автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Ингушская драматургия: национальные истоки, эволюция, жанровая специфика
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ингушская драматургия: национальные истоки, эволюция, жанровая специфика"
На правах рукописи
ЕВЛОЕВА Аза Мухтаровна
г
ИНГУШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ, ЭВОЛЮЦИЯ, ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА
Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Нальчик - 2006
Диссертация выполнена на кафедре ингушской филологии Ингушского государственного университета.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
кандидат филологических наук, профессор Дахкильгов Ибрагим Абдурахманович
доктор филологических наук, профессор Баков Хангери Ильясович
кандидат филологических наук Шиков Кошмазук Мусович
Пятигорский государственный лингвистический университет
Защита состоится " " марта 2006 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.076.04. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М.Бербекова (360004, г.Нальчик, ул.Чернышевского, 173).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова по адресу: 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.
Автореферат разослан " С " февраля 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного Совета
А.Р. Борова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью системного анализа национальных истоков, этапов эволюции и жанровой специфики ингушского драматического искусства в свете современного понимания его как исторически изменяющегося художественного сознания народа, а также отсутствием значительных исследований по национальной ингушской драматургии.
Разработку данной проблемы правомерно считать одной из насущных задач, стоящих сегодня перед ингушским литературоведением. Исследование этапов развития и жанровой специфики национальной драматургии тем более важно, что ее древний период совершенно не изучен, а работы советского периода зачастую носят политизированный характер.
Драма принадлежит одновременно и театру, и литературе. Как литературный род она всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам и в самых ярких своих произведениях становилась народной, так как ее основа - социально-исторические или "вечные" человеческие проблемы.
Ингушская литература, как и литературы других народов Северного Кавказа, возникла на основе диалектического синтеза художественного опыта народа, хранимого в его устном творчестве. Также и ингушский театр - уникальный феномен, который зародился в древнейший период истории ингушского народа. Богатейший фольклор ингушей не знал драмы в родовом значении этого понятия, хотя богатые драматические элементы наличествовали в религиозных и календарных народных обрядах, эпосе и лирике.
Ингушская драматургия явилась законной продолжательницей богатейшего устного народного творчества, и в первую очередь, его драматических элементов. Народные истоки ингушской драмы уходят вглубь веков. Это языческо-христианские моления ингушей, карнавал новогодних торжеств "Фар", праздник урожая "Марс-пхьор", песни-поединки юношей и девушек, драматизированное исполнение герои-ко-эпических песен, иногда и без музыкального сопровождения, а также различные календарные, свадебные и похоронные обряды.
РОС.
.НАЦИОНАЛЬНАЯ I БИБЛИОТЕКА ^ I
Встреча весны, праздник первой борозды, обряд похорон, встреча и проводы гостей - все это своеобразные театрализованные представления, для которых народ сформировал определенное "сценическое" поведение и соответствующий им речевой стандарт. Ингушскую драму можно считать поистине народной: у ее истоков стоял народ - мудрейший в мире философ и художник.
Цели и задачи диссертационного исследования. В работе мы ставим целью исследовать ингушскую драматургию в ее эволюционном развитии, изучить национальные истоки, жанровые особенности, а также определить вклад наиболее значительных национальных драматургов в развитие ингушской литературы XX века.
В соответствии с поставленной целью представляется необходимым решение следующих задач:
- определение истоков ингушской народной драмы;
- определение принципов зарождения и формирования ингушской драматургии в период 1920-1930-х годов;
- исследование особенностей развития ингушской драматургии 1940-1960-х годов;
- выявление жанровой специфики ингушской драматургии современного периода;
- изучение художественного своеобразия произведений ингушских драматургов С.Аушева, И.Базоркина, А.Бокова, А.-Г.Угурчиева, С.Чахкиева и других;
- определение роли и значения театра в духовном возрождении ингушского народа.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка монографического изучения ингушской драматургии в ее эволюционном развитии, в исследовании ее как народнопоэтического феномена и целостного художественного явления. Проблемы, стоящие перед сегодняшней национальной драматургией, значительны. Они требуют художественного решения на современном уровне, с постановкой глубоких психологических задач.
В диссертационной работе проводится подробный анализ ингушской драмы, начиная с первых этапов зарождения до 80-90-х годов XX века.
Методологической основой диссертационной работы стали основные положения отечественного литературоведения по проблемам развития драматургических жанров, разработанные в трудах А. Аник-ста, Р. Бикмухамедова, Б. Бялика, Ч. Гусейнова, У. Далгат, Д. Затон-ского, А. Ревякина, Ю. Смелкова, Е. Стрельцовой, а также А. Абазова, Ю. Айдаева, И. Дахкильгова, А.О. Мальсагова, А.У. Мальсагова, X. Туркаева, А. Шортанова и других.
В данной работе использован комплекс исследовательских методов: типологический, культурно-исторический, а также некоторые методы структурной поэтики.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны драматургические произведения ингушских писателей: И.М. Базоркина, Б. Дахкильгова, З.К. Мальсагова, Д.Д. Мальсагова, О.А. Мальсагова, Х.-Б. Мугалиева, С.И. Чахкиева и других, а также фольклорные произведения, очерковые зарисовки драматургов, документальный материал, мемуары театральных деятелей.
Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день в северокавказском литературоведении нет специальных монографических исследований по указанной теме. Однако данная проблема в том или ином аспекте затрагивалась в трудах Ю. Айдаева "Чечено-ингушская драматургия" (Грозный, 1975)'и "Зеркало жизни" (Грозный, 1987), в монографии И.А. Дахкильгова "Ингушская литература" (Грозный, 1975), в "Очерке истории чечено-ингушской литературы" (Грозный, 1963), а также в отдельных статьях и рецензиях на пьесы ингушских драматургов и на театральные постановки.
В основу "Очерка истории чечено-ингушской литературы" положен принцип литературных портретов национальных писателей в сочетании с главами, анализирующими условные периоды развития ингушской литературы. В период 1960-х годов "Очерк..." имел большое значение как первая попытка исследования национальных литератур с момента их зарождения. Сложные вопросы национальных истоков, становления и развития ингушской драматургии специально не анализировались, хотя в отдельных статьях о творчестве писателей в той или иной мере затрагивались их основные драматургические произведения.
В монографии И.А. Дахкильгова "Ингушская литература" (период развития до 1940-х годов) имеется отдельная глава по истории ингушской драматургии. В работах Ю. Айдаева дается краткий анализ некоторых отдельных пьес ингушских авторов.
Необходимо подчеркнуть, что основные периоды становления национальной драматургии, а также наиболее важные аспекты ее исследования восприняты нами через научные концепции трудов указанных исследователей.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения: в определении национальных истоков и этапов развития ингушской драматургии, а также в изучении жанровой специфики драматургии, ее проблематики и поэтики. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению национальной драматургии и выявлению некоторых общих закономерностей развития жанров в литературах Северного Кавказа.
Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории и теории ингушской литературы, в частности, при решении проблемы эволюционного развития национальной драматургии, ее истоков, жанровой специфики, художественного своеобразия. Некоторые разделы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории ингушской драматургии, а также при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории ингушской литературы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и научные результаты исследования нашли отражение в статьях и тезисах, опубликованных в коллективных сборниках и в материалах научных конференций: "Всероссийская конференция, посвященная 150-летию со дня рождения известного учёного и просветителя Чаха Ахриева" (Магас, 2000 г.); Региональная научно-практическая конференция "Духовная щедрость народа" (Назрань, 2002 г. и 2006 г.); "Сборник научных трудов ингушского государственного университета. Выпуск 1" (Магас, 2002 г.).
Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры ингушской филологии Ингушского государственного уни-
верситета (сентябрь 2005 г.), а также на заседании научного семинара "Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа" кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (ноябрь 2005 г.).
Структура диссертационной работы. Цели и задачи научного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, устанавливается степень разработанности рассматриваемой проблемы в современном литературоведении, излагаются теоретические и методологические принципы исследования, определяются его цели и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Глава первая "Истоки ингушской народной драмы" включает в себя следующие разделы: языческо-христианские моления театрализованного характера; календарные обряды; театрализованный свадебный обряд; шуточное сватовство; словесные и танцевальные состязания; похоронный обряд.
В главе дается определение выработанным культурой ещё в глубокой древности элементам театрального зрелища, которые обладали национальной спецификой и позволяли народу выражать свои переживания. В ингушском народном творчестве элементы театрального действа были плодотворной почвой, на которой в начале XX века стали формироваться зачатки драматургии и национального театра.
Категории народной драмы занимают исключительное место в фольклоре. Элементы драматургии, театральной зрелищности весьма развиты в устном народном творчестве ингушей и прослеживаются в народных обрядах, празднествах и играх.
В доисламское время ингуши исповедовали религию, представляющую собой сплав древнего язычества и христианства. С незапамятных времен ингуши почитали верховного бога Дяла, богиню плодородия Тушоли, бога грома и молнии Селу, бога охоты и злаков Елту и т.д. Рели-
гиозные празднества того времени имели театрализованный характер. В ингушском обществе проводились, например, такие празднества, как Мятцели, Амага-ерда, Хал-ерда, Тамаж-ерда, Ткъоб1аь-ерда и др. В месяце мятцели-бут (июль), названном по празднеству в честь бога Мятцели, отмечался праздник этого местного божества.
Большое внимание уделялось древними ингушами праздникам первой борозды, первого снопа, начала косьбы и т.п. Судьба урожая зависела от естественно-природных условий, неподвластных человеку. Это могли быть засуха, грозы, ветры и ливни. Во всей весенне-летней обрядности существенная роль отводилась проблеме дождя. Обряд вызывания дождя назывался ингушами "Мустагударг".
Множество культовых обрядов было связано с языческим праздником Новый год (Ноджой), который проводился ингушами в период зимнего солнцестояния, 25 декабря. Год в народном календаре начинался с этого месяца. К этому празднику готовились тщательно: приготавливалась разнообразная еда, варили пиво (них) из пшеницы. Ингуши в праздник "Ноджой" посещали святилища.
Элементы драмы проявлялись и в словесных и танцевальных состязаниях, которые в прошлом были весьма знамениты среди ингушей. Значительное место в народном искусстве занимали лирические песни. Связь народной драмы с песней огромна. Народная лирика и народная драма способствуют формированию норм фольклора и достигают наибольшего расцвета в позднейшие времена, являясь конечным этапом перед возникновением письменной литературы. Для нас большой интерес представляют диалогические песни. На торжестве кто-либо из группы мужчин выходил в центр и принимался декламировать нараспев, другие хором повторяли за ним припев. Потом выходила девушка из женской группы и подобающей случаю песней отвечала ему. Остальные девушки поддерживали её. Начиналось состязание, кто кого переговорит и перетанцует. Каждая группа старалась показать высокую технику танца, мастерство исполнения песни, высказаться более красноречиво и т.д.
Ярко выраженный театрализованный праздничный характер имела ингушская свадьба. Она была зрелищной, красивой, с плясками, песнями и шуточным сватовством.
Множество интересных театральных элементов наблюдалось и в похоронном обряде. Он сложился ещё в древнюю эпоху. Определяя наличие драматизированных элементов игр и других театрализованных представлений ингушского народа, связанных с похоронными обрядами, следует иметь в виду их условную классификацию, т.е. те обряды, которые связаны с культом умерших (до принятия ислама), и современные похоронные обряды (связанные с мусульманской обрядностью).
Таким образом, элементы театра у ингушей существовали с давних времён. Об этом свидетельствуют многие древние обычаи, и поныне встречающиеся в свадебных и похоронных обрядах. Обряды имели определенное эстетическое содержание, являлись формой веселого красочного народного игрища. В них принимали участие все, и каждый был "актером".
В итоге, широко развитые в ингушском народном творчестве элементы театрального действия и диалога стали благодатной почвой, на которой в 1920-е годы начали формироваться зачатки драматургии и профессионального театра.
Во второй главе "Зароиедение и становление ингушской драматургии" исследуются проблемы драматургии периода 1920-30-х годов, вопросы эволюции от самодеятельного театрального искусства к профессиональному театру, анализируется довоенная драматургия И. Базоркина. В главе рассматриваются объективные условия, способствовавшие зарождению и формированию ингушской современной драматургии, прослеживаются этапы и особенности ее формирования и развития.
Особенности и трудности осмысления молодыми национальными писателями процессов жизни, художественного освоения ими социальных конфликтов нигде так не проявились в литературе, как в драматургии. В период 1920-х годов, когда полиграфическое производство еще только формировалось, а большая часть населения оставалась малограмотной, очень сильно возрастало значение устного (драматического) слова для формирования и пропаганды культуры.
Именно в 1920-е годы были созданы театральные коллективы, агитбригады, которые сыграли немалую роль в развитии национальной драматургии. Так, в августе 1920 года в Ингушетии проводился месяц "Красного горца" Агитбригада ездила по сёлам, исполнялись танцы и песни, ставились небольшие сценки и пьески.
Социальная бескомпромиссность, утверждение определенных политических идей - таковы основные качества, которыми характеризовались первые пьесы ингушских писателей. Такую же картину можно было наблюдать в других литературах Северного Кавказа: чеченской, осетинской, адыгейской, балкарской, кабардинской. Противопоставление новой жизни старой становилось основным конфликтным узлом драматургических произведений данного периода.
Следует помнить, что это был естественный и в свое время необходимый этап развития национального театра и драматургии. Литература подобной идейно-художественной направленности была вызвана к жизни социальными, общественными условиями. В начале 1920-х годов для самодеятельности создавали репертуар М.А. Булгаков ("Сыновья муллы", "Самооборона"), Козлов ("Многожёнство"), А.-Г. Гойгов ("Поминки"). Ставились эти пьески в городах Орджоникидзе, Грозный и в селах Ингушетии. Посвящены они были критике пережитков, строились по принципу противопоставления старой и новой жизни.
Итак, начальный период формирования драматургии в ингушской литературе приходится на 1920-е годы. Она имела в целом публицистический характер, ставила острые социальные проблемы, пыталась освоить драматический материал из прошлой и современной жизни, нередко обращалась к обычаям и традициям народа.
Литературный процесс имеет определенные закономерности, которые продиктованы самой жизнью. На определенном этапе его развития возникают мотивы, исследуются идеи и характеры, появляются жанры, в которых общественная жизнь испытывает наибольшую необходимость. Обострение борьбы, которая велась в период 20-30-х годов XX века на селе, и изменения, которые происходили как в общественной жизни, так и в сознании народных масс, не могли не при-10
влечь внимания писателей и драматургов Ингушетии и не оказать влияние на становление драматургических жанров. Драматическая, порой трагическая действительность ингушкой деревни порождала в молодой литературе такие жанры, которые простым, доступным языком могли бы поведать о новой жизни, о новом герое, который стал бы воплощением народной мечты. Можно сегодня говорить о простоте, незамысловатости сюжетов, об отсутствии либо о легком разрешении конфликта в таких произведениях, но они отвечали и запросам времени, и запросам читателя и зрителя.
