автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественное мастерство Сека Гадиева - поэта

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Гобозов, Валерий Леонтьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Владикавказ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественное мастерство Сека Гадиева - поэта'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное мастерство Сека Гадиева - поэта"

На правах рукописи

0031В21Э6

Гобозов Валерий Леонтьевич

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО СЕКА ГАДИЕВА - ПОЭТА

Специальность 10.01.02. -«Литература народов Российской Федерации»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

25 0КТЭТ7

Владикавказ 2007

003162196

На правах рукописи

Гобозов Валерий Леонтьевич

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО СЕКА ГАДИЕВА-ПОЭТА

Специальность 10 01 02 -«Литература народов Российской Федерации»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Владикавказ 2007

Работа выполнена на кафедре литературного творчества Северо-Осетин-ского государственного университета им К Л Хетагурова

Научный руководитель - кандидат филологических наук, профессор

Джикаев Шамиль Федорович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Фидарова Римма Японовна; кандидат филологических наук, доцент Валиева Татьяна Иосифовна

Ведущая организация: Северо-Осетинский государственный

педагогический институт

Защита состоится г в // часов на заседании дис-

сертационного совета Д 212 248.02 в Северо-Осетинском государственном университете им К Л Хетагурова по адресу 362025, Владикавказ, ул Ватутина, 46

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Северо-Осетинско-го государственного университета им К Л Хетагурова

Автореферат разослан г

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент ( -0" Д Бичегкуева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Творчество Сека Куцыриевича Гадиева является одним из интереснейших явлений осетинской художественной литературы Он по праву считается основоположником осетинской художественной прозы В таких рассказах как «Азау», «Айсса», «Залда», «Арагвский ал-дар Нугзар», «Женщина в трауре», «Сафират», «Садулла и Манидза», «Мать и сын», «Сестра и брат» и других широко показана тяжелая жизнь осетинского крестьянства в пореформенное время

Но наряду с прозаическими произведениями Сека писал весьма интересные и талантливые поэтические произведения Ему удалось написать пять поэтических сборников, которые являются ценным вкладом в осетинскую поэзию

О поэзии Сека Гадиева наши ученые написали немного В частности, Нафи Джусойты написал монографию о творчестве писателя, в которой он наряду со стихами анализирует также его прозаические и публицистические произведения Отдельные сгагьи о поэтическом творчестве Сека написали Цомахъ Гадиев, Васо Абаев, Хадзыбатыр Ардасенов, Хаджи-Мурат Дзуццати, Александр Бязров, Шамиль Джикаев, Хаджи-Умар Алборты и др

Основной целью данной работы является комплексное исследование лирики Сека Гадиева, разработка проблем художественного мастерства поэта В своей монографии «Сека Гадиев», а также во втором томе своей «Истории осетинской литературы» Нафи Джусойты разбирает поэтическое творчество Сека Гадиева, притом надо подчеркнуть, что в обеих книгах он частично разрабатывает и проблемы художественного мастерства поэта, но ученый специально не ставил перед собой такой цели Проблемам художественного мастерства Сека Гадиева - поэта уделяет внимание и Хадзыбатыр Ардасенов в своем «Очерке развития осетинской литературы» и в «Жизни и поэзии», а также Хаджи-Мурат Дзуццати в своей статье, но в их работах разработка этой проблемы носит эпизодический характер

Необходимы специальные научные работы, в которых бы проблемы художественного мастерства Сека Гадиева - поэта были комплексно проанализированы

Актуальность работы определяется ее научной значимостью, а также недостаточной изученностью проблем художественного мастерства Сека Гадиева - поэта

Объектам исследования являются лирические стихотворения Сека Гадиева

Основной целью данной работы является комплексное исследование лирики Сека Гадиева, разработка проблем художественного мастерства поэта

Научная новизна исследования. Работа является первой серьезной попыткой комплексного изучения проблем художественного мастерства Сека Гадиева - поэта

Впервые выявляются связи между народно-героической песней и лирикой Сека Гадиева - поэта, исследуются проблемы жанра причитания в осетинском фольклоре и в лирике Сека Гадиева, а также впервые анализируются композиции девяти лирических стихотворений поэта и его поэмы «Иунаг», специальные параграфы посвящены рифме и образной системе лирики Сека Гадиева

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке лекционных и практических специальных курсов по осетинской литературе на факультетах русской и осетинской филологии, а также могут быть учтены при написании истории осетинской литературы

Апробация диссертационного исследования проводилась в рамках прочитанных лекций для студентов факультетов филологии и журналистики ЮОГУ им А А Тибилова, а также выступлениями на научных сессиях в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте Основные положения диссертации изложены в статьях, опубликованных в журнале «Фидиуаг», «Известиях» ЮОНИИ им 3 Н Ванеева, «Ученых Записках» ЮОГУ и в центральной печати Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях кафедр осетинского языка и литературы Юго-Осетинского и Северо-Осетинского государственных университетов в 2006 г

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы

Основное содержание работы.

В введении дан критический обзор литературы по исследуемой проблеме, определена источниковедческая база исследования и обос-

нована актуальность темы, сформулированы цели и задачи диссертации, а также показана закономерность избранной методологической основы Изучению связей лирики С Гадиева с народно-героической песней, с жанром причитания, а также идейно-художественному влиянию К Хетагурова на его поэзию посвящена первая глава -«Фольклорно-литературные истоки лирики С. Гадиева».

В первом параграфе «Народно-героическая песня и лирика Сека Гадиева» изучены связи народно-героической песни с лирикой Сека, отмечено, что подобно Коста Хетагурову, Сека Гадиев широко пользовался языковыми богатствами осетинского народного творчества, кроме того, на сюжетные основы осетинских песен и преданий он написал много поэтических и прозаических произведений

Но в отличие от Коста, который создал целый ряд шедевров на основе фольклорных мотивов («На кладбище», «Кубады», «Всати», «Пастух», «Хетаг», «Плачущая скала» и др ), Сека обращаясь к обработке памятников народной поэзии, нечасто добивался победы в соревновании с народно-поэтической традицией. В этом плане самым удачным представляется стихотворение Чермен, написанное поэтом на основе одноименной народной песни

В книге «Песни, сказания, пословицы», вышедшей в издательстве «Ирыстон» в серии «Сокровища осетинского художественного слова», на осетинском языке, в 1977 году, составленным народным поэтом Северной Осетии-Алании, профессором Ш Ф Джикаевым, приводится народная песня о Чермене, текст которой сильно отличается от текста стихотворения Сека Гадиева

Если представить себе, что именно текст этой народной песни послужил основанием для написания Сека Гадиевым стихотворения о Чермене (а эта мысль представляется весьма правдоподобной), то окажется, что подобно Коста, Сека существенно переработал народную песню, внес в нее собственные краски, собственную интонацию, оригинальные детали и не случайно, это стихотворение стало не только одним из лучших произведений в творчестве поэта, но, можно смело признать его одним из поэтических шедевров в осетинской поэзии Подобно Коста Хетагурову в поэме «Всати» и Сека Гадиев в стихотворении «Чермен» применил четверостишие с перекрестной рифмой За редким исключением, все рифмы этого замечательного стихотворения интересны, оригинальны Особенно интересной и оригинальной представляется рифма - иу раегъау- бираггъау

Таким образом, стихотворение «Чермен», пожалуй, оказалось лучшим произведением Сека Гадиева, из всех написанных им стихотворений на фольклорные мотивы

Во втором параграфе «Жанр причитания в осетинском фольклоре и в лирике Сека Гадиева» исследуется воздействие причитания на поэтическое творчество Сека Гадиева

