автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Жанры коми-зырянской прозы первой трети XX века
Текст диссертации на тему "Жанры коми-зырянской прозы первой трети XX века"
СЬЖТЬЮКАРСЮ-Ш ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЛЫТКИНА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА
ЖАНРЫ КОМИ-ЗЫРЯНСКОЙ ПРОЗЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОМАНА, ПОВЕСТИ, РАССКАЗА И ОЧЕРКА.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 10.01.02 -ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
-- У; " ^У У -У" У> Ул. ¿С. У о у у, У с^екие от " К " 19 Ш г., №
присудил ученую степень ДОКТО!
_________на
--л ВАК Росс::
№
СЫКТЫВКАР 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................................3
Глава 1 .Взаимодействие прозаических жанров в национальной
дореволюционной прозе.................................................................26
Раздел Шути исследования прозы М.Лебедева и К.Жакова на фоне
художественных поисков русской литературы рубежа Х1Х-ХХ веков.......26
Раздел 2.Взаимодействие описательной и сюжетной повествовательных
тенденций и проблема жанра в прозе М.Лебедева рубежа веков...............35
Раздел 3 .Роль аналитической повествовательной тенденции в прозе
К.Жакова и вопросы жанрового синтеза............................................116
Глава 11 .Взаимоотношения жанров коми-зырянской прозы 1920-30-х
годов........................................................................................209
Раздел 1 .Своеобразие национального литературного процесса 1920-30-х годов и проблемы изучения коми прозы послереволюционного
двадцатилетия..............................................................................209 .
Раздел 2."Изобразительность" и "выразительность" в коми-зырянском
рассказе 1920-х годов и его взаимоотношения с очерком........................221
Раздел 3.Зырянский рассказ, повесть и роман 1930-х годов во взаимосвязи
с очерком....................................................................................264
Заключение.........................................................................312
Библиография.......................................................................321
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена проблеме взаимосвязей собственно эпических жанров (рассказ,повесть,роман) и художественной публицистики в коми-зырянской литературе первой трети двадцатого века. Исследуются прозаические произведения писателей начала столетия М.Лебедева и К.Жакова,созданные на русском языке,а также произведения 1920-30-х годов,написанные на коми языке: художественная проза Н.Попова, И.Сажина,А.Истомина, В.Савина, В.Чисталева, И.Изъюрова, Г.Федорова, И.Пыстина, И.Титова, В.Юхнина, Е.Шахова, И.Осипова, П.Шеболкина, П.Доронина. Выбор указанного историко-литературного периода продиктован тем,что именно в эти годы ( первая треть XX века) происходит формирование основных прозаических жанров в зырянской литературе.
Основоположником коми литературы,возникновение которой исследователи относят ко второй половине девятнадцатого века(1), по праву считается И.Куратов(1839-1875). Его предшественники - В.Куратов ( 1820 -1861), П.Клочков ( 1831 - 1853) и современники - П.Распутин(1820-1901) и Г.Лыткин ( 1835 - 1907), написали не так много и оставили в основном поэтическое художественное наследие(2).Сам И.Куратов был автором оригинальных лирических и лиро-эпических
произведений,переводчиком,литературным критиком,собирателем устной поэзии зырян,занимался лингвистическими разысканиями, однако к прозаическим жанрам не обращался (3).
На рубеже веков началась литературная деятельность М.Лебедева и К.Жакова. Одним из первых опубликованных произведений М.Лебедева был роман-хроника "За богом молитва,за царем служба не пропадают"(1898), а К.Жаков представил на суд читателей очерки (1901-1903) и сборник рассказов
"На Север,в поисках за Памом Бур Мортом"(1905).До 1917 года увидели свет более 40 прозаических произведений М.Лебедева , 5 сборников рассказов и повесть "Сквозь строй жизни" К.Жакова.
В первой половине 1920-х годов появляются очерки и рассказы на коми языке, а в 1930-е годы жанровая картина литературы дополняется повестью и романом.
