автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Романы Олега Куваева "Территория" и "Правила бегства"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Романы Олега Куваева "Территория" и "Правила бегства""
На правах рукописи
ОН
ИВАНОВ Владислав Викторович? \ "
РОМАНЫ ОЛЕГА КУВАЕВА «ТЕРРИТОРИЯ» И «ПРАВИЛА БЕГСТВА» (ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ДУХОВНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ)
Специальность 10.01.02 - литературы народов Российской Федерации
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 2000
Работа выполнена на кафедре литературы Северного международного университета (г. Магадан).
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор ШПРЫГОВ Ю.М.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор ЛЕОНОВ Б А
кандидат филологических наук, доцент КУЗЬМИН А.И.
Ведущая организация — Российский Университет дружбы народов.
Защита диссертации состоится «............»................................2000 г.
в..........часов на заседании Диссертационного совета Д 053.01.14
в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан «...........»....................................2000 года.
Ученый секретарь Диссертационного совета
КУЗНЕЦОВА Н.И.
о
Олег Михайлович Куваев (1934-1975) - яркий представитель русской литературы 60 - начала 70-х годов XX века. Его творчество а художественной форме отразило жизнь народов Северо-Востока России, драматический процесс исследования и освоения этого полярного края. Писатель называл Чукотку своей второй родиной и "крестной матерью". В своих произведениях он сумел передать духовную атмосферу того времени, создать образ героя, воплотившего характерные черты людей той, "бравурно-романтической", эпохи покорения суровой северной земли.
Творчество Олега Куваева получило признание и высокую оценку в критике и литературоведении. А.Шагалоз, например, в начале 80-х годов писал: "...по прошествии лет его произведения остаются очень свежими и яркими. Мы продолжаем быть свидетелями устойчивого интереса к его творческому наследию. И в этом немаловажную роль сыграл тот редкостный сплав личной и творческой биографии, который проявился во всех без исключения книгах О.Куваева"1.
О.Куваев написал сравнительно немного, однако этого вполне хватило для того, чтобы "...завоевать признание и любовь читателей, а также занять вполне самостоятельное и определенное место в современной литературе - певца полярной темы, темы мужественного человека, навсегда влюбленного в свой труд и считающего свою работу самым главным предназначением в жизни".2.
Творчество Олега Куваева - это сочетание художественности и научности, которое представляется нам как особый куваевский способ познания действительности. "Познающее мышление, - утверждал Ю.Андресв, - будь оно научное или художественное, развивается по общим законам. Следовательно, если нам удастся хотя бы з самом сжатом виде проанализировать соотношение художественного и научного познания 8 их эволюции, то мы получим возможность глубже осознать специфику худо-
1 Шагалов А. Олег Куваев: Жизнь. Кнпт. Мечты. М., 1984. С. 15.
2 Дробышев В. Главное - это работа /7 Куваев О. Террггторм: Рома» и повести. М., 1981 С.7
жественного познания, которая при сравнении с научным познанием выступит особенно рельефно".3
Творчество О.Куваева привлекало внимание Ю.Бондарева, Б.Василевского О.Гуссаковской, В.Крупина, Г.Марксва, А.Мифтахутдинова, Н.Наволочкина Б.Некрасова, Г.Остапенко, В.Христофорова и других писателей, современникоЕ О.Куваева. Он был лично знаком с некоторыми из них, поддерживал творческие связи, вел переписку.
Ему посвящены разделы в монографиях, статьи, очерки и отдельные издан и? работ литературоведов и критиков: Г.Анджапаридзе, Ю.Андреева, В.Викторова И.Дедкова, И.Золотусского, Ф.Кузнецова, В.Курбатова, И.Литвиненко, А.Метченко, Николаева, В.Новикова, В.Огрызко,. "аг^лова, Ю.Шпрыгова, В.Харченко и других. Некоторые аспекты творчества писателя рассматривались в диссертационных исследо ваниях на соискание ученой степени кандидата филологических наук: САлибаеэой П.Казаченок, О.Каширина, Н.Масловой, Н.Минина, А.Михайлова, Т.Швец, М.Юриной.
Исследователями неоднократно анализировалось раннее творчество прозаик (его очерки, рассказы и повести), большое количество научных и критических рабо' посвящено роману "Территория". Однако в нашем литературоведении недостаточн( исследованы романы Олега Кузаева з их духовной и художественной взаимосвяз! между собой и с ранним творчеством, свидетельствующей о нравственной и зстети ческой эволюции писателя. До сих пор кет обобщающего научного монографическое исследования жизни и творчества О.Куваеза, в котором был бы сделан акцент н; идейно-художественной и нравственной цельности литературного пути сочинителя его последовательности, прогрессивности, хотя такие попытки были сделаны в рабо
3 Андреев Ю.Советекая яшерагура:Её историядеоркя,современное состояние и игровое значение. М.Д988.С.5
тах И.Литвиненко, Н.Минина и А Шагалова. Почти неизученным до настоящего времени остается его роман «Правила бегства».
Тема данной диссертации - "Романы О.Куваева «Территория» и «Правила бегства» (история создания, духовное и художественное своеобразие)". Она выполнена на кафедре литературы Северного международного университета (г. Магадан) в период с января 1997 г. по февраль 2000 г. под научным руководством доктора филологических наук, профессора Ю.М.Шпрыгоза.
Разрабатывая концепцию и методологию работы, автор учитывал эстетические взгляды А.Веселозского, Н.Пиксанова, Ш.Сент-Бева, В.Жирмунского и современных исследователей: Ю.Андреева, КДедкова, Ф.Кузнецова, В.Курбатова, И.Литвиненко, ГЛомидзе, А.Метченко, В.Новикова, А.Шагалова, Ю.Шпрыгсва и других.
Основным объектом исследования являются романы Олега Куваева «Территория» и «Правила бегства». Цель работы - анализ духовного и художественного своеобразия романов О.Куваева «Территория» и «Правила бегства». Для достижения этого решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о жизненном пути, духовных и творческих исканиях О.Куваева, истоках и мотивах его обращения к прозаическим жанрам;
- краткий анализ раннего творчества писателя как начала его духовной и эстетической эволюции;
- исследование и анализ романов «Территория» и «Правила бегства» в аспекте избранной темы;
- осмысление вклада О.Куваева в литературу народов Северо-Востока, в духовную и художественную культуру России.
