автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Мартазанова, Ханифа Магамедовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магас
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина"

На правах рукописи

Мартазанова Ханифа Магамедовиа

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ИСТОРИИ В ПРОЗЕ ИДРИСА БАЗОРКИНА

Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (Литература народов Северного Кавказа)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

НАЛЬЧИК-2005

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета.

Научный руководитель: кандидат филологических наук,профессор

Дахкнльгов Ибрагим Абдурахманович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Хашхожева Раиса Халифовна

Защита состоится " 20 " декабря 2005 года в 10.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д.212.076.04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

Автореферат разослан " ноября 2005 г.

кандидат филологических наук Дзыба Айшат Хамидовна

Ведущая организация:

Карачаево-Черкесский государственный университет

Ученый секретарь диссертационного совета

А.Р. Борова

ШI-4 гч&пь?-

ЗО&З ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема художественной концепции человека и истории в национальных литературах остается одной из самых сложных и ответственных в современном литературоведении. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в нем впервые предпринята попытка системного анализа проблемы человека и истории в прозе ингушского писателя Идриса Базоркина.

До настоящего времени при изучении творчества И.Базоркина основной акцент делался на анализ одного-двух произведений. Как * правило, большее внимание уделялось роману "Из тьмы веков", кото-

рый рассматривался наряду с произведениями северокавказских писателей, творивших в жанре исторического, историко-революционного романа: "Новый талисман" Б. Гуртуева, "Горные орлы" Ж. Залихано-ва, "Вершины не спят" А. Кешокова, "Шамбуль" Т.Керашева, "Голос в горах" Д. Кубанова, "Мюрид революции" М. Мамакаева, "Род Шоге-моковых" X. Теунова, "Заря над Тереком" А. Шомахова, "Горцы" А. Шортанова, и др.

На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, связанные с жанровыми и стилистическими особенностями прозы И. Базоркина. Необходимость решения этих и ряда других важных вопросов, выходящих на обозначенную проблему, обуславливают актуальность темы данного исследования. 1 Цель диссертационного исследования - выявить художест-

венное своеобразие концепции человека и истории в ее национальной обусловленности на материале прозаических произведений И. Базор-' кина. В соответствии с поставленной целью требуется решение сле-

дующих задач:

- исследовать принцип историзма и исторической памяти в русской и национальных литературах;

- выявить этно-фольклорную основу прозы И. Базоркина;

- выявить проблему соотношения человека и истории в творчестве И. Базоркина, изучить художественное своеобразие данной проблемы в рассказах и очерках, посвященных теме коллективизации и Великой Отечественной войны-

- раскрыть соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе И. Базоркина;

- определить тему, идею, исследовать жанровую специфику и образную систему романа "Из тьмы веков";

- изучить национально-художественное своеобразие романа.

Подчеркивая выдающуюся роль творчества И. Базоркина в процессе эволюции ингушской национальной литературы, в становлении ее прозаических жанров, мы в то же время выявляем закономерности взаимовлияния и взаимообогащения литератур народов Северного Кавказа, а также специфику художественного решения принципа историзма и исторической памяти в русской и национальных литературах.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в истории ингушского литературоведения проблема художественной концепции человека и истории в прозе И. Базоркина становится объектом монографического исследования. В работе анализируются принципы историзма и исторической памяти, национально-художественная основа, жанровая специфика, проблематика и поэтика прозы И. Базоркина. Анализ поэтики тесно связан как с этно-фольклорной основой прозы, так и с проблемой генезиса жанров.

Научная новизна диссертационной работы обусловлена и содержанием определенного материала, впервые вводимого в сферу научного осмысления.

Материалом исследования послужили прозаические произведения И. Базоркина: очерки, статьи, рассказ "Капкан", киноповесть "Труд и розы", повести "Призыв", "Дороги любви", "Дота", "Партизанская быль", роман "Из тьмы веков", а также произведения северокавказских прозаиков А. Евтыха, А. Кешокова, Т. Керашева, А. Охтова и др.

Степень научной разработанности темы. При всем многообразии научных мнений по проблемам эволюции жанров, проблематики и поэтики ингушской литературы специального монографического исследования, посвященного художественной концепции человека и истории в прозе И. Базоркина в современном северокавказском литературоведении нет. Однако в том или ином аспекте данная проблема затрагивается в трудах И. Дахкильгова, А. Мапьсагова "Ингушская советская литература" (Грозный, 1987); Н. Музаева "Взаимосвязь ли-

тератур Северного Кавказа в процессе становления жанров" (Грозный, 1974); А. Мусукаевой "Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология" (Нальчик, 1993); Я. Патиева "А я иду... Очерк жизни и творчества И. Базоркина" (Назрань, 2000); В. Туркаева "Путь к художественной правде" (Грозный, 1987); М. Яндиевой "Ингушский исторический роман" (Грозный, 1990), в "Очерках чечено-ингушской литературы" (Грозный, 1963) и др.

Методологической основой нашего анализа стали историко-теоретический и типологический принципы исследования прозаических жанров в ингушской литературе. В работе мы опирались на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах ведущих исследователей: М. Бахтина, Г. Гачева, Д. Лихачева, М. Маковского, Н. Надъярных, К. Султанова, Л. Якименко и др.

Значительную помощь в работе оказали исследования северокавказских ученых: Л. Бекизовой, Т. Биттировой, А. Гутова, И. Дах-кильгова, А. Мусукаевой, А. Схаляхо, 3. Толгурова, В. Туркаева, Ю. Тхагазитова, Р. Ужаховой, Р. Фидаровой, Р. Хашхожевой, М. Яндиевой.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она значительно обогатит теоретический материал по проблеме концепции человека и истории в творчестве И. Базоркина, выявит художественное соотношение исторического факта и вымысла в прозе писателя, определит ее национально-художественную основу, а также проблематику, жанровую специфику и поэтику романа "Из тьмы веков".

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов лекций по истории ингушской литературы, а также при чтении специальных курсов по творчеству И. Базоркина. Отдельные разделы диссертационной работы могут быть использованы при составлении учебников, учебных программ и пособий по истории литератур народов Северного Кавказа.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были обсуждены на зональной научной конференции "Духовная щедрость народа" (Назрань, декабрь 2003); на научной конференции, посвященной десятилетию Ингушского госу-

дарственного университета (июнь 2005); на заседании научного семинара "Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа" (Нальчик, КБГУ, сентябрь 2005); а также отражены в публикациях "Вестника ИнгГУ".

Структура работы. Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В целом работа ставит целью сочетать историко-литературные и теоретические характеристики с новыми направлениями, которые имеются в современном литературоведении.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, исследуется степень ее изученности, определяются цели и задачи работы, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе "Принцип историзма и исторической памяти в литературе (к вопросу изученности проблемы)" исследуется степень разработанности данной темы в научной и критической литературе.

Исследование принципов историзма представляет для литературоведческой науки первостепенную важность. В современной литературе принцип историзма проявляет себя как устоявшийся творческий метод. Художественная концепция человека и истории открыли перед писателями возможность исследования реального процесса исторического развития народа и изображения эволюции характера во времени.

Особый интерес писателей к историческому прошлому своего народа, к историческим личностям способствовал появлению произведений на историческую тему во многих жанрах. В своих творческих исканиях представители молодых литератур ориентировались на опыт русских писателей и поэтов, творчество которых было направлено на установление гармоничной связи времен, на осмысление прошлого России и лучших ее представителей. К примеру, опираясь на пушкинские традиции исторической прозы, писатели Северного Кавказа вырабатывают критерии национального исторического романа.

Понятие историзм, возникшее в XIX веке для обозначения нового подхода к изображению прошлого, неразрывно связано с понятием

память, которая, активно воздействуя на человека, владея его умом и сердцем, способна противостоять уничтожающей силе времени. Основные проблемы, волновавшие писателей уже в новом, XX веке, -человек и история, судьбы народные в эпоху бурь и революций, закономерности развития исторического процесса. Отдельный человек воспринимается, прежде всего, как представитель человечества в целом, который ставит перед собой проблемы, придающие философско-этический характер современной прозе и являющиеся определяющими в жизни любого члена общества, к какой бы Национальности он не принадлежал, и в какой бы точке земного шара не жил. Его волнуют вечные вопросы: что есть добро и зло? В чем смысл человеческого существования? В какое время он живет и в чем для него оно должно проявиться?

