автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Нравственно-этические искания акынов-заманистов

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Кулманбетова, Айдана Сабырбековна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Бишкек
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Нравственно-этические искания акынов-заманистов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственно-этические искания акынов-заманистов"

Национальная академия наук Кыргызской Республики ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукописи

РГВ ОД

Кулманбетова Айдана Сабырбековна

и гш}

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ АКЫНОВ-ЗАМАНИСТОВ

Специальность: 09.00.03. - история философии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

БИШКЕК 2000

Работа выполнена в отделе истории философии Института философии и права HAH Кыргызской Республики

Научный руководитель — доктор философских наук,

академик HAH Кыгызской Республики КАКЕЕВ А. Ч.

Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, член корр. HAH KP Карыпкулов А. К.

Кандидат философских наук Абдрасулов С.М.

Ведущая организация - кафедра культурологии, философии и

истории Бишкекского гуманитарного университета.

Защита состоится « и » ßfi-JLZ,£tZ~_2000 г. в « » часо

на заседании Межведомственного диссертационного совет Д 09.00.98 по защите докторских (кандидатских) диссертаций пр Институте философии и права HAH KP (соучредители: Кыргызски государственный национальный университет, Ошски государственный университет) по адресу: 720071, г. Бишке! проспект Чуй, 265\

С диссертацией можно ознакомится в центральной научно библиотеке HAH Кыргызской Республики (г. Бишкек, проспект 4yi

265а, ЦНБ)

Автореферат разослан « Ж » fttte' 2000 ]

Ученый секретарь Межведомственного диссертационного совета, к.филос.наук, доцент .

Омуралиев Н. А.

т ПО

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования. Современная цивилизация находится на этапе наибольшей открытости для интеграционных процессов, направленных на дальнейшее формирование общечеловеческих нравственно-этических ценностей. Этому во многом способствует разрушение тоталитарных режимов и демократическое обустройство целого ряда государств, в числе которых находится Кыргызстан, получивший впервые независимость как самостоятельная республика только в 1991 году. Вместе с тем "перед республикой сразу встали крупные проблемы социально-экономического и нравственно-этического характера. В этом отношении первый президент Кыргызстана А.А.Акаев обнаружил глубокое проникновение в сущность происходящих процессов, когда заявлял: "Народ, не имеющий философии, не имеет будущего". - <>;■•■

В новых социально-исторических условиях Кыргызстан напрямую развивает и укрепляет связи с общемировым социально-экономическим и культурным пространством, что ставит в качестве одной из первоочередных задач углубленное осмысление собственной ментальности как национального феномена. В разрешение определившейся таким образом проблемы большой вклад вносит изучение великого эпоса "Манас", выразившем основные нравственно-этические критерии кыргызов за тысячелетнюю историю своего существования. Однако "Манас", как и любой другой эпос, оказался не в состоянии отразить разительные изменения в жизни народа в обозримом историческом прошлом, в частности, в XIX - начале XX века. Эти изменения нашли свое яркое отражение в творчестве акынов-заманистов Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча.

Заманизм как тип творчества, направленный на укрепление нравственно-этических позиций, существовал и у других тюркский народов Центральной Азии. Однако на кыргызской почве заманизм оказался особенно востребованным самыми широкими слоями населения, и это обусловило его активное существование на протяжении целого столетия. ,.. '.,.

В начале XIX века кыргызы попадают под жестокое владычество Кокандского ханства, что побудило ряд родоплеменных вождей искать защиты у России, к которой они обращались с просьбой о вхождении в ее состав. В это время соседние народы были значительно дальше кыргызов продвинуты по пути формирования собственных государств, и над кыргызами нависла угроза "растворения" в других народах. Необходимо было искать и находить те структурно-организационные начала, которые позволили бы кыргызам не только сохраниться как национальный уникум, но и развиваться дальше по пути консолидации

родоплеменных сообществ в единый, монолитный народ. Необходимосп этого осознавалась национальной элитой, но более глубоко эта ситуация выразилась в творчестве акынов-заманистов, которые нашли, пожалуй, единственно верный по тому времени путь объединения и сохранения нации на основе общности нравственно-этических устремлений, а также основных начал морали, построенной на лучших принципах адата и обычного права. При этом заманисты не только подвергали глубокому социально-философскому осмыслению свое время, но и стремились "провидчески" определить будущее для своего народа. Оно представало в виде возможных перспектив, либо - в виде предостережений от возможного саморазрушения личности и общества.

Будучи духовной элитой кыргызского народа, осознавшими потенциальные возможности своего народа, акыны-мыслители вели большую просветительскую деятельность, направленную на сохранение и развитие духовности человека на тех началах, на которых базировало« общественно сознание кыргызов прошлого столетия. В силу этого поэты-заманисты не отрицали прежних религиозных верований народа, терпимо относились к внедряемому исламу, а в более поздний период даже утверждали нравственно-этические ценности новой религии. Таким образом, заманистам удалось создать общую картину мира кыргызов прошлого столетия, что открывает значительные перспективы изучения формирования и развития самосознания кыргызов в обозримом историческом прошлом.

