автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Абрашова, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова"

На правах рукописи

Абрашова Елена Александровна

Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова

Специальность 10.01.01 - русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 2004

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы Московского государственного областного университета

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Юрий Иванович Сохряков Официальные оппоненты: доктор филологических наук

Олег Георгиевич Егоров

кандидат филологических наук Евгения Михайловна Застрожнова

Ведущая организация: Московский государственный открытый

педагогический университет им. М.А. Шолохова

Защита состоится "-/¿7 " 2004 г. в -/У ЮР часов

на заседании диссертационного совета Д 212.155.01 по литературоведению в Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г. Москва, ул. Энгельса, 21-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, 10-а.

Автореферат разослан 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук,

профессор

Общая характеристика работы

Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы XIX века до сих пор восхищает читательскую публику во всем мире.

И.А. Ильин в книге "Основы художества. О совершенном в искусстве" высказал мысль о том, что корни подлинного искусства всегда имеют духовно-религиозный характер. Говоря о русской классике, Ильин не без основания утверждал: "XIX век дал России расцвет духовной культуры. И расцвет этот был создан людьми, "окрыленными" духом Православия... И если мы пройдем мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Л. Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову, то мы увидим гениальное цветение русского духа из корней Православия. И то же самое увидим мы в других ответвлениях русского искусства, в русской науке, в русском правотворчестве, в русской медицине, в русской педагогике и во всем"1. В современном мире все больше и больше возникает потребность в изучении отечественной литературы через обращение к христианской традиции. Таким образом, «осознание христианского (а именно - православного) подтекста русской литературы как особого предмета изучения»2 становится одной из важнейших проблем литературоведения.

Мировоззренческой основой для данной диссертационной работы явился Новый Завет. В настоящей работе предпринята попытка по-иному взглянуть на прозаическое творчество А.П. Чехова, так как до настоящего времени православный характер чеховского художественного мира был освещен весьма скудно, поэтому необходимо рассмотреть творчество Чехова под этим углом зрения. Именно такой духовный подход наиболее актуален и менее всего изучен в современном литературоведении.

Научная новизна диссертации определяется тем, что был использован новый подход к проблемам, поставленным писателем в своих произведениях. Интерпретация текстов в свете православной христианской традиции позволила уточнить жанровые характеристики ряда произведений А.П. Чехова.

Объектом данного диссертационного исследования является прозаическое творчество А.П. Чехова.

1 Ильин И. Наши задачи. - М., 1992. - С. 64.

2 Есаулов ИА. Категория соборности в русской литературе. -

. Г'ОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

«

Целью исследования является изучение художественных произведений и эпистолярного наследия писателя сквозь призму христианского миропонимания.

Из цели вытекают следующие задачи.

В свете христианской традиции необходимо:

— осветить некоторые моменты биографии автора, помогающие уточнить мировоззренческую позицию Чехова;

— понаблюдать за творческим методом писателя на различных этапах его творчества;

— с помощью текстуального и сравнительного анализа некоторых произведений разных лет выявить доминирующие темы в прозе Чехова;

— показать, как отразилась православная аксиология в художественных произведениях Чехова, как используется и какое место занимает Священное писание в чеховском художественном мире.

Цель и конкретные задачи обусловили выбор методов, адекватных предмету исследования: при общем конкретно-текстуальном анализе произведений были применены культурно-исторический, теоретический, сравнительный и литературно-критический методы.

Научную достоверность диссертации определяют полнота использования фактических материалов, многосторонность анализа художественных текстов, а также эпистолярного наследия Чехова и воспоминаний его современников. В диссертации учтены результаты литературоведческих исследований последнего времени.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов для дальнейшего изучения в отечественной науке прозы А.П. Чехова. Результаты работы могут найти применение в системе школьного и вузовского образования: в лекционных курсах, в спецкурсах и спецсеминарах.

Апробация диссертации. Отдельные проблемы исследования были положены в основу докладов, с которыми диссертант выступал на семинарах аспирантов Московского государственного областного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии.

Основное содержание работы

Во введении подчеркивается необходимость нового взгляда на творчество Чехова. Определяются цели и задачи работы, новизна, актуальность и методы исследования. Исследовательские принципы применены к изучению истории науки, обращенной к диссертационной теме: анализу подвергнуты труды ученых М.М. Степанова, Л. Шестова, М.А. Протопопова, Б.И. Сыромятникова; В.Б. Катаева, И. Гурвича, В.И. Камянова; М.М. Дунаева, В.Я. Линкова, А.С. Собенникова и др. Определены основные направления развития научной мысли, расхождения во мнениях. Одни ставят Чехова и его творчество вне религии, другие видят в нем христианского по духу писателя. Причем такое разделение на два лагеря отмечено нами как в дореволюционной критике, так и в современных исследованиях, что говорит о проблемности вопроса.

В первой главе «Мировоззрение А.П. Чехова и его эстетические принципы в свете христианских традиций» отражены следующие моменты: некоторые аспекты религиозного воспитания Чехова и вопрос о своеобразии его религиозности (на материале записных книжек и писем), а так же эстетические принципы, которые отразились как в жизни, так и в творчестве писателя.

Одна из записей на отдельных листах в записной книжке А.П. Чехова звучит так: "...человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой че-ловек"1.

Писатель действительно близко знал весь церковный и духовный строй Православия и поэтому никогда не допускал ошибок в названии церковных служб, молитв, песнопений, церковной утвари и очень хорошо знал иерархическую подчиненность (письмо к Н.А. Хлопову, беллетристу и драматургу, от 13 февраля 1888 года).

Чехов пережил сам восторг молитвы и радость церковного богослужения, иначе вряд ли бы появились такие произведения, как: "Святой ночью"(1886), "На страстной неделе"(1887), "Архиерей"(1902) и многие другие.

1 Чехов А.П. Полное собрание сочинений: В ЗОт. - Т. 17. -М., 1976. - С. 216. Здесь и далее цита-

ты даются по этому изданию (С. - сочинения, П. - письма) с указанием тома и страницы.

3

Как врач, привыкший хорошо лечить телесные недуги, бороться с эпидемиями, создавать госпитали, Чехов и на священнослужителей глядел как на целителей болезней душевных. И расстраивался, замечая, как плохо у них часто бывает поставлено дело (письмо М.П. Чеховой от 7-9 апреля 1887).

В селе Мелихове, на окраине которого писатель купил усадьбу для себя и родных, Чехов выстроил школу, лечил крестьян и собирал пожертвования на нужды библиотек и церквей. Этот краткий перечень дел - суть чеховского отношения к людям. "Он мог быть добрым и щедрым не любя, ласковым и участливым - без привязанности, благодетелем — не рассчитывая на благодарность. И в этих чертах, которые всегда оставались неясными для его окружающих, кроется, может быть, главная загадка его личности", - вспоминает А.И. Куприн1.

В воспоминаниях О. Я. Елпатьевского, ялтинского знакомого А.П. Чехова, читаем: "И, кажется, не было для него большего удовольствия, как устроить кого-нибудь, поддержать молодого писателя, дать возможность прожить в Ялте бедному учителю, найти место, занятия..."

Художественный метод Чехова во многом опирается на христианские ценности. Нельзя не согласиться с мнением Есаулова, что чеховское уклонение от формулировки "последней правды" в его рассказах - это следствие православного видения мира. "Не судите, да не судимы будете", - говорит Спаситель.

На рубеже Х1Х-ХХ веков Чехов осуществил синтез разнообразных жанровых традиций, тем самым как бы подводя итоги всему предшествующему литературному развитию. По словам СЮ. Николаевой, первым экспериментом в этой области можно считать создание Чеховым своего варианта "Письмовника", "Лечебника", "Домостроя", "Физиолога".

Очень любопытно, на наш взгляд, и другое наблюдение исследователя. "Картина мира, существующая в сознании чеховских героев, восходит так или иначе к "Шестодневу" и другим памятникам, испытавшим на себе влияние "Шестоднева" и развивавшем его идеи о красоте и мудрости божественного мироустройства, о мно-

1 А.П. Чехов в воспоминаниях современников. - С. 566.

2 Там же. - С. 576.

гообразии человеческих лиц и единстве человечества, об особом и предопределенном положении каждой песчинки, растения, животного, человека в мире .

По мнению некоторых ученых (Г.А. Бялый, И.Н. Сухих, В.И. Тюпа и другие) достаточно распространенный для Чехова жанр - это притча.

Притчи чаще всего используются, когда рассказчик стремится сохранить свободу воли слушателей, оставив им возможность самим определить значимость и смысл услышанного. Притча не навязывает мнений или оценку. В центре любой притчи загадка, требующая раздумий, усилий ума и сердца. Как мы уже говорили раньше, такие принципы не противоречат чеховскому мировоззрению, может быть, именно поэтому автор достаточно часто использует этот жанр как наиболее подходящий.