Прежде чем перейти к основной теме диссертации, в работе вкратце говорится о воздействии жанра причитания на поэзию его предшественников Темирболата Мамсурова и Коста Хетагурова. Подражая Коста Хетагурову во многом, особенно в начальный период своего творчества, Сека Гадиев также написал несколько стихотворений, в основу которых легли причитания или мотивы причитания Интересным представляется стихотворение «Причитание матери Ос-Багатара» («Ос-Баггъатыры мады хъаразг») Ос-Багатар - это легендарный герой осетинского народа, вероломно убитый в одном из боев с врагами Невзирая на свой лаконизм, стихотворение производит глубокое впечатление на читателя, оно переполнено чувствами скорби матери о погибшем сыне, мать отлично знает, что смерть сына не только ее личная потеря, но и огромная утрата для Осетии, что не скоро в Осетии появится человек, который сможет заменить Ос-Багатара, и. подобно ему бросит боевой клич и поведет войско на врага и покроет себя бессмертной славой И действительно, слава Ос-Багатара не подвластна времени, с его смерти прошло несколько столетий, но имя его не только не забылось, но овеяно легендами, слава его не померкла с течением времени, поистине, это одна из самых популярных и таинственных личностей в истории Осетии Стихотворение «Причитание матери Ос-Багатара» («Ос-Баггъатыры мады хъарэгг») написано простыми словами, в нем нет сногсшибательных метафор, ярких эпитетов, но он производит глубокое впечатление на читателя, заставляет его задуматься о жизни и смерти, которые для всех времен остаются одними и теми же, не подвергаются переменам Сека в своем стихотворении не просто сообщает нам о событиях прошлого, но лирическое «я», которое ведет о них рассказ, переносится в наше время и своей взволнованностью потрясает души читателей. В стихотворении многое остается под спудом, т е в нем есть недоговоренность и читателю приходится напряженно размышлять о его сути, но ведь таковы все подлинные произведения искусства. К жанру причитания принадлежит и стихотворение «Птица причитает о своем птенце» («Цъиу йэз лэеппыныл хъаргег кгены»), одно из лучших стихотворений не только Сека, но вообще, осетинской поэзии. Оно производит неотразимое впечатление на человека

Необыкновенная экспрессивная сила, своеобразный ритм, энергия создают усиление эмоционального напора, в результате чего стихотворение представляется крепко сколоченным, энергичным, мелодич-

ным, подобно струнам гитары

Стихотворение («Цъиу йэе лаеппыныл хъарэгг кагны») («Птица причитает о своем птенце») аллегорично В этом стихотворении Сека печалится о своем узнике, сыне Цомаке, который находился в сибирской ссылке '

Речь идет не только об отцовской любви. Сека глубоко любил родную Осетию, всю жизнь посвятил служению ей, и своим детям постоянно внушал чувства любви к отчизне Стихотворение переполнено чувствами, тревожными мыслями, болью, любовью Они сменяют друг друга подобно свету и тьме и заставляют светиться стихотворение По сравнению с первыми четырьмя строфами, последние две приобрели более драматический, можно сказать, трагический характер

В последней строке стихотворения прозвучал вопль души поэта, он напоминает последний трагический аккорд третьей симфонии Бетховена Мрачными, тревожными мыслями полно стихотворение «Тревога» («Фаедис») Оно довольно большое, состоит из четырнадцати строф В первой части стихотворения Сека прославляет Коста Хета-гурова, воздает должное его титанической борьбе за освобождение народа от гнета и порабощения, призывает к тому, чтобы народ любил и не забывал его, возмущается тем, что люди не подхватили знамя выпавшее из его рук, после его смерти, предают забвению его заветы, предаются праздной жизни

Мысли о героической жизни, славных делах Коста Хетагурова и об увековечении его имени перемежаются в стихотворении с тревожными раздумьями о судьбах осетинского народа и языка Сека прекрасно сознавал, какую роль играет родной язык в исторической судьбе того или иного народа, знал, что если язык исчезнет, то, следствием его будет и исчезновение народа, вот, почему он ратует за укрепление и развитие осетинского языка

Из одной строфы в другую волнами перекатывается неизбывное горе поэта по поводу тяжелой жизни осетинского народа, оно не дает ему ни минуты покоя, в этом стихотворении боль души поэта оказывается громаднее вселенной

В жанре причитания Сека Гадиевым были написаны также стихотворения «Мир для нас наша страна» («Дуне махаен у нае бгестаг»), «Грустная мысль» («/Енкъард хъуыды»), «Женщина в трауре» (« Саударгег ус»), «Причитание» («Хъараег»), «Таймураз и Азау» («Тай-мураз эемаг Азау»)

Пользуясь мотивами устного народного творчества и стихотворений Коста Хетагурова и, частично, перерабатывая их в горниле

собственной души. Сека Гадиев создал ряд произведений в жанре причитания, в которых он показывает жизнь осетинского народа и ставит на повестку дня актуальные вопросы своего времени.

Третий параграф - «Идейно-художественное влияние К Хетагу-рова на поэзию Сека Гадиева», посвящен изучению вопросов этого влияния Поэтическое творчество Сека во многом зависит от гениальной книги «Ирон Фандыр» Коста, благодаря многим поэтическим произведениям этой книги, Сека, как поэту удалось твердо встать на ноги, но если бы Сека не удалось проторить свой самостоятельный путь в осетинской поэзии, то сегодня бы он, как поэт не представлял для нас никакого интереса И это прекрасно сознавал сам поэт, он многое усвоил, перенял из творческого опыта Коста, но не во всем следовал ему

В позднем творчестве Сека в основном следует традициям народной поэзии В этих его стихотворениях, в большинстве случаев, мы встречаем равновеликие строки, он не соблюдает одинакового количества ударений и строго размеренного ритма В организации стихотворения и взаимосвязи строк строфы важную роль играют рифмы В подтверждение нашей мысли, мы может привести следующие примеры.

Дэгумаг дзурын, мзз бэелас, Мге цард агмге маг даргег! Фехъус, маг хур, мае ныхас, Радзурон дын мае зарагг

«Мег бселас» («Мое дерево»)

К тебе обращаюсь, мое дерево, Моя жизнь и мой кормилец' Услышь, мое солнце, мое слово, Хочу поведать тебе свою песню..

{подстрочный перевод) В этом стихотворении ударение равномерно падает только на рифмующиеся слова, благодаря им крепко сковано стихотворение и не может рассыпаться

На этом стихе строятся и такие произведения Сека, как «Уарзон» («Любимая») «Дэедадэгйы зарджытае» (« Песни Дадай»), а также его знаменитые басни и др

По мнению Нафи Джусойты, Сека многое усвоил у Коста, но не во всем следовал ему Вот что он пишет в своей монографии по этому

поводу «Однако было бы несправедливо утверждать, что Сека ограничился только теми поэтическими жанрами, которые усвоил у своего предшественника

Он - поэт, неразрывно связанный с народным творчеством, искусно пользовался частушечным четверостишием, распространённым в народной поэзии, а форму дидактического куплета, правда, не получившего (совершенно несправедливо) дальнейшего развития в осетинской поэзии, надо считать оригинальным достижением Сека Га-диева Именно он его ввёл в осетинский поэтический обиход» 1

Дидактического характера миниатюрных стихотворений в лирике Сека окало ста, многие из них представляются весьма интересными

Кроме того, Сека впервые ввел в осетинскую литературу жанр стихотворения в прозе Всего им написано семь стихотворений в этом жанре, а именно «Весна», «Весна в Осетии», «Лето в Осетии», «Сон», «Свобода» и др

Впоследствии в жанре стихотворения в прозе писали Цомак Гади-ев, Нигер, Хазби Калоев, Георгий Бестауты .

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Сека Гадиев, проторил собственную дорогу в поэзии и написал много интересных стихотворений, которые являются оригинальным вкладом в осетинскую поэзию Именно этими стихотворениями он нам дорог как поэт

Во второй главе, «Идейное содержание поэтического творчества С Гадиева» анализируются такие его стихотворения, как, «Фын» («Сон»), «Уалдзыгон зарагг» («Весенняя песня»), «Ирыстон» («Осетия»), «Маегуыры загрдаг» («Сердце бедняка»), «Терк» («Терек»), «Хъаргег» («Причитание»), «Таехуды» («Желание»), «Фгедис» («Тревога»), «Уарзон» («Любимая»), «Саниба» («Саниба»), «Мгенг Дуне» («Бренный мир»), «Mas фагндаг» («Мой путь»), «Къаевда» («Дождь») /Енкъард хъуыды» («Печальная мысль»), «/Ефсадхон, 1914 азы» («Полководец, в 1914 году»)

Во всех этих стихотворениях Сека выражает тревогу по поводу тяжелой судьбы Родины, родного народа Во многих стихотворениях Сека явственно звучит вера поэта в светлое гармоническое начало жизни (стихотворения «Весенняя песня», «Сон» и др), вера его в то, что народ победит все невзгоды, преодолеет тьму и наступившая весна является вестником этого светлого будущего

Стихотворение «Фын» («Сон») вошло в третий сборник Сека Гадиева «Цгестысыг» («Слеза»), оно представляет собой одно из самых больших стихотворений поэта, состоит из 28 строф.

