автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему: Художественная среда праздничного города как явление отечественной культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная среда праздничного города как явление отечественной культуры"
Министерство культуры РСФСР
Санкт-Петербургский государственный институт культуры ии.Н.К.Крупской
/у Ни ирввох рукописи
/ У-
НЕМИРО ОЛЕГ ВЛАДИСЛАВОВИЧ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА ПРАЗДНИЧНОГО ГОРОДА КАК ЯВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (Теория. История. Современность)
Специальность: 17.00.08 - "теория и история культуры"'
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Санкт-Петербург 1992
Работа выполнена на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского Государственного института культуры им.Н.К.Крупской.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор В.Я.СЕЛИВАНОВ
доктор философских наук« профессор Г.П.ВШШЩОВ
доктор исторических наук, профессор А.С.ШЪНИКСШ
ведущее учреждение - Санкт-Петербургское высаее худ жественно-промышленное училище им.fl.ll.Мухиной.
Защите диссертации состоится " "2-)" ^t (!-,^уб» 1992 в 14 часов на заседании Специализированного Совета Д 092.01.01 по присуждению ученой степени доктора наук в специальности 17.00.08 - "теория и история культуры" при Санкт-Петербургском Государственной институте культуры и Н.КЛрупокоЙ по адресу: 191065, ивнкг-Петербург, Дворцов наб., д.2.
С диссертацией иожно ознакошться в библиотеке Института. /
Автореферат рааоолан "У " /X//-1991 г.
Ученый секретарь Специализированного Совета
кандидат педагогических наук
Сукало
. X. ОВДАЙ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОСЕРТАЦИИ
Актуальность проблемы исследования. вопросы фориирова-ия и функционирования художественной среды праздничного го-ода - специфического явления отечественной культуры - эани-аюг далеко не последнее место в общей проблематике органи-ации и проведения любого празднества. Освоение философско-еоретического а исторического наследия в деле практических еканий в области интеграции праздничной среды города поио-ает обозначить досгииения и просчеты современной декоратия-з-офорыительской деятельности, выявить ее сегодняшнее сос->яние, наивтить некоторые направления дальнейшего развития ¡торически-сложившеися практики художественного преобразо-шия праздничного города.
В ситуации кризиса всей праздничной культуры, худояеет-щная среда праздника, как показывает опыт прозедших деся-:летии, явно теряет свои эстетическую ценность и творчес-е содержание. Она чрезмерно аполитизирована, "материали-ется" в духе сложившейся еще в период тоталитаризма при-чной л нещадно эксплуатируемой стандартной наглядной аги-ции и пропаганды, давно стала бездуховной и обезличенной, торично-лозунговой, потеряла рукотворное, очеловеченное чество, некогда присущее искусству художественного преоо-гения праздничного пространства и самого человека - уча-аика и исполнителя театрализованных празднеств.
Праздничная культура прошлого и настоящего - не неиз-шан константа: она обладает своего рода иехвниэаоы "об-гной связи" - от прошлого к современности и от них в бу-1еиу. Процесс познания исторического опыта слояен и не шничивается только ликвидацией "белых пятен" истории, инению диссертанта, следует познать, понять и изменить 'оялшиеся за десятилетия стереотипы всей, еще недавно капаемся благополучной систеиы праздничной "каипанеищины'1 гжившиш штампами, лозунгами, иифологиеи. О значительной шатанности современной праздничной культуры свидегельо*-т:
- глубоким кризис политической власти и заметное' падв-доверия к ней, сопровождающиеся конфронтацией различных
- г -
общественных движений, межнациональными и религиозными конфликтами ростом социальной напряженности;
- ощутимыи разрыв "слязи яремен" при отсутствии подлив ной правовой защиты, раскол оощественного сознания, остра-кизи недавних идеалов, рост апатии и равнодушия, снижение эыоционально-психологическои комфортности;
- отсутствие ясной и всесторонне-обоснованной политиче ской, экономической и культурной программы действия, основг ной на подлинном знании исторического и теоретико-научного практического опыта и четких перспектив на будущее;
- некомпетентность в руководстве всей духовно-творческой и организационной деятельностью (в том числе - и культурно-просветительной), невнимание к кадровой политике, гос подотво принципа "остаточных средств", выделяемых в госуда£ ственном бюджете на нужды культуры в целом.
Б условиях нестабильности общественной жизни может показаться постановка изучения проблем праздника, праздничной культуры и ее составляющих несвоевременной. И в саном деле: нарушены гражданский мир и национальное согласие, ослаблен конституционный порядок и разрушена целостность союзного гс сударства, углубляется экономический спад. К этому следует добавить анархию в процессе приватизация и в рыночных отношениях, коммерциализацию культуры, рост бездуховности, ослабляющих нравственное здоровье народа. Исчезают идейные ориентиры и убеждения, в обществе растет тревога за будущее страны, зреет отчуждение человека от человека. Повсеместно можно наблюдать огульное кригиканство накопленных духовных ценностей отечественной и особенно советской культуры, дис-кридитируехся живая связь культурных традиций, принижаются чувстве патриотизма и любви к Отечеству. Крайне замедленно идет вхождение страны в русло исторического развития цивилизованного человечества.
Своего решения ядуг проблемы духовного возрождения народов, нравственного оздоровления общества. Далеко не последнюю роль в этом деле призвана сыграть полноценно Функционирующая праздничная культура, испытывающая сегодня явный упадок, охваченная дезинтеграционным процессом и настоятельно требующая качественного изменения всей своей
структуры. Поэтому автор полагает, что еспокты ее теоретического и историко-пракгического осмысления помогают: овязагь прошлое с настоящий, воскресить историческую память культуры, хранящую в своем генотипе опыт, традиции, навыки праздничной жизнедеятельности людей и передающую от поколения к поколению, несмотря на кризисно-революционные ситуации в истории, инвариантные формы своей функциональной устойчивости.
неприменной и составной частью этой культуры является и художественное оформление празднеств, торяеств и театрализованных зрелищ. Формирование и функционирование художественной среды праздничного города, рассматривается диссертантом в конкретно-исторических границах пространства и времени -эг конца ХУЛ столетия и до наших дней. Изучение исторической практики организации художественной среды городских празднеств, как явления отечественной нуиыуры, требует теоретического и социально-практического анализа, а значит рассмотрения сценографии, как специфического и самостоятельного жан-за искусства и способа художественно-эстетической интеграции 1раздничного пространства и участников зрелищ.
Проблемы праздничной культуры прошлого и настоящего актуальны в силу ряда причин: восстановления по возможности 5олее полной картины ее исторической жизнедеятельности, выпадения ценностного потенциала этой культуры и возиокного )ГО использования в современной ситуации общественного раа->ития.
но при всем кажущемся обилии исследований отечественная [ зарубежная наука крайне спорадически обращалась к изучению юпросов теории, истории и практики художественного офорнле-[ия праздничного пространства, чаще всего ограничиваясь кон-татацией фактов, явлений, описанием событий, анализом сце-юграфии праздников какого-лнОо локального периода истории.
Жизнь - праздник - искусство - культура связаны в нв-1азрывное диалектическое единство материального и идевльно-чэ начала, реалии и фантазии, исторической и художественной рввды, конкретной действительности с элементами мифолош-ации, легенды, игры, театра и идеологических установок сво-го времени. Философию праздника невозможно познать без фи-ософского осмысления социальной действительности - конкрет-
ии-исторической, национальной (этнической), сословно-клаооо-вой. Она - активно-действующий "^н" и среда, в которых и проявляется практика художественного декорирования, зависимая от требований времени, вкусов зиказчика и исполнителя, материальных средств, выделяемых на подготовку праздника и его оформление, от сгилевых тенденций в искусотве, йодных пристрастий, понимания взаимоотношений традиций и новвтор-ства.
И еще одна проблема, которую диссертант пишется раскрыть: художественная среда праздничного города воегда улавливает любые изменения в система праздничного календаря, чутко реагирует на "сжатие" или "раоширенке" масштабов человеческих объединений, на услоанение субъект)—ной организации общества и модификацию в нем коммуникативных связей. Знание теории и истории праздничной культуры, формирования праздничной среды помогает в современной, непрестанно изменяющейся ситуации жизни кокать рациональное соотношение оощего и частного, общечеловеческого й йьцйонйльвого, оставляя приоритет за последним» что спососсадет приближенно к вставной свободе праздничного поведения) выражений личностного и общественного настроения.
и практике художественного двкорыровавая в специфической форме "материализуются" (выражаются) пояитико-ндеояоги-ческие, социальные, мировоззренческие аспекты времени - воп его духовная атмосфера, "колорит эпоха", модель образа казни, норм поведения, морально-нравственные уотов ойцооива, его художественные и эстетические зкусы. Преображенное пространство способствует духовному возвышению личности, служит мобильный и действенным средством воспитания, обличает национальные и социальные группы населения. Изучаемое историческое пространство и время знает периоды подъема в практике сценографии праздников, плодотворных творческих пою-ков и упадка, показной лжепарадности и Оезцвегного уныния, шшт организации художественной среды праздничных йосквы и С8Шст-Пвтбр(»ургв-Пегрогра£8-Ленинград8,~ как в фокусе, раскрывает историю интересуемой автора проблемы.
