автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
"Характеры" Томаса Овербери

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Гусейнова, Севиль Хабибовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему '"Характеры" Томаса Овербери'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Характеры" Томаса Овербери"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

ГУСЕЙНОВА Севиль Хабибовна

"ХАРАКТЕРЫ" ТОМАСА ОВЕРБЕРИ

Специальность 10.01.05 - Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

МОСКВА 1992

Работа выполнена в Туркменяком государственном университете

Научгшй консультант. - доктор филологических наук, • профессор А.Н.Горбунов

Официальные оппоненты - доктор искусствоведения,.

профессор А.В.Бартошевич

кандидат филологических наук ■ И. П; Ильин

Ведущая организация - Владимирский государстгчшшй педагогический институт

Защита состоится июня 1992 года на заседании Специализированного совета по истории зарубежной литератур при Московском государственном университете

им.Ы.В.Ломоносова ■

С диссертацией ыояю ознакомься £ библиотаиа фшшло-ппаскогоч^акультета МГУ яы.Ы.З.Лоыоносова

Адрос: 119899, ГСП, Москва,;Ленинские гори, '.ТУ, I корпус гуканятарннх «факультетов, ¡£глологическиП <£акультет ■ •

Автореферат разослан ,¿-<-0-^ 1992 г.

Учений секретарь специализированного совета '

доцепт ¿^С*^^ А.В.Сергеав

_- 3 -

*•■ • ' I

Литературой жанр "характера" п истории английской литературы ХУЛ века бил весьма популярной и плодотворной йормой. -е-"о< порнм тот такт, что он оказал влияние на дальнейшее ¡То^^мировл— ;ергациЙ1 е прозы и драми ХУШ века; приемы созцан:ш образа, прнсудисха-рактеру" использовались писателями XIX и XX веков.

Объектом исследования в настоящей диссертации является сборш1к"Характеров", воаецаий в историю английской литературы под именем Томаса Овербери и его "ученых друзей"; а тап.-.;е литературный кса.чр "характера", возникший как результат воздействия сложных процессов социально-экономической, идейной и политической жизни Англии переходного периода первой половины ХУЛ века и получившй наибольшее развитие и распространение в Англии Х7П столетия. В первой главе ни остановились па "характерах" Тео^ра-сга и Дяозефа Холла, а также на риторической традиции, на наш взгляд, имевших определяющее значение в формировании жанра на английской почве. Вторая глава посвящена подробному анализу творчества .Овербери и оверберианцев.

Актуальность исследования жанра "характера" в ХУЛ веке обусловлена возросшим интересом в современном литературоведении к аанрово^стнлистической картине ХУЛ века (А.А.Аникст, М.Б.Виппер, В.И.Гращенков Л.Ы. Баткин, А.Н.Горбунов, Л.Я.Потемкипа, Л.И.Тч-нанаева, К.А.Чекалов и др.) и явно обозначившейся гендепци реосмыслепил историко-литературного процесса Англии этого периода. В условиях наметившегося сдвига в изучении английской прозы этого периода специальный анализ канра "характера" может дать ванный материал для более точного уяснения специфики развития английской литературы ХУЛ века.

Наше литературоведение детально не занималось изучением специфика и значения "характера" в английской литературе ХУЛ века. Сборник "Характеров" Овербери до сих пор не стал предметом специального исследования. В обзорной литературе английских литературоведов и советских ученых, посвященной проблемам развития английской литературы ХУЛ века,"характеры" Овербери лишь упоминаются. В Англии специально Овербери посвящены работы, представляющие собой беллегризованные истории его убийства.

U.A. "da Tori. The Overbury Affair. - H.Y.s Kussel & Dussel, 1960; E.A. Parry. The Overbury Mystery. H.X.: Rüspel Sc Rüssel, 1963i W.Mc.Elve. Murder of Sir Thomas Overbury. H.Y.i Ruscel & Russel,1952»

Сголь же и многочислен а и литература о прозе ДЕ.Вебстори, круп-неЛпего последователя Овербери.^

Что ке касается принципиально Еакной для нас проблеыи самого гганра "характера", го и она до сих лор в литературоведении остается опорной.

Научная новизна исследования состоит в том, что здесь впервые в нашем литературоведении определяются спецярка и значимость кайра "характера" в литературном процессе на материале книги Томаса Овербери, Подобное исследование долзшо восполнить недостающее звено и изучении английской прози ХУП века.

