автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Хасан-Гата Габаши (1863-1936) как общественный деятель и историк

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Тухватулин, Айрат Халитович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Хасан-Гата Габаши (1863-1936) как общественный деятель и историк'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Тухватулин, Айрат Халитович

Введение

Глава I. Страницы биографии Х.-Г.Габаши. Общественная и педагогическая деятельность

§ 1. Основные этапы жизненного пути Хасан-Гаты Габаши

§2. Проблема реформирования системы образования на рубеже XIX

- XX веков и педагогическая деятельность ученого

§3. Вклад Х.-Г.Габаши в разработку проблем языка, религии и искусства

Глава II. Исторические воззрения Хасан-Гаты Габаши

§ 1. Методологические принципы исторического исследования в сочинениях ученого

§2. Этнические процессы Евразии и история поволжских народов в трудах Х.-Г.Габаши 96 —

§ 3. Проблема межкультурных контактов: Хазария, Византия,

Волжская Булгария и Русь

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Тухватулин, Айрат Халитович

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Видный татарский общественный деятель Хасан-Гата Габаши (1863-1936) жил и творил в конце XIX — начале XX столетия. В этот исторический период во всех сферах общественной жизни татар наблюдались значительные перемены. Появляется целая плеяда выдающихся мыслителей, деятелей науки и просвещения, которые своей разносторонней деятельностью закладывали основы для прогрессивного развития своего народа.

Особое значение в формировании нового самосознания татарского народа имела историческая наука. Достижения татарских историков этого времени, несомненно, представляют интерес для современности, поскольку имеют оригинальные решения многих задач, остающихся спорными и в наши дни. Именно этим объясняется обращение современных ученых к деятелям татарской науки рубежа Х1Х-ХХ века. В последние десятилетия исследователи подробно изучали наследие татарских историков - Хади Ат-ласи, Ризаэддина Фахреддина, Заки Валиди, Газиза Губайдуллина и ряда др. Среди этих ученых свое заслуженное место должен занять и Хасан-Гата Габаши, чья деятельность в ходе социальных изменений рубежа XIX -XX веков была многогранна. Он сумел внести существенный вклад в самые различные области татарской культуры. Х.-Г.Габаши был одним из первых преподавателей - джадидистов в новометодном медресе «Мухам-мадия» в Казани, открытом в 1882 году Галимджаном Галлевым (Баруди). Он был известен так же как основатель новометодного медресе в родной деревне Малый Сулабаш Казанского уезда, которое имело значительный авторитет в округе. Еще больший авторитет среди современников он приобрел, занимая пост казыя в Оренбургском Магометанском Духовном Собрании (далее - ОМДС), где курировал деятельность органов просвещения. Международная же известность в тюркском мире пришла к ученому после опубликования энциклопедического сочинений «Мофассал тарихе кауме торки» («Подробная история тюркских племен». Уфа. 1909 г.).

Упомянутый труд Х.-Г.Габаши являлся наиболее полным на то время описанием истории, этнических процессов и становления государств тюрков, и непосредственно связанных с ними народов, с древнейших времен до средневековья (XIII в.). Отличительными чертами этого исследования стали энциклопедизм, включение всех известных историку новейших научных сведений, доступность языка, привлечение восточных и западных источников, широкое использование российской историографии.

Данное сочинение, ставшее кульминацией научной деятельности ученого, вместе с его общественной деятельностью снискали Х.-Г.Габаши авторитет среди российских мусульман.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучение творчества татарского историка и общественного деятеля Х.-Г.Габаши представляет интерес с самых различных точек зрения. В современной историографии наблюдается повышенный интерес к периоду рубежа XIX - XX веков, как наиболее плодотворному этапу развития татарского социума. Изучение жизни, деятельности и творческого наследия Хасан-Гаты Габаши дает богатый материал, достаточно полно характеризующий особенности этой эпохи.

Особенно это касается исследования такого оригинального и неоднозначно оцениваемого явления как «джадидизм». Идеология движения, зародившаяся в Крыму, благодаря творческим усилиям Исмаила Гасприн-ского, получила необычайно широкое распространение на территории Поволжья и Приуралья, а также в Средней Азии и на Кавказе. Немалое значение для развития всесторонней образованности в среде российских мусульман имела деятельность Хасан-Гаты Габаши, вся жизнь которого в той или иной степени, была связана со сферой просвещения.

Исследование творческого наследия Х.-Г.Габаши представляет большой научный интерес, в связи с актуализацией изучения процесса становления татарской исторической науки. По нашему мнению, труды ученого стоят в одном ряду с сочинениями Х.Атласи, Г. Ахмерова, А.-З. Валиди, Г.Губайдуллина, Р. Фахреддина. Поэтому татарская историография (а более широком значении, и российская) была бы неполной без анализа места и роли Х.-Г.Габаши в исторической науке.

Наконец, изучение наследия Х.-Г.Габаши - это заслуженная дань памяти ученого, посвятившего свою жизнь идее прогресса и процветания не только татарского народа, но и всех российских мусульман. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ охватывают период со второй половины XIX по 30-е годы XX века. Они обусловлены годами жизни Хасан-Гаты Габаши (1863 - 1936).

В свою очередь, целесообразно выделить ряд этапов в его биографии. Первый - 1863 - 1889 гг. - период детства и обучения будущего историка в медресе «Гаффария» при Азимовской мечети города Казани. Это время стало этапом накопления знаний, когда были заложены присущие ему качества и свойства, с наибольшей полнотой раскрывшиеся во второй период жизни ученого. Следующий этап, с 1890 по 1917 годы, является наиболее плодотворным для Х.-Г.Габаши. Работа в образовательных учреждениях, административная деятельность в должности казыя Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, написание учебников для ша-кирдов по истории и издание «Мофассал тарихе.» - все это характеризует данный период.

Наконец, третий этап - с 1917 по 1936 гг., пришелся на время большевистского режима, когда происходит постепенный отход Х.-Г.Габаши от дел. Этот период заканчивается трагической гибелью ученого.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ охватывают Волго-Уральский регион (по дореволюционной терминологии - «Внутренняя Россия»), с которым связана жизнь и деятельность Х.-Г. Габаши.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ

Исследования о Х.-Г. Габаши немногочисленны: почти все имеющиеся упоминания об историке относятся к двум периодам, значительно отделенным друг от друга во времени. Первый приходится на начало XX века, а второй период наступает лишь в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века и связан с изменениями в политической жизни России, когда были сняты многие запреты на изучение в том числе и отдельных деятелей татарской науки.

Одним из первых обратил внимание на труды историка рецензент "Мофассал тарихе кауме торки" (Подробная история тюркских племен) ученый-ориенталист Н.Ф.Катанов. 15 ноября 1911 года он выступил на заседании Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете с докладом "Краткий обзор татарских исторических книг", в котором приводится анализ современного ему состояния исторической науки у татар. О книге Хасан-Гаты Н.Ф.Катанов сказал следующее: "Татары интересуются и историей тюркских племен. По этой части особенно известно сочинение Хасан-Гаты Аль-Габаши "Мофассал тарихе кауме торки" ("Подробная история тюркских племен"), 1-й том которого вышел в Уфе в 1909 году. К недостаткам сочинения Габяшия (так в тексте - А.Т.) надо отнести то, что он тюрками для умножения их числа считает даже многие финские и монгольские племена."1. В целом, можно сказать, что Н.Ф.Катанов положительно оценил труд Х.-Г .Габаши. Это было чрезвычайно важно для выхода книги в печати, поскольку именно Н.Ф.Катанов был основным цензором, давшим разрешение на издание этой работы ученого.

