автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера)

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Диамбекова, Зарема Аликовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера)"

На правах рукописи

Диамбекова Зарема Аликовна

ГУМАНИЗМ КАК ИДЕЙНАЯ ОСНОВА ЛИРИКИ И.В. ДЖАНАЕВА (НИГЕРА)

Специальность 10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Нальчик - 2006

Работа выполнена на кафедре осетинского литературного творчества Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л. Хе-тагурова.

Научный руководитель: кандидат филологических наук, профессор

Джикаев Шамиль Федорович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

Фидарова Римма Японовна;

кандидат филологичских наук Астежева Айшат Маевна

Ведущая организация: Институт гуманитарных исследований

Правительства КБР и КБНЦ РАН

Защита состоится " 3 " июля 2006 г. в "^.«У час на заседании диссертационного совета Д 212.076.04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

Автореферат разослан " " июня 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В современных условиях, во-первых, не достает научных разработок и практических рекомендаций по гуманизации многих сфер общественной жизни. Существует значительный разрыв между гуманистической мыслью и ее претворением в жизнь. Эта проблема, по мнению автора диссертации, является проекцией общих политических и экономических проблем на макроуровне, приобретающих в настоящее время для нашего государства особенно острый, сфокусированный, а иногда и вопиющий характер.

Продолжительное время в нашей стране считалось, что в эпоху научно-технической революции, инновационных технологий, развития компьютеризации и информатизации во многом снижается роль человеческого фактора, ослабляется роль духовности, нравственных ценностей. Но данные рассуждения оказались бесперспективными и постепенно стали расходиться с тенденциями общественной эволюции. Стало очевидным, что достигнутый уровень и темпы технического развития не только не принижали значение всестороннего раскрытия способностей человека, а напротив, совершенно четко и однозначно переносили акцент на стимулирование духовной культуры современньгх специалистов. Оказалось, что истоки творчества исследовательской мысли, чувства нового в любой области знания всеттаки заложены в общечеловеческой культуре, нашей психологии и обогащаются за счет духовно-нравственных принципов, которые, прежде всего, формируются в процессе приобщения человека к литературе.

Во-вторых, актуальность выбранной темы определяется тем, что среди диссертационных работ мы не обнаружили исследований творчества Нигера.

В-третьих, в материалах научно-практических конференций, монографиях, очерках, статьях, посвященных творчеству Нигера, не проводится комплексный анализ его поэзии с целью выделения идейной основы его лирики в отдельную проблематику.

В диссертационной работе творчество Нигера рассматривается сквозь призму концепции гуманизации общества во имя использования литературного наследия поэта как духовной базы для гражданской инициативы и созидания.

Постановка проблемы гуманизации общества, как составляющей всего комплекса социальных отношений; продиктована не столько

теоретическими соображениями, сколько стремлением высказать свои суждения по затронутым вопросам, определить приоритетные задачи в сфере культурной жизни, области образования, в молодежной политике, в духовно-культурном воспитании граждан нашей страны. В этом аспекте трудно переоценить значимость гуманистической основы лирики Нигера.

Степень разработанности проблемы. Наиболее важное значение для изучения творчества Нигера имеют исследования X. Ардасенова, Т. Бесаты, А. Газдаровой, Д. Гиреева, Ш. Джикаева, Н. Джусойты, Х-М. Дзуццати, Г. Калоева, С. Косирати, Д. Мамсурова, С. Марзоева, Р. Тедеты, А. Тибилова и др.

В "Известиях" научно-исследовательских институтов и "Трудах" педагогических вузов Северной и Южной Осетии, в "Материалах" региВнальных научных конференций также опубликованы исследования произведений Нигера и отдельные разработки по историко-теоретическим вопросам осетинской поэзии и проблеме становления некоторых жанров.

В последние годы по исследуемой проблематике появился ряд работ (Ш. Джикаев, Н. Джусойты, Р. Кантемирова, Г. Плиев, Б. Хозиев, И. Хозиева и др.), представляющих определенный научный интерес.

Однако, до сих пор проблема гуманизма в лирике Нигера особого внимания отечественных исследователей его творчества не привлекала. Даже в серьезных монографических публикациях ее рассматривали бегло, т.е. "периферийным взглядом".

Таким образом, отсутствие анализа такой общей идейной основы творчества Нигера, как понятия, характеризующего характер его произведений, в работах перечисленных авторов, определило проблему исследования: каково должно быть восприятие лирики поэта для выявления ее идейной основы.

Цель исследования: проанализировать лирику Нигера сквозь призму концепции гуманизации для выявления возможности использования литературного наследия поэта для утверждения в обществе необходимых нравственных ценностей.

Основные задачи исследования:

1. Охарактеризовать социально-политические условия и историко-литературный фон творческого становления Нигера как поэта.

, 2. Изучить биографию и творчество Нигера.

3. Провести идейно-содержательный анализ творчества поэта.

4. Выявить критерии для выявления идейной основы творчества Нигера.

5. Определить идейную основу лирики поэта.

6. Определить средства выражения идейной основы в произведениях Нигера.

Объектом исследования являются поэзия Нигера и исследования его творчества различными авторами.

Предмет исследования: идейная основа лирики Нигера.

Теоретическую значимость исследования определяет динамичное развитие науки, научно-теоретический уровень опубликованных работ, широкий круг исследовательских проблем, степень освоения методологической и общетеоретической базы. Работа дополняет имеющийся весьма небольшой опыт анализа идейной основы поэзии Нигера, обогатит практику общественно-литературной деятельности новыми подходами к разработке научно обоснованных рекомендаций по развитию духовности членов нашего общества.

Практическая значимость работы состоит в рассмотрении комплекса условий, обеспечивающих возможность использования гуманизма как идейной основы литературного творчества. Разработанные и апробированные в данном исследовании методы позволяют проводить комплексный анализ деятельности творческой интеллигенции, расширить познание культурно-исторического прогресса, критически проанализировать и переосмыслить сложившиеся представления и оценки, имеющие значение для использования всего воспитательного арсенала граждан. Разработка данной темы способствует созданию концепции, которая позволит обеспечить более плодотворный подход к изучению проблем литературы в целом, сыграть положительную роль в улучшении качества историко-литературных исследований.

Научная новизна исследования:

1. Идейная основа творчества поэта связана с трансформациями его жизненных ценностей.

2. Проведен идейно-содержательный анализ творчества Нигера.

3. Выявлены основные характерные черты лирики поэта.

4. Идейная основа лирики Нигера определена как гуманизм и дана ее характеристика.

5. Сформулированы основные составляющие имплементации идейной основы в творчестве поэта.

Методологической и общетеоретической базой исследования являются известные научные положения теории литературы: источники, факты, документы, отражающие особенности творчества Нигера; материалы с экспертными оценками писателей, литературоведов и политологов, опубликованные в периодической печати; обзоры литературы о творчестве поэта (Ардасенов X., Бесаев Т., Джанаева 3., Джикаев Ш., Калоев Г. и др.).

Методы исследования. В процессе работы над темой автор руководствовался основными принципами историзма, объективности, научности. Характер определенных в работе задач вызвал необходимость применения и других многообразных методов исследования. Наряду с общенаучными методами исследования, автором использовались: проблемно-хронологический, периодизации, актуализации и параллелей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Жизненные ценности Нигера изменялись как во времени, так и в социальном пространстве, и определяли его жизненный путь на достаточно длительных периодах творчества, и по всему объему наиболее значимых детерминант линии его бытия, а не на какую-либо одну, пусть даже очень важную сферу его жизнедеятельности — поэзию.

2. Трансформации ценностных ориентаций Нигера обуславливают следующие основные характерологические черты его лирики: любовь к Родине, борьба за лучшее будущее Отчизны, стремление к свободе, надежда на будущее в сопоставлении с прошлым, патриотизм, сострадание к обездоленным людям, тревога за свой народ и забота о нем, любовь к несправедливо обиженным и бедным, милосердие к людям, социальная уверенность в приближении новой, светлой жизни, идеалы высшей любви и человечности, способы обретения счастья и ряд других.