Дели и задача исследования. Основная цель предпринятой работы состоит в той, чтобы с позиций фллософско-теорегичеоко-го осмысления обосновать сущность и специфику художественного преобразования орали праздничного города, как явления оте- • чеотвеннай культуры и показать его конкретно-историческое функционирование в райках развития дореволюционной и советской праздничной культуры обозначенного исторического периода трех столетий. Общая цель определила и сопутствующие цели:
- обобщить достижения отечественной и зарубежной науки, писающиеся феномена праздника, его нес г а и рти в общзкульгур-пои процессе исторического развития ооцествэ>*:ого Оыгкя;
- обосновать философское содержание изучаемых феномеиоа праздника, праздничной культуры и их функционирование- в социо-динаиикв города как конкретно-исторических и социально-худояо-
■ствешшх явлений низки;
- рассмотреть организационно-методологические принципы, приеиы и способы художественно-эстетической интеграции архитектурной среди города и украшения (декоративного преобразования) человека ,1 контексте анализа художественного декорирования, пан жанровой разновидности искусства, как акта тяор-ческо-исполнительской и постановочной работы и культурно-просветительной деятельности;
- с позиции научного историзма ооозначить национально-культурное и сииволико-сиыоловое оодернэ.чиа цветовой палитры праздничного города.
Эти цели позволили раскрыть теоретические и прикладные (практические), а так же и методологические задачи диссертации:
- на основании фундаментальной исгочниковой базы сформулировать собственное понимание рассматриваемой проблематики
- теории н исторической практики праздника, праздничной культуры, праздничного города;
- обобщить исторический процесс функционирования художественного декорирования я контекста архитектурно-оргаиизован-нои среды дореволюционного и советского праздничного города, оформления театрализованных представлений, шествий, карнавалов» народных гуляний в городе и з парке, вечернего светового декорировании, иллюминации и фейерверочного зрелища;
- дать попытку научно-прогностического предвидения дальнейшего функционирования праздничной культуры и практикования организации художественной среды города в условиях обновляющейся жизнедеятельности общества;
- ввести в научный обиход духовные ценности, обегающие теорию, историческую и современную практику формирования художественной среды праздничного города, как поливариантного явления отечественной культуры;
- представить обширную историческую, организационно-практическую информацию, методологические и методические рекомендации для специалистов различных областей социальных и гуманитарных дисциплин, теоретике« и историкам культуры, педагогам-культурологам, организаторам культурно-просветительной деятельности и худогниквм-постановщиквм о генезисе, развитии и практическом функционировании праздничного оформления.
Основная гипотеза. При непременном соблюдении комплексного задеиствования основных условий, от которых зависит уровень эстетического качества художественной среды города (наличия всесторонне продуманного церемониального, режиссерско-постано-вочного и декорагивно-офораительского планов, достаточных материально-технических и финансовых возможностей; вовлечения в организационно-подготовительную деятельность значительного числа профессиональных и саиодеятельных худокников-проектан-тов, исполнителен и пр., непрестанно ищущих новые средства, приемы и элементы декоративно-зрелищной выразительности и одновременно обладающих подлинным знанием накопленных историческим опытом навыков художественно-оформительской практики) вполне реально формирование нового, овличного от привычно-отереотипного будничного облика, декоративне-преображенного пространства города, содержащего определенные ценностные характеристики, в котором полноценно и функционирует то или иное празднество.
Объект и предмет исследования. Ооъекгом анализа в диссертации стала художественная среда праздничного города, как специфическое, социально-художественное-явление отечественной культуры, как реально-функционирующаяся и исторически-сложившаяся система художественной интеграции (формирования, преобразования, декорирования и пр.) архитектурно-организо-
данного пространства города с искусственной и естественной средой в новое, временное, художественно-эстетическое качество. Предметом изучения явились, теоретик-культурологические, исторические и ксгорико-искуссгвоведческие аспекты феноменов праздника, праздничной культуры, праздничного города и его колористики,практической организации декорирования Москвы, Санкт-Пегербурга-Пегрограда-Ленинградо в дни массовых торжеств, театрализованных празднеств и представлений, карнавалов и народных гуляний.
Научная новизна исследования и его практическая значимость. На базе философеко-теоретического осмысления отечественной дореволюционной, советской и зарубежной наукой феноменов праздника, праздничной культуры,праздничного города диссертант рассматривает эти социально-художественные явления в контексте конкретно-исторических форы их функционирования в России за период с конца ХУП века и до наших дней;
- выявляются исторический опыт, традиции и новаторские искания, в практике развития отечественной праздничной культуры в целом и формирования художественно-организованного праздничного пространства;
- впервые в науке художественная среда праздничного города исследуется как взаимодействие и совокупность явлений материальной и духовной культуры общества, как гворческо-ор-ганизационная и культурно-воспитательная деятельность и, как специфическая разновидность декоративно-офоряительского искусства, синтезирующая изобразительно-выразительные средства пространственно-пластических, прикладных искусств и архитектуры;
- изучены методические и стилистические изменения в исторической практике Интеграции художественной среды дневного и вечернего праздничного города в ситуации конкретно-определенных ¿орм праздничной жизнедеятельности;
- дак анализ цветовой колорисяики праздничного города,, накопленной народной, исторической и оОщечеловеческсй памятью цветовой культуры, выявлены определенные колористические закономерности ряда конкретных празднеств;
- в качестве "иллюстрации" к иогорико-теорегическоыу осмыслению оргпнизационно-творческой интеграции художествен-
ной среды праздников использованы новые архивно-иузейные материалы и теоретическая источниковая база, помогающая ярче представить процесс формирования среды праздничного города, как инвариантного, перманентного, но и модифицирующегося явления культуры;
- оольшое внимание уделено критическому рассмотрению негативных явлений в развитии отечественной праздничной культуры в целой и в исторической практике декорирования праздничного пространства: нередкий примат идейно-содержательного начала над выразительностью декоративной формы; господство навязываемых идеологических штампов и стереотипов в зрелшцно-офор-мительской пропаганде, во всей организационно-подготовительной работе, сдерживаемой всевозможными предписаниями и требованиями; эксплуатация "дежурных" и "кочующих" приемов, средств, способов и методических подходов при формировании эстетической среды города; растущее ущемление расходов на оформительскую работу; призывная политика декларируемой массовости празднеств
в сочетании с боязнью активной творческой деятельности и скопления празднующих масс и пр.
На защиту выносится комплексное культурологическое исследование, рассматривающее в единстве теоретические, исторические и практические аспекты интересуемой диссертанта проблематики, исследование, не имеющее аналогов в отечественной и зарубежной науке. Его практическая значимость предопределена местом праздничной культуры в жизни общества, а формирование художественной среды праздничного города, как средства и способа преобразования окружающей действительности, эмоционально-психологической разрядки людей, выражения общественного настроения, высоких идеалов и устремлений.
Научные изыскания диссертанта нашли евое практическое апробирование по следующий прикладным направлениям:
- работе в Ленинградской секции Совета по массовым праздникам и театрализованным представлениям при СТД РСФСР (помимо докладов, организация выставок сценографии праздников и составление каталогов к айн, рецензирование йрааднеств и театрализованных представлений);
• научно-методическая и сценарно-экспозиционная разработка выставок в ЦПКиО ин.с.М.Кирова, в Лектории научно-исследо-Шельсвого музея ах ссср;
- рецензирование книг, альбомов, соорников по вопросам истории и теории праздников, праздничной культуры и формирования художественной среды праздничного городе;
- составление аннотированных и иллюстрированных оправок по истории организации праздничного-убранства по заданию Службы главного художника города (197и-1980-а гг.;;
- разработка программ и учебно-методических пособий по читаемым курсам.
Методология исследования, теоретико-методологической основой диссертации являются принципы историзма, применяемые три анализе социально-художественных явлений, философские и культурологические идеи о взаимодействии теоретического, исторического и практического осмысления действительности, функ-щонирования праздника и праздничной культуры в целом, соцяо-ушамики города и места в нем аспектам формирования художест-юнно-эсгетической среды, личностный подход исследователей фаздничнои культуры к изучаемой диссертантам проолематике.
методологической базой стали и принципы понииа«и»< худо-яственно-гворческого освоения действительности, разработан-ые классической философской мыслью и прежде всего еиропнй--ких философов XIX столетия (Г.-В.-Ф.Гегс. ля, ИЛантн, рбаха), отдельные высказывания К.Маркса, ведущих советожи илософов, культурологов, литературоведов и др., зирубокны/ ченых XX века (Р.Гварцини, Г.Маркузе, И.Пипера, П.-Т.де Шар-ена), пракгиков-психиаторов ь.М.Бехтерева, ряд замечаний .Фрейда и его последователей. Их аналитический подход к ос-эению материала помог автору диссертации в ряде георетичес-«х обоснований проблематики, в разработке композиционной груктуры представленного к защите исследования - личност->й, не претендующей на звстылость, но позволяющей в исто-веском пространстве и времени представить диалектическую шимосвяэь теории и истории художественной среды города в ттеноге праздничной жизнедеятельности человека, понять им-(нантные, внутренние связи части и целого,-конкрзтно-нацио-шьного и общечеловеческого.
Степень разработанности пройдены (историография темы и источмиковая база). Тилысо за последние десятилетия эорго-гия (комплексная наука о празднике) вплотную подошла к фи-
лософско-культурологичзскому осмыслению своего предмета, рассматривая феномен праздника в рамках свободного времени, кар-навализацки жизни (Э.А.Баллер, Л.А.Гордон и Э.в.Клопов, Б.Гру-оин, А.В.Ереиеев, А.Я.Зись, М.Т.Иовчук, Л.й.Коган, И.С.Кон, В.М.Межуев, Я.в.Рзтиер, Э.в.Соколов, Л.Н.Столович, ъ.И.Толстых, Н.А.Хренов). Ряд философов, социологов и психологов подходит к теоретическому анализу данного явления культуры через параметры амоционально-психологического состояния человека и коллектива (Е.С.Кузьмин, А.Леонгьев, К.Обуховский, Б.Д.Пары-гин, И.д.Панцхава, В.Е.Сеаензв, в.М.Соковнин, М.И.Шахнович, М.Г.Ярошевский и др.).
