автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Художественная и музейная деятельность Э.О. Визеля в системе Академии художеств России конца XIX - начала XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная и музейная деятельность Э.О. Визеля в системе Академии художеств России конца XIX - начала XX века"
На правах рукописи
ЛОБАШЕВА Ирина Фаековна
Художественная и музейная деятельность Э.О.Визеля в системе Академии художеств России конца XIX - начала XX века
Специальность 17 00 04 - изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
□03163720
Москва - 2007
003163720
Диссертация выполнена на кафедре русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им И Е Репина Российской Академии художеств
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, доцент Кира Константиновна Сазонова
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор
Михаил Федорович Киселев
кандидат искусствоведения Ольга Вениаминовна Калугина
Ведущая организация
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
Защита состоится « /т~» 2007 г в 11 часов на заседании
диссертационного совета Д 009 001 01 при Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств по адресу 119034, Москва, ул Пречистенка, 21
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (119034, Москва, ул Пречистенка, 21)
Автореферат разослан « 2007 г
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения
Е Н Короткая
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования Роль Академии художеств была и остается важной в развитии художественной жизни России, как в предыдущие столетия, так и на современном этапе, спустя двести пятьдесят лет с момента ее основания В настоящее время происходит новое осмысление оценок всего художественного процесса страны, растет интерес отечественных и зарубежных художников, историков искусства к феномену русской академической школы и к ее истокам
Большое значение в сохранении и пропаганде академических традиций играет Научно-исследовательский музей PAX В развитии культуры России музей Академии занимает особое место - это первый художественный музей страны Он берет начало от коллекции произведений, переданной в дар Академии И И Шуваловым, куда входило около ста картин и рисунков европейских художников (1758) Неоспоримо то, что музей возник и развивался благодаря усилиям и энтузиазму отдельно взятых личностей, среди которых немало незаслуженно забытых имен В данном исследовании рассматривается жизненный и творческий путь одного из них
Эмиль (Эмилий) Оскарович Визель (1866 - 1943) - видный художественный и музейный деятель рубежа XIX-XX веков, действительный член Академии художеств (1914), чье имя должно быть возрождено и сохранено в истории русской культуры Более тридцати пяти лет его деятельности были посвящены музею Академии художеств (МАХ) Он начинал свой путь в качестве помощника хранителя музея, затем сам являлся хранителем, то есть фактически руководил им Параллельно с работой в музее Визель всегда работал творчески, развивая и совершенствуя свой художественный талант Его произведения, демонстрирующие с одной стороны крепкую академическую школу, а с другой знания новейших европейских течений рубежа XIX-XX веков, обладают яркой художественной индивидуальностью В настоящий момент творчество таких забытых художников привлекает к себе пристальное внимание исследователей, и в связи с этим введение в научный оборот художественного наследия Визеля особенно своевременно
Многогранность художественной культуры России на рубеже Х1Х-ХХ веков очевидна Однако, несмотря на весомый вклад серьезных исследований этого периода (труды А А Федорова-Давыдова, Г Ю Стернина, Д В Сарабьянова, В П Лапшина и др), до сих пор остается неизвестной и запутанной история многих событий Воссоздание обоснованного представления обо всех составляющих культуры России этого периода является актуальным направлением искусствознания
В посчедние десятилетия, когда возникают новые концепции и трактовки тех или иных событий художественной жизни России, исчезают понятия «разрешенных» и «неразрешенных» имен Становится весьма важным открытие и введение в научный оборот «новых старых» имен Известно, что отрицательно полярное отношение к Академии художеств доревочюционного периода (в особенности, II по-
ловины XIX века), которая зачастую воспринималась как последовательный проводник и охранитель консервативных государственных интересов в искусстве, в советское время автоматически распространялось на многих деятелей Академии Одним из них был Э О Визсль, творческий путь которого в силу указанных, а также других причин оказался совершенно забыт
Кроме того, в современной научной практике сложилась ситуация, когда наряду с полноценным изучением роли коллекционеров и дарителей в развитии конкретного художественного музея, вклад музейных руководителей и хранителей в целом исследованы лишь фрагментарно Многие из них, подобно Визелю, сочетали работу в музеях с творчеством и пользовались популярностью именно как мастера живописи и графики (П А Брюллов, А Ф Гауш, Н Н Хохряков) При всей изученности роли известных в музейном мире крупных художников (А Н Бепуа, И Э Грабарь, П И Нерадовский и др ) не исследованными остаются результаты музейной деятельности большого числа художественных деятелей
Центральной проблемой данного исследования является изучение вклада художественных деятелей, занимавшихся профессиональной музейной практикой, в общий художественный процесс России на конкретно взятом примере, рассматривающем путь становления Э О Визеля одновременно и как художника-творца, и как музейного деятеля Развитие его деятельности рассматривается в контексте всей художественной жизни России конца XIX - начала XX века, и в единой связи с обстановкой внутри Академии художеств, переживающей в то время этап кардинальных исторических изменений Особое внимание уделено роли Визеля в деятельности музея Академии художеств (МАХ) на рубеже XIX - XX веков В конечном итоге, это исследование должно способствовать раскрытию новых граней истории Академии художеств, что особенно актуально в настоящий момент, когда Академия и ее музей отмечают свой 250-летний юбилей, подводятся итоги длительного пути развития Академии, на основе которых должен состояться очередной виток плодотворного развития этого старейшего учреждения России
История страны поделила судьбу Визеля, как жизнь многих деятелей России конца XIX - XX веков, на до- и послереволюционные этапы В результате проведенных поисков и сопоставлений выявился большой круг документальных и творческих свидетельств, позволяющих дать развернутую картину каждого из этих двух основных этапов жизнедеятельности Визеля В виду их исторической важности и насыщенности, автору, следуя логике изложения, представляется наиболее целесообразным в данном исследовании рассмотреть глубоко и подробно первый, дореволюционный период его жизни и творчества Он охватывает время от начала художественного обучения Визеля и его становления как художника и музейного деятеля до расцвета деятельности Эмиля Оскаровича на пороге революционных перемен Второй, советский период жизни Визеля станет предметом дальнейших иссле-
дований автора, что даст возможность составить исчерпывающую панораму его жизни и творчества
Состояние вопроса. Многогранная деятельность Э О Визеля на сегодняшний день не имеет глубокой исторической оценки Не существует ни одной опубликованной научной работы, системно анализирующей как архивные, литературные источники о нем, так и его творческое наследие
Имя Визеля встречается в периодике, освещающей художественную жизнь Петербурга, особенно деятельность музея Академии художеств на рубеже XIX -XX веков. В нескольких художественных справочных изданиях конца 1960-х -1990-х годов дается краткая творческая биография Визеля-художника, указываются выставки с его участием1 Отрывочность и сжатость изложения в них дают скудное представление о разрозненных фактах его деятельности. Вместе с тем каталоги различных выставок конца XIX - начала XX веков свидетельствуют о достаточно активном участии в них Визеля
Некоторую информацию об Эмиле Оскаровиче можно почерпнуть лишь в двух печатных трудах Это, прежде всего, небольшой каталог его персональной выставки, приуроченной к 100-летию со дня рождения художника (1966), где дается весьма краткий очерк жизни и творчества Визеля2, изложены главные факты биографии, перечислены его основные произведения Благодаря этому он представляет несомненную ценность Второй источник - воспоминания Ю Н Гороховского «В В Софроницкий и семья Визель» в сборнике воспоминаний о пианисте3. Эта статья в большей степени посвящена описанию духовной атмосферы семьи, притягивавшей к себе художников, музыкантов, ученых, в том числе и В В Софроницкого, близкого друга Визелей Кратко излагая биографию Э О Визеля, автор лишь упоминает о его разносторонней деятельности
Первая и до последнего времени единственная попытка научного изучения творческой деятельности Визеля была предпринята в дипломе В Н Слюсарского, студента ИЖСА имени И Е Репина (1977) В этой работе намечен научный подход, осуществлен первичный анализ творчества мастера, но основная цель исследователя - Визель как художник, его музейная деятельность упоминается только в контексте обращения к биографии Эмиля Оскаровича