Научная новизна и актуальность работы заключается в том, что это первое диссертационное монографическое исследование романного творчества О.Куваева.
Впервые на уровне диссертационного исследования анализируется роман "Правила бегства". В научный оборот вводятся ноеые факты биографии и литературного пути писателя, творческой истории его произведений. В исследовании представлен разнообразный литературный, литературоведческий и исторический материал. Использованы материалы из архива О.Куваева, архива Магаданского отделения Союза писателей России, архива Магаданской областной научной библиотеки им. А.С.Пушкина и личных архивов некоторых частных лиц4.
Данная работа является частью темы комплексного совместного научного исследования Университета штата Аляска (США) и Северного международного университета (Россия).
Научно-практическая знзчир. . ^ ->аботы заключается в том, что ей материалы и публикации по теме исследования в некоторой мере закладывают научную основу для дальнейшего изучения творчества О.Куваева. Материалы диссертации и публикации по теме исследования могут быть использованы в научной и научно-методической работе со студентами Северного международного университета. Данные диссертации станут полезными для создания научных исследований и учебных пособий по истории литературы и культуры народов Северо-Востока и России. Диссертантом подготовлена программа специального курса по литературе "Творческий путь О.Куваева" в курсе «История русской литературы XX века».
Апробация исследования: результаты данной работы были апробированы в докладах на региональных, аспирантских научных и научно-практических конференциях. Содержание различных частей диссертации изложено автором в материалах, опубликованных в научных и научно-методических сборниках.
4 Автор дllccepIaUlUl¡lOJIЬ•зoвaJI^;яыaтepиaлa^lIIШMlшxapxlШOIi писателя А-Мифтахутдинава, геолога В.Белого, геолога М. Городинского, поэга А-Гкелипта.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Она обусловлена логикой изучения и исследования творческого пути писателя.
В первой главе - "На пути к роману «Территория»" - представлен обобщенный взгляд на первый период творчества О.Куваева, анализируются его ранние произведения, основные духовные и эстетические тенденции, отчетливо проявившиеся в них и оказавшие влияние на формирование повествовательной манеры писателя, исследуются сведения о его литературных дебютах, определяется роль первого творческого периода з становлении литературного метода О.Куваева. Анализируются "тема романтического труда", "тема Севера", "проблема чудака", "проблема сильной личности", особенности сюжетов и стиля некоторых ранних сочинений прозаика ("Чудаки живут на Востоке", "Через триста лет после радуги", "Тройной полярный сюжет" и других рассказов и повестей), получившие позже развитие в романах, для которых первые его сочинения послужили своеобразной духовно-зстетической основой.
"Раннее творчество О.Куваева... - период духовного и нравственного возмужания писателя, формирования его личности, становления художественного метода"5, -писал Ю.Шпрыгов. Критик К.Николаев также считал, что у Куваева был период ученичества, отразившийся в его первых произведениях.6
В диссертации анализируются отзывы и рецензии на некоторые кузаевскис сочинения, с которыми выступили: ААронов, Ю.Васильев, Б.Воробьев, С.Григорьянц, О.Гуссаховская, А.Клитко, А.Курипов, ЕЛеваковская, МЛисичкина, Г.Ломаки,н, Н.Наволочкин, Ю.Попков, Е.Рысс, В.Шапошников и другие. Отмечается, что сам факт внимания критики к ранним произведениям О.Куваева свидетельствовал о том, что уже в начале 60-х годов его повести и рассказы представляли немалый интерес для
5 Шпрыгов Ю. Молодость Дальнего Севера: Чукотка в советской художественной прозе. М., 1984. С 25ú
»
читателей и специалистов. Диссертант комментирует различные точхи зрения на работы начинающего прозаика.
Автор диссертации акцентирует внимание на роли Севера в процессе становления его личности. Используя новый архивный и художественный материал, диссертант определяет значительное влияние геологической деятельности О.Куваева на формирование писательской позиции, приводит факты сбора материала и написания романа «Территория». В главе прослеживается "художественный рост" писателя от первых газетных, журнальных и книжных публикаций до романа «Территория». «Зажгите костры в океане», «Чудаки живут на Востоке», «Весенняя охота на гусей», «Птица капитана Росса», «Тройной полярный сюжет» - рассматриваются как этапы становления писателя. "Это поде, ч Главное впереди. Я еще только начинаю" ,7-этим высказыванием О.Куваева характеризуется первый период творческой эволюции.
Период раннего творчества Олега Куваева анализируется как своеобразная школа литературного мастерства. В этот период прозаик пытался найти свой путь в литературе, отдав ей предпочтение и отказавшись от профессии геолога, которая оказала мощное влияние на характер творческого метода О.Куваева. Писатель быстро преодолел "время литературных проб" конца 50-х - начала 60-х годов и стал профессиональным литератором.
Автор диссертаций анализирует развитие куваевского замысла романа "Территория". Обнаруженные им в ходе работы с архивными материалами данные доказывают, что первые заметки в записных книжках О.Куваева "к роману о золоте" появились в конце 50-х - начале 60-х г.г. Этому предположению были найдены подтверждение в строках писем писателя к Г.Куваевой, А.Федотовой, Б.Ильинскому и
'' Николаев К. Севером овсянике строки: Статьи ¡1 очерки о творчестве писателей Северо-Востока. Магадан, Ш7.С.194.
У
Г.Жилинскому. Диссертант предполагает, что эти заметки можно считать первоначальной основой замысла, окончательно сформировавшегося в 1963-1964 г.г. и претерпевшего изменения в процессе работы над произведением.
В главе отмечается, что О. Куваев долго собирал материал, анализировал специальную историческую и мемуарную литературу, совершал длительные поездки в "места действия произведения", интересовался легендами об открытии "русского Клондайка".
Для аргументации предположений о развитии замысла романа "Территория" и духовном росте писателя диссертант использует мнение О.Куваева о том, что начало 70-х г.г. - это начало нозой эпохи з его литературном творчестве.
