автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Мировоззрение Барпы Алыкулова

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Токоева, Гульдана Самидиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Бишкек
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Мировоззрение Барпы Алыкулова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мировоззрение Барпы Алыкулова"

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ . л.

РГБ ОД

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА ^ дц эддо

на правах рукописи

ТОКОЕВА ГУЛЬДАНА САМИДИНОВНА

МИРОВОЗЗРЕНИЕ БАРПЫ АЛЫКУЛОВА

Специальность: 09.00.03 - история философии

/

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

БИШКЕК 2000

Работа выполнена на кафедре философии и гуманитарных наук Джалал-Абадского государственного университета

Научный руководитель

доктор философских наук, профессор

Ниязялпев Ш.М.

Офшша1ьные оппоненты

член-корреспондент HAH KP, доктор философских.наук, профессор

Нарынбасв А.И.

- кандидат философских наук, доцент

Асанбаев А.К.

Ведущая организация

кафедра философии Ошского государственного университета

Защита состоится " 30 " 2000 г. в /3 часов не

заседании межведомственного диссертационного совета Д 09 00 по защите, докторских (кандидатских) диссертаций при Институт!, философии и права HAH Кыргызской Республики (соучредители Кыргызский государственный национальный университет, Ошскш государственный университет) по адресу: t -720071, г. Бишкек, проспект Чуй, 265-а..

С диссертацией можно- ознакомиться в Центральной научно! библиотеке HAH KP (г. Бишкек, проспект Чуй, 265-а).

Автореферат разослан " &L3 " \лшЛ-

2000 года.

Ученый секретарь межведомственного диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

Омуралиев H.A.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследопания. Социофилософская .!сль Кыргызстана ганца XIX - начала XX столетия оэнзменоза-сь выходом на общественно-культурную арену видных предстз-телей народной мудрости - Токтсгула Сатылганова, Тоголскз злдо (Байымбет Абдрахманоз), Калыгулз 5ай уупу, Женижокз Ко-уулу. Бзрпы Альисулоза и др. Ученые-обществоведы, исследую-ie их творчестзо и мировоззрение, внесли существенный вклад б звитие национальной историко-философской науки. Между тем, IX авторов интересовали конкретные вопросы (исторические пе-эды жизнедеятельности, литературный аспект и т.д.) их творче-5а и частичное освещение отдельных мировоззренческих идей. С ¿обретением суверенитета Кь. "ызстаком з связи с благоприятен условиями возникла необходимость глубокого теоретического эбщения (с позиции объективности) выполненных исследова-тьских работ. Кроме того, с появлением нового, ранее неизвестно фактического материала; а также возможности более глубоко-л всестороннего знакомства с их творчеством, идейные наследия юдных мыслителей настоятельно требуют сзоего переосмысле-1 с точки зрения требований наших дней. Ибо в большинстве юм творческое наследие мыслителей прошлого было подверже-одностороннему, жестко идеологизированному анализу.

Одно из ведущих мест среди них принадлежит Барпы Алыку-sy - поэту и мыслителю с особым, индивидуальным миропони-нием, который внес заметный вклад в становление духовного бо-зтва кыргызского народа. Барпы Алыкулов всегда стремился отдать в созданных им'произведениях социальную действитель-ть своего времени, мыслил философски глубоко и своеобразно, отмечает первый Президент республики академик А.А.Акаев, зия "рождается сердцем поэта и обращена к сердцу народа, кет быть, особенность поэтов заключается в этом."1 Барпы Алы-эв как представитель кыргызской поэзии в своих творениях обился к народу, отражая их социополитическую и культурную нь. Жизнедеятельность акына в большинстве своем исследова-пингвистами, литературоведами и историками. Однако до сих отсутствует целостный, концепт анализ его творчества на вне философской рефлексии. Преимущественная часть иссле-аний наследия Барпы Алыкулова представляет собой краткие гьи, очерки, воспоминания в газетах и журналах. В целом же

ез А.А О выдающихся личностях. - Бишкек. 1999. - С. 185.

мировоззренческие идеи его жизнетворчества пока комплексно V изучены. Заметим, что в литературоведческих исследованиях н следия Барпы Алыкулова раскрываются в лучшем случае лишь и ходныа позиции общественно-политических и философских взгл дов автора.

Безусловно, произведения Барпы Алыкулова, рассматрива мые с позиции ценностно-духовных преобразований кыргызско народа, дают возможность наиболее объективно (не принижая до таинства и не преувеличивая недостатки) проанализировать соц ально-политические воззрения самого акына и по достоинству оц нить его место и вклад в развитии национальной культуры. К тол же философское осмысление творчества Барпы Алыкулова пок зывает, что его произведения, в которых специфически отражают! его мировосприятия и миропонимания как в онтологическом, так в гносеологическом аспектах, являются одновременно размышл ниями о природе и человеке, об-общественном бытии.

Имя Барпы Алыкулова заслуженно стоит в одном ряду с им нами таких выдающихся кыргызских мыслителей, как Токтогул. Т голок Молдо, Женижок и др. Но его общемировоззренческие поз ции и социополитические (в том числе этико-эстетические) идеи с таются практически нераскрытыми. Поэтому многие проблем связанные с характером эволюции общественно-политических философских взглядов Барпы Алыкулова, требуют своего глубоко и все тороннего исследования, чем и вызвана актуальность в бранной нами те^ы.

Степень разработанности проблемы. Изучение жизнеде тельности Барпы Алыкулова было начато в середине 40-х годе Первые, довольно успешные шаги в этом направлении были пре приняты М.И. Богдановой1, которая собрала (записывала из уст с мога Барпы) его произведения. Ею же выявлены многие неизвес ные сведения о творчестве акына. В эти годы запись из уст авто; произвел Т. Байзаков2, которому принадлежит собрание- огромне количества его авторских работ. Благодаря этим записям Бар( Алыкулов стал известен не только как акын-импровизатор, но и к мыслитель и акын-демократ.

В результате глубокого изучения имеющейся литературы, с ражающей наследие Барпы Алыкулова, ее можно классифицир вать следующим образом:

См.. аогяанова М И. Фольклорный материал (Ырлар). И Фонды ОРП HAH KP. - И

:%а> - 159 5.