Э О Визель является центральной фигурой целой художественной династии Визелей По данной теме существует несколько публикаций мемуарного характера членов семьи Визелей, опубликованных в журнале "Казань" (1994, 1996), и они не
' Наиболее полные сведения в издании Биобиблиографический словарь Художники народов СССР В 6-ти т /Гл сост О Э Вольценбург -М Изобразительное искусство, 1972 -Т 2 С 260-261
2 Эмиль Оскарович Визель (1866-1943) Выставка к столетию со дня рождения НИМ АХ СССР Каталог / Авт -сост А Э Визель, Т Э Визель, Л Ф Галич - Л Художник РСФСР, 1966 ' Воспоминания о В В Софроницком / Под ред Я И Мильштейна - М Советский композитор, 1970
С 454-464
носят научно аналитического характера
Логично предположить, что информацию о деятельности Визеля можно было бы получить из изданий, освещающих историю музея Академии художеств Однако на сегодняшний день отсутствуют опубликованные обобщающие труды, где давалась бы история жизни музея, был бы представлен анализ деятельности основных научных сотрудников музея Между тем, отдельные сведения в трудах музея способствуют более полному представлению о жизни музея вообще и служебной биографии Визеля в частности Различные издания об Академии художеств, также существенно помогают в этом, так как события ее истории неизменно находили отражение в жизни музея, как части цельного организма Академии
Важными фактологическими источниками для данного исследования являются издания, посвященные деятельности разных музеев (ГЭ, ГТГ и др ), и в первую очередь, истории Русского музея, поскольку Визель в своей деятельности был тесно связан с этим крупным музеем, участвовал в его открытии Из последних изданий о Русском музее особую ценность в связи с рассматриваемой темой представляет сборник статей «Из истории музея» (сост И Н Карасик, Е Н Петрова, 1995)
Необходимыми для объективного понимания роли и места личности Визеля в художественной культуре России являются общие исследования развития отечественной художественной жизни рубежа XIX - XX веков таких авторов, как Г Ю Стернин, Д В Сарабьянов, В А Леняшин, В И Раздольская, М Г Неклюдова, а также труды, посвященные развитию различных стилевых направлений второй половины XIX - начала XX века в русском и европейском искусстве, отдельным видам и жанрам изобразительного искусства, каталоги крупных тематических выставок русского искусства, устроенных в ведущих музеях страны
Особый интерес представляют публикации о художниках, близких Визелю в творческих устремлениях (И И Ендогуров, А П Соколов, К К Первухин, А Эдельфельт и др), которые помогают более верной трактовке роли его собственного творчества Важными являются мемуарные издания и монографии о жизни и творчестве деятелей искусства, занимавшихся, как и Визель, одновременно художественной и музейной деятельностью, таких, как И Э Грабарь, А Н Бенуа
За неимением цельного опубликованного научного исследования о Визеле основополагающий акцент в исследовании сделан на архивных источниках и художественном наследии, благодаря чему впервые стало возможно последовательно реконструировать его биографию и проанализировать творческий путь мастера Большинство этих источников ранее никогда не было востребовано исследователями и впервые вводится в научный оборот, что позволяет констатировать умозрительное восстановление полного состава архива Визеля Кроме семейного архива - главного стержня всех архивных материалов о Визеле, основное количество
документальных материалов и художественных произведений Визеля находится в архивах, библиотеках и музеях Петербурга, в музеях Москвы и Казани
Предмет исследования - вклад Э О Визеля в развитие Музея Академии художеств и процесс поэтапного становления его художественного творчества в конце XIX - начале XX века
Цель исследования — наиболее полное воссоздание всей картины жизнедеятельности Э О Визеля в конце XIX - начале XX века с анализом музейной деятельности и художественного творчества мастера дтя определения его роли и места в системе Академии художеств и в контексте всей художественной жизни страны этого периода
Задачи исследования
- всесторонний поиск, характеристика и введение в научный оборот документальных и художественных материалов Визеля,
- исторический обзор деятельности Академии художеств во время пребывания в ней Визеля в качестве учащегося Академии (конец 1880-х - начало 1890-х), а затем - в период службы в МАХ (до 1917 года),
- выявление произведений Визеля, реконструкция творческого наследия, анализ метода художника, своеобразия его почерка в контексте развития художественной культуры конца XIX - начала XX века,
- анализ процесса эволюции творчества Визеля, изучение влияния определенных школ на его развитие в исследуемый период,
- культурно-исторический анализ фактов музейной деятельности Визеля этого времени, выделение ее основных этапов, выявление ключевых проблем во взаимосвязи с развитием Академии художеств, определение степени вклада Визеля в развитие МАХ, в музейное дело в целом,
- исторический обзор развития МАХ с акцентом на оценке деятельности штатных хранителей музея с момента основания до начала работы в нем Визеля, обогащение и анализ новых фактов этой области деятельности МАХ, изучение роли МАХ и его хранителей в системе Академии,
- изучение роли и места Визеля в области международной и российской художественной выставочной деятельности,
- характеристика теоретических работ Визеля в данный период
Границы исследования определены рамками общего периода жизненного и
творческого пути Визеля со второй половины 1880-х по 1916 год, являющегося законченным этапом его формирования как художника и музейного деятеля
Методы исследования. В основу проведенного исследования положены принципы комплексного и системного характера изучения, сочетающие поиск, выявление, анализ, сопоставление и структурирование всех обнаруженных материалов В систематизации диссертации принят хронологический принцип, даю-
щий возможность последовательно проследить параллельное развитие всех сторон деятельности Э О Визеля в связи с общей эволюцией изобразительного искусства России В диссертации использованы следующие методы исследования
- конкретно-исторический метод, давший возможность соотнести главные вехи деятельности Э О Визеля с общим развитием художественных процессов русской культуры начала XX века,
- персонологический метод, позволивший всесторонне осветить художественную и музейную деятельность Э О Визеля,
- метод художественно-стилистического анализа, примененный при детальном изучении основных произведений Э О Визеля,
- метод сравнительного историко-искусствоведческого анализа, позволивший выявить сходство и различие художественных приемов мастеров, творческий метод которых был близок методу Э.О Визеля,
- метод реконструкции, давший возможность воссоздать целостное представление об объеме и роли наследия Э О Визеля
Источники исследования-
документальные материалы отдельные фонды Э О Визеля в НБА PAX, OP РНБ, его личные дела в РГИА, НА ГЭ, специальные разделы МАХ в фонде АХ (РГИА) и в фонде ИЖСА имени И Е Репина (НБА PAX), различные документы ОР и ВА ГРМ, РГАЛИ, семейный архив,
изобразительные материалы произведения Э О Визеля дореволюционного периода из архива семьи, из фондов музеев, библиотек и архивов Петербурга ГРМ, ГЭ, ОР РНБ, НИМ PAX, НБА PAX, музея Академии Русского балета им А Я Вагановой, Петербургской консерватории им НА Римского-Корсакова, из фондов Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ), г Казань,
литературные материалы публикации об Э О Визеле и художественной династии Визелей, каталоги выставок с участием Э О Визеля конца XIX - начала XX века, справочные издания, литература по истории Академии художеств и Музея АХ, музееведческая литература, труды по общим вопросам истории русского искусства, монографии, мемуары, публикации о художниках круга Э О Визеля, материалы российской периодической печати 1890-1910-х годов
Научная новизна исследования. Предлагаемая к защите диссертация является первой попыткой монографического исследования разносторонней художественной деятельности Э О Визеля конца XIX - начала XX века, нашедшей выражение в музейной и творческой практике В связи с этим впервые осуществлена наиболее полная реконструкция всех сторон биографии Визеля В научный оборот впервые вводятся следующие документальные источники
- биографические материалы о жизни и творчестве Э О Визеля,
- архивные свидетельства музейной деятельности Визеля,
- новые факты истории АХ и МАХ,
- новые факты культурной жизни России в области музейной и художественной выставочной деятельности,
- основная часть художественного наследия Визеля,
- теоретические работы Визеля
Проведенный анализ музейной деятельности Визеля позволяет не только раскрыть его роль в процессе становления академического музея, но и разобраться в целом в деятельности музея в конце XIX - начале XX века, раскрыть особенности как внутренней жизни МАХ, так и его внешних контактов в России и за рубежом Для полноты представления развития МАХ впервые приводится исторический обзор с акцентом на оценке деятельности хранителей музея АХ с момента его основания до рубежа XIX-XX веков в контексте истории Академии художеств.