. Научно-практическая ценность настоящей работа состоит в тон, что её результаты могут быть использованы в общих и специ-альшгх курсах по истории английской литературу, а также в дальнейших исследованиях, посвященних западноевропейской литературе ХУЛ века.

А'кюбпция. Результаты исследований были представляй в-инстунлепаяг на Республиканских конференциях молодух уче..1.х ' (г,Ашхабад, 1937,1938,1589 гг.) й отражены в печатных работах диссертанта.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения ц списка литературы, включающего 242 названия,

ОСНОВНОЕ С0ДЫР2АН;13 РАБОТЫ ' ■'/'.'

Во вродеачн па основе обзора критической литература определяется круг основных проблем, предпринимается попытка представить ретроспективно историю капра "характера", разобраться ■ d его генетических корнях, прояснять природу кайра, уточнить различав между "характером" ц эссе> на материале английской ррози УЛ1 века. . , ' ' . '■•■.•'

В ппрвов главе мы осганоЁИлкоь на истоках кайра "харше- . тора" в английской литературе ХУЛ столетия. Ыи постаралась показать, как повлияло творчество древнегреческого ' философа Тео-фраста и английского епископа ХУЛ в. Дяозефа 1олла паармирование английского национального "характера". ' . •

На пая взгляд, вклад Тео'Траста бил весьма плодотворен: греческий писатель стоял в начале истории исследования и изображения в литературе человеческих характеров. Он создал модели че-

* Ch.K. ForJcer. "Wit'o doscont од any plain Bong"» the prose character of John Webster // Modern Language Quarterly,1969.-V.30. - N 1.

ловеческих типов, зало'гил градицигэ, которой следовали многие европейские писатели, слегка ео модернизируя.

- Далее в первой главе ми анализируем "Характеры" благочестивых и порочных" Дж.Холла (1608)."Характера" Холла в большинстве случаев били традиционными, писатель следова! образцу Тео-Фраста в образах порочных, использовал его теки, приемы. Можно naili'ii дазе прямые заимствования. Только в "характерах" добродетельных Холл отошел от античноЛ традиции; эти типы "выросли" на почве проповедей и молитв. Извеотный проповедник, Дя.Холл в "характерах" остался морализатором, преследующим дидактичеокие цели.

Следует отметить, что "характеры" Холла оказали решавшее влияние на развитие ианра в Англии. В связи с анализом "характеров" Холла в диссертации ставится проблема генетических корней национального канра, не отрицающая античной традиции. Проводится мысль, что английская "характер" не бил просто данью античной традиции; он визревал в недрах литературы и различных Гюрмах общественного сознания, в которых сломам образом переплелись национальные и традиционные явления. Он вызревал в лоне всей культура Англии Средневековья и Возрождения, используя античные традиции, Разного рода религиозная литература - Библия, проиоЕЗ-ди, молитвы, трактаты, руководства, содержащие характеристики грешников и праведников, была близка по технике описания "характерам". Английские исследователи считавт, что самое сильное влияние на становление нового яанра оказала Библия, содержащая рудименты "характеров".' Определяющее значение в сформировании национального жанра имела и риторическая традиция, известная образованным кругам по школьной и университетской программам. Умение описать характер было частью искусства риторики. Кроме того, в английской-литературе 2-й половины ХУТ в. появилась масса сочинений, оходних по композиции, стилю и тематике ^'характерами", называвшихся трактатами, сатирами, максимэмч, моралите. Соглашаясь с мнением английских критиков, * мы делаем

^ В.Boyo е. The Theophraoten character in England to 1642. -

Cemb.s Harvard Univ. Ргевэ, 19^7,- P. 10.

G.Görden. Theophraetus and his imitators // English literature and Classics. Н.Г. t Kussel 8s Russel, 1967.- P.68.

- б

вывод об определящем значении риторической традиции в формировании яанра "характера"Однако традиционный путь нельзя считать о.дшзсгвеппым. Обасствеиноо и художественное сознание английского общества во многом подготавливалось к восприятию национального "характера" в ХУШ в. английской комедией "гумо-ров", крупнейшим представителем которой был Бен Джонсон.

