автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.00
диссертация на тему:
Реформация в Англии и деятельность Томаса Кранмера в первой половине XVI в.

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Смирнова, Наталья Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.00
Автореферат по истории на тему 'Реформация в Англии и деятельность Томаса Кранмера в первой половине XVI в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Реформация в Англии и деятельность Томаса Кранмера в первой половине XVI в."

московски! ОРДЕ1А ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ' РЕГОЛЩИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВИШЫЙ ЛМВЕРСИТ2Т ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

Исторический факультет

На правах рукописи УДК 941,01"15"

СМИРНОВА Наталья Алекоаздровна РБЙОРМАЦИЯ В АНГЛИИ И ДЕЯТЕШЮСТЬ ТОМАСА КРАШ^РА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Ш в.

Раздел 07.00.00 - Исторические науки Специальность 07.00.03 - Зсообщая история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических ¡¡аун

Москва - 1э1'0

Работа выполнена на кафедра истории средних веков исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Ю.М.Сапрыкин

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор И.Н.Осиновский кандидат исторических наук В.Н.Ильин

Ведущее учреждение: Глазовский педагогический институт

Защита диссертации состоится "/3"^¿^--¿-¿ffi'^ISSO г. в / ¿^час. на заседании Специализированного совета К.053.28 по всеобщей истории в Московском государственном университете имени М.В Ломоносова по адресу: Москва, 3-234, Ленинские Горы, ■ МГУ, 1-й корпус 1уманитарных факультетов, аудитория 551 имени академика С.Д.Сказкина.

С диссертацией можно ознакомиться.а; научной библиотеке имени А.М.Горького / 1-й корпус гуманитарных факультетов/.

Автореферат разослан " 1990 г,

Ученый секретарь Специализированного совета профессор И.I.Маяк

I. ОВДЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Одним из самых значительных событий, в жизни Западной Европы ХУ1 в. стала Реформация - сложное оодхально-политическое и идеологическое движение, выступавсее в форма борьбы против католической церкви. Двккениз это привело к созданию нового течения в христианстве, получившего названиэ "протестантизм", . з котором, сообразно с запроса«.® различных социальных кругов и национальными особенностями стран, выделилось несколько направлений.

Данное исследование посвящено анализу англиканства - самого умеренного течения протестантизма, стоящего между радикальным протестантизмом и католицизмом. Научная актуальность темы обусловлена презде всего ее тесной связьи о проблемами идеологии позднего средневековья. Значение феномена Реформация в мировой культуре выходит далеко за рамки ТУI века и европейского региона, так как духовная жизнь современных государств, исторически связанных о христианством, во многой определяется связью о различными течениями протестантизма. Англиканотво, выдвинувшее актуальные дая XFI века идеи, остается, государственным вероисповеданием на Британских островах до настоящего времени.

История английской реформации теснейшим образом связана с деятельностью То/ласа Кранмера, сыгравшего решажщуи роль з составлении англиканского вероучения и богослужения, автора или соавтора всех основополагающих документов англиканства.

Анализ жизни и деятельности Томаса Кранмера - первого протестантского архиепископа Англии - является необходауым условием для характеристики доктрины англиканства, выявления особенностей процесса формирования английской национальной церкви, складывания ее отношений с абсолютистским государством.

Наследие Кранмера позволяет лучше понять социально-политические и религиозно-философские особенности англиканства, его место з общеевропейском реформациокном цроцессе.

Цель диосертахши заключается в исследовании истории английской реформации в первой половине ХУ1 века в ее социальном, политическом и идеологическом аспектах, рассмотрении процесса становления английской национальной церкви и формирования доктрины англиканства.

Основные задачи данного исследования определены следующим образом. Своеобразие английской реформации в значительной степени было обусловлено тем, что двиущими ее силами на первом этапе било проабсолютистское дворянство и духовенство, возглавляемое королем и его фаворитами, и потому одной из главных задач исследования является выяснение взаимоотношений абсолютной монархии с национальной церковью в процессе взаимного становления. Рассмотрение отношений светской и духовной власти в динамике, в течение длительного промежутка времени вызвало необходимость изложения событийной канвы реформации в-'Англии, что такзе является задачей данной работы.

