автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественная проза Альберта Мифтахутдинова конца 50-х - начала 80-х годов ХХ века

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Юрина, Марина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магадан
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Художественная проза Альберта Мифтахутдинова конца 50-х - начала 80-х годов ХХ века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная проза Альберта Мифтахутдинова конца 50-х - начала 80-х годов ХХ века"

" * На правах рукописи

13 МАИ 7

ЮРИНА Марина Анатольевна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА АЛЬБЕРТА МИФТАХУТДИНОВА КОНЦА 50-Х - НАЧАЛА 80-Х ГОДОВ XX ВЕКА (ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ)

Специальность 10.01.02 - литературы народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1997

Работа выполнена на кафедре литературы Международного педагогического университета в г. Магадане.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор ШПРЫГОВ Ю.М.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор СУРГАНОВ В А.

кандидат филологических наук, доцент БУХАНЦОВ Н.С.

Ведущая организация - Московский государственный открытый педагогический университет.

Защита диссертации состоится на заседании диссертационного совета Д 053.01.14в Московском педагогическом государственном университете имени ВН. Ленина по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В.ИЛенина по.адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Введение в тему исследования.Творчество Альберта Мифтахутдииова /1937 - 1991/ - интересное и значительное явление в истории литературы народов России 60-х - 80-х годов XX века. Писатель явился ярким представителем русской прозы Северо-Востока, имеющей столетнюю историю, свои духовные и культурные традиции. Почти все произведения А.Мифтахутдииова посвящены Дальнему Северу, Чукотке, которая стала для него второй родиной, послужила основной темой творческой жизни. По словам Н.Шундика, в рассказах и повестях А.Мифтахутдииова ?без всякого сомнения, воссоздана вся Чукотка"1.

Писатель обладал оригинальностью художественного видения действительности. Его произведения интересны и самобытны по форме, эстетическому и нравственному содержании. В них проявились незаурядность, богатство личности автора, его особое чув- ' ство Севера, лирико-ромэнгический склад души.

С 1967 года опубликовано около двадцати сборников произведений А.Мифтахутдииова. Его рассказы и повести изданы на чешском, словацком, болгарском, польском, венгерском, испанском, английском и некоторых других языках. Творчество А.Мифтахутдииова привлекало внимание писателей разных поколений: Г.Маркова. С.Михалкова, Н.Шундика, Ю.Рытхэу, Г.Остапенко, О.Куваева, Ю.Васильева, Б.Василевского, В.Леонтьева, В.Христофорова, Е.Рожкова. и других. О нем высоко отзывались в литературных кругах Польши, Канады. .

А.Мифтахугдинову посвящены разделы в монографиях, статьи, очерки литературоведов и критиков Г.Васильевой, В.Казарина, Т.Комиссаровой. Т. Кушпель, С.Лившица, И.Литвиненко, К.Николаева,А.Ни-кулькова, О.Онищенко, НЛодзоровой, В.Сурганова, Ю.Хазанова.А.Ха-мерлиньски, В.Хриетофорова, Ю.Шпрыгова и других авторов. Однако в нашем литературоведении до сих пор нет обобщающего монографического научного исследования жизни и творчества этого писателя. Не рассмотрены проблемы формирования и' развития его творческой индивидуальности, особенностей стиля, эволюции его художествен-

Т Шундик Н.Е, Время исторических возможностей.// Литературная - • Россия. 1987. 2 октября.

ного мастерства.

Исследованию этих вопросов и посвящена данная работа. Ограниченные рамки диссертации не позволеди осветить все творчество А.Мифтахутдинова. Выбор определенного временного периода в изучении художественного пути писателя обусловлен тем, что относительное завершение его эстетической эволюции, на наш.взгляд, приходится на конец 70-х - начало 80-х годов XX века. Последующие произведения автора несколько вторичны и поэтому менее важны в аспекте темы исследования.

Тема диссертации интересна в плане изучения сложного и многоаспектного характера развития духовной и творческой индивидуальности А.Мифтахутдинова, эстетической эволюции, обогащения стиля его художественных произведений. Особое значение в контексте работы уделяется региональным и межнациональным аспектам творчества писателя. Заслуживает внимания вопрос конкретного вклада художника в историю литературы и процесс развития региональных культур, В современном литературоведении подчеркивалась мысль о том, что если взять только одно, даже начальное звено-творческу» индивидуальность, то и в этом случае проблема взаимодействия литератур, характер соотношения с мировым или региональным художественным опытом являются достаточно многоплановыми /Л .Арутюнов/,

Основная цель данного исследования - анализ становления и эволюции художественно! индивидуальности А.Мифтахутдинова. Для ее достижения решаются следующие задачи:

- систематизация сведений о жизненном пути и эстетических поисках А.Мифтахутдинова. истоках его обращения к прозаическим жанрам, истории создания его произведений;

- исследование художественного своеобразия рассказов и повестей писателя, анализ их проблемно-тематической и поэтической структуры, изучение особенностей повествовательной манеры художника; .

- рассмотрение духовных, эстетических и типологических связей А.Мифтахутдинова с творчеством ряда отечественных и зарубежных писателей;

- определение периодизации творческого пути художника;

- осмысление вклада писателя в литературу народов России и значения его творчества.

Научная новизна и актуальность диссертации заключаются в том, что это первое диссертационное монографическое исследование интересного и значительного периода жизни и творчества А.Мифтахутдинова, процесса формирования и развития его художественной индивидуальности. В научный оборот вводятся новые факты биографии, литературного пути писателя, творческой истории его произвэдений. В исследовании использован разнообразный литературный, литературоведческий, этнографический и фольклорный материал. Впервые приводятся неопубликованные документы и материалы из архива Магаданского отделения Союза, писателей России и личного архива А .Мифтахутдинова^.

Тема, диссертации представляется ванной и актуальной в литературоведческом и историко-культурном аспектах. Творческое развитие и становление А .Мифгахутдинова анализируются в контексте межнациональных и межрегиональных культурных связеа, традиций устного народного творчества, русской и мировой литературы.

Научно-ггоактическая значимость исследования состоит в том, что его материалы в некоторой мере закладывают научную основу для дальнейшего изучения творчества этого интересного и значительного художника. Материалы диссертации и публикации по ее теме используйся в научной и научно-методической работе студентов и аспирантов Международного педагогического университета в городе Магадане. Они также могут быть полезны для создания научных исследований по истории литературы и культуры народов Северо-Востока России.

Некоторые разделы данной работы используются в процессе преподавания курсов "Литература народов Севера" и "Литературы народов России", которые читаются на отделениях русского яз-ыка и литературы, народов Севера указанного университета. Материалы диссертаций югут быть полезны для создания учебных программ факультативов, спецкурсов в старших классах средних школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением литературы, северных педагогических училищ и национальных школ.

Дгрюбалия материалов диссертации. Результаты данного исследования были апробированы в докладах на международных, региональ-

^Архив А.Мифтахутдинова находится в семье писателя. Автор диссертации выражает благодарность вдове А.Мифтахутдинова Валентине Прокофьевне Мифтахутдиновой за предоставленные материалы.

ных и аспирантских научно-практических конференциях. Содержание различных частей данной работы изложено в ряде статей, опубликованных в научных и научно-методических сборниках.

Ее материалы послужили основой программы спецкурса, читаемого автором диссертации на факультете русского языка и литературы Международного педагогического университета в городе Магадане.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Такая структура исследования обусловлена логикой поэтапного изучения и периодизацией творческого пути писателя.

Во введении представлены обоснование теш диссертации, цели и задачи исследования, его научная новизна, актуальность, кратко представлена структура работы.

