автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Художественная вселенная Ф. К. Сологуба: проблема творимого "творящего"

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Циттель, Василий Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Художественная вселенная Ф. К. Сологуба: проблема творимого "творящего"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Циттель, Василий Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. «СОТВОРЕННЫЕ ВОЛЕЙ: ПРОБЛЕМА ТВОРЯЩЕГО ГЕРОЯ В ЛИРИКЕ Ф.К. СОЛОГУБА».

ГЛАВА II. «СОТВОРИВШИЙ ВОЛЮ: ПРОБЛЕМА ТВОРЯЩЕГО ГЕРОЯ В ПРОЗЕ Ф.К. СОЛОГУБА (РОМАН «ТВОРИМАЯЛЕГЕНДА»)».

ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Циттель, Василий Викторович

Таким образом, актуальность исследования, посвященного анализу роли творимого «творящего» в художественной вселенной Сологуба, объективно обусловлена отсутствием фундаментальных исследований художественной вселенной Ф.К. Сологуба как оригинального литературного явления, отразившего в себе основные противоречия духовного поиска русской словесности на рубеже XIX - XX столетий; и, соответственно, необходимостью восполнить имеющиеся в сологубоведении лакуны.

В связи со сказанным, мы видим цель диссертационного исследования в том, чтобы представить по возможности более полное осмысление основных принципов сологубовского миропостроения в его развитии от «Маира» поэтического к «Маиру» Творимой легенды.

Исходя из заданной цели, в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать центральный для миросозидающей области сологубовского творчества тип героя-гения, выявляя в процессе анализа атрибуты данного типа.

2. Определить место героя-гения в системе художественного миропостроения лирики и прозы Сологуба.

1 Айхенвальд Ю. Федор Сологуб (Его стихотворения) // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М.: Республика, 1994. - С. 383.

3. Учитывая тот факт, что художественно-философская доктрина Сологуба формировалась под влиянием классической философии, определить типолого-генетические связи с трудами И. Канта; А. Шопенгауэра, с теорией модусов Б. Спинозы; а также с трудами отечественных мыслителей (В. Соловьева, Н. Федорова, К. Леонтьева).

4. На основании полученных данных дать новое осмысление центрального для мироздания Сологуба образа Единой Миродержавной Воли, порождающей систему модусов.

5. Сформировать представление о художественной действительности Сологуба, в рамках которой существует все миротворчество писателя, как о наиболее значимой части его творчества.

Задачи, сформулированные выше, определяют использование следующих видов анализа: 1) историко-литературный (основной для данной работы); 2) сопоставительный; 3) историко-философский.1

Научная новизна данной диссертации состоит, прежде всего в том, что в ней впервые рассматривается модусная модель художественного миропостроения Сологуба, абсолютом которой является Единая Миродержавная Воля, наделенная разумом.

Впервые проанализирован образ героя-гения, способного: создавать модусы Единой Миродержавной Воли; заменять в собственном сознании материальный мир одним из созданных им же идеальных модусов и при желании «уходить» в один из них.

Также в выбранном нами ракурсе детально исследовано влияние категории воли и некоторых других положений философии Шопенгауэра на художественное миропостроение Сологуба; проанализировано переосмысление писателем отдельных идей таких мыслителей, как В. Соловьев, К. Леонтьев, Н. Федоров.

1 Применение последнего позволило провести корректное сравнение миропостроенческих моделей Сологуба и Шопенгауэра, Сологуба и Канта, Сологуба и Спинозы, с целью получения данных, необходимых для сравнительного и историко-литературного анализа.

Поставленные задачи определяют структуру нашей работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, снабжена списком использованной литературы, состоящим из 94 наименований.

 

Список научной литературыЦиттель, Василий Викторович, диссертация по теме "Русская литература"

1. Айхенвальд Ю. Федор Сологуб (Его стихотворения) // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М.: Республика, 1994. - С. 378-386.

2. Анненский Кривич В.И. Две записи // Сологуб Ф. Творимая легенда. - М.: Худ. лит., 1991. - Кн. 2. - С. 248-256.

3. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиографические очерки. М.: Кн. палата, 1993. - 475 с.

4. Багно В.Е. Ф. Сологуб переводчик французских символистов // На рубеже 19 и 20 веков. Из истории международных связей русской литературы. - Л.: Наука, 1991. - С. 129-214.

5. Банников Н.В. Федор Сологуб // Русская речь, 1994. № 6. - С. 14-27.

