автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Христианские ценности в современном отечественном кинематографе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Христианские ценности в современном отечественном кинематографе"
На правах рукописи
ГАРАНОВ Юрий Сергеевич
ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
24.00.01 — Теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
ПАИ 2
Астрахань - 2014
005549178
Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Баева Людмила Владимировна,
доктор философских наук, профессор
Барышков Владимир Петрович,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» Волков Сергей Николаевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Защита состоится июня 2014 г. в _часов на заседании диссертационного совета Д 212.009.12 при ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.
Текст автореферата размещён на официальном сайте Астраханского государственного университета: http: // www.aspu.ru_
Автореферат разослан: мая 2014 г.
Учёный секретарь
диссертационного совета ,
кандидат политических наук, доцент г 'О.И. Оськина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В контексте современной культуры отечественный кинематограф (с распада СССР до настоящего момента) - явление особое, отличное как от кинематографа в общемировом контексте, так и от предшествующей отечественной кинематографической традиции. Связано это с множеством факторов, основными среди которых являются освобождение от цензуры и идейной детерминированности после распада СССР, ценностная трансформация от доминирования атеистического мировоззрения к свободе вероисповедания, духовный кризис и поиски новых идеалов. Одной из значимых особенностей развития современного отечественного кино является обращение к теме религиозных ценностей. Этот феномен, представленный в разнообразных по стилю кинопроизведениях, стал заметным не только в элитарном, но и массовом кино, хотя его роль и значение еще недостаточно изучены с позиции научной и философской рефлексии.
В нашем исследовании мы сосредоточились на духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа, под которым мы понимаем те кинопроизведения, где доминирующее место отведено отражению духовных, философских, кросс-культурных, ценностных проблем и исканий человека. Ключевой темой в духовно-культурном дискурсе российского кино является обращение к аксиологии религии, а именно к христианским ценностям. Актуальность данной темы связана с тем, что обращение отечественного кинематографа к религиозным ценностям сформировалось в четкую тенденцию и является важным фактором в культурном развитии российского общества, что обусловливает значимость ее академического и прикладного изучения. Исследование особенностей и проблем отечественной кинорефлексии над религиозными христианскими ценностями аргументируются социальным запросом на духовные аспекты развития общества и индивида, а также их потребностью в поиске решений ключевых экзистенциальных запросов, что становится особенно актуальным в условиях формирующегося информационного общества. Исследование нацелено на выявление особенностей обозначенной тенденции и анализ основных факторов ее развития.
Проблема исследования ценностей представляет актуальность для определения направления развития общества, поскольку именно ценности являются проявлением «будущего в настоящем». Постсоветский период и 2000-е годы в истории культуры, в целом, и в культуре отечественного кино, в частности, стали совершенно особым переломным этапом ее развития, соединившим в себе криминальные идеалы «лихих 90-х» (фильм «Бригада» и др.), поиски нового супергероя (фильмы «Брат», «Брат-2» и др.), а также стремление к возрождению исконных русских традиций и ценностей. На этом фоне интеллектуальная и духовная тема в отечествен-
ном кино, первоначально игравшая далеко не первую роль, по мере прихода к ней выдающихся кинохудожников, обретала высокий статус и всеобщее внимание (фильмы «Остров», «Царь», «Поп» и др.) Религиозные ценности, выраженные художественным языком кино, оказались близки и понятны широкому зрителю, став своеобразным символом надежды на возрождение духовной сущности человеческой жизни и культуры, в целом.
Изучение христианских ценностей в современном отечественном кинематографе имеет большое значение для понимания мира ценностей русского кино и духовных процессов, которые происходят в современной культуре. В нашем исследовании мы сосредоточились на доминирующей линии в тенденции обращения русского кино к аксиологии религии, а именно к христианским ценностям. Полагаем, что данное исследование может представлять особый интерес для ученых, изучающих современные тенденции прикладной аксиологии, культурные процессы в современной России и духовно-культурном пространстве отечественного кинематографа, а также для киноведов и кинокритиков.
Степень научной разработки проблемы.
Философской мыслью накоплен достаточно весомый объем теоретических знаний по религиозной аксиологии. Известно, что собственно христианский дискурс в аксиологии начал Августин Блаженный, который вывел критерии и подходы к оценке вещей1. М. Экхарт, один из величайших философов и мистиков католической традиции, определял душу и благодать как наиболее важные ценности2. Пико делла Мирандола привносит в формирующийся аксиологический инструментарий оценивание как прерогативу человека, делегированную ему Богом3. Нравственный вектор в аксиологии также осваивал французский философ Б. Паскаль, поставив ценность милосердия как одну из высших, имеющих сверхъестественную природу4. И. Кант вывел ценность в духовный мир и сделал ее надбытий-ной, зависящей от субъекта, способного на целеполагание и акты доброй воли, который единственно имеет право на оценку, поскольку сам является абсолютной ценностью5. Значителен и вклад К.Х.Э. Шмида, который вслед за Кантом признал абсолютной ценность лица, локусом которой стал сам Бог, как чистый практический разум с бесконечной собственной ценностью. Отделил ценность от мира явлений и вывел религиозные ценности как самостоятельную область аксиологии Г. Лотце6. В. Виндельбанд в своих изысканиях указал на то, что истинные ценности отвергают всякий релятивизм и их природа восходит к Богу, а в человеке они действуют как
1 Августин Блаженный. Творения: в 4 т. Т. 3. О Граде Божием, книги I-XIII. СПб.-Киев, 1998. С. 485.
2 Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. СПб., 2000. С. 23-27.
3 Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1. М.: Искусство, 1981. С. 249.
4 Паскаль, Б. Мысли. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. С. 162.
5 Кант. И. Критика способности суждения. Пер. с нем. - М.: Искусство, 1994, - С. 316-320.
6 Лотце. Г. Микрокосм. Мысли о естественной и общественной истории человечества. Опыт антропологии. Сочинение в трех томах. Т. III. Перевод К. Корша. М.: 1866 С. 451.
«живые деяния Божества»1. Преемник Виндельбанда Г. Риккерт, развивая положения его учения, выводит ценности из под власти субъекта и объекта, и определяет их в самостоятельное царство2.