В исследовании прослеживается процесс отбора названия романа, произведенного писателем. В 1971 году в коллекции заголевкоз у О.Куваева было более десяти вариантов-. "Мы живем в краях отдаленных"(1962 год), «Белой ночи яростный свет», «Иди на восток», «Часть божественной сути», «Долгая якутская зима», «Половина божественной сути», «Яростный свет и потемки», «Северные золотые огни», «Пока качаются светила», «Шутя, играя и ... », «Время бежать на Север», «Удаляясь все дальше на Север», «Передний вагон», «Снежный рассвет», «Полярный рассвет», "Там, за холмами", "Серая река" и другие8. В диссертации отмечается, что писатель искал реалистическое заглавие произведению, не уводящее мысль читателя от главной идеи, каким стало, по его мнению, название «Территория". Автором исследования приводятся сведения, свидетельствующие, что О. Куваеэ переписывал роман не менее восьми раз, а отдельные главы - по 5-6 раз.
В 1974 году в №№ 4-5 журнала "Наш современник" роман вышел в свет. Oner Куваев стал популярен, но сам определил успех «Территории» как неожиданный.
' Мифтахутдшгов А. От Севера спасенья нет //Советская Чукотка. 1976. 30 марта.
Осенью 1975 года роман «Территория» вышел отдельной книгой в издательстве "Современник", после смерти автора.
Проведенный анализ истории создания романа "Территория" позволил диссертанту сделать вывод о том, что период от возникновения замысла до книжной публикации произведения стал для писателя драматической и напряженной эпохой литературной работы, сопряженной со сложнейшей внутренней, психологической работой писателя, ломкой стереотипов. Этот период был, несомненно, связан с духовным ростом О.Куваева. К времени написания романа "Территория" он стал литератором с ярко выраженной индивидуальной творческой манерой, строгой нравственной и эстетической позицией. Анализ ранних произведений и истории создания романа "Территория" помогает глубже ос чпть романное творчество в целом, для которого первые произведения стали духовной и художественной основой.
Во второй главе - "Роман «Территория»" - предпринята попытка проблемно-эстетического анализа данного произведения, работа над которым открыла второй, зрелый период творческой эволюции художника.
Впервые оценка романа О.Куваева «Территория» была дана на пленуме правления Союза писателей России в мае 1974 года. В докладе Ю. Бондарева было отмечено: "...его роман по накопленному опыту, по знанию реальных коллизий, по воплощению жизни в единстве мысли и формы - явление весьма и весьма заметное и тем более радостное, что Олег Куваев неповторим и в выборе нестереотипных героев, и в комплексе средств выражения. Молодой и прозрачный стиль его будто наполнен незагрязненным озоном - от него как бы веет апрельской последождевой свежестью, чистотой и здоровьем".9
В диссертации уделено внимание спорному вопросу о жанре романа "Террито-
8 Записные книжки О.Куваева 60-х - тчаиа 70-х гх.//Арягв писателя, хранящийся б г. Болшево, Московской
области, у его сестры Г. Куъаевой.
рил". Рассмотрены различные точки зрения на данную проблему. Проанализированы жанровые определения "Территории": "роман исторический и философский" (К.Николаев); "героическая проза, усиленная элементами современного мифотворчества" (В.Бондарснко); "героическое предание в форме романа-монолога с психологическими законами" (О.Салынский); "роман приключенческий" (Ю.Андреев); "производственный роман" (Д.Викторов, Г.Гоц, В.Курбатов, Г.Любацкая, Б.Некрасов, А.Шагалов, В.Шапошников); "роман-баллада" (Н.Минин); "социально-психологический роман" (Ю.Шпрыгов).
Диссертант высказывает предположение, что «Территория» содержит в себе некоторые признаки романа философского, социального, героического, приключенческого, психологического, исторического, производственного, ко не принадлежит ни к одной из этих жанровых разновидностей. Автор исследования соглашается, что "Территория" - "роман социально-психологический, хотя он, несомненно, имеет и производственную проблематику, и документальную историческую основу; в нем отражены реальные события, позволяющие достоверно судить и о времени, и о месте действия"...10. Вместе с тем диссертант отмечает справедливость замечания В.Курбатова: "Территория", как всякое подлинно глубокое произведение, шире сугубо тематической классификации", рассматривая это замечание с учетом приведенных выше жанровых определений романа.
В диссертации проанализирована проблема главного героя произведения. По мнению Ф. Кузнецова, это Чинков; И. Дедкоз утверждает, что это Баклакоз, Д.Мурин считает, что в романе два героя - Баклаков и Апрятин, Ю. Андреев полагает, что три -Чинков, Баклаков и Гурин. Автор исследования строит доказательства на положении Ю.Шпрыгова о двух главных героях романа: Чинкоае и Баклакове. Диссертант анали-
' Бондарев Ю. Нравственность - это соцнальшд совесть писателя /УЛ1ггерату"рная Россия. 1974. 10 мая. " Шгтрыгов Ю. Молодость Дальнего Севера: Чукотка в советской художественной прозе. М„ 1984. С.274.
зирует их роль в тематическом (О.Куваев представляет их как носителей двух концепций, но реализующих одну идею - доказательство золотоносности Территории; двух типов людей) и сюжетном (две основные сюжетные линии) аспектах романа, используя для аргументации также биографический, исторический и архивный материал.
Проблема личности в произведении характеризуется диссертантом через определение нравственных позиций главных героев и персонажей романа. Духовные и художественные особенности «Территории» рассмотрены также в аспекте состояния и развития нашего общества 50-х - начала 70-х г.г., современного взгляда на социальные и литературные процессы того времени. Впервые отмечено символическое значение "золотоведческого" матери. 1 в оомане.
Представлен взгляд автора диссертации на региональный компонент содержания романа. Проанализирован образ чукотского пастуха Кьяе, при разработке которого О.Куваев попытался изобразить и осмыслить особенности жизни и быта народов Чукотки, их мировоззрения, философии человека, представителя коренного населения осваиваемой русскими первопроходцами суровой древней земли. Доказано, что образ Кьяе идеализирован и романтизирован автором. Определены место и роль романа О.Куваева «Территория» в современном литературном процессе, его связь с ранними сочинениями писателя.
В третьей главе - "Роман «Правила бегства»" - дан анализ произведения, которое является почти неизученным. Оно впервые увидело свет в 1980 году в Магаданском книжном издательстве; в 1988 году в Москве, в издательстве "Молодая гвардия", было включено в двухтомное собранно сочинений писателя. Оно также публиковалось за рубежом: на финском, чешском, словацком и болгарском языках.