Выявтены творческие, научные и дружеские связи Визеля со многими деятелями науки и культуры России, свидетельства которых приводятся в приложениях к диссертации В тесный круг его общения входили такие известные деятели, как И И Ендогуров, А П Соколов, А А Эдельфельдт, Альберт Н Бенуа, Н Н Врангель, И Я Гинцбург, Л О Пастернак, К К Первухин, Ф Г.Беренштам, М В Доброклонский, С К.Исаков, К И Чуковский и многие другие.
В работе обозначена и проанализирована эволюция творчества Визеля в контексте развития изобразительного искусства конца XIX - начала XX века. Впервые введено в научный оборот его творческое наследие, большая часть которого атрибутирована автором исследования Впервые дан подробный анализ основных произведений мастера исследуемого периода, систематизированных в единый каталог Всего в состав каталога вошло 265 единиц Приведено 154 иллюстрации (фото, репродукции)
Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы и выводы исстедования могут быть использованы
- в научной практике искусствоведов широкого профиля (теория и история изобразительного искусства, музыки, балета),
- в образовательном процессе при подготовке лекционных курсов по истории изобразительного искусства, а также в циклах, посвященных художественному образованию и музейному делу в России,
- при составлении экскурсионных циклов НИМ PAX, посвященных истории русской художественной школы, истории Музея АХ,
- в выставочной деятельности учреждений PAX, художественных, театральных, музыкальных музеев, в собирательской деятельности коллекционеров
Апробация исследования Результаты исследования изложены в статьях диссертанта 1998 - 2007 гг, в публикациях документов и произведений, впервые
введенных в научный оборот (объем публикаций по теме диссертации составляет 9,5 а л) Организован ряд выставок с участием произведений и документов Э О Визеля, составлены каталоги выставок, выпущены радиопередачи на радио Казани, сделаны выступления на 12 научных конференциях, в том числе «Петербургская Академия художеств и ее роль в формировании коллекций отечественных музеев» (Научная конференция стран Балтии и содружества (к 300-летию основания Санкт-Петербурга) ГРМ и НИМ PAX, 18-20 декабря 2001, СПб), Годовая научно-практическая конференция (ГМИИ РТ, 3 декабря 2003, Казань), Заседание кафедры истории западного искусства ФТИИ ИЖСА имени И Е Репина «Памяти М В Доброклонского» (24 апреля 2006, СПб), «XV Научные чтения История балета Источниковедческие изыскания» (Санкт-Петербургская консерватория им Н А Римского-Корсакова, 23 апреля 2006), Научно-практическая конференция «Николай Иванович Фешин и Казанская художественная школа» (Казанское художественное училище имени Н И Фешина, 1 декабря, 2006) Выступления на других конференциях см в списке публикаций
Диссертация обсуждалась на кафедре русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им И Е Репина
Структура диссертации Диссертация состоит из двух томов Первый том включает текст диссертации введение, три главы, заключение, перечень архивных материалов, библиография, состоящая из списков литературы на русском и иностранных языках, каталогов выставок с участием произведений Э О Визеля и др (всего 198 наименований), список принятых сокращений Второй том состоит из альбома иллюстраций и пяти приложений, куда входят 1 Летопись жизни и творчества ЭО Визеля (до 1917 года) 2 Каталог основных произведений Визеля (до 1917 года) 3 Документальные материалы и рукописные источники 4 Из публикаций о семье Визелей 5 Перечень музейных и архивных собраний, где хранятся произведения Визеля
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность исследования, раскрывается степень научной разработанности проблемы, определяются цель и задачи диссертации, ее методы, структура, формулируется теоретическая и практическая значимость результатов проведенной работы
В ГЛАВЕ 1 «Э О Визель в годы обучения в Академии художеств и за рубежом (середина 1880-х - середина 1890-х годов)» на основе системного и комплексного подхода анализируется период профессионального определения Э О Визеля как художника, его творческие поиски в контексте художественной ситуации того времени, влияние семейных традиций в его личностном развитии
В параграфе 1.1. «Семейные корни. Обучение Э.О.Визеля в Санкт-Петербургском университете и в Академии художеств (1885-1890)» приводятся сведения о семье Визелей, рассматривается ее роль в жизни Э О Визеля, раскрывается начальный этап его обучения
Первый из предков рода Визелей приехал в Россию в начале XIX века. Начиная со второй половины 1850-х годов, вся история ветви семьи Э О Визеля вплоть до 1970-х годов была связана с Петербургом, многие из ее членов стали художниками-профессионалами Ныне три поколения семьи живут в Казани
Эмиль Оскарович Визель относится к третьему российскому поколению Визелей Он родился 1(14) марта 1866 года в Петербурге в семье действительного статского советника О Б Визеля Семейные корни в его судьбе имели большое значение Они, как во многих российских немецких семьях, являлись стержнем в жизни следующих поколений
После окончания Н-ой классической гимназии Санкт-Петербурга (1885) Визель поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который окончил в 1889 году Еще обучаясь на первых курсах университета, Визель начал посещать вечерние классы школы Общества поощрения художеств В учебных работах этого времени чувствуется интерес художника к архитектуре
В мае 1888 года, будучи на последних курсах университета, Визель поступает на архитектурный факультет Академии художеств, но через год переводится на живописный факультет и окончательно определяет свое призвание в искусстве На основе архивных данных автор приходит к выводу о том, что в начале 1890 года вместе с получением диплома университета Визель вынужденно прекращает занятия в Академии Это исправляет существовавшую до сих пор неточность в публикациях о его поступлении в Академию после окончания университета
Конец 1880-х, когда Визель обучался в Академии, стал пиком назревших противоречий академической жизни Вместе с тем, тогда же в Академии преподавал П П Чистяков Прямых свидетельств того, что он был педагогом Визеля не найдено, но можно утверждать, что основы чистяковской системы, учившей думать, искать собственные пути творчества, изучались художником От периода обучения в Академии сохранились штудии обнаженных моделей, демонстрирующие крепкую руку, внимательное отношение художника к натуре.
