автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественная условность в современной Азербайджанской драматургии (1960-1980 гг. )

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Алекперов, Азиз Юсиф оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Художественная условность в современной Азербайджанской драматургии (1960-1980 гг. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная условность в современной Азербайджанской драматургии (1960-1980 гг. )"

АКАДЕА1ИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ им, НИЗАМИ

На правах рукописи

АЛЕКПЕРОВ АЗ ИЗ ЮСИФ оглы

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ УСЛОВНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ (1960—1980 гг.)

10.01.02 — Литература народов СССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 1991

Работа выполнена в отделе теории литературы им. Низами Академии наук Азербайджана.

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Караев Я. В.

Официальные оппоненты:

действительный член Академии наук Азербайджана, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель, пауки НабиеЕ Б. А.

кандидат филологических наук Рагимли И. А.

Ведущая организация—Бакинский Государственный Университет им. М. А. Расулзаде.

Защита состоится « ^ » _1992 года

в « 14 » часов на заседании Специализированного совета Д. 004.14.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте литературы им. Низами Академии наук Азербайджана (адрес: 370143, г. Баку, пр. Азизбекова, 31, Главный корпус, V этаж)

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Азербайджана.

Ученый секретарь Специализированного совета,

кандидат филологических нау] ОСМАНЛЫ С. Ю.

Автореферат разослан

- 3 -

0Л1ЕЕ С0ДЕРУА1Г/Е РАБОТУ

В системе шрозителышх средств.играющих особую роль в процессе хулотествонного отражения действительности и обусловливающих высоки? уровень реализации этого отображения, особое мгстс занимает услсиность.Исторический опит подтверждает, что испокон веков мастера слова,принадлежавшие к различным течениям,стилям, метолам,в своих творениях в.различных литературных жанрах проявляли болъиоК интерес к художественной условности. Этот факт по-ротдяет необходимость рассматривать условность как художествеи-но-эстетическуг категор»®, присущую искусству в це;юм.

Активное вмешательство религиозно-микологического фактора в художественное сознание (в фольклор,а затем и в письменную литературу) на первоначальных ступенях общественного развития позволяет исчислить историп использования различных форм и аяемен- ■ тов услочности с древнейших; времен.Ими изобилует азербайджанский фольклор, в частности дастаны й сказки.

Интереяике образцы использования -'художественной условности встречается" в творчестве наших поэтов-классиков, писателей-реолис-тов XIТ. пека.Особенно отчетливо эта тенденция проявляется в творчестве художников,, склонных к миологическим и. (Гольклорним традициям, релипгознш • мотивам й сюжетам.

В .азербайджанской литературе XX века различаются два периода, с точки зрения интенсивности Ьбрап(ения к .'уиему условности в ппоиессе художественного воплощения: первый из них - период романтизма, зародившиеся в начале века в национальной духовной реальности, второй - реалистическая литература 60-х годов,определяемая в критике как "новый этап",.

Актуальность темы определяется двумя векторами,первый из которых носит «исто теоретический характер. Так, несмотря на оби-

лис стлтеГ и мо.чогр.ч'иГ о проблеме .условности в худотественном твор»естт<е за псслгдняе дссять лет,псе епс зщут своего объективного ноу'аюго решения.такие концептуальные вопросы,как худо-жестренно-эстетичсск::й статус, типологическая классификация условности, ее отношение к отдельном смежным категориям, место в процессе художественного отражения (как одного из двух способов, выделяемых по принципу соответствия формам действительности).

Пагом вперед является понимание исследователями под.термином "первичная условность" не самого общественного сознания, а доенно акта художественного отражения, но неточное обозначение пределов,с одной стороны, художественного отраясеш>л (т.е. пер-вичлоП условности), и, с другой, условности приводит ко многим непрэпокерннм научным предположениям.Вследствие этого,по сей день различные жанры (сказка,притчз,ми£,легенда и др.),худо-' жестветпго средства (символ, аллегория, ^оптастяка.гротеск,метонимия, синекдота, эстетически знак, метяТора и т.п.), методы и течения (романтизм, символизм, Формализм, модернизм и др.) ошибочно исследуются я представляется как особые i-opi.ru художественной условности.

Характерным фактом азербайджанской литературно-критической и теоретической мысли является отсутствие специального внимания к проблеме условности как самостоятельному предмету исследования на уровне художественно-эстетической категории.

Так™ обраэом.в азербаГджанскои - в не только - литературоведении проблема художественно!! условности в теоретическом аспекте сохраняет свою актуальность.

Второй вектор, которым обуславливается акт:альность исследования, непосредственно связан с художественным опытом -национальной драматургией 1960-60-х годов. Этот период навей дра-

матургии - один нэ самых многогранных о точки зрения использования приемоп худобестланной условности как в целом в литературе, так и в истории драматургии. Критика такчю стала приэнапзть,что "в дпанптургг*» лос-"сд;;ого Периода явно ощупается тенденция к нс-лользовшгип условности.Это есть проносе,связанный со стремлением драматургов и театра соответствовать сопремекиим требованиям"* в ясно, что она не мояет бить в стороне от комментирования этого процесса.

С друго? стороны, реалистическая литература, особенно драматургия, более консервативная по сравнении с другими лпте-■ ратурными Нормами в области жизнсподобного изображения действительности, аккумулирует в себе новые образные возможности худо-явственного отражения. В этом смысле драматургия 1960-80-х годов дает богатиЯ материал.

Наконец, диссертация представляет определенный интерес о точки зрения методологическо." оценки идейно-эстетичэских принципов литературного процесса 60-80-* годов,являющегося важным звеном в истории развития национальной драматургии, ее поэтического своеобразия.

История изупения теми. В отличие от художественного опыта, теоретическая мысль.всегда занимала неустойчивую позиции в отно-пешта этой ваяной литературно-эстетической категории .Причина такого положения кроется прежде всего в двойственном характере условности, в отсутствии точной дофТерекциавдот ее содержания, • роли и функции как философской литературно-эстетической категории.