Макс Шелер поставил религиозные ценности в наивысшее положение, а максимальную полноту каждой отдельно взятой ценности он обнаруживал в Божественном. Человек, по учению философа, играет ключевую роль, так как через него Божественное действует в истории3. Наивысшей ценностью, по Шелеру, является Абсолютная ценность Бога. В свою очередь Д. фон Гильдебранд обозначил ценности как объективные элементы бытия, принадлежащие Царству духа, а сущностью всех ценностей определил самого Бога4.
Выдающийся отечественный философ Н.О. Лосский рассматривал ценность как значимость и как идеальную сущность5. Ценность в его учении выходит за пределы субъекта и объекта, так как связана с Абсолютной полнотой бытия, под которой философ в духе свободной религиозной философии понимал Бога6.
В советской аксиологии по понятным причинам религиозные ценности не были предметом изучения. Но после 90-х годов XX века на фоне роста внимания в философии ценностей, в целом, и к этой сдерживаемой раньше философской тематике, в особенности, обращаются многие исследователи, среди которых следует отметить М.С. Кагана, JI.H. Столовича (стоявших еще у истоков аксиологических исследований советского периода), Н.С. Розова В.К. Шохина, JI.B Баеву, В.П. Барышкова и др.
Основой для анализа кинофильмов стали труды Ж. Делеза, К. Метца, Ю.М. Лотмана, Л.В. Кулешова, М.Б. Ямпольского, A.C. Брейтмана, М.И. Жабского, К.Э. Разлогова, H.A. Хренова.
За последние годы по проблемам, связанным с изучением современного кинематографа, защищен ряд диссертаций, в том числе: «Российское киноискусство: проблема сохранения ценностей русской культуры», А. С. Брейтман (Новгород, 2003); «Отечественный кинематограф на рубеже эпох: история кризиса. 1986-1996 гг. (На примере Краснодарского края)», С. С. Васильев (Краснодар, 2003); «Российское кино 2000-х: проблемы и перспективы развития», О. П. Зиборова (Москва, 2010); «Феномен отечественной кинематографии в социокультурном пространстве России XX века», Н. И. Лубашова (Тамбов, 2009); «Новозаветные мотивы в отечественной кинодраматургии 60-80-х гг.», Р. М. Перельштейн (Москва, 2008);
1 Виидельбанд, В. Философия культуры: Избранное. М.: ИНИОН, 1994. С. 338.
2 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. Общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова; М.: Республика, 1998. С. 24.
3 Шелер, М. Избранные произведения. M.: Издательство Гнозис, 1994. С. 174.
4 Гильдебранд, фон Д. Этика. СПб., 2001. С. 204.
5 Лосский Н.О. Ценность и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей // Ценность и бытие: Бог и Царствие Божие как основа ценностей. М.: ACT, 2000. С. 62.
6 Там же. С. 63.
«Российская история и духовные традиции в контексте кинематографического творчества», Ю.П. Тюрин (Москва, 2006); «Проблематика отечественной кинодраматургии в период формирования новой реальности (19861998 гг.)», К.А. Фолиянц (Москва, 1999).
В тоже время, анализа духовных и религиозных аспектов современного кино в полной мере еще не проводилось, хотя они во многом выходят на первый план в фильмах, имеющих значительное мировоззренческое воздействие на аудиторию. Данная диссертация в некоторой степени будет способствовать восполнению этого пробела, будучи обращенной к анализу современного российского кинематографа в векторе изучения религиозных христианских ценностей.
Объектом данного исследования является духовно-культурное пространство современного отечественного кинематографа.
Предметом исследования выступает отражение христианских ценностей в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа.
Цель диссертационного исследования состоит в философском осмыслении особенностей отражения христианских ценностей в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа.
В связи с этим определяются задачи данного исследования:
• систематизация существующих научных подходов к пониманию религиозных ценностей и их специфики.
• уточнение понятия религиозных христианских ценностей и составление их классификации;
• характеристика особенностей отражения религиозных христианских ценностей в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа;
• исследование аксиологии образа Святого в духовно-культурном пространстве кинематографа;
• раскрытие специфики воплощения темы «Спасение мирянина» в духовно-культурном пространстве отечественного кинематографа с позиции ценностного анализа;
• выявление особенностей отражения ценности Святой Руси в духовно-культурном пространстве современного российского кино.
Хронологические рамки исследования условно укладываются в период от распада СССР по настоящее время. Именно с этого времени отечественное кино открыто обращается к христианской аксиологии и культурной парадигме Православия. В 1992 году выходит кинофильм Е. Цыплако-вой «На тебя уповаю», первое кинопроизведение постсоветской России, обращающееся к религиозным христианским ценностям открыто. Последний кинофильм в проведенном исследовании - «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» А. Столярова, вышел в 2012 году. Конкретизируя хро-
нологические рамки исследования, мы можем обозначить его границы как с 1992 по 2012 гг.
Теоретико-методологические основания и методы исследования. Теоретическую базу данного исследования составили труды в области аксиологии, среди которых наиболее серьезное влияние оказали работы Н.О. Лосского, М. Шелера, В.К. Шохина и др. Методология исследования во многом отталкивается от традиции отечественной христианской философии, экзистенциальной аксиологии и семиотики. В работе были использованы исторический, логический, биографический, идеографический методы, приемы интерпретации художественного текста, семиотического анализа в понимания языка кинопроизведений. Основой для анализа кинофильмов, как уже отмечалось, стали работы Ж. Делеза, К. Метца, Ю.М. Лотмана, Л.В. Кулешова, М. Б Ямпольского, А. С. Брейтмана, М. И. Жабского, К.Э. Разлогова, H.A. Хренова.