Мудрость мыслителей-заманистов заключалась в том, чтобы не творить насилия над национальной психологией и самосознание своего народа, но развивать его, "подтягивая" до уровня передовых по тому времени народов. Именно поэтому акыны, резко выступая против экспансии имперской России, в то же время активно призывали учиться у "сары орус" культуре и новым, более прогрессивным методам ведения хозяйства.

Через заманизм шло генеральное направление развития национальной культуры. И не случайно, Молдо Кылыча по праву признают родоначальником кыргызской письменной литературы. Заманизм настолько глубоко проник в самосознание кыргызского народа, что без учета этого обстоятельства уже невозможно понять особенности мировидения кыргызов, которое в том или ином виде реализуется в творчестве крупнейших писателей кыргызского народа таких, как Ч.Айтматов, Т.Касымбеков, Т.Сыдыкбеков и др. Заманизм оказался жизнеспособным даже несмотря на то, что начиная с 50-х годов при тоталитарном советском режиме творчество замечательных акынов было практически выключено из обихода в культурной жизни кыргызов.

Врт почему в наши дни, когда Кыргызстан ищет свои пути в общечеловеческое демократическое пространство, появилась острая необходимость самоосмысления народа, его прошлого и настоящего,

гациональных приоритетов и всего того, что можно в качестве юзитивного начала нести в мировую практику человеческого аморазвития.

К сожалению, "заказная" наука недавнего прошлого представляла кынов-заманистов Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча только как еакционных националистов. В условиях демократизации кыргызского бщества впервые появилась возможность объективной, научно-|боснованной оценки творческого наследия поэтов-мыслителей. Но ¡олее всего опыт нравственно-этических и философских исканий групных деятелей прошлого Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча 50жет быть востребован кыргызской общественностью на путях [реодоления родоплеменной отчужденности и создания монолитной [ации, у которой есть свое достойное будущее среди других народов шанеты.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования вляется творческое наследие акынов-заманистов Калыгула, Арстанбека, Лолдо Кылыча. В качестве "предмета" выступает прежде всего "общая :артина мира" кыргызов XIX - начала XX в., воспроизведенная акынами-аманистами в своих творениях. К "предмету" отнесем нравственно-тические установки заманистов, направленные на формирование амосознания народа, а также объединительные социально-философские деи, которые были призваны для консолидации нации и формирования диного народа, способного в таком качестве преодолеть новые ;сторические испытания.

Материалы и источники диссертации. Материалом сследования являются произведения акынов-заманистов, публикованные в основном в республиканских изданиях. Кроме того, спользуются материалы архивного и рукописного фонда HAH KP как а кыргызском, так и на русском языке. Демонстрационные материалы а языке оригинала сопровождаются переводами на русском языке. Гереводы в большинстве случаев осуществляются автором настоящего сследования.

В числе источников диссертации используются общетеоретические аботы по этике прошлого и настоящего. Привлекаются также известные аботы по истории Кыргызстана рассматриваемого периода.

Степень разработанности проблемы. Духовное наследие акынов-аманистов было объектом исследования ряда отечественных ученных, [з работ литературоведов и филологов внесших конкретный вклад в зучение творчества акынов-заманистов следует особо подчеркнуть К. К. Эдахина, А. Токонбаева, М. А. Ауэзова, Б. Юнусалиева, Т. Саманчина, 4. Богданову, Ш. Уметалиева, С. Жигитова, А. Эркебаева, О. Сооронова, I. Кебекову, К. Асаналиева.1

1 Полное наименование работ названных авторов здесь и далее даны каыи в списке использованной литературы диссертации.

Из работ философов А. А. Салиева, Б. А. Аманалиева прежде всего его работа "Киргизские мыслители XIX - начала XX века" (1965), Какеева А.Ч., Аманалиева К.Б., Дононбаева А.Д., Козубаева O.K., которые непосредственно занимались изучением творчества акынов-заманистов и которыми было сделано многое для понимания творчества замечательных мыслителей поэтов.

А также творчество акыно-заманистов находили свое отражение в работах таких авторов «благодаря» которым акыны-заманисты были представлены в искаженном до неузнаваемости виде как К. Ибраимов, Д. Айтмамбетов, Д. Самаганов, П. Балтии, Г. Нуров и т. д.

Цели и основные задачи исследования. Отсутствие специальных исследований по избранной теме в новейший постсоветский период, переакцентовка проблемы в сторону преемственности наследия акынов-заманистов в современной социокультурной жизни Кыргызстана обусловливали цели и задачи настоящей работы, где целью является научно-теоретическое осмысление этико-философского наследия заманистов как следствия и предпосылок развития нравственно-духовного сознания кыргызского народа в XIX - начале XX вв. Сюда же относится оценка объединительно-просветительской деятельности акынов-заманистов, определявшая приоритеты национального саморазвития.

