автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Первая историческая трагедия в азербайджанской литературе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Первая историческая трагедия в азербайджанской литературе"
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ имени НИЗАМИ
На правах рукописи
ДЖАББАРОВ ЭЛЬЧИИ ВАЛЕХ оглы
ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
10.01.03 — Литература народов СССР
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
БАКУ —
1 992
Работа выполнена в отделе азербайджанской литературы нового времени Ордена Дружбы народов Института литературы им. Низами АН Азербайджана.
Научный руководитель: доктор филологических наук АХМЕДОВ Т. А.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, проф. МАМЕДОВ X. Г., кандидат филологических наук, доц. МАМЕДЗАДЕ Б. М.
Ведущая организация — Гянджинский государственный педагогический институт им. Г. Б. Зардаби.
Защита диссертации состоится « 1992 г.
в/±___часов на заседании Специализированного Созета
Д. 004.14.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Институте литературы им. Низами АН Азербайджана по адресу: 370143. Баку, проспект М. Азизбекова, 31, Академгородок, Глазный корпус, V этаж.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной библиотеке АН Азербайджана.
ОСМАНЛЫ С. Ю.
1992 г.
OBFIAH ХЛРЛКТШ'ЮТШ РАБОТУ
Становление азербайджанской трагедии, как самостоятельного яан-ра, нртгаяось на конец Х'1У сто детиа, хотя ее идсйно~рстэтггчесхие керн ir восходят к древнейшим фольклорные образца;.:,.к ::.исспческо:1 эпвчссш-лярической поos кв.Создааие~!5азз:1Т1гв п формирование различиях видов этого кайра именно в XIX зэке бит связано греяде acaro.со ссожезю и противоречивым соцпаяьЕо-политичеекки характером чпохи. Шзтому спустя некоторое время сосне появления вервей азербайджанской рза-яистачесхой, трагедии "Горе Сгхраддкза" (1696) била созрана первая национальная историческая трагедия - "Недпр "пах" (I8S9).
В года репрессий и культа личности б цд наложен запрет не только на имя видного писателя,публициста,общеезэзкого гссударствея-кого деятеля Наримана" Кариианова, по и ер. * его ваозгдие и. гер-
оину его литературного творчеств? - ттьзеу "Надир nía:?".А вел^у тем Н.Нариманов является одни;.: из ввд.гейзвс писателей.оботтлзшгас азербайджанскую литературно-культурную акэнь конца XIX-кат- ча XX ззков нов!».«, образом худонествс-гпгого ига леняя„демократ ячесхой мысльп и ду~ хом Еацгоналзного возрсздсиЕЯ.способетвс-вавиих еэ р^ззитк» как з идейном плаке,так -а в отношении литературной йог,"-; и сэдеркаячя..
В современный период - пергод юреяйого изнененкя образа кыч— лечия,пересмотра народами бывшего Союза ь свете новнх криториез своей истории,своего прошлого, оценка о зозкшгЛ денокра-ппсоаого литературоведения классического литературно-культурного наследия каждой отдельной личности и каждого произведения стала необлоди^оет1-.;;..
А кту а л £ г; ос т в ис с л ед оза нпя. Теоретик- -эстетические пребсе:«* жанра исторической трагедии в азербайджанской литературе.илтертео-вавяие литературоведческую мысль периода зарождения этого ;,;апра,;то настоящего времени затрагивались главным образом на уровне критически отзывов и рецензий,написанных в связи с издание?: и постановке:; отдельных драматических произведений.Не удивительно поэтому,что и первая историческая трагедия в азербайджанской литературе не с та .та предметом основательного,всестороннего исследованиями рассматривалась или в контексте" сб.цего драматурги', с с ко го творчества автора, или в литературных обзорах,яли в отдельных исследованиях,посзяеэнр"/: другой теме..4 меггду тем ваянссгь изучения исторической трагедии "Надир шах" неоспорима.
В конце XIX века общественно-яо лятячео?>эс пллокенне з А:'.;; бодяга не бы до крайне сложным. Прогрессивные деятели иоячеекп стремтяк--
Пробудить национально;; самосознание народа»даи-гельнов Bpgufi яив-аего з кояониалыаг условиях,возвысигь oro ¿ собственных глазах, эауспгь «увстго соОстзешгох'о дсстоакс'Л&а.вазьать протест против угнетения к на боръбу за свойсду.дсзестз • ic кего через образцу хухокеотаеннеЬ лимратуры «дев освг^сидечкн от игюстрапнк;: и обьедрисния расчленениях а:>србз&щан-сукх зеиеяь.Садеты:с-к икелпо втеш духовной штре6.юстк и явилось создайте коадркческом трагедкк "йадир пах"»
Драйа-пл:асхис п^опэг^эн*;;; Ка ¡гайка я в том чяояе-
ястсряческа» трагедия "Ha?a.;> илх",окасаг.л егрьеьпсс всгдзйстниз на .. раоьс.-ке облеотзенаей киедк & ¿сгрбайдЕаке в аачаге зеха.Сдйако.ло гзвеотдаа прйЧакак,с конца 30-х и до конца 50-х годов о^-цпаяыше_
КруГР»Е1рч',«ГЗШЧ5 I: гссударстаойякй ■VVSObSV.SV ЪСГЛгСКй ПргПЯ?С150Г-аГ.И Егдапге,пр.>пагаид:трс5аш53 ксеяодсЕакв» худояс-слбеншга к цубяадс-тгчеекгх гро^ззечекка' гасате^я.Но,нескоггл ка ses запрзаы i? прзпоны, йаез^из-е Яар;ш1№ч НаргаксБа,осс<5о!иккгсторичес£&я. трагедия "йадкр пах%оказааизь не' подвгасяиЕ speseut-, по сей день сохранна* свои худс*:саг£егшо«гстст;ческуа цепное т^аетугшность а аяачвапзЛ? stok CBsttr оссэув агтуалгчооть npnodpsxae? исследование худоЕестзеннап» йасгсдия пиоатез», г в tos чйсдз первой гстсрячссксй трагодуи в аьер-' бдйджапзЕой гязературб- - трагедия ггах".
