автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творчество М. Батчаева в контексте нравственных исканий северокавказских литератур 60-80-х годов

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Бадахова, Рита Яковлевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Карачаевск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Творчество М. Батчаева в контексте нравственных исканий северокавказских литератур 60-80-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бадахова, Рита Яковлевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I.

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ В ТВОРЧЕСТВЕ М. БАТЧАЕВА в контексте северокавказских литератур 60 - 80-х годов).

ГЛАВА II.

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ М. БАТЧАЕВА (в контексте развития северокавказских литератур

60 - 80-х годов).

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Бадахова, Рита Яковлевна

Проблема духовно-нравственных исканий в художественной литературе - одна из основополагающих научных проблем. Она приобретает особую актуальность в наше время, когда продолжается интенсивный процесс пересмотра этических и эстетических ценностей, декларировавшихся на протяжении многих десятилетий советской власти.

Проблема нравственности - предмет многих научных дисциплин: этики, эстетики, философии, социологии, филологии и т.д. Литература призвана выявить духовно-нравственные запросы личности, реальные коллизии, связанные с самыми различными аспектами социальной действительности, которые на «каждом новом витке исторической спирали» (Ф. Кузнецов) приобретают объективно конкретное жизненное наполнение.

Обостренное внимание к нравственным проблемам человеческого бытия было всегда присуще словесному искусству. Но в середине XX столетия интерес к ней значительно повысился. Это объясняется возросшим вниманием к человеку, поиском новых возможностей художественного исследования его внутреннего мира,-а-так же стремлением писателей к предельной психологической достоверности изображаемого. В 60-е годы в русской литературе появилась плеяда писателей, исследовавших духовно-нравственные основы народной жизни. Это - В. Белов, Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Шукшин и др. Критик Ф. Кузнецов справедливо отмечает: «Великое благо и справедливость заключены в том, что современная проза с таким пристальным вниманием исследует глубинные залежи народной нравственности, закономерности внутренней жизни души народа, этой мерой поверяет человеческую ценность своих героев» [101, с. 110].

Нравственные поиски, развернувшиеся в русской литературе мощным потоком, подхватили и писатели всех народов Российской Федерации. Появились талантливые произведения Ч. Айтматова, Ф. Искандера, О. Иосселиани, Н. Думбадзе, Г. Матевосяна, И. Друцэ, А. Ев-тыха, М. Батчаева, 3. Толгурова, И. Капаева, Б. Тхайцухова, М. Чика-туева, Н. Куека и др. Диапазон нравственных исканий в творчестве названных художников широк: от социально-нравственного выбора человека до осмысления истинности самого общественного бытия. Однако общность нравственной проблематики не означает единообразия в ее исследовании, ибо единые для всех духовные цели и задачи решаются сообразно с национальным художественным менталитетом, с писательской индивидуальностью и художественно-стилевыми возможностями каждого художника слова.

Злободневность проблемы нравственных исканий в современной литературе, на наш взгляд, обусловлена тем, что нравственность неразрывно связана с художественной концепцией Человека - центральной в литературе. «Концепция человека - это центр, откуда исходят и куда сходятся все составные элементы произведения», - справедливо считает Д. Марков [109, с. 4]. «Концепция мира и человека на каждом новом историческом этапе приобрела новые черты и качества. Развиваясь и обогащаясь, она оплодотворяла литературу, творчество каждого писателя в отдельности. И чем оригинальнее и ярче она проявлялась в лучших произведениях, тем богаче и многограннее становилось ее содержание, тем большую силу воздействия она имела», - утверждает В. Борщуков [40, с. 229]. Полемизируя с ним, академик М. Храпченко уточняет, что «концепция мира и человека не создается, не вырабатывается писателями, а существует до появления их произведения. Сформировавшаяся независимо от них, неизвестно каким образом, концепция эта оплодотворяет творчество каждого отдельного писателя. Затем, находя свое выражение в лучших произведениях литературы, именно она обусловливает их значение и ценность» [170, с. 98].

Что есть нравственность в литературе? Ответ неоднозначный. «Нравственность - не усвоенное расписание светлого и темного в человеке, а живая совесть каждого, ощущение прекрасного и доброго в реальности и сопротивление тому, что окрашено зловещими тонами равнодушия, холода, жестокости, античеловечности. Я ставлю знак равенства между нравственностью и социальной совестью и хочу сказать, что эта категория человеческого духа со всей ненавязчивой силой была проявлена новым созвездием писателей, пришедших в литературу после войны: законы нравственности стали убеждением, убеждение - идеей», - пишет Ю. Бондарев [38, с. 123]. Мысль маститого писателя нам представляется глубоко плодотворной, и мы солидаризуемся с ней.

В. Гусев в работе «Художественное и нравственное» пытается ответить на стержневой вопрос: «Как понимать самую нравственность применительно к нынешней художественной литературе?». Критик не дает однозначного ответа. Да и вряд ли он возможен. По Гусеву, нравственное может быть заключено и в необычных пассажах, и в лирических отступлениях, и в нравоучительных стихах. А задача современных писателей заключается в том, чтобы овеществлять высокодуховную атмосферу в самой фактуре, в самой стилистике повествования. Но главное в понятии «художественная нравственность» - это «верность своему пластическому таланту, который обладает чувством художественной правды. это и гражданское мужество при разговоре о тех сложностях, которыми не бедна современная действительность» [63, с. 6]. Это перекликается с определением В. Шукшина, ставшим афоризмом: «Нравственность есть правда» [178, с. 136]. По мнению В. Гусева, нравственность не только правдоискательство, она неотделима от социальных, биологических и других начал.

Понятие нравственности, на наш взгляд, нельзя отделять от эстетической позиции писателя и его художественного мировидения. Так, в фундаментальных трудах М. Бахтина [29; 30], часто встречается мысль о том, что писатель, как и любой другой человек, в процессе жизнедеятельности осуществляет свое ценностно-этическое отношение к миру.