3. Основными критериями для оценки идейной основы лирики Нигера являются:

- Патриотизм — как любовь к Родине, преданность своему отечеству; борьба за лучшее будущее своего народа.

- Гражданская ответственность — как выполнение принятых (возложенных) обязанностей перед обществом.

- Уважительное отношение к людям — как почтительное отношение, основанное на признании общечеловеческих ценностей.

- Альтруизм — как готовность бескорыстно действовать на пользу других.

- Справедливость — как беспристрастное действие в соответствии с истиной.

- Сострадание — как сочувствие, вызванное несчастьем, горем, проблемами и пр.

- Стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому - как настойчивое желание совершенствования на основе достигнутого опьгга.

- Отрицание насилия, эксплуатации, несправедливости, эгоизма и пр. - как отвержение всякого зла, приносящего ущерб в широком понимании.

4. Доминирующей идейной основой лирики Нигера является гуманизм как совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

5. Основными составляющими имплементации гуманизма в творчестве поэта являются: духовное служение людям; эстетическое воздействие на людей; философский поиск путей победы добра над злом и торжества социальной справедливости.

Апробация работы. Основные положения исследования доложены на Всероссийской научно-практической конференции "Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования (Челябинск, 2005) и в монографии «Характерные черты творчества И.В.Джанаева» (Владикавказ, 2005), а также отражены в публикациях.

Диссертационное исследование обсуждено на расширенном заседании кафедр осетинского литературного творчества Северо-Осетин-скош государственного университета, русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы; определены цель, задачи, объект и предмет исследования; сформулирована гипотеза о том, что ведущей идейной основой лирики Нигера является гуманизм; дается характеристика методологических основ работы; раскрывается ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость; определяются методы исследования и степень разработанности исследуемой проблемы.

В первой главе "Историко-биографические детерминанты характера творчества И.В. Джанаева (Нигера)" исследуется обусловленность творчества И.В. Джанаева (Нигера) с точки зрения принятого в науке соотношения личностного аспекта с биографией поэта, а также процессуального аспекта - с историческими условиями, в которых шло становление и развитие Нигера как писателя, и всей национальной культуры в период его жизни.

Проанализировав причинную обусловленность творчества Нигера историческими условиями, в которых шло формирование и развитие поэта, автор работы пришел к следующим выводам:

Характер творчества И.В. Джанаева (Нигера) был обусловлен следующими причинами: социально-политические условия дореволюционного периода жизни поэта и его обучение в Ардонской духовной семинарии определяли его стремление к защите интересов своего народа и распространение национально-прогрессивных идей, способствовали становлению И.В. Джанаева как поэта и гражданина. В это время исключительная связь Нигера с жизнью своего народа, своего края в его предреволюционной поэтике очевидна. Творчество И.В. Джанаева, как указывает Р.К. Тедеты, было поэтическим дневником, лирической исповедью осетинского народа, голосом родной природы, поэтическим эхом осетинского народа.

Нелегкая судьба трудового горского крестьянства определила его предельную чувствительность к различным обстоятельствам жизни родного края. В это время творчество Нигера насыщено мотивами недовольства существующим общественным строем, он страстно жаждет долгожданной свободы для своего народа, но в то же время ему свойственно противоречие (верит и не верит в возможность социальных изменений) своих воззрений. Такая противоречивость мироощущения вытекает из чрезмерной обусловленности его творчества старым горским бытом, обнищанием крестьянства. Поэт видит только свой край и не замечает в нем никаких изменений к лучшему, никаких потенциальных перспектив. Он с головой уходит в мучительный мир крестьянской нищеты. Но эхо грядущих перемен доносится и в этот мир. И в такие минуты он полон надежды и восклицает: "О, кто-нибудь, где ты и что с тобою! Недолго нам осталось ждать, подсоби! Укрепи свое сердце, выдержи, подними свою голову повыше!" Из его переполненного бедами народа сердца вырываются слова, обращенные к молодежи, которой он советует

брать пример хотя бы с маленькой, неумной птички, вьющей себе гнездо, несущей себе листья под камень.

Результатом такой настроенности поэта явилось то, что победу революции он встретил восторженными стихами, зовущими народ на борьбу с угнетателями.

В годы гражданской войны Нигеру казалось, что прекрасная мечта о свободе, чуть было — не воплотившаяся в явь, отвергнута действительностью. Поэт замкнулся в узкий мир нравственно-психологических проблем, в плане которых решаются и социальные задачи. Он по-прежнему с пренебрежением относится к власть-имущим, к мнимым защитникам родины и народа, клеймит их как людей нравственно порочных, обеспеченных благами жизни и лишенных элементарной любви к ближнему. Весьма характерно, что в годы гражданской войны и НЭПа он меньше верит в будущее, меньше рассчитывает на коренные изменения, чем это было до революции.

Особенности условий строительства нового социального общества под жестким идеологическим прессом, когда трансформация почти всех явлений культурной жизни страны обуславливалась целями и задачами, провозглашенными пришедшими к власти большевиками.

Творческие противоречия Нигера как поэта и человека, череда настроений были обусловлены философией поиска возможностей отражения своих воззрений в условиях наступивших социальных перемен. В Резолюции коммунистической партии "Политика партии в вопросах художественной литературы" от 18 июня 1925 года отмечалось, что важным условием успешного развития советской литературы является переход крестьянских писателей на рельсы пролетарской идеологии. Нигер не был готов к этому, в основном "пессимистический" характер его произведений сначала не соответствовал духу наступившей эпохи. Кроме того, он видел реальность, которая не соответствовала провозглашенным лозунгам.

Влияние тематических проблем, поднимаемых в национальной литературе. Произведения осетинских прозаиков и поэтов в основном пропагандировали преимущества социалистического строя и советского образа жизни. Творческие силы, представлявшие художественную культуру, придерживались принципа партийности и создавали свои произведения исключительно в интересах диктатуры пролетариата и коммунистической партии. Мотивы борьбы и подвига, труда и возвышенных чувств стали основной поэтической

сущностью осетинской литературы. Но характер лирики Нигера был по-своему исключением. Поэт остается певцом крестьянского труда, нелегкого сельского быта, его поэзия явилась барометром, по которому оценивались те или иные общественно-экономические явления в жизни осетинского народа.

Итоговая составляющая рассмотренных в работе детерминант творчества И.В. Джанаева (Нигера), несмотря на их определенные исторические трансформации, в значительной степени позволяет понять как сущность характера лирики поэта, так и проанализировать ее сквозь призму концепции гуманизации с целью выявления возможности использования литературного наследия поэта для утверждения в обществе необходимых нравственных ценностей.

Во второй главе "Ценностные ориентации поэзии Нигера" исследуются исторический и научный аспекты изучения ценностных ориентации. В данной работе под ценностными ориентация-ми понимаются выбираемые личностью (коллективом, социальной группой) материальные и духовные ценности, выступающие в качестве определенных жизненных целей и основных средств их достижения, а также регулирующие поведение людей. Естественно, они абстрактны, а иногда и декларативны. Многие из них, будучи философскими, социологическими и иными идеологемами, не "ложатся" на строгий язык научных трактовок, требуют дополнительного истолкования и развития распространенных определений и понятий.

Современный этап трактовки ценностных ориентации и их регулирование характеризуется, с одной стороны, дальнейшими шагами в научных исследованиях, расширением сферы конституционного регулирования (она стала охватывать практически все сегменты общества, включая конституционные положения об идеологии), а с другой стороны, уточнением прежних положений, возникших на базе социальной эйфории, исходя из принципов справедливой и вместе с тем целесообразной организации общества.