■ ВыяЕленгге источников теологической доктрины англиканства, определение степени влияния различных течений европейского протестантизма и обусловленности специфики англиканства национальной традицией находятся в центре предлагаемого исследования.

Анализ взглядов первого теоретика англиканства Томаса Кран-мера, его теологической и политической программы, нашедшей отражение не только в его трудах, но и в официальных документах англиканской церкви и английского парламента, имеет принципиально важное значение и является непременным условием исследования

истории Реформации. Из этого следует, что сама личность Томаса Кранмера, его биография, политическая и церковно-адмкнистративная деятельность представляют значительный интерес.

Задачи, поставленные в работе, потребовали привлечения широкого круга разнообразных источников.

Сочинения Томаса Кранмера - теологические трактаты, речи в парламенте и коквокации, материалы многочисленных дискуссий, проекты официальных документов церкви, обширная переписка с деятеля.® английской и европейской реформации - центральный источник данного исследования.

Не меньший интерес представляют официальные церковные документы - Десять статей(1536),. Епископская книга(1537), Шесть ста-теЦ(1539), Королевская книга(1543), Сорок две статьи(1552), Тридцать девять статей(1579), а также "Книга общих молитв", детально регламентирующая процедуру богослужения, и "Книга Гомилий" -сборник проповедей, излагашщй основные положения англиканского вероучения.

Материалы этих источников дополняют многочисленные парламентские документы, в первую очередь, ан?ипалское законодательство, принятое в ходе работы Парламента Реформации (1529-1536). К этой ка категории источников следует отнести документы, сьлзанныо о историей секуляризации - акты о диссолюции монастырей, королев-ркие инструкции и другие.

Среди многочисленных нарративных источников ХУ1-ХШ вв. следует наззать фундаментальные работы Дяона Фокса, Дкона Стройна, джнлберта Бернета, Томаса Адлера, посвященные церковной истории Англии. Сведения, сообщаемые этими авторами, существенно дополняют картину социального и политического развития английского общества и государства в 2У1-ХУЦ вв.

а

Хронологические рамки работы охватквавт период с 1534 г., когда изданием Акта о Супрематля было положено начало цроцеосу реформации в Англии, но 1553 г., связанный с приходом к власти Марии Тюдор и началом контрреформациа. Именно в этот период были проведены саше решительные мероприятия реформации - отделение от Рима и секуляризация монастырских земель и имущества, предпринятые во время правления Генриха УШ. При Эдуарде 71 было завершено теологическое оформление англиканства как одного из течений протестантизма, сложились культ и административное устройство англиканской церкви. С зтим периодом связана деятельность Томаса Кракмера на посзу глава английского духовенства - архиепископа Кенхерберийского, в сак которого он йш посвящен в 1533 г. Б 1553 г.,в связи с приходом к власти королевы-католички Марии, Кранмер был заключен в Тауэр и в 1556 г. казнен.

Метолологичвпкой ор»ово% лдорзртакки являются принципы- подхода основополоаникоЕ ыарксгзиа к проблемам идеологии эпохи Реформации, их взгляды на природу абсолютизма и его политики по отношению к церкви, характеристика взаимосвязи реформацаонных идей и общественно-политических позиций различных социальных групп.

Степень изученности проблем«. Исследование истории Реформации занимает одно из центральных мест в англоязычной историографии. Попытки анализа и интерпретации происходящих событий предпринимались еще современниками этого процесса, но начало научного исследования реформационного движения в Англии относится к ХУГ.1. в. Работы историков Ш1-ХШ вв. отличает, как правило, детальное изложение фактических событий, широкие хронологические рамки исследований, отрешение осветить Реформацию в целом. Современная литература характеризуется появлением многочисленных работ, посвя-

щенных более конкретным вопросам, детальному анализу подвергаются саше разные, подчас неожиданные аспекты реформацгонного процесса.