6. Баран X. Об одном источнике романа Федора Сологуба «Творимая легенда» // Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1992. -С. 339-340.

7. Барковская Н.В. Проблема творчества в символистском романе (Ф.Сологуб «Творимая легенда») // Рус. лит. XX века: направления и течения: Ежегодник. Екатеринбург, 1994. - С. 100-135.

8. Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общ. ред. В.Н. Орлова и др. Т. 5. Проза 1903 1917 гг. - М. - Л.: Гослитиздат, 1962. - 799 с.

9. Бондарев Г. Мистический реализм русской культуры: Галерея мыслеобразов // Бондарев Г. Ожидающая культура: Эзотерические очерки русской истории и культуры. М., 1996. - Очерк 6. - С. 408-453.

10. Бычков В. 2 000 лет христианской культуры sud specie aesthetica: В 2 т. Т.2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М. - СПб.: Университет, кн., 1999.-527 с.

11. Вавере В. Федор Сологуб в Латвии // Русская литература, 2000. -№2.-С. 127-135.

12. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. - 449 с.

13. Геллер JI. Фантазии и утопии Федора Сологуба: замечания по поводу «Творимой легенды» // Русская литература, 2000. № 2. - С. 119-127.

14. Гиппиус З.И. Живые лица. М., 1991. - 365 с.

15. Голлербах Э.Ф. Из воспоминаний о Ф.К. Сологубе (1928 г.) / Публикация М.М. Павловой // Русская литература, 1990. № 1. - С. 218-224.

16. Горнфельд А.Г. Федор Сологуб // Русская литература XX века (1890 1910). - М., 2000. - С. 391-439.

17. Горький М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 23. Статьи. 1895 1906. - М.: Гослитиздат, 1955. - 462 с.

18. Гуральник E.H. Заложник жизни: (Современники о Ф.К. Сологубе) // Библиография, 2000. № 5. - С. 149-156.

19. Гуськов Ю.И. Параллели «второй реальности» (Ф. Сологуб и Ф. Кафка) // Московский Вестник, 1995. № 2. - С. 210-228.

20. Долинин A.C. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе. Л.: Худож. лит. Ленинградское отделение, 1989. -478 с.

21. Измайлов A.A. У Ф.К. Сологуба (Интервью) // Сологуб Ф.К. Творимая легенда: роман. М.: Худ, лит., 1991. - Кн. 2. - С. 225-233.

22. Исаев С.Г. Литературные маски серебряного века: (на материале творческих исканий старших символистов) // Филологический науки, 1999. -№ 1.-С. 3-13.

23. История русской литературы: XX век: Серебряный век. / Под ред. Ж. Нива и др. М.: Прогресс-Литера, 1995. - 704 с.

24. Кант И. Критика чистого разума. / Пер. с нем. Н. Лосского. М.: Мысль, 1994.-592 с.

25. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. -1472 с. - (Классическая философская мысль).

26. Карл дю Прель. Мистицизм. Философия мистики. РЕТЛ - Бук, 1995.-472 с.

27. Клягина М. Е. Проза Ф.С. Сологуба глазами А. Белого // Русская речь, 1997.-№6.-С. 15-20.

28. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции: Боги и Герои. Троянский цикл. Новосибирск: Наука Сиб. отд., 1992. - 320 с.

29. Левин В. Проза начала века (1908-1920 гг) // История русской литературы: XX век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива М.: Прогресс-Литера, 1995.-С. 272-333.

30. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891) / Под ред. Г.Б. Кремнева. М.: Республика, 1996. - 799 с.

31. Леонтьев К.Н. Собрание сочинений: В 9 т. Т.5. М., 1912 -1913. -С. 187-209.

32. Макаренко Е. Кто же эта недотыкомка?: Слово-символ Ф. Сологуба // Литература: Приложение к газете «Первое сентября», 2001. Май. -№ 20. -С. 4.

33. Мерилл Джейсон. Тайное признание в инцесте в драмах Сологуба // Русская литература, 2000. №2. - С. 138-146.

34. Мисникевич Т.В. Международная сологубовская конференция (Санкт-Петербург, октябрь 1998 года: обзор работы) // Русская литература, 1999.-№3.-С. 265-268.

35. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: М 68 Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.

36. Михайлов А.И. Два мира Федора Сологуба // Сологуб Ф. Творимая легенда. М.: Современник , 1991 - С. 5-14.