Следующее упоминание трудов Х.-Г. Габаши встречается в книге Джамалютдина Валиди "Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 года)" . Его отзыв достаточно краток и весьма ка

1 Катанов Н.Ф. Краткий обзор татарских исторических книг. - Казань, 1911. - С.3-4.

2 Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 года). - М.-Пг., 1923. тегоричен: "Хасан-Гата-Габаши, мулла деревни Сула-Баш, Казанского уезда, одно время был казыем, т.е. членом Духовного Собрания. Он написал два исторических сочинения — краткую и полную историю тюрко-татарского народа. Его труды очень богаты материалами, но страдают бессистемностью и отсутствием надлежащего освещения исторических фактов. Язык тоже не разработан и довольно архаичен"1. Дж. Валиди не ставил перед собой цели анализа содержания концепции ученого. Поэтому, хотя его замечания достаточно верно оценивают недостатки исследования X,-Г.Габаши, однако, положительные и новаторские стороны трудов историка талантливый критик почти не заметил.

До сих пор шла речь об отношении исследователей к историческим сочинениям Х.-Г.Габаши, однако, общественная деятельность ученого так же нашла отражение в работах современников. В частности, И.Терегулов в своей книге "Очерки по истории общественного движения мусульман России"2 характеризует Габаши как либерала.

О Хасан-Гате Габаши в последующий период время писали очень редко ввиду того, что он был репрессирован по политическим мотивам. Лишь на рубеже 80 - 90-х гг. XX века ученые вновь стали обращаться к трудам татарского историка. Примечательно, что первыми глубокий интерес к историческому наследию татарского исследователя начала XX века проявили узбекские ученые, которые в 1994 г. целиком переиздали "Мог фассал тарихе кауме торки" на узбекском языке. В заключении к этой книге исследователь П.Равшан высоко оценивал труд татарского историка. Он указывал на то, что многие выводы Габаши не только не устарели, но и наоборот, находят подтверждение в современной науке. По мнению П.Равшана, Хасан-Гате Габаши в своем сочинении удалось отразить целостную картину развития тюркских народов. В условиях возрождения госу

Валиди Дж. Указ.соч. - С. 101-102.

2 Терегулов И. Очерки по истории общественного движения мусульман России.

3 Габаши Х-Г. Мофассал тарихе кауме торки. - Ташкент, 1994 (наузб. яз.).

М., 1926. дарственности этих наций на современном этапе этот труд является актуальной как никогда1.

К началу 1990-х гг. относятся первые исследования в виде отдельных статей, посвященные различным сторонам деятельности Х.-Г. Габаши, написанные татарскими учеными. В 1994 году в журнале "Мирас" ("НаУ следие") были опубликованы отрывки из "Мофассал тарихе кауме торки" . В этом же номере представлен краткий очерк профессора М.И. Ахметзяно-ва об этой книге. Современный ученый положительно оценивал тот факт, что Хасан-Гата Габаши в своих трудах активно использует методы европейской историографии. Ценной идеей он считает обнаружение этногене-тической близости народов Сибири с тюрками. М.И. Ахметзянов отмечает объективность историка при описании многих исторических событий.

А.Ю. Хабутдинов в своей кандидатской диссертации "Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX в." и учебнике " Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900-1918"4 упоминает имя Х.-Г. Габаши в связи его активным участием в работе мусульманских съездов 1917 г. При этом он относит идеологическую позицию татарского историка к направлению умеренно реформаторского толка. Данный вывод подтверждается и на материалах настоящей работы.

P.P. Салихов, один из авторов коллективных монографий "Очерки истории Высокогорского района" и "Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты", впервые публикует биографию X.-Г.Габаши. Он высоко оценивает деятельность Хасан-Гаты Габаши на поприще народного образования. Большое внимание в работах уделяется анализу роли общественного деятеля и историка в жизни мусульманского

1 РавшанП. Мозий сабоги (Уроки истории)//Хасан-Гата Габаши Мофассал тарихе. - Ташкент, 1994. -С.222-228.

2 Габаши Х.-Г. Мофассал тарихе кауме торки // Мирас. 1994. №3. - С. 106-113.

3Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX в.: Дис. канд. истор. наук. - Казань, 1996.

4 Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900-1918: Учебное пособие по курсу «История Татарстана». В 2 частях. - Казань, 1997. общества начала XX века1. Ценные биографические сведения, содержащиеся в упомянутых сочинениях, были частично использованы и в нашей диссертации.

Примечателен тот факт, что исторические концепции Хасан-Гаты Габаши постепенно находят признание у современных ученых. Его имя стоит в ряду активных приверженцев булгаро-татарской теории происхождения казанских татар2. Известный этнолингвист, академик АН РТ М.Ф. Закиев в своей книге "Этногенез татарского народа" упоминает Хасан-Гату Габаши в связи с дискуссией об этнической принадлежности скифов к кругу иранских или тюркских народов3.

В целом следует признать, что жизнь, общественная деятельность и наследие Хасан-Гаты Габаши изучены крайне слабо, в особенности по сравнению с творчеством других его современников рубежа XIX-XX вв. В силу всего этого, автору данной диссертации пришлось опираться преимущественно на опубликованные на арабской графике труды Х.-Г. Габаши, а также на ряд его рукописей и архивных документов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Целью данного исследования является изучение места Хасан-Гаты Габаши в тюрко-мусульманском обществе Волго-Уральского региона («Внутренней России») в конце XIX -начале XX веков и определение его роли в становлении татарской исторической науки.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть деятельность ученого в различные периоды его жизни;

- определить роль Х.-Г.Габаши в процессе реформирования системы образования тюрко-мусульманского общества;

- выявить истоки исторических воззрений Х.-Г. Габаши;

- проанализировать основные положения его исторической концепции.

1 Салихов P.P. Хасан-Гата Габаши // Очерки по истории Высокогорского района. - Казань, 1999. - С . 163; Его же Хасан-Гата Габаши // Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты. - Казань, 2000. - С. 94-100.

2Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999. - С.566.

3 Закиев М.З. Этногенез тюрко-татар. - М, 1998. - С. 152-153.

Объектом исследования является творчество татарского ученого -историка конца XIX - начала XX веков Хасан-Гаты Габаши.

Предметом исследования стали как опубликованные, так и не опубликованные исторические труды и рукописное наследие Х.-Г. Габаши.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ

Источниковую базу исследования условно можно разделить на несколько групп. В первую очередь - это документы и материалы, хранящиеся в Отделе редких рукописей и книг Научной библиотеки имени Н.И Лобачевского КГУ, в Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ) и в Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ).

Первую группу источников составили архивные материалы касающиеся как творчества Хасан-Гаты Габаши, так и основных сфер его деятельности.

В материалах фонда Казанского губернского жандармского управления НА РТ (Ф.199) отложились документы содержащие агентурные наблюдения охранки о работе Хасан-Гаты Габаши за время его пребывания на посту казыя ОМДС, а так же различные доносы на него со стороны консервативно настроенных прихожан.

