автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Карачаевская повесть 1960 - 1980-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хубиева, Зульфа Иссаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Национальные истоки повествовательных жанров карачаевской литературы.
ГЛАВА II. Жанровые искания и художественные обретения карачаевской повести 1960-1980-х годов.
§ 1. Развитие жанра повести в 1960-1980-е годы. Общая характеристика процесса.
§ 2. Формирование жанра лирической и документальной повести в свете художественных обретений прозы 1960-1980-х годов.
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Хубиева, Зульфа Иссаевна
В последние десятилетия северокавказское литературоведение предприняло ряд результативных попыток в исследовании процессов становления и развития эпических жанров прозы, в изучении метода и стиля, творческой индивидуальности национальных писателей.
Так, в связи с формированием в национальных литературах крупных эпических форм, в частности, повести и романа, в ряде теоретических работ решается проблема становления и развития названных жанров.
В этом аспекте важнейшее значение имеют монографии Г. Гамзатова [49], Л. Бекизовой [18, 19, 20, 21], К. Шаззо [183], Ю. Тхагазитова [169], В. Тугова [166, 167, 168], А. Мусукаевой [116], А. Теппеева [154], Н. Кагиевой [79, 80], А. Караевой [83, 84, 85], 3. Караевой [86], С. Ака-чиевой [2], Т. Чанкаевой [180] и других. Так например, Г. Гамзатов исследовал сущность культурных связей и литературных влияний, а также традиций, легшие в основу национальных литератур Дагестана; Ю. Тхагазитов проанализировал пути формирования эпических жанров в адыгских литературах; К. Шаззо всесторонне изучил проблему художественного конфликта и становление жанров в адыгских литературах; JI. Бекизова выявила роль мифоэпических, этнокультурных, национально-художественных традиций в формировании повествовательных жанров в адыгских литературах; В. Тугов исследовал историю и становление абазинской литературы от истоков до современности, формирование в ней жанров повести и романа; А. Теппеев, Ф. Урусбиева, 3. Толгуров прослеживают движение балкарской прозы; А. Караева, рассматривает пути становления и развития карачаевской литературы. Все поименованные исследователи, а также Н. Кагиева, Н. Байрамукова, С. Акачиева,
Т.Чанкаева и другие, хотя и с различной степенью конкретизации и обобщения, уделяют серьезное внимание изучению генезиса и эволюции жанровых форм в молодых литературах.
В карачаевской литературе 1960-1980-х годов активизируется жанр критики: появляются аналитические работы, посвященные творчеству отдельных художников слова, отдельным жанрам и конкретным произведениям [[2]; [11]; [79]; [80]; [83]; [84]; [85]; [86]].
Однако все еще нет монографических исследований, посвященных становлению и развитию повести, в системе формирования жанров в новописьменной карачаевской литературе.
Карачаевская повесть, несмотря на очевидные ее достижения, не стала еще предметом специального исследования, хотя необходимость научного анализа проблем, связанных с генезисом и эволюцией развития повести, очевидна.
Изучение жанровых и стилистических особенностей современной повести предполагает выявление национального своеобразия художественного мышления авторов, уяснения путей вхождения опыта развитых литератур в эстетический мир национального прозаика.
Карачаевская литература формировалась в тесной связи с экономическим, культурным и политическим развитием региона. Ее основоположники, овладевая литературным мастерством, приобщаясь к культуре развитых наций, открывали тайны творческого процесса. Их первые очерки и рассказы, драматические произведения и стихи сыграли определяющую роль в создании национальной литературы.
Карачаевская повесть 1960-1980-х годов, продолжая и развивая традиции первопроходцев, реально отражает будни современной жизни. Стало заметным стремление к психологическому анализу, к осмыслению поведения человека в моменты резких сдвигов в его жизни или в жизни общества. Постановка главных проблем жизни, способность реагировать на самые жгучие противоречия эпохи и поиски ответа на самые острые нравственные вопросы современности являются, как известно, показателями зрелости жанра. Иным стал ритм познания мира человеком, ритм его эстетического восприятия.
Повесть - динамично развивающийся жанр. В современных повестях отчетливо обнаруживается стремление авторов поставить значительные художественные конфликты и найти отвечающие им эстетические формы.
Пристальный интерес к нравственным и социальным проблемам побуждает карачаевских писателей 1960-1980-х годов по-новому взглянуть на различные проблемы современной жизни, вырабатывать новые художественные средства, новые стилевые решения.
Известно, что овладение художественным мастерством очень сложный и длительный процесс, требующий усилий не одного поколения писателей. Для создания реалистических произведений нужно не только увидеть нечто жизненное, но и осмыслить его. Необходим литературный язык, развитый и обогащенный, который в состоянии передать сложные явления действительности и столь же сложные душевные переживания героев.
Внимание писателей в первую очередь привлекали самые значительные события в жизни народа. Это особенно остро почувствовали писатели, чей творческий взлет приходится на 60-е годы XX века.
Наиболее плодотворными поисками новых изобразительных средств отмечены повести О. Хубиева [177,178], А. Суюнчева [152], X. Байрамуковой [10], М. Батчаева [13] и др. Им удалось преодолеть статичность повествования, выработать литературные формы письма и языка в значительной степени овладеть искусством психологического анализа.
Стремясь к правдивому изображению быта, писатели вносят в свои произведения свободную интонацию. Уже в первых рассказах и повестях они стремятся удовлетворить духовные потребности читателя.
Таким образом, обращение карачаевских писателей к жанру повести явилось заметным шагом в освоении действительности, в стилевом и жанровом обогащении национальной литературы.
