автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Майны, Шенне Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ"

На правах рукописи

хЙайш/

МАЙНЫ Шенне Борисовна

НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ТУВИНЦЕВ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

005548223 1 5 МАЯ 2014

Кемерово 2014

005548223

Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет».

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Ултургашева Надежда Торжуевна, доктор культурологии, профессор Анжиганова Лариса Викторовна,

доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»;

Ренчинова Цыцыгма Ешинимаевна,

кандидат культурологии, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий ФГБОУ ВПО «ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств»

ГБНИиОУ «Тувинский институт

гуманитарных исследований»

Защита состоится 20 июня 2014 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.006.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17, ауд. 221.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кемеровского государственного университета культуры и искусств и на сайте http://www.kemguki.ru.

Автореферат разослан 29 апреля 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Д 210.006.01 кандидат философских наук, доцент Т.А. Волкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развитие цивилизации в начале XXI в. характеризуется сложными и диалектически противоречивыми процессами, важнейшим вектором которых выступает глобализация. Последней присущи такие явления, как культурный универсализм, унификация, вестернизация. Другой стороной глобализации является стремление к регионализации и локализации культур. В глобализирующемся мире традиционные культуры воспринимаются как фундаментальные опоры, способные противостоять нивелированию и унификации культурных ценностей. Для выявления специфичности культуры того или иного народа следует обратить внимание на регионы, которые в течение столетий создавали и бережно хранили своеобразные национальные традиции.

В Российской Федерации одной из таких территорий является Республика Тыва (Тува). Тува - уникальный регион Центральной Азии, отличающийся многообразием культурных традиций и вызывающий огромный интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Будучи древнейшим населением азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней специфические культуру и мировоззрение, во многом архаичные, а также самобытные традиции. Культура тувинского народа характеризуется особо выраженным национальным своеобразием, широким набором уникальных элементов и форм, к которым относится и праздничная культура.

Праздничная культура тувинцев восходит .своими корнями к традиционным истокам, остающимся ее ядром и питательной средой для развития. Она представляет собой сложный по содержанию, морфологии и динамике феномен, в котором отражаются быт, традиции, религиозные культы, важнейшие, даты истории тувинского этноса, современный общероссийский праздничный календарь.

Одним из основных элементов праздничной культуры, помогающим сохранить национально-культурную самобытность любого народа и развить духовную связь между поколениями, являются народные игры. Природные условия, особенности исторического развития тувинского народа придавали его играм национальное своеобразие и делали их оригинальными, отличающимися от игр других этносов. Однако до сих пор народные игры Тувы - их история, развитие и трансформация - остаются мало или недостаточно изученной областью традиционной праздничной культуры. Изучение народных игр тувинцев в культурологическом аспекте находятся лишь в начальной стадии.

Таким образом, актуальность настоящей диссертационной работы связана с необходимостью изучения народных игр, входящих в «культурное ядро» тувинского народа и способствующих сохранению его национального своеобразия.

Степень научной разработанности проблемы. Для решения задач, поставленных в исследовании, большое значение имеют труды из различных

областей социально-гуманитарного знания: истории, философии, социологии, этнографии, культурологии и т.д.

В культурологическом отношении особую важность для раскрытия проблемы исследования представляют работы зарубежных ученых — Э. Тайлора, О. Шпенглера, Л. Уайта и др., а также отечественных авторов -П. С. Гуревича, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и др. В той или иной степени все они рассматривают теоретические аспекты динамики и содержания традиционной культуры и причины утери ею традиций.

Проблематика диссертационной работы потребовала обращения к рассмотрению понятия «традиционная культура» и его составной части — понятия «праздничная культура».

Для анализа понятия «традиционная культура» большое значение имеют труды С. С. Аверинцева, С. А. Арутюнова, С. И. Вайнштейна, Б. С. Ерасова, С. Н. Иконниковой, В. М. Каирова, А. В. Костиной, С. В. Лурье, Б. Г. Соколова, Э. Тайлора, Л. Уайта, К. В. Чистова, Л. В. Санжеевой и др.

Теория и история праздничной культуры раскрыта в трудах исследователей Л. А. Абрамяна, Д. М. Генкина, Н. Б. Дашиевой, К. Жигульского, А. А. Коновича, А. И. Мазаева, О. Л. Орлова, Т. М. Паренчук, В. Я. Проппа, И. М. Снегирева й др. Авторы занимались вопросами функций, типологии, характерных черт и особенностей праздничной культуры, а также выделили следующие модели праздника: философско-культурную, эмпирико-описательную, мифологическую, рекреативную.

Особый интерес представляют работы Е. В. Алексеевой, В. А. Ленинцевой, посвященные современной праздничной культуре, в которых они рассматривают ее в качестве открытой системы и как одну из составляющих общенациональной культуры.

Понятие «игра» является базовым для нашего исследования. В контексте историко-культурологического дискурса, связанного с игрой, основополагающими являются труды X. Ортеги-и-Гассета, К. Грооса, Р. Кайуа, Й. Хейзинги и др. В отечественной научной школе теоретические аспекты феномена игры отражены в работах Т. А. Апинян, Ф. В. Всеволодского-Гернгросса, Г. С. Виноградова, М. А. Коськова, А. А. Новиковой, В. А. Разумного, Т. Л. Ретюнских, H.A. Хренова и др. Роль игры в современной культуре рассмотрены в работах К. Ю. Баннова,

A. В. Кыласова, К. С. Мухтарова, П. Ф. Сумского.

Также следует отметить работы, непосредственно связанные с темой нашего исследования. Изучению народной игры, ее функций и особенностей посвящены исследования И. В. Абрашиной, Ю. П. Брюховой, Н. П. Орловой, Е. В. Протасовой и др. Игровая культура досуга раскрыта в работе

B. Д. Пономарева. Исследования локальных традиционных игр, а также

интерпретации последних в национальной хореографии представлены в работах О. Б. Буксиковой, М. Я. Жорницкой, А. Г. Лукиной и др.

Особое место при изучении нашей темы мы отвели трудам по тувинской истории и культуре. К ним относятся классические работы исследователей Тувы ХУН1-Х1Х вв. Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа, В. В. Радлова, Н. Ф. Катанова, Н. М. Ядринцева и др.

Исследование тувинской культуры по разным аспектам ее истории и этнографии продолжили ученые XX в. - Ю. Л. Аранчын, Л. Д. Гребнев,

B. И. Дулов, В. П. Дьяконова, М. X. Маннай-оол, Л. П. Потапов, Н. А. Сердобов. Большинство таких работ написано в советский период. Объектом научных исследований в 50-80-е гг. XX в. в основном были появившиеся в социалистический период виды профессионального искусства. Различные аспекты культуры тувинского этноса отражены в работах Н. В. Абаева,

C. С. Нава, Н. Т. Ултургашевой, О. М. Хомушку и др.

Особое место среди работ по исследуемой проблеме отводится трудам, посвященным изучению тувинских праздников Наадым, Шагаа, Ойтулааш. Из них особо следует отметить исследования А. В. Адрианова, Ф. Я. Кона, О. Менхен-Хелфена, Г. Н. Курбатского, А. К. Кужугет, П. Осташкина и др.

К работам, посвященным тувинским играм; необходимо отнести исследования С. А. Ивановой, О. Ч. Ондар, И. Т. Савенкова, И. У. Самбуу, П. С. Серен, А-Б. А. Соскал, А. А. Турчанинова, Л. К. Хергек и др. Описание и правила некоторых тувинских игр мы встречаем в работах С. И. Вайнштейна, Г. Е.Грумм-Гржимайло, Д. Каррутерса, П. И. Каралькина, С. Р. Минцлова, В. П. Ладыгина, П. Е. Островских, Е. К. Яковлева.Использованию народных тувинских игр в физическом воспитании посвящены работы Е. М. Аг-оол, Э. К. Кыргыс, Э. Э. Мендот, X. Д-Н. Ооржак, С. Ы. Ооржак.

Свой вклад в изучение традиционной праздничной культуры и отчасти народных игр тувинцев прошлых столетий внесли составители 7-томной антологии «Урянхай. Тыва дептер» (2009), в которой содержатся просветительские и публицистические работы российских и зарубежных ученых, писателей, путешественников о Туве и тувинском народе.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что проблемы народных игр в традиционной праздничной культуре, вопросы сохранения игр и их использования нашли должное отражение в специальной литературе по истории, философии, социологии, этнографии и др. Однако комплексного культурологического исследования народных игр в традиционной праздничной культуре тувинцев до настоящего времени не проводилось.