" С vt.: ёаизакоа Т. Барпынын ырлары. // Оо.нды ОРП HAH KP. - Ина. № 303. - 81 б

- литература, раскрывающая жизнь и деятельность Бзрпы Алыкулова;

- спештальные исследования, направленные на раскрытие отдельных мировоззренческих идей Барпы Альисулова.

В первую группу еошли работы по исследованию творчества Бгрпы Алыкулова литературоведами, лингвистами, историками, среди которых особое место занимают биографический очерк Жаки Таштеглгреза1 и статьи К. Маликоза

В изучение творческого наследия Барпы Алыкулова свой весомый вклад также внесли такие гкыны, как Т. Тыкыбекоз, Т. Бай-закоз, Т. Уметаяиев. К фрагментарным исследованиям относятся отдельные статьи Ш. Абдраманова, М. Арстанбекова, С. Жигитова. В исследовании мировоззрения Барпы Алыкулова особое г/есто занимают воспоминания 3. Бектенсва, Т: Шамшиева, Ы. Борончиева. Кроме того, заслуживают внимания работы С. Закирова, С. Ка-дыроза. Т. Мияшева, С. Каипоза, К. Молдокасьшова, в которых раскрываются пути формирования творческой деятельности акына, попытка определить место и его роль в кыргызской поэзии. Анализу некоторых аспектов мировоззрения Барпы Алыкулова посвятил специальные статьи известный литератор К.Даутоз.

Ко второй фуппе относятся научные работы философов, проводящих анализ частных аспектов мировоззрения Барпы Алыкулова.

Первую попытку изучить мировоззрение Барпы Алыкулова осуществил Е.Пазлихнн, который рассматривал не только жизнедеятельность акына, но и его социально-политические взгляды. Более глубокое исследование мировоззрения Барпы Алыкулова было осуществлено Б. Аманалиевым в его докторской диссертации. Специальным научным трудом, посвященным оценке мировоззрения Баопы Алыкулова. является кандидатская диссертация П. Ороэ-баева, где изучаются социополитические условия формирования миропонимания акына. На основе философского анализа его произведений раскрываются антиклерикальные и атеистические тенденции в творчестве акына, анализируются этические раздумья мыслителя, а также затрагиваются вопросы, касающиеся эстетики Отдельным аспектам изучения общественно-политических воззрений Барпы Алыкулова посвящены статьи М.Бсрбугулова Дж.Сопуева и Дж.Джанибекова.

1 Полное наименование рзбот автероа здесь и далее даны нами в списге использованной литтоатуры диссертации.

о

Имеющиеся научные работы на нзщ взгляд, недостаточно глубоко и всесторонне освещают философские и общественно-политические воззрения мыслителя. К ним можно отнести и труды, посвященные рассмотрению зтико-зстетических взглядов акына, его миропонимания, размышления о человеке, о диалектике добра и зла, проблем прекрасного и безобразного, гуманистических воззрений мыслителя и др. Исследования же системно-концептуально анализирующие воззрения мыслителя, в которых можно было бы раскрыть философский аспект его творческого наследия и своеобразие его взглядов, практически отсутствуют. В этом плане данная работа является как бы попыткой заполнения такого пробела.

Объест и предает исследования. Объектом исследования янля'зтся мировоззрение Варны Алыкулоза как феномена социокультурной жизни кыргызского народа конца XIX - первой половины XX века, отраженной з его творчестве. Предметом философского анализа выступает социально-политическая действительность эпохи акына и особенности становления и развития его глировоззреь-ческих идей из основе эволюции его воззрений.

Цель к задач;-, диссертации. Целью исследования являете-проведения концепт анализа -мировоззрения Барль: Алыкулоза как целостного процесса из уровне историко-философской рефлексии. 9 соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

- системно-структурно изучить социокультурные детерминанты и глазные тенденции (закономерности) становления и развития мировоззрения Бзппы Аль,-кулобе:

- выявить идейные истоки формирования мировоззрения мыслителя; '

- проанализировать мировосприятие и миропонимание акына его философскую интерпретацию природного и общественного бытия. человека и среды его обитания: •

- раскрыть демократическую направленность социопол.тгиче-ских воззрений Бгрпы Алыкулоза;

- ползать этико-гстетические воззрения как ключевые в идей-ком искании мыслителя, его понимание диалектики добра и зла. прекрасного и безобразного и др.

lic-тодол огичесной основой исследования послужили принципы и методы диалектики, рассматривающие явления природы и социальной действительности в единстве, во всеобщей езязи и противоречивое развитии шк нечто целостное. В своем исследовании диссертант опирается ка такие основополагающие принципы диалектики, как историзм, объективность, причинность и системность. Используя концептуальный и аналптикэ-хрснологичесшй

подход, автор проводит истсриологлческий анализ жизни и творчества Барпы Алыкулова. Полагаясь на диалектическую теорию и методологию исследования историко-философского процесса, ¡мировоззрение Барпы Алыкулова рассматривается как отражение органической часта целостной истории духсзнсй культуры кыргызского народа.

Теоретической основой диссертации являются фундаментальные положения философии, разработанные мыслителями мировой философии, в/юнографии и научные труды отечественных и зарубежных философов современности. Источниковой базой исследования послужили устное народное-творчество кыргызоз и отдельных народов Востока, исследования, пссзященкые наследию Барпы Апыкулсва, литературные и архивные материалы. Первостепенное значение для настоящего исследования имеют, прежде всего, оригиналы произведений самого акына, изданные в разные годы, а также его записи, находящиеся в фонде "Отдел рукописных публикаций" (ОРП) HAH KP. Кроме того, для сравнительного анализа были привлечены материалы из некоторых жанроз фольклора, историко-зткогрзфические данные и наследие других кыргызских акынов-мыслителей прошлого.

