автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Художественная чеканка и керамика Хорезма XIX-XX ВВ(Развитие традиций и особенности творческого процесса)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная чеканка и керамика Хорезма XIX-XX ВВ(Развитие традиций и особенности творческого процесса)"
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОРДЕНА „«ДРУЖБЫ ЛАР-ОДОВ» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ имени ХАМЗЫ ХАКИМЗАДЕ НИЯЗИ
гГ^ од
....... „ - На правах рукописи
УДК 738, 739 ХОД^АНИЯЗОВА ОДМАХОН АМИНБАЕВНА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА И КЕРАМИКА ХОРЕЗМА
XIX-XX ВВ
(Развитие традиций и особенности творческого процесса)
Специальность 17.00.04 — изобразительное и декоративно-прикладное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
ТАШКЕНТ - 1995
Диссертация выполнена в Отделе декоративно-прикладного искусства Ордена «Дружбы народов» Научно-исследовательского института им. Хамзы Хаким-заде Ниязи Министерства по делам культуры Республики Узбекистан.
Научный руководитель — доктор искусствоведения
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
Ведущая организация — Ташкентский государственный педагогический институт им. Низами
на заседании Специализированного совета Д.092.11.21 по защитам докторских диссертаций при НИИ искусствознания им. Хамзы.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ искусствознания им. Хамзы. Адрес Института: 700029, г. Ташкент, Мустакиллик майдони, 2.
А. А. ХАКИМОВ
профессор ЖАББОРОВ И. М.;
кандидат искусстгозедення АЛЛАМУРАТОВ А.
199*> г. в Щ часов
Автореферат разослан
Учёный секретарь Специализированного соцета
БЕКОВ
шшшшшшш.
Явяяясь одни« кз самнх дравшие культурных центров Средней Азии, Хорезм известен своими уникальными историческими а архи» токтурнкик паиятнккамк. Куяьтура Хорезма, насчитывающая икогие века, богата своей историей, удивительными памятниками археологии и этнографии. Особенность исторического и общественно экономического развития этого региона, его географическое по-яокзние во многом способствовав формированию здесь своеобразного культурного пространства. На протяжении длительной истории куяыеура и искусство Хорезма испытывали бяаготаорноо вяиякие художественных традиций сопредельных регионов, что не умаяяяо, а, напротив, обогащано творческий потвнциая этой земяи.
Особым своеобразней а художественный веникохепиен отхнча-ится произведения художественного ремесха Хорезма, составляющие неотъеыжемуи часть народного декоративкочприкжадного искусства Узбекистана, Среда! бытовых видов прикладного искусства Хорезма наиболее развитши и в то же время малоизученными яваяйт-ся художественная керамика и чеканка. Эти виды насчитывают иного вековую исторкв и, тем не менее, до сих пор сохраняв? сей» жизнестойкость, находя применение в быту наседония. Многиэ ма а'абытих форм и видов керамики и чеканки возроядамтся н снопа входят в обиход. Но не тодько практическая, прикладная сторона в развита этих видов привхек&ет к собе - иокяючнтеяьно вавкой является духовная, творческая природа: богатство художественной фантазии и мастерства, которые проявляют народные рекео-кениихн Хорезна при создании своих издания. Своеобразие яоааль-!шх ч®рт и особенность творческого, индивидуального почерка мастеров хорошо просяе-вываэтся именно на иатврядяв такйк каа* боява распространенных падок как корацака я чохама. Обрадгзыэ
к этим видам прикладного искусства связано также и с твы обстоятельством, что другие отрасли или но были здось развиты, . как, например, вышивка или наличие в музойных коллекциях произведений недостаточно для того, чтобы проводить какие - либо полноценные обобщающие .искусствоведческие исследования. Последнее относится к таким видам прикладного искусства как ков-родевяе, ювелирное искусство и др.
Следует подчеркнуть, что специального, обобщенном исследования развития чеканки я керамики Хорезма на протяжении XIX-XX веков в .искусствоведческой литературе не имеется. Вопросы, связанные е исследованием зтих видов прикладного искусства Хорезма рассматривались цодыи радом отнографов, историков и еекуествоведов - ГД.Пугачшковой, Л.И.Реапэлзм, И.Ц.Дкабба-ровш, В.В.Егашозой, М.Рахкковым, Г.Дервиз, Л.Надовой, Д.Шзт-ййксккы, Н.С.Сычэвой, М.Х.Аязшовой, 0.Султановым, Д.Л.Фахрот-йиновой, БвСаргеавыц, Т.Абдухгтевыи, А.Хаюшовым, Ш.Шаяцубошы в др» В основной, эта статьк кги разделы в югагах, посвященных пргкаадиощг искусству Узбекистана» . Прачгм художественная керамика изучена более лояно.чеи чеканка, практкчэскя не подвергающаяся сколь габо развернутому к ебабцаЕЩбау ксскедов&шш» Поэтому б своей работа ш; посчитали цйвбеообрашш провести бою а детаяышй анализ произведений . чекаккн с . точки зрения классификации форм к видов издали !{,нзу-Чй&ая особенностей орнанвнгазьког'о стиля «'локальных черт в творчеств® зсэрезкаккх мастерово Однии нз етицуяирувщнх наша кФзхедовакке'аспектов являлось то, что при наличии определен-публикаций по этим видам искусства, прзобиад&юдая кх часть коекга ксторйко-згкогра^кчоскнЯ. характер. Собственно иокуссг-воведчвекого анализа -произведений чеши-и керамики.Хорезма,
выявяенид их художественного своеобразия в гитературв вопроса специально на осуществились. Восполнять этот пробей представлялось нац достаточно актуальной зад&чйЙ."