Ингушская драматургия зародилась раньше других родов литературы. З.К. Мальсагов впервые в истории своего народа выступил на ингушском языке, написав в 1923 году пьесу "Похищение девушки". В дальнейшем появились пьесы И. Базоркина "Тамара" и "На рассвете", Б.Дахкильгова "Знахарка", 3. Мальсагова "Месть", Орцхо и Дош-луко Мальсаговых "Перелом", Х.-Б. Муталиева "Культармейцы", А. Шадиева и Гойсанова "Мюрид" и т.д.
З.К. Мальсагов впервые в ингушской литературе на конкретных и художественно-полноценных образах осмыслил историческую судьбу горянки, её прошлое, пробуждение в ней под влиянием нового времени человеческого достоинства, душевных сил. Этот исторический оптимизм в определённой мере роднил З.К. Мальсагова с просветителями прошлого времени.
Важным этапом в развитии ингушской драматургии стало и творчество И. Базоркина. В его пьесах "Тамара" и "На рассвете" изображается героическое участие ингушей в гражданской войне, приобщение горянки к новой жизни.
Свой вклад в развитие ингушской драматургии внесли Ужахов и Чахкиев, А. Шадиев и Гайсанов, Б. Дахкильгов и Х.-Б. Муталиев. В пьесах Заурбека, Орцхо и Дошлуко Мальсаговых происходит окончательное становление ингушской драматургии. Пьеса "Перелом" Орцхо и Дошлуко Мальсаговых была издана сразу на двух языках и удостоилась положительной оценки читателя и зрителя.
Успехи драматургии неотделимы от рождения и становления ингушского театра. В свою очередь развитие драматургии способст-
вовало росту поэзии и прозы. Дальнейший подъём ингушской драматургии наблюдался во второй половине 1930-х годов и в период Великой Отечественной войны.
Необходимо подчеркнуть, что особенности историко-полити-ческих и общественных противоречий определили характер и структуру художественного конфликта в драматургических произведениях периода 1920-30-х годов:
- обязательное изображение борьбы противоположных идейных начал;
- противопоставление старой жизни и новой;
- отсутствие аналитического начала в изображении событий, их пересказ;
- "выравнивание" характеров в соответствии с требованиями времени, с социальными и общественными реалиями.
Глава третья "Художественное решение темы Великой Отечественной войны в ингушской драматургии" состоит из двух разделов: драматургия Идриса Базоркина периода Великой Отечественной войны; тема героического прошлого в ингушской драматургии 6070-х годов XX века (А.Боков, С. Чахкиев).
Война, так или иначе, сказалась на всем процессе развития национальных литератур: изменила идейно-тематическое содержание произведений, оказала существенное влияние на жанрово-структурные принципы творчества. Многие намеченные до войны планы были оборваны, но, с другой стороны, новая реальность и новые эстетические задачи обеспечивали другой, более высокий уровень литературного развития.
События 1940-х годов поставили такие проблемы, которые получили широкое общечеловеческое звучание. Тема защиты родины и идеи патриотизма, мотивы подвига, ненависти к вра1у звучат в произведениях известных писателей, поэтов, драматургов. Тема дружбы народов также приобретает более глубокое значение. Внимание литературы было сосредоточено на "вечных" вопросах: жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла и т.д. Нравственно-гуманистическое содержание тем, обращенных к историческим событиям, было настолько значительным и объемным, что оно способствовало мощному толчку литературы, образова-12
нию в ней нового структурно-типологического пласта. Произошедшие изменения были общими для всех литератур страны, но для молодых национальных литератур они имели и особое значение.
С самого начала Великой Отечественной войны И. Базоркин одним из первых через свое творчество принял активное участие во всенародной борьбе против фашистских завоевателей. Основное идейно-тематическое направление его драматургии с первых дней войны -ратный подвиг народа, высокие идеи патриотизма, дружбы народов страны. Идеи героизма, единства и содружества народов в борьбе с иноземными оккупантами определяют специфику сюжетов и образной системы драматургии И. Базоркина.
Военные события 1940-х годов требовали прямого отклика литературы на происходящее. Потребность в оперативных, мобилизующих литературных жанрах вызвала всплеск публицистических форм, причем проявилось это как в прозе и поэзии, так и в драматургии. Военная действительность вызвала к жизни особую, целостную идейно-эстетическую систему, формы которой отличались действенностью, оперативностью и злободневностью. Это обусловило тот факт, что проблема художественного решения характера в этот период уходит на второй план, но в то же время национальный герой предстает в своих общезначимых качествах, он - представитель всего народа. Изображение героического характера, воплощающего общенациональную судьбу, приводило порой к описательности, публицистичности, к преобладанию изображения фактических событий.
В целом же ингушская драматургия исследуемого периода выработала новые проблемно-стилевые и структурные особенности, которые способствовали дальнейшему развитию национальной литературы в целом.
В четвертой главе "Современная ингушская драматургия"
исследуются идейно-художественные искания ингушских драматургов последней четверти XX века (С.Аушева, А.-Г. Угурчиева, С. Чах-киева), рассматривается драматургия И. Базоркина, анализируется специфика преломления древней ингушской легенды о народном герое Курюко в драматической поэме С. Чахкиева "Чаша слёз".
С 1957 года, после возвращения ингушей на родину, получили импульс к развитию на новом, более высоком уровне литература и искусство. Ингушская драматургия стала обогащаться в жанровом отношении. Так в 1958 году И. Базоркин первым в ингушской литературе создал киноповесть, которая затем легла в основу киносценария "Труд и розы". А желание С. Чахкиева запечатлеть на сцене героическое прошлое ингушей сосредоточило его внимание на известной легенде о народном герое Курюко. Мужество, преданность героев народу стали отличительными чертами героической поэмы "Чаша слёз". Поэма раскрывает национальные особенности ингушского народа, духовные и нравственные ценности, которые делали его непобедимым. Драматург связывает судьбу Курюко с судьбой народа, все действия этого легендарного героя подчинены единым целям всенародной борьбы. Драматическая поэма С.Чахкиева "Чаша слёз" стала новым жанром в ингушской драматургии, явилась значительным, этапным произведением в истории ее развития.
За последнюю четверть XX века в ингушской драматургии появилось достаточно большое количество интересных по форме и актуальных по содержанию пьес, повествующих о прошлом и настоящем ингушского народа. Художественные устремления современных ингушских драматургов различны, а их творческие искания индивидуальны и своеобразны, но при этом все они ставят в своем творчестве серьезные, актуальные проблемы и предлагают пути их решения в связи с насущными задачами современности.
Ингушская драматургия периода 1970-80-х годов обращается к теме гуманизма и нравственности. Центральное место в современной драматургии ингушей занимают пьесы С. Чахкиева. Тема мира и войны ориентирует его драматургию, как и творчество многих других ингушских писателей и драматургов, на острые проблемы нашего времени. В 1984 году С. Чахкиевым была создана комедия "Мой мальчик". Первый опыт обращения автора к современной теме, осуществленный в жанре комедии, практически не имеющей серьезных традиций в ингушской драматургии, принес драматургу удачу.