В'первой главе - "Начало творческого пути. Жизненные и художественные поиски" - анализируется ранний период творчества А.Мифтахутдинова / с 1959 по 1969 года/. В ней прослеживается художественное становление писателя от очерков, рассказов, новелл до первой повести "Очень ьаленький зякной шар".

Истоки творчества А.Мифгахугдинова связаны с особой духовной, нравственной атмосферой конца 50-х - начала. 60-х годов на Северо-Востоке России. Творческая эволюция этого периода характеризуется многообразием духовных и эстетических поисков писателя. Важным фактором формирования его личности и литературного таланТа явился богатый жизненный опыт.

Детство и ранняя юность А.Мифтахутдинова прошли в Европейском Заполярье. Окончив в 1959 году факультет журналистики Киевского государственного университета, он стал собкором газеты "Советская Чукотка". Его жизнь на Чукотке - время возмужания характера, духовного и нравственного становления. Творческие и дружеские связи с писателями, многочисленные поездки и экспедиции, встречи и знакомства с жителями Дальнего Севера формировали особый склад личности А.Мифтахутдинова: - путешественника и исследователя, очарованного природой сурового края, увлеченного его историей и культурой,

В диссертации кратко рассматривается журналистский период А.Мифтахутдинова как исток его художественного творчества. Это интересный этап его биографии. Ростки творчества прозаика идут от публицистики особого жанрового типа - "северных очерков",-

что весьма традиционно в литературе Северо-Востока /В.Тан-Бо-гораз, Н.Шундик, О.Куваев, В.Леонтьев, Ю.Васильев, Б.Василевский, В.Христофоров/.

В начале 60-х годов появляются первые рассказы молодого автора, которые явились своеобразным "подступом*' к изображению жизни северян. В отрывке из неопубликованной повести "Подари мне Большую Медведицу" проявился интерес к быту и психологии исконных жителей Чукотки, стремление раскрыть их душевные качества-. В работе прослеживается духовная и стилевая близость произведений раннего А.Ми$тахутдинова с В.Таном-Богоразои, Т.Семушкиным, отмечаются и поиски оригинальных художественных образов, собственной поэтической интонации.

Первый сборник рассказов А.Мифтахутдинова "Расскажи про Одиссея" /1967/ - своеобразный "сплав" жизненных впечатлений автора, выражение его первоначального опыта освоения Чукотки, постижения человека. В диссертации приводятся сведения об истории создания и публикации сборника, анализируются образы, проблематика и особенности стили некоторых произведений.

Рассказы писателя во многом реалистичны, имеют достоверную основу. В работе показано, что их поэтический мир довольно сложен и многообразен. Зто проявляется в изменчивой манере повествования: лирической, романтически-приподнятой, элегически-печальной, ироничной, шутливой или эпически-размеренной. В главе отмечается единство стилевого ряда, оригинальных, ярких названий произведений. В самом их расположении угадывается определенная логика: принцип последовательного и почти равномерного чередования декоративных, замысловатая заглавий с более сдержанными, простыми. Это в некоторой степени, по нашему мнению, отражает две основные тенденции сборника: лирико-романтическую и эпико-реалистическую.

Автор диссертации утверждает, что в лучших рассказах А.Мифта-хутдинова проявился талант лирика и новеллиста, передающего настроение и атмосферу изображаемого. В этом плане особенно показательны рассказы "Помогите мне спеть аллилуйя...", "Треугольник", "Мишаня", "Звонок в Копенгаген". Сочетание реалистичности описаний с лирико-романтическим пафосом в некоторых рассказах связано с влиянием традиций В.Короленко, В.Гана-Богораза. Признаками зарождения индивидуального стиля писателя являются осо-

бая интонация, мелодика повествования, его экспрессивность, символистичность.

Художник акцентирует внимание на проблемах духовных, нравственных. Его новеллы "Треугольник'*, "Мишаня" и другие восходят к традициям русской новеллистики с ее психологической динамикой, принципом ориентации на мысль читателя, проникновенным лиризмом и драматизмом.

Диссертант приходит к выводу, что первая книга А.Мифтахутдико ва - важный этап в его творческом формировании, отразивший сложность его духовных поисков. В ней проявилась художественная индивидуальность писателя с его романтическим мировосприятием, влюбленностью в жизнь, природу и человека. Реалистичность описываемых автором жизненных ситуаций, интересные человеческие судьбы и характеры, яркость и образность повествования определили успех первого сборника рассказов художника. Это побудило его к созданию более объемного и сложного произведения - повести "Очень маленький земной шар" /1.969/.

В диссертации освещается история замысла и создания повести, даются сведения об ее жизненных источниках. Определяются особенности жанра лирико-документальной повести-путешествия, органично вошедшей в контекст развития "молодежной" прозы 60-х годов.

По наблюдению автора работы, "Очень маленький земной шар" А.Мифтахутдинова включает в себя несколько "пластов" повествования: документально-очерковый, лиршсо-сентиментальный и юмористический. Содержание повести - путешествие по земле Чукотки, озаренное светом открытий нового. Отсюда романтическая приподнятость авторского тона.

Своеобразный "фокус" жанровой проблематики повести - произведения нравоописательного, этологического плана - изображение среды исследователей северо-восточного региона 60-х годов. По мнению диссертанта, персонажи интересны как носители особого "нравственного кодекса" северян. Писатель выделяет в них наиболее существенные, типичные для людей геологического труда черты и акцентирует внимание на путешествии, трудностях, опасностях: работы изыскателей, В изображении характеров героев повести ощущается близость традициям "северной прозы" Д.Лондона, личность которого привлекала А .Мифтахутданова. Его повесть в некоторой мере созвучна и ранним произведениям О.Куваева, имеющим

лирико-документальную основу. Тем не менее в исследовании отмечается оригинальность образного воплощения жизни у А.Мифтахут-динова, проявившаяся в более "поэтизированном", лирическом, полном ярких ассоциаций способе повествования.

В работе показано, что опыт писателя в разработке повести оказался довольно удачным: появилось оригинальное многоплановое художественно-очерковое произведение. Автор попытался создать широкую панораму жизни исследователей Северо-Востока. Он явился одним из зачинателей лирико-романтического периода в истории литературы Севера. Повесть "Очень маленький земной шар" получила известность в России и за рубежом и положила начало серии художественно-документальных произведений А.Мифтахутдинова, повлиявших на творчество северных писателей 70-х - 80-х годов -Н.Балаева, С.Олефира и других.

В конце главы делается вывод, что творчество А.Мифтахутдино-ва конца 50-х - 60-х: годов явилось значительным периодом формирования личности писателя и становления его художественного сознания. Творчески усваивая опыт своих литературных предшественников и современников, молодой автор попытался создать "свою модель" Чукотки. Ощущается движение его прозы от короткой зарисовки, бытовой картины, портрета до обстоятельного эпико-реали-стического исследования интересных и своеобразных явлений жизни Северо-Востока России 60-х годов, раскрытия самобытных характеров в контексте их национальных, духовных и человеческих отношений.

Во второй главе - "Расширение и углубление теш Чукотки. Формирование художественного стиля писателя" - исследуется творчество А.Мифггахутдинова первой половины 70-х годов. По мнению диссертанта, это период духовного и художественного становления писателя, углубления нравственно-психологического начала в его творчестве. В работе прослеживается развитие прозы художника этого периода: от этологического, нравоописательного изображения действительности к более глубинному проникновению в духовный мир личности и далее - к художественному исследованию особого типа людей и земли Севера.

АДифтахутдинов продолжает линию художественно-документального отражения жизни народов региона в повести "Орден Костяной Пластинки" /1970/, в основе которой - впечатления автора от

поездок в "глухие" места Чукотки. Диссертант разделяет точку зрения исследователя Ю.М.Шпрыгова на жанр произведения и пытается аргументировать мысль о том. что "Орден Костяной Пластинки" - лирико-документальная путевая повесть, в которой показаны различные стороны жизни Дальнего Севера.