В параграфе 1.2 «Обучение Э.О.Визеля за рубежом (1890-1894)» отмечается, что уже в начале 1890-х годов на волне формирования диаметрально противоположных академизму направлений, молодой художник отправляется за границу, полный устремлений познать новейшие пути европейского искусства
Поначалу около двух лет Визель учится в Мюнхенской Академии художеств в мастерской А Вагнера с характерной для нее техникой рисунка, базирующейся на четкости контура, деталировке изображаемого В исследовании отмечается, что
ранее у Вагнера учился Антон Ашбе Его художественная система пользовалась огромной популярностью на рубеже Х1Х-ХХ веков Автор выдвигает предположение о том, что выбор Визелем мастерской Вагнера был связан с желанием сопоставить системы обучения Петербургской и Мюнхенской Академий, что наглядно характеризует молодого художника Кроме того, обращение в студии Вагнера к народным типажам, знакомство с таким направлением, как бидермейер, демонстрирует внимание Визеля к особенностям национального искусства Художник серьезно изучает техники работы акварелью и карандашом, которые затем станут ведущими в его творчестве
Пребывание в Мюнхене, одном из самых значительных художественных центров Европы того времени, способствовало расширению кругозора Визеля Он посещал музеи, тесно общался с художниками А А Майковым, И И Ендогуровым Для Визеля такое общение было очень плодотворно, прежде всего, в выработке внутренних приоритетов в искусстве Весьма интересны письма Ендогурова к Ви-зелю, обнаруженные автором, где раскрывается краткий, но важный для обоих художников отрезок времени со II половины 1893 года до середины 1894 года
В данный период Визель и Ендогуров занимались в парижской студии Ф.Кормона, которая являлась одним из центров зарождения импрессионистического метода В ней учились Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Бернар, Анкетен, из русских художников - В Э Борисов-Мусатов, В И Альбицкий, Н К Рерих, Д Д Бурлюк и др Эта студия сыграла большую роль в развитии мировоззрения Визеля В ней художник на практике получил азы импрессионизма и открыл для себя новые графические приемы, ставшие основой выработанной им техники пленэрного рисунка
Результатом его пребывания за границей явилось первое признание творчества художника - портретный этюд И И Ендогурова (1893-1894) кисти Визеля был экспонирован в Парижском Салоне Таким образом, наряду с другими русскими мастерами Визель и Ендогуров становятся одними из проводников новых европейских течений в России В Европе он открыл для себя мировую сокровищницу искусства, что способствовало его глубокому изучению истории искусства и послужило основой его длительной музейной деятельности
В ГЛАВЕ 2. «Начальный период деятельности Э.О.Визеля в музее Академии художеств. Дальнейшее становление творчества художника. 1894 -1907» освещается первый период деятельности Э О Визеля Даются обзоры общей художественной обстановки России и ситуации в Академии художеств того времени, истории деятельности хранителей МАХ от его основания до 1894 года
В параграфе 2.1. «Академия художеств в период реформы 1894 года» рассматривается значение реформы 1894 года в жизни Академии
Передвижническая реформа 1894 года « стала поворотным пунктом в развитии и Академии и национальной художественной школы»4 Реформаторы главной целью ставили ее возрождение как былого художественного центра Академия стремилась создать единое художественное пространство страны, где благодаря высшей школе существовала бы связь от низшего образовательного звена до воспитания культуры восприятия искусства у зрителя По новому уставу Академия разделялась на две структуры художественно-административный центр, которым стало Собрание Академии, и учебное заведение, получившее название Высшего художественного училища (ВХУ) Так, в результате реформы сам образовательный процесс обретал большую самостоятельность
В функции Собрания Академии входило курирование проблем общего развития художественной жизни страны Российские конкурсы рисунков, организация Педагогических курсов, подготовка выставок, руководство художественными школами и музеями страны, охрана памятников старины, поддержка публикаций трудов по истории искусства - вот важнейшие действия Академии того времени
В параграфе 2 2. «Музей Академии художеств и его штатные хранители. 1758-1894» указывается, что связь данного исследования с сугубо внутренней жизнью академического музея, где Визель проработал более 30 лет, обуславливает необходимость сделать экскурс в историю музея Академии с акцентом на деятельность музейных хранителей
Само возникновение музея было связано с потребностью в наглядных пособиях для учеников Начало коллекции было положено И И Шуваловым (1758), в дальнейшем ее пополнение шло за счет меценатства высочайших особ и почитателей искусства, а также поступления учебных работ, программных и пенсионерских произведений выпускников Фактически экспонаты имели значение эталонных ориентиров, их музейное значение поначалу упускалось из виду Музей долго не был самостоятельно выделен, хотя его существование было официально предусмотрено, что следует из архивных документов конца 1750-х годов о приобретениях и оценках произведений для музея АХ (РГИА, Ф 789, оп 15, 16) Коллекции размещались в классах, надзор за ними осуществлял библиотекарь Академии
Одним из первых штатных библиотекарей был К И Головачевский (с 1765 года) - казначей и инспектор Воспитательного училища Академии Он составил опись всех хранимых «неподвижных вещей» (1773), по сути, первый документ ценного собрания книг и произведений Его помощником был гравер С.Ф Беляев
Академические граверы внесли большую лепту в деятельность музея Как правило, они чаще других назначались библиотекарями в конце XVIII -1 половине
4 Молева Н М , Белютин Э М Русская художественная школа II половины XIX - начала XX в - М Иск>сство, 1967 С 181
XIX вв, поскольку фонд граверного класса, часть которого периодически поступала в библиотеку, находился в ведении его преподавателей (И С Клаубер, С Ф Иванов, H И Уткин) В 1842 году был выпущен первый печатный указатель произведений АХ В президентство А H Оленина, проводившего реорганизацию музея, библиотекарем стал академик гравюры А Г.Ухтомский (1817) Он впервые составил каталог «всем вещам, находящимся в ведении библиотекаря» (1818)
В связи с перестройкой помещений Академии (1861-1865) для музея были выделены две кольцевые анфилады залов К этому времени в музее образовалось несколько ценнейших коллекций картины, гипсовые слепки, скульптура, Мюнц-кабинет, Рюсткамера, иконы, собрания архитектурных моделей, рисунков и проектов Автор приходит к выводу о том, что именно в результате этого с середины XIX в стала очевидной необходимость четкого обособления собрания музея В конце 1860-х годов библиотека и музей полностью отделяются друг от друга
С 1864 года хранителем музея становится И И Спитц, затем с 1887 года -архитектор Ф А Клагес В 1892 году, за два года до прихода Визеля в музей, на должность хранителя был назначен художник-акварелист А П Соколов
В 1870-е годы, после окончательного выделения музея, было составлено несколько ценных каталогов отделов коллекции Подчеркивается, что в это время появляются серьезные исследователи коллекции музея (А Сомов, Г Трей, Д Прозоровский и др ) Наиболее значимым научным событием стала публикация каталогов русской и иностранной живописи А И Сомова (1872, 1874), сыгравшего значительную роль в научном развитии Академии и ее музея
Итак, на пороге принципиальных перемен реформы 1894 года музей имел одно из богатейших отечественных собраний художественных ценностей К этому моменту он стал документально и территориально совершенно обособленной структурой Академии Был налажен первичный контроль сохранности и движения экспонатов, деятельность музея обрела полноценный научный характер Однако, несмотря на то, что на должность хранителя назначались известные в Академии художники, они чаще всего играли роль исполнителей поручений Совета АХ и не входили в число организаторов крупных мероприятий с участием музея
В параграфе 2.3. «Э.О.Визель - помощник хранителя музея Академии художеств. 1894-1907» анализируется роль Визеля в развитии МАХ в начальный период его службы в музее, раскрывается его деятельность за пределами музея