Научно-исторический аспект рассмотрения категории ценностных ориентации является для проведенного исследования важным методологическим "отправным пунктом", так как при изучении ценностных ориентации в лирике Нигера необходимо учитывать особенности генезиса подходов к понятию «ценностные ориентации», имея в виду то, что свои произведения поэт создавал сначала в преддверии социалистической революции, а потом в "системе социалистического образа жизни". Поэтому выбираемые Нигером материальные и

духовные ценности выступали у поэта в качестве определенных его жизненных целей и понимаемых им средств их достижения, трансформировались в процессе его жизни и творчества. '

Анализ сущностных аспектов категории "ценностные ориентации", проведенный в работе, позволил определить наиболее значимые ценности в произведениях Нигера непосредственно в самом творчестве поэта, а также те, на которые было обращено внимание его критиками и другими авторами, изучавшими творческое наследие поэта. К ним нами были отнесены: патриотизм, гражданская ответственность, уважительное отношение к людям, чувство справедливости, сострадание, отрицание насилия и ряд других.

Рассмотрев процесс трансформаций ценностных ориентации в лирике Нигера, автор диссертации пришел к следующим выводам: рассмотрение ценностных ориентации как многоуровневого динамичного явления позволяет понять, как должно быть ориентировано исследование в русле изучения ценностной проблематики и идеологической основы литературного творчества.

Анализ лирики Нигера, различных исследований его творчества показал, что ^трансформированными ценностями на протяжении всей его жизни оставались любовь к своей родине, работа на ее благо, свобода и служение им и своему народу путем просветительства и активного использования доступных литературных средств (введение новых образов, придание его лирическим героям новых своеобразных черт, поиск новых форм, приемов и т.п.).

Изменения ценностных ориентации Нигера, как следствие его социализации, обнаружены в процессе проведенного исследования в трансформациях таких идеалов поэта, как:

- национальное самосознание ("пассивная" любовь к крестьянину-горцу перешла в понимание необходимости участия в борьбе за торжество новых общественных идеалов, новой морали, в любовь к человеку труда; мотивацию сражаться за "правое дело" советского парода);

- творческая привязанность (воспевание узких теснин горской тематики переходит в задачу совершения подвига во имя родины и народа);

- творческая направленность (критический реализм сменяется так называемым социалистическим реализмом).

Своеобразие занимаемых позиций позволяет понять круг творческих интересов Нигера: бедные люди, их судьбы, думы, печали,

нужды - на этих острых жизненных вопросах сосредоточено его внимание. Они смело вводятся им в сферу поэзии и тем самым становятся объектом деятельности общественности. Активно содействовать разрешению возникающих на жизненном пути противоречий, устранению пережитков старины, становлению нового — таков обобщенный идеал жизни поэта.

Анализ жизненных ценностей поэта позволяет осмыслить гуманистическую окраску основных его детерминант, расставить гуманистические акценты при описании специфики причинности тематики его произведений и выявить общую идейную основу творчества Нигера.

В третьей главе "Идейно-содержательный анализ творчества Нигера" проводится анализ гражданской, любовной и пейзажной лирики поэта.

Рассмотрев гражданскую лирику Нигера (стихотворения "Мое имя", "Вперед", "Первый день пахоты", "Я слышу стон Осетии", "Чиж", "Думы Осетии", "На поле боя", "О, моя лира" и др.), автор диссертации пришел к заключению, что ее основная направленность обусловлена связями с обществом, его политическим и социальным строем.

Стихотворения Нигера - это поэтическая летопись духовной жизни народа, воодушевленного перспективами новой жизни. В каждом из них зафиксировано определенное событие, развернутое в конкретную, законченную картину жизни. В его лирике поэтическое слово несет исключительно большую нагрузку; тут активно используются все его элементы — смысловой, звуковой, интонационный, ритмический. Здесь все содержательно, вплоть до пауз, и служит средством выражения поэтической идеи. Однако форма в лирической поэзии, сколько бы она ни была изощренной, не имеет определяющего значения. Сила воздействия лирики характеризуется, прежде всего, ее содержанием.

Как показало проведенное исследование, основными характерными чертами содержания гражданской лирики Нигера являются: любовь к Родине, призыв к борьбе за лучшее будущее Отчизны, стремление к свободе, надежда на будущее в сопоставлении с прошлым, патриотизм, сострадание к человеку труда, тревога за свой народ, забота о нем, милосердие к людям, социальная уверенность в новой жизни.

Указанные черты гражданской лирики Нигера во многом определяют идейную основу его творчества в целом, что подтвердилось

при исследовании его других основных составляющих — любовной и пейзажной лирики.

Изучение любовной лирики Нигера (стихотворения "Не бойся за меня", "Ночью", "Я грустен", "День добрый", "Долгая ночь мрачным видом", к "Н", "Слышен с гор душераздирающий вопль", "Сатай-хан" и др.) позволило считать, что ее характер детерминирован личностным внутренним миром поэта. В процессе своего писательского труда совершенствовалась культура его чувств, и Нигер оставался человеком в любых условиях, в любых коллизиях своего быстро меняющегося мира.

Основными характерными чертами содержания любовной лирики Нигера являются:

- воспевание идеала высшей любви и человечности — сострадания — чувствам и эмоциям более глубоко личным, сокровенным;

- творческое воображение;

- любовь к несправедливо обиженным и бедным, обездоленным и детям, женщине-горянке, матери, — и творческое служение им;

- поиск виртуальной родной души;

- невозможность любви в условиях существующего социального неравенства;

- поиск поэтом пути к счастью через дружбу;

- "не ярко выраженный" интимный характер.

Данные черты любовной лирики Нигера интегрированы у поэта в восприятие чистой "вселенской" любви, любви — духовному служению, а не в показ близких отношений между мужчиной и женщиной.

Анализ пейзажной лирики Нигера ("Не бойся за меня", "Ночью", "Я грустен", "День добрый", "Долгая ночь мрачным видом", к "Н", "Слышен с гор душераздирающий вопль", "Сатай-хан" и др.) позволил заключить, что ее основная направленность во многом обусловлена эстетическими особенностями восприятия поэтом окружающей его действительности.

Характерной чертой пейзажной лирики Нигера было то, что основным ее объектом являлся человек труда. В слиянии с миром природы у поэта полнее выявлялся смысл труда земледельца, но одновременно благодаря творческому богатству этой деятельности обостреннее воспринималось эстетическое очарование окружающим миром.

Проведенный анализ показал, что основными характерными чертами содержания пейзажной лирики Нигера являются:

- описание родного края, его природы проникнуто глубокой любовью к ним поэта;

- формирование образа природы сопровождалось у Нигера отражением идеи прекрасного;

- высокий реализм в изображении пейзажа;

- в образах родных мест, любимых птиц и животных отражены движения собственной души поэта;

- высокая степень ассоциативности и аллегоричности пейзажной лирики.

Данные черты пейзажной лирики Нигера интегрированы у поэта в эстетическое восприятие окружающей среды, которое активно пропущено через практику, знания, критику. В произведениях поэта сформировано активное эстетическое отношение к природе, выступающее высшей ступенью практического отношения к ней.

Эстетика пейзажной лирики Нигера проявляется в выразительных формах, соответствующих представлениям о прекрасном, является одной из форм, позволяющих определить идейное содержание творчества поэта.

Из рассмотренных в работе ценностей в качестве основных суждений по оценкам гуманистической направленности лирики Нигера выбраны следующие наиболее важные, по мнению автора, критерии лирики Нигера:

- патриотизм — как любовь к Родине, преданность своему отечеству; борьба за лучшее будущее своего народа;

- гражданская ответственность - как выполнение принятых (возложенных) обязанностей перед обществом;

- уважительное отношение к людям — как почтительное отношение, основанное на признании общечеловеческих ценностей;

- альтруизм — как готовность бескорыстно действовать на пользу других;

- справедливость — как беспристрастное действие в соответствии с истиной;

- сострадание - как сочувствие, вызванное несчастьем, горем, проблемами и пр.;

- стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому — как настойчивое желание совершенствования на основе достигнутого опыта;

- отрицание насилия, эксплуатации, несправедливости, эгоизма и пр. — как отвержение всякого зла, приносящего ущерб в широком понимании.

По указанным критериям в работе дается характеристика идейной основы поэзии И. Джанаева.