Актуальность настоящего исследования усиливается и в связи с общеисторическими явлениями и событиями - провозглашение независимости Узбекистана закономерно обострило необходимость возрождения, активного развития и изучения исконно национальных видов и форм искусства. В связи с возрождением исламской рззигий й воотдаеЯ свободой в отправлении куяьтовых ригуааов к традиционно обычаев к жизни быад вызваны превде забытые ри-туаяьно-куяьтовые предметы, которые сегодня снова входят в обиход коленного населения. Иссяедование этого нового процесса также свидетельствует об актуаяьностн проблемы изучения современных форм бытования произведений народного прикладного искусства.
В новых условиях перехода к рыночным отношениям изгоняется и положение мастеров народного искусства. Возникновений и расширение частного предпринимательства в сфере художестввжмх промыслов активизировало деятельность ряда видов народного ав-кусства, стиыуяиройаяо творчество народагых настаров, Тем и-э менее многие.проблемы остаатоя нереванкыш и тормозят рсзвнтаз искусства. Народные ыаетарй ст&якиваятся е еопросаия ебевпвчг*» ния сырьём, матерййя&мн, серьезной пробхемой остается а трас сбыта продукции и иалогообдоиения, пяохо решается вопрао в ученичеством. Эта стороны *&№& рассматривается нами в стола» с изученной современного состояния худокзствзккых рхиесон Ко-рэаыа, что может быть использовано в качестве сравкятааъиого • матврааяа пря оценка состояния воого докйрьтивио-пргшаадийго искусства республик*.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной материал диссертации впервые вводится в научный обиход её автором и был собран ни в различных музеях, мастерских народных ремесленников и в домах кордниого населения Харвзма. Сак принцип искусствоведческого анализа - исследование художественных особенностей развития прикладного искусства Хорезма на протяжении Х1Х-ХХ вв., локальных черт искусства региона и индивидуальных свойств и стиля отдельных мастеров, анализ орнаментального состава производе» . ний и многие друга© - впервые столь широко и специально применен на материала художественной керамики и чеканки 'Хорезма, что является, на наш взгляд, новым вкладом в развитие искусствоведения республики.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертации закдю- , чазтся в том, что её положения позволяет уточнить периодизацию развития всего декоративно-прикладного искусства Узбекие-определить своеобразие в развитии ремесел её отдельных регионов и центров, выявить особенности художественного ыып-Ееиия к прннцяпы эстетического шзроощущения народных, мастеров.
Важны», на наш взгляд, является и то обстоятельство,что до недавнего временя бытовавшая точка зршкя критики и искусствоведения на народное прикладное искусство как на вторичное во отношении к изобразительному искусству, благодаря изысканиям искусствоведов в области народного искусства начинает пересматриваться. Выводы нашей работы также'вносят свой вклад в понимание народного искусства как полноценного и высакопро- . фессионального явления национальной художественной культуры. Результата исследования позволяет также углубить и развить понимание таких теоретических вопросов народного искусства как проблема новаторства и традиций, вопросы взаимоотношений кол-
яентивного и индивидуального творчества, аспекты взаимодействия различных шкоя прикладного искусства Узбекистана, роль народного искусства в создании современной национальная культуры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исходя из необходимости ис-езэдовйть процесс развития художественной керамики и чеканки Хорезма в Х1Х-ХХ вв., наии поставлен ряд конкретных задач:
, - осуществить классификацию форм и видов художественной керамики н чеканки Хорезма и на этой основе выявить специфику функцнонаяьного назначения ряда изделий этого региона}
- дать искусетвоведческИй анализ орнаментального декора иссавдувиых изделий;
- выявить характер развития художественного стиля в произведениях керамики ы чеканки Хорезма на протяжакии Х1Х-ХХ вв», определив ого основные этапн;
- определить яокальиыо особенности кераодкн а чзкакта • Хорезма;
» дать характеристику указанных видов художественного ремзояа в быту и духовкой жизни общества;
- определить рояь художественного рвмэсаа Хорязмя до товь-ко в быту, но н в духовной жизни общества как важных факторов, составляющих основу иацконадьцого своеобразия культуры?
- рассмотреть а дать характеристику современных пребяе« и состояния художественной керамики И чеканки Хорезма в точки ареиия »амвкивщахся политических к еоциадько-экокошчезйзк уйяоаий»
ПШТИЧЕСКОВ ЗНАЧЕНИЙ ДИССЕРТАЦИИ »лкжочаетол й ?8Иетео в нэй содержится нелубхиковавшнйоя ранаа я систзнатм8крой(ша1й нани ыатериая, который может быть основой для соадакия учебнзи
пособий и программ по народному искусству республики для студентов специальных средних и высших учебных заведений* Данные диссертации также шгут быть использованы при подготовке рекомендаций по составлению туристических маршрутов и путовощ-теаей по Хорезму.