Означенная цель предопределила постановку и решение следующих основных задач:

- осмысление заманизма как выражение нравственно-этической мысли кыргызов в XIX - начале XX вв.;

- выявление динамических характеристик общей картины мира кыргызов в творчестве акынов-заманистов;

- определение основных этапов развития заманизма;

анализ системы нравственно-этических категорий и классификаций и философских представлений в творчестве акынов-заманистов;

- установление идейно-нравственной сущности исканий акынов-заманистов;

выявление преемственности заманизма в современной социокультурной жизни кыргызского демократического общества.

Положения выносимые на защиту.

I. В XIX веке для кыгызов реальной оказалась угроза растворения прежде всего в казахском и узбекском народах. Даже в начале советского периода это обстоятельство во многом сдерживало развитие и становление кыргызской автономии. В силу этих причин заманизм, известный по творчеству ряда тюркских народов приобрел среди кыргызов особенно значимую роль. Основываясь на адате, обычном праве и нравственно-этическом опыте народа.

Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч создавали свои произведения, ориентированные прежде всего на самосохранение кыргызского народа, определившегося и развивающегося как этнокультурный и социально-политический феномен.

II. Ранее проводимые дифференциации творчества акынов на реакционные и прогрессивные начала считаем методологически несостоятельными. Общая цель заманистов - словом удержать народ в пределах единой национальной идеи, прекратить межродовые и всякие иные распри вплоть до семейных отношений, организованные вертикально по отцовской линии и потому свято хранящих традиции, освящаемые духами предков. Идею заманистов единения народа следует считать глубокой и прогрессивной. Другой вопрос, что для ее реализации необходимо было воспользоваться многовековым опытом и практикой своего народа, который как и другие кочевые народы, стремился сохранить свои традиции незыблемыми, устои и уложения действующими. Средства сохранить народ восходили к прошлому, идея единения при этом устремлялись в будущее.

III. Заманизм в его кыргызской модификации представляет собой особый тип творчества, вызванный к жизни необходимостью в четких, словесных формулах создать систему нравственно-этических приоритетов, охватывающих все стороны бытия кочевника (Калыгул). При этом широко использовались приемы и средства усиливающие эмоциональную содержательность жанра

• «замана» через вторжение лирического начала посредством авторского «Я» (Арстанбек). Вековое существование замана стала хорошей основой для формирования у кыргызов собственной профессиональной литературы (Молдо Кылыч). Таким образом, заманизм выступает в качестве «связующего звена» между творческим самосознанием народа, практикой его художественного слова и авторизированным литературным творчеством. Отсюда сам выбор .методик и принципов анализа произведений заманистов — от утилитарного предназначения до существенных философских обобщений, от устного, звучащего слова до письменных источников писателя-мыслителя (Молдо Кылыч).

IV. Характерной особенностью кыргызского заманизма являются четко отслеживаемая этапность в его развитии.

1. Формирование системы нравственно-угических ценностей на базе метафизической цельности (Калыгул);

2. Усиление образно-художественной содержательности через лирическое начало и в силу этого расширение круга действия идей заманизма (Арстанбек);

3. Выведение идей заманизма через философское осмысление мира в область общечеловеческих нравственно-этических ценностей - с одной стороны, с другой - трансформация жанра замана в жанр лирико-философского стихотворения (Молдо Кылыч).

V. Активно действовавший в XIX столетии заманизм как тип творчества в XX веке при развитии буржуазных отношений уже не мог удовлетворять потребность в осмыслении нового мира и времени. Однако заманизм из духовной жизни кыргызов не исчезает, проникая в литературно-художественное творчество писателей в качестве прежних целей — сохранить память народа о прошлом, удержать в числе действующих традиций традиции предков, видеть кыргызский народ единым, сплоченным, исторически определившимся как самостоятельная часть мирового этноса (Ч. Айтматов, Т. Касымбеков и д. р.).

VI. Являясь неотъемлемой частью нравственно-этического сознания и духовной деятельности кыргызов, заманизм свидетельствует о наличии внутренних потенциальных возможностях продуктивного соотнесения «общей картины мира кыргызов XIX - нач. XX вв.», с реалиями новой действительности. Опыт прошлого, глубокое осмысление общего и особенного позволит. активнее входить народам Кыргызстана в мировое общечеловеческое пространство.

Методологическая и теоретическая основа диссертации опирается на принцип историзма как единства исторического и логического метода, который позволил определить социокультурные предпосылки и особую высокофункциональную роль заманизма е нравственно этическом развитии кыргызского общества в XIX - начале XX вв, Цивилизационные подходы к решению общей проблемь позволили увидеть человека из кыргызского общества прошлого в своеГ естественной исторической среде, а также определить ментальносп этого человека через общую картину мира кыргызов и далее выявит! общетипологическую сущность заманизма, находившегося I конструктивной оппозиции к любой власти, в стремлении "сохранить' человека и предопределить его дальнейшее развитие.