Анализ повести показывает, что А.Мифтахутдинов несколько поэтизирует будни путешественников, используя романтические ноты. На взгляд диссертанта, это удается писателю благодаря особой интонации, своеобразной мелодике речи, насыщенной параллелизмами и повторами. Лирическая аура в сочетании с исследовательским духом повествования роднит "Орден Костяной Пластинки" с произведениями М.Пришвина, К.Паустовского, В.Солоухина.

Основной линией творчества А.Мифтахутдинова анализируемого периода стало художественное постижение иравственно-этических проблем. В качестве своеобразного подступа к этому в работе рассматривается нравоописательное повествование в рассказах "Хорошее отношение к собакам"/!971/. Оно характеризуется усилением психологического начала: автор не только развертывает судь-истории судеб своих персонажей-собак, но и раскрывает их психологию, ставит вопрос об ответственности человека перед всем сущим. В произведении звучит мысль о том, что "ты, и река, и трава, и спящие собаки - все едино". Автор исследования считает, что по силе гуманистической направленности, остроте постановки нравственно-этических проблем "Хорошее отношение к собакам" А.Мифтахутдинова восходит к традициям классической "анималистической "прозы. ..

Зачатки и углубление психологического анализа наблюдаются в. таких произведениях А.Мифтахутдинова, как новелла "Келенеут -дочь пурги" и социально-психологическая повесть "Воспоминание о Крабовой реке"/1972/. Повесть построена как своеобразная исповедь главного героя - одиноко умирающего в заснеженной тундре Медучина, в образе и размышлениях которого угадываются некоторые черты и нравственная позиция самого автора. Это придает произведению лирический характер.

В работе отмечается, что особенностью композиции повести является ее необычное хронотопическое решение: множество ретроспекций, наслоение различных пространственно-временных планов. Произведение отличается сложностью структуры и содержания, реалистичностью художественного отражения действительности. Оно

- т? -

включает в себя и глубокое проникновение в психологию человека, и элементы нравоописания, приемы символико-аллегорической условности, В то же время повесть характеризуется идейно-тематической цельностью, композиционной стройностью. Движение сюжета обусловлено подвижностью душевного состояния героя, самого процесса его психологического кризиса. Это путь осмысления жизни, полный внутреннего напряжения.

Философско- аллегорический подтекст повести угадывается в отдельных деталях, символических образах, дополняется особой смысловой насыщенностью ее заглавия. Иносказательность произведения сближает его с психологической прозой Г.Г.Маркеса и Э»Хемингуэя. В мироощущении и творчестве А.Мифгахутдинова возникли вечные вопросы смысла жизни человека, его гармонии с миром и самим собой.

Идейные и творческие поиски художника своеобразно преломились в его "притче-сказке4 "Крылья Экзюпери" и социально-бытовой юмористической повести "Совершенно секретное дело о ките" /1973-1974/. Анализируя повесть, диссертант отмечает, что в ней автор создал обобщенный и многоплановый, образ Чукотки, широко осветил затронутую им еще в ранних произведениях тему "фрояти-ран, интересовавшую в свое время многих крупных отечественных и зарубежных писателей. Эта тема не утратила актуальности для Северо-Востока 70-х годов XX века.

На наш взгляд, повесть "Совершенно секретное дело о ките" написана в традициях скеховой карнавальной культуры. "Веселая материя мира" М.Бахтин/, красочное смешение различных - схожих и контрастных - сторон жизни воплотились у писателя в системе многобразных художественных средств. Общая интонация произведения несет несерьезное, комическое начало. Чукотка показана как необыкновенная, "сказочная" земля. Образы героев повести построены несколько гротесково - по принципу сгущения, концентрации оригинальных черт личности. Немаловажна роль вне-сюжетных персонажей, "включающихся" в контеаст повествования, что придает ему сказовый колорит, создает ощущение его полифо-ничности. йарнавальность выражена в повести также гротесково-фантастическими ситуациями и ассоциациями, неожиданно возникающими на фоне будничной, обстановки.

В главе ' предполагается, что своеобразие художественного ви-

- 12 -

дения автором Чукотки, возможно, связано с влиянием на его творчество рошнов Г.Г,Маркеса и К.Воннегутта. Однако в повести А.Мифтахутдинова проявилась самобытность его художественной индивидуальности. Писатель сумел создать колоритный образ суровой земли в многообразии "ритмов" и "мелодий": от праздничной феерической, иногда даже какафонической •"симфонии" до

элегически-печальной тихой "сонаты-размышления". _ названных „

Подводя итог исследованию . произведений, диссертант

утверждает, что творчество А.Мифтахутдинова первой половины 70-х годов свидетельствует об интенсивном процессе духовного развития писателя, углублении его аналитического и художественного мышления. Период овладения способами лирического бытописания сменился у автора периодом освоения приемов психологического анализа, эстетического исследования жизни. Существенно изменились творческая манера А.Мифтахутдинова, его индивидуальный стиль, для которого характерны тон философического лиризма , сказовый колорит, многоплановость типов повествования. Художественно-мировоззренческая эволюция писателя тесно связана с тенденцией к более широкому и емкому отражению жизни и быта народов Северо-Востока России.

В третьей главе - "Углубление психологического и художественного анализа" - рассматривается творчество А.Мифтахутдинова второй половины 70-г - начала 80-х годов. В это время писатель пытался философически осмыслить пути сближения, сосуществования и взанмообогащения современной цивилизации и древней куль» туры Севера.

Постоянное наблюдение жизни чукчей и эскимосов, систематическое накопление научного и фактического материала послужили фундаментом более глубокого художественного отражения А.Мифта-хутдиновым теш Севера в повести "Наблюдатель"' /1976/. На взгляд автора диссертации, это лирическая социально-психологическая повесть, в которой представлена "история" древнего эскимосского рода, показан внутренний мир человека Севера, поставлена проблема взаимодействия русской и палеоазиатской культур. Она построена как внутренний ыонолог, "цепь" воспоминаний, наблюдений, размышлений главного героя Андрея Маркина, отражающих его духовные искания, поиски правды, гармонии.

По мнению диссертанта, центральной в произведении является

проблема истинно нравственной личности. А.Мифтахутдиновым был найден характер, тип человека, по мысли автора, идеального, гармоничного. Таким человеком видится писателю старый эскимос-охотник, потомственный наблюдатель Вири, который является как бы естественной частицей окружающего первозданного мира. Автор подчеркивает национальное своеобразие старого охотника, выразившееся в специфическом восприятии действительности, в "особом рисунке" мыслей и чувств. По уровню житейской мудрости, гармоничности мироощущения Вири подобен чукчам-старикам Тныаргину из повести Г.Семушкина "Чукотка", Пойгину из романа Н.Шундшса "Белый шаман", Кьяе из "Территории" О.Куваева. Это подкрепляет точку зрения диссертанта о типичности образа старого эскимоса, его жизненности и морально-этической значимости. Опыт коренных жителей Арктики, ведавших многие секреты северной природы , противопоставлен в повести беспомощности и слабости "цивилизованного" человека.

В работе рассматривается образ молодого ученого Андрея Маркина, мечтающего создать книгу о жизни человека в суровых условиях Севера,- искателя, стремящегося служить людям. Испове-дальность интонации "Наблюдателя" и некоторые фактографические аналогии позволяо? предположить, что Андрей - выразитель мыслей и чувств самого автора. В то же время в произведении проявляется и критическое отношение художника к герою, взаимоотношения которого с местными людьми и внутреннее состояние показаны в эволюции, развитии. Писатель стремился провести мысль о благотворном влиянии Севера на человека с "Большой земли".