Значение личности и деятельности Томаса Кранмера в история • английской реформации отмечено зо всех исследованиях, посьчщэк-нкх изучению зтого периода в истории Англия. Зарубежная историография насчитывает ряд серьезных работ, посвященных анализу взглядов и деятельности родоначальника англиканства.1

Традиция восхваления личных достоинств архиеппскопа-.^ченгкз восходит к трудам протестантских епископов-историков Ш-ХШ вв. Католические памфлеты, написанные при Иаряг к направленное цротив реформационаых преобразований, заложили о с кош критики всех начинаний "главного ересиарха", смолгональнач я противоречивая сценка личности Кранмера я ого деятельности часто определяется конфессиональной принадлежностью авторов, однако, некоторая необъективность компенсируется глубоки пониманием сущности богоелоз-ск2х проблем, без которого изучение истсряя ролзгкз иоетт поверхностный характер.

Особо следует отметить традицию изучают ангджанстза в русской церковной литературе, представленную именами Н.Делицша,

о

В.Михайловского, А.Потехина, Х.Ретивцева, В.Соколова.

1 Belloc К. Crarwier, archbishop of Canterbury. S.-X., 1973; Pollard A.P. ihoraas Crsiwier and the English Hefoiraatioa. 1489-"556. Hasden, 1965; Ridley J. Thomas Cranmer. Oxford, 1962; Smyth C. Cranraer ar.d the Reformation under Sdv/ard VI. L., 1926.

2 Делидкн H. Очерк историк англиканской церкви. Спб., I860;

Михайловский В.М. Англиканская церковь и ея отношение к право-

славию. Спб., 1864; Потехин А.Н. Очерки из борьба англиканства

с пуританством при Тюдорах. 1550-1603 гг. Казань, 1894; Рет^в-

б

Популярный в британской историографии ггезио о национальной исключительности англичан, их исконной приверженности к свободе и демократии активно разрабатывается в исследованиях, посвященных истории английской реформации. Англиканство в этом свете преподносится не как течение европейского протестантизма, а как квинтэссенция, высшее его достижение. Существует и другое направление, представители которого особое внимание уделяют английской антипалской традиции на парламентском уровне и в среде английского духовенства в дореформационный период, отрицая связь между появлением протестантизма и социально-экономическими переменами в английском обществе начала ХУ1 века. Кранмер предстает перед нами как яркий выразитель национального' духа, сумевший совместить в своих взглядах учение Уиклифа, традиции противостояния папству на государственном уровне, народную реформацию - лоллардизм и "интеллектуальную ересь" Лютера.*

Концепция о чисто религиозном характере Реформации, возникшая в Ш1 в., получила различные трактовки в работах современных историков. Одни продолжают настаивать 'на'восприятии Реформации как явления только духовной жизни, другие связывают начало этого процесса о изменениями, произошедшими в политической жизни общества. В некоторых исследованиях прослеживается стремление к социо-

цев X. Характер протестантства и его историческое развитие. Спб., 1868; Соколов В.А. Реформация в Англии.(Генрих УШ и Эдуард У1). М., 1881. » ' .

I Allen J.W. A History of Political Thought in the Sixteenth ,Century. L,, -1961; Aston iu. Lollardy and the Reformation: Survival or iievival?//History, 49. L., 1964* Slton G.K. Reform and Keiormation England. 1509*1558. Cambridge, 1974.

логизации истории, что отражает общую тенденцию в развитии зарубежной историографии. Событийная история воспринимается как поверхностная, не отражающая глубинных причин происходящего., подчеркивается необходимость привлечения новейших достижений психологии и других наув, исследующих человека.1

Вопрос о влиянии различных протестантских учений на англиканство рассматривается, как правило, в тесной связи о дцгмя намеченными выше проблемами - о предопределенности хода развития английской реформации дореформационной яоторией Англии и о связи протестантизма с переменами в социальном и политическом облике общества начала ХУ1 в.2 '

Однако приходится признать, что яря гаком изобилии и разнообразии литературы, посвященной реформациояноког двиввнию, остается множество проблем, лишь поставленных, по нз разрешенных.

Советская историческая наука в оценке реформациошюго движения исходит из теоретических положений, разработанных в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. Большое методологическое значение имеют работы С.Д.Сказкина, Ю.М.Сапрыкина, З.В.Штокмар, в которых с марксистских позиций решаются вопросы о социально-экономическом и идеологическом развитии Западной Европы и Англии в первой по-

1 Belloo H. Characters of the Reformation. H.-Y., 1953; Belloo H. How the Reformation happened. N.-Ï., 1968; Eriokson C. Great Harry. L., 1980.