К середине 1960-х годов наметилась тенденция к целостному воспроизведению действительности, и структура повести заметно меняется. Центр тяжести в ней начинает все более переноситься на раскрытие психологии героя, в его неоднозначных взаимоотношениях с окружающим миром. Отмечается повышенный интерес писателей к нравственной проблематике. И как следствие этого процесса, объектом художественного исследования становится внутренний мир человека, его многосложные духовные искания. Как справедливо отмечает критик Ф. Кузнецов, «сам факт столь пристального внимания нашего общества и литературы к «человеческому фактору», к теме моральных, нравственных исканий знаменателен. Он говорит как о значительности, масштабности исканий нашей литературы, так и о признании особой роли литературы в нравственном воспитании народа, ибо эта сфера, сфера духовной жизни, доступна в первую очередь ей» [97, с.228].
В образах произведений карачаевских писателей сопрягаются общие и индивидуальные черты жизненных прототипов. Писатели проясняют их место в жизни, в борьбе добра и зла. В связи с постановкой морально-этических проблем в прозе усиливается интерес к рядовым людям, к анализу всей совокупности обстоятельств, в которых живет человек и которые его формируют. Характерна в этом отношении повесть X. Байрамуковой «Семья Карчи». Здесь мы сталкиваемся с темой о школе, о воспитании молодого поколения. Критерием нравственной привлекательности положительного героя становится его целеустремленность, цельность жизненного поведения.
Повесть, в отличие от романа, как давно известно, концентрирует внимание на одном моменте, имеющем важное значение для понимания жизни общества и индивидуума. Как утверждал В. Белинский «повесть описывает те глубокие события или случаи, которые не могут стать предметом романа или драмы, но которые являются настолько важными, что по ним одним потомки составят представление о жизни своих предков» [17, с.366]. В этой связи понятно преимущественное стремление повести решать проблемы, текущей современности.
Северокавказская повесть 1960-1980-х годов пытается освоить повествовательные традиции русской литературы, удерживая и собственные национальные. Успехи северокавказских писателей в жанре повести связаны с воссозданием многогранной и сложной современной жизни. Творческая индивидуальность наиболее талантливых писателей проявляется в умении передавать тончайшие, порой неуловимые, взаимосвязи между явлениями жизни, в психологии героя. Так появляются повести 3. Толгурова, Э. Гуртуева, Г. Агнаева, Г. Братова, А. Абу-Бакара, К. Абукова, Т. Адыгова, А. Теппеева, К. Эльгара, Н. Джусойты, Б. Шинкубы, X. Байрамуковой, О. Хубиева, А. Суюнчева, М. Батчаева и др. Тематически северокавказская повесть очень широка и многогранна. Здесь и тема строительства новой жизни, и тема войны, и тема нравственного выбора, показывающая фнлософско-нравственные искания личности, и тема исторической памяти, и тема депортации и другие.
В нашей работе мы пытаемся исследовать поэтику и стилистику жанра повести в карачаевской литературе на фоне процессов взаимодействия и взаимообогащения разноязычных литератур страны.
1960-1980-е годы для многонациональной прозы РФ явились временем дальнейшего развития жанра повести. Поэтому необходимо конкретно проанализировать поэтику жанра с учетом национальных повествовательных традиций и опыта литератур страны с многовековыми реалистическими традициями. Рассмотрев национальную повесть в таком ракурсе, нетрудно будет заметить, что в ней наблюдаются процессы, схожие с художественными исканиями В. Распутина, В. Астафьева, Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, Г. Матевосяна, Н. Думбадзе, В. Тендрякова и др.
Исследование формирующихся, находящихся в процессе становления характеров, воссоздание обстоятельств, определяющих поступки героев, правдивое отражение жизненных противоречий - центр их художественной доминанты.
Создание реалистических образов - положительных и отрицательных - и по сей день остается одной из не до конца преодоленных проблем карачаевской прозы. Но преодоление идет. Так, на смену субъективно-оценочным эпитетам и сравнениям, логическим умозаключениям приходит самораскрытие героя в действии. Значительными становятся и мысли, легшие в основу произведения.
В соответствии с отношением к изображаемому, с собственным взглядом на мир, автор повести заставляет своих невымышленных героев делать и думать так, как они должны делать и думать, по его мнению, согласно своей природе. Он вводит читателя в сферу тончайших нравственно-психологических переживаний и философских исканий современного человека и раскрывает основные тенденции духовного развития карачаевцев на сложном и трудном пути.
Сохраняя завоевания предшествующих лет, повесть в карачаевской литературе отражает новаторские черты. Как верно отмечал один из литературоведов, «традиционность прозы и заключается прежде всего в том, что она удерживает, развивает все те духовные ценности, которые были накоплены предшествующими поколениями, в том, что она всегда сохраняет верность и преданность высшим нравственным и эстетическим идеалам своего народа» [97, с.77]. Это полностью относится и к карачаевской прозе - повести и роману.
Важно отметить такую характерную особенность карачаевской повести 1960-1980-х годов, как осмысление судеб народа на переломных этапах его истории, разработка современной тематики. Судьба личности и судьба народа по-прежнему в центре внимания авторов. Каждый из героев выражает различные тенденции общественных явлений изображаемой эпохи. В совокупности эти неповторимые судьбы и характеры героев способствуют реалистическому раскрытию жизни народа.
Обостренное внимание к проблемам бытия всегда было присуще словесному искусству. В 1960-1980-е годы это внимание еще больше возросло, что стимулирует поиск новых возможностей художественного исследования внутреннего мира человека, а также стремление писателей к психологической достоверности изображаемого. В 1960-е годы в русской литературе выступила плеяда писателей, авторов ярких повестей, исследовавших духовные основы народной жизни (В. Белов, Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Шукшин и др.). Поиски, развернувшиеся в русской литературе мощным потоком, были подхвачены многими писателями народов Российской Федерации, в том числе и писателями северокавказских литератур. Не случайно, что в 60-80-е годы ярко заявили о себе талантливые карачаевские писатели X. Бай-рамукова, О. Хубиев, А. Суюнчев, X. Эбзеев, М. Батчаев и др. Все их произведения объединяет одна общая мысль: нравственно-этическое отношение к человеку и его бытию. Склонность к философским размышлениям свойственна почти всем героям произведений названных писателей. Их лучшие повести отличает глубокое общественное содержание, наличие самобытных художественных образов.
