автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему:
Художественная жизнь Алтая в первые годы освоения целины

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Белецкий, Андрей Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.09
Диссертация по искусствоведению на тему 'Художественная жизнь Алтая в первые годы освоения целины'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная жизнь Алтая в первые годы освоения целины"

На правах рукописи

БЕЛЕЦКИЙ Андрей Борисович

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ АЛТАЯ ВПЕРВЫЕ ГОДЫ ОСВОЕНИЯ НУЛИНЫ (1954-60 гг.)

17.00.09. теория и история искусства

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

г. Барнаул - 2003

Работа выполнена на кафедре рекламы и культурологи* Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Фролов Анатолий Серафимович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Цыб Сергей Васильевич

кандидат искусствоведческих наук Нежвидович Лариса Ивановна

Ведущая организация: Алтайский государственный институт

искусств и культуры

Защита состоится « » 2003 г. в час.

На заседании диссертационного совета KlZ12.00S.04 в Алтайском государственном университете, по адресу: 656099, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66 в зале заседаний Ученого совета

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного университета.

Автореферат разослан ноября 2003 г.

Ученый секретарь ^ <^¡1 /р* Кандидат исторических наук,

Диссертационного Совета: С/^ Доцент Паршукова Н.П.

2ооз>-А

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследовяния обусловлена дальнейшим развитием исторической науки нашего государства нуждающейся во всестороннем изучении взаимосвязей между многими элементами художественно-культурной жизни общества. Необходимо новое комплексное исследование деятельности Управления культуры, Дома народного творчества, Союза художников, Народных театров для формирования единой картины художественно-культурной жизни края. Данное исследование является закономерным следствием изучения исторических процессов способствующих моделированию событий прошлого.

В связи с этим несомненный научно-практический интерес могут иметь исследования работы самодеятельных авторов, народных театров, библиотек, кинопередвижек, агитбригад, изостудий Алпгая в 1954-60 гг., когда новая политика Н С. Хрущева внесла изменения в прежнюю жизнь страны, затронув важнейшую сферу духовной жизни общества - художественную культуру. Началом конкретных перемен явился январский Пленум ЦК партии где Н С. Хрущев говорил: «В связи с дальнейшим подъемом общественного хозяйства направлять часть средств на строительство клубов. Ведь без работы в массах, не может быть крепкого хозяйства».

Приток населения из центральных районов страны в ходе освоения целинных земель вынуждал управление культуры и руководство театров пересмотреть репертуар и профессионализм местной режиссуры. Увеличение роли и числа самодеятельных авторов и народных театров в культурной жизни края вызвало рост общественного интереса к искусству. Возникновение такого интереса было закономерно, так как в период массированного освоения целинных земель Алтая качественно новый упор был сделан на расширение центров культуры и популяризацию разнообразных форм самодеятельного искусства среди населения, а так же создания народных театров на базе драматических коллективов.

Таким образом, политика правительства по освоению целинных земель Алтая в 50-е гт. во многом реанимировала духовную жизнь общества и способствовала развитии многих жанров искусства.

В марте 1994г. в Барнауле состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная 40-летию начала освоения целинных и залежных земель. В ней приняли участие делегации 21 территории Российской Федерации и 9 бывших республик Советского Союза. С докладами выступили, вице-премьер правительства РФ А. Заверюха, и вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук АКаштанов. Конференция обсудила концепцию развития сельского хозяйства в районах освоения целины до 2005 года и в этой связи признала весьма актуальной задачу использования для этой цели опыта, накопленного целинниками.'

Степень изученности темы Освоение целинных и залежных земель - тема, которая (в 50-70г.г.) побудила к созданию большого числа самых различных работ - статей, мемуаров, диссертаций, монографий. По времени их появления можно выделить несколько этапов. Первый, начальный, с 1954г. до конца 50-х годов - этап публикации популярных статей и брошюр, написанных учеными, практиками сельского хозяйства и партийно-советскими работниками. Этот этап можно считать этапом накопления фактического материала, создания источниковой базы.

На втором этапе - с конца 50-х до середины 60-х годов - были опубликованы документальные сборники началось научное исследование имеющихся данных, что позволило уточнить и расширить тематику исследований.

Дня третьего этапа, начавшегося с середины 60-х годов, было характерно создание обобщающих трудов. В это время появляются первые историографические работы, создаются обзоры источников.

В 80-90г.г. историки почти полностью утратили интерес к исследованию целины. Из историографических работ этого времени следует отметить статью М. Богденко о роли КПСС в освоении, в которой автор наметила периодизацию в исследовании этой темы, выявила степень изученности ряда ее важных вопросов. Современная позиция с критикой устаревших взглядов на целинную эпопею подробно изложена в статье И, Зеленина.

Все эти работы сыграли свою, вполне определенную роль, в разработке целинной тематики, хотя доминирующая роль принадлежит работам посвященным роли партии в освоении целины. В то же время из поля зрения историков и мемуаристов почти выпал ряд других важных тем. Среди них практически полностью отсутствует тема о роли художественно-культурной жизни в освоение новых земель на целине.

В целом, несмотря на то, что в работах были обозначены почти все темы, однако их глубокого научного исследования не проводилось. Выводы авторов однозначны, заранее подогнаны под мнения и точки зрения, изложенные в партийно-государственных документах того времени. Такая обусловленность повлекла за собой почти полное исчезновение критического взгляда на историю освоения целины, вызвала нерешительность специалистов в изучении многочисленных негативных проблем, возникавших перед новоселами как в первые годы освоения, так и в последующее время. Образовавшиеся "белые пятна" не заполнены до сих пор.

Хронологические рамки охватывают 1954-1960 гг. Это небольшой, но очень важный период в истории Алтайского края. Исследование этого периода позволяет глубже понять проблемы культурного воспитания и формирования репертуара учреждений культуры в период «оттепели». После XX съезда партии и преодоления негативных последствий культа

личности Сталина были созданы более благоприятные условия для развития советской культуры. Для исследуемого периода было характерно господство административно-командных методов управления, приведших к подчинению художественной жизни идеологическим лозунгам и нуждам экономической политики правительства. К управлению театрами применялся так называемый «индустриализированный» подход, сложившийся еще в 30-е гг. На том основании, что процесс создания спектакля является одновременно и творчеством, и производством. Театр был причислен к предприятиям народного хозяйства с доведением ему соответствующих планово-финансовых показателей, что приводило к усилению производственного диктата в театре, а также ограниченной направленности репертуара. Однако в конце 50-х гг. отмечаются определенные сдвиги в работе учреждений культуры, прежде всего связанные с изменением репертуара, его актуализацией с использованием нового отвечающего духу времени народного творчества.

Объект исследования: художественная жизнь Алтая в период освоения целинных земель представлена профессиональными и самодеятельными учреждениями культуры, такими как театры, оркестры и хоры, а так же дома культуры, выставки изобразительного искусства, художественные школы, народные театры, агитбригады, библиотеки и кинотеатры. Предмет исследования: процессы, стимулирующие обновление художественной жизни края, политика правительства по освоению целинных земель Алтая наметили кардинальные сдвиги в области культурного развития края и художественного воспитания населения. Цель и задачи исследования. Исходя из степени изученности проблемы, ее актуальности, обработанной базы источников, были определены цели диссертационного исследования позволяющие выделить характерные черты и наиболее значимые события в развитии музыкально театрального искусства Алтая в 1954-60 гг. позволившие воссоздать исторически достоверные картины художественной жизни Алтая, а также форм и методов работы.

Исходя из поставленной цели и учитывая разноплановость рассматриваемой темы, ее недостаточную изученность, были поставлены следующие задачи:

• проследить совершенствование и развитие материально-технической базы театрального и музыкального искусства на Алтае;

• проанализировать деятельность агитационно-художественных бригад, библиотек, кинопередвижек как передовую форму культурной работы с жителями села в первые годы освоения целинных земель;

• изучить специфику подготовки творческих кадров для театральных и музыкальных коллективов Алтая;

• проследить методы и характер взаимодействия учреждений культуры с самодеятельными авторами и народными театрами края;

• дать оценку значимости изобразительного искусство Алтая

• исследовать репертуарную йолитику театральных и музыкальных творческих коллективов Алтая;

• выявить специфика гастрольных программ музыкально-театральных коллективов;

• показать формы смотров и отчетов музыкально-театральных коллективов Алтая.

Источники. Источниковая база диссертации определяется предметом и задачами исследования. Её составили документы партийных и государственных органов, статистические публикации, периодическая печать, воспоминания ветеранов освоения целины. В ходе исследования было изучено более 300 дел. Наиболее важным для решения поставленных задач оказались материалы Государственного архива Алтайского края (ГААК), среди которых документы бывшего партийного архива крайкома КПСС. Важная информация была получена из анализа документов Алтайского краевого Совета депутатов и Управления сельского хозяйства. В ходе исследования были использованы опубликованные документы ЦК КПСС, Совета Министров СССР. Вторым по значимости источником является периодическая печать центральных, краевых, районных, а также многотиражных газет.