Стремление осмыслить настоящее как этап единого исторического процесса является специфической особенностью мышления писателей-историков, обращавшихся к прошлому России, чтобы найти в нем ключ к бурным событиям революционной действительности. И это явление закономерно в период исторических катаклизмов начала XX века. Отсюда интерес писателей-романистов к наиболее важным, определяющим этапам русской истории, к главным моментам освободительного движения, образам его вождей - Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева. Художники-романисты глубоко постигают историю России, судьбы ее народов.

Страницы истории сами по себе - общественная ценность. Но обращение к истории - это и реакция на современные запросы, и размышления о том, что такое мы в цепи истории, как связаны личные, индивидуальные судьбы человеческие с судьбами народа и государства.

Жанр исторического романа включает в себя наиболее важные проблемы, созвучные духу современности, - народ, история, человеческая личность, исторические судьбы наций и национальных культур и, наконец, общечеловеческая культура как восприемница прогрессивных начал духовного наследия народа. Эти проблемы обогащают современный реализм, углубляют историзм художественной мысли, помогают пониманию связи времен и позволяют правильно осмыслить значение

того или иного исторического события и извлечь из него социально-нравственные уроки, необходимые современному человеку.

Молодые или младописьменные литературы (как их принято называть) выдвинули целую плеяду талантливых писателей, получивших мировое признание и воссоздавших на страницах своих эпических полотен жизнь на переломе времени, в период активных поисков нового и верного исторического пути. Эти писатели исходят из принципа: историю мало знать, ее надо уметь чувствовать, переживать нравственно и эстетически.

В литературах народов Северного Кавказа в 1930-е годы стали появляться прозаические произведения о строительстве новой жизни, <

хотя художественных удач было не так много. Но уже во второй половине XX столетия северокавказскими писателями создаются действительно значительные произведения. Появляются эпические полотна 1 на историко-революционную тематику: "Когда познается дружба" С. Арсанова; "Из тьмы веков" и "Призыв" И. Базоркина; "Сыновья Беки" А. Бокова; "Новый талисман" Б. Гуртуева; "Горные орлы" Ж. За-лиханова; "Дорога к счастью" и "Состязание с мечтой" Т.Керашева; "Вершины не спят" и "Сабля для эмира" А. Кешокова; "Мюрид революции" М. Мамакаева; "Род Шогемоковых" X. Теунова; "Мурат" М. Шаваевой; "Заря над Тереком" А. Шомахова и т.д. И если образы многих из названных произведений являются вымышленными, то главные герои романов "Вершины не спят" А. Кешокова и "Мюрид революции" М. Мамакаева - подлинные исторические деятели Северного Кавказа конца XIX - начала XX столетия.

Следуя реалистическому принципу воспроизведения действительности, и А. Кешоков, и М. Мамакаев показывают, какие факторы ' общественной, социальной, политической жизни являются решающими, определяющими ход развития истории. Как складываются, в результате чего возникают новые взаимоотношения между героями, носителями конкретных личностных качеств, и народом, интересы которого они защищают. Художественное освоение прошлого становится процессом идейного и эстетического воспитания человека, что особенно важно на современном этапе развития общества.

Опыт мировой литературы показывает, что главную роль в развитии исторической темы, в решении проблем историзма и исторической памяти играют жанры исторической прозы, в частности жанр романа. Классический исторический роман предметом художественного изображения делает только исторически особенное и во многом специфическое. В.Г. Белинский утверждал, что эпический жанр повествовательной литературы ставит своей целью показать не только отдельных людей, но и своеобразие, неповторимость эпохи. H.A. Добролюбов же считал, что эпоха, из которой взят роман, должна быть представлена верно, что должен быть угадан "самый дух событий".

, Исследования в области исторического романа показывают, что жанр

этот получил большую популярность в 20-30-е годы XIX века. И связано это с именами В. Гюго, Ф. Купера, В. Скотта, И. Полевого,

, А. Пушкина, JI. Толстого и др.

Но проблема исторической прозы была предметом внимания не только в XIX веке, ею занимались видные ученые и в XX веке: А.Александрова "Советский исторический роман и вопросы историзма" (1971); Н. Воробьева "Принципы историзма в изображении характера" (1978); Ч. Гусейнов "Этот живой феномен" (1988); В. Иванов "Соотношение истории и современности как методологическая проблема" (1973); Д. Ленобль "История и литература" (1977); В. Оскоцкий "Роман и история"(1980); А. Пауткин "Советский исторический роман" (1958); С. Петров "Русский исторический роман XIX века" (1984); а также

> JI. Бекизова "От богатырского эпоса к роману" (1974); Р. Камбачокова "Адыгский исторический роман" (1999); А. Мусукаева "Северокавказский роман" (1993); 3. Толгуров "В контексте духовной общности"

> (1999); Р. Фидарова "Герои. Характеры. Жизнь" (1990); М. Яндиева "Ингушский исторический роман" (1990) и многие другие.

Период 1950-1960-х годов стал временем, когда появилась действительно концептуальная проза, проявлявшая огромный интерес к проблемам историзма, к концепции человека, мира, истории, что нашло свое отражение и в творчестве И. Базоркина. Отдельные аспекты проблемы художественной концепции человека и истории в творчестве И. Базоркина исследуются в трудах И. Дахкильгова, Н. Музаева, Я. Патиева, В. Туркаева, М. Яндиевой.

Во второй главе "Соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе И. Базоркнна (1930-1960)" анализируются очерки, статьи, рассказы и повести периода 1930-1950-х годов.

Проза И. Базоркина характеризуется тематическим богатством, многообразием жанровых форм, художественным своеобразием. Тесно связанная с повседневной жизнью народа, с ее прошлым и настоящим, с духовными запросами времени, она ставила и решала проблемы важные, актуальные по своему характеру, глобальные и глубинные по своей сути и содержанию.

Художественное наследие И. Базоркина вызывает, бесспорно, особый интерес, ибо это писатель талантливый, многогранный, требующий серьезного и скрупулезного изучения. Его творчество "представляет своеобразную художественную летопись жизни. Автор знакомит читателя с лучшими образцами духовной культуры своего народа" (В. Харчевников). Именно поэтому и представляется возможным исследовать творчество И. Базоркина в аспекте соотношения исторического факта и художественного вымысла. Писатель, отталкиваясь от факта, от жизни, создает собственную художественную концепцию истории и человека в ней.

Творческой удачей молодого писателя стал рассказ "Боньг" ("Капкан"), написанный в 1932 году. Основная тема рассказа - человек и история, но художественное решение она получает в более узком ракурсе: тема детства, воспитания, образования. Небольшой по объему рассказ вызывает особый интерес у исследователей, так как в нем воплощены идейно-нравственный и эстетический идеалы художника.

Повествование ведется сквозь призму мировосприятия главного героя Османа, в характере которого переданы впечатления самого автора, в двенадцатилетнем возрасте являвшегося учеником мусульманского начального учебного заведения. Основная идея рассказа - осуждение вредного влияния арабской школы. Осман в рассказе является связующим звеном, его образ несет основную идейную нагрузку, через его восприятие действительности и отношение к нему окружающих И. Базоркин передает социальное размежевание и психологическое состояние общества.

Рассказ имеет название "Капкан" (или "Ловушка"). Так назывался особый вид наказания в арабской школе, где ученикам, если они отказывались подставить руки под розги, связывали их ремнем, потом с помощью палки выворачивали ладони вверх и били по ним. Но название рассказа имеет и более широкий смысл, ибо вся арабская школа по существу являлась своеобразной ловушкой, наказанием для детей, обучающихся в ней.

Тема революции и гражданской войны находят художественное решение в произведениях И. Базоркина, написанных им в разное время и в разных жанрах: в драме "На заре" (1937), в рассказе "Кремневый пистолет" (1939) и др. Повесть "Призыв", написанная значительно позже (1957), станет этапным произведением в творческой биографии И. Базоркина. Она также посвящена одному из самых трагических эпизодов в жизни ингушского народа - периоду гражданской войны.

Повесть "Призыв" - художественное исследование исторических событий, имевших место в жизни ингушского народа, но преломленных через сознание автора и переработанных в его творческой лаборатории. Верный исторической действительности, писатель показывает, каким трагизмом пронизано рождение нового мира, в жесточайшей схватке со старым прокладывающего себе дорогу, как мучительно тяжело выковывались новые человеческие взаимоотношения, новый человеческий характер.