Процессы, происходящие в обществе, находили художественно-образное отражение в карачаевской прозе. Конфликты времени становились теми коллизиями, которые ложились в основы произведений. Тематика произведений карачаевских писателей дает основание считать, что литература стремилась находиться на уровне возможностей своего времени и какие-то ее тенденции находили в разной степени полное художественное самораскрытие.
Передается действительность с ее противоречиями, конфликтами, основными социальными силами. Особенно резко данная черта литературы проявляется при изображении переломных эпох. Тогда яснее проявляются внешние конфликты, но проблема «человек и общество» не будет художественно воплощена без внимания к конфликтам «потаенным», с глубокими психологическими, личными и общечеловеческими коллизиями», - справедливо отмечала критик Г. Белая [22, с. 15].
Взаимодействуя, персонажи вместе создают ансамбль, который показывает авторское видение жизни. Каждый из персонажей имеет свое лицо, прежде всего, социальное. Одновременно разные люди могут занимать разное место в иерархии нравственных, семейных, образовательных ценностей. Это и хорошие люди, и плохие, но в общем они дают представление о народе.
Карачаевская проза 1960-1980-х годов, как зеркало отражает свою эпоху. В познавательном отношении ее нельзя заменить никакими социальными исследованиями. Но еще больше ее значение в качестве идейно-нравственного и эстетического фактора. Произведения этого времени отличаются присутствием этического начала, высокой идейностью, одухотворенностью, гражданственными идеалами. Они учат глубокому чувству ответственности перед народом, самоотверженности, благородству, гуманизму, честности. Изучая свое время, писатели ставили и решали в своих произведениях самые актуальные проблемы: смысла человеческого существования, социального устройства, личного и общественного поведения, идейно-нравственных убеждений.
Карачаевская проза 1960-1980-х годов богата изображением типов героев. Писатели настойчиво стремились осмыслить и воплотить национальный характер. В образах героев их произведений ими выделяются наиболее существенные признаки национального характера: отвага, душевная щедрость, смекалка, острое чувство совести, глубокий ум, находчивость, тонкое понимание красоты природы. Авторы уделяли значительное внимание личности, ее самосознанию, духовным исканиям. Но все они в большей или меньшей степени мыслили себя выразителями общественных дум, надежд и чаяний, стремились решать судьбы родины и народа. Пример этому - герои повести О. Хубиева «Адамла» («Люди»), В образах горянок Апуаджан, Зарият и др. высвечены высокая душевность, красота внутреннего мира, человечность.
Человека формируют обстоятельства, как это показывают и карачаевские писатели. Одновременно они убеждают в том, что для каждого персонажа значение имеет выбор им своего пути, выбор между добром и злом, уровень нравственной самооценки. В удачных повестях каждый из образов не только индивидуализированный характер, но и «монодрама со своей линией развития». Отсюда пафос самоотречения, самоотверженности, полной отдачи. Конечно, в настоящее время многое пересматривается, но задачи литературы остаются прежними: не только отвергать старое, отжившее, но и продолжать строить новое, утверждать общечеловеческое.
Еще одна особенность персонажей карачаевских писателей - они даны в развитии. Это и положительные образы, - как, например, Хор-лам в повести «Дерт» («Месть») О. Хубиева. Он, пожалуй, несколько традиционен, «стилизован» под предшественников в литературе: непосредственен, обаятелен, мужествен, предан идеалам новой жизни, честен, бескорыстен в любви. Любовь для него является не только проявлением естественных чувств, но и той могучей силой, которая облагораживает человека, делает его сильным и добрым, мужественным и нежным. За нее он умеет страстно бороться. Это и отрицательные образы, как образ Чомура, брата Хорлама. Чомур - человек, оторвавшийся от родины и лишенный патриотических чувств, отступивший от моральных принципов, приходит в конце концов к своему неизбежному позорному концу.
О характере героя, его мировоззрении, духовном и нравственном облике читатель узнает многое из внутренних монологов, лирических отступлений.
Решая проблему становления героического характера авторы стараются раскрыть духовный потенциал личности, обращаются к нравственному миру человека, ищут новые средства изображения, отражающие эпоху, «дух времени». Все это является важнейшим «художественным тезисом», в луче которого высвечивается реальная человеческая судьба и его характер, а также смысл и назначение жизни человека, соотношение личности и общества», - настаивает литературовед АЛанков [131, с.165].
В 1960-1980-е годы повесть с новой стороны открыла величие подвига народа в годы Великой Отечественной войны, его высокие гуманистические идеалы, патриотизм, верность интернациональному долгу. На решение нравственно-гуманистических проблем акцентируют внимание многие северокавказские писатели, обратившиеся к теме войны. Такими отмечены повести абазина Б. Тхайцухова «Тайна двух семей», ногайца С. Капаева «Полноводная Тазасу», черкеса X. Братова «Когда зовет удод». Тема войны и памяти о ней отражены также в повестях балкарских и карачаевских писателей: 3. Толгурова «Алые травы», Э. Гуртуева «Альпийская повесть», О. Хубиева «Люди», А. Суюнчева «Щедрые сердца», X. Байрамуковой «Вечные всадники» и многих других.
Так, в повести «Вечные всадники» X. Байрамуковой тонко передается становление характеров юных героев. Писательница показывает, как герои взрослеют в нелегкие годы военных испытаний, как вносят посильный вклад в борьбу с гитлеровскими оккупантами. Повесть позволяет лучше рассмотреть представления автора о героическом характере; его интересует мера человеческой ответственности. Герои повести Солтан, Мурат честно исполняют свой долг. Героический выбор, по X.Байрамуковой, не исключителен: он бывает необходим и естественен, если человек ценит нечто большее, чем личный интерес; если есть на свете что-то, что он хочет сохранить любой ценой. Это может называться по-разному: детьми, домом, родиной, справедливостью, добром, любовью, человечностью, но оно - «живая часть этого человеческого существования и не может быть отдано насилию» [131, с. 167].
