автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Хоровое пение абхазов как явление фольклора и современного фольклоризма (вопросы исполнительства)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Судакова, Ольга Михайловна
ВВЩЕНИЕ.
Глава I
Глава П
Глава Ш
Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Судакова, Ольга Михайловна
Вопросы изучения фолыслоризма, представляющего собой сложный многогранный процесс освоения фольклора в различных областях культуры современного общества, вполне правомерно привлекают внимание исследователей как в нашей стране, так и за ее пределами. Проблемам современного фолыслоризма посвящен целый ряд содержательных исследований, чаще всего социологического, общетеоретического и методологического характера, работы М.Азадовского /II/; В.1усева /51,52,53/; Х.Баузингера /153/; М.Бошковича-Стулли /154/; Х.Мозе-ра /157/.1
Освоение фольклора в музыкальном творчестве породило понятие композиторского фолыслоризма, и, наконец, возник исполнительский фольклоризм /последний осознан музыкознанием значительно позднее первого/. Если по проблеме "композитор и фольклор" известно большое количество исследований, то вопросы освоения фольклора в современном исполнительстве освещены в теоретических работах несравненно меньше.
Фольклоризм исполнительства и творчества особенно ощутим в процессе становления.и развития национальных музыкальных культур народов нашей страны. Именно творческое освоение фольклора как в области композиторского творчества, так и в области формирования национального профессионального и самодеятельного исполнительства во многом определяет своеобразие и индивидуальное лицо той или иной национальной музыкальной культуры. Поэтому анализ процесса освоения фольклорных приемов в различных отраслях национальных исполнительских школ является не менее актуальным и важным, чем аналогичные
I Подробный перечень работ по данной тематике см. в статье В.1усева /53, с.761/. исследования в области национального композиторского творчества.
Изучение современного фольклоризма в его исполнительском аспекте дает богатый материал для лучшего понимания целостной картины развития любой национальной музыкальной культуры, помогает почувствовать специфику формирования национальных культур, проследить и осознать наиболее обще законы диалектики и их развития в рамках общего движения социалистической культуры.
Концепция исполнительского фольклоризма призвана охватить саше разнообразные грани освоения фольклора в различных сферах современного исполнительства. Влияние веками сложившихся в народе исполнительских стереотипов и клише на процесс формирования национального исполнительского стиля /как самодеятельного, так и профессионального искусства/ определяет своеобразие и индивидуальность той или иной национально-сценической культуры.
Процесс освоения фольклора в сфере профессионального искусства как справедливо отмечает В.Е.1усев /52,с.25/, имеет для всех народов свои особенности. И непосредственное влияние фольклора тем ощутимее, чем моложе профессиональное искусство национальной республики. Абхазская ж е профессиональная музыкальная культура,произрастая из весьма древних,прочно сохраняемых и поныне фольклорных традиций, на сей день является одной из самых молодых в нашей стране.Поэтому влияние традиций ныне не только ощутимо /благо,что эти традиции еще живы в быту народа/, но и для исследователя роль такого влияния называется весьма наглядной на данном этапе становления абхазской профессиональной музыкальной культуры в целом и исполнительства как важнейшей составной части этой культуры.
Для абхазского национального музыкального искусства характерно распространение фольклоризма на все его виды, жанры и сферы, что позволяет говорить, пользуясь термином В.1усева /52,с.25/, о наличии в современной музыкальной культуре абхазов "универсального" типа фольклоризма.
Предметом данного исследования избран процесс освоения фольклора в одной из ведущих областей современной музыкальной культуры Абхазии - хоровом исполнительстве республики.
Ограничивая предмет исследования этой областью исполнительства, мы исходим не только из фактически лучшего практического освоения именно этого материала, но превде всего из убеждения, что у абхазов, как, впрочем, и у многих других народов, основой фольклорного музицирования которых выступает коллективное пение, фольклорном вокально-хорового исполнительства выявлен с наибольшей полнотой. Хоровой жанр в профессиональном и самодеятельном искусстве республики как никакой другой связан кровными узами родства с бытовой исполнительской традицией абхазов.
В связи с предметом и предпосылками исследования возникает актуальный круг вопросов по данной проблеме. Среди них основные для нашего исследования, суть:
I/ место фольклорных' традиций и их роль в процессе становления различных видов современного профессионального хорового исполнительства;
2/ народные, исполнительские традиции и современная художественная самодеятельность;
3/ значение претворения приемов фольклорных исполнительских традиций в решении задачи формирования собственного исполнительского стиля профессиональных коллективов Абхазии;
4/ вопросы сохранения традиционных приемов бытового музицирования при переносе его на концертную эстраду /анализ деятельности хоров и ансамблей песни и танца/;
5/ пути и методы использования исполнительских черт бытовой коллективной певческой традиции в творческой деятельности профессиональных ансамблей народной песни и танца /на примере анализа работы Государственного ансамбля народной песни и танца Абхазии/;
6/ жизнь народной песни в репертуаре национального академического хорового коллектива; выявление возможных путей и методов претворения исполнительских приемов фольклора в творчестве хоров общеевропейской манеры звукообразования /на примере анализа деятельности Государственной хоровой капеллы Абхазии/.