В первые послереволюционные десятилетия господства вульгар-'но-социологических взглядов и официально!! марксистской эстетики

I- Талыбзадо-К. Твнгид ие твнгвдчплэр,-!., Загнчы,1989,с.465^

понятие "условность" било вычеркнуто не только из литературоведческих ,но и лингвистических словарей,в лучшем случае его лексико-семаитическое толкование определялось кзк "отрешение от реалистического пояняния действительности"*.

Наконец,начиняя с середины 50-х голов,в советском литературоведении в эстетике снопа проявляется ¡штерес к проблеме художественной услог.пости.п она становится предметом нескольких дисхуссггй .развернуиин ел на страницах журналов "Творчество", "вопроси лптепптупн", "Театр", ""Искусство кино".

По ходу этих обсуждений,естественно,висказивались протпво-поло*та;е мнения,л ели не прекращались в последующе десятилетия Лесмотпя на пеоднократнме опровержения одной, и той же мысля, лоэшптн,они ставились и защищались заново,обусловливая затяжной характер истории исследования■ проЛяеми художественной, условности за последние десятилетия.

Идея о необходимости" определения категориальногосодержания понятия "условность" находила свое отражение еще в первых --исследованиях .Довольно скоро теоретическая мысль стала различать два'нпчала в содержании ■ этого понятия: гносеологическое и художественно-эстетическое,выдвинув, тезис о двух типах услоэнос-ти:' первичной, художественной .Первый из них подразумевает сущность познания искусства,тем садам маня знак равенства между условностью и художественным познанием.Второй тип условности,в отличие от первого, предполагает не художественное познание, дей-

I. Подробно об этом см.: Михайлова А. О х.-дочественнойус~ ловности-1М.:Мусль,1570,с.16;Д?лйтрцев В.Реализм я х:дояестрсяноя условность.-М. ,СП,Т974^сЛ1 ¡Скрауцио В.ВДудожественная усяов- , кость и ее глрриое проявление в латинской советской литературк,-АКД Рига/ 1975, с. 4.

с'тяктелыюсти.а его особнй метод,преднамеренную д&!о(*л:щи» в изо^рт-'ешпг жпмнешшх Форм.

)!акон(.'ц, н 190с годо появляются р.српио моногг.«! "чис".« йй-

следгшгщкя, благодаря которш б 11/1 и сделаны кардинальные шаги в изучении ппоЛломн.Несмотря на все недостатки этих исследования, впервые во всеспаном литературоведении худсжествонная условность рассматривалась как предает лоотнки применительно к современному художественному опиту. В последующих годах продолжалось изучение теоретических вопросов проблемы художественное условности, а тркче рассмотрение отдельных каиионалыых литератур в этом направлении*,

И в то же время намеченная диМеренциация в содержании понятия "условность" не смогла расставить точки над " I " з связанных с ким слооах.

Палипо били разногласия в дискуссиях на. страницах "Литературной газеты" в мяе-илне 1?78 года, а такяе в исследованиях' Т9Г.0-70-Х голо п.

В последнее время в национальном литературоведении возрос интерес к проблеме худоисествеиноИ условности, опубликованы отдельные статьи Зльчина, В.Вердиева, Я.Ахундова, Т.Гахраманова,

о

Р.Исмайлова л других"'. Авторами этих статей сделаны интересные

I Михайлова А. О художественной условности.-М.:Мнсль,1966; Аскаров Т. О природе художественной условности.-Фрунзе(Кыргызстан, 19ГВ,

тепт í т пп ьль)ш> Драматуркнз.-ща пигпииш бярздэ.-'Тобустан ", и('1,№-1; в.Вордилов. г.гаслр АзврооЗчан нпсгводв реаллнг вэ иортилик.-^лчан совет чдоби-; запиши поотека г/псололэрп.-Б,,АДУ, 1986,с.Р6-9:

2 См.: Ель чин. Драпа ч Л Х- В " '

Азорбалчан ....... .......... ................................„,,„. .......

Л.Ахундов.Тприхо мгасир Опхтп роман па бодш: торт'клик.-в кн. дарих п> ртлан.-Г..Лозычы,1288,с.154-1Я6; Р.Нсмаз'шюп.Сбсиялист реализма чдабн латында оедии шзртнллк, Т.Гврромаков.Мгасир Ляпроалч-ан насринде шорти-«етофорпк тслуЛ.-ойе статьи н кн.: Ларпдтшкг методу мчсалэларв.-Б., Ьлк,19В9, 0.57-66, с.13£-147.

разбор» проияведони."., но и они не избежали некоторых методоло-nivccKinc ошибок, обуслояшшнх сутпсттухцт теоретическим уровнем.

Но только лрпматургил 60-80-х годов, но и критика того периода, - в частности публикация Дж.ДдаУарова, М.Джяфара, Я.Гара-■ева, А.Сг^иеяп, И.Рпгимли, Э.Мпмелова, ляет определешшй материал в сплгч! с проблемой художественной условности. В их исследованиях нпгали спое научное толкование и агементи условности, испольчог'пшч.'о б анплизир;.см!0С произведших, определены ícx •худо*естр.енно-9е*етичр.ские <] ункггл', многообразие, каггегориаль-нне особенности н др.

Ocnowiofl обум'.т исс-лодгм'яиия составляет озсрбзйд:ганская дтмятургия РО-ВО-х годов - пьесы И.Э$ендиева, Р.Ибрагимбекова, Е.Впгзбзпде, НЛазри,- р которых пспользуптся разлотзгае Формы в элементы художественной .условности.

