автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Характер и конфликт в даргинском историческом романе

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Омаршаева, Эльмира Магомедовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Характер и конфликт в даргинском историческом романе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Характер и конфликт в даргинском историческом романе"

ДИ С С Е? Т А Щ Т Q H Ii ЬТ H СОНЕТ В ДАГЕСТАНСКОМ ГОСУДЛГСГПЕШЮМ УНИВЕРСИТЕТЕ

На п^апахрлк^писп

' ОМАРШАЕЗЛ. ЗЛЬМПРЛ МЛГСШЕДОВНА

ХАРАКТЕР 21КОНФЛШСТ В ДЛ7ГШ:С:ШМ ИСТОРИЧЕСКОМ РОЗ IAÏIE

Спещ:2Л?>1гоп . 30.3LJ2. —Ятп'ерзт\рз кяродоп Рг-ссяПгкгСг

Федор ¡ниш

A3ТСРЕФЕРАТ ¿¡чххг-тг.гг.т J--J соия-"ая:« ученей ci arre ni

Махачкала -- Î9<>7

I'aooiii Bi-ino.-jiu'iia Дагестанском государствашом ушшерсигете.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — докторфилологических наук,

профессор Ban ¡дон A.M.

ОФ11ЦИАЛ ЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор фнлогпчгских najic,

профессор Акав ой З.Н. дохл ор филологических на\к, профессор Ахмед о г, С.Х.

ВЕДУЩЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — институтпедагогики

им. А.Тахо-Годи

Зашита диссертации состоится ¿i^rfulVL^ 1997 г. в / У часов па заседании диссертационного совета К. 063. 61. 04 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в Дагестанском государстсешюм ун.'шерсшете по адресу: Республика Д:и остам, г.Махачка.та, ул. М.Гаджпева. 37, ауд. 42.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского государственного ушшерентета.

Ai'-тореферат разослан

Учены]! секретарь диссертационного совета, кандидат филологических на\к Н.Г. llcaea

1. ОГЛЦЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛПОТЫ

Актуально» ь темы псслсдокання. Насгояшла paóoi;-представляет coómi первый опыт всестороннего ама.ппа проблем;! характера ц копф. ikiа н даргинскойлитературе.

Выбор темь'. исследоваши: прадпктоьгк:, н перг;>so очсрс.11*. иенсследовашю.т к> г. специальном плане проблемы конфликт ir характера в дат.-с ганском л ¡! г ер ;v г у р о г. с i ш 111 пообще ;r р. ;;а\ ке о даргинской nmcj ir>pe в частости. В серьешэм хулоч:сствениом произведении, убоко ir обьекынши отражающем íüciciüimo противоречия, объединяются я переплеьиотся ратлн'шые ппды конфликтов. II ji > естественно, так как сама \шягооГ»ргпная жишь состоит ;гз едш/t гва различных противоречий. Если пнс:иель. проникнув в плазмы мпоголгкон житии. сможет правлив о orp-s цггь :к!писниые противоречия, то это мо;шо рассматривать как ею творческий успе\. В этом отношении примечательны романы II Гасаиопа и Л ' бу-Бакара, п которых осмыслены ртнообра ¡иые пг-облемы обшеетг t иной и частной :ктнн— -эпохалыплеколл;;шп XX в с »а.

Если в tiaiiii ьремя, помимо таких "вечных" отрицательных даленнй, как жестокость, подлость, вотипкаег благ олатна.ч почва .па появления и рани; пи новых пороков, то одной г ti важнейших ia.,-;¡': литературы становится разоблачение негативных сторон лапин. В современной ,;:-.! .чла некой литературе они отражаются а силе социальных, нрзьегвенных, эпохальных конфликтов. В пшишгоеш от жанровых осоГ^лностеП художественно!о протведення <\шн и: копф тиктов можег преобладать. Однако любое художественное прон!ведеине. ограничивающееся год-.ко покатом либо общественной, ли&о нравственной коллизии, потерпит н-чдтчу.

Изучая проблему конфликта, считаем необходимым обрати и. есобег внимание К' пзаимоевгпь. взппмотявненмоегь конфликта и характера. о

Чтосп попытать эстетическое пот денстг.ие протиедепи::, обеспечить динамичность развития действии и покатать проиесс формирования харг-клера, писатель должен обранкш, особое шшмапне ре ияшг; конф нг.та. Конфликт, как прапп», слухтп .шнамнке сп.хс» а пр-оигвсдспия, раскрылип граней характера, 'ярком-•лыратеи'.п? клен п'-.кпкеленн::. Х\ д«?:ес»иеш?»-<*! г»нфдн1 *. шрасí гг'жиу • i p:>'.t. ctp\;.-. vi4. почти.се .члдо.тест геншч о проп тедешег •nac.vp? tnt-ei \\:!wícr. с» i.v.eí кomí¡'.» ншиош'ое c;;;:i!v¡ .

. Необхо.ип:оеть научного пссадоватаЕгл-обадпевн-лг прсбдаш. у.\ дожесгаешЕошконфлшл а к егороли в раосрьггшь харакп^роь героев романов "Макана" и "Шатур'% малошхзедогашиа в дагестанском дилературоцедешиг, и их анализ, впервые осуществленный в специальном плаие, определяют актуальЕЮсть гемы нашего днссер шцноипого псследозаших.

Целью диссертации нах-иггся описание основных особенностей характера и их классификация, а также- определение идеи ею-ко:>:пс> цегепоешон. ро.ИЕ кош^лнтега. в романах "Мзпана" ААбу-Бакара к "Шасур" Н.Гаезнсва. Необходимо определнгь эстетическое место и пгачниосгь ушх крушшх произвеле дерпигской :r tо- всей дагестанской лмгерагур с.

Цель диссертации обуслоьлнвает решение конкретных задач; изучение общегеоретнчеаагх работ к положений относительно таких основополагающих литературоведческих категории, как характер ¡г конфлюст; изучение специальной цаучпоп литературы по творчеству А.Аб\-Бакара к И-Гасанова и конкретно' по романам "Макана" ц "Шатур"', исследуемым в диссертационной раб »те; выявление комплекса ведущих тенденций к изображении характеров б рассматриваемых, романах; аналт различных tibios конфликтов; проведение сравшпслъЕЮ-таполопгаескрго анализа, сцелью ьыявлещгя авторского нопаторегва.

Поставленные задачи определили общую структуру рабиты. содержание и геоследокателыЕостЕ» глаь. В диссертации сочетается конкрешый ncropr¿co~ürrepaiyp!ibíií агилгп и ¡бранной прлбд'MSí с ее теоретическим рассмотрением. Б днееертлгцт принят прсблдшо-хронологический способ- изложения материала. Исгорико-5фоиолопЕчеекаяпостедоватс1Ь11остисо0л;ода£Тся;п^Е1рл^ела^кйждсл1 Е дапы. В рабоге иногда мы обращаемся кфольклорно-э тографичесыгм материалам ti пделм, но лиад, в той стенешс а какой они способствуют решению осногной проблемы.

Объектом исследования являются, а пер сую очередь, пнп» книг повестей "Шатур"', Тесть", "Орлиное племя","На холмах Леваши'\ "Последний абрек™ Н.Гзспног.а,. в совокупности составляюгкне роман "Шатур^ и роман '"Макана" ААбу-Бакара. К"р оме то г о. для уяснения творческих прншшпон т-гих писателен осчыелешл почт псе ич; nuu и и о-гдельные публнкащнЕ,. что по лаолило вишиь их меЕстатшст ее общеп'.орческие особенности.

Особое виюшзге было уделено тученим-шеп'ш шмг научной литера 1\ры, посвященной: anarti st псе к-.цс.чм\ ¡уочапон. т-'рчьхт*

А.Абу-Бг.каря и П.Гасапена вообще, а т;ж;;:с литературоведческих трудов, лосвяшепш.к, исследуемом нами проблеме характера I". конфликта » само«'.- ггстарпческоиу периоду как части истории Дагестана.

Теоретической »методологической основой исследования яш.шсь труды отечественных и, в частпостн^тагестансхих литературоведов гто темеднссерташ:о::ноПра5оты. Методологическая оснояадпссеркшнн определена принципами историзма н опенке фаглод, тенденции развития национальных литератур и результатов творческою з?пь^{одеПсте!Мсдр}Т1:ч'нродстч!1ап.!ндагеггамсч-ш.а1:л1гера1}ралп1. Мы старалисг. придгркпватьс« позиций недопустимости слепого следов а нк<: за- постоянно -меняющимися и иг.пязмвасчштп политическими и идеологическими процессами а тем самим отвергаем теидешшозиегть в оценке явлении литературы, утг.ерждаем единство теоретических и практических задач,* составляющих в целом литературный процесс.