Проблема, решаемая в диссертационном исследовании, заключается в необходимости изучения народной игры как элемента «культурного ядра» тувинского народа — фактора, потенциально способного содействовать сохранению и развитию культурного наследия Тувы. Функциональные возможности народной игры в этом аспекте составляют проблематику исследования.

Объект исследования — традиционная праздничная культура тувинцев.

Предмет исследования — роль и функции народных игр в праздничной культуре тувинцев.

Цель исследования — выявление специфики народных игр в традиционной праздничной культуре тувинцев как особого элемента культурного наследия, способствующего развитию национальной культуры.

Цель диссертационного исследования обусловила постановку следующих задач:

1) конкретизировать сущность и понятие традиционной праздничной культуры;

2) раскрыть теоретико-методологические подходы к изучению народных игр в контексте культурологической рефлексии;

3) эксплицировать генезис и развитие народных игр в традиционных праздниках тувинцев;

4) выявить знаково-символическую природу народных игр тувинцев;

5) изучить трансформации и перспективы развития народных игр тувинцев в современных условиях.

Теоретико-методологические основы исследования.

Многоаспектный характер изучаемого предмета и неоднородность используемого теоретического и эмпирического материала обусловили междисциплинарный характер анализа.

В общетеоретическом аспекте исследование опиралось на концепции С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, В. В. Селиванова, А. Я. Флиера.

Историко-культурологический подход представлен синтезом локально-цивилизационной (Н. Л. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) и эволюционистской (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор, Д. Фрезер) парадигм развития мировой культуры, что позволило, с одной стороны, рассмотреть тувинскую культуру как уникальный культурно-исторический тип, а с другой — исследовать генезис и становление тувинской культуры в ее динамике.

Рассматривая народную игру в контексте традиционной праздничной культуры, мы опирались на труды Ж. Пиаже, Й. Хейзинги, Д. Эльконина и др. Необходимость раскрыть смысловое значение народной игры как культурного текста, содержащего ключевые коды традиционной праздничной культуры, потребовала обращения и к семиотическому подходу (Ю. М. Лотман, К. Леви-Стросс, Ч. С. Пирс, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский и ДР-)-

В исследовании также использовались общенаучные методы: сравнительно-исторический, проблемно-логический, системный. Специфика поставленной цели определила применение такого метода, как типологический, который дал возможность определить черты традиционной праздничной культуры. На основе историко-культурологического метода выявлены также временные закономерности развития народных игр в

традиционной праздничной культуре, соотношение исторических событий с культурным контекстом. Обращение к структурно-функциональному методу позволило выявить особенности праздничной культуры тувинцев, а также структуру народной игры во взаимосвязи ее элементов и функций. Также использовался описательный метод, представленный такими приемами, как сбор, обработка и интерпретация материала.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. На основе интеграции философского, исторического, культурологического, социологического подходов к определению сущности и природы традиционной праздничной культуры конкретизированы ее понятийно-теоретические аспекты. Выявлено наличие семантических и смысловых связей данного понятия со смежными по значению терминами «традиция», «традиционная культура», «праздник», «праздничная культура».

2. Выявлены перспективные возможности междисциплинарного подхода к исследованию народной игры, позволяющего осуществить интеграцию различных теоретических позиций в осмыслении данного феномена (философской позиции, исторической, культурологической, психолого-педагогической, социологической, искусствоведческой) и представить посредством данной интеграции исследуемой объект в новом содержательном ракурсе, акцентирующем взаимосвязь его ценностных и функциональных характеристик.

3.На основе историко-культурологического анализа эксплицировано влияние этнических ■ и культурных связей тувинского народа с сопредельными народами Сибири и Центральной Азии на формирование структуру народных тувинских игр.

4. Выявлены семиотические аспекты народных игр; последние в исследовании понимаются как смысл, средство и результат специфической духовно-практической деятельности тувинцев, направленной на целостное воспроизводство, хранение й трансляцию культуры тувинского этноса, ее смыслового ядра.

5. Показаны возможности творческих инуерпретаций народных игр в различных видах сценической хореографии тувинцев: хореографической композиции, танцевальной сюите, вокально-хореографической картине, этно-балете.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявление характера взаимоотношений между понятиями «традиция», «традиционная культура», «праздник», «праздничная культура» определило концептуальные акценты, позволяющие теоретически обосновать правомерность существования дефиниции «традиционная праздничная культура» применительно к комплексу праздников и праздничных традиций, обрядов, обычаев, игр, символических атрибутов, отражающих ценности, религиозные воззрения, быт и нравы представителей конкретного этноса,

обеспечивающих трансляцию социального опыта и взаимодействие человека, общества, природы и культуры.

2. В результате многоаспектного изучения игры как феномена культуры было установлено, что народная игра, понимаемая в качестве особого вида исторически сложившейся деятельности этноса, в качестве части традиционной праздничной культуры, выступает ядром, одним из важнейших оснований традиционной культуры вообще. При этом модификации содержания, формы и смыслов народной игры являются отражением динамики изменений культуры данного социума.

3. Изучение игр в исторической динамике позволяет увидеть за пластами поздних наслоений архаическую игровую культуру, восходящую к ранним формам традиционного мировоззрения и культуры тувинского этноса. Сравнительный анализ показывает, что на формирование и структуру народных игр особое влияние оказали этнические и культурные контакты тувинцев с сопредельными народами Сибири и Центральной Азии (Китай, Монголия, Россия, Бурятия).

4. Народная игра - это культурный текст, содержащий ключевые коды традиционной праздничной культуры тувинского этноса. Она не просто включает в себя отдельные знаки и символы и отдельные тексты, но выступает как целостное семиотическое действо. Игра является способом сохранения национальных духовных ценностей, играет роль идеальных образов-символов, сохраняющих традиционные знания, составляющие совокупный исторический опыт тувинцев.

5. На протяжении многих веков игры стимулировали художественный процесс у тувинцев и обогащали традиционную тувинскую культуру. В настоящее время возрождается праздничная культура, в том числе и через народные игры, которые актуализируются в жизни тувинского народа, оказывая значительное влияние на развитие и формирование национального искусства, культуры и спорта. Это, в частности, способствует развитию национальной хореографии за счет включения или использования в ней трансформированных и интерпретированных элементов народных игр.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что изучение традиционных праздников и игр имеет большое значение для осмысления проблем исторической динамики, сохранения и развития современной тувинской культуры и роли в ней празднично-игрового начала. Развитие на этой основе дальнейших исследований «культурного ядра» тувинской культуры позволит выявить и уточнить ее адаптационные возможности.

Полученные в ходе исследования результаты не только могут быть использованы для сохранения и трансляции в современном социуме народных игр тувинского этноса, но и будут способствовать поиску теоретических путей и практическому возрождению и популяризации ряда видов национального искусства.

Практическая значимость обеспечивается возможностью использования полученных результатов в проектах и программах по

развитию традиционной тувинской культуры по линии Министерства культуры Республики Тыва, Республиканского центра народного творчества и досуга, Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел, а также другими учреждениями культуры и искусства. Результаты исследования могут быть использованы в работе с дошкольниками в системе образования, для чтения курсов лекций по истории родного края, региональной культурологии, этнопедагогике, а также в работе режиссеров, балетмейстеров и других деятелей искусства (при создании хореографических композиций, спектаклей, массовых театрализованных постановок и т.д.).

Апробация результатов. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях, симпозиумах, форумах, таких как: IV Международный симпозиум «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: от прошлого к будущему» (Улан-Удэ, 2009); II Сибирский международный научный конгресс «Проблемы высшего и среднего специального хореографического образования в Сибири» (Новосибирск, 2011); Международная научно-практическая конференция «Молодежь Сибири — науке России» (Красноярск, 2011); Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные исследования в сфере культуры и искусств» (г. Белгород, 2011); II и III межрегиональные научно-практические конференции с международным участием «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая» (Кызыл, 2010, 2011); Межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Челябинск, 2013) и других.

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Тувинского государственного университета.

Структура и объем диссертационной работы обусловлены логикой исследования, направленной на достижение поставленной цели и решение задач. Работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения и списка использованной литературы, а также приложения в виде фотографий традиционных праздников и народных игр тувинского народа. Список литературы включает 256 наименований работ. Объем диссертации 186 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, установлена степень ее разработанности, выявлена изучаемая проблема, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, обоснованы применяемые методология и методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и

практическая значимость работы с указанием апробации полученных результатов.

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования народных игр в традиционной праздничной культуре» посвящена рассмотрению теоретических аспектов исследуемой, а также обоснованию применяемых подходов к изучению традиционной праздничной культуры. Глава состоит из двух параграфов.