37. Михайлов О. О Федоре Сологубе // Свет и тени: избранная проза. -Мн.: Мает. Лит., 1988. С. 13.

38. Неженец Н.И. «Я бог таинственного мира.» (Ф. Сологуб) // Неженец Н.И. Русские символисты // Новое в жизни, науке и технике (Сер. «Литература»), 1992. - № 2. - С. 42-47.

39. Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм / Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии из звуков музыки / Пер. с нем. Минск: Попурри, 1997.-624 с.

40. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Пер. Ю.М. Антоновского. М.: МГУ, 1990.-300 с.

41. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. М.: Азъ, 1993. - 960 с.

42. Орлов Вл. Избранные работы: В 2-х томах. Т.1. В мире русской поэзии. Очерки и портреты. Л.: Худ. лит., 1982. - 453 с.

43. Орлова Н. Ф.К. Сологуб // Детская литература, 1998. № 1. - С. 6677.

44. Павлова М. Между светом и тенью // Сологуб Ф. Тяжелые сны: роман, рассказы. Л.: Худ. лит., 1990.- С. 4 -16 .

45. Павлова М.М. Из творческой истории романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» (отвергнутый сюжет «Сергей Тургенев и Шарик» и его место в художественном замысле и идейно-образной структуре романа) // Русская литература: Наука, 1997. № 2. - С. 138-154.

46. Палей А.Р. Ф. Сологуб // Палей А.Р. Встречи на длинном пути. М., 1990.-С. 28-32.

47. Перемышлев Е. Эти страшные цветы лютики: Роман «Мелкий бес». Ключ к тексту // Литература: Приложение к газете "Первое сентября", 1999,- Апрель. - № и. с. 14.

48. Платек Я. Ясный холод вдохновенья: (О творчестве Ф. Сологуба) // Музыкальная жизнь, 1992. -№ 17/18. С. 25-27.

49. Поцепня Д.М. Язык и стиль Ф. Сологуба в романе «Мелкий бес» // Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997. - С. 6-106.

50. Розенталь Л.В. Свидетельские показания любителя стихов начала XX века//Новый мир, 1998. -№ 1.-С. 137-165.

51. Семкин А.Д. Евреинов и Сологуб. К истории постановки пьесы «Ванька-ключник и паж Жеан» // Русская литература, 2000. № 2.- С. 112119.

52. Сергеева Е.В. Проблемы мировоззрения и поэтики прозы Ф.К. Сологуба (художественная космогония романов «Мелкий бес» и «Творимая легенда»): Дис. . канд. филолог, наук. Магнитогорск, 1998. - 218 с.

53. Серебряный век русской поэзии / Сост., вступит, ст., примеч. Н.В. Банникова. М.: Просвещение, 1993. - 432 с.

54. Симачева И.Ю. Роман Ф. Сологуба «Тяжелые сны»: на путях переосмысления художественной концепции Н.В. Гоголя // Взаимодействие творческих индивидуальностей русских писателей XIX начала XX века. -М., 1994.-С. 160-172.

55. Симачева И.Ю. Явь и мечта в романе Ф. Сологуба «Творимая легенда» // Российский литературоведческий журнал, 1994. № 5-6. - С. 123.

56. Слободнюк C.JI. «Дьяволы» серебряного века (древний гностицизм и русская литература 1890-1930 гг. СПб.: Алетейя, 1998,- 427 с. (Заглавие обложки «Идущие путями зла.»)

57. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1989. -620 с.

58. Соболев A.J1. Из комментариев к «Мелкому бесу» (Ф. Сологуба): «пушкинский» урок Передонова // Русская литература, 1992. № 1- С. 137160.

59. Соболев JI. О Федоре Сологубе и его романе // Сологуб Ф. Творимая легенда. Кн.2. М.: Худ. лит., 1991.- Кн. 2. - С. 265.

60. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца 19-начала 20 века: Хрестоматия: учебное пособие для фил. фак-тов унив-тов.- М.: Высш. шк., 1982. 367 с.

61. Соловьев В. Философский словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 494 с.

62. Соловьев B.C. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999.-912 с.

63. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999,- 912 с.

64. Сологуб Ф.К. Мелкий бес: роман М.: Худ. лит., 1988. - 304 с.

65. Сологуб Ф.К. Тяжелые сны: Роман. Рассказы. М.: Худ. лит. (ленингр. отделение), 1990. - 364 с.

66. Сологуб Ф. Творимая легенда. М.: Худ. лит., 1991. - Кн. 2.-301 с.