Причиной возрастающего интереса к праздничной культуре явились главным образом два обстоятельства. Первое - постепенное знакомство теоретиков с достижениями зарубежной науки о праздниках. Еще в конце XIX века этой проблемой занимались ненецкие историки культуры и искусства в.Гартман, К.-Л.-Г.Кел-льнер, А.Моымзен, Г.Шурц, чешский музыковед Р.валлашек, английские этнографы и антропологи Дк.Фрезер и Эд.Таилор. Уже в 1930-1950-е годы зарубежная культурология обогатилась капитальными исследованиями германского философа О.-Ф.Больнова, американского теолога Х.Кокса, голландского историка и.Хеи-зннги, венгерского исследователя античности К.Кереньи, западногерманского философа Г.Маркузе, польских социологов К.Жи-гульского, К.иоуховского, н.Щепаньского, болгарских специалистов Н.Мизовв, Л.мордановой, К.Шапкарева и др.
второе обстоятельство вызвало интерес к праздничному феномену жизни и культуры со стороны советских ученых и прежде всего литературоведов: в 1960-1970-е гг. появились серьезные работы ы.и.Бахтина, А.Вудиса, Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, в.Б. Шкловского и др. Все это послужило значительным толчком к изучению праздника, как социально-художественного явления общественного бытия, культуры в культурно-просветительской деятельности философами в социологами С.Н.Аргвновским, в.Г.Афанасьевым, в.Ы.Диановой, С.Н.Иконниковой, А.И.Иазаемым, Г.Померанцем, В.А.Разумным, Ь.К.Скатерщиковым, "культурологами-практиками" -В.С.Аксеновым, Н.П.Белоусовыи, Д.М.Генкиным, А.С.Карги ным, О.Л.Орловым, В.Г.Шабалиным, И.Г.Швроевым, историком искусства и критиком А.А.Каменским.
Однако следует заметить, что еще в прошлой веке на отдельные аспекты функционирования праздничной культуры, ее становления и развития, как процесс, исходящий из пересечения народных (языческкх), мифологических, пантеистических и сакральных основ в своих грудах обращали внимание историки и краеведы Н.И.Голиков, И.Забелин, H.U.Карамзин, И.О.Ключевский, д.О.Кор-нилович, С.М.Любецкий, П.Пекарский, М.И.Пыляев, этнографы и фольклористы Е.Б.Аничков, А.Н.Афанасьев, И.Н.Бокерянов, А.Н. Веселовсккй, A.M.Калмыкова, Вс.Миллер, А.А.Погебня, И.П.Сахаров, И.М.Снегирев, А.В.Терещенко.
IX век значительно обогатил научное представление о сущность специфике и природе праздника. Отечественные и советские специалисты самого широкого профиля, как правило, "атаковали" феномен с разных сторон. Одни подходили к познанию праздника как игрового, соборного действа (Н.Н.Евреинов, Вяч. Иванов, П.М.Керженцев, в ряде позиций - А.В.Луначарский), другие, - как к явлению сходства с театром (А.А.Гвоздев, А.И.Пиотровский), третьи, в основном этнографы, функционирование праздничной культуры связывали с языческими и религиозно-православными обрядами и ритуалами, с народными праздничными формами природно-космического годового цикла (П.Г.Богатырев, Н.Я.Бром-лей, А.С.Мыльников, В.Я.Пропп, С.А.Токарев, В.И.Чичеров и др.). Аспекты истории народной праздничной культуры за последние годы рассматривались в работах Н.Н.Велецкой, А.Я.Гуревича, Г.А. Носовой, !J.Г.Рабиновича, Б.А.Рыбакова, Г.А.СахароЬоЙ. Социоди-намике праздничного и будничного города, его жизни в условиях НТР, миграции населения и демографических взрывов посвятили свои груды Л.Андерсон и Л.Леви, К.Линч, А.Ноль, М.Н.Ме-кевнч, Э.А.Орлова, В.И.Переведенцев, В.О.Рукавишников, Б.С.Хо-рев и др.
К сожалению, вопросы теоретического праздниковедения, проблемы праздничной культуры весьма скупо затронуты в работах известных обществоведов и культурологов В.И.Брудного, О.Н.Ель-чешго, НЛ.Звковичи,' В.Н.Корчагиной, В.А.Руднева, И.В.Суханова, Д.М.Угриновича. Что касается исторической и современной декоративно-оформительской практики, ее теоретических проблем, то перечисленными исследователями они почти начисто обойдены вниманием. И только £ г руд их историков театра - А.Д.Авдеевв,
Н.Беликовой, В.Н.Всеволодского-Гернгросса, М.д.Давыдовой, H.U.Зоркой, Е.В.Киреевой, А.З.Юфита, историков городской народной культуры - А.А.Белкинв, Т.А.Бернштам, А.Ф.Некрыловой, Н.И.Савуикиной, Г.А.ХаЙченко, режиссеров-постановщиков театрализованных представлений - Б.Н.Глвн, Е.П.Гериуни, К.Голейзо-в око го, Б.Н.Пегровв, Н.Н.Петрова, С.Э.Радловв, Iii. Розовского, М.Д.Сегала, А.Д.Силина, д.В.Тихомирова, H.H.Туманова и др. можно встретить интересные замечания о природе праздника, приемах и средствах художественной интеграции праздничного города. Несколько большую информацию дают публикации практиков-сценографов и художников-постановщиков - А.И.Алымова, К.Н.Калвйдц, Б.Г.Кноблока, М.Ф.Ладура, В.А.Петрова, В.М.Ходасевич, К.Г.Ческидова и др.
Фрагментарные сведения о художественной среде города содержатся в воспоминаниях и трудах А.Я.Алексеева-Яковлева, Ю.А.Дмитриева, В.К.Гусева, П.М.Ершова, А.В.Лейферга, А.Г.Ле-нинсоно и др. Наибольший интерес к декоративным явлениям праздничной культуры все же был характерен для искусствоведения 1920-1930-х годов (А.С.Гущин, В.Л.Жемчужный, Л.И.Пумпянский, LA.Сидоров, О.Цехновицер и др.). Новый исследовательский
)качок" в изучении интересуемого феномена произошел с 1960-х гадов. В этом плане следует назвать работы философа К.А.Макарова, искусствоведов И.М.Бибиковой, В.В.Ванслова, Н.В.Воронова, В.П.Толстого, А.А.Стригалева и др.
В целом можно выделить три "прикладных" направления в изучении теории и истории декорагивно-оформигельскогя творчества. Первое рассматривает декорирование в контексте архитектуры городской среды (В.А.Артамонов, Н.В.Баранов, М.Г.Бархин, В.А.Каменский, И.А.Пронина, Т.М.Разина, С.В.Рождественская, Б.Л.Стифель, А.К.Чекалов). Второе - подходит к вопросам художественной интеграции праздничного города через законы искусства сценическо-выставочной экспозиции (А.В.Иконников, К.М.Кантор, Л.П.Монахова, К.И.Рождественский, Е.А.Розенблюм, и.А.Швидковский, Г.П.Степанов). Третье направление "прочитывает" праздничную среду, как предметно-ввцное эстетическое Преобразование городского пространства с подчеркиванием в нем идеологического, агитационно-пропагандистского предназначения (В.Г.Буров, В.Б.Быков, Й.И.Васильев-Вязьмин, Б.Я. Эазерский, Л.А.Пинегинв и др.).
Большое внимание в прошлой и в настоящей исследователи уделяли и вопросам колористики города, его световому оформлению и пиротехнике. Наиболее ценные сведения в аспекте проблем, поставленных диссертантом, содержатся в грудах с.С,Алексеева, И.А.Азизян, С.В.Кравкова, А.В.Ефимова, Л.Н.Мироювой, зарубежных специалистов - В.Арнольда, Д.Джадд и Г.Вызецки, Р.Ивенса, М.Дерибвре, В.Оствальда, Г.Фриллинга и К.Ауэра, мастеров-практиков С.И.Гвпонова и Г.А.Шербины, Н.М.Гусева, 11.1'. Макаревича, В.В.Нироненкова, Б.М.Галеева, фейерверкоров прошлого - М.В.Шстрова, И.Горелова, 11.В.Давыдова, Ф.Челеева, историков искусства - Л.А.Андреевой, В.Н.Васильева, М.л1Тихоми-ровой, Н. Соловьева, Б.Л.Ченокала и др.
В исследовании поставленных теоретических и исторических проблем диссертант использует:
I) документы более тридцати архивов Москвы и Ленинграда. Крупнейшие из них - Архив Совета по массовым театрализованным представлениям и праздникам при СТД РСФСР; ВИНАИВ и ВС; ГАМО; ГНАЛ; ЛГАЛИ; ЛПА; Научно-библиографический архив -\Х СССР; ЦГА ШФ СССР; ЦГАЛИ СССР; ЦГАиР СССР; ЦГАОРЛ; ЦГАОРСС г.москвы; ЦГА РСФСР; ЦГЙА СССР; ЦПА ИМЛ прл ЦК КПСС. При этом материалы девяти архивохранилищ впервые вводятся в научный ооиход.