о

Chriaman M.U. Strabourg and the Reform. New-Haven - London, 196?! Hopf С. Martin Bucer and the English Reformation. Oxford, 194-6| Calvinism and the political order. L., 1969; Hildebrandt P. ■Melanchton: alien or ally? Cambridge, 1946.

довине ХП в.1 Так, в работах Ю.М.Сапрыкина дается емкая характеристика слонной социальной ситуации в английском общэство периода генезиса капитализма, выявляется классовая опора абсолютной монархии, идейные источники абсолютистских взглядов англиканских реформаторов.^

Реформационная тематика успешно разрабатывается в статьях и монографиях А.В.Исаенко, Ю.Е.Ивонина, В.Н.Ильина, которые, соответственно, занимаются разработкой исторических и историографических проблем пуритазизма; влиянием внешней политики Англии и в целом международных отношений в Западной Европе на ход английской реформации; распространением анабаптизма в Англии. '

* Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Еалэдной Европы в средние зека. .4., 1981; Сапрыкин Ю.М. Со-вдально-пакитичзские взгляды английского крестьянства в Х1У-ХУП вв. М.,1972; Штокмар В.В. Экономическая политика английского абсолютизма в эпо/у его расцвета. Л., 1962.

о

Сапрыкин Ю.М. Абсолютистские идеи англиканской реформации в лУ1 в.//Вестник Моск. ун-та, серия 8,'"история, Ж, 1985; его яе: От Чссера до Шекспира. M.t 1985. ® Исаенко A.B. Английский пуританизм ХУ1-нач.ХУП вв. в освещении англо-американской буржуазной историографии.//Воцросы истории, .'¿3, 1979; его "же: Пуританская реформация в Англии ХУ1-нач.ХУП вв. Ордконикидзе, 1980; его же: Английская королевская реформация. Ордаоникидзе, 1982; Ивонин Ю.Е. О характере реформации Генриха УК.// Проблемы социальной структуры и идзэлогии средне векового общества. Вып13. Л., 1980; его жа: У истоков европейской дипломатии нового времени. Минск, 1984; Ильин В.Н. Полемика с анабаптизмом в англиканской публицистике .//Общество и государство в древйЬоти z в срздниз века. ИГУ, 1984; его яе:

В работах, опубликованных Б.А.Каменецким и И.Н.Осинозским дается характеристика взглядов представителей различных политических направлений, противодействия распространению протестантизма со стороны правительства в нредреформэдиоиный период.^

Большой интерес представляют работы по истории Реформации

в других странах - Германич, Франции, Нидерландах, Швейцарии,

?

исследования, посвященные кальвинизм и лютеранству.

Успешная разработка различных аспектов реформацконной проблематики в зарубежной и советской историох'ргфли не снимает, тем не менее, необходимости обращения к истории английской реформации в целом, исследования деятельности п взглядов одного из главных действующих лиц этого процесса - Томаса Кратера.

Борьба Твдоров с акабалтлзмом.//Англия в эпоху абсолютизма. М., 1984.

1 Каменецкий Б.А. Об идейных корнях английского абсолютизма.// Вопросы историй, $Э, 1985; СсяновзкиЙ й.Н. Томас Мор и реформация Генриха УШ.//Очерки социально-экономической и политической истории Англии а Франции ХШ-ХУП вв. М. ,1960; его хе: Томас Мор. M., IS8 .

о

Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. M., 1894; Рвдуненкова Н.В. Ренессакзное свободомыслие и идеология Рефоралацив. M., IS88; Смиран М.М. Эразм Роттердамский и реформацяонное движение в Гермпнии. M., 1978,- Соловьев Э. Непобежденный еретик. M., 1965; Чйстоевоноб А.Н. Реформацкон-ное движение и классовая борьба в Нидерландах а первой половине XII з. M., 1964; его Роль кальвинизма в Нидерландской буржуазной революции.//Средние века. Зыл.ЗЗ, IS7I.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней предпринята попытка проанализировать многогранную деятельность Томаса Кранмера на поприще английской реформации, оопоставить его политическую и теологическую программы, на примере отношений с королевской властью выявить закономерности складывания ооюза абсолютной монархии с новой церковью. Некоторые работы Кранмера до сих пор не. были введены в научный оборот не только в русской в советской, но и в англоязычной историографии. Впервые в советской медиевистике проведен анализ теологической доктрины англиканства, сопоставление его о другими протестантскими течениями. Не только личность Томаса Кранмера, но я английокая реформация первой половины ХУТ 9. V в ее наиболее насыщенный событиями период - не ставилась в центре диссертационного или монографического исследования.