Научная новизна работы заключается в том, что

а) впервые заманизм осмысливается как особый тип творчества, ; сами акыны-заманисты предстают как духовная элита кыргызской народа, целенаправленно просвещавшие народ на иде1 объединения родоплеменных сообществ в единую нацию на основ* общности нравственно-этических установок.

б) впервые устанавливаются этапы развития заманизма как этико философского явления, наиболее полно выразившего духовно

состояние кыргызского общества XIX - начала XX вв. через "общую картину мира".

в) устанавливается преемственность замангама и новой социокультурной ситуации в современном кыргызском обществе как одно из ярких проявлений национальной ментальности.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы прежде всего в вузовской практике при разработке курсов лекций н спецкурсов по изучению особенностей мировидения и миропонимания, а также нравственно-этического самосостояния кыргызов XIX - начала XX веков. В связи с тем, что работа ставит в центре внимания этические проблемы кыргызского общества прошлого и настоящего, она тесным образом соприкасается с одной стороны с историей, с другой, с культурологией и филологией, чем обеспечиваются прочные межпредметные связи

Само постижение заманизма как яркого национального феномена поможет при осмыслении и выборе собственных путей при строительстве нового кыргызского общества на демократических основах.

Апробация работы

Основные положения и результаты исследования были изложены на IV научно-практической конференции КАСИ (1996), на научно-теоретической конференции «Построение гражданского общества» (1996), на конференции «Современность: философские и правовые проблемы» (1997, 1998, 1999), на научно-практической конференции «Жусуп Баласагын и современность» (1998), на научно-практической конференции МУК (1998), на научно-теоретической конференции «Через кропотливый и неустанный труд — к процветанию и благосостоянию» (КГ УСТА 1998), на научно-теоретической конференции посвященной 20-ти летию БГУ (1999).

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы исследования, анализируется степень ее научной разработанности, определяется объект и предмет исследования, формируются цели к основные задачи, научная новизна диссертационной работы обозначается теоретическая и практическая значимость.

В первом разделе "Предпосылки, формирования и развитш заманизма как выражение нравственно-этической мысли кыргызов I XIX - начале XX вв." характеризуются основные социально-'политические условия, в которых формировался заманизм как одно и: важнейших явлений в развитии кыргызского общества в XIX- начале Х> века, ставшем переломным в исторических судьбах кыргызов.

Характеризуется основное социально-политическо< содержание XIX века для кыргызов и отмечаются следующие факты:

1. Политическая и экономическая отсталость кыргызов в начал< XIX века.

2. Экспансия Кокандского ханства.

а) закабаление кыргызского народа.

б) предательство народных интересов родовыми верхушками.

3. Разложение феодального строя, "традиционного" кыргызской общества.

4. Присоединение к России.

а) утрата самостоятельности.

б) обретение политической стабильности.

5. Административно-колониальная политика России - "разделяй 1 властвуй". ''

6. Формирование новых социально-экономических и этнически: отношений.

а) разложение натуральных форм хозяйственной деятельности.

б) товарно-денежные отношения, оформление внутренней рынка, включение в общероссийское товарное обращение.

в) резко отрицательное отношение кыргызов к завоевателям кокандцам.

г) "двойственный" образ "сары орус" в творчестве заманистов.

7. Отношение к прогрессу акынов-заманистов.

В разделе определяется ведущая идеологическая роль акынов заманистов как представителей духовной элиты кыргызского народа которые вели активную общественную работу и искали реальные пуп соединения родо-племенных сообществ кыргызов в единый народ чере нравственно-этическое самосознание народа.

Важность и значимость деятельности этих мыслителей >пределяется тем, что перед нами вне всякого сомнения новые типы >бщественных деятелей, поэтов-созерцателей, которые несли народу :вет разума и которые своим творчеством спасали душу народа, с ревогой думая о будущем. Они создали значимую оппозицию как своим шастителям, так и новым угнетателям из имперской России и которые в 1ереломную эпоху стали подлинным "гласом своего народа".

Раздел носит принципиальный характер и в плане выработки самих юдходов к изучению творчества акынов. Отмечается, в частности, |есостоятельность "заказной" общественной науки тоталитарного >ежима, объявившей заманистов реакционными националистами.

Второй раздел "Воспроизведение общей картины мира кыргызов ■С1Х - начала XX вв. в творчестве акынов-заманистов" носит поисковый :арактер. В ней устанавливается мироощущение, миропонимание и миросозерцание кыргызов, данные в динамике своего развития.