¿) Документы, хранящиеся в архивах государственных музеев и изобразительные материалы музейных фондов и архивов (рисунки, гравюры, эскизы, проекты убранства), фото- и киноматериалы фототеки архива Совета по массовым праздникам при СТД РСФСР, фотоархивов АХ СССР, комбинатов декоративно-оформительского искусства в Москве и КЕОИ в Ленинграде, ленинградского и московского отделений ТАСС, ЦГАКФФД Ленинграда, ЦГАКФФД СССР в г.Красногорске, неготек и фототек ЦМР СССР, ГМИЛ, ГНИМА, ГР1, ГТГ, ЦГТМ и др.
3) Опубликованные документы - донесения; бумаги, личные эпистолярные фонды, обозрения и описания, груды съездов и др.
4) выборочно - газетно-журнальная периодика ХУШ века -конца 1980-х гг.
5) Мемуарная литература (днеьники, записки, воспоминания), записи бзсед диссертанта с художниками-постановщиками; справочные и словарно-энциклопедические издания.
Основные положения, выносимые на защиту. Результаты, полученные в ходе многолетних научных, научно-методических исследований и педагогической практики позволили диссертанту сделать основные выводы:
1. Праздник - специфический феномен социально-общественного бытия, функционирующий в рамках свободного времени (досуга), неотъемлемое звено человеческой культуры, аккумулирующей эмоционально-чувственное и регулируемое общение людей с помощью художественно-декоративнкх, театрально-зрелищных, ритуально-церемониальных и др. форм искусства.
2. Праздничная культура - исторически-конкретная человеческая деятельность, от поколения к поколению накапливающая и воспроизводящая опыт, навыки и способы подготовки, проведения и оформления (организации художественной среды) празднеств при разнообразии их типологического ряда. Она - разновидность материально-духовной культуры общества, интегрирующая совокупность природно-космических, национальных и общечеловеческих факторов.
3. Художественное оформление празднеств - полафункциона-льное явление праздничной культуры, специфический вид творчес-ко-организационной и подготовительно-исполнительской деятельности, объединявший взаимодействующие процессы сценарно-драаа-тургической (программно-церемониальной), режиссерско-постано-вочной и сценографической работы.
4. Праздничный город - конкретно-историческая и специфическая среда жизнедеятельности людей в условиях нестандартных социодинамических и коммуникативных связей и процессов, функционирующая в рамках ограниченного времени и в пространстве, преображенном в новое художественное качество по законам "Большого театра" под открытым небом и экспозиционно-выставоч-ного искусства. Его колористика, цветовая палитра - универсальная, динамическая, "закодированная", национальная и общечеловеческая, символико-мифологичеокая и социально-психологическая программа, варьирующая на практике исторически-традиционные, народные и государственно-регламентированные параметры цветовой праздничности.
5. Художественная среда содержит функционально-прикладное" назначение и "эксплуатирует" целостную систему приемов,
средств, элементов, апробированных исторический опытом подходов, принципов и способов эстетической интеграции - праздничного пространства и маскирования (декоративного ксстюмиро-вания) участников-исполнителей театрализованных зрелищ и представлений.
6. Историческая практика армирования художественной среды празднеств - непрерывный поиск новых образно-содержательных средств декоративной выразительности при непременном сохранении "исторической памятью" ценностных приобретений культуры
и определенном балансировании традиции и новаторства.
7. Исторически-конкретные праздники, праздничная "культура, практика художественного преображения города - материально-водное ("опредыеченное") выражение индивидуально-личностного и общественного настроения, отражение мировоззренческих позиции, мифологических тенденций, культурного уровня народа, являющегося субъектом, в праздничной ситуации межличносного общения.
8. дальнейшее функционирование праздничной культуры и художественного оформления празднеств зависят: от умелого возрождения накопленных историей ценностей духовной культуры, гуманизации и демократизации общества, ог постепенного и поэтапного вхождения отечественной культуры в общечеловеческий процесс развития, от всесторонне продуманной тактики и стратегии совершенствования всей организационно-подготовительной работы.
Апробация работы и практическое внедрение результатов исследования, диссертация обсуждалась на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников и на кафедре теории и истории культуры банкг-Петербургского государственного института культуры им.Н.К.Крупской. Результаты исследования автором докладывались на более чем пятидесяти Всесоюзных, Все-россииских .региональных, городских научно-теоретических и практических конференциях, сессиях, семинарах, тематических встречах и пр. Только за последние десять лет диссертант выступил с докладами:
I. Особенности художественного оформления кассового праздника 1980-х гг. (Научно-практическая конференция ЛП1К им. Н.К.Крупской "Сцекарно-реяиссерские проблемы массового праздника" - 1581, декабрь).
2. Пространственно-художественное оформление к празднованию юбилейных торжеств (Всероссийский семинар режиссеров театрализованных представлений, Москва, ВТО РСФСР - 1982, февраль).
3. Декоративно-оформительское искусство и праздничный город (Теоретическая конференция "Человек. Художник. Среда", Лен.отделение Союза художников РСФСР - 1983, октябрь).
4. Проблемы праздничного города в художественной культуре первой половины ХУШ в. (научная конференция "Русскоо и зарубежное искусство ХУШ века", ЛГУ - 1984, декабрь).
5. Первомайские праздники периода первой русской революции (научная конференция "Вопросы истории, историографии и источниковедения революции 1905-190? гг. в России", ЛГУ - 1985, декабрь).
6. Иа истории праздничных метаморфоз дворцовой площади (ХУ1 научная сессия исторического факультета ЛГУ "Проблемы отечественной и всеобщей истории" - 1987, апрель).
'/. Проблемы праздничного оформления города и наглядная агитация. История и современность (Республиканский семинар художников-оформителей, ЧАССР, г.Чебоксары - 1988, февраль).
8-9. Выступления на Всероссийском семинаре -режиссеров театрализованных представлений и праздников - Москва, СТд РСФСР; "Некоторые проблемы праздничной культуры на современной этапе" (1989, декабрь), "Кризисная ситуация современной праздничной культуры" (1991, март).
Материалы диссертации автором используются: при чтении специального курса " История сценографии массовых праздников" для студентов дневного и заочного обучения кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников С.-Петербургского гос.института культуры; спецкурса "Историй декоративно-оформительского искусства" и общих курсов по истории русского дореволюционного и советского искусства - на историческом факультете cno.Kf,в Институте повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных наук при ciicsry, спецкурса "Художественная среда праздничного города" в С-Пегербургском Высшем художественно-промышленном училище им.В.И.Мухиной. В течение ряда лег диссертант проводил занятия по данной проблематике: на кафедре этики и эстетики Института повышения
квалификации работников профтехобразования; на факулыегих -повышения квалификации ЛГИК им.Н.К.Крупской, художников-оформителей при Дворце культуры ии.С.1!.Кирова, на курсах повышения квалификации работников учреждений культуры и искусства при Управлении культуры Леноблисполкома.
Основное содержание диссертации автороц изложено более чем в 50-ти публикациях, общий объемом свыше 50 авторских листов, в том числе в двух монографиях - "Праздничный город« Искусство оформления праздников. История и современность" (Л.: Худонник РСФСР, 1987) и "В город пришел праздник. Из истории художественного оформления советских массовых празднеств" (Л.: Аврора, 1973).
Выступления на конференциях, груды и выводы диссертанта используются исследователями культуры и искусства, педагогами и специалистами в области постановочной рениссуры и сценографии празднеств, культурно-просветительной деятельности. Опи нахсгдят положительную оценку в прессе. Автор работы практикует и разнообразные формы пропаганды праздничной культуры и художественного оформления в газетной периодике (более 20 статей), ив телевидении, в публичных лекциях общества "Знание".
Материалы диссертации могут помочь специалистам в дальнейшей историко-теоретической ц практической разработке исследуемых проблем, в учабдо-чвгодичвслрй рабдцв, в делз организации праздников и формирования их худодаегвешюй среды.
Структура диодертнцииу Цели и задачи яоолодования определили его композиционное построен!?«» последовательность я взаимосвязь отдельных частей и глав, помогающих теоретически и практически рассмотреть феномен художественной среды праздничного горолв кок явленна отечественной культуры, Диссертация объединяот два тома. .'Пзрвый (объемом 'Й4 стр.) - содержит основной текст, состоящий из введения, четырех частей (девяти глав) и заключения, перечень принятых сокращений и список попользованных источников - литературных (870 наименований: 85^ - нв русском и 16 - на иностранных языках) и архивных документов» Второй том (ооъзмом '¿57 стр.) включает; примечания И дна приложения. Первое - "Из антологии дореволюционных и опвв1'сни>. праздников к истории их убрзнсгнз" (фрагменты из 5Ь архивных, впервые ьубликувинх, документов - 1,5 л.). Вто-
рое - Краткий биографический словарь художников-оформителей конца ХУП века - 1980-х гг., упомянутых в тексте (более 530 Имен, объем - 4 п.л.).