По наблюдению автора диссертации, символичность, аллегорический смысл некоторых эпизодов и деталей-, несколько назида~ тельный тон повествования придают повести философический, прйт-чевый характер. Истина, которую постигает художник,- в неразрывном "родстве" с природой и лвдьми земли, ставшей его второй родиной. Духовная эволюция писателя характеризуется более глубинным осмыслением этико-философской, экологической проблематики. Лиризм, присущий его ранним произведениям, трансформируется в художественную публицистичность, романтический пафос вытесняется строгой реалистичностью повествования. Психологическое проникновение во внутренний мир отдельной личности сочетается с попыткой передать мироощущение, показать духовное бо-

ганство.небольшого северного народа - этнической общности эскимосов.

Творческие искания А.Мифггахутдинова становятся все более разносторонними, что проявилось в его сборнике "Время Игры в Эскимосский Мяч" /Магадан, 1978/. В работе отмечается, что сборник и по тематическому, и по стилевому решению двупланов: одни произведения имеют психолого-бытовую основу, другие посвящены природе и экологическим проблемам края, насыщены публицистической мыслью писателя о судьбе и будущем Чукотки. Своеобразным "конгломератом" этих двух идейно-стилевых "течений" и видится диссертанту заглавное произведение книги - социально-психологическая повесть "Время Игры в Эскимосский Мяч".

Данное произведение вызвало различные истолкования в критике. Например, В.Сурганов, указывая на талант автора, отметил, что повесть производит "несколько двойственное впечатление... В решении некоторых сюжетных линий, развитии их автор действует... довольно легкомысленно... Это оставляет ощущение неудовлетворенности... и навряд ли может быть отнесено к достоинствам повести"^. Частично соглашаясь и полемизируя с оценкой повести в печати, диссертант утверждает, что пристальный интерес к этому произведению со стороны исследователей и читателей свидетельствует о его неординарности и сложности. Повесть "Время Игры в Эскимосский Мяч" вмещает в себя вопросы нравственно-этического, бытового, социального и экологического характера. Показан сложный процесс становления личности, обозначены проблемы смысла жизни, дружбы и любви, затронуты вопросы социальной и бытовой адаптации человека в тяжелых условиях существования на Севере. Поставлена проблема сохранения природы края, культуры его коренного населения. Ярко и художественно убедительно обрисованы образы северян. В диссертации отмечается, что повесть, несмотря на некоторые ее художественные издержки, глубоко психологична.

Вторая половина 73-х - начало 80-х годов - время, когда автор пытался художественно постичь основу нашего бытия - взаимосвязь человека и природы. Это наиболее ярко проявилось в рассказах "Спроси заклинателей духов"/1979/, "Инфаркт"/!982/,

3 Сурганов В.А. Пульс современности.// Дальний Восток. 1978. МЛ. С.145.

"Два моржа" /1982/ и других,-а также социально-психологической повести "Перегон лошадей к устью реки Убиенки"/1979/.

В повести писатель подчеркивает мысль о взаимообусловленности, взаимозависимости всего сущего. Его положительные герои ощущают чувство родства с природой, испытывают глубокую привязанность к суровой, бесприютной зешле. Реалистичность художественной обрисовки природы Севера выражена и в правдивом, лишенном идиллического любования изображении многочисленных опасностей, подстерегающих путников. Своеобразие содержания повести потребовало особой художественной формы. Произведение полно динамики, напряженных драматических сцен. Оно отмечено лаконизмом описаний. Это позволяет автору исследования сделать вывод о новой тенденции творчества писателя: оно тяготеет к большей драматизации повествования.

Повесть "Перегон лошадей к устью реки Убиенки" явилась этапным произведением в творчестве А.Мифгахутдинова. В ней заметно усиление аналитической мысли автора, углубление обрисовки жизненных явлений, новое художественное видение писателем морально-этических и социальных проблем.

Диссертант приходит к выводу, что в творчестве А.Мифтахутди-нова конца 70-х - начала 80-х годов представлено комплексное познание я из ни Чукотки. Художник создал эпическую панораму региона, обращаясь преимущественно к канру повести. Его произведения отличаются многоаспектностью, многоплановостью художественной структуры. Для них характерны емкость поэтического обобщения, глубина эстетического анализа, проникновение в психологию человека. Автору удалось создать национально-исторический художественный тип северянина.

В заключении подводятся итоги анализа темы исследования, приводится периодизация творчества художника. Автор диссертации утверждает, что произведения А.Мифтахутдинова внесли существенный вклад в литературное развитие Северо-Востока России. Творчество писателя представляет своеобразный синтез различных форм художественного обобщения. Писатель обогатил жанры рассказа и повести,внес новые черты в их композиционную и стилевую структуру. "Музыкальность" его произведений, их художественное очарование своеобразно дополняют реалистическую картину изображаемой действительности.

Материалы данной диссертации свидетельствуют, что творчество Альберта Мифтахутдинова вошло в историю литературы народов Северо-Востока, народов России и явилось одной, из ярких и самобытных страниц в современном литературном процессе.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публи-

1. "Костер, у которого тебе хорошо...": Чукотка в раннем творчестве Альберта Мифтахутдинова.// Идеи, гипотезы, поиск... Вып. Т. Магадан, 1994. С.45-50,- 0,25 п.л.

2. Специфика и функции заглавий ранних произведений А.В.Мифтахутдинова .// Идеи, гипотезы, поиск... Вып.2. Магадан, 1995. С. 70-73.— 0.2 п.л.

3. Жанровое своеобразие повести А.Мифтахутдинова "Очень маленький. земной шар".// I международная научно-практическая конференций студентов и молодых исследователей "Международное сотрудничество и образование молодежи на Севере": Тезисы докладов. Магадан, 1995. С. 139-140.- 0,1 п.л.

4. Человек и среда его обитания в повести А.В.Мифтахутдинова "Наблюдатель".// Материалы научно-практической конференции "Диалог культур: История развития литературы Крайнего Северо-Востока России*. Магадан, 1995. С.ЗТ-38.- 0,5 п.л.

5. Война глазами современника /Тема памяти в прозе А .Мифтахутдинова и В.Христофорова/. // Тема Великой Отечественной к второй мировой войн в литературе. Магадан, 1996. С. 55-60. -0,4 п.л.

6. Традиции американских прозаиков в творчестве А.В.Мифтахутдинова,// Международная научно-практическая конференция "Роль университетов в развитии территорий Северного Форума": Тезисы докладов. Магадан, 1996. С.29 - 30 .- 0,1 п.д.

7. Традиции смеховой карнавальной культуры в повести А.Мифтахутдинова "Совершенно секретное дело о ките".// Идеи, гипотезы, поиск... Вып. 3. Филология. Магадан, 1996. С. 37-39. -0,2 п.л.

кадиях

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Юрина, Марина Анатольевна

ЩЕДЕНИЕ. . 3

ТЛЪк I. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ. • IK3HERH-E И ХУДОЖЕСТВЕННА ПОИСКИ . .15

ГЛАВА XI. РАСШИРЕНИЕ К УГ,-УМЕНИЕ

ТЕМЫ ЧУКОТКИ. ФОРМИРОВАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО OTJUÍ ПИСАТЕЛЯ.62

Fj-ABA III. УШЬЖИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

И ХУДОЖЕСТВЕННОГО. АНАЛИЗА .106

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по филологии, Юрина, Марина Анатольевна

Творчество Альберта Мифтахутдинова (1937-1991.) - интересное и значительное явление в истории литературы: нар«д«в России 60-х - 80-х годов XX века.» Писатель является ярким представителем русской проза Северо-Востока, имеющей столетнюю историю, свои духовные и культурные традиции. Почти все произведения А.Мифтахутдинова посвящены Дальнему Северу, Чукотке, которая стала для него второй родиной, послужила основной темой всей тво.рческой жизни. По словам Н.Шун-дика, в рассказах и повестях А.Мифтахутдинова "без всякого сомнения, воссоздана вся Чукотка .