Научная новизна «ссяедовгния. В работе (одним из первых) на уровне философской рефлексии проводится системно-кснцегттузпьный анализ мировоззрения Барпы Алыкулова. Отсюда к элементам новизны относятся:

- исследование генезиса и эволюции мировоззрения акына -в контексте- развитая духовной культуры кыргызоз;

- анализ социокультурных детерминантов и идейных истоков формирования творчества акына;

- изучение ссцисполитического и философского миропонимания мыслителя,- язляхзщиеся основным!! структурообразующими элементами его мировоззрения, а также его взгляды на политико-правовые вопросы социального 'бытия народа;

- этако-эстетаческоэ мирсотралсение Барпы Апыкулоза, его понимание категорий добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливости, свободы и т.д.;

- впервые на уровне философской рефлексии рассматриваются проблемы человека и его собственного бытия в экзистенциальном мировоззрении мыслителя.

Оексгиыо поясетния, сыиссимыэ на защиту,- заключаются г следунзщэ?,?: .

1. Мировоззрение Еаряы Апыкулопз з значительней степени сформировалось з конце XIX - началз XX века и получило даль-

кейшее свое развитие в годы Советской власти. Сам акын за годы своего творчества прошел сложный путь от наемного батрака, акына-импровизатора до глубоко мыслящего человека - социализированного акына-демократа, своеобразно воспринимающего мир.

2. На формирование миропонимания Барпы АлыкулоБа огромное влияние оказали разнообразные народные идейные истоки: устное творчество кыргызов, фольклор и мудрость народов Востока, творчество кыргызских ашноз-мысшггелей и общественно-философская мысль народов Центральной Азии.

3. Бытие (в трактозке акына) - это беспредельная и непреходящая целостность, находящаяся в движении и качественной изменении. Человек, наделенный разумом и познающий истину, выступает в мире как высшая ценность, как деятельный индивид природы. Он - "созидатель", "управляющий", "производящий". Мир и человек едины, взаимосвязаны - без этого нет красоты мира. Отсюда целью гуманистических идеалов Барпы Алыкулоаз является самостоятельный, сильный, гармонично разеэтый, творческий чело-' век.

4. Феодально-патриархальное общество делится на "бгез". и "кедеев". Барпы Апыкулоз развивал идеи о социальной справедливости, выступал за раакопразие людей. Политико-правовые взгля-.' ды мыслителя были направлены против феодально-патриархального уклада, закрепляющего имущественное неравенство, г-оивялегеи богатых, бесправное положекиз "букары" и их повинности.

5. Лучшими моральными качества.".:и человека, по мнению акына, являются такиз этические нормы, ках честность, искренность, щедрость, смелость, душевное благородство, ум. Особенно важно, что трудолюбие пзляется высшей добродетелью человека: Семья -главная среда воспитания детей. Цель воспитания, как считал акын, заключается в формировании мужественного, стойкого, справедливого человека. Проблемы семьи и быта, отраженные в творчестве Барпы Алыкулова, анализируется в диссертации с позиций общечеловеческих культурно-нравственных ценностей.

6. В диссертации делается попытка философски, проанализировать идеи мыслителя о красоте, которая есть гармоничное сочетание зсех предметов, явлений с сохранением в них определенных устойчивых соотношений. Красота человека - в его разуме, знаниях. труде, находчивссп» и умении. Прекрасное - сто внешнее проявление гасмсн7и внутренних качеств. Напротив, дисгармония внешнего с знутоенням миром есть безобразное

7. Рассматривая этические и эстетические взгляды Барпы Алы-кулозз на человека, на общественное бытие и природу, диссертант попытался наити в его творчестве глубокое философское начале хстя во многих случаях взгляды акына можно охарактеризовать не иначе, как накзно-материзлистическоэ и стихийно-диалектическое постижение действительности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации, прежде всего, связано с тег-/, -тс мировоззрение Барпы Алыкулова научно-концептуально исследуется на уровне историко-философской рефлексии. Миропонимание. Бгопы Алыкулова и его социально-политические. этикс-эстетические взгляды имеют большее значение-в развитии общественно-политической и Философской мысли Кыпгызстана. В дан-нем исследовании сделаны оби -теоретические и сбшематодолс-гические выводы. Практическое значение работы состоит ь том. что с диссертации дается целостная оилссофскэя хаззктеристяка г/ирсвозсрекческ^х идей Барпы Алыкулова. Результаты ее мохсчс успешно применять з учебном процессе и з практике научных изысканий. Ряд сообщений, сделанных в содержании диссертации, могут быть использованы для дальнейшего совершенствования стаут-туры и содержания курса истории общественно-политической и фи-лосоозской мысли Кыргызстана, а так же народов Центральной Азии. Основные положения и выводы диссертации могут пригодиться пои чтении лекций по истории филосоаэии, в других исследованиях. где всесторонне будет изучаться идейное наследие мыслителей прошлого

Апробация работы. Основные положения данного исследования излагались в докладах на научно-практических конференциях' Института образования при МОНиК КР (октябрь. 1956 г.): Института Философии и права НАН КР (1997. 1998,1999 гг.); Джалал-.Абадского государственного университета (март, 1998 г.); Бишкек-сксгс гуманитарного университета (апрель, 1999 г.) и б др.

Диссертация обсуждалась на расширенном заседании касведс. философии и гуманитарных наук (ЖАГУ), философии (ОшГУ). в Институте философии и права НАН КР и была рекомендована г. защите. По теме исследования опубликовано 8 статей, в которых отражены основные содержания диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения м списка использованной литературы.

1 о

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертации обосновывается актуальность выбранной темы исследования, раскрывается степень ее разработанности. отражаются теоретико-методологические основы, определяются цели, основные задачи, научная нозизна и положения, выносимые диссертантом на защиту, теоретическая и практическая значимость и апробация работы.

5 первой главе "Генезис и эаолюцк." мировоззрения Барпь! Алыкулова" рассматривается процесс формирования и развития мировоззрения акына, идейные истоки становления миропонимания и динамика мировоззренческих идей мыслителя.

Проблема рассмотрения миоозсззрения Барпы Алыкулозг как мыслителя неотъемлема от проблем историко-философской науки и истории общественно-политической мысли кыргызоз. Под "мыслителем" здесь подразумевается особой глубины мыслящий, челозек с широким кругозором мировоспэиятия. Мыслителю присуши не только .философские, социально- политические взгляды, но и зтико-зстетические воззрения. Он обладает определенными навыками философской рефлексии, окружающую реальность воспроизводит, как правило, образно, т.е. адекватно самим явлениям действительности.