67. Сологуб Ф. Творимая легенда: Роман. М.: Современник, 1991. -574 с.

68. Сологуб Ф. Чародейная чаша: стихи. Петербург: Эпоха, 1922.48с.

69. Сологуб Ф. Жалость и любовь // Сологуб Ф. Творимая легенда. -М.: Худ. лит., 1991.-Кн. 2.-С. 145-147.

70. Сологуб Ф. Искусство наших дней // Сологуб Ф. Творимая легенда.- М.: Худ. лит., 1991. Кн. 2. - С. 177-209.

71. Сологуб Ф.К. Капли крови: Избр. проза. М.: Центурион. Интерпракс, 1992. -445 с.

72. Сологуб Ф.К. Мелкий бес: Роман; Заклинательница змей: Роман; Рассказы. М.: Сов. Россия, 1991.-521 с.

73. Сологуб Ф.К. Педагогические огорчения Федора Сологуба: (Публикация публицистических заметок на педагогические темы, 1883г. / Предисловие и комментарии Я. С. Марковича) // Советская педагогика, 1988.- № 6. С. 105-113.

74. Сологуб Ф.К. Поэзия. Проза. М.: Слово, 1999. - 672 с. (Пушкинская библиотека)

75. Сологуб Ф. Поэты ваятели жизни // Сологуб Ф. Творимая легенда.- М.: Худ. лит., 1991. Кн. 2. - С. 209-214.

76. Сологуб Ф.К. Стихотворения. Ленинград: Советский писатель, 1939.-395 с.

77. Сологуб Ф.К. Театр одной воли // «Театр». Книга о новом театре. Сб. статей. СПб.: Шиповник, 1908. - С. 183.

78. Сологуб Ф. Человек человеку дьявол // Сологуб Ф. Творимая легенда. -М.: Худ. лит., 1991.-Кн. 2.-С. 153-159.

79. Сологуб Ф. Я. Книга совершенного самоутверждения // Сологуб Ф. Творимая легенда. М.: Худ. лит., 1991. - Кн. 2. - С. 148-153.

80. Удонова З.В. Из истории символистской прозы (О романе Ф. Сологуба «Тяжелые сны») // Русская литература XX века (дооктябрьский период). Сборник седьмой. Тула, 1975.- 173 с.

81. Утехин Н.П. Альдонса и Дульцинея Ф. Сологуба // Сологуб Ф. Мелкий бес. М.: Сов. Россия, 1991. - С. 3-24.

82. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы. Мир утопии / Под ред. В.А. Чалиновой. М.: Прогресс, 1991. -405 с.

83. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Раритет, 1994. - 419 с.

84. Ханзен Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм / Пер. с нем. - СПб.: Акаем. Проект, 1999. -458с.

85. Ходасевич В. Сологуб // Ходасевич В. Колеблемый треножник. Избранное. -М.: Сов. писатель, 1991. С. 342-353.

86. Цехновицер О. Федор Сологуб // Сологуб Ф.К. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1939. - С. 4 -23.

87. Чеботаревская А. Федор Сологуб (Биографическая справка) // Сологуб Ф. Творимая легенда: роман. М.: Худ. лит., 1991. - Кн. 2. - С. 214219.

88. Черняков А.Г. Трансцендентальное и трансцендентное. (Проблема синтеза в философии Канта и Гуссерля.) // ЛОГОС: Ленинградские международные чтения по философии культуры. Разум, духовные традиции. -Кн. 1.-Л., 1991.-С. 161-178.150

89. Чулков Г.И. Федор Сологуб // Сологуб Ф. Творимая легенда. М.: Худ. лит., 1991. - Кн. 2. - С. 233-248.

90. Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост., авт вступит, ст и примеч. И.С. Нарский. М.: Просвещение, 1991. - 479 с.

91. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Пер. с нем. Мн.: Попурри, 1998. -Т.1.-688 с.

92. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. 2-е испр. изд-е / Пер. с фр. Е. Писаревой. - Калуга, 1914 (Репринт. М.: «Книга-Принтшоп», 1990 ).-420 с.

93. Элсворт Дж. О философском осмысливании рассказа Ф. Сологуба «Свет и тени»: (Статья из Великобритании) / Пер. с англ. // Русская литература, 2000. № 2. - С. 135-138.

94. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И.Е. Андреевского. -СПб.: Изд-во Брокгаузъ Ф.А. и Эфронъ И.А., 1891. Т. 4. - 850 с.