В связи с этим проанализированы произведения: («Без заглавия» (1888), «Пари» (1889), «Рассказ старшего садовника» (1894)), в которых были проведены параллели с текстами Священного Писания и выявлены функции библейских сказаний в поэтике Чехова.

Наряду с каноническими текстами существует и неканоническая литература, в которой тесно переплетены друг с другом языческие и христианские традиции. Народная религиозная культура - это та органическая часть народной культуры, которая выражает представления о Боге и об общении человека с Богом. Она тесно связана с религиозными же представлениями людей о строении Вселенной, явлениях природы, бытовых событиях, эстетических и этических ценностях. В русской народной религиозной культуре традиции, сохранившиеся со времен язычества, тесно переплетались с традициями, шедшими от православного христианства. В центре русских народных представлений, безусловно, находились принципы православного христианства. В народной традиции выражена и вера в возможность загробного спасения. Народные праздники, с одной стороны, своими корнями прочно уходили в языческую старину (при исследовании народных обрядов можно реконструировать языческие ритуалы и представления, лежавшие в их основе), а с другой стороны - в народном сознании все эти обряды обрели христианское объяснение и уже никак не связывались с прежними верованиями. Но именно благодаря такому мировосприя-

1 Николаева СЮ. А.П. Чехов и древнерусская культура. Монография. - Тверь, 2000. - С. 85.

5

тию появился жанр святочного (или рождественского) рассказа, который также достаточно широко представлен в чеховском творчестве. Многим своим произведениям автор сам давал жанровое определение, а некоторые можно отнести к этому жанру по сюжету и по смыслу: «Кривое зеркало» (Святочный рассказ) (1883), «Восклицательный знак» (Святочный рассказ) (1885), «Сон» (Святочный рассказ) (1885) , «Ночь на кладбище» (Святочный рассказ) (1886), «В Рождественскую ночь» (1883), «Зеркало» (1885) и другие.

Из анализа типичных для Чехова жанров (притч и святочных/рождественских рассказов) следует вывод, что творчество писателя зачастую в легко прочитываемом подтексте пронизано православным сознанием. При всем этом мы не можем представить Чехова как проповедника, потому что проповедь подразумевает вывод, автор же избегает окончательных приговоров, оставляя выбор за читателем, что не противоречит христианскому сознанию.

Обращая внимание на некоторые аспекты биографии Чехова в первом параграфе нашей работы, мы пришли к выводу, что христианская культура органично вошла в чеховскую жизнь. Многие черты чеховского характера в своей основе предопределены христианской моралью. Несмотря на то, что Чехов иногда называл себя атеистом, он на протяжении всей своей жизни проявлял живую, сердечную веру. Больше всего это видно из отношения Чехова к людям, как родным и близким, так и мало знакомым. Жизнь Антона Павловича была исполнена добра, порядочности, сердечности и милосердия.

После внимательного изучения записных книжек Чехова 1891 - 1904 годов, был сделан вывод, что большое количество разнообразных высказываний по вопросам отношения Чехова к христианству позволяет говорить не только о возможности обсуждения этой темы, но и о ее актуальности. В письмах же, как и в записных книжках, нет однозначного решения поставленной проблемы. Однако в них чувствуются органично вошедшие в чеховское мировоззрение православно-христианские ценности. Также хочется отметить, что в своих письмах автор использует, как любой воцерковленный человек, церковный календарь для обозначения тех или иных дат. Чаще всего в чеховских письмах упоминается Пасха, светлый праздник Воскресения Христова.

При исследовании художественного метода Чехова сделан вывод, что писатель в своем творчестве опирается на главные этические ценности своей эпохи, которые не идут вразрез с христианской моралью. Стремление автора к предельной объективности, выраженное прежде всего в так называемых "открытых финалах", на наш взгляд, зависит во многом от православного видения мира. Все эти нерешенные, но поставленные вопросы, желание сделать читателя соавтором, который додумает текст сам, соизмеримо со своей совестью - есть не что иное, как постоянное и неукоснительное следование одной из заповедей Божьих, так глубоко усвоенных писателем еще в детстве и не ушедших по истечении времени. Этому был посвящен второй параграф первой главы. Так же в этом параграфе мы выяснили, что одним из распространенных жанров является жанр притчи, который берет свое начало в Книге Книг — Библии. Достаточно широко представлен в творчестве Чехова жанр святочного рассказа, который, безусловно, опирается на моральные нормы, установленные христианством.

Выявлению и рассмотрению понятия пошлости бездуховного существования в произведениях Чехова посвящена вторая глава нашей работы «Абсурд бездуховного существования». В рамках главы рассмотрены основные аспекты такого понятия, как бездуховность, а так же выявлены некоторые проблемы психологической отчужденности в творчестве А. П. Чехова.

Как справедливо указывает В. Камянов, "Чехов наблюдает эпидемию моральной расслабленности, утрату внутренних опор и ориентиров и — как следствие — погружение в тину мелочей, а попутно сдвиги от реальности к миражам"1. Может быть, поэтому "грех чеховских героев не "содомский", а более умеренный"2. А "мотивированность духовной драмы героев социальным бытом не является типологически характерной для чеховского реализма". "Для Чехова - психолога характерна мотивировка духом, а не бытом"3. Каждый человек хоть раз в жизни задумывается над тем, почему окружающие нас люди столь злы? Почему они постоянно лгут, лицемерят, делают друг другу больно? И почему наш сегодняшний мир больше напоминает

1 Камянов В. Время против безвременья. - М., 1989. - С. 146.

2 Полоцкая Э.А. О поэтике Чехова. - М., 2000. - С. 158.

3 Там же. - С. 167-168.

сумасшедший дом, дом абсурда и отчаяния, нежели человеческий дом? И, наконец, что является причиной этого безумия? В произведениях А.П. Чехова, скорее всего, это страдание людей, отрекающихся от веры, от Бога. Человек в мире А.П. Чехова очень часто бывает отчуждён, непонят. А бывает, что намеренно ставит барьер между собой и окружающим его обществом, не хочет замечать происходящее вокруг. Отчуждение - ключевое слово жизни, нарисованной Чеховым во многих произведениях, ключ к пониманию бездуховности окружающего его мира. Человек остаётся один на один с бездуховным миром, обнаруживает, что собратья при виде его "злобно клацают зубами", что Бог забыл о его существовании, а мир движется вперёд с такой опасной скоростью, что ему ничего не остаётся кроме стремительного падения.

Очень тонко Чехов передает чувство страха, овладевающее человеком и очень часто являющееся причиной бездуховности.

Чехов не только показывает угодничество, предательство, ложь, лесть, другие пороки человека, но он даёт и анализ причин, принуждающих людей унижаться, терпеть оскорбления, фальшь отношений. В письме Суворину Чехов пишет: "Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая" (П.З, 34). Стоит вчитаться в эти строчки - и приходит понимание того, о чём пишет писатель: это своеобразная эволюция темы маленького человека.

Деньги, авторитет, власть, достаток и обогащение - это тоже рабство, а его итог - страх.

Чувство страха в обычном нашем понимании греховно по своей сути, так как его причинами могут являться и неверие в силу Бога, и боязнь потерять материальные ценности, и создание кумира, и неуважение к себе. Уже в ранних рассказах А.П. Чехова показаны разные проявления неуважения к себе, создан целый цикл произведений о "тряпичных натурах", а один из них так и называется - "Тряпка" (1885). В таких произведениях, как "Корреспондент" (1882), "Папаша" (1880),

8

"Смерть чиновника" (1883), "Толстый и тонкий" (1883), "Маска" (1884), "Капитанский мундир" (1885), "Конь и трепетная лань" (1885), "Ниночка" (1885), эта мера бездуховности выражена явно, нередко гротескно. Подобное встречается и в более поздних произведениях Чехова, например, в "Рассказе неизвестного челове-ка"(1893). В образе чиновника "особых поручений" Кукушкина все, начиная с портрета, подчинено раскрытию его карьеристского угодничества, отсутствия человеческого достоинства: губы "сердечком", усики "как будто были приклеены лаком", "он не входил, как-то вползал, мелко семеня ногами". "Это был карьерист не до мозга костей, а глубже, до последней капли крови..., он готов был идти на какое угодно унижение, клянчить, льстить, обещать..." (С.8,146). Только среди подобных Кукушкину людей возможен следующий тип, нарисованный Чеховым: Пришибеев ("Унтер Пришибеев" (1885)) - такое же популярное, всем знакомое лицо, как Чичиков, Со-бакевич, Ноздрев, Хлестаков, Иудушка Головлев. "Пришибеевщина" стала символом наглого и глупого самодовольства, самоуверенного невежества, хамского высокомерия, грубого и нелепого вмешательства не в свое дело, стремления пресечь все живое.