МртолологяурскоГ.- и теоретической осиовоЕ диссертации является га,<ег1г.1гГся эстртпческиЗ!, ллтературо!'елческп?. опыт в области художественного дознаний и отракения.Основой метод исследованпл-сроЕиителыто-тилологический, По мере необходимости использованы логический и исгорйко-генетическиЙ7:етоди,

• Цель и задачи диссертации. Основийй цель- работы эаклт>-

8

чалась в исследовании роли художественной условности поэтических исканиях азербайджанской драматургии 1960-80-х годов.

Достижение данной цели предусматривало реяение следующего круга ропросов:

- исходя ил понимания условности как особого способа художественного отражения, дать оценку имеющимся мнениям к определиться по поводу места условности в процессе худотасгвенкого отражения, ее художественно-эстетического статуса;

- ппос.г.р--.г;!, преемственные сгапяи с национальными традициями драматургии в рассматриваемом аспекте;

- охарактеризовать типологические особенности услошостн. на основе четЧ) дать ее класиАн.'^'ЮТ;'

- провести анализ отдельных типов, элементов услошости в драматургии 10'0-80-х годов с точки зрения их роли в реализации индивидуального стиля того или иного драматурга, а ток:аз в контексте поэтического своеобразия конкретного произведения.

"т'ття яоттзнп. Проблема•худояаственной условности в азербайджанском литературоведении впервые становится предме-. той монограйплоского исследования.

В диссертации сделана попытка на материале современной аэер-баРл^нско? драматургии определить художественно-эстетический стлт:с условности как специфической. 'Тормы познания.

Определена категориальная сущность условности, охарактеризовав типологи^екпе признаки, на основе чего разработана классификация типов условности, исходя из предмета обращенности (субъекта, пространственная, временная).

На основе анализа драматургических.произведений в рассматриваемом аспекте показана роль художественной условности (различных ее типов и уровней) в выражении индивидуального стиля автора, жанровой реализации произведения, поэтическом контексте драматургии.

Научно-практическая значимость работы заключается в том,' что ее методика может представлять определенный интерес для последует«« исследований в области художественно}; условности, в том числе по материалам , яру па жанров. Кроме того, отдельные положения диссертации мог>т быть полезны в трудах по теории литературы, в частности о различии уровнях в система худояястрошюго отражения.

т!«бл\дожил К ЫГЮЛИ диссиршиш могут быть использовонн ип Л-нлологичгсгкх i шольтетпх вузов при изучении курсов теории -литературы, вопросов поэтики.

Апробт'.кя г>чботы. Тема диссертации утверждена координационным советом Института литератур» юиНизамп All АзербаГд-тана, Ргбота обсутдлиа и рекомендовано к защите отделом теоркЕ\лкте-ратурн Института.

Основное положения диссертации нами отражение в докладах, эочитлшшх на науашх кбк'оренщ'лх, организованных All Азербайджана и F.ikhhcw.m Государственным Унигерситотом (1987,

с

TPП9, 10Я9), в статье "Известиях" АН Азербайджана.

Структура работ». Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения п библиографии.

КРАТКОЕ ССЛЕРГХ'ПЕ РАГСШ

Во введении обосногивпется актуальность исследования,определяется его научная новизна • освекается история разработки вопроса, Формулируются цель и задачи диссертация.

Первая глава - "Условность как специфически?! способ художественного отражения мира. Условность субъекта" - состоит из четырех разделов.

I. Категориальная сущность художественной условности и проблема ее типологическое классификации. Ввиду отсутствия в современной научной мысли общего принятого мнения относительно изучаемой проблемы, в настоящем разделе предпринята попытка рассмотрения художественной условности - на уровне гостановки вопроса на конкратном оцнхе азербайджанской драматургии 195080-х годов. Здесь выделены два аспекта: уточнение содержания ка-тагории "художественная условность я ее граней, а также разра-

боъхн типологической классификации условности.

Анализ имеющегося опита наблюдений и сужлени" об условности как художественио-эствтичискоЯ категории н« позволяет выделить единого мнения о ее диМерснциапышх категопиплт-чих грнзнч-ках.Хптя в .тогом случае элементы художественной условности в синтезе сводятся к деформативному иэпбратетда внешних форм объектигноП действительности, либо к коккретцо-чувствениому отражению того, что не существует пли но может существовать в реалыюГ жизни. Г>го позволяет рассматривать условпост$ не как одно из средств выражения в системе художественного отражения, худахрствеиимн прием и т.п., а как универсальную категорию, характеризуют« способ художественного отражения.

В диссертации специально освещен вопрос об имеющемся опыте класс иг иканий художественной условности. В частности, критически оцениваются попытки рассмотрения различных методов, направления .стилей, жанров, художественных средств и т.п. как особых форм условности. В диссертации ставятся под сомнение научные принципы классификации столь, неоднородных, неравновеликих литеватурио-эс^етических явлении.

Попытка пергоЯ системной классификации художественной условности встречается в работе В.Разумного*. Более подробная ти-полония дана в исследовании Т.Аскаров^'. Однако в первом случае художествештя условность не ограничивается от первичной условности, кдассиФикпцйя же, предложенная во втором иоследова-

1 . См.: РязумииП В. О природе художественного- обобщения,-М.: Соцэкгиз, 19Г.0, с. 51-52. •

2 См.: Аскаров Т.'Художественная условность как эстетическое явление в свате ленинской теории отра:даныя.-Фрунзе, Кыргызстан, 1984.

нии,отличалась субъективностью теоретической мысли, к тему зе ни один из двух вариантов не охватывал всех элементов художественного ош:тп. Что касается диТч' ерекцкроваккя по принципу, реалистическая - формалистическая, то оно имело идеологический- оттенок - поотвгюпоотавлеиие социалистического реализма буржуазному' искусству.

