автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественная концепция человека и природы в современной северокавказской повести

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Забора, Наталия Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Художественная концепция человека и природы в современной северокавказской повести'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная концепция человека и природы в современной северокавказской повести"

ь . .

/ П

: ■лрс.ег.х

ЗАБиРА Наталия Николаевна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ

ПОВЕСТИ

Специальность 10.01.02. -Литература народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

НАЛЬЧИК, 1993

Диссертация выполнена в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М.Бербекова

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Мусукаева АЗС.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

Фидарова Р.Я.,

кандидат филологических наук УрусбиеваЯРА.

Ведущая организация - Ставропольский государственный

университет

Защита диссертации состоится ¿У 1998 г. в /^¿^часов на заседании Диссертационного Совета К.063.88.04 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М.Бербекова.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова (360004, КБР, г.Нальчик, ул.Чернышевского, 173).

Автореферат разослан " ¿Г» ^¿¿¿¿А_1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор филологических наук С/С- Т.Б.Гуртуева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Природа, ее жизнь, полная загадок и тайн, взаимоотношения человека с природой, его место в строгой ее гармонии - все эти темы по праву считаются "вечными". Обращаясь к ним на протяжении многих сотен лет, писатели, вообще люди творческие и ищущие, решают многие актуальные вопросы, ибо делают "точкой отсчета" самое начало жизни и бытия.

Выбор темы обусловлен актуальностью на сегодняшний день самой проблемы взаимоотношений человека и природы и связан с необходимостью ее осмысления в философском, культурологическом и нравственном аспектах.

Тема человек и природа возникает на самых ранних этапах процесса познания и деятельности человека. За столетия сменилось множество философских и культурологических концепций, определяющих место человека в системе мироздания, роль природы в жизни человечества. От сыновнего почитания и благоговейного трепета перед ее величием до открытой войны и пренебрежения - такова амплитуда этих идей. Чем дальше, чем быстрее и неотвратимее развивается человечество по пути технократического развития, то есть удаляется от природных основ бытия, тем настоятельней оказывается внутренняя необходимость человека вернуться к своим истокам, переосмыслить свое существование.

Переживаемый нынешним поколением апофеоз отчуждения человека от природы, когда человек утрачивает сокровеннейшие, особые и неповторимые качества своей души и личности, становясь лишь придатком к всевозможным механизмам, осознавая гибельность выбранного технократического пути развития, порождает тревогу за будущее существование человечества в сердцах писателей, художников, деятелей науки и культуры. Но ситуация, сложившаяся к концу XX века, к сожалению, есть закономерный

итог всего предыдущего развития человечества. Безусловная актуальность избранной темы, по нашему мнению, заключается в злободневности на сегодняшний день самой проблемы человек и природа в сознании людей, в жизни общества, политике, экономике и гл.

В постановке и решении проблемы взаимоотношений человека и природы традиционно на первом месте обязательно упоминается homo sapiens. Глазами человека видится тот сложный мир, окружающий его, и взаимоотношения с этим миром. И в искусстве слова (и это составляет его специфическую черту) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Образ же природы как персонажа, героя произведения чрезвычайно редок. Поэтому, вероятно, до наших дней в литературе и художественной критике сохраняемся ^г-дицпя (или стереотип) изображения пейзажа лишь в двух основных установках: 1) как фон действий человека и 2; как средство психологизации личности. Отсюда и некоторая неразработанность темы человек и природа в литературе, критике и теории литературы. Существующие работы (по преимуществу статьи) касаются творчества того или иного автора, попутно затрагивая интересующую нас проблему.

Решение проблемы взаимоотношений двух равных субъектов - человека и природы - поможет понять прежде всего самого человека, осознать его место в системе мироздания и оценить тот путь развития, которым движется человеческая цивилизация.

Цель и задачи исследования. Опираясь на общетеоретические положения по данной проблеме, а также на труды исследователей-литературоведов, в своей работе мы ставим следующую цель: раскрыть особенности взаимоотношения и основные тенденции отражения взаимовлияния человека и природы в современной северокавказской прозе, выявил, роль пейзажных зарисовок и образов природы в воплощении идейного и художественно-

эстетического замысла, а также в композиционном построении произведения.

В соответствии с целью в диссертации ставятся следующие задачи:

- исследовать истоки "чувства природы" в современной северокавказской прозе (повести);

- выявить мифологические представления о действительности, запечатленные в эпосе "Нарты", и их проявление в современной северокавказской повести;

- определить основные мифологемы, используемые северокавказскими писателями, и их функции в построении произведения и в раскрытии его идейно-сюжетной нагрузки;

- определить специфику использования общеизвестных и распространенных моделей мира (Мировое Древо, Мировая Гора) прозаипми Северного Кавказа;

- сопоставить отношение к проблеме взаимосвязи человека и природы в-мировой художественной культуре и литературах Северного Кавказа;

- исследовать роль и воспитательное значение решения литературой Северного Кавказа проблемы человек и природа в формировании "экологического сознания".

Одной из важнейших задач исследования является попытка определить истоки того общего, связанного с важнейшими тенденциями развития мирового литературного процесса, и особенного, что отличает литературу региона, составляет ее своеобразие и самобытность.

Теоретическая и методологическая основа работа. Теоретической и методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных философов, литературоведов, культурологов.

Важную роль в формировании авторской концепции сыграли труды зарубежных ученых, связанных с теорией психоанализа и творчеством человека (К.Юнга, К.Кастанеды, Х.Керлота), и работы ведущих отечествен-

ных литературоведов по вопросам теории и истории литературы (Бахтина М., Гачева Г., Кожуховской Н., Лосева А., Мелетинского Е., Проппа В., Се меновой С., Эпштейна М.); работы по проблемам развития младописьменных литератур и их связи с мифо-поэтической основой народного творчества (Абаева В., Бекизовой Л., Далгата У., Ломидзе Г., Мусукаевой А., Панеш У., Султанова К., Толгурова 3., Тхагазитова Ю., Шаззо К.). Научная новизна исследования. В настоящей диссертации впервые предпринята попытка анализа взаимоотношений человека и природы как равноценных субъектов мироздания. С учетом последних достижений научной мысли (в области информологии, синергетики, уфологии, экологии) нами делается вывод о наличии двух моделей мира в сознании современного человека, отраженных в произведениях культуры и искусства. И в соответствии с гггими моделями рассматриваются художественные концепции, иллюстрирующие взаимосвязь человека и биосферы, созданные писателями Северного Кавказа. Определенную новизну представляет и подход к анализу художественных произведений в связи с теорией архетипов сознания. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая ценность данной работы состоит в том, что в ней обосновывается роль природы, окружающей человека (в данном случае, Горного Космоса), на особенности его сознания и мышления.