Методологической основой исследования являются фундаментальные принципы исторической науки - историзм и объективность, а также диалектический, конкретно-исторический и системно-структурный подход к анализу рассматриваемых вопросов.

Научная новизна диссертации определяется постановкой научной проблемы. Автором предпринята попытка исследования процессов развития учреждений искусства и культуры Алтая в период освоения целинных земель с 1954-60 гг.

Введение в научный оборот значительного круга архивных источников, опубликованных материалов позволило исследовать, наряду с другими, такие важные направления деятельности учреждений искусства и культуры как деятельность по повышению театральной культуры населения, сотрудничество дома народного творчества с самодеятельными авторами и народными театрами, участие в различных фестивалях. Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты можно использовать для разработки спецкурса и применять в цикле социально-гуманитарных дисциплин. Теоретический анализ, осуществленный в диссертации, позволяет сформулировать положения и модели, которые могут быть использованы при проведении эмпирических и исторических исследований

Положения, выносимые на защиту

1. Совершенствование материально-технической базы учреждений культуры в первые годы освоения целинных земель характеризуется рос-

том строительства клубов, домов культуры, библиотек, что создало благоприятную почву для увеличения числа работников искусства, в том числе такой формы культурно-массовой работы, как агитационно-художественная бригада.

2. В условиях развития профессионального, самодеятельного и художественного искусства возникла потребность в местных профессиональных кадрах, подготовку и обучение которых взяли на себя культурно-просветительные школы и музыкальные училища.

3. Параллельно с подготовкой профессионалов проводилась активная работа по приобщению населения к искусству путем организации народных театров, изостудий, литературно-музыкальных объединений, которые создали богатый творческий потенциал и во многом способствовали деятельности профессиональных учреждений культуры.

4. Определена значимость творческой деятельности музыкальных и театральных учреждений культуры в эстетическом воспитании населения. При этом большую роль играет репертуар театров и музыкальных коллективов, специфика жанровых особенностей гастрольных программ, а также отчеты творческих мероприятий сельских и районных очагов культуры, имевших огромное воспитательное и организующее значение в приобщении населения к творчеству, искусству и культуре.

Апробация. По теме диссертации были сделаны доклады и сообщения на: международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования (Тамбов 2003); «Сохранение и приумножение культурного наследия в условиях глобализации» (Москва 2002); Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование в российской провинции в XXI веке» (Томск 2002). Полученные материалы в результате исследования использованы в подготовке спецкурса «Культура и искусства Алтая середины XX в.» Структура работы. Диссертация содержит 140 с. и состоит из введения, трех глав, отражающих основные моменты исследования художественно-культурной жизни края, заключения, списка использованных источников и литературы в количестве 118 и приложения 15 иллюстраций

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Ведении выдвигается актуальность темы исследования, так же цели и задачи исследования вопросов художественно-культурной жизни Алтая в наиболее значимый в истории края период - освоения целинных земель.

В первой главе «Развитие материально технической базы и организационных форм художественной жизни Алтая в первые годы освоения целинных и залежных земель» приводятся данные отражающие реальное состояние материально-технической базы учреждений ис-

кусства и культуры на начало 50-х гг., а так же дается оценка роли агитационно-художественных бригад, библиотек и кинопередвижек как передовой формы культурной работы с жителями края.

В первом разделе «¿Развитие материально технической базы Алтая в период освоения Целины» исследование материально-технического обеспечения в такой сфере, как музыкально-1геатральное искусство, заслуживает отдельного внимания. Политика правительства в освоении целинных земель была направлена На скорейшее получение результатов, выраженных в хлебном эквиваленте, а условия, в которые были поставлены новоселы в первые годы освоения целины, можно назвать экстремальными. Отсутствие условий для нормальной жизни целинников на протяжении первых двух-трех лег, естественно, даже и не предполагало возникновения потребности в профессиональном, культурно-организационном досуге. Но уже с появлением первых поселков остро встала проблема культурно-воспитательной работы с населением. Эта потребность. в первую очередь, исходила от молодых поселенцев, прибывших на Алтай из крупных городов страны. Учитывая их запросы и не желая потерять молодых тружеников, начавших разочаровываться в перспективности развития края, руководство Алтайского края предприняло активные действия в популяризации музыкально-технической базы.

Быстрый рост и ускоренные темпы строительства новых очагов культуры в некоторой степени были продиктованы политикой правительства, обратившей внимание на необходимость инвестирования средств в их строительство.

Поступление новых ассигнований на развитие учреждений культуры стимулировало строительство. Результатом проделанной работы явились положительные перемены, итоги которых обсуждались на съезде работников культуры. На нем, в частности, говорилось, что значительно возросли' культурные запросы тружеников. Необходимы были кирпичные клубы с залами на 400-500 мест, с паровым отоплением и современно оборудованной сценой. Сооружение их было крайне необходимо поставить на промышленную основу. Проблема медленного строительства зданий и поставка книг были переданы потребительской кооперации, однако Министерство культуры РСФСР искусственно сдерживало работу, не переводя крайпотребсоюзу соответствующие фонды.

Уже в первые годы быта достигнуты значимые результата в деле материального благосостояния работников искусства. Однако эти положительные результаты коснулись лишь малой их части. Вся проблема заключалась в том, что государство, осуществляя в огромных масштабах освоение целинных и залежных земель, оснащая сельское хозяйство новейшей техникой, ведя широкое жилищное строительство, не имело возможности в тот период увеличить число мест и повысить заработную плату работникам искусства. Но в связи с подъемом колхозного производства

в ростом доходов колхозов многие сельскохозяйственные артели уже в то время могли частично или полностью взять на свое обеспечение заведующих клубами, библиотеками, руководителей кружков художественной самодеятельности и Дфугих работников культуры. К 1959 году 140 работников клубов и библиотек Алтая полностью содержались на средства колхозов. Это позволило закрепить в селе хорошие, квалифицированные кадры.

Наиболее значимым достижением 19S9 года стало открытие Барнаульского театра юного зрителя, который до этого времени не имел своего настоящего помещения, что в значительной степени сдерживало творческую работу коллектива.

Результаты, достигнутые в рассматриваемый исторический период, были следствием личного энтузиазма и жесткой политики государственных органов власти в деле создания и преумножения материально-технической базы учреждений культуры Алтайского края. Однако из-за недостаточного выделения финансовых и материальных ресурсов, обусловленных политикой финансирования других передовых отраслей, а также господством остаточного принципа финансирования, применяемого ко всем отраслям социально-культурной сферы, уровень развития материально-технической базы учреждений культуры края нельзя было назвать удовлетворительным.

Во втором разделе «Агитационно-художественные бригады, библиотеки, кинопередвижки как организационная форма культурной работы» дается анализ культурно-просветительной работе. Ведущее место занимали агитационные бригады, чья деятельность заключалась в укреплении связей с широкими массами зрителей. Репертуар агитбригад был направлен на внедрение новых идей культурного и социалистического строительства, а также художественных постановок об успехах тружеников села, подкрепленных творческими дискуссиями и выставками. С первых месяцев освоения целинных земель Алтая было организовано более 800 сельских и 35 городских агитхудожесгвенных бригад, скомплектовано и направлено в тракторные и полеводческие бригады около 4000 библиотек - передвижек. По неполным данным на 1 июня 1954 г. силами агитаудожественных бригад на полевых станах было дано более 3500 концертов, прочитано более 300 лекций и докладов. В целом работа по проведению культмассовых мероприятий и активизация работы агитбригад с первых же лет освоения целинных земель вышла на первое место.

Не менее трудная задача по обслуживанию тружеников села стояла перед работниками киносета. В период жатвы работниками киносети было поручено демонстрировать фильмы прямо в поле. Многие киномеханики успешно справлялись со своими задачами в трудных полевых условиях. 685 киноустановок, поставленных на службу сельскому хозяйству, только в период уборки урожая 1954 году дали

только в период уборки урожая 1954 году дали более трех тысяч киносеансов.

Передвижные кинотеатры в период освоения целинных земель особенно расширили ареал своего влияния на степные районы края. Став наиболее популярным и информационно емким жанром искусства. Кино посредствам киножурналов проводило воспитательную работу, знакомило с достижениями в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. В культурно-просветительной работе на селе большая роль принадлежала библиотекам. Поэтому библиотечные работники особое внимание обращали на сельскую литературу. В 1955 году в крае было скомплектовано около 4 тысяч библиотек, каждая из которых насчитывали 100-150 книг. За период с 1954 по 1958 г. на Алтае количество читателей только в сельских библиотеках системы Министерства культуры возросло на 110 тыс. и составило 358 тыс. чел.