Как основной метод вь'полкгшга рг.ботм иаш! тиран системный аиадш, позполлюшнй с наибольшей полнотой выявить проблему конфликта и характера, а так;;:е художественного своеобразия их поплошеиня г, наззатш.ч романах А.Абу-Бакяра и И.Гасанопа. Рассматривая проблемы соОданпя характеров и конфликтов, мы исследуем романы в общественно-историческом и литературном контексте эпохи.

//.у;»-W/7H носина иссте^гпнчч. Вперзые в дагестанском литературоведении оспешзетсяпроблема тгоц'Ьликта и характера на материале-кс ïticp ет К к х пр о из г еде? п !.

В диссертации в процессе исследования конфликта и характера в историко-революционных романах А.Абу-Бакарз и И.Гасанопа зы::злено следующее:

1. Б романе на исгорпко-реводкншонную тему существуют различные в иды художественного конфликта: традиционная форма конфликта, основаны:'.?, на последовательной борьбе характеров (роман "Манаиг" А.Абу-Бакара), и психологическая форма, основанная па ш5>трйипт,душез1П>г;с^адаших("Шатур" И.Гзсанова). Конечно х:е, ^ обоих произведениях наличествует эпохальный конфликт, ошог;ашгмй на пролгаоргчнях общественной жизни.

2. При сознании характеров п исследуемых романах'писателя испол:,jyioT следующие худо-естрснкие средства: мсиолог, диалог, гге.'Ьа"-:, " 1торск;:е хар^лсрнстпга;, ларл.ктернстггкп попествоватеяг: п esm г.74-re'nrcvïH:.i "ере; поступки и про гллешг-г актер»

определенных ситуациях.

3. Творческие поиски авторов исследуемых романов особенно ощутимы при создании художественного конфликта. Наблюдается стремление постичь философию жизни, смысл и значимость бытия отдельного человека и всего этноса, представителем которого является отдельный герой. Писатели стремятся проникнуть в сложный внутренний мир героев, художественно осмыслить многообразие противоречий. В результате обогащается, изменяется, усложняется природа конфликта и характер персонажа. В центр произведении ставится не только основное противоречие, но и синтез многих жизненных противоречий. А.Бочаров подобное явление в литературе называет "поликонфликтностыо"1. В конфликте произведения синтезируются различные противоречия.

4. Наше исследование показало, что творческие искания даргинских авторов в области художественного конфликта приводят к заметным эстетическим результатам: совершенствуется поэтика жанра романа, обогащается его внутренняя структура, создаются крупные характеры, усиливаются тенденции правдивого изображения жизни со всеми ее противоречиями, во всей ее полноте и сложности.

Практическая значимость диссертации в том, что полученные в процессе анализа материалы и выводы могут быть полезными при по;п отовке лекционного курса истории даргинской и дагестанской национальной литературы, спецкурсов, посвященных творчеству А.Абу-Бакара и И.Гаранова, в создании школьных и вузовских учебников по даргинской литературе, при проведении аналогичных исследований по тем же проблемам по другим национальным литературам Дагестана,Диссертация может быть использована также в качестве учебного пособия в высших учебных заведениях при изучении курса даргинской литературы XX века. Настоящий труд дзет также некую модель анализа конкретной проблемы.

Научная апробация работы. Полный текст диссертации обсуждался на объединенном заседании кафедры литератур народов Дагестана и Востока и кафедры литератур народов России и Кавказа.

Основные положения и выводы излагались в опубликованных работах.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕР/гСАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка

1. Бочаров А. Сквозь призму поликоифлшл ности // Дорогой правды, дорогой гуманизма. - М., 1978. - С. 321.

использованной научной литературы.

Во пвеленнн обосновывается актуальность, теоретическая н практическая значимость темы, характеризуется степень ее разработанности, определяется научная новизна, излагаются цели и задачи исследования.

Глава I — "Шатур" и "Манана": эстетические схождения и расхождения" — посвящена историко-теоретическому обосновашпо плодотворности осуществленного во второй и третьей главах филологического анализа конкретных произведении. Данная глава готовит читателя к восприятию последующих двух глав. В ней осуществлено систематическое рассмотрение сходств и различий романов "Шатур" И.Гасанова и "Манана" А.Абу-Бакара. Первая глава в данном исследовании выступает как объединяющая, цементирующая все диссертационное исследование. Для выявления эстетических сходств и различий данных произведений диссертанту понадобилось проследить историю развития дагестанской прозы и показать ее эстетические обретения, позволившие создать такие талантливые произведения, какими являются "Шатур" и "Манана". В этой главе реферируемой диссертации отмечается, что суровая правда жизни всегда была сутыо настоящего искусства. Анализируемые произведения отличаются особой правдивостью. Но правда — не отвлеченное понятие, она конкретна. Она.в судьбах и свершениях народа, она в противоречиях изменения и развития общества, в героизме, совершаемом с благородной целью, в повседневности тру довых будней, в народных праздниках,' победах и неудачах, т.е. правда в самой жизни, во всей ее многогранности, драматизме и величии.

Только литература — идейная, художественная, народная — воспитывает людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени. В условиях переоценки ценностей, ломки старых устоеь и строительства демократического общества с принципиально новыми отношениями, как между людьми, так и между личностью и обществом, неизмеримо возрастает роль искусства и литературы в воспитании человека, особенно в формировании его нравственных принципов, идейных убеждений, отношения к своей Родине и ее нелегкой истории. В наше время народ ждет от писателей не парадных миогоописаинй, а серьезных и высокохудожественных произведении, где реально должны быть изображены суровая правда истории, жизненные проблемы, стоящие перед человеком, недостатки и достоинства, удачи и неудачи, прнтонты и требования.

Серьезность и аысокохудожествешюсть романов "Манаиа" А.Абу-Бакара, "Шатур" И.Гасанова, реальность н правдивость изображаемых в них событии, с первую очередь, обусловило выбор г. качестве объекта анализа именно этих двух эпических полотен даргинских авторов. Но автор диссертация придерживается точки зрения, что критика и самокритика должны стать естественным принципом жизнедеятельности нашего общества. Даргинской, да и дагестанской литературно-худокественнои критике необходимо ,, стряхнуть с себя благодушие и чннопочиташ^гцшктуя, что критика — дело общественное, а не сфера обслуживания авторских самолюбии и амбиции. Здоровая, доброжелательная критика с указанием недостатков полезнее любому писателю, чем сплошные хвалебные гимны в его адрес. Возьмем А.Абу-Бакара. Нет каких-либо сомнении, что А.Абу-Бакар был писателем от бога. Читатели восхищались его книгами —это было справедливо. Роман "Манана" — одно m самых последних творении писателя, над ним работала рука умудренного опытом прозаика, и в итоге — прекрасное "ожерелье" нз исторических фактов и художественного вымысла.

Правдивое отражение исторических событии в романах А.Абу-Бакара н И.Гасанова — это своеобразное зеркальное отражение и недостатков общества, которые было трудно}видеть и осознать из-за идеологической пелены на читательских и исследовательских глазах.

Что же касается творчества И.Гасановз в оценке литературной общественности, то здесь совсем другая картона — общедагестанская критика еще не дала своей оценки этому оригинальному писателю, а даргинская критика имеет всего несколько публикации — хвалебные отклики .'ipyueii на выход в свет очередной книги писателя-друга, ¡.е. еще не определено место писателя в дагестанской литературе вообще.

В диссертации особо отмечается, что состояние дагестанской, я частности, даргинской, критики пока далеко не отвечает в полной мере требованиям, которые определяются возрастающей художественной культу ры в нравственном воспитании человека.

Наибольший интерес в плане наличия литературоведческих и лететичгскнх суждении представляют статьи А.М.Вапцова, его книги "Восхождение к единству'^!991), "К вершинам" (¡993), где дана объективная оценки творчеству И.Гасанова и А.Абу-Бакара.

Проблема традиционно» и "иовоП" нравственности ta тропу; а А.Абу-Бакаро.м со многих произведениях, не обошел он '»тот вопрос и г. романе "Манаиа". Такие проблемы волнутог и (¡.Гаслггока. Указашите эстетические схождения двух nuca гелей осм.«сня:о1. поче-.n

нмешю дяи JT>( романа выбраны для анализа. В реферируемой диссертации особо отмечается, пго различит между произведениями обуглезлаял глубиной и широтой таланта, огп.мом аптороп.

В диссертации отмечена типологическая близость произведений даргсчюхих авторов с романом аварского писателя "Герои в шу бах", создававшегося еще в 20-30-е гг. Тогда любое произведение имело исключительно революционный пафос, было пронизано революционными идеями, оггпгкпм о будущем был на первом плане. И в отличие от И.Гасанова, показиашего трагедию горца-резолгоцнонера, у Р.Дипч2Гомпега изображен героГ^счаст.-швын споен прнмадлешшетъю к борюшемуса за позую жизнь классу.