и
Для объективного анализа мотивов прозаика, взязшегося за сложный фило-;офский и социально-психологический материал, диссертантом прослеживается движение куваевской мысли з процессе формирования замысла романа, исследуется юреписка автора с друзьями и родственниками, пометки в записных книжках. Больная часть используемого в главе материала ранее не публиковалась.
Замысел романа возник в начале 70-х годов, когда Куваев работал над "Тсрри-орией". Первоначально он сводился к своеобразному продолжению произведений Весенняя охота на гусей", "Тройной полярный сюжет", "Дом для бродяг" в задуман-юй прозаиком, но не реализовавшейся трилогии (1 ."Золото"; 2."Уход"; ¡."Пушнина"1'). В процессе работы замысел изменился. Материал рассказа "Через риста лет после радуги", который писатель считал лучшим из всего, им написанного, тал одной из тематических основ романа12.
В Диссертации проанализирован процесс отбора Куваезым названия романа: Последний охотник", "Уход", "Окрестности", "Отставший" и другие. Акцентируется нимание на подборе автором эпиграфа к сочинению: "Если я не за себя, то кто за геня? Но если я только за себя, к чему я?..", к сути которого впоследствии прозаик опытался "свести роман".
Анализируется тема произведения, связанная с куваевской трактовкой "бичиз-1а" как социального явления. Исследуется полисемантика слова "бич". Рассматривается изображение характеров "людей, отстаивающих философию бродяжничества, отевших, но не сумевших жить, как все", спившихся, потерявших семью и дом, не ¡меющих постоянной работы, но сохранивших нравственные ориентиры, нуждающихся в помощи, сострадании. Изучается проблема личности, поставленная автором ¡роизведения в контексте разработки образов главных героев - Рулёва и Возмищева
Записные книжки О.Куваева начала 70-х г.г./7Архлв гаюатета. Тамже.
и
и второстепенных - Северьяна, Поручика, Мыша и других. Проанализирована эволкз ция и углубление данной проблемы в творчестве художника.
Возникновение замысла романа и его реализация исследованы в контекст! анализа зрелого художественного периода писателя. Высказано предположение о( идейной завершенности произведения. Рассмотрены точки зрения на эту проблему высказанные С. Грикь, Г.Куваезсй, Ю.Пензиным, С.Рыжовым. Определена особа! роль сочинения в творчестве О.Куваева. Диссертант сравнивает роман "Правила бег ства" с "Территорией" и ранними произведениями прозаика, отмечая, с одной сторо ны, существенное различие в содержании куваевской идейно-эстетической концеп ции периода 60-х годов и времени написания "Правил бегства", а с другой, - органи ческую взаимосвязь этих позиций п теля.
"Роман остается открытым и тревожным, больше даже похожим на материал I роману, чем на законченную работу, - так веб здесь ещё движется, дышит, становит ся, так бьётся живое, ищущее ответа сердце и беспокойная мысль"13, - счита; В.Курбатов. Техническая недоработанность произведения, на первый взгляд, может по прочтении романа сформировать такое впечатление: это и конспективный, "обор ванный" финал, и стилистическая незавершенность, и недоведенность, неразрабо танность некоторых характеров - Северьяна, Поручика, Лиды. Диссертант утвержда ет, что содержание произведения, глубинный его смысл не требует четких ответов какие встречались в ранних сочинениях О.Куваева и в романе «Территория». Эт. "незавершенность" последнего творения прозаика есть закономерное следствие ху дожествснной правды, к которой он стремился, создавая "итоговый роман".
Доказывается, что «Правила бегства» - это художественно-воплощенное жела ние сочинителя познать и показать правду жизни без прикрас, жизнь настоящую
11 Курбатов В. Порода и золото Терршорэм'/Куваеа О. Избранное: В 2т. М, 1988.Т.1. С.21.
противоречивую, развивая традиции русской прозы (в частности, М. Горького). Диссертант приходит к выводу, что отот роман - закономерный итог творческой эволюции художественного метода О.Куваева, "роман вопросов", тех самых "проклятых", - о смысле жизни, о месте человека, - которые будут стоять перед человечеством всегда. Роман «Правила бегства» не рекомендует, не решает, не призывает - он исследует человека.
В своем выступлении по Всесоюзному радио в 1974 году О.Куваез утверждал: 'Литература, как медицина - это профессия, требующая выучки. Как в медицине на-:тоя1ЦИй врач учится до конца своих дней, точно так же литератор продолжает свою 5ыучку до гробовой доски"...14
В диссертации делается вывод, что роман «Правила бегства» - завершенное 1роизведение в духовном плане, но стилистически недоработанное; в нем получили гаализацию идеи автора о "романе нового типа"; отразилась тенденция к глубокой философской, социальной и психологической трактовке характеров героев. Как сви-(етельствуют материалы анализа, в романе «Правила бегства» О.Куваез совершает духовную и эстетическую эволюцию.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования. Делаются выводы о духовном и художественном своеобразии романов О.Куваева "Территория" I "Правила бегства", о значительной роли произведений в литературном и историко-ультурном процессах Северо-Востока России, о месте творчества О.Куваева в со-роменной литературе, значении его произведений в истории культуры народов Рос-ийской Федерации.
Куваев О. "Чукотка - это как... первая любовь" //Магаданский комсомолец. 1980. 26 января.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Роман О.Куваева "Территория" в современной критике //Идеи, гипотезы, поиск... Вып. IV. Магадан, 1997. - 0,2 пл.- С.М'З0-
2. Тема освоения Северо-Востока России в романе О.Куваева "Территория" //Северо-Восток России: Проблемы экономики и народонаселения: В 2 т. Магадан, 1998. Т.2.-0,1 п.л. - С. Яб'-Зб.
3. История одной любви //Мир Севера. 1998. №5-6. - 0,15 пл._ С.
А. История одной любви //Литературная Россия. 1998.25 сентября. - 0,25 п.г,.-С.£
5. Визит е страну безмолвия: Начало судьбы //Литературная Россия. 1998.20 ноября. -0,3 п.л.- с./Л.
6. История романа ОКузаез., "^читория" //Идеи, гипотезы, поиск... Вып. V. Магадан, 1998.-0, 2 пл. -
7. Судьба творческого наследия О.М.Куваева У/Магадан: Годы, события, люди: Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 60-летию г. Магадана. Магадан, 1999. - 0,1 п.л. - С./09-/¿О.