Правильная методологическая постановка проблемы наблюдается в и эдем литературоведении еще -в • 60-х годах. В частности. ../• Я .Караев> определяя место ус.-о£ности по 'отношения к различи им методам и направлениям, писал: "...Этими же. алемеитали пользовались п реякопоячне 'романтики, но нельзя по агоС причине эти ; элементы 1гри»з!сл~ть к розрлду реакционных..". Автор,, прзпогьно/ осозпаготий жизненную -действительность, монет- дать изображение больпе соответств.шцес.ее аошеюо" Форме... К .тому ж Ь .это время "соответствие хизяекпо': <Торме..." не является критерием, определяет художественций уровень образа и пообае уровень типичности и реализма"*. :.■

В диссертация ставится вопрос о научной целесообразности клесафикащш художественной условности, опирапкеГся на обций эстетический' принцип. Инкми словам» .художественная мысль отражает реальность, имеющую основными бормами суиестровдаия пространство и время Свае зависимости от объективности н субъективности), различнее события и харскт&рч,¡'о поскольку со Саг не есть не что иное К8К движение,действия субъектов, а в этом смысле оно растворяется ь, понятии времени, то в яавом-художественном• отражении отчетливо просматривается три основных компонента:

1-ЗашрТ. Фвчие во гаЬрамап.-Е. ,Азар5.СС~.2А, 19?Ь,,■с.96-97,

субъект,пространство и время.Художественный опыт подтверждает, что нет элементов вне трех видов условности - условности субъекта, пространства и времени.Дшшая классификация позволяет не только охватить все Формы выражения условности ~ худижестгашоЙ литературе-.«о я ка^ый раз объективно оценивать их функциональное своеобразие.

П. Обпив типологические особенности субъектной условности. КонКретис-чувственное определение "внутреннего' я" образов. Основу субъектной условности составляет условное - в основном . деформированное изображение внешних жизненных форм того даш иного субъекта,являющегося объектом изображения в конкретном художественном произведении (сюда относится все, что касается образов - общий вид, бблик,одежда, манеры,речь и т.п.). Но художественное сознание, наряду о объективной действительностью, отражает то, что не сущестиует или не может существовать. Последнее характеризуется двумя типами объекта изображения: изображается либо внутренний мир образов, либо изображаемое не зависит от внутреннего мира образов и существует в объективном мире произведения. Этот второй тип образов, как правило, чисто м1#ячеоко-<*антас7ического происхождения (бог,демон,ангел, дух н:др.), они вклютаотся в "объективный мир" произведения как продукт субъективного мира писателя.

Тактам образом, в диссертации зыделяются три типа субъект-ноА услоряости: I. деформации внешних жизненных форм,имеющих место в объгктиьном мире (реальной жизни) субъектов; 2. конкретно- чувстязнное выражение, "внутоениего я" образов; 3. изображение субъектов, не существующих в объективном мире, включаемых ■в художественную ткань произведения как продукт субъективного мира автора.

Первый и трети!! тиры субъектной условности не характерны для азербайджанской драматургии 1960-60-х годов. Б целях создания общего представления о них а диссертации приведен:! конкретные примеры из национального и мирового художественного наследия. В 60-60-е голы азербайджанские драматурги отдавали предпочтение в основном второму типу условности,что объясняется прежде всего спецификой этой драматургии - выдвижением на первый план лирического и психологического стилей.

Художественный опыт показывает, что сам второй тип неоднороден и внутри него можно выделить подвиды.Так, вне зашсго/ости от идейно-эстетической сущности художественной системы во всех случаях конкретно-чувственное выражение субъективного мира образов велется в двух направлениях: а/ нематериализованкые "голоса" (размышления, яечты и т.Д;) внутреннего "я" материализуются в жизненных звуках; б/ внутреннее'."я" зключается в художественную ткань как конкретный персонаж,

П. Условный образ "голос" как особая А-срма выр-аг-ения" внутреннего я" {"Уничтожетше дневншш", ^ои грех-и", .Не могу забыть", "Если ты не горишь", "Ультиматум"). На ранних порах художественного сознания услоэяий образ "голос" функцдоналгно был более однообразен,кок правило, выражал азаимоотнссения и духовко-психологическое ооиений смертных - простых лвдеГ и полубогов с бессмертными богами.

На следующих этапах развития художественной мысли мимические сюжеты постепенно теряют свои ведущие позиции и литепатура приближается к реальному бытиг, повседневним жизненным событиям. Это послгжило толчком к. возникновению новых форм условного. елемента "голос". Теп&рь герои произведете® слшат ие толтко голоса, божестрспяих сил, но и более реальные "заземленже" голо-

са,например, голос человека, не существующего в конкретном пространстве (либо вообще а исисни), голос /"из-за сценысвой внутренний голос, свяяашшй с конкретными психологическими состояниями (беззвучный "разговор", связанный с такого рсда осстоя-ниями, как сомнения. копебоыкй и с.п.).

Закономерным результатом расширения функционального смыслового диапазона условного элемента "голос" явилось то, что на сегодняшни? день необходимо различать.два его типа: I. Слшимый голос, являющийся размышлениями субъекта, т.е. первого лица. ?. Голоо из индивидуального мира постороннего субъекта - второго липа или его голос, появлявдШся периодически.

Если в первом случае в САМОМ субъекте он СМ же становится объектом художественного изображения,то .во втором случае в С Л',ЮМ субъекте ДРУГИЕ становятся объектом изображения.

Оба оттенка элемента "голоса" можно считать характерными для. доачатургии 60-80-х годов. Одним из таких произведений является пьеса "Уничтояешше дневники" И.Э^евдкева. В пьссе голос как условный элемент обнаруживается лишь в форме внутреннего одного лица - героини пьестгФариды. На протяжении всей пьесы мы олшим внутренш;!! се голос, который сконцентрирован в дневнике героини. Без этого художественного способа невозможно комментировать драму событий и характеров, нравствс-нно-психологичэские причины этой драмы. И здесь дневник явился той самой незаменимо? Формой, позволяющей автору проникнуть во внутренний мир сбрвзп.