В ходе исследования применялись общенаучные методы индукции и дедукции, описания, интерпретации и типологизации, синхронический, структурный и функциональный методы исследования. Эмпирическую базу исследования составили более тридцати кинофильмов, созданных в России в постсоветский период. Тринадцать из них были проанализированы с позиции философско-структурного и аксиологического анализа.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• на основе анализа аксиологических и теологических источников проведена систематизация существующих научных подходов к пониманию религиозных ценностей;
• представлено уточненное понятие религиозных ценностей и разработана их классификация;
• исследованы аксиологические особенности образа Святого;
• раскрыта специфика темы «Спасающийся мирянин» с позиции ценностного анализа;
• установлены характерные черты отражения ценности Святой Руси в духовно-культурном пространстве отечественного кинематографа;
• охарактеризованы особенности выражения религиозных христианских ценностей в духовно-культурном пространстве российского кино;
Положения, выносимые на защиту:
1) Исследование различных подходов к изучению ценностей показало специфику, сильные и слабые стороны объектного, субъектного и объект-субъектного вариантов понимания их природы. Опираясь на исследования ценностей Д. фон Гильдебранда, Н. Лосского, М. Шелера и А. Маслоу мы выявили, что в структуре ценностных иерархий религиозные ценности выступают вершиной духовных приоритетов личности. Присущими им атрибутами являются абсолютность, всеобщность, неизменность. Показано, что с позиции религиозно-философского подхода религиозные
ценности являются абсолютными в силу своей божественной, а не личностной природы. Стремление к ним характеризует уровень духовности, нравственности личности, ее направленность к высшему идеалу, который связывается с трансцендентным, сверх-природным бытием. Предложено авторское понимание религиозных ценностей как абсолютных духовно-нравственных источников обретения личностью связи с Богом, трансцендентным миром, достижения высшей формы совершенствования, благодати, спасения (освобождения), духовного бессмертия;
2) Анализ совокупности теоретико-философских и богословских источников позволил разработать следующую классификацию религиозных ценностей: 1) религиозно-онтологические (такие как Бог, бытие и др.) как субстанции, наделенные высшей или особой духовной значимостью с позиции возникновения мира, бытия в его различных формах; 2) религиозно-антропологические (душа, вера, спасение и др.) как смыслозначимые качества и ориентиры внутреннего бытия личности, связывающие его с Богом, спасением, совершенствованием; 3) религиозно-этические (благо, любовь сострадание и др.) - совокупность религиозных добродетелей, этических норм и моральных принципов, необходимых для духовного развития личности верующего; 4) религиозно-эстетические (красота, мир и др.) - наделенные сакральным, мистическим смыслом высшие качества чувственно-образного отношения человека к миру; 5) религиозно-когнитивные (Священное писание и др.) - источники получения мистического знания и опыта, способствующие обретению Спасения; 6) религиозно-символические (икона, молитва и др.) - материальные и визуальные объекты, способствующие установлению связи человека с божественным, высшим миром; 7) религиозно-социальные (Церковь, община и др.) - формы социальной общности, принципы объединения людей, посредством которых человек приобщается к Богу, постижению нравственных законов, осознанию духовной связи с другими людьми;
3) Характерным для представления темы «Святой Руси» в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа является ее связь с идеей «Третьего Рима». Святая Русь рассматривалась как внегеографический и вневременной Небесный Иерусалим, моральный идеал, имеющий прогностический и эсхатологический смысл. Особенностью воплощения темы Святой Руси в отечественном кино является ее отображение через взаимодействие ценностей Веры и Государства при доминировании ценности Церкви;
4) Образ Святого в духовно-культурном пространстве современного отечественного кино реализуется в русле агиографической традиции, но при этом имеют место и новаторские аксиологические прочтения. Наиболее последовательно в современном кино создан традиционный образ Святого (характеризующегося стремлением к Богу, Спасению, Любви и Страданию в их высшей степени), который дополнен специфическим обра-
зом особого национального типа святого - юродивого, атрибутами которого являются Правда, Провидение, Страдание. Режиссерами представлены варианты нового аксиологического прочтения образа Святого: соединение в одном герое двух видов святости - традиционного святого и юродивого; создание образа Святого, выражающего «радость о Боге»; наличие повышенной ценности Государства в сознании русского святого;
5) Анализ отражения темы «Спасение мирянина» показал, что религиозно-антропологические, религиозно-этические и религиозно-социальные ценности находят более глубокое выражение в отечественном кино, по сравнению с религиозно-онтологическими. Проблема «Спасения мирянина» в современном отечественном кинематографе обретает экзистенциальные, смысло-жизненные аспекты выражения, раскрываясь через встречу героя с Богом как переживание личностью высших духовных ценностей. Раскрытие этой темы позволяет в наибольшей степени обратить внимание зрителя к таким как душа, свобода выбора, вера, надежда, любовь, спасение;
6) В ходе исследования было выявлено, что в духовно-культурном пространстве российского кино (с 1992 по 2012 гг.) доминирующими темами, связанными с христианской традицией, выступают темы «Святого», «Спасения мирянина» и «Святой Руси». На первом этапе (1992-2006 гг.) отмечается значительный акцент на проблеме «Спасения мирянина», что было во многом обусловлено кризисом ценностей внутри-личностного бытия. На втором этапе (2006-2012 гг.) в отечественном кинематографе к ней также добавляются темы Святой Руси и образа Святого, связанные с поисками социального и нравственного идеалов. Раскрытие этих тем в кинопроизведениях связано с воплощением религиозно-этических, религиозно-социальных и религиозно-антропологических ценностей.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы заключается в расширении философской, культурологической и искусствоведческой базы исследований роли отечественного кинематографа в системе современной культуры, а также в восполнении недостаточной изученности современного отечественного кинематографа как системы продуцирования и транслирования религиозных ценностей. Материалы, обобщения, выводы и гипотезы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для обучения студентов и аспирантов, изучающих историю и теорию культуры, аксиологию, культурологию, эстетику, этику, историю философии, а также при подготовке аналитических сообщений, учебных пособий и специальных курсов в вузах. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке проблем аксиологии, истории русской философии, истории русской культуры, эстетики, киноведения.
Апробация исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в 9 научных публикациях, в том числе 3 в журналах из перечня ВАК РФ. Основные положения диссертации были изложены в докладах секции «Философия» на ежегодных научных конференциях в Астраханском государственном университете (2010-2013 гг.); на 1-й и 2-й Международных научно-практических конференциях «Теория и практика актуальных исследований» (в октябрь, марте 2012 года) в г. Краснодаре; на Межрегиональной научно-практической конференции «Культура. Искусство. Образование» Министерства культуры Астраханской области (20 февраля 2013, г. Астрахань).
Структура и объем диссертации. Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются цель и основные задачи, характеризуются теоретико-методологические основы, выявляется научная новизна и практическая значимость результатов проводимого исследования, а также формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Религиозные ценности в контексте христианской аксиологии» посвящена систематизации сложившихся подходов к пониманию ценности, раскрытию сущности религиозных ценностей, разработке классификации христианских ценностей.