В 1894 году Эмиль Визель возвратился в Петербург и поступил на службу в МАХ в должности помощника хранителя А П Соколова В условиях больших перемен в Академии того времени, коснувшихся всех ее структур, было важно привлечь свежие силы, способные воспринять и осуществлять грандиозные изменения в деятельности художественного центра страны Визель относился к числу таких
прогрессивных, энергичных, эрудированных деятелей Показательно, что позже, в 1905 году, он открыто выразил свои позиции, поставив подпись под «Резолюцией художников», подписанной многими известными художниками
Отдельной яркой страницей деятельности Академии, а в связи с этим и ее музея, стало единое руководство художественными учебными заведениями всей страны Для Академии было важно укрепить свои позиции в провинции России на фоне множества возникших на рубеже XIX - XX веков художественных учебных заведений, частных студий Одним из главных направлений этой широкомасштабной деятельности Академии художеств стала рассылка произведений искусства из ее фондов в местные школы и музеи. Соколов и Визель принимали активное участие в этом процессе Масса архивных материалов свидетельствует о значительных передачах через МАХ Позже, в музеях страны сформировались обширные собрания из поступивших от Академии произведений Автор детально раскрывает эту тему на примере поступлений в Казанскую художественную школу, поскольку процесс формирования музея при ней можно считать типичным
Другим направлением работы музея было участие в организации выставок в Академии и в городах России Академия всячески содействовала этому процессу, стремясь сохранить прерогативу одного из главных выставочных центров страны В исследовании рассматривается участие хранителей музея в качестве организаторов и экспонентов выставки в Нижнем Новгороде (1896)
С середины 1890-х активной стала деятельность Академии в организации русских художественных отделов на зарубежных выставках Хранители музея, которые до тех пор мало привлекались к подготовке таких проектов, начинают принимать в них активное участие Подчеркивается, что уже в 1896 году Визелю была поручена подготовка русского отдела на Берлинской международной выставке, в связи с чем он занимался доставкой и размещением около 100 произведений. Затем Визель выполнял обязанности помощника заведующего Русским художественным отделом на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Представление о деятельности Эмиля Оскаровича дает его обширная деловая переписка. Среди адресатов И И.Толстой, М К Бильбасов, И Я Гинцбург, Л.О Пастернак, Ф А Малявин, А К Беггров, М Я Виллие, Я С.Зильберштейн, зарубежные деятели. За участие в организации выставки в Париже Визель был награжден орденом Почетного Легиона Из разрозненных документов следует, что он имел отношение к подготовке выставок в Лондоне, Берне, Венеции (1901), Берлине (1906)
Значительным событием в жизни музея стало участие в открытии Русского музея (1898) Его формирование шло за счет поступлений, в первую очередь, из коллекции МАХ, и из других собраний Петербурга Процесс отбора произведений осуществляла комиссия от Совета АХ. Хранителям МАХ была поручена организация передачи произведений в Русский музей.
Близким другом и соратником Визеля был известный финский художник Альберт Эдельфельт (1854-1905), письма которого наиболее полно представлены в архиве Эмиля Оскаровича В них Эдельфельт обращается к Визелю как к музейному деятелю, к искусствоведу, советуется по выставочным, творческим проблемам Ценность этого материала безусловна в нем ярко раскрывается многогранная деятельность Визеля, его весомый авторитет среди художественных представителей разных стран Одновременно с этим сам Эдельфельт предстает как лидер финских художников, способствовавший популяризации финского искусства за рубежом В начале 1900-х Эдельфельтом был написан портрет Визеля, впоследствии неоднократно экспонируемый на выставках
Таким образом, с начала службы в музее, Визель активно участвует в основных областях деятельности музея, особенно в его внешних контактах Сам музей в такой переломный период в жизни Академии становится центром выставочной деятельности Академии и жизни художественных музеев в стране Во многом это происходило благодаря энергичной деятельности хранителей музея
В параграфе 2.4. «Творчество и события личной жизни Э О.Визеля. 18941907» исследуется процесс дальнейшего творческого становления Визеля, протекавшего одновременно с музейной деятельностью, раскрываются дружеские и родственные связи, значение атмосферы семейного очага в его творчестве
Деятельность Визеля в музее Академии не мешала его плодотворному развитию как крепкого мастера живописи и графики На основе аналитического обзора художественной ситуации России того времени указывается, что в силу обязательного профессионального общения Визеля с представителями различных направлений, перед ним наглядно проходила сложная хроника художественных событий Отмечается, что на почве разносторонней деятельности в его натуре сочетались два взгляда на искусство исторический и художнический
После Парижских Салонов Визель активно участвует в качестве экспонента на выставках, организуемых и в России, и за рубежом Он являлся одним из учредителей общества сибирских передвижных выставок (1903) Неоднократно художник принимал участие в Открытых письмах общины святой Евгении, которые пользовались широкой популярностью в обществе При этом, осмысляя новые художественные тенденции, пытаясь найти синтез традиционного и нового, Визель практически всегда оставался на положении внепартийного художника
О большинстве произведений-участников первых выставок в творческой деятельности Визеля известно очень мало Подчеркивается, что творческий портрет Визеля раскрывается в полной мере, начиная с 1900-х годов В развитии творчества художника можно проследить две основные жанровые линии портретный и пейзажный жанры Причем если в портрете художник опирается в основном на традиционные приемы, то в пейзаже его манера более свободна, большинство ра-
бот написано на пленэре Здесь сказывалось то, что портретному мастерству он обучался у представителей традиционной школы, у мастеров-акварелистов. В то же время приобретенные им знания о новейших течениях нашли воплощение в пейзажном творчестве В пейзажах художник, следуя изученным в студии Кормо-на законам движения и распределения света и тени, старается создать особую пространственную среду («Озеро в Швейцарии» (1901), «Париж Бульвар»)
Со временем приоритеты выставочной жизни художника становятся более ясными Под руководством А П Соколова Визель совершенствует технику акварельного портрета, освоенную в Мюнхене Художник активно экспонируется на выставках Общества русских акварелистов (1895, 1900-1903), представляя портреты членов царской фамилии, где использована сложнейшая точечная техника
Примером единственного известного репрезентативного живописного портрета начального периода творчества Визеля является портрет балерины Марии Мариусовны Петипа, демонстрирующий крепкую академическую школу На основе изученных автором писем М М Петипа к Визелю установлена точная дата исполнения портрета - 1905 год
Характерной особенностью его незаказного портрета становится бережно сохраненная мастером интимность этого жанра, свойственная живописи XVIII века и постепенно уходящая в конце XIX — начале XX вв В определенной степени так выражалось творческое кредо художника, его «программная» установка. Приоритеты смысловой сюжетики его произведений довольны ясны. Для Визеля было главным передать на холсте и бумаге мир домашнего очага, поскольку эта среда была стержнем в его жизни и творчестве Среди портретов детей, отца, близких друзей нетрудно выделить главные приоритеты — разнообразные портреты жены, художницы Александры Эчильевны Визель-Штраусс, выполненных в разной манере Один из ранних портретов жены (начало 1900-х) — большой живописный портрет в стиле модерн (собрание ГМИИ РТ) С годами художник стремится к большей психологической характеристике ее образов, акцентом становится внутренний мир близкого человека.