ИСТОЧНИКИ ДИССЕРТАЦИИ. Материалы диссертации собиралась её автором кш в музеях республики, так и в Москве и Ленинграде /¡шив Санкт-Петербург/, в частности, в Музеэ искусств,Цузее прикладного искусства и Цузез истории народов Узбекистана им, Т.Айбека /ныне Государственный национальный музей истории Узбекистана/ в Ташкенте, в Музее прикеадного искусства, {¿узе® ревокюциомиой истории и Иуэеэ реяесяа Худойбергана Деван ибн Матпаны в Хиве, а также Музее культуры народов Востока в Носив а, в Государственном Эрмитаяэ и Государственном этнограф5-ЧЗСКСИ йуаее в Сш®т-Петербургв и др. Источником дня диссертации вяуяшш такко ыатериажы, собиравшиеся наин в библиотеках Москвы /Публичная библиотека ц«,В.И,Лшина/ и Ташкента /Государственной публичной библиотеке им. А.Навои и фундаментальной библиотеке АН РУз/. Помимо.етого огромный матерная на-т бия собран р процесс многочисленных поездок по городам и севан Хорэзыекой области и бесед с жителями и народными масте-раш, которые знакомили со овоиш изделия ни и представляя« информации о технике, приемах исполнения, сведения о других мастерах к т.д. Нами собирался материал также на. ряде керамических предприятий Хорезмской обяасти, в частности, на Хивинском керамическом ааводе и на сувенирной фабрике Хивы,
АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация обсуздахась на заседании отдеяа декоративно-прикладного искусства НИИ ис1сусогвозна-шя кы*Хаазы. Её основное положения изложены в ряде статей и
о
выступлений на конференциях, обсуждениях выставок и "круглых стогах", проходивших в Ташкенте по инициативе НИИ искусствознания им.Хамзы или Союза художников Узбекистана.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ, Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиография и списка сокращений.
Введете включает в себя анализ проблематики исследования, обоснование теш диссертации и еэ актуальности, определенна цадай и задач исследования, новизну, теоретико-методологической и практической значимости исследования, источников диссертации, её апробации и структуры.
Первая глаз* диссертации "Художественная чеканка Хорезма Х1Х-ХХ вв." посвящена анализу роли чеканки в быту коренного населения и классификации разнообразных изделий чеканки,выявлению етилевых н технологических особенностей работы хорезмских маетаров, определений локального своеобразия хорезмской чеканки, исследованию основных этапов в вволацин чеканки региона, рассмотрению организационных и экономических проблем сов» решенного состояния этого вида художественного ремесла»
На протяжении Х1Х-ХХ вв0 в Хорезме производились разнообразные по формам и назначению чеканные изделия. Среди них ел®« дуэт отметить такие широко распространённы© а быву наа@декия предметы как кумганы, тунги-пуаатый, кувшшообрааныв сосуды дйя воды, кашмрма-сосуд о крышкой для пищевых продукте»,да*» да-еобуды хозяйственного иазначзюгл, йлгшш, рукакойнаха, имэ-нуемыв "сеяобча", оархуиы-кружкн, медные табакерки о чеканный орнаментом, художественные нояя, иояны и другие битовые предметы. ,
Исходя из разнообразия форм чеканных изделий иы оочям це»
«есообразнам классифицировать их следувдим образом:
I/ изделия высоких форм, т.е. удлиненной конфигурации и 2/ изделия низких, уплощенных форм. Подразделяя их на такие вкды5в диссертации особое внимание было уделено характеристике происхождения тех няи иных форм изделий, особенностей их исторического формообразования, способов и приёмов нх технологического исполнения и орнаментального украшения, анализу творчества народных мастеров н выявлении локальных черт хоро-smckhx че'какгшх изделий, .
Одним из. наиболее распространенных чеканных изделий Хорезма XIX-XX вв» является кумган. Отличащаяся уникальными и и&-повторг.цыии пластически»® сесбэнностями подобная форма изделий в масштабах Узбекистана встречается только в Хорезме. Хорази-шшо кукгакы корзшым образом отличаются от ехогдах по форме чайдааей й ефтойа, производившихся в друпгс регионах Узбекистана- Бухара с Самарканде к Ф®ргане и имевших ручку, гранэнну» фэрку н крупный ерла«бнтаи>шй узор. Хорезмские яе куиг-акы но
ручек н 2*ргшшшых плоскостей - у jkx .грушевидное тугого и удяккзхкэ-йзегнутый носик укршцсгсы кеакнм растительным сриа- . usva'ow. Куьтшш до сегодияцисго дня сохраняю свое значение в быту корещюга населсщт Хорезма. Наряду с бытоЕЫн к&значо-киш' куигаш кспокьзуютея в качестве еведебно-ритуального и подарочксго лредг;£га0 Куягакм явжявтся традиционной составной «гаетыв .кркд'внсго хорезмской -невесты.
В дессертацг® также рассматриваются категории изделий (которые. в процессе социально-исторических изменений к развития котеряли esos крежне-а назначение или вовсе еыйли из употребае-преьратявашеь в иузейныо экспонаты. К такому роду изданий откосятся тунга /тунги кувялшообраэные изделия, напоминающие
по форме чайдьтаи/, самовары, изготоаяявяиеся г.орезиотип мао-тзрамн, сэлобчн, большие кругянэ и прямоугольные ляганы, медные табакерки, кагширма, джа;^ и другие изделия» Широко испояь-эоваваиеся в быту населения Хорезма в различных хозяйственно-практических целях до 50-х годов нашего столетия, они с приходом более дешавых и массовых фабрично-заводских предметов яз плаетмяссы, аялюминия, стекля и других материалов, стали пост®-пеино внходить из употребления и соответственно сократилось,» затеи и вовсе прекратилось их изготовление, В 1960-70-« гг. некоторое из этих изделий вновь стали изготавливаться,но уже в качестве оувен .жкх изделий и поэтому покрывались насшвн-иым узорным орнаментом. К атим предметам относятся куыганы, яяганы, художественные нош, ножны н др. В диссертации дается аийжиз форм, видов и орнаментального оформления и использовавшихся некогда в быту населения медночэкакных изделий, исследуется типология форм хорезмской чеканки на основе сравнения с аналогичными предметами, изготовлявшимися в других городах Узбекистана»
В этой глава диссертации особое внимание уделяется тагас творческому труду народных мастеров - ченанциков, пыявявяяв основных центров изготовления мвдночвканных нздвямИ» В Диссертации отмечается, что гзавнкм .центром производства в Хореем» бы« город Хива, где работало в конце XIX в.-начале XX столетия бояьяое количество мастеров - чеканщиков, оечетавврис труд изготовителя формы и художника-орнашштаяивта, Среда них «окно выдоянть вндащихся мастеров - виртуозов художоотвшной чеканки С.Худоябергеиова, Уста Якуба, Б.Якубова^ Х.Саиднияао-ва, С.Ввкчанова, О.йадр&химова. К сояеяенав, в настоящее арэия эту высокую традиций продолжает в Хиве аиеь один мастер пок&нки
Ы.Атеджанов. Другие же мастера, работающие в области производства медных изделий, производят в основном ремесленную продукции массового характера, не имеющую художественного значения»
В диссертации отмечается широкий диапазон форм и видов модночеканных изделий Хорезма - от плоских, уплощенных до высоких, стройных, от ритуально-культовых до хозяйственно-бытовых и подчеркивается тот круг форм и силуэтов, который характеризует особенности именно хорезмской чеканки.