"Характеры" английских писателей ХУЛ в. (Холл,Овербери, Эрль) и комедии Бена Дконсона объединяет общая основа: они построены на теории "гуыоров".

По теории "туморов" человеческий организм содержит особые жнзнешше элементы, "гуморы", равновесие либо, преобладаяио одних пли других и определяет тот шш иной поведенческий тип или характер. Горой Джонсона - .обладателя "одного1причудливого свойства, странности", предетавлякцоЯ собоЯ обобщение типических особенностей социальных 1фугов Англии?

Во втотоü главе "Характера" ояербериаицев — новый ^таа.в рмштия жанра", разделенной на несколько разделов, доказываемся 5езис о том, что сборник "Характеров", приписываемый Оворбе-. ри, ¡фистоллизовал новый яапр. Рассматривается вопрос об история создания и апторст^а "Характеров". .'.'.''

В первом вводко-обобщавдем разделе рассматриваются общие черты "характеров", вошедших в овербергаискай'сборник.

"Характер" овербврианцев оставался штампом, фиксирующим' ■• постоянные родовые черты. Классацизврумщй прием в создании "характера", лреобладяициЯ у ТеоДраота, оверберианци изменяла. Они нередко выявляли несколько черс, порой противоречавих, не- ■ совместимых, в маиьораотвческой манере. Сзади преобладатьiсоциальны о типы. "Характеры" стали современвими, аивнми, актуальными. Редок с вечиима типами в сборипко онербериалцев много образов современников. Вечные типы проецированы на современность, время "проглядывает" чероз рисунок "характера". По априсовкам овер-берипицоп модно восстановить картину казня общества.

В "характерах" ове:>беряанцев усложнилась авторская позиция. В отличие от Teoifpacra, скрывавшего свое лицо иод маской бесстрастного наблюдателя, оверберишщы становятся более активными, авторские суждения вкрапливаются в описание. Усиливается спгиричсокая направленность.

"Характеры" овербераанцев приобрели ярко ьиракепну» развлекательную аункцшо. Автори стремились блеснуть остроумием, превратить создание "характеров" б развлечение, игру. Нередко остроумие становилось самоцелью,'выявлялись неожиданные связи между предметами. Растущая многомерность представлений об окрула:>-тем мира, о глубине и сложности явлешг! нередко проявлялась во внешнем, видимом искусстве пера.

Центром, объединяющим оверберпанские "характеры", било единое мироощущение создателей, а главное - видение человека. В атмосфере хаоса понятий, неуверенности в завтрашне» дне, рожающих чувство бессилия и скепсиса, оьерберианцы судят сурово, но с позиций гуманизма. Они верят в человеческий разум, хотя мировоззрение гуманиста подточено меланхолиел в духе времени. Овер-берианцы дорожат своими идеалами и берехмо сохраняют их от тлетворного влияния времени. Об этом свидетельствуют образ» идеализированных героев - деревенской молочница, превосходного актера, почтенного судьи и др.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, между "характерами" можно увидеть некую внутреннюю связь, которая проявляется в тематическом сходстве, некоторых композиционных структурах. В сборнике мошю найти "диады", "триады", соединенные по антитетическому принципу, сохраняющему частичное сходство. Выясняется истоки подобных соединении. Утверждается, что а этих сочетаниях проявилось представление о поливариантности "характеров", о бесконечности и богатстве ашзнешшх типов, о разнообразии человеческих нравов и самого человеческого бытия. Творческое мыиление осверберианцев стремится к многообразии.

Рассматривается структура "характеров" - особенности зачина, основной часта и лаконичного резюме.

Для удобства анализа, учитывающего индивидуальности авторов, выделено четыре группы "характеров".

"Характеры" Томаса Овербеш. Анализируется поома "2ена", часто называемая "характером" в стихах", и "характеры", составившие основу первого издания сборника Оверберя. Поэма Оверберя рассматривается как один из образцов литературы о кенаирах, во множестве появившихся в Англия на рубеже ХУ1-ХШ веков я имевших большей частью антифеминисгску» направленность. Поэма прецставля-

ла образ идеальной кены, скромной, благоразумной, преданной, доброй и добродетельной. В брачном со^зе поэт видел счастье гармонически развитых личностей."