Романы А.Абу-Бакара и И.Гасанова с исторической доетощжоегью показывают, что судьбы некоторых героеа срослись с судьбами народа презолюшш, то.лько огдсп.иыелтгчности разошлись как с народ ом, т<"К л с революцией. В этом основа их трагедии. Оба ттиезтглл пс снимают ответственности с самих персонажей и nqiir.ai над va:4:и художественный сух Особенно беспощаден суд И.Гасанова

— его Шатур к концу ремана наказан жестоко. Несчастен он как градации, как человек, как семьянин, как отец. Не известно, как бы сложилась судьба к преклошилм годам героев А.Абу-Бакара, так как т> "Май л не" сюжет романа завершается тогда, когда должны были развернуться основные события XX века.

Ни в одном романе герои не находят гармонии в личном к общественном. Гармони" в личном и общественном обнаруживается у молодых по позрлету герсеп, припав г я их на cqjy все революционное и отдавших ссбч р£ЕОл:сцинбез остатка. Счастливы сознательно цдутгше на смсртъ русстз; г революционеры, счастлив молодой Шатур, когда он осознал яелктнг резолющюипых идей н был готов за это погибну п..

Героям "Манагм"г.£представлена возможность оглянуться назад

— sce osni такие молодые! Но а "Манаме" много исторических лллнссте:"?: У.БуГшаксхнй, Н. Гсщшсхипидр. В дейстаггелыгостн и их ззшп» была крайне трагачнэн.

Судьбы героев А.Абу-Езхзра и И.Гасанова переросли рамки частит-г-; случаев п стали воплощашем большой идеи, трагическими символами резолюции. Близки эти романы друг с ."футом и общим пафосом. Ведь перед авторами стояли почти одни и те же задачи: прошЕсспт суднад "прс-гдгпълм прошлым", показать на судьбах своих героев произрастание сг.л, способных противостоять всему гипясл^лечестссму, кахтгалясптчаскаму, ацтиреволюштниому и г.сем тем, кто сгогт из irугч ¡: ""с.—лмому коммунистическому бу.глиему".

Реальные события истории XX века приобретают и романах сшито рода живую силу, состаг.;шст основ}' доижущегося сюжета. И э-шч блшкп романы. Как в "Манзне",таки в "Шатуре" сюжегдагтся ¡1 неразрывном единстве с историей народа и представляет собой этап движения общества, роста и иг е.глекту а ль и о г о потенциала героеп.

На примере судьбы Шатура .можно утверждать, что социальные к а га.'слнзмы, семеш пае неудачи сожгли ум и чувства сильного человека, ослабили волю, оставили в душе обшгу и сопрос:"Так ли я жил?"

В романах поэтизирована героика революционной борьбы. Все образы, о свешенные светом истории, приобретают большую пленную емкость. Нравственные потрясения героев приобретают б них дсисп.енную силу, этапы в становлении героев. Так, например, после первого нравственного потрясения (конфликт в семье) Шатур — в стане абреков, после второго (разочарование в идеологии абреков) он —в России, где приобщается к революционном борьбе.

В реферируемой диссертации на примерах показано, как в обоих романах осуществлено художественное осмысление дооктябрьской жизни горца, постижение его миропонимания А.Абу-Бакаром и И.Гасановым на высоком идейно-художественном уровне. Оли показали, как революция ворвалась в Дагеспш, на Кавказ, в семью и су ~бу почти каждого горца, разделила горцев на д:;а непримиримых лагеря. Революция вырвала Шатура из узких рамок своего аула и бросила в кипящий водоворот событий. В сложный момент своей хлпнн и всей истории, когда решалась судьба Дагестана и всей России, герои и? гу щи народа, одаренный от природы и сметкой, и удалью, и золей, колеблется, переходит из лагеря в лагерь. Образ героя передает характер горца, а роман, верный исторической правде, реалистически отображает эпоху.

По широте охвата пространственно-времешалх пластов, глубине мысли, масштабам понимания человека произведение И.Гасанова вслед за А.М.Вагидоиьш можно назвать романом-эпопеей. Признаки романа-эпопеи — "это, прежде всего, не внешние, а внутренние масштабы понимания человека и создания типического индивидуального образа".'

В диссертации раскрыта жанровая специфика произведения И.Гасанова как романа-эпопеи.

Роман "Манана" ознаменовал новый этап романного рассмотрения исторической темы в дагестанской литературе. В своп." жапрово-тематическнх поисках он опирался на достижения советской

I. Чичерин А.В. Во'лшкиовенпепо'лана-эпопен. М..1958- —

С.370.

многонациональной литературы, в которой выработана художественная концепция движения жизни в переломную эпох}.

В романах "Манаиа" и "Шатур" единство идеи, конфликт п характеров проявилось как органическая необходимое!!.. Лпмры показали, что глубоки!!, эпохальный и всеохватывающий конфликт, обусловленный правдивым отражением действительности, всегда един с художеств с; гнмм характером, воплощающим в себе типические черт и определенного общественного слоя, отражающим конкрезпо-нсторическне особенности народной жизни. Историзм, обьектнвиость. реализм были и стали основополагающими принципами их художественного творчества.

В рассматриваемых романах любовные линии сюжета увлекают, интригуют чнтгтел::, облегчают чтение. Но не это главное. Главное г. том, как это согласуется с общими задачами, с концепциями романов.

В романах "Манзнз" и "Шатур" немало и таких моментов, признаков, которыми они принципиально отличаются друг от друга. Самос заметное то, что И.Гасанов, его манера письма отличается глубоким психологизмом, а у А.Абу-Бакарз эта особенность не на первом месте, как у И.Гасзиова.

И.Гасанов сделал серьезную попытку заглянуть во внутренний мир человека. Образом Шатура И.Гасанов освещает даргинский национальный характер, в котором есть и дерзкая удаль, и незамутненная сердечная отзывчивость мусульманина, человеческое понимание всего окружающего мира и верность долгу, которые, начиная с фольклора н духовной поэзии, вошли в даргинскую литературу. В Шатуре читатель нашел много прекрасного, нравственного и человечного, категории, которые никогда не обесцениваются и всегда созреметгы.

Есть одна особенность творчества И.Гасанова, реализованная и'.г в романе "Шатур", — это его особое ишманиек духовному содержанию жизни своих героев. В романе отдана дань миру горского аула, тем нравственным ценностям, которые прочно сложились в народной этике и в-г-ли в осиопу характера Шатура. То особенное, индивидуальное, что отннчает образ талантливого произведения, не стйрасгся, не пропз -.-.«т.

Г) ■ «лшм этапом роста и развития молодой даргинской литературы, псюрнчсского романа.в частности, сгал тот аспект -вор'.ества А.Абу-Бакмра и И.Гасанова, который направлен на ■ 1 .„". "»ленне !!рш1П1!Пон создания образа реального человека с недостатками н достоинствами. В обоих романах идеальные герои -

самые положительные люди своего времени, у которых критерием положительности выступают высокие нравственные качества не зависимо от их происхождения.

В диссертации говорится н о синкретическом характере подхода обоих авторов к изображению человека и окружающей его дейстгтельности. В раскрытии характеров персонажей наблюдается синтез романтического и реалистического начал. При подборе изобразительно-выразительных средств оба автора одинаково интенсивно обращаются к родному фольклору. В обоих романах любовь, как в дарпшеких народных сказках, кдахноиляет герое;, на героические дела, она придает мм силу. Романы похожи и идейным шаблоном, подчиненностью господствующей тогда официальной оценке исторических событии и личностей.

"Манана" и "Шатур"— панорамные романы с ориентацией на изображение широкого круга событии. Пааорамиость романов имеет свои формы проянлешм, но иногда поле зрения писателя относительно сужается, и направления плсагельсклх поисков сосредотачиваются на локальных проблем ах, как в первой части романа "Манана" и б первых книгах романа "Шатур". Авторский взгляд просвечивает важнейшие асиекгьг жизни, а именно: значение революции в жизни горцев и ро.ть каждого челозека в ней. Писатели обращаются!; кардинальным идея:? и конфликтам описываемого им времени, ввод$!Г в орбиту повестованда героев, предгтгвляштщтх социальный и па геологический облик нации. События эпохи органически сое;ише!Ш с топким художественным проникновением в суть коикректных фактов и япленнн, ут.туолеппем в мир воззрений главных героев.

С позиций сегодняншего понимания процесса литераторы мир характеров в обоих романах идеологически задан, он определенно бедги в сравнении с классическими примерами. Н это-несмотря на то чгс-оба романа внесли в национальную литературу много нова юрского, художсстье:;ного, стили новой ступенью развития молодой лптсратуры.