Жизнедеятельность Барпы Алыкулова проходила в сложных и тяжелых условиях общественного развития, причем она совпала с периодом ломки старого и становления нового социального строя. В силу объективных причин он не смог получить образования: социальное происхождение и его положение не давало возможности стать даже просто грамотным человеком - умеющим читать и писать. Благодаря только своему незаурядному таланту акын занимался иыпрозизпрозанием и исполнением своих песен, отстаивая при этом передовые идеи, выражая свои впечатления, переживания и мысли.

По своей сущности, мировоззрение как феномен возникло с появлением человеческого общества. В философской науке под мировоззрением понимается система взглядов на мир, человека, отношение челозека к окружающей его действительности и самому себе, а та'.оке отраиэющгя основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Для правильного понимания генезиса мировоззрения Барпы Алыкулова важное значение имеют его ранние произведения, анализируя которые, нетрудно заметить расхожесть его оценки роли

окружающей действительности в формировании личности со взглядами его предшественников. Поскольку перзсначальной ступенью мировоззрения выступает мироощущение, постольку воззрению Еарпы Алыкулова в юношеские годы было присуще больше чувственное, чем рассудочное осознание мира.

В диссертации говорится, что в этот период творческий уровень сознания Бзрпы Алыкулова не мог подняться выше пределов житейского, т.е. за рамки обыденного. Вообще, говоря об обыденном сознании, необходимо отметить, что сно поисуще каждому человеку. Данный уровень сознания формируется в процессе практической деятельности человека на основе его эмпирического опыта. Оно есть нерасчлененно-общее отражение действительности без какой-либо систематизации. В ранний период творчества во взглядах Еарпы Алыкулова достоверные идеи сосуществовали с ошибочными представлениями: он заблуждался в решении вопроса об общественном бытие, о социальной справедливости. Однако под влияниям социальных изменений •л культурных преобразований он всячески стирался обогащать сбои знания.

Переосмысление и переоценка Еарпы Апыкуловым окружающей действительности происходит з советский период. Он все чаще думает о новых социололитических преобразованиях, пытается анализировать их историческое значение. Процесс становления новой социальной реальности сыграл решающую роль в окончательном формировании мировоззрения акына. Под влиянием происходящих преобразований он предлаггет собственную модель мира.

Если в начале нового столетия Барпы Алыкулоз не постигал сути экономической основы общества, то позднее он придает уже большое значение развитию социально-экономических отношений. Мыслитель твердо осознал: "чтобы жить достойно, люди должны трудиться", и более того был убежден, что человек не может довольствоваться тем, что дает ему природа, т.е. призывал преобразовать окружающий мир. Акын звал людей к труду, ибо только труд приносит благо и счастье каждому.

Далее в диссертации показаны основные источники становления миропонимания акына. В сэоем многовековом историко-культурном развитии кыргызский народ Есегда стремился познать тайны мироздания и собственного бытия. К сожалению, из-за отсутствия широко распространенной письменности народ вынужден был развивать устные - словесные формы осмысления действительности. Именно поэтому главным соедством выражения »ль,ели народа было устное народное творчестзс. Оно являлось источни-

ком и основой становления всех форм общественного сознания, т.е. в целом в фольклоре отражены экономическое, социополити-ческое, культурное развитие народа, воплощено понимание людьми сущности бытия, смысла-жизни, а также предназначения самого человека.

Формирование мировоззрения Барпы Алыкулова совпало с периодом, когда устная словесность играла определяющую роль в становлении практически всех акынов-мыслителей того времени. Из-за отсутствия реальной грамоты в творчестве кыргызов преобладал такой феномен, как талант к импровизации, образному поэтическому воспроизведению социоприродных явлений. В культурной жизни кыргызского народа часто проводились поэтические и музыкальные турниры. В обязательном порядке состязания ("ай-тышы") акынов-импровизаторов сопровождались исполнением отрывков из эпических произведений народа. Состязания способствовали развитию таланта акынов-импровизаторов, их образу и стилю мышления, вырабатывали в них навыки к быстрой логической операции, обогащали знания богатой палитрой действий. Будучи акыном-импровизатором, нередко обращаясь к устному народному творчеству сам Барпы Алыкулов формировался на этой почве. Упоминая легендарных героев кыргызского народа, высоко оценивая их храбрость и трудолюбие, в своих песнях акын призывал народ следовать их примеру.

.Рпугим идейным источником становления мировоззрения Барпы Алыкулова выступает донаучное знание кыргызов. Донаучное знание народа - это совокупность представлений и знаний в различных научных областях (астрономии, геологии, математики, географии, экологии, физики и т.д.). На основе этих знаний люди стремились понять окружающий мир, проникнуть в сущность природы, найти ответ на центральные вопросы бытия. Однако, если они и пытались постичь мир, то это познание в лучшем случае доходило до наивно-материалистического уровня. Кроме того, важнейшим идейным источником формирования мировоззрения Барпы Алыкулова служило творческое наследие акынов-мыслителей конца XIX -начала XX века. В это время жили й творили известные акыны-уыслители. Токтогул, Тоголок Молдо, Женижок, Эшмамбет. Калык и ас которые пропагандировали демократические идеи и выступали лсотив социальной несправедливости.

Углубленный анализ творчества Барпы Алыкулова показывает чтз на эволюцию его мировоззрения также существенное влияние оказало богатое наследие восточных мыслителей и тради-

зссточной культуры Кыргызский народ с древнеиших времен

поддерживал связи с соседними народами и государствами. Многие достижения в области экономики и культуры одних народов оказывали определенное влияние на другие. В таких условиях, безусловно, многовековые связи между ними способствовали и распространению, и взаимообогащению элементов культуры, устного народного творчества.

В целом же мировоззрение Барпы Алыкулова формировалось под влиянием тех объективных условий, которые сложились в Кыргызстане в конце XIX - начале XX века. В этом основную роль сыграли устное народнее творчество, насыщенное свободолюбивыми и демократическими идеями, донаучное житейское (эмпирическое) знание кыргызов, наследие акынов-мыслителей своего народа, достижения восточной культуры, в том числе философская и общественно-политическая мысль соседних с кыргызами народов.