В первом параграфе «Ценности: понятийно-смысловой анализ» проводится анализ развития аксиологии со времен зарождения ценностного дискурса по настоящее время, проведена систематизация существующих подходов к пониманию религиозных ценностей, а также их специфики. Отталкиваясь от существующих в науке классификаций, были рассмотрены направления, определяющие сущность ценности как объективного, субъективного и объект-субъектного (субъект-объектного) бытия. В рамках этих направлений были охарактеризованы основные подходы к определению сущности ценностей и представлены их философские обоснования на примерах различных трудов аксиологов прошлого и настоящего. Для выявления и анализа специфики христианских ценностей в аксиологи-
ческом дискурсе было предпринято исследование процесса формирования понимания ценности со времен античной агатологии до современной аксиологической теории. В ходе анализа, было отмечено, что среди многообразных определений понятия ценности, наиболее близким данному исследованию является понятие, выдвинутое Н.О. Лосским. Он определяет ценность как «бытие в его самопереживаемом или переживаемом другими существами значении для осуществления абсолютной полноты жизни или удаления от нее»1. Таком образом, в данном исследовании мы в большей степени исходим из понимания ценности как объективного феномена, имеющего высшую духовную природу и сущность, воспринимаемую человеком по мере его духовного развития.
Второй параграф «Понятие и классификация религиозных ценностей» посвящен рассмотрению сущности христианских ценностей, созданию одного из вариантов их классификации, а также уточнению самого понятия религиозных ценностей.
На основе изучения трудов христианских мыслителей-философов западной и отечественной традиций было установлено, что религиозные ценности, называемые «ценностями святого», «мистического» и т.д., имеют наивысший статус в ценностных иерархиях. При этом понятие «религиозные ценности» во многом еще остается не сформулированным, а их совокупный характер, в полной мере не классифицированным по типам. Опираясь на предшествующую аксиологическую традицию, мы приходим к следующему пониманию сущности религиозных ценностей: Религиозные ценности есть абсолютные духовно-нравственные источники обретения личностью (человеком) связи с трансцендентным, достижения высшей формы совершенствования, благодати, спасения (освобождения), духовного бессмертия, мистического знания.
Общее понятие «религиозных ценностей» неоднородно и включает в себя ценности различных типов. Общая классификация ценностей христианства в данном исследовании представлена автором в виде семи основных групп:
1. Религиозно-онтологические ценности (Бог, бытие, природа как творение Бога и град земной, Царство Небесное как град Божий) представляют собой субстанции, наделенные высшей или особой духовной значимостью с позиции возникновения мира, бытия в его различных формах.
2. Религиозно-антропологические ценности (человек, душа, свобода воли, вера, надежда, любовь, благодать, спасение и др.) представляют собой смысло-значимые субстанции, качества и ориентиры внутреннего
1 Лосский, Н.О. Бог и мировое зло. М-, 1999. С. 63.
бытия личности, связывающие его с Богом, спасением, совершенствованием.
3. Религиозно-этические ценности (благо, любовь к ближнему и своему врагу, непротивление злу, прощение, страдание, мученичество, святость, добродетель) - совокупность религиозных добродетелей, этических норм и моральных принципов, необходимых для духовного развития личности верующего.
4. Религиозно-эстетические ценности (красота как выражение Бога в мира, прекрасное как форма добра) - наделенные сакральным, мистическим смыслом высшие качества чувственно-образного отношения человека к миру.
5. Религиозно-когнитивные ценности (Священное писание и Предание, озарение, молитвенные практики) - источники получения мистического знания и опыта, способствующие обретению Спасения.
6. Религиозно-символические ценности (икона, богослужение, пост, молитва, обряды и ритуалы) - материальные и визуальные объекты, способствующие установлению связи человека с божественным, высшим миром.
7. Религиозно-социальные ценности (Церковь, христианская община, соборность, государство, человечество) - формы социальной общности, принципы объединения людей, посредством которых человек приобщается к Богу, постижению нравственных законов, осознанию духовной связи с другими людьми.
Было отмечено, что онтологические, антропологические и этические ценности в этой классификации являются наиболее важными для нашего исследования, а главные христианские ценности Бога, Любви, Царства Божьего могут быть выражены сразу в трех названных группах.
Вторая глава «Философия христианских ценностей в современном отечественном кинематографе» посвящена анализу отражения христианских ценностей в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа.
Первый параграф <<Духовно-культурное пространство отечественного кинематографа» характеризует особенности российского киноискусства с точки зрения духовно-культурной устремленности. Отмечено, что важной особенностью духовно-культурного пространства современного отечественного кинематографа является развитие в условиях общекультурного кризиса и доминирующей вестернизации.
На примере кинофильмов начала двадцатого века («Эпизод из жизни Дмитрия Донского» К. Ганзена, «Отец Сергий» Я. Протазанова) и советской эпохи («Иваново детство», «Андрей Рублей», «Зеркало» и др. А. Тарковского, «Калина красная» В. Шукшина, «Восхождение» Л. Шепитько, «Покаяние» Т. Абуладзе) в данном параграфе показана история обращения
отечественных режиссеров к религиозной теме, которая оставила богатое творческое наследие российским кинематографистам.
Одной из важнейших особенностей духовно-культурного пространства современного отечественного кино является обращение к православной парадигме как к основной. Христианские ценности, по нашему мнению, находят отражение в российским кинематографом в русле трех тем: «Образ Святого», «Спасающийся мирянин» и «Святая Русь». При этом в кинокартине может быть заявлено сразу несколько тем одновременно.
В параграфе предлагается критерий отбора кинофильмов для анализа, согласно которому кинофильм должен содержать в себе ясные религиозные мотивы как минимум в нескольких сценах, имеющих значение для сюжетной и идейной линии произведения киноискусства. С позиции данного критерия и осуществляется отбор фильмов для проводимого далее аксиологического анализа.
Во втором параграфе «Ценность Святого в современном отечественном кинематографе» исследуется аксиология Святого в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа.