' ДжусойтыНГ «Сека Гадиев» Сталинир. 1958 с 167

Это стихотворение является одним из самых трагических стихотворений поэта, трагическое настроение создают переживания поэта по повода бедственного положения народа, безысходной судьбы родины.

В начальных строфах стихотворения мы видим жизнеутверждающие мысли, но в дальнейшем они сочетаются с переживаниями о судьбе родного народа и с чувством трагического одиночества самого поэта:

Ирдгэейы СЫГЬДсЕГ уйСЛДЖфЖЙ

Хъжздыгджр бахтае наг уыдзген, Жз никуы федтон, Ирыстон, Алцаемагй жххжст дге хуызген.

Лгеджы тут, лгегау кагмаг ис, Гъе, уый йж хонагд сыгьзжрин, Жз аенджр хъуыды куы кжнин, Уагд иунаег даырд даср наг згегьин.

Ты богаче всех

Чистым воздухом утреннего ветра.

Я никогда не видел, Осетия

Страну, подобно тебе наделенную всем.

Тот, который наделен кровью человека, Пусть зовет ее золотой. Если бы я думал по-другому, Тогда бы я ни слова не сказал.

Эти начальные строфы стихотворения наполнены чувством глубокой любви к Родине, поэт в них передает свои затаенные мысли и переживания, для него Осетия - лучшая страна на свете, он хочет, чтобы природа- луга и солнце ласкали ее, ради Осетии он готов пожертвовать своей жизнью, именно строкой:

Нывонд дын фестой наг сагртэг (Да пусть мы падем жертвой за тебя)

Поэт наиболее полно выражает свою любовь, свое отношение к Отчизне.

В последних двух строках четвертой строфы мы видим, что Сека надеется даже на помощь таинственных сил, в данном случае - ангелов, он верит, что они помогут Осетии в обретении ею счастья-

Амонды цалх-иу рагстырдагм Цыдаер загды хай фаезылдта.. (Колесо счастья на благо тебе Поворачивал какой-то ангел..)

В последующих строфах стихотворения мы слышим взволнованный и грустный голос поэта, он переживает по поводу бездушия и безобразия, которые царили в окружающей его действительности:

Терчы бафарстон мае фыньг «Цагуыл жнкьард дае, заггь мын агй?» Хохы щессыджы аерпгагхтэе,-Фгелэеууыди уагд цзеуынагй.

Во сне Терек спросил* «О чем кручинишься, скажи мне? Река, состоящая из слез горы, Остановилась в своем движении.

Поэт во сне спрашивает реку Терек по поводу ее грусти, она кажется ему заплаканной, и это гложет ему сердце. Здесь в иносказательной форме поэт обращается к Осетии, задает ей каскад вопросов, вспоминает то время, когда Осетия была могущественной, монолитной и переживала счастливые времена:

Куы туджы малы тылдыстут, Куы хъгелдзаег рагстагг аервыстат, Л^фсымжртау-иу уыдыстут, Афтагмгей иумаг фэекуыстат..

Но это время прошло, и поэт видит Осетию раздробленной, нет в ней прежнего единства, и ее сыны бессильные опустили головы, они вечно в скорбном, печальном настроении, их настроение передается природе - рекам, горам и полям, именно потому поэт вопрошает так печально4

Адаемы царды тыхстдзинад Хуыздгерты загрдаг ныссагтты (Горькая жизнь народа Так подавляет настроение лучших .)

В этих строках Сека решительно осуждает лицемерие и духовное ничтожество господствующего класса, который подобно спруту своими щупальцами охватил трудовой народ и душил его свободу, насаждая всюду мрак, террор и полицейский режим. Река Терек, то есть Осетия дает поэту весьма грустный ответ

Уагд Терк аенкъардаей ысдзырдта

- Искази низы низ наг хоныс? Фагстагмаг мах маг цы кагсы, Уымагй ды багргег наг зоныс .

Тых нын нал хъаеуы, нал дагр хаест, Мнх хъгер-цъистэей куы мэглагм, Жнцад-агнцад кагмагдагр Жхсэгвагй-бонэгй лзгдэгрсэгм

Хист наг фагкодта йаг быны Ирагдагй хагдзар-фагнык наги Уастагн фаебада хаграм уд Зындоны цады рагбынагй1

Тогда Терек грустно сказал'

- Чужую болезнь ты не зовешь болезнью7 Ты ничего не знаешь о том,

Что нас ждет под конец

Сила и война нам не нужны, Мы и без них пропадем. Тихо-тихо к пропасти Днем и ночью устремляемся

Поминки подмяли нас под собой, Калым превращает наши дома в золу Пусть же проклятый человек Сгорит в адском пламени'

В этих строфах перед нашими глазами встают кар чны которые рисуют бедственное положение народа Упоминаются ^иархаль-ные обычаи, поминки и калым, которые стали подлинным вием для осетинского народа и обрекали общественную жизнь на .астой, из-за них представлялось сомнительным движение общества вперед, его развитие, именно поэтому поэт устами реки Терек восклицает, что не нужны даже сила и война, что и без них мы пропадаем, ибо эти пресловутые обычаи мучительно опустошали души людей

Поэт сетует по поводу того, что мы не можем найти достойного вождя Осетии, что наша страна постепенно переходит в чужие руки

Горькой болью наполнены следующие строки

Искагй хуымы стэгм цыргь агхсырф Нагхимае гыццыл ныхилэгм (В чужой стране мы острый серп, -А себя защитить не в состоянии )

Поэт нам напоминает о трагическом историческом прошлом Осетии, когда осетины тысячами гибли в битвах за чужие интересы.

Трагическая безнадежность звучит в последних словах реки Терек.

Гъе, уый дын нае магт, наг сагъагс, Фагнды ЙЭ2 фых хон, фэгнды - хом, Хуыздагр эенхъаелэей фэестагмаг Зынэгй-зындаермэг фгецэгуэгм .

Вот из-за этого наше горе, наша печаль, Как хочешь, так и назови его, Желая лучшей доли, мы с каждым днем Идем к бесславному концу

Смысл этих строк ясен желая лучшего будущего, над Осетией с каждым днем все сильнее довлеют силы зла, и она медленно, но неуклонно продвигается к пропасти.

Но, невзирая на мрачные предчувствия, поэт полон энергии, его не покидает мужество, он полон веры в светлое будущее Осетии, он уверен, что его Родина вырвется из круга насилия, порабощения и беспросветной тьмы Это мы явственно видим в одной из последних строф стихотворения «Фын» («Сон»)

Райхъал дагн аемае рабадтаен, Иунгегэгй уаты хуыссыдтаен,

Фынтжй хъаелдзгег уыд мае зэердае, Ныр та фырмасстгей ыссыгьтген.

Проснулся я и приподнялся в постели Один я лежал в постели, Сердце мое было радостно от снов, А теперь я горел от злости.

Прочитав эти строки, нам становится ясно, что трагическая безысходность отступает на задний план, поэт преодолевает чувства тоски, безнадежности, душевной опустошенности и, уверовав в силу народа, предсказывает ему светлое будущее.

Сравнив первую и последнюю строфы стихотворения «Фын» («Сон»), мы приходим к выводу, что они перекликаются:

Дысоны фынтаг, дысоны.. Терчы фзгйнге фарс герзьшдтген, Адгем мае тынг буц ыскодтой, Теркаей та бузныг наг уыдтген.

Дысоны фынтаг, дысоны, Саг уынд мын уыди аехсызгон. Фаелае мае афтае хжрзбынсайд Фгекзендзысты, уый нае зыдтон.

Сны вчерашней ночи, вчерашней... Я обошел обе стороны реки Терек; Народ меня сердечно приветствовал, А реке Терек я не был благодарен.

Сны вчерашней ночи, вчерашней... Мне было приятно, что они мне приснились. Но что они меня так обманут -Я этого не знал.

Итак, мы видим, что налицо кольцевая композиция стихотворения «Фын» («Сон»). Взволнованные горькие переживания поэта по поводу безрадостного положения родного народа сменяются оптимистической верой в лучшее будущее осетинского народа,

В поэзии Гадиева встречаются стихотворения основой которых является поэтическая условность, которые отличаются романтической

приукрашенностью, такими являются, например, стихотворения «Чы-рыстийы цьупмае» («К вершине Христа»), «Мгенг Дуне» («Бренный мир») и др., но в целом в поэтическом творчестве Сека превалируют стихотворения, которые написаны на случай, т е которые выражают типическое, являются в той или иной степени отражением действительной жизни.