При комплексном анализе произведений Чехова становится ясно, что пошлость в художественном мире писателя является своеобразным синонимом бездуховности. Пошлость обычно знаменует бездарность, которая часто сочетается с излишней самоуверенностью, узостью мысли, жестокостью по отношению к окружающим.

Еще одна причина психологического отчуждения, которую можно найти в произведениях А.П. Чехова - это ложь. Оскорбительная сущность лжи показана в повестях "Именины" (1888), "Володя" (1887), "Рассказ неизвестного человека" (1893), "Володя большой и Володя маленький" (1893).

Бездуховность в художественном мире А.П. Чехова чаще всего раскрывается через любовные взаимоотношения.

Трудно, конечно, перечислить все оттенки неуважения к человеку, образу и подобию Божьему, все оттенки презрения собственного достоинства, показанные Чеховым в его произведениях. Они простираются от явно оскорбительного обраще-

ния до тончайших проявлений неуважения к себе (вроде стремления вызвать сочувствие), непонимания того, что иная похвала или любезность унижает хуже хулы.

Люди без духовно-нравственной идеи сами загоняют себя в клетку. Кажется, что может быть общего между "Палатой №6" и "Дамой с собачкой"? Но вот Гуров оказывается в провинциальном городе и первое, что бросается в глаза: напротив дома, где живет Анна Сергеевна, — все тот же (как и в «Палате №6») унылый, ненавистный "забор, серый, длинный, с гвоздями".

Ужас положения заключается в том, что герои зачастую оказываются в душевном и духовном тупике. Вот Алексей Федорович Лаптев (повесть "Три года" (1885)) выходит из отцовского дома (он в сердцах называет его тюрьмой), чтобы подышать свежим воздухом, и снова возникает зловещий образ-символ: "... белые стены замоскворецких домов, вид тяжелых запертых ворот..." Бескрылая, жалкая жизнь. Погружая читателя в атмосферу духовной неудовлетворенности, А.П. Чехов высказывал мысль о необходимости высших целей в жизни каждого из нас. Иногда даже кажется, что А.П. Чехов открывает грехи человечества лишь с одной целью, чтобы нам легче было осознать их и покаяться. "Вы хотите излечиться от греховной болезни, но как же духовный врач излечит вас, если вы не скажете ему прямо обо всей болезни? Стыдно как-то бывает открывать всё духовнику? Стыдись грешить, а открывать грех уже нечего стыдиться. Тяжело это для тебя? Что ж делать! Грех и прощен быть может только тогда, если грешник восчувствует и, так сказать, вынесет всю его тяжесть", - говорит протоиерей Путятин1.

Болея душой за будущее России, Чехов как истинный художник знает, насколько мала разница между болезнями тела и души, и он показывает нам то и другое.

В результате анализа перечисленных ранее произведений во второй главе сделан вывод, что в чеховском мире зло, завладев душой человека, избравшего ложный путь, уводит его от заповеданной Христом нравственной жизни, превращая человека в бездуховное существо. Но есть и другой путь, путь нравственного возрождения. Об этом постоянно напоминает нам А.П. Чехов, поэтому очень часто рядом с людьми греховными автор показывает людей, ставших на истинный путь или хотя бы

1 Поучение перед исповедью протоиерея Путятина // Чаша жизни. Святые отцы о Таинстве При-чашения. - М., 1999. - С. 27.

осознавших свои пороки, что уже немаловажно. Это можно увидеть в разбираемых нами произведениях: "В море" (1883), "Володя" (1887), "Рассказ неизвестного человека" (1893), "Убийство" (1895), "Крыжовник" (1898), "В овраге" (1900), "Невеста" (1903) и многих других. Причем, стоит отметить, что в произведениях позднего периода этот мотив звучит ярче, настойчивее.

В чеховских произведениях скорее речь идет не о конкретном виде порока, но об общей основе человеческого грехопадения, о большей или меньшей степени его проявления. Анализируя поступки героев, проникая в их душевные переживания, мастерски описанные Чеховым, мы понимаем, что преодоление греховной сути возможно через внутреннее, духовное изменение. Помогая нам увидеть свои пороки, писатель способствует тем самым их преодолению.

Итак, критериями понятия бездуховность в чеховских произведениях могут являться следующие.

1. Необразованность, душевная ущербность, зачастую выражающая бездуховность персонажей.

2. Отчуждение от людей, природы, Бога приводит к отречению от собственной души, от всех лучших качеств, заложенных в человеке Богом. И как следствие - постоянное чувство страха, ощущение бессмысленности жизни.

3. Пошлость в характеристиках героев является своеобразным показателем бездуховности.

4. Склонность человека ко лжи - еще один показатель бездуховности.

5. Такое чувство как любовь в чеховских произведениях является меркой, с помощью которой мы можем распознать, насколько человек духовен. Как правило, люди бездуховные, не способные изменяться к лучшему, не достойны настоящей, чистой любви. Хочется отметить, что в более поздних произведениях автора с этой тематикой все чаще встречается мотив чистой, светлой любви; любви, пробуждающей в человеке все лучшее, все то, что будет способствовать нравственному возрождению человека.

6. Красота - еще один критерий. Мы наблюдаем отсутствие красоты в жизни людей бездуховных. Их окружает грязь, безвкусица, пошлость.

В произведениях писателя речь идет не только о человеческом грехопадении, но и о возможности преодоления своей греховной сути, а значит о Воскресении.

Третья глава нашей работы посвящена такой проблеме, как нравственные искания персонажей рассказов и повестей А.П. Чехова разных лет. В начале этой главы освещены некоторые вопросы, связанные с библейской тематикой в творчестве А.П. Чехова, дан обзор мнений чеховедов по этому вопросу. Уделено особое внимание мотиву Воскресения в чеховской прозе.

В письме B.C. Миролюбову от 17 декабря 1901 года писатель говорит: "Скажу только, что в вопросах, которые Вас занимают, важны не забытые слова, не идеализм, а сознание собственной чистоты, т.е. совершенная свобода души Вашей от всяких забытых слов, идеализмов и проч. и проч. непонятных слов. Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своею совестью" (П. 10, 89).

Может быть, именно поэтому многие чеховские герои постоянно чем-то не удовлетворены, постоянно чего-то ищут и, в результате, либо так и остаются в процессе поиска, либо находят истину, познание которой наполняет их духовностью. Отсюда в творчестве Чехова возникает Евангельская тема Воскрешения. В первую очередь, эта тематика отразилась в так называемых пасхальных рассказах.

Мысль о поисках веры автор приводит не только в цитируемом ранее письме (B.C. Миролюбову от 17 декабря 1901 года), в некоторых произведениях А.П. Чехова мы найдем персонажей, живущих по этому принципу, мучающихся и страдающих, но постоянно ищущих, двигающихся вперед, к душевному обновлению («На пути» (1886), «Перекати-поле» (1887), «Беглец» (1887), «В ссылке» (1892) и др.).

В результате сравнительного анализа текстов Чехова становится ясно, что своих произведениях Чехов очень часто подчеркивал основную стихию русской души - русское Богоискательство в различных его формах и на разных ступенях русской культуры. Рассказ "Счастье" (1887) - доказательство этому. Для старика и юноши найти клад и обрести счастье - понятия одинаковые: "Есть счастье, а что с него толку, если оно в земли зарыто?" (С.6, 214) Сам старик раз десять искал счастье. И отец его искал, и брат искал - "ни шута не находили, так и умерли без счастья" (С.6, 215). У Чехова мотив разочарования не равнозначен пессимистическому

12

мировосприятию. То, что не по плечу нынешнему поколению, вполне осуществимо в будущем - такова логика народной думы о счастье. Произведение проникнуто верой в счастливую судьбу тех, кто придет на смену нынешнему поколению. Это лишнее напоминание о бесконечности поиска высшего счастья, который присущ исконно русскому человеку. Мечты о счастье, поиск высшего знания передается из поколения в поколение, это присуще русской душе, это заложено генетически и восходит к первобытным временам. Счастье — это не материальные ценности, настоящее счастье — это ценности духовного характера.

В заключение хотелось бы привести слова М.М. Степанова, с которым мы полностью согласны. Он считает, что "это настроение неудовлетворенности и искания духовных ценностей жизни - лучшее ручательство того, что все эти неверующие, колеблющиеся, сомневающиеся пойдут на дорогу веры"1.

В художественном мире Чехова прошлое сочетается с настоящим, далекие страницы родной истории, еще более отдаленные библейские предания оказываются созвучными современности. Ничто не пропадает просто так, потребность в торжестве добра, красоты и правды живет в душе человека («Студент»).