Сделанные в ходе работы выводы могут послужить основой для дальнейших, более глубоких исследований, связанных с проявлением в современной северокавказской литературе мифологических представлений о действительности и архаических моделях мира, имеющих тенденцию перехода в символ.

Материал диссертационного сочинения может послужить базой для спецкурса, а также учтен при создании учебных пособий, разрабатывающих проблемы развития литератур Северного Кавказа.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены на республиканских научно-практических конференциях "Проблемы развития государственных языков КБР" (Нальчик, 1996, 1997), заседании научного семинара "Проблемы литератур народов Российской Федерации" при КБГУ (Нальчик, 1998) и отражены в публикациях научных изданий.

Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры русской литературы КБГУ (март, 1998 г.) и рекомендована к защите. Объем и структура работы. Диссертация содержит 165 страниц машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, актуальность и новизна исследования, определяются цели и задачи работы, дается краткая характеристика критическим работам, существующим по указанной теме. Выдвигается проблема рассмотрения темы в мегатексте мировой литературы. В первой главе "Эволюция взаимоотношений человека и природы в русской и западноевропейской художественной культуре" масштабность поставленной проблемы заставляет обратиться к ее решению и освещению в предшествующие культурно-исторические эпохи. Эволюция взаимоотношений человека и природы и различные грани ее отражения рассматриваются, начиная с литературы, культуры и философии античности и заканчивая современными литературными течениями; анализируются способы решения данной проблемы мыслителями и литераторами предыдущих эпох. Предлагается краткий обзор представлений о взаимоотношении человека и природы, и шире - всей окружающей действительности, характеристика различных моделей мира, выражающих связь человека с Богом, вселенной, природой и отражаемых в произведениях художественной культуры. Каждое но-

вое культурно-историческое и литературное направление, порождаемое вновь наступающей эпохой, вносили свое понимание в представление о месте человека в окружающем мире, сохраняя при этом историческую преемственность. От первобытного синкретизма - к выделению роли человека, а затем - к созданию полностью антропоцентрической модели мира. Затем маятник качнулся в обратную сторону - теоцентризм, который следует понимать, скорее, как "стихийный пантеизм".

Ренессанс й Просвещение привнесли новое понимание природы как объекта изучения. И человек изучающий, а затем н воздействующий на мир вокруг, вновь занимает центральную позицию в системе мироздания. XX век во многом изменил это положение, хоть человек с еще большей решимостью и энергией продолжил свок> деятельность, все более и более становящуюся разрушительно;« к сы.-ртоносной. Создание искусственной среды обитания (чья структура поячостью противоречит естественно-природной, ведь, к примеру, в природе мы не встречаем прямых углов и линий) и техносферы, подавляющей биосферу, изменило и самого человека, еще более удалив его от родных корней. Исходя из анализа ситуации, сложившейся к концу XX века и отраженной в творчестве современных мастеров слова (например, в романе АЛазарчука "Опоздавшие к лету"), мы приходим к выводу о создании, утверждении и господстве техноцентрической модели мира, где переставшему эволюционировать человеку отводится незавидная роль обслуживающего персонала этого монстра - Машины (т.е. совокупности всех механизмов, всех технических средств). Осознание опасности, катастрофичности для рода людского данного положения вещей находит выражение в искусстве, в публицистике, в общественной деятельности различных экологических партий и движений.

Другая, порожденная экологическим сознанием, модель мира представляет из себя структуру, где человек со своей программой развития является фрагментом пространства Вселенной, равным среди равных, одним

из живых существ среди таких же - животных, растений со своим разумом, интеллектом и со своей программой развития. Соединяясь, фрагменты образуют Единое пространство жизни. А под жизнью понимается непрерывный процесс преобразования информации в любом пространстве. (Подобное представление характерно для П.Тейяра де Шардена, К.Кастанеды, С Лазарева и других.)

Изучение же мира, окружающего человека, новый взгляд на него, привели к возникновению в искусстве идеи о множественности миров, о возможности человека (часто скрытой, невостребованной) проникать в иные пласты реальности мира.

Рассматриваемые в первой главе основные тенденции эволюции темы человек и природа в европейской и русской художественной культуре имеют своей целью дать широкий контекст для младописьменных литератур Северного Кавказа, включенных в мегатекст мировой литературы в сравнительно позднее время. Кроме того, правомерность такого подхода к непосредственному рассмотрению темы во второй и третьей главах, на наш взгляд, обусловлена необходимостью осмысления Еопроса с позиций историзма и тем, что в настоящее время литература Северного Кавказа, как и любая другая литература иного региона, не может восприниматься и оцениваться вне связи с мировым литературным процессом. Органично войдя в пространство всемирной литературы, литература Северного Кавказа унаследовала ее темы и проблемы, и вправе предложить свое понимание их и мировидение в целом.

Во второй главе "Мифологические представления о действительности в эпосе "Нарты" и их проявление в современной северокавказской повесш'' рассматриваются проблемы литературных архетипов и их роль в создании образов природы и формировании архаической национальной модели мира, играющей значительную роль в современной повести.