В поэзии Сека Гадиева большое место занимают стихотворения, в которых изображаются события современной действительности, хотя в ней встречаются и произведения, посвященные историческим темам, изображению историческою прошлого осетинского народа, такими стихотворениями являются Ос-Бш1 ьатыры мады хъараег» («Причитание матери Ос-Багатара»), «Азау жмаг Таймз'раз» («Азау и Таймураз»).

Третья глава «Поэтика лирического наследия Сека Гадиева». посвящена анализу композиции его лирических стихотворений, поэмы «Иунаг», анализу рифмы и образной системы лирики поэта.

В первом параграфе «Композиция лирического стихотворения С. Гадиева» - анализируется композиция девяти лирических стихотворений поэта и его поэмы «Иунаг» («Одинокий»),

Как и у всякого крупного поэта у Сека немало стихотворений, построенных неодинаково, имеются у него и близкие по теме стихотворения, которые композиционно разнятся и требуют при анализе различных подходов. Как известно, по сравнению с другими родами художественной литературы и драмой, лирика является самой субъективной. Поэт-лирик рассказывает о своей скорби, печалях и радостях, которые были вызваны разными причинами - отвергнутой любовью, счастливой жизнью с возлюбленной или тяжелой судьбой Родины, родного народа... В параграфе детально и всесторонне анализируются композиции известных стихотворении Сека Гадиева «Фыдыбагстае» («Отечество»), «Хагхты мгет» («Горе гор»), «Мж бзелас» («Мое дерево»), «Чермен» («Чермен»), «Чырыстийы цъупчаг» ('<К «ершине Христа»), «Уалдзгсг» («Весна»), «Цъну их лжппыныл хъаржг кагны» («Птица причитает о своем птенце»), «Азау агмге Таймуразы зарэег» («Песня Азау и Таймураза»), «Ос-Бгегьатыры мады хъараег» («Причитание матери Ос-Багатара») и композиция его единирениой поэмы «Иунаг» («Одинокий»)

Анализ композиции поэтических произведений Сето начинается с известного стихотворения «Фыдыбаестге» Оно вошло в единственный прижизненный сборник писателя «Осетинский пастучл («Ирон фыййау»), вышедший в свет в 1905 году Оно является предельно лаконичным стихотворением, состоит всего из трех строф, и,«.писанных

на одном дыхании, простым, доступным, удивительно образным языком На первый взгляд стихотворение кажется целиком пейзажным, но если глубже вникнуть в его суть, то становится очевидным, что оно иносказательно переполнено печальными раздумьями поэта о горькой судьбе несчастной отчизны, о горе и мытарствах родного народа Стихотворение развивается по законам ступенчатой композиции Первая строфа представляет из себя пейзажный зачин поэт рисует картину на которой перед нами предстают горы, зримые, интересные образы, отчетливо запечатлеваются в нашем сознании Ритм стихотворения является напряженным, а выразительные аллитерации-(дэглдэгр-уэглдаертаг) (низины-вершины), кгерзгдзимэг кагсынц Хуссар-Цэегаттаг (смотрят друг на друга юг-север), подбор звуков (б, з, с, к, д, ф) чрезвычайно эмоционально подобранные слова бгерзондаей кагсынц дэглдэгр-уаглдэгртэг, cay суадгеттге багрзондагй ызгъорынц, агрхыты наергге cay хохыл гердих, ныттар вагййынц cay хохы аерхытаг («С вышины смотрят низины - вершины», «Черные родники сбегают с высоты» и др ) делают стихотворение очень музыкальным Стихотворение носит романтический характер, Сека в нем выражает человеческую боль, мучительные переживания своей души из-за трагической судьбы родины

Представляется удивительным точность употребления поэтом слов, т е. поэт так умело пользуется словами, что это делает стихотворение совершенным, примечательным, образы стихотворения тесно связаны с мыслями

Своеобразна и композиция другого очень интересного стихотворения Сека Гадиева «Кручина гор» («Хгехты магт»). Это стихотворение перекликается со стихотворением «Отчизна». Оно также о трагической судьбе Осетии, в нем также главное внимание уделяется горам Осетии В стихотворении горы являются благодетелями Осетии, поэт смотрит на них любовными глазами, создается впечатление, что он призывает их оказать помощь Осетии «Кручина гор» перекликается также со стихотворением Коста Хетагурова «Горе» («Додой») В обоих стихотворениях встречаются схожие места, но здесь речь не идет о подражании, «Кручина гор» самостоятельное, оригинальное стихотворение.

В начале стихотворения лирический герой возвращается на родину и печальным взором окидывает горы и вершины Осетии Из первых строк стихотворения мы узнаем, что автор печален, печальны также вершины и горы Осетии, в четвертой строке первой строфы автор называет скалы белого товыми и делает неожиданное заключение Они побелели от снега - от горя (ысурс ысты митагй - сге мастэей)

Сказано удивительно поэтично У того, который хотя бы немного наделен поэтическим чувством, прочитав эту удивительную строку, обязательно затрепещет сердце От горя побелели верхушки гор и грустные заключили в свои объятия аулы Один зримый образ сменяется другим, ритм становится все напряженнее Поэт одушевляет природу, горы и от их имени упрекает судей народных.

«Фагкагсут уае бэгстгем, у® къултэем, уаг къуымтагм»

«Помогите своей стране, своим кручам, своим деревням»

Пейзажные образы стихотворения неотделимы от авторских размышлений и переживаний и, по этой причине не имеют самостоятельного значения

В последней шестой строфе стихотворения поэт вновь обращается с просьбой к дереву, он боится, что дерево может надсмеяться над ним и приводит причины почему оно не должно делать это

Ма мыл фагхуд, маг уарзон, /Ембгехст сырдау, фаецардтагн, Каей наг зынын, уый базон, Царды дуджы фагкалдтагн

Первая и последняя шестая строфа перекликаются друг с другом, налицо скрытая кольцевая композиция Ритмико-синтаксическое членение стихотворения кажется стереотипным, ибо границы стихотворных строк в основном совпадают с границами обособленных в интонационно-синтаксическом отношении словесных групп, но этого не происходит, ибо в третьей строфе стихотворения есть два строчных переноса, которые резко нарушают инерцию ритмического членения стихотворной речи

Иуыл де 'кой куы бадынц Каркзей, цъиуаей, цагргагсагй, Даз бындзжфхад дын къахынц Хуыйэе, бэзхэгй, хэгрхагфсагй

Эти два строчных переноса в значительной степени усиливают экспрессию стихотворения Также своеобразна композиция замечательного стихотворения «Чермен», в котором автор скупыми, но весьма выразительными средствами рисует его персонажей Чермена,

его мать и алдаров Тладтовых.

Как и в стихотворении «Маг бэглас» («Мое дерево») Сека и в «Чер-мене» применил четверостишие с перекрестной рифмой В этом стихотворении дактилические рифмы чередуются с женскими, причем все они интересны, га исключением одной рифмы в пятой строфе, где Сека почему-то рифмует одно и то же слово гутон (плуг), что конечно, не допустимо

Хъахъхъэг, Нана маенмге дагр, Цагттэг мае гал, маг гутон, За;ххген кагм уа фаглмагндэгр, Уым ныссаддзынагн маг гутон

Стихотворение «Чермен» написано чередующимися друг с другом трехстопным амфибрахием и хореем Оно восходит к одноименной народной песне, оно разделено на четверостишия и поэтому, целостная картина распадается на отдельные куски Первая строфа написана в спокойной повествовательной манере, в ней имеется строчный перенос, лишь, благодаря этому, она не является нейтральной в экспрессивном отношении Во второй строфе звучит более повышенная экспрессия, появляются зримые поэтические образы. В третьей строфе мы видим печальную картину сидящая у очага грустная мать наводит нас на печальные размышления, после того, как она сообщила сыну о том, что содеяли Тладтовы человек находится в ожидании чего-то трагического Четвертая строфа носит сугубо информационный характер, но чувства лирического персонажа не притупляются, мы все-таки находимся в ожидании чего-то необычного В пятой и шестой строфах отчетливо слышится голос народного героя Чермена и зазвучала повышенная экспрессия, можно сказать, что экспрессия стихотворения в этой строфе достигла кульминационной точки"? В седьмой строфе экспрессия стихотворения вновь понижается В последней, восьмой строфе вновь наблюдается эмоциональный всплеск и этому способствует панический крик Тладтовых- «Кагдагм лидзагм, кагцырдзгм91» Примечательно, что эти восклицания Чермена и Тладтовых накладывают своеобразный отпечаток на композиционный рисунок стихотворения, они представляют собой специфические детали, которые передают их взвинченные состояния, мы получаем полную информацию о круге их представлений, об их жизненных кредо. Все перечисленные особенности вышеназванных стихотворений в той или

