автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Праздничная культура в городах России и Белоруссии 17 века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Котлярчук, Андрей Степанович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Праздничная культура в городах России и Белоруссии 17 века'

Текст диссертации на тему "Праздничная культура в городах России и Белоруссии 17 века"

/

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА)

Праздничная культура в городах России и Белоруссии 17 века: официальные церемонии и крестьянская обрядность.

Специальность: 07.00.07 - этнография, этнология, антропология.

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Научный руководитель:

доктор исторических наук A.C. МЫЛЬНИКОВ

На правах рукописи

КОТЛЯРЧУК АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ

Санкт-Петербург

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 10

1.1. Историография вопроса.

1.2. Праздник в городской и сельской культуре русского

и белорусского народов. 20

1.3. Характеристика источников. Хронологические и географические рамки работы. 27

1.4. Отношение власти Великого княжества Литовского и Русского государства 17 века к официальным праздничным церемониям

и игровым элементам народной культуры. 42

ГЛАВА 2. ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛОРУССКОГО ГОРОДА 17 ВЕКА. 59

2.1. Белорусский город и горожане 17 века-

основные тенденции этнокультурного развития. 59

2.2. Общегородские праздники и триумфальные шествия 17 века-

опыт реконструкции. 82

2.3. Цеховые и братские праздники городских ремесленников. 105

2.4. Религиозные праздничные церемонии и публичные процессии с участием светских горожан. 124

2.5. Парады городского ополчения и стрелковые состязания горожан. 133 ГЛАВА 3. ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО ГОРОДА 17 ВЕКА. 144

3.1. Город и горожане- некоторые черты этнической культуры и быта городского населения России 17 века. 144

3.2. Государственные праздники и торжества. 165

3.3. Церковно-гражданские церемонии и публичные драматические постановки - праздник Новолетия; церковно-гражданская церемония и праздник Крещения Господня; церковно-гражданская церемония Вербного Воскресенья. 204

3.4. Строевые смотры и парады. 233

3.5. Официальные праздничные церемонии раннего Петровского времени 247 ГЛАВА 4. ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА ГОРОЖАН РОССИИ И БЕЛОРУССИИ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБРЯДНОСТЬ. 265

4.1. Народные обрядовые праздники белорусов и развитие официальной праздничной культуры белорусского города 17 века. 265

4.2. Праздничная культура в городах России 17 века: официальные церемонии и крестьянская обрядность. 280

4.3. Городской праздник глазами крестьянина (по белорусским

материалам 17 века). 301

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 308

БИБЛИОГРАФИЯ. 311

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ. 344

ПРИЛОЖЕНИЯ. 345

ВВЕДЕНИЕ

Традиционная праздничная культура и быт, обряды и обычаи восточнославянских народов, приуроченные к определенным моментам аграрного цикла, неоднократно становились предметом исследования этнографов. Хорошо изучена календарная обрядность сельского населения, отраженная в записях фольклора 19- начала 20 веков. К сожалению, этого нельзя сказать о традиционной праздничной обрядности горожан, являвшейся в феодальную эпоху неотъемлемой частью культуры каждого этноса. Длительное время этнографы не уделяли необходимого внимания изучению официальных торжеств горожан, составлявших наряду с народными гуляниями, семейно - бытовыми праздниками важную часть городской культуры. Между тем, на протяжении собственной истории, мещане России и Белоруссии создали свой, особый мир городского праздника, отличный от обрядовых праздников сельских поселений.

Расширение м его дико - теоретической базы и проблемных аспектов этнографической науки в новейшее время определило понимание важности результатов урбаноэтнографии в изучении народной культуры. Как отмечали O.P. Буди па и М.Н. Шмелева, постановка «городских» проблем значительно расширила границы этнографических исследований. В сферу изучения, кроме крестьянства, вошли социальные слои населения, не привлекавшие ранее должного внимания этнографов.1 Отечественными исследователями был предложен проект этнографического изучения городов, в котором подчеркивалась важность монографического исследования различных сторон городской культуры/ Разработаны методологические основы этнографического изучения культуры, предполагающие интердисциплионарность и комплексное понимание источни-

1 Будина O.P., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских: По материалам Центрального района РСФСР М., 1989. С.7.

