автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Художественная жизнь города Харькова второй половины XIX-начала XX века (до 1917 г. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная жизнь города Харькова второй половины XIX-начала XX века (до 1917 г. )"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР ВСЕСОЮЗНЫЙ НДУЧЮ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
На правах рукописи
УДК 7.035/.036(477.54)"18/19"
ПИВНЕНКО Алла Степановна
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА ХАРЬКОВА ВТОРОЙ ГОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (ДО 1917 г.)
Специальность 17.00,04 - изобразительное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва - 1990
Работа выполнена в Институте искусствоведения, фольклора и этнографии имени М.В. Рыльского АН УССР
Научный руководитель -
кандидат искусствоведения Д.В. СТЕГОВИК
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения А.П. ЗАЛАСКО
кандидат искуоотвоведения A.C. ШАТСКИХ
Ведущая организация - Институт теории и истории изобразительных искусств АХ СССР
Зашита состоится 1990 года на заседании
специализированного совета Д 092 10 01 при Всесоюзном Научно-исследовательском Институте искусствознания Министерства
Культуры СССР по адресу: 103009, Москва, Козиикий пер., 5.
.1
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИ искусствознания (Козицкий пер., 5).
Автореферат разослан "/¿С п/Цс<£) А- 1990 года.
Ученый секретарь специализированного совета доктор искусствоведения
Г.в. Попов
Обшая характеристика работы
Акт^альность_теми. Одной из задач советского искусствознания является освещение вопроса многообразия художественной жизни отраны в ее прошлом и настоящем. Обращение к изучению художественной жизни не только столичных центров, но и городов провинции важно, прежде всего, для выявления обших закономерностей развития художественной культуры второй половины XIX - начала XX века.
Начиная со второй половины XIX века средоточием культурной жизни Украины и юга России становится Харьков. Важными сторонами культурного процесса того времени являются выставочная деятельность Товарищества передвижных художественных выставок, развитие под ее влиянием местной художественной критики, выставочные контакты столичных и губернских центров с Харьковом, развитие музейного дела, способствовавшего активизации художественной жизни города, зарождение и развитие местных художественных объединений и их выставочной деятельности. Раскрытие и анализ этих процессов, в которых как в зеркале отразились обтие художественные явления, важны для понимания роли периферии в обшей панораме культурной жизни дореволюционной России и Украины. Этим преимущественно и определяется актуальность темы исследования.
Ц§ль_работы - исследовать художественную жизнь Харькова второй половины XIX - начала XX веков, воссоздать историю ее развития, выявить ее значение для развитий украинского искусства на новом этапе его истории.
Для достижения этой цели автором решались следующие задачи:
I. Собрать, систематизировать и ввести в научный обиход неизвестные документальные материалы, восполняющие пробелы в истории
художественной жизни; проанализировать выставочную деятельность передвижников в Харькове, представив ее в опенке харьковской художественной критики, выявить имена художественных критиков.
2. Проанализировать творческие контакты столичных и губернских центров с Харьковом на основе их выставочной деятельности.
3. Проследить развитие музейного дела в Харькове, роль музеев в художественной жизни города.
4. Выявить основу консолидации художественных сил города, проанализировать выставочную деятельность художественных объединений: Кружка местных художников, Товарищества харьковских художников, объединения "Кольпо", Украинского художественно-архитектурного отдела Литературно-художественного кружка.
5. Определить роль ведущих украинских и русских художников и критиков в художественной жизни Харькова.
6. Представить хронику культурных событий города второй Половины XIX - начала XX века.
Исследуя материал, автор широко привлекал как обшуи, так и
ч
специальную искусствоведческую литературу, дореволюционную и советскую периодику, каталоги выставок, мемуарную литературу, архивные материалы, воспоминания художников. При этом автор старался придерживаться исторической последовательности и взаимосвязи событий в соответствии с поставленными им перед собой задачами.
?§12ЙМ_22ММ§_!ОЕактическад Предлага-
емое исследование является первым опытом системного изучения художественной жизни Харькова второй половины XIX - начала XX веков в ее комплексном проявлении, в котором различные художественные процессы взаимосвязаны друг с другом. В диссертации впервые раскрыты следующие художественные явления и процессы:
- выставочная деятельность передвижников, сыгравшая свою роль в активизации художественной критики, развитии творчества местных художников в направлении демократизации искусства, повышении знаний об искусстве и совершенствовании эстетических вкусов зрителя, формировании художественных объединений;
■ - музейное строительство, коллекционирование произведений искусства, приобщение к музейному делу широких кругов культурной общественности, просветительская работа музеев;
- организация художественных объединений, их взаимоотношения, выставочная деятельность, влияние на культурно-просветительскую деятельность городских и губернских властей;
- изменения в художественной жизни города в связи с выставочной деятельностью в Харькове представителей художественных объединений Москвы, Петербурга, Киева и других городов (практика устройства индивидуальных выставок и знакомство зрителей с непривычными для них новыми художественными мировоззрениями и эстетическими принципами).