Многогранности и полноты в изображении И. Базоркин добивается тем, что ставит своих героев в центр сложнейших исторических событий, когда идет проверка на право называться человеком, когда в ходе этой ожесточенной борьбы обнажается суть каждого из них. В соответствии с исторической действительностью автор психологически верно показывает, как отказ от старых форм жизни и приобщение к новым идеям порождали в душе труженика - представителя самой обездоленной части народа - внутренний протест, связанный со сложностью понять в это напряженное время, что является правильным и необходимым, а что противоречит интересам трудового народа. Специфика содержания произведения легла в основу жанрового определения его как историко-революционной и приключенческой повести (И.А. Дахкильгов). И. Базоркин историчен в том смысле, что он, буду-

чи сам непосредственным свидетелем той эпохи и людей, достоверно передает исторические события, факты, детали, дух времени.

1960-е годы в творчестве И. Базоркина - период плодотворный, интересный, богатый и произведениями, и откликами на них. В этот период писатель создает повесть "Дота", повествующую об идеальной женщине-горянке, которая получила высокую оценку в критике. В этот же период И. Базоркин обращается к совершенно новому для ингушской литературы жанру - киноповести (киносценарию). Киноповесть "Труд и розы" (1961) написана в публицистическом жанре и посвящена творческой биографии выдающегося артиста Махмуда Эсамбаева.

Особое место в творчестве писателя занимает тема Великой Отечественной войны. Статьи и очерки И. Базоркина "Честь горца", "На переднем крае", "Лицо врага", "Гнев народа", рассказы "Заретга", пьесы "В эти дни", "Капитан Ибрагимов" и другие произведения строились на документальной основе, были пронизаны ненавистью к врагу, любовью к родной земле.

Проза И. Базоркина 1940-1960-х годов стала существенным вкладом в развитие всей многонациональной литературы страны, она решала те же художественные задачи, разрабатывала те же проблемы, идеи и образы. В то же время творчество писателя данного периода явилось своеобразным подготовительным этапом для написания его "главной книги" - романа "Из тьмы веков".

Третья глава "Роман "Из тьмы веков": национально-художественная основа, проблематика, поэтика" состоит из четырех параграфов, в которых последовательно исследуются вопросы национальной специфики, проблематики и особенности поэтики романа И. Базоркина "Из тьмы веков".

Вышедший в 1968 году роман И. Базоркина "Из тьмы веков" стал событием особой значимости не только в ингушской, но и во всей многонациональной литературе страны, получив и в критике, и в трудах ведущих ученых заслуженно высокую оценку. "Из тьмы веков" привлекает внимание не только значительностью содержания, но и высоким уровнем художественного своеобразия, совершенством формы. Роман назван в запеве "повестью о том, как выходил народ из тьмы". Это многоплановое произведение, поднимающее сложные во-

просы жизни народов Кавказа рубежа Х1Х-ХХ веков. Одной из особенностей романа является стремление осмыслить глубинные пласты народной жизни, дать ее реалистические картины, свободные от заданное™ и предопределенности выводов.

3.1. Фольклорная и этно-художественная основа. Анализ жанра романа в литературах Северного Кавказа дает возможность заключить, что в творчестве каждого художника в той или иной степени сохраняются результаты воздействия устного народного творчества. В национальных литературах взаимоотношения романа с фольклором пережили сложную эволюцию от прямого подражания, заимствования тем и сюжетов в 1920-30-е гг. до глубокого творческого переосмысления фольклорных мотивов в романе 1960-х гг. В этот период влияние фольклора становится более глубинным, философским, его богатство используется писателями не в силу укоренившейся инерции, а по законам художественной необходимости. Молодые литературы активно переосмысливали и переоценивали фольклор, его художественно-эстетический опыт, и прежде всего это проявлялось в органичном воплощении фольклорных мотивов и приемов в творчестве писателей, в умении соединить злободневные проблемы с традиционно-вековыми.

В романе И. Базоркина "Из тьмы веков" фольклор имеет глубокое художественное значение. Автор вводит в свое повествование его элементы с целью раскрыть национальную сущность народа, осознать человека в контексте истории, обнаружить свойства его характера.

Несмотря на то, что роман был создан на русском языке, с самого начала он задумывался как повествование об истории ингушского народа и становлении в нем национального героя, воплощающего и идеал писателя, и народный идеал. Реализация такого замысла требовала и соответствующих художественных средств, одним из которых и стал ингушский фольклор: передать национальный дух, менталитет народа, его обычаи и традиции И. Базоркину помогли сказания, притчи, пословицы и поговорки, дополняющие и обогащающие художественную ткань романа.

Этно-художественная основа романа дает повод для философских размышлений о месте человека на земле, о его назначении, она существует в тесном сочетании с общечеловеческими, историческими,

политическими вопросами; традиционные детали народного этикета вплетаются в исследование сложного времени, социальных проблем, человеческих взаимоотношений, конкретизируют изображение, наполняя его реальностью.

"Из тьмы веков" - роман многоплановый и многоаспектный. Это и художественное исследование жизни ингушей с их бытом, историческими реалиями, традициями и обычаями, постоянной враждой с соседними народами из-за земли. Кроме того, это история родов Эги и Гойтемировых, история борьбы таких героев, как братья Гарак и Туре, продолжателя их рода Калоя, его друзей Виты, Матас, история любви Калоя и Зору.

Главный герой Калой наделен положительными чертами, уподобляющими его богатырям нартского эпоса - это "высокий, широкоплечий богатырь с гордо поднятой головой". Калой имеет прототип -"легендарного Калой-Канта, воспетого в героических сказаниях ингушей" (У. Далгат). В любых состязаниях, на играх и на празднике юношей Калой - победитель. И это не просто дань фольклору, а попытка воплотить в индивидуальном образе некоторые извечные идеалы народной этики. Ориентация на фольклорно-этнографические мотивы проявляется в романе от частых перекличек поступков и слов реального героя Калоя и легендарного Калой-Канта до идеализации главного героя, свойственной народным эпическим повествованиям, что служит более глубокому выражению национального характера главного героя и других образов.

3.2. Жанровые особенности романа. Период 1960-х годов исследователи считают временем наибольшего расцвета романа, в том числе и в молодых литературах Северного Кавказа. Характерной особенностью жанра романа является обращение к историческому прошлому народа, в частности к историко-революционной теме. Данную тенденцию отмечают исследователи адыгской, карачаево-балкарской, осетинской, ингушской и других литератур. Свидетельство тому - появление таких произведений, как "Новый талисман" Б. Гуртуева, "Горные орлы" Ж. Залиханова, "Вершины не спят" А. Кешокова, "Мюрид революции" М. Мамакаева, "Род Шогемоковых" X. Теунова, "Навстречу жизни" Е. Уруймаговой и др. Жанр романа в литературах региона

разнообразен по тематике, по способам изображения действительности, по уровню мастерства писателей. Но при этом наблюдается общая для многих литератур тенденция: углубленное внимание к важнейшим историческим периодам жизни народа, исследование характера, а также жизненных явлений и ситуаций, которые формируют этот характер.

Идейно-тематические и жанровые искания И. Базоркина укладываются в общее русло развития многонациональной литературы страны периода 1960-х годов. Однако при анализе произведения "Из тьмы веков" исследователи сталкиваются с проблемой его жанрового определения. Это не просто исторический или историко-революционный роман, типологически близкий другим романам национальных литератур, а роман-эпопея. Объясняется это его масштабностью, многоплановостью, четкой сюжегно-композиционной структурой и единством замысла, позволившим писателю создать настоящую народную эпопею. В ней сочетается изображение широкой социальной картины с пристальным интересом к бытовой стороне жизни народа, основное внимание сосредотачивается на живописании потока жизни в целом и его частных проявлениях.

Таким образом, "Из тьмы веков" - это семейно-бытовой, исторический, историко-революционный, социально-психологический, философский роман эпопейного типа. Такой калейдоскоп определений свидетельствует о том, что повествование о народе имеет глубоко национальное содержание, сочетая в себе историческое, философское, мифоэпическое начала. Возможно, И. Базоркин стремился найти ту универсальную национальную форму, которая могла бы отразить всю масштабность событий, многоплановость, многопроблемность, все разнообразие граней действительности.

3.3. Национально-художественные принципы создания образной системы. Известная многоплановость романа "Из тьмы веков" не довлеет над психологическим началом в нем, над его реалистичностью. С одной стороны, И. Базоркин изображает судьбу целого народа со всеми его особенностями и трудностями, но живущего общечеловеческими радостями и печалями. С другой стороны, писателя волнует внутреннее богатство и сложность характера отдельного героя.