Глогодаря этому художественному способу мы наблюдаем ее внутреннее состояние, преображение. Если в первом "внутреннем голо-•се" варили заложен фундамент драматического конфликта пьесы,то то втором "внутреннем голосе" противоречие меаду.идеалами героини

и действительностью прегрешается в открытую дрзматическу» коллк-шго.

Следующие внутренние голоса Фарады идут после ее замужества, из бездны, безысходность которой она еще не осознала.Лостепенно нарастает драматический накал проиэпедепш, появляется почка для нпстогких драматических столкновений. Но пока драматический ко^ликт ке достиг полюй сглы, уже начинается его решение-развязка. Хоть и поздно, но Наряда пробуждается, что сопровождается сот?.енпем дневников,которые она писала на протл,?.ен:ги Bceti пьесы. Эти дневники* олкцетзорякт иллюзии С арвды о счастье. Драматический конфликт завершается уничтожением этих иллюзий (дневников).Вся кдеГ.ная сукщость, noïос пьесы построены на данной художественной правде.

Второй оттенок элемента "голоса" также нередко наблюдается в драматургии I960-P0-X годов. В диссертант подробно анализируются несколько произведений, в которых использован этот художественный способ - пьесы "Моя вина", "Ее могу забыть" К.3£енди-ева, "Если ты не горшь" Н.Хазри, "Ультиматум" Р.Ибрагимбекова.

В пьесе "Моя вкяа" И.Зфендиева этот художественные способ выражается в'^орме "голоса Сахиба". Нурд*ахан-хан}м всю жизнь носила в свое5 памяти, в своем сознании этот пятнадцатилетней давности голос. И сегодняшне! день сна воспринимаег через свет того голоса, им же она измеряет искренность или $алы:.ивость своего окружения.'

В произведении "île могу забыть" тот же худсдествент/ft способ служит более практической цели - прочтение письма однего персонажа к другому голосом напчеанвего письмо. Такая подача пгси,;-, позволяет не только ознакомиться о. его содерха-:ипм к<\ сохранить-динамичный, темп развития событий, но и испытать сач;гм чувстве и

переживания, испнтаглше героем при написании пиоша.

В пьесе "Если ты ire горишь" использованы оба типа голоса как .условного элемента: голос покинувшего жизнь чмтсвска íuaxn-6а) я голоса из прошлого - десг,г«5гысячелетмсй давности.

?. пьесе "Ультиматум" в повествование зводнтся незначятель-ная на Г!рпви5! взгляд деталь - "голоса Ленина",- которая служит воссоздания главного героя фанатиком-поборником революционных юте'' Ленина. И.тымн словами,здесь в качестве закономерности революционного развития приводится образ Яешша.ВпутреншЛ голос Ленина, соответствуя по сути внутренним убеждениям героя,пронизывает буквально все сцены пьеси;ои мотет комментировать различные события, происходящее на различных этажах власти: "в парламенте, ira ;'лттпе,между "СН" и "Я".

ТУ. Персолализация "внутреннего я"("Второй голос","Ультн-мятум", 'Ты рсег~г. со мной", Момент истины"). В этом элементе условности "внутреннее я" героев материализуется в образах конкретных лялей.либо их чвянги или теяе?'.

. • Как в условном элементе "голос",так и здесь,в зависимости от предмета изображения,можно различать два типа: 1.'персонализа-дия 'размыг-лений первого лица, точнее, субъекта (сталкивание образа с own; собой); персэнализация "посторонних лиц",существующих и периодически обнаруживающихся во внутреннем мире субъект а. И опять в первом случае субъект превращается в объект изображения САМ в CTFÜE.f) то втором случае - ДРУШ.в CUBE.

' rnnpien З.Епдш! гэЬрэкан: тарпхп мовзу вэ мтасир "поетико ах-•гарышлаг.ы*.-2 кн.: Совет Ьелзт тврэи вв мтасар адебиЗдатыа rebpessaij-ларь.-Ь., Злм, ISU6, c.It5.

3 азербайджанской драматургии 1260-80-х годов нашли свое отражение разлишие оттенки обоих типов этого элемента условности. Itep-.ый тип рассмотрен на материале анализа пьесы "Второй голос" Б.Вэгобзаде.

Драматургический опыт показывает, что как правило, внутренняя борьба героев из диалога с самим собой превращается в противостояние с самим собой и приобретает драматический харак-,тер.В этом'случае наилучшим сродством художественного выражения такого нравственно-психологического настроения в драматургии является, олицетворение "второго голоса". Этот способ нашел приоритетное выражение и в пьесе "Второй голос".

"Второй голос" в произведении В.Вагабзаде реализован в

образах второго Рашада, являющегося внутренний голосом Рашада,

и второго Арзу, соответственно представлпздаго тшутренний голос

Арзу. Как отмечалось в'критике, второй голос, "который слышится

во всей поэзии Еахтияра-Вагабззде,здесь превращается в отдельный

.образ-символ и участвует, наряду с остальными образами,в качест-т

ве равноправного . Такое раздвоение позволяет проникнуть в глубину психологического мира героя и способствует раскрытию'его характеоа. Это раздвоение появляется как вырахение двух взаимоисключающих друг друга морально-нравственных критериев в конкретной ситуации, как.выракение колебаний героев, оказавшихся меж двух полярных выборов - долга и любви,и не знащкх, к которому из них приблизиться,и от которого отдалиться,

В другом значительном произведении современной драматурги и~ в пьесе "Ультиматум.-" Р.Ибрагимбекова использован тот :да художественный способ. Но, в отличие от пьесы "Второй голос", здесь

* Гарадев 3.,Салманов Ш. Поезизашш 'каммшф.-Г., Оознчы, 193о, с.ИБ. .•'•■'

те по Я не развивается,п разделяется на несколько "внутренних я". Анализ про1тзпе,гл""я григсдаг ;с выводу, что оно характеризуется-противостоянием четырех личностей - гепоя и его трех "внутренних я" (от обычного спора вплоть до вооруженнг.гй столкновения). На самом деле. беенс-логство и ответственность героя,осознавшего историчность предпринимаемого им шага • перед целим нзродом,-тра-ной,сомнения л колебания.порожденные этим беспокойством, г,путреп-няя борьба нашли свое отражение в персснализяции трех 'чувств, обусловливающих психологическое состоя!;ие главного героя в конкретной исторической ситуации; эти же чувства - Гуманизм,Решительность я Осторожность - вкупе спорят с самим героем.