Нам слишком хорошо известно, как за каждым мундиром и рясой Чехов искал человека, но как мало внимания было обращено на то, что во всяком человеке, может быть, и бессознательно, но очень настойчиво, он искал христианина. Наиболее ярко это выражено в его рассказе "Архиерей". А.С. Собенников в начале своей исследовательской деятельности определил этот рассказ как пасхальный, но позже при более внимательном прочтении (как говорит сам ученый) в качестве источника произведения называет Екклесиаст, говоря, что "екклесиастические мотивы придают частным историям универсальный смысл"2. Наряду с екклесиастическими мотивами в рассказе встречаются и пасхальные. Более того, пасхальная тематика преобладает.

Проблема полисемантичности употребления библейских преданий выявлена в анализируемых произведениях Чехова («Без заглавия», «Пари», «Рассказ старшего садовника», «Студент», «Архиерей»). Эта многозначность кроется в самой природе

1 Степанов М.М. Религия Чехова. - Саратов, 1913. - С. 13.

2 А.С. Собенников Две смерти: "Архиерей" А.П. Чехова и "Сны Чанга" ИА. Бунина // Литература и религия: проблемы взаимодействия в общекультурном контексте: Сб. научн. Статей. -Улан-Удэ, 1999.- С. 67.

Священных текстов Библии. Такое множество трактовок дает нам право говорить не

0 конкретных интерпретациях Чеховым библейских сюжетов, а о духовно-нравственной постановке проблем. В этом плане одним из интереснейших произведений является повесть "Дама с собачкой", повествующая о напряженной внутренней работе человека, проснувшегося от душевной спячки, затронутого великим чувством любви.

Чехов очень тонко на протяжении всего творчества показывает борьбу рационального разума и реальных переживаний веры, в его произведениях отражен интуитивный опыт православной церковной жизни, составляющий культурную традицию эпохи. И как ни следовал рассудок естественно-научным представлениям, сердце привлекало душу писателя к заветным переживаниям духа.

В процессе анализа чеховских текстов становится ясно, что библейские мотивы у него лежат в основе пространственно-временной организации повествования в целом. Стремление к нравственному изменению - уточнение понятия «жизнь» в чеховских текстах. Ключевой фрагмент евангельских мотивов, отраженных писателем во многих произведениях — Страстная неделя и Пасха; основной мотив — Воскресение. Именно в эти временные рамки и пространственные координаты Чехов вкладывает человеческую жизнь. То есть жизнь, по Чехову, это непрерывное движение к воскрешению духа через преодоление душевных трудностей и мучений. И здесь Чехов как истинный психолог, опираясь на пространственно-временную модель евангельских сюжетов, создает свой "'хронотоп порога", кризиса, схватывая диалектику понятий начала и конца, земной и небесной, старой и новой, истинной и ложной человеческой жизни. По замечанию Собенникова, "в Новом Завете Чехова интересует та сторона христианского учения, которая помогает человеку ориентироваться в мире, строить и осознавать взаимоотношения между людьми, искать сокровенный смысл жизни" .

Прав СЕ. Шаталов, считающий, что "герои лирических повестей и рассказов, написанных Чеховым в последние 15 лет его жизни, способны ощущать неудовлетворенность своим существованием. Более того, жить, как все живут в мире обыва-

1 Собенников А.С. Между "есть Бог" и "нет Бога"... (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). - Изд-во Иркутского ун-та, 1997. -С. 159.

14

телей, они не в силах, ибо в результате сложных духовных исканий они могут соотнести свое поведение с высшими нравственными нормами"1. В этих произведениях Чехов показал мучительно сложный процесс нравственного обновления человека.

В заключении диссертации обобщены выводы, которые были сделаны по главам, даны общие выводы работы.

Чехов заставляет читателя увидеть в бытовом, житейском - вечное. Многие персонажи писателя являются носителями религиозного сознания, и автор объективно воспроизводит их точку зрения. Есть в чеховском повествовании герои другого склада характера. Это вполне мирские люди, которые проживают свою жизнь вне рамок религиозного опыта, но это лишь на первый взгляд. В их судьбах все равно отражена проблематика Священного Писания, воспроизведены какие-либо евангельские события, правда, перенесены они Чеховым на почву событий и проблем XIX века.

Целью творчества А.П. Чехова является освобождение человека из плена пошлости, бездуховности, смерти, которая понимается прежде всего, как смерть духовная.

Автор, изображая героев "на пороге" новой жизни, или, напротив, отступающими в сторону, ставил на самом деле вопросы глубоко мировоззренческие, которые найдут свое отражение и в литературе XX века.

В приложении к диссертации дан список книг из библиотеки Чехова, а также перечислены труды, которые изучал писатель при написании диссертации «Врачебное дело в России».

1 Шаталов С.Е. Прозрение как средство психологического анализа // Чехов и Лев Толстой. -1980.-С.59.

Концептуально значимые положения диссертации освещены в опубликованных статьях:

1. Абрашова Е.А. Мифореализм (святочные рассказы А.П. Чехова). // Миф — Литература - Мифореставрация: Сб. статей / Под ред. С.М. Телегина. - М. - Рязань, 2000. - 0,5 п. л.

2. Абрашова Е.А. Библейский текст в произведениях А.П. Чехова // Христианские истоки русской литературы: Сб. научных трудов. - М., 2001. - 0,5 п. л.

Печатно-множительный цех АХУ - филиал ОАО «РЖД» Новая Басманная, д. 6, Зак. 75 тир. 100 экз. 2004 г.

№1 07 93

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Абрашова, Елена Александровна

Введение.

Глава 1. Мировоззрение А.П. Чехова и его эстетические принципы в свете христианских традиций

1.1. Некоторые аспекты религиозного мировосприятия

Чехова.

1.2. Эстетические принципы писателя.

Глава 2. Абсурд бездуховного существования

2.1. Феномен отчужденности и психология страха в рассказах и повестях Чехова.

2.2. «Человеческая природа несовершенна.».

Глава 3. Нравственные искания персонажей рассказов и повестей Чехова

3.1. Духовное становление личности в чеховской прозе.

3.2. Пасхальные мотивы в прозе Чехова.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Абрашова, Елена Александровна

Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы XIX века до сих пор восхищает читателей всего мира. И это не случайно, ибо корни художественности, - как заметил великий отечественный мыслитель и литературный критик И. А. Ильин, - кроются в тех глубинах человеческой души, где проносятся "веянья Божьего присутствия". Великое искусство всегда несет на себе "печать Божьей благодати", даже тогда, когда разрабатывает светские темы и сюжеты, не имеющие внешней связи с церковностью и религиозностью. Феномен русской литературы заключается в постановке "вечных вопросов" бытия, ответ на которые пытались дать в своем творчестве почти все отечественные писатели.

И.А. Ильин в книге "Основы художества. О совершенном в искусстве" высказал мысль о том, что корни подлинного искусства имеют духовно-религиозный характер. Говоря о русской классике, Ильин не без основания утверждал: "XIX век дал России расцвет духовной культуры. И расцвет этот был создан людьми, "окрыленными" духом Православия. И если мы пройдем мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, JI. Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову, то мы увидим гениальное цветение русского духа из корней Православия. И то же самое увидим мы в других ответвлениях русского искусства, в русской науке, в русском правотворчестве, в русской медицине, в русской педагогике и во всем"1. Нельзя не согласиться с этой точкой зрения, поэтому творчество А.П. Чехова будет рассмотрено под этим углом зрения. Мы считаем, что именно такой духовный подход менее всего изучен в современном литературоведении, а потому актуален. Мы постараемся рассмотреть христианские мотивы в прозе Чехова разных лет, на протяжении всего творчества.

1 Ильин И. Наши задачи. - М., 1992. - С. 64.

По интересующей теме нам ближе всего точка зрения современника Чехова, представителя православного русского духовенства, священника М.М. Степанова, который отмечает, что "сочинения же покойного писателя дают обильный материал для одного, определенного и осторожного вывода о Чехове: он был близок религии и церкви"1. Привлекает в работе М.М. Степанова объективность суждений, в результате которых автор приходит к следующему: "несомненно, что Чехов, будучи вполне религиозным, иногда переживал в настроении веры сомнения и колебания" .

Философ JI. Шестов, считая А.П. Чехова беспощаднейшим талантом, писал, что "в руках Чехова все умирало"3. Пожалуй, наша работа станет опровержением этого высказывания, поскольку в основе мировоззрения автора мы видим другие истоки, прежде всего: тему Пасхи, Светлого Христова Воскресения.

Вряд ли объективно, на наш взгляд, суждение литературного критика и публициста М.А. Протопопова, назвавшего А.П. Чехова "жертвой безвременья", писателем "без опоры и без цели".

Автор не без основания говорит о том, что Чехова "коробит нравственно всякая ложь жизни, всякая фальшь в человеке", и с этим нельзя не согласиться. Далее же Протопопов утверждает, что "противопоставить чужой неправде свою собственную правду он (Чехов) не может, потому что не обладает ею"1.