В ингушской драматургии 1980-90-х годов шел процесс глубинного обновления проблематики и поэтики, осуществлялся анализ движения национального общества к новому качеству. Драматургия решала вопросы художественного осмысления не только отдельных этапов национальной истории или специфики современных конфликтов, но и создания истинно народного героя, решения сквозь призму его характера сложнейших нравственно-философских проблем современности.
В этот период заметно возросло мастерство ингушских драматургов, расширилась проблематика произведений, дальнейшее развитие получил язык драматургии. Большое значение имело также возникновение и развитие новых для ингушской драматургии жанров: киноповести, исторической драмы, пьесы-сказки, комедии-фарса, водевиля, жанра драматической поэмы.
Как видно, национальная драматургия прошла большой эволюционный путь от первых одноактных пьес до сложных жанровых конструкций, произведений, в которых авторы ставят и решают глубокие социальные, нравственно-психологические и философские проблемы.
Таким образом, современная ингушская драматургия внесла существенный вклад в художественное решение духовных, нравственно-философских, исторических и социальных проблем. Кроме того, в современной национальной литературе наметились явления, которые позволяют говорить о дальнейшей перспективе развития драматургических жанров, об эволюции ингушской драматургии в целом.
В заключении диссертационной работы представлены основные выводы по вопросам исследования:
1. Ингушская драматургия прошла в своей эволюции путь от агитационных плакатных пьес, разыгрывавшихся кружками театральной самодеятельности, до создания широких социальных полотен из жизни народа;
2. Образование рода драмы в ингушской литературе было подготовлено следующими обстоятельствами:
- элементами театра, которые можно проследить в народных обрядах, празднествах и играх;
- формированием письменности и художественной литературы в Ингушетии;
- развитием театральной самодеятельности в Ингушетии;
- необходимостью возникновения и развития национального профессионального театра;
3. Становление ингушской драматургии проходило в годы классовой борьбы на селе. В годы культурной революции она активно вторгалась в эту борьбу и выступала против пережитков прошлого, против явлений, которые мешали строительству новой жизни. Именно поэтому одним из первых художественных принципов ингушской драматургии стал принцип противопоставления, антитезы;
4. Значительное место в ингушской драматургии заняла тема раскрепощения горянки в произведениях И. Базоркина "Тамара", З.К. Маль-сагова "Похищение девушки", Орцхо и Дошлуко Мальсаговых "Перелом", О. Мальсагова "Салихат" и т.д. В этих пьесах более или менее значимое место отводилось женщине, становившейся равноправным членом общества. На процессе формирования характеров в этих произведениях можно проследить становление образа ингушской женщины - матери, общественного деятеля, труженицы, руководителя масс.
Ингушские драматурги обращались также к историческим событиям из жизни народа прошлых веков.
5. Ингушская драматургия представляет собой многожанровую систему, так как в ней наличествуют все основные жанры - комедия, драма, трагедия.
По расстановке борющихся сил в произведении, по драматургической ситуации немалая часть произведений ингушских драматургов относится к социально-бытовой драме. Наличие острого конфликта общественного значения, обнаруживающегося на фоне быта определённой среды ингушского народа, правдивое освещение характеров и событий выделяют пьесы "Месть", "Мюрид", "Культармейцы", "Перелом" как произведения социально-бытового плана.
Свое развитие получил и такой важный и любимый ингушским зрителем жанр, как комедия. Пьесы также могут характеризоваться разными жанровыми чертами и приёмами. Острые драматические мо-16
менты сочетаются с моментами комедийными, мелодраматическими, героическими, что является свидетельством обширности тематики и жанрового многообразия пьес.
В целом же анализ художественного содержания ингушской драматургии с момента её зарождения по сегодняшний день показывает, что она всегда была драматургией типичных, актуальных, острых конфликтов.
6. Успехи в развитии ингушской драматургии объясняются, прежде всего, тем, что она росла и развивалась вместе с ростом всей культуры и литературы народа, в то же время сама активно способствовала их развитию. Важнейшую роль в эволюции ингушской драматургии сыграло художественное освоение опыта и традиций устного народного творчества.
В зарождении и становлении ингушской драматургии велика также роль многовековой русской культуры и литературы.
7. Ингушская драматургия совмещала в себе черты, одинаково характерные всей советской литературе, с чертами самобытными, раскрывала национальную специфику и качественные особенности в изображении жизни ингушского народа, его духовной культуры, психического строя, национального быта и характера.
Решение военной темы в нравственно-философском аспекте исканий современного героя способствовало психологически более глубокому изображению личности, народа, исторических событий. Объективное изображение действительности сквозь призму национального характера способствовало возникновению новых жанрово-струкгурных форм.
8. Своеобразие ингушской драматургии ярко проявилось в языке, который являлся материальной формой воплощения идейно-тематического и художественного содержания произведений через специфические изобразительно-выразительные средства.
Одной из основных национальных черт ингушской драматургии является насыщенность её песнями и стихами, музыкой и танцами, заимствованными из народного театра.
9. В современной ингушской драматургии происходит усиление социально-критического направления, углубление проблематики, психо-
логически достоверного и разностороннего изображения героя. Решение столь трудных художественных задач способствует формированию типологически нового этапа развития драматургии, появлению новых жанровых форм и разновидностей. Расширение тематического диапазона, связанного с отражением современных изменений в жизни народа, приводит драматургию к новым художественным поискам.
Основные положения диссертации отражены в публикациях:
1. Ингушская народная драма // Тезисы Всероссийской конференции, посвященной 150-летию со дня рождения известного учёного и просветителя Чаха Ахриева. - Магас, 2000. - 0,3 п.л.
2. Драматургия Идриса Базоркина // Сборник научных трудов ингушского государственного университета. Вып. 1. - Магас, 2002. - 0,5 пл.
3. Образ народного защитника в очерке "Верой и правдой" и в драме "Террор" Сайда Чахкиева // Сборник материалов региональной научно-практической конференции "Духовная щедрость народа". -Назрань, 2002. - 0,3 п.л.
4. Тема Великой Отечественной войны в творчестве М. Шолохова и Б. Зязикова // Сборник материалов региональной научно-практической конференции "Духовная щедрость народа". - Назрань, 2005.-0,5 п.л.
5. Древняя ингушская легенда о народном герое Курюко в драматической поэме Сайда Чахкиева "Чаша слёз" // Сборник материалов региональной научно-практической конференции "Духовная щедрость народа". - Назрань, 2005. - 0,3 п.л.
В печать 01.02.2006. Тираж 100 экз. Заказ № 4718. Типография КБГУ 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.
»-2920
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Евлоева, Аза Мухтаровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ИСТОКИ ИНГУШСКОЙ НАРОДНОЙ ДРАМЫ.
1.1 .Языческо-христианские моления театрализованного характера.
1.2.Календарные обряды.
1.3 .Театрализованный свадебный обряд.
1.4.Шуточное сватовство.
1.5.Словесные и танцевальные состязания.
1.6.Похоронный обряд.
ГЛАВА II. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНГУШСКОЙ ДРАМАТУРГИИ.
2.1 .Драматургия периода 20-30-х годов XX века.
2.2.0т самодеятельного театрального искусства -к профессиональному театру.
2.3.Довоенная драматургия Идриса Базоркина.
ГЛАВА III. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ
ТЕМЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В ИНГУШСКОЙ ДРАМАТУРГИИ.