8. Образ коренного жителя Чукотки в романе О.Куваева "Территория" //Сохранение национальных культур в условиях диалога: Материалы научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. Магадан, 1999. - 0,2 п.л. - С. 31'
9. Роман О.Куваева "Правила бегства": К проблеме творческой истории //Идеи, гипотезы, поиск...: Филология. Вып. VI. Магадан, 1999. -0,2 п.л."
Ю.Золотая лихорадка: История романа //Литературная Россия. 1999.24 апреля.-О, 3 пл. - С. /Л.
11.От судьбы не убежишь: История одного романа //Литературная Россия. 1999. 1 октября. - 0,3
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Иванов, Владислав Викторович
1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ГЛАВА I. НА ПУТИ К РОМАНУ «ТЕРРИТОРИЯ».
3. ГЛАВА II. РОМАН «ТЕРРИТОРИЯ».
4. ГЛАВА III. РОМАН «ПРАВИЛА БЕГСТВА».
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Иванов, Владислав Викторович
Олег Михайлович Куваев (1934-1975) - яркий представитель русской литературы 60-70-х годов XX века.'Его творчество в художественной форме отразило жизнь народов Северо-Востока России, процесс исследования и освоения этого полярного края. Писатель называл Чукотку своей второй родиной и "крестной матерью". В своих произведениях он сумел передать духовную атмосферу того времени, создать образ героя, воплотившего характерные черты людей той, "бравурно-романтической", эпохи покорения и освоения сурового северного края. '
Творчество Олега Куваева получило признание и высокую оценку в критике и литературоведении. А.Шагалов, например, в начале 80-х годов писал: ".по прошествии лет его произведения остаются очень свежими и яркими. Мы продолжаем быть свидетелями устойчивого интереса к его творческому наследию.И в этом немаловажную роль сыграл тот редкостный сплав личной и творческой биографии, который проявился во всех без исключения книгах О.Куваева"1.
О.Куваев написал сравнительно немного, однако, по мнению В.Дробышева, этого вполне хватило для того, чтобы ".завоевать признание и любовь читателей, а также занять вполне самостоятельное и определенное место в современной литературе - певца полярной темы, темы мужественного человека, навсегда влюбленного в свой труд и считающего свою работу самым главным предназначением в жизни".2 В.Новиков утверждал, что в своих произведениях О.Куваев удачно находит в каждой описываемой ситуации то пересечение обстоятельств и действий героев, которые делают их типическими, неповторимо своеобразными, что, бесспорно, сви
1 Шагалов А. Олег Куваев: Жизнь. Книги. Мечты. М., 1984. С.15.
2 Дробышев В. Главное - это работа //Куваев О. Территория: Роман и повести. М., 1984. С.7. детельствует о таланте автора3.
Творчество Олега Куваева - это сочетание художественности и научности, которое представляется нам как особый куваевский способ познания. "Познающее мышление, - утверждал Ю.Андреев, - будь оно научное или художественное, развивается по общим законам. Следовательно, если нам удастся хотя бы в самом сжатом виде проанализировать соотношение художественного и научного познания в их эволюции, то мы получим возможность глубже осознать специфику художественного познания, которая при сравнении с научным познанием выступит особенно рельефно".4
Творчество О.Куваева привлекало внимание Ю.Бондарева, Б.Василевского, О.Гуссаковской, В.Крупина, Г.Маркова, А.Мифтахутдинова, Н.Наволочкина, Б.Некрасова, Г.Остапенко, В.Христофорова и других писателей, современников О.Куваева. Он был лично знаком с некоторыми из них, поддерживал творческие связи, вел переписку. О.Куваеву посвящены разделы в монографиях, статьи, очерки и отдельные издания работ литературоведов и критиков: Г.Анджапаридзе, Ю.Андреева, В.Викторова, И.Дедкова, И.Золотусского, Ф.Кузнецова, В.Курбатова, И.Литвиненко, А.Метченко, Николаева, В.Новикова, В.Огрызко, А.Шагалова, Ю.Шпрыгова, В.Харченко и других. Некоторые аспекты творчества писателя рассматривались в диссертационных исследованиях на соискание ученой степени кандидата филологических наук С.Алибаевой, П.Казаченок, О.Каширина, Н.Масловой, Н.Минина, А.Михайлова, Т.Швец, М.Юриной5.
3 Новиков В. Движение истории - движение литературы: Наследие и стилевое богатство современной советской литературы. М., 1979. С.301.
4 Андреев Ю. Советская литература: Её история, теория, современное состояние и мировое значение. М., 1988. С.5. s Например: Минин Н. Проза Олега Куваева: (Истоки. Проблематика. Поэтика) //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1983; Швец Т. Проблема характера в современной производственной прозе и художественные традиции 30-х г.г. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1981.
Исследователями неоднократно анализировалось раннее творчество прозаика (его очерки, рассказы и повести), большое количество научных и критических работ посвящено роману «Территория». Однако в нашем литературоведении недостаточно исследованы романы Олега Куваева в их духовной и художественной взаимосвязи между собой и с ранним творчеством, свидетельствующей о нравственной и эстетической эволюции писателя. До сих пор нет обобщающего монографического исследования жизни и творчества писателя, в котором был бы сделан акцент именно на романном творчестве О.Куваева, на идейно-художественной и нравственной цельности литературного пути сочинителя, его последовательности, прогрессивности, хотя такие попытки предпринимались в работах И.Литвиненко, Н.Минина и А.Шагалова. Почти неизученным до настоящего времени остается его роман «Правила бегства».
Тема данной диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук - "Романы О.Куваева «Территория» и «Правила бегства» (история создания, духовное и художественное своеобразие)". Она выполнена на кафедре литературы Северного международного университета (г. Магадан) в период с 1997 по 1999 годы под научным руководством доктора филологических наук, профессора Ю.М.Шпрыгова.
Разрабатывая концепцию и методологию работы, автор учитывал основные положения сравнительно-исторического и биографического методов, эстетические взгляды А.Веселовского, Ш.Сент-Бева, В.Жирмунского, Н.Пиксанова и позиции современных исследователей: Ю.Андреева, И.Дедкова, Ф.Кузнецова, В.Курбатова, И.Литвиненко, Г.Ломидзе, А.Метченко, В.Новикова, А.Шагалова, Ю.Шпрыгова и других.