Первый параграф «Понятие и сущность традиционной праздничной культуры» посвящен анализу дефиниций «традиция», <орадиционная культура», «праздник», «праздничная культура» в отечественной и зарубежной науке: освещаются различные подходы к их осмыслению, определяется характер взаимодействия между ними.

Примененный в диссертации междисциплинарный подход к традиции и традиционной культуре формируется через сочетание четырех подходов: философского, где традиция и традиционная культура рассматриваются как «механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом»; исторического, когда традиционная культура представлена уровнем отношений, нормами и образцами поведения, которые освящены традицией и обязательны для представителя данного этноса и различных его социальных слоев; социологического, когда современность «интерпретируется, оценивается, легитимируется сквозь «призму» прошлого, а прошлое делается исходной точкой для понимания настоящего»; культурологического, в котором традиционная культура рассматривается в качестве культуры, воспроизводящей такого субъекта исторического действия в качестве коллективной личности.

Особое место в традиционной культуре занимают праздник и праздничная культура, которые, как многогранный феномен, являются предметом изучения для многих ученых. Многоаспектность традиционной праздничной культуры говорит о сложности явления, которое невозможно оценивать одной и той же мерой — необходима гибкая, подвижная шкала исследовательских приоритетов. Для целостного видения проблемы праздничной культуры, определения ее главного, системообразующего фактора диссертантом был также применен междисциплинарный подход, который способствовал исследованию традиционной праздничной культуры с различных научных позиций.

Праздник по сей день не теряет значимости для научного сообщества, вследствие чего постоянно идет обогащение библиографии вопроса. Анализ публикуемых работ позволяет сделать вывод, что все авторы в целом рассматривают понятие «праздник» как день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо, вид игровой деятельности, присущий исключительно человеку, связанный с почитанием наиболее значимых событий природного, общественного и индивидуального бытия.

В контексте философских исследований , праздник нашел отражение в трудах М. М. Бахтина, А. А. Белкина, Д. С. Лихачева, А. М. Панченко, Л. С. Лаптевой, А. И. Мазаева и др. В работах указанных авторов праздник рассматривается как одна из первичных форм человеческой культуры.

Согласно этнографическому аспекту исследователи И. М. Снегирев, А. В. Терещенко уделяют внимание временной зависимости праздников, что впоследствии легло в основу цикловой концепции праздника. Праздник есть способ проведения свободного времени, обряд, или, иначе, знаменательное действие как принятый способ совершения торжественных ритуалов.

В социологическом аспекте представлена «среда обитания» праздника как явления человеческой культуры в виде географической карты. На пространственной карте существуют местные, локальные, региональные, национальные, государственные, международные праздники. Историческая карта знакомит с праздниками той или иной эпохи. По своей природе праздник - полифункциональное явление. Как полагает К. Жигульский, каждый праздник связан с определенной ценностью, которая является святыней (засгиш) для празднующей группы. Этот же исследователь разделяет праздники на светские и религиозные, фиксирует в них эмоциональную составляющую (праздники делятся на радостные и с примесью печали). Функции праздника переплетены и взаимосвязаны, поэтому выделение какой-либо одной из них разрывает целостность праздника как комплексного явления и дает фрагментарное представление о сложной природе данного феномена.

Культурологический подход характеризует праздник с позиций, диалогичности и игровой природы человека, направленной на формирование особого поведения, которому свойственны целостность и сакральность, имеющие определенную социально-личностную окраску. >

Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл. В рамках параграфа проанализированы типологии праздников. Несмотря на различные классификации, все исследователи выделяют в нем два следующих основополагающих критерия - по сферам деятельности и по количеству включенных в праздник людей.

Далее отмечается, что наряду с понятием «праздник» в научной литературе употребляется понятие «праздничная культура». Часто в одной и той же работе встречается чередование этих терминов. Однако диссертант считает, что понятие «праздничная культура» имеет свою собственную смысловую и содержательную нагрузку. Разделяя точку зрения О. Л. Орлова, Т. Н. Паренчук, А. А. Федорова и др., автор под праздничной культурой понимает совокупность вынесенных за пределы повседневности коллективных событий, поступков, явлений художественной культуры, искусства, народного творчества, выражающих позитивные жизненные силы и идеалы людей той или иной эпохи.

Праздничная культура - достаточно самостоятельная сфера жизнедеятельности человека, представляющая ценность не только в плане

изучения народного искусства, общественного бьгга, этногенеза, но и в целом для исследования материальной и духовной культуры народа.

Проведенный сравнительный анализ функций праздничной культуры позволяет утверждать, что праздничная культура любой эпохи в процессе своего функционирования впитывает политические, философские, нравственные идеи и принципы определенной духовной атмосферы. Следовательно, функции праздничной культуры, сохраняя традиционные установки, постоянно обновляются и трансформируются, адаптируясь к новым реалиям культуры. Несмотря на различные интерпретации и подходы, многие авторы выделяют четыре основные функции: игровую, коммуникативную, эстетическую и трансляционную (трансляцию традиционной культуры). Специфика праздничной культуры обусловливается социокультурным контекстом, который выражается во влиянии на нее материальной и духовной культуры конкретного социума и главенствующей системы социальных отношений.

Вышеизложенные концепции представляются соискателю довольно убедительными и аргументированными, раскрывающими разные стороны изучаемого объекта.

Следует отметить, что в большинстве изученных работ раскрывается содержание понятия «традиционные праздники», но термин «традиционная праздничная культура» у многих исследователей не определяется. На основе рассмотренных идей и теорий диссертант, выявив характер взаимоотношений между понятиями «традиция», «традиционная культура», «праздник», «праздничная культура», вычленил концептуальные акценты, позволяющие теоретически обосновать правомерность существования дефиниции «традиционная праздничная культура» применительно к комплексу праздников и праздничных традиций, обрядов, обычаев, игр, символических атрибутов, отражающих ценности, религиозные воззрения, быт и нравы представителей конкретного этноса, обеспечивающих трансляцию социального опыта и взаимодействие человека, общества, природы и культуры.

Во втором параграфе «Народная игра как предмет культурологического анализа» концептуализируется понятие «народная игра», а также исследуется ее специфика.

На основе рассмотренных нами определений игры мы пришли к выводу, что игра переносит человека в иное ценностно-смысловое пространство, которое создается путем абстрагирования от привычного повседневного значения предметов и введения новой системы правил. Игра -средство, содействующее формированию определенных черт личности: в ней либо моделируются те или иные жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые человеку для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Современная гуманитарная наука подходит к изучению проблемы игры в целом и народной игры в частности с разных сторон. В связи с этим мы полагаем, что ее следует рассматривать в рамках междисциплинарных исследований. Для решения поставленной в работе задачи соискателем использовались следующие методологические походы: философский, исторический, культурологический, психолого-педагогический, искусствоведческий.

В контексте диссертационной работы в рамках междисциплинарного исследования народной игры широко применялся культурологический подход. Сущность, формы, природы и функции игры подробно исследованы в работах Й. Хейзинги, Г. Гессе, Р. Кайуа, А. Бергсона, X. Ортега-и-Гассета, К. Грооса, А. В. Соколова, В. Д. Пономарева, А. Вежбицкой, Л. С. Лаптевой, К. Ю. Баннова, А. М. Новикова, Ю. М. Лотмана, С. А. Смирнова, А. Адлера, А. В. Кыласова. По работам Й. Хейзинги, игра существует до всякой культуры, которая в определенном смысле производна по отношению к игре: если игра и не лежит в основе генезиса культуры, то, вне всяких сомнений, является своеобразным функциональным фактором культуры; иначе говоря, культура разыгрывается. Игра, являясь формой связи поколений, средством передачи социальных ценностей, знаний, навыков, имеет самостоятельное значение. . .

В контексте философских исследований игра нашла отражение в трудах Платона, И. Канта, Ф. Шиллера, Г.-Х. Гадамера, Ф. Шлегеля, Л. Витгенштейна, Т., Л. Ретюнских, В. И. Устиненко, В. В. Бычкова. Результаты философского исследования проблемы дают основание заключить, что игра является многоаспектным феноменом, представленным в самых разных сферах бытия.

• Согласно психолого-педагогическому аспекту (Д. Б. Эльконин, Ф. Бейтендейк, 3. Фрейд, Э. Берн, Ж. Пиаже, Ю. П. Брюхова, В. М. Григорьев) значение игры для психического развития ребенка исключительно важно. Для детей игра является формой адаптации, способом ориентации в социальном и физическом мире, методом его познания, а также способом самовыражения. В психолого-педагогических трудах выделяются функции игры, такие как педагогическая, обучающая (образовательная), терапевтическая и социально-коммуникативная. ■

Искусствоведческий аспект народной игры был отражен в трудах А. Д. Авдеева, М. Громыко, С. Ф. Карабановой, В. Ц. Найдаковой, М. Я. Жорницкой, А. Г. Лукиной, О. Б. Буксиковой. В данных работах прослеживается историческая связь праздника и игры, а также художественного творчества, в котором игра рассматривается исследователями прежде всего как часть народной танцевальной культуры.