Кроме того в данной работе будет уместно осветить круг вопросов, имеющих конкретную методическую направленность: а/ возможности и пути воплощения традиционной народной /в частности, темброво-звуковысотной/ вокальной манеры в деятельности хоров Абхазии, учитывая различные направления их исполнительского стиля; б/ вопросы, связанные с конкретной проблемой обработки-транскрипции образцов хоровой народной песни в исполнении ее на концертной эстраде хорами различного творческого направления; в/ возможности, пути и методы применения моментов традиционной исполнительской импровизации в концертных программах профессиональных хоровых коллективов; г/ возможности привнесения на концертную эстраду естественной двигательной свободы, сопровождающей народную песню в бытовом ее исполнении, а также пути и методы использования на эстраде элементов пластики, характерных для бытового музицирования.
Естественно, что этим перечнем не исчерпывается число вопросов, связанных с проблематикой исследования. Объем диссертационной работы требует разумного вычленения материала и ограничения круга освещаемых проблем.
Ограничившись локальным материалом абхазской хоровой исполнительской культуры, необходимо учесть, что абхазский музыкальной фольклор поныне изучен недостаточно^, и данная работа, при всем ее специфически исполнительском аспекте, призвана посильно коснуться изучения сферы традиционного песенного фольклора абхазов.
Осуществляя исследования на конкретном локальном материале, фольклорном и современном сценическом вокально-хоровом музицировании абхазов, определяя их генетическую связь и преемственность, их взаимодействие в процессе интенсивного развития профессиональной музыкальной культуры республики, автор не претендует на полное освещение всех видов и сфер музыкального творчества абхазов. Однако, исходя из того, что в современном музыкальном искусстве Абхазии, как композиторском, так и исполнительском, претворяются прежде всего традиции бытового коллективного пения как преобладающего традиционного вида абхазского музицирования, подобное направление исследования кажется нам оправданным.
Диссертация состоит из трех глав: первая посвящена исполнительству устной традиции, вторая и третья - различным сценическим формам ее претворения, т.е. фольклоризму.
Исходя из названных ограничений, первая глава работы посвящена анализу собственно традиций коллективного бытового пения абхазов. Внимание в ней сосредоточено прежде всего на вычленении именно тех черт, приемов и методов народных исполнителей, которые, по мнению автора, оказывают наиболее ощутимое влияние на национальное хоровое исполнительство в период его становления, на современном этапе.
Наиболее пристальное внимание отводится здесь подробному и всестороннему анализу мужской вокальной ансамблевой традиции - как ведущей и основополагающей ветви абхазского музыкального фольклора. Бытовой стихийно формирующийся певческий мужской ансамбль - не только наиболее типичная, но и наиболее сохраненная от различного рода
I. Перечень абхазских фольклорных публикаций приведен в I главе исследования. влияний извне форма фольклорного музицирования с четким соблюдением национальных специфических канонов. Следует также отметить, что в отличие от традиций сольного исполнительства, ныне почти утраченных и забытых, а также от традиций семейно-бытового музицирования, в известной мере деформировавшихся под влиянием городской самодеятельности с ее так называемым "общекавказским исполнительским стилем", мужское ансамблевое пение сохранено во всей самобытной свежести. Кроме того, именно в бытовом мужском ансамблевом пении наблюдается наибольшая устойчивость в сохранении специфических канонов исполнения, а также реализуется большинство старинных традиционных произведений богатого песенного искусства абхазов.
Важно отметить, что мужская вокальная традиция, аккумулирующаяся ныне прежде всего в абхазском застолье, вобрала и сохранила целый ряд утерявших былую функцию традиционных жанров, сохранив их от забвения. Живучесть исполнительских канонов этой традиции объясняется также ее распространением не только у сельского населения, но и среди городских жителей абхазской национальности.
И, наконец, последнее, что поставило данную традицию в центр внимания I главы исследования - это ее все более возрастающее влияние на процесс формирования профессионального и самодеятельного хорового исполнительства республики и безусловная перспективность этого влияния.
В работе над первой главой автор опирается на исследования в области фольклорного исполнительства, имеющиеся в работах советских фольклористов, как на русском материале, так и на изучении фольклора народов СССР. Зцесь уместно упомянуть не только работы патриархов отечественного этномузыкознания - Д.Аракшпвшш /17,18/, Е.Гиппиуса/40,41,42,43/; К.Квитки /74,75/; Е.Линевой /93/; А.Рудневой /121/; Л.Христиансена /136,137,138/; З.Эвальд /147/, не только исследования маститых советских этномузыковедов - И.Земцовского /61,
62,63,64,65,66/; О.Кыйвы /87,88/; Л.Мухаринской /104/; В.Сенкевич-Гудковои /124/, но и содержательные труды более молодых музыкантов-фольклористов - В.Лапина /91,92/; А.Кабанова /70/; И.Мавдевского /101,102/; М.Иашвшш /67/ и мн.др.