Центральными в образной системе романа "Из тьмы веков" являются так называемые первообразы: горы, реки, скалы, земля, солнце. Природа Кавказа живет по законам мудрой справедливости, она бережет лучшие силы народа, щадит хрупкость и своеобразие людей. Здесь каждое усилие - вечная правда, путь к единению с миром. В труде, в воскрешении на благо человека животворящей силы земли, в сущности, есть все, что мы называем красотой, добром, светом, честностью, свободой.

Плавно, без эмоционального накала вводит И. Базоркин в поле зрения читателей огромный мир, населяет нашу память множеством героев с их порывами, планами, "идеями жизни". Автор как бы напоминает нам, что природа была колыбелью народа и народной свободы. В ней - наше чувство потерянного детства, память о единстве людей, о законах, которые нарушать опасно.

Писатель освещает события и характеры не извне, снаружи, а раскрывает их внутреннюю, глубинную сущность. Яркий, трепетный, негасимый огонь, словно луч солнца, горит в сердцевине многих характеров его жизнестойких героев, таких, как Калой, Дали, Иналук, Орци. Их жизнеспособность проверяется той ролью, которую они играют в народной жизни. И Калой, и Зору, и Дали, и Иналук способны отказаться от личного благополучия и личного счастья ради народа, готовы отдать все, пожертвовать всем ради него. Герои наделены яркими, индивидуальными чертами: Калой - могучим духом и богатырской силой, которые он щедро тратит на добрые дела, чтобы облегчить жизнь своего обездоленного народа. Зору добра и справедлива, способна на самопожертвование. Дали - лучезарна, Матас - мудра и т.д.

В романе более восьмидесяти персонажей, среди них не только вымышленные герои, но и реальные исторические лица: Муса Кунду-хов, князь Андроников, Великие князья Николай Николаевич и Михаил Александрович, генерал Эверт, князь Багратион, генерал-губернатор Терской области Флейшер, князь Гагарин, князь Чавчавад-зе, генерал Корнилов и многие другие. Каждому персонажу в главе дается отдельная подробная характеристика.

3.4. Особенности психологического анализа в романе. Всестороннее изучение художественной концепции человека и истории в прозе И. Базоркина предполагает исследование особенностей психологического анализа в романе.

В литературоведении существует два толкования понятия психологизм - в узком и широком смысле. В широком смысле психологизм - это всеобщее свойство искусства, заключающееся в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров. Отражая и художественно осваивая исторические, социальные особенности людей, литература создает не только общественные, но прежде всего психологические типы, т.е. в искусстве социальное превращается в психологическое, воплощается в нем, получает через него свое выражение. Искусство познает социальные явления через явления психологические.

В более узком значении, под психологизмом понимается изображение внутреннего мира человека, постижение тайны его души. Психологический анализ - это, прежде всего, художественно-познавательный акт, творчески использующий синтез элементов философии, науки, искусства для формирования конкретной художественной концепции человека. Цель и назначение его - художественно и логически последовательно, достоверно раскрыть социальную правду характера, развить его гибкую содержательность, постичь динамику внутренней жизни человека, а через нее - систему его связей с внешним миром, особенности мировосприятия персонажа.

И. Базоркин проявляет неподдельный интерес к исторической судьбе своего народа, его духовно-нравственному потенциалу. Как художник он ставит перед собой задачу проследить тяжелую судьбу ингушского народа на протяжении значительного исторического времени рубежа Х1Х-ХХ веков. Писатель показывает, как отражаются исторические события на жизни народа, как происходит формирование его национального самосознания. Переломные моменты истории, на фоне которых изображается жизнь ингушей, грандиозны: колонизаторская политика царизма, крестьянские волнения, первая русская революция, мировая война, деятельность "Дикой дивизии".

Наряду с задачей воссоздания целостной картины народной жизни автор ставит своей целью показать психологию народа, особенности его мироощущения, мировоззрения. А это напрямую связано с изучением внутреннего мира героев, их морально-нравственного, этического потенциала. Потому писатель подвергает тщательному ис-

следованию поведение, поступки своих героев, акцентируя внимание на анализе их чувств, мыслей, переживаний, внутреннего мира в целом. И. Базоркин последовательно воспроизводит путь духовных исканий своих героев, показывает, в силу каких исторических, социальных, общественных причин происходит формирование их мировоззрения. А это, в свою очередь, позволяет писателю показать не только исторический путь народа, но и особенности его национального развития, раскрыть психологию народа с присущим ему морально-нравственным потенциалом.

Особый акцент И. Базоркин делает на образ Калоя Эги - главного героя романа, являющегося воплощением нравственно-этического идеала автора. Художественному исследованию подвергаются и другие образы. Для этого автор использует многие известные способы психологического изображения, что позволяет всесторонне показать внутреннее состояние героев в моменты наивысшего эмоционального, нравственного напряжения, когда наиболее отчетливо проявляются их личностные качества. Качества эти особенно наглядно высвечиваются в отношении героев к тем или иным общественным, социальным и политическим событиям, что позволяет определить степень нравственности каждого из них.

В творчестве И. Базоркина соединяются основные тенденции романистики 1960-х годов: объективный анализ множества жизненных проблем - философских, социальных, нравственных, этических - с изображением внутреннего, духовно-национального мира человека, с исследованием глубинных изменений в его психологии. В решении основных проблем эпического повествования ингушская литература романом И. Базоркина "Из тьмы веков" выходит на уровень уже сложившихся литератур: тот же углубленный психологизм в создании национального характера, та же масштабность в решении связи времен.

В заключении диссертационной работы обобщаются результаты, подводятся итоги, формулируются выводы. Исследование эволюции ингушской прозы, этапов ее движения от фольклора к эпическим жанрам, а так же изучение проблемы художественной концепции человека и истории в творчестве выдающегося ингушского писателя И. Базоркина позволяет сделать определенные выводы:

1. В период 1920-30-х годов обращение ингушских писателей и поэтов к устному народному творчеству было вызвано тем, что фольклор являлся сложившейся эстетической системой, владеющей значительно большим, чем у литераторов, художественным опытом. Ингушская литература генетически связана с устным народным творчеством, и эта поистине кровная связь определяет ее природу и место в типологии северокавказских литератур.

Обращение писателей к фольклору всегда индивидуально, связано с его поэтическим мышлением, особенностями стиля. Нередко гиперболизованные или олицетворенные изображения предметов, явлений природы, окружающей действительности играют важную роль в развитии сюжета произведения.

2. Творческое наследие И.Базоркина представляет собой значительное явление не только в ингушской, но и в северокавказских литературах. Творчество писателя завершило более чем сорокалетний процесс становления и развития ингушской литературы. Художественная, творческая индивидуальность самого писателя складывалась под влиянием исторических, общественных, эстетических факторов первой половины XX века. Начиная с 1930-х годов в творчестве И. Ба-зоркина параллельно формируются две линии, которые, совершенствуясь и дополняя друг друга, получают дальнейшее развитие: документально-публицистическая (очерк, статья, эссе) и художественная проза (рассказ, повесть, роман-эпопея).

3. И. Базоркин вносит значительный вклад в художественное осмысление истории ингушского народа, роли и места личности в ней. В его произведениях выводится общая концепция истории и человека, в основе которой лежат идеи гуманизма, народного единства в борьбе за лучшую жизнь. Писатель обращается к истории, к художественно-эстетическим и этическим основам национального мировоззрения ингушей как к фактам, формирующим многие процессы, произошедшие в жизни народа. Для прозы И. Базоркина характерна философская глубина, поиск значительных процессов в обществе, анализ роли личности в этих процессах, а главное, - способность к обобщениям, умение увидеть в единичном и конкретном исторически значимое и типическое.

4. 1950-60-е годы в истории литератур Северного Кавказа принято считать порой расцвета жанра романа. В эти годы появляются крупные эпические произведения: "Вершины не спят" А. Кешокова, "Род Шогемуковых" X. Теунова, "Горцы" А. Шортанова—в кабардинской литературе; "Новый талисман" Б. Гуртуева, "Горные орлы" Ж. Залиханова, "В теснине" О.Этезова - в балкарской; "Месть" М. Магомедова, "Мюрид революции" М. Мамакаева, - в чеченской; "Навстречу жизни" Е. Уруймаговой - в осетинской; "Голос в горах" Д.Кубанова - в карачаевской.

Вершинным достижением ингушской литературы данного периода стало произведение И. Базоркина "Из тьмы веков" - исторический, социально-психологический, семейно-бытовой и философский роман, типологически близкий национальному северокавказскому роману 1960-х годов. Это многоплановое художественное исследование жизни ингушского народа в период рубежа Х1Х-ХХ веков на примере родов Эги и Гойтемировых. Но сложное историческое повествование не довлеет над реалистичностью и психологической глубиной романа.