Рассмотрение ряда научных и богословских работ дало возможность определить особенности русского национального типа святости. Они заключаются в кенотипичности (добровольное самоуничижение и непротивление смерти), признании главенства воли Божьей, строгости идеала святой жизни, мистической трезвости, приверженности к посту (труду) и молитве, отсутствии практики самоистязаний. Также выявлено, что для русского святого характерны стремление к возвращению к исходному состоянию целостности и чистоты, искание святого царства на земле и желание привнести состояние святости именно в пространство и время. Особым типом русской святости является юродство, под которым понимается добровольное вступление на этот путь, а не прирожденное юродство.
В данном параграфе с позиции аксиологического подхода были проанализированы кинофильмы «Остров» П. Лунгина (ООО «Студия Павла Лунгина», 2006), «Странник» С. Карандашова («Санкт-Петербургская студия документальных фильмов», 2006), «Поп» В. Хотиненко (студия «Православная энциклопедия», 2009), «Царь» П. Лунгина (студия «Профит», «Мастерская Павла Лунгина», 2009), «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» А. Столярова (студия «Фишка-Фильм», ГТРК «Культура», 2012), «Орда» А. Прошкина («Православная энциклопедия», 2012).
В результате исследования данных произведений, было установлено, что аксиологический портрет Святого в кино несущественно отличается от русского национального типа святости. У кинематографического Святого важное место занимают религиозно-онтологические ценности Бога, Бытия, религиозно-антропологические ценности Спасения, Души и Любви, религиозно-этическая Любовь к ближнему. Выявлено, что такие ценности, как Страдание и Мученичество иерархически занимают доминирующие поло-
жения в сознании героев, что естественным образом принижает ценности Человека, Общины, Государства.
В третьем параграфе «Отражение христианских ценностей темы «Спасающийся мирянин» в духовно-культурном пространстве современного отечественного» раскрывается специфика воплощения темы «Спасение мирянина» в духовно-культурном пространстве отечественного кинематографа с позиции ценностного анализа.
В данном параграфе были проанализированы следующие кинофильмы: «На тебя уповаю» Е. Цыплаковой (студия «12-А», 1992), «Мусульманин» В. Хотиненко (студия «Russian film commitee», 1995), «Придел ангела» Н. Дрейдена (студия «Ленфильм», 2008), «Юрьев день» К. Серебренникова («Первая кинокомпания», 2008), «Верую!» Л. Бобровой («Ленфильм», «Народный фильм», 2009), «Щенок» М. Евстафьевой (студия «Мироздание», 2009), «Воробей» Ю. Шиллера (Центр-студия национального фильма «XXI век», 2010), «Дирижер» П. Лунгина (студия «Мосфильм», ООО «Мастерская Павла Лунгина», 2012).
Наиболее частым мотивом в теме «Спасаюгцийся мирянин» являются поиски веры и обращение человека к Богу. Было отмечено, что авторы в своих произведениях выстраивали параллели со святыми и юродивыми («На тебя уповаю», «Щенок»), уподобляли своих героев Богу и Богородице («Дирижер», «Юрьев день»). Проведенный анализ кинофильмов выявил, что наиболее важными для героев в данной теме являются ценности Свободы воли, Любви к ближнему, Спасения, Веры, служения людям. Анализ отражения темы «Спасение мирянина» показал, что религиозно-антропологические, религиозно-этические и религиозно-социальные ценности находят более глубокое выражение в отечественном кино по сравнению с религиозно-онтологическими.
Отмечено, что тема Спасения и обретение ценности Бога во всех произведениях, подвергшихся анализу, связана с мотивами страдания и попаданием героя в «пограничную ситуацию», заставляющую переоценить сложившиеся ценности. Ключевая проблема в отражении темы «Спасение мирянина» обретает через экзистенциальные, смысло-жизненные аспекты выражения, раскрывая встречу человека и Бога как соприкосновение личности и высших духовных ценностей через трагизм бытия, понимание хрупкости жизни человека и этого мира. Данная особенность имманентно присуща и самому христианскому мировоззрению, где ценности мученичества, страдания и сострадания оказываются центральными по сравнению с уходящими на второй план ценностями радости и умиротворенности. Эта традиция в своих истоках исходит из древнерусского православного принципа смиренномудрия, согласно которому, человек, достигший высокой духовной грани, не замыкается в обретенном совершенстве, а переживает грехи мира как свои собственные.
Четвертый параграф «Ценности Святой Руси в современном кино» посвящен выявлению особенностей отражения ценности Святой Руси в духовно-культурном пространстве современного российского кино. В нем рассматриваются кинофильмы, затрагивающие тему Святой Руси в своих сюжетах.
Прежде всего были рассмотрены основные подходы к пониманию сущности «Святой Руси», предлагаемые в русской философии: агиократи-ческий (В.И. Иванов), внегеографический идеал, переходящий от государства к государству и связанный с идеями «Руси - Третьего Рима» и «Симфонии» (A.B. Карташев), реальное государство (A.C. Аскольдов), социальный идеал (В.И. Соловьев), государства, реализующего путь святости как альтернативу пути культурности (Г.П. Федотов).
Предметом анализа стали фильмы «Придел ангела» Н. Дрейдена (киностудия «Ленфильм», 2008), «Русская жертва» Е. Ляпичевой (продюс-серский центр «Духовность и армия», 2008), «Верую!» Л. Бобровой («Ленфильм», «Народный фильм», 2009), «Царь» П. Лунгина («Профит», «Мастерская Павла Лунгина», 2009).
Выявлено, что тема Святой Руси в творчестве современных российских режиссеров является преимущественно коннотационной, трактуемой либо как интенция возрождения (ценности Спасения, Души, Веры), либо как идеал (ценности Святости, Церкви, Соборности и Царствия Небесного). Также тема Святой Руси обретает свое выражение через ценности Мученичества, Страдания, сопряженные с ценностью Государства, а также через ценность Любви к ближнему.
Исследование показало, что важнейшая религиозно-культурная ценность Святой Руси в современном кино представлена как внегеографический и вневременной Небесный Иерусалим, моральный идеал, имеющий эсхатологический и прогностический смысл. Выявлено что важной особенностью воплощения темы Святой Руси в отечественных кинопроизведениях является ее отображение через взаимодействие ценностей Веры и Государства при доминировании ценности Церкви.