Практическая значимость работ. Конкретный исторический .ма- • териал, содержащийся в диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и учебных пособий по истории позднего^срадневековья и по истории церкви, а также в семинарских занятиях и спецкурсах по политической и идеологической истории Англии ХУ1 в.

Атообашга работы. Основные положения работы изложены в двух статьях. Опубликована значительная часть переведенных на руоокий язык источников. По материалам диссертации сделан доклад на кафедре истории средних веков МГУ. Работа обсувдена и рекомендована к защите.

Структура диосертащр определяется задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка литературы. .

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРКАЖЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, сформулированы основные проблемы исследования, определены его цели и задачи, дается характеристика источников и историогрефиче-„ ский очерк.

Э первой главе "Социально-политические условия и осуществление реформации в Англии в,первой половине ХУТ в." рассматриваются проблемы, связанные о общим ходом политического, экономического, социального развития Англии начала ХУ1 в. Ноше возможности, появившиеся в обстановке начавшегося разложения феодальных отношений и интенсивного роста капиталистического уклада активно использовались для укрепления складывающейся абсолютной монархии. Оформление абсолютизма определило дальнейшее развитие политических и идеологических структур позднесредне-вековой Англии и вызвало потребность в теологическом обосновании права короля на руководство на только политической, но и религиозной жизнью английского общества и государства.

Относительная независимость церкви Англии от монарха, непосредственное ее подчинение римскому папе ограничивало власть короля. Немалые богатства, взыскиваемые понтификом в форме многочисленных платежей, вызывали недовольство всех слоев английского общества. Формальным поводом к ухудшению взаимоотношений римского папы и английского короля отало так называемое дело о разводе Генриха УШ и Екатерины Арагонской, получившее значительный резонанс не только в Англии и Риме, но и во всей Западной Европе. С активной деятельности по законному обоснованию стремления Генриха УШ расторгнуть брак началась политическая и церковная карьера Томаса Кранмера.

Основные перипетии дела о разводе происходили в период работы Парламента Реформации , сыгравшего определяющую роль в дальнейшей истории английской церкЕИ и английского общества.

В ходе заседаний этого парламента была издана целая серия анишапских статутов, чем и была завершена подготовка к ропщущим событиям английской реформации - признанию короля главой английской национальной церкви и секулярязации церковных земель и имущества.

Королевское главенство над церковью было утверндено изданным в 1534 г- Актом о Супрематии. Подчинение церкви королю, превращение ее в часть государственного аппарата стало одним из самых действенных средств усиления могущества английской абсолютной монархия. Секуляризация во многом разрешила финансовые проблемы правительства Генриха УШ, особенно обострившиеся к концу 20-х гг.

Серьезные перемены, произошедшие в религиозной жизни Англии, вызвали необходимость выработки новых догматов. Первый англиканский символ веры - Десять статей - был издан б 1536 г. В ходе выработки осноеных его положений среди теологов - теоретиков тюдоровского абсолютизма - выделились два направления,' католическое и англиканское.

Первое направление отмечено прежде всего открыто дроабсо-лютистскими настроениями и стремлением ограничить реформацию антипздскими мероприятиями, не затрагивая основ вероучения и культа. Направление это было представлено немалочисленной группой епископата, во главе которого стоял епископ Винчестерский Стивен Гардинер.

Англиканское крыло, возглавляемое Томасом Кранмером, архи-зшсяопом Кентербэрыйским, видело в королзвской супрематии не •

столько цель, сколько средство для дальнейшего проведения реформации.

Позиция правительства Генриха УШ по отношению к двум враждующим группировкам характеризовалась тактикой лавирования и в определенной степени зависела от внешнеполитических ¡сдай английской короны, ее отношений с протестантскими князьями Германии, Габсбургами, Францией.