Весьма существенным подспорьем в работе стал фонд Попечителя Казанского учебного округа НА РТ (Ф.92), где содержится ряд сведений общего характера о развитии джадидистского движения среди мусульман. В фонде Канцелярии казанского губернатора (ФЛ) представляют интерес документы и материалы местной администрации, относящиеся к вопросам образования "инородческого" населения.

В ЦГА ИПД РТ хранится следственное дело 1932 года1, по приговору которого, престарелый и давно отошедший от общественных дел Хасан-Гата, был отправлен в исправительно-трудовые лагеря Архангельской области. Там же хранится один из вариантов его автобиографии.

1 ЦГА ИПД РТ. Ф. 8233. Оп. 1. Д. 2-11536.

Вторую важнейшую группу источников составили сочинения Х.-Г. Габаши, как опубликованные, так и неопубликованные.

Хронологически первым появился учебник для учащихся начальных классов "Торек ыруглары" ("Тюркские роды"), составленный на основе его собственных лекций и изданный в 1897 году. В нем содержатся краткие сведения о различных народах. Однако, основное внимание уделяется тюркам.

Следующая книга по истории - "Мохтасар тарихе кауме торки" ("Краткая история тюркских племен") - вышла в свет в 1899 году. Фактически это сочинение является учебником для шакирдов (учащихся) медресе, содержащее сведения энциклопедического характера по истории, географии и этнографии.

Мофассал тарихе." была опубликована в 1909 году. Труд представляет собой собрание исторических сведений энциклопедического характера о тюрках и их соседях, Как отмечал сам ученый, эта работа явилась плодом его 16 - летних поисков и раздумий1.

В процессе работы над этими книгами, Х.-Г. Габаши собрал значительное количество информации о тюрках, скрупулезно фиксируя эти сведения в своих рукописях. Однако, следуя, с одной стороны, традициям мусульманской историографии, а с другой, руководствуясь соображением о том, что в учебных пособиях ссылки на первоисточники не обязательны, в печатных изданиях он не указывал авторство цитируемых им сочинений.

Для выяснения истоков исторических взглядов ученого интерес представляют следующие его рукописи:

1. "Милли торек тарихы" ("История тюркской нации") , предположительно 1894 г., Уфа, состоит из 20 страниц. История тюрков здесь излагается в форме вопросов и ответов. Таким способом объясняется сам термин "история", его значение, происхождение различных народов, дается.

1 Габаши Х.-Г. Мофассал тарихе кауме торки. - Уфа. 1909. - С. 4.

2ОРРКНБКГУ . Т. 845. общая схема этногенеза тюркских народов. По своему содержанию и структуре рукопись напоминает труд ученого "Торек ыруглары" и фактически является его черновым вариантом.

2. Наброски книги "Мохтасар тарихе кауме торки"1 написаны в Уфе в начале XX века (предположительно 1901-1902 гг.), состоят из 8 страниц. Эта рукопись схожа с предыдущей, и написана в виде ответов на те или иные вопросы по истории тюрков (всего 56 вопросов).

3. Материалы краеведческого характера. До нас дошла рукопись об истории деревни Чыршы (была обработана М. Ахметзяновым) . В Научной библиотеке КГУ сохранилась рукопись "Моселманча авыл исемнэре" ("Мусульманские названия деревень"), составленная в начале XX века на трех листах. В первом листе приводятся названия деревень Орского, Челябинского, Белебейского, Чистопольского и других уездов. На втором листе произведен анализ названий татарских деревень. Третий лист является ответом на запрос В. Радлова об истории д. Малый Сулабаш.

4. В начале 1910-х гг. Хасан-Гата Габаши написал исследование "О

•5 миссионерском движении" , где изложил историю взаимоотношений между тюрками и славянами в течение многих веков. Большое внимание здесь уделено взаимоотношениям булгар и русских и их борьбе против монгольского нашествия, дана оценка этапам и методам христианизации Поволжья. По мнению ученого, некоторая либерализация в отношении Российских властей к магометанским подданным произошла, в период правления Екатерины II4. Последним этапом миссионерской деятельности православного духовенства назван конец XIX века. В данной рукописи используется фактический материал из сочинений М.Н.Карамзина, С.М.Соловьева и ряда других русских историков.

1 ОРРКНБКГУ. Т. 262.

2 Ахметзянов М. История деревни Чыршы // Идель, 1995. № 2. - С.21-23.

3 ОРРКНБКГУ .Т. 1059.

4 Там же. - Л. 43

Данная группа источников позволяет проследить эволюцию исторических воззрений ученого.

В третью группу источников необходимо выделить труды историков, которые были использованы Х.-Г. Габаши при написании упомянутых выше сочинений. Некоторые из них сохранились в фонде ученого, другие же упоминаются в его книгах и воспоминаниях.

Сохранились следующие документы, представляющие собой выписки, сделанные рукой Х.-Г. Габаши:

1 "История государства Российского" 1 - 11 тт. М.Н. Карамзина1, конец XIX - нач. XX вв., состоит из 30 страниц. В первую очередь, здесь собраны сведения о булгарах, печенегах, половцах и других племенных объединениях Сибири, Поволжья, Причерноморья и Крыма. Особое внимание уделяется проблеме отношений этих племен с Русью. На полях зафиксированы номера страниц цитируемых отрывков. На 25 странице приводится сравнительный анализ родословных сибирских ханов по М.Н.Карамзину и Ш.Марджани.

2. Выписки из исторических книг1. Сделаны в Уфе, в конце XIX века, 14 страниц. Записи были произведены в ходе работы над "Мохтасар та-рихе кауме торки". Сведения можно разделить на 3 части: а) Мемуары основателя империи Великих Моголов - Бабура (14831530), выписаны из "Бабурнаме", изданного И.Ильминским в 1856 г. б) Фрагменты и сведения из турецких исторических книг. в) Сочинения русских историков и филологов: А.М.Савельева "Му-хаммеданская нумизматика", Б.В.Срезневского "Мысли об истории русского языка", Г.И.Шевырева "История русской словесности", всего - 14 стр.

Кроме того, в самом тексте книги "Мофассал тарихе кауме торки" упоминаются сочинения таких историков как, В.В.Вельяминов-Зернов, Н.Ф.Катанов, В.Н.Татищев, С.М.Соловьев, Н.М. Ядринцев.

1 ОРРКНБКГУ . Т. 263.

Большое влияние на становление Х.-Г.Габаши как историка сыграл труд Ш.Марджани "Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" ("Сведения, привлеченные для истории Казани и Булгара"), изданный в 1885 и 1895 гг.

Благодаря этим источникам и письменным документам можно восстановить эволюцию исторических воззрений ученого.

Четвертую группу источников для данного исследования составили произведения и рукописи, характеризующие Х.-Г. Габаши как общественного деятеля.

Педагогические воззрения ученого были изложены, преимущественно в его работах "Тэрбияле бала" ("Воспитанный ребенок"), "Саулык ("Здоровье") и во введении к его книге "Басыйрат"4 ("Сознание"). В фонде Хасан-Гата Габаши сохранился также автограф, написанный в г. Уфе -"Халык университетлары хакында" ("О народных университетах")5 в 1908 г., где излагается проект реформирования системы национального образования.

Другая важная сторона деятельности Х.-Г.Габаши - обсуждение религиозных проблем и вопросов культуры. С наибольшей полнотой эти темы раскрыты в статьях сборника, посвященного 100-летнему юбилею Ш.Марджани6.