■~бьг"ль. к gases»; йселеа<?гяку:й. Объектом ксозедоьаиия явились историческая *:раггдкя К.Нар;;:;ансв£ "Нэдир вах". •
Цзд* диссертации гакявчается ъ опрздегаиз» евсеобразвзх.есо-бенисстеЯ первой яеоорьческсй трагедки.сыгргжгоГ: валиую родя»-в азербайджанской литературе" в процессе национального са,:оЕСБнантт»,з гы-ЯС5С1ИШ источников литературного гоедействия к se места s литературной процессе. Ввиду того,что х?,чр исторической трагедии г азербай-дЕанскоя яотературоведввни до егч нор не рэссиатргсаяся з «гторяко-• фклпаогнческок аспзкте^гссертавт'счел цезесеобрзгкнм рассмотреть
прв^ины £сз;;яенозснкя стоге наира.Дин обоснования ыленазЕаннчх на» учнах положений в реализации накеченной цедр было резеног - - - •
- опродеккть iíaKTop",o6ycncBis:JH0-создаииу ^:анрг иоторэтеекой тргг<щик в азербайджанской литературе;
■ - oíccüosaíb необходизосчь появлений вобогс гсторическогс гта-т,новых ív;sHsficiEoro содержания:,¿орма ..осветить идейно-техатетесгяе, »анрово-струЕзурше качества первой нацконажьао-кеторкческоя трагедии; • -
- с-сзета^ь традгаги ьзагж>с5яз;т я взаимодействуя худонестьзхпо2
титерзтур4 a гморзчзспог науки на прпмере траг^дкй "Н.-.дгр <™¡x";
- определить спуц\'!У'и::у и :;аь'ровг>е гръниии рстсркчазуои '."раггдри и Д1» аналкз лкт.'рмурнвх оссЗмностей "Надрр ааха";
~ раскрыть почятвз факта озргдёаг-т:» его -стрлку^р ь худсхздгеел" ко-ксторип^ско?» произведена ■. на основе мяч аргалов пергой !!С-гор,»чее~
рой
- рассмотреть so грог об тс-орчческой т^ие :: исгречегчхй «зее s "Надир пая?". '
Теоретическая и иетэдоаэгаческая основа ассяедсзаккз, В пррцое-С5 исследования диссертант спирался на н.ог;;т:;ЕЩй литеричровудчзо-кий опыт в области исследования др.-^татусити^а гс:с;б еоотлехстзт»,— здо исторические -грур.н.
Е основе т-хследов.ишт де;п?т прмцип из тор—f-.-j.i"rmь■ ro, сkcтемно-структу рнero аналога. т№олае.пьчч';:о гоко:;^;-';:.!.
Научна? коэиашг .уссертакги. rptr°;v;p
поза "Кзд'ир ¿первые з азерЗаЛ^хд некем гать ^атуро'яг, лип;? лл-дуотС'1 б р?^ериру-э'.:ой диссертации в s3icev«oK,ro8crv»£;:43CV»í- пер-
КС.
Научную новизну кссдедозпккя состэзу.тс игу^снки -•то;' п^бле--;! в контегсте зп-тературнп-хуАсноственлол -голшл:;' лл^я лдла^екол л-/-тератури XIX sesea, ю дзаимосыз;: о различном:; х-уядпй г кайрам-; др;-иатичеекчх прскз?ед(*;;г2.определзаро -ист:-'ков леплт:?. явдат.'чедчой ?эа~ гед!«п,ана.пчэ тр-лдиций роали'стэтсстах надьк^х т-зг^длл,-..-лу ол-н об не го источника канра исторической трагедия, i .ч/лсоту^цгл/ ллл~ сторонне рассмотрены и прогом^еяткрезои* ";акзе тощ:л-ч нке жанра исторической трагедии в нгцтюгг. ;-но;-г гнтеллтуре.с.г— яо-гояптические факторы,обуояов.гзвяге ьнооv тв"^„плсодй'л~ cnivfc ;•■•>. исторического факта к творческого воображения, етаеоорлзч-п xy,r. ••••"v •гзйчйо-йсторйчссшго лрсгтззедсякя и трпдидви,соогйсч'зягк rcw<¡;<.. ческоЕ правды ч правдн художественной.
В ходе научной разработки теин были зыявлея'г:
- объективные социально-политические причшш,си,гсдозитигз пез-кикновенне жанра кото смеской трагедии я их значоике, литератуоне-кульгурная эво яадия и пути к новому кгнру;
- дана краткая характеристика создания,закономерностей разтггте и особенностей яанроз комедии, тр.эгздн7,тр?п?комгд!»у,?стср»:-чсской трагедии,ж вгакмосвязя ;» вгатмодегсотзиД*
-- ас-казаке спей идикл худо^оотатннс-го' vдго;"rr.nrv dvn на прймерз "Кэдвр ¡na* i" и /сгаасглзс; r.j/лч;- •:, с'5ряцепия
- о -
автора к истории;
- раскрыто соотношение достоверности и художественного вумкс-
ла;
- отмечены особенности художественной интерпретации ксторячес-кой -тени; -
- обоснована современность в художественных проведениях с ксторическим сяжетсм. • ' ./'•
Подходя к Н. Нариманову„как к основоположнику жанра исторической трагедии в азербайджанской литературе,диссертант считает пр!,е!.:язшм анализировать его первые пьеси как трагинжедгн.
Теоретическое и практг-'зекое значение исследования, Баучпые результаты исследования могут бить полезны!«! пр!« изучении историк азербайджанской аитератург.е-кудизествепиой мысли.
Бьподы к положения рсЗото могут использоваться в работах,гос-вядЬ::;-::'-':>: Наркшну Нариканозу, при написании истории азербайджанской литературы, подготовке научно-кетодлческих пособий,на спецкурсах в ■-и'с<ли учебник заведениях.-
А проба цтя работы .¿кос евтация выполнена и обсулдена в отделе а а е 1X12 П ппа не ко й литературы нового периода в Институте'- литературы г «с-ни йисами Академии-наук Азербайджана.