Историко-культурный подход дает возможность изучить историю народных игр тувинского народа в разные периоды. Он представлен сочетанием локально-цивилизационной (Н. Л. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) и эволюционистской (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор,

Д. Фрезер) парадигм развития мировой культуры. Этот подход, с одной стороны, позволил рассмотреть тувинскую культуру как уникальный культурно-исторический тип, а с другой - исследовать генезис и становление тувинской культуры в ее динамике.

В итоге соискатель пришел к выводу, что основополагающим методом исследования народных игр является культурологический подход. На его основе были рассмотрены такие понятия, как «игра», «народная игра», являющиеся ключевыми компонентами диссертационного исследования. В результате многоаспектного изучения игры как феномена культуры было установлено, что народная игра, понимаемая в качестве особого вида исторически сложившейся деятельности этноса, в качестве части традиционной праздничной культуры, выступает ядром, одним из важнейших оснований традиционной культуры вообще. При этом модификации содержания, формы и смыслов народной игры являются отражением динамики изменений культуры данного социума.

Во второй главе «Специфика бытования народных игр в тувинской традиционной праздничной культуре: традиции и современность» осуществлен анализ семантики народных игр традиционной праздничной культуры тувинского этноса, выявлены перспективы развития в современном социуме культурных артефактов тувинского этноса.

В первом параграфе «Народные игры в контексте традиционной праздничной тувинской культуры» рассматривается история народных игр, а также определяется их значение в развитии культуры тувинского народа. При исследовании материала особое внимание обращено на процесс зарождения игр и их эволюцию. При этом было показано, что содержание игр меняется в зависимости от исторических, социально-экономических и географических условий жизни тувинского этноса.

Генетические корни тувинских игр - в том, что люди, ведущие коллективный образ жизни, стремились к выделению определенных временных ритмов и их узловых моментов, к обновлению, сохранению, очищению от стороннего влияние ценностей, связанных с этими ритмами. В основе народных игр тувинцев лежат культы луны и солнца, культы плодородия и животных, таинство перевоплощения, желание обеспечить будущий урожай и успехи. Тувинцы, восприняв из Монголии и других соседних стран некоторые элементы, названия праздников и народных игр, значительно видоизменили их, сообразно своему традиционному мироощущению, образу жизни. Наиболее полно это отображено в самых массовых и популярных в народе праздниках Шагаа и Наадым, которые были и у тюркомонгольских этносов. Однако как суть их, так и многие детали праздников, в силу множества причин в полной форме сохранившиеся только у тувинцев, самобытны.

Обращаясь к корням Шагаа (Новый год по лунному календарю), А. К. Кужугет, так же как и Л. Н. Жуковская при описании монгольского праздника Цаган Сара, ссылается на Марко Поло и его описание

празднования Нового года при дворе Хубилая, которое считается самым ранним упоминанием Шагаа, равно как и бурятского Сагаалгана, в литературе. В истории данного праздника много еще неясного и неизвестного современной науке. Так, к примеру, неизвестно, с какого времени проводился этот праздник в Туве. По предположению А. К. Кужугет, термин «Шагаа» имеет монгольское происхождение -очевидно, этот праздник пришел к тувинцам из Китая транзитом через соседнюю Монголию.

Интересно отметить, что важнейший для тувинского варианта Шагаа обычай чугдунар (умывание) - практически отсутствует в описании монгольского Цаган Сара. Возможно, в давние времена он существовал, однако позже, с утверждением ламаизма в Монголии, был утрачен. В Туве же, более свободной от влияния этой религии, он сохранился как один из центральных ритуалов праздника.

После обильной трапезы, сопровождавшейся шутками, розыгрышами, песнями, начинались народные игры. Их можно разделить на две группы: на улице - катание с гор (чунгулаар), почекушки (тевек), на улице также состязались в стрельбе из лука, и в помещении - домино (даалы), шахматы, нескольких видов, игра в кости (кажык). Игра в кости (кажык) - наиболее популярная игра в юрте. В нее играли в основном пожилые люди и женщины. Она подразделялась на виды: кажык адар, кажык кагар, кажык-биле бодалдажыр, кажык-биле инек con, кажык-биле улай каар, кажык-биле уш карак хап, дорт карак хап.

Пожалуй, самой важной игрой, в которой принимали участие все жители аала, являлось катание с горы на необработанных шкурах.. Мы предполагаем, что обычай чугдунар (умывание) воспроизводился в Шагаа дважды: в ритуальной части (очищение1 жилища, символическое вытряхивание скверны, болезней, грехов из одежды после чтения йерээл) и в играх.

Следует отметить, что в традиционной праздничной культуре тувинцев и монголов имеются общие черты, в частности в праздновании праздника Наадым. Слово «наадым» (монг. наадам) в переводе с монгольского означает «празднество, состязание, игрища». Красочный животноводческий праздник Наадым кочевых народов имеет важное значение в культурогенезе тувинского этноса.

Основой тувинского традиционного праздника Наадым являются три национальные игры: национальная борьба хуреш, конные скачки (аът чарыштырары), стрельба из лука: в ремень (баг адары) и в мишень (кара адары). Эти же игры лежат в основе монгольского Наадама, и чаще для обозначения этих игр монголы пользуются термином «эрын гурван наадам», что в переводе означает «три игрища мужей».

Мы опираемся на этапы развития монгольского Наадама, которые выделяет Н. JI. Жуковская. Самый ранний этап - родовой, в виде жертвоприношения в честь духа-хозяина местности и предков рода,

устраивавшегося в середине или конце лета, когда уже имелось достаточное количество молочных продуктов. Жертвоприношение сопровождалось праздничными гуляниями, народными играми и состязаниями — борьбой, стрельбой из лука, конными скачками. В древности и в средние века функция Наадама сводилась к праздничному утверждению единения членов рода друг с другом, а также с духами, охраняющими родовую территорию.

В разные периоды истории в его сценарий привносились свои обычаи. Во времена Чингисхана, например, по ходу праздника отбирали лучших воинов. Позднее в Наадым были привнесены различные буддийские обряды.

Традиционный молодежный праздник Ойтулааш у тувинского народа существовал издревле, в состав его входили состязания в красноречии, пении и множество игр и развлечений. Необходимо отметить, что этот праздник, столь горячо любимый народом в прошлом, в настоящее время в Туве не проводится: праздник Ойтулааш был запрещен в 1929 году решением VIII съезда Тувинской народно-революционной партии.

Традиционная игра ак-ыяш (белая палочка) являлась обязательной на молодежном игршце Ойтулааш. Сюда же входили следующие ритуальные игры: чинчи чажырар (спрятать бусинку), эдек-тутунгур (взяться за подол), аржыыл кагар (игра в платок), ок-чугуртур (пускать стрелу), баг кагар (ремнем ударять), соревнование в скачках на быках без седел.

Основная роль отводилась игре ак-ыяш, которая по содержанию и семантике близка бурятской саган модон, туркменской ак-сьек, калмыцкой цаган-наадым (цаган-модун), казахской ак-суьк.

Изучение традиционных игр в исторической динамике позволяет увидеть за пластами поздних наслоений архаическую игровую культуру, восходящую к ранним формам традиционного мировоззрения и культуры тувинского этноса. Сравнительный анализ показывает, что на формирование и структуру народных игр особое влияние оказали этнические и культурные контакты тувинцев с сопредельными народами Сибири и Центральной Азии (Китай, Монголия, Россия, Бурятия).

Во втором параграфе «Семантика народных игр в традиционной праздничной культуре тувинцев» отмечается, что в семиосфере народных игр проявляются истоки более древних языческих религий и верований. Традиционные игры не просто сохраняют прошлые этапы развития культуры в новых условиях, они препятствуют окостенению наличной, современной культуры - тренируется сама способность к мобильному и неоднозначному видению мира; традиционные игры кочуют из одних национальных культур в другие, меняя семантику, знаковую природу. Поэтому полноценное знание и понимание народных игр невозможно без изучения их истоков. Игры хорошо сохраняют древние элементы, формы ритуалов и обрядов, имеют четкую магическую и символическую привязку к определенным праздникам. Все игры тувинцев основаны на кочевом характере быта и ведения скотоводческого хозяйства. Предметами народных игр в основном являлось сырье, получаемое от домашних животных. Безусловно, в играх, состязаниях,

связанных с костями животных, прослеживаются отголоски древних ритуальных игр, символизирующих плодородие скота.