иной степени присущи и композиции остальных стихотворений Интересна и композиция поэмы «Одинокий («Иунаег») Как мы отметили выше поэма «Одинокий» является единственным произведением Се-ка Гадиева в этом жанре По мнению Нафи Джусойты поэма Сека близка к поэме Коста «Чи дэг» («Кто ты») по своим композиционным и стилевым особенностям

Мы заинтересовались этой поэмой потому что, в ней слышны различные голоса, которые делают интересной композицию поэмы Это -голоса девушки, жениха, неопределенный голос одного из персонажей поэмы, голос свата и т д Эти голоса своеобразно характеризуют каждого из персонажей поэмы и дают нам о них полное представление

Во втором параграфе «О рифме Сека Гадиева» подробно говорится о рифмах, которые встречаются в его поэтических произведениях Некоторые из исследователей критикуют Сека за то, что он якобы часто пользовался слабыми рифмами Действительно ли это так9 Как показывает внимательное исследование его поэтических произведений - эта мысль ничего общего с правдой не имеет

Как и у многих крупных поэтов, рифма для Сека Гадиева не была внешним, формальным украшением стиха, она всегда у него соответствовала смыслу стихотворения, не только подчинена звуковой изобразительности, но выделяет внутреннее развитие образа, делает более динамичным, как содержание, так и композицию самого стихотворения

Как и у многих поэтов, и у Сека встречаю гея слабые рифмы, но как мы сказали выше, рифмы у него всегда тесно связаны со смыслом и этот мнимый недостаток никогда не приносил ущерба ни содержанию, ни композиционному строению его стихотворений Рифма у Сека способствует отточенности стихотворения, скреплению его единства, способствует гармонической соотнесенности формы и содержания, а также его строфической организации

Особенно важную композиционную роль рифма играет в маленьких стихотворениях Сека Сказанное подтвердим примерами

Уж мае гутон, мге гутон' Дэе галтзе сты къуыбырсы, Адазмагн даг аглутон, Дзе базыр заехх ныббырсы

Де 'фсагн, да; дзыргъа-зендонагй, Хъжрмын ХЪЭЗДЗЗЙ-ДЭЗ гинон, Заехх фаелдахыс агхцонжй, -Афзгйлау гей, нае хион!

(«Гутон»)

Баталынг багстаг.. Хур жрныгуылди Мэейрухс йаг фгестге Тары фагныгъуылди. Райгаг изагры Магйдар бамбэерзта Баггьнаег сидзгеры Уазал бавджрзта

(«Сидзсер»)

В этих стихотворениях перекрестная рифма способствует логической нерушимости их построения, их законченности, повышает их музыкальность, делает их ритмически окрыленными.

Почти все рифмы этих двух стихотворений являются звонкими, среди них встречаются и глагольные, например.

Хур азрныгуьшди-тары фазныгъуылди, Магйдар бамбагрзта-уазал бавдзерзта.

Эти рифмы не только звонкие, но и оригинальные, вместе с тем они играют в стихотворении важную композиционную роль, делают его окрыленным с музыкально-фонетической и ритмической сторон

Система рифмовки у Сека Гадиева представляется разнообразной, в его поэзии встречаются различные строфические построения.

Наиболее часто в его поэзии встречается самая распространенная система рифмовки - чередование перекрестных мужских и женских рифм, например

Цагргагсау, ды дардмаг фаглгагсыс, Паддзахау, ды хгехтгем кзесыс, Ды магимаг, хуримае уарзон ныхгестаг, Загрдиаг тэерхагтгзг кагныс.

(«Чырыстийы цъупмсг »)

Можно привести десятки примеров подобной рифмовки у Сека, но в его поэзии встречается немало примеров композиционно более сложной и оригинальной рифмовки, например

Алхаст цгеггерагй, Йге риу гзгбаграгй, Хъомпес хатти Йаг фырт тызмаггаей, Сжрдагй, зымаггагй, Ныхасы бадти

(«Хъомгсес»)

В этом интересном стихотворении двенадцать шестистрочных строф, каждая строфа состоит из шести стихов первые две строки с парной рифмовкой, последние четыре - это четверостишия, причем все рифмы этого стихотворения за редким исключением, являются хорошими, звонкими

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Сека Гадиев пользовался разнообразными системами рифм, он широко пользуется как точными, так и ассонансными рифмами, часто можно встретить в его стихотворениях богатые, оригинальные и неожиданные рифмы, но он не ставил себе цель обязательно найти точную, богатую рифму, для Сека рифма не была украшением стиха, она у него всегда соответствовала содержанию, т е он рассматривал ее в тесной связи со смыслом и содержанием стиха, вот почему в его стихах мы встречаем бедные, глагольные рифмы, но не следует забывать, что эти как будто, неудачные рифмы всегда находились на месте, всегда хорошо выполняли свои функции, оттеняли смысловое единство и определяли ритмическую и синтаксическую композицию стихотворения

В третьем параграфе речь идет об образной системе лирики Сека Гадиева Читая лирические стихотворения Сека, человека не покидает чувство, что во многих произведениях поэта реальное переплетается с романтическим, а иногда в его представлении возникает даже ощущение фантастичности происходящего, но, как бы то ни было, в целом поэтические образы Сека остаются материальными, конкретными, они не отрываются от реальной действительности

Мы уже говорили о том, что в абсолютном большинстве его стихотворения гражданственны, они написаны о родине, о ее тяжелой судьбе, о страданиях родного народа, причем субъективные переживания поэта сливаются с объективным представлением о мире, а ино-

гда объективное даже перевешивает Процессы, явления внешнего мира преломляются в субъективном восприятии героя, так, что они сохраняют свою объективную значимость, т е сохраняют свои объективно-пластические формы Есть у Сека стихотворения на которых лежит налет романтичности, но которые совершенно не теряют своей реалистичности

К ним относятся- «Отчизна» («Фыдыбагстаг»), «Кручина гор» («Хагхты магт»), «К вершине Христа» («Чырыстийы цъупмаг»), «Сон» («Фын»), «Звери» («Сырдтае ») и др

В этих стихотворениях встречаются отдельные абстрактные образы и мысли, но, в целом, отвлеченные рассуждения и мысли чужды поэтике Сека Гадиева

В стихотворении «Отчизна» («Фыдыбагстаг») Сека создает зримые поэтические образы «Къуыбаргай згъаглынц цъитийы фэгзгъагртаг», «Cay суадагттаг баерзондагй ызгьорынц», «Уылэгнтаг-кагнгае cay денд-жызы мигь, /Ерхыты наергаг cay хохыл аердих», «Ныттар ваеййынц cay хохы агрхытаг», «Дымгагйагн дзурынц фугае баглэгстае, сагр къулгагнгагйаг, саг хъастц ныхзгстзг» («Комьями падают куски ледника», «Черные родники сбегают с высоты», «Вздымая волны, черным морем туча, гремя в оврагах раздвоилась о черную гору», «Когда темнеют черной горы овраги», «Ветру говорят рододендроновые деревья, склоняя головы свои жалобные слова»)

Неодушевленные предметы в этом стихотворении одушевляются воображением поэта, перечисленные выше образы подчиняются его главной мысли, которая угадывается подспудно и заключает в себе переживания по поводу несчастной судьбы отчизны.

Отдельные детали этого стихотворения изображены точно и благодаря этому стихотворение делается живым и конкретным Лирике чужды длинные описания, внимательно читая стихотворение «Фыдыбэгстэе» («Отчизна») складывается такое впечатление, как будто оно чрезмерно загружено деталями, но эти детали так живы, конкретны, так одушевлены, что каждая из них представляет из себя поэтическую картину, и, следовательно, они не только не утомляют читателя, но своим многообразием, своей новизной приковывают к себе его внимание, будят его воображение и вызывают в нем различные ассоциации.