В заключение параграфа дается общая характеристика особенностей отражения религиозных христианских ценностей в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа. Выявлено, что с наибольшей полнотой в духовно-культурном пространстве российского кино (с 1992 по 2012 гг.) отражены религиозно-этические, религиозно-социальные и религиозно-антропологические ценности. Мы предлагаем разделить исследуемый период на два хронологических отрезка - с 1992 по 2006 гг., и с 2006 по 2012 гг., где на первом этапе (1992-2006 гг.) отмечается повышенное внимание к проблеме «Спасения мирянина», что было во многом обусловлено кризисом ценностей внутриличностного бытия. На втором этапе (2006-2012 гг.) в отечественном кинематографе к этой теме также добавляются проблемы Святой Руси и образа Святого. В
итоге подчерикается, что кино как одна из самых значимых составляющих современной российской культуры, сделало большой шаг к возвращению и восстановлению определяющей ментальность и идентичность русского человека традиции, заложенной в предшествующих столетиях. На фоне активных глобализационных процессов и напряженного поиска российским обществом гармоничного варианта развития, возросший интерес отечественного кино к теме христианских православных ценностей можно расценивать как некий ответ на вестернизацию русского культурного пространства.
В заключении диссертации подведены итоги, обобщены результаты работы, намечены пути дальнейшего исследования темы, в том числе через сравнение особенностей отражения христианских ценностей в отечественном и зарубежном кинематографе, компаративный анализ сравнения религиозных ценностей в традициях Востока и Запада, анализ особенностей художественного воплощения духовных символов в документальном и игровом кино.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, входящих в перечень рекомендованных ВАК РФ:
1. Гаранов, Ю. С. Аксиологический анализ образа героя в фильме В. Хотиненко «Мусульманин» [Текст] / Ю.С. Гаранов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 22-25. (0,25 п.л.)
2. Баева, Л. В., Гаранов, Ю.С. К вопросу о сущности христианских ценностей в контексте философского анализа [Текст] / Л.В. Баева, Ю.С. Гаранов // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 2 (35). С. 164-173. (0,65 п.л.)
3. Гаранов, Ю. С. Тело в православном аскетизме [Текст] / Ю.С. Гаранов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-2 (36). С. 51-53. (0,19 п.л.)
Статьи и тезисы докладов, опубликованные в других научных изданиях:
1. Гаранов, Ю.С. Православные абсолютные ценности: иерархические отношения [Текст] / Ю.С. Гаранов // Теория и практика актуальных исследований: Материалы Международной научно-практической конференции. 17 апреля 2012 г. : Сборник научных трудов. В 2 т. Т. 1. Краснодар, 2012. С. 17-20. (0,25 п.л.)
2. Гаранов, Ю.С. Бог как источник бытия. Аксиологический аспект [Текст] / Ю.С. Гаранов // Теория и практика актуальных исследований: Материалы Международной научно-практической конференции. 23 октября 2012 г. : Сборник научных трудов. В 2 т. Т. 1. Краснодар, 2012. С. 20-22. (0,19 п.л.)
3. Гаранов, Ю.С. Освоение православного аксиологического пространства в контексте темы «Спасение мирянина» современным отечественным кинематографом на примере картины «Придел ангела» Н. Дрейде-на [Текст] / Ю.С. Гаранов // Научная перспектива. Т. 11. Уфа, 2013. № 11 (45). С. 102-103.(0,2 п.л.)
4. Гаранов, Ю.С. Проблематика темы Святой Руси в современном отечественном кинематографе на примере картина «Царь» Павла Лунгина [Текст] / Ю.С. Гаранов // Журнал научных и прикладных исследований. Уфа, 2014. № 1 (12). С. 35-36. (0,2 п.л.)
5. Гаранов, Ю.С. Фильм А. Столярова «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» как элемент новой тенденции отображения традиционных христианских ценностей [Текст] / Ю.С. Гаранов // Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции (10 февраля 2014 г.) № 2 (9). Новосибирск, 2014. С. 48-52. (0,35 пл.)
6. Гаранов, Ю.С. Аксиологический образ героя в фильме П. Лунгина «Остров» [Текст] / Ю.С. Гаранов // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Культура. Искусство. Образование» (20 февраля 2014 г.). Астрахань, 2014. (0,3 п.л.)
Заказ № 0175/14 Подписано в печать 07.05.2014 г. Тир. 100 экз. Гарнитура Times New Roman. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1,2 Типография ООО « Альфа Принт » Ю.а.: 414004, г. Астрахань, ул. Б. Алексеева 30/14 e-mail: Alfager@rambler.ru тел:89033485666
Текст диссертации на тему "Христианские ценности в современном отечественном кинематографе"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
04201459048
На правах рукописи
Гаранов Юрий Сергеевич
ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
24.00.01 - Теория и история культуры
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор
Баева Л.В.
Астрахань - 2014
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Религиозные ценности в контексте христианской аксиологии.........14
1.1. Ценности: понятийно-смысловой анализ...............................................14
1.2. Понятие и классификация религиозных ценностей..............................49
Глава 2. Философия христианских ценностей в современном отечественном кинематографе.......................................................................................................67
2.1. Духовно-культурное пространство отечественного кинематографа.....67
2.2. Ценность Святого в современном отечественном кинематографе........82
2.3. Отражение христианских ценностей темы «Спасающийся мирянин» в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа................................................................................................1099
2.4. Ценности Святой Руси в современном кино..........................................132
Заключение...........................................................................................................150
Библиографический список................................................................................155
Введение
Актуальность исследования. В контексте современной культуры отечественный кинематограф (с распада СССР до настоящего момента) -явление особое, отличное как от кинематографа в общемировом контексте, так и от предшествующей отечественной кинематографической традиции. Связано это с множеством факторов, среди которых основными являются падение оков цензуры и идейной детерминированности после распада СССР, ценностная трансформация от атеистического мировоззрения к свободе вероисповедания, духовный кризис и поиски новых идеалов. Одной из ярких особенностей развития современного отечественного кино является обращение к теме религиозных ценностей, которое открыто и явно началось после распада СССР и в какой-то степени не имеет аналогичных тенденций на мировой кинематографической арене. Этот феномен еще недостаточно изучен с позиции научной и философской рефлексии, хотя вызывает заслуженный интерес и получает высокие оценки деятелей культуры.