У тувинцев проявлением свободы добрачных половых отношений являлся упоминавшийся традиционный молодежный праздник Ойтулааш, в состав которого входило множество игр и развлечений. В сакральное время суток (с сумерек и до рассвета) и в переходные сезоны годового цикла (весна — прибывание солнечного света и осень — убывание солнца) устраивались ритуальные игры и развлечения. Игры праздника Ойтулааш являлись у тувинцев когда-то календарно приуроченными инициационными обрядами, «переводившими» половозрастную группу из одной категории в другую. Нередко на такого рода увеселениях молодежь устраивала ритуальные игры с ряжением в священных животных и птиц, изображая их характерные движения, повадки. Так, на бурятских праздниках — нааданах — юноши и девушки изображали глухариный или тетеревиный ток, они полностью перевоплощались в образы этих плодовитых птиц. В таких играх проигрывался брачный мотив, ритуальное ухаживание самца за самкой, выбор своей пары. На тувинском молодежном празднике Ойтулааш девушки и юноши устраивали ночные соревнования на быках, образ которого имел символический характер, и наряду со знаком нижнего мира, символизировал плодородие. А его рога в представлении ряда народов являлись знаком-символом мужского детородного органа, плодовитости скота, роста растений, т.е. служили воплощением благополучия социума.

Сакральная игра ак-ыяш через язык символов (поведение игроков и использование предметов), принятых в культуре тюркомонгольских народов, повествует о переходе от состояния «жизнь» в состояние «смерть» и вновь к жизни. В начале прошлого столетия эта игра была частью обрядов, связанных с переходными периодами сезонного и хозяйственного календаря, главным образом начала лета, нового года и поворота осени (середина этого сезона). Игра функционировала как магический обряд.

В отличие от тувинской игры, бурятская игра саган модон возникла из шаманского обряда изгнания болезни из животного. Во время заболевания скота (главным образом летом) шаман кидает,изо всех сил в степь заднюю ногу павшего животного. Общим для игры и обряда является то, что кость, брошенная шаманом, остается лежать в степи (в чем, собственно, и заключается магическая функция обряда), а предмет, кинутый в игре, обязательно должен быть возвращен игроком к исходной точке. На языке символов у монголов «потеря» объекта равнозначна отсылке его в «иной» мир, а его находка — это «оживление», позволяющее перейти грань между «жизнью» и «смертью».

Как пишет О. Б. Буксикова, «та сторона» в архаических концепциях мира является противоположностью «этой», в которой живет человек среди подобных себе. Совершенно определенно, что к игровому атрибуту — белой палочке - люди относились не как к простому куску дерева: она представляла дерево в целом (магическое действие с частью вместо целого)

и, что еще более важно, она представляла сферу жизни, дерево жизни, символ жизни. В такой ситуации борьба за нее совершенно понятна. У бурят она начинается игроком, нашедшим палочку, при этом он кричит или хлопает в ладоши. Возвращение «ожившего» дерева является не только победой над другой командой, но и победой жизнетворных сил природы, поэтому ритуальная борьба в игре велась с полной отдачей сил ее участников. Место, откуда кидали ритуальный атрибут — белую палочку, служило границей между «этим» и «иным» миром. На это место у бурят клали определенные вещи: обычно чашку с молочными продуктами (кусок сыра, масло и т.д.), баранью шубу, охапку одежды, бревно - или разводили огонь. Игрок, который добежит с палочкой до победной точки, прикасается ею к лежащим предметам или же к линии, отмеченной ранее.

Следует заметить, что все предметы, обозначающие в игре границу (молоко, сыр, масло), символически связаны с жизнью, являются ее знаками. Таким образом, в игре саган модон существует символический переход от состояния «смерти» к состоянию «жизни». Ритуальное прикосновение деревянной палочкой к земле выражает идею продолжения жизни, передачу жизни земле и ее расцвет. Эта же символическая функция присуща и тувинской игре ак-ыяш.

Тотемистические и молодежные оргиастические игры, включающие игры с животными, проецировали плодородие и несли идею благоденствия и процветания всего рода. Народные игры тувинского народа предполагали перевоплощение в иное существо, делали недозволенное дозволенным, допустимым, способствовали успешному функционированию жизнедеятельности социума.

Как мы уже говорили, основой тувинского традиционного праздника Наадым являются три народные игры: национальная борьба хуреш, конные скачки (аът чарыштырары), стрельба из лука: в ремень (баг адары) и в мишень (кара адары).

Выявлено, что число три является одним из священных чисел у целого ряда народов. Это число олицетворяет идеальную модель любого динамического процесса, предполагающего возникновение (зарождение), развитие и упадок (кончина, смерть). Все в мире появляется, зарождается, живет и развивается, но нет ничего вечного на земле, т.к. все умирает, стареет, все приходит в упадок.

Числом три в традиционной культуре тувинцев выражается вертикальная модель мира: верх, середина, низ. Представления о верхнем, среднем и нижнем мирах, о прошлом, настоящем и будущем времени являются универсальными понятиями в мифологии, а позднее — в фольклоре и героическом эпосе тюркомонгольских народов. С числом «три» связаны целый ряд представлений и три основные игры у тувинцев, на знаково-символическом уровне олицетворяющие их, а также три основные мечты в традиционном представлении народа о счастье: быть всегда сьггым, красиво одетым и прожить свою жизнь достойно.

В недалеком прошлом троеборье, помимо развлекательной функции, призванной собирать народ, несло в себе прежде всего культовое содержание. В троеборье традиционно первой проводилась ритуальная борьба хуреш, затем конные скачки и в завершение - стрельба из лука. На семантическом уровне эти ритуальные игры способствовали становлению воинского духа мужчины, его борцовских качеств, умению преодолевать трудности. Основным их девизом была борьба за жизнь. Если не будешь настойчиво (как марал) стремиться к лучшему, самому высокому (Солнцу), бороться насмерть (как Орел) за свое место в верхнем мире (в «раю»), то судьба (= Стрела) неминуемо приведет тебя в нижний мир (в «ад» — царство Медведя). Здесь на знаковом уровне, посредством представителей животного мира, подтверждается символика трех миров: марал - средний мир, медведь - нижний мир, орел - верхний мир. В народных сказках, легендах, эпосе становлению настоящего мужчины-воина всегда способствовали борьба (= преодоление трудностей) и пребывание его в трех мирах (= в тридесятом царстве).

Перед выходом на место состязания борцы три раза хлопают руками по внешней и внутренней сторонам бедер. Эти движения на языке символов означают, что мужчина силен своими тремя умениями: стрельбой из лука, конными скачками и борьбой. На великом празднике Трех игр (Наадым) в борьбе, скачках и стрельбе из лука каждый участник доказывает свое мужское начало, проявляя его в соревнованиях и стремясь заслужить общественное признание и хвалебные оды. Мужчина призван быть не только хозяином юрты (ог ээзи), скота, отцом семейства, охотником и умельцем, но и хозяином жизни, победителем в борьбе, в стремительных скачках на коне, а также метким и точным во всем. Таким образом, ритуальные народные игры тувинского праздника Наадым выявляли и социально возносили мужское начало в мужчинах, их особое призвание в мире.

Распрямив плечи, спины, вытянув в стороны и вверх свои мощные руки, борцы плавно исполняют танец орла — «парят», двигаясь к месту схватки. «Приземлившись», два раза хлопают себя по бедрам, что на языке символов означает приглашение соперника на поединок: «Ты или я?»

Танец орла, исполняемый перед схваткой, помогает снять стресс и наполняет тело и дух солнечной энергий, улучшает кровообращение, настраивает на победу. По качеству исполнения этого ритуального танца зрители судят о готовности борца к поединку, т.к. через танец выявляются пластика, координация и душевный настрой борца. Во время исполнения танца орла борца сопровождает секундант (моге салыкчызы), который подбадривает его, дает наставления и знакомит с ним зрителей.

После единоборства победитель выполняет церемонию «стряхивания пыли» с побежденного, помогает ему подняться. Проигравший борец в знак признания своего поражения развязывает ритуальный содак (короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая спину борца), проходит под рукой победителя и возвращается на свое место. Торжествующе вздернутые

вверх руки - это особый знак победы в соревновании. Исполняя ритуальный танец орла, борец выражает свою радость, демонстрирует силу и благодарит соперника и болельщиков. В знак приобретения благодати (победы) от верховного божества борец имитирует магический полет мифической птицы к духам верхнего мира. Победитель в этот торжественный момент отождествляет себя с божеством (тотемом - солнечной птицей), побеждающим хаос (тьму, холод и пр.). Ритуальный танец борца (девиг) имитирует полет орла — символа небесной силы, огня и бессмертия. Он имеет различные функции: исполненный перед поединком — настраивает борца на борьбу, после схватки - успокаивает его нервную систему, дает выход эмоциям. Танец борца-победителя заканчивается одним хлопком по бедрам -«Победа за мной!»