Весьма сильной представляется эмоциональная выразительность образов стихотворения Эти конкретные выразительные детали способствуют раскрытию идейного замысла произведения и появлению целой системы образов стихотворения

Образы стихотворения крепко связаны друг с другом и, можно сказать, что они представляют из себя единое целое

В стихотворениях Сека, среди которых немало сложных произведений, чрезвычайно трудно встретить что-нибудь неясное, туманное, неверное, он всегда стремится к точности и ясности, к простоте и в этом он родствен Александру Пушкину и Коста Хетагурову, которые тоже всегда избегали всего неясного и туманного

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делается ряд выводов относительно поэзии Сека Гадиева, о ее месте в истории осетинской литературы

Несомненно, Сека Гадиев внес крупный вклад в развитие осетинской поэзии Исследователи осетинского литературного процесса дают противоречивые оценки его поэтическому творчеству, но то, что Сека был настоящим поэтом никто из них не подвергает сомнению, а по мнению Хаджи-Мурата Дзуццати Сека — поэт не уступает Сека — прозаику

На поэтическое творчество Сека оказали сильное влияние осетинская устная народная поэзия и «Ирон Фандыр» Коста Хетагурова, особенно на начальном этапе его творчества, но если бы в зрелые годы он не освободился от влияния Коста, то его поэзия сегодня не представляла бы для нас никакого интереса

Поэтическое творчество Сека Гадиева, в частности его лирические стихотворения, являются ценным вкладом в осетинскую поэзию Такие его лирические стихотворения как «Фыдыбэестэе» («Отчизна»), «Хаехты мает» («Кручина гор»), «Мае бэелас» ( «Мое дерево»), «Чырыстийы цъупмге» («К вершине Христа»), «Фын» («Сон»), «Уалдзыгон зараег» («Весенняя песня»), «Ирыстон» («Осетия»), «Маегуыры заердае» (Сердце бедняка»), «Терк» («Терек»), «Хъарэег» («Причитание») и др являются глубоко оригинальными, подлинными поэтическим созданиями

Стихотворения «Тэехуды» («Желание»), «Ирыстон» («Осетия»), «Па-хуымпар» («Пророк»), «Ме 'мбагстонаен дзуапп» («Ответ моему земляку»), «Фыййауы сагьаес» («Печаль пастуха»), «Сэерд» («Лето»), «Нысту-ан» («Завещание»), «Ос-Баегъатыры мады хъарагг» («Причитание матери Ос-Багатара») и др, вошедшие в его последние поэтические сборники «Куырм фагндырдзаегъдагг» («Слепой гитарист») и «Фынтэе» («Сны») Говорят о том, что поэтический талант Сека Гадиева все развивался К сожалению, из-за трагической гибели яркое поэтическое дарование Сека не достигло своего полного и высшего развития

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

1. Гобозов В Л Ныхас Секъайы поэзийы тыххгей // Фидиуаег, 1996 №6 — С 110-116

2 Гобозов В Л Ныхас Секъайы дыууэг эемдзэгвгэгйы тыххэгй //Фидиуаег, 1999 №2~С 147-192

3 Гобозов В Л Гагдиаты Секъайы поэзи шмж ирон адагмон поэтикон традици // Фидиуагг, 2002 №3-С 93 -101

4 Цховребов В К, Гобозов В Л Заметки о повести Нафи Джусойты «Возвращение Урузмага» // Известия ЮОНИИ Вып ХХХУЬ-Цхин-вал, 2000 С 116-127

5 Гобозов В Л Народно-героическая песня и лирика Сека Гадиев// Известия ЮОНИИ Вып ХХХУП-Цхинвал, 2005-С 120-128

6 Гобозов В Л Идейно-художественное влияние Коста Хетагурова на поэзию Сека Гадиева// Ученые записки ЮОГУ Т XX-Цхинвал, 2006 С 10-20

7 Гобозов В Л Жанр причитания в осетинском фольклоре и в лирике Сека Гадиева // Ученые записки ЮОГУ Т ХХ~Цхинвал, 2006—С 2125

8 Гобозов В Л Композиция стихотворения Сека Гадиева «Фыдыбаестаг» // Научная мысль Кавказа-Ростов-на-Дону, 2007-С 170-176

Сдано в набор 15 05 2007. Подписано в печать 21.08 2007 Формат бумаги 60x84 1/16 Физ п л 1.5 Тираж! 00 экз Заказ №161.

Юго-Осетинское производственное полиграфическое объединение РЮО, г. Цхинвап, ул Московская, 5

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гобозов, Валерий Леонтьевич

Введение.

Глава 1. Фольклорно-литературные истоки лирики С.Гадиева.

1.1. Народно-героическая песня и лирика Сека Гадиева.

1.2. Жанр причитания в осетинском фольклоре и в лирике Сека

Гадиева.

1.3. Идейно-художественное влияние Коста Хетагурова на поэзию Сека

Гадиева.

Глава 2. Идейное содержание поэтического творчества С. Гадиева.

Глава 3. Поэтика лирического наследия С.Гадиева.

3.1. Композиция лирического стихотворения Сека Гадиева.

3.2. О рифме Сека Гадиева.

3.3. Образная система лирики Сека Гадиева.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Гобозов, Валерий Леонтьевич

Творчество Сека Куцыриевича Гадиева (1855-1915) является одним из интереснейших явлений осетинской художественной литературы. С. Гадиев по праву считается основоположником осетинской художественной прозы. В таких рассказах, как «Азау», «Айсса», «Залда», «Арагвский алдар Нугзар», «Женщина в трауре», «Сафират», «Садулла и Манидза», «Мать и сын», «Сестра и брат» и других широко показана тяжелая жизнь осетинского крестьянства в пореформенное время, в них Сека приходит к неутешительному выводу: в прошлом осетины-труженики подвергались суровой эксплуатации в результате бесчеловечных адатов патриархальной старины.

Кроме рассказов об историческом прошлом, Сека написал цикл прозаических произведений о современной ему жизни, он создал также несколько народных сказок, преданий и легенд.

Наряду с прозаическими произведениями, Сека писал весьма интересные и талантливые поэтические произведения. Интересно отметить, что свою литературную деятельность он начал именно со стихов.

Борьба с беспросветной нуждой наложила трагический отпечаток на всю дальнейшую жизнь талантливого писателя. С ней Сека пришлось бороться до конца своей жизни. А преследовать его она начала с юных дней.

Как свидетельствует первый биограф Сека, его сын, крупный осетинский поэт Цомак Гадиев, отец писателя Куцыри, неграмотный, но мудрый человек, каким-то внутренним инстинктом угадал одаренность сына и все силы приложил к тому, чтобы дать ему образование.

Эта его мечта осуществилась благодаря грузинскому священнику, случайно попавшему в их края. По просьбе Куцыри он научил способного юношу грузинской грамоте, и в скором времени Сека мог читать в оригинале произведения грузинской художественной литературы. С помощью этого священника Сека стал псаломщиком и много лет проработал в церкви родного села Ганис.

Однако это не избавило его от материальной нужды, и чтобы прокормить большую семью (у него было семеро детей), ему пришлось заниматься тяжелым трудом земледельца. Его сын Цомак писал: «.он с потом и кровью вырывал свой черствый ячменный хлеб с клочков своей пашни» (22,240).

Через некоторое время он переехал на постоянное местожительство в Северную Осетию, работал в разных церквях причетником, но, несмотря на отчаянные попытки, не смог добиться материального достатка.

Таким образом, Сека Гадиеву приходилось заниматься литературной деятельностью время от времени, урывками, и это, конечно, сильно повлияло на развитие его таланта, он не проявился во всей своей мощи, во всем своем блеске. Невзирая на вышеуказанные обстоятельства, Сека удалось написать поразительно много: кроме вышеназванных прозаических произведений он является автором пяти сборников стихотворений, тридцати коротких новелл, драматических сцен, нескольких сказок, стихотворений в прозе, публицистических статей, переводил выражения мудрецов. По сей день исследователи точно не знают, к какому периоду его жизни можно отнести начало литературной деятельности Сека Гадиева.

В вышеуказанной статье Цомак Гадиев считает, что уже в конце 70-х годов XIX века Сека Гадиев писал стихи. Не оспаривая это мнение, известный осетинский поэт и ученый Нафи Джусойты в своей монографии «Сека Гадиев» утверждает, что «.вероятно, к этому времени относится изначальная проба пера писателя».