Библиотеки и, в частности, книшпередвижки, зарекомендовали себя как наилучшие пропагандисты художественной и специализированной литературы. Активная работа передвижных библиотек увеличивала численность читателей даже в самых отдаленных районах края, способствовала приобщению населения к получению знаний с помощью специализированной литературы.

Массовые мероприятия, проводимые клубами, библиотеками, кинопередвижками, являлись наиболее приемлемой формой культурно-массовой работы в первой половине 50-х годов в целинных районах Алтая. Специфика проводимых мероприятий не только носила развлекательный характер, но и помогла труженикам села лучше понять задачи, поставленные правительством перед сельским хозяйством, вскрыть и устранить многие ошибки и недостатки в работе, мобилизовать колхозников и рабочих совхозов на повышение урожайности.

Во второй главе «Формирование условий для развития профессионального и самодеятельного искусства на Алтае» дается описание подготовки творческих кадров для учреждений культуры, рассматривается методика и характер взаимодействия учреждений культуры с самодеятельными авторами и творческими коллективами периферии.

В главе характеризуются приоритетные направления в творчестве исследуемого периода, а также обновление художественного искусства в крае, способствующие притоку новых профессиональных мастеров живописи из центральных районов страны, привнесшие новую технику и жанровый колорит в изобразительное искусство.

В первом разделе «Подготовка творческих кадров для учреждений культуры» раскрывается проблема подготовки кадров на Алтае в период освоения целинных земель. Основным препятствием в достижении цели была неподготовленность, косность и некомпетентность специали-

стов на местах к резкому совершенствованию системы подготовки кадров для музыкальных и театральных учреждений края.

В деле подбора, расстановки, изучения и воспитания кадров, районных и сельских учреждений культуры Алтайского края имелись серьезные ошибки и недоставки. Краевое Управление культуры, к сожалению, мало уделяло внимания работе с кадрами. В результате многие районные и сельские отделы культуры, библиотеки, дома культуры были укомплектованы мало подготовленными людьми, не имеющими достаточного образования и опыта работы в учреждениях культуры.

Большие трудности появлялись при подборе и обучении кадров кульпросветработников. Если большинство колхозов края доплачивало к основной ставке заведующего сельскими клубом, то в совхозах такой доплаты не производилось, что закономерно вызывало текучесть кадров. Подтверждением чрезвычайной ситуации с кадрами может служить и такой факт, как неукомплектование коллективов театров профессиональными актерами.

В сложившейся ситуации крайисполком Алтайского края, понимая, что работу сельских клубов, библиотек и киноустановок нельзя по-настоящему поднять, не имея там подготовленных кадров, принимает меры к расширению контингента учащихся краевой культурно-просветительной школы и музыкального училища.

Кроме того, было открыто заочное отделение по подготовке и переподготовке клубных и библиотечных работников. Уже в 1957 году было подготовлено и направлено на село около 230 специалистов для учреждений культуры.

Совместно с краевым Управлением культуры и отделением общества по распространению политических и научных знаний в ноябре 1957 г. был организован в Барнауле городской университет культуры, основной задачей которого было доведение информации до слушателей через чтение лекций. Университет проводил ежегодные курсы, семинары по различным жанрам.

Несмотря на многочисленные недоработки и перегибы в системе подготовки квалифицированных кадров для театральных и музыкальных коллективов; наблюдался рост профессионального мастерства имевшихся специалистов и желания молодых людей заниматься продвижением и совершенствованием музыкально-театрального искусства в крае. Эти положительные сдвиги во многом предопределили будущее в развитии всех жанров искусства на Алтае, задали направление и выбрали новые ориентиры в системе образования и подготовки специалистов в области искусства.

Во втором разделе «Формы взаимодействия учреждений культуры с самодеятельными авторами и народными театрами» говорится о роли самодеятельных авторов и народных театров в культурной

жизни края. Следует обратить внимание на то, что их появление было обусловлено ростом общественного внимания к искусству. Возникновение такого интереса было закономерно, так как в период массированного освоения целинных земель Алтая качественно новый упор был сделан на расширение центров культуры и популяризации разнообразных форм искусства среди населения. Одной из наиболее распространенной форы самодеятельного искусства стало сочинение стихотворений, песен, вальсов и маршей, а также создание народных театров на базе драматических коллективов. Активное участие в этом новом начинании приняли жители сельских районов края под непосредственным руководством и контролем Дома народного творчества им. Н.К. Крупской (ДНТ).

Особую ставку ДНТ в данном направлении делал на проведение расширенных конкурсов среди самодеятельных авторов, направленных, в первую очередь, на стимулирование их творчества и выявление наиболее талантливых самобытных авторов.

В результате в редакцию Дома народного творчества стали поступать письма от авторов. Однако предложенные на суд ДНТ произведения не всегда соответствовали необходимым требованиям как литературным, так и тематическим.

Для повышения профессионального мастерства работ самодеятельных авторов, неоднократно проводились конференции и семинары. Для композиторов предлагались занятия по гармонии, сольфеджио. Большую пользу оказали занятия по хороведению, классные сочинения на заданную тему, лекции о строении народной пенсии, русском народном хоре и его организации. Занятия проводили преподаватели Московской государственной консерватории и Института им. Гнесиных.

Тем временим, алтайские драматические коллективы 4 районных домов культуры, переросли свои рамки и ставили спектакли на уровне городских театров и были готовы для перевода в разряд самодеятельных народных театров.

Благодаря инициативе руководителей и режиссеров домов культуры, был заложен будущий фундамент нового, отвечающего духу времени народного творчества. Появление народных театров оказало огромную поддержку профессиональным театром в период весенне-летних гастролей по районам края. Это, в свою очередь, давало возможность профессиональным театральным коллективам больше времени уделять постановке серьезных произведений и способствовало накоплению актерами народных театров профессиональных навыков. Распространение литературно-музыкальных объединений помогло появлению новых талантливых авторов, отражавших в своих произведениях актуальные проблемы современного общества и результаты, достигнутые в ходе освоения целинных земель Алтая.

В третьем разделе «Основные факторы развития изобразительного искусства на Алтае» исследуется изобразительное и художественное искусство алтайских художников и скульпторов. Говоря о художественной жизни края, нельзя не сказать о Алтайском отделении Союза художников, которое было организовано в 1940 году. Во время Великой Отечественной войны оно пополнилось художниками, эвакуированными из Москвы и других городов европейской части Советского Союза.

1940-1958 годы - наиболее сложные для страны и Союза художников. Однако это было время новых творческих достижений. № волне демократизации художественной жизни страны в 50-х годах на Алтае складывается коллектив художников, работающих в разных жанрах изобразительного искусства. В основном это местные живописцы и бывшие фронтовики, а также молодые одаренные художники с профессиональным образованием, приехавшие на Алтай в период освоения целины. Творческим активом среди них были Федор Филонов, Михаил Будкеев, Валентин Курзин, Михаил Жеребцов, Константин Чумичев, позднее Николай Иванов, Семен Чернов, Геннадий Борунов, Майя Ковешникова, Андрей Вагин, Петр Миронов, Владимир Добровольский, Юрий Панин, Александр Де-рявский, Федор Торхов и другие.

Художники Алтайского отделения Союза художников, стремились запечатлеть в своих работах уникальные факты и события освоения целинных земель. Общение с ведущими живописцами, графиками, скульпторами страны в домах творчества и на выставках побуждало художников нашего края задуматься и пересмотреть свое отношение к творческому процессу. Этому же способствовал и 1 съезд Союза художников России, который состоялся в Москве в 1957 году. По возвращению делегатов со съезда Алтайское отделение Союза художников провело собрание, на котором было принято решение совершать экскурсии на промышленные предприятия для чего было создано 5 бригад по 3 человека для поездок в районы края, чтобы бьггь «ближе к жизни».

В результате многочисленных командировок по целинным районам края появляются высокохудожественные тематические композиции, пейзажи, портреты передовиков труда, которые представляют искусство Алтая на республиканских и юбилейных выставках в Москве, где имеют успех. Поездки по «горячим точкам» целины, знакомство с людьми, их самоотверженным трудом и героическими подвигами, волнующие впечатления - все это нашло отражение в произведениях алтайских художт&соередины 50-х годов начинается профессиональный рост организации Союза художников, возглавляемой в этот период В. Курзиным. Производственные помещения «товарищества Алтайских художников» были тесными, находились в разных местах, не хватало элементарного инвентаря, мольбертов, серьезных заказов, и все же в 1955 году на республиканской выставке алтайские художники приняли участие, а в 1956 году

в выставке художников Сибири и Дальнего Востока в Иркутске приняли участие 16 алтайских живописцев. Следующим этапом работы организации стала подготовка к юбилейной выставке, посвященной 40-летию Великого Октября. Открылась она в ноябре 19S7 года.