Наряду с анализом и классификацией форм и видов, дана характеристика н декоративного орнамента, украшающего мадноче» кадаые изделия н во многом определяющего ия своеобразие и неповторимость. Весьма распространенную категории орнаментальных мотивов составляют узоры растительного характерами которым относятся "якка танов", "куша таноб", "одна гуль", "аерозий гужьзор", "ккрнак", "турт барг", "мадохкль", геометрического содержания - "турук«", "банкира", "еаккиз киррали", а также зооморфного происхождения - "квон изи", "кучкоршох" и др. В диссертации исследуется происхозденне ряда орнаментальных мотивов, дается характеристика связи орнаментального декора с формой изделий, анализируются типы композиционных решений, узоры и техника их нанесшшя. Подчеркивается, что ряд орнаментов кспояьзовах.ся в укргшгнии определенных видов изделий» Так, например, орнан®нтаяьные мотивы "якка таноб", "куша таноб", "аадохаль", "кучкорзох" использовались при декорировании ножей. Отличается по составу мотивов и украшение плоских изделий/таких, как ллганы/ к высоких, удлиненных предметов /таких, как кумган, тунча и др/.
В связи с тем, что хивкнскиэ ножи ранее не были предметом исследования, в диссертации специальное место уделено йх ано-
явэу и классификации. Выявляется 10 разновидностей ыетаяличоо-яйх'лйэвнй, из которых они изготовляются, исследуется эволюция стияя их декоративного оформления. Так, например для конца XIX-нач.ХХ вв. характерна! в основном но«и с богато декорированными ручками н ножами, а начиная с 30-х годов XX века традиционным становится украшение орнаментальным узором самого лезвия нояа. В диссертации отмечается характер орнаментального узора хивинских ножей, проводится сравнительный анализ с художественным оформлением и техникой нзготойяйния чустеких ноивй»
В заключительной части главы дается характеристика основных этапов, котог'е прошла художественная чеканка Хорезма,рассматриваются актуальные проблемы её современного состояние,отмечается её роль в современном быту и культуре.
Вторая гаава диссертации "Традиции художественной керамика Хорезма Х1Х-ХХ вв." поевяцена анализу путей развития гзаэуро-ваниой и неполивной керамики региона, выявлению основных ({юра п видов изделий, изучения декоративного оформления изделий и особенностей творческой манеры и отнял различных мастеров а якол внутри Хорезма.
. Керамика Хорезма по технике исполнения подразделяется на два основных вида - это поливная или глазурованная керамика н неполивная. В период средневековья, благодаря своим гягивня * ческин и художественным качествам поливная керамика постепенно стала вытеснять из бытового обихода неполивную керамику и к XIX веку неполивная керамика очень редко испояьзов&кааъ э быту насолышя Хорезма. Поливная «се керамика на протяжении поо-ладного столетия Очень широко применялась в быту и наела разно« образный диапазон форм и наименований. Но поливных иэдэаий в быту широко использовались такие виды как бадия,ч&шж,й0к001и»
чаши и бяюда для употребления пищи, кераиичеокая копширма,Тагора - изделия хозяйственного назначения, дотчирак - керамические подевэчшкн, гуятувак - цветочные горшки и бепшктувак -гораки для колыбели» Среди высоких форм выделяются куза - кув-шлш для воды к купи - маслобойки, которые глазуровались о внутренней стороны.