Писатель обладал особой творческой манерой, "своим голосом", оригинальностью художественного видения: жизни. Его: произведения интересны, и самобытна по форме, эстетическому и нравственному содержанию. В них проявились незаурядность, богатство личности автора. Творчество А»Мифтахутдинова - явление не только литературной, но и духовной; жизни нашего, общества. Его. повести и рассказы, помогают осмыслению эпохи освоения и обустройства Северо-Востока, познанию жизни одного из дальних регионов России.

Творчество А.Мифтахутдинова привлекало внимание писателей разных поколений: Г.Маркова, С.Михалкова, Н.Шундика, В.Рытхэу, Г.Остапенко, О.Куваева, ь.Васильева, Б.Василевского, В.леонтьева, ВДристофорова, Е^Рожкова и других. О нём бесоко отзывались в литературных кругах Польши, Канады, Так, ещё в начале литературной деятельности А»Мифтахут-диноЕа известный канадский писатель Ф»М*узт утверждал: "Из этого парня выйдет настоящий писатель. Потому что он долг» и тяжело болеет типичной болезнью - романтической влюблённостью е Север'"% 8»Рытхзу отмечал, что в произведениях А#Мифтахутдинова "ясно проявляется собственное видение мира"^. В докладе на УХ съезде писателей России С.Михалков назвал его в числе ведущих современных прозаиков* творчество которых: "заняло своё приметное место у читателей"**.

С 1967 года опубликовано около двадцати сборников произведений А * Мифтах утди нова в России и за рубежом» Его рассказы. и повести изданы" на чешском, словацком, болгарском, польском, венгерском, испанском, английском и некоторых других языках,

А.Мифтахутдинову посвящены разделы в монографиях, статьи, очерки литературоведов и критиков Г»Васильевой, В.Казарина,

Т.Комиссаровой, Т.Кушпель, С.^ившица, И.Литвиненко, К.Нц~ колаева, А,Никулькова, О.Онищенко, Н.Подзаровой, В,Сургано*~ ва, ®»Хазаноза, А,ламерлиньвки, ВДристофорова, Ш»Шпрыго~ 5 ва и других авторов» Они обращали внимание на яркий худо** жественный талант и самобытность писателя, его стремление к духовным и эстетическим поискам, утверждали, что он внёс г весомый вклад в литературный процесс./, показал жизнь современного Северо-Востока в его "связях с днём вчерашним и завтрашним" . Однако в нашем литературоведении д# сих пор нет обобщающего монографического научного исследования жизни к творчества этого писателя. Не рассмотрены проблемы формирования и развития его творческой индивидуальности, особенностей стиля, зеолюции его художественного мастерства.

Критики обращали внимание на использование в творчестве художника традиций отечественной и зарубежной прозы. Так, й.Шпрыг ох отметил влияние В,Тана-Богораза, Т.Сэмушккна, Н.Шундика, Б.Ясенского, Г.Г.Маркеса. Т.Кушпель указала на некоторые параллели в произведениях А.Мифтахутдинова и Э.Хео мингуэя0. Однако проблема взаимосвязей А.Мифтахутдинова с его литературными предшественниками и современниками требует, на наш взгляд, дальнейшего изучения, более пристального внимания и освещения.

Тема настоящего кандидатского исследования - "Художественная проза Альберта Мифтахутдикова конца 50-х - начала 80-х. годов XX Еека Сформирование и развитие те-орческой индивидуальности)". ■Оно выполнено на кафедре литературы Международного педагогического университета в городе Магадане в период с 1994 по 1996 годы, под научным руководством доктора филологических: наук, профессора Ю.М.Шпрагова.

Ограниченные рамки диссертации не позволили осветить- всё творчестЕО А.Мифтахутдинова. Выбор определенного временного периода в изучении художественного, пути писателя обусловлен тем, что относительное завершение его эстетической эволюции, на наш взгляд, приходится на конец 70~х - начало 80-х; годов . Последующие произведения автора несколько вторичны, и поэтому менее интересны в аспекте темы, исследования.

Разрабатывая концепцию и методологию работы, автор учитывал эстетические взгляды основоположников теории сравнительно-исторического метода литературоведческого анализа А.И.Веселов-ского, В.МДирмунского, Н.К.Пиксанова и других:. В диссертации также использованы труды современных исследователей Г.И.ломид-зе, Е.М.Мелетинского, А.В.Пошатаевой, В.А.Сурганова, Г.А#Чёр-ной, 2#М„Щпрыгова.,,

Тема диссертации связана с изучением сложного и многоаспектного характера развития творческой индивидуальности А.Мифтахут-динова, которое проходило под воздействием различных психологических, социальных и литературных факторов. Оно обусловлено формированием духовной и нравственной позиции художника, становлением его характера, процессом познания жизни и человека.

Внимания заслуживает и проблема развития мироощущения А.Миртах утдинова, а также оригинальность его художественного поЕест~ вования., в котором проявились самобытность таланта, чувство Севера, лирический склад души, особая "мелодия" чувств и размышлений» Ещё И.Тургенев писал: "Да, важен свой голоа. Важны живые, особенные свои собственные ноты, каких не найдётся у каждого, из других людей.,. В этом и есть главная, отличитель^9 ная черта живого оригинального таланта .

Одним из предметов данного исследования, является проблема художественного стиля писателя. Особенность работы - изучение стиля прозы А.Мифтахутдинова в системе формирования и эволюции его творческой индивидуальности. В данном аспекте автор диссертации методологически учитывает концепции стиля. В.Виноградова, В.Жирмунского, Г.Поспелова, Г.Чернец и других литературоведов.

Особый интерес; представляют, региональный и межнациональный аспекты, темы, работы. Проблема важности изучения роли отдельных территориальных, историко-культурных, национальных областей в литературном процессе привлекала ещё А^селовсквго, Н.Пиксанова, ¿.Жирмунского, В.Ре-изова и других учёных. Так, А.Веселовекий утверждал, что для того чтобы получить полное представление об "органическом целом" истории всеобщей литературы, "нужна проследить единство литературного развития у отдельных народов"^« Н.Пиксанов подчеркивал необходимость изучения "местных: культурных гнёзд и течений"* вносящих существенный вклад в общее литературное развитие^» 0 роли регионов в литературном прей* цессе размышляют и современные исследователи:Л.Арутюнов, Р.Бикмухаметов, А.Власенко, М.Воскобойников, Ч.Гусейнов, В.Казарин, БДомановский, О.Крившенко, А.Овчаренко, В.Сур-ганов, Г.Чёрная, В.Шошин, Ю.ШпрИгов и другие. Р.Бикмухаметов, например, считает» что "понятие региона имеет фундаменталь

1? ное историко-литературное и методологическое значение" .

В связи с этим заслуживает внимания вопрос1 конкретного вклада писателя в историю литературы, и процесс1 развития региональных культур» ЖДрутюнов утверждал: "Если взятб только одна» даже начальное звено ряда ~ творческую индивидуальность,. то и в этом случае проблема взаимодействия литерал-тур, сам характер соотношения а мировым, или международным, или региональным художественным опытом предстают достаточно многоплановыми"^

Творчество А.Мифггахутдинова интересно в аспекте региональных и национальных связей. В нём проявилось взаимовлияние различных этнических общностей: европейской и палеоазиатской. В произведениях художника герои различных национала ностей показаны, в процессе их'духовного развития и взаи~ мообогащения. Автор оставил заметный след в разработке инонациональной тематики, достоверно и глубоко раскрыв мироощущение и психологию коренных жителей Арктики, В его рассказах и повестях как бы синтезируется и художественно интерпретируется опыт словесного, творчества различных- народов: от фольклора и литературы России до мифологии палеоазиатов*

Данные традиции обогатили творческое дарование А.Мифта-хутдинова, В их усвоении проявились его. эстетический вкус, стремление следовать определённым образцам худ#жественного слова и создавать "свою модель" Чукотки* В этом плане важна - проблема историко-литературных связей в творчестве автора. Он. поддерживал отношения: с: писателями Г »Марковым, С.Михалковым, В»Рытхэу, О.Куваевым, ^.Васильевым, Б.Васи~ левским, В.леонтьевым, ВДристофоровым, с такими представителями зарубежной литературы, как Ф.Моуэт (Канада).