Визель часто делал изображения близких и друзей в интерьере Включение интерьерного или пейзажного элемента в портретный жанр было характерно для искусства той поры Благодаря такой синтетичности портрет, по сути, довольно статичный жанр, получал возможность более широкой передачи разных характеристик изображения В особом внимании Визеля к интерьеру сказывалось изучение старой немецкой школы живописи, в частности бидермейра
Одной из особенностей творчества Визеля является постоянное обращение мастера к натурным постановкам Натурные работы, выполненные им у Коларосси и Кормона в начале 1900-х, свидетельствуют о неослабевающем интересе художника к развитию европейских течений
Получив профессиональную подготовку у столь разных мастеров искусства, как П Чистяков, А Вагнер, Ф Кормон, А Соколов, усвоив уроки творчества в ближайшем художественном окружении, куда входили И Ендогуров, Альберт Бенуа, А Эдельфельт, И Гинцбург, П Трубецкой, художник, базируясь на крепкой профессиональной школе, демонстрирует разнообразие творческих подходов
В ГЛАВЕ 3. «Э О.Визель - хранитель музея Академии художеств Творчество художника в этот период. 1907 - 1916» на основе комплексного подхода, в контексте эволюции развития Академии художеств и художественной жизни России освещается второй период деятельности Э О Визеля, ставший законченным этапом его профессионального формирования
В параграфе 3.1. «Обстановка в Академии художеств» дается обзор исторически сложившейся ситуации в Академии художеств середины 1900-х годов, результатом которой явилась реформа 1907 года
Как свидетельствуют исторические издания о жизни Академии, в середине 1900-х обстановка в ней оказывается противоречивой в результате различия позиций педагогов, отсутствия единого метода обучения С этим был связан уход из Академии А И Куинджи (1897) и И Е Репина (1907) Так, формально 1907 год стал датой завершения периода передвижнической Академии Стала очевидной необходимость новой реформы образовательного процесса, где приоритетной становилась поддержка принципа индивидуальных мастерских В Академию приходит новая смена педагогов - Д Н Кардовский, Я Ф.Ционглинский, Н А Бруни, В Е Савинский, Н Н Дубовской, бывших выучеников Чистякова и Репина, видевших преподавание как целостную систему и активный творческий процесс и сумевших объединить усилия по выработке направлений нового метода обучения
Во многом от того, как происходило становление метода обучения в Академии, выстраивался процесс образования в провинции, где одним из главных связующих звеньев выступал музей Академии
В параграфе 3.2. «Э.О.Визель - хранитель музея Академии художеств. 1907-1916» анализируется этап расцвета профессиональной музейной деятельности Визеля, рассматривается его роль в коренном изменении направления работы академического музея, многогранная деятельность Визеля в России и за рубежом
Как видно, важные вехи жизни Визеля совпадали с началом новых периодов истории АХ В переломное для Академии время, в тот же 1907 год он становится хранителем, то есть фактически руководителем МАХ
Автор подчеркивает, что в своей широкомасштабной деятельности Визель с первых шагов руководства уделял основное внимание внутреннему устройству музея В связи с открытием Русского музея, ставшего одним из главных собраний отечественного искусства, функции которого ранее выполнял МАХ, менялся сам
облик академического музея, возникла потребность корректировки старых принципов экспонирования в музее, выделения особых экспозиционных зон, образования новых музейных отделов Визель последовательно разрабатывал программу реорганизации МАХ и, вместе с помощником С К Исаковым занимался обновлением, четким выделением отделов иностранной и русской школ, отдела скульптуры, музея античных слепков, архитектурного собрания
Особенное внимание на протяжении всей своей хранительской деятельности Визель уделял отделу русской художественной школы, и впоследствии опыт его многолетней работы был учтен в советское время, когда Визеля пригласили на должность заведующего музейным отделом истории русской школы (1926) Главные акценты в строительстве музейной экспозиции ставились им на истории Академии и достижениях академической образовательной системы Визель стремился придать облику музея логически ясную, строгую направленность Однако, ратуя за историчность экспозиции, он не забывал о ее учебном и воспитательном назначении Во многом его новаторские предложения предопределяли появление научно обоснованных экспозиций в провинциальных музеях, находившихся в ведении Академии и ее музея На основе обнаруженных документов в исследовании рассматривается практическое осуществление Визелем своей концепции Так, его предложения нашли воплощение в осуществлении идеи создания «Музея старой Академии» в 1910 году
Эмиль Оскарович также заботился о размещении недавно поступивших коллекций В частности, он занимался организацией галереи для коллекции В Э Краузольда, переданной в дар Академии ее владельцами, составил каталог этого собрания (издан в 1908 году) В 1916 году Визель активно осуществлял реорганизацию Кушелевской галереи Тем самым, Визель старался обогатить музей, придать ему вид собрания, не менее ценного, чем до передач в Русский музей Все эти и другие факты деятельности Визеля подробно раскрываются в диссертации
Увлеченно благоустраивая музей, Эмиль Оскарович не менее активно участвовал во внешней международной деятельности Академии Учитывая раннюю успешную деятельность Визеля в этом направлении, его ежегодно назначали на более ответственные посты по организации русских художественных отделов на крупных международных выставках и конгрессах искусств 1900-х - 1910-х годов Автором исследования приводится обширный документальный материал и дается детальный анализ этой масштабной деятельности Визеля Он выступал как комиссар Русского художественного отдела Международной выставки (Мюнхен, 1909), хранитель МАХ на международном конгрессе искусств и истории (Брюссель, 1910), помощник Генерального комиссара Русского отдела на Всемирной выставке (Рим, 1911), занимался совместно с Ф Г Беренштамом подготовкой Русского отдела юбилейной выставки в Бреслау (1913). Известно, что Визель участво-
вал в подготовке выставок в Венеции, Берлине (1910), Турине (1913) Ценны факты его переписки с Д И Толстым, В А Серовым, Ф Г Беренштамом, М В Нестеровым, М В Добужинским и др За большой вклад и организацию Ви-зель был награжден высокими наградами правительств европейских государств
Кроме этой деятельности Визель как музейный хранитель курировал организацию выставок, проходящих в МАХ, академических весенних выставок Он неоднократно принимал участие в устройстве крупных российских выставок Одним из таких показов была выставка «Ломоносов и Елизаветинское время» (1912) (организатор Н Н Врангель), где учитывался опыт Визеля, выступавшего с идеей исторической канвы экспозиции, очень близкой к концепции выставки Врангеля
Одним из главных направлений работы Визеля после его вступления в должность руководителя МАХ оставалось курирование провинциальных музеев В 1900-1910-е годы отправка пожертвованных от Академии произведений стала еще более интенсивной Однако в ней были свои издержки и упущения, на которых Визель неоднократно старался заострить внимание Совета и Президента Академии Он настойчиво выдвигал вопрос постоянного участия представителей музея в формировании состава пожертвований в музеи провинции, а также вопрос о качестве приобретаемых Академией произведений, как для музея Академии, так и для отправки в провинцию Последняя проблема широко рассматривалась такими известными деятелями начала XX в , как А Бенуа, Н Врангель, А Ростиславов, И Лазаревский Как видно, Визель прекрасно понимал огромное значение музея во взаимосвязи путей развития русского искусства с судьбой высшей художественной школы, на основе чего происходило осмысление истории и современного состояния искусства учащимися Академии и провинциальных школ