Особое развитие в современной карачаевской прозе получает тема возвращения карачаевского народа на историческую родину. Многие писатели обращаются ко времени, когда карачаевский народ был депортирован, к тяжелым годам жизни на чужбине. Эта же тенденция наблюдается и в балкарской литературе.
Писатели утверждают, что тяжелые годы выселения не могли убить в человеке чувство благодарности к людям, которые помогали ему выжить. Раскрывая внутреннее движение характера, условия его формирования, писатели рассматривают вопрос об ответственности людей и общества в целом за исковерканные судьбы, о необходимости создания высокой нравственной атмосферы, о правовой защите. Новые подходы к теме выселения народа в произведениях писателей определяются возможностью говорить об этой черной странице отечественной истории всю правду, без ограничений и умолчаний.
Ведь идеологические установки до недавнего времени не давали возможности исследователям раскрыть тему судьбы народа во всей полноте и фактическом многообразии. Карачаевские писатели на протяжении многих лет, как они признавались, о самой больной для народа теме - выселении карачаевцев - о том беспределе и беззаконии, что творилось тогда, были вынуждены писать завуалированно. Об этом писала X. Байрамукова: «В нашу эпоху у писателей появилась возможность говорить правду, а не полуправду, прямо указывать на болевые точки и зло, а не намекать» [8, с.З]. Именно эта возможность позволила появление произведений X. Байрамуковой «Четырнадцать лет», Ф. Байрамуко-вой «Книга скорби», С. Алиевой «Запах фиалки».
Осмысление современности стало идейной позицией литераторов этого периода, пытавшихся с первых же шагов своего творчества выразить то, что затрагивало и волновало народ, воспитывало духовно и эстетически.
Мощным подспорьем в их поисках было великое наследие русской классической литературы и культура народов СССР, у которых они учились художественному мастерству, видению и обобщению действительности. Социальное мышление писателей характеризовалось глубиной и разносторонностью. Они прочно встали на путь осмысления исторического прошлого, обогатились гуманистическими идеалами. В литературе гармонически сливались национальные традиции и интернациональный художественный опыт.
Взлет общественного и национального самосознания, пристальный интерес к нравственным и социальным проблемам - все это заставляло карачаевских писателей по-новому и пристальнее взглянуть на различные стороны современной жизни. Вырабатывались новые художественные средства, новый стиль, ставились острые моральные проблемы.
В решении этих и других важнейших вопросов, выходящих на данную проблему, и заключается актуальность темы настоящей работы.
Исходя из этого, целью предлагаемой работы является исследование процессов становления и развития карачаевской повести в контексте жанрово-стилевых исканий отечественной прозы 60-80-х годов XX века.
В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие задачи.
- исследовать процесс формирования и становления жанра в карачаевской национальной литературе;
- выявить жанровые и стилевые особенности повести в карачаевской литературе;
- проследить философско-нравственные и стилевые искания повести;
- выявить характерные черты лирической и документальной повести в карачаевской прозе 1960-1980-х годов.
Теоретической и методологической базой исследования являются труды теоретиков литературы, труды литературоведов о жанре повести, о жанрово-стилевых исканиях в многонациональной российской прозе М. Бахтина, А. Бочарова, Г. Белой, Ф. Кузнецова, Г. Ломидзе, а также исследователей северокавказских литератур Л. Бекизовой, А. Караевой, Н. Кагиевой, С. Акачиевой, 3. Караевой, Р. Мамия, У. Панеша, А. Теппеева, 3. Толгурова, Ф. Урусбиевой, К. Шаззо, А. Хакуашева, В. Тугова, Т. Чамокова, Т. Чанкаевой и др.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые монографически изучаются процессы становления и развития всех разновидностей жанра повести в карачаевской литературе. Впервые рассматривается тема, связанная с новаторскими тенденциями в развитии карачаевской повести, а также с осмыслением процессов приобретения нового художественного уровня. Используя опыт изучения литератур Северного Кавказа, опираясь на труды исследователей истории карачаевской и балкарской литературы в диссертации проведен подробный текстологический анализ повестей О. Хубиет ва, А. Суюнчева, X. Байрамуковой, А. Семенова, М. Батчаева, М. Ша-мановой, Р. Лайпанова.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Карачаевская повесть 1960 - 1980-х годов"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что современные карачаевские прозаики познают и воспроизводят в своих произведениях жизнь и характеры в их глубинных проявлениях. При этом они постоянно обращаются к истокам духовного и нравственного опыта народа.
Проходят годы, и возникает внутренняя потребность не просто рассказать о виденном и пережитом, но и осмыслить его. Осмыслить глубоко, масштабно, не с узкой собственной точки зрения, а с общечеловеческих позиций», - писал известный русский писатель В. Астафьев [5, с. 14].
Писателей 1960-1980-х годов преимущественно занимает процесс духовного становления личности, осознание ими социальных и духовных связей в обществе, пробуждение в людях гражданского чувства, личной ответственности за все происходящее в жизни.
Прозаики 1960-1980-х годов снова и снова обращаются к внутреннему миру человека, к состоянию его души и делают они это осознанно, ибо хотят доискаться, на сколько велик нравственный потенциал человека? Не упрощены ли его представления о себе и о человечестве, о прошлом и настоящем, - одним словом, об истории?
Как справедливо настаивает адыгский литературовед Т. Чамоков, «писателям предстояло показать нового человека с его усложнившимся духовным миром, со сложностью и противоречивостью моральных и нравственных исканий. Время требовало идейной весомости и художественной убедительности образов. Предстояло разрушить ставшие штампом черно-белые краски и ходячие сюжеты. Время звало к созданию цельного характера, необходим был переход от умозрительного героя к живой индивидуальности, от обрисовки внешних случайных примет к осознанному анализу психологии человека, и показу диалектики его души.» [179, с. 110] Лучшие карачаевские писатели, как показывает материал, стремились идти по этому пути.