Традиционно относимая к средней эпической форме повесть, в отличие от романа, стремящегося описать весь универсум, концентрирует свое внимание на одном моменте, имеющем важное значение для понимания жизни общества и отдельного человека. В.Белинский писал о том, что повесть описывает те глубокие события или случаи, которые не мо1уг стать предметом романа или драмы, но которые являются настолько важными, что по ним одним потомки составят представление о жизни своих предков. Интересна и другая немаловажная особенность повести - ее направленность, в силу особой мобильности, быстрой реакции, на остро современные проблемы. Современная /70 - 90 годы/ северокавказская повесть наследует лучшие традиции русской и зарубежной литератур, сохраняет преемственность поколений. Тематически современная северокавказская повесть представлена широко и многообразно. °десь и тема войны и памяти о ней (З.Тотуроь, "Алые травы"'; Э.Гурт/ев. "Альпийская повесть"; ГАгнаев, "Последняя лошадь"; Г.Братов, "Я вернусь'"}, тема труда и строительства новой жизни (ААбу-Бакар, "Паганини из Харбука", "Корнями - в землю, ветвями - к солнцу"), тема взросления, становления личности, нравственного выбора (КАбуков, "Луна во сне"; М.Магомедов, "Предисловие к горному эху"), психологическая повесть (ТАдыгов, "Каракура"; А.Теппеев, "Девять дней"), тема исторической памяти (Э.Гуртуев, "Ах, ворон, птица скверная..."), философская тема (КЭльгар, "Ночное солнце", НДжусойты, "Возвращение Урузмага"), тема отмирания старого уклада жизни, забвения своих корней (Б.Шинкуба, "Чанта приехал"; НДжусойты, "Белый-белый снег") и другие. Как многогранна и сложна нынешняя жизнь, так и разносторонне ее осмысление и художественное воплощение различными мастерами слова. Их творческая индивидуальность проявляется и в глубоком постижении конфликтов современности, и в понимании всех тончайших, порой неуловимых взаимосвязей между явлениями жизни, и в создании психологически точных образов.

Во второй главе подвергается анализу связь литературы Северного Кавказа с фольклором, ибо процесс становления и формирования младописьменных литератур пришелся на пору возросшего интереса со стороны писателей, художников, других мастеров культуры к мифологии, фольклорным, эпическим сказаниям, темам и мотивам. Неомифологизм, в русле которого развивается культура практически всего XX века, не мог не оказать своего влияния на писательское сознание и на подход к решению темы человек и природа.

В современной повести сохраняются и развиваются традиционные архетипы и происходит их новое символическое наполнение.

Теория литературных архетипов стремится объяснить тайны мышления и творчества, проникнуть в глубь писательского сознания и творческого процесса. В современной психологии и литературоведении под архетипами понимаются в основном некие структурные схемы, структурные предпосылки образов (существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно, биологически наследуемых) как концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом.

И Юнг и другие теоретики, говоря об архетипах, имеют в виду прежде всего не сюжеты, а набор ключевых фигур или предметов-символов, которые порождают те или иные мотивы.

Так, введение в ткань повествования народных легенд о горе, камне, дереве, животных и других предполагает всеобщую причастность через коллективное бессознательное к этим образам, имеет притчевый характер с его обращенностью к трансценденции, к онтологическим началам и истокам; подчеркивает мифологическое мировосприятие с его понятиями о добре и зле и переносит их в день сегодняшний.

Исследователями отмечено, что литература Северного Кавказа тесно связана с народной поэзией, с мифологией и фольклором, поэтому при раскрытии темы художественная концепция человека и природы в современной

северокавказской прозе мы опираемся на мифологический пласт - героический эпос "Нарты". Национальные варианты кавказской Нартиады в целом созвучны друг другу. В работе нами использовались абазинский нарт-ский эпос (Нарты. Абазинский нартский эпос. - Черкесск, 1975), адыгский героический эпос (Нарты. Адыгский героический эпос. - М., 1974), героический эпос балкарцев и карачаевцев (Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. - М., 1994), осетинский героический эпос (Нарты. Осетинский героический эпос: В 3-х кн. Кн.2: Переводы. - М., 1990).

Мифология представляет собой первый этап художественного освоения действительности. Это фаза целостности и слитности человеческого общества с природой. В эту пору рождаются первые модели мира, впоследствии сохраняющиеся в человеческом сознании, культуре и искусстве в виде мифопстчческих симаочов. сгсь^.чощи\ к иной, высшей реальности. Речь идет о наибогге распространены;: моделях мира - Мировом Древе и Мировой Горе. Преобразуя и упорядочивая пространство вокруг себя, они создают из хаоса югмос, :де свое месте и свое предназначение отведено всякой вещи и всякому явлению. Таким образом возникает национальное видение мира - в данном случае Горный Космос народов Северного Кавказа.

Окружающий пейзаж, ландшафт местности играет свою (и довольно значительную) роль в формировании сознания и мироощущения человека, тем более художника-творца. Извечная русская тоска, томление духа несомненно связаны с однообразием бесконечной равнины среднерусского ландшафта, с необозримой далью и необъятностью степей, где словно жаждет найти себе пристанища и не находит его ищущая и мятущаяся, страдающая душа. Среда этой бесконечной земли, как нигде, остро чувствуется одинокая сиротливость человека перед Вселенной, перед Богом, и исходящее из фрейдистского "комплекса отца" желание найти Его, устремленность к Нему, небесному Отцу-защитнику. Ибо нет другой защиты от наступающей и расте-

кающейся вширь и вдаль, сколь может охватить взгляд, тоски; от скуки, изматывающей Онегина, Печорина, Обломова..., и в конце концов от смерти, могущей настигнуть внезапно, врасплох на открытом, доступном всем ветрам пространстве. Разомкнутость русского пространства жизни смыкается с инфернальным пространством смерти.

Иное дело - каменно-естественный ландшафт и природа Кавказа. Не зря сюда влекло писателей и поэтов. Для них горы Кавказа являлись недостающей вертикалью русской плоскости, олицетворяли стремление-порыв к третьему, четвертому измерению. Встающие на горизонте могучим стражем тишины, они защищают и берегут человека, являют собой ощутимую границу бытия и небытия. Не идея потерянности и смерти доминирует в горном пейзаже, а жизни и гармонии. Гармония - в иерархически правильном, восходящем к ::ебу, расположении ступеней гор, в их цвете, мягко перехсля-щем-перетекающем от черного или просто темного пбс"^ земли к зелени де-р.'яьез и первой невысокой лесной гряды, и далее - к темно-синему гор по-1ы ме, и наконец - через отгенки голубого - к сверкающему белоснежному свету льдистых вершин.