В период правления Генриха УШ, кроме Десяти статей, были изданы ещч несколько документов новой церкви, однако ни один из них не внес почти ничего нового в разработку доктрины англиканства. Король, успешно разрешивиий в начале реформации ивой политические, финансовые, матримониальные проблемы, рейта ограничить нововведения, остановившись на достигнутом.

Поворот правительства в сторону дальнейиего развитая рэ-формацки произошел в Англии в связи со смансй монарха - посла смерти Генриха УШ на престол взошел его сан, Эдуард У1. Как юный король, так в оба протектора, осуществлявшее фактическую власть в стране, поддерживали реформацию, и положение аныгакаск ского крыла, большую часть правления Генриха УШ находившегося в оппозиции правительству, стало главенствующим. При Эдуарде У1 былй составлены и большей частью изданы основополагающие документы англиканства - Книга общих молитв, Книга Гомилий, символ веры. Решающую роль в этом сыграл Томас Кранмер.

По восшествии на престол следующего представителя династии Тюдороз - Марии - Англия была возвращена в лога католицизма. Положение Кранмера и его сторонников резко изменилось. Многие Сила вынуадены эмигрировать, сам архиэпископ после двухлетнего заключения был сожжен на костре как еретик.

Во второй главе "Томас Кранмер - вдеолог английской реформации" центральное место занимает анализ взаимоотношений светской и духовной власти в 'йроцессе становления английской национальной церкви и укреплеш& абсолютизма в Англии. Освобождение от власти римского папы, создание самостоятельной церкви, свободной от "иноземного" влияния, более эффективное воздействие на народные массы, реальное подчинение всей иерархической структуры духовенства - задачи, сделавшие короля и церковь союзниками на первом этапе реформации.

С 1534 г. начался процесс распределения папских прерогатив между королем, как главой английской церкви, и архиепископом, Контерберийским, как главой английского духовенства.

Приводимые в работе документы - речь Кранмера в Палате Лордов в 1534 г., на заседании конвокации в 1536 г., проекты символов веры и комментарии к ним, переписка с Кромвелем и другими, материалы богословских диспутов свидетельствуют о том, что Кран-меру принадлежит главная роль в выработке теологического обоснования принципа королевской супрематии.

Анализ взглядов и политической деятельности Томаса Кранмера вызвал необходимость в изложении его биографии, чему посвя-' щена часть второй главы. На основании жизнеописаний современных Кранмеру биографов описываются основные события из его жизни -цребывание в Кембриджском университете, сначала в качестве учащегося, затем - доктора богословия, преподавателя колледжа Иисуса, знакомство с поверенными лицами короля и встреча с Генрихом УШ, посольство в Европу к Карлу У и папе, установление коптактов с немецкими протестантами, и, наконец, посвящение Кранмера в сан архиепископа Кентерберийокого в 1533 г.

Став первым протестантским прелатом английской церкви, , / • мер начал активную деятельность по свержению папского авторитета и складыванию национальной церкви. Самое действенное средство для проведения в жизнь реформацвошшх преобразований Кран-мер видел в установлении и укреплении королевской супрематии, и вся его последующая деятельность на посту архиепископа была посвящена активной апологетике абсолютной монархии, в соответствии с интересами которой он предпринимал те или иные действия политического и религиозного характера.

Работы Кранмера, относящиеся к периоду 1534-1538 гг. свидетельствуют о значительном влиянии на него идей Мартина Лютера, в частности, его политической программы, основанной на идее примата светской власти перед духовной. Именно эта идея обеспечила Лютеру поддержку в среде шсшэго немэцкого дворянства.

Общность интересов английского абсолютизма и немецких протестантских князей во многом определила сходство теологических программ, последователям!, которых они являлись. Первый англиканский символ веры - Десять статей - во многом повторял положения Аугсбургского вероисповедания.

Значительную роль в складывании системы взаимоотношений -светской и духовной власти в англиканской церкви сыграло также следование английской национальной традиции, для которой характерно было стойкое противостояние папским притязаниям как среди духовенства (Уиклиф и его последователи), так и на парламентском уровне (антипапское законодательство Х1У в.).