В пьесе ^Ультиматум" автор столь та искусно использует вто-роР тлп персонллизации "вщтрешгего я". Это художественное средство в произведении реализовано в условиях образах Коломбины-Ретюл»шош[оР Реи, Обрученной девушки и Матери, Эти образы проявитесь в рез;льтяте наделения различных идеалов и представлений "внутреннего я" главного героя конкретной жизненной формой.

Среди драм, в которых используется олицетворение посторонних сил, сушествущих а индивидуальном мире'субъекта', особое .место занимает: пьеся. И.Жендиепа "Ты всегла со мной". Образ ' Хдауд-хявум,. составлял неотъемлемую часть поэтической структуры пьесы, играет своеобразную роль в рагЕитаи ее сшета. Не случайно герой пьесы часто "обращается к ушрией 22/года назад Хуршудг хянгм при необходимости осознать трудности жизненной ситуации

и придти к соннретному решения, при восстановлении нарушенной „I

ецутренчей-гзпмонии .

■ ТТт.оса^ "Момент истины" Р.Ибрагимбекова в этом ряду отличпет-

^ р.э1г.'Д'.ли К. Театр» драматург ьв ьхтарЮ1шар.ЕАпврбозчан"ж.,

хэиа, »2.

ся от друга* по специфике использования данного художественного способа. Основную сюжетную линию "составляет история драматической борьбы до момента истины"1. Сама эта борьба ведется в двух направлениях: первое пространство - в событиях мезду Следователем и Обвиняемым, разворачивающихся .в комнате Следователя, следователь борется за обвиняемого, во имя его борется с призра-■ ком лш, нависшим над ним; во втором пространстве - в тюремной камере эта -борьбаИли "допрос" происходят непосредственно внутри Обвиняемого и такое "раздвоение" героя реализуется введением а ■ повествование нового образа - образа жены Обвиняемого.Собственно, пьеса ¿. начинается с отого "раздвоения:" допрос первоначально происходит не в комнате Следователя, а в морально-нравственном и психологическом мире Обвиняемого. Конец этого раздвоения (Обвиняемойгонит свою 2ену из тюремной камеры) совпадает с ' зазегаекием пьесы.

\ Вторая глава - "Условность пространства л времени" - также состоит из четырех чаете!';,

■ I. Общие типологические особенности временной и пространственной условности. Как и во всех, областях художественного творчества,в литературе изображение атрибутов времени и пространства с точки зрения свое отражение в двух планах: соответствия, жизненным формам, деформации этих форм. .;'.' ■ :.

В существующей теоретической литературе .отсутствует классификация условности как самостоятельной категории, а выдвигавшиеся, же предположения и тезиси относительно этой проблемы зачастую игнорировали друг друга. В основном качеств, относяуисся к специфике'художественной трансформации реального времени и про-

. I Гйреа&в: 3..'Ме'зер шаусиЗэеда-ф.-Ь'., Злакчы, о.263,

странства (перенесение локалышх и ограниченных во временя событий на более глобалышс уровни.л тягле изображение событий з различных пространственно-временных измерениях и т.п.), ошибочно считгттся пактом художественной услогности*.

В дгссеотяднг утверждаете;:, чю для определена спецпТшта и гпегпп! обоих видов условности следопало Си исходить из ез общих категориальных особенностей. В этом смысле за основу берется то, ^гго является условным отражением того, что не может существовать в действительности или просто не существует. Это и диктует рассмотрение пространственной условности как ирреального пространства, е временной условности как типа'ирреального времени. .

В пелом предлагается различать два' типа пространственной условности: I/ изображение собптиЯ п ирреальном пространстве; ?/ слгапони^тскоэ течение событий в едином пространственном из-меретгл. ...

Что касается условности времени, то в действительности реальнй сущестзупт события настоящего времени, соответственно в том или ином произведении реальным художественным временем считаются только события настоящего нремени. Если эта реалыюсть-"время нястоянее" нарушается, время в произведении не Подчиняется закону "едяполинейного развитая" и может даже двигаться «спгть (несмотря на то, что едшголине Гное развитие и необратимость времени в йилссойии является аксиомой), то появляется неТ Сл.: Аскяроз Т.'Художественная.условность.как эстати- ■ ческое лчлеч'те п свете ленинской теории отражения,- йрунзз,. I?"', с. Я5; Сагглиня Б.Ф, Поэгпка эпического пространства п вгем^йуп; нлД1гспее" Гснерь АКД, М., с. 10.

-22 -

обходшость говорить об услошости времени.

Одним из самых распространенных типов временной условности в художественной литературе является изображение событий в ретроспективе.

В художественном спите подтперздается и тип перспективного изображения. (изображение будущего,предстояще го). Но следует учитывать,что при изображении событий в. хронологической последовательности порой меуду первым и вторым событием происходит скачок длиною в несколько лет, и этот интервал остается брешью ' во временной атмосфере произведения. Таком рода скачки го времени нельзя считать фактом художественной условности, Ибо в обоих событиях художественное время остается реальным - настоящим временем, а когда понятие времени завершается ни "сегодня", и переходит на "завтра", то оно продолг.пстся не как "заптра",' а кяк "сегодня".-

Типом же художественного времени следует считать то перс-.пективное изображение событий, при котором события движутся "вскачь", не отрываясь от "сегодня" и снова "возвращаются" в "сегодня".