В целом, вся художественная керамика Хорезма Х1Х-ХХ вв. в соответствии с форааыи и размерами подразделяются наш не три категории. К первой категории относятся изделия невысоких размеров н горизонтальной конфигурации такие как бадия.чанок, глубокий чанок, большая бздня, глубокая бадня и тагора /больше тазы для изготовления теста/. Ко второй категории нами отнесены изделия высоких форм и больших размеров - хумы.купн /размером I и к бояьнс/, дигиры - сосуды для водяных мельниц, большее кувтани и др. К третьей категории относятся изделия в&ртакеяьно-вытянутых форм, но набольших размеров - гуяьдон -цветочная ваза, керакичбеккэ калыпы для изготовления традици» ошшж хоразисках головных уборов - чугираа, .использовавшиеся ш и в качестве подставки для этих шапок с целью сохрано-иая их фора, гуятувак - цвэточзше горшки, ибрик - кувшинооб-разшй сосуд дая воды, чоркукак - кувззшообразшй сосуд для модемных продуктов, бешктувак - горшки дая колыбели.туздон -яебвгшзой сосуд-для хранения соли, кшширма - сосуд для хра-кешзя пищавых продуктов»' ■ ,
В вавиеимоетн ке от характера их назначения керамические издания подразделяются на две группа: I/ столовая посуда -ба~ . дал, чанок, sonEiiif.ua, туздон и др, и 2/ посуда хозяйственно-бытового назначения - хуш» кувшины, дкгиры, ибрики, разнообразные вазы, подсвечники, цветочные и колыбельные горшка,купи
а др. В кер&инкэ на протяжении рассматриваемого времени происходи» примерно тот яе процесс социального нэяизтшя ряда кзрч» илчзских предметов, отмечавшийся нами в связи с зкакнаои развития художественной чеканки Хорезма. Так, например, такно предметы как керамические тазы, дигиры, хаяынн для чугирггн, капакрмы и другие во второй половина XX века по существу лп из употребления и практически но производились народными мастерами. Хшгае, как и в скучав о чеканкой, родь дргдмэгов из керамики на себя взяяк'изделия из п.истмаос;.', "л.тяадшя, фарфора, эмалированная посуда. В то я® вреыя значительнее длчество разнообразных и оригинальных форм керамических кзде-яяй н до настоящего времени сохраняв? своб художественной и практическое значение. Среда них следует отметать такяо изделия как бад«я, чанок, хуны раэяячкых размеров, кувшина разнообразное форм и размеров, цветочны» а кегабеяьныэ горчки.чор-куяаки, купи, туадокы и др,
В этой главе особо® вивманка удехявтся аиа?игу арэдсга художественной выраактеаьиеотй - характ©рлетнко цзето-йоз*,;-"" етщчвсккх особенностей хорвзаекой керамики, научтгт орнакж-.ткки, способов и приемов технического копзжнения а эеоявцни художественного стиля. Так, например,., в. етияв керэмзка XIX века-начала XX века отмечается такяе'чгертв.как удлзитогьная точнооть пропорций,, свойственная »юртам архитвотурчеро двгэр-г, а также кзможьченмоеть и изысканность орнанеятажьного узер& керашчссккх кадвамй» тонкость орнаментального рисунка. С сз«* редины XX века происходит смена художественного етаяя.-, ыеяздШ, утонченный узор уступает место.крупному, монументально трактованной/ орнаменту, который накосится о ловдьа угощенных • нкй рисунка.
Орнамент иераийчеоких изданий Хорезма состоит в основном кз 4 разновидностей. С конца XIX века особое распространение в хорадыскоЛ керамике получает так называемый предметный ор-науонт, состоящий ыз стилизованных изображений ножей, ружей, расчесок - гребеаков, музыкажьных инструментов и др. К категорий зооморфных изображений относятся такие мотива как "карга туышук" - "вороний к«юв", "ияон" - "змея", "баяик" - "рыба", также в основном использовавшиеся в конце Х1Х-нач. XX стояе-тия й не Естречаыф'зся в орнаментике современной хорезмской хэршнкн. К третьей группе узоров относятся растительные моти-ви - "лирок" - "листья", "туртяпрок* ~ вчетырех*истннк","хущ-руй гуж" - "красивый цветок", "ояма-гухь" - "цветок ябжока" и др. К чэтвертой к&гогории наиболее распространненных, в том чксга, 8 в настоящее время мотивов относятся геометрические узоры - "дойра" - "круг", "учбурчак" - "треугольник", "яриы-доара" - "полукруг", "туртбурчак" - "четырехугольник" я др.
По цвето-кожориетическим качествам поливная керамика Хорезма подразделяется на две группы» Первая группа включает в себя изделия с бологолубым, темно-синим и бирюзовым колоритом,. в вторая - издевия, в цветовой гамме которых преобладают желтые, коричневые, зеленые и красноватые оттенки» Характер колорита связан с нсподьаованием различных глазурей - в первом случае 3145 щояочиая глазурь растительного происховдения - иш-кор, придающая рисунку •после обпига голубой оттенок, а во втором - применяется свинцовая глазурь, которая после обжига текла изменяет кохорит рисунка, но, придавая ему теппуп гамму,
с.беиномьь колорита хорезмской керамика Х1Х-ХХ вй, является то, что на белый фон наносится в основном голубой, синий и темно-сннпй орнаментальный рисунок, а на желтый фон - зеленый,
ехристо-коричнввь'й по гаинэ узор, Керамика теплого колерпта войв» распространена з Хорезме, поскольку евгнпопвя глаяур!, болев доступнгд. Баян-голубая когтят й хуло-пеглемноц отношении оцвнаваотоя болея высоко, ?ти изделия б;.г«« «ач<нт»сн'-mi, т из-за трудоемкости изготовления ичкорогл» гяязури н самого процесса производства белогояубоя квр*мч«? «на «т»к»-чается намного речо, В иастояшоч громя, капр»ч*р, г- Хг.р««»«« работччт в этоП технике всего янкь двл-извест!-'^ матера -Р.Натчанов & С.Атпцчанов.
По технике исполнения и нанесения узора ¡чур--?:"?» подразделяется на 4 яида: гразиропия /чиэкя/, босма /втачпоз»» ¡ta/, кистевая техника /калами/ и резной узор /упма накпЛ В технике гравнровгея украаались в основном изделия неиоянснсП керамики - купи, кувшины, ябрикк, орнамент которых косая rsa® мвтричосяяП хврактер. В та-хинкс ат«.«позкя иаиовмяся узор на такио изделия как бвдпя, чггпок я я качестве веппз цаъгьык-х-хись дерэвтшыэ или герахртевсаяе fopwi, я от*т? »ззу, цгзты дама рбетзкиЗ» Наябоксз распространен®)!'. гчкгпявг? сенля узора бкда кнетевля» которая кепоямеявя*-)* пр" у^д*— лиа орнаментом почта всех пвдоз лллкмшх худатх^сг.-швгл яий, за некхвчекяем крушвет хозяйстве«:?»* предм-о"., nnevwtt» укрывались резням орнаментом, имевши такие назважт как -йу» рама нака" - "витой узор", "гига? н&кц" - "кирнк'^'рс узор" «г Т.Д.