Тема брака, семьи и человеческого счаотья, весьма важная для этики пуританства ХУЛ века, получает дальнейшее развитие в сборнике. Он открывается триадой "характеров" о кенщииах, при-иацлежидих Оаербери; к ним позднее бил добавлен анонимный "характер" "Хоровая кена", Во всех "характерах", объединенных одним критерием - ролью кенащнн в семье, представлены варианты кен-окнх типов. Эталоном для кенокщс добродетелей в зарисовках Овер-берн всегда остаются достоинства мужчины, В сборнике нарисована пуританская семья, построенная на строгсхл соблюдении оеаейной пуританской иерархии, господствующей граотианЬкой морали;\.,

В "характерах" Овербери нарисовано светское общество. Типичные ■Т-игуры английского двора - молодые фати, пристрастквилеся . к путпаестпиям, ловцы счастья и удачи, стремящиеся завоевать ав- . торигег не делами, а пустословием, охотники за славой, угодники и лицемеры и т.д. - создают колоритную картину оовремен- , иого , писателю англе1ского общества'; Выделенные "характеры" "Придворный", "Влюбленный", "Притворный путешественник" рассмотрена в контексте английской'и европейской литература. ХУЛ века/ поднймавде& сходные теми п образы:, "характер" придворного - в антитезе к образу придворного итальянского гуманиста Бальтасара Кастильоне; образ, влюбленного - в'контексте "италоманий4, пу-теыестгенаика. - в сравнении с аиг/шйскшй аристократам л оекопи-". роискйх комедий. Диада "характеров" ; "Мудрого" и "Благородного" ■ V аначизиууется как вариант отоячеокого ..вдеала. Отмечено, что пря- . чудливая образность и вычурная..манера-письма свайотвецка.Овербери в весьма уморенной степени. ' ' ' ,'.'

">лгпкд'ег<»" Лкона Вебсгс'т. Большая а лучная по . составу ■ и художественным достоинствам часть сборника '•Характеры" принадлежит яиглиЗококу драматургу Д,Ве<?огвру,.. Соадояьный 'срез • зари- • совок Вебстера - низы английского общеотва. В отлично от Овехн-берд, Вебстер подчеркивал в своих героях обыдешшеть-и заурядность. Но положительные характеры Веботера - носители высокой степени какого-то качества. В зарисовках писателя много мастного колорита, детален, оживляющих "характеры", оп привлекает ле-генди, оллызиа на исторические события, особенности речи, геогра-

- и -

фнческие понятия и т.д. Характерной особенностью зарисовок Вебстера стала полемичность. Усилилась морализаторская тенденция, особенно в идеальных "характерах". Идеальные "характеры" - "Прекрасная и счастливая молочница", "Франклин", "Превосходный актер" п Почтенный судья" - диссонируют со всей галереей образов своим идиллическим настроем, условностью, патриархальностью."

Идиллический образ деревенской молочница нарисован с учетом пасторального канона Х71-2УП веков. Его героиня протпвопо- • ставлена представительницам литературных "аркадий"..В-сравнении с паоторалышм очерком литературного противника Дх.Сте-соенса "Зермер" становится понятна скрытая ирония писателя. Нарочитая картинность»ялвопаснооть жизни на лоне природа, сана при-

• рода, превращенная в изящную декорацию, делают молочницу нес-

• колько условным образом, наводящим на мысль об антитезе - без. душном и развращенном'городе. -

•' "Характер" "Превосходный актер" анализируется не просто как идеальный профессиональный тин актера,- но связывайся с событиями "поэтомахпп", он рассматривается как документ этой борьбы. В образа идеального актера драматург прославил и защитил ремесло всех талантливых лицедеев, собратьев по профессии. Герой Вебстера обладает природными актерскими способностями, владеет всеми .тонкостями актерскоЗ игры. Рассматриваются приемы актерского искусства.

В образе франклипа Вебстер выразил стоичеокиИ идеал человека, земледельца, кивущего в согласии о природой. Образ франк-липа многогранои; это - новое качество идеального "характера". Забстер отступает от традиционного образа Франклина, сложившегося' в английской литературе от Чосера до В.Скотта., В своем герое Вебстер проповедовал стоические идеи о добродетельном поведении человека и в известной степени эпикурейские идеи о счастье.