Осмысление нравственных проблем, как не раз отмечалось в специальной литературе, стало главным составляющим творчества северокавказских писателей 1960-1980-х годов, как, впрочем, во всей российской литературе.
В эти годы на смену герою-схеме пришел думающий, анализирующий персонаж. Такая концепция героя была рождена аналитическим отношением к жизни. Пробудить в человеке человека - основная художественно-нравственная цель разных писателей. Каждый из них находит индивидуально-художественное решение этой задачи в соответствии с творческой индивидуальностью, литературным опытом и профессиональным мастерством. Отсюда и стилевое разнообразие. Центральное место в произведениях занимают раздумья над своей судьбой - своей и народа - над жизнью. Эти раздумья во многих случаях проецируются на протяженный исторический период.
Веление времени: чтобы верно понять опыт карачаевской литературы 1960-1980-х годов, необходим комплексный подход, учитывающий всю ее историю - от зарождения до наших дней. Достаточно долгое время замалчивание имен, произведений, фактов искажали общую картину литературного процесса. Об этом сейчас много и справедливо говорят писатели и литературоведы. Возвращение в литературный оборот всего изъятого поможет воссоздать историю карачаевской литературы в ее наиболее полном, неискаженном объеме.
Современные карачаевские прозаики как бы заново восстанавливают историческую народную память, закрывают «белые пятна» истории. Они теперь смело говорят о том, о чем было принято молчать, или выдавалось за «ошибки» и «отступления». Переосмысление содержания тех процессов, расстановка акцентов обогатили родную литературу.
Важным для карачаевской литературы, да и для всех северокавказских, представляется то, что в беллетристике нарастает понимание времен - настоящее как связывающее звено между прошлым и будущим, а также диалектическое взаимодействие традиционного и нового.
Писатели в удавшихся произведениях полноценно осмысливают те глубинные процессы, которые происходили и происходят в обществе. Эстетическая и этическая ценность таких произведений в том, что их авторы глубоко исследуют сложные характеры, все чаще обращаясь к их внутреннему миру, утверждая непрерывность нравственного сознания народа, его этических норм.
Так, к примеру, герои повестей О. Хубиева, А. Суюнчева, X. Байрамуковой, М. Батчаева отмечены, прежде всего, напряженным анализом встающих перед ними самых сложных вопросов, касающихся не только их самих, но и всего народа. Они пытаются досконально разобраться в себе, и в бытие. Это закономерно приводит к размышлениям о смысле человеческого существования на земле.
Обострение внимания к указанным проблемам вызвано потребностью воссоздать правду жизни. Возвращение к темам, которые уже были объектом внимания в предшествующие годы, идет по пути углубления принципов реализма и расширения поднимаемых проблем.
Карачаевская проза, и в частности повесть, развивающая художественные обретения предшествующих десятилетий, стала символом наиболее плодотворных путей развития национальной художественной мысли,
В этой связи, справедливо утверждение Г. Белой, которая подметила, что советская проза 1960-1980-х годов «предстает и перед читателем, и перед критикой, как явление богатое и крайне подвижное. Ее сила - в связи с современностью, осуществляемой на самом глубоком уровне, на уровне проблематики. Ее обаяние - в стремлении понять внутренний смысл эпохи, подойдя к ней с позиций масштабных вопросов, корнями уходящих в глубь человеческой души и сознания» [22, с.94].
Самое ценное в героях лучших повестей карачаевских писателей пожалуй, слияние их личных судеб с судьбой всего народа, частицами которого они являются. Размышления, внутренние монологи героев -характерны для передачи взгляда писателя на мир своего героя, выражающего коренные черты народного мироощущения. Это оправданно, ибо, как говорил А. Бочаров, «подлинная литература не может сегодня существовать без осмысления того, что свершилось в глубинах нации, народа, человека. Это осмысление предполагает непременное движение времени в душах и взаимоотношениях персонажей. Писатель на современном этапе имеет дело не только с историческим временем, но и с «временем сознания», рожденным во внутреннем монологе и потоке сознания. Опыт времени становится духовным опытом персонажей, преобразуется в энергию личности, в концепцию личности» [34, с. 116].
Каждая из рассмотренных в нашей работе повестей, по существу, реальный материал действительности, касалось ли это проблемы человека или народа в целом. Осмысление нравственной жизни человека со всеми обретениями и потерями, нравственного выбора в сложнейших ситуациях побуждает исследователя взыскательно и требовательно разобраться в значительных художественных произведениях, созданных карачаевскими писателями.
Материал, подвергнутый нами анализу, отнюдь не претендует на всеохватность. Мы сосредоточились на наиболее характерных произведениях, определяющих основные линии развития национальной прозы.
Наш анализ утвердил нас в мысли, что переход писателей на путь психологически достоверного раскрытия духовного мира героя дает позитивные эстетичесике результаты. Это осознано и литературоведением, уже сделавшим в этом направлении серьезные шаги (труды А. Караевой, 3. Караевой, С. Акачиевой, Н. Кагиевой и др.).
В 1960-1980-е годы сформировались индивидуальные стили ведущих писателей. И, обращаясь к повести как к жанру, всегда остро отзывающемуся на серьезные сдвиги в общественной жизни, они подтверждают вывод, сделанный в «Истории советской многонациональной литературы». «Важнейшей чертой художественных исканий современных писателей является стремление к полноте изображения внутренней жизни человека, которая рассматривается в ракурсах, еще так недавно считавшихся недоступными писательскому зрению. Это в особенности характерно для литератур Средней Азии, Северного Кавказа и некоторых др. Проза в литературах народов Северного Кавказа наполняется ныне эмоциональной атмосферой. Процесс этот, сопровождающийся усилением субъективного начала, помогает разрушению умозрительных схем, немало способствует созданию полнокровных характеров, жизненно достоверных типов. Поиски именно в этом направлении были закономерны для рассматриваемого этапа» [77, с.81].