Исходя из этого, критик Г. Белая в работе «Литература в зеркале критики» [35] считает необходимым ввести в литературоведение понятие «нравственный мир художественного произведения». По мнению исследователя, категория «нравственный мир» применительно к художественному произведению складывалась как попытка вписать нравственную проблематику в художественную систему писателя.

Усиление лирического начала в современной прозе В. Новиков связывает со всевозрастающим вниманием писателей к духовному миру героя. Ученый считает, что лирическая стилевая форма наряду с эпическими средствами повествования позволяет глубже проникнуть в эмоциональную сферу жизни героя и «страстно ставить и решать нравственные вопросы» [117, с. 217]. Критик прав. Назовем произведения, в которых нравственный мир художника проявляется и в лирических отступлениях, и развернутых монологах героев, окрашенных личным чувством автора. Это - «Капля росы» В. Солоухина, «Альпийская баллада» В. Быкова, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Мы и наши горы» Г. Матевосяна, повести Ч. Айтматова и др.

В 70-е годы бурные дискуссии вызвал вопрос: «Есть ли особая нравственная тема в литературе?». В спор включались известные писатели и критики: Ф. Абрамов, Ф. Кузнецов, А. Бочаров, Л. Аннинский, Е. Сидоров и др. Автор монографии «В 70-е годы и сегодня» Ю. Суровцев у критиков и писателей, определявших тенденции развития современной литературы, отмечает два разных подхода к этой проблеме. Одни в обостренном нравственном пафосе многих произведений видели особенность литературно-художественного процесса, рассматривая его вне социальных, экономических, политических связей, другие же признавали наличие особой нравственной темы в литературе, но вне ее социальных и других аспектов. На наш взгляд, и тот и другой подходы представляют крайности. Более обоснованными нам представляются суждения Ю. Суровцева, считающего, что особая нравственная тема объективно в литературе существует. Следует отметить, что критик не отрицает того, что в ракурсе художественного видения и художественной разработки любого жизненного материала всегда присутствует моральный отсвет или «обертон». Ученый прав, ибо нравственные лейтмотивы имеют и лирическая проза, и проза о Великой Отечественной войне, исторические романы и философские произведения, «деревенская литература» и «энтээровская». Произведения очень разных писателей - В. Быкова, Ю. Бондарева, В. Распутина, Ч. Айтматова, В. Белова, Г. Трое-польского, И. Гофф и др. доказывают это.

Ю. Суровцев считает, что есть писатели особо приверженные нравственной теме, но критик Ф. Кузнецов убежден в обратном. Исследуя специфику нравственных исканий современной литературы, он отмечает: «При этом я не могу не согласиться с узко тематическим подходом к данной проблеме: дескать, имеется некая струя в нашей литературе, отмеченная нравственными исканиями (условно, скажем, Юрий Трифонов и другие), как бы отделенная от всей остальной литературы. Мне представляется такой подход неправильным, потому что особенностью современного подхода в развитии многонациональной нашей литературы является именно то, что духовно-нравственные искания идут сегодня по всему необычайно широкому литературному фронту.» [99, с. 318-319].

Такую же позицию по отношению к данной проблеме занимает и Е. Сидоров. В работе «Время, писатель, стиль» критик писал: «Уж на что Быков или Бондарев в каждом своем произведении обращаются, к кардинальным проблемам совести и человеческого долга, и все же они у нас «военные» писатели, а вот - Юрий Трифонов - «нравственные искания». Есть что-то формальное в подобных обозначениях, удобное и, в сущности, несправедливое» [132, с. 263].

По мнению Ю. Суровцева, Ю. Трифонова не случайно относят к прозаикам, пишущим на нравственные темы. Происходит это не только потому, что писатель исследует сферы, традиционные для нравственной проблематики: школьно-педагогическая, административно-хозяйственная, интимно-семейная; дело в том, что Ю. Трифонова жизненные коллизии не захватывают целиком, хотя он правдиво воссоздает их. Над ними он возносит проблему совестливости и долга человека в сложных, драматических, иногда в обыденных ситуациях.

Аналогичные суждения по интересующей нас проблеме мы встречаем и у А. Бочарова. Он настаивает: «Не подчиняться законам общественной морали как чему-то внешнему, а иметь отрегулированную, самонастраивающуюся совесть - вот главное, чего добивается Трифонов и что делает его повести такими современными и не только по проблематике, но и по характеру художественного освоения.

Его требовательная забота о нравственном здоровье каждого, его решимость «хотя бы на минуту сделать человека лучше» определяет значение его творчества в общем гуманистическом поиске нашей литературы» [41, с. 316].

Доказывая наличие особой нравственной темы в литературе, Ю. Суровцев заключает: «Особая нравственно-этическая тема возникает, когда на вопрос о смысле нравственных качеств, устоев, устремлений сосредоточиваются главные аналитические интересы художника; когда, наконец, он, художник, умеет все остальные «звенья цепи» (стиль и жанр, сюжет, композиция, интонация повествования и т.п.) «подчинить» своей особой нравственной теме, дать художественную концентрацию ее» [139, с. 411].

Мы соглашаемся с Ю. Суровцевым и в подтверждение его идей называем писателей, создавших свои произведения на нравственную тему, - В. Липатова, В. Тендрякова, А. Алексина, А. Лиханова, Д. Гранина и др.

Устремленность писателей «к философско-нравственной постановке любой проблемы» (В. Соколов), усиление аналитического начала, глубокое исследование психологии человека вызвали изменения в жанровой природе прозы. С середины 60-х годов проза, где в качестве стилевой меты выступает личность автора, пытающегося всесторонне «выразить себя в историческом времени, и это время через себя» [61, с. 423], с закономерной последовательностью видоизменялась от прозы лирической («Дневные звезды» О. Берггольц) к аналитической («Привычное дело» В. Белова), а от нее к философской («Царь-рыба» В. Астафьева). Так, общность нравственной проблематики породила общность в жанрово-стилевых исканиях. О достижениях и издержках на этом пути пишут В. Виноградов, Р. Будагов, В. Ковалев, С. Хитарова, В. Курилов, В. Якименко, Л. Тимофеев и др. [51; 45; 91; 168; 103; 179; 146].