Практическая_пенность диссертации заключается в восполнении в советском искусствознании существенных пробелов. Результаты исследования могут быть использованы в работах краеведов, а также историков, искусствоведов, музейных работников, в педагогической деятельности (например, в составлении цикла лекпий по истории искусства и культуры), в составлении "Свода памятников истории и культуры", энциклопедических изданий. Исследуемый материал может быть использован также как один из разделов будущей новой истории украинского искусства. Выявленные многие имена существенно дополняют историю развития отечественного изобразительного искусства.
Апробаши_работы. Диссертания обсувдалась и была рекомендовала к защите отделом изобразительного искусства Института искусствоведения, фольклора и этнографии имени М.Ф. Рыльского Академии наук УССР. Диссертантом сделаны доклады на конференциях: "110-летие со дня рождения искусствоведа академика Ф.И. Шмита" (Харьков, 1987); "Реставрация, консервация и атрибуция памятников искусства на Украине" (г. Каменец-Подольский, 1989); "С.А.Та-ранушенко и проблема изучения искусства Слобожаншины ХУШ-Х1Х веков" (г. Сумы, 1989). Прочитаны доклады: на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Харьковского художественно-промышленного института, на заседаниях краеведческих чтений Центральной научной библиотеки им. В.Г. Короленко, на семинарах в харьковской организации Союза Художников Украины.
Структура_работы обусловлена и<2шли и задачами исследова -ния.его историческим аспектом. Диссертация включает: введение, два раздела, заключение, примечания, список использованной литег ратуры, приложение^. В последнем приводится хроника художественной жизни Харькова второй половины XIX - начала XX веков по годам с полной библиографией газетных и журнальных статей об упоминаемых выставках.
Содержание работы
обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи исследования, выделяются основные положения, выносимые на защиту, определяется степень новизны полученных результатов, их практическая значимость.
9_1]брвом_разделе "Некоторые аспекты развития художественной жизни Харькова 2-й половины XIX - начала XX века',' состоящем из
трех глав, рассматриваются творческие контакты передвижников с Харьковом, оиенка юс выставочной деятельности местной художественной критикой,■ рост аналитического и критического начал в статьях об искусстве.
Харьков, будучи крупнейшим городом Украины, одним из первых привлек внимание передвижников. Передвижные выставки действовали здесь с 1372 по 1913 год и были до 1900 года лажными художественными событиями, оживлявшими несколько застойнтю провинциальную жизнь. Невзирая на необычность для провинции организации крупных привозных выставок, они очень быстро завоевали большую популярность у общественности города, пробуждая интенсивный рост интереса к изобразительному искусству. Передвижные выставки расширяли представление горожан о значении искусства в общественной жизни, способствовали возникновению и повышению уровня художесг-" венной критики. Глубоко и заинтересованно проникая в проблемы художественных явлений, критика воспитывала и направляла эстетические вкусы зрителей, помогала понять и оценить различные тенденции в искусстве. Самыми ценными качествами харьковской критики стали преодоление безразличия, живой интерес к художественному своеобразию искусства, что было отмечено В. Стасовым в его известной статье "Тормоза нового русского искусства" (1885). Все это побудило автора работы более подробно остановиться на художественной критике в Харькове, на ее оценке творчества передвижников, как на весьма существенном факторе культурной жизни города.
Одним из лучших харьковских критиков 70-х гг. был известный впоследствии художник А. Киселев. Наделенный литературным дарованием, тлел профессиональные знания в области живописи, он верно и тонко раскрывал ее особенности и задачи. Ценность статей
А. Киселева заключалась в объективности его суждений, профессиональном подходе к опенке произведений, в демократичности взглядов.
80-е годы были в русском и украинском искусстве периодом Подъема. Харьковская художественная критика очень высоко ценила те произведения, в которых затрагивались социальные проблемы. Обзор выставок всегда начинался с тематических полотен, оцениваемых порой столичной печатью как "тенденциозная" живопись.
К сожалению, не всегда уровень передвижных выставок был высоким. Это отмечалось в газетах без излишней робости, независимо от наличия известных имен. Слабый уровень работ II, 12 и 13-й выставок заставил харьковских обозревателей констатировать падение прежнего авторитета передвижничества как высокого идейного и художественного явления в целом. Такое отношение свидетельствовало о принципиальности, честности, неконъюктурности харьковской критики.
Иногда позиции одних и тех же критиков были весьма противо-
N
речивыми, о чем свидетельствуют, например, рецензии Н. Селиванова. В статьях 80-90-х годов он сумел подняться над своим пристрастиями и выразить новое, необычное для него отношение к передвижничеству как передовому направлению (рецензия на 21-ю выставку, 1890 г.).