Через 2 года, в 1959 году состоялась XII краевая выставка. Впервые форма социального заказа приобрела реальные черты. Большое количество тематических работ в ХП выставке свидетельствовало о заметно поднявшемся профессиональном уровне и стремлении алтайских авторов вырваться из рамок пейзажной и этюдной живописи. Вырос и творческий потенциал организации, т.к. практически все художники имели специальное художественное образование.

С середины 50-х годов прочное место на выставках занимает плакат и репортажный рисунок. Связано это с тем, что целинная эпопея требовала от работников «культурного фронта» идеологической мобилизации, оперативности и мажорного звучания. Многие художники совершали поездки в составе агитпоездов и бригад на новые земли, знакомились с людьми, их самоотверженным трудом.

Многие из произведений, созданных в 50-е годы, несмотря на некоторую наивность и излишнюю литературность, ценны своей достоверностью. Это художественные документы, верно передающие созидательный дух эпохи. При заводах, домах культуры открывались изо кружки и студии: в Рубцовске - студия под руководством В.В. Тихонова; в Горно-Алтайске - студия A.A. Хуппова; в Барнауле при ДК меланжевого комбината - студия М.С. Лядова; при Тальменском доме пионеров - изостудия под руководством И. Зоммера.

В результате активной деятельности художников и скульпторов края, а также в целях широкой популяризации и пропаганды лучших произведений выдающихся мастеров русского и советского изобразительного и прикладного искусства среди трудящихся края, на волне целинной компании исполком краевого Совета народных депутатов принял решение открыть в Барнауле музей изобразительных и прикладных искусств.

К открытию музей насчитывал 253 экспоната, в том числе живописных работ - 143, графики - 73, скульптуры - 17 и произведений прикладного искусства - 20. Открытие состоялось 6 февраля 1959 г. и было ознаменовано развернутой передвижной выставкой произведений русского дореволюционного и советского искусства.

Следует отметить, что перелом десятилетий завершился рядом замечательных событий для жителей края: в 1959 году был создан художественный музей и принято решение о строительстве Дома художника. В 1960 году открылась первая народная галерея в селе Анисимово Тальмен-ского района.

Говоря о результатах, достигнутых в Алтайском крае в области изобразительного искусства можно сказать, что освоение целинных зе-

мель края способствовало притоку новых профессиональных мастеров живописи из центральных районов страны, привнесших новую технику и жанровый колорит в изобразительное искусство. Написано много работ отражающих освоение целинных земель, однако многие работы так и остались на уровне многообещающих идей, не обретших эквивалентную форму выражения. Работа изостудий и кружков приобщила к искусству многих людей, из которых в дальнейшем вырастали талантливые мастера. Начинают проводится периодические краевые выставки, а также выставки групповые и персональные. Это в свою очередь , популяризировало изобразительное искусство среди населения края.

В третьей главе «Творческая деятельность учреждений культуры по эстетическому воспитанию населения Алтая в период освоения целинных земель» проведен анализ формирования репертуара театральных и музыкальных коллективов Алтая, дана оценка специфике проведения отчетных мероприятий, а также гастрольных программ в исследуемый период.

В первом разделе «Опыт и проблемы формирования репертуара театральных н музыкальных творческих коллективов Алтая» особое внимание уделено тематике произведший, ставившихся на сценах краевых театров. В послевоенной драматургии преобладали пьесы и музыкальные композиции с описанием гражданской войны, борьбы за установление власти Советов в Сибири. В дальнейшем на смеку героико-революционной тематике приходят произведения, затрагивающие роль человека на сибирских стройках, а также участие молодежи в создании новой жизни на новом месте. Нельзя не заметить, что в то же самое время параллельно с театрами вели активную работу по внедрению искусства в массы музыкальные коллективы края. Силами Алтайской филармонии был создан симфонический оркестр, который должен был пропагандировать классическую музыку в крае. Это в некоторой степени было обусловлено малым количеством на данный период времени серьезных произведений советских авторов. На пленуме сибирских композиторов в 1955 г. по поводу репертуара музыкальных коллективов были высказаны замечания. В частности, в отношении творчества барнаульского композитора А. Анохина, отмечено, что в его творчестве привлекают близость и актуальность тем, свежая и в то же время без излишеств гармония. Но в некоторых песнях Анохина ощущается схематизм, местами рыхлость форм, есть места, неудачные для вокала.

В пьесах Алтайского краевого драматического театра отражены лучшие черты советских людей, воспитаны в духе патриотизма. В пьесах была заложена гуманистическая идея человеческого достоинства. Между тем театр прилагал усилия, чтобы создать наиболее серьезный, глубокий и разнообразный репертуар, старался затронуть самые актуальные темы современности, идти в ногу с жизнью нашего народа, но, к сожалению, дол-

гое время не имел ни одного спектакля о тружениках сельского хозяйства. Причиной тому была безучастность драматургов. Крупным недостатком в творческой деятельности театра являлось и то, что не все спектакли показывались на одинаково высоком художественном уровне. Труппа серьезно нуждалась в пополнении опытными мастерами, особенно способной творческой молодежью.

Тем самым решающее слово оставалось за театром. В Барнауле работало два театра - Алтайский краевой драматический и Театр юного зрителя (ТЮЗ). Отдельные их спектакли были хорошо встречены и запомнились зрителю.

В Театре юного зрителя ставились спектакли, в которых прозвучал пафос трудовой и героической романтики, стремление к подвигу, самоотверженность - черты, которые свойственны нашей молодежи. Тяготение к героике и романтике с первых же постановок помогло найти своего зрителя. По иному обстояло дело в краевом драматическом театре. Здесь, к сожалению, не было такой четкой принципиальной линии. Не определилась она и в подборе репертуара. Особенно обидно, что совершенно отсутствовало стремление режиссеров создать алтайский театр, имеющий свое лицо, отличное от других театров.

В театрах, особенно в краевом драматическом, очень любили ссылаться на отсутствие драматургии. Драматургия порой действительно не успевала за жизнью, за теми растущими требованиями, которые предъявлял зритель. Вместе тем за небольшой период драматурга создали немало интересных пьес, которые могли бы сделать репертуар более содержательным, целеустремленным и красочным.

Стоит отметить, что алтайских режиссеров, к сожалению, нельзя было назвать «ходоками по новым пьесам». Однообразие и серость репертуара объяснялись подчас не только отсутствием драматургии, но и слабым уровнем профессионализма постановщиков. Ежегодно в крае создавались новые произведения. Здесь и роман, материалом для которого послужила борьба хлеборобов за подъем сельского хозяйства, и повесить о покорителях целины. Но ни одна из этих тем не заинтересовала работников краевого театра настолько, чтобы продолжить тему или предложить писателю создать на хорошо знакомом ему жизненном материале пьесу.

В пьесах начала 50-х тт. большое место занимала проблема личности, коллектива, гуманизма, становления духовного облика человека. Она стала характерна и для произведений с «производственным» конфликтом. В середине 50-х годов татар переживал период повышенной активности, связанный с преодолением так называемой «бесконфликтности». Лишь к концу 50-х гг. в советской драматургии постепенно усиливается тенденция к изображению более сложных психологических конфликтов, возрождаются лучшие традиции героической драмы 20-х годов. В конце 50-х начале 60-х гг. театральная жизнь края претерпевает изменения. Это

связано, прежде всего, с необходимостью обновления репертуара. Менялась в театрах и режиссура. Прибывали опытные мастера, проработавшие на сценах европейской части Союза. На театральных афишах все реже появлялись названия «кассовых», легковесных пьес, все строже предъявлялись требования к художественной ценности произведений.

Во втором разделе главы «Специфика гастрольных программ музыкально-театральных коллективов» дается характеристика культурно-воспитательного обслуживания населения Алтая в период освоения целинных земель. Этот вид контакта со зрителем в значительной степени компенсировал потребности населения отдельных районов, лишенных возможности иметь собственные учреждения культуры. Сложившаяся в середине 50-х годов острая ситуация, связанная с отсутствием достаточного количества музыкально-театральных коллективов, необходимых для ведения культурно-воспитательной работы среди населения, вынуждала руководство края принять кардинальные меры. В связи с чем каждое объединение культуры и каждый творческий коллектив края были обязаны уделять часть времени театрального сезона на гастрольные поездки по районам края. Помимо этого были приняты все меры к организации гастрольных концертов и выступлений профессиональных коллективов страны.