Правдивое отражение действительности в литературе советская критика обязательно связывала с понятием "социалистический реализм"* и считала всякие успехи в литературе именно заслугой метода соцреализма. Этот метод загнал творческий процесс в жесткие тиски канонов. Уставное определение соцреализма заключало директивные, приказные формулировки вроде "гребудог о г художника', "доджей сочетать" и др. И литературная критика тех лет в анализе и оценке художественных произведений исходила из ложно истолковываемой верности "руководящей идее". Метод сонналнстчсскшч» реализма

ч

оставил свои глуб ак: ;П след па тале дагестанской советской литературы. В нсторнш|>ормиромпня художественного метода молодаа литератора дагестанские народов, как и литература других регионов страны, прошла те же этапы борьбы та новые принципы изображения человека и действительное! I. И зго достаточно прозрачно оСчпружпиае! ся при анализе творчеесва А.Абу-Бакара и И.Гасанона. п частности их романов "Манат1 ' и "Шатур".

Таким образ< м, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что романы "Манана и "Шатур" — самостоятельные, Оригинальные произведения, исписанные на высоком художественном уровне, имеющие цель а; р тд как сходных, так и отличительных признаков, а также общие недостатки, типичные для авторов советского времени.

Гл_ав_а_И.■- "Герои и проблема нравственно выбора" посвяшеиа анализ} романа И.Гасаноза "Шатур" и рассмотрению характера центрального образа с точки зрения его зависимости от разных видов противоречий, от конфликтов. Тенденции развития отечественной многонациональной литературы последних тридцати и более лет нашли свое яркое выражение и в даргинской литературе, в частности, в творчестве таких писателей, как А.Абу-Бакар, Х.Алиев, Магомед-Расул, Н.Гасанов, создавших в своих повестях и романах яркие национальные характеры.

Появление яркого, оригинального, запоминающегося характера всецело связывают с наличием принципиальных противоречии между конкретным персонажем и обстоятельствами, т.е. характер обусловлен конфликтом литературного произведения. Важнейшие свойства литературного характера — движение, изменение, развитие. Как к в любом произведении, в романе И.Гасанова "Шатур" условием, мотивирующим становление характера, силой, побуждающей его к постоянному развн гито, выступают обстоятельства.

Доминанта сюжета романа "Шатур" — создание идеального, высоконравственного характера человека, поступки которого обусловлены целью служения человечеству, жизнь которого основана на кристально чистом отношении к другим и предельной честности перед самим собой.

Цель романа — изображение к художественное осмысление . событии, так или иначе связанных с историей даргинцев. Писатель стремится внушить читателю, что основным источником нравственной силы человека является чувство преданности Родине, верности ей.

Особую значимость роману "Шатур" и образу его главного героя придает национяльное'своеобразпе, ревниво оберегаемое автором,

следование обозначаемой в специальной литературе "восточной традиции в создании характеров", основной ссобехшоетыа которой является высокая чу всхвигедыщсть души ко всему происходящему. Бет у чета этой специфики мусульманеко-горскогс характера многое в творчестве И.Гасанова осталось бы непонятный.

Роман "Шатур" представляет собой аптгепрадлцийдарпшекого фольклора, богатых традиций восточной художественной прозы и русского классическою романа. Творческую манеру И.Гасанова отличает стремление глу боко проткнуть во внутренний мир Шатура, изобразить самые заповедные и интимные угодпи дутпл его. На всем протяжении работы И.Гасанова надромаиом '"Шатур" его увлекала и стимулировала сложнейшая психологическая задача — изображение ышш Шатура ь ее глубинном, внутреннем динамическом течении, когда перед читателями раскрывается многоцветная гамма мыслен, чувств и настроений героа. И.Гасанов в этом романе сумел через пепчолопно главного героя художественно раскрыть социальные конфликты, отражающие общественную д е; iti а 11 те.;i с. сть нее стлшеншие противоречия, обуславлештыеконфлзпсшон эпохой. Сами ;;;е конфликты, повлеките за собой общественно-исторические катаклизмы, хараклеригутотсн эпохальностью, и в романе все они автором даны через восприятие Шатура.

Художественнее отображеште противоречил времешт оргшптчеекп связано с характером героя. Но противоречия мсгут 5;,пт. i: еггутреппне, .чу шешше, чисто суоьегпивные, иехолдщле: от с£ сообразного характера Koitb'penioi о человека. И чем правдивее, глуб;кезш противоречия, тем полноправнее получается художественный характер. Главные компоненты человеческого бытия: личность, история, борьба, сама нравственность остаются во все времена, актуальными.

В романе И.Гасанова столкновение характеров выдвинуто на первый план. Он пытается показать развитие характера, становление личности в кл.пгексте ucropiui.

Впервые в даргинской литературе появился герой понепш? глубоко думающий, размышляющий. Онв понскеистшплидо нее хочет дойти своей головой. Шатур — своеобразна;; человек, у которого мысль, раздумья, фтиософствопанне предшествуют всяким денег вням и сопровождают их.. Шатур мыслит на уровне самого передового человека своего времени. И это его умение логически обусловил т дубину конфликта с самим собой, с окружаюПшмп, с эпохой: Такие .люди не могут находиться в стороне ог характерных ала ",похи конфликтов, наоборот, они даже становятся причиной и источником таких

коп ;vnncTou. Конфликты, обстоятельства, пропиорелля с окружающим миром форм1гр',1от характер героя. Шатур — образованный для споего премеин человек, философ и поэт, перекипающий и в мыслях "перемалывающий" все, что видел, чему был свидетелем и участником, становится жертвой собственных жизненных концепций, идущих прззрет с устзнотягг.авг.тсг.

Для XX века х.трпктертг абречестзо, бандитизм, революции, :»:отггррел о лю 11? тн, ^октнл. Все по перезаьл и испытал из споен судьбе Шатур — мудрей п философ, абрек и революционер. С каким этапом истории XX гека мог жять в согласии честны" чзлопск? Честное и еердце Шатура iasnie пе иаходзгг ни покоя, im надежды, ни ^¿7 ззеческого счастья. Шатур п; тэт конфликта специагано; он хочет ':пт» с;"людьми, т::<;ггсл к ши.!, побсюл>' - - лохь и корпеть. Огсэт.т» -гггет*;vi3ps"jLä, огс<»дз — характер героч, отсюдч — весь Шатур.

Шг.гур — пройЗпгнянЧ невероятную духовную силу.

сс?ергаи;!ПнЛ ':2л~~£пес;агй подлгг, rcepe!ieci:TT'ü общц-г от сятмп.р. у!!'л-;гм5м от имущих, по сохргтаяшп и после этого дсброс сердце, .таосзь к лини, прекрасную память и человеческое достоинство..

Не гаг.ттдг.птач зо внутренний мир, понять характер, обра» Шатзря .-гезозмолато. £} протезном случае можно оторзать характер от гсоно.няста. Как известно, целостность, завершенность образа з художественном произведении относительная, г ис абсолютя?, иоо дотссствегпгын образ :ге терпят замкнутости. П.птсгзу оораз :1Д.?л;;.-я15:.1тт»огт:!слп нетолько на ocnos.iirnt rwe:;n rci о его г.!г;ед лз :i un основе его Зпутрегсгей ?3Rjki.

r;T-;.-:\iy п поднокяззному гпображегапо характера копяогяпк, ежке г, ре^езпеи пор гретные х::р дк 1ерис.г.н;и [Ц.мура г. тг-1-iie г.удокестаегшьте приемы, как зоеппои«едспие о.".:г;:;:о:г;н. агсру",-;по1дей главного героя, д;:.;.:.'опг, п з особенности удпмггелм/о лаконичные, мудрые и национально обусловленные моиодогн геро'-.

Изображение внутреннего мира людей мо::;е: иметь и симсстятельпее значение, поскольку искусство интересуется ссеми сторонами 5:.:тп1 че.Т^ека — и общественной, и личной, и кгцходслщеской. На примере психолОЛ!" только од}юго чедопска — Шапра »nwwo у гаержлать, что психология С1;'«С.1Ь!»»го человека предопределена исторически обусловлена социально. В ней страженм общественные оniomem« конкретной исторической эпохи - - XX река. Поэтому через иснхулоппо Шатура можно судить о времени, о обнпт. в которых он принимал участие, о людях, о поступках и

депо ¡¡ш'\, которые он совершал пол воздействием окружающей действительности. Если герои произведения чувствует необходимость коренных изменений в обществе н ратует за эти изменения, провоцирует, поддерживает и ускоряет их, то конфликтность а произведении неизбежна, а характер и конфликт денет куют как единое целое, как движущие силы сюжета прензйеденн." аообще.

Своеобразная художественная форма романа "Шатур" в том, что сюжетная линия его основана ни переживаниях, воспоминаниях i -тайного героя. Такой художественный прием создает сложности ь с.иеш е произведения. При анализе ¡лиан о-ниоудь характера можно наблюдать две противоположные точки зрений: если одна из них авторская, то б динамике характера наличествует внутренняя '¡сч:::: зрения герой. В результате сущность характера раскрывается не только путем борьбы характеров, но п через противоречивость самих xapsKTqsoB.