3.1 .Драматургия Идриса Базоркина периода
Великой Отечественной войны.
3.2.Тема героического прошлого ингушского народа в драматургии 60-70-х годов XX века (С.Чахкиев, А.Боков).
ГЛАВА IV. СОВРЕМЕННАЯ ИНГУШСКАЯ
ДРАМАТУРГИЯ.
4.1.Драматургия Идриса Базоркина.
4.2.Драматическая поэма Сайда Чахкиева «Чаша слёз».
4.3.Идейно-художественные искания ингушских драматургов последней четверти XX века пьесы С.Чахкиева, С.Аушева, А.-Г.Угурчиева).
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Евлоева, Аза Мухтаровна
Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью системного анализа национальных истоков, этапов эволюции и жанровой специфики ингушского драматического искусства в свете современного понимания его как исторически изменяющегося художественного сознания народа, а также отсутствием значительных исследований по национальной ингушской драматургии.
Разработку данной проблемы правомерно считать одной из насущных задач, стоящих сегодня перед ингушским литературоведением. Исследование этапов развития и жанровой специфики национальной драматургии тем более важно, что ее древний период совершенно не изучен, а работы советского периода зачастую носят политизированный характер.
Драма принадлежит одновременно и театру, и литературе. Как литературный род она всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам и в самых ярких своих произведениях становилась народной, так как ее основа - социально-исторические или «вечные» человеческие проблемы.
Ингушская литература, как и литературы других народов Северного Кавказа, возникла на основе диалектического синтеза художественного опыта народа, хранимого в его устном творчестве. Также и ингушский театр - уникальный феномен, который зародился в древнейший период истории ингушского народа. Богатейший фольклор ингушей не знал драмы в родовом значении этого понятия, хотя богатые драматические элементы наличествовали в религиозных и календарных народных обрядах, эпосе и лирике.
Ингушская драматургия явилась законной продолжательницей о богатейшего устного народного творчества, и в первую очередь, его драматических элементов. Народные истоки ингушской драмы уходят в глубь веков. Это языческо-христианские моления ингушей, карнавал новогодних торжеств «Фар», праздник урожая «Марс-пхьор», песни-поединки юношей и девушек, драматизированное исполнение героико-эпических песен, иногда и без музыкального сопровождения, а также различные календарные, свадебные и похоронные обряды. Встреча весны, праздник первой борозды, обряд похорон, встреча и проводы гостей — все это своеобразные театрализованные представления, для которых народ сформировал определенное «сценическое» поведение и соответствующий им речевой стандарт. Ингушскую драму можно считать поистине народной: у ее истоков стоял народ - мудрейший в мире философ и fv художник.
Цели и задачи диссертационного исследования. В работе мы ставим целью исследовать ингушскую драматургию в ее эволюционном развитии, изучить национальные истоки, жанровые особенности, а также определить вклад наиболее значительных национальных драматургов в развитие ингушской литературы XX века.
В соответствии с поставленной целью представляется необходимым j решение следующих задач: определение истоков ингушской народной драмы; определение принципов зарождения и формирования ингушской драматургии в период 1920-1930-х годов; исследование особенностей развития ингушской драматургии 1940-1960-х годов; выявление жанровой специфики ингушской драматургии х современного периода; изучение художественного своеобразия произведений ингушских драматургов С.Аушева, И.Базоркина, А.Бокова, А-Г.Угурчиева, С.Чахкиева и других; определение роли и значения театра в духовном возрождении ингушского народа.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка монографического изучения ингушской драматургии в ее эволюционном развитии, в исследовании ее как народнопоэтического феномена и целостного художественного явления. Проблемы, стоящие перед сегодняшней национальной драматургией, значительны. Они требуют художественного решения на современном уровне, с постановкой глубоких психологических задач.
В диссертационной работе проводится подробный анализ ингушской драмы, начиная с первых этапов зарождения до 80-90-х годов XX века.
Методологической основой диссертационной работы стали основные положения отечественного литературоведения по проблемам развития драматургических жанров, разработанные в трудах А.Аникста, Р.Бикмухамедова, Б.Бялика, Ч.Гусейнова, У.Далгат, Д.Затонского, А.Ревякина, Ю.Смелкова, Е.Стрельцовой, а также А.Абазова, Ю.Айдаева, И.Дахкильгова, А.О.Мальсагова, А.У.Мальсагова, Х.Туркаева, А.Шортанова и других.
В данной работе использован комплекс исследовательских методов: типологический, культурно-исторический, а также некоторые методы структурной поэтики.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны драматургические произведения ингушских писателей: И.М.Базоркина, Б.Дахкильгова, З.К.Мальсагова, Д.Д.Мальсагова, О.А.Мальсагова, X.
Б.Муталиева, С.И.Чахкиева и других, а также фольклорные произведения, очерковые зарисовки драматургов, документальный материал, мемуары театральных деятелей.
Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день в северокавказском литературоведении нет специальных монографических исследований по указанной теме. Однако данная проблема в том или ином аспекте затрагивалась в трудах Ю.Айдаева «Чечено-ингушская драматургия» (Грозный, 1975) и «Зеркало жизни» (Грозный, 1987), в монографии И.А.Дахкильгова «Ингушская литература» (Грозный, 1975), в «Очерке истории чечено-ингушской литературы» (Грозный, 1963), а также в отдельных статьях и рецензиях на пьесы ингушских драматургов и на театральные постановки.
В основу «Очерка истории чечено-ингушской литературы» положен принцип литературных портретов национальных писателей в сочетании с главами, анализирующими условные периоды развития ингушской литературы. В период 1960-х годов «Очерк.» имел большое значение как первая попытка исследования национальных литератур с момента их зарождения. Сложные вопросы национальных истоков, становления и развития ингушской драматургии специально не анализировались, хотя в отдельных статьях о творчестве писателей в той или иной мере затрагивались их основные драматургические произведения.
В монографии И.А.Дахкильгова «Ингушская литература» (период развития до 1940-х годов) имеется отдельная глава по истории ингушской драматургии. В работах Ю.Айдаева дается краткий анализ некоторых отдельных пьес ингушских авторов.
Необходимо подчеркнуть, что основные периоды становления национальной драматургии, а также наиболее важные аспекты ее исследования восприняты нами через научные концепции трудов указанных исследователей.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения: в определении национальных истоков и этапов развития ингушской драматургии, а также в изучении жанровой специфики драматургии, ее проблематики и поэтики. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению национальной драматургии и выявлению некоторых общих закономерностей развития жанров в литературах Северного Кавказа.
Материалы исследования могут быть использованы при изучении истории и теории ингушской литературы, в частности, при решении проблемы эволюционного развития национальной драматургии, ее истоков, жанровой специфики, художественного своеобразия. Некоторые разделы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории ингушской драматургии, а также при составлении учебников, учебных пособий и программ по истории ингушской литературы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и научные результаты исследования нашли отражение в статьях и тезисах, опубликованных в коллективных сборниках и в материалах научных конференций: «Всероссийская конференция, посвященная 150-летию со дня рождения известного учёного и просветителя Чаха Ахриева» (Магас, 2000 г.); «Научно-практическая конференция» (Назрань, 2002 г. и 2006 г.); «Сборник научных трудов ингушского государственного университета. Выпуск 1» (Магас, 2002 г).
Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры ингушской филологии Ингушского государственного университета (сентябрь 2005 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (ноябрь 2005 г.).
Структура диссертационной работы. Цели и задачи научного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ингушская драматургия: национальные истоки, эволюция, жанровая специфика"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ингушская драматургия, начав с агитационных плакатных пьес, разыгрывавшихся кружками театральной самодеятельности, доросла до сознания широких социальных полотен из жизни народа.
Возникновение рода драмы в ингушской литературе было подготовлено следующими обстоятельствами:
- элементами театра, которые хорошо прослеживаются в народных обрядах, празднествах и играх;
- развитием театральной самодеятельности в Ингушетии;
- формированием письменности и художественной литературы в Ингушетии;
- необходимостью возникновения и развития национального профессионального театра.
Ингушская драматургия в 20-е годы развивалась в тесной связи с театральной самодеятельностью, а в дальнейшем - вместе с рождением и становлением национального театра, национальной литературы.
Процесс становления ингушской драматургии проходил в годы ожесточенной классовой борьбы в селе, в годы культурной революции, она активно вторгалась в эту борьбу и выступила против пережитков прошлого, против всего, что мешало строительству новой жизни. Именно поэтому первым художественным принципом ингушской драматургии стал принцип противопоставления. Ингушская драматургия показала, как народ проходил первую закалку в огне гражданской войны, как росло сознание трудящихся, как творческие силы народа были направлены на социальное преобразование Ингушетии, и как народ зажил новой жизнью («Перелом»).
Большое место в ингушской драматургии заняла тема раскрепощения горянки (З.К.Мальсагова «Похищение девушки», О. и Д.Мальсаговых «Перелом», О.Мальсагова «Салихат», И.Базоркина «Тамара» и т. д.). В большинстве пьес более или менее значительное место отводилось женщине, становившейся равноправным членом общества. На процессе формирования характеров в этих произведениях можно проследить становление образа ингушской женщины - матери, общественного деятеля, труженицы, руководителя масс.
В то же время ингушские драматурги обращались и к историческим событиям из жизни народа, восходящим к прошлым векам.
Ингушскую драматургию можно назвать многожанровой, так как в ней наличествуют все основные жанры - комедии, драмы и трагедии.
По характеру конфликта, расстановке противоборствующих сил в произведении, по драматургической ситуации большая часть произведений ингушских драматургов относится к социально-бытовой драме. Наличие острого и серьёзного конфликта большого общественного значения, раскрывающегося на фоне быта определённой среды ингушского народа, правдивое освещение характеров и событий выделяют пьесы «Месть», «Мюрид», «Культармейцы», «Перелом» как произведения, написанные в социально-бытовом плане.
Следует заметить, что в качестве реалистических произведений, все драмы характеризуются различными жанровыми чертами и приёмами. В некоторых из них острые драматические моменты сочетаются с моментами комедийными, мелодраматическими, героическими, что является свидетельством широты тематики и жанрового многообразия произведений. Полное развитие получил и такой важный и любимый ингушским зрителем жанр, как комедия.
Анализ художественного содержания ингушской драматургии с момента её зарождения по сегодняшний день показывает, что она была драматургией типичных, жизненно актуальных, острых конфликтов.
За время развития драматургии ингушский язык обогатился значительным количеством неологизмов, образованных как внутренними средствами языков, так и заимствованными из русского языка, ставшего языком межнационального общения. Большую роль в развитии литературного языка сыграли известные деятели просвещения - писатели, учёные-языковеды 3.Мальсагов, Д.Мальсагов, О.Мальсагов, и многие другие.
Успехи в развитии ингушской драматургии объясняются прежде всего тем, что она росла и развивалась вместе с ростом всей культуры и литературы народа, в то же время сама активно способствовала их развитию. Важнейшую роль в успешном развитии ингушской драматургии сыграло творческое освоение опыта и традиций устного народного творчества.
В зарождении и становлении ингушской драматургии велика роль многовековой русской культуры и литературы.
Однако, несмотря на огромные успехи, ингушская драматургия в своем развитии отставала от прозы и поэзии. Объяснение этому надо искать прежде всего в трудностях самого рода драматической литературы, а также в неумении многих драматургов изучать жизнь, творчески осмысливать современную им действительность. Ингушские драматурги стремились к достоверности явлений и событий, что сковывало возможности полного раскрытия логических закономерностей и их развития. Голая же констатация факта действительности без нужного развития действия, без психологического анализа характеров в свою очередь приводила к недостаткам в образной системе, художественной неубедительности, от этого зависела и композиция пьес. Характеры в таких произведениях получались маловыразительными, неяркими.
Ингушские пьесы, как правило, затрагивали наиболее актуальные, злободневные темы, часто с большим жизненным материалом, поднимая серьёзные социальные конфликты.
Одна из особенностей ингушских пьес заключается в том, что характеристики героев чаще всего зависели от социального происхождения. Подобное явление свойственно многим младописьменным драматургиям Северного Кавказа.
Свою национальную специфику и качественные особенности ингушская драматургия раскрыла прежде всего в отображении жизни ингушского народа, его духовной культуры, психического склада, национального быта.
Решение военной темы в нравственно-философском аспекте исканий современного героя способствовало психологически более глубокому изображению личности, народа, исторических событий. Объективное изображение действительности сквозь призму национального характера способствовало возникновению новых жанрово-структурных форм.
Ингушская драматургия сочетала в себе черты, одинаково присущие всей советской литературе, с чертами самобытно-национальными. В художественных образах ингушской драматургии более или менее полно отразилось своеобразие психического склада, отличительных черт национального характера.
Национальное своеобразие ингушской драматургии ярко выразилось в языке, который являлся материальной формой воплощения идейно-тематического и художественного содержания с только ему присущими способами выражения и выразительными средствами.
Особенно большое место в пьесах занимают песни, танцы, заимствованные из народного театра, так как одной из важнейших национальных черт ингушской драматургии является насыщенность её песнями, музыкой, танцами и стихами.
В современной ингушской драматургии происходит усиление социально-критического направления, углубление проблемности, психологически достоверное и разностороннее изображение героя. Решение столь трудных художественных задач способствует формированию типологически нового этапа драматургии, появлению новых жанровых разновидностей. Расширение тематического диапазона, связанного с отражением современных изменений в жизни народа, приводит драматургию к новым художественным поискам.
Список научной литературыЕвлоева, Аза Мухтаровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абадиев Б. Личный архив театроведа. - Магас: ИнгГУ, 2005.
2. Абазов А. История кабардинской драматургии. Автореферат канд. дисс. Майкоп, 1993. - 18 с.
3. Абдуллатипов Т.Б. Дагестан: время и судьбы. Махачкала, 1995.-270 с.
4. Айдаев Ю.А. Зеркало жизни. Грозный, 1987. -147 с.
5. Айдаев Ю.А. От эпической песни до эпопеи: Сб. ст. -Грозный, 1975.-194 с.
6. Айдаев Ю.А. Чечено-Ингушская советская драматургия. -Грозный, 1975. 138 с.
7. Актуальные вопросы Кабардино-Балкарской фольклористики и литературоведения. Нальчик, 1986. - 175 с.
8. Актуальные проблемы культуры XX века. Учебное пособие. -М., 1993.-192 с.
9. Акцерин В. Марийская народная драма. Йошкар-Ола, 1976.200 с.
10. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 290 с.
11. Антология ингушского фольклора. В 2-х т. Составление, перевод и комментарии И.А.Дахкильгова. Нальчик: Эль-фа, 2003. — 343с.