С самого начала освоения целинных земель Алтайский краевой драматический театр регулярно выезжал в районы края для обслуживания сельского населения. За время гастролей в течение июля и августа 1954 года театром драмы было показано сельскому зрителю около 100 представлений. Наряду с гастролями большое значение придавалось оказанию практической помощи сельской художественной самодеятельности. Для этой цели режиссура и ведущие актеры театра проводили с сельскими кружковцами специальные семинары и творческие встречи.

В сезоне 1955 года Алтайский драматический театра за два месяца показал сельскому зрителю 119 спектаклей и побывал в 37 районах края. Спектакли, главным образом, проходили в районных центрах и совхозах, где имелся хотя бы небольшой клуб. Почетной обязанностью артисты считали выезды в поле, где велась основная борьба за хлеб.

На протяжении всего лета, с мая по август, на Алтае работал столичный Цирк со своей гастрольной программой. Коллектив давал представления на совхозных и колхозных усадьбах, в тракторных и полеводческих бригадах, на полевых станах. Было дано 150 цирковых представлений. За тот же период летних гастролей краевая филармония и театры края не обошли вниманием ни одного района. Краевая филармония направила 3 бригады, которые побывали в 53 районах и дали 122 концерта.

Активную работу в театральном сезоне 1957-1958 гг. провел Бий-ский городской драматический театр. Его репертуар был представлен советской драматургией и русской классикой. Летние гастроли театр провел

в районах края. На селе было дано 170 представлений. Результатом работы сезона 1958 года было рекордное количество гастрольных выступлений как местных, так и приезжих коллективов. Начало года было ознаменовано гастрольной программой бригады артистов - мастеров Москвы. С 31 января по 11 февраля бригада посетила с концертной программой ряд целинных районов края.

Не менее результативно вел сезонные гастроли хор русской песни при Алтайской краевой филармонии. Особенно частным гостем являлся хор в сельских районах Алтайского края. Гастроли Алтайской филармонии за сезон 1959 г. позволили дать 170 концертов, в программе которых были хоровые и танцевальные коллективы, а также сольные программы артистов краевой филармонии. Помимо гастрольной программы коллектив провел значительную шефскую работу. Было дано много лекций -концертов в Барнаульском городском университете культуры и его четырех филиалах, организованных в районных центрах края. Мастера искусств филармонии проводили воспитательную работу в коллективах клубов. Во время своих гастрольных поездок по районам края они помогли участникам самодеятельности сельских клубов и районных домов культуры в оттачивании художественного мастерства, что в последующем способствовало повышению мастерства сельских коллективов.

Творческие коллективы как краевых учреждений культуры, так и республиканских, привнесли в жизнь Алтая множество положительных моментов. Во-первых, регулярное знакомство населения районов с многочисленными формами искусства способствовало духовному и культурно-эстетическому воспитанию населения. Во-вторых, гастрольная работа республиканских коллективов давали возможность алтайским артистам на примере профессионалов повышать свое мастерство. В-третьих, появился интерес населения края к самодеятельным формам музыкального и театрального искусства, что способствовало формированию нового направления творческой деятельности.

В третьем разделе главы «Смотры и творческие отчеты музыкально-театральных коллективов Алтая» исследуются фестивальные поездки и массовые смотры культурно-просветительных учреждений, в том числе фестивальные встречи, выступления самодеятельных театров кукол, автоклубы, дни бригады, когда отдых колхозников сочетается с подведением итогов работы. Все эти мероприятия оживляли деятельность клубов, привлекали к их работе свежие, инициативные силы из числа молодежи и сельской интеллигенции. Однако наряду с успешными результатами, смотры и фестивали данного периода имели и недостатки. Дело в том, что часто все эти массовые мероприятия приобретали только лишь показательный характер. Это, в свою очередь, требовало постоянного контроля за спецификой и формами организации художественных смотров, так как подобные мероприятия гораздо больше пользы приносили тогда,

когда подводили итоги большой повседневной работы, а не являлось самоцелью.

Помимо итоговых смотров художественной самодеятельности распространение получила подготовка и проведение мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам. Однако наиболее популярной формой отчетности творческих коллективов были районные городские и краевые смотры художественной самодеятельности. По итогам смотра давалось заключение о качестве подготовки коллективов к смотру, выявлялось как позитивные, так и негативные моменты в подготовке репертуара, а также оценивались профессиональные качества участников самодеятельности.

Отметим, что наряду с местными смотрами художественной самодеятельности большинство районов края неоднократно принимало участие в столичных отчетных программах. В частности, летом 1958 г. проходила неделя искусства и литературы Алтайского края в Москве. Художественные смотры такого уровня требовали более профессиональной подготовки репертуара и исполнительского мастерства. В целях повышения ответственности профессиональных коллективов за подготовку самодеятельности к смотру, вышеназванные были прикреплены к сельским и районным художественным коллективам. В течение всей подготовки периодически направлялись в районы для оказания практической помощи ведущие актеры, режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, а участники художественной самодеятельности повышали свой уровень мастерства в музыкальных училищах и музыкальных школах края.

Одновременно проходил городской театральный двухнедельник, в период которого было просмотрено около 20 спектаклей крупного плана, одноактных пьес и водевилей. Несмотря на всю проводимую работу. В работе большинства руководителей коллективов и самих участников самодеятельности наблюдалось отсутствие выдумки и творческого мастерства.

Вместе с тем, творческие отчеты и зональные смотры вскрыли целый ряд серьезных недостатков. Например, хоровые коллективы в большинстве своем были двухголосые, руководители недостаточно работали над воспитанием культуры хорового пиния. Не изучалась нотная грамота. Мало исполнялось произведений без сопровождения. Работа хоровых коллективов, как правило, не велась в течение всего года, а активизировалась за месяц - полмесяца до очередного отчета.

Творческие отчеты и зональные смотры наглядно показывали, что многие райисполкомы и их отделы культуры поверхностно относились к работе художественной самодеятельности. По итогам смотров решено было возложить ответственность за работу художественной самодеятельности на заведующих районными отделами культуры, директоров и художественных руководителей РДК и заведующих сельскими клубами.

Чаще спита практиковаться командировки специалистов Управления культуры на смотры и отчетные выступления творческих коллективов края. Это, в свою очередь давало возможность координировать работу, профессионально отмечать как недостатки, так и успехи. Подобная форма контроля быстро закрепилась и активно стала способствовать развитию творческих коллективов.

Таким образом, хорошо организованные смотры художественной самодеятельности наряду с другими культурными мероприятиями лекциями, тематическими вечерами и т.д. имели большое мобилизующее значение, так как активно вовлекли сельское население, особенно молодежь, в художественное творчество. Периодичность подобного рода мероприятий повышала с каждым годом уровень подготовки и творческого мастерства, определяла специфику жанра не только как форму самодеятельного искусства, но и как механизм культурно-воспитательного подразделения.

В заключении формулируются основные выводы по содержанию исследования.

По теме диссертации опубликовано:

1. Белецкий А.Б. Опыт и результаты обновления искусства Алтая (19541960 гг.): Монография. / АлтГТУ им. И И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. - 52 с.

2. Белецкий А.Б. Обновление художественного искусства Алтая на волне освоения целинных и залежных земель 1954-60 тт.И Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Материалы 1-й международной научно-практической конференции. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - С.51-56.

3. Белецкий А.Б. Современные подходы к развитию цивилизации и культуры // Сохранение и приумножение культурного наследия в условиях глобализации. Материалы международной научно-практической конференции. М: изд-во МГУКИ, 2002. - С.63-67.

4. Белецкий А.Б. Художественное воспитание учащихся как парадигма в системе непрерывного образования // Художественное образование в российской провинции в XXI веке. Сборник докладов и материалов Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. Томск: изд-во ТОИПКРИКТ, 2002 г. - С. 122-128

5. Белецкий А.Б. Подготовка творческих кадров для учреждений культуры в период освоения Целины (1954-60 гг.) //Культурное наследие Сибири. Сб. ст., вып. IV. Барнаул: изд-во АлтГУ, 2002 г. - с.

Подписано в печать 19-//-2003 г. Печать РИЗО

Объём 1 п.л. Бесплатно Бумага офсетная

Заказ № _Тираж 100 экз

Типография Алтайского государственного университета 656099, Барнаул, ул. Димитрова 66

I&7 fé » 18 7 9 6

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Белецкий, Андрей Борисович

Введение.

Глава 1. Развитие материально технической базы и организационных форм художественной жизни Алтая в первые годы освоения целинных и залежных земель.

1.1 Развитие материально-технической базы учреждений культуры Алтая в первые годы освоения целины.

1.2. Агитационно-художественные бригады, библиотеки, кинопередвижки как организационная форма культурной работы.

Глава 2. Формирование условий для развития профессионального и самодеятельного искусства на Алтая.