В диссертацгш дается также характеристика трех наиболее развитых центров производства худо*йст?в"иой к ерем.«; un Хорвгиз» киаиака Нздкр Хаикикского района, ккаяака Каттабог И'лпщпи-.-ского района н города Кун я Ургенч, расположенного на v<sppir?D~ рии Туркменистан)», но справедливо относимого г.со",:? нс-.с.чйдозй~
?ехяш< к хсреаиской школе керамики. Керамика Цадыра и Каттабо-га близка друг другу тем, что там изготовляется в основном орйх<инажь!ше по форме, беяогояубые по колориту и изящные по орнаменту посудные изделия небольших размеров столового назначения. В Куня Ургенче же изготавливаются изделия крупных размеров хозяйственно-бытового назначения, в колорите которых преобладает зааеногояубые и темно-зеленые оттенки. МвЗДУ эти» ма центрами имеются различия и в содержании орнаментального декора. Так, в керамике Мадкра и Каттабога основным являются гоометркчвекае арабески и предметный орнамент, редко встречается растительный в зооморфный узор. В Куня Ургенче напротив-преобладают расгнтояьнай а зооморфные мотивы. В этой главе . такжб дай сравнительный анализ керамики Хорезма с другими цем-?рзш и школами поливной керамики Узбекистана,
В заключении диссертации дано развернутое обобщение ре» •увьтатоь ксследввА.'шя, проведенного в основных главах,
В целом, как показывают материалы нашего исследования ко-яги Х1Х-ХХ еа» была временем, в течение которого создавались великолепные произведения художественной керамики н чеканки, уникальные образцы которых хранятся в лучших музейных коллекциях. Эта виды прикладного искусства получили в Хорезме наибольшее развитие и отличались богатством и разнообразием форм изделий, своеобразием орнаментального украшения. Благодаря свойствен цатериала, изделий из чеканки в музеях и у населения сохранилось боаьаз, хотя безусловно, масштабы производства йэрашш! бпаи намного аире.
Накбольаее количество чеканных изделий производилось в период в конца XIX по середину XX вв. Во второй половине ХХв. худонествешая чеканка приходит в упадок. Это было связано как
С С0ПИаЯЬКО~ЭКСКОШ1Ч0СК!Ш! ПрйЧИНвОТГ, т.е. няпжнвоы кассовых фабрично-заводских изделий, повыагеннт налогам на продукции .худо-пественных проиыслов, так и с нлео&опргеокию! фактора» Последние заключались в той, что многие аспекты жизнк»сзг> эаиные с традиционной культурой, обычаями, ритуапочн и прпзд-иеотаяки р 30-50 гг. рассм«трнваянеь как перч^иткн про^яого Я резко осуждались офкциашшми органами» В езлзц с зтк« » сознании населения ценностное значение изделии традьанпнкзго ремзсдл также «адаяо, Это отразилоеч и т пре«яйояствв по только медмочекаиных изделий е но и произведений другт? художественного рамесяа, о тон числя, .керавдки» Однязо, яо сравнению с чеканкой, во второй половине XX вяка к$радачсск.чо кэдаяия всё жэ производихнсь з достаточном колнчяствво
Тчхмц образом, в диссертации устаиавяигаятся связь-введу г/роцсссйн развкТПП худо^втв^з^г Кк СОПЙОЯб-
Й2-ЭК0КС«ЙЧ5вХПМй К 8088ТОТ?СКЯИЯ «¡ГНСЯеМЯКйЯ п
гп* Процесс разгвткя худваосгйскчоЯ ч<?ч.?лс<;1 н "««тт: г-' протяжении иссгедускзго яаряодя ко^о впзд«якть "г'гетггк,.; чтъ» пев. Порвнй о»вя вкгпчяг? к се.бя хо»тг( XIX XX ?в. я
растеризуется рязкообразя«»? $ори к рвдо» тудв*«агв»к:д« кяЯ, богатством орнамеиташюго декора, етеутгк?*? ^сувенирн«* ведши", яттх квчвствои яепохигнил я их вяро-ким иеаожьзов&нягц в бнту каеедекия Хвряян?*«. Второй г тег ••««»-кается с 30-Х ГОДОВ И ЛрвДОЯЯЙвТОЯ 'ПО вуЩ8«*Ву К Г время« ГЪаеной особеннссгьп этого длительного, неодинакового по степени развктия этих видов периода г"*я*ось тор что акя керамики й чеканки из-за указанного втв иялянв* кассе»*»* фабричншс предметов етаяк терять свой прение бытовое ан&пен«?* Это привело к сокращения производства мародао-худочаствшвйге
ЕЗД8И1Й, к ухудшению качества изготовлявшихся предметов,изменению стиля и орнаментального оформления. Хотя это не искл»-чало того, что и в это время /2 поя. XX вв./ народами мастерами создавались прз!?расны©,. высокопрофессиональные произведения керамики и чбк&нки.
Б ■«адеяиях керамики н чеканки, Хорезма 30-50 гг» ощущается воздействие политических событий тех дет. Так, например, в орнаментике'изделий стали появляться мотивы нетрадиционного характера - пятиконечной звезда, серпа й молота, изображения хлопковой коробочки и надписи политического содержания,вводимые в орнаментику изделий.