5. Особое место в романе занимает проблема психологического анализа. И. Базоркин последовательно воспроизводит путь духовных исканий своих героев, показывает, в силу каких исторических, социальных, общественных причин происходит формирование их мировоззрения, их внутреннего "Я". Это, в свою очередь, позволяет писателю художественно исследовать не только исторический путь народа, но особенности его национального развития, его психологию, морально-нравственное, этическое содержание, проявляющееся посредством поступков, мыслей, чаяний героев.

В творчестве И. Базоркина соединяются основные тенденции романистики 1960-х годов: объективный анализ множества жизненных проблем - философских, социальных, нравственных, этических - с изображением внутреннего, духовно-национального мира человека, с исследованием глубинных изменений в его психологии. В решении основных проблем эпического повествования ингушская литература романом И. Базоркина "Из тьмы веков" выходит на уровень уже сложившихся литератур: тот же углубленный психологизм в создании национального характера, та же масштабность в решении связи времен.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Мартазанова Х.М. "А народа жизнь бессмертна" (проблема героя в романе "Из тьмы веков") // Сборник материалов региональной научно-практической конференции "Духовная щедрость народа". Ч. 1. - Назрань, 2003. - 0,2 п.л.

2. Мартазанова Х.М. Соотношение исторического факта и художественного вымысла в повести "Призыв" И. Базоркина // Сборник научных трудов "Вузовское образование и наука". - Магас, 2005. - 0,3 п.л.

3. Мартазанова Х.М. К проблеме взаимосвязи и взаимообогащения литератур // Вестник ИнгГУ. - Магас, 2005. - № 4. - 0,3 пл.

4. Мартазанова Х.М. Фольклорная основа романа "Из тьмы веков" И. Базоркина // Сборник материалов региональной научно-практической конференции "Духовная щедрость народа". Ч. 2. -Назрань, 2005. - 0,3 пл.

5. Мартазанова Х.М. Сквозные образы в романе "Из тьмы веков" И.Базоркина // Межрегиональная конференция "Традиции и инновации в культуре народов Северного Кавказа". - М., 2005. - 0,5 п.л.

6. Мартазанова Х.М. Образная система романа "Из тьмы веков" И. Базоркина //Литературная Кабардино-Балкария. - Нальчик, 2005. -№ б. - 0,5 пл.

печать 14.11.2005. Тираж 100 экз. Заказ № 4624.

Типография КБГУ 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

РНБ Русский фонд

2007-4 9083

'.•tif

получу г м

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мартазанова, Ханифа Магамедовна

Введение.

Глава I. Принцип историзма и исторической памяти в литературе (к вопросу изученности проблемы).

Глава II. Соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе И. Базоркина (1930-1960).

Глава III. Роман «Из тьмы веков»: национально-художественная основа, проблематика, поэтика.

3.1. Фольклорная и этно-художественная основа.

3.2. Жанровые особенности романа.

3.3. Национально-художественные принципы создания образной системы.

3.4. Особенности психологического анализа в романе.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Мартазанова, Ханифа Магамедовна

Актуальность темы исследования. Проблема художественной концепции человека и истории в национальных литературах остается одной из самых сложных и ответственных в современном литературоведении. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в нем впервые предпринята попытка системного анализа проблемы человека и истории в прозе ингушского писателя Идриса Базоркина.

До настоящего времени при изучении творчества И.Базоркина основной акцент делался на анализ одного-двух произведений. Как правило, большее внимание уделялось роману «Из тьмы веков», который рассматривался наряду с произведениями северокавказских писателей, творивших в жанре исторического, историко-революционного романа: «Новый талисман» Б.Гуртуева, «Горные орлы» Ж.Залиханова, «Вершины не спят» А.Кешокова, «Шамбуль» Т.Керашева, «Голос в горах» Д.Кубанова, «Мюрид революции» М.Мамакаева, «Род Шогемоковых» Х.Теунова, «Заря над Тереком» А.Шомахова, «Горцы» А.Шортанова, и др.

На сегодняшний день остаются открытыми вопросы, связанные с жанровыми и стилистическими особенностями прозы И.Базоркина. Необходимость решения этих и ряда других важных вопросов, выходящих на обозначенную проблему, обуславливают актуальность темы данного исследования.

Цель диссертационного исследования — выявить художественное своеобразие концепции человека и истории в ее национальной обусловленности на материале прозаических произведений И.Базоркина. В соответствии с поставленной целью требуется решение следующих задач: исследовать принцип историзма и исторической памяти в русской и национальных литературах; выявить этно-фольклорную основу прозы И.Базоркина; выявить проблему соотношения человека и истории в творчестве И.Базоркина, изучить художественное своеобразие данной проблемы в рассказах и очерках, посвященных теме коллективизации и Великой Отечественной войны; раскрыть соотношение исторического факта и художественного вымысла в прозе И.Базоркина; определить тему,' идею, исследовать жанровую специфику и образную систему романа «Из тьмы веков»; изучить национально-художественное своеобразие романа.

Подчеркивая выдающуюся роль творчества И.Базоркина в процессе эволюции ингушской национальной литературы, в становлении ее прозаических жанров, мы в то же время выявляем закономерности взаимовлияния и взаимообогащения литератур народов Северного Кавказа, а также специфику художественного решения принципа историзма и исторической памяти в русской и национальных литературах.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в истории ингушского литературоведения проблема художественной концепции человека и истории в прозе И.Базоркина становится объектом монографического исследования. В работе анализируются принципы историзма и исторической памяти, национально-художественная основа, жанровая специфика, проблематика и поэтика прозы И.Базоркина. Анализ поэтики тесно связан как с этно-фольклорной основой прозы, так и с проблемой генезиса жанров.

Научная новизна диссертационной работы обусловлена и содержанием определенного материала, впервые вводимого в сферу научного осмысления.

Материалом исследования послужили прозаические произведения И.Базоркина: очерки, статьи, рассказ «Капкан», киноповесть «Труд и розы», повести «Призыв», «Дороги любви», «Дота», «Партизанская быль», роман

Из тьмы веков», а также произведения северокавказских прозаиков

А.Евтыха, А.Кешокова, Т.Керашева, А.Охтова и др.

Степень научной разработанности темы. При всем многообразии научных мнений по проблемам эволюции жанров, проблематики и поэтики ингушской литературы специального монографического исследования, посвященного художественной концепции человека и истории в прозе И.Базоркина в современном северокавказском литературоведении нет. Однако в том или ином аспекте данная проблема затрагивается в трудах И.Дахкильгова, А.Мальсагова «Ингушская советская литература» (Грозный, 1987); Н.Музаева «Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров» (Грозный, 1974); А.Мусукаевой «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (Нальчик, 1993); Я.Патиева «А я иду. Очерк жизни и творчества И.Базоркина» (Назрань, 2000); В.Туркаева «Путь к художественной правде» (Грозный, 1987); М.Яндиевой «Ингушский исторический роман» (Грозный, 1990), в «Очерках чечено-ингушской литературы» (Грозный, 1963) и др.

Методологической основой нашего анализа стали историко-теоретический и типологический принципы исследования прозаических жанров в ингушской литературе. В работе мы опирались на основные положения современного литературоведения, разработанные в трудах ведущих исследователей: М.Бахтина, Г.Гачева, Д.Лихачева, М.Маковского, Н.Надъярных, К.Султанова, Л:Якименко и др.

Значительную помощь в работе оказали исследования северокавказских ученых: Л.Бекизовой, Т.Биттировой, А.Гутова, И.Дахкильгова, А.Мусукаевой, А.Схаляхо, З.Толгурова, В.Туркаева, Ю.Тхагазитова, Р.Ужаховой, Р.Фидаровой, М.Яндиевой.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она значительно обогатит теоретический материал по проблеме концепции человека и истории в творчестве И.Базоркина, выявит художественное соотношение исторического факта и вымысла в прозе писателя, определит ее национально-художественную основу, а также проблематику, жанровую специфику и поэтику романа «Из тьмы веков».

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов лекций по истории ингушской литературы, а также при чтении специальных курсов по творчеству И.Базоркина. Отдельные разделы диссертационной работы могут быть использованы при .составлении учебников, учебных программ и пособий по истории литератур народов Северного Кавказа.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были обсуждены на зональной научной конференции «Духовная щедрость народа» (Назрань, декабрь 2003); на научной конференции, посвященной десятилетию Ингушского государственного университета (июнь 2005); на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (Нальчик, КБГУ, сентябрь 2005); а также отражены в публикациях «Вестника ИнгГУ».