Стоический идеал выражен и образом почтенного судьи, идеальные качества которого не дарованы рождением, не беоцешшй дар бога, а приобретены стоЛккм стремлением воли. Идеальныл судья Вебстера утопичен, он скорее мечта, нежели реальность. Его бескорыстие а справедливость, служение закону и народу - основа его величия.

Сохраняя тематическое ечинство сборника, Вебстер обратился, вслед за Ог.ербери к"кенско:.!у вопросу" в диаде "характеров" "До-

бродетельаая вдова" - "Обыкновенная вдова". Диада повторяет тему драчи Вебстера "Герцогиня Ыальфи" - писатель в духе Бремена пйвдеркиваег общественное мнение против повторного брака вдов; свой тезио неприятия повторного брака Вебстер утверадает путем искусного сравнения двух женских типов.

По антитетическому принципу связаны в диаднчесши узел "характеры" представителей военной профессии "Доблестный командир на войне" и "Тщеславный трус в бою". Кристально чистый, благородный и отважный военачальник противопоставлен хвастливому воину, прототипы которого Вебстер мог взять у Плавта или Шекспира. |

Поиски новых тем и образов привели. Вебстера к расширению классификационных признаков - у писателей появились национальные типы в "характерах" "Французский повар", "Пуговичник из Амстердама", "Пьяный голландец, проживающий в Англии". Дается их анализ.

Отмечается усложнение стиля писателя, устанавливается его дифференциация - в сатирических "характерах" нередко использование сравнений с животными, отсутствие средств украшения в идеальных "характерах", увлечение остроумной Игрой фразами в ущерб смыслу "характеров".

"Характеры" "ученых друзей". Группа "характеров", принадлежащих анонимный "ученым друзьям" Овербери, весьма пестрая по тематике, стилю, настроениям. В большинстве случаев в их "характерах" - представители низов английского общества, профессиональные типы. В зарисовки "ученых друзей" вошла стихия пика- • рескных романов. Усложнился стиль анонимных авторов. Словесная игра присуща этой часта сборника в большей степени, чем какой-либо другой. Но единообразия стиля, естественно, нет из-за обилия разных авторов. Классификация "характеров" из-за многообразия тем и стилей затруднена.

Как образец профессионального типа, как представитель "обслуживающей- профессии" анализируется "характер" "Портной", В зарисовке непривычна активная позиция автора, бравирующего своей образованностью я не скрывающего свои оценки. Но главная особенность этого "характера" - искусный, витиеватый стиль, контрастирующий с ничтожностью описываемого объекта. "Портной" - гп-

пичний образец остроумного "характера" оверберианцев.

Учение друзья нередко руководствовались принципом преемственности - развивали, дополняли тему, поднятую ранее, обеспечивая эти единство сборника. Так ро;дались варианте типов.

Тематически единая пара."характеров" о лицемерах направлена против главного порока английского обаества - ханяеотва; основное внимание поглощено лицемерием церковников. Одна зарисовка принадлежи! Овербери п лишь намечает гему, другая - анонимная, углубляет проблему п представляет лицемерие как многообразное явление, типичное для абсолютистского строя. Тема пуританства и хан-.ества варьируется в "характерах", "Пуританин" п "Подант".

Развитие?* "ленского вопроса", поднятого еаа Овербери, дополненного Вебстером, стали "характера" о проститутках,!* сводне. Позиция анонимного автора особенная - он явно сочувствует своим представительницам древнейшей профессия.

В контексте опоров а раздумий о меланхолии . анализируется "характер" "Меланхолик". Оварбериаяокий меланхолик страдает «одной болезпьв времени,'недуг этот пока поза, как у пекспиров-ского Нака. Для правления рассматривается концепция меленхолпп Роберта Бертоиа, представленная 'чуть позднее в его "Анатомии меланхолия". У Бортона меланхолия - признак нездоровья обаества, глубокая социальная язва, а не настроение п поза отдельно взятого ипохондрика, как у оверберианцев.