Беря за основу апробированный в советской фольклористике целостный подход к изучаемому материалу, вокально-ансамблевую традицию абхазов мы рассматриваем как исторически сложившийся феномен, анализируемый в исполнительском аспекте. В первой главе автор исследования опирается на собственные наблюдения над живым бытованием фольклора, использует свои нотировки с уточняющим комплексом обозначений, представляющие интерес в избранном ракурсе работы, а также интерпретирует и осмысляет нотировки других авторов. Рассматривая традицию сквозь призму исполнительских приемов, делает попытку объяснить некоторые музыкально-стилистические особенности традиционной хоровой песни, в частности, характер народной полифонии, основные черты "звукового идеала" традиционного пения.
Возникнув, как результат анализа взаимодействия двух областей современной музыкальной культуры, - "на стыке" фольклора и эстрадного хорового исполнительства, - данная диссертация не является традиционным этномузыковедческим исследованием. Фольклорный материал, анализируемый в вышеупомянутом ракурсе, служит здесь не только выявлению типологии основных форм эстрадного претворения народной песни, но и становится "ключом" к теоретическому осмыслению исполнительских методов и приемов, пришедших на современную сцену из сферы народного музицирования.
Вторая и третья главы исследования посвящены вопросам сценической интерпретации фольклора певческими ансамблями и хорами различного типа.
Во второй главе сделана попытка классификации хоровых коллективов Абхазии по степени близости их к аутентичному воспроизведению
- ю традиционного фольклора. В поле зрения попадают здесь как самодеятельные, так и профессиональные коллективы, поющие в народной манере звукообразования.
Оценивая деятельность хоров, близких народной манере, и определяя их место в системе художественной самодеятельности, автор наряду с сохранением общего для всей работы исполнительского аспекта исследования прибегает к элементам социо-демографического подхода. Тем самым сделана попытка целостного осмысления процесса фольклориз-ма в этой ветви национального ансамблево-хорового исполнительства.
В центре главы - анализ творческой истории Государственного ансамбля народной песни и танца Абхазии. Черты фольклоризма в дея -тельности Ансамбля рассматриваются здесь не только на данный период времени: анализируется процесс претворения традиционных приемов исполнительства за несколько десятилетий работы коллектива. В работе над этой главой использована существующая отечественная и зарубежная литература по вопросам сценической интерпретации фольклора, в частности - в вокальном и хоровом исполнительстве: статьи Б.Асафьева /22,23,24/; А.Копосова /82,83/;Н.Котиковой /84/; Ф.Рубцова /119/; В.Сидельникова /125/; Ю.Энгеля /148/, исследования А.Рудневой /121/; Н.Калутиной /73/; Д.Покровского /112/; Л.Христиансена /136,137/;Т.Джижева /55/; Т.Живкова /59/, материалы дискуссии в журнале "Клуб и художественная самодеятельность" /96/.
Вторичной формой жизни фольклора на сцене выступает исполнение народной песни хорами общеевропейской /академической/ манеры. Здесь мы имеем дело с явлением опосредованного фольклоризма, характеризуемого преломлением традиций сквозь призму канонов академического хорового стиля. Своеобразие этой формы в Абхазии прослеживается на цримере деятельности Государственной хоровой капеллы Абхазской АССР, которой посвящена Ш глава исследования. Фолыюризм исполнительского стиля капеллы рассматривается не в конкретном временном срезе, а по истечении десятилетия со дня организации коллектива, когда, по наблюдению автора, полностью сформировался его исполнительский стиль. Так как научных исследований по теме фольклоразма академического хорового исполнительства практически нет (работы В.Ровда /118/ и В.Попова /113/ носят лишь характер описания), автор опирается в основном на собственный опыт практической деятельности в качестве дирижера Государственной хоровой капеллы Абхазии, интерпретируя ее как своеобразный эксперимент исследования.
Обрисованная выше проблематика исследования актуальна ныне в виду того, что процесс фольклоризма хорового исполнительства в различных своих проявлениях, характерных особенностей, несомненно имеет место и может быть прослежен в любой национальной культуре нашей страны, обнаруживая сходные черты.
Некоторые методические выводы, сделанные в итоге исследования, могут быть спроецированы в производственную деятельность хормейстеров, композиторов, работающих в жанре хоровой обработки народной песни, руководителей профессиональных и самодеятельных хоров, и тем самым получить желанный практический выход.
Основанная на опыте хормейстера, изучающего фольклор в его реальной жизни и претворяющего фольклорные приемы в профессиональном хоровом исполнительстве, данная работа ставит своей целью осмысления одной из конкретных сфер современного социалистического фольк-лоризма как составной части единого динамического процесса развития многонациональной социалистической культуры.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Хоровое пение абхазов как явление фольклора и современного фольклоризма (вопросы исполнительства)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, необходимо кратко сформулировать его конкретные результаты.