Для того, чтобы глубже разобраться в сущности заманизма, щссертант исходит из производящей основы - "заман", и полагает, что в филожении к рассмотрению творчества заманистов уместно и научно »боснованно пользоваться терминами "социальное время" и нравственно-психологические времена", раскрывающие главную одержательность отдельных эпох по отношению к бытию человека в (елом. . >

Дается характеристика классического традиционного общества ыргызов, в котором еще действовали древние религиозные [редставления и внедрялись новые нормы и догмы ислама, :редопределявшие нравственно-этическую и духовную ситуацию ыргызского народа, на которую во многом опирались мыслители.

В разделе опираясь на исторические и культурные факторы, ёлаются попытки установить "общую картину мира" кыргызов XIX -ачала XX вв. и отмечается, что при всем своем остросюжетном инамизме она имела следующие пять начал стабилизирующего арактера:

1. Классическое традиционное общество. 2. Сохранение древних елигиозных представлений. 3. Внедрение норм и догм ислама. 4. 'становления адата. 5. Обычное право.

Эти пять начал стабилизирующего характера у заманистов роявляются следующим образом. Общеизвестно, что Калыгул не был ртодоксальным мусульманином. В его концепции мира оставалось есто для древних религиозных воззрений. Мир, по Калыгулу целиком и олностью зависит от человека. Плох человек и плох мир. Творит еловек добро и мир преображается. А утверждать человека помогает пыт отцов и предыдущих поколений. Вот почему Калыгул столь эльшое внимание уделяет установлениям адата.

В известном смысле мир Калыгула метафизичен.1

Это ни хорошо и ни плохо. Это данность, через которую проходили все цивилизованные народы мира. Речь в данном случае идет о пафосе всех усилий Калыгула сохранить человека, утверждать, его в ауре добра. Нравственное здоровье, таким образом, обеспечивает, народу его будущее.

Мысли, идеи, предположения Калыгула навеяны настроениями, переживаниями, самосостоянии кыргызского народа. В этом отношении все заманисты общегипологичны.

Таким образом, творчество Калыгула представляет собой важнейший источник, позволяющий установить основные черты картины мира кыргызов в начале XIX века.

Арстанбек во многом исходил из творческих достижений Калыгула, когда создавал собственные популярные в народе произведения. Своей практикой Арстанбек закреплял в сознании кыргызов середины XIX века потребность осмыслить себя через образно-этические сентенции, начало которым положил Капыгул. Жанр замана, таким образом, закреплялся и получал свое дальнейшее развитие в соответствии с нравственными установками профессионального акына Арстанбека.

Если Капыгул уделяет большое внимание традиционному обществу, его пришщпам жизнестроения, адату и обычному праву, то Арстанбек свою задачу видит в том, чтобы жизненные нравственно-этические нормы не расходились с традициями предков. В этом отношении Арстанбек более всего выражает и утверждает установления адата.

Благодаря Арстанбеку мы получаем возможность понять и почувствовать насколько важным для кыргызов в середине XIX века была категория "народ". Весь народ как бы осознавал, что необходимо сделать все возможное для того, чтобы самосохраниться и тем самым сберечь прошлое, саму "жизнь" высокочитмых кыргызами предков, которая продолжается в памяти современников Арстанбека. Поэтому можно с полным правом считать, что Арстанбек выражал еще одну болевую точку кыргызов своей эпохи. И в этом его несомненная заслуга перед современниками и потомками.

И когда Арстанбека много позже стали упрекать в его реакционности, то совершали очевидные политические спекуляции, являвшиеся данью тоталитарному режиму. На самом же деле Арстанбек стремился прежде всего сохранить национальное самосознание народа.

1 Интересны и правомерны »а наш клглад рассуждения экономиста и философа Дж. Сороса, который утверждает, что в оргакнчесхом обществе мышление человека является метафизическим, ъ закрытом обществе - догматическим, » открытом обществе - критическим. См.: Кахесв А.Ч. Современный Кыргызстан: к открытому обществ}'. )0 философии Дж. Сороса). - Бишкек, 1995. С.4.

А здесь без сохранения прошлого, без живой связи традиции и протекающей современности нельзя было обойтись: "

Если Арстанбек, используя свою популярность в народе, стремился вслед за Калыгулом сберечь традиции и сохранить установления адата, то творчество Молдо Кылыча представляет собой уже новый этап в развитии замаиизма. Молдо Кылыч в отличие от своих предшественников, был человеком религиозным. Его миропонимание пронизывалось исламом.

И все же, несмотря на указанное положение Молдо Кылыч ближе к миру, нежели к богу, ближе к земле, нежели к небу. Это выражается в том, что поэт стремился всеми имеющимися возможностями улучшить нравственно-этический облик своего народа. Но если будущее, не вводя людей в заблуждение, воссоздать невозможно, то прошлое можно использовать в качестве народного опыта и корректирующего современность начала. Так прошлое становится тем фундаментом, на котором Молдо Кылыч ставит и строит свою нравственно-этическую концепцию человека.

Это явилось источником для создания Молдо Кылычем произведений, в которых поэт скорбит о разрушении феодальных и патриархально-родовых устоев. В этом смысле формально иировоззрение мыслителя можно считать консервативным, хотя в 1ействительности "консерватизм" Молдо Кылыча не отрицал прогресса, <оторый неоднократно был воспет поэтом в своих произведениях.