Основные г?лощения исследования• наик1 свое о'-'раайкне в тема-"¡'/."•и'скгх сборниках научных, трудов,ученых записках Бакинского государственного университета,в дох«аде на каучао-ирактетеокой конференции.
Структура дкссврта''"и. Диссертация состоит из введения,трех глав,з;<клсчекия и описка использованной литератур:;.
ОСНОВНОЕ СОДЕРГЛНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во "Згеден«к"оо'освовываьгея актуальность текы.опоедесяются день и задач»'., научная новизна кссяедовааия,» конкретной Лорме комментируются методология,теоретическое и практическое значение диссертации.
Порван глава работы называется "Общеегзенко-политичсская и У1'1г;;гтур-'о-культуряая среда .обусловившая создание источи»:. т.оГ; трлге-пи "Надир иах".
Б отой главе обстоятельно рассматривается такие вопросы,как ргеп'хтрайеаке просветптельскк-деиократическкх кдзй в Азербак-.чг^ч.возрождение национальной культур,значение и роль 1Ър;:йскоЯ гчптелъскоЛ сенинарки в развитии просвещения.Благотворительная до-
ях~:;;.;!сс ?ь ■Г:д::;;?н;;гоГ' г;;Цио;г-= л; З.ур;.;у.?л лросно •
1ЦГ:;; '.ультуч;-: г:ьо.т,. :г-вп/_> "^".г/Г'.я •
с:: УА с-ст ."'.З'гг а ;у УУУ^'У "Одега-"
?« ■:■:;•".":'!ого ,.-!,со»о." 'чг:;-
око;; созг;° :и""! :п л у ау '" ^ао/'^тччисип'о
чг'/;-г-ч.'-.с: о омдт-еча в ¡-у ^ у'; у: у конца л" з;п:о:о
п;'.::г и ,'уу\г-по:. нап':о>п л:у:у~<~:.усу<>уу?<- ", -, дсмскрат'^гга.-ттс
укуолг:";;':;]- л,.дуп^о-ч/ль :урн^с :;о::ллзи с другим;' ;;яродаЧ!г,!'зо дня л 'з! ■ У<;>;тс.! ладиаиа у.^ууу:
. сбгазо'апча зуу.-С:УГ;У:УУУ ''■.-■.уг/ лз;'-;х"
и щ.-се^с'К.таа Езр'оо а .у/.?г. у,у '¡'пг./улу . к г.г.:г." / уу-у/,
л к-.хгог^лз'гпльеглу.пссс^сце!;;:;; .лус.¡а
гуре иог.вгкл; уъ котл;з ¡хт-.'~ "у г: / л • :г\,; т./".:.-,:."? *• ч1"'—:^ иоотъсл С.иуг''.^'й угп75ЛП ГРУЗИТ"'1 о л':0
?■ свсс т: п з ■: я Д ¡1- г и лпспп, ""о лумлдУл - ¡.'о клуппе-- У, а 1рагед!'Я - рр,<: 1/У лггалсл;гГ; у> .у;, -у;уу о . ы: ¡л/ у.'-: : XV ¡■•егга ¡¡орт:.,;'!.1'" б луррО'айт,"аи'. гу.т ¡¿"туре >"0'-: о г -ч:, '"а^'ол ;:;з РС'-е годи до л"!* толлок ' сиздан!-'о сам г: дегллултл'чсз : с го у сод-спи'о чра - грагедк:!". '
В иераьх акербаллканских трагед!---:: с ч;1еазлт7т";р окси Ппя изображались тппичеегае обра?:; лродстлкггеле^ осклгзг.еогу пене— щэтеетза I! зарочдаюзе^ся бурхуаз;ч;..¿дкатмы и отсталость ллсь как результат исвелеотза >г нвгозмогчесги.В отек отноисяян г.п -Ь'ло случайным кврох:ов изобралеике в пьэса:: ;',Кар;;ма!!аг:: "Зй.^.^о* бог' и "Горе от языка,влк Еакдач бек" того п. н обуеотвеплсл кигмпуоз'"« датолсм которых бил писатель,
В первой главе реферируемой диссертации особое вкягмнкв уделяется коинонтированию разноречивых мвсяеЧ»выскпэаякых в азербайджанском литературоведении относительно жанра первых оценив ее кг.-; произведений драматурга.По мнении одикх, первое сценическое произведение писателя - "Невежество" - это драма, а "йамлан бек" - кор
недия 7 по мнению другкх - оба произведения - или комедия,!'":' дра~
1 Р.Оашар. Азэрбалчгн эдэбилдатында фачид канри.-Бакы: Дзэр-бадчан ССР Елмлэр Анадемидасынын нэаридзатц'ДЭбб^ё.г?.
2 ?Лш 1^лалЛ1Усезнов Ф.XX эср Азорбадчан одебидзатп тарихк.-Ппг.и:
^ариф, 1952, -с. 148; Азэрбал'чан адебиздатн тарихит 'галдда, ч. И,
здкы:Азарб.ССР ЕА нршрк,]'даты,1960, -с.72!1;Караев Я.Этапа азербай-
джанского реализла.-Баку:Ягмчи^1583, -с. 1б4-1-57;,%бк1!Ска-УухаА"
зе И. 1!яр:»манор.-Баки^азкчы,19?9, .с ЛЗ-21Й.
мал1 Еариман Нариманов и сан называл обе пьесы то комедией,то драмой^ пьесу "Надир шах" считал исторической драмой.