Художник испытал влияние мастеров отечественной и иностранной литературы: В.Короленко, В»Тана-Богopaза, Д.Лондона, Хемингуэя, Г»Г.Маркеса.Можно увидеть типологическую идейно-стилевую близость его некоторых рассказов и повестей произведениям Ю.Казакова, М»Пришвина, К.Паустовского, В.Астафьева, Т.Сёмушкина, Й.Рытхэу. Широкий диапазон творческих и жизненных интересов писателя, разнообразие его человеческих, духовных и литературных связей позволяют говорить о том, что значение его творчества выходит за региональные рамки. Художник вн£о. весомый вклад в литературу народов Сибири и Дальнего- Востока.

Основной целью данной диссертации является анализ становления и эволюции художественной индивидуальности А.Мифтахутдинова* Для. достижения этой цели решаются следующие задачи: систематизация сведений о жизенном пути и эстетических поисках А.Мифтахутдинова, истоках его обращения к прозаическим жанрам,, истории создания его произведений; исследование художественного своеобразия рассказов и повестей писателя, анализ их проблемно-тематической и поэтической структуры., изучение особенностей повествовательной манеры, художника;

- рассмотрение типологических связей прозы. А#Мифтахутди— нова с; творчеством ряда отечественных и зарубежных писателей;

- определение периодизации творческого пути художника;

- осмысление его вклада в литературу России и значения его, творчества.

Научная новизна и актуальность работы заключается в том, что это первое диссертационное монографическое исследование большого периода жизни и творчества А.Мифтахутдинова, процесса формирования и развитие его художественной индивидуальности. Б научный оборот вводятся новые факты, биографии и литературного пути писателя, творческой истории ряда его произведений, В исследовании представлен новый и разнообразный литературный, литературоведческий* исторический, этнографический и фольклорный материал, В работе приводятся неопубликованные документы и материалы, из архива Мага

- 10 ~ данского отделения Союза писателей России и личного, архиьа А.Мифтахутдинова.

Тема диссертации представляется важной и актуальной в литературоведческом и историко-культурном аспектах,. Исследуются своеобразие, самобытность художественной индивидуальности А.Мифтахутдинова, определяются, место, роль, значение его творчества в современном литературном процессе. Данное исследование проводится в контексте межнациональных и межрегиональных культурных связей, в аспекте традиций устного народного, творчества, русской и мировой литератур.

Научно-практическая, значимость работы заключается в том, что её материалы и публикации по теме исследования, е некоторой мере закладывают научную основу для дальнейшего изучения творчества этого интересного художника. Оки используются в научной и научно-методической работе студентов и аспирантов Международного педагогического университета в городе Магадане. Зти материалы также могут быть полезны для. создания, научных исследований по истории литературы и культуры народов Северо-Востока России.

Они используются в процессе преподавания курсов "Литература народов Севера" и "Литературы народов России", которые читаются на отделениях русского языка и литературы и народов Севера Международного педагогического университета в городе Магадане. Автором диссертации подготовлена программа нового специального курса по литературе "Творческий путь Альберта Ми^тахутдинова", введённого в учебный план от II деления, народов Севера указанного университета. Материалы диссертации можно также рекомендовать для создания учебных программ факультативов, спецкурсов средних школ, гимназий, лицеев с углубленным изучением литературы, северных: педагогических училищ и национальных: шк#.л„

Немаловажна, что "разработка вопросов поэтики художественных прозаических: форм имеет и большое практическое значение для повышения художественного уровня и мастерства. современной литературы""^» В данном случае - литературы. Северо-Востока, где проза А.Мифтахутдинова занимает одне из ведущих мест»

Результат данного исследования: были апробированы, в докладах на международных, региональных, аспирантских науч~ ных и научно—практических конференциях. Содержание различных частей диссертации изложено в ряде работ, опубликованных в научных и научно-методических сборниках^.

Её материалы, послужили основой программы спецкурса для. студентов факультета русского., языка и литературы Мевдународного педагогического университета в г.Магадане "Творческий путь Альберта Мифтахутдинова"•

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний и библиографии. Такая структура работы обусловлена логикой; поэтапного изучения, и периодизацией творческого пути писателя,

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная проза Альберта Мифтахутдинова конца 50-х - начала 80-х годов ХХ века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. йз личной беседы автора диссертации с поэтом А.А.Пчёлки-ным. 2

Василевский В, Память сердца. // Мифтахутдинов А.-Крестовый поход на блондинок: Повести и рассказы. Магадан, 1994, С.442.

Цит. по: Христофоров В. Как жил, так и писал» Как писал, так и жил»// Мифтахутдинов А. Крестовый поход на блондинок: Повести и рассказы. Магадан» 1994, С,459»

4 Там же. С. 448. с

Мифтахутдинов А. Н.Поливанов. Пост на складе; Повесть: Внутренняя, рецензия.// Архив писателя. Внутренние рецензии» 1985-1991» Мифтахутдинов А, А.ОЕчаренко» Всё проходит: Повести и рассказы: Внутренняя рецензия.// Архив писателя.» Внутренние рецензии. 1985-1991.

 

Список научной литературыЮрина, Марина Анатольевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Мифтахутдинов А, Расскажи про Одиссея: Рассказы. Магадан, 1967.'

2. Мифтахутдинов А. Головы моих друзей: рассказы, повесть. Магадан, 1969,

3. Мифтахутдинов А, Очень маленький земной шар: Повесть и рассказы. М,, 1972.

4. Мифтахутдинов А# Очень маленький земной шар. Варшава, 1975(на польском языке).5» Мифтахутдинов А, Аттаукай - похититель женщин: Помеху, рассказы. М., 1977.

5. Мифтахутдинов А. Время. Игры, в Эскимосский Мяч: Повесть и рассказы,. Магадан, 1978,

6. Мифтахутдинов А. Дни ожиданий: Повести и рассказы, Владивосток,! 979.

7. Мифтахутдинов А. Аттаукай - похититель женщин. Пловдив, 19$. (на болгарском языке).

8. Мифтахутдинов А, Очень маленький земной шар: Повесть и рассказы. Таллин, 1982,

9. Мифтахутдинов А» Очень маленький земной шар: Повесть и рассказы, Таллин, 1982 (на эстонском языке).

10. Мифтахутдинов А. Спроси заклинателей духов: Рассказы и повести, М,,1982,

11. Мифтахутдинов А. Совершенно секретное дело о ките: Повести и рассказы. Магадан, 1983.

12. Мифтахутдинов А». Длинная дорога в Наукан: очерк,// Магаданский комсомолец, 1967, 19 февраля,

13. Мифтахутдинов А» Ключ от Заполярья: Очерк,// Комсомольская правда, 1967. 30 ноября.

14. Мифтахутдинов А» "Троянская война" в долине Зргувеем": Рассказы.,// Молодая проза Сибири, Новосибирск. ±968,

15. Мифтахутдинов А. Все гуси, которых не убили весной,// Магаданский комсомолец» 1968, 27 января,

16. Мифтахутдинов. А» Странные дни Хан-Гире я,. И Миха в тельняшке, морской человек: Рассказы.// На Севере Дальнем.1968, ».г.