В коние XIX века лучшим художественным критиком в Харькове был художник В. Карпов. Его эстетические позиции не всегда были последовательными, что приводило критика к неверному толкованию многих процессов в искусстве, а подчас и к отрицанию своих же предыдущих опенок. В целом он достаточно высоко пенил передвижников, отмечал их своеобразие, самобытность и доступность для понимания. Его значение состоит в том, что он первый среди харьков-
ских критиков вплотную подошел к обобщению деятельности передвижников за 25 лет развития их творчества. Подчеркнув блестящий взлет, обусловленный глубиной философской и эстетической мысли России того времени, указав на истоки их творчества, критик увидел в то же время и разлад в стремлениях различных художников, отсутствие у передвижников кониа XIX века общих задач и идеалов.
Передвижничество из целостного идейного направления превратилось в объединение художников с различными зодачами. Противоречия в его среде стали особенно зримыми на выставках в губернских городах. Критика чутко уловила эти изменения и отреагировала на них, пытаясь выявить их причины и определить пути дальнейшего развития русского и украинского искусства. Эти вопросы особенно волновали М. Павловского, едва ли не самого талантливого представителя харьковской художественной критики на рубеже XIX -XX веков. Его отличали демократичность взглядов, понимание природы искусства и его задач.
М. Павловский был не просто обозревателем выставок, но и теоретиком искусства, давшим научно обоснованную оценку многим явлениям искусства. Среди большого круга вопросов, затронутых критиком, очень важным является определение места и значения передвижников в отечественном искусстве. Когда А, Бенуа выступил в "Истории русской живописи" "разрушителем передвижнического престижа", Павловский взял на себя смелость определить основные вехи в развитии современного отечественного искусства. Считая, что культурная и художественная миссия передвижников,завершена, критик призвал не только определить их место и значение в истории, но и разобраться в особенностях новых направлений. Прослеживая развитие творчества передвижников, М. Павловский, как и В. Карпов, отмечал начало их угасания в 90-е годы. Но причину увядания
критик видел не в упадке профессионализма, а в отживши» идеях, резко изменившихся к кониу века в силу усложненности социальной и интеллектуальной жизни, требовавшей от искусства большей сложности. М. Павловский был убежден в том, что идеи, волновавшие художников в 70-е годы, не обесценились, а продолжают волновать общество в еще большей степени именно на рубеже веков. Но эти идеи требовали уже новых форм выражения. Поэтому новой задачей живописи должна была стать тесная связь не только с материальной, но, прежде всего, с духовно-нравственной жизнью человека. Смысл деятельности передвижников критик видел не только в раскрепощении ими художественной формы, приближении к действительности, расширении кругозора, но и в "их гражданской совести".
Отмечая необходимость обновления живописно-пластических средств в изобразительном искусстве, М. Павловский упрекал ху -дожников в безразличном отношении к жанровой живописи, которая, по его мнению, далеко не исчерпала своих возможностей обращения к серьезным темам, связанным с жизнью современного общества. Считая, что художник не имеет права ограничиваться чисто живописными задачами, он призъсвал художников к гражданской позиции в искусстве и с этой точки зрения высоко оценил творчество таких мастеров как А. Архипов, С. Коровин, Н. Касаткин, С. Иванов, П. Нилус, К. Костандй7 .
В начале XX века передвижные выставки в Харькове не были единственными. Художественная жизнь города в этот период значительно активизировалась. Этому способствовали выставки местных и иногородних художников. Все это давало зрителю определенное представление о разнообразии творческих исканий на рубеже XIX и XX веков.
Уровень и характер передвижных выставок в начале XX века
свидетельствовал о начавшемся размежевании в среде Товарищества. Все реже можно было увидеть картины на современную тему. Из широко известных мастеров по-прежнему фигурировал на выставках И. Репин, но даже его работы не всегда получали положительные опенки. Н. Сумной, отметив "оскудение задач" в искусстве, видел главную причину его упадка в "денационализации" общества. Возрождение искусства, по его мнению, возможно только в обращении к традициям народной культуры, к прошлому народа. Именно они должны способствовать, по Н. Сумиозу, развитию национальной русской и украинской культур, страстным поборником которых он был.
25-я выставка передвижников, как ни одна из предыдущих, выявила отсутствие крупных произведений. Исключением было лишь полотно В. Сурикова "Стенька Разин". Художник Е. Агафонов, рецензент выставки, при общей отрицательной оценке выставки сумел все же отметить картину В. Сурикова как "историческое проникновение" автора. Но в целом Е. Агафонов приходил к выводу о конце передвижничества, невзирая на активную его поддержку силами молодых москвичей из.параллельно развивающегося "Союза русских художников".