Эти величественные громады дышат уверенностью и спокойствием, от них веет божественной силой. Они отчасти воплощают собой идею Бога, символизируют Его присутствие на Земле, мир Высшей власти. Ведь горы уже ближе к небу, чем к земле, и их цвета - символы божественного начала -белый и золотой (под лучами солнца). Идея смерти здесь отодвинута на задний план, нет свойственной Русскому Космосу тоски и скуки, здесь напряженно бьется жизнь Вечная, а умирать легко и не страшно. Не отсюда ли и своеобразный горский этикет, скорее кодекс чести, в котором главное -честь, а не жизнь, не отсюда ли закон кровной мести, ведь жизнь и память не кончаются, они так же вечны, как эти вершины. И человеческий дух так же силен и бесконечен, беспредельно свободен.

Составляющие Горного Космоса - сакральные объекты (гора, камень, дерево, земля, священные животные) имеют тенденцию перехода в символ, обращенный в бесконечность и углубляющий с течением времени понимание того или иного образа. Теория архетипов К.Г.Юнга установила взаимосвязи между глубинами человеческого сознания и символикой, к которой прибегает ученый. Это дало возможность дай новой, более совершенной трактовки известных образов и сюжетов, для более полного понимания авторского замысла. Архетип - это некий образ-воспоминание об общем прошлом человечества, образ-представление об идеальном и совершенном будущем, стремление к которому заложено в душе и генетической памяти каждого человека, независимо от расы и национальности. Поэтому, расширяя рамки поставленной проблемы, во второй пиве мы привлекаем для сравнения материал русской литературы, иллюстрирующий понимание национального Русского Космоса, и обращаемся к творчеству русского поэта М.ЮЛермонтова - признанного певца Кавказ* - для обозначения идей, созвучных его мировидению и духовной культуре народов Кавказа. В сопоставлении такого материала кростся подход к проблеме диалога и понимания как одной из актуальных не только в литературоведческом, но и в психологическом и социальном аспектах, и в этом, по нашему мнению, состоит определенная новизна в постановке и решении вопроса. Ибо всякое понимание есть соотнесение данного текста с другими текстами. Соприкосновение текстов приобщает данный текст к диалогу. И диалог этот бесконечен, так как нескончаемо обновление смыслов во все новых контекстах.

Сформировавшиеся на едином, с одинаковыми особенностями и условиями существования, жизненно-природном пространстве Кавказа, выросшие из единого мифологического пласта, практически одновременно начавшие путь к вершинам профессионализма - литературы народов Северного Кавказа составляют своеобразный и оригинальный целостный контекст. И к встающим проблемам, актуальным вопросам жизни у этих лите-

ратур в принципе один подход. Разрешение многих проблем, в настоящее время тревожащих общество, писателям Северного Кавказа видится в сохранении традиций прошлого, в точном следовании естественно-природному ходу вещей (на котором основаны многие народные обычаи), в возрождении высоких общечеловеческих ценностей морали и нравственности.

Итог же, к которому мы приходим в данном разделе, состоит в следующем: архаическая модель мира, запечатленная в древнейшем памятнике народов Кавказа "Нарты", жива в сознании носителей национальной культуры и в виде архетипов находит свое продолжение в литературах Северного Кавказа. Введение в ткань художественного произведения фольклорных образов и мотивов углубляет, а иногда тонко оттеняет смысловую наполненность произведения. Обращение писателя к мифопоэтическим реалиям подразумевает всеобщую причастность к.этим образам, идеям (т.е. архетипам сознания, мышления). Но их осмысление и использование в современных художественных произведениях происходит на качественно новом уровне, с учетом накопленного о'Пьгга столетий, изменения пределов литературного ареала (причастность к контексту всей мировой литературы расширила пространственно-временные границы, в том числе и в писательском сознании) и индивидуального авторского видения мира. В третьей главе "Традиционные модели мира в современной северокавказской повести как отражение взаимоотношений человека и природы" рассматриваются Горный космос, основные его элементы, их сакральное значение и сложное символико-психологическое наполнение, роль в построении и многоуровневой трактовке литературного произведения. Мы подробно останавливаемся на анализе следующих художественных произведений; повести "Корнями - в землю, ветвями - к солнцу" ААбу-Бакара, "Последняя лошадь" ГАгнаева, "Альпийская повесть" Э.Гуртуева, "Возвращение Урузмага" и "Обида старого охотника" НДжусойты,

"Девять дней" А.Теппеева, "Алые травы" З.Толгурова, "Чанта приехал" Б.Шинхубы, "Ночное солнце" КЭльгара.

Произведения, избранные нами для анализа, в основном принадлежат перу уже сложившихся мастеров слова, имеющих давнее заслуженное признание и внесших значительный вклад в развитие той или иной национальной литературы. Именно такие авторы, отражающие менталитет своего народа, способствуют формированию оценочных критериев в решении каких-либо актуальных, насущных вопросов и проблем. Но и произведения молодых, начинающих прозаиков, интересные своим иногда оригинальным взглядом на суть вещей привлекаются нами для создания наиболее полной картины писательского видения взаимоотношений человека и природы. Ибо одной из целей, поставленных в диссертационном сочинении, является синтез различных мнений (даже в произведениях порой неравных по своим художественным достоинствам), могущих дать объемное представление о гранях преломления в сознании представителей1 Горного Космоса проблемы человек и природа.

Следует сказать, что в работе мы опускаем оценочный критерий произведения в целом. Эта задача не связана с темой нашего исследования и составляет предмет другого серьезного и обширного разговора. Тема же человека и природы не может не звучать в разных вариациях в произведениях самого различного характера, ибо она связана с проявлением бессознательного, и тем интереснее и увлекательнее процесс интерпретации того или иного образа, опосредованно представляющего характер национального мышления и видения мира.

Функции изображений природы, пейзажных зарисовок чрезвычайно многообразны, однако главное - это преемственность и сохранение в современной повести традиций в восприятии и изображении природы, свойственной народам Кавказа и запечатленной в древнейшем памятнике "Нарты". Но при всем многообразии и самобытном авторском воплощении

картин природы есть в них и то общее, что позволяет дать им определение топоса (по греч. - букв, "место"). В литературоведении под топосом понимается образ, который многократно варьируясь, приобретает общенациональную распространенность и характерность. Топос - это "общее место" целого ряда индивидуальных поэтических образов, их смысловое и структурное ядро. Такими яркими, выразительными топосами северокавказских литератур стали образы горы, камня, дерева. Именно им уделено особое внимание как моделям мироздания, как сюжетообразущему, семантическому ядру произведения, как мифологемам, помогающим проникнуть в глубь народного сознания, национального видения мира.