Известно,что смешение какров было одной из характерных особенностей азербайджанской драматургии того периода.2 Однако диссертант характеризует комически-сатирические особенности в архитектонике к "Невеж-ееява"i и "Еамдаи бека" как стремление достичь ког иояа,вызвать смех.'Из-за того,что ограниченность в мировоззрении героев обеих пьес, предательство и духовное убожество раскрываются через трагические мгновения и ситуации,нравственные уродства эпохи - невежество, алчность - реализуются как в комическом,так и в трагическом плане, а по мере приближения ешетной линии к финалу слех заглушается слезами,основную роль в решении конфликта сыграл именно трагикомический критерий. В'свое время Гегель указывая,что "...середину ме;::ду трагедией и комедией занимает третий основной жанр драматической поэзии,он не имеет такого коренного значения,хстя в нем различие трагического и комического стремится найти примирение или, по крайней мере, обе стороны, не изолируя себя как безоговорочно противоположные.вступают во взаимную связь и составляй! конкретное целое... В этот разряд входит также трагикомедия".-^Вообще,трагикомическое постижение кизни,процесс подобного эстетического отображения более рельефно проявляется в период бурных потрясений,духовных кризисов. В конце же прошлого века социально-политическая атмосфера в Азербайджане была крайне противоречивой к кризисной.Учитывая все это,диссертант рассматривает Нарнмана Нариманова как основоположни-
I Гаджиев А. Азербайджанский реализм.Проблемы исторической .и национальной типологик,-БакугЯзычы, 1934,--с.109; ЭЫэдов Т. Нэриман Нэри-■ мановун драматурги j асы ..-Бахы:Елм,1971, -с. 53,77;ha4igeB Д. Азэрбазчан . едабиоз'атында тарихи драм.-БагаЫазычы, 1983,о.9;ИбраЫшов М.Безтк инг-илабчы з'азычы.//й.Н9р1шанов.'0ечилмиш асэрлари.-Бакн:Елм,1973,- с. М?ммэдгадэ Б. Н. Визиров зарадычылырннда драм жанри'.//Азэрбазтан драматурки^асынын инкишаф доллары.-Еакы:АДУ-нун нбшри,19й2,-с,в7-йЬ
2 Кечэрли Ф. Сечилша_8сэрлэри.-Бакн:Азэрб.ЕА насгр. ,1963,-с.63;Сул-
танлы 3. Азврб&зчан драматуркипасынын инкишафы тарихиндэн.-Бакьк Азернелр, 1Sd4,c.19: Моммедов'X. "екиичи"дан "Молла Нэсрэдцин"э гэдэр.-Бакы: 0азьгаы,1987,с.153-154.
3 Гегель.Лекции по эстетике,кн.Ш,Н, ,1958,с.3б9.
ка не только нанра. исторической трагедии„но и трагикомедии,считает целесообразным анализировать его первые пьесы,исходя именно из этой реальности.
Исследования токазывапглто Н.Нариманов, с юных" дет проявлял' серьезный интерес к истории. Осайое внимание,уделяемое им в различных литературно-публицистических статьях раскрытию сущности исторически событий,стремление в историческом прошлом найти точку духовной опоры,частое упоминание имен таких личностей,как Бисмарк, Цезарь,Вильгельм П,Наполеон,Петр 1,Яейх Шамиль и др. - все это было проявлением повышенного интереса к истории.Сильнейшее политическое впечатление произвело на него па купе низ на царя Александра П. Все это наглядно свидетельствует о том,что обращение Я.Нариманова к исторической теме и именно к истории Ирана ХШ века не было случайным. Бообпе обращение к историческому проалону соседней страны, к ее обо^ственко-полптйЧеской жизни для, выражения своих взглядов к воззрений было в тот период одни:.-, из испытанных средств. В этом смысле избранная для "Надир шаха", тема из истории Ирана явилась успешным художественным средством для,выражения замыслов автора,стремившегося таким путем служить своим современникам. Ибо в империи,где отсутствовала свобода слова,единственной возможностью'затрагивания серьезных,актуальных проблем,пропагандировать передовых идеи было перенесение событий или в историческое прошлое,или в-другу» страну? Вместе с тем важно отметить,что хотя тема исто рот ее кой трагедии "Надир шах" и была взята из истории йрана,ряд основных событий в сюжетной линии происходил на бывших землях Азербайджана.
Безусловно,что свое воздействие на сс.дание первой исторической трагедии оказали также тифлисская и бакинская литературная среда,в которой вращался Н.Нариманов,его знакомство с прогрессивной русской и европейской литературой.^--
1 См. :Мэммэдо&В. Нэриман Нариманов.-Бакы: Азэрба^ан Ушаг вз 1^энчлэр эдэби^аты нэшриЛаты,1957,с.89.
2 Ахундов И.<5. Эсэрлари.Уч чилддз,2-чи чилд.-Бакы:Азэрб.ССР ЕЛ некр. 19б1,-с.235;№р0Ьмэдов Э.Бирйнчи Азврбадчан гэзег1г.//"эхгтчи" гэ~ зети/1675-1877/.Там ыатни.-Бакн:Азэрнашр,1979,-с.10-1Г.
3 Кэчерли Ф. Нэриман Нариманов:Ивз а ты, фэалидд эти ва дун,] акерт-т. -ЬакыгАзэрб.ССР ЕА нэшр. ,1965,-с. 33? Ъатгызев А.Тифлис эдэби ыуЬк-ти.-Бакы:Лазычы,1980,~с. 5;Гачечиладзе А.Грузинскяя драматургия ХГХв. -Автореф.дис.хапд.филол.наук.-Тбилиск:ТГУ,1963.
IísK&a03ai.'R0fs мичсййй уксяо i: кзобр?.ьгекие а этот период г дь-гея рж;е 31ктаратур;1ах;а -том '-¡иодо дра:;аткчеохнх »ßu« об оде с vh , coöa-'íил i;E mvercKO-iiuгболлгчь-й гх'заи.Кбо ¿¡ IX веках гг.чагство
supero ргспройтранигааъ пе г.,льго з йакавгаЕьо, ко л во всем икре.. В яснимани« H.,riaprt;aiiOf;-i га^гатстсо - социальное Оедптв-о,порождение е невскеог&ок.
Судьба Лайкра - гят пронс.-лждппие из бедкой семьи,предводите-зьстао в rajai-üKCH о'гу'и.е^чиченке челель От-.^зты «о* захватчиков, осуг.&стюичзмяе р^ог-ыь^с^'^-'О сеяса&аяе к духовны;.: слухитедял, нс-ототаизаа";^! интерес;: гооу/хгг-'х^оесбая позиция в ¿опросе релнг:-:, наконец,п-бгл£ ь торцовых интриг - быка блпг-ка драматур-
гическому идеалу К.'Ьглканэва, .