Пройбведсния израшки и чеканки Хорезма обладают только им свойственными чертами и отлячавтея от произведений этих видов художественного ремесла других регионов Узбекистана» Например, лишь в Хорезма встречаются своеобразные кумганы без ручах, тунга без носика, медные табакерки и др., Только в Хороге изготовляется такая оригинальная по форме глубокая чага е вертнкааьньш бортяк&шг и высоким дншцем, именуемая ба-Своеобразием отмечен и характер орнаментального декора хорезмской керамики и чеканки. Так,' например, в отличие от декора кедкочеканных изделий Бухары, Самарканда и Ферганы конца Х1Х-ХХ вв., где встречаются такие мотивы как изображение ■ эеомар^шх существ и архитектурных памятников, в изделиях Хорезма Ёспеььзуетея ¡шаь раститеяьио-гаоматрияайкая орнаментика. Только в произведениях пеяиеной кар&шкеи Хорезма встречайся геометрические врабески, искусно шшесэннш на плоскость беида мастерами Я&дара а Каттабога» Лквь в керамике Хорезма окно встретить и такие уникальный предметные изображения как рунье, гробазки и мувикадыше инструменте*
. .. В заключении диссертации рассматриваются некоторые проблем» ученичества, оказания . материальной помопди и стимулирования тзорчзства народных мастэроя, пормченкп ¡п: социального статуса и создание условий дяя сбыта собственной дродукъчи, сохранения,, возрождении и развития угяспщих или исчозгзгятах промыслов и традиций, воспитают -в обществе бгтщвтя к ио~ родному искусству не как к второстепенному, а как додн'л;?й?-кому, яркой;' я сансбктнону явлению национальной художе^т «н-ной культуры. По всем эти« аспектам формулируется точка аре-няя автора диссертации и даются соответствует«« предло-?""« н рзиоквндацин.
По теме диссертации опубликованы еяадуюцяе работы:
I. Кулоааикда миляяй вамин булса... "Совзт 7абепиетоиа саньотп" х., 1953 Пел, 3-сон, 0,5 б.т. '
2» Хораам халп санъатн. "Созат Узбйкяотсна йаньатя* а,, 1988 !>ия, 2-сон, 0,5 б.т.
3« Традиция и новаторство в декоративном ;? прхкодкнг кусствв Хорезма» Тезис].' докладов нскусствоведчэской научно-теоретической конференции иолодых ученик, 1983 г>„ 4
0,2 п.я.
4. Хива кандакорякгн такдари. "Узбекистан адабиёти вг> ешгьатл" руэноиави, 1994 йия, 19 ноябрь.
5. Х1Х-ХХ аср Хорезм вулолчнииги аньаналври, Сяггеатнупс«-гкк »гахолкарн, Мапогаяар.мажмуи. Тошкент, 1995 йах, 045 б»?.
ДЙСШТАЦИЯНИНГ КЩАЧА ВШИ
"XIX-XX аср Хоразм хали; бадиий вандакорлиги ва кулолчи-ввги* деб номяанган диссертация бадиий хунармаздчилякнинг «аэ-ityp сохаларини ри&ожяашш йуляарнни ва махаллий хусусиятЛарина тадада; килышга багишланган.
Диссертация кирша, икки боб, хулоса» адабнётдар руйхати ва вдеадртарикран сузларцан иборат.
Кирша кисмада танданган ыавзунинг додзарблига, илмий ян-гнлнх жикатлари санаб утилган, ма:;сад ва вазифалар ани^иаб одинган,
■Дисеертацияда асосий максад XÎX-XX аср Хоразм бадиий кан-даиордян »а иул0лч!5лик санъати турларшшнт аяьанавнйяигн.санъ-ат^асерларананр бадиий иаланиш услублари, бугшшрнинг узмга хос тононлари каби ьзасалаяарни саньатщунослик нухтаи назаридан ижий ёратшра каратилган.
Шу цйчсадвардан кеяиб чнк^ан ховда тадаикотда куйидаги вазифалар тахлик гдошнади:
1. XIX-XX асрларга оад Хоразм бадиий каздахорлик ва кулодчилик асардари:« Узбагдаетошшнг вошка хУ^рмавдчшшк царказяаридаги бадиий бувалар билан та^осиаш асосидд уларюио* тур ва иахлла-
риш таениф цшдаб бераш»
2» Хар идеала турдш^ санъат асардарида ифодаланган шисаяар мазмунана санъатшуноелих нуктаи назаридан та\лил адшвя» : . 3» Бадаий кулойчалшс бувмларида. нйхшлар ва рангларнинг бир-бкрага богианганлик кусусиятжаршш анщлш. 4» XIX аердан хозирги куигача булг&н Хоразм каэдакоряик ва ку-аозчяянК'да бедшй усвубжарни рнеожланиш йуляарнни аники&б б&»
рШ. " : '
5. Хала амаянй сшгьатшв! каляий мадаюютнинг узига зсее яуоуда» ятларкна шакяяантнрувчи окия сяфатида яурсатиб бвриз вп ЛзаптЯ хунармандчишшшнг жамият ца§тнда "тутган урншш аншиет,
6. Иктииоий-снЗсий уагарязяарвд аиатой-бвзап слиштк реоадр," нивига булган таъсирини ургвннт яа Хоразм бадтчя
лягида лиги яктасодий троятларда вэага к»яраи пдпкюкмюгт Очаш йуяяарши курсатнб бврщ®