Главные герои повестей карачаевских писателей - человечные, чуткие к людской боли, носители осознанной, а не интуитивной «естественной» нравственности. Красота внутреннего мира, их нравственная требовательность к себе подкупают людей и усиливают к себе их доверие. Писатели постоянно заставляют своих героев решать острую нравственную проблематику, «погрузив» их в различные жизненные ситуации.
Сошлемся - в подтверждение - на образы Хорлама и Даум («Месть» О. Хубиева, 1971), Назифат и Нины Ивановны («Щедрые сердца» А. Суюнчева, 1966), Серебряного деда и мальчика («Серебряный дед» М. Батчаева) и др.
Карачаевская повесть находится в процессе поисков. Ее идейно-художественные искания направлены на познание нравственных проблем и освоение тех художественных форм, которые наиболее активно реализуют замысел писателя.
Писатели ставят в своих произведениях серьезные этические вопросы: что есть человек; какие в нем скрыты качества; стараются понять и объяснить, на что он способен, пытаются сосредоточить наше внимание на глубине и роли «вечных» вопросов.
Авторы повестей проявляют зрелость в создании реалистических картин действительности, в показе внутреннего мира своих героев. Таким образом, в повести идейное содержание уже выступает не в виде логических понятий и выводов, а в формах жизненного противоречия, через которое достигается развитие. Правда жизни здесь выражается через систему образов и сюжет. В самой образной структуре произведения отражаются типичные характеры и типичные обстоятельства жизни народа», - справедливо констатирует балкарский писатель и литературовед А. Теппеев [154, с.170].
130
Карачаевская повесть 1960-1980-х годов ввела читателя в сферу нравственно-психологических переживаний и философских исканий человека. Она во многом наследует и художественные завоевания отечественной литературы предшествующих десятилетий. Но одним из основных ее качеств является национальная особенность. Обращаясь к национальным традициям, писатели берут их за основу, почву, в которой заключены все духовные ценности, которые были накоплены народом. Писатели сохраняют верность и преданность высшим нравственным и эстетическим идеалам своего народа и развивают их дальше. И это не только обуславливает преемственность идейно-эстетических исканий, но и оказывает заметное воздействие на состояние и развитие литературы в целом.
Повесть, как впрочем и все остальные жанры, служит общей для всей карачаевской литературы цели - познанию человека и мира его окружающего, утверждению высоких гуманистических и нравственных идеалов.
Список научной литературыХубиева, Зульфа Иссаевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Азадовский М.К. Фольклор и литература. - М., 1960.
2. Акачиева С.М. Карачаевский роман. Становление и развитие жанра.-Черкесск, 1980.
3. Аннинский J1. Искусство нравственное и безнравственное. М., 1969.
4. Алиева А., Бекизова JI., Ортабаева Р. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск, 1986.
5. Астафьев В. Посох памяти. М., 1988.
6. Астафьев В. Понимать беречь природу //Социальная индустрия. -1979.-21 июля.
7. Байрамукова X. Мелькнувшая молния // Ленинское знамя. -1982.-4 сентябрь.
8. Байрамукова X. Жизнь в кадре и за кадром // День республики. -1996 24 сентябрь.
9. Байрамукова X. Айран. М., 1984.
10. Байрамукова X. Вечные всадники. М., 1984.
11. Байрамукова Н. Дорогой раздумий // Ставрополь. -1969. №3.
12. Баков Х.И. Национальное и интернациональное в литературе // Литература народов Карачаево-Черкесии. Концепция художественного развития. Черкесск, 1990.
13. Батчаев М. Быть человеком. Повести, рассказы, новеллы. М., 1987.
14. Батчаев М. Мои земляки. Повести. Черкесск, 1972. (на карачаевском языке).
15. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
16. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
17. Белинский В.Г. Полн.собр.соч., t.V. -М., 1954.
18. Бекизова JI.A. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974.
19. Бекизова JI.A. Ответственность слова. Черкесск, 1981.
20. Бекизова Л.А. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.
21. Бекизова Л.А., Караева А.И., Тугов В.Б. Жизнь, герой, литература. Черкесск, 1978.
22. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., 1983.
23. Белая Г. Диалог времен // Вопросы литературы. М., 1987.
24. Белая Г. Литература в зеркале критики: современные проблемы.-М., 1986.
25. Белоусов О. Люди гор. Очерк // Ставрополье. 1972. №4.
26. Берберов Б. Крик камня // Заман. Нальчик, 1999.
27. Богданов А. Литературные роды и виды. М., 1970.
28. Богданов А.И., Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. -М., 1975.
29. Богатырев Х.У. За Отечество. Черкесск, 1960.
30. Бондарев Ю. Хранители ценностей. М., 1987.
31. Бондарев Ю. О нравственности в литературе // Литературная Россия. 1987. №21.
32. Борщуков В.И. Поле битвы идей. М., 1983.
33. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М., 1977.
34. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М., 1982.
35. Бочаров А.Г. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе и войне. М., 1978.
36. Бритиков А.Ф. Современная военная проза //Проблемы русской советской литературы. 1950-1970-е годы. - Л., 1976.
37. Бровман Г. Проблемы и герои современной прозы. М., 1966.
38. Будагов Р. Литературные языки и языковые стили. М., 1967.
39. Бурилова Н. Нравственно-эстетический идеал в современной литературе. Саранск, 1983.
40. Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня. М., 1967.
41. Быков О. Сотников. Повести. -М., 1972.
42. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М, 1961.
43. Виноградов В.О. О языке художественной прозы. М., 1980.
44. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.
45. Винниченко Н. Вопросы литературы. М.,1966, №9.
46. Воронов В. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 1960-1980-х годов. ML, 1984.
47. Воронов В. Ч. Айтматов (Очерк творчества). М., 1976.