Под термином "идейная основа" поэзии И. Джанаева в диссертационной работе понимаются художественно отраженные поэтом явления жизни в их оценочном осмыслении. Говоря об основах его литературных произведений, автор имеет в виду взгляды поэта на мир и на место в нем человека, высказанные в них.

Как показало исследование всей лирики Нигера, ее главную идейную сущность определял призыв к борьбе за свободу, а основной характерной ее чертой были любовь к народу, к своей национальной родине.

Поэт не мыслит себя, своей поэзии вне социально-исторической ситуации в Осетии на протяжении всей его жизни. Основная направленность его поэзии обусловлена связями с политическим, социальным строем, правовыми, моральными и другими институтами окружающего его общества.

Вместе с тем, создав свой мир, Нигер ввел в него проблемы, которые волнуют и радуют его. Он по-своему необычен и, чтобы понять поэта, нужно вчитаться и вдуматься в нигеровскую лирику, вжиться в характеры его героев.

Анализ творчества Нигера показывает, что созданный им поэтический мир полон исканий, порой, противоречий. В его стихах — раскрытие душевных переживаний его героев.

Исследуя лирику Нигера, автор диссертации показывает, что она целиком и полностью пронизана судьбой горца-крестьянина с сопутствующим окружением, которое поэт также наделяет жизненными силами, делает его соучастником жизни человека. Поэтому человек и его окружение рассматриваются Нигером во взаимоотношениях, в тесной связи друг с другом. Взаимодействие различных образом субъектов его произведений с человеческой душой воспринимается как активная сила, которая причастна к судьбе человека и поэтому обладает нравственной ценностью.

Интеграция всего окружения человека в определенную субстанцию, в стихию, которую надо преодолевать людям, чтобы утвердить свое право на жизнь, позволяет поэту изобразить мир как "силу", сочувствующую и даже помогающую основному герою его лирики

- горцу. Кроме того, окружающий поэта мир - это символ человеческой деятельности, направленной на улучшение его жизни.

Когда Нигер естественные трудности бытия считает преградами, которые должны преодолеваться человеком посредством утверждения права на активную жизнь, то все, что окружает человека, является инструментом человеческой деятельности, направленным на улучшение мира и предметы мироздания.

В-указанном взаимодействии с миром у поэта раскрывается смысл труда земледельца (горца), и одновременно, благодаря творческому богатству деятельности человека труда, обостреннее воспринималось эстетическое очарование окружающего мира.

Несомненно, Нигер в какой-то степени близок романтикам, но эта близость весьма относительна, так как он ограничивается заимствованием у них каких-то частных схем, которые наполняет своим реалистическим содержанием.

Формирование образа окружающего человека мира сопровождалось у поэта отражением идеи прекрасного, этого критерия суммарной и универсальной оценки как самих явлений внешнего мира, так и их отношения к человеку. Идея красоты в своем аспекте объективности выступает у Нигера как универсальная ценность.

. Исследование показало, что у Нигера существуют два равнозначных подхода на понимание реальности в целом. С одной стороны, все бытие предполагается познать как объект. С другой стороны, все бытие необходимо познать как историю в своеобразии поэтического понимания.

Изучение лирики Нигера обнаружило, что ее отличает воспевание идеала высшей любви и человечности; она наполнена глубоко личными и сокровенными чувствами и эмоциями.

Однако для научного определения идейной основы всего творчества поэта в работе использовался количественный и качественный анализ.

Чтобы определить в количественном отношении, какую долю в произведениях'Нигера имеет гуманистическая позиция, автором диссертации был проведен мониторинг произведений поэта на предмет соотношения рассмотренных в работе характерных черт содержания лирики поэта с приведенными критериями оценки гуманистической направленности поэзии Нигера. То есть, был проведен расчет, в скольких произведениях поэта отображены следующие проблемы: любовь к Родине, борьба за лучшее будущее Отчизны,

стремление к свободе, надежды на будущее в сопоставлении с прошлым, патриотизм, сострадание к человеку труда, тревоги за свой народ и заботы о нем, милосердие к людям, социальная уверенность в новой жизни, идеалы высшей любви и человечности, любовь к несправедливо обиженным и бедным, поиск путей к счастью и др.

Общим результатом явилось то, что в соответствии с выбранными критериями, гуманизм в творчестве Нигера "занимает" более половины его содержания.

Качественный подход осуществлялся посредством определения составляющих имплементации гуманизма в творчестве поэта.

Заключения автора диссертации, впрочем, как и оценки творчества Нигера другими исследователями, показывают, что характер его лирики детерминирован личностным внутренним миром поэта. В процессе творчества совершенствовалась культура его чувств, и Нигер оставался человеком в любых условиях, в любых коллизиях своего быстро меняющегося мира. Данные черты лирики Нигера интегрированы у поэта в духовном служении людям. В этом выражена первая составляющая имплементации гуманизма в творчестве поэта.

Разрушение привычной картины мира, разрыв цепей, удерживающих сознание человека - вот тематика, избранная Нигером для творчества. Даже, порой, животное в его стихах может осознать видимый, реальный мир во всей его полноте, но только человеческий разум способен за этой оболочкой увидеть непознаваемую бездну ирреальности.

Нигер не заглядывал с горных улиц в окна потустороннего мира, он сам находится за этими окнами. Но он не претендует на роль пророка, открывающего человечеству некие новые истины. Его восприятие мира, как и восприятие мира любым другим человеком, глубоко личностно и даже интимно, но, выливаясь в стихотворные образы, оно становится достоянием читателя.

Роль поэзии Нигера не только в том, чтобы выражать простые или сложные, но всем понятные чувства с помощью красивых и ёмких фраз; но и в том, чтобы открыть человеку дорогу в мир, который не подчиняется законам человеческой логики и движения космических тел. Поэт имеет право говорить о тех вещах, о которых он считает нужным говорить, он даже должен это делать, в этом смысл и цель его существования.

Безусловно, поэт является патриотом своей Родины, поэтом-гражданином, продолжателем хетагуровских традиций. Истинный

гуманизм лирики поэта и порождён, и выстрадан, и подкреплён неподдельным патриотическим чувством.

Вторую составляющую имплементации гуманизма в его творчестве автор диссертации определяет как воплощение в творчестве поэта осетинской реалистической эстетики. Эстетическая основа гуманистического содержания нигеровской поэзии проникнута больше жизнеутверждающими, оптимистическими мотивами и героическим пафосом человека труда. Его внутренняя красота и гармония — вот на чем сосредоточено внимание нашего поэта, ибо в человеке, по его мнению, заложено неистребимое стремление к восприятию красоты.

: Определяя, какова же была на деле эстетика Нигера, автор диссертации отмечает, что в той борьбе двух взглядов на жизнь, сопровождающей период жизни поэта, двух диаметрально противоположных миросозерцании — крайнего материализма и страстных идеальных порывов духа, она отчетливо занимает в творчестве Нигера позицию материализма.

Совершенно очевидно, что его искусство трактуется, во-первых, как форма познания "истины" жизни (для Нигера это зачастую мистический путь); во-вторых, как фактор активной защиты материализма и реализма (а для Нигера это проявления единой сути).

Именно в противоположность смирению, жертвенности, терпению и т.п. в его творчестве утверждается материализм и революционность, но по-своему, по-нигеровски, как выражение идеи о бедности осетинской деревни, о жизни крестьянина, полной нелегкого труда.

Можно сказать, что он выразил себя в этом, поскольку писал в основном о данной проблеме. Его эстетика оставалась верной основным положениям всей его философии — философии сильной личности, "аристократа духа", полного "воли рыцарства", "интегрирующего" в себе страдания для воспитания силы. И даже временами присущий пессимизм Нигера отличался от опустошенности части общества, сквозь этот пессимизм пробивалась жажда жизни, избыток чувств и надежда на другую жизнь, не похожую на действительность; мечты о ней не оставляют поэта никогда.

Как показало исследование его творчества, Нигер достаточно силен, чтобы обратить в свою пользу самый беспокойный и гибельный опыт, чтобы извлечь из него приращение сил.