Приведенные в антологии архивные документы, иллюстрируя основной текст, позволяют полнее представить конкретную декоративно-оформительскую практику, методику и стиль организационно-подготовительной работы, в целом - процесс формирования художественной среды праздничного города ХУШ-Х1Х веков.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИИ РАБОНЫ
Бо введении обоснованы актуальность темы исследования, определяются общие цели и основные задачи работы, ее методологическая база, представляют объект и предмет анализа. Автор полагает, что феномен праздника - универсальная форма человеческого поведения и коллективного общения, публичного выражения радости и веселья, утверждения или насмешки, любви или презрения, совместного переживания горечи утраты или демонстрация верности светлой памяти. Диссертант исходит из того, что праздник - явление мобильное и быстротечное, неповторимое в своей уникальности: он не поддается "тиражированию", хотя в диалектике своего развития воспроизводит опыт праздничной памяти. В акте гтого исторического воспроизводства взаимодействуют новое и инвариантное, конкретно-национальное и общечеловеческое, дающие первоначальный толчок формированию целостной структуры праздничного универсализма. В коллективной памяти живут подвижность традиций, динамика новаторства, вековой опыт и устойчивый уровень культуры, элемент этнического^ самосознания народа, когда традиции способствуют возникновению у людей национально-этнического "притяжения", сходных переживаний, укрепления чувств патриотизма и национальной гордости. Полифункциональная природа праздничной культуры потребовала в едином комплексе рассмотреть теоретические, исторические и современно-практические аспекты ее развития через сущность праздника и формирование художественной среды праздничного города.
Чисть I. Праздник» Праздничная культура, ¿екоративно-о^рмительское искусство: исгорико-теорегические проблемы
Глава первая. Праздник и праздничная культура. Глава посвящается философско-кулыурологическому осмыслению праздника. Отталкиваясь от определения сущности праздника, данного в словарно-справочной и энциклопедической литературе ХУШ-XX веков, от его "прочтения" в специальных отечественных и зарубежных исследованиях, диссертант предпринимает попытку выявить не идеально-чистую модель феномена, а наполнить ее социально-историческим и художественно-культурным содержанием. Праздник предстает и как социально-художественное (на грани жизни и искусства), и как специфическое явление процессуально-деятельной модальности культуры, проистекающее из двух способов контакта человека с человеком - коммуникации и общения, зависимых, в свою очередь, от степени активности "сущностных сил" человека (К.Марко).
В праздничных формах коммуникаций и общения в нерасторжимое целое переплетаются материальное и духовное, точнее, происходит одухотворение материального в условиях свободы праздничного поведения. Раскрепощается эмоционально-психическая энергия личности, проявляется не только общение человека с человеком, но и с природой, с естественней и искусственной средой (экология праздника). Следуя за мыслью Л.Фейербаха, автор реферируемой работы считает, что потребность в общении особенно необходима в празднества, когда человек видит себя в других и когда "подобное радуется подобному".
* Во время праздника осуществляется процесс практического познания и самопознания человеком мира людей и вещей, освоения культуры, тренировки памяти, приобретения навыков общения, массовой суггестии, Боепитания личности - в целом совершается инкультурация и социологизация человека и последний выступает как "продукт" творения праздничной культуры.
Праздник не просто элемент человеческой культуры, художественно-эстетический способ игрового (зрелищно-театрализованного) освоения мира, но и промежуточное ззено между реальной жизнью и искусством, интегрирующее с помощью творческой деятельности диалектику единства бинарных противоположностей - "смехового" и "серьезного" начала. Праздник в границах сво-
бодного времени предопределен взаимоотношениями и природного, и биологического и социально-исторического времени в жизни человека, обладает своей особой, внутренней доминантой выражения чувств. Его можно определить и как "высокий досуг", временем,по мысли Э.В^Соколова,"высокоцеяностной деятельности, регулярно возобновляемой, реализующей обещпринятые ценности и идеалы."
Праздничная культура через игровую театрализацию и сформированную художественную среду в историческом пространстве и времени транслирует производство, потребление и воспроизводство материальных и духовных ценностей. Опыт праздничной культуры, как явления особой жизнедеятельности не только историчен, но и обусловлен природно-географическими (природно-климатичео-киыи), народно-национальными (этнографическими), сословно-клас-совыми, профессиональными, возрастными и другими факторами, взаимопроникновением общего, особенного и единичного, противоречивым взаимодействием народной (сельской, деревенской, фольклорной) и городской (цивильной) праздничной культуры.
Иогоричеокий подход к познанию отечественной дореволюционной и советской прездничной культуры позволяет глубжо представить ее в филогенезе и онтогенезе, в рамках грех прошедших столетий. Это помогает осветить онтологические (материально-духовное, общественное и природное начало праздничных бытия и деятельности человека), аксиологические (морально-нравствзн-ное, полишео-идеологическое и художественно-эстетическое содержание праздника) к прогностические характеристики праздич-ной культуры и целом,
В центре внкценля диссертанта - отечественная праздничная культура нового и ьоье/шего времени, сохраняющая, особенно в своих народных огвотнлепинх, черты ирхоизма, мифологии и синкретизма, но в циеилишх условиях урао'анизации городской жизни, становящаяся все Оолое дифференцированной, обслуживающей самые разные слои и классы общестьа. В послереволюционный период, при внешней декларируемой демократизации жизни, в праздничной культуре преобладало агитационно-пропагандистская "кампанейщина" классово-сословного противопоставлен го имя празднеств диктатуры победившего класса общества, н* сути дела и вен культурно-просретигельная деятельность, организационно-
здготовигельная (и оформительская) работа осуществлялась в эстком режиме командно-административного тоталитаризма.
Не затрагивая аспектов типологического и структурного ада советского праздничного календаря, достаточно полно изу-знного культурологией, диссертант подчеркивает, что в период глыа личности происходила крайняя политизация праздничной 'льтуры, контролируемой волевой регламентацией руководящих ¡ртийных инстанций. В ной, имевшей определенные исгоричес-1е предпосылки, проявлялся некий дуализм: нередко искренний, I направленно "подогреваемый" энтузиазм обманутого пропаган-1Й неомифологии народа, и одновременно боязнь массового об-¡ния людей. Манипулирующая сознанием масс праздничная кульгу-I воспитывала определенный тип празднующего человека-"винти-|" огромной государственной машины. Эта культура деиндивиду-шировала личности, растворяла ее в общем безликом коллек-[ве, слепо верящем в светлое и лучезарное грядущее человаче-■ва. Еще и сегодня я-ивучи антидемократические тенденции, ука-1яия и запреты, стандартизация в сценарной драматургии, поо-новочной режиссуре и в художественном оформлении: долгие го-[ застоя способствовали стагнации, кризису праздничной куль-
РЫ. ' 4
Глава вторая, декоративно-оформительское искусство и хитектурная среда города ХУШ-ХХ веков. Художественное оформ-ние городских празднеств в главе рассматривается как форма радения красоты синтезированного мира, как средство и спо-б художественного преобразования среды, диссертант подходит практике декоративного убранства как к функционирующей сис-ме праздничной культуры, содержащей недифференцированное инство конкретно-предметной художественно-эстетической дея-льности. В процессе своего производства оформительская прак-ка создает "продукт" (убранство) для "потребления" участники и зрителями того или иного празднества. В этой "продукте" конечном итоге акта творчества вещно сконцентрированны его илитарно художественные и угилитарно-символико-образные ка-ства. Но в XX веке в праздничной культуре усиливается от-ркенне духовного от материального, отчасти репродуцируются рмы праздичнои жизнедеятельности, нацеленные на усредненно-авнительную "массу людей". В художественном декорировании
постепенно возобладают оформительско-интеграционные, конструктивно-дизайнерские начала, вытесняющие одухотворенно-рукотворное и неповторимо-человеческое.
В целом в оформительской практике в некоем единении выступают "праздник декора" и "декор праздника". Ее специфика допускает достаточно свободные соотношения рационально-логического к эмоционального, утилитарного и художественного, символи ку, гипероолу, метафору, гротеск и пр., порой и просто красочную "безыдейную" нарядность, в процессе художественной трансформации среды и человека используется все, что способствует полному или частичному маскированию пространства, облика участника праздника, декорирование впитало в себя "нечто" от изиоразительных, пластических, цэиументальных искусств, от архитектуры и дизайна и служит масштабным модулем между человеком и природой, одновременно являясь актом индивидуального и коллективного творчества. Но оформление среды обладает и своей спецификой, имеет четкие границы и жанровые возможности, живет по законам особой "декоративной психологии".
Эту проблему современная наука справедливо ставит в контексте с архитектурной психологией, работающей на трех уровнях - биофизическом, ориенгационно-информационном и культурно-ценностном. При взаимодействии временных декоративных элементов с архитектурой возникает "принаряженная" среда, "учитывающая" или, наоборот, "игнорирующая" постоянную архитектурную форму, точнее - украшаемый объект. Но в любом случае с помощью своих изобразительно-выразительных средств (цветом, силуэтом, размером, композицией, динамикой и ритмическим строем) декор "транслирует" на человека смысловую направленность празднества, нарядно-зрелищно при этом, изменяя окружение, когда человек, по выражению К.Маркса, "...созерцает самого себя в созданном им мире".
В главе констатируется, что в первую четверть XX столетия появляются новые методические и эстетические принципы художественной организации среды, заимствованные во многом из архитектурно-строительное практики, использующей в градостроительстве консгруктиьно-функциональиые и индустриально-типовые приемы. По мнению диссертанта, эти обстоятельства в немалой степени способствовали росту "'аскетизма" декора в целом.