В стой главе диссертант -,' л о ta зава ет. что укудзинке обществаппо-нелпэтхческо^ ат'.хсфер!; усиление кациоаадъчо-.а свобод:--тедьн'ото двихсхпя ь >агх-.(е XIX столетх;: явились пои-; иней всзниккс-венич HuBJx яэтературкых какроь, создания промвеедепхк с ярко вира-■ aüHticx ¿оцка.тькоЕ окр&ской.ояккк as ноеь'х «ачесяьеккю;. изг-ььекий, достигнута азербайджанской литературой к концу зг;-а,явилась ее рет-росяе.-стив^ап'суциогть^о^'киаа.'Ш согрекенаоста и будущему.
Ъ-т-о оа^ч глава диссертации - "Кадиу ках'1 у'правда историческая у. художественная" - состоит из трех разделов»'
ПорвйП раздоя глава'- ^Сбщоств^^те-полктичэские'£обытпя,и;.{св-иие £осто в Иране в ХУЛ £толдтии_:^ркход__Кадира к вяасти__и_р£^ор'Ми" написан па основе многочисленных научно-исторических источников на азербайджанском,русской,персидсчо«;5уревд-:ои языках, и направлен на комментирование исторической правды а пьесе,'1' 'Это не случайно,ибо однкы ■ из основных компонентов исторического художественного произведения является реальные факты и исторические события,состав-лявщие ядро его сюжетной линия, 3 реаекии этой проблемы диссертант руководствовался существующими научно-методологическими принципами.
,1 Си.: История Ира на. -М.: Йзд-б о МГУ,1977,-с.197-209;Молчанов H.H. ' Дипломатия Петра первого.-М, ¡Международные отношения, 1984,-с.286-' 306; Арунов М.Р,, Аирафян К.S. Государство Надир-шаха АфшараСочерки общественных отнозекий в Ираке 30-40-х гг.ХУШв.) .-М. гИад-во вост.
лит. ,1958;Мухаммад-Казш.\Поход Надир шаха в Индию (извлечение из "Тарихк-аламара-й Надирк"(пер:.с пероид. .предис.и примеч. П.й.Петро-ва).-К,Г11аука,19б1Л'Ч3.8~9;Персия в географическом,религиозном быто-. вон,торгово-промышленном и. административном отношении.Сост. Jí.feor-данов.-СПб,1509,.Г22;Михлухо-líaклай Я.Л.Рукопись "Аламата-и Кз-дири".-Уче!ше записки института востоковедения,т.б,М.-1. :11зд-во АН СССР ,1953,-0.163-186; Новая история Ира на. -М.: Hay ка, 1963, с. 29 -46 {
- Г Л
¿следствие ?ого,чго Гыдях) иах.кеч гсму^ческая точность. расой îTpsîb-fh ;-: л деразумг.кол овл?" со свое? -эпохой, зарастившей его • c»>v.u'í./o з ухл го где г; iro .шдтх'н дезоч создается зсестсрзчкез
о с ;м '-n^eiir,! ^peae. з ¡.эннс зека, для чего к иссяедс-ген': ) леi::/:.од ip'-V.b' »•-••;• з BccTO?oBôS05-;ipaurcT03,а ratete
.:гследс?.--"ь!2 гог-бо :г.к.1)~-::!ть,ч-то для белее рельефного изо-бтпдглм;; ;>тгп1сотчг Пзляра на ¡:огге ееторгчееккх событий (Г.Нариманов s-ог:с льзовал ?. салвту пьесы мнеяеетго реальных исторических фактов и coitos? ;:а его автобиографична езкке истопчи Ирана того периода Cstu;p;!Kep,ispoï!Cxo3fi52!m Лад ара из племени Афгярсз, разбойнический образ чпзнп в иояолостя,то,что яена его была дочзрьк -'б^Бзрди хана, стсомлеиие объединить суннитское и аиитскоп течения,желание отделить государство о? религии,эелекпз о^/епчтъ ен;п, убийств о в рег/льгате затвора « т.д.).
¡Толко:-:;дческля доблесть 'пел:-9 "лаха.зго дшшнатяческая Деятельность.дальновидность, прсводжье з ямэяь реформа¡жестокость .изображенное в пьесе, та ios е перекликается с исторической правдой. Гпомнса-ича в. пьесе целого ряда ноторичзскж деталей позволяет заклзчнть, что ебший лейтмотив.!|Кад!гр ааха" в иолом соответствует исторической правде,а точность основных йактов з сюжете пьесы рельефно предстает лиэ.ъ в сравнении о историческими" фактами, ■ ' •
'Второй_разде_л второй главы - "П2ИчийЫ_обрамн^я_Н^Нмрмаи£ва к_Х7Ш_стол8Ти2:_научное^йрсвоззрениелвисога^ посвящен проблеме "худонественной правды" в трагедии "Надир шах".
3 ходе исследования диссертант опирается на следующий принцип: "Литературные образцы,еюнеты которых взяты из истории,являются сперва художественными,а затем художественно-историческими произведениями" и традиций мировой классической литературы.
Руководствуясь тем,что "...каядый историк - это писатель,а каждый писатель - это историк" (С.П.Залыгин) .диссертант именно с этой позиции подходит к творчеству автора "Надир паха" и расценивает соответствие исторических фактов я событий в сюжетной линии.пьесы идеалу драматурга,-как один из компонентов,обосновывавши просветитель™-ское мировоззрение в пьесе.
В данном разделе на основе истсрико-сравнитеяьного исследова-
i Прбдолжение сноски ка стрло: Ord.Prof.îsraail Hakki uzunçar§xli.
Osmanli Tarihi: ¿.eilt, l.bölUm; 4.baski. Karlofça anlaçmaamdan 18.
yUzyilin sonlar?na kadar.- Ankara: TUck Taclh Kurunu Basmevi, 1983. S.299-311j ' .
' '^t*. «'j^J.. JTjOÜ ¿yfc T Jf+J J^w JJ-u
; ' •■ - 12 - л.