В сложном и загадочном образе Шатура обнаруживаются разные ' конфликты, решаемые и романе на высоком художественном к нравегаепно-этическом уровнях. Значит;в одном и том же характере имеется цепь нескольких конфликтов, которые состапляют и обусловливают романное действие.

Отец Шатура не понимает сына. Изображая вечную проблему — конфликт отцов и дет eis, автор строит его ступенчато: Шатур и семья, Шатур н абреки, Шазур н Дикая дииишя, Шатур и революционеры, Шатур н Чармаи Арлсьич. Конфликт семеиш.ш обусловливает возникновение ряди других, более масштабных конфликтов.

Б романе наличествует целый ряд конфликтов, 2! в зплцентре стоит Шатур. Он — первоисточник, первопричина, сгашневое заено иссх конфликтов. Он вступает с окружающим его миром в принципиальные противоречия, порою непримирим.

Конфликтность с действительностью характерна не только Шатуру, Многих своих персонажей И.Гасанов подвергает серьезным испш аншм, воьлекаег в серию неизбежных в тех условиях конф.шостог.. Автор как бы привязывает их к главному герою Шатуру. И таким образом г. романе образовывается крепко связанная друг с другом довольно длинна» и художественно интригующая цепь конфшветоп, т.е. поликонфликтаость.

П.Гасгшов одним нз первых среди дагестанских авторов подошел к последовательному психологическому анализу характера героя. Он умело продолжил прием вплетения внутренней речи в эпическое повест1к>ващ;е, прием, заимствованный из классической литературы.

В цедгх пшхолеппсского раскрытия харястера персонаже» писатель пользуется приемом поток;» сознания, внутренними монологами, авторскими характеристиками. Полни драматизма и трагичности внутренние монологи П.'.гпрз в момент работ сознания. которые сопргр.о?;дзютс5Г лр.торскнчи кочмептарнями. Так реализуется творческое стремление писателя полнее показать сложность и эяп}тгт10ст?.духог.иогом!грз геро*, расска эап. »»контрастах, отсшш н спет лих глубинах человеческой дутпп.

В центре внимания автора постоянно находятся моменты гнугрегли1хттр.:г1п1п!тгдальи!.1хгсичодоп1ческ!гхппсггессоз,вн\третгего перелома, зарогхдепня новых жизненных предегавлеиий героя. Переломы — процесс!I очеггь сложные. И творческая удача автора в то'?, что он сууел сбье:-гп:гпо, у.дотссгегтю прзздпго покатп» эш Перглочы п перехгдм п новоесосгоэтиге. Характер Шатура имеет чрг« г.ь:р2глп!ггп'>з1!п^!:лесгдгр-уа!п!г.|1онорсг.'ппог.а»1од»1алект51'кс;-'«: па протяженна г::его романа си находится з состоянии динамики, постоянного р.з кгктпя. качественного изменения.

Психологические коллизии з романе вызваны прежде неприемлемыми длч Шатура взглядами, убеждениями. Сознание. ."Шг.евнмП склад и гкнуллетше поступки -- зге дд:: непримиримые силы. протппопсстаг.дешпг хрторых зиждется весь драматизм состояние героя.

Психологические функции успешно выполняют з романе и пейзажные списпиил. Писатель использует картины природы, соотзегсгсугошне психологическому госгеяпшо персонажей. Пейзаж я произведении не ."¡уступает как простое описание природы, л используется .художником для } .'¡сличения эффекта восприятия та пф л; игл 'ее: и ситу? шп I.

В П^редэте гйгН5о:к>1¡пеского состояния героя «зжнуюродь кгрн«л и диалог между персонажами. Обычно диалог и. реплики сопровождаются авторскими комментариями. отступлениями, одлгкпчп. В критические моменты диалоги ичгки, напряжен;;;.:. ».о подтекст их С'огзт. В .червой главе повести."Шатур" киши Ш:нур с помощью своею мудрою учителя Алмлс-Гасанл познает. что и п природе нет- справедливости. Особенно значительными в содержа тельном "линчпенпи тадтюгея диалоги Шатура с бьишшм рабочим, а »апгсдруто'л-рсяолюцноифом Михаилом.

Лля увеличен!!? степени досюпертктн художественного зротпедення I!.Гасап-частлиг.!! использле! прием м-траиа и зро! инопос! аьлетшг!. Пнсаи-.м. ср^шш^ле; семьи и жили»

представителей двух классов — имущих и неимущих. При противопоставления удачно использован для показа столкновен Шатура и семьи Жяргак, которое можно оценить как сто.чхиовс! добра л зла, порядочности и коварства, мудрости и глу пости. И швь. несстествешюго в том, что благородный, добрый и отзывчивый Шат находится с такими непорядочными и подшми .-иодьми в сосгоян конфликта. И в этой обстановке проявляется истинный хяракт Шагура — ндеалмшш характер человека с высокими достоинствам Но такое про пшопостизлатс не всегда работает на художесгвешшс В нем много искусственности, трафарета, прямо.ишепност; раскрытии противоборства богатых и бедных, реализующих в свс действиях полярные общественные принципы. Так противопоставления к своих основных направлениях несоо mcrciuy реальной человеческой практике. Не мсгу-j люди быть полноет отрицательными, лишенными сочувствия, внимания к слабь пемоп;ш>!м il неимущим.

Контрастна фигура Шатура в сравнении со всеми, кто < окру жает. В романе основной контраст — между Шатуром и со все остальными персонажами. Ои от начала до конца находите: своеобразном оджючестве— сюжетном и нравственном. H «кто, кос него, не пережил так? я душепчых драга ï: травм. Одинок Шатут. i борьбе со своими врагами. Он никем как следу ет не ион« и не прнн

Коигрлсшость художественного конфликта романа шире, органически вошедшие в его текст споры и рассуждения о рази проявлениях добра и зла. Неотъемлемой частью произведешь ста утопическая мечта Шатура об обществе, построенном на совеете, нрдвств-лгаой основе. Если нзьнтъ из ромаьа эху н:;д.е;г.ду героя честность, сг,раведдн»оеп=, на благоден'.тшг для проепп ягедей. лпшасгс« основного смысла, г- перку к? очередь, нравствеш ф'.писефского накал.т коифл.и.ти с окружающими, э7!!4icr.:wi жни;, действий к размышлений. Шя гур бескорыстен, i: его jtMjueiaioc кр<. nociу тируется на протяжении ¡-сего романс.

Но хат. по идеалы¿ым ренепгам, пргдьяЕЛземама LLiarypo?. себе, оказывь тел, нельзя. Htauôezxil f-ыл крах утопической меч Шатура, грубая действительность ничл о те оставляет ох его гре: надежд. Б зтем тоже иы шхохнч котрястиос прохалсша некогор сторон романа. Бсло~ — то, о чем мечтал и на что нздеялеч. ч: посвятил свою ягаш Шатур, а черное —то, что он видлтв объел не:: реальности. Кон<}»лнкт дутый и реально!», действительности, лично; и обществу, не сливаясь, не согласу ясь, ра'н-.п- ается is rpi.nuîoôepc

утопической мечты о великом всеобщем счастье и реальной жи чиг.

Между утопическим благополучием и ощутимыми уларами "лпнениого зла — жестокостью, бездушием, неверием в человека — отыскивает Шатур деис тленную силу и меру добра, реализует себя борьбе с нравственными антиподами. Жизнь, достойная самых высоконравственных людей, прожита им. Это и есть подвиг и нравственная победа. Других побед он себе и не желал.

В романе И.Гасаноп огромную роль отводит "диалектике души": от испытаний у пего не свободен никто, никто не >шг-ет спокойной ■«шныо.хотллшпъ у'определенного круга героев испытания становятся

постоянным свойством личности.

В романе "Шатур" заметное место занимает находящийся в постоянном развитии и изменении конфликт между характером и обстоятельствами при определенных, социальных условиях. В литературе -»тот тип конфликта назван конфликтом эпохи. Это динамичный конфликт, в нем происходит принципиальное столкновение главных героев романа с конкретными жизненными обстоятельствами, с грубой действительностью.

Трудно утверждать, что. участвуя 5 великих событиях, сражениях, в изчене:общественногостроя, Шатур становится прекрасным, что псступки его значительны. И Гзсанов показал своего героя больпге изнутри, чем извне. Анализ позволяет ощутить неповторимый и тончайший духовный мир Шатура, сына гор, нстратипшего свои духовные и физические возможности на блага народа. Поместив героя в сложные, специфические гременные и прсстранстяешгые рамки, автору удалось показатт. мир личности во всей своей драматичности и серьезности. .