Архаические модели мира (Мировое Древо и Мировая Гора) в современной литературе Северного Кавказа представлены в виде прямых, либо завуалированных символов. Анализируя отражение в современной повести данных символов и сюжетных мотивов, что связаны с ними, мы принимаем своеобразной точкой отсчета мифологический пласт эпоса народов Кавказа "Нарты", ибо вся сила образа или мифа заключается именно в их органической, синтезирующей природе. Они позволяют конкретно обозначить то, что аналитический язык выразить не в состоянии. Символы и мифы не изобретаются, а естественно вырастают из внутреннего постижения. Человек всеща будет нуждаться в этих знаках, отображающих и различные стороны бытия и верховную Реальность. И это сближение далеких временных отрезков позволяет выявить наиболее характерные ментальные структуры, следовательно, понять глубину авторского замысла, наиболее полно раскрыть тот или иной образ.

Важное место в структуре современных произведений принадлежит поэтическим символам дерева (повести "Ветвями - к солнцу, корнями - в землю" А-Абу-Бакара, "Карагач - древо памяти" Э.Гуртуева, "Возвращение Урузмага" и "Обида старого охотника" НДжусойты) и всего, что связано с ним - травы (повесть "Алые травы" З.Толгурова), плодов

(рассказ "Яблоки до весны" А.Теппеева), листьев (повесть "Пора листопада" Б.Мазихова). Аллегорические образы цветка на вершине горы ("Альпийская повесть" Э.Гуртуева), можжевельника ("Баллада о Можжевельнике" А.Теппеева) и другие становятся полноправными, самостоятельными героями произведений. С сухим, колючим кустарником для топки печей - каракурой - сравнивает кабардинский писатель ТЛдыгов (повесть "Каракура") нравственную стойкость, силу духа женщины, не покладая рук работающей в тяжелые годы войны, "сжигающей" себя, дающей тепло и свет людям вокруг.

И мифологема горы со всеми ее основными характеристиками и со всеми смысловыми оттенками нашла широкое использование в современной северокавказской повести: от упоминания в обрисовке пейзажа до развернутых аллегорических построений, как, например, в повестях " Вершины остаются непокоренными" ТЛдыгова, "Альпийской повести" Э.Гуртуева, "Белый-белый снег" НДжусрйты, "Берег моего детства" БЖуртова, "Июньский дождь" М.Магомедова, "Гора моей жизни" П .Муртазалиевой.

Символическое наполнение данного архетипа и его мифологические функции многослойны и разнообразны. Здесь и трехчастное деление мира (верхний, где обитают боги; средний, где живут люди; и подземный, ще находятся души умерших), здесь и поклонение горе как воплощению самого верховного божества, здесь и мотивы инициации, связанные с восхождением на гору, преодолением препятствий и другие.

Архетип горы восходит к матрице человеческой психики и сознания. Необходимая для человеческого сознания и бытия вертикаль, направленная ввысь, к небу, присутствует в человеке любого национального Космоса (ибо сам человек и есть эта вертикаль) и находит зримое воплощение в образе Мирового Древа, стремящегося вверх, и Мировой Горы, собою подпирающей небо, непосредственно связанной с ним. Таким образом, гора

должна была быть сакрализована. Немало тому способствовали ее недоступность и труднодостнжимость, проявление особой формы существования, самостоятельной воли (камнепады, сели, лавины) и чарующая красота белоснежных вершин - цвет, подчеркивающий ее связь с трансцендентным.

Использование в литературе мифологемы дерева и горы, соотносимых с Мировым Древом и Мировой Горой, по нашему мнению, особенно убедительно отражает особенности взаимоотношения человека и природы, углубляет семантику произведения, оттеняет смысловые нюансы и расширяет горизонты текста, обращая внимание читателя на общекультурное значение данных образов. С ними связаны мотивы вечности и непреходящности жизни, мотивы инициации, взросления и становления личности, преемственности традиций, связи поколений, взаимосвязи всего сущего, макрокосма и микрокосма.

Как следствие ухудшения экологической ситуации в литературе возникает тема гибели Мирового Древа и Мировой Горы. С ней связан и мотив нравственной деградации самого человека, мотав за Звения родной згм-ли, отчего дома, обычаев предков - всего того, что было свято для горца. Тревожны раздумья писателей, от них веет апокалипсическим ужасом...

Приведенные в первой главе примеры, свидетельствующие о появившейся в мировой литературе концепции множественности миров, особым образом соотносятся с мироощущением современных писателей Северного Кавказа: забывая свой мир, уходя от него, живя по чуждым законам и обычаям, человек теряет прежде всего себя, изменяет своей глубинной, природной сути. И вывод, к которому мы приходим, состоит в том, что, что веку более всего нужен тот мир, в котором он появился на свет, в котором существуют его предки, живут родные и близкие люди, то есть природина. Эта точка зрения характерна для ряда северокавказских литераторов. Именно этот мир дает более всего для становления его характера,

личности, души. И заботясь об этом мире, оберегая его, человек тем самым спасает себя и общество от разрушения и нравственного падения.

Представленные в первой главе модели мира, формирующиеся в настоящее время, имеют проявление и в северокавказской повести. С техно-центрической моделью мироздания сопряжен указанный мотив морального упадка человека и общества. Но, как нам думается, наиболее близка сознанию и восприятию северокавказских мастеров слова та модель, где человек является частью окружающего его мира, одним из фрагментов единого жизненного пространства. В этом понимании сказывается и мудрое сродство с поэтическим началом творчества, и близость к народным корням и истокам жизни.

Заключение обобщает исследованный материал и подводит итог работы; и основной вывод, к которому мы приходим, это есть мысль о том, что человек и природа неразделимы, нерасчленимы; познание одного происходит только через познание другого и гибель природы влечет за собой н гибель человека. Это и главный итог всей созидательно-разрушительной деятельности человека, это и путь выхода из тупика, куда эта самая деятельность загнала и природу и человека.