Духовно-нравственные искания, ведущиеся по всем литературным направлениям привлекли внимание и писателей северокавказского региона. В середине 60-х годов ярко заявил о себе, например, талантливый карачаевский писатель М. Батчаев, многоаспектное творчество которого предопределило не только достижения родной литературы, но и закономерности развития северокавказских литератур, объединяемых по языковым, этнографическим, социальным, историко-типологическим, культурным и другим связям. Поэтому объектом нашего исследования и стало творчество М. Батчаева. Мы комплексно рассматриваем произведения писателя, посвященные как анализу духовного мира героя, его психологии, так и раскрытию коллизий, связанных с ситуацией нравственного выбора («Двое», «Белая скала»); рассказы о военном детстве («Серебряный дед», «Хочалай и Хур Хур», «Али-бек - сын Дыгаласа»), отличающиеся автобиографизмом; новеллы-миниатюры («Лепешки», «Память», «Ласточка», «Дом победителя» и др.), как редкий еще и во многом новаторский жанр в литературах Карачаево-Черкесии. Наши изыскания продолжаются на материале лирической повести М. Батчаева «Когда осуждают предки.», драматической поэмы «Побежденная судьба», повести «Мои земляки», пьесы «Аймуш», философской поэмы «Веление века», повести «Элия», в которых авторское внимание сосредоточено - в эволюции - на духовных коллизиях, на исследовании содержания морали в изменившихся исторических условиях, в новых нравственно-этических ситуациях. Работа, в целях создания целостного представления о творчестве писателя, завершается анализом стихотворных произведений М. Батчаева.

В качестве сравнительного материала мы обращаемся к произведениям северокавказских писателей: балкарских - 3. Толгурова^и А. Теппеева, карачаевских - X. Байрамуковой и Б. Кубекова, , абазинского - Б. Тхайцухова, адыгейских - А. Евтыха, X. Ашинова, ногайских - С.

Капаева и И. Капаева и др., имеющих типологические схождения с прозой и поэзией М. Батчаева.

Обращение же к творчеству Ч. Айтматова продиктовано тем, что художественная концепция М. Батчаева оказалась близкой концепции киргизского писателя, поскольку их творческие позиции складывались под влиянием единых - социальных, исторических, эстетических и др. факторов.

Увеличение веса звучания нравственной проблематики в северокавказских литературах обусловило актуальность ее исследования. Так, обращение писателей к проблеме моральных и нравственных ценностей человеческого бытия было своевременно оценено исследователями региональных литератур. В работе литературоведа Т. Чамокова «В ритме эпохи» отмечается, что на передний план в северокавказских литературах в 60-е годы выходит проблема «осознанного анализа психологии человека» [173, с. 110], а ведущие позиции в них занимают нравственные искания героев.

Эволюция жанра романа в северокавказских литературах в 70-80-е годы стала предметом конкретного и обстоятельного исследования в трудах К. Султанова «Динамика жанра (Особенное и общее в опыте со-1 временного романа)» [136]; В. Тугова «Динамика романа (на материале абхазо-адыгских литератур)» [155], «Абазинский роман» [156]; «Формирование исторического романа (на материале северокавказских литератур)» [157]; «Герой и время» [158]. Исследователи уделяют повышенное внимание проблеме поиска новых путей исследования духовного мира социально и национально определенного героя.

Большой интерес для нас представляет монография К. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» [176]. Исследуя природу художественного конфликта и структуру жанрообразования в адыгских литературах, автор подчеркивает, что в современных литературах конфликт чаще обнаруживает себя в духовной, моральной сфере.

По нравственной проблематике национальной прозы ценный материал содержит работа 3. Караевой «Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе» [87], в которой рассматриваются отдельные произведения Ч. Айтматова, Т. Пулатова, М. Батчаева, Б. Тхайцухова, М. Ибрагимбекова, И. Капаева и др., объединяемые не только по жанровым и повествовательным особенностям, но и общей направленностью нравственной проблематики.

Плодотворные пути изучения северокавказских литератур определены в трудах Л. Бекизовой, 3. Толгурова, X. Бакова, А. Мусукаевой, А. Теппеева, Р. Мамия, У. Панеша и др.

Ценные наблюдения по интересующему нас аспекту содержит коллективная монография Л. Бекизовой, А. Караевой и В. Тугова «Жизнь, герой, литература» [34]. В ней рассматриваются такие значительные проблемы, как «Человек и война», «Духовный мир современника» и др.

Сравнительно-типологическое изучение адыгских литератур проведено в книге У. Панеша «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» [125]. Беря за основу типологическое членение прозы, предложенное Ю. Суровцевым, автор предлагает свою периодизацию общеадыгской прозы, разработанную с учетом национальной специфики развития литератур. Данная периодизация применительно к другим литературам Северокавказского региона, в основных своих положениях, будет повторяться. Ориентируясь на классификацию У. Панеша, мы выделаем третий период, отмеченный «становлением новой прозы философско-нравственной проблематики», датирующийся с 1956 года.

Итак, анализ литературоведческих исследований показывает, что проблема нравственных исканий в северокавказских литературах не часто становилась объектом конкретного и концептуального изучения. Некоторые аспекты данной проблемы затрагиваются в них в контексте других проблем, тем не менее эти работы помогают во многом осмыслить ее и ориентироваться в непростом процессе развития национальных литератур.

Помимо монографических исследований для нас представляют интерес и отдельные статьи, посвященные творчеству северокавказских писателей, в частности, творчеству М. Батчаева. В первую очередь следует назвать работы Ф. Урусбиевой, А. Караевой, К. Султанова, 3. Ка- ( раевой, В. Гейдеко, на которые мы опираемся в ходе нашего исследования.

