедливо, как ставить знак тождества между духовенством, каким бы оно не было набожным и последовательным в своей вере, и собственно религией, более того, и Токтогул и Тоголок Молдо были людьми верующими, и если они и были чем-то недовольными, так это существующими порядками, но они и не думали ставить под сомнение существование Бога, а их так

называемый наивный материализм едва ли правомерно расценивать как атеизм и уж тем более как научный атеизм.

11. Существенным различием во взглядах акынов-заманистов и акынов-демократов является их, если так можно выразиться, обращенность их взгляда в пространстве: первые смотрели в прошлое и надеялись найти там решение насущных проблем, вторые - в будущее; одни верили в многовековой опыт, мудрость и традиции народа, другие - в активное, созидающее начало народа, его волю и целеустремленность; но ни те, ни другие не пытались изъять из души народа его религиозный дух, ни те, ни другие не боролись против Бога.

12. Наше стремление вписаться в новые цивилизационные рамки, в мировую экономическую систему вовсе не означает отказ от предшествующего опыта, по крайней мере от его позитивной части, от своей истории и системы ценностей, доставшейся нам по наследству. Более того, воспитание новых поколений в нашем молодом суверенном государстве должно вестись в духе патриотизма и честного служения отечеству, но оно невозможно без опоры на общечеловеческие ценности, идеи гуманизма и богатый предшествующий духовный опыт народа, что побуждает вновь и вновь обращаться к нашему прошлому, творениям кыргызского народа и его мыслителей.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Духовное наследие и особенности развития гуманистической мысли в Кыргызстане / Современность: философские и правовые проблемы. Материалы VIII республиканской научно-тсоретичсской конференции. - Бишкек, 2003. - с. 184-190.

2. Гуманистические идеи в эпосе «Манас» и их значение / Гуманитарные проблемы современности. Научныетрудымолодыхученых. - Бишкек, 2003.-е. 177-181.

3. Особенности проявления гуманистических идей в творческом наследии акынов-заманистов Калыгула и Арстанбска / Гуманитарные проблемы современности. Научные труды молодых ученых. - Бишкек, 2003. - с. 181-187.

4. Проблема человека в общественных воззрениях Молдо Кылыча / Гуманитарные проблемы современности. Научные труды молодых ученых. - Бишкек, 2003. - с. 187-

5. Проблемы человека в общественных воззрениях Тоголока Молдо / Кыргызская государственность и проблемы межкультурного диалога. Материалы межрегиональной научно-теоретической конференции, посвященной 2200-лстию Кыргызской государственности. Вып.З., - Ош, 2003.-е. 80-83.

6. Идеи гуманизма в общественных воззрениях Токтогула / Сборник научных трудов ЖАГУ, Жалал-Абад, 2004. - с! 123-126.

7. Гуманистические идеи в устном народном творчестве народов Средней Азии / Журнал "Жахон адабияти". Ташкент, 9ПП'1 - г Л7-7') >

193.

Аннотация

диссертации Мамадалиева А. «Гуманистические идеи в общественных воззрениях акынов-мыслителей XIX- начала XX в.», представленной на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 -

история философии

В диссертационной работе рассматривается проблемы, связаннные с духовным наследием и особенностями развития гуманистической мысли в Кыргызстане, а также гуманистическая сущность общественных воззрений акынов-мыслителей.

На материалах эпоса «Манас» выявлены гуманистические идеи, на основе которых в значительной мере выстраивалась духовная жизнь кыргызского народа. В условиях постоянного жесткого противостояния более многочисленным и могущест-. венным народам древние кыргызы веками вырабатывали идеи, которые наилучшим образом могли бы способствовать его выживанию. Неизбежно такими идеями должны были стать идеи гуманизма, уважения человеческого достоинства - те идеи, которые, содержаться во всех мировых религиях, в том числе исламе.

В диссертации выявлены также особенности проявления гуманистических идей в творческом наследии акынов-заманистов Калыгула и Арстанбека, рассмотрены проблемы человека в общественных воззрениях Молдо Кылыча, идеи гуманизма в общественных воззрениях Токтогула и проблемы человека в общественных воззрениях Тоголока Молдо.