Одним из самых влиятельных союзников Кранмера был Томас Кромвель, взаимоотношения с которым определяли в ходе реформации в период I534-1540 гг. почти также много, как и взаимоотношения

с королем. Кромвель, назначенный шрвш заместителем короля по делам церкви, возглавил специально созданную Высокую Комиссию, в ведении которой находилось административное управление церковью. Налоги на духовенство должны <3шм вотироваться на конво-кация, после чего следовала процедура окончательного утверждения в парламенте. Окончательное решение при назначении новых епископов принадлежало королю. Самостоятельность действий архиепископа и конвокации в значительной степени была ограничена необходимостью получения королевского разрешения на созыв конзока-цзи и согласования решений с королем и главой Высокой Комиссии. Анализ деятельности и взглядов Кранмера, нашедашх отранение в документах периода 1537-1544 гг., позволяет утверждать, что архиегаскоп готов бал поступиться и аначятелькой частью своей свобода, и материальными доходами, и существенными привилегиями, оставляя за собой право-быть Непререкаемей авторитетом в вопросах, связанных с доктриной, право принимать самостоятельные решения по проблемам вероисповедания и богослуязния. Только благодаря политике компромиссов и уступок Кранмеру удалось не только сохранить .свою гизкь и положение при дворе короля, который продолжал быть католяксм, отказавшись только от папства, но и добиться немаловахкых реформацзояных преобразований - принятия протестантского символа веры, получения разрешения на перевод и издание Библии на английском языке, определенного "удешевления" церкви за счзт отмены некоторых компонентов пышного католического культа.

Апологетика абсолютизма в равной мере с верностью делу реформации соответствовала убеждениям Томаса Кранмера.

н

В третьей главе "Роль Томаса Кранмера з выработке теологической доктрины англиканства" на основания анализа всех догматических документов англиканской церкви, появившихся в период с 1536 по 1552 гг. сделана попытка нарисовать целостную картину развитая англиканства - своеобразного течения протестантизма, характеризующегося прзздз всего умеренностью и стремлением к компромиссу - кеяду католицизмом и радикальным протестантизмом, мевду национальной традицией и европейским влиянием, кс-азду диктатом королевской власти и стремлением к церковкой автономии.

"Отец англззканязна" Томас Кранмер формировался как протестант л реформатор непосредственно в ходэ реформационных преобразований, что нашло отражение в отстаиваемых им положениях - гораздо более неопределенных в начале реформации по сравнении с периодом активного наступления протестантизма,

Одним из первых "программных" выступлений Краилера является речь, произнесенная им в конвокадаа в 1535 г. В работе представлено сравнение основных положений этой речи с последующими воззрениями Кранмера, высказанными им в официальных документах, участником составления которых он был (Десять статей, Епископская книга, Королевская книга, Книга общгх молитв. Книга Гомилий, Сорок две статьи и т.п.), в набросках и проектах, так и не опубликованных при жизни Кранмера (Тринадцать статей, канонический кодекс), в личных бумагах - переписка с английскими и европейскими реформаторами.

Подобный анализ позволяет проследить эволюцию взглядов Кранмера в вопросе о таинствах, об оправдании, о необходимости обрядов и церемоний в церкви.

При рассмотрении теологической доктрины англиканства одним из центральных вопросов является выяснение степени влияния различных течений протестантизма, презде всего - лютеранства. С этой целью в тексте третьей главы диссертации приводится сравнительна]! анализ двух символов веры - Десяти статей и Ауг-сбургского вероисповедания. Позицию Кракмера по отношению к взглядам немецких реформатороь и степень его участия в составлении Десяти статей позволяет выяснить сравнение проекта символа веры, написанного Кранмером - Тринадцати статей - с вышеуказанными документами.

Велика роль Кранмера в проведении'одного из самых важных реформациошшх мероприятий - перевода Библии на английский язык и распространения ее среди паствы.