2 Рабинович М.Г. Шмелева М.Н. К этнографическому изучению города // СЭ 1981. №3. С.21-23.

ка. ' В системе городского праздника восточнославянских народов принято выделять три основных компонента:

- торжественно-официальный,

- массово- развлекательный (народные гуляния),

- семейно-бытовой.4

Если семейно-бытовые праздники горожан отличает устойчивая' этническая специфика, то элементы официальной праздничной обрядности и народных гуляний очень разнообразны, подвижны и имеют различное происхождение.

Исследование продолжает систематическое изучение праздничной культуры восточнославянского города. Практически впервые ставится задача воссоздания полномасштабной картины официальной праздничной культуры и быта горожан России и Белоруссии раннего нового времени. Для реализации этой задачи автор использовал методы историко-этнографической реконструкции - комплексный и сравнительно-исторический анализ. Историко-этно графи ческая реконструкция предполагает тщательное изучение всего круга источников 17 века и их ретроспективный анализ. Комплексный анализ основан на характеристике праздничной культуры горожан как целостного явления посредством выявления ее структурных элементов, на понимании важности первоначал ьной классификации официальной праздничной обрядности. Сравнительно-исторический анализ важен при изучение взаимодействия .праздничной городской культуры и крестьянской обрядности, выявлении общего и особенного в развитии официальной праздничной культуры и быта русских и белорусских горожан, причин сходств и различий.

Требует определенного пояснения также понятийный аппарат работы. Для определения специфики временных сооружений официальных торжеств

3 Мыльников A.C. Этнокультурная роль города в период становления наций //

СЭ 1981. №1. С. 134-137; Мыльников A.C. Об этнографическом изучении культуры: источниковедческий аспект /УСЭ 1987. №4. С.85-87.

4 См. напр.: Буди на O.P., Шмелева М.Н. Ук. Соч. С. 212.

нами использован термин «окказиональная архитектура», введенный польским историком Ю.А. Хросцицким.3 Прилагательное «окказиональный», то есть созданный по случаю конкретного праздничного события, используется нами в более широком плане при характеристике ряда предметов праздничной культуры горожан. Для обозначения как всего комплекса официальной праздничной культуры, так и составляющих ее компонентов нами введено понятие «официальные праздничные церемонии» (далее ОПЦ). Речь идет о общегородских, торжественных праздниках, организованных светской и церковной властями, собиравших самые широкие слои горожан. В отличие от семейно-бытовых праздников, официальные праздничные церемонии проходили в открытой публичной форме при активном участии власти и различных социальных, этно-конфессиональных групп горожан. Ряд черт отделяет официальную праздничную жизнь горожан ог народных гуляний. Для всех ОПЦ 17 века, судя по источникам, была характерна подчеркнутая демонстрация иерархии, строгая регламентация участников, жесткое разделение на исполнителей и зрителей - черты, отражавшие корпоративное строение городского общества эпохи феодализма. Напротив, в народных гуляниях горожан доминировала «карнавальная атмосфера» в смысле временного размывания всякой иерархии.0 Центр официальных торжеств аккумулировался на административной площади, образующей с культовыми постройками центр официальной жизни горожан. Народные гуляния сосредотачивались, как правило, на рыночной площади - своеобразном «ко гле», где на время исчезали социальные, этно-конфессиональные различия и господствовал уравнивавший всех экономический интерес.

Наконец, феномен праздничной городской культуры русского и белорусского народов рассматривается сквозь призму «открытой системы» - понятия,

5 Chroscicki J. А . Pompa funebris. Warsawa. 1974. С.348.

6 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 136.