В связи с этим отмечается, что в наши дни "консерватизм" Молдо •Сылыча становится особенно понятным. В республике предпринимаются (начительные усилия в восстановлении связей нашего времени - времени демократических преобразований с опытом прошлого, в котором юдержится немало ценного в плане организации лично-общественных ггношений на основе открытости и взаимопонимания. В творчестве «Лолдо Кылыча особенно отчетливо просвечиваются два начала: первое >бращено к прошлому, с которым поддерживается нерасторжимая связь, (торое же обращено к будущему, в котором начнут действовать уже шые нравственно-этические и духовные ценности. И поэт мучительно идет согласие между этими двумя началами. Молдо Кылыч особенно тасался, как бы новое ке перечеркнуло прошлое и тогда будет попросту 1ерекрыт "кислород" духовной жизни народа.

Природа заманизма Молдо Кылыча оказалась значительно •ложнее, нежели у его предшественников, Можно определить общую сартину мира кыргызов в конце XIX - начале XX века по творчеству юэта, но лишь по той его части, где Молдо Кылыч отчетливо обозначает ;вое творчество как связующее звено разных эпох, в которых жили и воргош акыны-заманисты. Но вместе с тем у Молдо Кылыча существует г своя собственная, авторская художественно-концептуальная модель

мира, ярче всего представленная в его поэмах, которые уже являются актом профессиональной письменной литературы.

Сконцентрировав свое внимание на развитие традиций заманизма в творчестве Молдо Кылыча, мы обнаружили общетипологичность заманистов в области конечных целей: напомнить народу о его лучших, достойных человека самопроявлениях, предостеречь народ тяжелыми картинами будущего на тот случай, если люди станут совершать отступничества от сложившейся морали или позабудут бога.

В третьем разделе "Система нравственно-этических категорий общественно - философских представлений в творчестве заманистов" делается установка на разрешение одной из самых сложных проблем: установление соотношений национального и общечеловеческого и далее - интеграция образных представлений акынов в систему категорий современной этической науки, что дало возможность определить вклад мыслителей в развитие национального самосознания кыргызов. Вместе с тем раскрываются философские искания заманистов, выраженные по большей части через образные представления философские в своей основе. И в этом случае выяснилось, что этика была для заманистов главной опорой при разрешении проблем текущего дня и формирования будущего кыргызского народа.

Необходимо отметить один очень важный, на наш взгляд, фактор: основные категории этики у заманистов напрямую связаны с понятием "народа". С этого начинал Калыгул. Все, что направлено на улучшение жизни народа - это благо, это "доброе", "хорошее", "славное". Причем анализ жизни и самого мира на доброе и злое делается преимущественно для элиты. Потому что от действий и поступков власть имущих, отцов народа зависит характер последнего. Аналогичную позицию занимает Арстанбек.

На втором месте идет обращение к молодежи, которая .должна: уважать старость, быть смелой, защищать свой народ.

Для "средней" части народа - людей зрелых, но не занимакнци высокого положения, заманисты предпосылают различные установления адата.

Специфика деятельности заманистов заключается в ее очевидной прагматичности. А потому следует сделать вывод, что заманисты создавали свои творения не от случая к случаю, перед нами глубоко осознанный акт целенаправленной работы по. формированию, закреплению нравственности и этического1' кодекса кыргызов, позволявших самосохраниться на беспощадных ветрах истории.

"Добро", "нравственное" у заманистов в&ступало как необходимое для единения народа в целое. Если система взглядов, действий, поступков будет однозначной для кыргызов всех родов, само кыргызское общество будет обретать монолитность,• что крайне необходимо для выживания народа в сложных исторических условиях. К сожалению,

история "ничему не учит". Опыт заманистов может быть востребован и сегодня, когда трайбализм оказался не только живуч, но способен обретать новые модификации.

Акыны-заманисты не создавали специальных произведений, посвященных этике. В своих произведениях они, опираясь на многовековые традиции и обычаи народа, давали моральные оценки, с помощью которых мыслители воздействовали на поведение людей, указывали, какие поступки наиболее ценны и от чего следует отказаться. Будучи сыновьями своей эпохи, отличающейся своими традициями, заманисты создают присущий своему времени исторический тип личности, а также нравственный идеал. Моральные ценности, утверждаемые мыслителями, следует рассматривать как достигнутый на данном историческом этапе уровень развития гуманистических ценностей в рамках духовной культуры в целом.