Кроме того, в фонде хранятся еще две рукописи, написанные ученым по той же проблематике: а) "Об отношении ислама к пению и музыке"1, 1915-1916 гг., состоит из 11 страниц. б) "Янэ "Умид" пароходы" ("Снова о пароходе

Надежда"")2,1910-е годы, состоит из 17 листов.

1 Там же.

2 Габаши Х.-Г. Тэрбияле бала. - Казан, 1890.

3 Габаши Х.-Г. Саулык. - Казан, 1890.

4 Габаши Х.-Г. Басыйрат. - Казан, 1891.

5ОРРКНБКГУ. Т. 854.

6 Габаши Х.-Г. Мэржэни хэзретлэре турында истэ калганнарым. (Мои воспоминания о Марджани) // Мэржэни мэжмугасы. (Сборник, посвященный 100-летнему юбилею Ш. Марджани). - Казан, 1915.

Пятая группа источников включает в себя материалы периодической печати. Сюда относятся мусульманские газеты и журналы, которые освещали деятельность Х.-Г. Габаши или же редактировались им самим:

- газеты «Вакыт» («Время») (Оренбург, 1906-1918), «Юлдуз» («Звезда») (Казань, 1906-1918);

-журналы «Дин ва магишат» («Религия и жизнь») (Оренбург, 19061917), «Шура» («Совет») (Оренбург, 1908-1917);

- журналы, редактируемые Х.-Г. Габаши, - «Маглюмате махкамаи шаргыяи Ырынбургия» («Известия Оренбургского Магометанского Духовного собрания») (казый отвечал за неофициальный раздел) (Уфа, 19081910), «Меджелле Мехкэме Шаргыя» («Журнал Мусульманского Собрао ния») (Казань, 1917) .

Последнюю, шестую группу источников составляют мемуары Х.-Г. Габаши, воспоминания его близких и эпистолярное наследие.

Достаточно подробные биографические сведения содержатся в рукописном труде ученого - "Минем тэржемэи хэлем" ("Моя автобиография"). Она закончена 17 января 1928 года и предоставляет богатый фактический материал о жизни и деятельности Хасан-Гаты Габаши4.

Необходимо упомянуть так же автобиографию Султана Габаши -сына татарского ученого, дополняющую вышеназванный источник.

Помимо этого, в фонде Хасан-Гата Габаши Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки КГУ хранится значительное количество писем - около 400, как делового, так и личного характера. Среди них наибольший интерес представляет переписка ученого с Т.Ильяси, Ш.Шарафом, Г.Баруди.

1 ОРРКНБКГУ . Т. 259.

2ОРРКНБКГУ . Т. 543.

3 К сожалению, нам не удалось обнаружить ни одного номера этого журнала ни в библиотеках, ни в архивах Республики Татарстан.

4ОРРКНБКГУ . Т. 152.

В фонде рукописей хранится так же около тридцати писем к Хасан-Гате Габаши, с просьбами выслать экземпляры книги «Мофассал тари-хе.».

Все эти материалы поступили в фонд Научной библиотеки КГУ после ареста Хасан-Гаты Габаши в 1932 году. Часть бумаг и документов оказалась в Государственных архивах Татарской АССР и Башкирской АССР.

Указанные источники представляют собой целостный комплекс сведений, позволяющий тщательно изучить биографию, общественную деятельность ученого, а также его исторические воззрения.

Таким образом, все имеющиеся источники подразделяются на шесть групп. В основу данной классификации положено внутреннее содержание материала, различающееся по типу информации.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Диссертация построена на основе синтеза методологий К.Маркса и М.Вебера. Если первая позволяет выявить материально-экономические причины социальных изменений, то вторая способна обосновать перемены в духовной сфере общества на этапе его перехода от традиционной системы ценностей к идеологии индустриального общества. Исторические труды Хасан-Гаты Габаши являются переходными от традиционных исторических сочинений, присущих мусульманской средневековой традиции к нововременной методологии, основанной на использовании достоверных источников, проверке исторических фактов с помощью междисциплинарных связей и ряде других установок, свойственных европейской историографии

Теоретико-методологической основой для данного исследования являются также принципы историзма, системность и целостное изучение, позволяющие раскрыть общие закономерности исторических, педагогических, религиозных и общественно-политических взглядов и мировоззренческих представлений видного татарского ученого и общественного деятеля Хасан-Гата Габаши. В работе широко использовался междисциплинарный подход на стыке исторической науки, культурологии и религиоведения.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ Хасан-Гата Габаши -одна из известных фигур в татарском джадидистком движении. Интерес к его личности начал проявляться в исследовательской среде сравнительно недавно в связи с изменением политического климата в российском обществе. Однако до сих пор сведения о татарском ученом-историке носили фрагментарный характер. До сих пор не создано ни обстоятельной биографии Х.-Г.Габаши, ни работы, исследующей его исторические воззрения. Настоящая диссертация является одной из первых попыток комплексного изучения его жизненного пути, общественной деятельности и исторических взглядов.

На основе осмысления имеющихся источников и литературы мы предполагаем представить свой взгляд на жизнь и творчество Х.-Г.Габаши, считая последнего одной из важных фигур в татарском обществе второй половины XIX- начала XX веков, игравшей существенную роль в области реформирования системы образования, обновления всех сторон жизни татарского общества, распространении передовых исторических знаний в этой среде.

В диссертационной работе используется ряд источников на арабской графике. Значительное количество документального материала вовлекается в научный оборот впервые. Изучение наследия Хасан-Гата Габаши позволяет представить характерные черты становления татарской исторической науки в переходный для нее период (от традиционной мусульманской системы исторических представлений к нововременной европейской историографии) конца XIX- начала XX веков.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в том, что содержащиеся в ней положения могут способствовать дальнейшему изучению национальной историографии и общественной мысли народов Поволжья и Приуралья. Кроме того, в силу того, что основные научные изыскания Х.-Г. Габаши проводились в области этнической истории тюрок, материалы исследования могут быть использованы для преподавания курсов истории кочевых цивилизаций тюрок и истории татарского народа.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные идеи, положения и выводы диссертационного исследования были изложены автором на 12 межвузовских и региональных и одной международной конференциях, а также нашли отражение в ряде публикаций:

1. Тухватулин А.Х. Ш. Мэрджэнинен Х.-Г. Габэши ижатына таэсире (Влияние Ш. Марджани на творчество Х.-Г. Габаши) // Ш. Марджани: наследие и современность. Материалы международной научной конференции. - Казань, 1998. - С. 120-122.

2. Тухватулин А.Х. Пантюркистские идеи в исторической концепции Х.-Г. Габаши // История государственности Республики Татарстан и современность. Материалы Республиканской научной конференции. - Казань, 2000. - С. 76-77.

3. Тухватулин А.Х. Циклы торговли в средневековом Поволжье (Обзор трудов татарских историков начала XX в.) // Поволжье в системе всероссийского рынка: история и современность. Материалы научной конференции. - Чебоксары, 2000. - С. 8-13.

4. Тухватулин А.Х. Методология истории в исторической концепции Хасан-Гата Габаши // Диалог культур Евразии. Сборник статей. - Казань, 2001.-С. 65-69.