Мы не можем с этим согласиться, так как считаем, что в отказе Чехова говорить "последнюю правду", показывать истину, лежит один из основных художественных принципов писателя - принцип предельной объективности.

1 Степанов М.М. Религия А.П. Чехова (религия русских писателей: вып. 1. - Саратов, 1913. -С. 7.

2 Там же.-С. 10.

3 Шестов JI. Творчество из ничего (А.П. Чехов) // Шестов Л. Начала и концы. -Пб., 1909. -С. 6.

Всем известно высказывание писателя, что главное в творчестве - правильно ставить вопросы.

Здесь мы склонны согласиться с мнением современника А.П. Чехова, литератора Б.И. Сыромятникова, который утверждал, что "чеховский объективизм не был, однако, ни безразличным, ни беспринципным"2. Советский исследователь И. Гурвич, чье мнение тоже ценно, увидел склонность А.П. Чехова "подходить к человеку со стороны первичных ценностей и простых радостей человеческой жизни, со стороны ее устойчивых первооснов"3.

Исследователь творчества А.П. Чехова - В. И. Камянов, назвавший автора "в высшей степени уравновешенным атеистом"4, отмечал, что "Чехов не выпускал из поля наблюдения столь властных в ту пору поощрителей и прямых участников внутренней жизни, как заповедь веры, ритуал, церковный канон, хотя в своем отношении к религии высказывался достаточно прямо: "Я человек неверующий" (письмо Меньшикову от 28 января 1900 года)"5.

К счастью, приведенное исследователем высказывание А.П. Чехова не единственное на эту тему, поэтому с В.И. Камяновым мы можем согласиться лишь отчасти. Далее исследователь пишет о том, что "чеховское стремление -быть точным - в основе своей атеистично"6.

1 Протопопов М.А. Жертва безвременья. (Повести А.П. Чехова) // Русская мысль. - 1892. Кн. 6.- С. 113-114.

2 Сыромятников Б.И. А.П. Чехов и русская интеллигенция// Чеховский сборник. Найденные статьи и письма. Воспоминания, критика, библиография. - М., 1929. - С. 222.

3 Гурвич И. Проза Чехова (Человек и действительность). - М., 1970.-С. 101.

4 Камянов В.И. Время против безвременья: Чехов и современность. - М., 1989. - С. 163.

5 Там же.-С. 144.

6 Камянов В. И. Время против безвременья. - С. 163.

Мы не можем с этим согласиться так же, как и с суждениями Протопопова или Шестова. На наш взгляд, точность - это все же не основной показатель веры или неверия, это прежде всего эстетический принцип писателя, основывающийся на определенном мировоззрении. Биограф А. П. Чехова М.П. Громов утверждает, что "Чехов был объявлен атеистом, хотя от истины это весьма далеко"1, в книге же советского биографа Г.П. Бердникова вопрос о религиозности автора не затрагивается, как и в других исследованиях того периода, а творчество писателя рассматривается с точки зрения нравственных и этических норм, установленных социалистическим обществом.

Современный ученый, В.Я. Линков, уходит от категоричности суждений о религиозности А.П. Чехова, пытаясь тем самым примирить две точки зрения. "Чехов, как известно, был неверующим, но воспринятые с детства христианские этические ценности были ему глубоко органичны, - пишет исследователь. - Очевидно, что у него было христианское понимание проблемы человеческого достоинства, столь существенной в его творчестве"2.

Более того, автор утверждает, что "любой человек, согласно Чехову, причастен божественной сущности непосредственно, независимо от своих талантов, способностей, общественного положения и т.д."3 Здесь хотелось бы уточнить: это высказывание верно не только "согласно Чехову".

В связи с этим Экономцев И.Н. (игумен Иоанн) замечает: " по православному учению, каждая человеческая личность является богоизбранной, каждому из нас дан в изобилии тот или иной харизматический дар, и от нас самих зависит, отвергнуть его или принять, и в какой мере

1 Громов М. П. Чехов. - М., 1993. - С. 195.

2 Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. - М., 1995. - С. 68.

3 Там же. принять"1. Именно с этой позиции, на наш взгляд, подходит А.П. Чехов к изображению своих персонажей.

Исследователь творчества А.П. Чехова, А.С. Собенников, бесспорной считает мысль, что "реальный гуманизм А.П. Чехова во многом опирался на христианские ценности"2, а "художественный мир Чехова строится на основе широкого диалога с христианством"3.

Литератор A.M. Любомудров в статье "О православии и церковности в художественной литературе" пишет, что в XVIII - XIX веках ". никто (кроме разве Достоевского) не оставил художественных образов монашеской жизни, не написал ни рассказа про старца, про какого-нибудь благодатного батюшку (были же они на Руси) или, скажем, про первую исповедь ребенка. Не находим строк о паломничествах в обитель, о жизни подвижников"4. Категорически нельзя согласиться с подобным высказыванием, критик просто вычеркнул из русской литературы имена таких великих писателей, как Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков. А в произведениях А.П. Чехова "Архиерей", "Студент", "Без заглавия", "Святой ночью", "Перекати- поле", "Степь", "Дуэль", "На страстной" и других мы видим все то, чего, к сожалению, не заметил A.M. Любомудров. Автор статьи указывает только три произведения Чехова ("Степь", "Дуэль", "Архиерей") и утверждает, что "понимание мистической реальности Церкви отсутствует в мире Чехова"5.

Сходную точку зрения высказывает В.Б. Катаев, который считает, что Чехов

1 Экономцев И.Н. (игумен Иоанн) Православие, Византия, Россия. - М., 1992. -С.151.

2 Собенников А.С. Архетип праведника в повести А.П. Чехова "Моя жизнь" // Русская литератураXIX в. и Христианство. -М., 1997.-С. 239.

3 Собенников А.С. Между "есть Бог" и "нет Бога". (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). -М., 1997.- С. 199.

4 Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе// Русская литература-№1,2001.-С. 119.

5 Любомудров A.M. О православии и церковности художественной литературы. - С. 120. всю жизнь твердил о своем неверии. Исследователь утверждает, что "отказ от религиозности у Чехова был не случайным и не внешним и тем более не показным, а продуманным и убежденным"1.

В своем труде ученый так же отмечает объективность писателя. "Но своеобразие позиции Чехова в том, — пишет Катаев, - что, оставаясь принципиально вне религии, он не делал в своем творчестве проблемы религии, как и иные "специальные" проблемы, ни предметом утверждения, ни объектом отрицания"2.

Мы согласны с частью этого утверждения об авторской манере Чехова. Однако попытаемся в своей работе показать, что А.П. Чехов никогда не был "принципиально вне религии".

Ценно мнение М.М. Дунаева, в книге которого "Православие и русская литература" творчеству А.П. Чехова посвящена большая глава. Ученый считает, что " "соединение муки о Боге с мукой о человеке" . определило всю систему мировоззрения православного по духу писателя"3.

М.П. Громов замечает, что "Утрата веры у Чехова выражается не в полемике, не в спорах с теми, кто верует по-иному, но скорее в томлении души, в особенных "чеховских" настроениях. Это всегда лирическое переживание, душевная сумятица, невзгода, беда"4.

Как видно из приведенных примеров, мнения исследователей творчества А.П. Чехова по интересующему нас вопросу зачастую прямо противоположны: одни ставят писателя и его творчество вне религии, другие видят в авторе христианского по духу писателя. Причем такое разделение на два лагеря отмечено нами как в дореволюционной критике, так и в современных

1 Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. -М. 1979. - С. 283.

2 Там же. - С. 292.

3 Дунаев М.М. Православие и русская литература.- М., 1998. - 4.4. - С. 704.

4 Громов М.П. Чехов. - М., 1993. - С. 165. исследованиях, что говорит о проблемности вопроса. Такое разнообразие мнений является свидетельством того, что разбираемый нами вопрос является мало изученным, а потому до сих пор остается актуальным.

В своей работе мы не претендуем на окончательное решение вопроса, был ли А.П. Чехов верующим человеком. Задачи, которые мы перед собой ставим, не настолько глобальны. Нам бы хотелось показать в свете христианской традиции некоторые моменты биографии, понаблюдать за творческим методом писателя, а с помощью анализа некоторых произведений выявить доминирующие темы в прозе А.П. Чехова разных лет.

Поставленная нами цель и решаемые нами задачи определяют структуру работы. Наше исследование состоит из трех глав, каждая из которых затрагивает разные аспекты поставленной проблемы.