Особо ценные суждения и факты из творческой биографии М. Батчаева представлены в литературно-критическом эссе Ф. Урусбиевой «Он оставил нам свою судьбу» [163]. В статье определены основные направления многосторонней деятельности писателя и дан обзорный анализ его произведений («Хочалай и Хур Хур», «Судьба и Честь», «Элия», «Мои земляки»). Исследователь особо акцентирует внимание на повести М. Батчаева «Серебряный дед».

Юмор и ирония в произведениях М. Батчаева как средство освоения национального мира и как составная часть художественного мышления народа рассматривается в статье К. Султанова «Радуга так близко» [138].

Серьезный импульс к исследованию интересующей нас проблемы дает работа А. Караевой «Концепция человека в творчестве Муссы Батчаева» [86], где рассматриваются рассказы «Серебряный дед», «Хоча-лай и Хур Хур», «Алибек - сын Дыгаласа», «Двое». Значительное внимание автор уделяет проблеме новаторских исканий в творчестве М. Батчаева.

В статье 3. Караевой «Три лика жизни» [88] анализируется повесть «Серебряный дед» М. Батчаева на уровне выявления тенденций взаимовлияния фольклорно-эпической традиции и литературы в творчестве писателя и попытки преодоления принципа статической характеристики героя, пришедший из устного народного творчества.

Интересные наблюдения по проблеме нашего диссертационного исследования содержат статьи X. Байрамуковой, Л. Анохиной, Н. Лева-новича, Б. Тохчукова, на которые мы ссылаемся в нашей работе. Однако отсутствие цельного исследования творчества М. Батчаева как качественно нового этапа в карачаевской литературе, повторяющего закономерности развития родственных и региональных литератур, обусловливает необходимость создания специальной монографической работы. Данный диссертационный труд может рассматриваться как одна из первых попыток в решении такой задачи.

Исходя из этого, целью данной работы стало исследование нравственной проблематики и художественных поисков М. Батчаева как явления, тесно связанного с развитием литератур северокавказского региона.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

- выявление и анализ направленности нравственных, художественных исканий в творчестве М. Батчаева;

- исследование закономерностей и особенностей подхода северокавказских писателей к осмыслению нравственных проблем, поставленных в их произведениях;

- определение целей и задач, которые ставят обозначенные писатели при их обращении к нравственной проблематике, а так же аналитическое исследование общностей и различий в их решении.

Теоретической и методологической базой диссертации послужили труды М. Бахтина, М. Храпченко, Ю. Суровцева, А. Бочарова, Ф. Кузнецова, Г. Ломидзе, Н. Надъярных, В. Гусева, Г. Белой, 3. Османовой, а также исследователей северокавказских литератур К. Султанова, Л. Бе-кизовой, X. Бакова, В. Тугова, Ф. Урусбиевой, А. Караевой, 3. Караевой, У. Панеша, 3. Толгурова, А. Теппеева, К. Шаззо, Т. Чамокова, Р. Мамия, А. Хакуашева и др.

Научная новизна исследования определяется тем, что проблема нравственных исканий в творчестве М. Батчаева в контексте эволюции северокавказских литератур ставится впервые. Мы ставим цель внести не только некоторый вклад в теорию вопроса, но и внедрить результаты исследования в практику средней и высшей школы в масштабе региона в форме спецкурса, спецсеминара, на лекциях по близкородственным литературам в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестана.

Работа строится под углом выявления своеобразия нравственных поисков М. Батчаева, определения роли писателя в литературном процессе Карачаево-Черкесии. В ней подчеркнута национальная самобытность произведений М. Батчаева, сумевшего выработать свой стиль и яркую творческую индивидуальность.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество М. Батчаева в контексте нравственных исканий северокавказских литератур 60-80-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа, в частности творчества М. Батчаева в контексте нравственных исканий северокавсказской литературы 60-80-х годов, мы пришли к выводу, что психологические коллизии его произведений и морально-этические проблемы, которые карачаевский писатель исследует в своем художественном мире, идут в русле художественно-нравственных исканий - региональных и общероссийских. При этом, мы отмечаем, что повышенный интерес северокавказских писателей к нравственным проблемам человеческого бытия носит общетипологический закономерный характер. Так, к примеру, осваивая военную реальность, писатели Северного Кавказа, пишущие на разных языках, выходят на общие со «старыми» литературами типологические схождения в разработке нравственных проблем и создании психологических коллизий. В рассмотренных нами произведениях М. Батчаева «Двое», «Белая скала», 3. Толгурова «Алые травы», А. Теппеева «Тяжелые жернова», П. Кошубаева «Семь дождливых дней», Б. Тхайцухова «Тайна двух семей», А. Евтыха «След человека» и др. главным сюжетным стержнем становится поведение человека в ситуации нравственного выбора. Внимание писателей поэтому, естественно, сосредоточено на нравственно-психологических аспектах войны, ибо художников слова интересует духовный мир человека, попавшего не столько в военные действия, сколько в «пограничную ситуацию».

Изменившийся подход северокавказских писателей к теме войны, вернее, к теме человек и война, меняет и природу художественного конфликта. Центр повествования переместился из области противостояния общественных сил в сферу внутренней жизни героя.

Явное предпочтение сфере духовной жизни героя реально происходящим сюжетным событиям повлекло за собой ощутимое сужение доли статичности, описательности, которые остаются и по сегодня слабым местом новописьменных литератур.

Типологической особенностью северокавказских литератур является и пристальное и заинтересованное внимание к теме военного детства. В этом аспекте новописьменные литературы Северного Кавказа оказались вовлеченными в русло всесоюзных тенденций, выпукло проявивших себя в произведениях «Ранние журавли» Ч. Айтматова, «Иван» В. Богомолова, «Я вижу солнце» Н. Думбадзе, «Окликни меня в лесу» Т. Пулатова и др. Неприятие противоприродного словосочетания «детство и война», утверждение целомудрия и непосредственности детской души, бескомпромиссности и максимализма - вот то общее, что объединяет героев произведений М. Батчаева «Серебряный дед», «Хочалай и Хур Хур», «Алибек - сын Дыгаласа», 3. Толгурова «Медвежий камень», X. Байрамуковой «Вечные всадники», X. Ашинова «Последняя неделя августа», С. Капаева «Кырлу» и названных выше писателей.