Последующие передвижные выставки (от 37-й по 41-ю) мало чем отличались друг от друга. Вместо фундаментальных прежних обзоров в харьковских газетах встречаем беглые заметки, в которых авторы пишут больше о былой славе старых художников. Отношение к-выставкам и вообще к передвижникам ярко выражено в статьях художника II. Саввина. Он считал необходимым обновить деятельность передвижников за счет новых свежих сил, в результате чего выиграла бы, в первую очередь, провинция, привыкшая к выставкам и всегда их ждущая.
Передвижные выставки Н. Саввин рассматривал как дело идейной
важности, поэтому предъявлял к ним серьезные требования. Будучи приверженцем новых веяний в живописи, он в то же время был убежденным сторонником реалистических традиций, преемственности в развитии искусства. Исходя из принципов внимательного отношения к прошлому, художник требовал такого же отношения к памяти передвижников, их завоеваниям. В этом отразилась высокая опенка важности воспитательной роли передвижников, которую признавала за ними художественная критика Харькова.
Проследив развитие харьковской критики, автор диссертации отмечает, что ее уровень был довольно высоким, отличался глубиной воззрений в раскрытии социальных и культурных явлений. Харьковская дореволюционная художественная критика, достигшая своей вершины на рубеже веков, явилась по выражении Стасова, свидетельством "быстрого и могучего роста русской мысли в нашей провинции"^. Она заложила, наряду с критикой Киева, Одессы, других губернских городов, новое направление также и в украинской художественной критике.
Не менее важнымидля художественной жизни Харькова в начале XX века были выставочные контакты столичных и губернских центров с городом. Самой, пожалуй, интересной явилась передвижная выставка картин, организованная редактором киевского журнала "В мире искусств" А. Филипповым (1909). Заслуга устроителей заключалась в том, что харьковские зрители впервые познакомились с разнообразием творческих исканий на рубеже веков. Эта выставка, как и выставка редакции журнала "Сатирикон" (1910), способствовала приобщению харьковских художников к новым завоеваниям в отечественном и зарубежном искусстве.
I) Стасов В.В. Собрание сочинений. - СПб, 1894. - Т. I. -Стр. 773.
§_главе_"1^зейнде_звлд" рассматривается вопрос о формировании крупных общественных коллекций изобразительного искусства, - определяются место и роль музеев в культурной жизни Харькова в исследуемый период. Изучение различных материалов позволило внести ясность в историю первого публичного музея Слободской Украины - Художественно-промышленного, основанного в 1886 году и существовавшего самостоятельно, параллельно с университетским Музеем изящных искусств. Историки музейного дела обычно датируют начало собирания произведений искусства годом образования Харьковского университета (1805). Для классов рисования и живописи в
■ университете действительно была приобретена у историка Ф. Аделун-га коллекция гравюр и рисунков западно-европейских мастеров ХУ1--ХУШ вв. Параллельно был создан мюникабинет и отдел редкостей," явившийся основой Музея изящных искусств, официально утвержденного в 1835 году и ставшего доступным для зрителей в 1861 году. зей обогащался коллекциями за счет приобретений и дарений И. Бецкого и А. Алферова, воспитанников университета. Однако теснота помещения, плохие условия экспонирования тормозили работу музея, хотя прилагались усилия по комплектованию коллекции, ее научной обработке силами подвижников музейного дела - Д. Каченовского,
А. Потебни, Г. Чирикова, Н. Сумцова, Е. Редина. Их усилиями делалось многое для развития этого просветительского очага. В последней четверти XIX в. пополнение музея протекало вяло. Коллекцию представляли в основном произведения зарубежных мастеров ХУ1-Х1Х вв. К тому же с упразднением классов рисования музей утратил роль художественно-образовательного центра.
Инертность в деятельности музея подвергалась критике, остро
■ прозвучавшей в период интенсивного развития художественной жизни Харькова в 1900-е годы. Главным недостатком музея считалось его нежелание "сделаться Публичным", для чего бнла необходима попу-
ляризашш богатой коллекции среди населения путем доступных лекций по искусству. Но критика не могла изменить направленность университетского музея. Хотя его деятельность несколько активизировалась накануне открытия в 1902 году ХП археологического съезда. После его проведения на базе этнографической выставки образовались три музея: Ксторико-иерковный, Археологический и Этнографический. Но они не были доступны публике. Главная же цель, которую должен бил преследовать музей - стать художественно-образовательным центром, - так и не была достигнута. Эту миссию взял на себя городской Художественно-промышленный музей.
Его возникновение было подготовлено активизацией художественной жизни провинции' благодаря передвижным выставкам, а также продиктована развитием промышленности города, потребовавшей повышения качества предметов потребления, их конкурентоспособности на рынках сбыта. Идея создания музея принадлежит гласному Городской Думы Харькова И. Фесенко, а ее развитие - Г. Данилевскому. Местная инициатива с организацией публичного музея приобрела поддержку в Петербурге, что способствовало развитию широкой сети музеев в дореволюционной России. Открытый 14 декабря 1В86 года музей состоял из четырех отделов, из которых самым ценным считался художественный. Этот отдел представлял русскую академическую школу (скульптура и живопись, подаренные Академией художеств). Но он, к сожалению, не раскрывал современных художественных процессов, хотя, в смысле профессионализма, был хорошей учебной базой для местных художников и учеников художественной школы, которая била открыта в 1896 году и находилась в здании музея.