Перевод образно-понятнйных и нравственно-этических представлений акынов в категории современной этики и философии позволил совершенствовать методику изучения наследия ' Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча. При этом выяснилЬсь, что изначально заманисты и, в частности, Калыгул практически не использовали абстрактные и такие фундаментальные категории как "добро" и "зло", предпочитая им более предметные представления "плохой" и "хороший", несущие в себе нравственные оценки, доступные пониманию представителям самых широких слоев населения. Эти основные понятия у заманистов включают в себя целый ряд производных и составляющих, определяющих нравственно-этическое состояние человека или черты его характера, предопределяющие его действия и поступки как позитивные так и негативные в их нравственно-этическом выражении. При общности поставленной цели - собирать в целое народ заманисты

шли к этому ориентиру своими путями, которые определялись потребностями и запросами своего социально-исторического времени, а также творческими индивидуальностями каждого из этих мыслителей.

В заключении диссертации приводятся основные - теоретические выводы, определяющие научное и практическое значение исследования. Они состоят в следующей:

1. Жизнь и творческая судьба акынов-заманистов убедительно свидетельствует о том, что в недрах кыргызского общества рассматриваемого периода созревали центростремительные тенденции формирования собственной государственности, и в лице Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча проявили себя яркие личности, которые целенаправленно на идеях единения, сохранения традиций и духовности поднимали общественно-политическое и нравственно-этическое сознание народа на новый уровень, обеспечивающий новый этап исторического развития кыргызов.

2. Такой подход на основе четко проведенных логико-диалектических доказательств отрицает методологически неверные оценки творчества заманистов, которые в прошлом представлялись как реакционеры, якобы сковывавшие своим творчеством развитие народа и призывавшие его в средневековую отсталость. Стремление представить талантливых акьшов как мракобесов исходило из сущности тоталитарного государства, для которого национальное самосознание неизбежно будет таить угрозу для желаемого монолитного единства денационализированной личности и в данном случае социалистического общества. На самом деле идеологический материал, извлекаемый заманнстами восходил к прошлому ( а иначе и не могло и быть: в движении вперед необходимо опираться на имеющийся опыт). Сама же идея единения народа устремлялась в будущее, является актуальной и в наше время.

3. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что заманисты находились в конструктивной оппозиции как к своей, так и имперско-российской -власти.. Заманисты стремились определить .пути направления самостоятельного развития Кыргызстана. И потому пс своей сущности их деятельность, их искания не могут квалифицироваться как реакционные.

4. Заманизм представляет особый тип творчества, изначально закрепляющий в четких словесных формулах систему нравственно-этических приоритетов кочевых родов, осознающих необходимость национального единства в период формирования собственной государственности. Особую роль в заманизме играют различного родг предостережения как возможное того, что произойдет, если будуп преданы забвению традиции, основы обычного права и уложения адата.

5. Утилитарная' направленность заманизма (Калыгул) сменяется стремлением усилить в заманизме художественно-эмоциональнук содержательность произведений (Арстанбек); .в творчестве Молдс Кылыча заманизм завершает свою литературную оформленность Таким образом, выявляется и научно аргументируется этапность с развитии заманизма.

♦ -создание нравственно-этического кодекса;

♦ -усиление художественно-эмоциональной содержательности;

♦ - перевод заманизма в область профессиональной литературы. Данное обстоятельство подтверждает неслучайность заманизма,

его жизнеспособность и возможность модифицироваться в новых социально-исторических условиях: от свода правил до соотнесения картины мира кыргызов с общечеловеческими нравствеино-этически.чи ценностями.

6. В диссертации доказывается, что активно действовавший в Х!> столетии заманизм, как тип творчества при развитии торгово

денежных отношений уже не мог удовлетворить потребность в адекватном осмыслении нового мира и времени. Однако заманизм полностью из духовной жизни кыргызов не исчезает, своеобразно преломляясь в литературном творчестве современных писателей, вступающих против «манкуртизма» - забвения исторической памяти народа (Ч.Айтматов), воссоздающих страницы сложного исторического прошлого кыргызского народа (Т.Касымбеков). Идеи единения акынов-заманистов также присущи миропониманию общественно-политических деятелей, стремящихся видеть кыргызский народ единым, исторически определившимся как самостоятельная часть мирового этноса. 7. Несомненен тот факт, что творчество Калыгула, Арстанбека и Молдо Кылыча имело самое широкое распространение в народе, что обеспечивало прочную обратную связь между народом и выразителями его чувств, мыслей, настроений. Таким образом, сложились благоприятные условия для создания акынами общей картины мира кыргызов XIX - начала XX в.

Эта общая картина мира не являла собой законченное целое, поскольку находилась в постоянном движении. Динамика ее развития в принципе соответствует этапности заманизма. Однако необходимо учитывать коррекцию на личность акынов-заманистов: Калыгул более всего тип средневекового мудреца Востока, Арстанбек - поэт с сильно выраженным лирическим началом, Молдо Кылыч - поэт-философ, профессионально владеющий письменным художественным словом.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕННЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ.

1. Проблема добра и зла в творчестве акынов-заманистов // Современность: философские и правовые проблемы. Материалы 1-ой республиканской научно-теоретической конференции. - Б., 1997. - 0,4 п.л.