В нашей работе мы сосредоточимся на духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа, под которым мы предлагаем понимать те его части, те произведения, где доминирующее место отведено отражению духовных, философских, кросс-культурных, ценностных проблем и исканий человека. Ключевой темой в духовно-культурном дискурсе российского кино является обращение к аксиологии религии, а именно к христианским ценностям. Актуальность данной темы связана с тем, что обращение отечественного кинематографа к религиозным ценностям сформировалось в четкую тенденцию и является важным фактором в культурном развитии российского общества, что обусловливает значимость ее академического и прикладного изучения. Исследование особенностей и проблем освоения отечественным кино христианских ценностей аргументируется социальным запросом на духовные аспекты развития общества и индивида, а также потребностью в поиске решений ключевых экзистенциальных потребностей, что становится особенно
актуальным в условиях формирующегося информационного общества. Исследование нацелено на выявление особенностей обозначенной тенденции и анализ основных факторов ее развития.
Данная тема представляет особый интерес для исследователей, изучающих современные тенденции прикладной аксиологии, культурные процессы в современной России и духовно-культурном пространстве отечественного кинематографа, а также для киноведов и кинокритиков, так как содержит наряду с аксиологическим анализом кинематографических произведений общий анализ сюжетно-идейной составляющей фильмов. Изучение христианских ценностей в современном отечественном кинематографе имеет большое значение для более ясного понимания ценностного мира русского кино и духовных процессов, которые в нем происходят. В нашем исследовании мы сосредоточимся на доминирующей линии в тенденции обращения русского кино к аксиологии религии, а именно к христианским ценностям.
Степень разработанности проблемы. Философской мыслью накоплен достаточно весомый объем теоретических знаний по религиозной аксиологии. Известно, что собственно христианский дискурс в аксиологии начал Августин Блаженный, который вывел критерии и подходы к оценке вещей1. М. Экхарт, один из величайших философов и мистиков католической традиции, определял душу и благодать как наиболее важные ценности . Д. П. Мирандола привносит в формирующийся аксиологический инструментарий оценивание как прерогативу человека, делегированную ему Богом3. Нравственный вектор в аксиологии также осваивал французский философ Б. Паскаль, поставив ценность милосердия как одну из высших, имеющих
1 Августин Блаженный. Творения: в 4 т. Т. 3. О Граде Божием, книги I-XIII / Августин Блаженный; сост. и подгот. текста С.И. Еремеева. СПб.-Киев, 1998. С. 485.
2 Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения / М. Экхарт; пер. с нем М.В. Сабашникова. СПб.: Азбука, 2000. С. 23-27.
3 Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1 / сост. и науч. ред. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1981. С. 249.
сверхъестественную природу1. К. фон Дальберг через экономическую трактовку ценности обосновал этическую. И. Кант вывел ценность в духовный мир и сделал ее надбытийной, зависящей от субъекта, способного на целеполагание и акты доброй воли, который единственно имеет право на оценку, поскольку сам является абсолютной ценностью2. Значителен и вклад К. X. Э. Шмида, который вслед за Кантом признал абсолютной ценность лица, локусом которой стал сам Бог как чистый практический разум с бесконечной собственной ценностью. Отделил ценность от мира явлений и вывел религиозные ценности как самостоятельную область аксиологии Р. Л. Лотце . В. Виндельбанд в своих изысканиях указал на то, что истинные ценности отвергают всякий релятивизм и их природа восходит к Богу, а в человеке они действуют как «живые деяния Божества»4. Преемник Виндельбанда Г. Риккерт, развивая положения его учения, выводит ценности из-под власти субъекта и объекта и определяет их в самостоятельное царство5.
Макс Шелер поставил религиозные ценности в наивысшее положение, а максимальную полноту каждой отдельно взятой ценности он обнаруживал в Божественном. Человек, по учению философа, играет ключевую роль, так как через него Божественное действует в истории6. Наивысшей ценностью, по Шелеру, является Абсолютная ценность Бога. Д. фон Гильдебранд обозначил ценности как объективные элементы бытия, принадлежащие Царству духа, а сущностью всех ценностей является сам Бог7.
Выдающийся отечественный философ Н. О. Лосский рассматривает
о
ценность как значимость и как идеальную сущность . Ценность, по его
1 Паскаль, Б. Мысли. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995. С. 162.
2 Кант, И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. С. 316- 320.
3 Лотце Г.Р. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии Германа Лотце. В 3 частях. Ч. 3. М.: Изд-во К.Т. Солдатенкова, 1866. С. 451.
4 Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. М.: ИНИОН, 1994. С. 338.
5 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. С. 24.
6 Шелер M. Избранные произведения. М.". Издательство Гнозис, 1994. С. 174.
7 Гильдебранд Д.ф. Этика. СПб.: Алетейя, 2001. С. 204.
8 Лосский Н.О. Ценность и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей // Ценность и бытие: Бог и Царствие Божие как основа ценностей. М.: ACT, 2000. С.62.
учению, выходит за пределы субъекта и объекта, так как связана с Абсолютной полнотой бытия, под которой философ понимал Бога1.
Персонализм в определении ценностей выразился в работах В.К. Шохина, который обособляет ценности и заключает их в субъекте как индивидуальные отличительные признаки личности2. JI.B. Баева работает в русле концепции экзистенциальной аксиологии, где ценность является ответом личности на главные экзистенциальные проблемы личности. Философ определяет ценности как смысло-значимые цели существования личности и общества, способные изменять действительность в направлении должного . В.П. Барышков определяет ценности как результат оценивания, а человек здесь - субъект оценивания4.
Основой для анализа кинофильмов стали труды Ж. Делеза, К. Метца, Ю.М. Лотмана, Л.В. Кулешова, М.Б. Ямпольского, A.C. Брейтмана, М.И. Жабского, К.Э. Разлогова, H.A. Хренова.
За последние годы по проблемам, связанным с изучением современного кинематографа, защищен ряд диссертаций, в том числе: «Российское киноискусство: проблема сохранения ценностей русской культуры», А. С. Брейтман (Новгород, 2003); «Отечественный кинематограф на рубеже эпох: история кризиса. 1986-1996 гг. (На примере Краснодарского края)», С.С. Васильев (Краснодар, 2003); «Российское кино 2000-х: проблемы и перспективы развития», О.П. Зиборова (Москва, 2010); «Феномен отечественной кинематографии в социокультурном пространстве России XX века», Н.И. Лубашова (Тамбов, 2009); «Новозаветные мотивы в отечественной кинодраматургии 60-80-х гг.», P.M. Перелыитейн (Москва, 2008); «Российская история и духовные традиции в контексте кинематографического творчества», Ю.П. Тюрин (Москва, 2006);
1 Лосский Н. О. Ценность и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей // Ценность и бытие: Бог и Царствие Божие как основа ценностей. М.: ACT, 2000. С.63.