Основным объектом исследования являются романы Олега Куваева «Территория» и «Правила бегства». Цель - анализ духовного и художественного своеобразия романов О.Куваева «Территория» и «Правила бегства». Для достижения этого решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о жизненном пути, духовных и творческих исканиях О.Куваева, истоках и мотивах его обращения к прозаическим жанрам;
- краткий анализ раннего творчества писателя как начала его духовной и эстетической эволюции;
- исследование и анализ романов «Территория» и «Правила бегства» в аспекте избранной темы;
- осмысление вклада О.Куваева в литературу народов Северо-Востока, в духовную и художественную культуру России.
Научная новизна и актуальность работы заключается в том, что это первое диссертационное монографическое исследование романного творчества О.Куваева. Впервые на уровне диссертационного исследования в отечественном литературоведении анализируется роман «Правила бегства». В научный оборот вводятся новые факты биографии и литературного пути писателя, творческой истории его произведений. В исследовании представлен разнообразный литературный, литературоведческий, документальный и художественный материал. Использованы материалы из архива О.Куваева, архива Магаданского отделения Союза писателей России, архива Магаданской областной научной библиотеки им. А.С.Пушкина и личных архивов некоторых частных лиц6.
Данная работа является частью темы комплексного совместного научного исследования Университета штата Аляска (США) и Северного международного уни
6 Автор диссертационного исследования пользовался материалами личных архивов писателя А.Мифтахутдино-ва, геолога В.Белого, геолога М.Городинского, поэта А.Пчелкина. верситета (Россия).
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что её материалы и публикации по теме исследования в некоторой мере закладывают научную основу для дальнейшего изучения творчества О.Куваева. Материалы диссертации и публикации по теме исследования могут быть использованы в научной и научно-методической работе со студентами Северного международного университета. Данные этого исследования могут быть полезны для создания научных исследований и учебных пособий по истории литературы и культуры народов Северо-Востока России. Автором диссертации подготовлена программа специального курса по литературе "Творческий путь О.Куваева", в курсе «История русской литературы XX века» разработана и прочитана лекция "Роман О.Куваева «Территория»".
Результаты данного исследования апробированы в докладах на региональных, аспирантских научных и научно-практических конференциях. Содержание различных частей диссертации изложено в работах, опубликованных в научных и научно-методических сборниках.7
Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Такая структура работы обусловлена эволюцией творческого пути писателя и логикой поэтапного его изучения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Романы Олега Куваева "Территория" и "Правила бегства""
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Романы Олега Куваева «Территория» и «Правила бегства» внесли существенный вклад в духовное и культурное наследие России, стали органической частью современного литературного процесса. В них получили художественное отражение события жизни и освоения Северо-Востока России, передана духовная атмосфера 50-х - начала 70-х г.г. XX века.
Духовно-нравственную особенность художественной прозы писателя отметил В.Смирнов: "О.Куваев - удивительный прозаик, который выводил строки на полотне собственной жизни. Все, что он создал, направлено против своекорыстной расчетливости, себялюбия, карьеризма, мещанства, вещизма, тех болезней нашего времени, бациллы которых находятся не только вне нас."71
Романы О.Куваева «Территория» и «Правила бегства» воссоздают романтику поиска, открытий, творческого, героического труда, человеческих взаимоотношений и стремлений, характерных для людей эпохи 50-х - начала 70-х г.г. Они также способствуют изучению особенностей природы Колымы и Чукотки, образа жизни коренных народов Северо-Востока, их психологии и культуры.
Романное творчество О.Куваева важно для понимания особенностей развития литературы Северо-Востока России XX века и осмысления общероссийского литературного процесса в целом. В 1980 году А.Мифтахутдинов писал: "Олег Куваев был не намного старше нас, теперешнего поколения магаданских прозаиков. Но мы считали его мэтром, потому что на северную прозу, хотим мы того или нет, он оказал такое влияние, которое ощущается сейчас и будет ощущаться ещё долго".72
Романы О.Куваева привлекли внимание не только отечественного читателя. Они издавались на английском, арабском, польском, эстонском, чешском, немецком, французском, молдавском, финском, венгерском, словацком, вьетнамском, ис
71 Смирнов В. Слово о друге //Шагалов А. Олег Куваев: Жизнь. Книги. Мечты. Магадан, 1989. Издание 2-е. С.9.
72 Мифтахутдинов А. "Звание российского литератора обязывает.": Уроки Куваева //Куваев О. Правила бегства: Романы. Магадан, 1980. С. 16. панском, латышском, литовском и японском языках.
Материал данной диссертации свидетельствует, что творчество О.Куваева -одно из значительных явлений в литературе народов Северо-Востока, российской многонациональной литературе. Оно обогатило нашу литературу и культуру, стало заметным явлением в современном литературном процессе.
Романы Олега Куваева можно считать логическим завершением духовной и эстетической эволюции писателя. Период раннего творчества, сопряженный со сбором материалов для романов «Территория» и «Правила бегства» (историей создания этих романов), стал для О.Куваева той необходимой для каждого человека и, в особенности, писателя, порой нравственного поиска своей жизненной позиции, формирования взглядов и убеждений. Период зрелого творчества (написание романов «Территория» и «Правила бегства») стал для О.Куваева временем испытания, проверки правильности избранного пути; доказательства того, что отказ от профессиональной геологической деятельности в пользу литературы был мотивирован призванием, писательским талантом. Проведенный анализ духовного и художественного своеобразия романов позволяет нам сделать вывод о сложности, драматичности этого выбора для О.Куваева. По мнению Ю.Бондарева, О.Куваев стал одним из тех писателей, которые ".преданы литературе с ответственностью солдатской нравственности."73
Территория» и «Правила бегства» - это произведения, в которых О.Куваев, в отличие от ранних рассказов и повестей, анализирует описываемые им ситуации, поступки героев, глобальные философские, политические, психологические, исторические вопросы. В указанных произведениях писатель уходит от сугубо внешнего, "эпизодического" изображения действительности, на многоплановом художественном материале глубоко исследует проблему личности. В романах О.Куваева наблюдается попытка автора диалектически раскрыть сущность поднимаемых эстетических проблем. В «Территории» и «Правилах бегства» писателю удалось изобра
73 Бондарев Ю. Нравственность - это социальная совесть писателя //Литературная Россия. 1974.10.мая. зить в столкновении характеры и жизненные позиции романтиков и реалистов, дать художественную трактовку их позиций, убедительно и проникновенно описать человеческие судьбы своих героев.