В обобщающем и систематизированном виде в диссертации дан анализ миропонимания Барпы Алыкулова. Акын строит мир на материалистической основе и не считает его творением некой силы Бога, пытаясь объяснить его как объективную реальность, существующую независимо от человека и его сознания. В своих песнях он нередко употребляет термин "дуйкв" (мир). Мы можем сказать, что под "дуйнв" мыслителем понимается целостный мир: природа, человек, общество. Как видно, данное понимание акына близко к основополагающим философским категориям: "объективная действительность", "мир вообще".

Наряду с этим, он обращался и к проблемам мироздания и стремился объяснить строение мира в целом. Космологические представления Барпы Алыкулова - это в большей мере попытка размышлять о мироздании, о Вселенной. В понимании акына Вселенная ("Аалам") состоит из множества вещей, явлений и процессов. Поэтому акын в своих произведениях большое место уделил поискам первоосновы бытия. Мыслитель считал такими первоосновами Солнце, Землю, воду, ветер и огонь, по его мнению от них происходит все сущее. Значительное место Барпы Алыкулов отводил Солнцу. Оно есть начало всех начал, источник жизни и является центром Вселенной. Он не сомневался, что Солнце вечно: оно было, есть и будет, независимо не только от человека, но и от Аллаха

Из всех пеовоэлементсв Земля является самым слагоосд-ным". "сильным", "святым" и поэтому ее надо беречь. Человек должен быть достойным жителем Земли. Взгляды Барпы Алыкулсза «д мироздание, в более глубоком виде были представлены в его 'Поэме о воде" Он считал, что вода, возникая из "Земли-матери'.

ладает беспрерывно текучим свойством. Являясь первоосновой многих явлений природы, вода существует независимо от них. Более того, благодаря Есде произрастают растения. Человеческая жизнь также зависит от воды, значение которой неизменно в любое время года. Вода не создана никем, она "создана природой". Она течет вечно, непрерывно движется и оказывает сзсе благоприятное воздействие на все живые существа. В качестве другой перзоосно-зы бытия Барпы Алыкулов берет материальное начало - "Огонь". Акын пытается показать значение огня по отношению к другим явлениям.

Мысли Барпы Алыкулова о бытии получили сзое раззитие в произведении "Всесильный ветер", где акын старается ответить на вопросы общефилософского порядка. Он был противником такого суждения, что возникновение еетра и других явлений природы зависит от некой сверхъестественной силы. По его мнению, еетер не возник ниоткуда, он не сотворен никем: ни богом, ни человеком; будучи стихийным явлением природы, существует сам по сабе. Если перефразировать мысли акына в унисон философской рефлексии, то ветер, как явление природы, существует объективно. В понимании акына все, что находится в природе, неразрывно связано между собой,-зависит друг от друга, переходит из одного в другое. Мыслитель-догадался, что мир всегда был, есть и будет, и в осноае мироздания лежат не духовные сущности, а материальные начат., находящиеся в постоянном движении и развитии.

Философские представления Барпы Алыкулоза были впоследствии дополнены рядом соображений, признающих поступательность и цикличность изменений. Согласно акыну, природные и общественные явления, процессы детерминирозаны, т. е., они возникают, развиваются' и уничтожаются причинно-обуслоелекно. В его произведениях встречаются мысли, характеризующие причинно-следственные связи, где все явления мира взаимосвязаны и взаимозависимы.

По мнению акына, все, что существует в мире, имеет причинную обусловленность. Новое, отрицая старое, постоянно стремится к существованию и обновлению. Однако Барпы Алыкулов не смог постичь главную сущность диалектики - старое не уступает место новому без борьбы. Хотя в своих общественно-политических воззрениях он придерживается другого мнения: борьба народных масс г.оотие богачей приводит к возникновению нового порядка.

Отвергая сверхъестественную силу, Барпы Алыкулов в отдельных случаях допускает существование Аллаха, в то же время утверждая, что природа не нуждается в Боге и развивается по сво-

им законам. По его мнению, и природе.- и обществу присущ переход из одного качественного состояния в другое. Очевидно, упоминая Всевышнего, мыслитель скорее выступает не как сторонник деизма, а поосто отдает дань уважения своему времени.

Барпы Алыкулоз размышляет и о том. что человек может жит= самостоятельно и управлять не только собой, но и всеми явлениями природы, приводить их к согласию, производя необходимые для себя жизненные блага. Человек присущими ему качествами отличается от животного и выступает как активное существо природы Человек не только приспосабливается к условиям окружающей среды, но и вносит в нее изменения, "управляет" всем, "преобразует" свой мир активными действиями. Он не только создает, но и может разрушить все, что эму не нужно, и может сделать целым, единым тс, что ем.у необходимо Через все творчество акына красной нитью проходит идея возможности познания мира и его явлений. В изучении природы значительное место отведено разуму. Силою разума человек может разгадать тайны бытия. 3 познании действительности большую роль играет знание, без которого невозможно постичь истину. В своих гносеологических попытках Барпы Алыкулоз высоко оценивает роль познавательной деятельности человека. Однако его оценка и способы осмысления действительности отражаются на уровне обыденного сознания.

Вторая глаза диссертации "Социально-политические воззрения Барпы Алыкулова" посвящена анализу общественно-политических, этических и эстетических взглядоз мыслителя

3 понимании акына "лупив" представляет собой человеческий мир. общество. Согласно Барпы Алыкулову, современная ему действительность несправедлива, в ней существует' неравенство и бесправие. "Одни живут хооошо. другие - в тяжелых условиях, баю улыбается счастье, в то же Еоемя у кедея несчастная горемычная жизнь' С одной стороны, осознавая, что современный мир ("дуиче") носит противоречивый характер, с другой, акын не смог теоретически выразить свои взгляды на общественную жизнь. И все же в его идеях содержится догадка (более интуитивного порядка). что общественный строй является определенной ступенью человеческого развития. По его мнению, со временем в процессе поступательного движения одно общество уступит свое место более развитому прогрессивному строю. В соответствии с миропониманием Барпы Алыкулова, нет ничего абсолютного, раз и навсегда установленного, и ничто не вечно. Всем элементам общественного порядка неизбежно присущи возникновение, развитие и исчезновение. Как зидно, его мысли содержат в себе моменты диалектиче-

сжого суждения, ибо он считает, что взаимосвязь и причинность общественных явлений очевидны: "Не накопив денег, станешь ли торговать? Что за хозяйство в степи, если овцы в нем нет?" ("Сс-оданын иши ясур6е;и. пул болбосо. чарбанын керку «айда, кой бол-босс"). Приведенные строки свидетельствуют, что акын попытался понять причинную обусловленность общественного бытия, хотя и идеализировал социальный порядок, основанный на спэаведливо-сти и равенстве.