В условиях жесткого идеологического контроля со стороны государства, а также атеистической направленности марксистко-ленинской идеологии в советские времена объективная оценка взглядов и творчества перечисленных выше мыслителей была невозможна. В диссертации предпринята попытка взглянуть на наше прошлое под новым углом - гуманистических, общечеловеческих ценностей, а также выявить позитивные моменты в эпосе «Манас» и во взглядах кыргызских акынов-мыслителей с целью возможного их применения в современных условиях в качестве философских и педагогических истин.

09.00.03 — философия тарыхы адистиги боюнча философия илимдеринии кандидаты окумуштуулук даражасын издснип алуу сунуш кылыиган Л.Мамадалиевдин "XIX - XX к. башындагы ойчул-акындардын коомдук кез караштарыидагы гуманистгак идеядар" аттуу диссертациясынын

Диссертациялык иште рухаиий мурас жана Кыргызстандагы гумани-сттик ойдордун внугушунун езгечелуктеруне байланышкан проблемалар, ошондой эле акын-ойчулдардын коомдук кез караштарынын гумаиисттик мацызы каралат.

"Манас" эпосунун материалдарынан гумаиисттик идеялар айкында-лып, алардын негизиндс бедгилуу дсдгээлде кыргыз элинин рухаиий жашоосу тузулгви. Сан жана кубаттуулугу жагынан устемдук кылган элдер менсн дайыма ырайымсыз каршылашуу шартында байыркы кыргыздар кыльшдар бою элдин жашап кетишине туртку боло турган идеяларды пайда кылышкан. Мындай идеялар шексиз гуманизмдин идеялары болууга тийиш эле, адамдын абройун сыйлоо - дуйиедвгу бардык диндерде, анын ичинде исламда камтыл-ган идеялар.

Диссертацияда заманчы-акындар Калыгулдун жана Лрстанбектин чы-гармачылык мурастарындагы гумаиисттик идеялардын берилиш взгачелу-ктвру ачылып кврсвтулуп, Молдо Кылычтын коомдук кез карашындагы адам проблемалары, Токтогулдун коомдук кез карашындагы гуманизмдин идеялары жана Тоголок Молдонун коомдук кез карашындагы адам маселелсри ка-ралгаи. 1

Мамлекет тарабьшан жургузулген катуу идеологиялык кеземел, ошондой эле атеисттик багыттагы маркстык-лениндик идеология шартында совет мезгилинде жогоруда айтылган ойчулдардын чыгармачыдыктарына жана кез караштарына объективдуу баа беруу мумкун эмес эле. Диссертацияда биздин еткен мезгилге гумаиисттик, жалпы адамзат баалуулуктарын жацы бурчунан кароого, ошондой эле "Манас" эносунун жана кыргыз акын-ойчулдарынын кез караштарыидагы позитивдуу учурларды бугунку кундун шартында философиялык жана педагогикалык чындык катары колдонуу мак-сатында мумкунчулуктерду ачып керсетууге аракеттср жасалган.

апнотациясы

The summary

of Dissertation Mamadalieva A. " Humanistic ideas in public views of akynov-thinkers of XLX-beginning XX ", the scientific degree of the candidate submitted on competition philosophical sciences on a speciality 09.00.03-history of philosophy.

In dissertational work it is considered the problems connected to a spiritual heritage and features of development of humanistic idea in Kyrghyzstan, and also humanistic cssence of public views of akyns-thinkers.

On materials of epos "Manas" humanistic ideas on the basis of which the spiritual life of Kirghiz people was appreciably built are revealed. In conditions of constant severe opposition to more numerous and powerful peoples ancient kyrgyzy centuries developed ideas which in the best way could promote his survival. Inevitably such ideas should become ideas of humanism, respect of human advantage those ideas which to contain in all world religions, including an islam. In the dissertation also features of display of humanistic ideas in a creative heritage akyns-zamanists Kalygul and Arstanbek, are considered problems of the person in public views Moldo Kylych, ideas of humanism in public views Tok-togula and problems of the person in public views Togolok Moldo.

In conditions of the rigid ideological control over the state, and also an atheistic orientation of marxists-lenin ideology during Soviet times the estimation of sights and creativity of the listed above thinkers was impossible.

In the dissertation attempt to look at our past under a new corner of humanistic, universal values is undertaken, and also to reveal the positive moments in epos "Manas" and in sights of the Kirghiz akyns-thinkers with the purpose of their possible application in modern conditions as philosophical and pedagogical trues.