Однако при всей общности нравственных проблем, разрабатываемых в произведениях разных писателей, каждый из них находит своеобразное художественное воплощение, продиктованное своеобычностью творческой индивидуальности, литературного опыта и писательского мастерства.

Новеллистика М. Батчаева охватывает широкий спектр проблем, в которых «постоянными величинами» остаются критерии нравственности, столь органичные для художественного мироощущения писателя. О чем бы ни писал М. Батчаев, - быт современного села («Мои земляки»), охрана окружающей среды («Элия»), традиционное и новое («Когда осуждают предки.»), - все определяет указанная постоянная величина.

Кстати, исследование деревенской проблематики, как в плане социальном, так и нравственно-психологическом и культурном, было реализовано с разной художественной силой во всех северокавказских литературах. Так, если продолжая общесоюзные тенденции послевоенного периода, произведения «Трудный путь» А. Бокова, «Сын отца» X. Жи-рова, «Эрирей» 3. Толгурова, «Состязание с мечтой» Т. Керашева, «Солнцеворот» А. Агузарова, «На берегу Аксу» Ф. Абдулджалилова обращаются к традиционным «производственным проблемам», то повесть М. Батчаева «Мои земляки» и романы А. Евтыха «Улица во всю ее длину» и «Двери открыты настежь» свидетельствуют об усилении и углублении социально-критической линии в психологически углубленном исследовании характеров селян и проблем современной деревни.

Новым для северокавказских литератур является и то, что в исследовании серьезных нравственных проблем М. Батчаев часто использует юмор, вообще присущий его творчеству. Но, при этом юмористический тон нигде не снижает, а скорее заостряет морально-этическую проблематику («Мои земляки», «Сколько у козла ног?») и позволяет выйти к освоению национальных и общечеловеческих основ жизни. Это сближает прозу М. Батчаева с произведениями таких мастеров как Г. Матево-сян, Н. Думбадзе, Ф. Искандер, В. Шефнер, X. Ашинов и др. Художественные находки М. Батчаева оказали позитивное влияние на литературный процесс в Карачаево-Черкесии.

В проблематике современной отечественной, да и мировой, литературы все большее обеспокоенное внимание привлекает растущее противоречие проблема: «человек и природа». Напомним «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Царь-рыба» В. Астафьева и др.

Проблему экологии нравственности на разном конкретном материале исследуют и северокавказские писатели (3. Толгуров «Алые травы», «Игра в альчики», А. Евтых «След человека» и многие др.).

Проблема экологической взаимоответственности человека и природы стала сквозной в творчестве М. Батчаева. Об этом свидетельствует поэма «Веление века», повесть «Элия». Эту же тему затрагивает писатель в повести «Мои земляки», и в пьесе «Аймуш». Продолжая традиции отечественной литературы, связанные с именами В. Астафьева, В. Распутина, Б. Васильева М. Батчаев занят поиском причин дисгармонии человека и природы.

Наиболее оголенно и выпукло нравственные поиски северокавказских писателей проявились при разработке проблемы «сопряжения» традиционного и нового, общественного и индивидуального. Это наблюдение подтверждается повестями М. Батчаева «Когда осуждают предки.», Б. Тхайцухова «Гашамида», романом И. Капаева «Вокзал» и др.

Акцентируя художественное внимание на столкновении отживающей родовой морали с моралью современного человека в его стремлении к любви и счастью, названные писатели достигают определенных результатов, отказавшись от «социологического развенчания» патриархальных норм и переходя на путь психологически достоверного раскрытия духовного мира героя. При этом, внутренний монолог героя, обрамленный личным чувством автора, несет определяющую психологическую нагрузку и дает возможность проследить динамику самораскрытия персонажа.

Приверженность индивидуального стиля М. Батчаева форме повествования от первого лица позволяет внимательно следить за работой мысли героя в непростых жизненных коллизиях. В этом плане лирическая проза М. Батчаева перекликается с произведениями X. Ашинова, в которых «материальный центр - исповедь» героя, а в целом продолжает художественно-стилевые искания отечественной литературы рубежа 6070-х годов, выразившиеся в таких произведениях, как «Дневные звезды» О. Берггольц, «Владимирские проселки» В. Солоухина, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Мы и наши горы» Г. Матевосяна, повести Ч. Айтматова и др.

По психологической насыщенности, мягкой назидательности, философской обобщенности проза М. Батчаева, на наш взгляд, тяготеет к притчевости. Есть в творчестве писателя редкостный и во многом новаторский в литературах Карачаево-Черкесии жанр - новеллы-миниатюры, написанные лаконичным и выразительным слогом («Лепешки», «Ласточка», «Дом победителя», «Снова в бой.», «Тетя Поля», «Тук-тук.» и др.).

Особенности индивидуального стиля М. Батчаева - афористичность, лапидарность, народный колорит лексики, образных средств -нашли наиболее яркое воплощение в миниатюрах автора. Исполненные в своеобразной художественной манере, новеллы М. Батчаева по своим жанровым признакам (динамизм, «казус», предельная сжатость) близки к притче. В этом аспекте художественные поиски М. Батчаева нашли продолжение в творчестве писателей Карачаево-Черкесии - Б. Тхайцу-хова («Когда ударила молния»), В. Кубекова («Под солнцем двое»).