Учитывая некоторое однообразие коллекции, музейная комиссия, деятельность которой часто подвергалась критике, стремилась к приобретет® работ местных художников, а также выходцев из Харь-
ковшины. В частности, были приобретены произведения И. Репина. При всех своих недостатках, музей осуществлял большую работу по комплектованию отделов и активной популяризации современного искусства: организовывались легаши и сменявшие друг друга художественные выставки. В целях популяризации искусства, музейная комиссия в 1916 г. возбудила перед Городской Думой вопрос о бесплатном его посешении группами учащихся.
Музей церковных древностей, открытый в 1913 году, был основан на базе материалов, взятых из местных церквей и монастырей для выставки 12-го археологического съезда. Деятельность данного музея была направлена на выявление, собирание, регистрацию, хранение, научную обработку и популяризацию памятников церковного искусства, а также украинского народного искусства среди широкого круга населения города и всей губернии. В коние 1914 г. сюда влились коллекции Волынского епархиального древлехранилища, эвакуированного из Житомира. Силами таких ученых и художников, как Ф. Шмит, Д. Гордеев, К. Костенко, С. Васильковский, музей проводил значительную научную и пропагандистскую работу.
Музеи играли большую роль в художественной жизни дореволюционного Харькова, Они стали хорошей базой для культурного подъема и музейного строительства в первые послереволюционные годы.
§2_112Ш!!5_Е§Мб2е^Худджественнте_обмдиненм н§я_32ятельность", состоящем из четырех глав, автор рассматривает атмосферу зарождения и развития местных художественных сил, отношение общественности к художникам, попытки консолидации их на идейной и профессиональной основе. Автором дан анализ выставок художественных объединений, позволивший определить особенности художественных процессов в развитии искусства в губернском городе.
Чтобы поднять культурный уровень горожан в области изобрази-
тельного искусства, eme в 1861 г. бил открыт для публики %зей изяшннх искусств при Харьковском университете. В 1869 году было основано Общество грамотности. При нем в 90-х годах возникла Декоративно-малярная школа им. Н. Бородаевского. В 1872 году было создано Общество распространения технических знаний, члены-которого уделяли внимание вопросам развития искусства. В 1877 году при университете было создано Историко-филологическое общество.
К инициативам в деле художественного воспитания масс относятся и выставки местных творческих объединений. Большая заслуга в этом принадлежала М. Раевской-Ивановой, предпринявшей организацию двух первых выставок работ местных художников. Коллектив художников в Харькове был немногочисленным и к тому же разрозненным. Очень важными представляются усилия инициативных харьковчан, в частности М. Раевской-Ивановой, не только сплотить ряды местных художников, но и обнародовать художественные ценности, хранившиеся у частных владельцев: в 1881, 1887, 1890 годах были устроены выставки из частных коллекций. Они свидетельствовали об определенном культурном уровне города, способствовали развитию эстетических вкусов зрителей и укрепляли в молодежной среде желание учиться живописи, посвятить себя профессии художника.
В среде художников зрел вопрос их консолидации. Поселившийся в Харькове в 1889 г. живописец и график И. Соколов возглавил Общество любителей изящных искусств. К сожалению, спустя год (1890) оно распалось. И только лишь в 1900 году произошла окончательная консолидация художественных сил города в Кружке местных художников. Объединивший двадцать профессиональных и самодеятельных мастеров Кружок под руководством А. Выезжева был чисто выставочной организацией. Его члены на протяжении первых лет беспрерывно менялись. Постоянными экспонентами были лишь 7-10 художников.
На протяжения всего своего существования (до 1908 года) Кружок организовал восемь выставок. Каждая йз них проанализирована автором. На выставках преобладали пейзажи - этот жанр как бы определял творческое лило харьковских художников. Обзоры выставок в газетах свидетельствовали о том, что общественность го- ■ рода придавала игл большое культурное и художественно-образовательное значение. Местные выставки со временем приобрели популярность и у иногородних художников, которые стали принимать в них участие. Но в начальный организационный период работы часто возникали неувязки во взаимоотношениях между экспонентами. Ведущие, известные художники (С. Васильковский и др.) не принимали никакого участия в выставках, попросту их игнорировали. Даже А. Выез-жев, по инициативе которого и была открыта первая выставка Кружка, практически в дальнейшем устранился от работы объединения.