"XIX'аорнйнг охири XX аор Хораэн бвдаий киндаг.'эрмг-'-;4 ряб номканган биринчп бобда Хоразм квндакор-ия бушларггаянг »уряа-ря ва шаклнарякинг таенифи берилади. Хорезм усггзчрч ¡к;;---™1"".« бадиий ва гэхиякавий уе луб дар батафсня та^яия ?;гш.шга.ч ва Хоразм кавдакораигина Узбегшотошшнг боада итггацаяарядпга ¡нт» дакоряяк буюцяарпдан аиратвб турадаган «ахаяяпй хусусляу-пр ашндоб боряяган. Шу бобда Хоразм ксндакорлнгинкпг *ознрга азп»— дата рнвояяаншамга аяоцида явдкбор бсрияяб, егагез шщ&кор ва кксгар усталар ижоди тахжия йияянган*
"Х1Х-ХХ аор Хоразм бадшй куаоячятагв гигьгчглар;?"5 д<гз в^-яакган нккинчя бобда Хоразм зукариакдчнакгеяшш'' у-тгбу т^г* |ргш«а дараааек нархяаб берклган, Сопся буя««сой;-:; туряари яа оакяяаря ашвдаб берилаб уяарготг Хорезм «хояяс. манаий турцуинда тугган даа к}реагкб йвряяада» Бу бобда 5 „¿о-кнегоговшг бонда кулоячншнг мчрзазяарздагж тешгеавий гар, ранг хуоускятяарй, пшвшфи бялгш »авдоеяаг? ееэйиэт'йвэ-зы отакод кулоядарн ияода гахянд цияянада. б? пан б^рга Редкий куяоячнюис гурннннг1 хезяргн кундагя рнвозланш лари ва уяарня унуили очгая иахоаддца бар "сяюр *аюшф ва куяоха-залар бврняадя'«
Хулоса дисинда длссортацнян.шг' асоскй боблорада ъацгмп та-раёнида взвга таган фнкрдар уыуыжаатирнладя« Х&л% сшгьатй
шакфагш? &0адийгага туграсада фзкр бюадиршшб ишшнй мадшш-жтаг шдоязда цуда сохаларета дацв^эгтабэр ва гшоураак úiissM nss&a шмшзтз швдз»
S tl W «.' SHY
. Thesi.. . 'Artistic i-nbcr-jinr ami coroaics of Khor'-rni of the Ioth-iOth cPnturie:" "f'Vr'r I c~ 1 peculiarities and historical < pTicnt oi
- tiie.^c nrli ttio handicrafttl ;;s«rtntton «ori'-lsta "f Tnfroducti, two Chapters, Conclusion and :il hi! Oi'Tnyy .
Tnl rod u-: t inn pans in rfivicw of prebl"m3f export; i—and Sc.! of the i m'c .';t i on and drterrine actuality and pf? i f t'l i f ic novelty of the- thuri::. proceeding frcia these nit,:) a nUi3ber r.inrr-to ' tasks were rai snd in the tbi'?ie;
T) to r.ivD classification of type» aivi torn«.» of ■•<•-'• e-y ••> anfl hronat. ¿rti cles tuid ci/i—iieA of Khoresm of the I5th-20iU ccnticples on a baui.i of oorpcrsttre jtudy tit* auuiw,;:— "Meetr. from other r;('ions of Uzbekistan;
2) to conduct urt critical analysis of the ornamental decor of works oi iirt under review^
3) to ::how up peculiarities of a reciprocity between ornamental pattern and colouring in ceramics;
) t-> determine character of evolution of artistic devices by '.hew..*, 1 !: ' v.itiv.n period under review;
'..■1 to ■ f'.-rib- a ro1. ■ > f ieK . !H !".• c* society si em-
ir ;' p^i^Mer:.'. in ' ! '.:* ' ' .' " i ' >:;":" ■ " ' '
Charier One' - "Artioiir wiboasi jv (fc ft n d a !:»<*!! >-> >>(" Kiior'.B's ').' :'». T?t'"-?Oth centuries" contains elesciX.> • •.Uni una t.y-c." cr cct rronr.e "¡(..nrticlos of lihoroEO as well
as a thorough anal.yf.ic; o; the BrtJtit.- and ) ocfosi cCL <«<•«•> "i.t "it"' "s by the Khorezrcian e'mboaseroj local feature» oi t'>c Rlv-orr! en •»» •' ■»"•I'onsing which differ from analogous objecta mado in other embossing art':- centres of i'zhehl-ttv-! ire expooured in tills chapter as well. A Jtarticulory attention v.ur. ¡nvn to the dovol. -<rnt of this kind
of handicraft in cod era conditional alco unafvjss of creation of c number 1undine cubosscrs of XHorezE took a ocrtain place in this ciiapter. ■ ■
Ch;i;ltr Two , "Artistic ceranics (k u 1 o 1 c H i 1 i k) of ■. Khorvza of the I9fch-20th centuries" devoted to basic fern:, and types of the Khore-.tcian ceramics, to tii? detsroination of thoir role in everyday m'e of the people of this region. local features of Khorezrian oeranics have been' i nveutifieted in conparioon n-ith m-noaejit, colouring and toehnii-al devices used in other cerai.de centres of Osbefcist-«;. The chapter contains analysis of creation of the iotuiin,' ;shar-'aaie.n roaster* of ci.-ramics.Chapter two focus on probj™* coaceriw.! the development of the artistic ceraaiicc ".oday, to ¿;ive r-joonendation.- for their optimal .olution.
In Cot.. luston the result:.! oi iuialyr-OJ made in two chapters are awauturisea. So stress an idea about u/ifadity of folk art's traditions a:, »oil a-: about necessity of r." careful' attitude towards this extremely important' upnere of the national culture.
Р Подписано в печать
Формат: ¿¿>)1 Объём: / ¿V
Тираж: 6'л?. Заказ: ЖЫ?
ТИПОГРАФИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПЕЧАТИ Ташкент - 700200 пр- Радиальный, 10.