48. Воробьева Н.Н., Хитарова С.М. На новых рубежах. М., 1974.
49. Гамзатов Г. Литература народов Дагестана. Дооктябрьский период.-М., 1982.
50. Гасанов М.М. Неугасимый свет дружбы и братства. О литературных связях Кабардино-Балкарии и Дагестана. Нальчик, 1983.51Тейдеко В. Проба характера. Литературно-критические статьи. -Ставрополь, 1971.
51. Гейдеко В. Постоянство перемен. Социально-нравственные проблемы прозы. М., 1985.
52. Головко М. Повесть как жанр эпической прозы. ~ Ставрополь, 1977.
53. Головко В.М. Поэтика русской повести. Саратов, 1991.
54. Гинзбург Л Я. О психологической прозе. Л., 1971.
55. Горбунова Е. Юрий Бондарев. Очерк творчества. М., 1989.
56. Гуманистический пафос советской литературы: Современный литературный и мировой литературный процесс. М., 1982.
57. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М., 1988.
58. Дедков И. О судьбе и чести поколения // Новый мир. 1983, №5.
59. Джаубаев X., Кубанов М. Книга и требование // Ленинское знамя. 1976. - 5 февраль (на карачаевском языке).
60. Джусойты Н.Г. О национальной самобытности писателя // Вопросы литературы. 1968, №12.
61. Джусойты Н.Г. Раздумья в пути // Вопросы литературы. 1981, №3.
62. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л., 1970.
63. Добролюбов Н.А. Полн.собр.соч. М.Л., ГИХЛ, 1936.
64. Егорова Л. Проблемы типологии социалистического реализма. Ставрополь, 1971.
65. Егорова Л. В семье единой: Русская советская проза в ее связях с жизнью народов СССР. М., 1986.
66. Ершов Л. Память и нравственность // Нравственно-философские искания советской литературы. Л., 1986.
67. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. -М., 1968.
68. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. -М., 1971.70.3агаштокова О.А. Некоторые вопросы изучения теории литературы в национальной школе. Черкесск, 1969.
69. Залыгин С. Литературные заботы. М., 1979.72.3атонский Д. Незримый знак качества // Литературная газета. -1976.-26 мая.
70. Зелинский А.Л. От фольклора к роману //Актуальные проблемы социалистического реализма. М., 1966.
71. Иванова Л.Д. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М., 1979.
72. Иванова Н Б. О прозе последних лет. М., 1988.
73. Иванова Н.Б. Точка зрения. М., 1988.
74. История советской многонациональной литературы. В 6-ти томах.-М., 1970-74.
75. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. -Л., 1974.
76. Кагиева Н. Халимат Байрамукова. Очерк творчества. Черкесск, 1966.
77. Кагиева Н. Судьба страны судьба твоя. Очерк творчества Османа Хубиева.-Черкесск, 1973.
78. Кагиева Н. Фахмулу китаб // «Месяцы судьбы» А Семенова. -Черкесск, 1966 (на карачаевском языке).
79. Капаев С. Полноводная Тазасу. Повести. Рассказы. Черкесск, 1966.
80. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966.
81. Караева А.И. Обретение художественности. М., 1988.
82. Караева А.И. О военной прозе в современной карачаевской литературе. Черкесск, 1971.
83. Караева З.Б. Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе. Черкесск, 1983.
84. Караева З.Б. Три лика жизни // Ленинское знамя. 1989. - 4 октябрь.
85. Караева 3. Когда у джигита крылья //Ленинское знамя. -1990. -21 августа.
86. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядовой культовой жизни карачаевцев. М., 1995.
87. Кедрина З.С. Главное человек. Некоторые черты современного реализма. - М., 1972.
88. Кмитко А. Глубина фокуса / О прозе последних лет. М., 1981.
89. Ковалев В. Многообразие стилей в советской литературе. М., 1965.
90. Койчуев А. Сыны и дочери Карачая фронту. - Черкесск, 1995.
91. Костелянец Б. Творческая индивидуальность писателя. Л., 1960.
92. Краснощекова Е. Нравственный конфликт в современной повести // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. -М., 1971.
93. Краткая литературная энциклопедия. М., 1968.
94. Кузнецов Ф.Ф.За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе. М., 1984.
95. Кузнецов Ф.Ф. Современная советская проза. М., 1986.
96. Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь. Судьбы деревни в современной прозе. М., 1987.
97. Кулиев К. Доброго пути молодые ( о творчестве М. Тлябиче-вой и М. Батчаева) // Литературная газета. 1969. - 2 апреля.
98. Лайпанов С. Сын Карачая Герой Белоруссии. - Черкесск, 1985.
99. Лайпанов Р. Память сердца // Судьба политрука. Черкесск, 1982.
100. ЮЗ.Леванович Н. Быть человеком (О повести М. Батчаева «Белая скала») // Литературная Россия. 1969. - 9 мая.
101. Лесков Н. Русские писатели о литературе. -1 часть. Л., 1939.
102. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
103. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М.-Л., 1952.
104. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. Размышления. Оценки. Споры. -М., 1970.
105. Ю8.Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига: Советская литература и Великая Отечественная война. М., 1985.
106. Ломидзе Г. Единство и многообразие. М., 1960.
107. ПО.Мамий Р.Г. Вопросы изучения современного адыгейского романа // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Вып.1,- Майкоп, 1977.
108. Ш.Манн Ю.К. К спорам о художественном документе //Новый мир.-1968.-№8.
109. Марков М. Социалистический реализм новая эстетическая система // Вопросы литературы. - 1975. - №2.
110. З.Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. -М., 1971.
111. Матевосян Р. Мы и наши горы // Август. М., 1972.
112. Мелибеев П. Талант, трудолюбие, взыскательность //Ставропольская правда. -1972.-20 мая.
113. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Нальчик, 1993.