Г- ' ■ •
ния определяется,что и главные герои (®Я Султан Пусейн хаи,¡Гак Тахмас,Надир шах,Мирза Мехти хан, Гюльдж-ахан.Рзакуяи) ,и второстепенные образы (Адхам, Дкафар хан,Рза хан.Мухаммед хан,.Салех,.Муса бек, Али Авраф бек)действующие в пьесе,является реальными историческими личностями.
Привлекает внимание в этом отношении и историко-хронологичес-кая последовательность событий,.составляющих основу сюжетной линии в пьесе. Описанные в произведении такие события,как восстание курдов,захват дагестанскими ханами Бакинской,Шекинской,С1ирванской,Дер-бендской крепостей,лестокое убийство матери Надира во время кашест-' вия узбеков на Хорасан,реформы Надир шаха,его стремление уменьшить налоги,освобождение населения на определенное время от налогов после завоевания Индикгжеланке объединить суннитское и шиитское течения,оригинальное по своему времени отношение к религии и многое другое опираются на реальные исторические факты.
Как показывает история литературы,по мере возрастания недовольства в' обществе,учащения народных волнений,усиливаете потребность в исторических художественных произведениях.Вполне естественно,что ' эта духовная потребность была реализована в "Надир шахе" за счет высокой идейности.Авторский,вымысел и авторский идеал в пьесе,опи- -раясь на историзм,обретают эстетическус сущность.,как концептуальный взгляд на современность и перспективное будудее.И именно благодаря этой особенности первая национальная историческая трагедия была встречена прогрессивно мыслящей интеллигенцией Азербайджана того времени с большим удовлетворением и симпатией,в о'тличие от пра- . вящей элиты,всячески препятствовавшей ее выходу в свет.
Хотя в пьесе и описаны три дворцовых переворота,осуществленных .под политическим лозунгом "Шах умер^ ^а здравствует шах!".главная цель драматурга заключалась не в том,чтобы вызвать симпатию к-образу шаха-реформатора;он стремился доказать утопичность мнели "хороший шах » хорошее государство",глубоко укоренившейся в сознании людей в феодально-патриархальном обществе.По мнению диссертанта,вмешательство автора в социально-политическую жизнь своей эпохи- посредством художественного,изображения известных всему миру исторических фактов и событий,обеспечило пьесе острый общественно-философский и идейный дух.
Прогрессивная.интеллигенция,искавшая, пути выхода из общества, в котором царили социальная несправедливость и невежество,отдавали преимущество дидактике, просветительской пропагаьдз в философской и
литературно-художественной мысли. Вот почему в двух первых пьесах К. Нариманова позиции, просветительскис идеи литературных героев,.веривших царскому правосудию,органам власти,надеявшихся избавиться от невежества и мракобесия силой просвещения к науки, "без пушек и ружей','соответствовали мировоззрении художникаудивиего просветительскими идеяки. Ограниченность во взглядах положительных героев в пгрвы;-. пьесах драматурга была связана с просветительством автора._ Диссертант ь научно-аргументированной форма до называет,что в "Надир шахе" Н.Нариманов уае не вмещается в просветительски-демократические мерки,в его мировоззрении происходит коренной перелом, возрастает склонность к революционному демократизму.
_ Поучительный жизненный путь Надир, иаха Афаара,выбравшегося из болота невежества,занимавшегося разбоем на дорогах,прозябавшего в нищете, впоследствии освободивкего роднуо землю от врагов,завоевавшего имя спасителя Ирана, осуществившего дворцовый переворот,завладевшего иранским треном и короной и.ставшего,в конце концов,жертвой дворцовых интриг,стал для Наримана Нариманова историческим примером, типичным и актуальным образцом, фактором для пропагандирована мысли о сотрясении самодернаваого строя.разрушении-его теократических основ,а также направлении беспорядочных вооруженных выступлений азербайджанских гачагов з русло конкретных действий, возвращении их на путь истины. '
Третлй_разд_гл главы называется "Художеотвенаая^нтерпр^етация и с то они." В этом разделе на основе структуры и фактологических материалов пьесы "Надир шах" диссертант отвел определенное место анализу художественного исторического проиэведения^раскрытиэ его своеобразия,постарался выяснить основные причины обращения автора к исторической теме сквозь призму роли личности в процессе исторического развития.
Подлинное художественно-историческое произведение предполагает не только словесное описание событий,имевших место в прошлом в их хронологической последовательности, а возвышение фактов-событий, происходивших в конкретных временных и пространственных рамках,имеющих глобальную философскуюгэпохальную сущность,над конкретным историческим периодом,освещение их в свете современности,на уровне будущей судьбы народа,государства. Естественно,что при этом автор вовсе не обязан освещать прошлое с абсолютной точностью и во всех
деталях. Шо,хотя история и опирается на научную точность,объективность,художественное воплощение исторической темы в немалой степени
- Î4 -
заввоп? от sooO'pescsbh худо:.-: к рйгьеааогу приставлен« fa.ktgz,¡ ксйо&»8оз?&к<ш з соотвмстввв с его идеалами.. Обраг^ш Ы.Нервгшко-ве к >.cK3hîi п ебзсствегпго-политичзсгой деятельности Надгр иаха Афаа-ра,художественное решение избранной I'l-у.ы анализирована в денном раз-деде именно ь этом паправлг.'Ип!!»
Хотя скасет "Наьв? шахт" и построен ка основе уск.*£оееу нгпрк^еь-них общественно-"!!;; лнтичетк^х вопросов своего ьрг,:;зии - азербайджанского обцьс.тга ко;;цз XIX - начала XX 5ег;ев,ом5:-:я»пг:е и дополнятчие дрЗ'Г друлг s пьесе редяъьые куреалвние событьн, исторические и ъи-мадлvdK'Jb ф&де,раскрньаЕ1?пе худолсствьнку» правду лредп-ложсчия г пелегакгя возвьт&ктск на обаектиьиом'Еауччо-ксторвческоу Фундаменте, Б тон случае,ксгда -"гот фундамент,ота oc;¡cb;í, т.е.. са;:а историческая дейетватеаькооуь производит сильное вле v.n\*екиг.юдоикеквиг, вообращаемы« пакта такке еуглядят убудьте лыки* к достоверными, г от почему образы ~ прототипа исторических г.гчностей р. "Надир захе*-SK возможность автору отвести более ооикрасв кесто худсхеотве^.юиу воображений, Таким образом, худохественасо «кгсбракенге предлоге .реальных исторических фактов сочетается в пьесе с авторской <|интс5ксГ:. ib этому анализ произведения в споуекяс-структуриок и сшетко-хокко-. згцвонкон acueктах,в первую очередь, требует определений места и сс— отношения реальных и вымышленных фактов.