Некоторые тувинские игры до 1930-х гг. сохраняли обрядовую приуроченность. Так, в игру аскак-кадай (хромая старушка) обязательно играли во время празднования Шагаа (Нового года) и проведения свадьбы (перед началом свадебного пиршества). Таким образом, народная игра аскак-кадай (в некоторых вариантах согур-аза - «слепой черт») восходит к переходному обряду, а именно к свадьбе, во время которой в нее играли обязательно. Безграничность символа в своем проявлении обусловила одновременное существование обрядового и игрового персонажей с одним именем. Мифопоэтическое восприятие мира в древнейшую эпоху создало образ демонической старухи Аскак-кадай - всепоглощающего и всепорождающего начала. Игра, как и ритуал, актуализировала время первотворения.

В традиционной культуре народные игры выступают как «текст в семиотическом смысле слова» — некая последовательность символов, выраженных при помощи обрядового синтаксиса. При этом все- символы включены в мировоззренческий контекст каждой конкретной культуры, так как, несмотря на известное сходство архаических мифологических представлений, имеются и свои особенности, обусловленные характером мифологии, послужившей почвой для данного обрядового комплекса.

Народная игра тувинцев - это культурный текст, содержащий ключевые коды традиционной праздничной культуры тувинского этноса. Она представляет собой не отдельные знаки и символы и даже не отдельные тексты, а целостное семиотическое действо. Народные игры на праздниках, как способ сохранения национальных духовных ценностей, наряду со знаками и знаковыми системами в культуре выполняют роль идеальных образов-символов, сохраняющих традиционные знания, составляющие совокупный исторический опыт тувинского народа.

Третий параграф «Трансформации народных игр тувинцев в современных условиях (на примере хореографического искусства)» раскрывает, что народные игры тувинского этноса, являясь неотъемлемой частью традиционной праздничной культуры, трансформировавшись, сохранились до наших дней.

Сегодня в Республике Тыва повышается интерес к национальным традициям, национальной культуре, языку, праздникам и народным играм. Однако полноценное знание и понимание праздника невозможно без изучения его истоков. Запрещенный праздник Нового года Шагаа стал в 1991 году государственным тувинским праздником. Отрадно отметить, что возрождаются и другие обряды и праздники, и не только в столице - Кызыле, но и в районах республики.

Выявлено, что народные игры тувинцев являются одним из перспективных источников для создания самобытных, ярких национальных хореографических произведений. Об этом писал исследователь и знаток тувинских игр И. У. Самбуу. Народный танец по своей природе очень близок к игре, поэтому трансформация традиционных игр в сценические постановки является вполне оправданным балетмейстерским приемом. Обращаясь к народным играм, хореографы находят в них пластическую основу для создания сценических танцев.

Богатая самобытная игровая культура народа нашла свое отражение в сценических танцах целого ряда деятелей хореографического искусства Тувы. Талантливые произведения балетмейстера отличаются ярким национальным колоритом, своеобразием пластических приемов, основанных на глубоком знании народных обычаев, обрядов, сказочных сюжетов и легенд, тувинского героического эпоса и народных игр. До формирования национальной хореографии тувинского народа, у которого танцевальное искусство в прошлом не получило достаточного развития, неоценимую роль сыграли именно народные игры. Танцы, поставленные рядом балетмейстеров на основе народных игр, зачастую почти полностью воспроизводят их структуру. Все движения исполнителей согласуются с ритмическим аккомпанементом, »движения распределяются по фигурам. Такие профессионально исполненные танцы, благодаря слиянию народных игр с пластическими танцевальными элементами, имеющими большую временную устойчивость, приобрели форму народного танца.

В последнее десятилетие в республике создан целый ряд хореографических произведений, основанных на танцевально-пластических элементах, вкрапленных в структуру обрядов, ритуалов, религиозных мистерий, а также народных игр. Тувинские балетмейстеры В. Донгак, Ж. Демчик, Э. Конгар, А. Мандан-Хорлуу, Е. Салчак, Ч. Санчай, А. Хертек, А. Хомушку находят новые сюжеты, приемы и формы, позволяющие современному человеку открыть знаково-символическую природу национальных танцев, глубинную семантику народных игр, сохранивших для потомков генетический код культуры этноса. Ярким примером может служить эгноспектакль «Ол-ле ыяшты хараача дээш...» Тувинского государственного ансамбля песни и танца «Саяны» в постановке Ч. Санчай. Это прекрасный образец современного авторского прочтения древних кодов танца и их художественной интерпретации.

Репертуар Тувинского государственного ансамбля песни и танца «Саяны» включает хореографические композиции на основе мифов, сказаний, эпоса народа, а также народных игр. В хореографических картинах и этнобалетах на высоком художественном уровне показана картина мира тувинцев. Балетмейстер А. Мандан-Хорлуу на основе игровых элементов и национальных игр тувинцев создал яркие постановки «Три игрища мужей» и игровой танец «Ойтулааш». Таким образом, любительское и профессиональное искусство, обогащенное яркой игровой культурой народов этого сибирского региона, вышло на новый этап своего развития.

На примере тувинской национальной хореографии выявляется динамика трансформации народных игр в различные формы сценической хореографии: в хореографическую композицию, танцевальную сюиту, вокально-хореографическую картину, национальный этнобалет. Издавна популярные среди тувинцев борьба хуреш, конные скачки, стрельба из лука получили свое дальнейшее развитие как национальные виды спорта.

Как показывает анализ собранных материалов, народные игры культивировали физическую подготовленность к сложным климатическим условиям и способствовали формированию у подрастающего поколения таких нравственных качеств, как любовь к родной земле, языку, к старшим, уважение к труду.

К сожалению, в нынешнее время многие народные игры утрачивают свою значимость. Большая часть молодого поколения не знает их. Если не знает их современная молодежь то, что будет с новыми поколениями? Причиной такого положения является отсутствие научно обоснованных рекомендаций и учебно-методических пособий по организации и проведению народных игр.

■ Изучение тувинских народных игр продолжается. Оно ведется не только этнографами, фольклористами и искусствоведами, но и специалистами по истории, теории и методике физического воспитания и спорта. В частности, изучаются формы и методы применения народных игр при организации физического воспитания населения Тувы.

Игры стимулировали художественный процесс и обогащали на протяжении многих веков традиционную тувинскую культуру. В настоящее время возрождается праздничная культура, в том числе и через народные игры, которые актуализируются в жизни тувинского народа, оказывая значительное влияние на развитие и формирование национального искусства, культуры и спорта. Это, в частности, способствует развитию национальной хореографии за счет трансформации народных игр тувинцев.

В Заключении излагаются общие выводы диссертационного исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки поставленных проблем, нуждающихся в более глубоком изучении.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК РФ:

1.Майны, Ш.Б. Традиционные игры в молодежном празднике тувинцев «Ойтулааш»: семантика и интерпретации в современных театрально-хореографических формах / Ш. Б. Майны // Вестник ЧГАКИ, Челябинск. - 2012. - № 2(30). - С.151 - 154 (0,5 п.л.).

2. Майны, Ш.Б. Проблемы трансформации народных игр тувинцев в современном сценическом искусстве / Ш. Б. Майны, О. Б. Буксикова // Вестник ЧГАКИ, Челябинск. -2013. — № 2(34). - С.159 - 162 (0,5 пл.).

3. Майны, Ш.Б. Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев / Ш. Б. Майны // Вестник ЧГАКИ, Челябинск. - 2013. - № 4 (36). - С. 87 - 92 (0,6 пл.).

Публикации в других научных изданиях:

4. Майны, Ш.Б. Семантика ритуальных игршц в праздничной культуре народов Сибири / IIL Б. Майны, О. Б. Буксикова // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: от прошлого к будущему: материалы IV Междунар. симпозиума (25 - 26 июня,

2009 г., г. Улан-Удэ). - Улан-Удэ, 2009. - С. 90-97 (0,6 пл.).

5. Майны, Ш.Б. Семантика традиционных игр в молодежном празднике тувинцев «Ойтулааш» / Ш Б. Майны // Научные дебюты: Вестник СНО факультета философии человека, 2009г.—СПб,2010,—С. 114—117(04пл.).