I. Несомненно, что фольклоризм современного хорового исполнительства абхазов как самодеятельного, так и профессионального -непрерывно развивающийся процесс, типичный для отечественной культуры в целом. Интенсивность развития этого процесса имеет свои закономерности и зависит от многих как субъективных (характерных для Абхазии), так и объективных (типичных для всей советской культуры) факторов и стимулов различного происхождения:
1) этнокультурных - прочное сохранение среди всех абхазев приемов традиционного коллективного вокального музицирования, а также современное бытование древнейших коллективных песен;
2) социально-демографических - известное отставание Абхазии (вплоть до начала 70-х годов) в области урбанизации и менее интенсивная миграция сельского населения;
3) социально-экономических - интенсивный (особенно в последние двадцать лет) рост абхазской национальной культуры и, в частности, профессионального музыкального искусства;
4) общеэстетических - глобально новое отношение к фольклору, основанное на восприятии его как целостной системы, породившее явление "новой фольклорной волны" во всем советском музыкальном искусстве.
П. Как выяснено, наиболее ощутимое влияние на характер развития процесса фольклоризма в сценическом музицировании абхазов в период 60-х - начала 80-х годов оказывает мужская обиходная хоровая традиция, являющаяся основным видом фольклорного музицирования и имеющая древнейшие истоки в культуре абхазов. Рассмотрев"изнутри" данную традицию как определенный этнокультурный исполнительский феномен, приходи/; к необходимости обозначить ее основные признаки:
1) преобладание пения без сопровождения, с использованием инструментов, функции которых сводятся лишь к отбиванию ритма;
2) сольно-хоровой принцип исполнения (взаимосвязь "ахкыз-хуо" - "аршзра"), результатом которого явились следующие стилистические особенности абхазской традиционно!! коллективной песни: а) в напевных песнях (стиль "ашва" ) формообразующая роль отводится сольному голосу, что становится основой композиционного развития напева; б) преобладание в напевных песнях собственно музыкального развития, свободного от слогового ритма, импровизацион-носгь как основной композиционный принцип подачи напева; употребление глоссолалии, почти полностью, а местами целиком вытесняющих словесный текст; в) использование глоссолалии, образовавшихся в результате длительного отбора фонем, удобных для народной манеры плотного фистульного либо густого грудного кантиленного вокализирования, вытеснение ими "невокальных" фонем речевого языка; г) преобладание бурдонного двух-трехголосия над комплексным многоголосием (последнее встречается фрагментарно, вероятно, как результат этнокультурных связей);
3) преобладание композиционной роли остинатных интонационно-ритмических элементов в песнях, связанных с движением (стиль "аркушьагаашва) и слоговым ритмом (шуточные песни типа частушки), наличие при их подаче попевочно-вариантной комбинаторики сольного
- 139 голоса на фоне формулы - о$Ьспо,Ьо хорового голоса;
4) наличие двухчастных композиций (типа "аша -аркушьага-шва:") в самых различных жанрах;
5) "вытеснение" сюжетной линии в "бессловесных" песнях в сопутствующую каждой из них легенду.
Ш. В результате историко-демографического обзора национального хорового исполнительства народной манеры звукообразования прослежены основные пути претворения древней хоровой традиции и сосуществование ее воплощения на эстраде с интегрированным эстрадно-песенным стилем, условно охарактеризованным нами как "общекавказский".
IV. Выявлена типология существующих сегодня в Абхазии основных форм эстрадного претворения народной песни, классифицированы современные хоровые коллективы как самодеятельные, так и профессиональные.
V. Осмыслены результаты практической работы по претворению фольклорной хоровой традиции в профессиональном исполнительстве академического направления, причем обозначены соответствующие методы и приемы, призванные.найти применение в широкой практике хормейстеров и композиторов, работающих в области претворения фольклора в академических хорах:
I. Вопросы репертуара: а) преобладание традиционных жанров среди образцов фольклора, включаемых в репертуар;
6) новое отношение к обработке-транскрипции: бережное воссоздание специфических черт народного многоголосия и композиционных признаков традиционной песни, "моделирование" народного многоголосия в партитуре академического
• »»1 хора, создание коллективных "аранжировок-транскрипции фольклорных образцов и т.д.
2)Вопросы исполнительских приемов: а) эпизодическое применение народной манеры звукообразования в качестве краски; б) эпизодическое использование импровизации; в) введение традиционного сопровождения и "анапенькя"; г) отказ от фронтального размещения хора и применение двигательной свободы, характерной для народных исполнителей.
Результаты данного исследования, вероятно, могут найти применение в соответствующей области различных национальных культур нашей страны, особенно в поисках новых типов сценичности и исполнительских приемов. Совершенно очевидно, что для исследований такого рода (а в будущем'Они, вероятно, появятся на материалах самых различных национальных культур) в перспективе мыслится применение специальных приборов для анализа спектра певческого звука исполнителей всех отраслей и направлений. Однако и вне такого инструментального анализа имеется большое число проблем и методов, освещение которых призвано содействовать всемерному развитию советской многонациональном хоровой культуры в её органичных связях с музыкой устных традиций.