Когда читатель знакомится с произведениями величайших писателей, то порой не умеет себе объяснить, как его очарование этими

художниками выражается в слоге, в стиле, который и составляет конкретную, осязаемую глазом или ухом плоть их творчества. А ведь люди, ничего не смыслящие в "форме" поэзии, ограничивающиеся одним "содержанием", господствуют в критике и литературоведении.

Но читателю совершенно очевидно, что, как показало данное исследование, эстетика Нигера "строится" на оценках противоречий, прославлении одновременно радостных "мгновений жизни" и "смерти", перебрасывании от веры к безверию и страху, от утверждения к отрицанию, от оптимизма к пессимизму.

Нигер в своих поэтических произведениях использует выбранные им понятия без учета особенностей аудитории или конкретного читателя, не задумывается над тем, будут ли они адекватно поняты. Такой задачи автор не ставит, поскольку предполагает, что читатель получает свободу в наполнении его содержанием, то есть в сотворчестве. Представляя возможность наполнять лирическую строфу своей информацией, поэт заинтересовывает читателя в восприятии текста, активизирует процесс наполнения смыслами.

Третья составляющая имплементации гуманизма в творчестве Нигера определяется как философский поиск путей победы добра над злом и торжества социальной справедливости.

Форма рассмотренных в работе произведений позволяет проследить путь совершенствования души главного героя: через испытания, страдания и ненависть - к осознанному добру и мудрости борьбы. Идея творчества Нигера (в большинстве своем) заключается в важности осознания изначального добра в душе человека.

Во многих его стихотворениях разрешается напряженный внутренний конфликт добра и зла в душе многих главных героев, сопряженный с гибелью человека и связанный с пересмотром жизненных позиций, которые сформировались в сознании героев в результате драматических моментов их биографии на фоне эпохи в целом (феодальная зависимость, Великая Отечественная война и пр.).

Автор, основываясь на христианском понимании добра и зла, раскрывает способность человека обнаруживать добро, отвергая "привитое" и "наносное" зло. Таким образом, творчество Нигера представляют собой некую циклическую целостность, определяющуюся единством проблематики борьбы добра и зла (при доминировании проблемы самопознания личности) и поэтико-изобрази-тельных средств.

Философское осмысление времени, глубокое проникновение в психологию современников, оценка сложных жизненных явлений во всей их совокупности, к чему так тяготеет в своих стихотворениях и поэмах Нигер, предполагает более глубокий разговор о бытии. Он вводит в свои произведения различные типы лирического героя. Но проблема преображения их личности, ее второго, духовного (первое рождение всегда во плоти) рождения является сквозной для многих его стихотворений. С помощью сложных взаимосвязей художественного пространства и времени в лирике Нигера рождается эстетическая концепция мира, возникает объективизация реальности через психологию отдельной личности. В состав пространственно-временных форм у писателя входят: сюжет как цепь событий и поступков, система образов, пейзаж, портрет, вводные эпизоды, а также внетекстовая сфера произведения.

В поэзии Нигера преобразующая сила памяти очищает моменты земной жизни от случайного, незначительного, акцентирует внимание личности на высших судьбоносных смыслах бытия. В результате герои устанавливают истинное время — время преображения личности, ее устремления к "свету", светлому будущему. Смыслом человеческого бытия, таким образом, признается наличие в нем моментов, причастных к вечности и освобожденных от власти мелкого, сиюминутного.

Нигер поднимает в своих произведениях извечные вопросы: "... Почему люди так живут? Почему одни — злые, а другие — добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему одни верят в сказки, а другие — нет?".

Во всем своем творчестве Нигер ставит такие вопросы, как гуманное отношение к людям и природе, проблемы нравственности и человеческой ответственности. Он поднимает важную проблему: мало быть добрым, надо уметь защищать всё то доброе, что есть в мире. Надо до конца оставаться верным своим принципам. А измена этим принципам грозит обернуться против того, кто это сделал. Часто для нигеровских героев — это физическая смерть.

Но он находит свое утешение и в том, что смерть не является просто продолжением или заключением трагедии, а наоборот, становится шагом противостояния добра к деяниям зла. Смерть не должна расстраивать нас, считает поэт. Она является призывом к продолжению борьбы до полной победы гуманизма.

Вместе с тем многие его стихи отличаются доминирующей социальностью и критической направленностью по отношению к обществу. Важной составляющей философского содержания его лирики является символический подтекст, основанный на христианской аксиологии. И это, несомненно, влияние его образования, полученного в духовной семинарии.

В заключении диссертации подводятся итоги и формулируются следующие основные выводы исследования.

1. Трансформации ценностных ориентации Нигера обусловлены следующими основными характерологическими чертами его лирики: любовь к Родине, борьба за лучшее будущее Отчизны, стремление к свободе, надежда на будущее в сопоставлении с прошлым» патриотизм, сострадание к человеку труда, тревога за свой народ и забота о нем, любовь к. несправедливо обиженным и бедным, милосердие к людям, социальная уверенность в приближении новой, светлой жизни, идеалы высшей любви и человечности, способы обретения счастья и ряд других.

2. Основными критериями для оценки идейной основы лирики Нигера являются:

- патриотизм — как любовь к Родине, преданность своему отечеству; борьба за лучшее будущее своего народа;

- гражданская ответственность — как выполнение принятых (возложенных) обязанностей перед обществом;

- уважительное отношение к людям — как почтительное отношение, основанное на признании общечеловеческих ценностей;

- альтруизм - как готовность бескорыстно действовать на пользу других;

- справедливость — как беспристрастное действие в соответствии с истиной;

- сострадание — как сочувствие, вызванное несчастьем, горем, проблемами и пр;

- стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому — как настойчивое желание совершенствования на основе достигнутого опыта;

- отрицание насилия, эксплуатации, несправедливости, эгоизма и пр. - как отвержение всякого зла, приносящего ущерб в широком понимании.

3. Доминирующей идейной основой лирики Нигера является гуманизм как совокупность идей и ценностей, утверждающих уни-

версальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

4. Основными составляющими имплементации гуманизма в творчество поэта являются: духовное служение людям, эстетическое воздействие на людей, философский поиск путей победы добра над злом и торжества социальной справедливости. Всю свою сознательную жизнь, все свои способности отдал Нигер делу служения народу, создания и развития осетинской советской художественной литературы. Хорошо зная русскую и мировую культуру, он выступал как критик, переводчик, драматург, много лет занимался педагогической деятельностью, изучением истории осетинской литературы и устного народного творчества. Особенно значительны заслуги Нигера в области осетинской поэзии. Его творчество составляет одну из самых ярких ее страниц. Самобытное, лучшими произведениями неразрывно связанное с фольклором и традициями классики, оно отразило исторический процесс переделки сознания трудового крестьянства Осетии.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Диамбекова З.А. Ценностные ориентации поэзии И.В. Джа-наева (Нигера) // Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования»: в 7 ч. - Ч. 7. - Челябинск: Образование, 2005. - С. 73-75.

2. Диамбекова З.А. Научный аспект изучения ценностных ориентации // Диалог.- Владикавказ, 2005. - № 1. - С. 74-76.

■ 3. Диамбекова З.А. Историко-биографические детерминанты характера творчества Нигера // Диалог. — Владикавказ, 2006. — № 2. -С. 57-59.

4. Диамбекова З.А.Характерные черты творчества И, Джанаева (Нигера) //Монография. — Владикавказ, 2005. — •. 68 С.

Подписано в печать 31.05.2006. Заказ № 63. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз.

Полиграфический центр Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Диамбекова, Зарема Аликовна

Введение.

Глава 1. Историко-биографические детерминанты, определившие характер творчества И.В. Джанаева (Нигера).

Глава 2. Ценностные ориентации поэзии И.В. Джанаева (Нигера).

2.1. Историко-хронологический и теоретический аспекты изучения ценностных ориентаций.

2.2. Трансформация ценностных ориентаций в лирике И.В. Джанаева (Нигера).

Глава 3. Идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера).

3.1. Гражданская лирика поэта.

3.2. Любовная лирика поэта.

3.3. Пейзажная лирика.