В 1906 году в Кружок вступили новые члены, среди которых были молодые, ищущие художники, питомцы столичных художественных учебных заведений. Они участвовали в двух Весенних выставках, организованных Обществом детских колоний. Это были в целом важные выставки, поскольку именно на них наметился творческий контакт иногородних мастеров с харьковскими художниками. Кружок стал именоваться Товариществом харьковских художников. Его правление провело ряд мер, направленных на сплочение художественных сил города и активизацию выставочной деятельности Товарищества, просуществовавшего до 1917 года и организовавшего в обшей сложности 19 выставок. Состав участников выставок Товарищества был довольно пестрым и свидетельствовал о четком размежевании сил молодых и старших художников. Творчество молодых заявило о новых исканиях в искусстве, с трудом пробивавших дорогу в провинции. Черты новых поисков, новых живописных решений наблэдались в творчестве пре-
имущественно молодого поколения: Е. Агафонова, Я. Саввина, Н. Грота, Э. Штейнберга, М. Федорова, Д. Митрохина, В., Д. и Л. Бурлюков и др. Их работы вызывали в печати, за редким исключением, отрицательную опенку. Молодые художники стремились к обновлению формы, живописных средств в искусстве, но зритель, в целом, к подобным новшествам не был готов. Отсутствие единой эстетической позиции, предвзятое отношение к поискам молодых художников вынудило молодежь покинуть Товарищество.
Отмежевание передовых молодых художников отрицательно сказалось на уровне выставок Товарищества и численности экспонатов. В связи с этим 14-я - 19-я выставки страдали однообразием представленных на них произведений и отмеченным критикой слабым профессиональным уровнем.
Попытка жюри обогатить выставки разделами архитектуры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства не улучшила их художественный уровень. Отдельные находки тонули в массе слабых работ. В обзорах местных критиков прозвучали требования выражать в картинах более глубокие идеи, характерные для общественной жизни и литературы. Однако этому не суждено было сбыться. Не спасла престижа Товарищества харьковских художников и его последняя 19-я выставка, которая проходила в помещении Художественного училища и отличалась особенно большим объемом. Она лишь подытожила прежние заслуги этого художественного объединения. В большей степени, чем на живописцев старшего поколения, критика обратила внимание на новые имена художников (В. Ермилов, Б. Косарев, А. Козлов и другие), творчество которых резко отличалось от членов Товарищества.
В Товарищество харьковских художников входили начинающие мастера, деятельность которых не ограничивалась пределами Харькова. Они подвергли пересмотру традиционные приемы' в искусстве и обра-
тились к экспериментаторству. Обучаясь в Петербурге, Москве, в зарубежных художественных студиях, наблюдая накал борьбы нового со старым, они стремились привнести его дыхание в искусство Харькова. Их участие в выставках местных художников, нестандартность их мышления вызывали бесконечные нападки со стороны традиционно настроенной публики и критики. Активное неприятие их творчества старыми художниками, разногласия внутри Товарищества выну-
дили молодых художников создать свое выставочное объединение "Кольцо" (1910). Деятельность "Кольца" была направлена на объединение молодых ишуших художников в единый союз. О характере их творчества дают представление две выставки - 1911 и 1912 годов, свидетельствовавшие о единстве мироощущения художников. Особенно это раскрылось на 2-й выставке', в которой активное участие приняли художники "Бубнового валета" (П. Кончаловский, Д. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский, Р. Фальк) и другие иногородние мастера (Д. Митрохин, А. Савинов, В. Климов). Приглашая художников новых направлений для участия на выставках, харьковские художники выполняли просветительскую миссию. Харьков почти не был знаком с новыми направлениями в искусстве. Нечастые посещения выставок редакции киевского журнала "В мире искусств" (1909) и петербургского журнала "Сатирикон" (1910) не могли дать зрителям сколько-нибудь определенного представления о многочисленных современных поисках.
С отъездом Е. Агафонова из Харькова (1913), объединение "Кольцо" утратило прежнюю сплоченность. Его члены участвовали в выставках Товарищества. Представители "Кольца" будут в числе тех художников, которые откликнутся первыми на зов революционного времени и войдут в состав нового объединения "Союз искусств", возникшего в 1917 году.
В 1912 году в Харькове был оонован Литературно-художественный кружок, объединивший разрозненные литературно-художественные и артистические группировки. Членами кружка, наряду с харьковчанами, были иногородние деятели культуры, что позволило наладить более тесные творческие контакты с другими городами. Одной из задач кружка было создание артистического клуба с различными формами культурной деятельности. Активным членом кружка был известный искусствовед, профессор Харьковского университета Ф. Шмит. Начиная с 1913 г., О. Шмит читал краткий курс истории искусств в Литературно-художественном кружке. Кроме того им читались публичные лекции, охватившие широкий крут явлений в искусстве разных времен. К сожалению, поездка Ф. Шмита в Германию, его пребывание в плену в годы первой мировой войны прервали активно начавшуюся искусствоведческую деятельность, возобновившуюся только в канун Октябрьской революции..