12. Аникст А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. Эпоха романтизма. М.: Наука, 1980. - 343 с.
13. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. М. 1974. - 607 с.
14. Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. М.: Наука, 1991. - 337 с.
15. Арутюнов JI. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. -М.: Наука, 1972. 126 с.
16. Ахмадуллин А.Г. Татарская драматургия. М.: Наука, 1983.264 с.
17. Ашхотов Б.Г. Традиционная адыгская песня-плач гъыбзэ. -Нальчик: Эль-фа, 2002. 236 с.
18. Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии. М., 1981.144 с.
19. Байрамукова Н. Баграт Шинкуба. Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1981. — 330 с.
20. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. JL: Изд-во ЛГУ, 1990.320 с.
21. Башкирская советская драматургия. М.: Искусство, 1954.330 с.
22. Бекер И.Р. О литературе и искусстве. Изд. 2-е. М.: Художественная литература, 1981. - 527 с.
23. Билюкина А.А. Якутская советская драматургия. (Зарождение и развитие социалистического реализма). М.: Наука, 1988. - 224 с.
24. Бурсов Б.И. Критика как литература. Л.: Наука, 1976. - 320 с.
25. Буряк Б. Художественный идеал и характер. М.: Советский писатель, 1972. - 292 с.
26. Борджанова Т.К. Магическая поэзия калмыков: исследования и материалы. Элиста, 1999. - 182 с.
27. Борлаков Б. Карачаево-Балкарская довоенная драматургия. -Черкесск, 1975. 67 с.
28. Бялик Б.А. М.Горький драматург. - М.: Советский писатель,1977.-639 с.
29. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975.-341 с.
30. Верольский Ю.Б. Наш край и литература. Очерки. Грозный, 1969.- 130 с.
31. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. М.: Наука, 1976.256 с.
32. Вишневская И. Л. Действующие лица. Заметки о путях драматургии. — М.: Сов. Писатель, 1989. 311 с.
33. Вишневская И. Человек не со стороны. Советская культура, 1985,1 октября, с. 4.
34. Вопросы Чечено-Ингушской литературы. Том VII. Грозный,1978.- 152 с.
35. Вопросы литературных связей. Tom.VIII. Грозный, 1979.160 с.
36. Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей. -Грозный, 1985.-104 с.
37. Вопросы осетинской литературы и фольклора. -Орджоникидзе, 1984. 145 с.
38. Вопросы осетинской литературы и фольклора. — Орджоникидзе, 1988. 202 с.
39. Гамзат Цадаса и современный литературный процесс в Дагестане. -Махачкала, 1989. 202 с.
40. Гойгов А-Г. Архив писателя. Магас, 2005.
41. Горнов А. Восхождение к творчеству. Очерки. Грозный, 1986.-118 с.
42. Греческая трагедия. М.: Деггиз, 1956. - 366 с.
43. Грифцов Б.А. Как работал Бальзак. М.: Гослитиздат, 1958.303 с.
44. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1987. - 440 с.
45. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. М.: Советский писатель, 1988.-429 с.
46. Дагестанская литература. Закономерности развития (19651985). Махачкала, 1999. - 456 с.
47. Дахкильгов И.А. Ингушская литература (Период развития до 40-х годов). Грозный, 1975. - 187 с.
48. Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный, 1991.-334 с.
49. Дахкильгов И.А. Ингушский фольклор. Грозный, 1977.299с.
50. Дахкильгов И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный, 1978. - 136 с.
51. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей: Исследование и тексты. М.: Наука, 1972. - 467 с.
52. Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты. -М.: Наука, 1981.-310 с.
53. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.: Восточная литература, 1962. - 206 с.
54. Дарсалия В. В. Абхазская советская литература. Тбилиси, 1968.- 192 с.
55. Деннингхаус Ф. Театральное призвание Бернарда Шоу. М.: Прогресс, 1978.-328 с.
56. Драма первой половины XX века. М.: Слово, 2000. - 824 с.
57. Драма второй половины XX века. М.: Слово, 2000. - 624 с.
58. Драматургия XIX века. М.: Слово, 2000. - 760 с.
59. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. -М.: Художественная литература, 1978.
60. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М.: Наука, 2003. - 247 с.
61. Запад и Восток: традиции и современность. М.: Наука, 1993.-240 с.
62. Затонский Д. Зеркала искусства. — М.: Советский писатель, 1975.-341 с.
63. Зульфукарова М. Жизнь в искусстве. Махачкала, 1973.173с.
64. Зульфукарова М. Дагестанская советская драматургия. -Махачкала, 1965. 240 с.
65. Иванов А. Марийская драматургия. Основные этапы развития. Йошкар-Ола, 1960. - 276 с.
66. Измайлов 3. Ингушский фольклор. Грозный, 1935. - 90 с.
67. Ингушский фольклор. Грозный, 1991. - 340 с.
68. Ингушский фольклор. Т.2. Грозный, 1963. - 320 с.
69. Ингушский фольклор. Грозный, 1967. - 370 с.
70. Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. Грозный, 1979. - 123 с.
71. Искусство и литература Дагестана. Махачкала, 1963. - 290 с.
72. История русской драматургии XVII первая половина XIX века. - Л.: Наука, 1982.
73. История адыгейской литературы. Майкоп, т. 1., 1999. - 522 е.; т. 2,2000. - 558 с.
74. История грузинской советской литературы. М.: Наука, 1977.-573 с.
75. История дагестанской советской литературы. Махачкала, 1967.-421 с.
76. История русской советской литературы. М.: Наука, 1974.810 с.
77. История советской многонациональной литературы. В 6-ти т. Т. 1.-М., 1970.-397 с.
78. Кобылецкий Ю. Литературные портреты. — М., 1967. 167 с.
79. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа (дооктябрьский период). Грозный, 1966. - 131 с.
80. Крёбер А.Л. Избранное. Природа культуры. М.: Росспэн, 2004.- 1008 с.
81. Криничная Н.А. Народные исторические песни начала XVII века. Л.: Наука, 1974. - 180 с.
82. Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М.: Наука, 1971.
83. Литература и фольклор народов Востока. М.: Наука, 1967.256 с.
84. Мадаева 3. А. Новогодняя обрядность в семейном быту вайнахов. 1986.-219 с.
85. Мальсагов А.О. Нарт-Орстхойский эпос вайнахов. Грозный,1970.
86. Мальсагов А.У. За новую жизнь. Грозный: «Книга», 1990.335 с.
87. Мальсагов А.У. В ногу с эпохой. Грозный, 1973. - 115 с.
88. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. -672 с.
89. Мужухоев М. Б. Средневековая материальная культура горной Ингушетии. Грозный, 1974.
90. Национальное и интернациональное в чеченском и ингушском фольклоре и литературах. Грозный, 1990. - 88 с.
91. Немирович-Данченко Вл.И. Рождение театра. (Воспоминания, статьи, заметки, письма). М.: Правда, 1989.
92. Оснос Ю. В мире драмы. Статьи. М.: Советский писатель,1971.
93. Островский А.Н. О литературе и театре. М.: Современник,1986.
94. Очерки истории ингушской советской литературы. Грозный, 1961.- 186 с.
95. Очерки истории Чечено-Ингушской литературы. Грозный, 1963.-240 с.
96. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 2. Грозный,1972.-293 с.