3.4. Критерии оценки гуманистической направленности лирики поэта.

3.5. Характеристика идейной основы поэзии И. Джанаева.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Диамбекова, Зарема Аликовна

Осетинский советский поэт и литературовед Иван Васильевич Джанаев (Нигер) [21.10 (2.11). 1896 - 3.05.1947] является талантливым продолжателем литературных традиций K.JI. Хетагурова (1859-1906). Свою жизнь и творчество, связанные с советским периодом отечественной истории, когда стихи, в основном, были насыщены пафосом революционной борьбы и социалистического строительства, И.В. Джанаев (Нигер) посвятил обогащению осетинской поэзии новыми формами и содержанием, больше обращенным к истории и традициям Осетии.

Исследователи осетинской литературы (Х.Н. Ардасенов, Д.А. Гиреев, Г.З. Калоев, С.Т. Марзоев, Р.К. Тедеев и др.) считают, что до XX века в жанрах лирической поэзии и вообще малых форм осетинскими поэтами об историческом прошлом своего народа, своей страны было написано мало произведений. Тематика старины была излюбленным предметом изображения обычаев и быта горцев в поэмах, стихотворных драмах, сказаниях и песнях. В прозе появлялись немногочисленные литературные записи преданий о героической, полной отваги и мужества жизни старой Осетии.

После октября 1917 г. некоторые поэты полагали, что раз свергли царя, прогнали его наместников, система управления перешла в руки пролетариата, то старый мир моментально и бесследно должен кануть в вечность, а триумфальное шествие революции не должно знать ни малейших задержек, даже тактических уступок. Тем не менее и темы, и образы, и настроения поэтов-лириков не были лишены прочной связи с прошлым, которая осуществлялась по-разному, соответственно с миропониманием и характером художественных принципов, которых придерживались осетинские поэты в начале прошлого века. Бытовые отношения в ауле, нравственные проблемы, социальные отношения - вот в самых общих чертах круг задач, решаемых ими. Они обращаются к жанру лирического стихотворения - монолога или исповеди, экспрессивного рассказа в очень небольшом объеме с резко выраженным отношением автора к описываемому событию, медитации и аллегории высокого гражданского звучания, песенного текста, предназначенного для хорового исполнения. Особое место в осетинской поэзии тех лет занимает пейзаж. Многие нравственно-бытовые вопросы поэты освещают не без активной роли деталей одного пейзажа, выступающего то в качестве необходимого фона, то средством раскрытия интересующей поэта жизненной проблемы.

Давая подобную характеристику основным направлениям становления осетинской советской поэзии, ее исследователи не последнее место отводят духовной жизни общества того времени как объекту поэтического отражения.

Но с тех пор многое изменилось. Неоднократно наше отечество проходило испытание различными социально-политическими катаклизмами. В условиях же современных радикальных преобразований, происходящих в российском обществе, все больше утверждается в качестве приоритетной гуманистическая парадигма его развития, а трансформации в сфере культуры рассматриваются как базисные в этом процессе.

В советский период в нашей стране категории «культура» и «гуманизм» отождествлялись, а идея гуманизации процесса развития общества освещалась, как правило, в теоретическом аспекте, не следуя дальше тривиальных деклараций, не доходя до осмысления механизмов ее претворения в жизнь.

Изменения социальных условий в постсоветский период привели к тому, что отечественная культура, представлявшая ранее определенную совокупность произведений творческой интеллигенции и «культурных мероприятий», перестала решать насущные общественные задачи. Поэтому ныне проблема гуманизации приобретает особый смысл. Кроме того, бурно развивающийся научно-технический прогресс, к сожалению, не только не сопровождается адекватными переменами в жизни человека, а напротив, скорее приводит к девальвации духовных ценностей, обесценивает во многом общечеловеческие нравственные установки. Все это и актуализирует тему нравственно-духовного состояния общества.

Альтернативой расцвету технократии и дегуманизации человека является новая «гуманистическая парадигма». Проблема эта относится к обществу в целом; более того - она имеет поистине глобальный характер. Свой особый вклад в ее решение призвана внести и современная культура. Обеспечение гуманизма цивилизации - это приоритетное направление, связанное с поисками новых институтов культуры, конкретных и многообразных путей решения проблемы. Однако здесь имеются и бесспорные успехи, и разочаровавшие неудачи.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами.

Во-первых, на сегодняшний день недостает научных разработок и практических рекомендаций по гуманизации многих сфер общественной жизни. Существует значительный разрыв между гуманистической мыслью и ее претворением в жизнь. Эта проблема, на наш взгляд, является проекцией общих политических и экономических проблем на макроуровне, приобретающих в настоящее время для нашего государства особенно острый, сфокусированный, а иногда и вопиющий характер.

Долгое время в нашей стране преобладало мнение о том, что в эпоху научно-технической революции, инновационных технологий, развития компьютеризации и информатизации во многом обесценивается роль человеческого фактора, ослабляется роль духовности, нравственных ценностей. Но данные рассуждения оказались бесперспективными и постепенно стали расходиться с тенденциями общественной эволюции. Стало очевидным, что достигнутый уровень и темпы технического развития не только не принижали значение всестороннего раскрытия способностей человека, а напротив, совершенно четко и однозначно переносили акцент на стимулирование духовной культуры современных специалистов. Оказалось, что истоки творчества, исследовательской мысли, чувства нового в любой области знания все-таки заложены в общечеловеческой культуре, нашей психологии и обогащаются за счет духовно-нравственных принципов, которые, прежде всего, формируются в процессе приобщения человека к литературе.

Во-вторых, как указывает Н. Джусойты, современное поколение не сказало еще свое слово о том, какое наследство оставил нам И.В. Джанаев (Нигер).

В-третьих, в материалах научно-практических конференций, монографиях, очерках, статьях, посвященных творчеству И.В. Джанаева (Нигера), не проводится комплексный анализ его поэзии с целью выделения идейной основы его лирики в отдельную проблематику.

В данной работе впервые предпринята попытка обобщить творчество И.В. Джанаева (Нигера) и проанализировать его сквозь призму концепции гуманизации общества во имя использования литературного наследия поэта как духовной базы для гражданской инициативы и созидания.

Постановка проблемы гуманизации общества как составляющей всего комплекса социальных отношений продиктована не столько теоретическими соображениями, сколько стремлением высказать свои суждения по затронутым вопросам, помочь наметить приоритетные задачи в сфере культурной жизни, области образования, в молодежной политике, в духовно-культурном воспитании граждан нашей страны. В этом аспекте трудно переоценить значимость гуманистической основы лирики И.В. Джанаева (Нигера).

Степень разработанности проблемы. Наиболее важное значение для изучения творчества И.В. Джанаева (Нигера) имеют исследования X. Ардасенова, Т. Бесаты, А. Газдаровой, Д. Гиреева, Ш. Джикаева, Н. Джусойты, Х-М. Дзуцца-ти, В. Загиева, Г. Калоева, С. Косирати, Д. Мамсурова, С. Марзоева, Р. Тедеты, А. Тибилова и др.

В «Известиях» научно-исследовательских институтов и трудах педагогических вузов Северной и Южной Осетии, в материалах региональных научных конференций также опубликованы исследования произведений И.В. Джанаева (Нигера) и отдельные разработки по историко-теоретическим вопросам осетинской поэзии и проблеме становления некоторых жанров.

В последнее десятилетие по исследуемой проблематике появился ряд работ (Ш. Джикаев, Р. Кантемирова, Б. Хозиев, Г. Плиев, И. Хозиева и др.), представляющих определенный научный интерес.