5. Тухватулин А.Х. Проекты реформ системы мусульманского образования в 1911 г. // Сборник научных трудов и материалов Всероссийской научно-практической конференции «Национально-региональный компонент стандарта профессионального образования в условиях национальной республики». - Казань, 2002. - С. 151 -154.

19

6. Тухватулин А.Х. Хасан-Гата Габаши (1863-1936) // Научный Татарстан, 2003. №1 (в печати).

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ обусловлена рядом исследовательских задач, необходимых для достижения поставленной цели. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Хасан-Гата Габаши (1863-1936) как общественный деятель и историк"

Заключение

Период конца XIX - начала XX века для российских мусульман характеризовался бурным ростом политического и национального самосознания, развитием культуры, просвещения, искусства и науки. В этих условиях наиболее востребованными оказались образованные и энергичные люди, обладавшие глубокими познаниями в области традиционных религиозных дисциплин, знавшие восточные языки, готовые, наряду с этим, к восприятию достижений западной цивилизации. Одним из таких людей оказался Хасан-Гата Габаши. Он был признанным специалистом по мусульманскому праву, ученым - историком, совмещавшим традиции востока и запада в своих научных сочинениях, а, кроме того, прекрасным педагогом и администратором. Среди его заслуг -исследование по истории фикха, написание ряда учебников по истории тюрков, создание фундаментального труда «Мофассал тарихе кауме торки» («Подробная история тюркских племен»), организация благотворительных учреждений, учебных заведений, принятие мер в сфере реформирования школы, помощь в проведении медицинских профилактических мероприятий.

Татарские просветители, считавшие образованность панацеей от всех социальных проблем, стремились к улучшению качества обучения, вовлечению наибольшего количества учащихся в этот процесс. Активные представители татарской интеллигенции энергично включились в работу по реформированию системы просвещения. Они стремились изменить прежнюю традицию, приблизив образование к европейскому уровню. При этом сохранялась часть религиозных дисциплин, как основа для усвоения нравственности и приобщения к общечеловеческим ценностям.

Джадидистам пришлось работать в чрезвычайно сложных условиях. Осуждаемые со стороны традиционалистов, преследуемые контролирующими образование «инородцев» государственными органами, татарские просветители смогли, тем не менее, наладить процесс обучения. Во многом это стало возможным благодаря Х.-Г.Габаши, который защищал преподавателей - джадидистов от нападок противников. Во время пребывания Габаши на посту казыя ОМДС в Волго-Уральском регионе началось заметное движение по созданию мусульманских учебных заведений, преимущественно новометодного типа. Ученый содействовал развитию преподавания на татарском языке, а также считал необходимым изучение русского языка для татар с целью приобщения их к достижениям западной цивилизации и для лучшей адаптации к условиям жизни в составе Российской империи.

К заслугам Х.-Г.Габаши следует отнести также реформаторскую деятельность в области мусульманской религии, в частности рассмотрение некоторых вопросов, связанных с исполнением предписаний ислама в условиях северных широт, а наибольший интерес представляет анализ проблемы соответствия музыкального искусства религиозным воззрениям.

Можно сказать, что Х.-Г.Габаши продолжил линию Ш.Марджани в отношении указанных проблем. Однако он пользовался собственной аргументацией при доказательстве предпочтительности того или иного решения этих вопросов. Доступность его доводов, использование авторитетных для мусульман источников — Корана и Сунны, должность кадия - все это многократно усиливало его позицию и делало его особенно опасным для идеологических противников. Несмотря на отставку в 1913 году, его активная деятельность сыграла значительную роль в процессе развития татарского общества по своему оригинальному пути, совмещавшему традиции Востока и Запада.

Среди несомненных успехов историка необходимо назвать и педагогическую деятельность ученого, бывшего одним из первых преподавателей новометодного медресе «Мухаммадия» в Казани. Достойно упоминания основание им медресе в деревне Малый Сулабаш, преподавание в медресе «Усмания» и в высшем мусульманском учебном заведении - медресе «Галия» в Уфе.

Кроме того, несомненным вкладом в развитие образования светского типа является создание учебников по истории тюрков, в которых он знакомит шакирдов с новейшими, по тому времени, научными данными. Именно факт отсутствия учебников на доступном татарском языке заставил его написать первые пособия для начальных и средних классов -«Торк ыруглары» (1894) («Тюркские роды») и «Мохтасар тарихе кауме торки» («Краткая история тюркских племен») (1902), а несколько позже создать труд энциклопедического характера - «Мофассал тарихе кауме торки» («Подробная история тюркских племен») (1909). Ученый считал, что изучение истории имеет несомненную практическую значимость, ибо человек, знакомый с прошлым, сможет избежать ошибок и в будущем. Сфера основных научных интересов ученого была связана с исследованием истории народов, населявших регион Поволжья и Урала.

Главное историческое сочинение «Мофассал тарихе.» включает в себя историю преимущественно тюркских, а так же и некоторых других племен и государств Евразии с глубокой древности вплоть до эпохи Золотой Орды. В планах ученого было написание и дальнейшей истории государственных образований в Поволжье и на Урале, однако, жизненные трудности и непредвиденные обстоятельства помешали завершению его работ.

Х.-Г.Габаши наследует в своем творчестве некоторые принципы, присущие традиционной мусульманской историографии, которые он дополняет современными ему приемами и методами исторического исследования, применяемыми в Европе и России. С одной стороны, мы обнаруживаем в трудах историка широчайший охват тем, энциклопедизм, занимательность, живость языка, доверие наиболее древним, и поэтому не подвергаемым сомнениям, источникам мусульманского предания, а с другой, встречаем стремление к критическому анализу документов, объективности, использованию сведений вспомогательных исторических дисциплин, трехчленную периодизацию истории. В частности, он выделяет в истории государственности в Поволжье три периода -Древнюю эпоху, начало которой теряется в веках и заканчивается падением Булгар ( ? - 1236 год), Средние века - от нашествия монголов до падения Казани (1236 - 1552 года) и Новое время - от падения Казани по настоящее время.

В целом, не смотря на ряд ошибок фактологического характера (причисление чуваш к финно-угорским народам вследствие переоценки культурно-хозяйственного фактора этнического развития, указание на последовательную генетическую преемственность уйгур и булгар, упоминание мишарей, как этноса со времен раннего средневековья, переоценка роли этнопсихологических факторов в историческом процессе) следует заметить, что книги и учебники историка сыграли значительную роль в дальнейшем развитии исторической науки среди тюркских народов. Он первым среди мусульманских ученых России подробно исследовал древнейшие периоды в истории тюркских и финно-угорских племен, дав при этом описание образа жизни, ремесел, торговли, этнического характера, политических процессов, причин расцвета и заката племенных союзов и государственных образований. Изображенная историком этническая карта Евразии времен раннего средневековья, за исключением некоторых архаизмов, связанных с пережитками традиционного мировоззрения, вполне соответствовала научным достижениям того времени.

Кроме того, Х.-Г.Габаши был активным популяризатором новейших исторических данных среди тюркоязычного населения Российской империи. Особую роль в концепции историка занимает не столько новизна научных фактов, сколько оценка и интерпретация уже известных. Именно в этом состоит основная заслуга ученого, предвосхитившего многие концептуальные положения современных историков.