2 Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 75.
3 Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. М.: Прометей. МПГУ, 2003. 240 с.
4 Барышков В.П. Аксиология личностного бытия. М.: Логос, 2005. С. 92.
«Проблематика отечественной кинодраматургии в период формирования новой реальности (1986-1998 гг.)», К.А. Фолиянц (Москва, 1999).
В то же время анализа духовных и религиозных аспектов современного отечественного кино в полной мере еще не проводилось, хотя именно они выходят на первый план в фильмах, имеющих значительное мировоззренческое воздействие на аудиторию. Данная диссертация является одной из первых попыток анализа современного российского кинематографа в плане изучения религиозных христианских ценностей.
Объектом данного исследования является духовно-культурное пространство современного отечественного кинематографа.
Предметом исследования выступает отражение христианских ценностей в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа.
Цель исследования состоит в философском осмыслении особенностей отражения христианских ценностей в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа.
В связи с этим определяются и задачи данного исследования:
• систематизировать существующие научные подходы к пониманию религиозных ценностей и их специфики;
• уточнить понятия религиозных христианских ценностей и составить их классификацию;
• охарактеризовать особенности отражения религиозных христианских ценностей в духовно-культурном пространстве современного отечественного кинематографа;
• исследовать аксиологию образа Святого в духовно-культурном пространстве кинематографа;
• раскрыть специфику воплощения темы «Спасение мирянина» в духовно-культурном пространстве отечественного кинематографа с позиции ценностного анализа;
• выявить особенности отражения ценности Святой Руси в духовно-культурном пространстве современного российского кино.
Хронологические рамки исследования условно укладываются в период с момента прекращения существования СССР и появления Российской Федерации по настоящее время. Именно с этого времени отечественное кино открыто обращается к христианской аксиологии и культурной парадигме Православия. В 1992 году выходит кинофильм Е. Цыплаковой «На тебя уповаю» - первое кинопроизведение постсоветской России, обращающееся к религиозным христианским ценностям открыто. Последний кинофильм в проведенном исследовании - «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» А. Столярова - вышел в 2012 году. Конкретизируя хронологические рамки исследования, мы можем обозначить его границы с 1992 по 2012 гг.
Теоретико-методологические основания и методы исследования. Теоретическую базу данного исследования составили труды в области аксиологии, среди которых наиболее значимое влияние оказали работы Н.О. Лосского, М. Шелера, В. К. Шохина и др. Методология исследования во многом отталкивается от традиции отечественной христианской философии, экзистенциальной аксиологии и семиотики. В работе были использованы исторический, логический, биографический, идеографический методы, приемы интерпретации художественного текста, семиотического анализа понимания языка кинопроизведений. Основой для анализа кинофильмов послужили работы Ж. Делеза, К. Метца, Ю. М. Лотмана, Л.В. Кулешова, М. Б. Ямпольского, А. С. Брейтмана, М. И. Жабского, К. Э. Разлогова, Н. А. Хренова.
В ходе исследования также применялись общенаучные методы индукции и дедукции, описания, интерпретации и типологизации, синхронический, структурный и функциональный методы исследования.
Эмпирическую базу исследования составили более тридцати кинофильмов, созданных в России в постсоветский период. Тринадцать из
них были проанализированы с позиции философско-структурного и аксиологического анализа.
Научная новизна предпринятого нами исследования определяется недостаточной изученностью кинематографического продукта (фильма) как выразителя христианских ценностей современного отечественного кинематографа в контексте историко-философского подхода как носителя религиозных ценностей и отдельных фильмов как локусов религиозных христианских ценностей.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. на основе анализа аксиологических и теологических источников проведена систематизация существующих научных подходов к пониманию религиозных ценностей;
2. представлено уточненное понятие религиозных ценностей и разработана их классификация;
3. выявлены характерные черты отражения ценности Святой Руси в духовно-культурном пространстве отечественного кинематографа;
4. исследованы аксиологические особенности образа Святого;
5. раскрыта специфика темы «Спасающийся мирянин» с позиции ценностного анализа;
6. выявлены особенности выражения религиозных христианских ценностей в духовно-культурном пространстве российского кино.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследование различных подходов к изучению ценностей показало специфику, сильные и слабые стороны объектного, субъектного и объект-субъектного вариантов понимания их природы. Опираясь на исследования ценностей Д. фон Гильдебранда, Н. Лосского, М. Шелера и А. Маслоу выявлено, что в структуре ценностных иерархий религиозные ценности выступают вершиной духовных приоритетов личности. Присущими им атрибутами являются абсолютность, всеобщность, неизменность. Показано, что с позиции религиозно-философского подхода
религиозные ценности являются абсолютными в силу своей божественной, а не личностной природы. Стремление к ним характеризует уровень духовности, нравственности личности, ее направленность к высшему идеалу, который связывается с трансцендентным, сверх-природным бытием. Предложено авторское понимание религиозных ценностей как абсолютных духовно-нравственных источников обретения личностью связи с Богом, трансцендентным миром, достижения высшей формы совершенствования, благодати, спасения (освобождения), духовного бессмертия.
2. Анализ совокупности теоретико-философских и богословских источников позволил разработать следующую классификацию религиозных ценностей: 1) религиозно-онтологические (Бог, бытие и др.) как субстанции, наделенные высшей или особой духовной значимостью с позиции возникновения мира, бытия в его различных формах; 2) религиозно-антропологические (душа, вера, спасение и др.) как смыслозначимые качества и ориентиры внутреннего бытия личности, связывающие его с Богом, спасением, совершенствованием; 3) религиозно-этические (благо, любовь, сострадание и др.) - совокупность религиозных добродетелей, этических норм и моральных принципов, необходимых для духовного развития личности верующего; 4) религиозно-эстетические (красота, мир и др.) - наделенные сакральным, мистическим смыслом высшие качества чувственно-образного отношения человека к миру; 5) религиозно-когнитивные (Священное писание и др.) - источники п