По мнению диссертанта, подобное исследование пр&кде всего провел сам автор : он.собрал и скстеиатизвровая факт»,иргдерживалея хронологической толедоватеяьаостн в их опрс&яки.Все &то привлекает внимание как первый призна к,раскрывающий жанровув особенность произведения. Вот почему для определения и оценки реальных и вымыаленных фактов,их кеета и соотношения в сютетной линии трагедии,диссертант отдал преимущество комплексному анализу.
Исходя из этого критерия,диссертант пришел к выводу о том.что взаимосвязь этих фактов,сила-их воздействия с течки зрения представления - утверждения типичной действительности проявляется в трех отношениях:
Г. Первичная комплексная информация,полученная от названия художественно-исторического произведения,а также от организации его сшет.чой линии,композиции,ремарок.
2.Каждое художественно-историческое произведение имеет символическое значение как с авторской позициийтак и в отношении времени-пространства исторического контекста,т.е. того периода,к которому обратился автор. Кстати,екмволичность в "Надир шахе" оказывает ак-
тивное воздействие на развитие общественно-политической жизни.Ее рельефное представление в реалистически-психологическом плане еще больше усиливает современность пьеси. Наприкер.хотя тема первой национальной 1'СторрЧ(,скоЯ трагедии взята из истории '-¡рана, в пределах русской империи,в азербайджанской среде,она получает гное звучание, перекликаясь с местными условия;.;!!.
3. Создающая эффект висуалыюн путем, представляемая сущность. ?71 черта раскрывается за счет признаков литературного портрета,вос-пснг.-чакий и вообриленяя. Из-за то го, что условна -кайра нз даст воз-монйссти всесторонне описывать определенные детали произведения,о ни предстал, ля юте я и воспринимаэтся только путем аналитического давления »лтатегя-зрителя. Кз второго акта "Надир паха" хыясияется.что для стм;.инкя за смерть убитой в муках иатерн,Надир вступает в сражение с узбеками и проливает много крови. Об этои.тагао как и о жестокости Надвра» о чувствах Гюльдкахди,матери ослепленного царевича, гю доводу ес-кой доблести Крдярч в бою за Хорасакскув крепость,его военной тактике,изгнании афганцев с иранских земель, о его чувствах накануне сражения с османским государством»требуовдч пратвй берег Аракса и др. в пьесс не гсг-орится подробно,однако,читатель-зритель имеет обо все!? этом представление воспринимает этл собнтия к приходит к определенна« выводам. Таким образом,.завершенность.жизненность, дееспособность прототипа исторической личности обеспечивается орпшячеевэй езязьэ '-сторилеских и знмаиленшх фактов.
В пьесе "Надир гзах'" драматург вкбрзл факта,руководствуясь следукцим принципом::, типичность, по сиукческая сущность,ачоввенааьность. Сбил;-; виугаленных фактов' в произведении не затушевывает исторических |1а;.кн Ееобд'е -»е, специфика вккышлеккых фактов з "Надир шахе" замечается в том,что они связана,в основном,с второстепенными образами.
К числу полезных и весьма интерес кьх деталей в сюкетноЯ ли-ккч пзреой национальной исторической трагедии относится "письма", зосходяеде до уровня исторкчесюа гипотезы. Так, Гврджу бек сбосно-Ус!ьлот факта взятия Баку,Пеки,Икрзана и Дербенда полученным пие.ь-50н. Когда "адир обвиняется в измене государству, он доказывает своя ¡рс-данкость с помощью своих писем. Шз*я хан сообщает о серьезной подготовке афганцев к бон с Надиром в писшз.
Таким ей разом,, с с от ношение реального и внкызленного фактов собенно ясно зкетупает в.пьесе,в основной, в трех ракурсах:
- при нарушении важнчх дчз-худскествеиао-ксторическюс произ-
ведений принципов условности и историзма , причины. и сьегствкя;
- при описании-представлении исторически го сюжета в хроногогр-чоскай последовательности;
- при преднамеренной замене исторических фактов выиналеиввмв фактами.
Одной чз основных особенностей, ({оркиругакс каировое своеобразве худокествупкл'х произведений на историческую теку,является: политическая оценка проблема "литература и историческая личность" и автореиая трактовка известного факта. Для сбос-ноззкия о той мысля дост&точьо ёспскнить об ошоакии в пьесе дворцовых переворотов, свержения с престола трех законных вахов. Прекрасно понимая направление и ход авторской мысли, главный цензор по »остс-чным язякам Кавказского цензурного комитета.А»С.Киз«гасв запретил постановку пьесы»ибо,по его вкракекию,"ае всякун историческую правду можно распространять",
В зтой же'главе гыракается отнесение и к сущности различий к саду двумя изданиями пьесы "Надир иах",осуществлениями в 1899-».; и 1913-м годах. На основе проведенных до пего исследований,и та}:- ■ ке собс-твенанх закяьчекчй, подученных в результате сравнений, диссертант спредедяет.что творческая работа автора над вторим-изданием не била случайней. Известно,что при вторичном издании б 1913 году пьес "ьевехестео" ч "¡Лайдак бек" авторек бул произведен целиб ряд изменений.
Изменений, произведенные Н.Наримановым спустя пятнадцать ге? поело первого издания обоих драматических произведений,особенно, исторической трагедии "Надир ¡лах", не носят характера простого литературного редактирования. Различия между обоими изданиями произведения ясно по называют-,что ьсе поправки я изменения связаны с стноазнием азтора к театральному искусству, с эволюцией в его мировоззрении и политических взглядах. Об этом свидетельствует и активное участке Наримана Нариманова в нзча.те века в творчески;: дискуссиях по -вопросам драматургия и театра, цикл статей о .методах правления, опубликованных под общий названием "Доври - джади?,"("Новое врекя'О.