114. Мусукаева А.Х. Проблемы формирования и развития прозаических жанров в кабардинской литературе // Автореферат кандидатской диссертации. -М., 1973.
115. Надъярных Н.С. Литература и духовная жизнь. М., 1974.
116. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М., 1972.
117. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994.
118. Нежинский В. Солдаты умирают с оружием. Ставрополь, 1971.
119. Нулокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных литератур. М., 1963.
120. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. -М., 1971.
121. Новиченко Л.Н. Не иллюстрация открытие. - М., 1969.
122. Нравственно-философские искания современной советской литературы. Межвузовский сборник. Л., 1986.
123. Нравственно-эпическая позиция писателя: Межвузовский сборник научных трудов. Ставрополь, 1991.
124. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
125. Озеров В. Проблемы морали, нравственных исканий и современная советская литература // Вопросы литературы. 1976. -№9.
126. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981.
127. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990.
128. Панков А. Вечное и злободневное. Современная проза. М., 1981.
129. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы. М., 1978.
130. Поспелов Т.Н. Теория литературы. -М., 1978.
131. Проблемы развития литератур народов СССР. М., 1964.
132. Пути развития советской многонациональной литературы. -М., 1967.
133. Пиксанов Н. Горький и фольклор. Л., 1938.
134. Распутин В. Болеть человеческой болью.// Советская молодежь. Иркутск. - .1977. - №148.
135. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.
136. Семенов А. Месяцы судьбы. Черкесск, 1966.
137. Семенов А. Прочитайте и вы // Ленинни байрагьы. 1965. -№5.
138. Сидоров Е. Время, писатель, стиль: О прозе и критике наших дней. М., 1983.
139. Смирнов О. Брестская крепость. М., 1965.
140. Соколов А. Теория стиля. М., 1968.
141. Субботин В. Как кончаются войны. М., 1965.
142. Султанов К. Преемственность и обновление /Современная проза Северного Кавказа и Дагестана/. М., 1985.
143. Султанов К. Динамика жанра /Особенное и общее в опыте современного романа/. М., 1989.
144. Султанов К. От схемы к характеру: Заметки о прозе Северного Кавказа // Дружба народов. 1980. - №31.
145. Султанов К. Радуга так близко // Литературное обозрение. -1977. -№10.
146. Суровцев Ю. В 70-е и сегодня: Очерки теории и практики современного литературного процесса. М., 1985.
147. Суровцев Ю. Проблемы, поставленные временем //Вопросы литературы. 1973. - №6.
148. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М., 1977.
149. Суюнчев А. Щедрые сердца//Человечность. Черкесск, 1966.
150. Сюргюн (Изгнание). Балкарские писатели о геноциде /Сост. Ф Я. Теппеева, A.M. Теппеев. Нальчик, 1994.
151. Теппев А. Балкарская проза. Нальчик, 1974.
152. Теппеев А. Тяжелые жернова. Роман. М., 1982.
153. Тимофеев Л.И. Современная литература: метод, стиль, поэтика.-М., 1970.
154. Тлепцерше Х.Г. На пути к зрелости: Адыгская повесть: традиции и новаторство. Краснодар, 1991.
155. Томашевский Б.В. Теория литературы. М.-Л., 1931.
156. Толстой Л.Н. Собр.соч. в 20-ти томах. Т.20. М., 1965.
157. Толгуров З.Х. Алые травы. Повести. М, 1975.
158. Толгуров 3. «Побежденная судьба» М. Батчаева // Путь к коммунизму. 1976. - 20 февраль.
159. Топер П. Ради жизни на земле. М., 1971.
160. Топер П. Поиски военной прозы // Жанрово-стилевые искания современной совесткой прозы. -М., 1971.
161. Тохчуков Б. Неповторимый мир М. Батчаева // Карачаево-балкарский мир. 1995. - декабрь.
162. Трифонов Ю. Продолжительные уроки. М., 1975.
163. Тугов В.Б. Динамика романа / на материале абхазо-адыгских традиций в культуре народов Северного Кавказа. Черкесск, 1972.
164. Тугов В.Б. Абазинский роман (фольклорная предыстория, генезис, поэтика) // Труды Карачаево-Черкесского НИИ экономики, истории и филологии. Черкесск, 1978.
165. Тугов В.Б. Формирование исторического романа (на материале северокавказских литератур) // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.
166. Тхагазитов Ю. Развитие жанра романа в адыгских литературах //Автореферат кандидатской диссертации. М., 1984.
167. Тхайцухов Б. Одним выстрелом. Черкесск, 1980.171 .Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1982.
168. Ш.Урусбиева Ф. Портреты и проблемы. Эссе, литературные портреты, статьи, рецензии. Нальчик, 1990.
169. Ш.Хайлов А. Грани рассказа // Жанрово-стилевые искания современной прозы. М., 1971.
170. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1968.
171. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1982.
172. Хуако Ф.Н. Проблема авторства и исповедь героя в лирической повести 1940-1980-х годов (на материале северокавказских литератур). Майкоп, 1998.
173. Хубиев О. Люди. Черкесск, 1986.
174. Хубиев О. Месть. Черкесск, 1977.
175. Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. Нальчик, 1986.
176. Чанкаева Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества. М., 1998.
177. Чистов К.Д. К вопросу о принципах классификации жанровустной прозы. М., 1964.
178. Чотчаева М. Документальная проза о Великой Отечественной войне в литературах народов Карачаево-Черкесии и ее жанрово-стилевые особенности // Автореферат кандидатской диссертации. Карачаевск, 1998.
179. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978.
180. Шаманова М. Кичибатыр. Черкесск, 1978. -120 с.
181. Шкловский В.Б. Художественная проза, размышления и разборы.-М., 1961.143
182. Штокман И. Вершина и склоны // «Быть человеком» М. Батчаев. -М., 1987.
183. Эбзеев X. Мунир. На лезвии ножа. Черкесск, 1966.
184. Якименко В.Л. Художественные искания современной прозы -М., 1984.