Актуальность диссертационной работы состоит в исследовании внутренних закономерностей развития коми-зырянской прозы первой трети XX века путем анализа взаимосвязей собственно эпических жанров (рассказ, повесть, роман) и художественной публицистики. Современной национальной критикой и литературоведением начинает отчетливо осознаваться необходимость формирования принципиально новой концепции истории коми-зырянской литературы. Суть ее заключается прежде всего в установлении непрерывности движения, преемственности этапов развития культуры коми-зырян от 14 века, времени возникновения письменности, до конца нынешнего столетия. Выдвигается задача исследовать пути самоосуществления коми литературы, выявления специфических черт национального литературного процесса, учитывая его типологическое сходство с другими литературами страны ( в частности, русской, финно-угорскими). Одним из перспективных направлений становится изучение жанровой структуры коми-зырянской прозы на ранних этапах ее бытования ^первая треть XX века).
Актуальность выдвинутого аспекта анализа истории литературы получает методологическое обоснование в работе М.Бахтина « Эпос и роман (О методологии исследования романа)» (1941 г.): « За поверхностной пестротой и шумихой литературного процесса не видят больших и существенных судеб литературы и языка, ведущими героями которых являются прежде всего
жанры, а направления и школы - героями только второго и третьего порядка»
(4).
Исследователь творчества М.Бахтина И.Шайтанов в статье «Жанровая поэтика» (1996 г.) так разъясняет приведенное выше суждение: «Из этой бахтинской фразы многое вытекает. Во-первых, приоритет жанрового подхода...Во-вторых, неразделенность судеб «литературы и языка», единство которых как раз и явлено в жанре...И наконец, в-третьих,изучение истории литературы как смены и борьбы жанров...» (5).
Важной и своевременной в выводах И.Шайтанова для предпринятого нами исследования жанров коми-зырянской прозы представляется мысль о том, что новая концепция национальной литературы может базироваться на идее жанровой истории. А это, в свою очередь, повысит интерес к процессам внутреннего самодвижения зырянского художественного слова.
Внимание к жанровым формам коми прозы отмечалось уже с конца 1950-х годов. Отдельные вопросы истории становления и развития прозаических жанров в литературе зырян нашли отражение в статьях, монографиях, критических откликах и рецензиях. Наиболее значительными из них по полноте описания историко-литературных фактов, конкретным наблюдениям за развитием жанровых форм коми прозы XX века представляются « Очерки истории коми литературы» (1958), « Коми советские писатели» (1968), трехтомная «История коми литературы» (1979-1981), а также труды
A.Микушева « Коми литература и народная поэзия» (1961), «На таежных просторах» (1986), Вежева А. «Зарождение и становление коми советской литературы» (1966), Н. Буриловой « В поисках идеала личности» (1987),
B.Мартынова « Становление коми литературы. Идейно-эстетический аспект» (1988);В.Демина «На небе звезда»(1995) и другие.
В «Очерках истории коми литературы» раздел «Истоки коми советской литературы» содержит краткую справку о жизненном пути К.Жакова, а также
общую оценку творчества ( упомянуты «автобиографические рассказы «Сквозь строй жизни»), которое « не отражает истинного положения народа», в нем «отчетливо сказывается реакционность его мировоззрения» (6).
При оценке дореволюционной прозы М.Лебедева «Очерки» прочерчивают эволюцию творчества писателя: от псевдо-народных и псевдо-исторических («Падение Перми Великой», «Бур Ань», «Корт Айка») к произведениям, изображающим «окружающую жизнь («Таня Осинина», «Фома Лекмортов»), защищающим маленького человека» (7).
Раздел о прозе 1920-х годов в «Очерках истории коми литературы» представляет рассказы В.Чисталева («Трипан Вась»), И.Сажина («Великая борьба», «Всякая всячина», «Александр»), И.Пыстина («Из темной ямы - к свету», «Топкое болото», «Сила», «Калым», «Зук Егор») и Г.Федорова («К новой жизни», «Сон Афанасия», «Волки грызутся», «Подкосили», «Ломка жизни», «Две дороги»). При оценке «Великой борьбы» И.Сажина автор раздела критик А.Вежев отмечает, что рассказ «распадается на куски очеркового характера», это лишает его достоинств подлинного художественного произведения (8).
В разделе о коми прозе 1930-х годов упомянуты очерки И.Изъюрова, В.Латкина и И.Шахова, дан краткий идейно-тематический анализ рассказов Я.Рочева, Г.Федорова, И.Осипова, В.Елькина, П.Доронина, повестей Г.Федорова, В.Юхнина, И.Пыстина, П.Доронина, И.Изъюрова и романа В.Юхнина «Алая лента». Недостаток рассказов И.Пыстина в сборнике «Запань» (1935) видится в их «хроникальном, очерковом характере» (9).