Список научной литературыСудакова, Ольга Михайловна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т.1, П,М., 1983. - 605 е., 704 с.
2. Ленин В.И. Философские тетради. М., 1978. 752 с.
3. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 23. М., 1969, с. 314-322.
4. Ленин В.И. О "культурно-национальной автономии". Полн.собр.соч., т.24, М., 1969, с.174-178.
5. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, М., 1969, с.316-322.
6. Ленинское наследие и изучение фольклора. Л., 1970«- 197 с.
7. Материалы июньского (1983 г.) Пленума Центрального Комитета КПСС. М., 1983, с.74-76.
8. Абхазская народная поэзия. Сухуми, 1983. 96 с.
9. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня. В кн.: Оеегинские народные песни, собранные В.А.Галаевым в -звукозаписях, котированных совместно с Е.В.Гиппиусом. М., 1964, с.21-25.
10. Агрба В.В. Абхазская поэзия и устное народное творчество. Тбилиси, 1970. 157 с.
11. Азадовский М.К. История русской фольклористики, т.1,П. М., 1958-63. 479 е., 363 с.
12. Акаба Л.Х. Абхазы Очамчирского района. "Кавказский этнографический сборник". }." I, М., 1955, с.48-113.
13. Алборов Б.А. Изучение и гармонизация осетинских народных песен. Известия осетинского научно-исследовательского институтакраеведения. Вып. П. Владикавказ, 1926, с.517-567.
14. Анчабадзе З.В. Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976. 154 с.
15. Анчабадзе Ю.Д. Традиционные развлечения абхазского крестьянства. "Советская этнография", 1980, В I, с.108-118.
16. Аншба A.A. Абхазский фольклор и действительность. Тбилиси, 1982. 280 с.
17. Аракишвили Д.И. Грузинское народное музыкальное творчество. -Труды музыкально-этнографической комиссии, т.5, ГЛ., I9I6.-304c.
18. Аракишвили Д.И. Народная песня Западной Грузии, М., 1908.-124с.
19. Аргун А.Х. История абхазского театра. Сухуми, 1978. 457 с.
20. Асафьев Б.В. Избранные труды, т.4., М., 1955.- 439 с.
21. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.2. Интонация. Избранные труды, т.5. М., 1958 , с.163-279.
22. Асафьев Б.В. Хоровое пение в школе. В кн.: Вопросы музыки в школе. Л., 1926, с.162-167.
23. Асафьев Б.В. Народный хоровой концерт. В кн.: Б.В.Асафьев о хоровом искусстве. Л., 1980, с.179-180.
24. Асафьев Б.В. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании. В кн.: Б.В.Асафьев о хоровом искусстве. Л., 1980, с.167-179.
25. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.-Л., 1952. 192 с.
26. Асланишвили Ш.С. Грузинская народная песня: Автореферат дисс. докт. искусствоведения. Л., 1964. - 34 с.
27. Асланишвили Ш.С. Формы многоголосия в грузинской народной песне. Тбилиси, 1954, (на груз.языке). 148 с.
28. Ахобадзе В.В. Об абхазской народной музыке. Журнал "Сабчота хеловнеба". 1957, Ш 2,3, с.114-118, (на груз, языке).
29. Ахобадзе В.В. Предисловие к сборнику "Абхазские песни". М., 1957, с.7-15.
30. Ахобадзе В.В., Кортуа И.Е. Абхазские песни. М., 1957. 347 с.
31. Барановский П., Юцевич Е. Звуковыеогный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1955. 81 с.
32. Бкания В.К. Из истории хозяйства и культуры Абхазии. Сухуми, 1955. 322 с.
33. Бонч-Бруевич Б.Д. В.И.Ленин об устном народном творчестве. Избр. соч. в 3-х томах, т. 3, М., 1963. с. 352- 360.
34. Бахания 0. Абхазские народные игры. Сухуми, 1959. 118 с.
35. Вертков К.А., Благодатов Г.И., Язовицкая Э.Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М., 1963; 2-е изд. И,, 1975.257 с.
36. Вирсаладзе Б. О роли этнических групп в создании национального фольклора. В кн.: Проблемы фольклора. М., 1975, с.198-206.
37. Галаев Б.А. Осетинская народная музыка. В кн.: Осетинские народные песни: Осетинские народные песни, собранные Б.А.Бадаевым в звукозаписях, котированных совместно с Е.В.Гиппиусом. М., 1964, с. 7-20.
38. Гарбузов H.A. О многоголосии русском народной песни. М.-Л. , IS39. 112 с.
39. Гвардкаладзе Г.М. Роль глоссолалии в грузинском народно-песенном творчестве. В сб. трудов Тбилисской государственной консерватории им. Сараджшдвили. Вып.УП, Тбилиси, 1979, с.76-103.