Значимость трудов Х.-Г.Габаши, поэтому, определяет, прежде всего, представленная им целостная панорама этнических и политических процессов, происходивших на территории Евразии. При этом ему удалось прийти к существенным выводам относительно кочевых цивилизаций, подтвердившимися трудами последующими поколениями тюркологов и ориенталистов XX века. В частности, заслугой историка можно считать новую оценку в отношениях между славянскими и тюркскими народами в эпоху средневековья, когда эти народы связывали не только войны и борьба за сферы влияния, но и мирные торговые, политические и династические отношения. Кроме того, важными в научно-теоретическим отношении можно считать его выводы относительно специфики хозяйствования и быта кочевых цивилизаций. Роль климатических условий в выборе типа хозяйствования (оседлого, кочевого), место торговли в экономике кочевников, их посредничество между странами Востока и Запада - все это, по сути, направлено было на реабилитацию кочевых цивилизаций и более обоснованную оценку их роли в историческом процессе.

Наряду с ознакомлением читателей с историей тюрков, в своих сочинениях Хасан-Гата Габаши уделял большое внимание этническим процессам в Волго-Уральском регионе в целом. С его точки зрения современные финно-угорские и тюркские народы, населяющие этот регион, имеют единые корни и неоднократно объединялись в прошлом в различные политические общности. Упадок, наблюдавшийся в социально-экономическом состоянии ряда народов Поволжья и Урала к началу XX в. Х.-Г. Габаши считает результатом потери этнического единства и исторической памяти. Только возвращение к былому единству и общим корням, могут, по его мнению, привести разрозненные народы Поволжья и Урала к национальному возрождению.

146

Помимо этого, анализ Х.-Г. Габаши истории тюркских и финно-угорских племен Волго-Уральского региона говорит о непосредственной преемственности между средневековыми булгарами и современными казанскими татарами, что проявляется не только в хозяйстве и культуре, но и в этнопсихологии. Подобные выводы стали основной причиной того, что концепцию татарского историка стали относить к, так называемой, «булгарской». Однако, с точки зрения автора данной диссертации, Габаши лишь обозначил этническую преемственность булгар и казанских татар, четко проводя различия между этими народами, жившими в разные эпохи.

Таким образом, историческое наследие Хасан-Гата Габаши принадлежит не только татарской, но тюркской, а по большему счету, и российской историографии. Его труды не потеряли своей актуальности и в наши дни. Одним из свидетельств тому является переиздание в Узбекистане фундаментального труда историка «Мофассал тарихе кауме торки» (1994), который был рекомендован в качестве хрестоматийного пособия для школьников. Габаши удалось во многом опередить свое время, многие его идеи нашли подтверждение в работах востоковедов и тюркологов XX века.

 

Список научной литературыТухватулин, Айрат Халитович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. НА РТ. Ф.1. Канцелярия казанского губернатора.

2. НА РТ. Ф. 160. Директор народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии

3. НА РТ Ф. 199. Казанское губернское жандармское управление

4. Центральный Государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан

5. ЦТ А ИПД РТ Ф. 8233. О. 1. Д. 2-11536. Следственное Дело Хасан-Гаты Габаши

6. Неопубликованные источники 1. На татарском языке Рукописи Х.-Г. Габаши, хранящиеся в фондах Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки им. Н.М.Лобачевского КГУ.

7. Т. 1542. Габаши Х.-Г. Тэрджемэи хэлем. (Моя автобиография). Малый Сулабаш. 1928. - Л. 1-33.

8. Т. 1059. Габаши Х.-Г. Миссионерлык хэрэкэте турында. (О миссионерском движении). Уфа. 1910-е гг. - Л. 1-53.

9. Т.262. Габаши Х.-Г. «Мохтасар тарихы кауме тормошен планы. (План «Краткой истории тюркских племен»). Уфа. Начало XX в. - Л. 1-8.

10. Т.845. Габаши Х.-Г. Милли торек тарихы. (История тюркской нации). -Уфа. Начало XX в. Л. 1-32.

11. Т.842. Габаши Х.-Г. Н.М. Карамзиннын тарихи эсэрлэреннэн кучермэлэр. (Выписки из произведений Н.М. Карамзина). Уфа. Конец XIX в. - Л. 1-30

12. Т.263. Габаши Х.-Г. Тарихи китаплардан кучермэлэр. (Выписки из книг по истории). Уфа. Конец XIX в. - Л. 1-14.

13. Т.843. Габаши Х.-Г. Моселманчэ авыл исемнэре. (Названия мусульманских деревень). Малый Сулабаш. Начало XX в. - Л. 1-3.

14. Т.120. Габаши Х.-Г. Ефим Маловка роддия. (Возражение Ефиму Малову). Казань. 1886. - Л. 1-24.

15. Т. 1257. Габаши Х.-Г. Ш. Мэржэни 1тэм «Мэржэни» мэжмугасына бэйлэнешле материаллар. (Материалы связанные с Ш. Марджани и сборником «Марджани»), Уфа. 1914. - Л. 1-47.

16. Т.259. Габаши Х.-Г. Исламнын жыр Ьэм койгэ-музыкага карашы. (Отношение ислама к пению и музыке). Казань. 1915. - Л. 1-11.

17. Т.543. Габаши Х.-Г. Янэ «Омит» пароходы. (Снова о пароходе «Надежда»). Уфа. 1910-е гг. - Л. 1-17.

18. Т.854. Габаши Х.-Г. Халык универистетлары хакында. (О народных университетах). Уфа. 1908-1912 гг. - Л. 1-21.

19. Т. 1236. Габаши Х.-Г. Жидесу вилаятендэ зилзилэ хакында. (О бедствии в Семиреченской области). Уфа. 1910- е гг. - Л. 1-3.

20. Т. 1094. Габаши Х.-Г. Моселмэннэр арасында кунелсез хэллэр. (О грустных явлениях среди мусульман). Казань. Начало XX в. - Л. 1-4.

21. Т. 1229. Габаши Х.-Г. Гаскэри карендэшлэргэ гомуми хыйтап. (Общее обращение к воинам-единоверцам). Казань. 1916. Л. 1.

22. Т. 1246. Габаши Х.-Г. Торле макэлэлэрнен каралмалары. (Черновики различных статей). Казань. Конец XIX в. -Л. 1-9.

23. Т. 1193. Габаши Х.-Г. Торле мэкалэлэрнен каралмалары. (Черновики различных статей). Уфа. 1915. - Л. 1-13.

24. Т.985. Габаши Х.-Г. Эчке Русия вэ Сибирия моселмэннэренен гаскэрилек мэсъэлэсе. (Вопрос об отношении к военной службе мусульман Внутренней России и .Сибири). Казань. 1918. - Л. 1-7.

25. Т.1193. Габаши Х.-Г. Торле съездларга караган материаллар (Материалы, относящиеся к различным съездам). Казань. 1917. - Л. 16.

26. Т. 1045. Письмо Хасан-Гата Габаши Ш. Марджани. Письма, связанные со сборником «Марджани». Конец XIX начало XX вв. (3 письма)

27. Т. 1626. Письма к Хасан-Гата Габаши с просьбой выслать «Всеобщую историю тюрков». 1910-е гг. (7 писем).

28. Т. 1049. Письмо Фатиха Карими Х.-Г. Габаши. Оренбург. 23 марта 1914 г.-Л. 1-4.