В корне изменить ситуацию можно только через изменение сознания человека. Поэтому в конце нашего столетня возникает термин, обозначающий новое отношение к природе, к окружающему миру, новое мировидение и новое осознание человеком самого себя - экологическое сознание. К сожалению, в настоящее время данная проблема находится лишь на стадии разработки. Об этом знают и говорят не только писатели, но и философы культурологи, отводя в формировании этого вида сознания особую рога народным обычаям и традициям.

Немалую роль в воспитании экологического сознания может сыгран и искусство слова с его эмоционально-идейной наполненностью, с его об ращенносгью к разуму и чувствам человека, с его способностью затрат

вать тончайшие струны души, воздействовать на сферу подсознательного, на самые истоки его существа и личности.

Более общий итог, к которому мы приходим в своем исследовании, заключен в следующем: своеобразие подхода в изображении взаимоотношений человека и природы в современной северокавказской повести состоит прежде всего в связи основных мифологем (архетипов сознания) с Горным Космосом и порождаемой им идеей вечности всего живого, нетленности жизни, в какие бы новые формы не реформировала ее необдуманная деятельность человека. В этом, пожалуй, и состоит самый важный, самый главный урок, который может вынести рефлексирующее сознание человека конца XX века, обращаясь к своим истокам - к народному творчеству и созидательному духу народа.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В следующих ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

1. Жизнь природы как критерий морали и нравственности в современной северокавказской повести. Тезисы доклада II Материалы I республиканской научно-практической конференции "Проблемы развития государственных языков Кабардино-Балкарии". - Нальчик, 1996. - С. 72 - 73.

2. К вопросу о связи мифологемы горы в кавказском фольклоре и русской литературе. И Материалы II научно-практической конференции "Проблемы развития государственных языков Кабардино-Балкарии". - Нальчик, 1997. - 0,2 пл.

3. О некоторых особенностях топоса Кавказа. II "Вестник КБ ГУ". - Нальчик, 1997.- 0,5 пл.

-»1 i-i-

4. Концепции взаимотношений человека и природы в современной литературе. U "Вестник КБГУ". - Нальчик, 1997. - 0,5 пл.

5. О мифопоэтическрм начале символа дерева в современной северокавказской прозе. // "Вестник КБГУ". - Нальчик, 1998. - 0,5 пл. (в производстве).

Учетяо-изд. л.1 Тираж 100. Заказ 65. Отпеча1льс с готового оригинал-макета на полиграфическом участке Нальчикского почтаыпга. Лицензия ПЛД № 15-23,360000, г.Нальчик, прШогснцукова, 14 Телефон: 5-20-68. Факс: 7-02-47.

 

Текст диссертации на тему "Художественная концепция человека и природы в современной северокавказской повести"

Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Бербекова Х.М.

На правах рукописи

Забора Наталия Николаевна

Художественная концепция человека и природы в современной северокавказской повести

10.01.02,- литература народов Российской Федерации

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор А.Х.Мусукаева

Нальчик 1998

Содержание

стр.

Введение............................................................................................. 3

Глава 1. Эволюция взаимоотношений человека и природы в русской и западноевропейской художественной культуре...............................................................................16

Глава 2. Мифологические представления о действительности в эпосе "Нарты" и их проявление в современной

северокавказской повести .................................................. 53

Глава 3. Традиционные модели мира в современной северокавказской повести как отражение взаимоотношений человека и природы .................................................................... 96

Заключение ........................................................................................ 14!

Библиография................................................................................... 151

Введение

Взаимоотношения человека и природы стали объектом внимания искусства, философии и эстетики с древнейших времен. Некая особенность, исключительность положения человека в мире заставляли (и заставляет) его вновь и вновь пытаться понять и объяснить кто он? откуда? куда идет? И что означает весь этот прекрасный, живущий своей таинственной жизнью мир вокруг него. Благ он и добр или напротив - опасен и враждебен? За всю историю существования человечества создано множество философских и искусствоведческих концепций, объясняющих (вернее, истолковывающих) отношения человека и природы. Есть среди них и такие полярные, как признающие полную непознаваемость мира и обязывающие человека познать и подчинить неподатливую природу себе; человек выступает то частью единого целого, то противостоит ему, будучи изначально отчужден от природы своей сутью (наличием особого вида разума и преобразующей силы) и не до конца понятой миссией.

Замечено, что в постановке и решении проблемы на первом месте обязательно упоминается homo sapiens. Глазами человека видится тот сложный мир, окружающий его, и взаимоотношения с этим миром. И в искусстве слова (и это составляет его специфическую черту) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Образ же природы как персонажа, героя произведения чрезвычайно редок. Поэтому, вероятно, до наших дней в литературе и художественной критике сохраняется традиция (или стереотип) изображения пейзажа лишь в двух основных установках: 1) как фон действий человека и 2) как средство психологизации личности. Отсюда и некоторая неразработанность темы человек и природа в литературе, в критике и

теории литературы. Существующие работы (по преимуществу статьи) касаются творчества того или иного автора, попутно затрагивая интересующую нас проблему. Из работ обобщающего характера прежде всего следует выделить монографии В .А .Никольского "Природа и человек в русской литературе XIX века (50-60-е годы)" /Калинин, 1973/; Д.СЛихачева "Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей" /Д., 1982/; М.Н.Эпштейна "Природа, мир, тайник вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии" /М., 1990/; Н.В.Кожуховской "Эволюция чувства природы в русской прозе XIX века" /Сыктывкар, 1995/; коллективную монографию «"Чувство природы" в русской литературе» /Сыктывкар, 1995/. Существуют и работы, рассматривающие тему в пределах художественного направления: статьи Н.Д.Кочегковой 'Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма" (1986 г.), В.Ю.Троицкого "Романтический пейзаж в русской прозе и живописи 2030-х годов XIX века" (1988 г.); монография И.О.Шайтанова "Мыслящая муза. "Открытие природы" в поэзии XVIII века" /М., 1989/. Философско-социологической направленностью выделяется монография И.В.Круть, И.М.Забелина "Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества" /М., 1988/.