40. Гиппиус Е.В. Дагестанская музыка. В кн.: БСЭ. 1-е изд., 1930, т. 20, с.163.
41. Гиппиус Е.В. Вступительная статья к сб.: Двадцать русских народных песен в ранних звукозаписях. М., 1979, с. 5-7.
42. Гиппиус Е.В. Предисловие к сб.: Осетинские народные песни. М., 1964, с.3-6.
43. Гиппиус Е.В. Предисловие к сб.: Русские народные песни Подмосковья, собранные Ярковым. М.-Л., 1951, с.3-12.
44. Горковенко А. Музыкальный язык фольклора как основа профессиональной музыкальной культуры; В кн.: Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980, с.65-83.
45. Горький М. Письма к друзьям. "Известия", Й 152, 1928.
46. Грамматика абхазского языка. Фонетика и морфология. Сухуми, 1968. 203 с. ( ~
47. Гулиа Д.И. Божество охоты и охотничий язык у абхазов. Сухуми, 1926, 20 с.
48. Гулиа Д.К. Сборник абхазских пословиц, поговорок, скороговорок, омонимов и омографов, народных придет о погоде, наговоров. Сухуми, 1939. 163 с.
49. Г^лиа Д*К. Воспоминания. Газ. "Советская Абхазия", 1936, Я2П.
50. Гусев В.Е. Марксизм и русская фольклористика. Л., 1961.-178 с.
51. Гусев В.Е. Фольклоризм как фактор становления национальных культур. В кн.: Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. И., 1977, с.127-136.
52. Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура (к проблеме современного фольклоризма).-В кн.Современность и фольклор. М., 1977. с 7-28.
53. Гусев В.Е. Фольклоризм. В кн.: Краткая литературная энциклопедия. г.9, М.,1978, с.761-762.
54. Джанашия Н.С. Абхазский культ и быт. Статьи по этнографии Абхазии. Сухуми, 1960. 128 с.
55. Джиджев Т. Музыкален фольклор и музикална самодейност съвре-менни връзки и взаимоотношения. Бургас, 1974. - 32 с.
56. Доливо Л. Народная песня и культура певца. Советская музыка, 1966, й 3. с.69-71.
57. Дмитриев Л.В. Голосообразование у певцов. М., 1962. 56 с.
58. Евсеев С. В .Рш^ским-Корсаков и русская народная песня. М., 1970 . 173 с.
59. Живков Т. Доклад на международном симпозиуме: "Фольклор и художественная самодеятельность". Бургас, 1974. 31 с.
60. Званба С.Т. Этнографические этюды. Сухуми, 1955. 81 с.
61. Земцовский И.И. Русская протяжная песня. Опыт исследования. Л., 1967. 195 с.62.'Земцовский И.И. Жанр, функция, система. Советская музыка, ' 1971, .$ I, с.24-32.
62. Земцовский И.И. Сельская хоровая самодеятельность и фольклор.-В кн.: Проблемы музыкальной самодеятельности. Л., 1965, с.70-90.
63. Земцовский И.И. Народное в современном. Опыт стилистического анализа. Советская музыка, 1971, & 8, с. 30-37.
64. Земцовский И.И., Лукьянова Т.П. Внимание исполнительству в фольклоре! Советская музыка, 1973, й 3, с.95-99.
65. Земцовский И.И. Социалистическая культура и фольклор. В кн.: Народная музыка СССР и современность. Л., 1982. с.7-30.
66. Иашвили Ы. Истоки грузинского многоголосия: Автореферат, дисс. канд. искусств. Тбилиси, 1972. 36 с.
67. Инал-ипа Ш.Д. Абхазы. Сухуми, 1960. 694 с.
68. Инал-ипа Ш.Д. Страницы исторической этнографии абхазов. (Материалы исследования). Сухуми, 1971. 312 с.
69. Кабанов А. К проблеме сохранения песенной фольклорной традиции в современных условиях. В кн.: Художественная самодеятельность: вопросы развития и руководства. М., 1980, с.80-107.
70. Казачков С. Два стиля две традиции. - Советская музыка, 1971,2, с.80-88.72., Канчавели Л. Жанровая специфика обрядовых песен адыгов.-В кн.: Паг/яти К.Квитки. М., 1983, с.209-226.
71. Калугина Н.В. Основы методики работы с русским народным хором. М., 1969, 230 с.
72. Квитка К.В. О музыке абхазцев. Рукопись, 1936. Государственный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, ср.275. 29 с.
73. Квитка К.В. О природе пауз в народных напевах. Избр. груды, т.П, М., 1973, с.66-78.
74. Ковач К. 101 абхазская народная песня. СухувдД929. 78 с.
75. Ковач К. Песни кодорских абхазцев. Сухуми, 1930. 72 с.
76. Ковач К. Горький об абхазском народном творчестве.- Газ."Советская Абхазия", 1956, 9 декабря.