В художественной литературе наблюдается также слояное и многослойное изображение временных границ,(например,как в романе "День казни" Ю.Самедоглу). Этот тип временной условности можно назвать и "хаотическим" изображением.

Таким образом, в диссертации классифицируются четыре типа временной условности: I/изображение-событий в ирреальном времени; 2/ ретроспективное изображение событий; 3/ перспективное 'изображение событий; 4/ хаотическое изображение событий.

П. Изображение событий в ирреальном пространств и времени (Момент истины", "Парк"), Ирреальность изображаемого н нроизве-

Дрнпт гребни и пространства характерна для образа мшшения дррв» неГ ргто^и, особенно ллл »'ольклопз. Например, п волшебных сказ- ' ках "илрстпо.в которое попадает геро!1, отделено о~ отполотого дома нгпгпуоли'-чм л^сом, морем, огненное рекоГ. с мостом, где притаился или пропастью, кула герои нроги-мипаптся или

спускается. >о - "1-рилрсятое" или "иное" или "небывалое" государство"* •

Но в «Тольклого и литературе условные пространства сушоству-пт не только я виде "условного" мира, в который попадают герои, покидая "роллышР" мир произведения, иной раз таким условным прострлнст-ом является туманны!* мир, в которнР приходит мимические герои или из готорого они вышли. В национальной драматурги! Т9Г0-Э0-Х голов в иргездьном пространстве условности доминируют дарпно эти осб'Ч'ности.Но эти условные пространства обладают мггт1'"оСкг.'т епоРстваг'и. Например,в пьесе "Момент истины" Р.Ибра-глмбогогя Теня Обвиняемого кахтыГ раз появляется из зиятщеП черноте? оясти кямерн я, покидая сцену, поэврящаетйя .в эту же тем- . ноту, "¿однократное повторение этого эпизода в произведении позволяет утвег*лать, что если на сцене нет Жены Обвиняемого, то, зпя'тт, опа находится в этом мраке и всегда готова 'пМти на опеку. Хотя в реялыюГ деРсгпитйльности нет такого пространства и-яет рпкчксР лорогп от тюремной камеры.Таким образом, то, что ■ "егп Обтттяемого является не более, чем воображением, подтверждается усло«нш содержанием згой) пространства.

В гт.рсе "Парк" Р.Ибрагимбекова такяе имеет место "йрреаль^ чое простраыст"о" как тип условного пространства в "моменте и&-гинн". I! все »е нпблгления доказывают,что этот тип не является

Т Ппопгт В.Я. Исторические корпи волшебной сказки,- Л.:йзд-во ггу,'Т9ЛО, г. ,

_ Р4 -

плодотворным для нашей драматургии 60-80-х годов.

''то та касается "ирреального типа времени", то в драматургии указанного периода отдается предпочтение воссозданию реального времени в пг®полах рольного времени.

И, Синхроническое изображение различных событий в единой прострлиотвенной плоскости ("Шеншина за зеленой дверью", "Ультиматум", 'Момент истины", "Дом на песке"). Анализ драматургического творчества позволяет выделить два вила синхронного изображения разных событий в едином локальном пространстве ("£сн-иина за зеленой дверью") во втором случае события, взаимоисключающие дру!г друга ют происходящие за километры друг от друга, входят на сцену "со своими пространствами", составляя различные его полисы ("Момент истиныV "Ультиматум", "Дом на песке").

В отличие от многих типов художественной условности этот-тип не является-характерным для поэтической спеця{ ики фольклора. В Фольклоре действует только пространство, окружающее героя во время его эмпирической деятельности, иными словами,происходящие за пределами этого пространства не может стать предметом повествования, поэтому Фольклорное мышление не приемлет одновременного течения в' разных пространственных измерениях двух или более событий. В письменной же литературе, наоборот, 'увеличилась потребность в синхронном изображении событий с тенденцией отображения синхронической действительности в близких к жизни Формах во всей ее многоплановости и сложности.

Сопоставительное рассмотрение показывает, что в национальной драмрг'ргии 1960-80-х годов самые интересные и удачные примори этого художественного способа создал Р.Ибрагимбеков. Одним из т-ких произведений является, пьеса "Женщина за зеленой дрепью". Именно эта ее особенность выделена'критикой с точки

зрения поэтической структуры: "В "Жрниино п,ч пеленой двермо"... рпзлячи'в события происходят к.чк би одновременно. Перед нами постоянно открыты г дворик, где течет, бурняя жизн; большой семьи СЯПОггЧЧ"а 1Т;-ПТТ, И глпртпм бНКПОГО ДИРПКТООЧ ПеПЧГОГЯЧГ.СГСГС гех!П'""мл Л'пдч—то^ч.. Л.

!ГглоУрянстго>т?пя условность, выбранная п пьесе,прежде всего позволила пптопу покапать представителей р.чяличшое слоев о<5— пестпа.п т"г"е - пррлст.'с-ить голос хмгатм за золекой лкорь» к ли яр-гго, отгося!1"рся ко всему человечеству и обтцестпу.Основ-яяя угря пьесы п рчокрытется в отношении общества, его различиях члене* к спепт- п о"повременно общечеловеческому крику этой ЖЧГИ1ГО.

Второй В!тд синхронического изображения событий при пространственной условности встречается в пьесе Момент истины" Р.Ибрагимбекова на сиену со своими пространствами. События пьесы происходят в дв:х разлитых измерениях - в кабине Следователя я тгремпой камере. Этот элемент пространственной- условности позволяет автору пподолтать события, не ослабляя драматизм,. а. такте обеспе'т^эет бнетпнй переход от одного события'к другому; Это, в евто плддортапоет необходимый уровень психологической

ЙТМОГфррН во вр^'.'енном промежутке ОТ ОДНОГО: события, к другому.