6. Майны, Ш.Б. Ритуальный «Танец орла» у тувинцев / Ш. Б. Майны // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: материалы П межрегионал. конф. с междунар. участием (25-29 июня

2010 г., г. Кызыл). - Кызыл, 2010. - С.51 - 54 (0,6 пл.).

7. Майны, Ш.Б. Традиционный праздник тувинцев Наадым и связанные с ним игры и танцы / Ш. Б. Майны // Проблемы высшего и среднего специального

i • хореографического образования в Сибири: материалы II Сибир. Междунар. науч. конгресса (27 -30 июня, 2011г., г. Новосибирск). - Новосибирск, 2011. -С.68 -72 (0,5 пл.).

8. Майны, Ш.Б. Семантика и современные метаморфозы традиционных игр тувинцев / Ш. Б. Майны // Актуальные исследования в сфере культуры и искусств: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (14 - 15 апр. 2011г., г. Белгород). - Белгород, 2011. - С. 191 - 196 (0,6 пл.).

9. Майны, Ш.Б. Мужские традиционные игры в праздничной культуре тувинцев / Ш. Б. Майны // Молодежь Сибири - науке России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (19 - 20 апр. 2011 г., г. Красноярск).- Красноярск,2011. - С.83 - 89 (0,7 пл.).

10. Майны, Ш.Б. Этноэтикетные формы в традиционных ритуалах тувинцев: семантика и интерпретация / Ш. Б. Майны // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: материалы Ш межрегионал.конф. с междунар. участием для молодых ученых, аспирантов и студентов (2011 г., г. Кызыл). - Кызыл, 2011. - С.129 - 133 (0,5 пл.).

11. Майны, Ш.Б. Семантика традиционных игр в праздничной культуре тувинцев / Ш. Б. Майны // Вестник ВСГАКИ, Улан-Удэ. - 2011. - № 1(1). - С. 187 -190 (0,5 пл.).

^ 12. Майны, Ш.Б. Народные игры тувинцев как источник для работы балетмейстера / Ш. Б. Майны // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: материалы межвуз. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар.участием (2013 г., г. Челябинск). - Челябинск, 2013. - С.91 - 94 (ОД пл.).

Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ТувГУ.

Подписано в печать: 25.04.2014.

Формат бумаги 60х84/16

Бумага офсетная

Физ. печ.л. 1,5

Заказ № 958 Тираж 100 экз.

667000, г. Кызыл, Ленина, 36 Тувинский государственный университет Редакционно-издательский отдел

 

Текст диссертации на тему "Народные игры в традиционной праздничной культуре тувинцев: историко-культурологический анализ"

ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»

На правах рукописи 04201 459385 ^(ЩЩ/

МАИНЫ Шенне Борисовна

НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ТРАДИЦИОННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ТУВИНЦЕВ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры

(культурология)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор культурологии, профессор Н.Т. Ултургашева

Кемерово 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................... 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования народных игр в традиционной праздничной культуре............................................ 14

1.1. Понятие и сущность традиционной праздничной культуры.................................................................................. 14

1.2. Народная игра как предмет культурологического

анализа....................................................................................... 38

Глава 2. Специфика бытования народных игр в тувинской традиционной праздничной культуре: традиции и современность............................. 67

2.1. Народные игры в контексте традиционной праздничной тувинской культуры.................................................................................. 67

2.2. Семантика народных игр в традиционной праздничной культуре

тувинцев.................................................................................... 93

2.3 Трансформации народных игр тувинцев в современных условиях (на

примере хореографического искусства).......................................... 114

Заключение.............................................................................. 134

Список литературы....................................................................... 138

Приложения.............................................................................. 162

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Развитие цивилизации в начале XXI в. характеризуется сложными и диалектически противоречивыми процессами, важнейшим вектором которых выступает глобализация. Последней присущи такие явления, как культурный универсализм, унификация, вестернизация. Другой стороной глобализации является стремление к регионализации и локализации культур. В глобализирующемся мире традиционные культуры воспринимаются как фундаментальные опоры, способные противостоять нивелированию и унификации культурных ценностей. Для выявления специфичности культуры того или иного народа следует обратить внимание на регионы, которые в течение столетий создавали и бережно хранили своеобразные национальные традиции.

В Российской Федерации одной из таких территорий является Республика Тыва (Тува). Тува - уникальный регион Центральной Азии, отличающийся многообразием культурных традиций и вызывающий огромный интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Будучи древнейшим населением азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней специфические культуру и мировоззрение, во многом архаичные, а также самобытные традиции. Культура тувинского народа характеризуется особо выраженным национальным своеобразием, широким набором уникальных элементов и форм, к которым относится и праздничная культура.

Праздничная культура тувинцев восходит своими корнями к традиционным истокам, остающимся ее ядром и питательной средой для развития. Она представляет собой сложный по содержанию, морфологии и динамике феномен, в котором отражаются быт, традиции, религиозные культы, важнейшие даты истории тувинского этноса, современный общероссийский праздничный календарь.

Одним из основных элементов праздничной культуры, помогающим сохранить национально-культурную самобытность любого народа и развить духовную связь между поколениями, являются народные игры. Природные условия, особенности исторического развития тувинского народа придавали его играм национальное своеобразие и делали их оригинальными, отличающимися от игр других этносов. Однако до сих пор народные игры Тувы - их история, развитие и трансформация - остаются мало или недостаточно изученной областью традиционной праздничной культуры. Изучение народных игр тувинцев в культурологическом аспекте находятся лишь в начальной стадии.

Таким образом, актуальность настоящей диссертационной работы связана с необходимостью изучения народных игр, входящих в «культурное ядро» тувинского народа и способствующих сохранению его национального своеобразия.

Степень научной разработанности проблемы. Для решения задач, поставленных в исследовании, большое значение имеют труды из различных областей социально-гуманитарного знания: истории, философии, социологии, этнографии, культурологии и т.д.

В культурологическом отношении особую важность для раскрытия проблемы исследования представляют работы зарубежных ученых -Э. Тайлора, О. Шпенглера, Л. Уайта и др., а также отечественных авторов -П. С. Гуревича, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и др. В той или иной степени все они рассматривают теоретические аспекты динамики и содержания традиционной культуры и причины утери ею традиций.

Проблематика диссертационной работы потребовала обращения к рассмотрению понятия «традиционная культура» и его составной части -понятия «праздничная культура».

Для анализа понятия «традиционная культура» большое значение имеют труды С.С. Аверинцева, С.А. Арутюнова, С.И. Вайнштейна,

Б. С. Ерасова, С.Н. Иконниковой, В.М. Каирова, A.B. Костиной, С. В. Лурье, Б.Г. Соколова, Э. Тайлора, Л. Уайта, К.В. Чистова, Л. В. Санжеевой и др.

Теория и история праздничной культуры раскрыта в трудах исследователей Л.А. Абрамяна, Д.М. Генкина, Н.Б. Дашиевой, К. Жигульского, А. А. Коновича, А.И. Мазаева, О. Л. Орлова, Т. М. Паренчук, В.Я. Проппа, И.М. Снегирева и др. Авторы занимались вопросами функций, типологии, характерных черт и особенностей праздничной культуры, а также выделили следующие модели праздника: философско-культурную, эмпирико-описательную, мифологическую, рекреативную.

Особый интерес представляют работы Е.В. Алексеевой, В. А. Ленинцевой, посвященные современной праздничной культуре, в которых они рассматривают ее в качестве открытой системы и как одну из составляющих общенациональной культуры.

Понятие «игра» является базовым для нашего исследования. В контексте историко-культурологического дискурса, связанного с игрой, основополагающими являются труды X. Ортеги-и-Гассета, К. Грооса, Р. Кайуа, И. Хейзинги и др. В отечественной научной школе теоретические аспекты феномена игры отражены в работах Т. А. Апинян, Ф. В. Всеволодского-Гернгросса, Г.С. Виноградова, М.А. Коськова, А. А. Новиковой, В.А. Разумного, Т. Л. Ретюнских, H.A. Хренова и др. Роль игры в современной культуре рассмотрены в работах К.Ю. Баннова,

A. В. Кыласова, К.С. Мухтарова, П.Ф. Сумского.

Также следует отметить работы, непосредственно связанные с темой нашего исследования. Изучению народной игры, ее функций и особенностей посвящены исследования И.В. Абрашиной, Ю.П. Брюховой, Н.П. Орловой, Е.В. Протасовой и др. Игровая культура досуга раскрыта в работе

B. Д. Пономарева. Исследования локальных традиционных игр, а также интерпретации последних в национальной хореографии представлены в работах О.Б. Буксиковой, М.Я. Жорницкой, А.Г. Лукиной и др.