77. Коноплева 1'л.Ю. Родники музыки.-Советская культура, 1980, М7 (5367).
78. Кортуа И.Е. Абхазские народные песни и музыкальные инструменты. Сухуми, 1959. 72 с.
79. Кортуа И.Е. Абхазская народная песня. М., 1965. 103 с.
80. Копосов А . О русских народных хорах. Советская музыка, 1962, й 4, с.21-26.
81. Копосов А. Три русских народных хора. Советская музыка. 1961, 12, с. 99-101.
82. Котикова Н. О русском народном хоре. Советская музыка. 1957, .':. 2, с. 152-155.
83. Котляров Б. Проблема исполнительского искусства в современной фольклористике. В кн.: Актуальные проблема современной фольклористики. Л., 1980, с.187-189.
84. Краткая литературная энциклопедия, т.9, ГЛ., 1978, с.761-762.
85. Кыйва 0. Традиции рунических песен на острове Кихну: Автореферат дисс. канд. филолог, наук. Тарту, 1965. 42 с.
86. Кыйва 0. О способах исполнения эстонских рунических песен. -В кн.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Л.,1.73, с. 53-65.
87. Кутева М. Фольклор и сцена. Отдельное издание доклада на международном симпозиуме: Фольклор и художественная самодеятельность. Бургас, 1974. 12 0.
88. Лакербай ILA. Народный певец-сатирик.-Газ."Советская Абхазия". 1955, Я 92 (9613).
89. Лапин Б.А. Русские свадебные песни у вепсов. Б кн.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Л., 1973, с.37-53.
90. Лапин Б.А. русские свадебные песни поморов как музыкально-этнографическая система: Автореферат дисс. канд. искусств. Л., 1976. 22 с.
91. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. Х-П. СПб.,1904-1909. 90 е., 65 с.
92. Лукьянова Т. Исполнительская типология народного песенного творчества (на материале календарных песен Брянщины).
93. В кн.: Народное творчество. Сб. НИИ культуры. И., 1974,с.68-93.
94. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. IL, 19 67. 752 с.
95. Материалы дискуссии: 0 культуре звука в русском народном хоре. Клуб и художественная самодеятельность. 1966, 2, с. 8-10.
96. Материалы ЦГА Абхазской АССР.
97. Марр И.Я. Кавказоведение и абхазский язык. Пг., 1916. 27 с.
98. Марр H.H. Избранные статьи. т.П., Л., 1936. 521 с.
99. Марр Н.Я. О языке и истории абхазов. И.-Л., 1938. 439 с.
100. Мациевский И.В. Гуцульские скрипичные композиции: Автореферат дисс. канд. искусств. Л., 1970. - 19 с.
101. Мациевский И.В. О подвижности и устойчивости структуры в связи с импровизационностыо. В кн.: Славянский музыкальныйфольклор. ГЛ., 1972, с.299-340.
102. Мпнкевич И.И. Музыка как медицинское средство на Кавказе: Протоколы заседания Императорского кавказского медицинского общества. 1892, 15 14. с.500.
103. Мухаринская Л. Монолог о фольклоре. Советская музыка. 1980,2, с.83-88.
104. Мухаринская Л. Старое и новое в современной белорусской песне.
105. В кн.: Народная музыка СССР и современность. Л., 1982, с.90-102.
106. Мшвелидзе A.C. Новые народные песни Грузии. Советская музыка. 1949, № 7, с.75-78.
107. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов, т.1, М., 1980. 223 с.
108. ИГ«' Песни Пинежья. Труды ш-та антропологии и этнографии. т.УП. Л., 1937. - 589 с.
109. Покровский Д. Фольклор и музыкальное восприятие. В кн.: Восприятие музыки. М., 1979, с.244-255.
110. Попов B.C. Русские народные песни в детском хоре. М., 1979. 89 с.
111. Попов B.C. А.А.Юрлов и народная песня. В кн.: Александр Юрлов. М., 1983, с.40-46.
112. Прангишвили A.C. Фольклор и психология. В кн.: Проблемыфольклора. М., 1975, с.40-44.
113. Путилов Б.И. Историко-фольклорныи процесс и эстетика фольклора. В кн.: Проблемы фольклора. М., 1975, с.18-29.
114. Раабен Л.Н. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве. В кн.: Вопросы теории и эстетики.музыку, вып. I. Л., 1962, с.20-51.
115. Ровда В. Русская народная песня в исполнении академического хора: Автореферат дис. канд. искусств.-М., 1955. 16 с.
116. Рубцов Ф. Хоровые коллективы русской народной песни. В сб.: Проблемы музыкальной самодеятельности. Л., 1965, с.45-70.
117. Русские народные песни Подмосковья. М.-Л., 1951. 143 с.
118. Руднева A.B. 1^сскик народный хор и работа с ним. М., 1960.86 с.