Тяжелые социальные катаклизмы, происходившие на Кавказе и России, сыграли определяющую роль в эпохальном конфликте. Эпохальный конфликт — это глобальный конфликт, куда вовлечены •-'Hon'Sнзролм, государства. И в этом конфликте решаются проблемы :опналы;ь;е. территориальные. А ценз ILM — дес:гпсн и сотни тысяч •-.едог-еческих жизней. И Гасаиов пытается показать майнтгбыосп. этих ;обыгий через восприятие своих nq>cona>Keft. Шатур участвует в первой тировоп войне, з гражданской воине, в революционных событиях. Все >тн события вызваны эпохальным конфликтом. В романе эпохальный сонфликт является как бы вспомогательным конфликтом, помогающим 5олее ярко раскрыть главный конфликт — дулпевный, или же драму тут Iii I-

И вЧоние "Истории Jlapi инин", как на та л Вагилов А.М. роман

И.Гасанива, автор приходит к выводу, uro tu кой лю.чалькьш jKcnepnMesrr, как 0;ия5рьская революция, иг удался. А это ~>■ большая трагедия для тех, кто искрение верил врсЕожсцию. свячьша л с ней своп сокровенные мечты, отдал или посвятил жизнь борьбе за реьо.-иопичпныг клен. И.Гасаиовубьшог.а/гно покалив us революцию и не воины, иерехалыгакшше людей. Он писал портрет д;. ¡¡¡а у?,шаги, смелого и благородного человека, помимо своей воли оказавшегося в самых горячих точках России XX века. Не успехи волна нужны были писателю, а душа Шатура, его внутренний мир. Роман "Шатур" — это ялачдутни "старэй гвардии".

Случилась ipaicusis: со временем sce то, во что падение верил Шатур и другие npi к.ержинш I '.леи социализма, прпшло в протззсреч;;е с жизненными реалиями. Писатель приходит к выводу, что идеи Октябре, ндсп всеобщего равенства 1!<е.ос}тдесг£пмы, ибо природа создала лк>дей не одинаковыми ни физически, ни духовно, un интеллектуально. А Октябрьская революция поставила задачу нивелировать людей, лишая их естества, генетического кода. А это противоречит законам природы.

Жил и, по-своему отомстила старому абрскуЛ |дея,рзди которой он жертвовал своей жизнью, оказалась несьстоят£.тьноПг Не стала и сошетгазюго сына,. В конечном «готе Шатура я^ало жесточайшее ра ючзрование. Он оказался не у дел. Вокруг обман, ложь, ямиэдериг, предательство. По своей природе добрый и порядочный, умный и цслеугзремлеши.ш, ойразовашецн и шпеллигентний человек, кепе'шо же, заслуживал друтей участи, другой судьбы—человеческого счастье. Но 01! от ззгши 1Шчего не получил, хотя ди лучшей ЖЮИ1 ДГ12 CCÖX и хк других он отдал к сего себя без остатка. Да, жесток XXbckk\%öu.üi и способным гладям. Шатур был достойным человеком к заслужат покой а уважение на ci арости лет. А на деле гее вышло наоборот. Не ¡.пол;; _ естесп-енныи вопрос читателя: "что же такое человеческое счастье?". И.Гасанов всеми пятью книгами своего романе отделает: "Труд, семья, любовь, здоровье, иезаштшншая честь".

î к'сдеду >; разнообразные конфликты, спгуацнп, характеры, писал ель yrayéiLTCs в коренныг нрав ствацп>:е гфинцнгы совр^са-шоскт. Сохранив истсрнческую конкретность, ему удаегск проверить истинность ii действенность общих законов нравственного бытия человека.

В процессе аналитической работы над способами созданий характеров и коиф:пгхта в романе "Шатур", диссертант отмечает, что трагическая судьба Шатура напоминает судьбу "лишнего человека"

русской классической литерагурьг. Шатур не лишен некоторых атрибутов "лишних людей". Прямой, честный, образованный, он занимает npoipeccsnwue ддч своего премши позиции в обшестг.енио-пилитических вопросах. В Шатуре больше oi идеального. Причины трагедии героя .художник птет п основном а окружающей среде, котср:,..'1 обуславливает конфликт ei о души.

Конфликтных ситуаций в романе много: конфликт между .характерами, конфликт между характерами и обстоятельствами и борьба янугри одною характера. Для И.Гасаиояа борьба г.нутрп одного характера пли конфликт души является самым главным в раскрытии .характера героя. А остальные виды конфликта выступают во пепомогательной роли.

Обострение внутренней борьбы а духовном мире его персонажей, борьба противоречивых чувств, обурезаюших душу главного героя, диалектика мышления, разнообразные психологические состояние делают образ заглавного терпя и протвденпя п пелом левым явлением я дагестанской литературе

В Г Л А В Е II! "Характеры на фоке конфликтов" р :з сскрыв а егся образ Манаиы из одноименного романа' А.Аоу-Бакара. Эю один из самых оригинальных и колорипнлх женских образок в дагестанской лттгратуре. На фоне десятка исторически обусловленных образов oöpa j Манаим предстазляется наиболее песгным oopäioM. характером, обусловленным не идеологическими у et а! юбками., л самой жизнь'о.

дочь Груши и Дагестана, дочь гор, ее характер — от осычаоз, обрядоп и пеииостеп ! р> шнекого. так и дагестанского пародов. Сна корнями врогла в родную зем'по, слилась со CBi>uu народом, воплош ia заме hü,ie p.ncj;;«UC ;т.у inn?;*' н лучший

¡¡нутренш::; мнр дагестанки. Она род;гглсь грузшгксД, воспитывалась а дагестанской семье — дот откуда своеобразие, ор1!гпг*.'л-тьпогп> ее характера.

Характер Мзнкиы, вовлеченной в события суровых лет нлчл.т» XX пека, показан писателем всесторонне. В романе, где почти зее обра:ы пропитаны идеямипполитикой. М.зпапа остается верпа своей прПрг,,л:оГ:сугн. Она мереволтоционерка и не контрреволюционерка. Она честная, порядочная девушка, которая всей душой влюби ьи и Ьсрна )io;i побей до коипл. Она по иыблеппач легендарно! о Багл.г.ря, но при -.п.'! о »нотиса реан> лоппонеркоп, i.e. tu. горико-рёао-я.мшонпие собчгнч. KoinpH; тчряе.ш и преобратвалн жннп. ;е только К;;яка и. »?«» и nur России, не ока u.i!>:»:<4 i\nicrnietim*t >> з И1Я!!1:<г на Манаму. Ко ¡орт их г > i.u lancro-rpv мтсьл i<>

действительность писатель дает через характер Мананы, свободный от всего наносного, революционного, временного. Изображая дагестанско-грузинскую действительность, А.Абу-Бакар старается быть преде;и.но обьсктнвным, честным, подчеркнуто уважительным к нравам, обычаям и жизненным устоям грузинского общества. Здесь с большим почтением описаны прекрасные национальные традиции как грузин, так и дагестанцев: взаимопомощь, обостренное чувство родства, уважение к старшим, забота о младших и слабых. Наряду с прекрасным» обычаями и нравами писатель рисует и ,негативные стороны жизни, порождеш!ые патриархальными традициями и другими факторами. Все это повлияло на формирование характера Мананы.

Для понимания характера Мананы важно проследить ее действия, поступки, выявить их психологические мотивы. Тогда с особенной силой проявится непредсказуемость, порою двойственность ее характера.

j Окружающие знают Маиаиу еще с детских лет как девочку добру ю, независтливую, у важительную, тактичную. Она всей своей честной и чистой душой предана родителям, подругам. Макана постоянно стремится делать добро и радовать своих близких, но ни за что не будет изменять своим принципам. Доброта — одна из главных черт характера Мананы. Душевная доброта и благородство Мананы гармонично сочетаются с внешней красотой, что с возрастом дела;е т ее еще более обаятельной и привлекательной девушкой. Ее красота замечена всеми: и жеиихами, и их родителями, и соседями, и завистниками. Казалось бы, красота должна принести ей много счастья, но е жизни получается все наоборот. Все ее несчастья — от ее красоты и порядочности. Она несчастна от того, что родилась лучше и красивей тех, кто ее окружает. Именно красота принесет ей и ее семье много страдании, окружающим много беспокойства. Манана показана в романе как человек тяжелоГ^трагической судьбы. Через ее жпиенный путь, через ее судьбу показаны взаимоотношения народов Грузии г Дагестана, позитивные и негативные стороны в жизни народоЕ Кавказа.

Оо воле судьбы Манана трехлетним ребенком попадает i дагестанскую семью. На ее плечи наваливаются такие трудности, чт< ей на пределе ein приходится отстаивать свое личное счастье, жизш Но она не одинока в своем горе. Ей сочувствуют соссдн, окружающл люди. Рядом с ней и мужчины, суровые, где-то неотесанные торцы, н готовые защитить ее от неприятностей, оказать любую помощь.