2. Труд и богатство в творчестве акынов Калы гула и Арстанбека // Вестник Международного Университета Кыргызстана, № 1. - Б., 1998. - 0,3 п.л.

3. Содержательная сущность пророчеств и сентенций Калыгула £ современной трактовке. И Жусуп Баласагын и современность Материалы республиканской научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 1. - Б.: Технология, 1998. - 0,4 п.л.

4. Творчество Арстанбека Буйлаш уулу в системе духовных ценностей кыргызского народа. // Современность: философские и правовые проблемы. Материалы И-ой республиканской научно-теоретической конференции - Б.: Технология, 1998. - 0,3 п.л.

5. Меняющийся мир в творчестве Молдо Кылыча // Современность философские и правовые проблемы. Материалы Ш-ей республиканской научно-теоретической конференции. - Б., 1999. - 0,4 п.л.

6. Динамика этической категории «справедливость» в творчестве Калыгула, Арстанбека, Молдо Кылыча // Логос. Философский журнал №2, 1999. -0,4 п.л.

7. Нравственно-этическое осмысление основных заповедей Манаса £ творчестве акынов-заманистов // Материалы республиканской научно-теоретической конференции «Через неустанный, кропотливый труд ь процветанию» посвященный дням эпоса «Манас» в КГ УСТА. - Б., 1999 -0,3 п.л.

Кулманбетова А.С. Заманчы акындарынын ыймандык-зтикалык изденуулеру.

Диссертацияда заманчы акындарынын руханий мурасы кыргыз элинин ыймандык, этикалык ан.-сезимин чыщцоого багыттапгаи чыгармачылыктын бир туру катары каралат жана уруучулук сезимге туруштук берип, биримдиктуу кыргыз элин тузууге бет алган заманчы акындарынын эмгектериндеги ыймандык-философиялык изденуулэрун илимий-теориялык талдоо аракети жасалды.

Биринчи бэлумде Х1Х жана XX кылымдын башындагы кыргыз коомчулугунун бнугушундэгу олуттуу корунуштердун бири болгон заманчылыктын калыптанышына себеп болгон коомдук-саясий кырдаапга мунэздомо берилет.

Экинчи белумдэ тарыхий жана маданий факторлорго таянып, ошол учурдагы кыргыздардын жалпы дуйнеквруусун аныктоого аракет' кылынат жана Калыгулдун, Арстанбектин, Молдо Кылычтын дуйнэтушунуусундегу, дуйнвкароосундагы, дуйнэсезуусундэгу жалпылыктары жана езгечэлуктвру талданат.

учунчу бвлумдв тулку иегизи философиялык болгон, бирок кбпчулук учурда керкемдук менен кэрсвтулген заманчы акындарынын ыймандык-зтикалык изденуулерундегу кыргыз элине жана бутундей адамзатка тиешелуу бопгон баалуулуктардын ез ара карым-катнашын чечмелееге аракет кылынат.

Kulmahbetova A. S. Moral-ethic searching of akyn-zamanists.

In dissertation the spiritual legacy of akyn-zamanists are considered as a type of creative work which

focused on ethic-spirit mentality consolidation ofkyrgyz people. It is also attempted to realize in a scientific-theoretic way the ethic-philosophy legacy of zamanists, had been worked on formation of united people and get over tribal estrangement.

I n the first chapter it is characterized the main social-politic conditions, in which the zamanism was established as one of the main phenomenon in kyrgyz society development in XIX — the beginning of XX centuries.

In the second chapter it is attempted to describe the "general picture of world" ofkyrgyz people based on historical and cultural factors as well as discovered the commons and special in world outlook, world understanding, world sensation, world contemplation of Kalygyl, Arstanbek, Moldo Kylycli.

In the third chapter it is focused the problems of national and common-human correlation in a moral-ethic searching of zamanists, which are expressed, in general through figurative imaginations, that are philosophic. The dissertation consist of introduction, three chapters , conclusion and supplement.

Резюме

В диссертации духовное наследие акынов-заманистов усматривается как тип творчества, направленное на укрепление фавственно-этического сознания кыргызского народа и делается юпытка научно-теоретического осмысления этико-философского «аследия заманистов, целенаправленно работавших по формированию единого народа и преодоления родоплеменной угчужденности.

В первом разделе характеризуются основные социально-юлитические условия, в которых формировался заманизм как одно 13 важнейших явлений в развитии кыргызского общества в XIX-гачале XX века.

Во втором разделе опираясь на исторические и культурные факторы делается попытка установить "общую картину мира" сыргызов рассматриваемого периода и раскрывается общее и >собенное миропонимании, миросозерцании и мироощущении С алы гула, Арстанбека и Молдо Кылыча.

В третьем разделе делается установка на разрешение проблем ^отношения национального и общечеловеческого в нравственно-ггических исканиях акынов, выраженных по большей части через )бразные представления, философские в своей основе.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и филожения.