Структура работы. Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру работ1ы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В целом работа ставит целью сочетать историко-литературные и теоретические характеристики с новыми направлениями, которые имеются в современном литературоведении.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная концепция человека и истории в прозе Идриса Базоркина"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование эволюции ингушской прозы, этапов ее движения от фольклора к эпическим жанрам, а так же изучение проблемы художественной концепции человека и истории в творчестве выдающегося ингушского писателя И. Базоркина, установление его роли и места в развитии национальной литературы позволяет сделать определенные выводы:

1. В период 1920-30-х годов обращение ингушских писателей и поэтов к устному народному творчеству было вызвано тем, что фольклор являлся сложившейся эстетической системой, владеющей значительно большим, чем у литераторов, художественным опытом. Ингушская литература генетически связана с устным народным творчеством, и эта поистине кровная связь определяет ее природу и место в типологии северокавказских литератур.

Как известно, фольклоризм сам по себе еще не является признаком народности литературы, хотя и указывает на определенную связь с ней. В.Г.Белинский отмечал: «Народность есть не достоинство, а необходимое условие истинно художественного произведения, если под народностью должно разуметь верность изображения нравов, обычаев и характеров того или иного народа, той или инбй страны» [14,295].

Обращение писателей к фольклору всегда индивидуально, связано с его поэтическим мышлением, особенностями стиля. Нередко гиперболизованные или олицетворенные изображения предметов, явлений природы, окружающей действительности играют важную роль в развитии сюжета произведения.

И.Базоркин с первых страниц романа «Из тьмы веков» вводит читателя в мир героического эпоса: главный герой назван Калоем в честь богатыря Калой-Канта; при изображении "врагов Калоя писатель пользуется гиперболой, которая носит, -как и в фольклоре, сатирический характер. И.Базоркин на протяжении всего творчества в изображении национальной самобытности народа, его исторических завоеваний, в создании батальных стен и героических характеров многим обязан глубинным связям с устным народным творчеством.

2. Творческое наследие И.Базоркина представляет собой значительное явление не только в ингушской, но и в северокавказских литературах. Творчество писателя (1930-70-х гг.) завершило более чем сорокалетний процесс становления и развития ингушской литературы. Художественная, творческая индивидуальность самого писателя складывалась под влиянием исторических, общественных, эстетических факторов первой половины XX века. Начиная с 1930-х годов в творчестве И.Базоркина параллельно формируются две линии, которые, совершенствуясь и дополняя друг друга, получают дальнейшее развитие: документально-публицистическая (очерк, статья, эссе) и художественная проза (рассказ, повесть, роман-эпопея).

3. И.Базоркин вносит значительный вклад в художественное осмысление истории ингушского народа, роли и места личности в ней. В его произведениях выводится общая концепция истории и человека, в основе которой лежат идеи гуманизма, народного единства в борьбе за лучшую жизнь. Писатель обращается к истории, к художественно-эстетическим и этическим основам национального мировоззрения ингушей как к фактам, формирующим многие процессы, произошедшие в жизни народа. Для прозы И.Базоркина характерна философская глубина, поиск значительных процессов в обществе, анализ роли личности в этих процессах, а главное, — способность к обобщениям, умение увидеть в единичном и конкретном исторически значимое и типическое.

4. 1950-60-е годы в истории литератур Северного Кавказа принято считать порой расцвета жанра романа. В эти годы появляются крупные эпические произведения: «Вершины не спят» А.Кешокова, «Род

Шогемуковых» Х.Теунова, «Горцы» А.Шортанова - в кабардинской литературе; «Новый талисман» Б.Гуртуева, «Горные орлы» Ж.Залиханова, «В теснине» О.Этезова - в балкарской; «Месть» М.Магомедова, «Мюрид революции» М.Мамакаева, - в чеченской; «Навстречу жизни» Е.Уруймаговой - в осетинской; «Голос в горах» Д.Кубанова - в карачаевской.

Вершинным достижением ингушской литературы данного периода стало произведение И.Базоркина «Из тьмы веков» — исторический, социально-психологический, семейно-бытовой и философский роман, типологически близкий национальному северокавказскому роману 1960-х годов. Некоторые исследователи, в- частности, Ч.Гусейнов, А.Мусукаева, М.Яндиева, определяют жанр произведения как историко-революционный роман. Но сложное историческое повествование не довлеет над реалистичностью и психологической глубиной романа.

Из тьмы веков» - многоплановое художественное исследование жизни ингушского народа в период рубежа Х1Х-ХХ веков на примере родов Эги и Гойтемировых. Писатель создал эпическое полотно, в котором сумел воплотить судьбу ингушского народа. Это обусловило и выбор героя, представляющего народные низы, и художественный угол зрения: все анализируется и прочитывается с позиции народа и в его интересах. Уже в самом заглавии произведения ; угадывается его направленность и масштабность. Вопросы войны и мира, жизни и смерти, личности и общества, радости и страдания, счастья и потерь составляют проблематику романа.

5. Особое место в романе занимает проблема психологического анализа. И.Базоркин последовательно воспроизводит путь духовных исканий своих героев, показывает, 'в силу каких исторических, социальных, общественных причин происходит формирование их мировоззрения, их внутреннего «Я». Это, в свою очередь, позволяет писателю художественно исследовать не только исторический путь народа, но особенности его национального развития, его психологию, морально-нравственное, этическое содержание, проявляющееся посредством поступков, мыслей, чаяний героев.

В творчестве И.Базоркина соединяются основные тенденции романистики 1960-х годов: объективный анализ множества жизненных проблем - философских, социальных, нравственных, этических - с изображением внутреннего, духовно-национального мира человека, с исследованием глубинных изменений в его психологии. В решении основных проблем эпического повествования ингушская литература романом И.Базоркина «Из тьмы веков» выходит на уровень уже сложившихся литератур: тот же углубленный психологизм в создании национального характера, та же масштабность в решении связи времен.

 

Список научной литературыМартазанова, Ханифа Магамедовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Аветисян В. Некоторые особенности национальной психологии литературного героя в современной армянской прозе. - Ереван, 1950. - 327 с.

2. Авидзба В.Ш. Абхазский роман. Сухуми, 1997. - 268 с.

3. Азадовский М. Статьи о литературе и фольклоре. М.-Л.: Художественная литература, 1960. — 545 с.

4. Александрова А.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев, 1971. — 197с.

5. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957.380с.г

6. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. - 654с.

7. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М.: Наука, 1972. - 190с.

8. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. -Махачкала, 1996. -271с.

9. Базоркина А.И. Воспоминания об отце. Нальчик: Эль-фа, 2001. - 170с.

10. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. — М.: Современник, 1973.-320с.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1995.— 502с.

12. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. -318с.

13. Белая Г.А. Литература в зеркале критики. Современные проблемы. М.: Советский писатель, 1986. - 270с.

14. Белинский В.Г. Избранное в 2-х книгах. Кн. 1. М.: Советский писатель, 1959. - 559с.

15. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. — М.: Советский писатель, 1983. 239с.

16. Благой Д.Д. Национальные особенности русской литературы. -М.: Наука, 1978.-280с.

17. Большой энциклопедический словарь. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1991.

18. Бочаров А. Бесконечность поиска. М.: Советский писатель, 1982.-290с.

19. Бочаров А. Концепция личности в современной прозе. М.: Советский писатель, 1977. — 310с.

20. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. - 228с.

21. Виноградов Б.С. Кавказ в творчестве Л.Н.Толстого. Грозный, 1959.-190с.

22. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. -М.: Наука, 1976.-511с.

23. Власенко А. Расцвет. О срвременной литературе народов РСФСР, М.: «Советская Россия», 1973. — 217с.

24. Воробьева H.H. Принципьг историзма в изображении характера. — М.: Наука, 1978.-210с.

25. Варфоломеев И.П. Типологические основы жанров исторической романистики. Ташкент, 1979. - 189с.

26. Гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты» адыгскихчеркесских) народов. Майкоп, 1987. - 397с.t

27. Гайтукаев К.Б. В пламени слова. (Критические статьи и исследования). Грозный. 1989.— 280с.

28. Гамзатов Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000.-280с.

29. Гамзатов Г. Национальная художественная культура в . калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. — 651с.

30. Гачев Г. Неминуемое: ускоренное развитие литературы. — М.: Художественная литература, 1989. — 431с.

31. Гей Н.К. О художественности. М.: Наука, 1967. - 364с.