предложенного А. Левинсоном, А.Ф. Некрыловой и А. М. Конечным. Термин

«открытая система» подчеркивает характерную для праздничной культуры и быта горожан тенденцию совмещать, синтезировать элементы различных культур, традиции и новации, реагировать на важнейшие события в жизни города, страны, Церкви. Созданное искусство объединяло «весь город», различные социальные и этн о-ко нфесс и он ал ь н ы е группы городского населения, имело мощное этноиБтегрирующее значение.

Специфика праздничной городской культуры как «открытой системы» вызывает определенные трудности для этнографа. Важное значение приобретает классификация столь разрозненного материала. Разработанная автором сравнительная типология ОПЦ городов России и Белоруссии 17 века выглядит следующим образом:

ОПЦ Россия Белоруссия

1 .Государственные и общегородские праздники. Торжественная встреча горожанами царя, армии-победительницы, иностранного посольства, воеводы. Триумфальная встреча горожанами высокого государственного или духовного лица: короля, гетмана, воеводы, епископа; иностранного посольства.

2 Важные династические события. «Венчание на царство». День рождения монарха (праздник тезой мен итства). Праздник в честь коронации. День рождения короля (праздник «номинации»)

1

См.: Левинсон А. Новый этап в изучении городских гуляний // Декоративное искусство. 1986. № 1; Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники и увеселения конца 18-начала 20 вв. Л., 1988. С.6-7; Конечный A.M. Петербургские народные гуляния на масленичной и пасхальной неделях.//' Петербург и губернии. Л., 1989. С. 24.

3. Церковно-гражданские праздники государственного статуса. Праздник Новолетия; Публичные церков-но-гражданские процессии и торжества на православные праздники: Крещение Господне, Вербное Воскресенье, Св. Пасха и другие. Православные пасхальные торжества; католический праздник Божьего Тела.

4. Строевые смотры и парады. Строевые смотры и парады дворянского ополчения («верстовое смотренье»), стрелецких и солдатских полков, посадского ополчения. Парады мещанского ополчения во время ежегодных смотров («полисов»); стрелковые состязания горожан («монстры со стрельбами»).

5. Отдельные праздники и шествия ремесленных и торговых корпораций. Не известны. Церковные и братские праздники белорусских ремесленников и купцов.

На наш взгляд, данная схема реконструирует официальный празднич-

ный ландшафт городов России и Белоруссии 17 века, а также определяет структуру нашей работы. Прежде всего мы рассмотрим некоторые особенности этнокультурного развития городов России и Белоруссии 17 века, затем на основе предложенной типологии ОПЦ обратимся к реконструкции основных элементов официальной праздничной культуры и быта горожан. Наконец, попытаемся установить взаимосвязь официальной и народной культуры горожан, праздничной городской культуры и крестьянской обрядности. Нас интересует, как проявляется, «ведет» себя народная традиция в различной социокультурной среде городов России и Белоруссии 17 века, выявив при этом уровень новаций и традиций в официальной праздничной обрядности горожан.

Особый интерес для исследования представляет вопрос о функционировании народных обрядов в городах, их особенностях в сравнении с сельской культурой. Феодальный город являлся активным участником формирования и развития этнической культуры народов России и Белоруссии. В рамках широкой проблематики славянских этнокультурных связей большой интерес пред-

ставляют контакты в области официальной праздничной обрядности горожан России и Белоруссии. В современной этнографии признано, что без культурных контактов не может быть и этнической идентичности. С другой стороны, этническая культура осваивает те образцы, которые уже усвоены «в схожей ситуации другим этносом», и к восприятию которых она подготовлена предшест-

8

вующим ходом исторического развития.

Таким образом, основными целями исследования являются:

1. Реконструкция официальной праздничной культуры в городах России и Белоруссии 17 века.

2. Изучение взаимосвязи официальных церемонии и крестьянской обрядности:

а) роль элементов народной культуры в сценарии ОПЦ;

б) связь официальных торжеств и сопровождавших их народных обрядов и суеверий;

в) специфика распространения народных обрядов в городской среде;

г) воздействие официальной праздничной культуры горожан 17 века на систему

традиционной обрядности русских и белорусов.