Ь убранстве праздичного города, начиная с середины 1920-х годов, стали преобладать принципы утилитаризма, производственно-технической эстетики с ее подчеркиванием геометризации, точным расчетом, объявивших воину "чистой" декоративности. Этот подход с новой силой воскрес в конце 1950-х годов, в период начавшейся борьбы с гак называемыми "излишествами" в архитектуре. Продолжает он жить и в 1980-х годах, в условиях повального господства брутальной архитектуры, базирующейся на использовании индустриально-блочных структур, деталей и вариабельных узлов. Изменилась при этом и практика эскизного проектирования художественной среды города. Она уже, как правило, основывается не на живописно-рукотворной культуре сценографа, а на принципах архитектонического построения, пространственного мышления, умения пользоваться не кистью, а линейкой, лекалом, циркулем, коллажем, аппликацией, цветовым тонированием и дополнением на фотооснове.
Глава третья. Праздничный город и его цветовая палитра. В главе отмечается, что в исследованиях советских и зарубежных архитекторов-практиков, теоретиков и историков архитектуры, художников и культурологов обычно вне сферы их внимания остаются проблемы организации и функционирования праздничного города. А между тем, архитектурно-организованное пространство города с четкой градообразующей структурой-соткой ("ядром" -планировкой, "тканью" - ее внутренним квартальный наполнением и "плазмой" - архитектурой крупных и малых форм, рекламой, витриной, наглядной агитацией, объемно-пространственной коммуникативной информацией и пр.) уже само по себе диктует движение потоков празднующих, определяет маршрут их шествия, основные места проведения церемониальных действ, пластические доминанты урашения.
На примере исторически сложившейся планировочной структуры Москвы и Санкт-Петербурга-Ленинграда в главе обращается внимание на практическое функционирование празднеств в границах городской территории, делаются выводы, что: в праздничном городе происходит направляемая и одновременно саморех^лируе-мая организация проведения людей; в его художественно-оформленной среде выявляются исторический опыт и навыки украшения, Формируется 'чзреживвеиое пространство", насыщенное зрелищной
- ги -
театрализацией, живущей по законам "большого театра" и "большого зеркала"; праздничный город - масштабная сценическая площадка, интегрированная средствами сценографии и экспозици-онно-выставочного искусства.
Значительная часть главы посвящена анализу слабо изученной проблематики цветовой палитры праздничного города, содержащей, динвыически-развивающуюся "закодированную" программу -национальную, социально-психологическую, общечеловеческую (космическую, природно-мифологическую, символическую). Это позволяет ставить вопрос об историко-традиционной преемственности и модификации универсализма праздничной колористики. Автор диссертации убежден:
- в праздничном городе цвет выполняет конструктивно-формообразующие, масштабные, декоративно-эстетические функции, выражая "смеховое" или "серьезное" содержание празднества, зримую и смысловую семантическую ассоциацию радостного веселья или сдержанной торжественности;
- историзл цвета в своей памяти хранит свободу связей и столкновении цветовой полифонии народной культуры, народной декоративности с цивилизованной городской культурой, устанавливающей определенную субординацию в "потреблении" цвета.
Эти выдвинутые положения диссертант подтверждает многочисленными примерами из истории "цветовой одежды" отечественного дореволюционного и советского праздничного города. В пер выи послереволюционный период известной колористический вспыш' ки в экспериментальных работах оформителей в силу ряда, в.основном политико-идеологических факторов, господство получит красный цвет, постепенно "узурпировавший" палитру города. Только в исключительных случаях в последующие десятилетия допускались изменения в застойной политике ЦЕета. Изучение«цветовой колорисгики праздничного города ХУШ-ХХ вв. позволяет сделать выводы:
- цветопскхологический конфликт предопределен или непрерывно возрастающей интенсивностью цвета, или напряженными, дробными и неустойчивыми фориами, плоскостями и объемами слож ной конфигурации;
. - цвет лучше воспринимается на простых, устойчивых струк гурвх, построенных на плавных сгармонированных линиях, с четк читаемым силуэтом и конструктивной основой;
- неприятие цвета и формы вызывает все незавершенное! логически не оправданное, громоздкое, немасшгабное среде и человеку;
- и, наоборот, спокойным и легко воспринимаемым "дополнением" к привычному пространству выглядит все то, что не загромождает его, не вносит ощущение подавленности, тяжести, лжемонуменгальности.
Часть П. Художественно-декоративное оформление праздничного города
Глава первая. Праздничное убранство Москвы и Санкт-Петербурга (конец ХУП - нач.ХХ вв}. Основное внимание в главе концентрируется не на историко-искусствоведческом анализе художественно-эстетической ценности декоративного убранства города (хотя без него полноценный анализ полифункциональной праздничной культуры просто невозможен), а на аспектах орга-визационно-подготовительной деятельности, оформительско-ио-юлнительской работы по интеграции среды праздничного города, 1а подготовке профессиональных кадров и формах привлечения к Убранству всех доступных творческих сил.
В качестве предмета анализа сознательно отобраны крупнейте городские торжества о(йдегосударственного "ранжирования" -юбедоносные, коронационные и юбилейные празднества. Это сде-1ано не случайно: во-первых, сохранилось достаточно много ис-:одного источникового материала, значительно дополненного ав-ором диссертации новыми ранее неопубликованными архивными окументами; во-вторых, на эти торжества отпускались огрои-ые материальные и финансовые средства, задействовали» все еобходимые организационно-подготовительные структуры - от ысших законодательно-распорядительных и до низших исполни-ельских служб; в-третьих, подобные празднества являли при-ер практической художественной интеграции "всего города" и еже - его локальной территории.
В главе выявляются основные приемы, средства, способы элементы художественного оформления среды, практикуемые в ГП - нач.ХХ веках и порой используемые "по инерции" и й пер-ае послереволйционные годы в убранстве городов: триумфаль-¿е вороте (арки), победоносные столби, пирамиды, колонны, .
обелиски, декоративные тумбы, смотровые и сценические площадки (беседки, эстрады, павильоны, трибуны и пр.); разнофигурные сооружения, декорированные живописными вставками (панно, картинами, плакатами, портретами, подсвеченными транспарантами); театрализованные установки с усложненной машинерией, декорациями, ангураг.ем и бутафорией; монументально-декоративная скульптура и рельефно-орнаментальная с символическим значением пластика (картуши, вензеля, эмблематика, маскароны и пр.); апробированные вековым опытом традиционные элементы уоранства (системы флагов, стягов, знамен, флагштоков, вымпелов, офлаж-ки, орифламмных полотнищ и т.д.); природно-есгественный декор (живые цветы и ветви, гирлянды, цепи и зелень, деревца в кадках и пр.).
Затрагиваются аспекты взаимодействия изобразительного и текстового ряда (пословицы, поговорки, историческая, мифологическая, светская и духовная сюкегика, символы и эмблематика, пояснительные надписи-девизы, "кэнклюции" и пр.), помогающие наглядно-зрелищно и образно раскрывать идейное содержание и пропагандистскую направленноеть того или иного празднеотва. Изучается лолистилизи художественного оформлении, живучесть рудиментов самых разных направлений - от барокко до модерна. Отмечается, что практика отечественного декорирования шла в ногу с общеевропейскими исканиями и в этом плане входила в общий поток человеческой цивилизации и культуры.
Глава вторая. Художественное оформление социалистического праздничного города (1918-1987 гг.). с оформлении первых советских празднеств уживались, хотя порой и бурно противопоставлялись одна другой две полярные тенденции; одна - использование традиционных приемов убранства, рассмотренных в предыдущей главе, и другая - частичный или полный и бескомпромиссный отказ от привычно-устоявшегося во имя поиска новой декоративной выразительности. На конкретных примерах прослеживается борьоа традиций и новаторства, становление новой оформительской эстетики в ее "приложении" к художественной среде города.
Истории худодеси.еншго убранства за прошедуие послереволюционные деенгпле'онн позволяет обозначить некоторые особенности .1у«1КЦаош!роьания нто.' т^.рчецкол деятельности. На
практике проявлялись два основных методологических подхода -украшения и оформления, выражающие или чувственно-нарядное или рационально-конструктивное начала, что оборачивалось го торжеством и буйством красок, го обезличенно-дизайнерской конструктивностью в духе технического эстетизма, го унылым стандартным украшательством.
Значительное место в главе отводится анализу организационно-подготовительной и культурно-просветительной деятельности в области преобразования городской среды в период празднования общественно-политических и историко-революционных торжеств, юбилейных дат и некоторых театрализованных празднеств международного значения. Практика декорирования обозначенных праздников помогает понять ценностные накопления и просчеты в области художественной интеграции праздничного города, раскрыть многоступенчатую административно-бюрократическую исполнительскую систему с ее заорганизованностью, установочным <5у-маготворчесгвом, убивающими энтузиазм, желание искать и экспериментировать.
Однако при значительных художественно-эстетических "издержках" и застое в практике художественного оформления (повсеместная плакатная лжемонументальносгь и парадность, безадресная лозунговая призывность, эксплуатация в убранстве уныло-однообразных, "дежурных" стандартов и приемов, клишированных символических элементов), диссертант показывает жизненность основополагающих принципов убранства, таких как: подчинение декорирования разработанным и утвержденный схемам-планам; свободная комбинаторика в размещении оформительских средств и элементов - прямолинейнофронтальная, отупенчатая, криволинейная, зигзагообразная, шахматная и пр.; активное использование (наряду с традиционными) новых синтетических материалов и красителеи, достижений технического прогресса; апробирование на стадии эскизной подачи убранства приемов дизайнерского проектирования, предпочтения проектной фиксации на макете, на перспектике-раэвертке, введение монтажно-аппликаци-онных, живописных и фотографических Фрагментов - фронтальных, раккурсных, косоугольных и пр;
часть Ш. декоративное убранство театрализованных праздников ЩЦ в. - 1980-е гг.