Помимо этого, МАХ контролировал и внутреннюю деятельность провинциальных музеев, координируя их работу по строительству экспозиций и по сохранности произведений Как пример этой стороны деятельности музея автор рассматривает совершенную Визелем поездку для проверки состояния дел в Тульском, Харьковском, Одесском, Киевском, Вильнюсском и Псковском музеях (1913)
В 1912 году Визель был делегирован как представитель музея в Москву на Предварительный съезд по устройству I Всероссийского съезда деятелей музеев Этот съезд стал важным историческим событием в развитии музейного дела в России, по сути, впервые объединив усилия ведущих музейных деятелей страны
Одним из главных направлений дальнейшей деятельности музея Визель считал каталогизацию музейного собрания Уже в начале своей руководящей деятельности Эмиль Оскарович начал исследовательскую работу в архивах Собранные Визелем и Исаковым материалы легли в основу двух хорошо известных каталогов МАХ по русской живописи и русской скульптуре (1915), главным автором которых стал С.К Исаков В исследуемый период они стали первыми полными на-
умными каталогами с учетом всех существенных изменений в собрании музея, начиная с 1880-х годов Кроме того, поскольку в советское время коллекции эвакуировались, передавались в другие музеи, эти труды стали важными свидетечьства-ми состава русской коллекции на пороге 1917 года
Из исследования следует, что Визель больше проявлял себя в практике музейной работы, нежели чем в теоретических трудах Между тем, в автобиографии он указывал, что написал «несколько статей по искусству для издания Е АБСетап в Лейпциге и в словаре Брокгауз и Ефрон»
Таким образом, масштабная деятельность Визеля, его профессиональный авторитет меняли бытовавшее ранее в Академии отношение к хранителю, как к академическому служащему, несущему лишь материальную ответственность за коллекции музея Важной оценкой заслуг Визеля стало избрание его действительным членом Академии художеств в 1914 году Получение этого звания явилось признанием Визеля как крупного деятеля в области музейного дела В практике получения такого звания это было редкостью, большинство действительных членов АХ имели его, прежде всего, за художественные заслуги
В параграфе 33 «Творчество Э.О.Визеля. 1907-1916» рассматривается творческая эволюция мастера данного этапа, протекавшая, как и в предыдущий период, в синтезе с музейной деятельностью Визеля
Художественные тенденции конца 1900-1910-х годов развивались по пути многосложного движения, идущего одновременно в нескольких параллелях единой спирали Раскрывая основные направления развития художественной жизни России того времени, автор констатирует, что творчество Визеля продолжало развиваться в русле воспринятых им традиций, но он обращался и к другим направлениям, в первую очередь, к импрессионистическому В силу своей разносторонней деятельности Визель интересовался изменениями в русском искусстве, в том числе и авангардными экспериментами с формой, пришедшими в искусство 1910-х. Однако Визелю-художнику было ближе постижение природы формы на основе реалистического изучения натуры
Именно из-за большой занятости в музее Эмиль Оскарович больше выступает на выставках в качестве организатора и консультанта крупных экспозиций, нежели чем их экспонент Между тем показательно, что он участвовал на выставках объединений, сыгравших важную роль в стилевой эволюции отечественной живописи (НОХ, 1910, МТХ, 1911, Весенние академические выставки)
В это время Визелем было написано много пейзажей по впечатлениям от поездок за границей Среди них выделяются серии этюдов с видами Венеции и Флоренции (1909, 1913) В них, особенно в серии венецианских каналов, он выступает как мастер «пейзажа настроения», которому не были чужды поиски импрессионизма На основе изучения специальных литературных источников, автор
отмечает, что тяготение к импрессионизму было характерно для большинства пейзажистов того времени В исследовании раскрывается влияние творчества близкого Визелю круга импрессионистов, куда входили К К Первухин, И Э Браз, И Я Гинцбург, JIО Пастернак, на стилевую направленность художника Кроме того, в творчестве Визеля присутствует тема труда, жанровые сцены, свидетельствуя о его интересе к любым проявлениям жизни («На мостках», «На выгоне», 1900-е)
Как и прежде, Визель много работал в жанре портрета, оставаясь верным традиционным приемам в его решении Его заказные портреты можно отнести к разряду «вневременных» портретов с обязательным внешним сходством и высокой техничностью исполнения Крупными живописными полотнами мастера являются портрет Н А Римского-Корсакова, написанный для Петербургской консерватории в 1908 - 1909 годах, и портрет графа В Н Коковцева (собрание ГЭ). Автором приводится анализ портретов, уточняются их датировки Отмечается, что портрет Коковцева является одним из лучших репрезентативных портретов Визеля, где он выступает как сложившийся мастер портретной живописи
Указывается, что одной из характерных тенденций художественной жизни России начала XX века стало постоянное и заметно возросшее участие на выставках карандашных и акварельных портретов Визель также продолжал много работать в технике акварели Особое внимание привлекают два раритета, виртуозно исполненные художником легким точечным мазком Это парные акварельные портреты последних президентов Академии художеств - Великого князя Владимира Александровича и Великой княгини Марии Павловны (1910-е) (собрание НБА PAX) Существуют эскизные портреты Великой княгини, выполненные художником с натуры в стенах Академии, а также акварельный портрет Николая II
Кроме того, Эмиль Оскарович продолжал работать уже привычными графическими средствами, создавая рисунки карандашом Их тематика подчинена деятельности Визеля в музее, на заседаниях Собрания АХ, в других художественных кругах, часто в них отражены многие события Петербурга Целая серия набросков посвящена изображению художественных деятелей на заседаниях Академии Среди них И Е Репин, Д Н Кардовский, М П Боткин, В А Щуко, Д И.Толстой, Я Ф Ционглинский, В А Беклемишев, П Ю Сюзор, А Н Бенуа, Я И Савич, (собрания ОР РНБ, ГРМ, НИМ PAX) В таких сериях Визель не ставил задачу репортаж-ного отражения Главным было желание проанализировать форму карандашом, моментально выразить на листе впечатление от увиденного Поэтому изображения лиц, фигур даны крупной штриховкой, в результате чего возникает ощущение размытости композиции, сама форма воспринимается изменчивой и подвижной
В исследовании отмечается, что на волне возросшего внимания к искусству графики в России отношение Визеля к карандашной технике постепенно меняется Если на раннем этапе он относился к рисунку, как к подготовительному материа-
лу, то со временем художник придает ему вид самостоятельного произведения, где нарочитая незавершенность сочетается с самодостаточностью изначально задуманной художником формы Более всего это проявилось в портретном жанре, занимающем в его графике 1910-х годов одно из главных мест В портретах мастер демонстрирует верное внешнее сходство и яркую индивидуальность Таковы портреты художников И С Остроухова, Э К Липгарта, К К Первухина В наследии мастера немало портретов музыкантов (портреты И А Вышнеградского, Н Н Черепнина и др ) Внутренняя музыкальность Визеля во многом объясняла его пристрастие к импрессионизму, близкого музыкальному выражению, настрою.