Таким образом, в «Очерках истории коми литературы» вопросы жанрообразования не рассматривались, а влияние приемов художественной публицистики на структуру рассказа оценивалось как «болезни роста».
В книге А.Вежева «Зарождение и становление коми советской литературы» (1966) глава «Развитие прозы» в целом содержит уже известные по «Очеркам
истории коми литературы» суждения о малой коми прозе 1920-х годов. Единственным дополнением стал анализ рассказа В.Савина «Луча». Критик, выделяя документальную основу произведения, дает ему усложненное жанровое определение - рассказ-воспоминание (10).
В сборнике литературных портретов «Коми советские писатели» (1968) проблема эволюции жанровых форм также не привлекает внимания исследователей. Статьи о прозе В.Савина, В.Чисталева, Г.Федорова, В.Юхнина знакомят с тематикой и героями рассказов и повестей писателей 1920-1930-х годов,подобным же образом представлено и дореволюционное прозаическое наследие М.Лебедева.
Второй том «Истории коми литературы» (1980) содержит разделы, посвященные развитию национальной прозы конца XIX - начала XX века и 1920-30-х годов. В главе «Коми литература второй половины XIX - начала XX веков» ( авторы А.Ванеев, В.Лыткин, В.Мартынов) мы находим достаточно подробное описание творческих поисков К.Жакова, упомянуто значительное количество прозаических произведений, но их оценка дана с точки зрения мировоззренческих позиций писателя (11).
Подобный же принцип анализа положен в основу суждений о дореволюционной прозе М.Лебедева (12).
В разделе о коми литературе 1920-х годов перечислены элементы жанровой картины прозы тех лет: очерки-сценки, зарисовка, эскиз, набросок, картинка с натуры ( В.Чисталев), очерк-портрет, рассказы-очерки (В.Савик, В.Чисталев), собственно рассказ( В.Чисталев, И.Сажин, И.Пыстин, Г.Федоров, И.Изъюров, А.Попова, А.Куликов). Но анализа процессов жанрообразования, в частности, путей и способов взаимосвязи художественной публицистики и малой прозы сделано не было (13).
В разделе о национальной прозе 1930-х годов ( автор - В.Пахорукова) мы находим лишь упоминание о 7 очерках ( в действительности же произведений
этого жанра было опубликовано 88 - Л.Л.) и 11 рассказах ( их реальное число приближается к 140 текстам), причем герой рассказа Г.Федорова «Вернулся» Габо Петыр оказался, по воле автора раздела, «переселен» в рассказ «В половодье» (14); повесть Е.Шахова « В лесу», рассказы И. Пыстина названы очерками.А при оценке повестей и романов 1930-х годов акцент сделан на пересказе их содержания (15).
Работа Н.Буриловой «В поисках идеала личности ( Книга статей о герое коми прозы)» (1987) привлекает добротным литературоведческим анализом романа В.Юхнина «Алая лента», стремлением автора выйти на жанровую характеристику произведения сквозь призму проблемы героя. Кроме того, Н.Буриловой впервые введены в научный оборот рассказы А.Шаманова 19401941 годов.
Монография В.Мартынова «Становление коми литературы. Идейно-эстетический аспект» (1988), посвящена исследованию процессов становления коми-зырянской литературы. Автор работы опирается на внушительный фактический и художественный материал, прослеживает этапы формирования национальной литературы, начиная с оценки культурно-языковой традиции (XI -XIУ века) и завершая описанием коми литературы как целостной идейно-художественной системы. Вопросы же взаимодействия, синтеза жанров прозы не выдвигались автором монографии в качестве специального предмета исследования.
Особого упоминания заслуживает монография А.Микушева «Коми литература и народная поэзия» (1961). Центральной в книге становится проблема взаимосвязи двух относительно самостоятельных художественных систем - национального фольклора и литературы. Выделив в качестве системообразующих элементов тематику, образы , фигуры поэтики, профессор А.Микушев впервые на коми-зырянском материале обратился к методу системного анализа, который помог исследователю в установлении
роли и значения устно-поэтической традиции в творчестве И.Куратова, М.Лебедева, В.Савина, В.Чисталева, Г.Федорова и В.Юхнина.