Однако до сих пор проблема гуманизма в лирике И.В. Джанаева (Нигера) особого внимания отечественных исследователей его творчества не привлекала. Даже в серьезных монографических публикациях ее рассматривали бегло, т.е. периферийным взглядом». «Гуманизм» как понятие, характеризующее отдельные произведения И.В. Джанаева (Нигера), лишь «мимоходом» упоминается в трудах таких авторов, как Калоев Г.З., Ардасенов Х.Н., Гиреев Д.А., которые назвали его поэму «Слово красноармейца» («Сырхазфсаздцон дзурдзэгн») примером активной проповеди, а автора - поэтом социалистического гуманизма [26]; Тедеты Р.К., который характеризует стихотворение «Цагр!.» отличным доказательством верности И.В. Джанаева (Нигера) гуманистическим традициям Коста Хетагурова [93]; Джикаев Ш., который рассматривает «человечность» произведений поэта сквозь призму эстетики его творчества [17]; Марзоев С.Т., который показывает, что герои И.В. Джанаева (Нигера) являются носителями новой морали, новых человеческих отношений [36].

Таким образом, отсутствие анализа такой общей идейной основы творчества поэта как гуманизм, как понятия, характеризующего характер его произведений, в работах перечисленных авторов, определило проблему исследования: восприятие лирики поэта для выявления ее идейной основы.

Цель исследования: проанализировать лирику И.В. Джанаева (Нигера) сквозь призму концепции гуманизации для выявления возможности использования литературного наследия поэта для утверждения в обществе необходимых нравственных ценностей.

Основные задачи исследования:

1. Охарактеризовать социально-политические условия и историко-литературный фон творческого становления И.В. Джанаева (Нигера) как поэта.

2. Провести идейно-содержательный анализ творчества поэта.

3. Выявить критерии для определения идейной основы творчества И.В. Джанаева.

4. Определить идейную основу лирики поэта.

5. Проанализировать средства выражения идейной основы в произведениях поэта.

Объектом исследования является поэзия И.В. Джанаева (Нигера) и анализ его творчества различными авторами.

Предмет исследования: идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера).

Гипотеза исследования: ведущей идейной основой лирики И.В. Джанаева является гуманизм.

Теоретическую значимость исследования определяет динамичное развитие науки, научно-теоретический уровень опубликованных работ, широкий круг исследовательских проблем, степень освоения методологической и общетеоретической базы. По замыслу автора, работа должна дополнить имеющийся весьма небольшой опыт анализа идейной основы поэзии И.В. Джанаева (Нигера), обогатить практику общественно-литературной деятельности новыми подходами к разработке научно-обоснованных рекомендаций по развитию духовности членов нашего общества.

Практическая значимость работы состоит в рассмотрении комплекса условий, обеспечивающих возможность использования гуманизма как идейной основы поэтической лирики. Разработанные и апробированные в данном исследовании методы позволяют проводить комплексный анализ деятельности творческой интеллигенции, расширить познание культурно-исторического прогресса, критически проанализировать и переосмыслить сложившиеся представления и оценки, имеющие значение для использования всего воспитательного арсенала граждан. Разработка данной темы способствует созданию концепции, которая позволит обеспечить более плодотворный подход к изучению проблем литературы в целом, сыграть положительную роль в улучшении качества историко-литературных исследований.

Научная новизна исследования:

1. Идейная основа творчества поэта связана с трансформациями его жизненных ценностей.

2. Проведен идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера).

3. Выявлены основные характерные черты лирики поэта.

4. Определена идейная основа лирики И.В. Джанаева и дана ее характеристика.

5. Сформулированы основные составляющие, посредством которых осуществляется имплементация гуманизма в творчество поэта.

Методологической и общетеоретической базой исследования являются известные научные положения теории литературы; источники, факты, документы, отражающие особенности творчества И.В. Джанаева (Нигера); материалы с экспертными оценками писателей, литературоведов и политологов, опубликованные в периодической печати; обзоры литературы о творчестве поэта (X. Ар-дасенов, Т. Бесаев, 3. Джанаева, Ш. Джикаев, В. Загиев, Г. Калоев, С. Марзоев, Р. Тедеев и др.).

Методы исследования. В процессе работы над темой мы руководствовались основными принципами историзма, объективности, научности. Характер определенных в работе задач вызвал необходимость применения и других многообразных методов исследования. Наряду с общенаучными методами исследования, автором использовались: проблемно-хронологический, периодизации, актуализации и параллелей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Жизненные ценности И.В. Джанаева изменялись как во времени, так и в социальном пространстве и определяли его жизненный путь на достаточно длительных отрезках биографии, обозначив наиболее значимый детерминант линии его бытия, нашедший выражение в его творчестве.

2. Трансформации ценностных ориентаций И.В. Джанаева обуславливают следующие основные характерологические черты его лирики: любовь к Родине, борьба за лучшее будущее Отчизны, стремление к свободе, надежда на будущее в сопоставлении с прошлым, патриотизм, сострадание к человеку труда, тревога за свой народ и забота о нем, любовь к несправедливо обиженным и бедным, милосердие к людям, социальная уверенность в приближении новой, светлой жизни, идеалы высшей любви и человечности, способы обретения счастья и ряд других.

3. Основными критериями оценки идейной основы лирики И.В. Джанаева (Нигера) являются:

- патриотизм, как любовь к Родине, преданность своему отечеству; борьба за лучшее будущее своего народа;

- гражданская ответственность, выполнение принятых (возложенных) обязанностей перед обществом;

- уважительное отношение к людям, почтительное отношение, основанное на признании общечеловеческих ценностей;

- альтруизм, готовность бескорыстно действовать на благо других;

- справедливость, беспристрастное действие в соответствии с истиной;

- сострадание, сочувствие, вызванное несчастьем, горем, проблемами и пр.;

- стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому, настойчивое желание совершенствования на основе достигнутого опыта;

- отрицание насилия, эксплуатации, несправедливости, эгоизма и пр., отвержение всякого зла, приносящего ущерб в широком понимании.

4. Доминирующей идейной основой лирики И.В. Джанаева является гуманизм, как совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

5. Основными составляющими имплементации гуманизма в творчество поэта являются духовное служение людям; эстетическое воздействие на людей; философский поиск путей победы добра над злом и торжества социальной справедливости.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации, ее теоретические подходы были изложены в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях. Выводы исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий гуманитарных факультетов Северо-Осетинс-кого государственного университета.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Историко-биографические детерминанты, определившие характер творчества И.В. Джанаева (Нигера)» исследуется обусловленность творчества поэта с точки зрения принятого в науке соотношения личностного аспекта с биографией поэта, а также процессуального аспекта - с историческими условиями, в которых шло становление и развитие Нигера как писателя, и всей национальной культуры в период его жизни. Во второй главе «Ценностные ориентации поэзии И.В. Джанаева (Нигера)» исследуются историко-хронологический и теоретический аспекты изучения ценностных ориентаций. В третьей главе «Идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера)» проводится анализ гражданской, любовной и пейзажной лирики поэта.

В заключении приводятся выводы по результатам исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамичные изменения, произошедшие в России за последние годы, потребовали поиска общенациональной идеологии, поскольку без нее общество не может существовать длительное время, а тем более развиваться. Сегодня, когда проблема характера эволюции России стала настолько актуальной, настолько обеспеченной всем течением социальных процессов, возникает острейшая необходимость создания такой мегаидеологии, и ее поиск осуществляется через различные концепции и проверки их временем.

Среди существующего спектра предлагаемых нашему обществу идеологий определенный, на наш взгляд, интерес представляет та, которая включает в себя такие понятия, как патриотизм, то есть признание того, что есть нечто выше отдельной личности; либеральные ценности - потому что права личности существуют и, за исключением некоторых критических ситуаций, они неоспоримы; и, наконец, - это понятия социальной и межнациональной справедливости. В центре такой идеологии - Человек без каких-либо изъятий по национальности, полу, вероисповеданию, образованию, имущественному цензу, роду занятий, месту проживания и пр. Только соотнося свои шаги в любой области - экономической, политической, социальной, правовой, культурной, военной и т.д. - с идеологией развития человека, наша страна в состоянии двигаться по пути прогресса.