Решение данной проблемы в литературе Северного Кавказа еще ждет своего исследователя, хотя в некоторых работах отдельных ученых можно найти подступы к ней: Л.Бекизова, "От богатырского эпоса к роману" /Ставрополь, 1974/; Т.Гуртуева, "Традиционные фольклорные образы в балкарской поэзии" /в сб. "Перепутья", Нальчик, 1976/; У.Далгат, "О фольклорно-этнографическом контексте литературного произведения'7сб. "Роль фольклора в развитии литератур народов СССР" /М., 1975), "Фольклор и литература" /М.,1981/; А.Мусукаева, "Северокавказский роман" /Нальчик, 1994/, З.Толгуров, "Движение балкарской поэзии" /Нальчик, 1984/; Ю.Тхагазитов, "Духовно-

культурные основы кабардинской литературы" /Нальчик, 1994/; К.Шаззо, "Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах" /Тбилиси, 1978/; Эфендиева Т.Е., "Кайсын Кулиев; Литературный портрет" /М., 1994/.

Опираясь на общетеоретические положения по данной проблеме, а также на труды указанных исследователей, в своей работе мы ставим следующую цель: раскрыть особенности взаимоотношения и основные тенденции отражения взаимовлияния человека и природы в современной северокавказской прозе, выявить роль пейзажных зарисовок и образов природы в воплощении идейного и художественно-эстетического замысла, а также в композиционном построении произведения.

Одной из основных задач работы является попытка определить истоки того общего, связанного с важнейшими тенденциями развития мирового литературного процесса, и особенного, что отличает литературу региона, составляет ее своеобразие и самобытность.

Исследуемый материал ограничен жанром повести. Поэтому нам кажется необходимым объяснить выбор жанровой формы и сказать несколько слов о становлении и развитии жанра повести в литературах Северного Кавказа, ее месте в современном литературном движении.

, Традиционно относимая к средней эпической форме повесть, в отличие от романа, стремящегося описать весь универсум, концентрирует свое внимание на одном моменте, имеющем важное значение для понимания жизни общества и отдельного человека. "Есть события, -писал критик, - есть случаи, которых, так сказать, не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки"1. Интересна и другая немаловажная особенность повести - ее направленность, в силу особой мобильности, быстрой реакции, на остро современные проблемы.

"Конфликт повести чаще всего связан с основным конфликтом современности...", - отмечает исследователь адыгских литератур Ю.Тхагазитов. - ...Именно повесть решительно (хотя и с потерями) пробивает в литературе дорогу сложной современной проблематике, именно повесть воссоздает в глубинных конфликтах и противоречиях мир, в котором мы живем. Повесть определяет, насколько глубоко литература понимает современного человека"2.

В литературоведении Северного Кавказа проблемы формирования и развития жанра повести ставились в работах Л.Бекизовой ("Черкесская советская литература", Ставрополь, 1964 г.), У.Далгат ("Литература и фольклор. Теоретические аспекты", М., 1981 г.), А.Караевой ("Очерк истории карачаевской литературы", М., 1966 г.), А.Мусукаевой ("Поиски и свершения", Нальчик, 1978 г.), У.Панеш ('Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур", Майкоп, 1990 г.), А.Схаляхо ("Ступени развития", Майкоп, 1974 г.), А.Теппеева ("Балкарская проза", Нальчик, 1974 г.), З.Толгурова ("В контексте духовной общности", Нальчик, 1991 г.), В.Тугова ("Очерки истории абхазской литературы", Черкесск, 1970 г.), Ф.Урусбиевой ("Путь к жанру", Нальчик, 1972 г.), К.Шаззо("Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах", Тбилиси, 1978 г.) и в других.

Возникновение жанра повести в младописьменных литературах Северного Кавказа относится к первым послереволюционным десятилетиям, когда быстрыми темпами идет процесс эволюции письменной литературы и стремительное развитие всех ее жанров. "Движение шло от поэтических жанров, занимающих в первые годы становления литературы ведущее место и покоящихся на фольклорной основе, к малым жанрам прозы, а от них - к жанрам повести и романа. Подобного рода движение зафиксировано как общая закономерность во

многих других младописьменных литературах", - отмечает известный литературовед А.Мусукаева3.

Как отмечено критикой, заметную роль в северокавказском литературном процессе в эпоху его формирования сыграли повести Дж.Налоева "Начало", Х.Теунова "Аслан" (каб. лит.); Б.Гуртуева "Бекир", О.Этезова "Камни помнят" (балк. лит.); Х.Аппаева "Черный сундук" (карач. лит.); Т.Керашева "Тайна Сариет" (адыг. лит.); И.Амирокова "Молодой бригадир", С.Темирова "Радостная жизнь" (черкес, лит.); А.-Г.Гойгова "Д жан-Гирей" (ингуш, лит.); С.Бадуева "Голод", "Огненная гора" (чечен, лит.).

Тридцатые годы для младописьменных литератур ~ время поисков, первых побед, "время приобретения навыков письма, построения сюжета, художественного осуществления замыслов. В целом процесс учебы носил творческий характер, хотя он и не проходил без всякого рода ошибок, без чисто механистического перенесения в свои произведения некоторых ситуаций и образов, ставших штампами"4.

Но годы ученичества, разумеется, не прошли даром, и в прозаических произведениях крупнейших мастеров слова последующих десятилетий присутствует тонкий лиризм, психологическая достоверность в изображении героев, авторская рефлексия. В произведениях С.Бадуева, И.Базоркина, Д.Гатуева, А.Евтыха, А.Кешокова, А.Теппеева, Х.Теунова, З.Толгурова, Ю.Тлюстена, И.Цея, Ад.Шогенцукова и других сильно самобытное авторское начало, глубокое постижение жизненных конфликтов. В них заостряется внимание на животрепещущих проблемах современности, реалистически воссоздается нравственно-психологическая атмосфера 50-70-х годов. Произведения отмечены серьезным проникновением в суть конфликта. Авторы не предлагают односложных простых решений, ибо от них далека самая жизнь. Но тот нравственный ориентир, идеал, к которому необходимо стремиться, явственно

проступает сквозь ткань произведений: чаще всего он покоится на высоких традиционных нормах и национальных обычаях, на соблюдении природно-естественного хода вещей (о чем подробно будет сказано ниже).