17. Мифтахутдинов А, Сегодня, и всегда,// Магаданская, правда. 1*968. 17 ноября,

18. Мифтахутдинов А» Ключ от Заполярья: очерк.// Иду первым. М.,1969.

19. Мифтахутдинов А. Старая яранга: рассказ.// Азат хатын»1969, ft! Сна татарском языке),

20. Мифтахутдинов А. Мы. живём на дрейфующей льдине: Очерк.// Дальний Восток. 1969. fê5»

21. Мифтахутдинов А. Привет с 70-й параллели: очерк.// Магаданский комсомолец. 1969. 3 июня,

22. Мифтахутдинов А. Странные дни Хан-Гирея: Рассказ.// Ветры, всех широт. Хабаровск, 1970,

23. Мифтахутдинов А, Орден Костяной Пластинки: Воспоминание об одной экспедиции.// На Севере Дальнем. 1970, $2.

24. Мифтахутдинов А. Головы моих друзей: Рассказ, // Мы молодые. M., 1971.

25. Мифтахутдинов А. Очень маленький земной шар: Повесть,// Советская литература. I97X, fêl Сна английском языке).

26. Мифтахутдинов А. Хорошее отношение к собакам.// На Севере Дальнем. I97Ï. №2.

27. Мифтахутдинов А. Счастливого пути и возвращайтесь: Очерк.//- 186

28. Магаданская правда. 1971. 7 мая.48, Мифтахутдинов А. Хорошее отношение к собакам: Рассказ.// Аврора. 1971. йХ2.

29. Мифтахутдинов А, По следам Алитета.// Наука и жизнь. 1971. Ку-2,

30. Мифтахутдинов А. По следам Алитета: Воспоминания об одной экспедиции.// На суше и на море. М.> 1972,

31. Мифтахутдинов А. Крылья Экзюпери; Рассказ*// На Севере Дальнем. 1972. №1.52, Мифтахутдинов А. Воспоминание о Крабовой реке: повесть.// Новые встречи. Магадан, 1972,

32. Мифтахутдинов А, Праздники Чукотки.// Магаданская правда. 1972, I января,54, Мифтахутдинов А. Приглашение в страну Зскимосию: ичерк.// Дальний Восток. 1972, $10.55, Мифтахутдинов А, Чай в Ту Вигваме: Рассказ.// На Севере Дальнем. 1973.

33. Мифтахутдинов А, Наблюдатель: Повесть.// На Севере Дальнем, 1976. №1.63. ¿Мифтахутдинов А, Отражение в реке: Отчёт об одной экспедиции,// На Севере Дальнем, 1977,

34. Мифтахутдинов А. Старая яранга: Новелла,// Созвездие.- 187

35. Вып, 12, Киев, 1978 Сна украинском языке),

36. НифтахутдиноЕ А. Время Игры в Эскимосский Мяч:: Главы из повести.// На Севере Дальнем. 1978,

37. Мифтахутдинов А, Спроси заклинателей духов: Рассказ.// На Севере Дальнем, 1979.

38. Мифтахутдинов А. Перегон лошадей к устью реки Убиенки: По Еесть.// Дальний Восток. 1979. №5.

39. Мифтахутдинов А. Спроси заклинателей духов: Рассказ.// Дальний Восток. 1979, Й2.

40. Мифтахутдинов А, Крестовый поход на блондинок: ПоЕесть.// На Севере Дальнем, i960. №2,

41. Мифтахутдинов А. Спроси заклинателей духов.// Советская, литература. 1980, }ЬЭ Сна чешском и словацком языках).

42. Мифтахутдинов А, Келенеут.// Казан утлары;, 1980. №1.0 (на татарском языке).

43. Мифтахутдинов А. Запах мимозы: Рассказ,// На Севере Дальнем. 1981. №2,

44. Мифтахутдинов А. ИнсЬаркт: Рассказ,// Дальний Восток, 19821. Ш.

45. Мифтахутдинов А. Скандал в Марокко: Рассказ,// На Севере Дальнем. 1983. №1.

46. Мифтахутдинов А, Мишаня, Троянская война в долине Эргувее. Рассказы.// Дружба (София), 1983, №2 (на болгарском языке),

47. Мифтахутдинов А. Озеро не тающего льда;.Отчёт об одной экспедиции.// На Севере Дальнем. 1986,. №2.

48. Мифтахутдинов А. Озеро нетающего льда: Отчёт об одной экспедиции.// Дальний Восток. 1986. №9.

49. Мифтахутдинов А, Закон полярных путешествий: Рассказ.// Два мира одних широт. Магадан, 1987.

50. Мифтахутдинов А, Всё может быть: Рассказ.// Полярная, звезда, 1987. |?3,

51. Мифтахутдинов А. Полярный курьер: Отрывок из повести.// Магаданский комсомолец. 1987. 30 мая.

52. Мифтахутдинов А, Полярный курьер: Отрывок из повести.// Магаданский комсомолец. 1988. 28 декабря.1. П.

53. Астафьев Б. Царь-рыба: Повествование в рассказах, М.#Х97.7,

54. Богораз—Тан В,Г. Восемь племён: Роман и рассказы. Магадан, 1979.

55. Казаков В* Во сне ты горько плакал: Рассказы. M#t 1977.

56. Короленко В#Г» §ибирские рассказы и очерки. Часть I* М. 1946,5» Куваев 0. Избранное б 2-х томах, М. 1988.

57. Лондон Д. Полное собрание сочинений. Т,1: Рассказы. М## 1928.

58. Маркес Г,Р. Сто дней одиночества. M,t 1971.

59. Рытхэу Е. Сон в начале тумана: Роман. Магадан, 1988,

60. Сёмушкин Т.З. Алитет уходит в горы: Роман. Магадан, 1984,

61. Сент-Э.кзюпери А. Избранное, 1983.

62. Хемингуэй 3. Избранные произведения,. М., 1993.

63. Христофоров В. Невеста для отшельника: Повесть и рассказы. Магадан, 1979,1.I.

64. Василевский Б» Это были чистые Бремена.// Территория. 1992. 24 марта,

65. Василевский Б, Память сердца,// Мифтахутдинов А, Крестовый пожод на блондинок: Повести и рассказы. Магадан, 1994.

66. Васильева Г. Тяжёлый рюкзак романтика,// Литературная газета. 1970. II февраля.4» Голощумов Е„ £южет, как штопор.// Советская Россия. 1979.13 мая,

67. Зима Б. Север настоящих мужчин.// Нева. 1973, №б.

68. Иванов В. Последний романтик Севера.// Советская Чукотка. 1994, 16 ноября.

69. Казарин В. Далёко от Москвы.// Комсомольская правда. 1981. 18 сентября,

70. Комиссарова Т. Утверждение интернационализма: Народы Севера в творчестве современных: писателей.// Севе р. 1982. №3.

71. Комиссарова Т. Лицом к лицу с природой,// Дальний Восток. 1988,. №7.

72. Ю, Кушпель Т, Время игры,// Магаданская правда, 1578. 6сентября,

73. Кушпель Т. Северный триптих.// Сверстники - 1979; Сборник молодых критиков. М#| 1979.

74. Лившиц С. Большая, земля. Чукотки.// Полярная звезда, 1973. №3,13. литвиненко И. Утренний берег России: Литературно-критические очерки. Хабаровск, 1988, С.3155,

75. Николаев К, Потенциал Севера.// Дальний Восток. 1975. №1,

76. Николаев К.Б, Севером овеянные строки: Статьи и очерки о творчестве писателей Северо-Востока. Магадан, 1977.