32. Герасименко А.П. Искусство слова. Русский советский роман 6080-х годов. М.: МГУ, 1989. - 204с.

33. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л.: Советский писатель, 1971.- 464с.

34. Гумилев Л. «Конец и вновь начало». М.: Кристалл, 2000. - 360с.

35. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.:Наука, 1967. - 319с.

36. Гусейнов Ч.Г. Форма общности советской многонациональной литературы. — М.: Мысль, 1977. 230с.

37. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М.: Советский писатель, 1988.-429с.

38. Дагестанская литература. Закономерности развития. (1965-1985). Махачкала, 1999. - 340с.

39. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М.: Наука, 1972.-280с.

40. Далгат У.Б. Литература и. фольклор: Теоретические аспекты. -М.: Наука, 1981.-303с.

41. Дахкильгов И.А. Ингушская литература. Грозный, 1975. - 208с.

42. Дахкильгов И.А., Мальсагов А.О. Ингушская советская литература. Грозный, 1987.

43. Движение в жизни и литературе. Современные проблемы социалистического реализма. Сб. ст. М., 1978. - 340с.

44. Днепров В.Д. Черты романа XX века. М.-Л.: Советский писатель, 1965. —548с.

45. Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений. Л.: Наука, 1934г.46. . Егиазарян А. Концепция времени и концепция личности в литературе развитого социализма. — Ереван, 1980. — 210с.

46. Ершов Л.Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство. — Л.: Наука, 1967. 339с.

47. Есин А.Н. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.-230с.

48. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. — М.: Советский писатель, 1974. — 396с.

49. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973. —535с.

50. Зелинский К. Октябрь и национальные литературы. — М.: Художественная литература, 1967. 290с.

51. Ибрагимов М. Заметки о литературе. Классики и современники. — М.: Художественная литература, 1971. 309с.

52. Иванов В.В. Соотношение истории и современности как методологическая проблема. М.: Советский писатель 1973. - 210с.

53. Идашкин Ю. Юрий Бондарев. М.: Художественная литература, 1987.-218с.

54. Ингушетия и ингуши. Т.1. (Составитель М. Яндиева). Назрань-Москва, 1999.

55. Ингуши. Сб. ст. Саратов, 1996. - 280с.

56. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. -Л., 1974.-320с.

57. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1. — М.: Наука, 1995. - 240с.

58. История русского советского романа. В 2-х т. Т.1. М.-Л.: Наука, 1965.-715с.

59. История советской многонациональной литературы. В 6 т. М.: Наука, 1970-1974.

60. Камбачокова Р.Х. Адыгский исторический роман. Нальчик: Эльбрус, 1999.-116с.

61. Караева А.И. Обретение художественности. М.: Наука, 1979.176с.

62. Кашежева Л.Н. Кабардинская советская проза. — Нальчик, 1962. —147с.

63. Кедрина З.С. Введение. История советской многонациональной литературы. Т.4. -М.: Наука, 1972.

64. Келигов М.Ю. Храм Миневры. — Грозный: Книга, 1996. 190с.

65. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов. (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). — М.: Наука, 1983.-336с.

66. Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. М.: Советский писатель, 1963. - 439с.

67. Колобаева А.Н. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков. М., 1990. - 270с.

68. Концепция человека в современной литературе 1980 годы. М.: Наука, 1990.-473с.

69. Каракасян Л. Концепция личности и герой литературы. Ереван, 1982.- 183с.

70. Кузнецов Ф.Ф. Советский роман. М.: Наука, 1963. - 330с.

71. Краткий словарь философии. — М. Политическая литература, 1982.-274с. .I

72. Курляндская Г.В. Нравственный идеал героя Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. - 230с.

73. Ленобль Д. История и литература. — М., 1977. — 310с.

74. Литвинов В. Мир глазами*публициста. — М.: Знание, 1967. — 93с.

75. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.410с.

76. Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987.-750с.• , 171

77. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - М.-Л.: Советский писатель, 1984. -209с.

78. Лихачев Д.С. Тревоги совести. (Книги не молчат). — М.: Советский писатель, 1972. — 210с.

79. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальной литературы. -М.: Современник, 1972.-248с.

80. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. М.: Наука, 1970. - 260с.

81. Мальсагов А.О., Базоркин И.М. Очерки истории чечено-ингушской литературы. — Грозный, 1963. 217с.

82. Мальсагов А.У. В боевом строю. Грозный, 1971. - 185с.

83. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Майкоп, 2001. - 338с.

84. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. - 297с.

85. Месеер Р. Советская историческая проза. — Л., 1955. 245с.

86. Миф фольклор - литература. Сб. ст. - Л.: Наука, 1978. - 250с.

87. Многоликая Ингушетия. Санкт-Петербург, 1999. - 210с.

88. Многонациональный советский роман. Сб. ст. — М.: Мысль, 1966. -308с.

89. Музаев Н.Д. Взаимосвязь литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров: Грозный, 1974. — 175с.

90. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. — Нальчик: Эльбрус, 1978. -131с.92. . Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 192с.I

91. Мусукаева А.Х., Шетова Р.А. Художественный мир Хачима Теунова. Нальчик: Эльбрус, 2003. - 191с.

92. Мышковская Л.М. Мастерство Л.Н. Толстого. — М.: Современник, 1958.— 275с.

93. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 1972.-246с.

94. Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. — М.: Мысль, 1964. 370с.

95. Николюкин А.И. Роман как художественная форма национального самосознания. Уроки истории и современности. М.: Наука, 1990.-398с.

96. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. — М.: Художественная литература, 1970.-320с.

97. Оскоцкий В.Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. М.: Художественная литература, 1980. -360с.

98. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. М.: Наука, 1972. - 266с.

99. Охотникова С.Р. Концепция мира и человека в русской культуре XX века. М.: Современник, 1986. - 210с.

100. Очерки чечено-ингушской литературы. — Грозный, 1963. -315с.

101. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. — Майкоп, 1990. -275с.

102. Патиев Я. А я жду. Очерк жизни и творчества И. Базоркина. -Назрань, 2000. 195с.

103. Пауткин А.И. Советский исторический роман. М.: Знание, 1970. -155с.

104. Петров С.П. Советский исторический роман. М.: Художественная литература, 1984. - 340с.

105. Пошатаева A.B. Литература народов Севера. М.: Наука, 1988.176с.

106. Пропп В.Я. Фолыртор и действительность. М.: Наука, 1976.325с.

107. Роль фольклора в литературах народов СССР. Сб. ст. М.: Наука, 1975.-248с.

108. Русская советская литература. — М.: Просвещение, 1979. 395с.

109. Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик: Эльбрус, 2001. - 147с.

110. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Советский писатель, 1972. - 230с.

111. Скачков И.А. Герой и история. М., 1988.

112. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. В 2-х частях. 4.1. Саратов, 1973. - 278с.

113. Султанов К.К. Динамика жанра. (Особенное и общее в опыте современного романа). М.: Наука, 1989. - 152с.

114. Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М.: Наследие, 2001. - 195с.

115. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. — М.: Советский писатель, 1977.-208с.

116. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988. - 280с. - * •

117. Схаляхо А. Очаг национальной памяти. Майкоп, 1999. - 190с.

118. Теппеев A.M. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974.174с.

119. Тимофеев JI. Основы теории литературы. М., 1966. - 340с.

120. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик: Эльбрус, 1991.-208с.

121. Трифонова Т. Русская советская литература 30-х годов. — М., 1962.-210с.

122. Туркаев В. Путь к художественной правде. Грозный, 1987. -170 с. ,

123. Туркаев В. О путях развития чеченской литературы. Грозный, 1973.-189с.

124. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман. /Национально-эпическая традиция и современность/. Нальчик, 1987. - 110с.

125. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. Нальчик: Эльбрус, 1972. - 174с.

126. Фидарова Р.Я. Герои, характеры, жизнь. Орджоникидзе: ИР, 1990. - 197с.

127. Фокс Р. Роман и народ. М.: Советский писатель, 1968. - 220с.

128. Хайлов А. Роман и типология повествовательных жанров. Советский роман. М.: Художественная литература, 1978. — 237с.

129. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. — Нальчик: Эльбрус, 1978.-258с.

130. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Книга о жизни и творчестве поэта. Нальчик: Эльбрус, 2000. - 352с.

131. Хапсироков Х.Х. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. Ставрополь, 1964. - 144с.

132. Хашхожева Р.Х. Поиски и находки. Избранные статьи. — Нальчик: Эльбрус, 2000. 416с.

133. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1972. - 406с.