119. Рукописные сборники котировок абхазских народных песен
120. А. Баланчивадзе, Д.Позднеева, Г. Чхиквадзе, Д.Шведова. Архив Научно-методического центра народного творчества Министерства культуры Абхазской АССР.
121. Салакая Ш.Х. Абхазский народный героический эпос. Тбилиси, 1966. 184 с.
122. Сенкевич-Гудкова В.В. Элементы импровизации на ранней стадии развития фольклора.-В кн.: Русский фольклор, кн.5. М.-Л., i960, е., 127-145.
123. Сидельников В. русское народное творчество и эстрада. М., 1950,»64 с.
124. Судаков В.А. Академическая манера плюс национальная традиция. -Советская музыка. 1976, ¡У II, с.118-127.
125. Судакова О.М. Традиционное хоровое пение профессиональных коллективов Абхазии. В кн.: Народная музыка СССР и современность. Л., 1982, с. 166-180.
126. Танеев С.И. 0 музыке горских татар. В кн.: Памяти С.И.Танеева. ГЛ.—Л., 1947, с.195-212.
127. Тевосян Б. Хоровое искусство. Годы 70-ые. М., 1981. 39 с.
128. Уварова П. Кавказ. Абхазия. Аджария. Шавшетия. Путевые заметки, ч. П. М., 1891. 316 с.
129. Фонт В. Семиотика и фольклор. В кн.: Семиотика и художественное творчество. М., 1974, с.171-193.
130. Харлап И. Исполнительское искусство как эстетическая проблема.- В кн.: Мастерство музыканта-исполнителя. Вып.1. М., 1976.
131. Хашба И.М. Абхазские народные музыкальные инструменты. Сухми, 1967; 2-е изд. 1979 . - 240 с.
132. Хашба И.М. Под знаменем Октября. Труды Абхазского института истории языка и литературы им.Д.И.Гулиа АН Грузинской ССР. Отдельный оттиск. Сухуми, 1968. - 219 с.
133. Хашба М.М. Трудовые и обрядовые песни абхазов. Сухуми, 1977. -130 с.
134. Христиансен Л.Л. Памятка руководителю народного хора. Свердловск, 1949. 15 с.
135. Христиансен Л.Л. Работа с народными певцами.-В кн.: Вопросы вокальной педагогики, вып.5. М., 1979, с.9-39.
136. Христиансен Л.Л. Ладовая интонационность русской народной песни. М., 1976. 390 с.
137. Цхурбаева К. Об осетинских героических песнях. Орджоникидзе, 1965. 198 с.
138. Чукбар А. В глубине народной жизни. Сотрудник Закавказской миссии. - 1912, Л 5, с.28-31.
139. Чурлёните Я.К. Литовское народное песенное творчество. М.-Л., I960,- .14:2. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1957. -165 с.
140. Шинкуба Б.В. Предисловие к сб.: Абхазская народная поэзия. Сухуми, 1959, с.4-32 (на абхазск. языке).
141. Шиллинг Е.М. В Т^даутской Абхазии. Этнография, 1926, В 1,2.с.61-82.
142. Шиллинг Е.П. Религиозные верования народов СССР, т.П, 1931.с.55-87.
143. Шостакович Д.Д. Музыка и время. Коммунист, 1975, të 5.
144. Эвальд З.В. Социальное переосмысление ннивных песен белорусского Полесья. Советская этнография, J£ 5, 1934, с.17-39.
145. Энгель Ю.Д. Глазами современника. Избр. статьи о русской музыке I898-I9I8 г. М., 1971. - 524 с.
146. S. Юдин С.П. Формирование голоса певца. M., 1962. 166 с.
147. Юрлов A.A. Истоки народности. Советская культура, 1973, 6 февраля.
148. Юзефович В.А. Исполнительское искусство. Годы 70-е. Советская музыка, 1981, £ 2, с.63-81. ■
149. Якименко Т. Жизнь традиции (К изучению народного песенного исполнительства в Белоруссии). Советская г,музыка, 1979, JS 5, с.85-88.153. ßdusinier H. Folklorismus im Europa. Eine
150. Umir&çe- Ibidem, 1369, Jç.SS H.i.
151. Boskovi¿-Stullf M. D-folkloriznui-lh;
152. ZI>orr>ii< zd nâroclnîzivot/obihje, MSt Za^nebJ3flß
153. Jdch R. Von/¿ufiger Bericht Übereilt h ahme der Ges&nge fuss/cbe* Hniegs^eiah^ehen,. Wien, 1ЭЙ-Ц- 152
154. Marians A Le heo-hlhlorhme. 5ed. ßruxel/es.1931157. t/loser ff. Vom Folkloristnus //? unsere* Zelt, Zeiisdfiit für Volkskunde: №z,J.5g,H2. 158.SzaSo/es/ ß. folkmuüt-cr>tm^urhiJf0ru of m*. sic, -/„ :£tUclic tWusicohgied, f. Badest, /96
155. X59. SYrovatU 0. Volkslied, vo/ks?es*»g und ücd-hlklonlsvus. Musico/oprc*