Раскрывая характер героини, автор не мог не показать сред;

окружение, где выросла Манана. Испокон веков определенным мерилом чести, совести для горцев служила семья, и А.Абу-Бакар, который высоко ценил и воспевал быт и нравы, национальный колорит кавказских народов, ire мог ire описать жизненный уклад семей, где родилась и росла Манана.

Кроме ярко выраженной лиричности как одного m способов реалистического показа действительности^ романе "Манана" стиль А.Абу-Бакара вмешает в егбя «романтические приемы. Романтические тенденции в творчестве А.Абу-Бакнра — явление закономерное и отражает особенности развития современной дагестанской прозы, до сих пор нспытыиагсщей сильное влияние родной поэзии. Романтичность .изображения в первую очередь реализована в образе Мананы. Образ Мананы — это, можно сказать, типичный и традиционный образ кавказской красавицы, к созданию которого обращались и лучшие русстсне писая ели. Эго образ девушки, которая трудно начинает лгобщь,' но любш- потом бурно и верно. Образ горянки — это результ ат упорных исканий писателен идеальных в любви и жизни женщин, одновременно умных, красивых, сильных, женственных и в то же время ромаит ичиых л загадочных.

Любовь с первого взгляда — прием, которым пользовались писатели-романтики. Такая любовь мотивирует самые невероятные поступки rqiocB, она делает их способными на рискованные, а порою на героические поступки и дела. Влюбленные юноши делаются добрыми и сильными, поступки их обусловлены необходимостью завоев.п ь руку и сердце возлюбленной. А.Абу-Бакар не жалеег средств для описания красоты Манапы и страданий безнадежно в нее влюбленных. Каждое ее движение отточено. Среди сверстниц она выделяется споим достойным и скромным поведением. В любой ситуации она сохраняет самообладание. В ее действиях большая выдержка, терпение, му жество. В тяжелое, смутное время, когда не знаешь, кто друг, кто враг, когда жизнь очень трудна, Манана сумела сохранить в себе и доброту, и сострадание и жалость к несчастным и обездоленным. Но насколько оиа добра к окружающим, настолько безжалостна к ней судьба.

Диссертант отмечает сквозную мысль романа о том, что честным людям во все времена б; ;ло плохо. Особенно бывало тяжело честным девушкам, их порядочное поведение и борьба за свою честь порождали у них врагов. И у Мананы появились враги — неудачники в любви.

За свою жизнь Манане довелось увидеть много смертей,

жесюкосп», ханжество. Она были свидетелем, а иногда и причиной

смерш отдельных героев романа. Все это оста пило н сед;, me i л \ бокпч 1

и! печаток. Ко не окаменело ее сердце, не нзгксла первая любовь. На примере судьбы к характера Маканы пнсател;. приходит к-выводу: честная I! спеглая-.'побовь сильнее смерти.

А.Айу-Бакар не пшгетсх делагь Маианурсволгошгонджой. Она всего лишь красит:!: денушкь. К ней тянутся как к женщине и ренолюццонеры н контрреволюционеры. Ко невозможно г. и-й не замени :, сочувствия к тем. кто борется з:«. справедливость, не увидеть ее иеиаписп» к жестокое п: н хаижсст&у. И она всем сердцем и дун:сй за те* кто хочет, чтобы "ссетлее стала бы т: зэае". Эта женщина хочет себе сч;;стьк н ечнгает, что кггд;дын человек должен быть счсстлнным на земле. Через неяитышз.лшяемш. несчастья,ргзочгрои&ши прядет .Манлна к счастью. Самое большое се счастье в том, что он:; сумела сохрани 1Ь :аобов:. к Бигадчру.

Обр:и ,\!пн.:ны воплощает характерные черты среда, и которой она живет, она продукт своего времени. Но по счги переходит »ремеинмеграннны, приобрететзначениеидеала :шшг.(ш; — герздш. >.5оа;но только предположить, чго А.Абу-Бакару пригодился опит русских гшеагед-еп - Пушкнна, Лермонтова, Шнппсоза, согизылнл в своих произведениях запоминающиеся образы горянок.

Можно на-; и и какие-то черты, ко «ер?-»:: роднят Мянану с ними. Но сравнивал. героиню А.Абу-Бакара с горянками П\щкниь, Шнишоза, Лсрисн.таи надобности нет .¡.;: н неправомерно. У р\сеш:е писателе!] образы кавказских женииш -- роменгачеекке, у А.Абу-Бакара образ Минины — реалистический, хотя и не лишенный рома:гп¡ческсго налета.

Сною творческую мечту — образ идеальной л:е..п;::::!.: — храшгтешшцы очага А.Абу-Бакар воплоти.? в характере Мананьг. Чюб:,: всесторонне понять н уясшгть орютнгалыгое с характере Мананы. азгор диссертации сочла цсягсообразггым сравнить ее оор.чз с уже ;иьссты:ш в дагестанской литературе образамн Парту Пятимы, Татл' Бу.чач, Аишаг,

Известно, чго событием а литературной хашш Дагестане стала похилсип-с поэмы Р.Гаизатоаа "Горшка". Глаг.пах героин;; позны — Асаят, — яркая личность, сильный характер. По мнению автора диссертации, обранд Асаятн Ман^агсталнсщкегс-ц.сгеомпокорег^и-худо::;ественнон мыслью Дагестана новых высот. Ашят и лГашшг. обогатили горскую дагестанскую .титсратлру. Может быть, они» бу.т.т наиболее яркхми донскими характерами, созданными дагестанским;: аптор-тмн XX ьека.

ОСри г Ман&ни выгодно отличпето: :<ак от обр<-л» Лес-лт г;;

"Горяютг". rare ir других А-екскпл oöpaicvg, согззнпых .ui ееганскнми гт;:сатс1г>гп. Мпто-» пречеде ne er о жеиптн.ч-.трзпнтелмчпга: o-t:tt . Имени» эта особетшость. позволяет ее copaiy осгаязться акту.-гп-телм. И JM а по ni гтпчес^и.ссгЕЛхтгдюй сф^лх пун (мтг1шеэтого образа

ко будут иметь существенного пгаченнт.

Обращаясь ïc знали г конфликта к романе А-Абу-Е.чклра M\íam»na'% ч?.1 прежде aceto сгарзлпск ir im си im. вопрос о- его содгржателъио» ш ггалпапт.

3a г»тилг произведением писателя сто irr обьеягтпвныГг к;:р — Дагестан ir Гру-rct конла XÎX и начала XX векоп. Кроме того, сюдл ¡неточен мир Poccinf, соседней Typumi и других стран и грпез, где де-Псгаутог герои А.Аиу-Бакарл, где рпзвер!гул:гсь. сосмппг,. лчеюгтвге прлпое отношение к основному конфликту романа — между характерами и социальными условиям;?. 3 конфликт вопекчегг?! и ГЛМ1С.КГгерои» и cees, народ, it республик, :г гссудзрстга.

Старый st;rp пошатнулся до самого осиаззгигг. a isnvàr не хотел быть ничем похожим из старый. Два мира — старый и псйын-н таллии os .m m ч imniwii конфликта. И п^рстьтетгрдагзт рл (л&пыкст. и« два непримиримых дагер.т — реио.-ц- шпо нер о » и Koïtrppeso.'cottnoitepoa. 3»'i:ttmracit старою мира с побелом неялго-Tep.TiTi во;-- споевыеокое положение-,. огромные материальные блага, празо на жизнь. Kpynremte старого мирз сутато протт«:го:»гточу лагерю. гто> их убеядаппм. свободу н материальное благополупге. ясео?!цгебл2годегт:!!снопсп»е,р.чзсисгко- и брагстгг». »озмоътгс-сть :кить достойно. При акалгпе j4>\tàïss дзтееерганг исходит из того, «tro-разграничение эстетической реалг.иссти tr* обьег-гтнвной денствпгслыюсгн чзлчютс.* чзтион предпосылкой научтчо rio.ixe.'Ta к худоггест?.еплон литературе, искусству сообтпе.

Диплсктгете азпгт. еесамодтгжетшег тмешзпя э о гногтет«нях л?одей, s социальной структуре обитеехпа. новые особстнк-епг мироощущения персонаже» романа. их психология,. пробз хлакч'деес* к репялюциоиным действиям и про птодеисгвшш соиып::е - гее ->го' нягплоспоевьгрлжзлпге в худотестешгочконфпикперомаил "Манягга". Леистзпе романа приобрететелебо.гмчут»»iraпртгсгпгосп..if.ut того, «ni» к коифептч"ге зпохп сталкппакхет ire голы« пленные rrтя по.титчеекпе m-.itii реп» (¡«пкюперм и конгррсво.ттошпчг-ры. по и лыдн самых рашыч нашюка tMtocrciT н ctpau, с прпсуггсГс пм )гн"пч:иго:и>1гге1'г. emvii era-ictoît иегиг«>сгей. сг'пгм неп-ччемапнем и

КС!Ч.(.ГГ|>|."ГПГС,Г 4V 'i-.i'l. О.