Опираясь на здравый человеческий смысл и мудрость, акын понимает, что неравенство возникло по воле и желанию самого человека. Однако в силу отсутствия необходимой теоретической базы он не знал 'рецепта", как. можно избавиться от несправедливости и бедности, интуитивно думая, что только человек может изменить общественный порядок. Сам испытав социальную несправедливость, акын постепенно приходит к выводу, что наступит время -и существующий строй изменится, на земле восторжествуют свобода, равенство и справедливости. Сообразно своим социально-политическим воззрениям, Бзопы Алы кул ов подразделяет общество на "базЕ" и "кедеев". К баям относились все эксплуататорские сословия, а к кедеям - народные массы, беднота.

Несмотря на критическое отношение к представителям духовенства. Базлы Алыкулов раскрывает и положительную роль ислама. По его мнению, религия призывает к человеческому единению гуманизму и дружбе. Подобные идеи акына заслуживают особого внимания з наши дни, когда религия возвращается к народу и завоевывает утраченные ею .позиции. Понимая рол» и значение религии в достижении духовного единства наоода, Барпы Алыкулоь-вместе с тем, подход иг вззешенно к решению вопроса с роли ислама в жизни человека и общества.

Взгляды Барпы Алыкулова на социальную справедливость являются своеобразным размышлением о социально-политической жизни общества и созвучны с воззрениями кыргызских акыноь-мыслителей. Правда, социальная справедливость интерпретировалась им на эмпирическом уровне. По его мнению, смысл социальной справедливости состоит, прежде всего, в освобождении людей от тяжелой жизни, общественного гнета, в достижении равноправия и свободы путем установления правопорядка. Она выступает ъ форме равенства индивидов, поскольку все люди равны, ни отдельные личности, ни социальные группы не должны обладать особыми привилегиями.

Социополитические воззрения Барпы Алыкулова тесно переплетаются с его политико-правовыми взглядами. Развиваясь в рам-

ках его миропонимания, правовые представления акына выступают (а той или иной мере) самостоятельной частью общемировоззреч-ческю; позиций акына. Его обращение к политико-правовой проблематике не случайно, ибо к этому акына подтолкнула сама существующая политическая и правовая атмосфера кыргызского общества. По его убеждению, все люди в мире равны: тем ке менее, в обществе имеет силу тот, у кого есть богатство и власть. Закон служит тем, кто умеет использовать его в сесих целях. Правовые и судебные процедуры проводились бияаш, казнями, защищавшими интересы богатых и привилегированных слоез. Они закрепляли в своих решениях (и в праве) те правила и обычаи, которые отвечали интересам имущих. Разумеется, в таких услсзкях нельзя было ожидать справедливого судопроизводства.

Зопросы морали, общечеловеческих ценностей, получают дальнейшее развитие и в этических воззрениях Барпы Алыкулова. становятся частью его общемиросоззренческих воззрений. В них получают своеобразное объяснение и обоснование такие категории. как патриотизм и равнодушие, щедрость и скупость, трудолюбие и безделье и т.д. В контексте общего развития сгкссознгния кыргызсв прогрессирует и моральнее сознание Еарпы Алыкулова. Так, в солее поздних от;1чсс;глх воззрениях акын пытается (а худо-жесгвенной форме) осмыслить такнз категория, как трудолюбие и тунеядство, котсрыэ, как ему 'хэг.ттгея, находятся а теснсй связи. Он зосг.е^лет взлпчпэ труда. Труд ал юо*» дггп него яглястся высшем челсЕ2Ч2Сккм кзчзстсом, труд есть пр'лезениз чзловв-га. Человек должен псстсгнно проявлять сваю тсудезто активность, ибо человек-труженик стпарггет тунеядство. По убел<деняю гкынз, труд яз-ляется осьоянь;»4- иоттячиком челсеечесгсгс сущастасзан'ля, бэз которого трудно представить его асизнь. Углубляя слой анализ сущности труда, ок приходит ¡с выводу: "Красота человека - в его труде. Настоящий человек находит счастье в труде". Таким образом, тзуд и трудолюбие, по глненнФ акына' ссть основа добродетели, "бэ: -руда нет добра".

Мировоззрение Барпы Апыкулсва - это не только совокупность его знаний с мире и человеке, оно включает в себя и ебщие вопросы философии этики. В его моральном сознании мир воспринимается дсбсым Гхакшы") и злым {"жгглан"), справедливым ("ади-тггггЛ- .1 неспргведлизым ("адилетсиз"). Добро, по мыслителю, сто ¿се хссощиэ" качества человека: ссзестливссть и честность, споа едл;'вссть. искренность, храбрость, щедрссть. Дсбсо также оценивается мыслителем через анализ противоположной е«.*у к-ате-герии зла. Зло - зто суд'пол разрушения, отсутствия иелестчеегл

человеческой жизни. По убеждению Барпы Алыкулсва, представ-лениз о добре и зла разрешаете?, е единстве: если в сущности добро - это Есе нравственное, то акын противопоставляет ему все безнравственное — как зло, а последнее 'противоположно-благу. Зло всегда препятствует проявлению добродетели, мешает быть счастливым, однако оно устранило.