Ч отличие от "Жетайны за зеленой дверью" и "Момента истина"' в пьесе "Ульттаптум* пространство, где разворачиваются действия, растеряется до городских гррл.юГ. В прологе-ремарке драматург. , сам; делчт сгте"У нч три части. В одной из них (в глубине сцены) идёт заселятгтв Муся*>атского парламента, в другой (на протяжений всей опегш) происходят события бакинской действительности 20-го года;

I Дгбчсов Г. Мчсгстаб личности.- Правда,1974, '26 декабря.

- :б -

а в третьей ощш из исторических личностей, которой предстоит передать ультиматум Парламенту от Революционного Комитета, гото-вмся и споем кабинете (на авансцене) предпринять этот шаг.

В еще одной mece Р .И/ лгимбекоаа - "Дом на песке" - использован тот гп тип усло'лпости, правда, в несколько иной Форме. Тлк, находясь в своей.городской квартире, "Зльдар видит и слышит нее, что происходит у родителей,преодолев пространстю, отделяющее• его от них"''. Точно так же родители могут без препятствий слепить за событиями, происходящими в городской квартире йльдара. Пльппр ■сам после приезда на дачу "видит" все, что творится в его городской квартире.

Таким образом, синхроническое изображение событий, являясь одним из основных компонентов психологической драмы, определяет свой стятус в литературе и требует признания в теоретической • мысли. •

1У. Ретроспектишое изображение событий. Одним из наиболее распространенных ти юв временной условности не только в драматургии 60-80-х годоо, но и в целом в мировой литературе является ретроспективное изображение событий.. Тем не менее,как и некоторые типы условности, и данный тип нельзя считать характерным для всей истории развития художественного сознания. Например, наличие принципа единства времени в фольклоре исключает способ ретроспективного изображения в этой области поэтического сознания. Но психика человека, психологический мир человека настолько сложный механизм, что пе может жить только сегодняшним днем,не может ограничиваться только увиденным. С другой стороны, "не могет бить и речи об отражении эпохи вне хода времени,

I Ибрагимбеков Р. Избранное.-М. г'Искусство,1984,с. 167.

вил Связи с пгоплшл и будущим, вне полноты времени"*.

В некоторых работа?? проблема ретроспекции явилась предметом специального исследования, в них рассмотрены различные tfOPMli и функции.

В дргг'зтуш-ии последних лет наиболее интересное использование ретроспективного изображения событий1 встречается в аьесе Р.Ибрагимбекова "Парк". В этой психологической драме сразу после первого витка драматического конфликта, вслед за первыми событиями "борьба" переносится в нравственно-психологический мир геооя. И продолжается в пробудившейся памяти и воспоминаниях, размтлештях героя.

Анализ ппоизвеДения в аспекте рассматриваемой проблемы приводит к выводу об органической вписанности в поэтическую структуру пьесы,в ее сюжетнуп линию ретроспекции. Ибо события, протекягщие и в нчетоянем времени пьесы со всеми своими деталями, ие что иное как продолжение событий десятилетней давности, й без пнфопм-ании о тех минукпях днях невозможно: постичь суть не только Лоследугпих событий, по п самих образов, С-помощь» ретроспективного иэобпаженяя героев автор реализует эту п&требисють прямо яя "сцене".

Согласно закону, ретроспекциям, в пьесе "Парк" через прошлое "автор дает возможность... своему герою как бы взглянуть на.себяj на Свои поступки со стороны,глазами другого человека, чтобы йра-

1 Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.,Х1, 19Г6, с. 18?.

2 См.: Ржевская Н. Концепция художественного времени в сорпеметтном романе,функции ретроспекции в романе.- Филологические нлуки; bili.M. J970, Я 4, Рогова Г.И. Ретроспекция как форма композит тоните поисков в современной прозе,- АКД.М. ,1983. ,■.■,■

- - гв - :

вюлно оценить, проанализировать промахи,допущенные им"*. Дальнейшее развитие собитвй в пьесе, показывает,что логическим завер шением внутренней борьбы героя с самим собой стало то, что он смог возвыситься нал мелич;..,;и жизни и придти к торжеству идеи пьесы.

Таким образом, одна из паяных особенностей ретроспекции -вновочиванив структуры образа - ярко выразилась в этом художественном образце» .

Вторую функцию ретроспекции составляет определение сюжетно-композиционной -специфики. пьесы. Раскрытии этой функции способствует произведенный в диссертации анализ пьесы "Шире круг" И.Гасдаова, который позволяет заключить, что ретроспекция как вид временной условности здесь служит не столько раскрытию духовного мира главного героя,сколько прослеживания хроники .прошлых событий. ' ■

В заключении подытоживаются наблюдения,полученные в результате исследования функций и форм использования художественной условности в азербайджанской драматургии 1960-80-х годов.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1, Художественная условность в современной драматургии.-Тозисн пятой республиканской конференции молодых литературоведов. Баку,1 1987, с. 20-21 (на азерб.яз.).

2. Творческий метод и художественная условность.- Тезисы кон^оренции "Творческая платформа многонациональной литературы". Баку, 1989, с. II4-II6 (на азерб.яз.),

I Аскаров'Т. Художественная условность,как эстетическое явление в свете ленинской теории отражения,- Фрунзе,Кыргызстан, I984.C. 191.

-293. Тудотпственноя условность и фольклор. - Материалы шестой 1еспу<?лик<1НскоЯ. коггТореншги молодых филологов. В., 1989, с, 38-' О (но азерб.яз,},

4. Проблем« современной драматурги!! по имя объективности,-аз. "ЭдебиГлт че индлесенег", о октября 1989 г. (на йзерб.я.'О.

П. Проблема художественной условности в теоретической пели. - "7:глгст;ти ЛИ Аэерб. ССР, серия "Литературп, язык и ■нгуество", 2.