29. Т. 1225. Письмо Х.-Г. Габаши в редакции «Баянелхака» и «Юлдуз». -Уфа. 1912.-Л. 1-3.

30. Т. 1085. Письма, пришедшие Х.-Г. Габаши от разных людей. (58 писем).

31. Т.1154. Письма, пришедшие Х.-Г. Габаши от разных людей. (199 писем).

32. Т.872. Письма Г. Баруди Х.-Г. Габаши. Казань. Начало XX в. (2 письма).

33. Т.1176. Письма Г. Баруди Х.-Г. Габаши. Казань. 1906-1917. (3 писем).

34. Т.869. Личная переписка Х.-Г. Габаши с друзьями. Начало XX в. (7 писем).

35. Т.871. Личная переписка Х.-Г. Габаши с друзьями. 1905-1917е гг. (11 писем).

36. Т.1051. Личная переписка Х.-Г. Габаши с односельчанами. 1909-1910. (8 писем).

37. Т.1099. Личная переписка Х.-гГ. Габаши с членами семьи. 1911-1914. (21 письмо).

38. Т.1100. Личная переписка Х.-Г. Габаши с супругой. 1906-1916. (41 письмо).

39. Т. 1101. Личная переписка Х.-Г, Габаши с тестем Мухаммедсагит Габдесаттаровичем. 1901-1916 гг. (67 писем).

40. Т. 1162. Личная переписка Х.-Г. Габаши и членов семьи с родственниками. 1910-1914. (39 писем).

41. I Опубликованные источники.1. На русском языке

42. Габаши С. Моя краткая автобиография. // Султан Габаши. Материалы и исследования. Казань, 1994. - 114 с.

43. Государственная Дума. Стенографические отчеты: Созыв 1-4. СПб,-Пг, 1906-1917.

44. Журнал Совещания при Уфимской Земской управе по вопросу о типе начальной общеобразовательной мусульманской школы. Уфа, 191.1. -76 с.

45. Карамзин Н.М. История государства Российского в XII т. T.I. М., 1989.-638 с.

46. Карамзин Н.М. История государства Российского в XII т. Т. II-III. М., 1991.-832 с.

47. Катанов Н.Ф. Краткий обзор татарских исторических книг. Казань, 1911.-11 с.

48. Малов Е.А. Миссионерство среди магометан и крещеных татар. -Казань, 1892.-С. 462.

49. Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в Восточной и Юго-Восточной России, утвержденные Министерством народного просвещения 31 марта 1906г. и дополненные в 1907 г. СПб., 1907. -29 с.

50. Соловьев С. М. Сочинения в 18 кн.: История России с древнейших времен. Кн. 1: Т. 1-2. М., 1989. - 797 с.

51. Ю.Татищев В.Н. История Российская: В 7 т.: Т.1 М,- Л., 1962. - 500 с.

52. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическомотношениях. Казань, 1844. - 146 с.2. На татарском языке

53. Бигиев М. Рахмате Илахия борханнары (Доказательства абсолютности божьей милости). Оренбург, 1911. - 180 с.

54. Биккулов Г. Шимал тореклэренен боек батыры (Великий богатырь северных тюрков) // Кояш. Казань 1915 г. 9 января.

55. Карими Ф. Аннан-буннан (Оттуда-отсюда). Оренбург, 1907. - 74 с.

56. Култаси Ш. Хикмэт жэдидэ (Новый метод). Казань, 1896. - 62 с.

57. Максуди А.Х. Шаригат хокемнэре (Предписания шариата). Казань, 1997. - 64 с.

58. Марджани Ш. Китаб назурат эл хакк фи фардият эл-аша вэ ин лям ягиб эш-шафак (Взгляд на истину о необходимости вечерней молитвы, независимо от наступления сумерек). Казань, 1870. - 116 с.

59. Марджани Ш. Мостэфадэл-эхбар фи эхвэл Казан вэ Булгар (Сведения, привлеченные к истории Казани и Булгара). Казань. 1897. - 264 с.

60. НасыриК. Избранные произведения. Казань, 1977. - 255 с.

61. Насыри К. Фэваких аль-джуласа. (Плоды собеседников)- Казань, 1884. -440 с.

62. Ю.Радлов В.В. Белек (Знание). Казань, 1872. - 76 с.

63. Фаизханов Ш. Ш. Мэржэнигэ хат (Письмо Ш. Марджани) // Шура.1916, №14. С.19

64. Фахреддин Р. Болгар вэ Казан тореклэре (Тюрки Булгара и Казани).1. Казань, 1993. 288 с.

65. Фахреддин Р. Джавамигуль калим шэрхе. (Комментарии на свод изречений Пророка). Казань, 1995. - 602 с.21. Сочинения Габаши X-Г.

66. Габашй Х.-Г. Басыйрат (Сознание). Казан, 1891. - 104 с.

67. Габаши Х.-Г. Мэржэни хэзретлэре турында истэ калганнарым. (Мои воспоминания о Марджани) // Мэржэни мэжмугасы. (Сборник, посвященный 100-летнему юбилею Ш. Марджани). Казан, 1915. - 534582 с.

68. Габаши Х.-Г. Мохтасар кауме тарихе торки (Краткая история тюркских племен). Казан, 1899. - 56 с.

69. Габаши Х.-Г. Мофассал тарихе кауме торки (Полная история тюркских племен). Уфа, 1909. - 316 с.

70. Габаши Х.-Г. Мофассал тарихе кауме торки. (Полная история тюркских племен) // Мирас. 1994. №3. 106-113 с.

71. Габаши Х.-Г. Тэрбияле бала (Воспитанный ребенок). Казан, 1890. -22 с.

72. Габаши Х.-Г. Торек ыруглары (Тюркские роды). -Казан, 1894. -20 с.

73. Габаши Х.-Г. Саулык (Здоровье). Казан, 1890. - 26 с.

74. Габаши Х.-Г. Чыршы авылы тарихы (История деревни Чыршы) // Идель,1995. №2.- 21-23 с.3. На иностранном языке

75. Габаши Х.-Г. Мофассал тарихе кауме торки. Ташкент, 1994 (на узб. яз.). - С. 230.1.. Периодика

76. Вакыт (Время). Оренбург, 1906-1918.

77. Дин вэ мэгишат (Религия и жизнь). Оренбург, 1906-1917.

78. Маглюмате махкамаи шаргыяи Ырынбургия (Известия Оренбургского Магометанского Духовного собрания). Уфа, 1908-1910.

79. Шура (Совет). Оренбург, 1908-1918

80. Юлдуз (Звезда). Казань, 1906-1918.153

81. V. Литература 1. На русском языке

82. Абдуллин Я.Г. Джадидизм как этап в развитии татарскогопросветительства // Очерки истории татарской общественной мысли. 1. Казань, 2000.-С. 128-160.

83. Амирхан Ф. Сочинения в 4 т. Т.З - Казань, 1989. - 330 с.

84. Амирханов Р.У. Наследие вернувшееся к народу (о жизненном пути и творчестве Заки Валиди)// Валиди (Туган) А.З. Краткая история. С. 142-161.

85. Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Казань, 1992. - С. 22-60.

86. Артамонов М.И. История хазар. JL, 1962. - 523 с.