Одним из звеньев Литературно-художественного кружка был Украинский художественно-архитектурный отдел. Его учредителями явились художники и архитекторы С. Васильковский, Н. Уваров, М. Верное, Н. Жуков и др. В Отдел входили деятели украинской культуры. Они стремились к широкому распространению украинского языка, утверждению украинского искусства, всей самобытной украинской культуры. В Харькове силами кружковцев прошел 12-й археологический съезд, продолживший дело собирания и сохранения местных памятников. В изучении украинской старины активную роль сыграло Историко-филологическое общество. Одним из его руководителей был Н. Сум-цов - единственный из профессоров, читавший лекции в университете на украинском языке. Художник С. Васильковский собрал коллекцию старинных украинских вышивок и орнаментов. Другой мастер кисти, Н. Свмокиш, взял на себя устройство этнографической выставки к
открытию 12 археологического съезда. Эта выставка способствовала в дальнейшем организации Церковно-археологиЧеского музея с уникальными памятниками украинского искусства.
В годы реакшш, последовавшей за подавлением восстания 1905 года, все украинские объединения подверглись преследованию. Поэтому художники-кружковпы легализовали свою деятельность как отдел Литературно-художественного кружка. Этот отдел не был одиноким: в городе существовало Украинское литературно-художеотвенно-этно-графическое общество им. Г. Клитки-Основ'яиенко, созданное по . инициативе К. Бич-Лубанского и Н. Сумцова.
Работа отдела и общества была направлена на исследование исторического прошлого Украины в самых различных аспектах. Одной из актуальных проблем в начале XX века была проблема национального стиля в искусстве и архитектуре. В отношении украинского стиля в архитектуре высказывались различные суждения: одни считали его оригинальным, другие указывали на его зависимость от западно-европейских стилей, особенно от барокко. Украинские художники и архитекторы на практике доказали его самобытность. Утверждение украинского стиля в архитектуре ярче всего проявилось в Харькове и Полтаве в гражданском зодчестве.
Целью украинского художественного отдела была пропаганда украинского искусства и архитектуры с помощью художественных выставок, чтения лекций, издания книг. За период с 1913 по 1917 гг. было организовано пять выставок отдела. Популярность их была огромной. В диссертации проанализированы особенности и высокий художественный уровень выставок. Выставки оказались совершенно новым явлением в практике художественных обществ на Украине. В них принимали участие не только украинские художники и архитекторы Харькова, но и исследователи украинского искусства из других го-
родов. Выставки слагались из двух частей: I) фотоколлекиий памятников древней архитектуры и иконописи; 2) произведений современных архитекторов и художников. Впервые широко представлялись проекты современных сооружений, живопись, графика. Хотя в творчестве украинских художников не чувствовалось цельности, характерной для украинского зодчества, все же их живопись и графика была доказательством серьезного художественного осмысления истории и современности. Привлекал зрителей и отдел декоративно-прикладного искусства: мебель, керамика, вышивки. Здесь раскрывался неисчерпаемый источник использования традиций народного искусства. Преобладающее значение имел отдел живописи, в котором принимали участие наряду с живописцами и архитекторы из Петербурга, Киева, Житомира, Перемышля и других городов. Центром внимания в жи- . вописи быр архитектурные.пейзажи.
Значение выставок отдела трудно переоценить. Они способствовали развитию любви и заботы о памятниках зодчества и искусства. Устройство выставок воспринималось общественностью Харькова как стремление к развитию художественного вкуса зрителей, особенно учащейся молодежи. Выставки опровергали утверждение киевской печати об "отсутствии" в Харькове искусства, о малом количестве художников. С целью популяризации памятников старины в Харькове была предпринята попытка издания альбомов, оформленных в украинском стиле.
Высокий художественный престиж украинских архитекторов способствовал организации специальных выставок-конкурсов в строительных организациях.
5-я выставка в 1917 году была последней, завершившей деятельность Украинского художественно-архитектурного отдела Харьков-
ского литературно-художественного кружка. Ведущие художники один за другим покидали этот мир: М. Ткаченко в 1916 г., С. Ва-сильковский в 1917 г., П. Левченко в 1918 г. Предреволюционная ситуация ускорила распад как Товарищества харьковских художников, так и Литературно-художественного кружка. Им на смену пришло новое объединение - "Союз искусств" (коней 1917 г.). В его создании приняли участие бывшие участники "Кольца" - Н. Саввин, М. Федоров, Э. Штейнберг, А. Грот, Ф. Шмиг, А. Любимов и др. художники, литераторы и музыканты. Как оппозиция "Союзу" возникла в 1917 г. группа "Семь". Она устроила только две выставки (1917, 1918), издала два каталога и сборник статей. От "Союза искусств" в 1918 г. отделился так называемый "Художественный цех". Деятельность "Союза" и "Цеха" была кратковременной, но обогатившей художественную жизнь Харькова уже в революционный период.