2.1. Подготовка творческих кадров для учреждений культуры

2.2. Формы взаимодействия учреждений культуры с самодеятельными авторами и народными театрами

2.3. Основные факторы развития изобразительного искусства на Алтае

Глава 3. Творческая деятельность музыкальных и театральных учреждений культуры по эстетическому воспитанию населения

Алтая в период освоения целинных земель.

3.1. Опыт и проблемы формирования репертуара театральных и музыкальных творческих коллективов Алтая.

3.2. Специфика гастрольных программ музыкально-театральных коллективов

3.3. Смотры и творческие отчеты художественных коллективов Алтая.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Белецкий, Андрей Борисович

Актуальность темы исследования обусловлена дальнейшим развитием исторической науки нашего государства,' нуждающейся во всестороннем изучении взаимосвязей между многими элементами художественно-культурной жизни общества. Необходимо новое комплексное исследование учреждений культуры определяющее художественно-культурную жизнь края. Данное исследование является попыткой реконструировать художественную жизнь Алтая в первые годы освоения целины как единого целостного процесса.

Перемены в развитии культурной жизни края начались с XX съезд партии и новая политика Н.С. Хрущева, которая внесла изменения в прежнюю жизнь страны, затронув важнейшую сферу духовной жизни общества - культуру.

В отношении проводимой правительством политики освоения целинных земель упор в первую очередь был сделан на расширение ареала влияния всех возможных форм искусства по средствам создания на местах очагов культуры. Конкретно это прозвучало и явилось причиной коренных перемен на январском Пленуме ЦК партии где Н.С. Хрущёв говорил: «В связи с дальнейшим подъемом общественного хозяйства направлять часть средств на строительство клубов. Ведь без работы в массах, не может быть крепкого хозяйства».

Приток большой массы населения из центральных районов страны в ходе освоения целинных земель, который вынуждал управление культуры и руководство театров пересмотреть репертуар и профессионализм местной режиссуры. Возможным это стало благодаря тому, что в конце 50-х гг. на Алтай прибывали опытные мастера искусства, долгое время проработавшие на сценах европейской части Союза, а также выпускники московских и ленинградских институтов. Реже на театральных афишах появлялись названия «кассовых», легковесных пьес, все строже предъявлялись требования к художественной ценности произведений, упор делался на постановку пьес местных авторов, актуализирующих проблемы современности. В этой связи следует отметить роль самодеятельных авторов и народных театров в культурной жизни края. Необходимо обратить внимание на то, что их появление было спровоцировано ростом общественного интереса к искусству. Возникновение такого интереса было закономерно, так как в период массированного освоения целинных земель Алтая качественно новый упор был сделан на расширение центров культуры и популяризацию разнообразных форм самодеятельного искусства среди населения, а так же создания народных театров на базе драматических коллективов.

Таким образом, политика правительства по освоению целинных земель Алтая в 50-е гг. во многом реанимировала художественную жизнь общества, способствовала развитии многих жанров искусства.

Исследования охватывают не большой по историческим меркам период, с 1954 по 1960 гг., но очень важный период в истории Алтайского края. Изучение этого времени позволяет глубже понять проблемы культурного воспитания и формирования репертуара учреждений культуры в период «оттепели». После XX съезда партии и преодоления негативных последствий культа личности Сталина были созданы благоприятные условия для развития советской культуры. Для исследуемого периода было характерно господство административно-командных методов управления, приведших к подчинению художественной жизни идеологическим лозунгам и нуждам экономической политики правительства. К управлению театрами применялся так называемый «индустриализированный» подход, сложившийся еще в 30-е гг. на том основании, что процесс создания спектакля является одновременно и творчеством, и производством. Театр был причислен к предприятиям народного хозяйства с доведением ему соответствующих планово-финансовых показателей, что приводило к усилению производственного диктата в театре, а также ограниченной направленности репертуара. Однако в конце 50-х гг. отмечаются определенные сдвиги в работе учреждений культуры, прежде всего связанные с изменением репертуара, его актуализация с использованием нового отвечающего духу времени народного творчества.

Цель. Выявление основных традиций развития и характерных черт художественная жизнь Алтая в первые годы освоения целины.

Задачи:

1. проследить совершенствование и развитие материально-технической базы театрального и музыкального искусства на Алтае;

2. проанализировать деятельность агитационно-художественных бригад, библиотек, кинопередвижек как передовых форм культурной работы с жителями села в первые годы освоения целинных земель;

3. изучить специфику подготовки творческих кадров для театральных и музыкальных коллективов Алтая;

4. проследить методы и характер взаимодействия учреждений культуры с самодеятельными авторами и народными театрами края;

5. дать оценку значимости изобразительного искусство Алтая

6. исследовать репертуарную политику театральных и музыкальных творческих коллективов Алтая;

7. выявить специфика гастрольных программ музыкально-театральных коллективов;

8. показать формы смотров и отчетов музыкально-театральных коллективов Алтая.

Научная новизна Автором предпринята попытка исследования процессов развития учреждений искусства и культуры Алтая в период освоения целинных земель с 1954-60 гг.

Введение в научный оборот значительного круга архивных источников, опубликованных материалов позволило исследовать, наряду с другими, такие важные направления деятельности - учреждений искусства и культуры как деятельность по повышению театральной культуры населения, сотрудничество дома народного творчества с самодеятельными авторами и народными театрами, участие в различных фестивалях.

Теоретическая и практическая значимость На основании полученных данных возможно написание спецкурса, использование его при подготовке учебных лекций. Теоретический анализ, осуществленный в диссертации, позволяет сформулировать положения и модели, которые могут быть использованы при проведении эмпирических и исторических исследований.

Апробация. По теме диссертации были сделаны доклады и сообщения на: международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования (Тамбов 2003); «Сохранение и приумножение культурного наследия в условиях глобализации» (Москва 2002); Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование в российской провинции в XXI веке» (Томск 2002). Полученные материалы в результате исследования использованы в подготовке спецкурса «Культура и искусство Алтая середины XX в.»

Публикации

1. Белецкий А.Б. Опыт и результаты обновления искусства Алтая

1954-1960 гг.): Монография. / АлтГТУ им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. - 50 с.

Белецкий А.Б. Обновление художественного искусства Алтая на волне освоения целинных и залежных земель 1954-60 гг.// Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Материалы 1-й международной научно-практической конференции. Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - С.51-56. Белецкий А.Б. Современные подходы к развитию цивилизации и культуры // Сохранение и преумножение культурного наследия в условиях глобализации. Материалы международной научно-практической конференции. М: изд-во МГУКИ, 2002. - С.63-67. Белецкий А.Б. Художественное воспитание учащихся как парадигма в системе непрерывного образования // Художественное образование в российской провинции в XXI веке. Сборник докладов и материалов Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. Томск: изд-во ТОИПКРИКТ, 2002 г. - С. 122-128

Белецкий А.Б. Подготовка творческих кадров для учреждений культуры в период освоения Целины (1954-60 гг.) //Культурной наследие Сибири. Сборник, выпуск 4. Барнаул: изд-во АлтГУ, 2002 г. - 0,5 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественная жизнь Алтая в первые годы освоения целины"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа фактического материала диссертант формулирует ряд обобщающих выводов по проблеме исследования:

В ходе исследования были выявлены основные тенденции в развитии учреждений культуры. Рассматриваемый период характеризовался неравномерностью развитию сети учреждений искусства. Для плановой политики правительства были характерны крайне низкие темпы строительства и реставрации зданий клубных, музыкальный и театральных учреждений, вызванные господством остаточного принципа финансирования сферы культуры. На протяжении всего рассматриваемого периода проблемы материальной базы учреждений искусства решались в ситуации, не допускающей отсрочки.

Не маловажною роль в обновлении культурной жизни края сыграли агитационные бригады, которые явились наиболее мобильным подразделением способным на первых этапах освоения целинных земель оказать максимальную поддержку профессиональным учреждениям культуры и искусства в обслуживании населения целинных районов края. Репертуар агитбригад был направлен на пропагандирование передовых идей о культурном и социальном обновлении общества, а также театрализованными постановками о трудовых достижениях подкрепленные тематическими дискуссиями и выставками. Активная деятельность агитбригад привлекала в свои ряды передовую, полную новых идей, одаренную молодежь, участие которой в работе бригады способствовала активизации процессов производства, и привлечения молодых специалистов на освоение целинных земель края.

В отношении библиотек, и в частности кинопередвижек следует отметить лишь то, что на исследуемый период из всех существующих средств массовой информации печатное было единственным средством способным удовлетворить многим требованиям. Передвижные библиотеки за счет своей мобильности увеличивали численность читающей массы сельского населения, а так же способствовали приобщению населения к специализированной литературе повышающей уровень знаний в приоритетных областях науки и техники.