Исследование завершает анализ стихотворных произведений М. Батчаева, где автор остается верен своей традиции - размышляет о том, что делает в конце концов человека человеком и убеждает читателя сохранять свое достоинство в любых жизненных ситуациях. Этого нравственного убеждения М. Батчаев придерживается во всех своих произведениях, в каком бы жанре они не были написаны.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить: к какой бы теме

136 не обращался М. Батчаев, какой бы жизненный материал он не осваивал, главным объектом художественного исследования остается внутренний мир человека. Это определяет в известной мере и стилевую природу прозы М. Батчаева - ее лиризм, психологичность, склонность героев к самораскрытию.

Анализ творчества М. Батчаева подтверждает вывод, сделанный в «Истории советской многонациональной литературы»: «Важнейшей чертой художественных исканий современных писателей является стремление к полноте изображения внутренней жизни человека, которая рассматривается в ракурсах, еще так недавно считавшихся недоступными писательскому зрению. Это в особенности характерно для литератур Средней Азии, Северного Кавказа и некоторых др. Проза в литературах народов Северного Кавказа наполняется ныне эмоциональной атмосферой. Процесс этот, сопровождающийся усилением субъективного начала, помогает разрушению умозрительных схем, немало способствует созданию полнокровных характеров, жизненно достоверных типов. Поиски именно в этом направлении были закономерны для рассматриваемого этапа» [81, с.81].

 

Список научной литературыБадахова, Рита Яковлевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Авижюс Й. Потерянный кров. - М.: Советский писатель, 1974.

2. Адамович Л. Почему мы не можем не писать о войне. Избр. произв. в 2-х т. Т. 2. - Минск, 1977.

3. Айтматов Ч. Ранние журавли. Повести. Алма-Ата, 1988.

4. Акачиева С. Карачаевский роман: Становление и развитие жанра. Черкесск, 1980.

5. Аксенова Е. Структура художественной индивидуальности писателя. Владимир, 1970.

6. Аннинский Л. Тридцати семидесяти. Литературно-критические статьи. -М., 1977.

7. Анохина Л. Встреча с талантом //Ставрополье. 1969. - №2.

8. Арутюнов Л.Н. Взаимодействие литератур и проблема новаторства. Единство, рожденное в борьбе и труде. М.: Известия, 1972.

9. Асатиани Г.Л. Крылья и корни. М.: Советский писатель,1981.

10. Ю.Астафьев В. Понимать, беречь природу //Социальная индустрия. 1979. - 21 июля.

11. Ашинов X. Водяной орех. Повести и рассказы. М.: Советский писатель, 1970.

12. Бадахова Р.Я. Диалог со временем (О прозе М. Батчаева) //Алиевские чтения. Тезисы докладов в 2-х частях. - Часть I. - Кара-чаевск, 1997.-С. 113.

13. Бадахова Р. Тема нравственного выбора в рассказах М. Батчаева «Двое» и «Белая скала». // Алиевские чтения. Тезисы докладов в 2-х частях. - Часть I. - 1999. - С. 156.

14. Байрамукова X. Он в нашей памяти // Ленинское знамя. 1989. -30 сентября (на карач. яз).

15. Байрамукова X. Мелькнувшая молния //Ленинское знамя. -1982. 4 сентября.

16. Байрамукова X. Жизнь в кадре и за кадром //День республики. 1996. - 24 сентября.

17. Байрамукова X. Айран: Повесть, рассказы; Пер. с карач. М.: Советский Россия, 1984.

18. Байрамукова Н. Дорогой раздумий //Ставрополье. 1969. - №3.

19. Байрамукова Н. Кайсын Кулиев. М.: Советский писатель,1975.

20. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994.

21. Баков Х.И. Национальное и интернациональное в литературе //Литература народов Карачаево-Черкесии. Концепция художественного развития. Черкесск, 1990.

22. Батчаев М.Х.-К. Быть человеком. Повести, рассказы, новеллы. -М.: Современник, 1987.

23. Батчаев М. Быть человеком. Рассказы, новеллы, повесть. -Ставрополь, 1968.

24. Батчаев М. Мои земляки. Повести. Черкесск, 1972 (на карач.яз.).

25. Батчаев М. До самой смерти. Пьесы. - Черкесск, 1983 (на карач. яз.).

26. Батчаев М. Побежденная судьба. Драматическая поэма. Черкесск, 1975 (на карач. яз.).

27. Батчаев М. Раздумья. Стихи. Черкесск, 1968 (на карач. яз.).

28. Батчаев М. Веление века. Стихи и поэма. Черкесск, 1979 (на карач. яз.).

29. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Советский писатель, 1975.

30. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1986.

31. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. Черкесск, 1974.

32. Бекизова Л.А. Ответственность слова. Черкесск, 1981.

33. Бекизова Л.А. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа //Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.

34. Бекизова Л.А., Караева А.И., Тугов В.Б. Жизнь, герой, литература. Черкесск, 1978.

35. Белая Г. Литература в зеркале критики: современные проблемы. М.: Советский писатель, 1986.

36. Белоусов В. Люди гор. Очерк //Ставрополье. 1972. - №4.

37. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. Монография. -М.: Советский писатель, 1983.

38. Бондарев Ю. Хранители ценностей. М.: Правда, 1987.

39. Бондарев Ю. О нравственности в литературе //Литературная Россия. 1977. -№21.

40. Борщуков В. История литературы и современность. М.: Наука, 1972.

41. Бочаров А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. М.: Художественная литература, 1977.

42. Бочаров А. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М.: Советский писатель, 1982.

43. Бочаров А. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. М.: Советский писатель, 1978.

44. Бритиков А.Ф. Современная военная проза //Проблемы русской советской литературы. 50-70-е годы. - JL: Наука, 1976.

45. Будагов Р. Литературные языки и языковые стили. М., 1967.

46. Бурдис Л. Проблемы гуманизма в современной литовской прозе. -М, 1969.

47. Бурилова Н. Нравственно-эстетический идеал в современной коми литературе. Саранск, 1983.

48. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. -М.: Советский писатель, 1967.

49. Бурсов Б.И. Критика как литература. Л., 1976.

50. Быков В. Сотников. Повести. М.: Молодая гвардия, 1972.

51. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: ГИХЛ, 1961.

52. Виноградов В. О языке художественной прозы. М.: Наука,1971.

53. Виноградов В. Поэтика русской литературы. Л., 1976.

54. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991.

55. Воронов В. Ч. Айтматов (очерк творчества). М.: Советский писатель, 1976.

56. Воробьева H.H., Хитарова С.М. На новых рубежах М.: Советский писатель, 1974.

57. Гасанов М.М. Неугасимый свет дружбы и братства. О литературных связях Кабардино-Балкарии и Дагестана. Нальчик, 1983.

58. Гейдеко В. Проба характера. Литературно-критические статьи. -Ставрополь, 1971.

59. Гейдеко В. Постоянство перемен. Социально-нравственные проблемы прозы. М.: Современник, 1978.

60. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971.

61. Горбунова Е. Юрий Бондарев. Очерк творчества. М.: Советская Россия, 1989.

62. Гуманистический пафос советской литературы: Современный литературный и мировой литературный процесс. М.: Наука, 1982.

63. Гусев В. Художественное и нравственное: Письма о литературе. -М.: Художественная литература, 1988.

64. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня М.: Советский писатель, 1988.

65. Гусейнов Ч. Формы общности советской многонациональной литературы. -М.: Мысль, 1978.

66. Джаубаев X., Кубанов М. Книга и требование //Ленинское знамя. 1976. - 5 февраля (на карач. яз.).

67. Джусойты Н.Г. О национальной самобытности писателя //Вопросы литературы. 1968. - №12.

68. Джусойты Н.Г. Раздумья в пути //Вопросы литературы. 1981.-№3.

69. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Л.: Советский писатель, 1970.

70. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. -М.: Прогресс, 1979.

71. Егорова Л.П. Проблемы типологии социалистического реализма. Ставрополь, 1971.

72. Егорова JI. Дороги дружбы. Черкесск, 1969.

73. Ершов Л. Память и нравственность //Нравственно-философские искания современной советской литературы. Л., 1986.

74. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969.

75. Жанрово-стилевые искания современной прозы. М.: Наука,1971.

76. Жиршунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л.: Наука, 1977.

77. Загоштокова O.A. Некоторые вопросы изучения теории литературы в национальной школе. Черкесск, 1969.

78. Затонский Д. Незримый знак качества //Литературная газета. -1976.-26 мая.-С. 4.

79. Зелинский К.Л. Что дают русской литературе народы СССР //Пути развития советской многонациональной литературы. М.: Наука, 1967.

80. Иванова Л.В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М.: Наука, 1979.

81. История советской многонациональной литературы. В 6-ти томах. -М.: Наука, 1970-1974.

82. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. -Л.: Наука, 1974.

83. Капаев И. Вокзал. Роман, повести, рассказы. М.: Советский писатель, 1982.

84. Капаев С. Я вернусь, Канитат. М.: Современник, 1984.

85. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М.: Наука, 1966.

86. Караева А.И. Обретение художественности. -М.: Наука, 1988.

87. Караева З.Б. Формы эпического повествования в современной многонациональной прозе. Черкесск, 1983.

88. Караева З.Б. Три лика жизни //Ленинское знамя. 1989. - 4 октября.

89. Кедрина З.С. Главное человек. Некоторые черты современного реализма. - М.: Советский писатель, 1972.

90. Кешоков А.П. Вид с белой горы. М.: Современник, 1974.

91. Ковалев В. Многообразие стилей в советской литературе. М.,1965.

92. Колесников Г. Об экологической зоркости: Заметки публициста //Молот (Ростов-на-Дону), 1976. 1 июля.

93. Коркмазов А.Ю. Гуманизм и социальная справедливость в национальных отношениях на Северном Кавказе. Ставрополь, 1972.

94. Костелянец Б. Творческая индивидуальность писателя. Л.,1960.

95. Краснощекова Е. Нравственный конфликт в современной повести //Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971.

96. Кубеков Б. Оранжевые рассветы. Роман и новеллы. Черкесск, 1988 (на карач. яз.).

97. Кузнецов Ф.Ф. Современная советская проза. М.: Педагогика, 1986.

98. Кузнецов Ф. Самая кровная связь. Судьбы деревни в современной прозе. -М.: Просвещение, 1987.

99. Кузнецов Ф. Размышления о нравственности. М.: Советская Россия, 1979.

100. Кузнецов Ф. Размышления о нравственности. М.: Советская Россия, 1988.

101. Кузнецов Ф. За все в ответе. М.: Советский писатель, 1975.

102. Кулиев К. Доброго пути, молодые (О творчестве М. Тляби-чевой и М. Батчаева) //Литературная газета. 1969. - 2 апреля. - С. 3.

103. Курилов В. Основные проблемы стиля //Вестник Московского ун-та. 1968. - №5.

104. Леванович Н. Быть человеком (О повести М. Батчаева «Белая скала») //Литературная Россия. 1969. - 9 мая.

105. Лесков Н. Русские писатели о литературе. Т. 2. - Л., 1939.

106. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига: Советская литература и Великая Отечественная война. М.: Советский писатель, 1985.

107. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. Размышления. Оцеки. Споры. -М.: Советский писатель, 1970.

108. Мамий Р.Г. Вопросы изучения современного адыгейского романа //Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Выпуск 1. -Майкоп, 1977.

109. Марков Д. Социалистический реализм новая эстетическая система //Вопросы литературы. - 1975. - №2.

110. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. -М.: Художественная литература, 1978.

111. Мелибеев П. Талант, трудолюбие, взыскательность //Ставропольская правда. 1972. - 20 мая.

112. Матевосян Г. Мы и наши горы //Август. М.: Известия,1972.

113. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987.

114. Надъярных Н.С. Литература и духовная жизнь. М.: Знание,1974.

115. Надъярных Н. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 1972.

116. Неупокоева И .Г. Проблемы взаимодействия современных литератур. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

117. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. -М.: Советский писатель, 1971.