Первая глава работы будет посвящена не столько анализу художественных текстов, сколько обзору таких моментов жизни Чехова, которые помогут уточнить мировоззренческую позицию автора. А.Н. Кочетков считает, что "структурирование подтекста, расширяющего смысловое поле целого, может опираться лишь на актуальную для творчества писателя в момент создания произведения философскую концепцию мира, его художественную антропологию, на его представление о смысле, цели и законах человеческой жизни, на участие или неучастие воли человека в ходе мировой истории и в его индивидуальном существовании."1 Мы согласны с этим, поэтому в первой главе своей диссертации достаточно подробно затрагиваем эти аспекты. На наш взгляд, исследуя мировоззрение Чехова, писателя, для которого человеческие представления о мире являются всего лишь предположительными, который допускал как возможные различные точки

1 Кочетков А.Н. Концепция драматической формы и эволюция соотношения "текст-подтекст" в драматургии Чехова //Творчество Чехова. - Таганрог, 2000. - С. 3. зрения на явления жизни, - исследуя мировоззрение мыслителя такой ориентации, следует не столько стремиться определить четкие рамки его мировоззрения, сколько пытаться выявить границы того поля, внутри которого порой, может быть, как маятник, двигалась мысль писателя.

Литературная форма должна расширяться как целостное эстетическое явление, имеющее сложное отношение с действительностью, с творческим методом писателя, с особенностями читательского восприятия, с фактами литературной жизни. Здесь мы будем опираться на воспоминания современников писателя, на письма и записные книжки Чехова.

Также просматривается необходимость изучения литературной формы как носителя эмоционально-идейного содержания. Анализ произведения без учета общих закономерностей художественного мира писателя совершается во вред г правильному объяснению смысла произведения. Именно поэтому мы обратим внимание на творческий метод писателя, вырабатывавшийся годами и, безусловно, зависящий от личности автора и его мировосприятия.

Библейские аллюзии - скрытая, неявная перекличка с библейскими сюжетами и мотивами - являются пратекстами, имеют генетический смысл, зависящий от художественных целей автора. Они могут быть сознательными или бессознательными, но в том и в другом случае мы постараемся соотносить интерпретации с авторским замыслом, ограничивая тем самым свободную расшифровку текстов. Исходя из этого, мы будем как можно чаще обращаться к письмам и записным книжкам Чехова. Таким образом, в первой главе отражены следующие моменты: некоторые аспекты религиозного воспитания писателя и вопрос о его религиозности (на материале записных книжек и писем), а так же эстетические принципы автора в свете христианской традиции.

Чехов, как писатель в высшей степени объективный, показывает жизнь такой, какая она есть, но и мечтает о том, какой она должна быть, поэтому его произведения весьма глубоки по тематике. Митрополит Иоанн (Снычев) в проповеди своей говорит: "Итак, возлюбленные братья и сестры, перед нами два пути. Путь света - путь Христов, и путь тьмы - путь сатаны, дьявола. С одной стороны, путь правды, с другой - путь греха и беззакония. Смотрите сами, ибо конец одного пути и другого неодинаков. Один путь - путь тьмы -ведет к погибели; другой - путь света - к истинной жизни во Христе Иисусе. И я думаю, что мы изберем и избрали уже путь света, который освещает путь Христов"1.

Чехов, так же как JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский и многие другие писатели, исследуя возможности и пути человека к счастью, к гармонии, которая недостижима вне Бога, натолкнулся на одно препятствие - земную, тварную природу человека. Таким образом, в его произведениях показаны оба пути, возможные для человека. Следует отметить, что зачастую эти два пути в чеховском мире пересекаются, и именно на перепутье находятся персонажи произведений Чехова, процесс мучительного выбора описан автором. Исходя из этого, и анализировалось творчество Чехова. В результате, во второй главе мы постараемся показать героев, которые встали на "путь тьмы", а в третьей главе тех, которые выбрали " путь света".

Мнение о христианском мировоззрении и евангельской тематике в творчестве Чехова было бы неполным, если бы мы не рассмотрели понятие о пошлости бездуховного существования в произведениях писателя, то есть то, что ранее мы обозначили как "путь тьмы". Именно этому будет посвящена вторая глава нашей работы. Будут рассмотрены основные аспекты такого

1 Митрополит Иоанн (Снычев) Проповеди и человеческом грехе и его сущности. - Самара, 1997. - С. 41. понятия, как бездуховность, а так же выявим некоторые проблемы психологической отчужденности в творчестве А.П. Чехова. На примере некоторых наиболее интересных, на наш взгляд, произведений писателя мы постараемся показать абсурд бездуховного существования.

Третья глава нашей работы будет посвящена такой проблеме как нравственные искания персонажей рассказов и повестей А.П. Чехова разных лет. В начале этой главы будут освещены некоторые вопросы, связанные с библейской тематикой в творчестве А.П. Чехова, будет дан обзор мнений чеховедов по этому вопросу. Далее проясним, можно ли рассматривать данную тему в творчестве Чехова в свете православных традиций. Потом мы уделим сосредоточенное внимание мотиву духовного воскресения в чеховской прозе.

В работе при анализе текстов устанавливалась и прослеживалась связь текста с историко-литературным и культурно-историческим контекстом, обращалось внимание на авторские изменения текста изучаемого произведения, учитывались другие произведения этого же автора, так же была предпринята попытка найти параллели с другими источниками, в том числе с Библейскими текстами.

Некоторые положения, изложенные в диссертации, были опубликованы в следующих статьях:

1. Мифореализм (святочные рассказы А.П. Чехова). // Миф - Литература -Мифореставрация. Сб. статей под редакцией С.М. Телегина. - М.- Рязань, 2000, 155с.

2. Библейский текст в произведениях А.П. Чехова.// Христианские истоки русской литературы. Сб. научных трудов. - М. 2001, 232с.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова"

Заключение

Художественное произведение, повествуя о чем-либо, всегда выражает некое внутреннее духовное содержание. И.Н. Экономцев (игумен Иоанн) отмечает возрастающую роль в выражении национально-религиозного идеала интеллектуальной творческой элиты. "И для этого, пишет он, - их открытая и зримая принадлежность к Русской Православной Церкви вовсе не является непременным условием. Они сами могут себя считать агностиками или приверженцами других конфессий, оставаясь в русле русской православной традиции и являясь носителями русского национально-религиозного идеала"1. То же самое можно сказать и о Чехове.

Православная церковь, священнослужители, верующие являются органической частью художественного и эпистолярного наследия писателя и так же естественны в его произведениях, как чиновники, помещики, судьи, дети и прочие. Вообще стоит отметить, что характерной чертой чеховского мировоззрения является пристальное внимание к личности человека, его индивидуальности, сложности и диалектичности его внутреннего мира, совершенствование которого возможно лишь при условии свободы духовной деятельности. А.П. Чехов в письме И.И. Орлову от 22 февраля 1899 года говорил следующее: "Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям - интеллигенты они или мужики, в них сила, хотя их мало" (П.9, 98).

Если вспомним все, что говорили о Чехове, если еще раз перечитаем все, связанное с нравственно-религиозными мотивами в его творчестве, то поймем, что духовность произведений основана не на разделении земного и небесного, а на любви к этому миру, в котором герои чеховского мира видят отблеск высшей красоты, печать высшей истины.

1 Экономцев И.Н. (игумен Иоанн) Православие, Византия, Россия. - М., 1992. - С. 164.

Такое видение Бога в мире представляет собой глубокое религиозное мироощущение. Чеховская система ценностей, их негромкая, ненавязчивая этика были результатом русской духовной жизни, ее народно-религиозных сторон. Реальный гуманизм Чехова во многом опирается на православно-христианские ценности: любовь, добро, справедливость, правду и так далее.

A.M. Любомудров в статье "О православии и церковности в художественной литературе" пишет: "Православным произведением может считаться такое, художественная идея которого включает в себя необходимость воцерквления для спасения. Его герой - либо воцерквлен, либо антицерковен, либо на этапе движения от одного состояния к другому, либо, наконец, равнодушен к Церкви. Но если нет этой соотнесенности с Церковью, ориентированности на нее, если персонажи не находятся с нею ни в притяжении, ни в отталкивании, - очевидно, говорить о православности неправомерно"1.

В работе показано, что рассказы и повести Чехова можно считать вполне христианскими по духу. Многих героев чеховских произведений отличает добросердечность, обостренное чувство справедливости, способность воспринимать красоту Божьего мира. У Чехова всеобъемлющей мерой выступает духовность в широком и подлинном смысле этого слова.

Большинство чеховских героев несут в себе некое христианское начало, которое различным образом подчеркивается автором. Это либо временные рамки, установленные Чеховым (Пасха, Рождество, Крещение и т.д.) и соотнесенные с церковным календарем, либо присутствие персонажа из "духовного сословия". Это может быть описание деталей, так или иначе привлекающих наше внимание и соотносимых нами с религиозностью.

1 Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе// Русская литература №1 2001.-С. 117.