Наиболее популярной формой досуга в сельских районах края было кино. Передвижные кинотеатры в период освоения целинных земель особенно расширили ареал своего влияния, на земледельческие районы края. Став наиболее популярным и информационно емким жанром искусства, кино по средствам киножурналов проводило воспитательную работу, знакомила с достижениями в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Сатирические журналы имевшее большое распространение, на примере негативных явлений в производстве высмеивали и воспитывали кинозрителей.

Несмотря на увеличение количества специалистов, выпускаемых учебными заведениями искусства страны и края, в рассматриваемый период существовали значительные сложности с формированием творческих коллективов, ощущалась нехватка не только работников основных театральных профессий, но и вспомогательных цехов. Значительной сложностью для организации творческого процесса оборачивалось отсутствие подготовки в учебных заведениях искусства края актеров, режиссеров, театральных художников. Практически отсутствовала подготовка административных кадров, а номенклатурный характер назначения на эти должности приводил к появлению директоров или чиновников, не разбирающихся в специфике работы. Между тем нельзя отрицать и тот факт, что за короткий срок, значительно вырос профессионализм работников искусства, а также произошло некоторое омоложение состава творческих коллективов.

Важной тенденцией в культурной жизни края явилось расширении ареала влияния на работу самодеятельных авторов и народных театров. Следует обратить внимание на то, что их вовлечение в культурную жизнь края было спровоцировано ростом общественного интереса к искусству. Возникновение такого интереса было закономерно, так как в период массированного освоения целинных земель Алтая качественно новый упор был сделан на расширение центров культуры и популяризации разнообразных форм искусства среди населения. Это в свою очередь оказало положительное воздействие и послужило стимулом для новых направлений в литературе, музыке, а также в прикладном искусстве.

Касаясь специфики формирования репертуара, хотелось обратить внимание на то, что тематика произведений ставившихся на сценах краевых театров и музыкальных сценах была подвержена переменам, следующим по пути строительства новых городов, поселков и создания людей нового типа — новоселов. Изменения, произошедшие в культурной жизни Алтая, характеризовались предоставлением им творческой свободы в формировании репертуарной политики и выпуске новых постановок. Однако стремление творческих коллективов к максимальному привлечению зрителей не привело к существенным изменениям структуры репертуара. По прежнему лидировала советская пьеса, однако изменилась ее направленность: она стала больше отражать происходящее обновление края затрагивающие роль человека на сибирских стройках. Участие молодежи в создании новой жизни на новом месте.

В исследуемый период наиболее популярными стали гастрольные программы ведущих краевых и столичных коллективов музыкально-театрального искусства. Подобная форма контакта со зрителем в значительной степени компенсировало потребности населения отдаленных районов, лишенных возможности иметь собственные учреждения культуры. Те же немногочисленные творческие объединения, театры и музыкальные коллективы, которые находились в крае, не имели возможности регулярно и полноценно обслуживать постоянно пополняемое население сельских районов. Сложившаяся в середине 50-х годов острая ситуация связанная с отсутствием достаточного количества музыкально-театральных коллективов необходимых для ведения культурно-воспитательной работы среди населения вынуждала руководство края принять кардинальные меры. В связи, с чем каждое объединение культуры и творческий коллектив края был обязан уделять часть времени театрального сезона на гастрольные поездки по районам края. В дополнении гастролям местных творческим коллективам, приглашались профессиональных коллективов страны с популярными выступлениями и концертными программами.

В 50-е г в Западной Сибири, как и в целом по стране, большое распространение получили фестивальные праздники и массовые смотры культурно-просветительных учреждений.

Особенно в это время становятся разнообразными формы культурно-просветительной работы: фестивальные встречи, выступления самодеятельных театров кукол, автоклубы, проводятся дни бригады, когда отдых колхозников сочетается с подведением итогов работы за месяц и постановка задач на ближайшее время. Все это оживляло деятельность клубов, привлекало к их работе свежие, инициативные кадры из числа молодежи и сельской интеллигенции.

Однако наряду с положительными результатами, смотры и фестивали рассматриваемого периода имели так же и недостатки. Так как все эти массовые мероприятия приобретали только лишь показательный характер, большое оживление в работе сменялось снижением инициативы. Это в свою очередь требовало постоянного контроля за спецификой и формами организации художественных смотров, так как подобные мероприятия гораздо больше пользы приносили тогда, когда подводили итоги большой повседневной работы, а не являлись самоцелью. Тем не менее, несмотря на отдельные трудности и недостатки в работе сельских клубов, благодаря смотрам и отчетам учреждений культуры художественная самодеятельность стала более массовой.

 

Список научной литературыБелецкий, Андрей Борисович, диссертация по теме "Теория и история искусства"

1. МОНОГРАФИИ, БРОШЮРЫ, СТАТЬИ, ДОКЛАДЫ, ВОСПОМИНАНИЯ

2. Алтай земля целинная. Коллективная повесть о делах и людях нашего края (К 30-летию начала массового освоения целины).- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984.- 98с.

3. Алтайский репортаж. "Литературная газета" на целине (август сентябрь 1959г.).- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1960.-200с.

4. Анисков В., Неверов В. Комсомол Алтая в борьбе за освоение целинных земель.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1958.- 108с.

5. Беляев Н. Партийная организация Алтая в борьбе за подъем зернового хозяйства.- М.: Госполитиздат, 1955.- 87с.

6. Беляев Н.И. Совершенствовать методы партийного руководства сельским хозяйством.-М.: Госполитиздат, 1955.- 112с.

7. Брежнев Л.И. Целина.- М.: Госполитиздат, 1979.- 80с.

8. Бутаков А. Трудовые будни новоселов Алтая //Советская печать.-1956.-№3.-С.16-17.

9. Васильев А. Первая борозда.- Л.: Лениздат, 1981.- 134с.

10. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву.-М.: Наука, 1992.- 222с.

11. Герои Алтая.- М.: Сельхозгиз, 1959.- 227с.

12. Георгиев А.В. Передовой опыт наше богатство.- М.: Советская Россия, 1962.- 108с.

13. Год работы по освоению целинных и залежных земель в Алтайском крае.- М.: Сельхозгиз, 1955.-438с.

14. Гольденблюм А. Сибирская целина в живописи // Сельское хозяйство Сибири. Омск, 1956.

15. Двоскин Б.Я., Сидоров И.Ф. Целинный край.- М.: Мысль, 1964.-151с.

16. Зеленин И.Е. Целинная эпопея: разработка, принятие и осуществление первой хрущевской "сверхпрограммы" (сентябрь 1953 начало 60-х годов) //Отечественная история.- 1998.- №4.- С. 109-122.

17. Иващенко П. Партийная организация Алтая в борьбе за повышение производительности труда в зерновом производстве.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1958.- 112с.

18. История крестьянства СССР. Т.4.- М.: Наука, 1988.- 395с.

19. История Сибири. Т.5.- Л.: Наука, 1969.- 470с.

20. Кауров Б., Передвижные библиотеки // Учреждения культуры в борьбе за подъем сельского хозяйства.- Барнаул, 1955. с.30

21. Каверин ВЛ., Каростоянов Н.И. На Алтайской целине.- М.: Молодая гвардия, 1955.- 104с.

22. Комсомол отвечает "Есть".- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1955.- 116с.

23. Куликов В.И. Исторический опыт освоения целинных земель.- М.: Мысль, 1978.- 253с.

24. Культура Сибири в период социализма и развернутого строительства коммунизма 1937-1963 гг., Вып. 4. Новосибирск, 1965, - С. 76

25. Леонова Л.И. От выставки к выставке // 60 лет КСХА. Барнаул, 2002.-С. 20.

26. Масаулов И.М. На Алтайской целине.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1959,- 52с.

27. Орловский Н.В. Освоение целинных и залежных земель в Алтайском крае.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.- 104с.

28. Освоение целинных и залежных земель на Алтае.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1954.- 51с.

29. Очерки истории Алтайского края.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987.-448с.

30. Пивоваров М. В борьбе за освоение целинных и залежных земель.-Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1955.- 55с.

31. Подвиг на целине.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1964.- 164с.

32. Степанская Т.М., Творческие Союзы в современных условиях //Становление гражданского общества в России: проблемы и перспективы. Барнаул, 1998. - С. 190

33. Современные художники Алтая. 50-70-е годы //Изобразительное искусство Алтая Барнаул, 1977. — С. 47

34. Ульянов JI.H. В борьбе за освоение целины.- М.: Политиздат, 1959.-212с.

35. Хрущев Н.С. Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства. Т.1.- М.: Госполитиздат, 1962.- 496с.

36. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

37. Абоянцев Н.С. Деятельность Новосибирской областной партийной организации по крутому подъему сельского хозяйства (1953-1958г.г.): Автореф. дисс. канд. ист. наук.- М., I960.- 20с.

38. Данилов В.А. Организаторская и политическая деятельность КПСС по освоению целины (1954-1958г.г.): Автореф. дисс. канд. ист. наук.- М., 1980.- 24с.