77. Никульков А. Молодая литература Сибири.// Молодая гвардия. 1973. №4.£-7, Онищенко 0, Верность Северу.// На Севере Дальнем, 1972.яг.

78. Онищенко 0, Очень маленький земной шар.// Дальний Восток. 1973. №4,19» Рожков Е. Поколение умерших молодыми.// Восток России. 1992, ^20.20, Рытхэу В. О книге и её авторе.// Мифтахутдинов А. Очень маленький земной шар: Повесть и рассказы. М., 1972.

79. Сурганов В. Пульс современности.// Дальний Восток. 1978.№11.- 190

80. Хазанов "Расскажи про Одиссея".// Юность. 1969. №3,

81. Хамерлиньски А, 0чарОВйнный Севером.// Тнгодник культу-ральны. (Польша). 1976. 4 января.

82. Христофоров Б. Полярный кодекс чести.// Литературная Россия. 1985. II января.

83. Христофоров В. Как жил, так и писал. Как писал, так ижил.// Мифтахутдинов А. Крестовый поход на блондинок: Повести и рассказы. Магадан, 1994.

84. Шпрыгов Ю. Продолжение одиссеи.// Полярная звезда. 1989.$5,

85. Шпрыгов Й. Рассказы о людях Чукотки.// Магаданская праща* 1968. 1.3 января.

86. Шпрыгов 83.М. Молодость Дальнего Севера: Чукотка в советской художественной прозе. М., 1984.

87. Шпрыгов 23.М. Проза утреннего края. Магадан, 1985.

88. Шундик И, Время исторических возможностей.// Литературная Россия. 1987. 2 октября.

89. Эдидович М, Глаза рассказа.// Магаданский комсомолец. 1-967, $2,1У.

90. Арутюнов С.^., Крупник И.И., Членов М.А. "Китовая аллея". Древности островов пролива Сенявина. М,, 1982,

91. Богораз-Тан В.Г, Эскимосы Сибири. СПб., 1913,

92. Л Богораз В.Г. Чукчи. 4.1. I., 1934,. 4.2. Л,, 1939.

93. Богораз В.Г. Материалы по языку азиатских эскимосов. Л,, 1949.

94. Комановский Пути развития литератур народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. Магадан, 1977.

95. Меновщиков. Г.А. Эскимосн. Магадан, 1959.7* Меновщиков Г.А. Китовый праздник полъа у науканских эскимосов.// Страны, и народы. Востока. Вып. 20, М.9 1979,

96. Меновщиков Г.А. Материалы, и исследования по языку и фольклору чаплинских эскимосов, -Í., 1988.9, Мерк К. Описание обычаев и образа жизни чукчей.// Этнографические материалы Северо-Восточной этнографической экспедиции. X785-Х795. Магадан, 1978.

97. ХО. Михайловская, Н.Г. Отиль русскоязычной литературы; Севера и Дальнего Востока. М. t 1984.

98. XI. Народи Дальнего Востока СССР в веках. М., 1985.

99. Новая, жизнь древних легенд Чукотки. Магадан, 1986.

100. ХЭ, Орехов A.A¿ Первообщинный строй на территории Колымы; и Чу котки. Магадан, 1978.

101. Пархоменко М*Н. Рождение нового эпоса. M%f 1979,

102. Пошатаева А.В» Литература и фольклор: Взаимодействие современных литератур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с устным народным творчеством). М#, 198£.

103. Пошатаева А.В. литературы народов Севера. Роль духоЕНого наследия в художественном опыте современности: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. M.f 1989.

104. Рубцова В,С, Материалы: по языку и фольклору эскимосов.1. Х954.

105. Рытхэу С. Замороженная весна. Полемические заметки.// На Севере Дальнем. 1990. №2.

106. Андреев М.А, Фердинандо Камон и смеховая традиция,// Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе: 70-е годы,. М.э 1S82.

107. Арутюнов л.Н. Взаимодействие литератур и проблема новатор- 192 ства,// Единство, рождённое в борьбе и труде. M.t 1972,

108. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1982.

109. Вальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы: I96CX-X970-е годы., Новосибирск, 1985.

110. Бахтин М,М, Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

111. Бахтин М.М. Эстетика словесного искусства. М, t 1979.

112. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М,, 1990.

113. Бикмухаметов Р.Г, Единство советской многонациональной литературы, Методологические проблемы;: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. M,f 1984.

114. Богословский В.Н. Джек Лондон. М., 1964,

115. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. 1,, 197.5.

116. Веселовский А.Н, Всеобщая, литература: Секции проф, А.Н,Весе лове к ого. СПб., 1885,

117. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Я., 1940.

118. Виноградов В,В. Проблема авторства и теория стилей. M.f 1961.

119. Виноградов В.В, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. M.e 1963.

120. Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В.Астафьева "Царь-рыба". М., 1988.

121. Жирмунский Б.М, литературные течения как явление международное.// У конгресс международной ассоциации по сравнительному литературоведению (Белград, 1967): Доклады советской делегации. -Я., 1967,

122. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика, Стилистика. I., 1977,

123. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. Л., 1979.

124. Земсков В.Б, Габриэль Гарсиа Маркес: Очерк творчества, М.t 1986.

125. История русской советской литературы (40 - 70-е годы). Шйд ред. А.Й.Метченко и С.М, Петрова). M.f 1980.

126. Ко Еалёв В.А. Многообразие стилей в советской литературе. М.-Д., 1965.

127. Ковский В.Е, Литературный процесс 60 70-х годов: Динамика и проблемы изучения современной советской литературы. М., 1983.

128. Короленко В.Г, 0 литературе. М,, 1957.

129. Кузьмин АД. Повесть как жанр литературы. М., 1984.

130. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М#> 1990.

131. Мережковский Д. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М., 1991.

132. Нарагина Г.Л. Русская, советская повесть б0-х - 70^х годов : Драматизация жанра: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М.f 1979.

133. Овчаренко А.И. Большая, литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы, 1945 - 1985 годов. Шестидесятые годы» М#> 1975.

134. Овчаренко А.И. Большая, литература: Основные тенденции раз вития советской художественной прозы: 1|45 - 1985 годов. Семидесятые годы. М.t 1988.

135. Орехова л,А» Современная лирическая, проза (проблемы стиля и жанра): Автореферат диссертации на соискание" учёной степени кандидата филологических наук. М.t 1983.

136. Осмоловская И. Путь к писателю: 0 богатстве талантов и ин дивидуальных стилей современной советской романистики. Магадан, 1978.

137. Павловский А.И. О лирической прозе.// Время. Пафос;. Стиль M.-I., 1965.

138. Поспелов Г.Я. Проблемы литературного стиля. М., 1970, яя

139. Синенко В.С, Возможности художественного синтеза. // Жанро-во-стилевые поиски советской литературы 70-х годов: Межвузов* ский сборник. Выл, 2, 1981.

140. Соколов А,Н, Теория стиля. М., 1968,

141. Тимофеев Основы теории литературы. М., 1966. «

142. Тимофеев Л.И, 0 принципах изучения: советской литературы. М., 1967,

143. Трухина З.Г, Особенности поэтики сибирских рассказов З.Г.Короленко.// Материалы, научно-практической конференции "Диалог культур: История-развития литературы, Крайнего Северо-Востока России". Магадан, 1995.

144. Утехин Н.П, Жанры эпической прозы, л., 1982,

145. Финкенштейн И.31. Хемингуэй - романист: Годы 20-е и 30е. Горький, 1974.

146. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы, М,, 1970,

147. Чернец л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики), М.( 1982.

148. Эльсберг Н.Е. Индивидуальные стили и аспекты, их историко-теоретического развития.// Теория литературы. Т,3. М,, 1965.