Заключение. В итоге работы автор пришел к следующим выводам:
1. В связи с демократизацией русской и украинской художественной культур во второй половине XIX столетия Харьков был вовлечен в единый процесс художественного развития. Его культурная жизнь развивалась под влиянием Товарищества передвижных художественных выставок.
2. Выставочная деятельность передвижников, их творчество оказали определяющее влияние на развитие искусства в Харькове и на формирование эстетических вкусов зрителей. Это способствовало изменению отношения общественности к деятелям культуры и, в частности, к художникам, значительному росту творческой интеллигенции, появлению новых представлений о роли и месте искусства в жизни общества.
3. Большую роль играли передвижные выставки в развитии и становлении художественной критики Харькова. Критика создавала
необходимую общественную среду, способствовала повышению эстетического уровня зрителей и тем самым подготовила почву для дальнейшего развития искусства. Художественная критика в Харькове сыграла известную роль в становлении идейных основ демократического искусства и вместе о критиками Киева, Львова и Одессы способствовала развитию научных основ украинской художественной критики в целом.
4. Заслуга Товарищества передвижных выставок состоит в том, что следуя их примеру, их организационным принципам. Харьковские художники консолидировали и свои творческие силы. Более интенсивной стала художественная жизнь, наполнилась остротой и напряжением борьба между старым и новым, и в этом не пооледнюю роль сыграли выставочные контакты губернских и столичных центров с Харьковом. Появились новые творческие объединения (Товарищество харьковских художников, "Кольш", Украинский художественно-архитектурный отдел Литературно-художественного кружка). Анализ работы художественных объединений, особенно их выставочной деятельности, позволяет сделать вывод о весомости и разнообразии исканий харьковских художников. В процессе работы автору диссертации удалось выявить много забытых имен художников, сыгравших значительную роль в художественной жизни города, и собрать сведения, касающиеся их жизни и творчества.
5. В творчестве харьковских художников в рассматриваемый Период времени проявилась большая восприимчивость к художественно-эстетическим идеям, господствовавшим в Петербурге и Москве. Подобно, к примеру, Москве, где большая группа будущих художников "Мира искусства" и "Союза русских художников" консолидировалась в Мамонтовском кружке, собирала произведения народного искусства, осваивала глубинные пласты национального наследства, художники
Украины, в том числе и Харькова, обращались к освоению национального искусства. Деятельность Украинского художественно-архитектурного отдела Литературно-художественного кружка создавала новые импульсы обогащения национального искусства, более полного и творческого использования традиций украинского стиля в изобразительном искусстве и в архитектуре. С работой этого отдела связано возрождение национального самосознания украинского населения Харькова и Харьковщины.
6. Благотворную роль в художественной жизни города второй половины XIX - начала XX века сыграло развитие музейного дела. Существовавшие три главных музея - университетский Музей изящных искусств, Художественно-промышленный и Церковно-археологический -были центрами просвещения и культуры. Деятельность музеев была направлена на выявление, собирание и сохранность, популяризацию памятников прошлого и живописи нового времени. В популяризации классики, передвижников, а также творчества местных мастеров выразилась просветительская миссия харьковских музеев, игравших роль духовного моста между искусством и народом.
7. Разнообразие форм пропаганды искусства в Харькове явилось частью широкого просветительского процесса в стране в предреволюционный период.
Основные положения диссертации освешенн в публикациях автора:
1. Передвижники в художественной критике Харькова/УОбразотворче мистэитво. - 1986, К 6. - 0,6 печ.л. Уна укр. яз./.
2. Из истории музейного дела в ХарьковеУУИскусство. - 1987, № 8,0,7 печ. л.
3. Из истории музейного дела в Харькове/УОбразотворче мистэитво.-1988, Л I. - 0,5 печ. л. Уна укр. яз.У.
4. История создания памятника Т.Г. Шевченко в Харькове/УНародна творчисть та этнография. - 1989, № 2. - 0,5 печ. л. /на укр. яз.У.
5. Из художественной жизни Харькойа второй половины XIX столе-тия/УОбразотворче мистэптво. - 1989, № 4. - 0,5 печ. л. Уна укр. яз.У.
6. Научные чтения, посвященные ПО-летшо со дня роадения академика Ф.И. Шмита/УСоветское искусствознание. Вып. 25. - М., 1989. - 0,3 печ. л.
Ответственная за выпуск Коровина Н. И.
Полп. к печ. /<Г, С/, Формат 60x84' Бумага тип. Печать офсетная.
Усл. печ. л. -¿,С! Уч.-изл. л. Тираж /СО экз. .Чаи. Бесплатно.
Харьковское межвузовское полиграфическое предприятие. ЗШШ, Харьков, ул. Свердлова, 115.