Анализу художественного оформления театрализованных празднеств предшествует краткое философско-теоретическое осмысление феноменов театра, театрализованно-зрелищного представления, игры, без которого невозможно изучать исторический опыт и современную пракгику декорирования народных гуляний и карнавальных шествий.
глава первая. Художественное оформление народных гуляний. По мнению автора, убранство народных гулянии прошлого и настоящего содержит информацию многовекового опыта языческих, фольклорных и сакральных традиции, соединяет "архаику" деревенских и современность городских праздников и балаганных забав, самодеятельное, полупрофессиональное и профессиональное творчество, функционирующее на уровне "урбанизированного фольклора", "второго фольклора" - "низкого" ("низового"), "срединного" и "высокого" искусства. Анализируются народные гуляния б дни коронационных торжеств, в дни природно-языческого и православного Праздничного календаря, в советским период - в дни профессиональных парковых: праздников и общественно-политических торжеств. Автор диссертации суммирует выводи:
- стилистика убранства народных гуляний более устойчива и в этом плане относительно "консервативна", менее подчинено изменениям архитектурного стиля времени и на протяжении веков • сохраняет почти I полной неприкосновенности набор своих выразительных срсдШ'н;
- практика украшения народных гуляши; допускает большую свободу в процессе художественного преобразовании территории зрелищ, ни которой размещаются запроектированные временные сооружения}
- относительное отсутствие одерживаешь'. регламентации в украиении гулянии позволяет декораторам широко использовать
в работе комбинаторику рисунка, композиции, цьетв, форм, объемов, плоскостей, свободно моделировать в исторических пространстве и времени орнамеигал.'.ньии и изо срази тельными мотивами, символами и эцОлемами, аллеюринии, уподоблениям'! и пр.;
- декоративное убранство народных гуляний выступает в сачесгве своеобразного "симбиоза" профессионального и самоде-нельно-народного творчества и искусства, удовлетворяющего грежде всего художественные вкусы и представления народных (всс о красоте.
Глава вторая. Убранство карнавальных праздников. Оттал-сиваясь от теоретической модели средневекового карнавала и ¡редневековой праздничной культуры, столь блестяще раэработан-юй философской, культурологической и литературоведческой цы-лью, диссертант изучает ее историческое развитие в контексте |Гечественной культуры и исходит из того, что карнавал, как ¡пецифическое явление театрализованных зрелищ и представлений, юявился в России во время Петра I. Он усвоил опыт европейской :арнавальной культуры и традиции отечественных народных и хри-тианских шествий-ритуалов. Оформляя карнавал и маскируя (передовая) его участников, художник-декоратор трансформирует все движущееся пространство" (часто и маршрут движения пеотвия), вободно и вольно обращаясь с элементами убранства, нередко' .опуская смелое, не знающее ограничений, смещение стилей, оти-истик, модных направлений, неистоадиуп фантазию и разнообраз-ую выдумку.
¿у«ается, что можно говорить о попытках возрождения карна-альной культуры в послереволюционные десятилетия, правда учи-ывая "искажения" этой культуры вследствии политизации и идео-огизации, убивающих карнавально-смеховое и сатирическое нача-а, свободу поведения. Исторический опыт показывает, что карна-альное маскирование участников шествий и декорирование разно-
0 рода "статических" и "динамических" устройств в обязательном орядке предполагает использование сатиры, юмора, высмеивания
разоблачения всего регрессивного, иепающего осуществлению асоких идеалов и устремлений.
В современных условиях жизни карнавал, гак и не обретя злаемой массовости и всеобщей праздничности,, все же благодаря рисущей ему фантасмагорической "перевернутости" жизни ("жиз-
1 наоборот"), затейливости и игровой неожиданности, ведопусти-зго в повседневности сочетания реального и ирреального, прав-
1 н вымысла, серьезного и сыехового остается незаменимой фор-зй зрелищной праздничной театрализации.
История художественного оформления карнавилов ХУШ-ХХ веков позволяет утверждать: маскарадно-театрализованный декор осуществляет функции пропаганды и агитации своего времени, иаски и костюмы выполняют не просто развлекательные функции -они содержат информацию познавательного, политического, просветительного, культурно-воспитательного характера; временные декоративные установки и карнавальный костюм, где-то "закрывая" истинное лицо своего времени, допускают "вольный историзм" в освещении факторов, событий, свободу в цветовой раскладке и стилистике, трансформацию моды, шарж, преувеличения и пр.; одежда и антураж шествий выполняют и знаково-ролевое предназначение своего рода семиотеческой системы, отражающей микрокосм национальных и морально-нравственных устоев обществе.
Часть 1У. Световое оформление праздничного города (конец ХУП в. - середина 1980-х гг.
Первая глава. Искусство иллюминации и "световой прхигек-туры". В научный обиход прочно вошли терминологические определения - "световая архитектура", "свегоживолись", "сьбтогри-фика", "свегоплвстика", "художественная интеграция света", "световое моделирование пространства" и т.д. Световое декорирование - особый вид пространственно-пластического творчества, обладающего, к примеру, как и музыка, кино, театр исторической временной протяженностью, архитектоническом к цветовой структурой. ино - специфическая разновидность культуры и хуложоственно-оформительского искусстьа и деятельности, предназначенной для эстетической интеграции пространственной среди городи или территории праздника средствами свето- и цвегоплпетики, для продления (продолжения) зрелищно-преображенного облика городской среды в вечернее и ночное время. Однако световая иллюминация И светодекор в целом более тесно, чем дневное украшение, связаны с архитектурной стилистикой, подчинены готовой архитектурной форме, хотя способны гакье полностью или частично маскировать архитектурно-организованное лростран'пчю . ,'од», затушевывать и неузнзБчомо и.; менять пластику и ко 14 игу рацио объемов и плоскостей, и< силуэт, мпс^табныи соотношения и пр.
йсслсмуатся ого г организ^ши и тохиическш. приемы иллюминации ХЯЗ - нач.XX веков киым ,>гл<ги, плойками, шкаликнми,
:убастикаш, разноцветными фонариками (спиртовыми, газокали-ьными, керосиновыми) и электрическими лампочками, позже, уже нвие время, газосветными трубками сложной конфигурации -сем тем, что позволяло оконтуривать (иллюминировать, подчер-ивать) архитектурные и пластические объемы, создавать тексто-ые, орнаментально-изобразительные элементы с помощью статиче-кой или динамической ("бегущей", "пульсирующей", ритыически-спыхивающей) иллюминации, иногда снабженной регулируемой ав-омвтикой цвето-эвуковой программой - цветомузыкой.
Выявляются основные зрелищно-выразительные и художествен-о-технические приемы светового оформления среды праздничного эрода - простого (прямого), выборочного подсвета, заливающе->, встроенного, отражающего, рассеивающего, исходящего (изучающего), силуэтно-контурного, ударного, рефлексирующего, змбинированного и пр.
Практика "световой архитектуры" требует строгого соблю-зния основных методологических принципов в использовании эедств своей зрелищной выразительности: желательную взаимо-шзь дневного и вечернего оформления, продумывание свегоплас-ши с колористикой архитектурного пространства, учет допустимо порога светоцветовой нагрузки нв психику празднующего ¡ловека.
Вторая глава. Зрелищное искусство пиротехники. Огмечает-(, что с конца ХУП века зрелищное действо ракетных огней ак-[вно входило в убранство среды вечернего праздничного города, пор диссертации рассматривает органиэационно-подгоровитель-ю и исполнительскую работу по устройству пиротехнических вдставлений, выявляет многие ранее неизвестные имена сцена-сгов, составителей текстов и символов, проектантов ракетных тройств, бомборднров-пиротехников, рисовальщиков тевграли-ванных декораций - в целом круг оформителей "геатрума феиер-рков". Пиротехническое представление являлось на практике йством синтетического вэаимодеиствия изображения, света, ета и звука. И хотя эстетикой ХУШ-Х1Х веков оно подавалось к просто "огненная забава", "потеха", "ребяческая игрушка я глаза и слуха", "приятное удовольствие" (Л.-Г.-К.Икоб) и забавы стоили немалых средств и нередко оканчивались че-веческими изргвамй.
Затрагиваются причини постепенного затухания фейерверочного искусства в России к концу XIX столетия, главные из которых заключаются в значительном уменьшении материально-технических расходов на их организацию и проведение, в перенесении зрелищ с центра города в парковые зоны, в вытеснении искусств! "живого огня" и пиротехники электрической иллюминацией, диссертант констатирует, что в современных-условиях искусство фейерверков становится все более локальным и ьемасштвбним и чаще заменяется военными салютами с редким добавлением фигурных ракет и светящихся устройств. Это привело к утрате пиротехникой некогда активной роли ь деле театрализации и преобразования художественной орелы праздничного города.
В заключении подводятся итоги проделанного исследовании, суммируются выводи, вакнейише из которых отражены в положениях, выносиуцх на защиту. Определяется научно-практическое значение работы, посвященной поставленной проблематике. Автор ее убежден, что без знания истории прошлого развития отечественной праздничной культуры немыслимо ни ее теоретическое, ни исторически-практическое осмысление и моделирование на ближайшее будущее.