Вряд ли опыты этого времени были удачны. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что произведения этого периода остались фактами личной биографии писателя, не стали фактами его творческой биографии.

В этом нас убеждает идейно-художественное содержание и состав первой книги писателя, с которой он решил выступить на литературную арену» (23, 21).

Однако, невзирая на то, что не осталось никаких свидетельств, можно предположить, что первые стихотворения Сека Гадиев создавал в более раннем возрасте, нежели указывает Цомак, а именно - в отроческом возрасте, сразу же после того, как грузинский священник обучил его грамоте. К этой мысли нас побуждает беспокойная, метущаяся душа поэта, которая так сильно проявилась впоследствии в его стихотворениях. Эти стихотворные опыты Сека Гадиева, несмотря на их техническое несовершенство, наверняка, дали бы ясное представление о внутренней жизни поэта, и, несомненно, они представляли бы известную ценность как его первые опыты на поэтическом поприще.

Талант С. Гадиева особенно ярко раскрылся в прозе. В жанре прозы у Сека Гадиева не было предшественников. До Сека прозаические и публицистические произведения писал видный осетинский писатель и публицист Инал Кануков, но и он их создавал на русском языке.

Значительный вклад в исследование проблемы изучения творчества Сека Гадиева внес Нафи Джусойты. В своей монографии «Сека Гадиев», а также во втором томе своей «Истории осетинской литературы» Нафи Джусойты разбирает поэтическое творчество Сека Гадиева, притом надо подчеркнуть, что в обеих книгах он частично разрабатывает и проблемы художественного мастерства поэта, но ученый специально не ставил перед собой такой цели.

Отдельные статьи о поэтическом творчестве Сека написали Васо Абаев, Хаджи-Умар Алборты, Хадзыбатыр Ардасенов, Александр Бязров, Цомак Гадиев, Хаджи-Мурат Дзуццати, З.М. Салагаева, Шамиль Джикаев и др.

Проблемам художественного мастерства Сека Гадиева - поэта уделяет внимание и Хадзыбатыр Ардасенов в своем «Очерке развития осетинской литературы» и в «Жизни и поэзии», а также Хаджи-Мурат Дзуццати в своей статье, но в их работах разработка этой проблемы носит эпизодический характер.

Литературоведами, критиками, писателями сделано немало для исследования творчества великого осетинского поэта, прозаика, основоположника художественной прозы на осетинском языке. Однако поэзия Сека Гадиева изучена недостаточно. Необходимы специальные научные работы, в которых бы проблемы художественного мастерства Сека Гадиева -поэта были комплексно проанализированы.

Поэзия Сека Гадиева многосторонняя, сложная, богатая. Его поэзию составляют гражданские лирические стихотворения, басни, миниатюры.

Сека удалось вложить душу в свои прозаические и поэтические произведения, и этим объясняется их жизненность, именно поэтому они не оставляют равнодушным читателя.

Несомненно, поэтическое творчество Сека Гадиева является одной из интереснейших страниц осетинской литературы. Это утверждение наших ученых мы считаем незыблемым. Но если в начале своего творческого пути талантливый поэт находился под влиянием своего великого учителя Коста Хетагурова, то в скором времени ему удалось проложить самостоятельную дорогу и, как мы видим, он обогатил осетинскую поэзию многими оригинальными поэтическими произведениями.

Настоящему поэту всегда удается показать в своих произведениях время, в котором он живет, т.е. ему удается показать события и правду времени в совокупности, ему удается полностью обнажить свою душу, раскрыть судьбы тех людей, которые окружают его, это в полной мере удалось и Сека Гадиеву. К боли его нежной и любящей души добавилось неизбывное горе родного народа, и поэту удалось полностью показать их в своих произведениях. Благодаря этому, Сека познакомил потомков с противоречиями своей эпохи.

Нам представляется, что Сека Гадиев является одним из самых драматичнейших художников осетинской литературы. С самого рождения он испытал горести жизни, ему пришлось бороться с пресловутой судьбой, из стонов и стенаний души родного народа родились его прекрасные стихи.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмыслить художественное мастерство Сека Гадиева.

Идеи, темы, мотивы, сюжеты, волновавшие С. Гадиева злободневны и для нашего времени.

Целью диссертационного исследования является комплексное исследование лирики Сека Гадиева, разработка проблем художественного мастерства поэта.

Основные задачи исследования:

1. Провести критический обзор литературы по исследуемой проблеме.

2. Изучить связи лирики С. Гадиева с народно-героической песней, с жанром причитания.

3. Раскрыть образную систему художественного мастерства Сека Гадиева - поэта.

4. Выявить роль идейно-художественного влияния К. Хетагурова на поэзию С. Гадиева.

Объектом исследования является поэзия Сека Гадиева.

Предметом исследования является выявление особенностей художественного мастерства Сека Гадиева.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые предпринята попытка комплексного изучения проблем художественного мастерства Сека Гадиева - поэта. В диссертации выявляются связи между народно-героической песней и лирикой Сека Гадиева - поэта, исследуются проблемы жанра причитания в осетинском фольклоре и в лирике Сека Гадиева, а также впервые анализируются композиции девяти лирических стихотворений поэта и его поэмы «Иунаг», специальные параграфы посвящены рифме и образной системе лирики Сека Гадиева.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке лекционных и практических специальных курсов по осетинской литературе на факультетах русской и осетинской филологии, а также могут быть учтены при написании истории осетинской литературы.

Апробация диссертационного исследования проводилась в рамках прочитанных лекций для студентов факультетов филологии и журналистики ЮОГУ им. А.А. Тибилова, а также выступлениями на научных сессиях в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте.

Основные положения диссертации изложены в статьях, опубликованных в журнале «Фидиуаг», «Известиях» ЮОНИИ им. З.Н. Ванеева, «Ученых Записках» ЮОГУ и в центральной печати. Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях кафедр осетинского языка и литературы Юго-Осетинского и Северо-Осетинского государственных университетов в 2006 г.

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное мастерство Сека Гадиева - поэта"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несомненно, Сека Гадиев внес крупный вклад в развитие осетинской поэзии. Исследователи осетинского литературного процесса дают противоречивые оценки его поэтическому творчеству, но то, что Сека был настоящим поэтом, никто из них не подвергает сомнению, а по мнению Хаджи-Мурата Дзуццати Сека-поэт не уступает Сека-прозаику. По этому поводу он писал в своей статье «Сека»: «Читатель не один и не два раза слышал, что Сека преимущественно был прозаик, о, да. Сека был большой прозаик, но, как поэт был не меньше.

Поэзия Сека многосторонна, сложна и богата.

Основу ее составляют гражданские стихи, лирические стихотворения, басни, дидактические куплеты и миниатюры.

Конечно, как всякий классик, и Сека писал отдельные слабые стихотворения, но не они являются главным мерилом в оценке творчества писателя.

Главное внимание обращают на его лучшие стихи, т.е. на те стихотворения, из которых построена его поэтическая башня, и благодаря им определяют ее объективное содержание.

Глубокие чувства, зримые образы, различные интонации в поэзии Сека встречаются обильно».(4.С.199).

Конечно же, на поэтическое творчество Сека оказали сильное влияние осетинская устная народная поэзия и «Ирон фандыр» Коста Хетагурова, особенно на начальном этапе его творчества, но если бы в зрелые годы он не освободился от влияния Коста, то его поэзия сегодня не представляла бы для нас никакого интереса. В связи с этим представляется верной мысль Нафи Джусойты:

Осетинская поэзия в тот период своего становления переживала, условно говоря, переходный период от устно-поэтической к индивидуально-профессиональной традиции. Коста Хетагуров своим творческим подвигом подвинул столь далеко развитие осетинской поэзии в русло новой, им самим созданной, традиции, что Сека Гадиеву подняться до его уровня не удалось, хотя он и усвоил многие особенности новой традиции» (2.С. 1640166).

Мы не сопоставляем масштаб поэтического дарования Сека Гадиева с Коста Хетагуровым, но каждый настоящий поэт вносит в поэзию свой оригинальный вклад, то же самое можно сказать и о Сека.

Поэты ценны тогда, когда они хорошие, но разные.

Поэтическое творчество Сека Гадиева, в частности, его лирические стихотворения, являются важным вкладом в осетинскую поэзию.