87. Ахмеров Г. Избранные труды. История Булгарии. История Казани. Этнические группы и традиции татар Казань, 1998. - 238 с.

88. Бартольд В.В. Соч. в 7 т. Т 6.: Работы по истории ислама и Арабского халифата - М., 1966. - 784 с.

89. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1989. - 514 с.

90. Беккерель А. Руководство к изучению частной и общественной гигиены. Харьков, 1869 // Гумилев JI.H. Конец и вновь начало. М., 1994. - 542 с.

91. Ю.Борухович В.Г. Научное и литературное значение труда Геродота. // Геродот. История. М., 1999. - С. 585-623.

92. И.Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 года). М.-Пг., 1923. - 127 с.

93. Васильев A.B. История и древности восточной части Средней Азии от X до XIII века. СПб., 1897. - 154 с.

94. Габаши С. О татарской музыке // Габаши С. Материалы и исследования. В 2 ч.:-Казань, 1997. Ч. 1. С. 68-90.

95. Габаши С. Материалы и исследования. Казань, 2000. - 237 с.

96. Газиз Г. История татар. М., 1994. - 197 с.

97. Гумилев JI.H. Древние тюрки. М., 1994. - 513 с.

98. Гумилев JI.H. Конец и вновь начало. М., 1994. - 542 с.

99. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. - 574 с.

100. Декарт Р. Правила для руководства ума // Избранные произведения, -М., 1950.-712 с.20.3акиев М.З. Этногенез тюрко-татар. М., 1998. - 680 с. 21 .Игнатенко A.A. Ибн Хальдун. - М., 1980. - 160 с.

101. Ислам. Энциклопедический словарь. -М., 1991. 315 с.

102. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX в. Казань, 1974. - 319 с.

103. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. М., 1949. - 364 с.

104. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. М., 1995. Кн.1. - 573 с.

105. Кляшторный С.Г. Степные цивилизации. СПб., 1997. - 212 с.

106. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. -М., 1976.

107. Кульпин Э.С. Золотая Орда. М., 2000. - 286 с.

108. Макаров Г.М. Династии Хабаши и Габаши в Заказанье // Заказанье: проблемы истории и культуры. Казань, 1995. - С. 77-79

109. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т.: Т. 1. Земля. Население. Экономика. Сословие. Государство. М., 1993. - 527 с.

110. Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990. - 192 с.

111. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли (Очерки по истории 1895 1917 гг). - Казань, 1964. - 446 с.

112. Плетнева С.А. Кочевники и раннефеодальные государства степей Восточной Европы // История Европы в 8 т. T. II. Средневековая Европа - М., 1993. - С. 213-230.

113. Рашидова Д. Ученый-музыкант, поэт и историк Дарвиш Али Чанги // Культура Среднего Востока развитие, связи и взаимодействия. -Ташкент, 1992.-С. 51-69.

114. Салихов P.P. Хасан-Гата Габаши // Очерки по истории Высокогорского района. Казань, 1999. - С.46-52

115. Салихов P.P. Хасан-Гата Габаши // Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты. Казань, 2000. - С. 94-100.

116. Сиефан А.Д. Кадимизм: элементы социологии мусульманского традиционализма в татарском мире и в Маверранахре (конец XVIII-начало XX вв.) // Ислам в татарском мире: история и современность. -Казань, 1997.-С. 57-71.

117. Смирнов А.П. Волжские булгары. М., 1951. - 273 с.

118. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань, 2000. - 310 с.

119. Тагиров И.Р., Пискарев В.И. «Особое совещание» по Приволжскому краю: противодействие империи. Документы и комментарии. // Татарстан.- 1997. №9-10. №9 - С. 9-12, №10 - С.21-24.

120. Тухватулин А.Х. Пантюркистские идеи в исторической концепции X.-Г. Габаши // История государственности Республики Татарстан и современность: Материалы Республиканской научной конференции. -Казань, 2000. С. 76-77.

121. Тухватулин А.Х. Циклы торговли в средневековом Поволжье (Обзор трудов татарских историков начала XX в.) // Поволжье в системе всероссийского рынка: история и современность. Материалы научной конференции. Чебоксары, 2000. -С. 8-13.

122. Тухватулин А.Х. Методология истории в исторической концепции Хасан-Гата Габаши // Диалог культур Евразии: Сборник статей. -Казань, 2001. С. 65-69.

123. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 г. Петрозаводск, 1997. - 957 с.

124. Файзрахманов Г.Л. Древние тюрки. Казань, 2000. - 108 с.

125. Фирсов H.H. Чтения по истории Среднего и Нижнего Поволжья. -Казань, 1921.- 136 с.

126. Фролов Д.В. О сложении Коранических наук // Вестник Московского университета. 1987. № 3 С. 28-34.

127. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900-1918. Учебное пособие по курсу «История Татарстана». В 2 ч. Казань, 1997.

128. Халиков А.Х Татарский народ и его предки. Казань, 1989. - С.220.

129. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII XIX веков. -Казань, 2001.- 192 с.

130. Юсупов М. X. Шигабутдин Марджани как историк. Казань, 1980. -384 с.

131. Ядринцев Н.М. Отчет о поездке в Монголию и вершины Орхона. // Известия Восточно-Сибирского отделения русского географического общества. Т. XX. Вып. 4. С. 1-13

132. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. - 412 с.1572.На татарском языке

133. Алишев С.Х Татар тарихчысы Хади Атласый (Татарский историк Хади Атласи) // Атласи X. Себер тарихы (История Сибири). С. 3-15.

134. Атласи X. Себер тарихе. Сюем-бикэ. Казан ханлыгы. (Тарихи эсэрлэр) (История Сибири. Сююм-бике. Казанское ханство (Исторические сочинения)). Казань, 1993. - 204 с.

135. Ахметзянов М. Тарихчы Хэсэнгата Габэшинен боек хезмэте (Великий труд историка Хасан-Гаты Габаши) // Мирас. №3. 1994. С. 106.

136. Валиди (Туган) А.-З. Торки-татарларнын кыскача тарихы (Краткая история тюрко-татар). Казань, 1992. - 181 с.

137. Закиев М.З. Торки-татар этногенезы (Этногенез тюрко-татар). Казань-М., 1998.-622 с.

138. Исхаки Г. Идель-Урал (Волга-Урал). Казань, 1991.-63 с.

139. Максудова 3. Бубыйда беренче спектакль // Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе (Первый спектакль в Буби // Книжные полки в медресе). -Казань, 1992.-С. 71-74.

140. СалиховР.Р. ХасангатаГабаши //Мирас. 1994. №3. С. 103-106.

141. Тухватулин А.Х. Ш. Мэржэнинен Х.-Г. Габэши ижатына таэсире (Влияние Ш. Марджани на творчество Х.-Г. Габаши) // Ш. Марджани: наследие и современность. Материалы международной научной конференции. Казань, 1998. - С.120-122.

142. Хайруллин А. Кереш суз (Вступительное слово) // Фахреддин Р. Болгар ваКазантореклэре. С. 6-18.3. На иностранном языке.

143. Равшан П. Мозий сабоги (Уроки истории). // Х.-Г. Габаши Мофассал тарихе. Ташкент, 1994. С.222-228. (на узбекском языке).158

144. VI. Диссертационная работа 1. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в первой четверти XX в.: Дис. канд. истор. наук. Казань, 1996. - 227 с.