3. Характер этнокультурных связей белорусских и русских горожан в области праздничной обрядности.

4. а) моделирование кулыурно-исторического типа русского и белорусского горожанина;

б) городские торжества 17 в, в восприятии крестьянина.

На наш взгляд, без понимания феномена официальной праздничной культуры трудно осмыслить этнокультурные закономерности развития городов России и Белоруссии. Изучение праздничного комплекса поможет углубленному анализу места культуры восточнославянских народов в европейской цивилизации, сущности переходного периода от средневековья к культуре нового времени. Традиционная праздничная культура горожан феодальной эпохи является неотъемлемой частью этнической истории восточнославянских народов.

Чистов К В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. Л., 1986. С.24.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Историография вопроса.

При необычной обширности этнографических исследований традиционных праздничных обрядов восточнославянских народов, народных гуляний горожан интересующая нас проблематика официальной праздничной обрядности горожан, ее связь с народной культурой изучена недостаточно. Анализ историографии изучения быта восточнославянских народов показывает, что большинство авторов 19-первой половины 20 веков, занимавшихся данной темой, не обращали должного внимания на традиционную праздничную культуру горожан, важную часть духовной культуры этноса.

Пожалуй, впервые актуальность урбаноэтнографии сформулировал в 1868 году C.B. Максимов. По его мнению, «присутствие этнографа в городе необходимо для изучения культуры и быта мещан», которых исследователь характеризовал как «оторвавшихся крестьян».9 Записи народных праздников и обрядов горожан провинциальной России активно использовали при изучении фольклорной культуры М.Чулков, И.М. Снегирев, К. А. Авдеева, А.Терещенко, Г.П. Успенский, А Н. Минх, C.B. Максимов, П.В. Шейн.10 Позже классические

9 Цит. по: Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966. С.63.

10 Чулков М. Абевега русских суеверий... М., 1786; Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. В 1-4. М.,1837-1839; Авдеева К.А. Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842; Терещенко А. Быт русского народа 4.1-5. СПб., 1848; Успенский Г.П. Опыт повествования о древностях русских. 4.1. О обычаях россиян в частной жизни. Харьков 1811; Минх А.Н. Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губернии. СПб., 1890; Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903; Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. Т. 1. В.2. СПб., 1902.

традиции русской школы урбаноэтнографии продолжил Д.К. Зеленин.11 Еще в 18 веке вышло историческое сочинение В.Рубана, посвященное описанию одной из первых триумфальных встреч в России (Москва. 1696 год).12 Вопросы официальной праздничной обрядности русских горожан 17 века в 19-начале 20 веков были исследованы в работах Ф.Берга, И.Ы. Божерянова, К.II. Степанова, Г. Георгневского, И.К, Куприянова, Н.В. Шишкова.13

Большинство из названных сочинений отличает научно-популярный характер, неравномерность изложения, недостаточное внимание государственным праздникам. Вместе с тем, использование несохранившихся архивных материалов определяет их ценность. Особо отметим монографию Г. Георгиевского (1896 год), тщательно рассмотревшего церковные праздники и публичные обряды горожан Москвы 17 века и малоизвестное исследование И.К. Куприянова (1859 год), изучившего на основе рукописных материалов 17 века церковные торжества Новгорода Великого. Отношение светской власти Русского государства 17 века к народным обрядам горожан изучал Н.К. Харузин.14 Незначительное количество работ было посвящено специальному изучению праздничной

11 Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

12

Рубан В. Поход боярина A.C. Шеина к Азову, взятие сего и Лютиграда и торжественное оттуда с победоносным воинством возвращение в Москву, с подобным описанием всех военных и торжественных происшествий. СПб., 1773.

13 —

Берг Ф. Зрелища 17 века в Москве. СПб., 1886; Божерянов H.H. как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Нов