118. Новиченко JI.H. Не иллюстрация открытие. - М.: Советский писатель, 1969.

119. Нравственно-философские искания современной советской литературы: Межвузовский сборник. Л.: Изд-во Ленинградского унта, 1986.

120. Нравственно-этическая позиция писателя: межвузовский сборник научных трудов. Ставрополь, СГПИ, 1991.

121. Овчаренко А. Большая литература. Основные тенденции современной художественной прозы 1945-1985 годов. Семидесятые годы. -М.: Современник, 1988.

122. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 18-е стереотипное. - М.: Русский язык, 1986.

123. Озеров В. Проблемы морали, нравственных исканий и современная советская литература //Вопросы литературы. 1976. - №9.

124. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. -М.: Наука, 1972.

125. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990.

126. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы. -М.: Просвещение, 1978.

127. Поспелов Т.Н. Теория литературы. М.: Просвещение, 1978.

128. Проблемы развития литератур народов СССР. М.: Наука,1964.

129. Пути развития советской многонациональной литературы. -М.: Наука, 1967.

130. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М.: Наука, 1974.

131. Сарцилина А.И. Эволюция темы и жанров о Великой Отечественной войне в литературах Карачаево-Черкесии: Дис. . канд. фи-лол. наук. -Карачаевск, 1998.

132. Сидоров Е. Время, писатель, стиль: О прозе и критике наших дней. -М.: Советский писатель, 1983.

133. Соколов А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968.

134. Старикова Е. Социалистический аспект современной «деревенской прозы» //Вопросы литературы. 1972. - №7.

135. Султанов К. Преемственность и обновление (Современная проза Северного Кавказа и Дагестана). М., 1985.

136. Султанов К. Динамика жанра (Особенное и общее в опыте современного романа). -М.: Наука, 1989.

137. Султанов К. От схемы к характеру: Заметки о прозе Северного Кавказа //Дружба народов. 1980. - 31.

138. Султанов К. Радуга так близко //Литературное обозрение. -1977. -№10.

139. Суровцев Ю. В 70-е и сегодня: Очерки теории и практики современного литературного процесса. -М.: Советский писатель, 1985.

140. Суровцев Ю. Проблемы, поставленные временем //Вопросы литературы. 1973. - №6.

141. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методы. -М.: Советский писатель, 1977.

142. Теппеев А. Балкарская проза. Нальчик, 1974.

143. Теппеев А. Тяжелые жернова. Роман. М.: Современник,1982.

144. Терракопян Л. Пафос преобразования. Заметки о севремен-ной деревенской прозе. М.: Художественная литература, 1974.

145. Терракопян JI. Параллели и пересечения. Современная проза: герои, проблемы, конфликты. М.: Художественная литература, 1984.

146. Тимофеев Л.И. Современная литература: метод, стиль, поэтика. М.: Советский писатель, 1970.

147. Тлепцерше Х.Г. На пути к зрелости. Краснодар, 1999.

148. Томашевский Б.В. Теория литературы. М.-Л., 1931.

149. Толстой А. Собрание сочинений. Т. 13.

150. Толгуров 3. В контексте духовной общности (Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа). Нальчик, 1991.

151. Толгуров 3. «Побежденная судьба» М. Батчаева //Путь к коммунизму. 1976. - 20 февраля.

152. Толгуров 3. Алые травы. Повести. М.: Современник, 1975.

153. Топер П. Поиски военной прозы //Жанрово-стилевые искания современной прозы. М.: Наука, 1971.

154. Тохчуков Б. Неповторимый мир М. Батчаева //Карачаево-балкарский мир. 1995. - декабрь. - С. 4.

155. Тугов В.Б. Динамика романа (на материале абхазо-адыгских литератур) //Формирование общственных традиций в культуре народов Северного Кавказа. Черкесск, 1972.

156. Тугов В.Б. Абазинский роман (фольклорная предыстория, генезис, поэтика) //Труды Карачаево-Черкесского НИИ экономики, истории и филологии. Черкесск, 1978.

157. Тугов В.Б. Формирование исторического романа (на материале северокавказских литератур) //Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986.

158. Тугов В.Б. Герой и время (по роману А. Кешокова «Вершины не спят») //Современный литературный процесс: герой и время. -Черкесск, 1988.

159. Туркаев Х.В. В семье братских литератур. Грозный, 1983.

160. Тычко Г. Морально-этические поиски молодой белорусской прозы (70-80-е годы). Минск, 1986.

161. Тхайцухов Б. Гашамида. Повесть и рассказы. М.: Советская Россия, 1972.

162. Тхайцухов Б. Одним выстрелом. Черкесск, 1980.

163. Урусбиева Ф. Портреты и проблемы. Эссе, литературные портреты, статьи, рецензии. Нальчик, 1990.

164. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1982.

165. Урусбиева Ф. Народу народным языком //Ленинское знамя. - 1974. - 7 сентября.

166. Хайлов А. Грани рассказа //Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971.

167. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1968.

168. Хитарова С.М. Стилевые поиски и взаимодействия литератур. Опыт советской многонациональной литературы. М.: Наука, 1976.

169. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1970.

170. Храпченко М. Системный анализ литературы //Вопросы литературы. 1975. - №3.149

171. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976.

172. Хуако Ф.Н. Проблема авторства и исповедь героя в лирической повести 40-80-х годов (на материале северокавказских литератур). -Майкоп, 1998.

173. Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. Нальчик, 1986.

174. Чамоков Т.Н. В созвездии сияющего братства. М.: Современник, 1976.

175. Чанкаева Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества. М.: Прометей, 1998.

176. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978.

177. Штокман И. Вершины и склоны //«Быть человеком» М. Бат-чаева. -М.: Современник, 1987.

178. Шукшин В. Нравственность есть правда //Искусство нравственное и безнравственное. М., 1969.

179. Якименко В. В глубь времени //Вопросы литературы. 1967.