134. Чамоков Т. В защиту человека. — Майкоп, 1992. 190с.

135. Чеченский и ингушский.роман. Проблемы жанра. Грозный, 1986.- 118с.

136. Чечерин A.B. Возникновение романа эпопеи. - М., 1988. - 230с.

137. Шаззо К.Г. Живое слово. Майкоп, 1989. - 230с.

138. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 238с.

139. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. JL: Наука, 1989. - 247с.

140. Щербина В. Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия. М.: Наука, 1964. - 230с.

141. Яблокова Г. У истоков книги. Грозный, 1990. - 180с.

142. Яндиева М. Ингушский исторический роман. Грозный, 1990.210с.1.

143. Абукаров А. Дороги любви // «Сердало», 1999, 24 февраля.

144. Аминов Н., Ковда Д. Психология литературного творчества //Анкета «ЛУ» на VII Всесоюзном совещании молодых писателей, 1979, №6.

145. Аникин В.П. Мудрость народов // Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1961.

146. Анненский Л. Жажда беллетризма //Литературная учеба, 1980, 1 марта.

147. Ахматова Р. Пусть крепнет дружба литератур // Кабардино-Балкарская правда, 1968, 27 ноября.

148. Базоркина А.И. Терпение // Так это было. В 3-х томах, Т.2. М.,1993.

149. Бекизова Л. Октябрьская революция и новый эпос народов Северного Кавказа // Художественные искания советской литературы. -Алма-Ата, 1980.

150. Бондарев Ю., Быков В., Кузнецов М. Почему и сегодня мы пишем о войне //Литературная газета, 1975, 19 февраля.

151. Борова А.Р. Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова // Автореферат кандидатской диссертации. -Нальчик, 1999.

152. Васенина Н. И. Базоркин. «Я еще не все сказал.» // Комсомольское племя, 1989, 22 апреля.

153. Взаимодействие и взаимообогащение. Русская литература и литература народов СССР. (Статьи, материалы) // Ленинград, Наука, 1989.

154. Воробьева Н.Н., Хитарова С.М. На новых рубежах // О многонациональной прозе наших дней. М., 1974.

155. Вышегуров M. Как жаль, что ты улетел // Сердало, 1995, 24 января.

156. Газдиев А. «Из тьмы веков» // Сердало, 1968, 14 декабря.

157. Газиков М. Гордость ингушской литературы // Сердало, 2001.

158. Гусейнов А. Литература и нравственность. Нравственность, литература, писатель //Литературная учеба, 1984, №3.

159. Давыдов И. Военная дорога писателей // Кабардино-Балкарская правда, 1987, 12 мая.

160. Далгат У.Б. О взаимосвязях дагестанских и северокавказских литератур // Пути развития советской многонациональной литературы. — М., 1960.

161. Дахкильгов И.А. Наша национальная гордость // Ингушетия, Грозный, 1994, 31 мая.

162. Дахкильгов И.А. Фольклорно-этнографический материал в контексте романа «Из тьмы веков» // Ингушетия, 1994.

163. Демидчик Л. Преемственность и переосмысление традиций // Вопросы литературы, 1982, №12.

164. Джусойты Н. Все начинается с размышления // Вопросы литературы, 1976, №5.

165. Добренко Е. Соцреализм в поисках «Исторического прошлого»// Вопросы литературы, 1997, №1.

166. Емельянов А. Солнце в каждом доме // Литературная Россия, 1963, 26 апреля.

167. Злобин С. О моей работе над историческим романом // Советская литература и вопросы мастерства. Вып.1. — М., 1957.

168. Ивашова В. О границах понятий // Литературное обозрение, 1976,1.

169. История, помогающая жить. Интервью Ю.Бондарева и Ч.Амирэджиби // Литературное обозрение, 1984. №2.

170. Кандиев Б. Книга жизненной правды. // Социалистическая Осетия. Орджоникидзе, 1969, 19 февраля 1969.

171. Келли И. Еще раз о новом историзме // Вопросы литературы, 2003, №4.

172. Кормилов С.И. К общей теории художественно-исторической литературы //Филологические.науки. М., 1979.

173. Лапшин М. Тема революции в эпической прозе // Север, 1977,11.

174. Лесин В. Вымысел и домысел // Литературная Украина. — Киев, 1969, 18 июля.

175. Литературная учеба. М., 1979, № 6.

176. Лихачев Д.С. Служение памяти // Наш современник, 1983, №3.

177. Ломидзе Г. Великая сила пролетарского интернационализма // Литература и современность, 1972, Сб. №11.

178. Ломидзе Г. Расширение эстетического диапазона // Вопросы литературы, 1971, №9.

179. Ломидзе Г. Традиции дружбы и братства // Вопросы литературы,1982, №12.

180. Мальсагов А.У. Поэзия мужества // Комсомольское племя, 1970, 30 июня.

181. Мальсагов Д. Ингушская литература // Революция и горец. -Ростов-на-Дону, 1933, №1-2.

182. Мальсагов O.A. По пути роста // Грозненский рабочий. -Грозный, 1957, 10 декабря.

183. Мамиева В.А. Современный литературный процесс и развитие художественного сознания народов Северного Кавказа // Советская литература и Кавказ. — Грозный, 1987.

184. Манн Ю. У истоков русского романа // Вопросы литературы,1983, №5.

185. Марков Д. Социалистический реализм — новая эстетическая система // Вопросы литературы, 1975, №2.

186. Мартазанов A.M. Проблема в творчестве И.Базоркина // Орджоникидзевская, 1994.

187. Мерквиладзе Г; Пути творческого взаимообогащения национальных литератур // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. — М., 1964.

188. Многонациональная советская литература в контексте мировой социалистической культуры // Вопросы литературы, 1982, №12.

189. Мусин Ф. Сквозь призму условности // Правда, 1980, 9 ноября.

190. Художественное взаимообогащение литературы народов СССР // Вопросы литературы. 1982, №12.

191. Неуспокоева Н.Г. Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур // Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. M., 1961.

192. Николаев С. Три испытания Идриса Базоркина // Культура. М., 1996, 2 февраля.

193. О большом эпосе малых народов // Вопросы литературы, 1987,1.

194. Оскоцкий В. Человек во времени // Литературная учеба, 1979.6.

195. Павленко П. На Северном Кавказе // Литература и искусство, 1943, 12 июня;

196. Панченко И.Г. Вопрошая прошлое заглянуть в будущее // Вопросы литературы, 1983, № 6.

197. Панченко И.Г. О фолыслорно-мифологических традициях в современной многонациональной советской прозе // Вопросы литературы, 1984, №2.

198. Пархоменко М.К. К достижению полного единства // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. М., 1964.

199. Полонская Е. Мысль, чувства, поэзия. // Грозненский рабочий, 1963, 14 июня.

200. Проблема характера в литературе // Тезисы докладов зональной научной конференции 24-26 октября 1990г., ч.П. Челябинск, 1990.

201. Распутин. Необходимость правды // Литературная учеба, 1984,3.

202. Солоухин В. Со своей посадкой в седле. (Вступительная статья) // А.Кешоков. «Вершины не спят». М., Художественная литература, 1981.

203. Танкиев А. Об истории и культуре ингушского народа // Ингуши. -Саратов, 1996.

204. Харчевников В. Вступительная статья к сборнику избранных произведений И.Базоркина «Призыв». ^ Грозный, 1937.

205. Чахкиева P.A. Истоки чечено-ингушской прозы //Вопросы литературных связей, Т.8. Грозный, 1979.

206. Чмыхов Л.М. Исторический роман в литературе Северного Кавказа. Многообразие и специфика жанра //Советская литература и Кавказ. -Грозный, 1987.

207. Шахбулатов А. Дороги любви. Заметки о спектакле // Грозненский рабочий, 1966, 4 марта.

208. Шолохов М. Сокровищница народной мудрости // Пословицы русского народа. Сб. В.Даля. М., 1957211. Шортанов А. Судьба народная // Кабардино-Балкарская правда,1969, 1 октября.

209. Шошин В.А. К проблеме взаимодействия национальных литератур в советском литературоведении // Русская литература и литература народов СССР. Л.: Наука, 1989.

210. Якименко В. Границы и возможности //Вопросы литературы, 1978, №11.

211. Якименко Л. Творческий поиск // Знамя, 1978, №11.

212. Якименко JI. Художественная летопись бессмертного подвига // Армия и литература. М., 1978.

213. Яндиева-Албогачиева М. И.Базоркин в жанре неклассического жития // «Сердало», 1994, 8 июля.