Так в рассказе "Дом с мезонином" в описание деталей, очаровывающих художника, включается колокольня, "на которой горел крест, отражая в себе заходящее солнце". Этот же образ появляется в "Красавицах", когда автор сравнивает ощущение от красоты с ощущением людей, наблюдающих небесное зарево, блестящее "в церковном кресте". Таких примеров можно привести много.

Наконец, это могут быть непосредственные мысли персонажей о вечных вопросах человечества: что есть добро и зло, в чем смысл жизни и другие, освещенные Чеховым с позиций православного христианства. Так же хочется отметить, что внешняя культовая атрибутика и религиозная символика во всех рассказах лишь подчеркивает внутреннюю суть духовных переживаний героев, составляющих ту самую живую, настоящую веру.

Выше мы отметили те общие моменты, на которые обратили внимание при подведении итогов работы. Что же касается частных выводов, то они следующие.

Обращая внимание на некоторые аспекты биографии Чехова в первом параграфе нашей работы, пришли к выводу, что христианская культура органично вошла в чеховскую жизнь. Многие черты чеховского характера в своей основе предопределены христианской моралью. Несмотря на то, что Чехов иногда называл себя атеистом, на протяжении всей своей жизни он проявлял живую, сердечную веру. Больше всего это видно из отношения Чехова к людям, как родным и близким, так и совсем не знакомым. Жизнь Антона Павловича была исполнена добра, порядочности, сердечности и милосердия.

Внимательно изучив записные книжки Чехова 1891 - 1904 годов, мы пришли к выводу, что большое количество разнообразных высказываний по данному вопросу позволяет говорить не только о возможности обсуждения этой темы, но и о ее актуальности.

В письмах же, как и в записных книжках, нет однозначного решения поставленного вопроса. Однако в них чувствуются органично вошедшие в чеховское мировоззрение православно-христианские ценности. Так же хочется отметить, что в своих письмах автор использует, как любой православный человек, церковный календарь для обозначения тех или иных дат. Чаще всего в чеховских письмах упоминается Пасха, светлый праздник Воскресения Христова.

Исследуя художественный метод Чехова, мы пришли к выводу, что писатель в своем творчестве тоже опирается на христианские ценности. Стремление автора к предельной объективности, выраженное прежде всего в так называемых "открытых финалах", на наш взгляд, зависит во многом от православного виденья мира. Все эти нерешенные, но поставленные вопросы, желание сделать читателя соавтором, который додумает текст сам, соизмеримо со своей совестью - есть не что иное, как постоянное и неукоснительное следование одной из заповедей Божьих, так глубоко усвоенных писателем еще в детстве и не ушедших по истечении времени. Этому был посвящен второй параграф первой главы. Так же в этом параграфе мы выяснили, что одним из распространенных жанров является жанр притчи, который берет свое начало в Книге Книг - Библии. В работе была выявлена притчевая структура таких произведений Чехова, как "Без заглавия", "Пари", "Рассказ старшего садовника". Так же достаточно широко представлен в творчестве Чехова жанр святочного рассказа, который, безусловно, опирается на моральные нормы, установленные христианством. Проанализировав типичные для писателя жанры (притчу и святочный / рождественский рассказ), можно сказать, что творчество автора близко к православному видению мира. Однако мы не можем представить Чехова как "проповедника", поскольку проповедь подразумевает вывод, автор же, как мы уже говорили, избегает окончательных приговоров, полагаясь на совесть читателя, что не противоречит христианскому сознанию.

168

Вся вторая глава посвящена такой составной части христианского мировоззрения, как понятие греховности человека и связанные с ним феномен отчужденности и психологию страха. В первом параграфе данной главы мы рассмотрели основные аспекты этого понятия и выявили критерии оценки понятий духовность и бездуховность в художественном мире писателя. В результате анализа текстов можно увидеть, что такими критериями могут являться следующие.

1. Необразованность, душевная ущербность, зачастую выражающая бездуховность персонажей.

2. Отчуждение от людей, природы, Бога приводит к отречению от собственной души, от всех лучших качеств, заложенных в человеке Богом. И как следствие - постоянное чувство страха, ощущение бессмысленности жизни.

3. Пошлость в характеристиках героев является своеобразным показателем бездуховности.

4. Склонность человека ко лжи - еще один показатель бездуховности.

5. Такое чувство как любовь в чеховских произведениях является меркой, с помощью которой мы можем распознать, насколько человек духовен. Как правило, люди бездуховные, не способные изменяться к лучшему, не достойны настоящей, чистой любви. Хочется отметить, что в более поздних произведениях автора с этой тематикой все чаще встречается мотив чистой, светлой любви; любви, пробуждающей в человеке все лучшее, все то, что будет способствовать нравственному перерождению человека.

6. Красота - еще один критерий. Мы наблюдаем отсутствие красоты в жизни людей бездуховных. Их окружает грязь, безвкусица, пошлость.

Во втором параграфе второй главы, не претендуя на детальную разработку темы греха, мы дали краткий анализ некоторых произведений, пытаясь показать, насколько разнообразны пороки человека в художественном мире Чехова. В результате пришли к выводу, что в произведениях писателя любого периода его

169 творчества речь идет не о конкретных пороках, но о человеческом грехопадении и о возможности преодоления своей греховной сути, а значит о Воскресении.

В третьей главе, которая называется "Нравственные искания персонажей рассказов и повестей А.П. Чехова", рассмотрены некоторые вопросы, связанные с евангельской тематикой. Главенствующая тема в творчестве писателя - мотив Воскресения, на который уже обращалось внимание при анализе писем автора. В первом параграфе этой главы для анализа предложены рассказы, где основной темой является тема поиска смысла жизни. Эта тема Чеховым дана не всегда на примере исканий религиозного характера, но всегда как поиски, соизмеримые с христианскими православными ценностями. При чтении произведений писателя очень часто возникает ощущение того, что все эти ищущие, колеблющиеся и сомневающиеся люди пойдут все же на дорогу веры.

Как уже было отмечено, основным мотивом в чеховских текстах позднего периода является тема Воскресения; развив это предположение, находим подтверждение, анализируя во втором параграфе такие произведения, как "Студент", "Архиерей", "Дуэль", "Дама с собачкой", "Палата №6". В процессе текстологического анализа пришли к заключению, что в чеховском мире стремление к нравственному росту - это то, что можно назвать характеристикой понятия Жизнь. Жизнь, по Чехову, - это непрерывное движение к постижению истины через преодоление как физических трудностей, так и душевных мучений. В своих произведениях, на наш взгляд, автор показал мучительный и сложный процесс духовно-нравственного преображения человека. Таковы частные выводы по диссертации.

Что же касается общих выводов по теме работы, то они следующие. Личность - общество - Бог, сиюминутное личное и общечеловеческое вечное, смысл и цель существования личности - вот некоторые из вопросов, к которым через многочисленные ассоциации, связанные с православным видением мира, настойчиво направляет читателя Чехов.

170

Д. Мережковский в статье "Грядущий Хам" пишет о том, что "существуют многие противоположные, не только положительные, но и отрицательные пути к Богу. Богоборчество Иакова, ропот Иова, неверие Фомы - все это подлинные пути к Богу"1. Во многих чеховских произведениях мы увидели подобное освещение проблемы. Любой человек причастен Божественной сущности непосредственно, независимо от своих талантов, способностей, общественного положения и других факторов.

Чехов заставляет читателя увидеть в бытовом, житейском - вечное. Многие персонажи писателя являются носителями религиозного сознания, и автор объективно воспроизводит их точку зрения. Есть в чеховском повествовании герои другого склада характера. Это вполне мирские люди, которые проживают свою жизнь вне рамок религиозного опыта, но это лишь на первый взгляд. В их судьбах все равно отражена проблематика Священного Писания, воспроизведены какие-либо евангельские события, правда перенесены они Чеховым на почву событий и проблем XIX века.

По замечанию А.С. Собенникова, "в Новом Завете Чехова интересует та сторона христианского учения, которая помогает человеку ориентироваться в мире, строить и осознавать взаимоотношения между людьми, искать сокровенный смысл жизни"2.

Целью творчества А.П. Чехова является освобождение человека из плена пошлости, бездуховности, смерти, которая понимается прежде всего, как смерть духовная.

Автор, изображая героев "на пороге" новой жизни, или, напротив, отступающими в сторону, ставил на самом деле вопросы глубоко мировоззренческие, имеющие, на наш взгляд, вполне определенный православный характер.

1 Мережковский Д. Больная Россия. - Л.,1991. - С. 38.

2 Собенников А.С. Между "есть Бог" и "нет Бога". (о религиозно-философских традициях в творчестве А.П. Чехова). - Изд-во Иркутского ун-та, 1997. - С. 159.

171

 

Список научной литературыАбрашова, Елена Александровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Библия. М.: Российское библейское общество, 1999. - 1114с.

2. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М. 1976. Литература о Чехове (книги):

3. Бердников Г.П. Чехов. -М.: Молодая гвардия, 1978. -512с.

4. Гвоздей. Меж двух миров: некоторые аспекты чеховского реализма. Монография, издательство астраханского пед. ун-та, 1999. 127с.

5. Гейдеко В.А. Чехов и Бунин. М., 1976г.

6. Громов М. П. Чехов. М.: Молодая гвардия, 1993. - 394с.

7. Гурвич Проза Чехова (человек и действительность). М.: Художественная литература, 1970. - 182с.

8. Долженков П.Н. Чехов и позитивизм. М.: Диалог - МГУ, 1998. - 205с.

9. Калениченко О.Н. Малая проза Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и писателей рубежа веков (новелла, святочный рассказ, притча): Учебное пособие по спуцкурсу. Волгоград: Перемена, 1997. - 102с.

10. Камянов В. Время против безвременья. М., 1989. - 384с.

11. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

12. Линков В.Л. Скептицизм и вера Чехова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1995.-80с.

13. Мелиховский летописец: Дневник Павла Егоровича Чехова. / Сост. Кузичева А.П., Сахарова Е.М. М.: Наука, 1995. - 267с.

14. Николаева С.Ю.Чехов и древнерусская культура. Монография, Тверь, 2000.-168с.

15. Паперный 3. Записные книжки Чехова. М., 1976г.

16. Полоцкая Э.А. О поэтике Чехова. М.: Наследие, 2000. - 240с.

17. Собенников А.С. "Между "есть Бог" и "нет Бога"." (о религиозно -философских традициях в творчестве А.П. Чехова). Монография, Изд-во Иркутского ун-та, 1997. 222с.

18. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Ленинград, 1987г.

19. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880 начале 1890х г. -М., 2002. - 366с.

20. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. - 133с.

21. Литература о Чехове (сборники, статьи):

22. Альми И.Л. О новелле Чехова "Архиерей"// Метод, стиль, поэтика русской литературы 20 века. Владимир, 1977. - Вып. 2.

23. В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

24. Грачева И.В. Язык ассоциаций в творчестве А.П. Чехова // Русская речь. -2001.-№1.

25. Джексон Р.Л. "Человек живет для ушедших и грядущих": о рассказе Чехова "Студент" // Вопросы литературы. 1991. - №8.

26. Захарова В.Т. Личность священнослужителя в художественном восприятии А.П. Чехова ("Архиерей") и Б. Зайцева ("Река времени") // Православие и проблемы воспитания: Материалы 7-х Рождественских православно-философских чтений. Н.Новгород, 2000г.

27. Капустин Н.В. "Земля" и "небо" в рассказе Чехова "Архиерей" // Филологические науки. 1999. - №2.

28. Катаев В.Б. Эволюция и чудо в мире Чехова (повесть "Дуэль") // Русская литература XIX в. и Христианство. МГУ, 1997г.

29. Кулешов В.И. Реализм Чехова в соотношении с натурализмом и символизмом в русской литературе к. XIX начала XX вв. // Чеховские чтения в Ялте. - М., 1973.

30. Лакшин В.Я. О "Символе веры" Чехова // Лакшин В.Я. Берега культуры. -М., 1994.

31. Митрополит Вениамин (Федченков) А.П. Чехов // Духовный собеседник. Православный альманах. Самара, 2000. - №4(24).

32. Молодые исследователи Чехова. М., 1993г.

33. Прудникова М. Евангельские мотивы в прозе А.П. Чехова 1887 1890 гг. // Святые Кирилл и Мефодий: Сборник. Русская Правосл. Церковь. КГУ, Калининград: Изд-полигр. объединение, 1996. - Вып.1, 52с.

34. Седегов В.Д. Рассказ А.П. Чехова "Архиерей" (о поэтике и авторском замысле) // Творчество Чехова (поэтика, истоки, влияние), Межвузовский сборник научных трудов. Таганрог, 2000. - 216с.

35. Собенников А.С. А.П. Чехов и Д.С. Мережковский (к проблеме религиозного символа) // Чеховские чтения в Ялте: взгляд из 80-х. М., 1990г.

36. Среди великих: Литературные встречи (Сост., предисл., коммент. М.М. Одесской). М., Российский гуманитарный ун-т. - 2001. - 445с.

37. Чехов в воспоминаниях современников. Госуд. изд-во худ. лит-ры, 1960. -833с.

38. Чехов и его время. М., 1977г.

39. Чехов и его среда. Сб. под редакцией Бельчикова Н.Ф. Л., 1930г.

40. Чехов и Лев Толстой, М.: Акад. наук СССР. Инст-т мир. л-ры им. Горького, Наука, 1980. 327с.

41. Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М.: Наука, 1995. -393с.

42. Чеховские чтения в Ялте: Чехов и 20в. М., 1997. - Вып. 9.

43. Чеховский сборник. Найденные статьи и письма. Воспоминания, критика, библиография. М., 1929г.

44. Литература о Чехове (дореволюционная критика):

45. АльбовВ. О Чехове //Мир Божий. 1903.-№1.-С.90.

46. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.:Республика, 1994.-415с.

47. Меньшиков М.О. Критические очерки: В 2т. Спб. 1899 - 1902 г.

48. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л. (История российской культуры), 1991.-272с.

49. Протопопов Жертва безвременья (Повести г. А. Чехова) // Русская мысль. -М.-Пг. 1892. - кн. 6.

50. Скабичевский A.M. Сочинения: В 2 т. Спб. 1895г.

51. Степанов М.М. Религия Чехова. Саратов, 1913г.

52. Шестов Л. Творчество из ничего (А.П. Чехов). /Вырезка из: Сб. Лев Шестов: Начала и концы. Пб, 1909.

53. Щукин С.Н. Из воспоминаний об А.П. Чехове //Русская мысль 1911. кн. Ю.-М-Пг.

54. Энциклопедические издания:

55. Андреева В. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

56. Библейская энциклопедия.-М., 1995.-352с.

57. Коринфский Народная Русь. М.: Московский рабочий, 1995. - 553с.

58. Краткая литературная энциклопедия. / Ред. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1971.-Т.6.

59. Литературное наследие. Т.68 (Чехов). - М., 1960г.

60. Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1999 г.

61. Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980.

62. Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. - 816с.

63. Литература общей направленности:

64. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 610с.

65. Булгаков С. Сочинения: В 2т. М.: Наука, 1993. - Т.2. - 751с.

66. Дунаев М.М. Православие и русская литература, ч.4. М.: Христианская литература, 1998. - 720с.

67. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.-287с.

68. Есаулов И.А. Христианское основание русской литературы: соборность // Литературная учеба. 1998. - №1.

69. Забияко А. Антиномии русского сознания: святое и падшее // Литературная учеба. 1998. -№3.

70. Закон Божий. Для семьи и школы. /Сост. Протоиерей Серафим Слободской. Репринтное издание. Ульяновск, 1997. -723с.

71. Иванов П. Тайна святых: введение в апокалипсис. М., 1993.

72. Ильин И.А. Собрание сочинений: В1 От., Т.6 ч.2. 1996. - 668с.

73. Литература и религия: проблемы взаимодействия в общекультурном контексте: Сб. научных статей, Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 1999. -168с.

74. Любомудров A.M. О православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. 2001. - №1.

75. Митрополит Иоанн (Снычев) Проповеди о человеческом грехе и его сущности. Самара, 1997. - 318с.

76. Основы нравственности. (Учебное пособие для школьников и студентов). -М., 2000.-456с.

77. Панченко A.M. О русской истории и культуре. Спб.: Азбука, 2000. - 464с.

78. Православие на рубеже тысячелетий: сборник статей. Чита: Поиск, 2001. -184с.

79. Проблемы изучения русской и зарубежной литературы. (Сб. научных статей). Таганрог, Вып.1, 1999. - 144с.

80. Рассел Д.Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции. -СПБ, 2001.-320с.

81. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов (М.Г. Писманник, А.В. Вертинский, С.П. Демьяненко и др.). М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-430с.

82. Розанов В.В. Сочинения. М., 1990г.

83. Розов А.Н. Заметки о церковной критике второй половины XIX начала XX века (образ священника в русской литературе) // Русская литература. -2001.-№4.

84. Серяков M.JI. "Голубиная книга". Священное сказание русского народа, М.: Алетейя, 2001. 664с.

85. Сохряков Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX -XX веков. М.: Наследие, 2000.

86. Царевский А.А. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. М., 1991. - 75с. Печатается по изданию: Проф. А.А. Царевский. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. - Казань. 1898г.

87. Чаша жизни. Святые отцы о Таинстве Причащения. М. 1999. - 94с.

88. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М.: Республика, 1999. - 495с.

89. Экономцев И.Н. (игумен Иоанн) Православие, Византия, Россия. М.: Христианская литература, 1992.-233с.