Книга В.Демина «На небе звезда: Введение в теорию и историю коми поэзии»(1995) включает главу о художественных исканиях К.Жакова, в которой предлагается оригинальная оценка не только его поэтического наследия, но и рассказов ( социально-бытовые,сказочно-фантастические, национально-поэтические рассказы-притчи) и романа «Сквозь строй жизни». Исследователь, тем самым, обращается к вопросам взаимодействия, синтеза жанров прозы и поэзии в творчестве К.Жакова.
Обзор национального критического и литературоведческого материала, посвященного коми-зырянской прозе первой трети XX века, позволяет заключить, что первоначальный анализ путей утверждения коми прозы конца XIX - XX вв. сделан. Однако обобщающего исследования общих закономерностей ее развития до сих пор предпринято не было.
Диссертационная тема является актуальной и в аспекте рассматриваемого в ней историко-литературного периода. Анализ художественного материала подвел к необходимости объединения двух, казалось бы, «законченных» и «самодовлеющих» (термины В.Топорова) отрезков ( с начала XX века до 1917 года и 1920-30-е годы) в истории коми литературы в один, позволивший исследовать динамику жанровых процессов.Первая треть XX века стала временем возникновения и формирования основных прозаических жанров, складывания жанровой системы национальной литературы.
Анализ особенностей коми-зырянской прозы на ранних этапах ее существования определяется потребностью представить более четко уровни (от историко-литературного прочтения, идейно-тематической оценки к интерпретации произведений с помощью факторов текстообразования, типов повествования) и направления ( от описания эволюции отдельных жанров к установлению внутренних связей между ними, синтеза жанров, бытования
«переходных», «гибридных» форм) оценки художественных явлений. Проведенное исследование вызвано к жизни необходимостью обращения к анализу зырянской прозы в границах исторической поэтики. Это позволяет рассмотреть внутринациональные закономерности, отказавшись от «эмпирического, описательного регистрирования «(Р.Бикмухаметов) историко-литературных фактов.
Главная цель диссертационной работы - представить целостную картину динамики коми-зырянской прозы первой трети XX века, а именно: выявить пути развития, способы, приемы взаимосвязи жанров эпической и художественно-документальной прозы, установить и описать случаи «расширения возможностей» ( З.Кедрина), «усложнения», «размыкания» (Ю.Стенник) или даже распада эпических жанров при взаимодействии с очерковой прозой.
Это определило задачи диссертации:
1. ввести в круг научного внимания произведения национальной прозы, опубликованные в период с 1898 по 1941 гг.;
2. дать оценку жанровому содержанию произведений, для чего охарактеризовать основные типы повествования и повествовательные тенденции в коми-зырянской прозе первой трети XX века;
3. выявить пути взаимодействия описательной и сюжетной повествовательных линий и их значение в формировании жанровой структуры прозы М.Лебедева начала XX века;
4. определить роль аналитической повествовательной тенденции в дореволюционной прозе К.Жакова и ее влияние на жанровую характеристику творчества писателя;
5. показать соотношение «изобразительных» и «выразительных» начал в коми рассказе 1920-х годов и описать типы его взаимосвязей с очерком;
6. раскрыть своеобразие взаимоотношений зырянского рассказа, повести и становящегося романа 1930-х годов с художественной публицистикой.
Новизна диссертации определяется тем,что впервые в научный оборот вводится значительный художественный материал ( более 300 текстов общим объемом 230 п.л.). Предметом анализа, наряду с произведениями известных коми-зырянских писателей ( В.Чисталев, Г.Федоров, В.Юхнин),стала дореволюционная проза М.Лебедева и К.Жакова, лишь частично представленная в филологических исследованиях, и массовая беллетристика и очерковая проза 1920-30-х годов, остающаяся практически неизученной ( 68 очерков и 132 рассказа 1920-х годов, из них было введено в научный оборот 12 очерков и 21 рассказ; 88 очерков и около 140 рассказов 1930-х годов, введено в научный оборот 7 очерков и около 50 рассказов). Она сыграла немаловажную роль в развитии литературы, ее изуче