Особое место при изучении нашей темы мы отвели трудам по тувинской истории и культуре. К ним относятся классические работы исследователей Тувы XVIII-XIX вв. Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа, В. В. Радлова, Н.Ф. Катанова, Н.М. Ядринцева и др.

Исследование тувинской культуры по разным аспектам ее истории и этнографии продолжили ученые XX в. - IO.JI. Аранчын, Л.Д. Гребнев, В.И. Дулов, В.П. Дьяконова, М.Х. Маннай-оол, Л.П. Потапов, H.A. Сердобов. Большинство таких работ написано в советский период. Объектом научных исследований в 50-80-е гг. XX в. в основном были появившиеся в социалистический период виды профессионального искусства. Различные аспекты культуры тувинского этноса отражены в работах Н.В. Абаева, Н.Т. Ултургашевой, О.М. Хомушку, С.С. Нава и др.

Особое место среди работ по исследуемой проблеме отводится трудам, посвященным изучению тувинских праздников Наадым, Шагаа, Ойтулааш. Из них особо следует отметить исследования A.B. Адрианова, Ф.Я. Кона, П. Осташкина, О. Менхен-Хелфена, Т.Н. Курбатского, А.К. Кужугет и др.

К работам, посвященным тувинским играм, необходимо отнести исследования А. А. Турчанинова, С.А. Ивановой, О.Ч. Ондар, И.Т. Савенкова, И.У. Самбуу, П. С. Серен, Л. К. Хертек и др. Описание и правила некоторых тувинских игр мы встречаем в работах С.И. Вайнштейна, Т.Е. Грумм-Гржимайло, Д. Каррутерса, П.И. Каралькина, С.Р. Минцлова, В.П. Ладыгина, П.Е. Островских, Е.К. Яковлева. Использованию народных тувинских игр в физическом воспитании посвящены работы Е.М. Аг-оол, З.К. Кыргыс, Э.Э. Мендот, X. Д-Н. Ооржак, С.Ы. Ооржак.

Свой вклад в изучение традиционной праздничной культуры и отчасти народных игр тувинцев прошлых столетий внесли составители 7-томной антологии «Урянхай. Тыва дептер» (2009), в которой содержатся просветительские и публицистические работы российских и зарубежных ученых, писателей, путешественников о Туве и тувинском народе.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что проблемы народных игр в традиционной праздничной культуре, вопросы сохранения игр и их использования нашли должное отражение в специальной литературе по истории, философии, социологии, этнографии и др. Однако комплексного культурологического исследования народных игр в традиционной праздничной культуре тувинцев до настоящего времени не проводилось.

Проблема, решаемая в диссертационном исследовании, заключается в необходимости изучения народной игры как элемента «культурного ядра» тувинского народа - фактора, потенциально способного содействовать сохранению и развитию культурного наследия Тувы. Функциональные возможности народной игры в этом аспекте составляют проблематику исследования.

Объект исследования - традиционная праздничная культура тувинцев.

Предмет исследования - роль и функции народных игр в праздничной культуре тувинцев.

Цель исследования - выявление специфики народных игр в традиционной праздничной культуре тувинцев как особого элемента культурного наследия, способствующего развитию национальной культуры.

Цель диссертационного исследования обусловила постановку следующих задач:

1) конкретизировать сущность и понятие традиционной праздничной культуры;

2) раскрыть теоретико-методологические подходы к изучению народных игр в контексте культурологической рефлексии;

3) эксплицировать генезис и развитие народных игр в традиционных праздниках тувинцев;

4) выявить знаково-символическую природу народных игр тувинцев;

5) изучить трансформации и перспективы развития народных игр тувинцев в современных условиях.

Теоретико-методологические основы исследования. Многоаспектный характер изучаемого предмета и неоднородность используемого теоретического и эмпирического материала обусловили междисциплинарный характер анализа.

В общетеоретическом аспекте исследование опиралось на концепции С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, В.В. Селиванова, А .Я. Флиера.

Историко-культурологический подход представлен синтезом локально-цивилизационной (Н.Л. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) и эволюционистской (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор, Д. Фрезер) парадигм развития мировой культуры, что позволило, с одной стороны, рассмотреть тувинскую культуру как уникальный культурно-исторический тип, а с другой - исследовать генезис и становление тувинской культуры в ее динамике.

Рассматривая народную игру в контексте традиционной праздничной культуры, мы опирались на труды Ж. Пиаже, И. Хейзинги, Д. Эльконина и др. Необходимость раскрыть смысловое значение народной игры как культурного текста, содержащего ключевые коды традиционной праздничной культуры, потребовала обращения и к семиотическому подходу (Ю.М. Лотман, К. Леви-Стросс, Ч.С. Пирс, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский и

ДР-)-

В исследовании также использовались общенаучные методы: сравнительно-исторический, проблемно-логический, системный. Специфика поставленной цели определила применение такого метода, как типологический, который дал возможность определить черты традиционной праздничной культуры. На основе историко-культурологического метода выявлены также временные закономерности развития народных игр в традиционной праздничной культуре, соотношение исторических событий с культурным контекстом. Обращение к структурно-функциональному методу позволило выявить особенности праздничной культуры тувинцев, а также структуру народной игры во взаимосвязи ее элементов и функций. Также

использовался описательный метод, представленный такими приемами, как сбор, обработка и интерпретация материала.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. На основе интеграции философского, исторического, культурологического, социологического подходов к определению сущности и природы традиционной праздничной культуры конкретизированы ее понятийно-теоретические аспекты. Выявлено наличие семантических и смысловых связей данного понятия со смежными по значению терминами «традиция», «традиционная культура», «праздник», «праздничная культура».

2. Выявлены перспективные возможности междисциплинарного подхода к исследованию народной игры, позволяющего осуществить интеграцию различных теоретических позиций в осмыслении данного феномена (философской позиции, исторической, культурологической, психолого-педагогической, социологической, искусствоведческой) и представить посредством данной интеграции исследуемой объект в новом содержательном ракурсе, акцентирующем взаимосвязь его ценностных и функциональных характеристик.

3. На основе историко-культурологического анализа эксплицировано влияние этнических и культурных связей тувинского народа с сопредельными народами Сибири и Центральной Азии на формирование структуру народных тувинских игр.

4. Выявлены семиотические аспекты народных игр; последние в исследовании понимаются как смысл, средство и результат специфической духовно-практической деятельности тувинцев, направленной на целостное воспроизводство, хранение и трансляцию культуры тувинского этноса, ее смыслового ядра.

5. Показаны возможности творческих интерпретаций народных игр в различных видах сценической хореографии тувинцев: хореографической

композиции, танцевальной сюите, вокально-хореографической картине, этно-балете.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявление характера взаимоотношений между понятиями «традиция», «традиционная культура», «праздник», «праздничная культура» определило концептуальные акценты, позволяющие теоретически обосновать правомерность существования дефиниции «традиционная праздничная культура» применительно к комплексу праздников и праздничных традиций, обрядов, обычаев, игр, символических атрибутов, отражающих ценности, религиозные воззрения, быт и нравы представителей конкретного этноса, обеспечивающих трансляцию социального опыта и взаимодействие человека, общества, природы и культуры.

2. В результате многоаспектного изучения игры как феномена культуры было установлено, что народная игра, понимаемая в качестве особого вида исторически сложившейся деятельности этноса, в качестве части традиционной праздничной культуры, выступает ядром, одним из важнейших оснований традиционной культуры вообще. При этом модификации содержания, формы и смыслов народной игры являются отражением динамики изменений культуры данного социума.

3. Изучение игр в исторической динамике позволяет увидеть за пластами поздних наслоений архаическую игровую культуру, восходящую к ранним формам традиционного мировоззрения и культуры тувинского этноса. Сравнительный анализ показывает, что на формирование и структуру народных игр особое влияние оказали этнические и культурные контакты тувинцев с сопредельными народами Сибири и Центральной Азии (Китай, Монголия, Россия).

4. Народная игра - это культурный текст, содержащий ключевые коды традиционной праздничной культуры тувинского этноса. Она не просто включает в себя отдельные знаки и символы и отдельные тексты, но выступает как целостное семиотическое действо. Игра является способом

сохранения национальных духовных ценностей, играет роль идеальных образов-символов, сохраняющих традиционные знания, составляющие совокупный исторический опыт тувинцев.

5. На протяжении многих веков игры стимулировали художественный процесс у тувинцев и обогащали традиционную тувинскую культуру. В настоящее время возрождается праздничная культура, в том числе и через народные игры, которые актуализируются в жизни тувинского народа, оказывая значительное влияние на развитие и формирование национального искусства, культуры и спорта. Это, в частности, способствует развитию национальной хореографии за счет включения или использования в ней трансф