Итак, графика карандашом занимает все большее место в творчестве Визеля Параллельно художник серьезно изучал проблемы совмещения научного и художественного подходов в области восприятия зрением человека произведений искусства, что нашло выражение в его научном труде в конце 1920-х - 1930-е годы
Заключение. Жизненный и творческий путь Визеля в конце XIX - начале XX в анализируется в исследовании на основе множества найденных по крупицам фактов и художественных произведений. Из параллельных обзоров музейной и творческой деятельности Визеля следует, что в этот период он стал одним из видных деятелей культуры и полностью сформировался как профессионал
Э О Визель, сродни многим известным личностям своего времени (А Н Бенуа, И Э Грабарь, А Г Габричевский, М В Доброклонский), чувствовал себя глубоко причастным к искусству и как музейный деятель, и как творец-художник Такое соединение являлось характерным для того времени «Стоять во главе музея в XX веке было для художника естественно»5. В связи с этим результаты исследования могут стать значимыми как для обогащения истории отечественного искусства, так и для музееведения. Важно отметить, что роль музейных деятелей в развитии российского искусствоведения неизмеримо велика Значительный потенциал искусствоведческой мысли заложен именно в художественных музеях, где плодотворно трудятся искусствоведы-профессионалы Начало этому было положено в деятельности музейных специалистов художественной культуры предыдущих столетий, среди которых видное место занимает фигура Визеля
Рассматривая деятельность МАХ за время руководства им Визеля, автор приходит к выводу о том, что основной заслугой Визеля явилась коренная реорганизация музея в начале XX века Это нашло отражение в первую очередь в реализованной им логически обоснованной концепции экспозиции музея с расстановкой акцентов на достижениях академической образовательной системы В преддверии
5 Художник Сергей Лобанов Вступительное слово/ Альбом-каталог Авторский коллектив Под научной редакцией Н Семеновой, Т Левиной - М Триумф, 2006 С 9
событий 1917 года сложился целостный завершенный вид музейной экспозиции, ее главные принципы остаются актуальными и в наше время
Реформирование МАХ назрело в результате сложившейся ситуации как внутри музея, так и в развитии музейного дела в целом С появлением в конце XIX в Третьяковской галереи и Русского музея, МАХ проходит в своем развитии серьезную эволюцию от первого и долгое время единственного публичного художественного собрания в стране до узкого по специализации музея Вместе с тем он стал выполнять функции центрального музея, курирующего местные собрания Происходило это благодаря политике АХ и деятельному участию хранителей МАХ
Занимаясь подготовкой русских отделов на международных выставках, участвуя в музейных конгрессах, курируя провинциальные собрания, Визель становился значимой художественной фигурой времени, в результате чего возрастал авторитет музейных хранителей в целом
В исследовании подробно рассматривается и анализируется эволюция творческого пути мастера в период конца XIX - начала XX века Визель на практике изучил различные подходы в понимании формы (наиболее актуальная проблема для искусства рубежа Х1Х-ХХ веков) - от традиционных академических решений до передовых новшеств импрессионистов Наряду с другими художниками, он стал одним из проводников новых европейских течений в России, что нашло выражение, прежде всего, в его графике, особенно в карандашных рисунках
Эмиль Оскарович имел репутацию профессионального мастера портрета, владевшего крепким рисунком, в совершенстве освоившего технику точечного акварельного портрета Кроме того, он внимательно изучал природу, в пейзажном жанре явственно прослеживаются импрессионистические тенденции, воспринятые художником во время обучения за рубежом Особого внимания заслуживает его карандашное творчество, где мастер увлеченно разрабатывал светотеневые эффекты с минимальным использованием четких контурных линий Значение Визеля как видного художника Петербурга подтверждалось его активным участием в качестве экспонента различных выставок Ретроспектива его творчества в запах Академии художеств, развернутая к столетнему юбилею со дня рождения (1966), в полной мере продемонстрировала достойный художественный уровень мастера Очередное признание творчества Визеля, как главы династии Визелей, состоялось на выставке династии в музее изобразительных искусств Казани (1998)
Большое творческое наследие Визеля позволяет через поколения протянуть нить культурной преемственности, передать основы сложившейся на протяжении веков русской академической школы живописи, рисунка и акварельной техники Думается, что намеченное диссертантом в перспективе изучение советского периода музейной и художественной деятельности Э О Визеля сможет наиболее наглядно продемонстрировать этот важнейший аспект развития культуры России
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1 Лобашева И Ф. Ведущая роль Академии художеств и ее музея в становлении единой художественной образовательной системы России в период действия реформы 1894 года // Известия Российского государственного педагогического университета им. А И Герцена. № 15 (39): Аспирантские тетради- Научный журнал. - СПб , 2007. С. 318-325 (0,5 а. л.).
2 Художественная династия Визелей Каталог выставки ГМИИ РТ, Казань / Авт -сост Г А Рамазанова, И Ф Лобашева, А И Новицкий Авт вступ ст АО Визель, Г А Могильникова. - Казань ГМИИ РТ, 1998 -56 с С 11-23,50-52 (0,7 а. л)
3 Лобашева И Ф Художественная коллекция династии Визелей // Музей в системе ценностей евразийской культуры / Материалы Всероссийской научно-практической конференции в ГОМ РТ Тезисы докладов - Казань: «Школа», 2000 С 135-138 (0,2 ал) Этот материал также опубликован на сайте Национального музея РТ [Электронный ресурс] портал «Музеи Татарстана» - Режим доступа http //www tatar museum ru/mat/conf htm
4 Лобашева ИФ Эмиль Оскарович Визель (1866 - 1943) // Конференция НИМ PAX, посвященная итогам научной работы за 2000 год / НИМ PAX Тезисы докладов - СПб НИМ PAX , 2000 С 42-45 (0,1 а л )
5 Неизвестный Софроницкий (из собрания дома Визелей) К столетию со дня рождения В В Софроницкого Каталог выставки Мемориальный музей А Н Скрябина / Авт-сост Лобашева ИФ, Визель АО Авт вступ ст Лобашева ИФ, Визель А О , Студенцова И А - М ГММ А.Н Скрябина, 2001. - 32 с (0,5 а. л)
6 Лобашева И Ф Образ В В Софроницкого в произведениях художественной династии Визелей // Поэт фортепиано К 100-летию со дня рождения В В Софроницкого Сборник материалов / Мемориальный музей А Н Скрябина -М «ТИССО», 2003 С 129-148 (0,8 а л )
7 Лобашева И Ф Художественная династия Визелей История одной семьи // Казанский посад в прошлом и настоящем Сборник статей и сообщений науч -практ конф / Префектура г Казани «Казанский посад» - Казань «Мастер Л айн», 2002 С 171-178 (0,3 а л)
8 Дары Императорской Академии художеств Казанской художественной школе Каталог выставки, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. ГМИИ РТ / Сост и авт вступ ст И Ф Лобашева. - Казань «Казань», 2003 -48 с (1,1 ал)
9 Лобашева И Ф Образцы мастерства. Дары Императорской Академии художеств Казанской художественной школе//Казань, 2003, № 5-6 С 151-168 (0,2 а. л)
10 Лобашева ИФ Художественная династия Визелей // Казань, 2003, № 5-6 С 190-216 (2,0а л)
11 Лобашева И Ф Портрет Марии Мариусовны Петипа кисти Э О Визеля //
Вестник АРБ имени А Я Вагановой. Учебно-методическое объединение по образованию в области профессионального хореографического образования / Науч ред Л П Савицкая - СПб, 2006 №15 С 130-138 (0,4 а л)
12 Лобашева ИФ Э О Визель - видный музейный деятель и художник рубежа XIX - XX веков // Материалы Лихачевских чтений / НМ РТ (5-7 апреля, 2006) -Казань «Школа», 2007 С 126-132 (0,3 а л )
13 Лобашева ИФ О генеалогическом древе художественной династии Визелей // Материалы Лихачевских чтений / НМ РТ (5-7 апреля, 2006) - Казань «Школа», 2007 С 133-139 (0,3 а. л)
14 Лобашева И Ф Э О Визель (1866-1943) и его роль в деятельности Музея Академии художеств Произведения Визеля в собрании ГМИИ РТ // Художественные музеи России Сборник статей ГРМ СПб, 2007 (0,5 а л ) (в печати)
15 Лобашева И Ф Э О Визель (1866-1943) как представитель России на европейских международных выставках и конгрессах искусств конца XIX - начала XX веков // Фешин и мировая художественная культура XX века. Мат международной науч конф / ГМИИ РТ (21-25 ноября 2006 года) - Казань, 2007 С (0,6 а л ) (в печати)
16 Лобашева И Ф Активизация деятельности Академии художеств как государственного центра художественной образовательной системы России в период действия реформы 1894 года Значение Музея Академии и его хранителей в этом процессе // Академическое художественное образование традиции и современность Мат международной науч конф / ИЖСА имени И Е Репина РАХ (23-26 апреля 2007 года) - СПб , 2007 (0,5 а л ) (в печати)
17. Лобашева И Ф Визели // Казанские коллекционеры Сборник статей / НМ РТ -Казань, 2007. С (в печати) (0,5 ал)
Подписано в печать 14 11 07
Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии Издательства Казанского государственного университета им В И Ульянова-Ленина Тираж 150 экз Заказ 37/11
420008, ул Профессора Нужина, 1/37 тел 231-53-59,292-65-60