39. Куликов В.И. Исторический опыт КПСС в освоении целинных земель: Автореф. дисс. док. ист. наук.- М., 1977.- 44с.

40. Лернер Н.М. Коммунистическая партия руководитель и организатор всенародной борьбы за освоение целинных и залежных земель (1954-1958): Автореф. дисс. . канд. ист. наук.- М., 1969.- 19с.

41. Маятников И.Ф. КПСС в борьбе за освоение целинных и залежных земель в 1954-1956 годах (На примере Казахстана): Автореф. дисс. . канд. ист. наук.- М., 1969.- 19с.

42. СТАТИСТИЧЕСКИЕ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

43. Развитие сельского хозяйства Алтайского края. 1946-1986: Сборник документов и материалов. Ч.1.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987.- 190с.

44. Сельское хозяйство СССР. Статистический сборник.- М.: Статистика, 1971 С. 711.

45. Энциклопедия Алтайского края. Т.1.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1996. С. 340.

46. ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

47. Великий подвиг партии и народа массовое освоение целинных и залежных земель. Сборник документов и материалов.- М.: Наука, 1979,-439с.

48. В краю просторов и подвигов. Молодежь на целине. Сборник документов.- М.: Молодая гвардия, 1962.- 280с.

49. Вопросы идеологической работы. Сборник документов (1954-1961г.г.) .- М.: Госполитиздат, 1961.- 327с.

50. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Т.З.- М.: Госполитиздат.- 704с.

51. Документы по истории комсомола Алтая.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974.-317с.

52. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.8.- М.: Политиздат, 1985.- 542с.

53. Культурное строительство на Алтае. Документы и материалы. Т.2.-Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1990.- 264с.

54. Партия организатор крутого подъема сельского хозяйства СССР. Сборник документов (1953-1958г.г.).- М.: ГосПолитиздат, 1958.-520с.

55. Сборник решений по сельскому хозяйству.- М.: Сельхозиздат, 1963.-672с.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

56. Государственный архив Алтайского края (ГААК)

57. Фонд 145. Комитет по телевидению и радиовещанию при исполнительном комитете Алтайского краевого Совета народных депутатов -Оп. 1.-Д 1,45, 53,61,

58. Фонд 211.- Барнаульское педагогическое училище -Оп. З.-Д. 7

59. Фонд 260. Алтайский краевой театр драмы:- Оп. 2. Д. 22, 23, 33, 40, 41, 46, 465, 468. Фонд 261.- Театр юного зрителя-Оп. 1.-Д. 3,4

60. Фонд 288. Алтайский краеведческий музей -Оп. 1.-Д. 17-19,21

61. Фонд 428. Барнаульский городской отдел культуры- Оп. 2. Д. 49

62. Фонд 484. Алтайская краевая библиотека им. В.Я. Шишкова Управления культуры Алтайского крайисполкома- On. 1. Д. 54-58, 60-67, 95, 720, 738 -On. 4.-Д. 1

63. Фонд 506. Союз работников искусств- Оп. 2 Д. 24,

64. Фонд 573. Алтайский краевой отдел народного образования -Оп. З.-Д. 7-11,23.

65. Фонд 750. Барнаульский государственный педагогический институт -On. I.-Д. 342, 347

66. Фонд 752. Отдел издательств и полиграфической промышленности -Оп. 4.-Д. 8-12

67. Фонд 753 Алтайской краевой филармонии- Оп. Д. 82-84

68. Фонд 838. Алтайский краевой отдел кинофикации- Оп. 2. Д. 108,-Оп. З.-Д. 5-7,20, 25,28,31 -Оп. 5.-Д. 19 -Оп. 6.-Д. 1.

69. Фонд 859. Алтайская средняя сельскохозяйственная школа-Оп. 1.-Д. 15,26,35, 131, 163-Оп. 2.-Д. 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 17.

70. Фонд 1041. Алтайское краевое управление культуры:- On. 1. Д. 5, 206, 207, 241, 254, 257, 259, 283, 310, 332-334, 341, 348, 352, 361, 372, 378, 384, 426, 429-430-Оп. 5.-Д.44

71. Фонд 1062. Алтайский краевой дом народного творчества: -Оп. 1.-Д. 1,3-5, 7-9

72. Фонд 1265. Алтайский краевой музей изобразительных искусств Управления культуры Алтайского крайисполкома: Оп. 1.-Д. 1,2,4-6.

73. Фонд 1390. Выставка достижений народного хозяйства Алтайского края

74. Агропромышленного комитета Алтайского края:1. Оп. З.-Д. 25-а,517, 6021. Фонд 1667. 1. Оп. 1.-Д. 21, 19, 26

75. Архив Министерства культуры РСФСР:1. Фонд ПФУ1. Оп. 8.-Д. 16.

76. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК) Фонд 1 (ФП 1).- Алтайский крайком КПСС- Оп. 87. -Д. 38.-Оп. 97.-Д. 1,2, 5,6, 7,- Оп. 98. -Д. 1,2,3

77. Фонд 482 (ФР 482).- Алтайский крайком ВЛКСМ. -Оп. 19.-Д. 485,

78. Ил. 1 Молодежь на целину плакат, www.snzphoto.narod.ru

79. Ил. 2 Секретарь райкома П. Шкаев вручает новые комсомольские 1956. фото, www.snzphoto.narod.ru1. Ил. 3 Новоселы1954. фото, www.davno.ru/posters/1954/

80. Ил. 4 Поднимем целинные и залежные земли Алтая плакат

81. Ил. 5 Соберем с целины богатый урожай плакат. Корецкий В.Б. www.davno.ru/posters/1954/

82. Ил. 6 Полевые работы не ждутплакат. Говорков В.И. www.davno.ru/posters/1954/

83. Ил. 7 Строительство в колхозе Правда, стройотряд «Ассоль» 1959. фото, www.davno.ru/posters/1954/

84. Ил. 8 Увеличим строительство школ примерно в два раза плакат. Ганф Н. www.davno.ru/posters/1956/

85. Ил. 9 Делегаты 11 районной партийной конференции 1956. фото, личный архив

86. Ил. 10 Доведем в 1960 валовые сборы зерна до 11 миллионов пудов плакат. Ливанова В. www.davno.ru/posters/1956/

87. Ил. 11 Весенний смотр художественной самодеятельности пионерской организации1957. фото, личный архив

88. Ил. 12 За освоение целинных земель медаль, фото, www.mdi.ru1. Иллюстрации

89. Ил. 1 Молодежь на целину плакат, www.snzphoto.narod.ru

90. Ил. 2 Секретарь райкома П. Шкаев вручает новые комсомольские билеты 1956. фото, www.snzphoto.narod.ru

91. Ил. 3 Новоселы 1954. фото. www.davno.ru/posters/1954/

92. ПОДНИМЕМ ЦЕЛИННЫЕ И ЗАЛЕЖНЫЕ1. ЗЕМЛИ АЛТАЯ!

93. Ил. 4 Поднимем целинные и залежные земли Алтая плакат

94. Ил. 5 Соберем с целины богатый урожай плакат. Корецкий В.Б. www.davno.ru/posters/1954/

95. Ил. 6 Полевые работы не ждутплакат. Говорков В.И. www.davno.ru/posters/1954/

96. Ил. 7 Строительство в колхозе Правда, стройотряд «Ассоль» 1959. фото, www.davno.ru/posters/1954/осуществим n основном пскоынп:

97. СРЕДНЕЕ ОБРЛЗОИАИИЕ.ШОВЬЕМ ПОЛИ -ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЬУЧЕННЕ. ПОСННТЛКМ У ПОД РАСТЛ1ОЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ.

98. ЗА ШЕСТОЕ ПЯТИЛЕТИЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ПЯТ* Шш1. СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛ1. ПРИМЕРНОВ1. РАЗА1 Ё 61 Б i i В' I ii i| fffTr i П и ■ i! J * г" W1 ■ И С СП1 о Ь i i » ■ ■ гЦ R Н 2 i Eg1 1; h j ™ г— IIIi Ц ft j i M* 4 гШ IN г" E'jfr,

99. Ил. 8 Увеличим строительство школ примерно в два раза плакат. Ганф Н. www.davno.ru/posters/1956/

100. Ил. 9 Делегаты 11 районной партийной конференции 1956. фото, личный архивг П МИЛЛИАРДОВ ПУДОВ

101. Ил. 10 Доведем в 1960 валовые сборы зерна до 11 миллионов пудов плакат. Ливанова В. www.davno.ru/posters/1956/

102. Ил. 11 Весенний смотр художественной самодеятельности пионерской организации 1957. фото, личный архив

103. Ил. 12 За освоение целинных земель, медаль, фото, www.mdi.ru