Такие его лирические стихотворения, как «Фыдыбаестае» («Отчизна»), «Хаехты мает» («Кручина гор»), «Мае баелас» («Мое дерево»), «Чырыстийы цъуппмае» («Вершине Христа», «Фын»(«Сон»), «Уалдзыгон зараег»(«Весенняя песня»), «Ирыстон» («Осетия»), «Маегуыры заердае» («Сердце бедняка»), «Терк» («Терек»), «Хъараег» («Причитание»), «Таехуды»(«Желание»), «Фаедис» («Тревога»), «Уарзон» («Любимая»), «Саниба» («Саниба»), «Маенг Дуне» («Бренный мир»), «Мае фэендаг»(«Мой путь»), «Кьэевда»(«Дождь), «Лшкъард хъуыды» («Грустная мысль»), «Л5фсадхон, 1914 азы» («Полководец, в 1914 году») и другие являются глубоко оригинальными, подлинными поэтическими созданиями.

Как и Коста Хетагуров, Сека Гадиев полностью посвятил свою жизнь народу, в свои лирические стихотворения он вложил свою душу, она то грустит, то горюет, но, к сожалению, очень редко смеется, ибо трагическое положение родины и родного народа давали ему мало повода для веселья, для смеха.

Стихотворения «Таехуды» («Желание»), «Ирыстон» («Осетия»), «Пахуымпар» («Пророк»), «Ме 'мбзестоназн дзуапп» («Ответ моему земляку»), «Не 'хеинаен нард гогызы фыд нае тайы» («Наша госпожа не переносит индюшатину»), «Таеригъаедцжын» («Грешник»), Фыййауы сагъаес» («Печаль пастуха»), «Саерд» («Лето»), «Ныстуан» («Завещание», «Ос-Баегъатыры мады хъараег» («Песня матери Ос-Багатара») и другие, вошедшие в его последние поэтические сборники «Куырм фзгндырдза2гъдагг»(«Слепой гармонист») и «Фынтаг»(«Сны»)говорят о том, что поэтический талант Сека Гадиева все развивался.

К сожалению, из-за трагической гибели поэтический талант Сека Гадиева не достиг своего полного и высшего развития.

179

 

Список научной литературыГобозов, Валерий Леонтьевич, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абаев В.И. Сека Гадиев // Звезда. 1930. №9. - .С. 154.

2. Абаев В.И. Сека Гадиев // Мах дуг. 1965. № 10. - С Л 25.

3. Абаев В.И. О Сека Гадиеве // Альманах Советская Осетия.- 1965 - №26-27.-С.126.

4. Абаев В.И. Слово о Сека Гадиеве. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. - Владикавказ, 1990. - С.55.

5. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. - Владикавказ, 1930.- С.399 - 401.

6. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Владикавказ, 1990. С. 80.

7. Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. -Орджоникидзе: 1959. С.26-27.

8. Ардасенов Х.Н. Сека Гадиев и его творчество // Альманах. Советская Осетия. 1956. №7-8. С. 156.

9. Асеев Н. Разговор о поэзии. М., 1962. - 280 с.

10. Архив СО НИИ. Ф.30-3. -С. 147.

11. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. Художественная Литература, М.: 1986. -380 с.

12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. - 400 с.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 350 с.

14. Белый А.Символизм как миропонимание. М., 1994. - 270 с.

15. Белинский В.Г. ПСС в 13 т., т. 7. С.330-337. -М., 1955.

16. Бзаров Р.С. История в осетинском предании. Владикавказ: Ир, 1999. -С. 26-27.

17. Блок А.А. Соб.с. в 6 т.Л., 1982.- С. 125.

18. Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. -240 с.

19. Брюсов В.Я. Синтетика поэзии. М - Л., 1925. - 350 с

20. Бязров А.Х. Художественные особенности Сека. Мах дуг, 1950. № 2.

21. Бязров А.Х. Бестаев А. Его имя будет жить в веках. Фидиуаг, 1965. № 9. -С. 124-129.

22. Гадиев Ц.Ю. Сека Гадиев осетинский поэт-самоучка. Известия Горского Педагогического интитута. T.V. - Владикавказ: - С. 235-240.

23. Гадиев С.К. Азау. Ир, Орджоникидзе: 1981. - С.424.

24. Гаспаров M.JI. Избранные статьи. М.: Новое литературное обозрение, 1995.-320 с.

25. Гете И.В. Разговоры Гете с Эккерманом. Т.1.СПБ.: 1905. С.20.

26. Гринберг И.Л. Три грани лирики. М.: Художественная литература, 1985.-440 с.

27. Гюйо М. Задачи современной эстетики. СПБ, 1899. - С. 127.

28. Дзуццати X. Баерндзинад. Цхинвал, 1976. - С. 199-201.

29. Джикаев Ш.В. Ныхасы фарн. Дзагуджыхъэеу: Ир, 1996. - 380 ф.

30. Джикаев Ш.Ф. Ирон литератургейы истори. Дзагуджыхъаеу: Ир, 2003. -520 ф.

31. Джусойты Н.Г. Сека Гадиев. Сталинир, 1958. - С. 9-321.

32. Джусойты Н.Г. Коста Хетагуров Сталинир, 1958. - С. 322-350.

33. Земцовский И.В. Русские протяжные песни. Л., 1967. -350 с.

34. Жирмунский В.М. Мелодика стиха. Л., 1977. - 380 с.

35. Жирмунский В.М. К вопросу о стихотворном ритме. М., 1955. -420 с

36. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. - С.294.

37. Ирон адземон сфаелдыстад: Хрестомати. Дзауджикау, 1949. С. 41.

38. Карман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. -330 с.

39. Киреевский И.В. Нечто о характере поэзии Пушкина. ПСС. М., 1911.Т.2. -350 с.

40. Кузьмин Н. Штрих и слово. Л., 1968. - 380 с.

41. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи.- Л., 1974. -340 с.

42. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Тарту: 1975. - 290 с.

43. Мамсыраты Т. Ирон зарджытзе.- Ирыстон, 1965. С.4-6.

44. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма,- М.: Наука, 1976. 240 с.

45. Маршак С .Я. Воспитание словом. М.: Правда, 1990. Собр. Соч. в 4 т. Т.4.-С. 103-104.

46. Маршак С.Я. О плохих и хороших рифмах. М., 1986. Соб. соч. в 4 т. Т.4. - С.114-115.

47. Миллер В. Осетинские этюды. Т.11. Осетинские тексты. М., 1881. - 580 с.

48. Милетинский М. Поэтика мифа. М., 1976. -320 с.

49. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. М.: Советский писатель, 1987.440 с.

50. Памятники народного творчества осетин // Вып.П.-1937.-С.150.

51. Плиев Г.Г. Сека, певец горского народа. Фидиуэег. № 4. - С 120-130. 2005.

52. Пушкин А.С. ПСС в 10 т., t.VI.M. Л., 1958. - С.619.

53. Савкуев С. Язык писателя // Мах дуг, 1949. №11. -125 с.

54. Салагаева З.М. Коста Хетагуров и осетинское народное творчество. -Орджоникидзе, 1959.-С. 106-107.

55. Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе. Орджоникидзе: Ир, 1970. -340 с.

56. Сборник Венок бессмертия. Владикавказ, 2000. - С. 155-177.

57. Семенко И.М. Жизнь и поэзия В.А. Жуковского. М., 1975.- 440 с.

58. Сильман Т.Н. Заметки о лирике. Советский писатель, Ленинград, 1977. - С.199-200.

59. Соболевский А.И. Великорусские народные песни. Т.З. М., 1966.450 с.

60. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М., 1958. -480 с.

61. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969. - 440 с.

62. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. Л., 1931. - 470 с.

63. Туаев Ш.С. Зазххкусгегадон азмаз социален фарстытаз Секъайы Сфаелдыстады. Фидиуазг, 2005. № 3 С. 85-89.

64. Ушаков Н.Н. Мастерская. М., 1977. - 440 с.

65. Хетагуров К.Л. ПСС в 3 т. Т.З.- М., 1983. С.90.

66. Хрестоматия по осетинской литературе для шестого класса. Учебник. Дзауджикау, 1946. С. 14.

67. Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М.: Радуга, 1987. -С.220.

68. Шагинян М.С. Об искусстве и литературе. М., 1958. - С. 250.

69. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. М., 1962. -350с.

70. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. М., 1975. - 420 с.