Темой обличения схоластической пауки овербериаици влились в общее и почетное дело гуманистов, борющихся за истинное назначение знания. Этому "овербериашш посвятили "характер" "Обыкновении;! студент". В зарисовке - типичный представитель университет кой среды, недостаткп героя характерны для всей система английского образования. Писателя возмуааег бесцельность, бессистемность приобретаемых студентами знаний. Он высмеивает бесполезность саотеми натаскивания в риторике, особенно форму диспутов, речи "за" и "против". Гротескный образ ученого человека овербериаппу создают путем пародирования его риторических умений. Уходяаео корнями к Аристотелю и Горацию пзобраяение "воз-раотних" категорий (отаряк и сгараий брат) у оверберианцев приобрело по совсем традиционные трактовки. Авторы рисуют не только внепшио, но и внутренние качества, освещают характер со всех

сторон. Однако эта разносторонность героев не достигает своей цели - чувствуется, что тема и объект выбрали для демонстрации остроумия.

"Характеры" Томаса Дсккера. В сборнике тесть "характеров" Деккера отражают впечатления драматурга, полученные в тюрьме. Его зарисовки отличаются эмоциональностью, острым восприятием социальной несправедливости, по тональности они саркастичны и напоминают миниатюрные памфлеты. Нередко образы намеренно вычурны, гиперболизованы; в них сталкиваются разнохарактерные понятия и явления. '

"Характеры" Деккера рассматриваются как единое художественное целое, объединенное одной темой, которая остается актуальной в литературе ХШ п XIX веков.

"Характер "Тюрьма", как в классической драме, обеспечивает единство места, просцениум, на котором поочередно появятся, сменяя друг друга, протагонисты - узник, адвокат, стражник и тюремщик. Образ "мир-театр" приобретает здесь значение "тюрьма-театр". "Характер" "Узник" приближен к "характеру" - портрету элементами индивидуализации, опиоанием внутреннего состояния героя. Образ узника иаделен чертами кавого человека, выделенного из массы, но одновременно являющегося представителем этой массы. "Характеры" "Кредитор", "Адвокат", "Стражник" и "Тюремщик" похожи на сатирические памфлеты, в них много сарказма, резки авторские оценки. Особенно ненавистна Деккеру хищная природа кредиторов. Образ Деккера сравнивается с Еейлоком Шекспира. Он не поддается однолинейной трактовке, в .образе кредитора представлен тип ростовщика со всеми чертами его профессии, расцвеченными красками современной действительности. В "характере" об адвокате Деккер превосходит самого себя, фактически очерк представляет собой нарастающий по силе набор обличительных сравнений и метафор, передающих негодование и презрение автора. Для характеристики адвоката писатель привлекает сравнения из мира животных - волка, крысы и собаки.

В "характерах" Деккера много простота и естественности. Герои его зарисовок, сочетание красок и деталей нетрадиционны и • неповторимы; Деккер "похок на Боккаччо'ЧХезлиг).

В заключении говорится о популярности жанра "характера" в ХУЛ веке. Из последователей оверберианцев называется и рассматривается в общих чертах сборник "характеров" Дж.Эрля "Микро-

космография" Джон Эрль поаэл по традиционному пути - он учился у ТеоЗраста, Холла и главное - у оверберианцев. Многие "характеры" написаны па теми овербернанского сборника, но в целом Эрль оставался самим собой. Урль - тонкий психолог и философ. От своих предшественников он отличается именно фялософдчноотыо. Ьрль охватывает всю социальную иерархию от простой молочницы до государственного мужа.

Под влиянием действительности классическая форма "характера" претерпела значительные изменения - "характер" стал "врастать", сливаться с другими панрачп. В период "памфлетной шШш" 40-60-х го,т 'в произошла фузня "характера" и памфлета,' '■.

В 60-е годы, накануне а в период Реставрации, происходит новая "вспышка" "характеров". ."Характер" переходит в портрет, биографию, сливается с эссе, используется в комедиях, проповедях, но главнрз влияние его сказывается на романе. "Характер" обогатил роман'своими прпнцгшача и приемами создания характеров. На примерах из романов ХУЛ в. (Д.Бэньян), ХУШ (Д.Сънфт, Г.Фильдинг), XIX (Теккарей, Дашсепо) иллюстрируется использование техника "характеров".

. „ Основное содержания диссертации отражено з статьях: '

; I, Особенности "Характеров" Томаса Овербера. В сб.: Зво-люцпя нанрово-композицаонных форм. - Калининград: Изд. КГУ, . 1907. - С.94-107.

2. "Характеры" Томаса Оверберя. Изв. АН ТССР,серия обше- ■ сгэенных наук, У> 6. Ашхабад, Ылим, 1989. - 0.65-72. ■