Лейтмотивом произведений Барпы Апыкулова является идея красоты, "прекрасного" вообще. Отражая бытие в художественной форме, гшн мыслит конкретными образами, а не философскими категориями, хотя идеи о прекрасном, о силе красоты, любви- и о безобразном имеют вполне философские размышления, восхищаясь жизнью, человеком, его способностью мыслить, дающей ему возможность действовать и созэдзть, акын осознанно воспринимает красоту, обогащающую era внутренний мир. Как полагает Барпы Апыкулоз, красота Еообще - это гармоничное сочетание Бсех предметов и явлений, сохранение в них известных соотношений, а красота человека — это его ум, знания, находчивость к способности. •

Такие чалсзечесхие добродетели, как мужество, щедрость, верность, принципиальность и т.д., выступают как доброе и одновременно красивое. Барпы Алыкулсз признает внешнюю привлекательность только тогда, когда она каходэтея в гармонии с внутрен-.' ними положительными качествами человека, т.е. прекрасное б человеке - это совершенство физического и морального. По его мнению, красив тот, кто мужествен, неясен и умен. Красивое означает развитость интеллекта человека м проявление его способностей в предметной деятельности. Высокий уровень моральных качеств человека,, сочетающийся с ею- Енешней красотой, является прекрасным.

! ' Изображая фасоту человек я явления природы, Барпы Алы-кулов всегда сразняаает их с протизаположныш понятиями. Так, категория безобразного воспринимается -и анализируется акыном через характеры и поступки людей, которым присущи такие отрицательные качества, как лживость, развращенность, жадность и т.д. Ярким проявлением безобразного в общественной сфере Барлы Алыкулоз считает все социальные явления, которые, сопровождаются эксплуатацией человека человеком, ограничением прав и езобод людей. Именно через сравнение прекрасного и безобразного акын раскрывает сущность последнего. Безобразное в человеке - это несоответствие, дисгармония, разлад между внешним и внутренним.

Итак. г;о убеждению Барды Алыкулоза, безобразное - это хаос •л стихия, выход за пределы допустимой меры, а прекрасное — это

сохранение з вещах и явлениях гармонии и порядка. Из этого наглядно видно, что з его суждениях мокко найти элементы стихийно диалектического постижения тождества, когда определенное соотношение хаоса и гармонии необходимо, так как именно через изящное и прелестное определяется уродливое, и наоборот.

Важнейшим моментом эстетических воззрений Баопы Альпсу-лоза является его отношение к самой поэзии нсобше. По мнению акыка, если человек посвящает свою жизнь поэзии, то он должен быть мастером этого жаноа иасусстза ("Ырчы болгон - твкмэ бол. лк Зеландии с оЛрлсп"). Поэзия должна соответствовать высоким требованиям времени, только тогда ока найдет своих истинных любителей.. ' '

3 заключение диссертант пзиходит к следующим выводам:

1. 3 ранний п-ээиэд езеего-ср^ества Бгрпы Аг.ыкулоз погниет природную и социальную действительность чувственно-эмоционально. его представления о мире ограничиваются лишь поверхностным восприятием внешних явлений. Действительность воплощается в форме сбрззов. художественно организующих индивидуальный опыт.

2. 3 годы. Советской власти общемирссоззренческие идеи мыслителя достигают своей завершенности и относительной полноты. Все чаще акын излагает свои взгляды на мир вообще, выступая при этом как своеобразный мыслитель, способный образно представлять оазличные взаимосвязанные элементы бытия.

3. Мировоззрение Барпы Алыкулсва сформировалось под влиянием различных идейных истоков и течений, з которых основным структурообразующим компонентом выступает фольклор, наследия кыргызских акынов-мыслителей, культурные традиции Зое-то ка и Восточная философия

4. В философских воззрениях Бгрпы Алыкулова прослеживается определенная тенденция к закономерности общемировозгрен-ческого порядка: в течение всей жизни он слагал пески о мире, человеке, о его месте в мире и т.д. Мыслитель по-езоему пытался ка уровне стихийной диалектики решать сложнейшие вопросы мироздания. Об этом свидетельствует тот факт, что он считал мир материальным, а материю - объективной (разумеется, он не пользовался именно этими понятиями). По мнению акына, материя независима от сознания, она находится в постоянном движении и изменении.

5. В мировоззрении Барпы Алыкулова важное место занимают идеи борьбы протиз социальной несправедливости, установления равноправия людей, т.е. его политические взгляды. Акын выступал

за преобразование общества кз основе социального равенства, критиковал существующий порядок, страстно игелая освобозздения народа от всяческой зависимости, что дает наг/ основание называть его "духовным реформатором своего времени".

6. В этических воззрениях мыслителя категории добра и зла интерпретируются им в единстве и противоположности, как взаиыо-предполагающке и взаимоисключающие. Добро - это все "хорошие" качества индивида, т.е. все моральные ценности человека. Быть совестливым и честным, справедливым и искренним, смелым

. и храбрым, уважительным к другим — это и есть добро. Приобретение знаний, оаладевание различными назыкаыи — основа человеческой добродетели. Зло — это все "плохое" в жизни человека, это символ разрушения, стихии, отсутствие целостности, проявляющееся в реальной действительности в форме негативных последствий. Под злом понимается также социальная несправедливость, неравенство, безнравственные поступки людей и т.д. Зло препятствует проявлению добра, но. оно устранимо при усилии и стремлении людей к добродетельным началам.

7. В мировоззрении Бзрпы Алыкулоза особо ценны его мысли о воспитании и образовании.-Без целенаправленного воспитания и обучения невозможна нормальная общественная жизнь, немыслимо и становление человеческой личности. Нужно особо подчеркнуть, что в центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое формируетдуховный мир человека.

8. Понятие красоты, поекраснсго получает своеобразное обоснование в художественно-образном мировосприятии Барпы Алыкулова, "Прекрасное б природе трактуется им как гармоничное сочетание явлений природы и разумное восприятие их человеком. Красота же человека — в его уме. знании. Она проявляется в нежности и чуткости, мужестве, трудолюбии и многих других моральных качествах человека. Прекрасное понимается мыслителем как внешнее проявление внутренней гармонии.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих статьях автора:

1. Идейные истоки формирования мировоззрения Барпы Алы кул с-ва. // Современность: философские и правовые проблемы. - £.. 1937. 0,3 пл.