Задачи дальнейшего функционирования праздничной культуры видятся автору диссертации в том, чтобы: использовать вое фор мы и канры праздников в деле социально-культурной активизации народа £0 имя очищения духовно-нравственной атмосферы жизни, гармонического развития каждой личности; вести всесторонние, научно и методологически обоснованные и проверенные историческим опытом поиски путей совершенствования всей организационной работы в области формирования художественной среды города, приобщения к нему (¡¡а общегосударственном уровне) художников-профессионалов разного профиля, целенаправленной и серьезной подготовки художников-постановщиков,
диссертант полагает: вероятностное функционирование праз дничноп культуры возможно на основе конвергенции, синтезирования общечеловеческого и конкретно-национального (народного) факторов с непременным возрождением утраченных в XX столетии, в силу ряда объективных и субъективных причин, животворных истоков отечественной праздничной культуры. Автор исследования уоежден в актуальности рассмотренных им вопросов и очи-
raer, чю аспекты теории, истории и современной практики преобразования художественной среды првздничного города в контексте исторического развития культуры в целой оствюгоя одной из важнейших проблем в исследовании человеческой жизни и деятельности. Изучение прошлого и настоящего праздников, их модификации, трансформации, функционирования новых форм, вопросы экологии праздничной культуры открывают пути дальнейшего развития социально-художественного явления общественного быгия, имя которому - Праздник.
Список основных опубликованных работ по теме докторской диссертации:
I. Книга и альбомы
1. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность, Л.г Художник РСФСР, 1987 (уч.изд.л,--21,2, 0В1.П0Ч.Л. - 14,2)» 252 с.
2. В город пркиел праздник. Йз истории худоаественного оформления совагских иасоових празднеств. Л.: Ав|»ра, 1973 (уч.изд.л. - 7,4; ввг.печ.я. - 6,8). III о,
3. Пятьдвсйг факелов над Невой. Альоом. Л.: Художник РСФСР, 1971 (уч.изд»л. - 14,8; авт.печ.л. - 2). 154 с.
'+. Изобразительное искусство Ленинграда. Альбом / -Авт,-ooos,: ВЛиГапеева, В.А.Гусев, A.B.Цветова. Л.: Художник PGÍGP» 1981. (уч.изд.л. - 51,4). Раздел - Современное декора-5ШЮ-офораитеяьское искусство Ленинграда (авт.печ.л. - 0,6). +79 с.
5. Смольный в советском изобразительной искусстве. Альбом. Л.: Искусство, 1987 (уч.изд.л. - 13,5; авт.печ.л. -Ь5). Раздел - "Смольный праздничный" (с.73-91; авт.печ.л.
- 0,6). 223 с.
П. Брояюры, буклеты, каталоги
6. Социалистический город и современное декоративно-офор-нительекое искусство. Л.: Знание, 1975 (уч.изд.л. - 2,2; авт. теч.л. - 2). 39 с.
7. Театрализованные праздники в творчастве ленинградских судошшков. Каталог выставки. Л.: ВТО (авт.печ.л. - I). 29 с.
8. Памятник борцам революции на Марсовом поле. Л.: Ху~ аджник РСФСР, 1981 (авт.печ.л. - 0,3).
9. Валентна днопова. Выставка произведений: иозаика, живопись, графика, витраж. Л., 1982 (всгуп.ст.- 0,2 авт. печ.л.).
10. Праздники. Гуляния. Карнавалы. Выставка эскизов, макетов, плакатов Романа Яника. Л., 1983 (авт.печ.л. - 0,4).
11. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / Под ред.Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова. Л.: Лениздат, 1987 (в сост.авт.кол. - 0,1 авт.печ.л.). 144 с.
Ш. Статьи в сборниках
12. Художественное оформление театрализованных зрелищ в Петрограде-Ленинграде в 20-е годы // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. л.: ЛГУ, 1975. Вып.1 (с.130-143; авт.печ.л. - 0,75).
13. А.В.Луначарский и декоративное искусство // Проблемы развития советского искусства и искусства народов СССР. Л.: Институт им.И.Е.Репина, 1976. Вып.У1. С.31-38 (авт.печ.л.-1).
14. Праздничный наряд Москвы и Ленинграда // Театрализованные праздники и зрелища. 1964-1972. М.: Искусство, 1976. С.Ш-155 (авт.печ.л.-I).
15. Советская художественная критика конца 40-х и середины 50-х годов // Проблемы историографии и источниковедения отечественной : всеобщей истории. Л.: ЛГУ, 1978. С.10-21 (авт.печ.л. - 0,7).
16. Декоративно-оформительское искусство и Генеральный план развития Ленинграда // Советское декоративное искусство - 76. М.: Советский художник, 1978. С.139-151 (авт.печ.л. '0,6).
17. Праздник, как-социально-художественное явление // Советское искусствоведение - 79. Вып.1. М.: Советский художник, 1980. С.357-364 (авт.печ.л. - 0,5).
18. Советская художественная критика 70-х - начала 80-х годов // Проблемы искусствознания и художественной критики. Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Л.: ЛГУ, 198г. С.208-223 (авт.печ.л. - 1,2).
19. Некоторые аспекты теории и практики современного декоративного искусства // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Л.: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е.Репина, 1985. вин.XX. С.61-70 (ант.печ.л. - 0,0).
¿0. декоративно-оформительское искусство и праздничный Петербург первой половины ХУШ века // Отечественное и зарубежное искусство ХУШ века. Основные проблемы. Л.: ЛГУ, 1986. вып.З. С.82-9ь (авт.печ.л. - I).
21. Массовые праздники и декоративно-оформительское искусство // Тр.Академии художеств СССР, м.: Изобразительное искусство, 1988. вып.Ь. С.73-93 (авт.печ.л. - 1,8).
¿2. Ленинградский Союз художников в годы великой Отечественной войны // вопросы истории и историографии великой Отечественной войны. Л.: ЛГУ, 1989. С.120-132 (авт.печ.л.-0,8).
23. Первомайские праздники в Петербурге периода первой российской революции // Новое о революции 1905-1907 гг. в России. Л.: ЛГУ, 1989. С.156-165 (авт.печ.л. - I).
24. Художественное оформление народных гуляний XIX - начала XX века // Проблемы изобразительного искусства XIX столетия. Л.: ЛГУ, 1990. Вып.С.232-247 (авт.печ.л. - I).
25. Золотой фонд художественной критики // Пути творчества и критика. Актуальные проблемы. М.: Изобразительное искусство, 1990. С.267-275 (авт.печ.л. -0,3).
1У. Журнальные публикации
¿6. Хизнь - творчество // Нева, 1969. й I. С.206-208, (авт.печ.л. - 0,4).
27. Оформление Ленинграда в дни 50-летия Октября // Искусство. 1969. !й 2. С.37-41 (авт.печ.л. - 0,5).
28. Ленин и революционные праздники // Искусство. 1969. I,'» 10. С.2-5 (авт.печ.л. - 0,4).
29. Ленинград празднует // Декоративное искусство СССР. 1970. Н» 3. С. 14-15 (авт.печ.л. - 0,3).
30. Его профессия - художник // Аврора. 1971. № 3. С.60-62 (авг.печ. - 0,3).
31. Образ Степана Разина в искусстве революционных лет// Искусство. 1971. 1р. 7. С.31-35 (авт.печ.л. - 0,7).
32. Об искусстве массовых $орм // Искусство. 1972. !й 3. С.68-69 (авт.печ.л. - 0,4).
33. Луначарский об агитационной роли искусства // Блокнот агитатора. 1975.. !й 32. С.27-29 (авт.печ.л. - 0,3).
34. Ленинград в будни и праздники // декоративное искусство СССР. 1975. й II. С.12-14 (авт.печ.л. - 0,5).
35. Советское декоративное искусство // декоративное искусство СССР. 1975. te I. С.4748 (авт.печ.л. - 0,3).
36. Искусство наглядного й красочного оформления // Блокнот агитатора. 1976. № 5. С.32-35 (авт.печ.л. - 0,2).
37. Воспитанники и педагога Академии художеств - оформители революционных праздников // Искусство. 1976. N° II. С. 3942 (авт.печ.л. - 0,6).
38. Об этом мечтали в ссылках... // Наука и религия. 1977. № II. С.5-7 (авт.печ.л. - 0,3).
39. декоративное искусство к праздничный город // Искусство. 1978. № 8. С.63-69 (авт.п.ч.л. - 0,6).
40. Фейерверки над Невой // Нева. 1978. №. 10. С.218-219. (авт.печ.л. - 0,2).
41. Старинные фейерверки на Неве // Наука и религия. 1979. № I. С.29-31 (авт.печ.л. - 0,3).
42. Олишшискии наряд Ленинграда // Строительство и архитектура Ленинграда. 1979. № 9. С.26-28 (авт.печ.л. - 0,3).
43. Убранство города в дни 0лимпиады-80 // Строительство и архитектура Ленинграда. 1980. № II. С.7-9 (авт.печ.л.-0,4).
44. По законам красоты. О выставке работ ленинградских монументалистов // Ленинградская панорама. 1983. № 7. С.16-17. (авт.печ.л. - 0,3).
45. Искусство сражалось. Вклад художников в оборону Ленинграда // Ленинградская панорама. 1984. !й I. С.21-23 (авт. печ.л. - 0,4).
■ 46. Русская советская художественная критика. I9I7-I94I гг. // Художник. 1984. I. С.62-53 (авт.печ.л. - 0,3).
47. Праздничный наряд Ленинграда. Художники Петрограда первой годовщине Октября // Ленинградская панорама. 1984. N° II. С.26-28 (авт.печ.л. - 0,4).
48. Агитационно-массовое искусство. Оформление праздников// Художник. 1985. 7. С.39 (авт.печ.л. - 0,3).
49. дарить людям праздник // Ленинградская панорама. 1986. Кг 6. С.16-18 (авт.печ.л. - 0,3).