Романы Олега Куваева «Территория» и «Правила бегства» являются результатом многолетней творческой работы прозаика, нашедшего и утвердившего свой индивидуальный писательский метод в русской литературе, о чем свидетельствует проведенный нами в данной работе анализ истории создания, духовного и художественного своеобразия романных произведений писателя.
Творчество Олега Куваева является перспективной темой для дальнейших литературоведческих исследований. Поставленные писателем в его лучших произведениях вопросы продолжают до настоящего времени интересовать исследователей. Периодически возобновляется интерес к его работам, среди которых наиболее привлекательными для пытливого ума и чувствительной души остаются все-таки романы «Территория» и «Правила бегства».
Список научной литературыИванов, Владислав Викторович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Куваев О. Зажгите костры в океане: Повести и рассказы. Магадан, 1964.
2. Куваев О. Чудаки живут на Востоке: Повести и рассказы. М., 1965.
3. Куваев О. Весенняя охота на гусей. М.,1967.
4. Куваев О. Весенняя охота на гусей. Новосибирск, 1967.
5. Куваев О. Птица капитана Росса: Повести. Магадан, 1970.
6. Куваев О. Тройной полярный сюжет: Повести. М., 1973.
7. Куваев О. Территория: Роман. М., 1975.
8. Куваев О. Каждый день как последний: Рассказы и очерки. М., 1976.
9. Куваев О. Правила бегства: Романы. Магадан, 1980.
10. Куваев О. Через триста лет после радуги: Повести и рассказы. М., 1981.
11. Куваев О. Дневник прибрежного плавания: Очерки, документальные рассказы, повести. М., 1988.
12. Куваев О. Избранное: В 2 т. М., 1988.
13. Куваев О. Избранное: В 3 т. Магадан, 1994. Т.1.2.
14. Куваев О. За козерогами: Рассказ //Охота и охотничье хозяйство. 1957. №3.
15. Куваев О. По тернистым дорогам жизни: Очерк //Магаданская правда. 1958. 14 декабря.
16. Куваев О. За моржами: Очерк//Советская Чукотка. 1959. 7 апреля.
17. Куваев О. По земле чаучу и кавралинов: Рассказ (из записной книжки геолога) //На Севере Дальнем. 1959. №4.
18. Куваев О. Зверобои: Рассказ//На Севере Дальнем. 1960. №1.
19. Куваев О. Гернеугин, не любящий шума: Рассказ //На Севере Дальнем. 1960. №1.
20. Куваев О. С тех пор, как плавал старый Ной: (Рукопись найдена в бутылке и передана в редакцию Олегом Куваевым) Рассказ //Вокруг света. 1962. №10.
21. Куваев О. Территория: Роман //Наш современник. 1974. №4-5.
22. Куваев О. Территория: Роман //Роман-газета. 1975. №3.
23. Куваев О. (Михайлов О.) По земле чаучу и кавралинов: Очерк //Советская Чукотка. 1989. 29 июля.3.
24. Алибаева С. Проблема трудового подвига в современной советской прозе //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1986.
25. Андреев Ю. В поисках закономерностей: О современном литературном развитии. Л., 1978
26. Андреев Ю. Советская литература: Её история, теория, современное состояние и современное развитие. М., 1988.
27. Васильев Ю. Хотел журавля в небе //Куваев О. Каждый день как последний: Рассказы и очерки. М., 1976.
28. Гоц Г. На главном направлении: Темы и герои советской прозы. М., 1978.
29. Дедков И. Преимущества походной палатки: Слово об авторе //Куваев О. Территория: Роман. М., 1985.
30. Дробышев В. Главное это работа //Куваев О. Территория: Роман и повести. М., 1984.
31. Дробышев В. Целеустремленность//Куваев О. Территория: Роман. М., 1978.
32. Казаченок П. Нравственный мир молодого современника в советской повести 70-х годов //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1976.
33. Каширин О. Формирование коммунистического сознания человека коллективного труда и некоторые тенденции современной прозы о рабочем классе (19701976 г.г.) //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1977.
34. Курбатов В. "Довольны ли вы собой?." //Портреты, сделанные по памяти: Жизнь и творчество писателей Крайнего Северо-Востока. Магадан, 1983.
35. Курбатов В. Порода и золото Территории: //Куваев О. Избранное: В 2 т. М., 1988. Т.1.
36. Литвиненко И. Утренний берег России: Литературно-критические статьи. Хабаровск, 1988.
37. Маслова Н. Этический анализ нравственного потенциала советской художественной литературы 70-х годов //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1983.
38. Метченко А. Современная панорама: Подходя с широкой исторической мерой //Литература и современность. М., 1980. Сб.: 15-17.
39. Мещеряков В. Литературная территория Олега Куваева //Куваев О. Территория: Роман, повести, рассказы. Л., 1982.
40. Минин Н. Проза О.Куваева: (Истоки. Проблематика. Поэтика) //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1983.
41. Мифтахутдинов А. Уроки Олега Куваева //Время выбрало нас. Магадан, 1985.
42. Мифтахутдинов А. "Звание российского литератора обязывает.": Уроки Куваева //Куваев О. Правила бегства: Романы. Магадан, 1980.
43. Мифтахутдинов А. От севера спасенья нет //Вы причина грядущего дня: Сборник. Магадан, 1979.
44. Михайлов А. Молодой современник в русской советской прозе 70-х годов: Духовные и нравственные искания //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1983.
45. Николаев К. Севером овеянные строки: Статьи и очерки о творчестве писателей Северо-Востока. Магадан, 1977.
46. Новиков В. Движение истории движение литературы: Наследие и стилевое богатство современной советской литературы. М., 1979.
47. Овчаренко А. От Горького до Шукшина. М., 1982.
48. Смирнов В. Слово о друге: Предисловие //Шагалов А. Олег Куваев: Жизнь. Книги. Мечты. М., 1984.
49. Харченко В. Писатель Сергей Есин: язык и стиль. М., 1998.
50. Чупринин С. Твой современник: Современная проза для юношества (проблемы, конфликты, характеры.) М., 1979.
51. Шагалов А. Измерения человечности: Нравственный выбор героев современной прозы. М., 1983.
52. Шагалов А. Олег Куваев: Жизнь. Книги. Мечты. М., 1984.