2. Некоторые аспекты мировоззрения Барпы Алыкулова. // Современность: философские и правовые проблемы. - Б., 1998. 0.3 пл.

3. Исторические условия и основные этапы становления мировоззрения Барпы Алыкулова. П Эл агартуу. № 1-2,^5933. 0,6 пл.

4. Социально-политические воззрения Барпы Алыкулсза. // Социальные и гуманитарные науки. № 1-2, 1223. 0.4 пл.

5. Этические воззрения Барпы Алыкулова. // Эл агартуу. № Н 19S9. 0,4 п.л.

6. Становление и развитие мировоззренческих идей . Барпы Алыкулова. // Социальные и гуманитгсньге науки. № 1-2 1939. 0,4 п.л.

7. Миропонимание Барпы Алыкулова как способ ссмыспзння бытия. // Современность: Силссофские и гтразсзыз проблемы. - Бишкек, 1999. 3,3 п.л.

8. Гуманистические воззрения Баргы Алыкулсза /' AT. Табалдигез и современность (материалы философских чтений, тосаяшенных 60-летнему юбилею доктора философских 'наук, псофессоса. член-корреспондента HAH КР А.Т. Табалдиеза). — Б., 2GGQ. 0.4 п л.

Аннотация

В диссертационной работе, посвященной анализу г.™тсозоз-зренческих идей акына-иглпрсзизатсра и зкыкэ-мьгспитэтгя Бзопы Алыкулова, определяется генезис и эволюция кирогтснтлаккя акына з контексте общего развития духовной культуры кыргызоз, изучаются его социально-политические взгляды.

В работе в числе первых на урезке философской рефлексии анализируются социокультурные детерминанты и идейные истоку формирования творчества акына, проводится системно-концептуальный анализ мировоззрения Барпы Алыкулсза. Впервые подвергается научному анализу ссцисполитичесвое к фглсетфоссе миропонимание мь!сл!ггеля, являющиеся сснсзнымп структуоссб-разующими элементами era. мировоззрения, а тахжэ его воззрения на политико-правовые аспекты социального бьггля.

В диссертации анализируется зтико-зстнтическсе мировосприятия Барпы Алыкулова, его понимание категорий дсбра и зла прекрасного и безобразного, справедливости и несправедливости и др. На уровне философской рефлексии рассматриваются проблемы человека и его собственного бытия а зхзистенциальногл мисг-зоззрении акына.

!Горутунду

Акын-импровизатор, акык-ойчул Барпы Лль!кулог5дун jyiffiere болгон К9з карашын (ндеяларын) анализдеегв арналган дкссерт-

amiiuibik iinrre akbihabih ;;\(!hh 'nianussbiübiu naiiaa öojiyy >;;aiui eH\Tyycy Kbiprbi3-33HH!iii pvxiiü MajaHiiHTbiHbiii KOHTeKCTiime aiibiKT-a.iax >i:ai;a aiiwn comiaJUbiK-caiiciiii kg3 Kapaurrapbi iiJüiKTeneT.

3mfcktc aini'iKbi.napaan 6ojyii, 4)iuiococ})iiiuibiK peqwekaiiiiibih aeifr33.i:inac a-cbirubin 'ibirapMaHM.ibirbiHbiu Kajibiirrairyycyuyi! comio-Maaoniii: aercpMiiuanrrapu >Kana lueii.ihiK 6y/iaKrapbi ai-ia.-imrc a-ibiitar. 5apnw Ajiwkv.ioiuvh jyimere öo.'iroii kö3 napamwiia rncroM-a.Tyv-KoiiuenTya.'uyy r:na.iu,3 >K\pry3\v!ei. AjiraHKbL'iap^an Oo.nvi; oiiHv:uyi! jyiiHere oo.iron kq;j icapaujbiiibin ncnuni c-iicTeMa-Ty3yy«jy a.ii'MSHTii öo.iioii couiia.ubiK-caiicnii ücaua (jHiJiococJniibibiK ;i\hho raai'.biMb; n.iiiMiii; ar.a^;i3ae»cT. omoiuoii -jjiv aiibui caacini-

vkyktyk k63 KapaiurapbiHHJi acneimuicpii icapjuai.

Zi:iccep7aui:;ua ßapribi A.iWK\vioiuyii jTn;;a:ibiK-3CTcT;iica.r^;K ayiiüf Kaubi.iauocy. a;ii>Hi jKaiaaw.iwic iicatia icapa e.ireii.'iyi-;, comü,;yK >Kana KenxcyaayK". aai^eiTyv-iyK acana a;u!-K'i'cii3.;iiK >Kaiia fiaun.'a Kaieropii^-iapab! Tviii\nv>ry H3ii.ucneT. AnraucbuapaaH 6u.t.;; cj,».-i-orndiiiii.iwK pecpyieKcnanbiH jt-Hra-Vmiuo ßapnw A.'ii.iKy;iob,iyn .mk.'üi-rTe;!u;ia.ibiK jyiiiiB TaanbiMbiHMH a.iav. npoö.neMacbi- >Kai<a am,iii Oiimecii Kapaiai.

7ns dissertation paper is devoted to the outlook ideas of Barpy Alyku-;ov. the aKyn-improvisator and akyn-thinker. The genesis and the evolution cf rus world comprehension is determined in the context of the spiritual culture of tne Kyrgyz. side by side with the political views of the latter.

First of. ail the social cultural definitions and the idea! sources of forming of tne akyn's creative work are be;ng analyzed at the level of philosophical reflection and the more so, this is done together with the systematic-ccnceotive analysis of Barpy Aiykuiov's world outlook. For the first time, the social politics! arid philosophical world understanding of the thinker is being exocsed to the scientific analysis/ The above said can be regarded as the main structural forming elements of the world outlook, and as his views on the political legal aspects of the social being.

The ethical and aesthetic aspects of the world perception of Barpy Alykulov is analyzed in the dissertation paper as weli as his understanding of the categories, including kindness and evil, loveliness and ugliness, justice and injustice etc. For the first time, the problems of a human being and his own existence as such are being considered at the level of philosophical reflection and through Barpy Aiykuiov's existing world outlook

Annotation