Деятельность Кранмера не ограничивалась официальным представительством в качестве церковного иерарха и политической борьбой с противниками реформации. Чистая теология занимала не много места в жизни Кранмера только по.сравнению с такими теоретиками протестантизма, как Лютер, Меланхтон, Кальвин, каждый из которых оставил многотомное наследие. Кранмер не основал новой школы, не дал своего имени новому учению. Тем не менее, дружеские к деловые отношения-со всеми ведущими европейскими реформаторами, которые часто присылали свои богословские работы на суд архиепископа, активная переписка, содержащая полемику по догматическим вопросам, собственные теологические трактаты позволяют поставить Кранмера в один ряд с крупнейшими реформаторами ХУ1 в.

Круг вопросов, рассматриваемых Кранмером в богословских трудах, достаточно широк - учение о видимой и невидимой церк-

ви, догмат об оправдании верой в искупительную жертву Христа добрых делах, отношение к Священному Писанию а трудам "отцов церкви", количество таинств в их трактовка. Значительная часть наследия Кранмера посвящена одноцу из самых спорных вопросов в христианской догматике - речь идет о пресуществлении ь таинстве евхаристии.

Результатом богословских штуднй, политической к административной деятельности Томаса Кранмера и его сторонников и последователей явилось составление вероучения, оформление богослужения и обрядов, складывание цэрковно-адашшстратявного устройства новой англиканской церкви, которое было завершено к 1553 г.

Несомненны его лютеранские позиции в начальный период английской реформации, однако впоследствии они значительно трансформировались в сторону абсолютизма и англиканизма. Кранмер предстаот перед каш как своеобразный г оригинальный деятель Реформации. Компромиссный характер предложенной им доктрины отнюдь не был следствием его теологической несамостоятельности или политической слабости. Кранмер проводил ь жизнь программу, отвечающую превде'всего интересам абсолютизма, что обусловило ее успех, конечной же целью этой программы было установление в Англии реформтфоваяной церкви и распространение протестантизма.

В заключении работы подводятся итоги исследования и формулируются следующие вывода.

Специфика всего процесса формирования англиканской церкви была обусловлена тем, что самое знаменательное в политическом плане событие Реформации - отделение от римской католической церкви - произошло в Англии не как итог рефорнкятиокной борьбы, а как следствие проведения принципов политики абсолютизма. В

зтого сам ход реформации во многом зависел от государственной политики.

Реформация сопровождалась секуляризацией не только церковного землевладения, но и религиозного сознания, что стало одной из причин столь решительного подчинения церкви светской аласги, низведения священников до уровня гражданских чиновников.

Влияние абсолютизма на теологическую доктрину англиканства носило опосредованный характер и проявлялось скорее на форме лроведения реформационных мероприятий, чем на их сути.

Анализ деятельности и взглядов Томаса Кранмера позволяет утверждать, что характерной чертой проводимой им политики бал поиск общих интересов короны и церкви, в результате проведения которой архиепископ добился почти полного отоздествления позиций королевской власти и королевской церкви.

Компромиссный характер англиканства отвечал интересам не только абсолютной монархии,' но и формирующегося ооюза нового дворянства и зарождающейся буржуазии, которых на данном этапе удовлетворяла такая умеренная, но все же протестантская программа. '

При рассмотрении вопроса о влиянии европейского протестантизма на англиканство немаловажным представляется то обстоятельство, что все протестантские течения в первой половине ХУТ в. находились в процессе становления и взаимовлияли, друг на друга, видоизменяясь а приспосабливаясь к существующим условиям. Условия эти, в свою очередь, не были стабильны, особенно в исследуемый период.

Многообразие объективных факторов, повлиявших на англиканство не уменьшаем значения деятельности Томаса Кранмера по выработке п оформлению этого течения протестантизма. Кранмер ска-

зался именно .таким реформатором, который бил необходим англиканской церкви в период ее формирования. Он сумел соразмерить свои протестантские убеждения и с интересами абсолютизма, и с национальной традицией, сумел создать ученио, оказавшееся актуальным для Англии ХУ1 века и существующее до сих пор.

Основные положение работы изложены в следующих'статьях:

1. Томао Кранмер и начало англиканской реформации.// Из истории древнего мира и средневековья.-М1.388. I п.л.

2. Становление национальной церкви и формирование доктрины англиканства. 1534-1553 гг.// Английская реформация. Документы и материалы. -М., 1990. Вступительная статья и переводы источников. 2,7 п.л.

ШГПечатник-Мосгорпечать ¡1.Краснохолмская д.5