Современная /70 - 90 годы/ северокавказская повесть наследует лучшие традиции русской и зарубежной литератур, сохраняет преемственность поколений.

Тематически современная северокавказская повесть представлена широко и многообразно. Здесь и тема войны и памяти о ней (З.Тошуров, "Алые травы"; Э.Гурту ев, "Альпийская повесть"; ГАгнаев, "Последняя лошадь"; Г.Братов, "Я вернусь"), тема труда и строительства новой жизни (ААбу-Бакар, "Паганини из Харбука", "Корнями - в землю, ветвями - к солнцу"), тема взросления, становления личности, нравственногго выбора (КАбуков, "Луна во сне"; М.Магомедов, "Предисловие к горному эху"), психологическая повесть (ТАдыгов, "Каракура"; А.Теппев, "Девять дней"), тема исторической памяти (Э.Гуртуев, "Ах, ворон, птица скверная..."), философская тема (К-Эльгар, "Ночное солнце", Н.Джусойты, "Возвращение Урузмага"), тема отмирания старого уклада жизни, забвения своих корней (Б.Шинкуба, "Чанта приехал"; НДжусойты, "Белый-белый снег") и другие. Как многогранна и сложна нынешняя жизнь, так и разносторонне ее осмысление и художественное воплощение различными мастерами слова. Их творческая индивидуальность проявляется и в глубоком постижении конфликтов современности, и в понимании всех тончайших, порой неуловимых взаимосвязей между явлениями жизни, и в создании психологически точных образов.

Произведения, избранные нами для анализа, в основном принадлежат перу уже сложившихся мастеров слова, имеющих давнее заслуженное признание и внесших значительный вклад в развитие той

или иной национальной литературы. Именно такие авторы, отражающие менталитет своего народа, способствуют формированию оценочных критериев в решении каких-либо актуальных, насущных вопросов и проблем. Но и произведения молодых, начинающих прозаиков, интересные своим, иногда оригинальным взглядом на суть вещей, привлекаются нами для создания наиболее полной картины писательского видения взаимоотношений человека и природы. Ибо одной из целей, поставленных в диссертационном сочинении, является синтез различных мнений (даже в произведениях порой неравных по своим художественным достоинствам), могущих дать объемное представление о гранях преломления в сознании представителей Горного Космоса проблемы человек и природа.

Следует сказать, что в работе мы опускаем оценочный критерий произведения в целом. Эта задача не связана с темой нашего исследования и составляет предмет другого серьезного и обширного разговора. Тема же человека и природы не может не звучать в разных вариациях в произведениях самого различного характера, ибо она связана с проявлением бессознательного, и тем интереснее и увлекательнее процесс интерпретации того или иного образа, опосредованно представляющего характер национального мышления и видения мира.

Исследователями отмечено, что литература Северного Кавказа тесно связана с народной поэзией, с мифологией и фольклором, поэтому при раскрытии темы художественная концепция человека и природы в современной северокавказской прозе мы опираемся на мифологический пласт - героический эпос "Нарты". Национальные варианты кавказской Нартиады в целом созвучны друг другу. Вот что замечает по этому поводу У.Б.Далгат: "Изучение нартеких сказаний адыгов, балкарцев,

осетин, чеченцев, ингушей историко-сравнительным методом, в тесной связи с археологией, историей и этнографией, подтверждает высказанное В.Ф.Миллером положение о том, что богатырские сказания кавказских народов представляют собой "один эпический цикл, который можно назвать северокавказским

Действительно, большие и малые циклы нартского эпоса у кабардинцев, балкарцев, осетин, чеченцев, ингушей при наличии ярких национально-локальных особенностей имеют общие северокавказские черты. Это выявляется во многом: в обрисовке и характеристике нартских героев, в нартской номинологии, в своеобразии разработки мотивов героизма, в сюжетных и художественных деталях, наконец, в генеалогических отношениях нартских героев"5.

Сформировавшиеся на едином, с одинаковыми особенностями и условиями существования, жизненно-природном пространстве Кавказа, выросшие из единого мифологического пласта, практически одновременно начавшие путь к вершинам профессионализма, -литературы народов Северного Кавказа составляют своеобразный и оригинальный целостный контекст. И к встающим проблемам, актуальным вопросам жизни у этих литератур в принципе один подход. Разрешение многих проблем, в настоящее время тревожащих общество, писателям Северного Кавказа видится в сохранении традиций прошлого, в точном следовании естественно-природному ходу вещей (на котором основаны многие народные обычаи), в возрождении высоких общечеловеческих ценностей морали и нравственности.

Безусловная актуальность избранной темы, по нашему мнению, заключается в злободневности на сегодняшний день самой проблемы человек и природа в сознании людей, в жизни общества, политике, экономике и т.д. Вот что думают об этом ученые: "...Современный мир

характеризуется действием ряда отрицательных тенденций изменения среды обитания и жизнедеятельности человека. В их основе:

1) информационная и научно-техническая революция;

2) глобальные изменения климата и природы;

3) увеличение антропогенного влияния на среду обитания.

Взаимодействуя между собой» отрицательные изменения Среды

повышают опасность разрушения полезных свойств природы, иногда приобретающих необратимый характер"6.

Странность, сложность и противоречивость сегодняшнего времени не перестает поражать и удивлять: грандиозные достижения в области науки, открытие скрытого ранее (эзотерического) знания, но и катастрофические экологические изменения, и оскудение любви в сердцах людей... Психологи давно уже соотнесли-сопоставили отношение человека к окружающей среде и людские связи. Современный американский ученый-психоаналитик Дональд Ли Уильяме так размышляет об этом: "Коллективно нас потрясают следующие одна за другой экологические катастрофы, последствия одностороннего отношения к земле, ориентированного на силовое воздействие. На личностном уровне то, что мы делаем с землей и ее ответная реакция, сопоставимы с тем, что происходит и с нами во многих отношениях. Точно также, как мы способны истощать землю, забирая у нее слишком много, мы истощаем и кровные отношения, и взаимосвязь людей вообще, требуя от них слишк