Идеология развития человека была в центре внимания всего, по нашему мнению, творчества И.В. Джанаева. В современных условиях попытка найти алгоритм использования тех ценностей, которые несли народу А.С. Пушкин, К.Л. Хетагуров, И.В. Джанаев и другие деятели культуры является ключевой проблемой поиска достойного пути развития нашей державы. Чтобы определить указанный алгоритм, необходимо познать те механизмы, с помощью которых можно обогатить практику общественной деятельности новыми подходами к разработке научно обоснованных рекомендаций по развитию духовности членов общества. Поэтому проведенное исследование в основном имело главной своей задачей рассмотреть комплекс условий, обеспечивающих возможность использования такой формы духовности, как гуманизм. Разработанные и апробированные в данном исследовании методы позволяют проводить комплексный анализ деятельности творческой интеллигенции, расширить познание культурно-исторического прогресса, критически проанализировать и переосмыслить сложившиеся представления и оценки, имеющие значение для использования всего воспитательного арсенала граждан. Разработка данной темы способствует созданию концепции, которая позволит обеспечить более плодотворный подход к изучению проблем литературы в целом.

В работе также предпринята попытка преодолеть ограниченность исследований творчества И.В. Джанаева, в основном сводившимся или к общей оценке произведения (ряда стихотворений), или к высказыванию мнения конкретного исследователя о детерминантах развития сюжетной линии произведения, или к определению настроений поэта, влияющих на окраску изображаемого им, или к определенному этапу его творчества, или одному виду лирики или еще к какому-то одному направлению.

Мы ставили комплексную задачу: во-первых, рассмотреть роль ряда социальных, политических, экономических, религиозных, культурных и личностных факторов, влияющих на формирование характера творчества поэта. Во-вторых, обосновывая общественно-исторические условия формирования И.В. Джанаева как писателя, в работе вводится понятие "ценностные ориентации" как связующее звено между творческой индивидностью поэта и социальной структурой общества и делается попытка проанализировать характер трансформаций ценностных ориентаций в лирике И.В. Джанаева. В-третьих, определив, что в интегрированном виде ценностные ориентации поэта имеют гуманистическую направленность, делается предположение, что идейную основу творчества поэта составляет гуманизм; вводится понятие «критерии оценки гуманистической направленности лирики» и проводится идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева, который показывает, что в соответствии с выбранными критериями, гуманизм является доминирующим фактором творчества поэта. И, в-четвертых, в работе определяется, посредством каких составляющих осуществляется имплементация гуманизма в творчестве поэта.

Исследование показало, что личность И.В. Джанаева - это целостность врожденных и приобретенных характерологических свойств, делающих уникальным его творчество с точки зрения социальных, этических, философских и иных подходов к оценке окружающего и воплощении возникающих эмоций посредством поэтических образов. Вместе с тем направленность его творчества обусловлена трансформациями ценностных ориентаций И.В. Джанаева, как следствие его социализации, которая характеризуется национальным самосознанием поэта; привязанностью поэзии И.В. Джанаева к своему народу; творческой направленностью на так называемый социалистически реализм.

Всю свою сознательную жизнь, все свои способности отдал И.В. Джанаев делу служения народу, создания и развития осетинской советской художественной литературы. Хорошо зная русскую и мировую культуру, он выступал как критик, переводчик, драматург, много лет занимался педагогической деятельностью, изучением истории осетинской литературы и устного народного творчества. Особенно значительны заслуги И.В. Джанаева в области осетинской поэзии. Его творчество составляет одну из самых ярких ее страниц. Самобытное, лучшими произведениями неразрывно связанное с фольклором и традициями классики, оно отразило исторический процесс переделки сознания трудового крестьянства Осетии на базе строительства социализма и запечатлело типические черты советского человека.

Проведенный в работе анализ исторических условий позволяет понять, почему беднота, ее судьбы, думы, печали, нужды составляют круг творческих интересов И.В. Джанаева. Они, в основном, являются субъектами его поэзии, а в качестве жизненного идеала выбирается гуманистический подход к разрешению жизненных противоречий, устранению пережитков старины, становлению нового общества. Анализ ценностных ориентаций поэта позволяет осмыслить гуманистическую окраску основных его детерминант, расставить гуманистические акценты при описании специфики причинности тематики его произведений и выявить общую идейную основу творчества И.В. Джанаева.

Таким образом, в работе основным предметом исследования является идейная основа поэзия И.В. Джанаева, рассмотренная в общем контексте его творчества: поэтические тексты, созданные на основе ценностных ориентаций, максимально приближенные к таковым по форме и описывающие авторскую реальность. Осмысление И.В. Джанаевских текстов и их интерпретация (перевод, сопоставление нескольких версий и создание на их основе единого мнения) представляется одной из важных задач данного исследования.

Важность темы исследования также определяется недостаточным вниманием в современной филологии к идейному содержанию художественного творчества в целом, и к месту инструментария, посредством которого осуществляется «построение» идейной основы в литературном процессе современности.

Критики зачастую игнорируют тот факт, что творческое наследие И.В. Джанаева представляет собою гармоничное, многоплановое и многоаспектное целое, каждый элемент которого, будь то отступления, ссылки и эпизоды, оставшиеся "за кадром", или центральные, детально разработанные сюжеты, в равной степени важен для определения идейной основы произведения. Ощущение глубины и многомерности И.В. Джанаевского идейного мира во многом создается за счет отсылок к сюжетным линиям и обработкам, не вошедшим в "канонические" тексты. Закрывать на это глаза означает существенно сужать и ограничивать восприятие литературных настроений автора.

Определив целью исследования рассмотрение и оценку роли и статуса идейного смысла в творческом наследии И.В. Джанаева, на основе сопоставления классической традиции гуманизма и новых доктринальных особенностей его современной актуальности в диссертации выявляются и объясняются, по каким критериям можно проводить оценку гуманистической направленности лирики; какой «объем» занимает гуманизм в творчестве И.В. Джанаева; каковы составляющие (средства) реализации гуманизма в творчестве поэта. Выбранный подход позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что идейной основой большей части творчества И.В. Джанаева является гуманизм, как совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Используемый в работе метод исследования в соответствии с решаемыми задачами носит комплексный характер. Традиционный историко-литературный подход к рассмотрению текстов, созданных в рамках поэтической традиции, сочетается с детальным изучением поэтики на материале переводов стихотворных произведений И.В. Джанаева и его произведений в оригинале.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы как для учебных пособий, так и в рамках курсов осетинской литературы, а также теории литературы, как иллюстративный и теоретический материал. Полученные на базе данного исследования теоретические выводы должны заполнить существенный пробел в толковании художественного наследия И.В. Джанаева в нашей стране, использовании творчества поэта как духовной базы для гражданской инициативы и созидания, для утверждения необходимых обществу ценностей, всестороннего развития личности, формирования эстетических, нравственных и творческих элементов духовной культуры.

172

 

Список научной литературыДиамбекова, Зарема Аликовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. -М, 1994.-322 с.

2. Ардасенов X. Иван Джанаев (Нигер): жизнь и творчество//Произведения. Т. 1. Дзауджикау, 1949 (Ардасенты X. Дзанайты Иваны (Нигеры) цард эзмаз сфазлдыстад. - Чиныджы: «Уацмыстаз». Т. 1. Дзазуджыхъазу, 1949).

3. Ардасенов X. Поэт с большим талантом//Жизнь и поэзия. Орджоникидзе, 1962 (Ардасенты X. Курдиатджын стыр поэт. Чиныджы: Цард хмх по-эзи. - Орджоникидзе, 1962).

4. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М, 1977.

5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведе-ния//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.,1976.

6. ВансловВ.В. Эстетика романтизма.-М., 1961.

7. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. - 406 с.

8. Водзинская В.В. Социально-психологический портрет инженера. М.,1977.

9. Вопросы осетинского театрального искусства. Под ред. Х.С. Черджиева и др. Орджоникидзе, 1981. - Т. 38.

10. Гаглоев Ф., Джусоев Н. Писатели советской Осетии//Библиографические справки. Сталинир, 1957.

11. Глезерман Г.Е., Бестужев-Лада И.В. и др. Социалистический образ жизни и идеологическая борьба. М., 1976.13,1417,18,19,20,21,22,23,24,25.