К.'пф ni ■ »mntr npeapaiH-TCf г. сло.тнг.гн клубок пр»*>»л«ш\ i»

когти м з о:с»«м узелке «пелись принципиальные противоречат, как лачш.'е, так г! глобальные, революционные и экономические. Кавказ, ра-.дпраемый прошворечияш^нстеквет кровью, а чужеземцы заняты I р:;бса;ом.

На такт: сложном, напряжение-конфликтном фойе рл п ергьшаются события, опн:анпые в романе. Разшгше эпохального ь онфликта романа и его рен;-ение постоянна сопровод^икп ся частаымк и-преходящими ' обстоятельствами и мелкими локальным!; ьопЛ-тнктами, уточняющими и углубляющими противоречивость жиш.1 »ч-пось. Ра шообра шые конфликты, от частных, локальных, миралышх.до самих глобальных, эяо.халькмх, присутствуют и единое* узле топф'-шл ь заимоотионичи »1 главны* героен романа.

Конфликт, который предстает ь "Минине", исторически обьектшто сущес тпонад. В исторической действительноеги •->П0.\аляЦый конфликт имеет неизмеримо большую протяждешетъ, чем !> романе.'

Скажет романа конпентрпчен, т.е. А.Абу-Бакар •пепельно выявляет прпчинио-е.телствспны-е связи между цзоор'к-тасмычк событиями и. в осиопш-м.трагнческтш судьбами людей, Еордечениь:?: в -ш .»¡•ал.таияшые собьти, кто добровольно, кто принчаденна, тс сознал ельн.л п по П(. обстоятельствам. И основные художественны; к<>ифл1:к1:.1 романа осознаются. и изображаются как порожден!;." конкрсгио-исюрнчеекой ситуации. сдо/гиг.щеисх в обьекпшноГ, ;к-;!-ты!ге.1Ьнас11!.

На первый взгляд, например, конфликт ме;-.д\ беком г. кг-^п.чшыом можно назвать частным конфщь-гтек на сош<а.и,ь^-чк1нв>мцчл» ей почве. Но пкеакяь описал здесь ситуащво, всем} Кздгзт. \ сем г. то врем.': отсталым окраинам Росси.ч. Знач;л, з-,ес!. ыто.чис обоснованно М1>жна говорить с лсс-иф.'н::-:те г; белее широком плгке — это как бы продзг масиггаоным соёь:гл-с.;. -г<Г>разсм. • :;•. к«нф;ьс<т• >;-.-£ду бекам 15 крестьянам:: ¡а:ступит с-.'СТаЕДмютим коЗкПС-г;етом эпохального конфликта.-. !ие:;:ду V;:, .^.гера-.л; ¡: си;шалылдил уелс^п^п;.

Кои*! «сигуацднвроааигжлэтсяцл рсиогг сгодга

»к->,т. р^зд|1!ь!1ммн зровяамн ираист&жнчого созиаши-;, и ц.:.-и !•>•!. чеаьы и бесчестием, ме;кдч им) кшми и непмисг.п:г.д. Олпсыкв с^ич в днессрг.лкш вид ::) :::.:;.. -- мопи.т^и-л-'.пкчсеУ";.:. юнфзнг •: ^«члду чар.кое^а.'.лг — ¡:е м;»ллм разрспгпкьсч лик;;. ме;: т-Кип ;. Ко!гЛт;::-'<.»: >:: е.::;оч;;;, , 1;>'

.•»[-.и-гим !ь!!1 ; оГ-м.ееч'.е. ¡- г _•> I ит.: .

когда исчезнут противоречия, поро;швшие зги копф вткн.т

Локальные кп||.\:нкты между характерами терян»г срок» значимость, когда пз передний план выходит сголкиовонгс ме '\г> характерами и социальными условиями, т.е. г.онпгкает коифлиы эпохальный.

Понимание худо-гсственного конфликта как тнболее '-лч-окои степей» развития противоречия предстааляек ( сиг.пк^ч уьнч. охватывающим лиан. одну из форм е) ч выражения и не передактич всего разнообразия претворения жизненной прот наоречнвост и г. искусстве. Роман "?»1ллана" свидетельствует о лом, что конфликты в произведении могут обладать самой разной степенью остроты.

Своеобразие художественном идеи, авторского осмысления художественного конф.гнкта и жизненных противоречий, леташнх в его основе, как покатано г. диссертации, не означает их полной произвольное ПК Если художественная идея правд; пэ. то она так или иначе раскрывает жизненные закономерности. Она "созвучна" самодвижению жизни, что .ч должно гтрсгтиться в художест генном разрешешги кенфлщта.

Художественный конфликт рочднл Д.Абу-Бакара соотносим с разными сторонами его содержа ян л: тематикой, проблема тикей. идсПно-эмош'.оналъиой направленностью, включающей осмысление противоречий действительности и изображенных хяряклероа, опенку последних. В конфликте находит выражение авторская келшепцш дейстзителыгости и места человека »ней.

Очень много а ремздечзгппдхдоиф.'олпов. Но вссэтихонфликпл езяззны между собою езое-геразкем эпохального кси'флнктл. на ф-спе которого лронеходилн эти сошли;*- И то, что писатель много тру.п зло жил именно г, задачу достижения полноты раскрытия частных конфликте,-!, определяющих жлпнь и отдельные поступки героев, приводит читателя к пониманию значтельиости смысла соб;:' ни зг:о~п, происходящих на территории Дагестана, Грузищ России.

Для манеры письма А.Абу-Бакара свойствен рассказ от повествователя и повествование от лица автора. Этим способом писатель пользуется для того, чтобы время от времени от себя прокомментировать и оценить поступки героев, поразмышлять и» различные темы дать читателю дополнительную информашпо н такнч образом всесторонне охарактеризовать героя. Стиль писателя накладывает определенный отпечаток на способ создания характера героя.

Сошиотв-ение художественных конфликтов с жизненны1-:):

прогшюрсгнлк! — только одни m .о елов six осмыслешг. Трудно нг согласиться с тш, конфликта кг уровне xanueisicro

кклепия для критика — эю лишь исходная точка литературного ана.ннл, направленного s глуоншл произведешь, его стругщ>у,"

Это .актуальна;: проблема <хгоди<с:ш!ей литератур ossx-Jsœoü пауз:;:., н «на, к первую очередь, обусловлена ингшсшздшш лекекшп современной литературой -новых -возможностей; худояссгаагисго »ч-коезыа лгПствптельпостп. Такое творческое кредо пило п у А.АСч-Баххф.2, который всегда находился г>. поисках" í;bí;í.jx -ферм худокссзздзшого осьсепня депсташельлзсги ¡-Гавкать, котг-р^з Сыта ему блпзхеп, полететь ,

Дп-сза:запш:, ее самодвидхт-пе, 1ге;лс.негл;е ь

.....see эта jksui) ско; выражение в хг;к»:сс:гаи&м кен^чжер ,

« сюлкксяздтнгь. мезду характерами и обстоя! едьсгсЕ.".«!. ггомриг

со с i atclsjot volí^csgct -эпохи.

Ii заключении подведены га°«ш исследования, р-'.с-см :;Xpei::í ткрепеизгмл да т^нен^-его jny»¿e;;:u пр^иле:.пд характера m:cv¡-b:3ar¿:i в дарггглской псторлчгасо« редане.

Cej:o5iii,;e ислояссанй ди.сссрташ'и озра.тепь: s едгдуюкхт: пу-сгаавтор а;

ЫСстф'Ыктврс.малеА. Aiiy-biuccpa "'Maua:::."'. /7 Cúí»í;í^üict2í Л студен ící;, спирант о:; универииггл. -Т'Лах^чка:;;;.;-yv5. - С. Í ЭТ—i 1С.

2. ü-noueö:; ixe птш.Цйа материале j: омана П.Гасы;о;;а "Пёат^т.'"! // "Радуга" (яй дарпшеком языке) - Махачкала, 1595,N1 - С.£2-у1.

3-llpnai!.Tncn;,-o.Tonirjiasjrv7'OSBpoMbrclJ. r^KiiOBS ' Шстух1 -7 Icy-ci-t д.>кладо-! з.гЗллепнсп ?1ел:вузовскоп студенческой научной конференции. —Махачкала. 19 ib. — C.25-2Ó.

4. Характер »хш^дшет s juii.:pu4cc»aix романах А. Абу-Бакарс "Mauaua" л Í-L ХЪсанлва *'Д]згур"". // 1 'аиси докладов uminSaicl; ci" денчесз:о11 иат-тнон конференции. Махачкала,

— С.Г0-27. "

i. Пслрамл.ь! А.Г. Худсх:ес:»езип.1.: :з:кт upa :тнш:е с Livree не:: советской . -ÍC;:e:.. -1 ■<>■'!. - СУ;