53. Шагалов А. Олег Куваев: Жизнь. Книги. Мечты. Магадан, 1989. Издание 2-е.
54. Швец Т. Проблемы характера в современной производственной прозе и художественные традиции 30-х г.г. //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1981.
55. Шпрыгов Ю. Идейно-жанровое своеобразие и структура образов романа Олега Куваева "Территория" //Структура литературного произведения. Владивосток, 1983.
56. Шпрыгов Ю. Молодость Дальнего Севера: Чукотка в советской художественной прозе. М., 1984.
57. Шпрыгов Ю. Проза утреннего края: Литературно-критические очерки о творчестве писателей Крайнего Северо-Востока. Магадан, 1985.
58. Юрина М. Художественная проза Альберта Мифтахутдинова конца 50-х начала 60-х годов XX века (формирование и развитие творческой индивидуальности) //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Магадан, 1996.
59. Ярославцев И. Куваев Олег Михайлович //Краткая литературная энциклопедия /Х.Абдусаматов и др. М., 1978.4.
60. Анджапаридзе Г. Всматриваясь в очевидное: Тема рабочего класса в современном зарубежном романе //Иностранная литература. 1976. №1.
61. Андреев Ю. Три маршрута по "Территории" Олега Куваева //Октябрь. 1977. №1.
62. Бирюков А. Неприятности принцессы Люськи: К 60-летию со дня рождения О.Куваева //Территория. 1994. 14 июня.
63. Бондарев Ю. Нравственность это социальная совесть писателя //Литературная Россия. 1974. 10 мая.
64. Бровман Г. Социальный характер современного литературного героя //Вопросы литературы. 1980. №7.
65. Викторов Д. Путь к зрелости //Знамя. 1975. №3.
66. Волков Г. Глубже раскрывать характеры героев //Магаданская правда. 1981. 12 февраля.
67. Гоц Г. На стержне жизни //Знамя. 1977. №1.
68. Григорьянц С. Среди книг//Юность. 1965. №4.
69. Григорьянц С. Жизнь ради мечты //Юность. 1965. №4.
70. Гринь С. Камень верности //Вятка. 1996. №1.
71. Гуссаковская О. Очень хорошая география //Магаданская правда. 1970. 15 августа.
72. Дедков И. Напряжение поиска //Новый мир. 1974. №10.
73. Золотусский И. Песнь железной необходимости //Дружба народов. 1974. №8.
74. Иванов Д. Просто вошли в легенду //Октябрь. 1975. №9.
75. Ильинский Б. "Душа по-прежнему лежит на Чукотке ." //На Севере Дальнем. 1987. №2.
76. Клитко А. По следам жизни //Сибирские огни. 1969. №8.
77. Крившенко С. Героика жизни героика литературы //Дальний Восток. 1981. №2.
78. Кузнецов Ф. С веком наравне //Новый мир. 1975. №2.
79. Курбатов В. Лучшая в мире обреченность //Литературное обозрение. 1974. №8.
80. Литвиненко И. Территория совести //Дальний Восток. 1984. №8.
81. Лисичкина М. Твоя книжная полка: «Зажгите костры в океане» //Магаданский комсомолец. 1964. 10 июня.
82. Метченко А. Подходя с широкой исторической мерой //Коммунист. 1977. №3.
83. Михайлов А., Михайлов Ал. Дебюты семидесятых //Вопросы литературы. 1981. №4.
84. Наволочкин Н. О романтиках Севера //Дальний Восток. 1964. №6.
85. Николаев К. Потенциал Севера //Дальний Восток. 1975. №1.
86. Николаев К. Трудно бежать в одиночку //На Севере Дальнем. 1981. 4 апреля.
87. Николаев К. Человек, НТР и среда //На Севере Дальнем. 1974. №2.
88. Никульков А. Молодая литература Сибири //Молодая гвардия. 1973. №3.
89. Новиков В. Высокая сознательность и активность жизненной позиции характерная черта нового типа героя //Вопросы литературы. 1980. №9.
90. Новиков В. Традиции Горького сегодня //Знамя. 1978. №4.
91. Перцовский В. Дело, которое служит тебе //Литературное обозрение. 1975. №7.
92. Попков Ю. Жажда открытий //Вокруг света. 1964. №11.
93. Распутин В., Сергеев М., Шастин А., Шугаев В. Молодая Сибирь и молодой писатель //Литературная Россия. 1973. 27 апреля.94. "Рассказать о людях редкой формации.": По письмам писателя О.Куваева /Публикация Б.Жилинского//На Севере Дальнем. 1978. №1.
94. Рыжов С. По реке времени: Спроси себя //Магаданский комсомолец. 1981. 4 апреля.
95. Рысс Е. Тропою приключений //Вокруг света. 1966. №7.
96. Салынский О. Человек в пути //Вокруг литературы. 1979. №3.
97. Самошенко А. По личному усмотрению //В мире книг. 1966. №2.
98. Стебакова Л. А жизнь оборвалась так рано.//Магаданский комсомолец. 1975. 27 апреля.
99. Христофоров В. Сюжеты острова Врангеля //Литературная Россия. 1978. 1 января.
100. Шапошников В. Уроки молодой прозы Сибири //Сибирские огни. 1973. №11.
101. Шапошников В. Требуется ЧП //Литературная газета. 1973. 20 июня.
102. Шпрыгов Ю. Романтика труда и открытий: О творчестве О.Куваева //Дальний Восток. 1982. №9.5.
103. Гордер Ю. Диагноз "жизнь коротка" //Литературная газета. 1998. 22 июля.
104. Гордер Ю. Учителя: беседы с писателем-психологом //Литературные вести. 1998. №73.
105. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: Введение в социологию литературы. М., 1998.
106. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1956.
107. Контрольные цифры развития народного хозяйства СССР на 1950-1970 г.г. М„ 1974.
108. Коптяева А. Тайга заговорила //Колымская правда. 1933. 29 января.
109. Поспелов Г. Проблемы литературного стиля. М., 1970.
110. Ревякина А. Тенденция развития советского романа 60-80-х г.г. //Современный роман: Опыт исследования. М., 1990.
111. Руднев В. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М., 1997.
112. Словарь русской транскрипции слов и терминов, встречающихся в географических названиях Сибири и Дальнего Востока /Составитель Ф.Комаров. М., 1964.