97. Писатель и правда жизни. Сборник литературно-критических статей. -Грозный, 1974.- 109с.
98. Поэзия и современность. Грозный, 1989. - 155 с.
99. Пюрвеев В.Д. Калмыцкая драматургия (20-е 40-е годы). -Элиста, 1970.-48 с.
100. Рахаев А.И. Традиционный музыкальный фольклор Балкарии и Карачая. Нальчик: Эль-фа, 2002. - 156 с.
101. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М.: Просвещение, 1974. - 334 с.
102. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М.: Наука, 1975.-246 с.
103. Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. М., 1970. - 580 с.
104. Советская многонациональная литература. М., 1985. - 415 с.
105. Софронов А. Время требует. Советская культура, 1983, 13 сентября, с. 6.
106. Стрельцова Е. Театр слова. Москва, 1987, № 6, с.
107. Тариева Л.У. К вопросу об ингушских жуккаргаш. Сборник тезисов. Магас, 2002. - 142 с.
108. Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. Сборник статей и материалов о народной культуре. Саратов: Детская книга, 1997. - 295 с.
109. Танкиев А.Х. Ингуши: Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. Саратов: Детская книга. 1966. - 429 с.
110. Туркаев Х.В. В семье братских литератур. Грозный, 1983.223 с.
111. Туркаев Х.В. Чечено-Ингушская советская драматургия. -Грозный, 1975. 137 с.
112. Туркаев Х.В. О путях развития чеченской литературы. -Грозный, 1973. 162 с.
113. Туркаев Х.В. Путь к художественной правде. Грозный, 1987.-239 с.
114. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ишушей. Грозный, 1978. - 348 с.
115. Фольклорный театр народов СССР. М.: Наука, 1985.
116. Фролов В.В. Жанры советской драматургии. М.: Советский писатель, 1957. - 335 с.
117. Фролов В.В. Искусство открывает мир. Статьи о литературе, драматургии, кино. М.: Советский писатель, 1965. - 287 с.
118. Фролов В. В. Судьбы жанров драматургии: Анализы драматических жанров в России XX века. М.: Сов. писатель, 1979. -423с.
119. Хадарцева А.А. История осетинской драмы. Орджоникидзе: Издательство «ИР», 1985.
120. Цимбал С. Актёр и драматург. Критические статьи. Гос. изд. -Искусство. Ленинград-Москва, 1960. - 304 с.
121. Чахкиев С.И. Ингушские характеры. Т. I. Назрань, 2004.427 с.
122. Чахкиев С.И. Ингушские характеры. Т. II. Назрань, 2004.291 с.
123. Чечено-Ингушский музыкальный фольклор. Том I. Грозный,1963.-160 с.
124. Шекспир в мировой литературе. Сборник статьей. М.-Л.,1964.- 382 с.
125. Шортанов А. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. -Нальчик, 1961.- 160 с.
126. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.-416 с.
127. Юзовский Ю. Максим Горький и его драматургия. М.: Искусство, 1959.-780 с.
128. Яблокова Г.И. У истоков книги. Грозный: Книга, 1990.80с.
129. Ярхо В. Драматургия Эсхилла и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978. - 269 с.1.
130. Гончаров А. Кому совершать поступки? // Советская культура, 1983, от 28 июля.
131. Дахкильгов И. Предания вайнахов, связанные с их архитектурным искусством // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1976.
132. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей // Известия ингушского НИИ краеведения. Вып. II-III. Владикавказ, 1930.
133. Злочевчкая А. Драматургия русского зарубежья первой волны в констексте литературного процесса XX века // Русская литература, 2004, №3.
134. Макарская Т. Чаша слез // Комсомольское плямя, 1966, № 72.
135. Маларчук Г. Куда девать пьесу? // Комсомольская правда, 1976, от 28 сентября.
136. Советская культура, 1983, от 1 сентября.
137. Налоев 3. У истоков песенного искусства адыгов // Народные песни и инструментальные наигрышы адыгов. М.: Советский композитор, 1980.
138. Овчинникова С. Что говорить, когда нечего говорить. (К дискуссии о современной драматургии) // Наш современник, 1985, № 3.
139. Павленко П. На Северном Кавказе // Литература и искусство, 1943, от 12 июля.
140. Павленко П. Разгром фашизма // Правда, 1942, от 4 февраля.
141. Пикач А. Лирическое дыхание драмы // Октябрь, 1982, № 12.
142. Розанов А. У театрального порога: заметки о молодой драматургии // Молодой коммунист, 1984, № 4.
143. Семенов Л. Фрийгиские мотивы в древней ингушской культуре // Известия Чечено-ингушского института истории и литературы. Вып. 1. Грозный, 1959.
144. Скорнякова М. Театр нобелевского лауреата // Современная драматургия, 1998, № 2.
145. Смелков Ю. В поисках цельности (Заметки о современной драматургии) // Вопросы литературы, 1986, № 12.
146. Мелков Ю. Драма род литературы // Вопросы литературы, 1983, №7.
147. Смелков Ю. Перед вторым действием // Нева, 1983, № 5.
148. Так что же театру нужно? // Советская культура, 1980, от 27мая.
149. Толченова Н. Еще до выхода на сцену. // Огонек, 1982, № 12.
150. Фоменко А. Давайте подумаем.: «Новая волна» в драматургии и ее критике // Москва, 1986, № 7.
151. Чахкиев С. Театр мое увлечение // Комсомольское плямя, 1987, от 7 февраля.
152. Чахкиев С. У драматурга // Голос Назрани, 1996, №51.
153. Чхандзе А. Молодость всегда с нами // советская культура, 1985, от 30 октября.
154. Швыдкой М. Ищу родства: Драматургия 80-х проблемы и поиски//Литературная газета, 1983 от 1 июня.
155. Швыдкой М. Ситуация // Советская культура, 1987, от 17 марта.
156. Шиллинг Е. Ингуши и чеченцы // Религиозные верования народов СССР. Т.П.- М.-Л., 1931.
157. Шиллинг Е. Культ Тушоли у ингушей // Известия Ингушского научно-исследовательского института искусств, т. 4, вып. 2. -Оржоникидзе-Грозный, 1934-1935.
158. Шульц С. Драма как объект исторической поэтики и герменевтики // Филологические науки. М.: МГУ, 2004, № 2.1.I
159. Базоркин И. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4. Магас, 2001.
160. Боков А. Мы вернемся, нани. Грозный, 1968.
161. Дахкильгов Б. Знахарка. Владикавказ, 1930.
162. Костоев А. Чаша слез // Грозненский рабочий. Грозный, 1966, от 7 мая.
163. Мальсагов З.К. Избранное. Нальчик: Эль-Фа, 1998.
164. Мальсагов Д.Д. Избранное. Нальчик: Эль-Фа, 1998.
165. Муталиев Х.-Б. Культармейцы. Владикавказ, 1930. 166. Нашроев Р. Чародей танца. - Грозный, 1980.I
166. Угурчиев А.-Г. Горы не забудут // Литературная Ингушетия, 1998, №4.
167. Чахкиев С. Чаша слез. Грозный, 1965.
168. Чахкиев С. Когда гибнут сыновья. Грозный, 1967.
169. Чахкиев С. Террор // Литературная Ингушетия, 1998, № 1.
170. Шадиев А. Гайсанов. Мюрид. Оржоникидзе, 1930.
171. Юхляй М. Горская сказка // Комсомольское племя, 1977, от 28мая.