Исследование позволяет заключить, что творческая работа Ь..На-римзнова над парвдк издание?! исторической трагедии "Надир шах" беда направлена на рельефнее,действенное выражение авторского идеала, В этом окысяз логически рправдивает себя тот факг,что бодьэс всего качественных гголекггтелвнь'х из:; г некий связано >п. сди'о с 'обраэо:-: Ка-
дгр паха.
Третья глаза дяссер-ации наз!г?ае?оя " тЛс т о р и я я с о л е д о в а к у я, и з~ дагтгя л постанов:-;* "пядиу паха.".
.Известно, что первая о ¿ербайдяанская яс.торрчс-пкая трэг^дяя пряяяехаг ва'лнтлде литературоведов и те"тральных гртг-.-сп о иекс-го свое га издания и по станса
рлервиз о дрзкатург/я Кардаака Наркманова, в юн чпсчг об тето-ргчгсксй гграгедс!? ''Надир аах", еде в конце предлоге века ?ысказад~ сд вхдяий ученый-литературовед ¿.Ьоч&рдя.
• После отсгс.3 закавказской- пегкодкческой печати о'уто с публика-зано значительное число ст^тоа.пс-зясегякх ааутс-теоретйчгсксму йна,г.'зу ть-орчес^а К.Варяиааоьа. 3 запгсакгшх ъ 20-50-« год» статьях ^ус.ду* Сутеева,. Хд:»фя Зййаагла¿обиСут' Са'/сдгаде.Зеккра ^сС.'лох^о, Чгр Ф.ргфа к друг;« Нарп"ы Карданов п^рд-
с таг .те и как яродо.т-сатель традиции Ч. О.-тхундага. Лптпрзт.т статей гид-зкуутн гктересяые сугдек^я с заслугах щчлтвяя п-зрс-Д ас-ер'а^кган-с.тсЯ реалистической литературой и театром.
Б 20-30-9 годы были опубликована статьи а .рсцеагяа о худо-яезтвенр.см -творчестве Иарииакг ^аричанова.о з еря,о его' драматур-Г7Я - хзтсрической трагедии "Надир пах", также в русской * зарузг.*-нсЯ пзчатг, 3 реферируемой диссертации состоятельно рассУА-гррга.ьт-ся. ос.тт-.и д.'уйачарского.С.Городецкого,!-Г.Газтвйчр-.к^орсгд^ча, С.В?льтмана, А.Бсрсвско го, Б. Ну рес те, ЬЛжтче. и другттч.
В период репрессий литературной наследие Наркмана с 5в и я с-иного з национализме, не пзбли ковалось и не т/сс л вдова.тес ь. Зато сразу после раз об гачен »¡я культа. личности интерес к. творчеству ¿кдяого ттсатекя,драматурга сильно возрос; Начиная о с.з? ваяна 50-х годов.произведения ¡гаоатзля,оссбекяо,историческая -трагедия :';:ад?р-зах", неоднократно опубяикопывадзсь.стаковпЯись предметом спзциаль-йпгз исследсЕаягя. - ,
В виду гогс.что история исследования литературного наследия Нарткааа Нарииансза за 1695-1970-е годы аироко дрокомкеаткроваиа в це.тст; ряде трудов,диссертант з этой глазе-привлек к анализу,в осяов-гом, состветсЬусзие материалы 70-СС-х годов, гь-разил свое отнесение к язучн-ш суждениям и высказываниям о первой национально а ссторкчес-:-'СР> трагедия.
Обстоятелвгой анализ публикаций позволил дтсегртагту учтачогитъ ласегяЗ йзучао-тееретпческяй уровень трудов М./'брзптаова, В-Качс-. дага.Г^дхеззза» Д.Басл50за»ПЛ1арявйа,Х.Мамедс2гц,И.Йаи9г;оза,Г."Л5{вд-
ли, С. Муса ева, X. Алкмир з о ева ,Б. Мам од зад е, М. Ибрагим oso Г:. л. Ра гимова и других.определить,что основным объектом исследования в литературоведении указанного периода явился образ Надир шаха.
Б этой re главе даются сведения об истории перевода-на разные языки и издании трагедии "Надир шах",комментируется сценическая судьба этого произведения,сопоставляются различные высказывания в'этой связи,выражается собственное отношение к отдельным вопросам, подчеркивается,что постановка пьесы "Надир шах" явилась творческой шксло,; в развитии национального театрального искусства и воспитании видных театральных деятелен.
Обобьдя теоретические мысли,диссертант приходит к заключению, ,jto первая азербайджанская историческая трагедия была создана не как летопись, ту. худокествеккая хроника,а именно ,уак художественно-историческое произведение,соэдинпаасс в.-себе историческую и художественную правду. Не случайно,что именно этот творческий принцип был взят за основу развит в азербайджанской драматургии, в драматических произведениях на историчэскуи тему.
В "Заключении" дани выводы,исходящие из самой работы.и позволяющие сказать,что первая историческая трагедия - произведение . "Надир шах" Наримана Нариманова - по праву занимает достойное место в истории азербайджанской литературы, национальной драматурги:: и сохраняет свое значение,своп художественно-историческую ценность по ссй день.
По теме диссертации опубликованы следующие научные статьи и тезисы: *
1. К новому жанру^Тезисы научно-практической конференции, посвященной 12С-летию со дня рождения Наримана Нариманова.- Баку: изд-во_ АПИ, IS90i-c .36-37.
2._ К прсблеие__.мНариман^аршанаБ;;л истоончес..кая__тема"/_ .......
Идейно-тематические проблемы классической Азербайджанской литера-туиы//Теыатический сборник научных трудов.-Баку: изд-eo АГУ,19:Ю, с.102-107.
3. Еакровое своеобразие художественно-исторического'произведениям/Вопросы поэтики в азербайджанской советской поэзии.(Тематический сборник научных трудов).- Еаку:;:зд-во БГУД591.-С.76-78.
А.Исторический факт и художественное мышление,- Ученые записки Бакинского государственного университета (серия гуманитарных наук), 1992,№ I.